Российские новомученики: Новомученики Российские — Православные проповеди

Разное

Содержание

Новомученики Российские — Православные проповеди

Собор ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских празд­ну­ется 25 января (7 фев­раля), если этот день сов­па­дет с вос­крес­ным днем, а если не сов­па­дет – то в бли­жай­шее вос­кре­се­нье после 25 января (7 февраля)

Сего­дня празд­ну­ется память всех Рос­сий­ских Ново­му­че­ни­ков и Испо­вед­ни­ков. Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II и Свя­щен­ный Синод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви поста­но­вили празд­но­вать собор Рос­сий­ских Ново­му­че­ни­ков в бли­жай­шее вос­кре­се­нье после тоже недавно уста­нов­лен­ного дня памяти одного из пер­вых муче­ни­ков среди Ново­му­че­ни­ков, мит­ро­по­лита Киев­ского и Галиц­кого Вла­ди­мира. Его житие сви­де­тель­ствует, что он бла­го­сло­вил тех, кто его рас­стре­ли­вал, и про­сил у Бога, как и пер­во­му­че­ник архи­ди­а­кон Сте­фан, чтобы Гос­подь не поста­вил им это во грех.

Наш храм спо­до­бился осо­бой мило­сти Божией. У нас перед алта­рем, в цер­ков­ной ограде, поко­ятся мощи тех самых испо­вед­ни­ков, память кото­рых сего­дня мы празд­нуем. Это мит­ро­по­лит Нафа­наил, кото­рый мно­гие годы был в заклю­че­нии, в гоне­нии, скры­вался до самой своей пра­вед­ной кон­чины, погре­бен сна­чала в селе Федо­с­кине, потом пере­не­сены были его мощи уже после войны сюда, в Отрад­ное. Они нетленны. Рядом с ним поко­ится пра­вед­ный Сер­гий и еп. Стефан.

Епи­скоп Сте­фан в моло­до­сти был вра­чом нев­ро­па­то­ло­гом. Он – духов­ный сын о. Сер­гия Мечева, был в близ­ком духов­ном обще­нии со стар­цем преп. Нек­та­рием Оптин­ским. Отси­дел 8 или 10 лет в лаге­рях и ему гро­зил еще деся­ти­лет­ний срок за то, что как врач он ста­рался облег­чить участь заклю­чен­ных, непра­ведно осуж­ден­ных, кото­рых в то время было мно­же­ство, осо­бенно свя­щен­но­слу­жи­те­лей. По совету мед­сестры, кото­рая видела все его доб­рые дела, сочув­ство­вала ему, он в молитве обра­тился за помо­щью к бла­жен­ной Мат­ре­нушке. Имея воз­мож­ность, как врач, выхо­дить за зону, он три­жды про­кри­чал в лесу: «Мат­ре­нушка! Помоги мне, я в беде!» И был осво­бож­ден. После того, как осво­бо­дился, – он не домой поехал, а поехал побла­го­да­рить Мат­ре­нушку. И когда зашел в дом, кото­рый ука­зали ему, – то, поскольку она, боль­ная, лежала в ящичке и некого было спро­сить, где она, он ска­зал: «Здрав­ствуйте!» И услы­шал голос «Здрав­ствуй, раб Божий Сер­гий!» Он в миру был Сер­гей Алек­се­е­вич Ники­тин. «Откуда ты, – гово­рит он, – меня зна­ешь?» – «Да ты ведь, – отве­чает она, – меня кли­кал, звал. Я и услышала».

Рядом с этими угод­ни­ками Божи­ими поко­ится и о. Доро­фей, архи­манд­рит Дани­лова мона­стыря. Он был в заклю­че­нии 8 или 10 лет, а потом, когда осво­бо­дился. 10 лет жил в сарае. И в холод­ное время при­хо­дили коты, вокруг него ложи­лись и грели его. Это факт, я сам это видел, Гос­подь спо­до­бил меня бывать у него.

Здесь же, возле нашего храма, похо­ро­нен и о. Евфро­син. Он 10 лет отбыл на Колыме. Когда срок окон­чился, его вызвали и ска­зали: «Под­пиши еще 10 лет». Куда деваться – Колыма! Он под­пи­сал. Гос­подь как бы испы­ты­вал его реши­мость. Неожи­данно при­е­хала комис­сия, стали про­ве­рять списки заклю­чен­ных и гово­рят: «Да ведь этот срок-то закон­чился». И он был осво­бож­ден. Заклю­чен­ные собрали ему пожитки, какой-то чемо­дан­чик, он сел на послед­ний паро­ход, при­плыл во Вла­ди­во­сток, и нача­лась война. Если бы его тогда не осво­бо­дили, он бы не выжил, во время войны там все погибли. И потом о. Евфро­син еще ски­тался, было время, когда он каж­дую ночь ноче­вал в раз­ных местах, потому что за ним по пятам ходили, хотели снова аре­сто­вать. Но иерос­хи­мо­нах Инно­кен­тий, он похо­ро­нен в с. Алек­се­ев­ском, духов­ный отец о. Евфро­сина, кото­рого он посе­щал, ска­зал ему. «Не бойся. Гос­подь тебя сохра­нит, только ты не остав­ляй меня».

У о. Евфро­сина, как он мне лично рас­ска­зы­вал, было такое состо­я­ние, когда он не выдер­жал изде­ва­тельств и решил бежать. Это реше­ние было совер­шенно безум­ное, потому что куда бежать, если вокруг несколько тысяч кило­мет­ров тайги, да зимой еще. Про­сто на смерть. Но он ушел в тайгу, и шел, и терял силы уже, ел клюкву, какие-то еще ягоды, орехи. А потом, не знал куда идет – карты не было, – в конце кон­цов вышел на трассу. Там его подо­брали и при­везли опять в лагерь. И когда его при­везли, началь­ство при­шло в ярость, и решили еще про­дол­жить изде­ва­тель­ства. Его 3 недели дер­жали на морозе и через день хлеб и воду давали. И он остался жив. В то время, как апо­стол Павел гово­рил, уме­реть для него было бы только облег­че­нием. Но он молился: «Гос­поди! Сохрани меня, не ради меня, а ради славы имени Тво­его». И Гос­подь оста­вил его в живых. Началь­ник лагеря гово­рил: «Не может быть, чтобы он остался жив». Конец этого началь­ника лагеря, мучи­теля, был стра­шен. Его вскоре назна­чили началь­ни­ком дру­гого лагеря. Жесто­кость этого чело­века была известна, и там заклю­чен­ные разо­рвали его на части. Так еще здесь, на земле, Гос­подь пока­рал мучителя.

Когда о. Евфро­сина после трех недель пыток на морозе бро­сили уми­рать, его выкор­мили уго­лов­ники. А кор­мить его не пола­га­лось, потому что он не мог выра­бо­тать норму. Уго­лов­ники его брали с собой, выпол­няли за него норму и кор­мили его за своим столом.

Уже после войны один врач, кото­рый посе­щал отца Евфро­сина, удив­лялся его ощу­ще­ниям. Он ска­зал: «Что с Вами сде­лали? У Вас про­мо­ро­жена нерв­ная система». О. Евфро­син в то время лежал в шер­стя­ных нос­ках, в вален­ках, и под ногами у него еще поду­шечка была, потому что он чув­ство­вал холод от пола. Сзади у него тоже была под­ста­вочка и поду­шечка, когда он сидел, потому что от дере­вян­ной стены он тоже чув­ство­вал холод.

Среди тех, кто стал испо­вед­ни­ками, были люди, кото­рые по своей сле­поте вре­мен­ной, ино­гда и потому, что пове­рили лжи, пошли даже про­тив Церкви или ото­шли от Церкви. Но в лаге­рях мно­гие при­шли к вере. Отцу Евфро­сину (он в миру был Васи­лий Адри­а­но­вич) мно­гие там гово­рили: «Васи­лий Адри­а­но­вич! Если бы мы все были такие, как ты, мы бы здесь не сидели». Всех пора­жала твер­дость, с кото­рой он в лютых обсто­я­тель­ствах испо­ве­до­вал свою веру.

Об этом мы слы­шали в сего­дняш­нем апо­столь­ском чте­нии: «Ни тес­нота, ни смерть, ни гоне­ния, ни глу­бина, ни высота – ничто не может отлу­чить нас от любви Божией».

Все мы знаем и могилку о. Сер­гия, быв­шего насто­я­теля нашего храма. Он стал свя­щен­ни­ком только в 1946 г., уже после войны, хотя окон­чил семи­на­рию в 1911 г. Он гово­рил: «Не руко­по­ло­жили меня тогда, я вот поте­рял венец». И с таким сожа­ле­нием гово­рил. Но Гос­подь его сохра­нил для дру­гого. Он Вла­дыку Нафа­наила посе­щал. Если бы узнали, заклю­че­ние ему бы тоже гро­зило за обще­ние с еп. Нафа­наи­лом, кото­рый тогда скры­вался, и с еп. Арсе­нием – послед­ним насто­я­те­лем Чудова мона­стыря, и игу­ме­ньей Фама­рью, кото­рая о них забо­ти­лась, и с о. Доро­феем, кото­рого по мило­сти Божией и я посе­щал вме­сте с о.Сергием.

Не только свя­щен­но­слу­жи­тели пре­тер­пели гоне­ния в те годы. Когда я рабо­тал на Урале, был зна­ком с Гали­ной Алек­сан­дров­ной, уже пожи­лой тогда жен­щи­ной, муж кото­рой был цар­ским офи­це­ром. Он давал при­сягу на вер­ность царю перед кре­стом и Еван­ге­лием и не мог изме­нить ему, пойти слу­жить дру­гой вла­сти. Но сол­даты его любили и защи­щали его. Но его посте­пенно отде­лили от своих сол­дат и в дру­гое место пере­вели. А у него было шестеро детей. И вот повезли его в ссылку на санях, а она, жена офи­цер­ская, с кучей дети­шек за ним. И молила только, чтобы Гос­подь, зная, как трудно детям в тех обсто­я­тель­ствах, – все послед­нее у них отняли, – чтобы Гос­подь хоть одного ребенка ей оста­вил. И она похо­ро­нила в дороге пяте­рых детей. Мужа ее в числе про­чих офи­це­ров в Сибири рас­стре­ляли. Они при этом пели: «Хри­стос вос­кресе…» и гово­рили своим пала­чам: «Да про­стит вас Господь».

Эта Галина Алек­сан­дровна, кото­рую я знал, была чело­век необы­чай­ной доб­роты. И дочка, кото­рую ей Гос­подь оста­вил, тоже была очень доб­рым чело­ве­ком. И зять слу­шался бес­пре­ко­словно свою тещу. Настолько Гос­подь любовь сохра­нил у них в семье, что там все дети все время спра­ши­вали: «Как бабушка? Как бабушка?»

Все муче­ники и испо­вед­ники Рос­сий­ские имели вели­кую силу любви. Отец Алек­сей Мечев – он сам это чув­ство­вал, а ска­зал об ап. Иоанне Бого­слове, что тот один из всех апо­сто­лов не был умерщ­влен, потому что Гос­подь дал ему такую силу любви, что она рас­тво­ряла злобу мучи­те­лей, и никто не решился его убить. А об отце Алек­сее Мечеве рас­ска­зы­вали, что одна­жды его вызвали на Лубянку (лич­ность-то извест­ная, и они пони­мали, что он не про­стой чело­век) и гово­рят: «Вы ста­рень­кий уже, а Цер­ковь уми­рает. Все, уже нет никого. Ну, Вы там еще немного поис­це­ля­ете, и все…» А он так улыб­нулся и гово­рит: «Что вы! Цер­ковь живет бла­го­да­тью Божией. Ведь зна­ете, кто на мое место вста­нет? Да вот вы и вста­нете. Гос­подь кос­нется вашего сердца, и вы при­дете ко мне, а я вас буду реко­мен­до­вать Свя­тей­шему Тихону, и он вас руко­по­ло­жит. Вот и будет про­дол­же­ние». Они поста­ра­лись отпу­стить его ско­рее. Как бы испу­га­лись, что вдруг «кос­нется», и они сей­час прямо с Лубянки побе­гут в Дон­ской мона­стырь к Пат­ри­арху Тихону. А это, если будет воля Божия, вполне воз­можно. Потому что бла­го­дать Божия все может совершить.

Один раб Божий, кото­рый тоже был в заклю­че­нии, он и сей­час жив, рас­ска­зы­вал, как у него спра­ши­вали на допро­сах: «Вы что про­тив Совет­ской вла­сти?» Он гово­рит: «Нет, что Вы. Вся власть от Бога». – «А как Вы счи­та­ете, мы построим новое обще­ство?» Он гово­рит: «Это бес­по­лез­ная работа». – «Это почему же?» – «Да потому, что такой экс­пе­ри­мент был уже у пер­вых хри­стиан. У них было все общее. Но долго они так не про­дер­жа­лись. Одни искренне все отда­вали, а Ана­ния с Сап­фи­рой ута­или. Так и у вас будет. Никуда не денешься. Но там-то какие были люди! Уж тем более у вас ничего не полу­чится». И ничего отве­тить ему не смогли. Гос­подь ска­зал, и то истина: «Я дам вам уста и пре­муд­рость, кото­рой не смо­гут про­ти­виться все про­тив­ля­ю­щи­еся вам». И дал Гос­подь муд­рость такую муче­ни­кам и испо­вед­ни­кам Своим. Известно, что, когда был про­цесс над свя­щен­но­му­че­ни­ком митр. Вени­а­ми­ном, был разыг­ран спек­такль судеб­ный. Там были и защит­ник, и обви­ни­тели, и сви­де­тели, все, как подо­бает, как у Спа­си­теля пред судом Синед­ри­она. Все это было. Потом было и послед­нее слово обви­ня­е­мого. Он встал и ска­зал очень кратко: «Я выслу­шал все ваши речи. Я понял: здесь все раз­де­ля­ется за Хри­ста и про­тив Хри­ста… Я за Хри­ста и готов при­нять любой ваш при­го­вор». И при­нял муче­ни­че­ский венец. Он был мит­ро­по­лит и имел огром­ный духов­ный опыт.

Но есть такой рас­сказ, как без­бож­ники решили поиз­де­ваться над одним ребен­ком. И устро­или спек­такль: «Суд над Хри­стом». И роль Хри­ста дали веру­ю­щему маль­чику, а все осталь­ные были его обви­ни­тели, ни одного защит­ника не было. Разыг­рали спек­такль, маль­чику этому дали какую-то роль, что-то он дол­жен был ска­зать очень коротко. А потом ему дали послед­нее слово. И этот маль­чик стал гово­рить так, что весь зал замер. И гово­рил он с той силой любви, состра­да­ния, кото­рая была у муче­ни­ков, у испо­вед­ни­ков: «Вы сме­е­тесь надо мною, а мне вас жалко. Ведь вы соб­ственно несчаст­ные люди. Вы не зна­ете, что такое молитва. Вы не зна­ете, что такое бла­го­дать Божия». Взрос­лые кри­чали: «Пусть замол­чит». Дети кри­чали: «Пусть гово­рит!». Он немного гово­рил. По ходу спек­такля нужно было суду уда­литься для выне­се­ния При­го­вора. Детишки уда­ли­лись одни в ком­нату для сове­ща­ния. Потом вышли и ска­зали: «Неви­но­вен».

Все наши ново­му­че­ники рос­сий­ские, как и муче­ники пер­вых веков хри­сти­ан­ства, – это при­мер выс­шей чистоты, выс­шей любви и свя­то­сти. Любовь это дар Божий. Об этой любви гово­рится в Еван­ге­лии, кото­рое чита­ется муче­ни­кам: «Сие запо­ве­дую вам: да любите друг друга. Если мир вас нена­ви­дит, знайте, что Меня прежде вас воз­не­на­ви­дел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому нена­ви­дит вас мир» (Ин. 15. 17-19). Эти слова и поныне испол­ня­ются. И поэтому мы должны прежде всего стре­миться стя­жать любовь. Тогда все выдер­жишь. А стя­жать любовь мы можем, только если поста­ра­емся тер­петь немощи друг друга: «Тяготы друг друга носите и тако испол­ните закон Христов».

Наша задача – в том окру­же­нии, в кото­рое мы постав­лены Про­мыс­лом Божиим, ста­раться сохра­нить любовь, потому что это тот фун­да­мент, кото­рый дает воз­мож­ность чело­веку усто­ять и в более слож­ных испы­та­ниях, в стра­да­ниях, осо­бенно за веру. Не думайте, что чело­век, раз­дра­жа­ю­щийся на ближ­него, не могу­щий потер­петь немощи его, будет гово­рить сво­ему убийце или мучи­телю: «Да про­стит тебе Гос­подь!» Чело­век, не тер­пя­щий ближ­него, не смо­жет пере­не­сти стра­да­ний. Какое-то время он, может быть, смо­жет про­дер­жаться на гор­дыне, но недолго. Это как дом на песке.

Празд­нуя день памяти ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских, про­слав­ляя их подвиги, их стра­да­ния, их труды, укреп­ля­е­мые и напут­ству­е­мые их доб­ро­тою и любо­вью, поста­ра­емся хоть в чем-то быть подоб­ными им: в любви к ближ­нему, в тер­пе­нии того, что при­хо­диться в жизни тер­петь по Про­мыслу Божи­ему. Для свя­тых – вели­кие труды, подвиги, стра­да­ния и венцы. Для нас, греш­ных, сла­бых духом, телом, – некие труд­но­сти. Но и они, как гово­рил прп. Сера­фим, «если ради Бога без ропота пре­тер­пе­ва­ются, вме­ня­ются чело­веку как стра­да­ния ради Хри­ста». Потому что, как ска­зал ново­му­че­ник митр. Вени­а­мин, все наши жиз­нен­ные спек­такли разыг­ры­ва­ются по одному сце­на­рию: за Хри­ста или про­тив Хри­ста. В каж­дом малом деле (вели­кие дела не для нас) надо ста­раться посту­пать так, чтобы можно было с чистой сове­стью отве­тить, как митр. Вени­а­мин: «Я за Хри­ста». А для этого необ­хо­димо трез­ве­ние, посто­ян­ное вни­ма­ние, кон­троль над своей душой и мыслями.

Вели­кий пол­ко­во­дец и хри­сти­а­нин А. В. Суво­ров гово­рил: «Если побе­дишь себя, то будешь воис­тину непо­бе­дим». Вер­ный в малом и во мно­гом верен, а невер­ный в малом и во мно­гом неве­рен будет. Помо­лимся ново­му­че­ни­кам Рос­сий­ским, чтобы Гос­подь их молит­вами укре­пил нас быть вер­ными хотя бы в малом, чтобы нам вме­сте с ними насле­до­вать жизнь веч­ную. Аминь.

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской / Православие.

Ru






Рейтинг: 9.5|Голосов: 120

Свидетельство о жизни

Интервью с игуменом Дамаскиным (Орловским), членом Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви

Церковь, по слову святителя, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, и поминается не первой при поминании патриархий, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов. Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова.




Рейтинг: 9.4|Голосов: 141

Военные священники в сонме новомучеников и исповедников Российских

Андрей Кострюков

Сегодня известно более чем о 70 военных священниках, пострадавших от коммунистической власти. 18 из них причислено к лику святых. Список военных пастырей, убитых за веру, был открыт уже в декабре 1917 года, когда был расстрелян севастопольский протоиерей Михаил Чафранов. Отцу Михаилу вменили в вину то, что он причащал матросов, приговоренных к смерти.


Рейтинг: 8.9|Голосов: 76

Новомученики Дерновы: они шли умирать за веру и святой крест

Людмила Пахомова

Недавно в Елабуге, возле ограды старого Троицкого кладбища, разрушенного и застроенного в годы советской власти, был установлен обелиск в память о священномученике Павле Дернове и его сыновьях, расстрелянных в феврале 1918 года. Поводом для убийства протоиерея Павла Дернова стала его горячая проповедь, произнесенная в городском соборе.


Рейтинг: 9.1|Голосов: 48

Непрославленные исповедники

Наталья Стукова

Однажды пришла к нам домой учительница моего сына и говорит, что до нее дошли слухи, будто бы я вожу детей в церковь. Я не стала отрицать. Тогда учительница обратилась к Саше с льстивыми словами: «Сашенька, когда мать будет тебя звать в церковь, ты ко мне беги. Я дам вам с Андрюшей (ее сын) денег, и вы пойдете в кино».








Рейтинг: 9.3|Голосов: 11

«Нас объединят новомученики»

Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым, участником Всезарубежного пастырского совещания в г. Наяк (8-12 декабря 2003 г.

)

Максим Массалитин

Нам удалось донести до зарубежного духовенства то, о чем они мало знали: информацию о той огромной работе, которая была проделана в нашей Церкви в последние годы. Самое главное состоит в том, что мы обозначили для них те аспекты мученического пути Русской Церкви в России, которые, может быть, и были известны им, но которым они не придавали должного значения.



Рейтинг: 8.9|Голосов: 23

Возвращение царя

Владимир Семенко

Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными мучениками Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года — величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых.




Рейтинг: 9.9|Голосов: 185

Ровно сто лет назад, 26 мая 1922 года, были расстреляны Радонежские новомученики:

Преподобномученик Макарий (Телегин), священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин и Василий Соколов, мученик Сергий Тихомиров

В Сергиевский храм Троицкого подворья лавры в Москве пришла комиссия, члены которой действовали нарочито грубо и кощунственно.











Рейтинг: 9.9|Голосов: 191

«Чада Твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся»

Комментарий к стихирам службы новомученикам и исповедникам Церкви Русской

Профессор Лариса Маршева, диакон Андрей Болдырев

«Церковь Русская, красуйся и ликуй…» Эти же слова есть и в стихирах Пасхи: проводится параллель между Иерусалимом, где родилась Церковь, и Русской землей.





































Рейтинг: 9.8|Голосов: 869

«Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога»

Памяти протоиерея Иоанна Русановича, замученного в застенках НКВД на Рождество Христово

Сергей Шумило, Мария Овдиенко

7 января 1939 года состоялся последний допрос отца Иоанна. Ходить он уже не мог, так как следователи искалечили ему ноги, и отцу Иоанну устроили очную ставку в камере, чтобы подтвердить факт преступления – крещение детей.















Рейтинг: 10|Голосов: 614

Новомученик Петр (Петриков): «Верой в Бога не могу пожертвовать никому»

Беседа с Ниной Малаховой, племянницей священномученика

«Мученики, такие, как отец Петр (Петриков), утверждали Церковь», — вспоминает о своем дяде поэтесса Нина Малахова.

























Рейтинг: 9. 9|Голосов: 861

Мои новомученики

Рассказы бабушки Наталии Ивановны

Марина Завгородняя

Сотрудники НКВД сидели в засаде всю ночь, а пришли забирать отца Феодорита, когда он Литургию служил. Ворвались в храм во время службы. Федор, староста, не пускал их в алтарь. Они его вывели, поставили к стене церкви и расстреляли.



Рейтинг: 10|Голосов: 3183

Выстрел на Литургии

О священниках Головковых, служивших в Коми

Наталья Прокофьева

Тогда, в 1928 году, безбожная власть наняла убийцу, чтобы избавиться от священника – отца Иоанна Головкова. Истекающего кровью батюшку прихожане повезли в больницу, но его, еще живого, поместили… в морг.



































Рейтинг: 9. 9|Голосов: 2131

Дивеевская Голгофа

Елена Балашова

Митрополит, епископ, сельские батюшки, дивеевские сестры, блаженная и ее келейницы… Их крестный путь был разным, но стояние в вере крепким. И связывала их Дивеевская обитель.



















Рейтинг: 9.6|Голосов: 206

Граф-мученик Александр Медем

Алексей Наумов

Из письма А. Медема: «Действительно свободным может быть только человек, глубоко и искренне верующий. Зависимость от Господа Бога – единственная зависимость, которая человека не унижает и не превращает в жалкого раба, а, наоборот, возвышает».













Рейтинг: 8.9|Голосов: 9

И уже не скроют убитых наших

Марина Бирюкова

Эти слова из Книги пророка Исаии — и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (Ис. 26, 21) — вспоминаются каждый раз, когда мы говорим о христианских мучениках ХХ века, о новомучениках и исповедниках Российских, когда узнаем новые имена, новые подробности их подвига.
















Испытание любви

Слово в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Церковь Русская страдала так, как не страдала Церковь даже в ранние века гонений. Храмы разрушались, превращались в «овощные хранилища», как говорит царь Давид – в лучшем случае. А иногда превращались в бойню, где убивали людей, как скот, держали их там, мучили. И вся земля наша была полита кровью христиан. (MP3 файл. Продолжительность 7:37 мин. Размер 5.5 Mb)





Рейтинг: 10|Голосов: 40

Возвращение священномученика

Елизавета Замыслова

Так же, как не найдется семьи, которой не коснулась Великая Отечественная, так, наверно, нет и рода, в котором кто-нибудь не пострадал бы за веру в темные годы гонений. Журналист Елизавета Замыслова рассказала нашему порталу о своем прапрадеде и том, как семья священномученика Измаила Карагандинского в годовщину его расстрела побывала на месте его служения.




Рейтинг: 9. 6|Голосов: 142

Каждое письмо от отца Павла мы ожидали как Суда Божьего.

Воспоминания об отце Павле (Троицком)

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов)

Таких случаев прозорливости, которые мы знаем об отце Павле, мы больше не знаем в жизни других подвижников XX века. Много было святых в XX веке явлено Богом, но другого такого подвижника, как отец Павел, я не знаю. Причём эта прозорливость была даже в мелочах.


Рейтинг: 9.7|Голосов: 575

Скорбный путь жен новомучеников и исповедников Российских

Юлия Аксенова

Жены новомучеников и исповедников Российских прошли горький и скорбный путь. Высокий подвиг несли они посреди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения властей, голод и нищету. Совершая свой крестный путь, подчас унывая и скорбя, они не малодушествовали, но находили в себе силы молиться и славословить Бога. Как выжили они? Как оставались верными Христу?




Рейтинг: 9. 8|Голосов: 99

Житие мученика Евгения Николаевича Погожева (Поселянина)

Cвященник Афанасий Гумеров

Творчество Евгения Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия Оптинского, продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Книги и статьи Е. Поселянина проникнуты теплым религиозным чувством. Они свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлеченному решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала XX столетий о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает Божественный Учитель.


Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня мы вспоминаем Собор Новомучеников и Исповедников Российских – всех тех, кто принял мученическую смерть в годы жестоких гонений на веру и Церковь Христову. Это большое событие для всей Церкви, так как мы помним трагические события, но в то же время празднуем, потому что эпоха, продолжавшаяся в нашей стране 70 лет в 20  веке, также явила миру великое собрание исповедников и новых мученики. Они предпочли смерть отречению от Христа и сегодня молятся о нас и нашей Родине в торжествующей небесной Церкви.

Преследование началось сразу после Октябрьской революции 1917 года, когда к власти пришли большевики. Гонения на верующих были целенаправленными и длительными и превосходили по жестокости все прежние гонения на Церковь, в том числе со стороны римских императоров в 19007-м -м, 2-м и 3-м веках. Богоборческий режим делал все, чтобы уничтожить религию и Церковь, ее народ и тех, кто носил благодатный дух Христов, веками питавший нашу Родину.

Это были жестокие и кровавые репрессии, потому что власти стремились полностью истребить Церковь. Они исходили из совершенно фантастической и антигуманной мысли, что религия есть пережиток прошлого и должна отмирать сама, а если не умирает сама, то надо помочь ей умереть как можно скорее.

Большевики создали антигуманную и преступную идеологию, которой десятилетиями руководствовались правители нашей страны. Эта идеология привела к миллионам жертв, людей разных убеждений и социального положения. Они начались с классовой борьбы против дворянства и купечества, за которыми последовало раскулачивание зажиточных крестьян, затем переселение и уничтожение целых этнических общностей. Одна кампания по уничтожению следовала за другой, и эти преступные действия продолжались несколько десятилетий.

Русская Православная Церковь была лишь одной из мишеней той самоубийственной кампании, которую власти развернули против собственного народа. Но именно Церковь проявила великое мужество и духовный героизм, запечатлевшийся в памяти людей и прославленный Церковью сегодня канонизацией святых новомучеников и исповедников Российских.

Машина преследования поглотила не только невиновных людей, но и тех, кто сам виновен в преступлениях. Действительно, известно, что преследователи иногда становятся преследуемыми. Мы не видим никакого героизма в действиях этих людей в осознании того, что они стали жертвами созданного ими же мира. Те, кого мы прославляем, не были виновны ни в чем, кроме своей веры во Христа, своего служения Церкви, своей любви к Богу и своих усилий направить народ Божий ко спасению. Люди, которых мы прославляем новомучениками и исповедниками Российскими, — это не все жертвы тех страшных лет, а те, кто до конца остался верен Господу, не был сломлен машиной репрессий, не отрекся от Христа даже под пытками и в тюрьме, которые не предали своих близких, как это часто бывало.

Мы не знаем, сколько их было, десятки тысяч, сотни тысяч или миллионы, потому что вся правда о тех годах никогда не будет раскрыта. Все архивы никогда не откроются, чтобы по записям было видно, кто остался верен до конца, а кто оступился. Кроме того, в протоколах допросов, по которым мы восстанавливаем историю того или иного новомученика, много подделок. Некоторые записанные как отшельники на самом деле не отреклись от своей веры. Полное повествование о подвиге, совершенном святыми, известно одному Господу. Но Церковь прославила всех новомучеников и исповедников, тех, кого мы знаем, тех, чей подвиг задокументирован, и тех, кто известен только Богу. Среди них были и епископы, и рядовые священники, и монашествующие. Было также великое множество мирян, не отрекшихся от Христа даже под пытками.

Подвиг святых новомучеников и исповедников является духовным сокровищем, которое наша Церковь должна бережно хранить и чтить. Мы не знаем, какие времена ждут нас впереди. Неверно полагать, что Церковь отныне и навсегда будет пользоваться благополучием, миром и благоволением сильных мира сего, потому что времена могут измениться, как это бывает в истории. Наша Православная Церковь жила в самых разных условиях, и всегда были те, кто был готов пройти до конца путь Голгофы вместе со Христом. Мы молимся сегодня, чтобы благодать Божия никогда не оставила наш народ, как это случилось после того, как многие из них отреклись от веры, Христа и Церкви. Мы молимся о том, чтобы это отвержение никогда не повторилось в нашей истории. Мы молимся о том, чтобы передать нашим потомкам православную веру, которую мы унаследовали такой дорогой ценой.

2013

Собор Новомучеников и Исповедников Российских

Новомученики и Исповедники Российские — группа святых Русской Православной Церкви, замученных или гонимых за Христа после Октябрьской революции 1917 года при большевиках.

Вскоре после Октябрьской революции Поместный Синод 5 (18) апреля 1918 г. принял постановление: «Мы установили по всей России ежегодную память в воскресенье после 25 января как день всех исповедников и мучеников, погибших в нынешние жестокие годы гонений».

Русская Православная Церковь Заграницей прославила новомучеников и исповедников Российских в 1981 году. Патриарху Тихону 9 октября 1989 года. В июне 1990 года на Поместном Синоде архиепископ Берлинский Герман (Тимофеев) первым открыто заявил: «Мы не должны отрекаться от бесчисленных мучеников за веру, мы не должны их забывать».

25 марта 1991 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принято определение: «О возобновлении поминания исповедников и мучеников, пострадавших за веру во Христа, установленного Поместным Синодом 5 (18) апреля 1918 год».

Сразу после распада Советского Союза Русская Церковь под руководством Патриарха Алексия II начала прославлять некоторых Новомучеников, начиная с великой княгини Елизаветы Федоровны, митрополита Киевского Владимира и митрополита Петроградского Вениамина, в 19 г.92.

В 1990-е годы шла подготовка к канонизации Новомучеников и Исповедников Церкви Российской, и многие святые были прославлены как поместные святые.

В 2000 году Всероссийский Синод прославил Царя Николая II и его семью, а также многих других Новомучеников. Список новомучеников продолжает пополняться после того, как Синодальная комиссия по канонизации завершает расследование каждого случая. Русская Церковь празднует праздник Новомучеников и Исповедников Российских в воскресенье после 25 января (ст. ст.)/7 февраля (н. ст.) — дня мученической кончины митрополита Киевского Владимира (первого священномученика большевистского ига).

НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня мы вспоминаем Собор Новомучеников и Исповедников Российских – всех замученных в годы жестоких гонений на веру и Церковь Христа. Это большое событие для всей Церкви, так как мы помним трагические события, но в то же время празднуем, потому что эпоха, продолжавшаяся в нашей стране 70 лет в ХХ веке, также явила миру великое собрание исповедников и новомучеников. Они предпочли смерть отречению от Христа и сегодня молятся о нас и нашей Родине в торжествующей небесной Церкви.

Преследование началось сразу после Октябрьской революции 1917 года, когда к власти пришли большевики. Гонения на верующих были целенаправленными и длительными и превосходили по жестокости все прежние гонения на Церковь, в том числе со стороны римских императоров в I, II и III веках. Богоборческий режим делал все, чтобы уничтожить религию и Церковь, ее народ и тех, кто носил благодатный дух Христов, веками питавший нашу Родину.

Это были жестокие и кровавые репрессии, потому что власти стремились полностью истребить Церковь. Они исходили из совершенно фантастической и антигуманной мысли, что религия есть пережиток прошлого и должна отмирать сама, а если не умирает сама, то надо помочь ей умереть как можно скорее.

Большевики создали антигуманную и преступную идеологию, которой десятилетиями руководствовались правители нашей страны. Эта идеология привела к миллионам жертв, людей разных убеждений и социального положения. Они начались с классовой борьбы против дворянства и купечества, за которыми последовало раскулачивание зажиточных крестьян, затем переселение и уничтожение целых этнических общностей. Одна кампания по уничтожению следовала за другой, и эти преступные действия продолжались несколько десятилетий.

Русская Православная Церковь была лишь одной из мишеней той самоубийственной кампании, которую власти развернули против собственного народа. Но именно Церковь проявила великое мужество и духовный героизм, запечатлевшийся в памяти людей и прославленный Церковью сегодня канонизацией святых новомучеников и исповедников Российских.

Машина преследования поглотила не только невиновных людей, но и тех, кто сам виновен в преступлениях. Действительно, известно, что преследователи иногда становятся преследуемыми. Мы не видим никакого героизма в действиях этих людей в осознании того, что они стали жертвами созданного ими же мира. Те, кого мы прославляем, не были виновны ни в чем, кроме своей веры во Христа, своего служения Церкви, своей любви к Богу и своих усилий направить народ Божий ко спасению. Люди, которых мы прославляем новомучениками и исповедниками Российскими, — это не все жертвы тех страшных лет, а те, кто до конца остался верен Господу, не был сломлен машиной репрессий, не отрекся от Христа даже под пытками и в тюрьме, которые не предали своих близких, как это часто бывало.

Мы не знаем, сколько их было, десятки тысяч, сотни тысяч или миллионы, потому что вся правда о тех годах никогда не будет раскрыта. Все архивы никогда не откроются, чтобы по записям было видно, кто остался верен до конца, а кто оступился. Кроме того, в протоколах допросов, по которым мы восстанавливаем историю того или иного новомученика, много подделок. Некоторые записанные как отшельники на самом деле не отреклись от своей веры. Полное повествование о подвиге, совершенном святыми, известно одному Господу. Но Церковь прославила всех новомучеников и исповедников, тех, кого мы знаем, тех, чей подвиг задокументирован, и тех, кто известен только Богу. Среди них были и епископы, и рядовые священники, и монашествующие. Было также великое множество мирян, не отрекшихся от Христа даже под пытками.

Подвиг святых новомучеников и исповедников является духовным сокровищем, которое наша Церковь должна бережно хранить и чтить. Мы не знаем, какие времена ждут нас впереди. Неверно полагать, что Церковь отныне и навсегда будет пользоваться благополучием, миром и благоволением сильных мира сего, потому что времена могут измениться, как это бывает в истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts