Российское государство в 15 16 веках: Российское государство во второй половине XV – начале XVI века
Содержание
Российское государство во второй половине XV – начале XVI века
Вечевой новгородский колокол играл немалую роль в
жизни города. Этим можно объяснить множество народных преданий о его судьбе
после того, как его сняли и отправили в Москву. Одно из народных преданий
гласит, что колокол не пошёл «в плен московский на позорище», а добравшись до
пределов Новгородской земли выбрал себе крутую горку и скатился с неё.
Ударившись о камни, он «убился насмерть» крикнув умирая: «Воля!». Хотя
некоторым послышалось, что колокол прокричал «Валда», и эту местность стали
называть Валдаем. Далее вы подробнее узнаете о присоединении Новгородской
республики и образовании единого Российского государства.
Вопросы
занятия. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству. Свержение
ордынского ига. Завершение объединения русских земель и образование Российского
государства Становление органов центральной власти. Изменения
в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
К
середине XV века
большая часть земель Северо-Восточной Руси всё ещё сохраняла свою независимость
от Москвы.
Псковское,
Тверское, Рязанское, Ростовское княжества, Новгородская республика не
подчинялись единому центру, хотя великий князь московский считался их верховным
правителем.
Завершающим
этапом образования единого Российского государства стало правление Ивана III
Васильевича в 1462–1505 годах.
Присоединять
соседние территории Иван III
начал уже в первые годы своего правления, используя несколько способов – присягу,
наследование, военное подчинение. Так, без сопротивления были присоединены
Ярославское княжество в 1463–1468 годах и Ростовское княжество в 1474 году. Их
князья принесли присягу Ивану III
и перешли на великокняжескую службу. В порядке наследования великий князь
московский получил Дмитров (в 1472 году), Вологду (в 1481 году) и Углич (в 1491
году).
Независимой
от московского князя оставалась Новгородская республика, обладавшая
значительной силой.
Под
угрозой потери независимости в Новгороде возникла сильная антимосковская
оппозиция во главе с Борецкими. Эта часть новгородского боярства стремилась
сохранить свои старинные вольности. Ради этого бояре во главе Марфой Борецкой в
1471 году заключили союз с королём польским и великим князем литовским
Казимиром IV.
По
условиям договора новгородцы сохраняли свои вольности и привилегии, однако
Новгород переходил под власть католического правителя – великого князя
литовского. В связи с этим борьба за Новгород приобрела и религиозный характер.
В
1471 году Иван III предпринял решительные меры к подчинению Новгорода. Решающее
сражение произошло в июле 1471 года на реке Шелони. В этом столкновении
новгородское ополчение под командованием Дмитрия Борецкого потерпело сокрушительное
поражение от московского войска под командованием тверского князя Даниила
Холмского.
В
результате между Московским княжеством и Новгородской республикой был заключён
Коростынский мирный договор. Согласно ему Новгород признавал себя «отчиной»
великого князя московского, но при этом сохранил формальную независимость.
В
начале 1478 года республика в Новгороде была окончательно ликвидирована.
Выборные должности посадников и тысяцких заняли московские наместники,
городское вече упразднялось, а вечевой колокол, в ознаменование искоренения
«новгородской вольницы», был снят и отправлен в Москву.
Для
окончательной ликвидация новгородской государственности Иван III
создал себе социальную опору среди землевладельцев. Новгородские бояре были
переселены в центральные уезды, а их земли розданы московским служилым людям.
Создание
единого государства было невозможно без освобождения Руси от ордынского
владычества. Выплачивать дань ордынцам Иван III
прекратил после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата на Русь в 1472 году.
Готовясь к новому походу, хан Ахмат заключил военный союз с королём польским и
великим князем литовским Казимиром IV.
Иван III, в свою очередь,
заключил соглашение с крымским ханом Менгли-Гиреем.
Летом
1480 года Ахмат предпринял попытку вернуть русские земли в подчинение Большой
Орде и двинул войска на Москву. Хан рассчитывал, что Иван III
не сможет собрать войска из-за ссоры с братьями — удельными князьями Андреем
Большим и Борисом Волоцким. Кроме это Ахмат надеялся на военную помощь Казимира
IV.
Однако
Ивану III удалось помириться с братьями, а опасность со стороны Великого
княжества Литовского была нейтрализована действиями Менгли-Гирея. 8 октября
1480 года войска Ахмата подошли к русско-литовской границе. Она проходила по
реке Угре, левому притоку реки Оки. За пять дней до этого другой берег реки
заняли московские полки. Ими командовал сын Ивана III
Иван Молодой, а также лучшие полководцы, в том числе и Даниил Холмский.
Попытки
Ахмата перейти Угру в октябре были пресечены
русскими войсками. Переговоры Ивана III
с Ахматом ни к чему не привели, и оба войска, не предпринимая активных
действий, простояли на берегах реки больше месяца. Опасаясь ранней зимы, Ахмат
так и не решился на генеральное сражение с московским войском и увёл своих
воинов в Орду. Этим он фактически признал своё поражение.
«Стояние на Угре» обозначило бескровное падение почти 240-летнего
господства Орды на Руси.
Присоединение
Новгорода и падение ига предопределили судьбу Тверского
княжества, которое находилось внутри московских земель. Более того, тверской
князь Михаил так же, как и другие противники Ивана 3 попытался заключить союз с
Казимиром IV.
Воспользовавшись
этим в качестве предлога, Иван III
в 1485 году пошёл на Тверь походом и осадил город. Михаил бежал в Великое
княжество Литовское, поэтому московскому войску не пришлось сражаться за город.
Тверское
княжество вошло в состав московских земель. А в самой Твери был посажен сын
Ивана III и тверской княжны Иван
Молодой.
С
1485 года великий московский князь стал именоваться «Великим князем всея Руси».
Большое
значение Иван III придавал возврату
русских земель, которые оказались в составе Великого княжества Литовского. В
начале XVI века прошла целая серия
Русско-литовских войн. Итогам победы в войне 1500–1503 годов стало очередное
расширение территории московских владений. Согласно перемирию 1503 года Москве
отходила восточная часть Смоленской и Чернигово-Северская земля с 19 городами.
После
смерти Ивана III собирать русские земли
продолжил его сын Василий 3, который правил до 1533. В 1510 году в состав
Российского государства вошла Псковская земля, а в 1521 году Рязанское
княжество.
В
результате победы в очередной Русско-литовской войне 1512–1522 годов Василий III
присоединил
все Смоленские земли, официально закрепив взятие Смоленска 1514 года войсками
Даниила Щени.
С
присоединением Смоленщины завершилось объединение русских земель вокруг Москвы,
сложилось огромное единое Русское государство.
Собирание
всех русских земель в единое государство во главе с Москвой означало, что
с этого момента на Руси был один правитель. Им являлся великий князь
московский, представитель династии Рюриковичей. Его власть ничем
не ограничивалась. На ступеньку ниже стояли удельные князья – братья и
племянники великого князя.
Далее
шли служилые князья – прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу к
великому князю.
Брак
с Софьей Палеолог давал Ивану III
основание называть себя преемником византийской династии.
Поэтому
в официальных документах того времени Русь стали называть по-византийски –
Россия. А с 1497 года Иван III
начал использовать изображение двуглавого орла – эмблему рода Палеологов
– на своей печати, а впоследствии и в качестве государственного герба.
Независимое
положение от ордынских ханов и принятие императорской символики в качестве
государственной позволило Ивану III
называть себя самодержцем. Это означало, что теперь он держит землю сам и не
подчиняется другой власти.
На
основании этого Иван III
принял новый титул – государь всея Руси. С новым титулом у Ивана III
появились и атрибуты царской власти – скипетр и держава.
Государь
всея Руси издавал законы, вёл переговоры с другими странами, чеканил монеты.
Мог объявить войну или заключить мир. Во время крупных военных походов брал на
себя обязанности главного военачальника. В остальных случаях главой русского
войска был воевода. Воеводы также возглавляли отдельные части армии – полки.
Они же выполняли и другие поручения великого князя.
Начали
формироваться центральные органы управления страной – приказы. С конца XV
до середины XVI века существовало два
общегосударственных ведомства: Государева казна и Государев двор.
Казна
являлась одновременно государственной канцелярией. Это учреждение занималось не
только финансами, но и посольскими, поместными, холопьими и ямскими делами.
Государев
двор управлял имуществом великого князя, прежде всего, его землями.
С
конца XV века оформляется высший
государственный орган централизованного управления – Боярская дума. В её состав
входили как московские бояре, так и бывшие удельные и служилые князья.
Дума
решала важнейшие государственные вопросы и была совещательным органом при государе.
Территориально
Московское государство было поделено на уезды. Их границы совпадали с границами
бывших удельных княжеств. Поэтому они имели разные размеры.
Уезды
делились на волости и станы. Уездами, городами и пригородами управлял
наместник, волостью – волостель. Они не получали жалованья за свою
управленческую и судебную деятельность.
Управление
на местах осуществлялось на основе системы кормлений: собирая налоги с
населения, наместники часть средств оставляли у себя.
Порядок
прохождения службы основывался на местничестве – системе распределения
должностей в зависимости от знатности рода.
В
1497 году был издан единый свод законов – Судебник Ивана III.
Он
представлял собой сборник всех законов Московского княжества, а также включал
некоторые законы других русских княжеств, которые становились обязательными для
всех объединённых земель.
В
конце XV—начале XVI веков продолжалось развитие феодального землевладения.
В
конце XV века изменяется система земледелия – на смену двуполью и подсеке
приходит трёхполье.
Подавляющее
большинство населения, как и прежде, составляли крестьяне. Они делились на
черносошных, живших на государственных, «черных» землях, и
частновладельческих.
Верховным
собственником земли был князь. Он жаловал часть земель «в вотчину» служилым
людям. Вотчина могла переходить по наследству, продаваться, покупаться,
вкладываться в монастырь.
В
конце XV века наряду с вотчинным
возникло поместное землевладение.
После
выселения новгородских бояр, на их землях были «испомещены» московские служилые
люди. Их владения стали называться поместьями.
Несмотря
на то, что формально поместье считалось лишь временным держанием, оно всё же
передавалось по наследству, так как обеспечивало военную службу сыновей
помещика.
Однако
в отличие от вотчины поместье не продавалось, не покупалось, а также не
вкладывалось в монастырь.
Земельной
собственности, не связанной со службой, в Российском государстве не
существовало.
Но
земля, лишённая рабочих рук, представляла лишь потенциальную ценность.
Необходимо было прикрепить крестьян к земле на государственном уровне.
Судебник
1497 года установил обязательный для всей страны единый срок перехода крестьян
от одного владельца к другому: неделя до и неделя после осеннего Юрьева дня,
который празднуется 26 ноября.
Однако
законодательное установление сроков выхода ещё не было закрепощением.
Судебником были лишь установлены единые для всей страны нормы. В то же время он
сохранял за земледельцами много личных прав, в том числе и право выбора
помещика.
Существенные
перемены происходят внутри правящих слоёв. Ликвидация удельных дворов привела к
тому, что боярство начало перемещаться ко двору великого князя.
Начал
формироваться Государев двор, в котором ведущие позиции заняли потомки удельных
князей, немного оттеснив старомосковское боярство. В XVI
веке верхушку служилых людей, вошедших в состав Государева двора, стали
называть дворянами, а остальные именовались «детьми боярскими».
Подведём
итоги. В конце XV
– начале XVI века Российское
государство стало крупнейшим на территории Европы, а «государь всея Руси» –
одним из самых влиятельных правителей. Падение ордынского ига было
предопределено длительным процессом усиления Московского княжества и ослаблением
Орды. При Иване III оформилась
идеология Российского государства, была подчёркнута преемственность от
Византии, начала укрепляться самодержавная власть. В конце XVI
– начале XVI века были заложены
основы центрального и местного самоуправления. Радикальные изменения, связанные
с формированием и становлением единого государства, затронули все сферы
общества.
Русское централизованное государство в конце XV- начале XVI века
1. Управление в Русском централизованном государстве.
В конце XV — начале XVI в. завершилось объединение русских земель в единое государство. Центральная государственная власть сильно укрепилась — на Руси сложилось централизованное государство.
Власть великого московского князя распространилась на все княжества и земли Руси. Он стал называть себя государем всея Руси. Бывшие великие князья других княжеств, все удельные князья превратились в бояр великого князя московского и подчинялись только ему. Только великий князь московский, государь всея Руси, имел право вести переговоры с другими государствами, издавать законы, собирать войска, объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.
Великий князь держал сонет (советовался) с Боярской думой, в которую входили самые знатные феодалы — родственники великого князя, часть бывших великих и удельных князей, потомки старинных московских бояр. Боярская дума превратилась в постоянный верховный совет при великом князе. Наиболее важные указы издавались от имени великого князя и Боярской думы. «Великий князь указал и бояре приговорили…» — писали тогда в указах.
Стали возникать центральные органы управления — приказы, каждый из которых ведал определенными делами:
- Посольский приказ — отношениями с зарубежными странами,
- Пушкарский приказ — артиллерией,
- Разбойный приказ — делами об охране феодальной собственности,
- Ямской приказ — почтовой связью и почтовыми станциями (они тогда назывались ямами).
Число приказов постепенно возрастало. Во главе каждого приказа стоял знатный боярин. Ему подчинялись дьяки и подьячие.
В различные города и земли великий князь и Боярская дума посылали управителей — наместников. Они собирали налоги с населения, следили за исполнением указов великого князя, чинили суд и расправу. Жалования они не получали, а должны были жить («кормиться») за счет сборов с местного населения. Такой порядок и назывался кормлением.
От злоупотреблений жадных наместников очень страдало местное население.
На все должности в государстве бояре назначались по родовитости своего происхождения, по службе предков — отцов, дедов, прадедов. У кого род древнее, тот и знатнее. У кого дед или отец высокую должность занимал, тот и сам должен занять такую же. И в Боярской думе тот сидит близко к великому князю и на пиру занимает более почетное место. Такой порядок назывался местничеством. Много вреда было от него. Бояре с большой ревностью следили за его соблюдением, ссорились друг с другом, а то и силой стаскивали с почетного места того, кто осмелился сесть не «по породе». Это свидетельствовало о том, что остатки прежней, удельной системы еще не были изжиты.
2. Оформление крепостного права.
Юрьев день. Вместе с созданием единого государства стали вводиться и единые для всей страны законы.
Мы знаем, что еще в Киевской Руси в IX-XII вв. возникла феодальная зависимость крестьян от землевладельцев. Постепенно эта зависимость все усиливалась: возрастали повинности крестьян, все труднее было им уйти от своего господина и поселиться на новом месте.
В 1497 г. при Иване III был составлен сборник законов — Судебник, по которому по всей стране уход крестьян от феодала был ограничен одним сроком в году: 26 ноября — Юрьевым днем.
Крестьяне могли уходить от владельца в течение недели до Юрьева дня и в течение недели после него. Это время приходилось на позднюю осень, урожай был давно убран, и уход крестьянина наносил меньше ущерба помещику.
Но уйти в Юрьев день крестьянин мог, только заплатив помещику особый взнос — пожилое. Он равнялся одному рублю, иногда полтине (половине рубля). А за полтину тогда можно было купить 100 пудов ржи или 7 пудов меду. Кроме этого взноса, были еще и другие платежи.
Часто бывали у крестьянина и долги помещику. Помещик давал ему взаймы зерно для посева, лошадь, корову. Расплатиться с этими долгами было нелегко, а не расплатишься — не уйдешь.
Судебник 1497 г. положил начало оформлению крепостного права на всей территории Русского государства.
Создание централизованного государства помещики использовали для того, чтобы укрепить свою власть над крестьянами. Крестьяне постепенно становились крепостными, т. е. были юридически (законом) прикреплены к земле помещика. Полностью крепостное право в Русском государстве оформилось на протяжении XVI-XVII вв.
3. Церковь — крупнейший феодал.
Крупнейшими феодалами в Русском государстве, как вы знаете, были монастыри. Они представляли собой феодальные владения с развитым хозяйством, основанным на труде зависимых от монастырей крестьян. В XIV-XVI вв. на Руси возникло до 150 таких монастырей.
Они захватывали крестьянские земли и превращали окрестное население в своих крепостных. Земли монастырей росли и за счет пожалований феодалов. Так, Кирилло-Бело-зерскому монастырю в конце XV в. принадлежало около 140 сел и деревень, в середине XVI в. — более 220, а в самом начале XVII в.- свыше 620. Эксплуатируя труд крестьян, монастыри получали огромные доходы.
Монастыри пользовались большой поддержкой великокняжеской власти и, в свою очередь, являлись ее опорой. Они содействовали закреплению за Москвой далеких окраин, проводя там насильственную христианизацию населения и закабаляя его. Крестом и молитвой, проповедямFI и вооруженной силой церковь охраняла права феодалов на землю и крестьян.
Крестьяне на протяжении многих поколений боролись против монастырей, сопротивлялись закрепощению, отстаивали свои земли, а случалось, и поджигали монастырские постройки, изгоняли монахов или даже убивали их.
Монастырям нужна была сильная центральная власть, которая защищала бы их от крестьянских выступлений. Поэтому монастыри поддерживали объединение русских земель вокруг Москвы и укрепление сильного, централизованного государства.
4. Столица Русского государства.
Из главного города Московского великого княжества Москва превратилась в столицу Русского централизованного государства. Москва вырастала, становилась все величественнее- она выражала силу и достоинство единого государства.
Кремль окружили крепкими каменными стенами с могучими башнями. Он превратился в сильнейшую крепость. В Кремле был построен новый каменный дворец.
Иван III пригласил из Италии знаменитого архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством русские мастера построили в Кремле каменный пятиглавый Успенский собор. Ученики Фиораванти построили в Кремле знаменитую Грановитую палату для торжественных приемов иностранных послов (у нее граненая каменная облицовка, отсюда название — Грановитая). Работали в это время в Москве и
многие другие талантливые русские мастера — выходцы из разных русских городов.
Римские императоры обычно прибавляли к своему имени титул «цезарь». И Иван III хотел называться этим именем. От латинского слова «цезарь» произошло русское слово царь. Иван III принял герб Византии — двуглавого орла (см рисунок выше). Этим он хотел показать, что считает себя преемником когда-то могучих византийских императоров. Герб этот стал гербом самодержавного Российского государства.
5. Завершение объединения русских земель.
Полностью объединение русских княжеств и земель вокруг Москвы завершилось при сыне Ивана III Василии III (1505- 1533). Были присоединены Псковская земля и Рязанское княжество. Тогда же, в результате войны с Литвой, был воссоединен с Русским государством древний русский город Смоленск, захваченный ранее литовскими феодалами.
Ко двору Ивана III и Василия III приезжало много послов от иностранных государей. Приезжали посольства от германского императора, венгерского короля, прибыли послы из Дании, из Венеции, от турецкого султана.
Принимали их торжественно. При приеме старались держаться с особым достоинством. Бояре выезжали навстречу иностранным послам, но не сходили с коней первыми — пусть иностранные послы сойдут первыми! Москвичи надевали праздничные платья и толпились на улицах, послы сразу видели, что Москва — богатый город. Царь принимал послов во дворце, важно восседая на троне.
6. Историческое значение образования единого Русского государства.
Все княжества и земли Руси были объединены в едином государстве. Разорительные феодальные усобицы прекратились.
В состав Русского государства, помимо русских, входили и другие народы пашей страны: удмурты, мордва, карелы, коми и другие. Русское централизованное государство по составу населения было многонациональным.
Русское государство окончательно освободилось от ига монголо-татарских ханов. Значительно быстрее пошло развитие хозяйства и культуры страны. Возросло международное значение Русского государства. Укрепилась его обороноспособность. Русское государство стали называть Россией.
Русское централизованное государство являлось феодальным государством. Поэтому его образование и укрепление было тесно связано с усилением феодализма.
- < Объединение русских земель в единое государство, свержение ига монголо-татарских ханов
- -> Укрепление государственной власти при Иване IV Грозный (1533-1584) >
Теги:
Царь Иван III
Феодалы — феодализм
Крепостничество
Древнерусское государство — Русь
XVI век
XV век
Добавить комментарий
16 век | Rusmania
В XVI веке в России доминировала одна фигура: Иван Грозный, вошедший в историю как один из самых печально известных правителей всех времен. Его долгое правление, сначала как великий князь, а затем как первый царь, было свидетелем того, как Россия завоевала Казанское и Астраханское ханства и расширила свои границы до Сибири, но это совпало с долгой и дорогостоящей войной в Ливонии, набегами со стороны крымских татар и безумие и насилие опричнины, когда Иван потерял рассудок. Его наследие даже угрожало разрушением самому государству и привело в конечном итоге к падению Дома Рюриков.
Последние годы Ивана Великого
В 1500 до Ивана III дошли слухи о том, что его дочь Елена — супруга великого князя литовского Александра — подвергается жестокому обращению и принуждается к отречению от православной веры в нарушение брачный договор. Под этим предлогом разразилась война между Москвой и Литвой, которая закончилась мирным договором, по которому треть литовской территории, включая старый город Киево-Руси Чернигов, отошла к Москве, хотя целью Ивана III было отбить Смоленск. не достигнуто. В последние годы царствования Ивана III разгорелась борьба за право называться наследником между его внуком Дмитрием Ивановичем (сыном старшего сына Ивана III Ивана Ивановича, умершего в 9 г.0012 1490 ) и старший сын Ивана III Василий Иванович. В 1498 году Дмитрий Иванович, похоже, воспользовался тем, что был назначен соправителем, однако позволил себе участвовать в различных заговорах, которые в конечном итоге привели к его аресту и заключению. Иван III умер в 1505 годах, и ему наследовал Василий Иванович (Василий III), унаследовавший большую территорию под властью Москвы, которая претендовала на правопреемник Византийской империи. Дмитрий Иванович же закончил свои дни в 1509 все еще в тюрьме.
Царствование Василия III
Василий III продолжил политику своего отца по собиранию русских земель. В 1510 году он двинулся на Псковскую республику и объявил о роспуске Псковского вече и присоединении республики к Москве. В 1513 умер князь Волоколамский Федор Борисович, и Василий III, в свою очередь, присоединил к себе территорию своего двоюродного брата. В 1513 годах Василий III повел московские войска на осаду Смоленска, отданного Литве в 9 в.0012 1404 . В конце концов город был захвачен с третьей попытки в 1514 . В 1520 Василий III пригласил великого князя Ивана Ивановича Рязанского в Москву, где приказал арестовать его из-за связи Рязани с крымским ханом. Когда Иван Иванович бежал из тюрьмы в Литву в 1521 годах, Василий III использовал это как предлог для присоединения своего княжества.
Долгожданный наследник
Василий оказался довольно успешным великим князем в плане расширения влияния и границ Москвы, но в одной сфере он оказался менее успешным — после 20 лет брака у него так и не было наследника. Несмотря на протесты церкви, в 9 г.0012 1526 Василий решил развестись с женой Соломонией Сабуровой, сослав ее в монастырь в Суздале, и жениться во второй раз. Его новой женой стала Елена Глинская, которая подарила Василию его долгожданного наследника в 1530 плюс запасной в 1532 . В русском фольклоре Соломня проклинала Василия и его новую жену. В любом случае из наследника Василия вырастет небезызвестный Иван Грозный. Василий умер вскоре после рождения сыновей в 1533 году.
Регентство Елены Глинской
Когда Иван Грозный был еще ребенком, его мать, Елена Глинская, правила регентом. Глинская полностью осознавала, в каком деликатном положении оказались она и ее малолетние дети. Она считала, что ее главная угроза — это ее шурины, которые легко могут быть вовлечены в заговор бояр в игре за власть. В 1534 она арестовала князя Дмитровского Юрия Ивановича и отобрала его землю от имени своего сына. Юрий Иванович умер в тюрьме в 1536 . В 1537 г. до Елены дошли слухи, что ближайший старший брат князь Андрей Иванович Старицкий пытается бежать в Литву. Елена арестовала его, и он тоже закончил свои дни в тюрьме — его территория перешла к его маленькому сыну Владимиру, которого купили в Москву. Однако даже отвести две потенциальные угрозы было недостаточно, так как сама Елена была мертва к 1538 , скорее всего, отравлена боярином, а главными подозреваемыми была семья Шуйских.
Коронация царя Ивана Грозного
Осиротевший Иван и его глухонемой брат Юрий были брошены на растерзание боярам, вероятно причастным к смерти их матери. Позже Иван жаловался, что бояре пренебрегали им и его братом, которые были слишком заняты борьбой между собой, чтобы заручиться влиянием, чтобы действительно играть полезную роль в заботе о здоровье и воспитании молодого великого князя. Это привело к тому, что в последующие годы у Ивана развилась глубокая ненависть к боярам. В 1547 Иван наконец достиг зрелости и больше не нуждался в регенте. Чтобы ясно показать, что теперь он берет бразды правления в свои руки, он запланировал свою коронацию, где он был назван не просто великим князем Московским, но царем России — первым, кто был официально коронован как таковой. Слово царь является искажением имени Цезарь и традиционно использовалось русскими для обозначения византийского императора или хана Золотой Орды. На своей коронации Иван заявил, что теперь он единственный и верховный правитель России.
Реформы
Первый год царствования Ивана Ивановича встретил катастрофой в виде Великого Московского пожара летом 1547 . В это время большая часть города была построена из дерева, и одна треть города сгорела, унеся жизни тысяч людей и вызвав восстание, в результате которого семья Глинских потеряла благодать. Когда этот трудный период закончился, Иван смог эффективно использовать свою власть и начал ряд реформ. Он ввел новый свод законов, который частично наложил большие ограничения на передвижение крестьян, учредил постоянную армию, известную как стрельцы, и форму парламента, известную как Земский собор. В 1551 В Англии была основана Московская компания, благодаря которой процветала торговля между Россией и Англией через Архангельск и Белое море, а в 1553 была открыта первая типография в Москве.
Происхождение казаков
На протяжении веков славянские народы селились в степной зоне низовьев Дона, Днепра и Урала и ассимилировались с другими степными народами, такими как хазары, печенеги, половцы и татары. . К 15 веку эти люди стали известны как казаки и жили общинами, независимыми от своих соседей Польши-Литвы, Москвы и Крымского ханства. К 16 веку возникли независимые территориальные организации, известные как хосты. Основными войсками были запорожские казаки (расположенные вокруг Днепра на территории современной Украины), донские казаки (вокруг реки Дон) и яицкие / уральские казаки (вокруг реки Яик, которая позже была переименована в реку Урал). Позже будет сформировано несколько других более мелких хостов. Казаки организовались по военному принципу и были отличными наездниками, что делало их востребованными соседней Польшей-Литвой и Россией для оказания военной помощи в защите границ от татар или в совместных походах. Иван Грозный, например, ясно понимал значение казачества, когда положил глаз на Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.
Завоевание Казанского и Астраханского ханств
Административные реформы Ивана в целом оказались успешными, но правление Ивана достигло своего пика в 1552 , когда ему удалось то, что не удалось его отцу и деду — завоевание Казанского ханства после десятилетий войны между Москвой и Казанью. Этот успех привел к тому, что соседние башкиры приняли власть Ивана в 1554 и присоединили Астраханское ханство к России в 1556 . Конец татаро-монгольского ига официально закончился во время правления деда Ивана, Ивана Великого, но на самом деле именно Иван Грозный стал свидетелем того, как этот порядок претворился в жизнь, поглотив большую часть остатков Золотой Орды в ныне многонациональное государство. и многоконфессиональное царство России — только Крымское ханство оставалось главной угрозой. В честь завоевания Казани Иван приказал построить собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве, якобы вдохновленный главной мечетью, которая когда-то стояла в Казани.
Начало Ливонской войны
После успехов над татарами Иван обратил внимание на выход к морю, воспользовавшись ослаблением позиций Ливонской конфедерации (современные Латвия и Эстония). В 1558 Иван приказал вторгнуться в Ливонию под предлогом вступления Ливонии в союз с Польшей-Литвой в нарушение более раннего договора между Ливонией и Россией. Русские быстро добились успеха, захватив Дерпт и Нарву и осадив Ревель. В 1561 Ливонская конфедерация была распущена, а прежняя территория перешла к Литве. Это привело к войне между Россией и Литвой. В конце концов Швеция и Дания также вступили в кровавую борьбу за Ливонию, которая продлится десятилетия и станет огромным истощением для России.
Опричнина
После завоевания Казани можно было видеть, что первый царь был на пути к успеху своего деда Ивана Великого и даже превзошел его, но вместо этого в 1560s Иван Грозный получил свое знаменитое английское прозвище «Грозный» (по-русски он известен как «Иван Грозный», что можно перевести как «грозный» или «потрясающий»). В 1560 умерла жена Ивана Анастасия Романовна Захарина-Юрьева и это был очередной случай подозрения на отравление. За этим последовал в 1564 князь Андрей Курбский — один из самых доверенных друзей Ивана — перешедший на сторону литовцев. Все это, по-видимому, сильно повлияло на психическое здоровье Ивана, которое с момента его травматического детства всегда было хрупким. Подозрение и ненависть Ивана к дворянству вскипели и 9 декабря0012 1564 он отправился в Александрову слободу и заявил о своем отречении по причине продажности и измены бояр. Бояре, в свою очередь, опасались за свою безопасность и положение от рук горожан и умоляли Ивана вернуться.
Иван согласился, но только при условии учреждения опричнины — государства в государстве, главным образом включающего в себя старую Новгородскую республику, где Иван имел бы полную свободу правления. Иван установил гвардию, известную как опричники, которые в основном состояли из людей низшего звена, которые поэтому были чрезвычайно лояльны к Ивану в благодарность за их повышение в статусе. Опричники были созданы по образцу монашеского ордена и имели своей базой Александрову слободу. Они ехали на лошадях с эмблемой в виде метлы и собачьей головы, терроризировали гражданское население и уничтожали всех, кто стоял у них на пути, с полной неприкосновенностью.
Убийство митрополита Филиппа
В 1568 митрополит Филипп мужественно отказался публично благословить Ивана в ответ на зверства, творимые опричниками. Неудивительно, что это привело к тому, что он был избавлен, арестован и в конечном итоге убит опричником Малютой Скуратовым в 1569 в Твери.
Князь Владимир Старицкий
В 1553 Иван Грозный тяжело заболел. Он чувствовал, что его конец близок, и приказал своим боярам присягнуть на верность его маленькому сыну. Однако большинство бояр отдавало предпочтение кандидату царя двоюродному брату князю Владимиру Андреевичу Старицкому, выросшему в Москве после падения отца, но с 9 г. 0012 1542 проживал в Старице. К ужасу многих бояр, Иван выздоровел и теперь очень подозрительно относился к своему двоюродному брату и приказал вернуть его в Москву, где его можно было контролировать и готовить, чтобы он стал регентом сына детей Ивана, если с ним что-нибудь случится. Однако Иван не смог преодолеть свои подозрения и в 1569 обвинил Владимира в измене, и Владимира и его семью заставили выпить яд в Александровой Слободе, а мать Владимира утопили возле Горицкого монастыря, где она ранее была вынуждена принять постриг. .
Новгородская резня
Вершина безумия и жестокости Ивана проявилась в Новгородской резне. В 1569 город Изборск пал перед литовцами после акта измены и, хотя он был быстро отбит, Иван стал параноиком, что все правители северных городов, включая Новгород и Псков, были потенциальными предателями. Иван не видел другого выхода, кроме как действовать первым и идти на потенциальных предателей. Сам Иван ведет своих опричников из Александрова — столицы опричнины. Первым их пунктом назначения был Клин, который они разграбили, не дойдя до Новгорода в 9 г.0012 Январь 1570 . Ивана встретили архиепископ Пимен и духовенство, как того требовала традиция, но Иван обвинил их в предательстве, прежде чем приказал провести службу. За службой последовал пир, после которого опричники спустили с цепи опустошение города, не пощадив даже древнего Софийского собора города и его монастырей. На судебных процессах были замучены и казнены тысячи человек, в основном представители знати, духовенства и купеческого сословия. Многие были брошены живыми и связаны под лед замерзшей реки Волхов и получили ножевые ранения, если не утонули или не замерзли. Архиепископ Новгородский Пимен был лишен своего сана, а фактически и одежды, и проехал по городу на белой кобыле, сопровождаемой танцующими менестрелями, известными по-русски как скоморохи. Он тоже в конце концов умер в тюрьме в 1571 . Низшие классы, которые в основном не пострадали от самой резни, не пощадили последовавший за этим голод, вызванный опустошением.
Поход на Псков
В февраля 1570 опричники ушли из Новгорода в Псков, который уже вполне осознавал, чего ожидать. Несколько представителей духовенства и дворянства были убиты, но зверство Новгорода не повторилось в Пскове. Спасение города приписывается «юродивому» по имени Никола Салос, который предложил царю кусок сырого мяса, сказав, что оно не должно раздражать человека, который ест человеческую плоть, и продолжал предсказывать ужасы, которые ждут Ивана, если он продолжить свою резню Пскова. Обеспокоенный, Иван приказал своим людям покинуть город. Однако в Москве последовали суды, пытки и казни.
Нашествие крымских татар
Пока опричники мучили мнимых внутренних врагов России, настоящие внешние враги страны в лице Литвы и Крыма с пользой использовали слабость России. В мая 1571 хан Крыма Девлет I Герай повел сильное татарское войско на Москву. Он без проблем обошёл оборону Серпухова и быстро достиг Москвы, откуда бежали мирные жители близлежащих районов. Татары разорили окрестности и подожгли всю местность. В конце концов пламя охватило столицу. Толпы искали убежища в нескольких существовавших каменных церквях, которые в конечном итоге рухнули от силы огня или давления толпы. Люди, укрывшиеся в подвалах, задохнулись, а многие, кто прыгнул в реку, чтобы спастись, утонули. В целом, как говорят, потребовалось больше года, чтобы убрать все тела. Удовлетворенные грабежом, татары отступили обратно в Крым.
Трагедия Московского пожара 1571 , по его мнению, помогла Ивану избавиться от безумия и осознать, как его действия поставили Россию на колени и отдали на милость крымских татар. В 1572 опричнина воссоединилась с остальной частью России (известной как Земщина), и русские войска смогли защитить Москву от последующего нашествия крымских татар 1572 в битве при Молодях.
Конец Ливонской войны
В 1577 новый король Польши и Литвы Стефан Баторий привнес новую энергию в Ливонскую войну, объединившись с королем Швеции Яном II. Россия была вынуждена отступить из Ливонии и оказалась на обороне в самой России. Поляки захватили город Полоцк в 1579 , затем Великие Луки в 1580 и начали осаду Пскова в 1581 . Тем временем шведам удалось захватить Корелу и Нарву в 1580 9 гг.0013 а потом Ивангород, Ям и Копорье 1581 . Россия была вынуждена добиваться перемирия, которое было достигнуто с Польшей-Литвой в 1582 и со Швецией в 1583 . Оба договора требовали, чтобы Россия уступила земли, которые она потеряла.
Покорение Сибирского ханства
Несмотря на хаос в самом сердце России, в 1580 начался новый поход, который отодвинул границы России еще дальше на восток, когда группа казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем отправилась в путь в походе на завоевание Сибирского ханства хана Кучума. Кампания финансировалась семьей Строгановых, которые увидели возможность развивать свое и без того успешное торговое предприятие. В 1582 сибирская столица Кашлык (недалеко от современного Тобольска) была захвачена войсками Ермака, но орда Кучума смогла бежать и напала на казаков в 1584 , убив при этом Ермака. Оставшиеся казаки затем сравняли Кашлык с землей и основали новую крепость в Тюмени в 1586 , а затем в Тобольске в 1587 . Хан Кучум в конце концов потерпел поражение в 1598 годах. Хану удалось еще раз бежать, но его сыновья были схвачены и увезены в Москву, где со временем стали частью русской знати. Его ханство было завоевано русскими. В конце концов Кучум умер в ссылке где-то в начале 17 века.
Последние годы Ивана Грозного
К концу 1570-х ужас опричнины в основном миновал, и Иван даже пытался загладить свою вину пожертвованиями в монастыри, чтобы покаяться в грехах и молиться за своих жертвы. Еще один известный акт безумия произошел в 1581 . Между Иваном и его старшим оставшимся в живых сыном царевичем Иваном Ивановичем вспыхнул спор, возможно, о нескромности платья, которое носила жена Ивана Ивановича. Говорят, что во время жаркой перепалки Иван ударил своего сына посохом по голове, убив его в процессе.
Иван Грозный умер в 1589 , якобы во время игры в шахматы. Иван был женат семь раз (что противоречило церковному закону), но после смерти Ивана Ивановича у него осталось только два наследника — умственно отсталый Федор Иванович, сменивший Ивана как Федор I, и младенец Дмитрий Иванович.
Федор I и регентство Бориса Годунова
Перед смертью Иван Грозный назначил регентский совет для совета сына, зная, что его слабоумный сын слишком слаб, чтобы править самостоятельно. Совет состоял из дяди Федора I Никиты Романовича Захарьина-Юрьева — брата любимой первой жены Ивана — и боярина-опричника Бориса Годунова, сестра которого Ирина вышла замуж за Федора I в 9 г.0012 1575 . Никита Романович Захарьин-Юрьев умер в 1586 году, оставив Бориса единственным регентом и фактически правил Россией от имени Федора, предпочитавшего проводить время в богослужениях. Борис оказался довольно эффективным регентом. Он руководил строительством новых крепостей или восстановлением старых для закрепления господства России над территориями, завоеванными Иваном Грозным: Царевококшайск в 1584 , Воронеж в 1586 , Самара в 1586 , Царицын в 1589 , Саратов 1590 , Елец 1592 , Белгород 1596 и Томск 1604 . Между 1596 и 1602 рабочие были вынуждены работать на полную катушку на строительстве Смоленской крепости. Помимо новых укреплений оборонительные возможности России также были усилены в 1584 , когда донские казаки присягнули царю Федору.
Летом 1591 крымский хан Казы II с сильной армией вторгся в Россию, но не смог преодолеть новую оборону, воздвигнутую на месте. В конце концов татары были вынуждены вернуться, и на протяжении всего отступления русские преследовали их, вынуждая их бросить свои фургоны с припасами. Очередная война со Швецией между 1590 и 1593 закончились тем, что Борис продемонстрировал свои большие дипломатические способности и подписал мирный договор, по которому Россия вернула себе контроль над Ивангородом, Ямом, Копорьем и Корелой.
Учреждение Русского Патриархата
Во время регентства Бориса Годунова митрополитом Московским и всея Руси был Дионисий, который, как известно, был близок к семье Шуйских, которые считались главными конкурентами Бориса. Сначала Дионисию удалось несколько примирить Бориса с семьей Шуйских, но в 1587 Когда Борис обнаружил попытки Дионисия убедить царя Феодора развестись с Ириной Годуновой, Борис лишил Дионисия титула и сослал в Хутынский монастырь под Новгородом, где он умер в 1591 . На место Дионисия Борис поставил одного из своих сторонников — архиепископа Ростовского Иова (Иова). Однако, получив разрешение Константинопольского патриарха, Иов был поставлен не просто митрополитом, но и патриархом вполне самостоятельной Русской Православной Церкви.
Смерть царевича Дмитрия
В 1591 произошло определяющее событие в творчестве Бориса Годунова, которое навсегда оставит пятно в его характере. Еще в 1584 году младший сын Ивана Грозного Дмитрий Иванович был сделан князем Угличским и отправлен туда с матерью Марией Нагая. Технически царевич Дмитрий Угличский не должен был считаться наследником, так как, будучи сыном седьмой жены Ивана, в глазах православной церкви, которая признавала только три брака, он был незаконнорожденным. Однако в случае смерти слабого царя Федора без наследника, что выглядело все более вероятным, единственный оставшийся в живых сын Ивана Грозного, конечно, был бы сильным кандидатом на престол. Однако этот вопрос никогда не возникал, как в 1591 восьмилетний Дмитрий найден мертвым в своем доме в Угличе. В ходе следствия, возглавляемого боярином Василием Шуйским, было установлено, что Дмитрий играл в игру, похожую на дротики, с использованием ножей, и у него случился эпилептический припадок, во время которого он смертельно зарезал себя. В эту официальную версию событий так и не поверили. По сей день смерть царевича Дмитрия остается загадкой, а главным подозреваемым, конечно же, остается Борис Годунов.
Истоки русского крепостного права
В 1597 был принят новый закон, который сильно повлиял на жизнь крестьян в России. Крепостное право существовало в определенной форме с самого возникновения Киевской Руси. При Иване III крестьяне могли переходить к новому хозяину около Юрьева дня (дата святого Георгия, отмечаемая осенью после сбора урожая). Позже Иван Грозный ввел временные меры, известные как запретные годы, когда запрещалось передвижение. Однако новый закон 1597 полностью отменил право крестьян переходить к новым господам вокруг Юрьева Дня, тем самым сделав крестьян крепостными, привязанными к земле и по сути своей собственностью своего господина. В случае побега крепостного хозяин имел до пяти лет, чтобы найти его и вернуть. Многие из тех, кто пытался бежать, направились на юг или восток, чтобы присоединиться к казакам.
Избрание Бориса Годунова
В 1598 Царь Феодор I, последний живой потомок Ивана Грозного, умер бесплодно, положив конец Московской ветви Дома Рюриков. Все остальные члены мужского пола ранее были устранены либо Иваном Грозным, либо его матерью. Россия оказалась в беспрецедентной ситуации без лидера. Начались поиски нового царя и, конечно, логичным выбором казался Борис Годунов, зарекомендовавший себя на посту регента. Земский собор собрал и законно избрал Бориса Годунова новым царем, став первым русским правителем не из дома Рюрика, правившего Русью с 862 года. , Голицыных и Романовых, в монастыри на крайнем севере России.
Rus: Краткий обзор
By Christian Raffensperger | Виттенбергский университет
Исторический обзор
Русское царство было крупнейшим по территории царством в средневековой Европе. Он простирался от Финского залива на севере, где такие города, как Ладога, а затем Новгород, служили базами для торговли и власти; в Полоцк на Двине, что давало еще один путь из Балтики во внутренние районы Восточной Европы; столица территории находилась в Киеве на Днепре, который находился в центре на днепровском торговом пути с севера на юг, а также на сухопутном торговом пути с востока на запад. Его власть простиралась на юго-запад в новообразованные районы Галиции и Волыни, простираясь по верховьям рек Припять, Висла, Днестр и Буг. В этом регионе были не только естественные залежи соли, но и легкий доступ к множеству других областей, хотя и без естественных границ, он был подвержен завоеваниям, как это видно из его истории. Русь также простиралась на северо-восток, особенно в районы между Волгой и Окой, которые в конечном итоге образовали центр Московии, потенциального государства-правопреемника. Этот район был хорошо известен сбором меха, но особенно перевалкой меха по Волге в мир Средней Азии. Его удаленность от остальной Европы не исключала контакта с Западной и Центральной Европой, но делала его более трудным (и менее распространенным), чем для более близких областей, таких как Киев, Новгород или Галицко-Волынь.
Политическое единство Русского царства раскололось в течение 12 века, в результате чего в 13 веке оно осталось на несколько царств, часто называемых княжествами. Различные царства были сосредоточены в таких разных местах, как Новгород на севере, Владимиро-Суздаль на северо-востоке, Смоленск на Днепре и Галицко-Волынь на юго-западе. У каждого были свои политики, хроники, церковные авторитеты и так далее.
Приход монголов в середине 13 века резко изменил всю Русь на всю оставшуюся историю. Монголы захватили, разграбили и впоследствии контролировали большую часть Руси, за исключением только Новгорода на севере, начиная с ок. 1236–41, скорее всего, в связи с капитуляцией города при Александре Невском (р. Новгород 1236–59[с междуцарствием]). Хотя монголы продолжали грабить Польшу и Венгрию на западе, смерть хана Угедея (ум. 1241) привела к установлению грубой границы монгольского контроля на восточном периметре Руси с галицко-волынскими территориями современных левых. -банк Украины, переходивший под монгольское, венгерское, польское, а позднее и литовское управление.
Традиционная история возвышения России следует за переносом власти из Киева, центра Русского царства, во Владимиро-Суздальский на северо-востоке в течение 12 и 13 веков, а затем в Москву в 14 веке. Первым известным правителем Москвы был Даниил (ум. 1303), сын Александра Невского. Даниил начал борьбу за региональное господство с соперником Москвы – Тверью. Его выдающимся успехом было сохранение независимости Москвы, приобретение дополнительных территорий и передача их в целости и сохранности своему сыну Юрию (г. Москва 1303–1325). Юрий первый из правителей Москвы убедил монгольского хана Узбека (ум. 1341) в данном случае дать ему ярлык , грамота на правление и сбор податей, а также то, что именовал его великим князем Владимирским. Богатство, полученное в результате этого, способствовало подъему Москвы и их продолжающемуся конфликту с Тверью, а их накопление богатства достигло апогея с сыном Юрия Иваном (г. Москва 1325–1341 гг.), Прозванным Калитой или денежным мешком. Собранное Иваном Калитой богатство вывело Москву на неизменный путь к победе над региональными соперниками, хотя впереди, конечно, были и ухабы. Путь Московии, тем не менее, был в значительной степени путем присоединения к монгольскому миру, который уводил ее дальше от связей с остальной Европой, что в конечном итоге привело к прибытию британских исследователей в 16 веке в Московию, которые чувствовали, что они «открывают» новое. территория.
Однако это не единственная история о Руси, о которой говорилось до сих пор. Поднепровье, как и территория Галицко-Волынской, начали идти своим путем в период после прихода монголов в середине 13 века, если не раньше. Галиция-Волынь, в частности, представляет собой интересный пример, поскольку она поддерживала активные переговоры с монголами на востоке, венграми на юго-западе, поляками на севере и северо-западе, а также с отдаленными державами, такими как литовцы на севере. Эти взаимодействия привели после исчезновения правящей линии Володимеровичей / Рюриковичей к претендентам на власть как из Венгрии, так и из Польши и, в конечном итоге, к включению этой территории в состав обоих королевств в разное время в 14 веке. Подъем Литвы и объединение Польши и Литвы в конце 14 века и особенно более тесное сотрудничество в 15 веке привели к их экспансии вниз по Днепру и присоединению большей части Днепровской и Галицко-Волынской территории к Польше-Литве во время 15 век. Здесь она останется до конца обсуждаемого периода, хотя Московия будет расширяться все ближе и ближе к Днепру в 16 веке.
Источников, доступных для изучения Руси в этот период, как много, так и мало, как ни странно. Исходная база во многом зависит от того, какое место вы выбираете для изучения и какие языки хотите изучать. Акцент на Московию и северо-восток Руси обычно ведется на русском и древневосточнославянском языках. Существует несколько летописных свидетельств, которые начинаются с Повести временных лет (повесть временных лет) в качестве основы и продолжаются от ее завершения в начале XI века региональными хрониками. Лаврентьевская — самая известная из них, хотя на северо-востоке есть множество других. К 14-му и 15-му векам наблюдается заметное увеличение ведения записей, и мы видим изобилие копий религиозных текстов, в том числе 9-го века.0343 Комч. книга (Пилотная книга), уставы всех видов (религиозные и светские), а также другие документы. Если выбрать изучение юго-запада, то основные летописи, такие как Галицко-Волынская летопись, написаны на старославянском языке, но можно также обратиться к сведениям об этой части Руси из многочисленных латинских источников из Польши, Венгрии и Литвы. – все они имели дело и даже контролировали эту область в то или иное время. Кроме того, эта область имела усиленное взаимодействие с Византией, поэтому мы чаще видим ее упоминания в византийских и балканских источниках.
Ключевые вопросы и дебаты
Один из самых интересных и длительных споров об этом регионе в рассматриваемый период заключается в том, как классифицировать или категоризировать Русь по отношению к регионам и другим государствам. В 1970-х годах Дмитрий Оболенский кодифицировал идею Византийского Содружества, в котором Византия (средневековая Римская империя) управляла туманным государством, выходившим за ее обычные политические границы и включавшим области, которые были «православными» и разделяли византийскую культуру. Эта идея практически не подвергалась сомнению до 21 века, когда Энтони Калделлис ( Hellenism in Byzantium: The Transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition , 2007), а Кристиан Раффенспергер указал на множество проблем, в том числе на наличие множественных религиозных связей между «православным» и «латинским» мирами, свидетельствующими о идея о том, что в Средневековье люди не мыслили такими категориями; а также тот факт, что нет никаких положительных свидетельств из Византии, демонстрирующих, что византийцы когда-либо думали о таком наднациональном образовании. Такая критика, конечно, не помешала этой идее сохраниться и даже расцвести в науке.
Как уже отмечалось, идея Оболенского, хотя и сформулированная в новаторской форме, была всего лишь кодификацией давнего взгляда на место Руси (в центре внимания этой статьи) по отношению к остальному средневековому миру. Еще в конце XIX века Н. М. Карамзин и Михаил Грушевский, отражая соответственно традиционную русскую и зарождавшуюся украинскую точки зрения, спорили о месте Руси по отношению к Европе. Карамзинская Русь была лишь передним планом по отношению к Руси, и поэтому после прихода монголов в XIII веке центры власти сместились из Поднепровья на северо-восток и в Волго-Окский регион, конкретно в Москву. Карамзин меньше внимания уделял Крыму и современной Украине, пока эти территории не были завоеваны Московским государством гораздо позже. Вместо этого Грушевский сосредоточился на том, что он называл «Украиной-Русью», и на территории Днепра, а также на территориях, омываемых Бугом, Днестром и другими южными реками. В его сочинениях Русь была частью большого средневекового европейского мира — в некотором смысле буквально, поскольку части Руси были поглощены Польшей, Венгрией, и почти вся историческая Русь в конечном итоге была захвачена Речи Посполитой к 15-му и 16 века.
Несмотря на эту дискуссию более ста лет назад, очень мало людей в англоязычном мире читали произведение Грушевского, потому что оно было опубликовано только на украинском языке (за исключением первого тома), и поэтому такие разговоры о месте Руси продолжались и принимали множество различных проспекты. Одним из наиболее распространенных являются отношения между Русью и монголами, начиная с 13 века. Российские ученые исторически относились к этому периоду, называя его «татарским игом», периодом, когда русский народ страдал от монгольской жестокости (называемой в русской литературе татарами). Они предположили, что мало что узнали от монголов и что между двумя группами почти не было контактов. Американские ученые Чарльз Гальперин и Дональд Островски по-разному оспаривали эту точку зрения в конце 20 века. Гальперин сформулировал мысль о том, что русские источники сознательно предпочли не упоминать о монголах и их возможном влиянии — «идеология молчания». Островский пошел другим путем и, используя множество нерусских источников, продемонстрировал огромные связи и многочисленные присвоения Московией монголов. Хотя два американских ученых не полностью согласны, их работа продвинула науку таким образом, что теперь очень немногие предполагают, что не было никакого влияния или взаимодействия.
Один из последних вопросов, возникших после окончания холодной войны и распада Советского Союза, — как вписать Русь в Европу. Хотя это вопрос, который Карамзин и Грушевский обсуждали столетие назад, он пересматривается новым поколением ученых в сильно изменившейся среде. Польский ученый Ежи Клочовский ввел термин «Молодая Европа» для описания территорий, которые не входили в состав Римской империи и позже были обращены в христианство. Хотя Русь, обращенная в христианство в 988/989 гг., должен вписываться в Младшую Европу, его часто не учитывают из-за его родства с Византией. Сторонники термина «Центральная Европа» часто четко определяют свою работу, чтобы связать себя с Западом. Недавний пример — Нора Беренд, Пшемыслав Урбанчик и Пшемыслав Вишевский « Центральная Европа в Средневековье » (2013). Эта превосходная работа начинается с обзорной главы, в которой Богемия, Польша и Венгрия определяются как Центральная Европа, а не (явно) Восточная Европа. Это оставляет Русь в нежелательной категории Восточной Европы. То же самое можно сказать и о сторонниках другого географического термина – Центрально-Восточная Европа, который также охватывает Богемию, Польшу и Венгрию, хотя может охватывать и Балканы; но опять же не рус. Наследие 20 века в том, что «Восточная Европа» — это плохо, и никто не хочет с этим ассоциироваться. Русь расплачивается за это наследие, и поэтому ее трудно ассоциировать с другими географическими группами.
Совсем недавно в англоязычной науке возникло движение, пытающееся соединить Русь с большим средневековым миром. Кристиан Раффенспергер начал это для Высокого Средневековья со своей книги «Переосмысление Европы: Киевская Русь в средневековом мире, », и она была продолжена и расширена работами Юлии Михайловой и Натальи Заяц. Что касается более поздних периодов, то работ, посвященных инклюзивным взаимодействиям между Русью и остальной частью средневековой Европы, меньше, но есть признаки того, что это меняется. Только за последний год были опубликованы книги Виталия Михайловского, Марты Фонт и Габора Барабаша, посвященные таким взаимодействиям в XIII–XV веках. Есть надежда, что эта тенденция сохранится и Русь сможет полностью интегрироваться в более широкий европейский мир в науке.
Современные последствия этого научного спора говорят сами за себя. Если Русь может быть частью средневековой и раннесовременной Европы, то, может быть, по крайней мере Украина и, возможно, Россия могут быть частью современной Европы. Этот аргумент был явно выражен даже в отношении возможной ассоциации Украины с Европейским Союзом. История может использоваться современными государствами, но также и современными историками — и, возможно, мы можем использовать ее для строительства мостов, а не только стен.
Дополнительная литература
Грушевский Михаил. История Украины-Руси. Том. 3, К 1340 году. Перевод Богдана Струминского, изд. Роберт Романчук с Ульяной Пасичник (и Мартой Горбань-Царинник). Торонто: Canadian Institute of Ukrainian Studies Press, 2016.
Несмотря на то, что труду Грушевского уже сто лет, он является классическим и во многом беспрецедентным обращением с Русью. Тома 3, 4, 5 и 6 посвящены обсуждаемому здесь периоду и охватывают религию, историю, политику и отношения Руси с соседями в этот период.
Маеска, Георгий П. Русские путешественники в Константинополь в четырнадцатом и пятнадцатом веках . Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс, 1984.
Обширное обсуждение взаимоотношений между Русью (Россией в рассуждениях автора) и Византией в этот период, охватывающее большую часть политической и религиозной истории через эти дискуссии путешественников. Основное внимание уделяется отчетам о путешествиях и взаимодействиях из первоисточников, которые были переведены на английский язык.
Мартин, Джанет. Средневековая Русь, 980-1584 . 2-е издание. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.
Несмотря на то, что это учебник, в нем содержится одно из наиболее полных описаний региона Руси в целом, включая Новгород на севере, Москву (и Владимиро-Суздаль) на северо-востоке и Галицию. -Волынь на юге. Несмотря на то, что он ориентирован на русскую историю, он сохраняет единство рассуждений о Руси для первой части рассматриваемого периода.
Михайловский Виталий. Европейская экспансия и оспариваемые окраины позднесредневекового Подолья, Украина. Leeds: Arc Humanities Press, 2019.
Последнее дополнение к этому списку, эта книга охватывает невероятно разнообразные пересечения одного региона позднесредневековой Руси. Литовцы, поляки, татары, немцы, армяне и многие другие описаны в этой превосходной книге.
Оболенский Дмитрий. Византийская Речи Посполитая, Восточная Европа 500-1453 . Лондон: Вайденфельд и Николсон, 19 лет.