Рисунки на религиозную тему: Потрясающая религия стоковые изображения, картинки, фотографии

Разное

суть, история, особенности религиозного жанра в живописи. Лучшие картины известных художников в религиозном жанре

  • Особенности проявления религиозного жанра в разных религиях
  • История религиозного жанра в европейском искусстве
  • Известные художники религиозного жанра

Религиозный жанр — раздел искусства, в котором художник с помощью образов и форм воплощает в произведении веру в существование высших сил и поклонение им. Религиозный жанр существует не только в живописи, графике, скульптуре и архитектуре, но и в литературе, музыке, хореографии, кинематографе и различных видах декоративно-прикладного искусства. Основное предназначение произведений религиозной направленности — передача зрителю глубоких моральных посланий и укрепление веры человека в Бога.



Религиозный жанр в европейской христианской живописи традиционно считается важнейшей частью исторического жанра. Он объединяет все произведения художников на библейскую тематику, независимо от стиля и времени написания.



Особенности проявления религиозного жанра в разных религиях


Религиозный жанр в искусстве присутствует во всех мировых системах вероисповедания, но в разных проявлениях. С древних времен в торжественных культовых мероприятиях используются всевозможные выразительные формы искусства:


  • декламационное чтение священных текстов и хоровое пение;
  • театрализованные процессии и ритуальные танцы;
  • специальное освещение и музыка.



Важнейшим изобразительным видом искусства для укрепления веры людей в Бога была и остается архитектура. Величественные храмовые комплексы выдающиеся зодчие создавали во все времена:


  • в Древнем Египте и Месопотамии;
  • в Индии и Китае;
  • в Африке и Америке;
  • в Древней Греции и Риме;
  • в христианской Европе и мусульманских государствах.



В христианской культуре, помимо архитектуры, тематика высших сил также широко использовалась в живописи:


  • иконописи;
  • художественной росписи стен храмов и алтарей;
  • мозаике;
  • картинах.



В Исламе из-за ограничения на изображения людей и животных для художественного украшения мечетей архитекторы использовали геометрические узоры, арабески и каллиграфические элементы.


История религиозного жанра в европейском искусстве


История религиозного жанра в христианской культуре берет свое начало со II века нашей эры. В те времена христиане повергались гонениям со стороны языческих правителей Римской Империи, поэтому творчество мастеров было ограничено созданием рукописных иллюстрированных библейских текстов и росписями стен в катакомбах.



В 312 году Константин Великий перешел в христианскую веру и перенес столицу Римской Империи в Новый Рим — Константинополь. С этого момента начинается бурное развитие жанра в архитектуре, живописи и скульптуре.


В Византийской Империи вплоть до ее гибели в 1453 года происходит масштабное строительство величественных храмов, стремительно набирает популярность фресковая роспись стен, формируется уникальная школа иконописи, создаются мозаики на библейскую тематику.



Из Византии религиозный жанр вместе с принятием христианства постепенно проникает во все страны Западной и Восточной Европы. В Киевской Руси, а позже — в Московском княжестве иконопись становится важнейшим видом живописи.


Огромный вклад в развитие религиозного жанра в древнерусском государстве внес Андрей Рублев. Гениальный мастер, причисленный ныне православной церковью к лику святых, создавал глубоко духовные иконы и фресковые росписи. К сожалению, большинство его работ не сохранились до наших дней.



На территории Западной Европы в Средние века жанр полностью господствует в изобразительном искусстве. В Париже, Кельне, Реймсе, Амьене, Йорке и других городах строятся уникальные готические соборы, прославляющие величие Бога.



В эпоху Ренессанса стремительно возрастает интерес к живописи и скульптуре на библейскую тематику. Представители церкви становятся крупнейшими заказчиками у прославленных мастеров вплоть до начала XVII века. Величайшие гении того времени большую часть жизни посвящают созданию:


  • масштабных фресок;
  • уникальных алтарных росписей;
  • скульптурных композиций и барельефов;
  • картин, гравюр и иллюстраций к Святому писанию.



В середине XVII века ситуация на рынке искусства начинает быстро меняться. Появляются новые богатые заказчики из числа успешных коммерсантов и правителей. Религиозный жанр стремительно теряет господствующие позиции. Растет спрос на портреты, пейзажи, произведения на батальную, историческую и мифологическую тематики.



В последующие века интерес со стороны заказчиков к картинам и скульптурам с библейскими сюжетами продолжает угасать. Художники предпочитают создавать произведения на другие темы, которые быстрее находят своего покупателя и отображают текущие запросы общества. Эта тенденция продолжается и в наши дни.



Известные художники религиозного жанра


К числу известных художников религиозного жанра можно причислить десятки гениев живописи и скульптуры. К этой тематике в своем творчестве постоянно обращались крупнейшие мастера эпохи Ренессанса. Среди них:


  • Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — автор знаменитой «Сикстинской Мадонны» и еще нескольких десятков изображений Богоматери, непревзойденный мастер алтарной живописи, архитектор Ватикана.
  • Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) — величайший скульптор Возрождения. Его уникальные скульптурные образы святых и сегодня украшают старинные церкви итальянских городов.
  • Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — автор «Тайной вечери» — фресковой росписи доминиканского монастыря в Милане. Уникальная фигура в истории Ренессанса — выдающийся изобретатель, ученый, живописец и мыслитель.
  • Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — самый загадочный и оригинальный живописец из нашего списка. Автор алтарных триптихов с символическими художественными образами.
  • Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) — крупнейший мастер мировой религиозной гравюры. Создатель шедевральных офортов и ксилографий из Ветхого и Нового Завета.



Шедевральные произведения искусства религиозного жанра и сегодня вызывают у зрителей чувства восхищения и духовного трепета. Они заставляют людей глубоко задуматься о вечных истинах и дарят надежду.



На портале Very Important Lot коллекционеры и ценители старинного искусства могут принять участие в арт-аукционах и побороться за право покупки уникальных предметов антиквариата. Сайт также предоставляет возможность всем желающим напрямую купить картины, скульптуры, иконы у современных художников.

    • Добавить фото

    Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий

    Больше новостей

    Жанр ню в живописи: эволюция и исторические тенденции голого стиля

    Серебро Германии — ювелирное искусство, вдохновленное художниками и граверами

    Синтетизм — стиль живописи, объединивший черты нескольких направлений

    Дерзкая Энн Бригман — первооткрывательница селфи в стиле ню

    Новости Sotheby’s: Симпсоны за 14 миллионов долларов

    Картина «Над городом» Марка Шагала — живописная метафора окрыляющего счастья

    Вымершая птица Додо: они его слепили из того, что было

    Картина «Вдовушка» Павла Федотова — жизненная драма в четырех вариантах исполнения

    Метафизическая живопись — новаторское художественное направление начала ХХ века и уютная колыбель для зарождения идей сюрреализма

    Выставка киноплакатов периода расцвета немого кино в Музее истории СПб

    картины на религиозные сюжеты.

    «Сотворение мира», «Всемирный потоп» и другие.

    Публикации раздела Музеи

    Великий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты — иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия. Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).

    Сотворение мира

    Иван Айвазовский. Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме — имя «ночь». Настал вечер, настало утро — первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро — второй день» (Книга Бытия, 1:1–8).


    Всемирный потоп

    Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    «Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).


    Сошествие Ноя с горы Арарат

    Иван Айвазовский. Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная картинная галерея Армении, Ереван, Армения

    «В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи — и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы — все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19).


    Переход евреев через Красное море

    Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891. Частное собрание

    «И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).

    Читайте также:

    • Пушкинистика Айвазовского
    • Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи
    • Гармония сражений: морские бои Айвазовского

    Хождение по водам

    Иван Айвазовский. Хождение по водам (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    «Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32).

    Теги:

    ХудожникиЖивописьПубликации раздела Музеи

    Рисунки на религиозную тематику

    Рисунки на религиозную тематику


    Рисунки на религиозную тематику

    Ян ГОССАРТ

    Ян Госсарт — первый нидерландский художник, оставивший нам довольно большой и разнообразный массив рисунков. Эти рисунки представляют собой бесценное дополнение к его дошедшим до нас картинам, проливая свет на его художественную эволюцию и рабочий процесс, а также на масштабы его деятельности. Они включают в себя несколько листов, выполненных в различных техниках, и варьируются по тематике от набросков античной скульптуры и архитектуры, мифологических и библейских композиций до орнаментальных рисунков.

    Ранние рисунки Госсарта тесно связаны с новым стилем, который развился в Антверпене в первые десятилетия шестнадцатого века. Он был одним из пионеров антверпенских маньеристов и одним из их самых талантливых практиков. Рисунки Госсарта отражают его знакомство с античной скульптурой и архитектурой во время его поездки в Рим в 1508–1509 годах, а также отражают его интерес к современному итальянскому искусству. Влияние итальянских исследований Госсарта на его творчество было немедленным и особенно заметно в его рисунках. Он ссылался на свои итальянские исследования на протяжении всей своей карьеры.


    Предварительный просмотр Данные изображения Информация
    Таинственный брак святой Екатерины
    1503-08
    Перо и коричневые чернила, 227 x 172 мм
    Statens Museum for Kunst, Копенгаген

    Святое Семейство, сидящее у подножия дерева
    1510-15
    Перо, коричневые чернила, черный мел, пергамент, 156 x 127 мм
    Метрополитен-музей, Нью-Йорк

    Богородица с младенцем и святыми Екатериной и Варварой
    1510-15
    Черный мел, 424 х 299 мм
    Государственный музей, Амстердам

    Усекновение главы Иоанна Крестителя
    1510-15
    Перо и черная тушь, усиленная белой гуашью, на серо-коричневой подготовленной бумаге, диаметр 245 мм
    Cole Nationale Suprieure des Beaux-Arts, Париж

    Святой Иоанн Богослов на Патмосе
    1515-20
    Перо и коричневые чернила, диаметр 210 мм
    Частная коллекция

    Поклонение волхвов
    1515-20
    Перо и коричневые чернила на пергаменте, 270 x 194 мм
    Муза Лувра, Париж

    Адам и Ева
    в. 1520
    Перо и тушь, кисть и тушь, белая гуашь, на серо-голубой подготовленной бумаге, 348 х 239 мм
    Девонширская коллекция, Чатсуорт

    Адам и Ева
    1520-25
    Перо и коричневые чернила поверх черного мела или угля, 259 x 211 мм
    Graphische Sammlung Albertina, Вена

    Адам обвиняет Еву перед Богом
    1520-25
    Перо и серо-коричневые чернила, 200 x 265 мм
    Государственный музей, Амстердам

    Богородица с младенцем и Иоанном Крестителем
    1520-е годы
    Перо и коричневые чернила, 135 x 154 мм
    Британский музей, Лондон

    Дева Смирения
    1520-25
    Перо и коричневые чернила, 218 x 198 мм
    Staatliche Graphische Sammlung, Мюнхен

    Поклонение пастухов
    1520-е годы
    Перо и коричневая тушь, кисть и серо-синяя тушь, 110 x 83 мм
    Staatliche Museen, Берлин

    Представление в храме
    1520-е годы
    Перо и коричневые туши, кисть и коричневый цвет, коричневая заливка на коричневой бумаге, 394 x 165 мм
    Кунстхалле, Гамбург

    Терновый венец
    1520-е годы
    Перо и коричневые чернила по черному мелу, 274 x 252 мм
    Staatliche Museen, Берлин

    Плач
    1520-е годы
    Перо и коричневые туши, кисть и коричневые туши, коричневая заливка, черный мел, 277 x 305 мм
    Staatliche Museen, Берлин

    Обращение Саула
    1520-е годы
    Перо, коричневые чернила, черный мел, 303 x 438 мм
    Staatliche Museen, Берлин

    Мученичество святого Кириака и его сподвижников
    1520-е годы
    Перо и коричневые чернила по черному мелу, 287 x 467 мм
    Statens Museum for Kunst, Копенгаген

    Сцены из жизни Сент-Джайлса
    1520-е годы
    Перо и коричневые чернила по черному мелу, 299 x 422 мм
    Statens Museum for Kunst, Копенгаген

    Эскиз триптиха
    1520-е годы
    Перо и коричневая тушь, кисть и серая тушь, серая заливка, черный мел, 322 x 512 мм
    Государственный музей, Берлин


    Краткое изложение работ Яна Госсарта
    Картины
    Алтари | Изображения Богородицы
    Святой Лука, рисующий Богородицу | Другие религиозные сюжеты
    Мифологические сюжеты | Портреты
    Графика
    Религиозные рисунки | Рисунки античного искусства
    Рисунки-орнаменты | Репродукции

    © Интернет-галерея искусств, созданная Эмилем Креном и Даниэлем Марксом.

    Выставка в Christie’s, исследующая религию в искусстве

    До 21 июля на Christie’s в Лондоне проходит специальная выставка, посвященная темам религии, веры и божественности в послевоенном и современном искусстве.

    Темы религии, веры и божественности пронизывали искусство на протяжении веков. Sacred Noise — специализированная выставка из 30 работ на аукционе Christie’s в Лондоне, которая продлится до 21 июля, показывает переосмысление и ниспровержение этих тем в 20 веке.

    Начиная от страдающих пап Фрэнсиса Бэкона и заканчивая формальдегидными работами Дэмиена Херста 1994 года, названными в честь учеников, выставка исследует возрождение и переосмысление европейского наследия религиозной живописи в послевоенном и современном искусстве.

    Франсиско де Сурбаран (1598-1664), Христос на кресте с Богородицей и святыми Марией Магдалиной и Иоанном Богословом. Холст, масло. 83½ x 64¼ дюйма (212 x 163 см). Частная коллекция

    Священный шум принимает в качестве отправной точки Жесткий Tableaux Vivants испанского художника 16-го века Франциско де Зурбаран, который дал верующим ощущение прямого доступа к сценам, которые он изобразил. Ранее Луис де Моралес Ecce Homo   вариации изображали Христа одного и с близкого расстояния, стирая границы между человеческим и божественным. Такая тщательная инсценировка вскоре была санкционирована церковью за ее способность шокировать чувства.

    Почти 400 лет спустя Бэкон тоже решил исследовать понятие инсценированной святости. Его папские портреты, созданные в течение почти двух десятилетий на более чем 50 полотнах, считаются его лучшими достижениями.

    Фрэнсис Бэкон (1909-1992), Кабинет, 1955. Холст, масло. 42¾ x 29¾ дюйма (108,6 x 75,6 см). Коллекция Роберта и Лизы Сейнсбери, Центр визуальных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии (UEA 30) © Поместье Фрэнсиса Бэкона. Все права защищены, DACS/Artimage 2018. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd

    Ни один послевоенный художник не был более язвителен в своих нападках на верховного понтифика, чем Бэкон. В дополнение к изображению «Гитлеровского папы» (как иногда называют Пия XII) в 1955 году, его серия кричащих или перепуганных понтификов является одним из самых знаковых изображений экзистенциального ужаса во всем искусстве 20-го века. В них Папа показан жертвой, скованной атрибутами своего возвышенного земного статуса — измученным, покинутым и ужасающе одиноким в безбожном мире.

    Марк Ротко (1903-1970), Черное и красное на красном, 1962. Бумага на холсте, масло. 29⅝ x 21⅝ дюйма (75,3 x 54,9 см). Частная коллекция © 1998 Кейт Ротко Призел и Кристофер Ротко ARS, Нью-Йорк и DACS, Лондон

    В Америке 1950-х годов Марк Ротко стремился создать чистый визуальный язык эмоций и чувств. Сделав цвет единственным «главным героем» своей работы, Ротко попытался привить своей аудитории почти мистическое ощущение бесконечности. Ротко видел в своих картинах гуманистический ответ на постапокалиптическую, постхолокостную, постатомную природу своего времени. Хотя они ни в коем случае не были задуманы как религиозные, в его картинах прослеживается сильный подтекст жертвы, страдания и даже искупления.

    В других местах такие художники, как Лучио Фонтана откликнулись на исследование космоса. По мере того, как человек вступал в новое взаимодействие со вселенной, рассуждал Фонтана, он также вступал в новое измерение ментального пространства, оставляя позади все земные заботы, включая его земно-ориентированное представление о Боге.

    Лучио Фонтана (1899–1968), Concetto spaziale, La Fine di Dio,  1963. Холст, масло, глиттер. 70⅛ x 48⅜ дюйма (178 x 123 см). Частная коллекция © Lucio Fontana/SIAE/DACS, Лондон, 2018 г.

    Кульминацией этих теорий стала серия полотен Фонтана, созданных между 1963 и 1964 годами, под названием La Fine di Dio (Конец Бога) . Эти яйцевидные работы олицетворяли собой конец старого образа мышления человека, конец искусства и отказ от божества.

    Энди Уорхол (1928-1987), Тайная вечеря, 1986. Холст, синтетическая полимерная краска и тушь для шелкографии. 40 х 40 дюймов (101,6 х 101,6 см). Частная коллекция © 2018 The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc./Лицензировано DACS, Лондон

    В начале 1980-х религиозные образы, в том числе изображения Мадонны, появились в творчестве Энди Уорхола, когда он начал бороться со своей смертностью. Его помолвка с «Тайной вечерей» Леонардо ознаменовала кульминацию этого процесса: окончательный образ общения, прощения, жертвы и гармонии.

    Позже в том же десятилетии библейские отсылки стали акцентировать внимание и на работах Дэмиена Херста. Херст выбрал в качестве своей центральной темы идею о том, что искусство, наука и деньги вытеснили религию на Западе, став доминирующими новыми религиями нашего века. Подобно древним верованиям, как предполагалось в его работе, именно они теперь претендуют на то, чтобы обеспечить доступ к царству священного и бессмертного.

    Дэмиен Херст (1965 г.р.), Год, 1989. Стекло, ламинированный ДСП, рамин, пластик, алюминий и фармацевтическая упаковка. 54 х 40 х 9 дюймов (137,2 х 101,6 х 22,9 см). Частная коллекция, Европа © Damien Hirst and Science Ltd. Все права защищены, DACS/Artimage 2018. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd

    Искусство Херста часто открыто подражает визуальному китчу римско-католического искусства, в котором он вырос: его алтарям, витражам и мученикам. Его смесь холодной научной классификации, фармацевтической упаковки, конфетных цветов и шаблонного романтизма одновременно является полуискренней пародией на его детскую веру и завуалированной атакой на ложные претензии медицины на всемогущество.

    Ощущение, что ничто больше не считается священным — или скандальным — скрывается за некоторыми из самых спорных образов Маурицио Каттелана. Не в последнюю очередь, конечно, его печально известная инсталляция La Nona Ora (на фото вверху), изображающая копию Папы Иоанна Павла II в натуральную величину, сбитого метеоритом. Поистине иконоборческий образ, произведение вызвало священный скандал, когда оно было выставлено на родине Папы, в Польше, в 2000 году.

    «Что меня пугает, — сказал Каттелан в отношении La Nona Ora , «это то, как в наши дни скандалы и консенсус идут рука об руку». Нельзя выйти за пределы системы, нельзя быть радикальным: все санкционировано, оценено и переварено. Мы постоянно в покое, онемение. В конце концов, каждый человек убивает то, что любит».

    Бэкон, Фонтана, Уорхол, Херст и Каттелан — лишь немногие из художников, которые потрясли канон своим отношением к религии. Как и широкий спектр работ, представленных в наборе Sacred Noise 9.0432  ясно, что если божественность долгое время была якорем человеческого существования, то ее художественное открепление в XX веке открыло бесконечные новые интерпретационные горизонты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts