Миряне это определение: Миряне | это… Что такое Миряне?

Разное

Миряне в истории церкви | Правмир

Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега»

* 1

Мне выпала задача дать краткий очерк истории мирян в Православной Церкви.

Для начала я хотел бы напомнить, какими терминами пользуется Библия, чтобы выразить идею священнослужения. Мы встречаем там два слова. Во-первых, ѓereЪj — слово, которое по-гречески обозначает и иудейское ветхозаветное священство, и священство языческое. Священство, назначение которого — жертвоприношение на престоле. И есть слово presbЪteroj, употребляемое Новым Заветом; оно обозначает должностных лиц, поставленных управлять местными церковными общинами.

Христос упразднил ѓereЪj как отдельную касту. Все христиане, все члены Тела Христова стали ѓere‹j. Все были помазаны и составляют всеобщее царское священство. Но эти ѓere‹j выделяют из своей среды старейшин (presbЪteroi), которые позднее, через возложение рук, станут епископами и священниками в общинах. Сразу уточним: presbЪteroj — не просто выборное лицо; полномочия, доверенные ему общиной ѓere‹j, должны сочетаться с объективным посвящением свыше, благодаря которому епископы являются носителями апостольской благодати. Здесь присутствует и внутренний призыв от Бога. Через нисхождение на них Святого Духа епископы (и священники) облечены властью Самого Христа.

Исходя из этого основного принципа, я хотел бы представить пять положений. Речь идет не о жестких догматических формулах, а именно о положениях. Я предложу несколько тезисов, которые могут стать темой нашего собеседования.

Вот мое первое положение: Миряне всегда несли служение по защите и распространению веры, ибо решающая роль в области вероучительного предания принадлежит всему Телу Христову.

Понятие о мирянине-защитнике веры было четко сформулировано в “Послании восточных патриархов” 1848 года в ответ на энциклику папы Пия IX. Слово защитник передано в греческом языке очень сильным словом: оно указывает на человека, вооруженного щитом. Следует отметить, что “Послание восточных патриархов” не называет мирян судьями (krite‹j) в вопросах веры, но ее защитниками. Суждение принадлежит собору епископов как полномочных представителей мирян и (одновременно) носителей апостольской благодати.

Я сказал также, что миряне обязаны распространять богословское просвещение. Это отличительное свойство Православия. Примечательно, что многие православные богословы не священники, они миряне; большинство преподавателей православных богословских факультетов тоже миряне.

Я сказал, наконец, что высшей инстанцией в области вероучительного предания является все Тело Христово. Это утверждение может показаться неожиданным, ведь православные признают зримыми выразителями вероучительного предания Вселенские соборы. Однако история показывает, что Собор становится подлинно вселенским, бывает принят как таковой сознанием верующих лишь тогда, когда именно они, верующие миряне, признали и усвоили решения Собора. Высшим органом, определяющим непогрешимость, оказывается, таким образом, все Тело Христово, все церковное тело, которое признает, усва­ивает соборные определения. В истории Церкви можно найти не один тому пример. Хотя бы собор в древнехристианской Гре­ции, названный Ефесским, разбойничьим и отвергнутый полнотой церковного сознания. Флорентийский собор в XV в., где православные иерархи признали главенство Рима, был отвергнут полнотой православных верующих.

Второе мое положение таково: Православные миряне всегда имели значительную роль в управлении Церковью.

Это подтверждается историей. Патриарх, епископ и приходской священник в большинстве случаев определяются через выборы. Повторюсь, эта выборность должна сочетаться с нисхождением Божественной благодати через посвящение, которое делает епископов (и, через их посредство, священников) носителями апостольского преемства. История Православной Церкви, в частности, в XVI и XVII вв. на окраинах России, показывает, как православные братства мирян были подлинными бастионами, столпами Православия на местах. Земные дела епархии обычно находятся в ведении советов, консисторий; епископ, в силу своей пастырской харизмы, играет скорее роль духоносной, харизматической личности, духовного отца, священнодействователя. Последний русский Собор, проходивший в 1917 г. , признал, что миряне могут быть членами Собора. В тех случаях, когда государство осуществляет надзор за структурой и деятельностью Церкви, оно именно представляет (пример тому — Греция) весь христианский народ.

Перехожу к третьему положению: Миряне всегда несли в Церкви служение духоносцев и пророков.

Действительно, помимо литургического служения священников, существует служение чисто духовное. История Православной Церкви показывает, сколь велико значение тех, кого называли “духоносцами”, “духовными людьми”: порой монахов, порой мирян, к которым люди обращались за духовным руководством. Случалось, например в России, что люди Божии, как их называли: странники, “Христа ради юродивые”, — пользовались более высоким духовным авторитетом, чем священноначалие. Харизматическое, духоносное служение не прекращалось и не прекратится в Церкви.

Вот мое четвертое положение: Православные миряне всегда осуществляли в Церкви непосредственное литургическое служение.

Например, в случае необходимости мирянин может совершить крещение, и оно будет действительным.

С другой стороны, обратимся к Евхаристии. Можно сказать, что в православной Литургии мирянин имеет свою непосредственную роль и служение. Следует уяснить себе: по существу, единственный совершитель Вечери Господней — Христос; епископ (священник) — только апостольский свидетель, гарант при­сутствия Господа. Участие же мирянина непосредственно в том смысле, что во время евхаристической Вечери священник ни на миг не стоит между верующим и Христом, словно ширма, словно посредник, не допускающий непосредственной близости. На всем протяжении Литургии он говорит “мы”, а не “я”, он — глашатай от имени собравшейся общины 2. В момент освя­щения Святых Даров, то есть хлеба и вина Евхаристии, евхаристическое преложение (в отличие от церкви латинской) совершает не священник через произнесение установительных слов; священник от имени верующих молит Духа Святого совершить это преложение. Он обращается к Богу: “И молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго”. Следовательно, с одной стороны присутствует Бог, Христос, Дух Святой, с другой — община, выражающая себя через священника; но сам священник не в силах совершить изменение, преложение; он лишь выражает молитву, с которой община обращается к Богу, молитву, получающую ответ в освящении Святых Даров, чему свидетелем, по образу Апостолов, становится священник.

Если обратиться к таинству примирения грешников, к покаянию, мы и здесь видим, что мирянин имеет непосредственный доступ к Богу. По православным понятиям, священник — не судья; согрешивший приходит не на суд, ожидая приговора от иерея. Это выражается и внешне: верующий становится на колени не перед священником, он стоит перед аналоем, где лежат Евангелие и крест. Священник отступает в сторону и говорит кающемуся: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание… Я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что ты скажешь мне”. Свидетель, объективный свидетель прощения свыше — вот что такое иерей в таинстве покаяния. Везде, кроме России, куда латинская формула разрешения проникла через Польшу, православные священники в этом таинстве не произносят разрешительных слов от себя, они не разрешают, они молят Бога о разрешении, говоря: “Господь Бог <…> Своей благодатию и человеколюбием, да простит ти” и так далее.

Вот, наконец, и пятое положение: Мирянам всегда принадлежало право инициативы и свободного развития апостольского служения.

Справедливость этого очевидна из истории православного апостолата, обратимся ли мы к древним братствам, которые в большинстве своем состояли из мирян, или рассмотрим современную нам историю православных движений. Вспомним, например, движение Zw» в Греции, движение православной молодежи на Ближнем Востоке, Русское Христианское движение в среде русской эмиграции во Франции. У их истоков стояли миряне, они развернулись благодаря мирянам, порой вопреки настороженности духовенства 3, и лишь постепенно получили благословение и одобрение Церкви.

В заключение скажу, что каждый православный мирянин должен как можно более отчетливо осознать реальность своего священства, а каждый православный священник должен постоянно осмыслять свое положение мирянина, то есть члена всеобщего царского священства, которое он разделяет с другими членами Тела Христова. Христос был верховным мирянином, Он упразднил всякое кровавое жертвоприношение и любое обязательное посредничество, не дающее прямого доступа к Богу. Вместе с тем, Иисус Христос — совершенный Образец священства. Он — Верховный Священник, Тот, Который собственным словом и смертью показал, что нет иного священства, кроме полной самоотдачи.

Перевод с французского Е. Майданович

 

Примечания

  1. С другой стороны, именно он (вернее, епископ, которого он представляет) собирает общину, объединяет ее вокруг Христа в евхаристическую общность.
    Archimandrite Lev Gillet. Les laпcsdans l’histoire de l’Eglise// Contacts. Revue Fran›aise de l’Orthodoxie. 1959. ¹ 27. — Pp. 158–163. Беседа в рамках “межкон­фессиональных встреч CIMADE”, 26 янв. 1959 г.
    © Перевод. Е. Л. Майданович, 1998 ↩
  2. С другой стороны, именно он (вернее, епископ, которого он представляет) собирает общину, объединяет ее вокруг Христа в евхаристическую общность. ↩
  3. Или мирянам и священникам вопреки сопротивлению епископов. ↩

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега»

Нужны ли миряне церкви? | Преображенское братство

В ответ эксперты и гости площадки размышляли о том, кто такие миряне, какое у них положение в церкви на сегодняшний день и каковы могут быть перспективы их служения в будущем.

Служение в церкви зачастую воспринимается как служение клириков в алтаре, а миряне в ней играют роль статистов, молчащей массы, наполняющей храм. Но чтобы говорить о роли мирян в церкви, необходимо прежде всего понять, кто это такие и в чем заключается их ответственность перед церковью. Устав Русской православной церкви, принятый в 2000 году на Поместном соборе, дает определение прихода: «община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме», – однако не дает никаких критериев членства в приходе и потому нисколько не проливает свет на то, кто такие миряне и что им делать в церкви, кроме как участвовать в исповеди и причастии, заказывать требы и покупать свечки. Если ты член прихода, то в чем это выражается? Согласно опросам, которые проводились в процессе подготовки фестивальной площадки, выяснилось, что прихожане храмов с радостью принимают участие в чаепитиях после литургии, ездят в паломнические поездки, но не готовы брать на себя ответственность за жизнь прихода.

Термин «миряне» явно устарел, считает Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства и преподаватель экклезиологии (православного учения о Церкви) в Свято-Филаретовском институте. Этот термин относится к константиновскому периоду (времени, когда церковь не была отделена от государства), когда все общество считалось христианским и делилось на «более служащих», то есть клириков и монахов, и на «менее служащих», то есть мирян, людей, которые живут в миру. Константиновская эпоха закончилась сто лет назад, теперь с точки зрения социального статуса клирики мало чем отличаются от мирян. В любом случае, сегодня термин «миряне» утратил свое прежнее содержательное наполнение, однако вопрос о том, кто есть люди, не относящиеся к клиру, остается открытым и мог бы открыть перспективу понимания того, какова их роль в церкви.

Виктор Авилов, исследователь духовного наследия Тульского края, глава Иоанно-Предтеченской православной общины; Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства; Светлана Чукавина, председатель малого православного братства Во имя новомучеников и исповедников российских

«Если бы апостолам, Петру и Павлу, задали вопрос о роли мирян в церкви, они бы не поняли, о чем их спрашивают», − говорит преподаватель экзегетики и текстологии Библии в СФИ Глеб Ястребов. Слово «лаикос» отсутствует в Священном писании, в переводе с греческого оно означает просто «народ». А слово «клирос» означает «жребий», и в текстах Нового завета оно относится ко всем членам Церкви Христовой. Для Нового завета нет разделения на служение мирян и служение клира. Служение всего народа Божьего заключается в том, чтобы создавать священное пространство в месте своего собрания и распространять его через миссию. Новозаветные пресвитерство и епископство− это не «клир», а особые служения, старшинство в общине. Четкая градация между клиром и лаиками намечается лишь к III веку. Причины этого процесса были многогранными: влияние ветхозаветной концепции священства, необходимость навести порядок в общинах и т.д. В их число входила и адаптация к нормам римского общества: клирики, особенно высшие, все чаще воспринимались как церковный аналог сословия сенаторов (ordo senatorius).

Глеб Ястребов, преподаватель экзегетики и текстологии Библии в СФИ; Светлана Чукавина, председатель малого православного братства Во имя новомучеников и исповедников российских; Николай Булычев, председатель Рязанской областной топонимической комиссии; Николай Клюев, преподаватель канонического права в СФИ

Николай Клюев, преподаватель канонического права в СФИ, в свою очередь отмечает, что разделение на клир и мирян в древней церкви произошло из-за остывания духа христианской жизни на основах Евангелия и повсеместного введения детского крещения. Отец Николай Афанасьев выступал против термина «миряне», потому что по сути миряне – это «мирские», те, кто принадлежит духу мира сего, а значит они не принадлежат Церкви, находятся за ее границами. По мысли Афанасьева, членство в Церкви и служение в ней не отделимы друг от друга. Каждый человек, принимая Крещение, становясь членом Церкви, проходит через поставление на царственно-священническое служение. К этому служению призваны все лаики, члены народа Божьего. Со временем, с обмирщением церкви понимание Крещения как посвящения на служение было утрачено, представление о настоящем посвящении и поставлении на служение стало ассоциироваться уже с рукоположением, принятием в «клирики», возникло так называемое учение о втором посвящении, разделившее церковь на посвященных и непосвященных. Лаики превратились в мирян, то есть людей недуховных. А священники стали особо посвященными лицами, которые совершают над мирянами священные действия. К слову, отец Николай критиковал некоторые решения Собора 1917-1918 гг. , говоря о том, что они закрепили разрыв между клириками и мирянами, канонически установив то, что могут и что не могут делать в церкви последние.

Говоря о современном положении мирян в Русской православной церкви, протоиерей Максим Кокарев, историк, руководитель магистратуры Самарской духовной семинарии, отмечает, что сегодня проблема служения мирян в церкви носит не столько богословский, сколько практический характер. «Приходской вопрос – проклятый в истории Русской церкви», – сетует он. Прихожане не участвуют в управлении материальным имуществом прихода, они не знают, куда идут пожертвованные ими средства, и лишены возможности выбора клира. Трудно что-то делать вместе с человеком, которого ты лично не знаешь. По словам отца Максима, отстранение сельской общины от управления приходом происходило в России с XVIII века. Приходской вопрос обсуждался на Соборе 1917-1918 гг., но сегодня разрыв между клиром и мирянами по сравнению с началом XX века увеличился еще больше. Самарский клирик отмечает, что священников уже в семинарии воспитывают на представлениях о четком разделении на пастырей и пасомых, поэтому трудно ожидать, что ситуация разделения может изменится в ближайшем будущем.

Слева – протоиерей Максим Кокарев, историк, руководитель магистратуры Самарской духовной семинарии

Однако вопрос о востребованности мирян в церкви критичен для ее существования, говорит Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИ. На каждой литургии мы поем Символ веры, исповедуя веру в «единую соборную и апостольскую Церковь», напоминает она. А в чем эта вера выражается в действительности? Если миряне не будут нести ответственность за церковь, она не будет прирастать, уверена Маргарита Шилкина, и чтобы исправить ситуацию, освободиться от клерикализма, быть самой собой, церкви необходимо вспомнить о своей общинной природе, в церкви должны возрождаться общины. Даже если сначала они будут приходскими, это «все равно лучше, чем приход, состоящий из малознакомых друг другу людей», – сказала Маргарита Шилкина.

Маргарита Шилкина, кандидат философских наук, декан факультета религиоведения СФИ; протоиерей Максим Кокарев, историк, руководитель магистратуры Самарской духовной семинарии

Конечно, в ситуации разделения на клир и мирян невозможно винить только клириков. Дмитрий Гасак считает, что можно было бы говорить о возможном сокращении недоверия между криками и мирянами, если «в целом отношение у народа к христианской жизни, к Евангелию, к призванию Церкви было бы положительным». С момента прекращения государственных гонений на церковь, празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, прошло уже почти 30 лет. За это время возросла и укрепилась церковная структура, но практически не изменилась атмосфера в стране и обществе, она не стала более здоровой духовно. Чтобы те люди, которых мы все же называем мирянами, могли становится не только служащими в церковных структурах, но и действительно служащими, то есть способными в том числе менять атмосферу в обществе, нужно изменить отношение к служению. Нельзя, чтобы в церкви оно воспринималось в компенсаторном ключе – «что им (то есть мирянам) можно еще поручить?», уверен Дмитрий Гасак. Представление о членах церкви как о народе Божьем, в котором каждый причастен к общему дару царства и священства, о чем писал отец Николай Афанасьев, сейчас, к сожалению, не живо как среди клириков, так и среди мирян. Соглашаясь с Маргаритой Шилкиной, Дмитрий Гасак заметил, что сейчас в церкви есть перспектива служения у различных объединений, приходских и внеприходских, и церковь должна включать в себя многообразные формы жизни церковного народа.

Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства

Подводя итог беседе о роли мирян в церкви и возможности их служения священник Георгий Кочетков, ректор СФИ и духовный попечитель и основатель Преображенского братства, отметил, что христиане смогут нести ответственность за церковь и общество только тогда, когда они будут ощущать себя достойными членами церкви и неотъемлемыми членами общества. «Если мы хотим, чтобы церковь отвечала за общество, эта ответственность должна перестать быть “профессиональной”. Церковь не может быть организацией, в которой люди работают», – заметил он. Но при этом восстановление церкви – не как организации, а именно как Церкви Божьей, основанной на общении и служении, на братолюбии, такой, какой она была основана Христом, – важно начинать каждому с себя, с каждого конкретного человека. Общины, братства рождаются тогда, когда вера в Бога и человека – то, чем является христианство по сути, осуществляется не на словах, а на деле, через несение людям слова Божьего и Его света, подчеркнул отец Георгий.

Справа – священник Георгий Кочетков, ректор СФИ и духовный попечитель Преображенского братства

Татьяна Васильева

Фото Александра Волкова, Максима Соболева

Определение и значение для неспециалистов — Merriam-Webster

мирянин

ˈlā-mən 

1

: лицо, не принадлежащее к духовенству

Приходской совет состоял из духовенства и мирян .

2

: лицо, не принадлежащее к определенной профессии или не являющееся специалистом в какой-либо области

Для неспециалиста он много знает о законах.

Знаете ли вы?

Мирянин является закрытым комплексом Мирянин . Lay — прилагательное, означающее «относящийся к людям религиозной веры (но не к их духовенству)». Истоки мирянин и мирянин восходят к греческому laikos , что означает «из народа». Мирянин первоначально использовался для различения людей, не принадлежащих к духовенству, и духовенства, а затем использовался для различения непрофессионалов от профессионалов в какой-либо области (например, в юриспруденции или медицине).

Синонимы

  • любители
  • дилетант
  • дилетант
  • любитель
  • неспециалист
  • непрофессиональный
  • гончар
  • клюшка
  • tinkerer

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

Для неспециалиста он знает толк в законах.

Он важный мирянин в своей церкви.

Недавние примеры в Интернете

В 9Условия 0011 неспециалиста : были внесены некоторые незначительные изменения, и этого было достаточно, чтобы удовлетворить требования UW.

Dallas News , 7 ноября 2022 г.

В терминах непрофессионала сила наполнения влияет на объем и теплоту куртки.

— Аманда Константин, Good Housekeeping , 2 ноября 2022 г.

В терминах неспециалистов гигант больше инвестирует в технологии помощи при вождении, чем в производство автомобилей, такси и автобусов без участия человека-водителя.

Кварц , 27 октября 2022 г.

В терминах непрофессионала Юта вкладывает много ресурсов в исследования, в том числе множество людей, проводящих эти исследования.

— Джош Ньюман, The Salt Lake Tribune , 21 июля 2022 г.

В терминах , неспециалиста, , успех в бизнесе знаменитостей ничто.

— Жасмин Броули, Essence , 5 октября 2022 г.

В 9Условия 0011 неспециалиста : Оберн не проявлял постоянства ни в нападении, ни в защите.

—Нубияс Уилборн | [email protected], al , 19 сентября 2022 г.

В терминах непрофессионала , как предполагают авторы, это означает, что более высокие доходы связаны как с улучшением самочувствия каждый день, так и с большей удовлетворенностью жизнью в целом.

— Рэй Витте, Chron , 3 сентября 2022 г.

В мирянин с точки зрения, оспа обезьян является вирусом того же семейства, что и оспа.

— Ана Эскаланте, Гламур , 5 августа 2022 г.

Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «непрофессионал». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

15 век, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование мирянином было
в 15 веке

Другие слова из того же века

Подкаст

Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP

Получайте «Слово дня» на свой почтовый ящик!

Словарные статьи Рядом с

мирянин

залечь на дно

мирянин

термины непрофессионала

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Обыватель».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/layman. По состоянию на 20 января 2023 г.

Copy Citation

Детское определение

непрофессионал

существительное

мирянин

ˈlā-mən 

: человек, не принадлежащий к духовенству или определенной профессии

Последнее обновление:

— Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

лисица

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Сложные слова, которые вы должны знать

  • Часто используется для описания «хода времени», что означает неумолимый значит?
  • Безжалостный
    Быстрый
  • Непредсказуемый
    Медленный

Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

ИГРАТЬ

Неспециалист Определение и значение | Словарь.

com

  • Верхние определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • British

[Ley-Muhn]

/ ˈleɪ Mən /

/ ˈleɪ Mən /

!

См. синонимы для: мирянин / миряне на Thesaurus.com


существительное во множественном числе миряне.

лицо, не принадлежащее к духовенству; один из мирян.

лицо, не принадлежащее к какой-либо профессии, такой как юриспруденция или медицина.

ВИКТОРИНА

ТЫ ПРОШЕШЬ ИЛИ НАТЯНУСЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение непрофессионала

Среднеанглийское слово, датируемое 1150–1200 годами; см. происхождение в layman 3 , man

примечание об использовании для непрофессионала

См. -man.

Dictionary.com Полный текст
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023 г.

Слова, относящиеся к слову мирянин

прихожанин, верующий, дилетант, последователь, член, неофит, послушник, посторонний, прозелит, рекрут, светский, мирянин, мирянин, непрофессионал

Как использовать мирянин в предложении

  • I был достаточно привилегирован, чтобы увидеть объекты, которые редко посещают миряне.

    Написание романа: даже придумывание требует исследований|Ридли Пирсон|16 июля 2014|DAILY BEAST

  • Но, поскольку юридическая ценность не является единственной ценностью, давайте теперь рассмотрим доказательства как простые неспециалисты.

    Бог и мой ближний|Роберт Блатчфорд

  • Его пребывание в Лимерике было особенно успешным, и он основал религиозное братство мирян, насчитывавшее 5000 членов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы