Российские новомученики: Новомученики Российские — Православные проповеди
Содержание
Новомученики Российские — Православные проповеди
Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет – то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля)
Сегодня празднуется память всех Российских Новомучеников и Исповедников. Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили праздновать собор Российских Новомучеников в ближайшее воскресенье после тоже недавно установленного дня памяти одного из первых мучеников среди Новомучеников, митрополита Киевского и Галицкого Владимира. Его житие свидетельствует, что он благословил тех, кто его расстреливал, и просил у Бога, как и первомученик архидиакон Стефан, чтобы Господь не поставил им это во грех.
Наш храм сподобился особой милости Божией. У нас перед алтарем, в церковной ограде, покоятся мощи тех самых исповедников, память которых сегодня мы празднуем. Это митрополит Нафанаил, который многие годы был в заключении, в гонении, скрывался до самой своей праведной кончины, погребен сначала в селе Федоскине, потом перенесены были его мощи уже после войны сюда, в Отрадное. Они нетленны. Рядом с ним покоится праведный Сергий и еп. Стефан.
Епископ Стефан в молодости был врачом невропатологом. Он – духовный сын о. Сергия Мечева, был в близком духовном общении со старцем преп. Нектарием Оптинским. Отсидел 8 или 10 лет в лагерях и ему грозил еще десятилетний срок за то, что как врач он старался облегчить участь заключенных, неправедно осужденных, которых в то время было множество, особенно священнослужителей. По совету медсестры, которая видела все его добрые дела, сочувствовала ему, он в молитве обратился за помощью к блаженной Матренушке. Имея возможность, как врач, выходить за зону, он трижды прокричал в лесу: «Матренушка! Помоги мне, я в беде!» И был освобожден. После того, как освободился, – он не домой поехал, а поехал поблагодарить Матренушку. И когда зашел в дом, который указали ему, – то, поскольку она, больная, лежала в ящичке и некого было спросить, где она, он сказал: «Здравствуйте!» И услышал голос «Здравствуй, раб Божий Сергий!» Он в миру был Сергей Алексеевич Никитин. «Откуда ты, – говорит он, – меня знаешь?» – «Да ты ведь, – отвечает она, – меня кликал, звал. Я и услышала».
Рядом с этими угодниками Божиими покоится и о. Дорофей, архимандрит Данилова монастыря. Он был в заключении 8 или 10 лет, а потом, когда освободился. 10 лет жил в сарае. И в холодное время приходили коты, вокруг него ложились и грели его. Это факт, я сам это видел, Господь сподобил меня бывать у него.
Здесь же, возле нашего храма, похоронен и о. Евфросин. Он 10 лет отбыл на Колыме. Когда срок окончился, его вызвали и сказали: «Подпиши еще 10 лет». Куда деваться – Колыма! Он подписал. Господь как бы испытывал его решимость. Неожиданно приехала комиссия, стали проверять списки заключенных и говорят: «Да ведь этот срок-то закончился». И он был освобожден. Заключенные собрали ему пожитки, какой-то чемоданчик, он сел на последний пароход, приплыл во Владивосток, и началась война. Если бы его тогда не освободили, он бы не выжил, во время войны там все погибли. И потом о. Евфросин еще скитался, было время, когда он каждую ночь ночевал в разных местах, потому что за ним по пятам ходили, хотели снова арестовать. Но иеросхимонах Иннокентий, он похоронен в с. Алексеевском, духовный отец о. Евфросина, которого он посещал, сказал ему. «Не бойся. Господь тебя сохранит, только ты не оставляй меня».
У о. Евфросина, как он мне лично рассказывал, было такое состояние, когда он не выдержал издевательств и решил бежать. Это решение было совершенно безумное, потому что куда бежать, если вокруг несколько тысяч километров тайги, да зимой еще. Просто на смерть. Но он ушел в тайгу, и шел, и терял силы уже, ел клюкву, какие-то еще ягоды, орехи. А потом, не знал куда идет – карты не было, – в конце концов вышел на трассу. Там его подобрали и привезли опять в лагерь. И когда его привезли, начальство пришло в ярость, и решили еще продолжить издевательства. Его 3 недели держали на морозе и через день хлеб и воду давали. И он остался жив. В то время, как апостол Павел говорил, умереть для него было бы только облегчением. Но он молился: «Господи! Сохрани меня, не ради меня, а ради славы имени Твоего». И Господь оставил его в живых. Начальник лагеря говорил: «Не может быть, чтобы он остался жив». Конец этого начальника лагеря, мучителя, был страшен. Его вскоре назначили начальником другого лагеря. Жестокость этого человека была известна, и там заключенные разорвали его на части. Так еще здесь, на земле, Господь покарал мучителя.
Когда о. Евфросина после трех недель пыток на морозе бросили умирать, его выкормили уголовники. А кормить его не полагалось, потому что он не мог выработать норму. Уголовники его брали с собой, выполняли за него норму и кормили его за своим столом.
Уже после войны один врач, который посещал отца Евфросина, удивлялся его ощущениям. Он сказал: «Что с Вами сделали? У Вас проморожена нервная система». О. Евфросин в то время лежал в шерстяных носках, в валенках, и под ногами у него еще подушечка была, потому что он чувствовал холод от пола. Сзади у него тоже была подставочка и подушечка, когда он сидел, потому что от деревянной стены он тоже чувствовал холод.
Среди тех, кто стал исповедниками, были люди, которые по своей слепоте временной, иногда и потому, что поверили лжи, пошли даже против Церкви или отошли от Церкви. Но в лагерях многие пришли к вере. Отцу Евфросину (он в миру был Василий Адрианович) многие там говорили: «Василий Адрианович! Если бы мы все были такие, как ты, мы бы здесь не сидели». Всех поражала твердость, с которой он в лютых обстоятельствах исповедовал свою веру.
Об этом мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении: «Ни теснота, ни смерть, ни гонения, ни глубина, ни высота – ничто не может отлучить нас от любви Божией».
Все мы знаем и могилку о. Сергия, бывшего настоятеля нашего храма. Он стал священником только в 1946 г., уже после войны, хотя окончил семинарию в 1911 г. Он говорил: «Не рукоположили меня тогда, я вот потерял венец». И с таким сожалением говорил. Но Господь его сохранил для другого. Он Владыку Нафанаила посещал. Если бы узнали, заключение ему бы тоже грозило за общение с еп. Нафанаилом, который тогда скрывался, и с еп. Арсением – последним настоятелем Чудова монастыря, и игуменьей Фамарью, которая о них заботилась, и с о. Дорофеем, которого по милости Божией и я посещал вместе с о.Сергием.
Не только священнослужители претерпели гонения в те годы. Когда я работал на Урале, был знаком с Галиной Александровной, уже пожилой тогда женщиной, муж которой был царским офицером. Он давал присягу на верность царю перед крестом и Евангелием и не мог изменить ему, пойти служить другой власти. Но солдаты его любили и защищали его. Но его постепенно отделили от своих солдат и в другое место перевели. А у него было шестеро детей. И вот повезли его в ссылку на санях, а она, жена офицерская, с кучей детишек за ним. И молила только, чтобы Господь, зная, как трудно детям в тех обстоятельствах, – все последнее у них отняли, – чтобы Господь хоть одного ребенка ей оставил. И она похоронила в дороге пятерых детей. Мужа ее в числе прочих офицеров в Сибири расстреляли. Они при этом пели: «Христос воскресе…» и говорили своим палачам: «Да простит вас Господь».
Эта Галина Александровна, которую я знал, была человек необычайной доброты. И дочка, которую ей Господь оставил, тоже была очень добрым человеком. И зять слушался беспрекословно свою тещу. Настолько Господь любовь сохранил у них в семье, что там все дети все время спрашивали: «Как бабушка? Как бабушка?»
Все мученики и исповедники Российские имели великую силу любви. Отец Алексей Мечев – он сам это чувствовал, а сказал об ап. Иоанне Богослове, что тот один из всех апостолов не был умерщвлен, потому что Господь дал ему такую силу любви, что она растворяла злобу мучителей, и никто не решился его убить. А об отце Алексее Мечеве рассказывали, что однажды его вызвали на Лубянку (личность-то известная, и они понимали, что он не простой человек) и говорят: «Вы старенький уже, а Церковь умирает. Все, уже нет никого. Ну, Вы там еще немного поисцеляете, и все…» А он так улыбнулся и говорит: «Что вы! Церковь живет благодатью Божией. Ведь знаете, кто на мое место встанет? Да вот вы и встанете. Господь коснется вашего сердца, и вы придете ко мне, а я вас буду рекомендовать Святейшему Тихону, и он вас рукоположит. Вот и будет продолжение». Они постарались отпустить его скорее. Как бы испугались, что вдруг «коснется», и они сейчас прямо с Лубянки побегут в Донской монастырь к Патриарху Тихону. А это, если будет воля Божия, вполне возможно. Потому что благодать Божия все может совершить.
Один раб Божий, который тоже был в заключении, он и сейчас жив, рассказывал, как у него спрашивали на допросах: «Вы что против Советской власти?» Он говорит: «Нет, что Вы. Вся власть от Бога». – «А как Вы считаете, мы построим новое общество?» Он говорит: «Это бесполезная работа». – «Это почему же?» – «Да потому, что такой эксперимент был уже у первых христиан. У них было все общее. Но долго они так не продержались. Одни искренне все отдавали, а Анания с Сапфирой утаили. Так и у вас будет. Никуда не денешься. Но там-то какие были люди! Уж тем более у вас ничего не получится». И ничего ответить ему не смогли. Господь сказал, и то истина: «Я дам вам уста и премудрость, которой не смогут противиться все противляющиеся вам». И дал Господь мудрость такую мученикам и исповедникам Своим. Известно, что, когда был процесс над священномучеником митр. Вениамином, был разыгран спектакль судебный. Там были и защитник, и обвинители, и свидетели, все, как подобает, как у Спасителя пред судом Синедриона. Все это было. Потом было и последнее слово обвиняемого. Он встал и сказал очень кратко: «Я выслушал все ваши речи. Я понял: здесь все разделяется за Христа и против Христа… Я за Христа и готов принять любой ваш приговор». И принял мученический венец. Он был митрополит и имел огромный духовный опыт.
Но есть такой рассказ, как безбожники решили поиздеваться над одним ребенком. И устроили спектакль: «Суд над Христом». И роль Христа дали верующему мальчику, а все остальные были его обвинители, ни одного защитника не было. Разыграли спектакль, мальчику этому дали какую-то роль, что-то он должен был сказать очень коротко. А потом ему дали последнее слово. И этот мальчик стал говорить так, что весь зал замер. И говорил он с той силой любви, сострадания, которая была у мучеников, у исповедников: «Вы смеетесь надо мною, а мне вас жалко. Ведь вы собственно несчастные люди. Вы не знаете, что такое молитва. Вы не знаете, что такое благодать Божия». Взрослые кричали: «Пусть замолчит». Дети кричали: «Пусть говорит!». Он немного говорил. По ходу спектакля нужно было суду удалиться для вынесения Приговора. Детишки удалились одни в комнату для совещания. Потом вышли и сказали: «Невиновен».
Все наши новомученики российские, как и мученики первых веков христианства, – это пример высшей чистоты, высшей любви и святости. Любовь это дар Божий. Об этой любви говорится в Евангелии, которое читается мученикам: «Сие заповедую вам: да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15. 17-19). Эти слова и поныне исполняются. И поэтому мы должны прежде всего стремиться стяжать любовь. Тогда все выдержишь. А стяжать любовь мы можем, только если постараемся терпеть немощи друг друга: «Тяготы друг друга носите и тако исполните закон Христов».
Наша задача – в том окружении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим, стараться сохранить любовь, потому что это тот фундамент, который дает возможность человеку устоять и в более сложных испытаниях, в страданиях, особенно за веру. Не думайте, что человек, раздражающийся на ближнего, не могущий потерпеть немощи его, будет говорить своему убийце или мучителю: «Да простит тебе Господь!» Человек, не терпящий ближнего, не сможет перенести страданий. Какое-то время он, может быть, сможет продержаться на гордыне, но недолго. Это как дом на песке.
Празднуя день памяти новомучеников и исповедников Российских, прославляя их подвиги, их страдания, их труды, укрепляемые и напутствуемые их добротою и любовью, постараемся хоть в чем-то быть подобными им: в любви к ближнему, в терпении того, что приходиться в жизни терпеть по Промыслу Божиему. Для святых – великие труды, подвиги, страдания и венцы. Для нас, грешных, слабых духом, телом, – некие трудности. Но и они, как говорил прп. Серафим, «если ради Бога без ропота претерпеваются, вменяются человеку как страдания ради Христа». Потому что, как сказал новомученик митр. Вениамин, все наши жизненные спектакли разыгрываются по одному сценарию: за Христа или против Христа. В каждом малом деле (великие дела не для нас) надо стараться поступать так, чтобы можно было с чистой совестью ответить, как митр. Вениамин: «Я за Христа». А для этого необходимо трезвение, постоянное внимание, контроль над своей душой и мыслями.
Великий полководец и христианин А. В. Суворов говорил: «Если победишь себя, то будешь воистину непобедим». Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом и во многом неверен будет. Помолимся новомученикам Российским, чтобы Господь их молитвами укрепил нас быть верными хотя бы в малом, чтобы нам вместе с ними наследовать жизнь вечную. Аминь.
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской / Православие.
Ru
Рейтинг: 9.5|Голосов: 120
Свидетельство о жизни
Интервью с игуменом Дамаскиным (Орловским), членом Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви
Церковь, по слову святителя, стоит на крови мучеников, и это не только в переносном смысле, а и в прямом, буквальном смысле. Божественная литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи именно мучеников. Русская Православная Церковь, несмотря на то, что она по занимаемому пространству и количеству членов больше всех остальных Поместных Церквей вместе взятых, хотя и сравнительно молодая, и поминается не первой при поминании патриархий, на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов. Но после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова.
Рейтинг: 9.4|Голосов: 141
Военные священники в сонме новомучеников и исповедников Российских
Андрей Кострюков
Сегодня известно более чем о 70 военных священниках, пострадавших от коммунистической власти. 18 из них причислено к лику святых. Список военных пастырей, убитых за веру, был открыт уже в декабре 1917 года, когда был расстрелян севастопольский протоиерей Михаил Чафранов. Отцу Михаилу вменили в вину то, что он причащал матросов, приговоренных к смерти.
Рейтинг: 8.9|Голосов: 76
Новомученики Дерновы: они шли умирать за веру и святой крест
Людмила Пахомова
Недавно в Елабуге, возле ограды старого Троицкого кладбища, разрушенного и застроенного в годы советской власти, был установлен обелиск в память о священномученике Павле Дернове и его сыновьях, расстрелянных в феврале 1918 года. Поводом для убийства протоиерея Павла Дернова стала его горячая проповедь, произнесенная в городском соборе.
Рейтинг: 9.1|Голосов: 48
Непрославленные исповедники
Наталья Стукова
Однажды пришла к нам домой учительница моего сына и говорит, что до нее дошли слухи, будто бы я вожу детей в церковь. Я не стала отрицать. Тогда учительница обратилась к Саше с льстивыми словами: «Сашенька, когда мать будет тебя звать в церковь, ты ко мне беги. Я дам вам с Андрюшей (ее сын) денег, и вы пойдете в кино».
Рейтинг: 9.3|Голосов: 11
«Нас объединят новомученики»
Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым, участником Всезарубежного пастырского совещания в г. Наяк (8-12 декабря 2003 г.
)
Максим Массалитин
Нам удалось донести до зарубежного духовенства то, о чем они мало знали: информацию о той огромной работе, которая была проделана в нашей Церкви в последние годы. Самое главное состоит в том, что мы обозначили для них те аспекты мученического пути Русской Церкви в России, которые, может быть, и были известны им, но которым они не придавали должного значения.
Рейтинг: 8.9|Голосов: 23
Возвращение царя
Владимир Семенко
Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми царственными мучениками Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года — величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 185
Ровно сто лет назад, 26 мая 1922 года, были расстреляны Радонежские новомученики:
Преподобномученик Макарий (Телегин), священномученики Александр Заозерский, Христофор Надеждин и Василий Соколов, мученик Сергий Тихомиров
В Сергиевский храм Троицкого подворья лавры в Москве пришла комиссия, члены которой действовали нарочито грубо и кощунственно.
Рейтинг: 9.9|Голосов: 191
«Чада Твоя Престолу Владычню во славе предстоят, радующеся»
Комментарий к стихирам службы новомученикам и исповедникам Церкви Русской
Профессор Лариса Маршева, диакон Андрей Болдырев
«Церковь Русская, красуйся и ликуй…» Эти же слова есть и в стихирах Пасхи: проводится параллель между Иерусалимом, где родилась Церковь, и Русской землей.
Рейтинг: 9.8|Голосов: 869
«Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога»
Памяти протоиерея Иоанна Русановича, замученного в застенках НКВД на Рождество Христово
Сергей Шумило, Мария Овдиенко
7 января 1939 года состоялся последний допрос отца Иоанна. Ходить он уже не мог, так как следователи искалечили ему ноги, и отцу Иоанну устроили очную ставку в камере, чтобы подтвердить факт преступления – крещение детей.
Рейтинг: 10|Голосов: 614
Новомученик Петр (Петриков): «Верой в Бога не могу пожертвовать никому»
Беседа с Ниной Малаховой, племянницей священномученика
«Мученики, такие, как отец Петр (Петриков), утверждали Церковь», — вспоминает о своем дяде поэтесса Нина Малахова.
Рейтинг: 9. 9|Голосов: 861
Мои новомученики
Рассказы бабушки Наталии Ивановны
Марина Завгородняя
Сотрудники НКВД сидели в засаде всю ночь, а пришли забирать отца Феодорита, когда он Литургию служил. Ворвались в храм во время службы. Федор, староста, не пускал их в алтарь. Они его вывели, поставили к стене церкви и расстреляли.
Рейтинг: 10|Голосов: 3183
Выстрел на Литургии
О священниках Головковых, служивших в Коми
Наталья Прокофьева
Тогда, в 1928 году, безбожная власть наняла убийцу, чтобы избавиться от священника – отца Иоанна Головкова. Истекающего кровью батюшку прихожане повезли в больницу, но его, еще живого, поместили… в морг.
Рейтинг: 9. 9|Голосов: 2131
Дивеевская Голгофа
Елена Балашова
Митрополит, епископ, сельские батюшки, дивеевские сестры, блаженная и ее келейницы… Их крестный путь был разным, но стояние в вере крепким. И связывала их Дивеевская обитель.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 206
Граф-мученик Александр Медем
Алексей Наумов
Из письма А. Медема: «Действительно свободным может быть только человек, глубоко и искренне верующий. Зависимость от Господа Бога – единственная зависимость, которая человека не унижает и не превращает в жалкого раба, а, наоборот, возвышает».
Рейтинг: 8.9|Голосов: 9
И уже не скроют убитых наших
Марина Бирюкова
Эти слова из Книги пророка Исаии — и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих (Ис. 26, 21) — вспоминаются каждый раз, когда мы говорим о христианских мучениках ХХ века, о новомучениках и исповедниках Российских, когда узнаем новые имена, новые подробности их подвига.
Испытание любви
Слово в день Собора новомучеников и исповедников Российских
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Церковь Русская страдала так, как не страдала Церковь даже в ранние века гонений. Храмы разрушались, превращались в «овощные хранилища», как говорит царь Давид – в лучшем случае. А иногда превращались в бойню, где убивали людей, как скот, держали их там, мучили. И вся земля наша была полита кровью христиан. (MP3 файл. Продолжительность 7:37 мин. Размер 5.5 Mb)
Рейтинг: 10|Голосов: 40
Возвращение священномученика
Елизавета Замыслова
Так же, как не найдется семьи, которой не коснулась Великая Отечественная, так, наверно, нет и рода, в котором кто-нибудь не пострадал бы за веру в темные годы гонений. Журналист Елизавета Замыслова рассказала нашему порталу о своем прапрадеде и том, как семья священномученика Измаила Карагандинского в годовщину его расстрела побывала на месте его служения.
Рейтинг: 9. 6|Голосов: 142
Каждое письмо от отца Павла мы ожидали как Суда Божьего.
Воспоминания об отце Павле (Троицком)
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов)
Таких случаев прозорливости, которые мы знаем об отце Павле, мы больше не знаем в жизни других подвижников XX века. Много было святых в XX веке явлено Богом, но другого такого подвижника, как отец Павел, я не знаю. Причём эта прозорливость была даже в мелочах.
Рейтинг: 9.7|Голосов: 575
Скорбный путь жен новомучеников и исповедников Российских
Юлия Аксенова
Жены новомучеников и исповедников Российских прошли горький и скорбный путь. Высокий подвиг несли они посреди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения властей, голод и нищету. Совершая свой крестный путь, подчас унывая и скорбя, они не малодушествовали, но находили в себе силы молиться и славословить Бога. Как выжили они? Как оставались верными Христу?
Рейтинг: 9. 8|Голосов: 99
Житие мученика Евгения Николаевича Погожева (Поселянина)
Cвященник Афанасий Гумеров
Творчество Евгения Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия Оптинского, продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Книги и статьи Е. Поселянина проникнуты теплым религиозным чувством. Они свидетельствовали изнеженному удобствами жизни, охладевшему в вере, увлеченному решением социальных и политических вопросов человеку второй половины XIX и начала XX столетий о высоких и истинных началах жизни, к которой призывает Божественный Учитель.
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- Православный календарь на каждый день.
- Новые книги издательства «Вольный странник».
- Анонсы предстоящих мероприятий.
НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ
Митрополит Иларион (Алфеев)
Сегодня мы вспоминаем Собор Новомучеников и Исповедников Российских – всех тех, кто принял мученическую смерть в годы жестоких гонений на веру и Церковь Христову. Это большое событие для всей Церкви, так как мы помним трагические события, но в то же время празднуем, потому что эпоха, продолжавшаяся в нашей стране 70 лет в 20 веке, также явила миру великое собрание исповедников и новых мученики. Они предпочли смерть отречению от Христа и сегодня молятся о нас и нашей Родине в торжествующей небесной Церкви.
Преследование началось сразу после Октябрьской революции 1917 года, когда к власти пришли большевики. Гонения на верующих были целенаправленными и длительными и превосходили по жестокости все прежние гонения на Церковь, в том числе со стороны римских императоров в 19007-м -м, 2-м -м и 3-м веках. Богоборческий режим делал все, чтобы уничтожить религию и Церковь, ее народ и тех, кто носил благодатный дух Христов, веками питавший нашу Родину.
Это были жестокие и кровавые репрессии, потому что власти стремились полностью истребить Церковь. Они исходили из совершенно фантастической и антигуманной мысли, что религия есть пережиток прошлого и должна отмирать сама, а если не умирает сама, то надо помочь ей умереть как можно скорее.
Большевики создали антигуманную и преступную идеологию, которой десятилетиями руководствовались правители нашей страны. Эта идеология привела к миллионам жертв, людей разных убеждений и социального положения. Они начались с классовой борьбы против дворянства и купечества, за которыми последовало раскулачивание зажиточных крестьян, затем переселение и уничтожение целых этнических общностей. Одна кампания по уничтожению следовала за другой, и эти преступные действия продолжались несколько десятилетий.
Русская Православная Церковь была лишь одной из мишеней той самоубийственной кампании, которую власти развернули против собственного народа. Но именно Церковь проявила великое мужество и духовный героизм, запечатлевшийся в памяти людей и прославленный Церковью сегодня канонизацией святых новомучеников и исповедников Российских.
Машина преследования поглотила не только невиновных людей, но и тех, кто сам виновен в преступлениях. Действительно, известно, что преследователи иногда становятся преследуемыми. Мы не видим никакого героизма в действиях этих людей в осознании того, что они стали жертвами созданного ими же мира. Те, кого мы прославляем, не были виновны ни в чем, кроме своей веры во Христа, своего служения Церкви, своей любви к Богу и своих усилий направить народ Божий ко спасению. Люди, которых мы прославляем новомучениками и исповедниками Российскими, — это не все жертвы тех страшных лет, а те, кто до конца остался верен Господу, не был сломлен машиной репрессий, не отрекся от Христа даже под пытками и в тюрьме, которые не предали своих близких, как это часто бывало.
Мы не знаем, сколько их было, десятки тысяч, сотни тысяч или миллионы, потому что вся правда о тех годах никогда не будет раскрыта. Все архивы никогда не откроются, чтобы по записям было видно, кто остался верен до конца, а кто оступился. Кроме того, в протоколах допросов, по которым мы восстанавливаем историю того или иного новомученика, много подделок. Некоторые записанные как отшельники на самом деле не отреклись от своей веры. Полное повествование о подвиге, совершенном святыми, известно одному Господу. Но Церковь прославила всех новомучеников и исповедников, тех, кого мы знаем, тех, чей подвиг задокументирован, и тех, кто известен только Богу. Среди них были и епископы, и рядовые священники, и монашествующие. Было также великое множество мирян, не отрекшихся от Христа даже под пытками.
Подвиг святых новомучеников и исповедников является духовным сокровищем, которое наша Церковь должна бережно хранить и чтить. Мы не знаем, какие времена ждут нас впереди. Неверно полагать, что Церковь отныне и навсегда будет пользоваться благополучием, миром и благоволением сильных мира сего, потому что времена могут измениться, как это бывает в истории. Наша Православная Церковь жила в самых разных условиях, и всегда были те, кто был готов пройти до конца путь Голгофы вместе со Христом. Мы молимся сегодня, чтобы благодать Божия никогда не оставила наш народ, как это случилось после того, как многие из них отреклись от веры, Христа и Церкви. Мы молимся о том, чтобы это отвержение никогда не повторилось в нашей истории. Мы молимся о том, чтобы передать нашим потомкам православную веру, которую мы унаследовали такой дорогой ценой.
2013
Собор Новомучеников и Исповедников Российских
Новомученики и Исповедники Российские — группа святых Русской Православной Церкви, замученных или гонимых за Христа после Октябрьской революции 1917 года при большевиках.
Вскоре после Октябрьской революции Поместный Синод 5 (18) апреля 1918 г. принял постановление: «Мы установили по всей России ежегодную память в воскресенье после 25 января как день всех исповедников и мучеников, погибших в нынешние жестокие годы гонений».
Русская Православная Церковь Заграницей прославила новомучеников и исповедников Российских в 1981 году. Патриарху Тихону 9 октября 1989 года. В июне 1990 года на Поместном Синоде архиепископ Берлинский Герман (Тимофеев) первым открыто заявил: «Мы не должны отрекаться от бесчисленных мучеников за веру, мы не должны их забывать».
25 марта 1991 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принято определение: «О возобновлении поминания исповедников и мучеников, пострадавших за веру во Христа, установленного Поместным Синодом 5 (18) апреля 1918 год».
Сразу после распада Советского Союза Русская Церковь под руководством Патриарха Алексия II начала прославлять некоторых Новомучеников, начиная с великой княгини Елизаветы Федоровны, митрополита Киевского Владимира и митрополита Петроградского Вениамина, в 19 г.92.
В 1990-е годы шла подготовка к канонизации Новомучеников и Исповедников Церкви Российской, и многие святые были прославлены как поместные святые.
В 2000 году Всероссийский Синод прославил Царя Николая II и его семью, а также многих других Новомучеников. Список новомучеников продолжает пополняться после того, как Синодальная комиссия по канонизации завершает расследование каждого случая. Русская Церковь празднует праздник Новомучеников и Исповедников Российских в воскресенье после 25 января (ст. ст.)/7 февраля (н. ст.) — дня мученической кончины митрополита Киевского Владимира (первого священномученика большевистского ига).
НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ
Митрополит Иларион (Алфеев)
Сегодня мы вспоминаем Собор Новомучеников и Исповедников Российских – всех замученных в годы жестоких гонений на веру и Церковь Христа. Это большое событие для всей Церкви, так как мы помним трагические события, но в то же время празднуем, потому что эпоха, продолжавшаяся в нашей стране 70 лет в ХХ веке, также явила миру великое собрание исповедников и новомучеников. Они предпочли смерть отречению от Христа и сегодня молятся о нас и нашей Родине в торжествующей небесной Церкви.
Преследование началось сразу после Октябрьской революции 1917 года, когда к власти пришли большевики. Гонения на верующих были целенаправленными и длительными и превосходили по жестокости все прежние гонения на Церковь, в том числе со стороны римских императоров в I, II и III веках. Богоборческий режим делал все, чтобы уничтожить религию и Церковь, ее народ и тех, кто носил благодатный дух Христов, веками питавший нашу Родину.
Это были жестокие и кровавые репрессии, потому что власти стремились полностью истребить Церковь. Они исходили из совершенно фантастической и антигуманной мысли, что религия есть пережиток прошлого и должна отмирать сама, а если не умирает сама, то надо помочь ей умереть как можно скорее.
Большевики создали антигуманную и преступную идеологию, которой десятилетиями руководствовались правители нашей страны. Эта идеология привела к миллионам жертв, людей разных убеждений и социального положения. Они начались с классовой борьбы против дворянства и купечества, за которыми последовало раскулачивание зажиточных крестьян, затем переселение и уничтожение целых этнических общностей. Одна кампания по уничтожению следовала за другой, и эти преступные действия продолжались несколько десятилетий.
Русская Православная Церковь была лишь одной из мишеней той самоубийственной кампании, которую власти развернули против собственного народа. Но именно Церковь проявила великое мужество и духовный героизм, запечатлевшийся в памяти людей и прославленный Церковью сегодня канонизацией святых новомучеников и исповедников Российских.
Машина преследования поглотила не только невиновных людей, но и тех, кто сам виновен в преступлениях. Действительно, известно, что преследователи иногда становятся преследуемыми. Мы не видим никакого героизма в действиях этих людей в осознании того, что они стали жертвами созданного ими же мира. Те, кого мы прославляем, не были виновны ни в чем, кроме своей веры во Христа, своего служения Церкви, своей любви к Богу и своих усилий направить народ Божий ко спасению. Люди, которых мы прославляем новомучениками и исповедниками Российскими, — это не все жертвы тех страшных лет, а те, кто до конца остался верен Господу, не был сломлен машиной репрессий, не отрекся от Христа даже под пытками и в тюрьме, которые не предали своих близких, как это часто бывало.
Мы не знаем, сколько их было, десятки тысяч, сотни тысяч или миллионы, потому что вся правда о тех годах никогда не будет раскрыта. Все архивы никогда не откроются, чтобы по записям было видно, кто остался верен до конца, а кто оступился. Кроме того, в протоколах допросов, по которым мы восстанавливаем историю того или иного новомученика, много подделок. Некоторые записанные как отшельники на самом деле не отреклись от своей веры. Полное повествование о подвиге, совершенном святыми, известно одному Господу. Но Церковь прославила всех новомучеников и исповедников, тех, кого мы знаем, тех, чей подвиг задокументирован, и тех, кто известен только Богу. Среди них были и епископы, и рядовые священники, и монашествующие. Было также великое множество мирян, не отрекшихся от Христа даже под пытками.
Подвиг святых новомучеников и исповедников является духовным сокровищем, которое наша Церковь должна бережно хранить и чтить. Мы не знаем, какие времена ждут нас впереди. Неверно полагать, что Церковь отныне и навсегда будет пользоваться благополучием, миром и благоволением сильных мира сего, потому что времена могут измениться, как это бывает в истории.