Рисунки на религиозную тему: Потрясающая религия стоковые изображения, картинки, фотографии
Содержание
суть, история, особенности религиозного жанра в живописи. Лучшие картины известных художников в религиозном жанре
- Особенности проявления религиозного жанра в разных религиях
- История религиозного жанра в европейском искусстве
- Известные художники религиозного жанра
Религиозный жанр — раздел искусства, в котором художник с помощью образов и форм воплощает в произведении веру в существование высших сил и поклонение им. Религиозный жанр существует не только в живописи, графике, скульптуре и архитектуре, но и в литературе, музыке, хореографии, кинематографе и различных видах декоративно-прикладного искусства. Основное предназначение произведений религиозной направленности — передача зрителю глубоких моральных посланий и укрепление веры человека в Бога.
Религиозный жанр в европейской христианской живописи традиционно считается важнейшей частью исторического жанра. Он объединяет все произведения художников на библейскую тематику, независимо от стиля и времени написания.
Особенности проявления религиозного жанра в разных религиях
Религиозный жанр в искусстве присутствует во всех мировых системах вероисповедания, но в разных проявлениях. С древних времен в торжественных культовых мероприятиях используются всевозможные выразительные формы искусства:
- декламационное чтение священных текстов и хоровое пение;
- театрализованные процессии и ритуальные танцы;
- специальное освещение и музыка.
Важнейшим изобразительным видом искусства для укрепления веры людей в Бога была и остается архитектура. Величественные храмовые комплексы выдающиеся зодчие создавали во все времена:
- в Древнем Египте и Месопотамии;
- в Индии и Китае;
- в Африке и Америке;
- в Древней Греции и Риме;
- в христианской Европе и мусульманских государствах.
В христианской культуре, помимо архитектуры, тематика высших сил также широко использовалась в живописи:
- иконописи;
- художественной росписи стен храмов и алтарей;
- мозаике;
- картинах.
В Исламе из-за ограничения на изображения людей и животных для художественного украшения мечетей архитекторы использовали геометрические узоры, арабески и каллиграфические элементы.
История религиозного жанра в европейском искусстве
История религиозного жанра в христианской культуре берет свое начало со II века нашей эры. В те времена христиане повергались гонениям со стороны языческих правителей Римской Империи, поэтому творчество мастеров было ограничено созданием рукописных иллюстрированных библейских текстов и росписями стен в катакомбах.
В 312 году Константин Великий перешел в христианскую веру и перенес столицу Римской Империи в Новый Рим — Константинополь. С этого момента начинается бурное развитие жанра в архитектуре, живописи и скульптуре.
В Византийской Империи вплоть до ее гибели в 1453 года происходит масштабное строительство величественных храмов, стремительно набирает популярность фресковая роспись стен, формируется уникальная школа иконописи, создаются мозаики на библейскую тематику.
Из Византии религиозный жанр вместе с принятием христианства постепенно проникает во все страны Западной и Восточной Европы. В Киевской Руси, а позже — в Московском княжестве иконопись становится важнейшим видом живописи.
Огромный вклад в развитие религиозного жанра в древнерусском государстве внес Андрей Рублев. Гениальный мастер, причисленный ныне православной церковью к лику святых, создавал глубоко духовные иконы и фресковые росписи. К сожалению, большинство его работ не сохранились до наших дней.
На территории Западной Европы в Средние века жанр полностью господствует в изобразительном искусстве. В Париже, Кельне, Реймсе, Амьене, Йорке и других городах строятся уникальные готические соборы, прославляющие величие Бога.
В эпоху Ренессанса стремительно возрастает интерес к живописи и скульптуре на библейскую тематику. Представители церкви становятся крупнейшими заказчиками у прославленных мастеров вплоть до начала XVII века. Величайшие гении того времени большую часть жизни посвящают созданию:
- масштабных фресок;
- уникальных алтарных росписей;
- скульптурных композиций и барельефов;
- картин, гравюр и иллюстраций к Святому писанию.
В середине XVII века ситуация на рынке искусства начинает быстро меняться. Появляются новые богатые заказчики из числа успешных коммерсантов и правителей. Религиозный жанр стремительно теряет господствующие позиции. Растет спрос на портреты, пейзажи, произведения на батальную, историческую и мифологическую тематики.
В последующие века интерес со стороны заказчиков к картинам и скульптурам с библейскими сюжетами продолжает угасать. Художники предпочитают создавать произведения на другие темы, которые быстрее находят своего покупателя и отображают текущие запросы общества. Эта тенденция продолжается и в наши дни.
Известные художники религиозного жанра
К числу известных художников религиозного жанра можно причислить десятки гениев живописи и скульптуры. К этой тематике в своем творчестве постоянно обращались крупнейшие мастера эпохи Ренессанса. Среди них:
- Рафаэль Санти (Raffaello Santi) — автор знаменитой «Сикстинской Мадонны» и еще нескольких десятков изображений Богоматери, непревзойденный мастер алтарной живописи, архитектор Ватикана.
- Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) — величайший скульптор Возрождения. Его уникальные скульптурные образы святых и сегодня украшают старинные церкви итальянских городов.
- Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — автор «Тайной вечери» — фресковой росписи доминиканского монастыря в Милане. Уникальная фигура в истории Ренессанса — выдающийся изобретатель, ученый, живописец и мыслитель.
- Иероним Босх (Jheronimus Bosch) — самый загадочный и оригинальный живописец из нашего списка. Автор алтарных триптихов с символическими художественными образами.
- Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer) — крупнейший мастер мировой религиозной гравюры. Создатель шедевральных офортов и ксилографий из Ветхого и Нового Завета.
Шедевральные произведения искусства религиозного жанра и сегодня вызывают у зрителей чувства восхищения и духовного трепета. Они заставляют людей глубоко задуматься о вечных истинах и дарят надежду.
На портале Very Important Lot коллекционеры и ценители старинного искусства могут принять участие в арт-аукционах и побороться за право покупки уникальных предметов антиквариата. Сайт также предоставляет возможность всем желающим напрямую купить картины, скульптуры, иконы у современных художников.
- Добавить фото
Вы можете отправить одновременно до 4 фотографий
Больше новостей
Жанр ню в живописи: эволюция и исторические тенденции голого стиля
Серебро Германии — ювелирное искусство, вдохновленное художниками и граверами
Синтетизм — стиль живописи, объединивший черты нескольких направлений
Дерзкая Энн Бригман — первооткрывательница селфи в стиле ню
Новости Sotheby’s: Симпсоны за 14 миллионов долларов
Картина «Над городом» Марка Шагала — живописная метафора окрыляющего счастья
Вымершая птица Додо: они его слепили из того, что было
Картина «Вдовушка» Павла Федотова — жизненная драма в четырех вариантах исполнения
Метафизическая живопись — новаторское художественное направление начала ХХ века и уютная колыбель для зарождения идей сюрреализма
Выставка киноплакатов периода расцвета немого кино в Музее истории СПб
картины на религиозные сюжеты.
«Сотворение мира», «Всемирный потоп» и другие.
Публикации раздела Музеи
Великий пейзажист-маринист писал не только морские виды. Среди его наследия можно найти и картины на религиозные сюжеты — иллюстрации библейских историй. Впрочем, и тут он не изменял себе: почти в каждом полотне фигурирует водная стихия. Посмотрим на Священное Писание глазами Айвазовского (с помощью современного перевода Библии Российского библейского общества).
Сотворение мира
Иван Айвазовский. Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и пустынна, тьма была над пучиной, и дух Божий веял над водами. И сказал Бог: «Да будет свет». И появился свет. Бог увидел, как хорош свет, и отделил его от тьмы, дал свету имя «день», а тьме — имя «ночь». Настал вечер, настало утро — первый день. И сказал Бог: «Пусть средь воды будет свод, разделяющий воды надвое». И стало так. Бог создал свод, и отделил воды под сводом от вод над сводом, и дал своду имя «небо». Настал вечер, настало утро — второй день» (Книга Бытия, 1:1–8).
Всемирный потоп
Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Сорок дней длился потоп. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег, и ковчег поплыл. Вода все прибывала и затопляла землю. Ковчег плавал, а вода поднималась все выше, пока не покрыла самые высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и горы исчезли под водой. И погибли тогда все, кто жил на земле: и птицы, и скот, и звери, и все твари, какими была полна земля, и все люди. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Все, что было на земле, — и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные — все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).
Сошествие Ноя с горы Арарат
Иван Айвазовский. Сошествие Ноя с горы Арарат. 1889. Национальная картинная галерея Армении, Ереван, Армения
«В двадцать седьмой день второго месяца, когда земля просохла, Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега, вместе с женой, сыновьями и женами сыновей. И всех животных выведи — и птиц, и скот, и живность, снующую по земле: пусть земля будет ими полна, пусть они будут плодовиты и многочисленны». И Ной вышел из ковчега, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей, а следом вышли звери, мелкая живность, птицы — все обитатели земли, вид за видом» (Книга Бытия, 8:14–19).
Переход евреев через Красное море
Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море. 1891. Частное собрание
«И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян, и колесницы, и всадников!» Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую! Вернулась вода и поглотила их всех — и колесницы, и всадников, и все войско фараоново, что погналось по дну моря за сынами Израилевыми. Ни один египтянин не уцелел! А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше; по правую руку от них стояла стена воды, и по левую — стена воды. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).
Читайте также:
- Пушкинистика Айвазовского
- Неузнаваемый Айвазовский: не только морские пейзажи
- Гармония сражений: морские бои Айвазовского
Хождение по водам
Иван Айвазовский. Хождение по водам (фрагмент). 1888. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Сразу после этого Он велел ученикам сесть в лодку и плыть на другой берег, не дожидаясь, пока Он отпустит народ. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Когда наступил вечер, Он был там один. А лодка была уже на расстоянии многих стадий от берега, она боролась с волнами, потому что ветер был встречный. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. «Это призрак!» — закричали они в страхе. «Успокойтесь, это Я! Не бойтесь!» — тотчас заговорил с ними Иисус. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». «Иди», — сказал Он. Петр вышел из лодки и пошел по воде, направляясь к Иисусу, но увидев, как силен ветер, испугался и стал тонуть. «Спаси меня, Господь!» — закричал он. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился?» Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32).
Теги:
ХудожникиЖивописьПубликации раздела Музеи
Рисунки на религиозную тематику
Рисунки на религиозную тематику
Рисунки на религиозную тематику
Ян ГОССАРТ
Ян Госсарт — первый нидерландский художник, оставивший нам довольно большой и разнообразный массив рисунков. Эти рисунки представляют собой бесценное дополнение к его дошедшим до нас картинам, проливая свет на его художественную эволюцию и рабочий процесс, а также на масштабы его деятельности. Они включают в себя несколько листов, выполненных в различных техниках, и варьируются по тематике от набросков античной скульптуры и архитектуры, мифологических и библейских композиций до орнаментальных рисунков.
Ранние рисунки Госсарта тесно связаны с новым стилем, который развился в Антверпене в первые десятилетия шестнадцатого века. Он был одним из пионеров антверпенских маньеристов и одним из их самых талантливых практиков. Рисунки Госсарта отражают его знакомство с античной скульптурой и архитектурой во время его поездки в Рим в 1508–1509 годах, а также отражают его интерес к современному итальянскому искусству. Влияние итальянских исследований Госсарта на его творчество было немедленным и особенно заметно в его рисунках. Он ссылался на свои итальянские исследования на протяжении всей своей карьеры.
Предварительный просмотр | Данные изображения | Информация |
---|---|---|
Таинственный брак святой Екатерины 1503-08 Перо и коричневые чернила, 227 x 172 мм Statens Museum for Kunst, Копенгаген | ||
Святое Семейство, сидящее у подножия дерева 1510-15 Перо, коричневые чернила, черный мел, пергамент, 156 x 127 мм Метрополитен-музей, Нью-Йорк | ||
Богородица с младенцем и святыми Екатериной и Варварой 1510-15 Черный мел, 424 х 299 мм Государственный музей, Амстердам | ||
Усекновение главы Иоанна Крестителя 1510-15 Перо и черная тушь, усиленная белой гуашью, на серо-коричневой подготовленной бумаге, диаметр 245 мм Cole Nationale Suprieure des Beaux-Arts, Париж | ||
Святой Иоанн Богослов на Патмосе 1515-20 Перо и коричневые чернила, диаметр 210 мм Частная коллекция | ||
Поклонение волхвов 1515-20 Перо и коричневые чернила на пергаменте, 270 x 194 мм Муза Лувра, Париж | ||
Адам и Ева в. 1520 Перо и тушь, кисть и тушь, белая гуашь, на серо-голубой подготовленной бумаге, 348 х 239 мм Девонширская коллекция, Чатсуорт | ||
Адам и Ева 1520-25 Перо и коричневые чернила поверх черного мела или угля, 259 x 211 мм Graphische Sammlung Albertina, Вена | ||
Адам обвиняет Еву перед Богом 1520-25 Перо и серо-коричневые чернила, 200 x 265 мм Государственный музей, Амстердам | ||
Богородица с младенцем и Иоанном Крестителем 1520-е годы Перо и коричневые чернила, 135 x 154 мм Британский музей, Лондон | ||
Дева Смирения 1520-25 Перо и коричневые чернила, 218 x 198 мм Staatliche Graphische Sammlung, Мюнхен | ||
Поклонение пастухов 1520-е годы Перо и коричневая тушь, кисть и серо-синяя тушь, 110 x 83 мм Staatliche Museen, Берлин | ||
Представление в храме 1520-е годы Перо и коричневые туши, кисть и коричневый цвет, коричневая заливка на коричневой бумаге, 394 x 165 мм Кунстхалле, Гамбург | ||
Терновый венец 1520-е годы Перо и коричневые чернила по черному мелу, 274 x 252 мм Staatliche Museen, Берлин | ||
Плач 1520-е годы Перо и коричневые туши, кисть и коричневые туши, коричневая заливка, черный мел, 277 x 305 мм Staatliche Museen, Берлин | ||
Обращение Саула 1520-е годы Перо, коричневые чернила, черный мел, 303 x 438 мм Staatliche Museen, Берлин | ||
Мученичество святого Кириака и его сподвижников 1520-е годы Перо и коричневые чернила по черному мелу, 287 x 467 мм Statens Museum for Kunst, Копенгаген | ||
Сцены из жизни Сент-Джайлса 1520-е годы Перо и коричневые чернила по черному мелу, 299 x 422 мм Statens Museum for Kunst, Копенгаген | ||
Эскиз триптиха 1520-е годы Перо и коричневая тушь, кисть и серая тушь, серая заливка, черный мел, 322 x 512 мм Государственный музей, Берлин |
Краткое изложение работ Яна Госсарта |
Картины |
Алтари | Изображения Богородицы |
Святой Лука, рисующий Богородицу | Другие религиозные сюжеты |
Мифологические сюжеты | Портреты |
Графика |
Религиозные рисунки | Рисунки античного искусства |
Рисунки-орнаменты | Репродукции |
© Интернет-галерея искусств, созданная Эмилем Креном и Даниэлем Марксом.
Выставка в Christie’s, исследующая религию в искусстве
До 21 июля на Christie’s в Лондоне проходит специальная выставка, посвященная темам религии, веры и божественности в послевоенном и современном искусстве.
Темы религии, веры и божественности пронизывали искусство на протяжении веков. Sacred Noise — специализированная выставка из 30 работ на аукционе Christie’s в Лондоне, которая продлится до 21 июля, показывает переосмысление и ниспровержение этих тем в 20 веке.
Начиная от страдающих пап Фрэнсиса Бэкона и заканчивая формальдегидными работами Дэмиена Херста 1994 года, названными в честь учеников, выставка исследует возрождение и переосмысление европейского наследия религиозной живописи в послевоенном и современном искусстве.
Франсиско де Сурбаран (1598-1664), Христос на кресте с Богородицей и святыми Марией Магдалиной и Иоанном Богословом. Холст, масло. 83½ x 64¼ дюйма (212 x 163 см). Частная коллекция
Священный шум принимает в качестве отправной точки Жесткий Tableaux Vivants испанского художника 16-го века Франциско де Зурбаран, который дал верующим ощущение прямого доступа к сценам, которые он изобразил. Ранее Луис де Моралес Ecce Homo вариации изображали Христа одного и с близкого расстояния, стирая границы между человеческим и божественным. Такая тщательная инсценировка вскоре была санкционирована церковью за ее способность шокировать чувства.
Почти 400 лет спустя Бэкон тоже решил исследовать понятие инсценированной святости. Его папские портреты, созданные в течение почти двух десятилетий на более чем 50 полотнах, считаются его лучшими достижениями.
Фрэнсис Бэкон (1909-1992), Кабинет, 1955. Холст, масло. 42¾ x 29¾ дюйма (108,6 x 75,6 см). Коллекция Роберта и Лизы Сейнсбери, Центр визуальных искусств Сейнсбери, Университет Восточной Англии (UEA 30) © Поместье Фрэнсиса Бэкона. Все права защищены, DACS/Artimage 2018. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd
Ни один послевоенный художник не был более язвителен в своих нападках на верховного понтифика, чем Бэкон. В дополнение к изображению «Гитлеровского папы» (как иногда называют Пия XII) в 1955 году, его серия кричащих или перепуганных понтификов является одним из самых знаковых изображений экзистенциального ужаса во всем искусстве 20-го века. В них Папа показан жертвой, скованной атрибутами своего возвышенного земного статуса — измученным, покинутым и ужасающе одиноким в безбожном мире.
Марк Ротко (1903-1970), Черное и красное на красном, 1962. Бумага на холсте, масло. 29⅝ x 21⅝ дюйма (75,3 x 54,9 см). Частная коллекция © 1998 Кейт Ротко Призел и Кристофер Ротко ARS, Нью-Йорк и DACS, Лондон
В Америке 1950-х годов Марк Ротко стремился создать чистый визуальный язык эмоций и чувств. Сделав цвет единственным «главным героем» своей работы, Ротко попытался привить своей аудитории почти мистическое ощущение бесконечности. Ротко видел в своих картинах гуманистический ответ на постапокалиптическую, постхолокостную, постатомную природу своего времени. Хотя они ни в коем случае не были задуманы как религиозные, в его картинах прослеживается сильный подтекст жертвы, страдания и даже искупления.
В других местах такие художники, как Лучио Фонтана откликнулись на исследование космоса. По мере того, как человек вступал в новое взаимодействие со вселенной, рассуждал Фонтана, он также вступал в новое измерение ментального пространства, оставляя позади все земные заботы, включая его земно-ориентированное представление о Боге.
Лучио Фонтана (1899–1968), Concetto spaziale, La Fine di Dio, 1963. Холст, масло, глиттер. 70⅛ x 48⅜ дюйма (178 x 123 см). Частная коллекция © Lucio Fontana/SIAE/DACS, Лондон, 2018 г.
Кульминацией этих теорий стала серия полотен Фонтана, созданных между 1963 и 1964 годами, под названием La Fine di Dio (Конец Бога) . Эти яйцевидные работы олицетворяли собой конец старого образа мышления человека, конец искусства и отказ от божества.
Энди Уорхол (1928-1987), Тайная вечеря, 1986. Холст, синтетическая полимерная краска и тушь для шелкографии. 40 х 40 дюймов (101,6 х 101,6 см). Частная коллекция © 2018 The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc./Лицензировано DACS, Лондон
В начале 1980-х религиозные образы, в том числе изображения Мадонны, появились в творчестве Энди Уорхола, когда он начал бороться со своей смертностью. Его помолвка с «Тайной вечерей» Леонардо ознаменовала кульминацию этого процесса: окончательный образ общения, прощения, жертвы и гармонии.
Позже в том же десятилетии библейские отсылки стали акцентировать внимание и на работах Дэмиена Херста. Херст выбрал в качестве своей центральной темы идею о том, что искусство, наука и деньги вытеснили религию на Западе, став доминирующими новыми религиями нашего века. Подобно древним верованиям, как предполагалось в его работе, именно они теперь претендуют на то, чтобы обеспечить доступ к царству священного и бессмертного.
Дэмиен Херст (1965 г.р.), Год, 1989. Стекло, ламинированный ДСП, рамин, пластик, алюминий и фармацевтическая упаковка. 54 х 40 х 9 дюймов (137,2 х 101,6 х 22,9 см). Частная коллекция, Европа © Damien Hirst and Science Ltd. Все права защищены, DACS/Artimage 2018. Фото: Prudence Cuming Associates Ltd
Искусство Херста часто открыто подражает визуальному китчу римско-католического искусства, в котором он вырос: его алтарям, витражам и мученикам. Его смесь холодной научной классификации, фармацевтической упаковки, конфетных цветов и шаблонного романтизма одновременно является полуискренней пародией на его детскую веру и завуалированной атакой на ложные претензии медицины на всемогущество.
Ощущение, что ничто больше не считается священным — или скандальным — скрывается за некоторыми из самых спорных образов Маурицио Каттелана. Не в последнюю очередь, конечно, его печально известная инсталляция La Nona Ora (на фото вверху), изображающая копию Папы Иоанна Павла II в натуральную величину, сбитого метеоритом. Поистине иконоборческий образ, произведение вызвало священный скандал, когда оно было выставлено на родине Папы, в Польше, в 2000 году.
«Что меня пугает, — сказал Каттелан в отношении La Nona Ora , «это то, как в наши дни скандалы и консенсус идут рука об руку». Нельзя выйти за пределы системы, нельзя быть радикальным: все санкционировано, оценено и переварено. Мы постоянно в покое, онемение. В конце концов, каждый человек убивает то, что любит».
Бэкон, Фонтана, Уорхол, Херст и Каттелан — лишь немногие из художников, которые потрясли канон своим отношением к религии. Как и широкий спектр работ, представленных в наборе Sacred Noise 9.0432 ясно, что если божественность долгое время была якорем человеческого существования, то ее художественное открепление в XX веке открыло бесконечные новые интерпретационные горизонты.