Россия западная цивилизация аргументы: Леонид Ивашов: Россия и западная цивилизация обречены на непонимание и противоборство

Разное

Содержание

Лубский А.В.





Лубский А.В.

2003 г.

СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ




XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ


Лубский А.

В.

Россия как цивилизация

Вопрос об отношении России к цивилизациям Запада и Востока стал предметом
теоретической рефлексии в XIX в. Г. Гегель, не видя будущности в
культурно-историческом развитии России, вычеркнул ее из списка «исторических
народов». П. Чаадаев,
признавая своеобразие цивилизационного развития России, видел его в том, что «мы
никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из
известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем
традиций ни того ни другого», «мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в
других странах».

В полемике западников и славянофилов сформировались две противоположные
версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала будущее
России с ее самойдентификацией в русле европейской социокультурной традиции,
другая — с развитием самобытно-культурной ее самодостаточности. К. Леонтьев
разработал концепцию восточнохристианской (византийской) культурной «прописки»
России. Н. Данилевский наиболее перспективным считал противостоящий западной
культуре «славянский тип» цивилизации, полнее всего выраженный в русском народе.
А. Тойнби рассматривал российскую цивилизацию в качестве «дочерней» зоны
православной Византии.

Существует также евразийская концепция цивилизационного развития России,
представители которой, отрицая как восточный, так и западный характер российской
культуры, вместе с тем ее специфику усматривали во взаимном влиянии на нее
западных и восточных элементов, полагая, что именно в России сошлись и Запад и
Восток. Евразийцы (Н. Трубецкой, П. Савицкий, Г. Флоровский, Г. Вернадский, Н.
Алексеев, Л. Карсавин) отделяли Россию не только от Запада, но и от славянского
мира, настаивая на исключительности ее цивилизации, обусловленной спецификой «месторазвития»
русского народа. Оригинальность русского (российского) национального
самосознания они усматривали, во-первых, в Том, что громадные пространства
России, расположившейся в двух частях света, накладывали отпечаток на ее
культурный мир. Во-вторых, евразийцы подчеркивали особое влияние на него «туранского»
(тюркско-татарского) фактора.

Важное место в евразийской концепции цивилизационного развития России
отводилось идеократическому государству как верховному хозяину, обладающему
исключительной властью и сохраняющему тесную связь с народными массами.
Своеобразие российской цивилизации виделось и в том, что национальным субстратом
ее государственности выступала единая многонациональная евразийская нация.

В настоящее время также существуют различные циви-лизационные типологизации
исторического процесса конвергентного и дивергентного характера. Так, некоторые
отечественные исследователи отстаивают тезис о существовании двух типов
цивилизаций — западной и восточной, в ходе взаимодействия которых происходит «вестернизация»
Востока на основе модернизации. К определяющим чертам восточных обществ они
относят «неразделенность собственности и административной власти»;
«экономическое и политическое господство — часто деспотическое — бюрократии»;
«подчинение общества государству», отсутствие «гарантий частной собственности и
прав граждан». Для западной цивилизации, наоборот, характерны гарантии частной
собственности и гражданских прав как стимул к инновациям и творческой
активности; гармония общества и государства; дифференциация власти и
собственности (Е. Гайдар). В такой цивилизационной трактовке Россия выглядит
обществом восточного типа.

А. Ахиезер также различает два типа цивилизаций — традиционную и либеральную.
«Традиционной цивилизации присуще господство статичного типа воспроизводства,
который нацелен на поддержание общества, всей системы социальных отношений,
личности в соответствии с некоторым идеализирующим прошлое представлением». В
либеральной цивилизации «господствующее положение занимает интенсивное
воспроизводство, которое характеризуется стремлением воспроизводить общество,
культуру, постоянно углубляя ее содержание, повышая социальную эффективность,
жизнедеятельность».

Россия, считает Ахиезер, в своем историческом развитии вышла за рамки
традиционной цивилизации, встала на путь массового, хотя и примитивного,
утилитаризма. Но, тем не менее, не сумела преодолеть границу либеральной
цивилизации. Это означает, что Россия занимает промежуточное положение между
двумя цивилизациями, что позволяет говорить о существовании особой промежуточной
цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих
цивилизаций.

Основными Категориями социокультурной динамики России как промежуточной
цивилизации являются инверсия и медиация. Для инверсии «характерна напряженная
направленность деятельности на воспроизводство определенного типа общества.
Господство инверсии в каждый момент времени не требует того, чтобы долго и
мучительно вырабатывать принципиально новые решения, но открывает путь быстрым,
логически мгновенным переходам от настоящей ситуации к идеальной, которая,
возможно, в новых одеждах воспроизводит некоторый элемент уже накопленного
культурного богатства. Медиация, наоборот, обусловливает конструктивную
напряженность человеческой деятельности на основе отказа от абсолютизации
полярностей и максимизации внимания к их взаимопроникновению, к их
сосуществованию друг через друга.

Другой особенностью России как промежуточной цивилизации, по мнению Ахиезера,
является раскол культур и социальных отношений. При этом раскол рассматривается
как патологическое состояние общества, характеризующееся застойным противоречием
между культурой и социальными отношениями, между субкультурами одной культуры.
Для раскола характерен «заколдованный круг»: активизация позитивных ценностей в
одной из частей расколотого общества приводит в действие силы другой части
общества, отрицающей эти ценности. Опасность раскола состоит в том, что он,
разваливая нравственное единство общества, подрывает саму основу для
воспроизводства этого единства, открывая путь социальной дезорганизации.

Л. Семенникова выделяет Три типа цивилизации: «непрогрессивную форму
существования», «циклическое» и «прогрессивное развитие». К непрогреесивному
типу она отнесла «народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве
и гармонии с природой». К циклическому типу развития — восточные цивилизации.
Прогрессивный тип представлен западной цивилизацией, начиная с античности до
наших дней.

Оценивая место России в кругу этих цивилизаций, Л. Семенникова отмечает, что
она не вписывается полностью ни в западный, ни в восточный тип разветия. Россия,
не являясь «самостоятельной цивилизацией», представляет собой «цивилизационно
неоднородное общество». Это особый, исторически сложившийся конгломерат народов,
относящихся к разным типам развития, объединённых мощным централизованным
государством с великорусским ядром. Россия, геополитически расположенная между
двумя ведущими центами цивилизационного влияния — Востоком и Западом, включает в
свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному
варианту. Поэтому Семенникова вслед за В. Ключевским, Н. Бердяевым, Г. Федотовым
подчеркивает, что в российском обществе неизбежно сказывается как западное, так
и восточное влияние, Россия представляет собой как бы постоянно «дрейфующее
общество» в океане современных цивилизационных миров.

Наряду с такими концепциями российской цивилизации в настоящее время
существуют и ярко выраженные ее дивергентные варианты. Так, О. Платонов считает,
что русская цивилизация принадлежит к числу древнейших цивилизаций. Ее базовые
ценности сложились задолго до принятия христианства, в 1 тыс. до н. э. Опираясь
на эти ценности, русский народ сумел создать величайшее в мировой истории
государство, гармонично объединившее многие другие народы. Такие главные черты
русской цивилизации, как преобладание духовно-нравственных основ над
материальными, культ доброты и правдолюбия, нестяжательство, развитие самобытных
коллективистских форм демократии, воплотившихся в общине и артели,
способствовали складыванию в России также самобытного хозяйственного механизма,
«функционирующего по своим внутренним, только ему присущим. законам,
самодостаточного для обеспечения населения страны всем необходимым. . В целом,
надо отметить, что изучение российской цивилизации в отечественной науке только
начинается. К наиболее часто выделяемым признакам российской цивилизации
относятся: а) самодержавная форма государственной власти или, как определил этот
тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; б)
коллективистская ментальность; в) незначительный объем экономической свободы; г)
подчинение общества государству (или дуализм общества и государственной власти).

При рассмотрении вопроса о специфике российской цивилизации особое внимание
уделяется географическому, геополитическому и культурно-политическому факторам.

В частности, отмечается, что огромное пространство, обилие свободных земель
порождали привычку к экстенсивным формам хозяйствования, способствовали
постоянным миграциям. Неблагоприятные климатические условия, сжатый цикл полевых
работ, отсутствие гарантированных урожаев сопровождались хозяйственной аритмией,
следствием чего явилось своеобразное сочетание социальной апатии и бунтарской
импульсивности.

Отсутствие хозяйственного выбора, размытость отношений собственности
сдерживало развитие индивидуалистических начал в толще народной жизни и,
наоборот, консервировало общинные традиции землепользования и жизнедеятельности.
В результате формировался тип социального поведения, склонный как к социальной
апатии и пиетету, так и к безудержному насилию. Взаимное насилие сословий в
России — характерная черта социальных отношений в ней.

Обширность территорий требовала огромного государственного аппарата власти и
активного контроля им всех сфер жизни общества и прежде всего области
хозяйственных отношений, при минимальной эффективности обратной связи со стороны
общества. Огромная роль государства, его постоянное вмешательство в приватную
сферу социальных отношений сдерживало формирование в России гражданского
общества.

Большое значение, по мнению некоторых историков, имел геополитический фактор.
Непрерывная военная угроза, перманентное соперничество с Западной Европой
требовали постоянных мобилизационных усилий со стороны государства как в области
хозяйственных, так и социальных отношений. Вмешательство государства в
хозяйственную жизнь общества сопровождалось своеобразным закрепощением сословий.
Этим самым государство в России стремилось упорядочить функционирование
общественного организма, исходя из собственных интересов и потребностей. Отсюда
вырастали правовая подавленность и правовой
нигилизм низших слоев общества и
правовой беспредел бюрократического аппарата власти.

Все теснее вплетаясь в общеевропейский процесс, российская государственность
вместе с тем развивалась на манер азиатских деспотий, что к тому же
подкреплялось этатизированным православием. Все это сопровождалось также бурной
социальной реакцией со стороны различных сословий, что предопределяло
своеобразный маятниковый ритм развития российской государственности, который
может быть описан по схеме: реформа — контрреформа — «смутное время»
(революция)— усиление этатистского начала.

Роль культурно-политического фактора состояла прежде всего в саморазрастании
этатистского начала, которое не оставляло иного способа реформирования страны,
кроме своеобразного растворения общества в государстве.


Далее читайте:

А. В. Лубский. Периодизация истории
России
.

 

 



 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав
Румянцев
При цитировании давайте ссылку на
ХРОНОС

Русская ДНК Почему Россия никак не может сделать выбор между Западом и Востоком: Политика: Мир: Lenta.ru

Нужно ли России постоянно выбирать между Европой и Азией? Какую роль наша страна будет играть на международной арене в XXI веке? Об этом размышляли доктор исторических наук, профессор МГУ Андрей Андреев, директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин и доктор экономических наук, профессор МГИМО Георгий Толорая в ходе вебинара «Запад и Восток: почему Россия все время делает выбор?», организованного журналом «Россия в глобальной политике» совместно с Советом по внешней и оборонной политике (СВОП) и факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Модерировал дискуссию главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума СВОП Федор Лукьянов. «Лента.ру» записала основные тезисы выступлений экспертов.

Наследница Византии

Дмитрий Тренин

Дмитрий Тренин: Проблема вечного выбора между Востоком и Западом кроется в нас самих, поскольку мы сейчас пытаемся найти равновесное положение в мире. В XX веке наша страна обладала статусом сверхдержавы и претензией на мировое лидерство, а после краха коммунистической системы Россия стремилась встроиться в расширяющийся Запад. При этом альтернативным сценарием была интеграция вокруг России в качестве исторического ядра Евразии всего постсоветского пространства.

События последних двух лет поставили крест на всех этих планах. Выяснилось, что Россия не может полностью интегрироваться в какую-либо часть света, поскольку для этого ей пришлось бы признать свое подчиненное положение по отношению к США или Китаю. Разумеется, оба эти варианта для нас неприемлемы — этому категорически препятствует наша «русская ДНК», поэтому России ничего не остается, кроме как плыть в море глобальной политики в одиночку. На самом деле в этом нет ничего плохого: чтобы перенимать передовые знания, технологии и практики, сейчас уже не обязательно становиться частью какой-либо системы (например, той же западной).

Поэтому выбор России — это сама Россия, которая вполне способна стать самодостаточной державой. Понимание этого факта особенно полезно на фоне явного нежелания наших ближайших союзников — от Белоруссии и Армении до Казахстана и Киргизии — следовать в фарватере российской политики на евразийском пространстве. При этом не следует надеяться на быстрый закат Запада: в течение нескольких десятилетий он останется наиболее мощным, передовым и привлекательным регионом мира.

Андрей Андреев

Андрей Андреев: Наша страна слишком большая, чтобы полностью куда-то интегрироваться. Когда мы говорим о пресловутом русском выборе между Западом и Востоком, прежде всего должны понять, что подразумевать под этими терминами. Если под Востоком понимать географическое пространство от Стамбула до Токио, то Россия в силу исторических причин всегда была с ним мало связана, а примерно с начала XVIII века практически вообще не пересекалась. С этого времени все столкновения Российской империи с евразийским пространством были скорее реакцией на внешние вызовы. Например, присоединение Средней Азии во второй половине XIX века для России стало вынужденным шагом — ответом на экспансию Великобритании.

Встреча Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 12 февраля 2016 года

Фото: Max Rossi / Reuters

Поэтому условный «Большой Восток» нашу страну никогда всерьез не интересовал. Если говорить о противопоставлении Запада и Востока в подлинно историческом понимании, то более уместно вести речь о расколе на западное христианство Рима (католичество) и восточное христианство Византии (православие). Несмотря на многочисленные попытки его преодоления, этот разлом существует до сих пор. Россия — это последняя держава, которая пытается нести в себе византийское историческое наследие, и поворот на Восток для нее означает разворот к самой себе, потому что в культурно-историческом смысле нет иного Востока, кроме самой России.

Трудный подросток Европы

Георгий Толорая

Георгий Толорая: Того Востока, который присутствует в нашем политическом дискурсе, на самом деле не существует. В азиатских странах сейчас с изумлением наблюдают за кульбитами российской внешней политики и ее так называемым «поворотом на Восток».

Материалы по теме:

Россия — это неотъемлемая часть европейской иудео-христианской цивилизации, хотя особенная и не вполне благополучная. Наша страна — своеобразный enfant terrible (франц. «несносный ребенок» — прим. «Ленты.ру») в семье европейских государств — именно так нас воспринимают и на Западе, и на Востоке. Российская цивилизация и культура не имеют ничего общего ни с конфуцианской и индуистской ментальностью, ни с ближневосточным образом жизни — это наши соседи, и не более того.

России нужно не на Восток поворачиваться, а решать свои проблемы с Западом. В то же время мы должны грамотно выстраивать свои отношения со стремительно развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом, который в перспективе претендует на мировое лидерство в экономической, технологической и военно-политической сфере. Было бы наивно думать, что после разрыва с Западом Россию примут на Востоке с распростертыми объятиями. Сегодня самая главная наша задача — суметь вписаться в сложный, быстро меняющийся мир.

Андреев: Споры о том, является ли Россия частью Запада или Востока, начались с противостояния западников и славянофилов в 30-е годы XIX века. В общественной мысли предыдущего XVIII века подобных категорий просто не существовало, хотя об особенностях русского национального характера стали говорить уже в эпоху Екатерины II.

Причиной ожесточенной полемики о месте России между Западом и Востоком в середине XIX века стал рост национального самосознания и поиск собственной идентичности. Это была эпоха становления национальных государств, которая не завершилась и поныне. У нас в России тоже была сформулирована собственная национальная идеология, которая наследовала средневековой традиции противостояния латинского Запада и православной Византии. Россия объявила себя преемницей Византийской империи, поэтому противоборство с Западом превратилось в фундамент русской национальной идеи.

Главная наша особенность — сочетание имперскости с национальной традицией. Россия так и не стала национальным государством, и неясно, нужно ли ей таковым становиться, поскольку любое национальное государство предусматривает наличие господствующего этноса.

Министр иностранных дел КНР Ван И, министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж и министр иностранных дел России Сергей Лавров на международной встрече Россия — Индия — Китай. 18 апреля 2016 года

Фото: Максим Змеев / Reuters

Тренин: Российская империя, несмотря на отдельные ее негативные особенности, внесла большой вклад в мировую цивилизацию, но имперский период русской истории остался в прошлом. Сейчас Россия вполне самодостаточна в своих нынешних границах, но она нуждается в трансформации из сегодняшнего постсоветского состояния в полноценное национальное государство, основанное не на этническом, а на гражданственном принципе. Иными словами, это должно быть государство, где все россияне, независимо от национальной или религиозной принадлежности, считаются равноправными свободными гражданами.

Материалы по теме:

Для этого России нужна современная национальная элита, которая у нас пока отсутствует. В том, что наша страна перестала быть империей и сверхдержавой, нет ничего ущербного: мы по-прежнему играем существенную роль в международных делах и способны отстаивать свои национальные интересы.

Христианские корни Запада и России

Толорая: Запад с его либеральной демократией — это уникальный феномен в мировой истории, своего рода нечаянное отклонение от ее магистрального пути. Я считаю, что возникновение в средневековой Европе общества, в центре которого стоит человек, счастливым образом изменило всю судьбу человеческой цивилизации.

Если говорить об особенностях восточного менталитета (речь идет прежде всего о Восточной Азии), то к ним относятся: приоритет интересов государства над интересами личности, строгая социальная иерархичность и беспрекословный авторитет старших по возрасту и должности, целеустремленность и дисциплина. Во всех этих обществах очень мало внимания уделяется вопросам духовности (в европейском смысле) — религия является скорее общественным институтом, чем средством самоидентификации личности. Большинство азиатов в нашем понимании атеисты: они проще относятся к вопросам жизни и смерти, больше внимания уделяют культу предков, чем спасению собственной души.

Азиатским обществам свойственна склонность к длительному монотонному труду, но им очень не хватает креативности. Любопытно, что сегодня многие современные азиатские фирмы зачастую нанимают на должности, где необходим творческий подход, русских или американских специалистов. Те придумывают новые продукты, а аборигены с упорством муравьев воплощают их идеи в жизнь.

Андреев: Конечно, наше общество сильно отличается от описанных выше народов с конфуцианской коллективистской ментальностью, и в этом главную роль играет вера. Христианство — единственная мировая религия, обращенная напрямую к личности человека, к его индивидуальности. Любой христианин в течение всей своей жизни решает вопросы только своего личного спасения, и эта изначальная атомизированность стала основой всей христианской цивилизации.

Фото: David W Cerny / Reuters

Наиболее сильно это воплотилось на Западе, который во многом выстроен на представлении о правилах и нормах совместного сосуществования миллионов таких индивидуумов. Если говорить о западных либеральных ценностях, то они являются продуктом длительного исторического развития и проистекают из нашего общего христианского наследия. По своей сути они просты и прагматичны, поскольку сформировались постепенно и стали результатом общественного компромисса, выстраданного в ходе многовековой ожесточенной борьбы. Неукоснительное соблюдение закона, приоритет образования, самоуправление и демократия — к этим незыблемым теперь ценностям Запад пришел не сразу, но именно они сформировали его в нынешнем виде.

Материалы по теме:

Для России все вышеперечисленное до сих пор во многом в диковинку: она так и не определилась, нужно ли воспринимать эти ценности. Мы должны осознать, в чем сходимся и чем отличаемся от исторического Запада, с которым имеем общие христианские корни.

Тренин: Безусловно, Россия — это страна европейской культуры. Определяясь с восточным или западным вектором своей внешней политики, она ни в коем случае не изменяет своей идентичности: это проблема отношений с соседями, а не самовосприятия. На вопрос «кто мы?» ответ дан уже давно: Россия — страна восточноевропейской (но не западной) культурной традиции. И хотя у нас есть элементы других культур и традиций, все они давно и добровольно стали составной частью преобладающей универсальной русской культуры.

Вестернизация России | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Обсудить причины, по которым Петр так усердно работал над насильственной вестернизацией России

Ключевые моменты

  • Стремясь модернизировать Россию, крупнейшее государство в мире, но отстававшее в экономическом и социальном отношении, Петр ввел самодержавие и сыграл важную роль во введении своей страны в европейскую государственную систему. Его визиты на Запад внушили ему представление о том, что европейские обычаи во многих отношениях превосходят русские традиции.
  • Под сильным влиянием своих советников из Западной Европы он реорганизовал русскую армию по современным образцам и мечтал сделать Россию морской державой.
  • Его социальные реформы включали требование западной моды при дворе (включая растительность на лице для мужчин), попытки положить конец бракам по договоренности и введение юлианского календаря в 1700 году.
  • Одной из самых смелых целей Петра было уменьшение влияния боярства, или феодальной верхушки. Он сделал это, обложив их налогами и услугами, а также проведя комплексные административные реформы, которые открыли государственную службу для простолюдинов. Однако острые классовые разногласия, в том числе и и без того трагическая судьба крепостных, только углублялись.
  • Налоговая и торговая реформы позволили Российскому государству увеличить свою казну почти в шесть раз между 1680 и 1724 годами.
  • Законодательство при Петре охватывало все стороны жизни в России, и его реформа в значительной степени способствовала военным успехам России и увеличению доходов и производительности. В целом Петр создал государство, которое еще больше узаконило и укрепило авторитарное правление в России.

Термины

бояре

Представители высшего ранга феодальной болгарской, московской, русинской, (Украина и Беларусь), валашской и молдавской аристократии, уступающие только правящим князьям (или царям), с 10 века до 17 век.

Коллегия

Правительственные ведомства в Императорской России, учреждённые в 1717 году Петром Великим. Кафедры располагались в Санкт-Петербурге.

крепостное право

Положение многих крестьян при феодализме, особенно в связи с манориализмом. Это было состояние рабства, которое возникло в основном в Средневековье в Европе и продолжалось в некоторых странах до середины 19 века.

холопс

Феодально-зависимые лица в России в 10-начале 18 вв. Их юридический статус был близок к крепостным, но в действительности ближе всего к статусу рабов.

Табеля о рангах

Официальный список должностей и званий в армии, правительстве и дворе Императорской России. Петр Великий ввел эту систему в 1722 году, ведя борьбу с существующим потомственным дворянством или боярством. Он был официально отменен в 1917 году вновь созданным большевистским правительством.

К тому времени, когда Петр Великий стал царем, Россия была самой большой страной в мире, простиравшейся от Балтийского моря до Тихого океана. Большая часть экспансии России произошла в 17 веке, кульминацией которой стало первое русское заселение Тихого океана в середине 17 века, отвоевание Киева и умиротворение сибирских племен. Однако
г. подавляющее большинство земель было незанятым, движение было медленным, и большая часть 14-миллионного населения зависела от сельского хозяйства. В то время как в городах проживал лишь небольшой процент населения, сельское хозяйство России с его коротким вегетационным периодом было неэффективным и отставало от западноевропейского. Сословие холопов, или феодально-зависимых лиц, сходных с крепостными, но положение которых было наиболее близко к рабству, оставалось крупным институтом в России до 1723 г., когда Петр превратил дворовых холопов в дворовых, включив их, таким образом, в подушное обложение (русские земледельческие холопы были официально обращены в крепостных в 1679 г. ). Россия также оставалась изолированной от морской торговли и своих внутренних торговых коммуникаций, и многие производства зависели от сезонных изменений.

Петр I Великий ввел самодержавие в России и сыграл большую роль во введении своей страны в европейскую государственность. Его визиты на Запад внушили ему представление о том, что европейские обычаи во многих отношениях превосходят русские традиции. Под сильным влиянием своих советников из Западной Европы он реорганизовал русскую армию на современный лад и мечтал сделать Россию морской державой. Он также приказал всем своим придворным и чиновникам носить европейскую одежду и отрезать длинные бороды, что вызвало большое огорчение среди бояр , или феодальная верхушка. Те, кто стремился сохранить бороду, должны были платить ежегодный налог на бороду в размере ста рублей.

Петр также провел критическую социальную реформу. Он стремился положить конец бракам по договоренности, которые были нормой среди русской знати, считая эту практику варварской и ведущей к домашнему насилию. В 1699 году он изменил дату празднования нового года с 1 сентября на 1 января. Традиционно годы отсчитывались от предполагаемого сотворения мира, но после петровских реформ их стали отсчитывать от Рождества Христова. . Так, в 7207 году по старому русскому календарю Петр провозгласил, что действует юлианский календарь, а год был 1700.

Петр Великий, Жан-Марк Натье, 1717.

Одной из главных целей Петра было уменьшение влияния бояр , которые подчеркивали славянское превосходство и выступали против европейского влияния. Хотя их влияние уменьшилось со времен правления Ивана Грозного, Боярская дума, совещательный совет при царе, по-прежнему обладала значительной политической властью. Петр видел в них отсталых и препятствий на пути европеизации и реформ. Он специально нацелился на бояр с многочисленными налогами и обязательными услугами.

До правления Петра административная система России была относительно устаревшей по сравнению со многими западноевропейскими странами. Государство было разделено на уезды, которые в основном состояли из городов и ближайших к ним районов. В 1708 г. Петр упразднил эти старые национальные подразделения и учредил на их месте восемь губерний. В 1711 г. был учрежден новый государственный орган: Правительствующий сенат. Всех его членов назначал царь из числа его приближенных, и первоначально он состоял из десяти человек. Все назначения и отставки сенаторов происходили по личным императорским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и являлся постоянно действующим государственным органом. Другим указом 1713 г.0050 Landrats (от немецкого слова «национальный совет») в каждой из провинций, укомплектованный от восьми до двенадцати профессиональных государственных служащих, которые помогали назначенному королевской семьей губернатору. В 1719 году, после учреждения государственных ведомств, известных как коллегии, Петр еще раз переделал административное деление России. Новые провинции были созданы по образцу шведской системы, в которой более крупные и политически важные районы получали большую политическую автономию, в то время как более мелкие и более сельские районы контролировались государством более непосредственно.

Недоверие Петра к элитарным и антиреформистским боярам достигло кульминации в 1722 году с созданием Табель о рангах — формального списка чинов в русской армии, правительстве и царском дворе. Табеля о рангах установила сложную систему титулов и почетных знаков, каждому из которых присвоен номер, обозначающий определенный уровень службы или лояльности царю; это была одна из самых смелых петровских реформ. Раньше высшие государственные должности передавались по наследству, но с введением Табели о рангах любой, в том числе и простолюдин, мог пробиться вверх по чиновничьей иерархии при достаточном трудолюбии и мастерстве. Новое поколение технократов вскоре вытеснило старое 9.0050 боярин класса и господствовал на государственной службе в России. С минимальными изменениями Табеля о рангах действовала до революции 1917 года в России.

Рукописная копия Табели о рангах 1722 года.

Правительство Петра постоянно остро нуждалось в деньгах и первое время отвечало монополизацией некоторых стратегических отраслей, таких как соль, водка, дуб и деготь. Петр также облагал налогом многие русские культурные обычаи (такие как купание, рыбная ловля, пчеловодство или ношение бороды) и выпускал акцизные марки на бумажные товары. Однако с каждым новым налогом появлялись новые лазейки и новые способы их избежать, и поэтому становилось ясно, что налоговой реформы просто недостаточно.

Решением проблемы стал новый подушный налог, который заменил домашний налог на обрабатываемую землю. Раньше крестьяне уклонялись от налога, объединяя несколько дворов в одно имение. Теперь каждый крестьянин облагался индивидуально налогом, уплачиваемым наличными. Этот новый налог был значительно тяжелее, чем налоги, которые он заменил, и позволил российскому государству увеличить свою казну почти в шесть раз между 1680 и 1724 годами. Петр также проводил протекционистскую торговую политику, устанавливая высокие тарифы на импорт и торговлю для поддержания благоприятных условий. на товары российского производства.

Правление Петра углубило подчинение крепостных крестьян воле помещиков. Он жестко ввел классовое деление, а его налоговый кодекс значительно расширил число облагаемых налогом рабочих, переложив еще более тяжелое бремя на плечи рабочего класса. Некоторые петровские реформы отражали ограниченное понимание некоторых идеалов Просвещения. Например, он создал новый класс крепостных, известных как государственных крестьян , имевших более широкие права, чем обычные крепостные, но все же плативших оброк государству. Он также создал санкционированные государством ремесленные магазины в крупных городах, вдохновленные подобными магазинами, которые он наблюдал в Нидерландах, чтобы поставлять товары для армии. Факты свидетельствуют о том, что советники Петра рекомендовали отмену крепостного права и создание формы «ограниченной свободы», но разрыв между рабами и крепостными значительно сократился при Петре. К концу его правления они были практически неразличимы.

Реформы Петра отличали его от предшествующих ему царей. В Московской Руси функции государства сводились в основном к военной обороне, сбору налогов и усилению сословного деления. Напротив, законодательство петровского правления исчерпывающе подробно охватывало все стороны жизни России и существенно влияло на повседневную жизнь почти каждого русского гражданина. Успех реформ в значительной степени способствовал военным успехам России и увеличению доходов и производительности. Что еще более важно, Петр создал государство, которое еще больше узаконило и укрепило авторитарное правление в России. Свидетельством этого прочного влияния являются многие общественные институты в Советском Союзе и Российской Федерации, которые ведут свое происхождение от правления Петра.

культурных и исторических встреч в каталоге SearchWorks

Библиотеки Стэнфорда будут работать по сокращенному графику в период зимнего закрытия Стэнфорда (среда, 21 декабря 2022 г. — вторник, 3 января 2023 г.). Подробнее о часах

Ответственность
под редакцией Рассела Бова.
Публикация
Лондон ; Нью-Йорк: Routledge, Taylor & Francis Group, 2015.
Физическое описание
1 интернет-ресурс

Онлайн

Доступно онлайн

Описание

Создатели/участники

Участник
Бова, Рассел, 19 лет55-
редактор.

Содержание/Обзор

Содержание
  • Список иллюстраций
  • Введение, Рассел Бова
  • I. Историко-культурные фонды
  • 1. Русская идея и Запад, Филип Т. Гриер
  • 2. Русское православие и западное христианство: противостояние и примирение, Феодор Пульчини
  • 3. Русские революции: влияние и ограничения западного влияния, Карл Д. Куоллс
  • II. Литература и искусство: Россия и европейская традиция
  • 4. Русское письмо/письмо Россия, Роберт Бёрд
  • 5. Русское искусство в поисках идентичности, Елена Дузс
  • 6. Введение в русскую музыку, Трумэн Буллард
  • III. Взгляды на будущее: конвергенция или дивергенция?
  • 7. Демократия и российская политическая культура, Рассел Бова
  • 8. Российский бизнес: основа и переплетение его истории, Майкл С. Поултон
  • 9. Молодежь и массовая культура: общий знаменатель? Хилари Пилкингтон.
  • (источник: данные книги Нильсена)
Сводка издателя
Этот том знакомит читателей с извечным вопросом, который ставит в тупик как россиян, так и жителей Запада. Является ли Россия восточным флангом Европы? Или это действительно сердце другой цивилизации? Исследуя этот вопрос, авторы представляют широкий обзор культурных, религиозных, политических и экономических событий в России, особенно в девятнадцатом и двадцатом веках. Этот великолепный сборник, основанный на междисциплинарной программе изучения России в колледже Дикинсон, дополнит многие учебные планы. В тексте есть поля для выделения и избранные иллюстрации. Каждая глава заканчивается глоссарием, учебными вопросами и списком литературы.
(источник: данные книги Нильсена)

Субъекты

Субъекты

Россия
>
Цивилизация
>
Западные влияния.

Россия
>
связи
>
Европа.

Европа
>
связи
>
Россия.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА
>
Глобализация.

СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА
>
Общий.

Цивилизация
>
Западные влияния.

Международные отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts