Рождество христово икона андрея рублева: Nativity, 1411, 62×81 cm by Andrey Rublev: History, Analysis & Facts

Разное

Рождество Христово — Андрей Рублев

Главная => Художники России => Андрей Рублев

Икона Рублева «Рождество Христово» была написана на липовой рубленой доске. В настоящее время можно сказать, что красочный слой произведения значительно утрачен, во многих местах заметны пробелы и высветления, практически затерто золото фона. На иконе виднеются отверстия от гвоздей, залитые воском. Особенно много их рядом с головой маленького ребенка в яслях, на крыльях ангелов.

Икона была спасена от уничтожения в 1960 году. Директор Нижегородского областного музея вывез ее из разрушенного храма, сохранив таким образом до наших дней. Из Нижнего Новгорода шедевр тайно вывезли в Москву. Однако столичные реставраторы не сразу смогли распознать истинный сюжет – Рождество Христово. Икона Андрея Рублева была скрыта под красочным слоем 19-го века.

Временем ее завершения считается 1405 год. До наших дней икона сохранилась в среднем состоянии. В левом нижнем углу, в месте скрепления досок, наложен новый слой левкаса в виде продолговатого пятна. Внизу справа также имеются две вставки. Прежний левкас частично утрачен по всему периметру иконы. Киноварная окантовка сохранилась только в верхней части. На поле иконы, в области головы младенца Иисуса, видны повреждения от гвоздей, скрытые воском и левкасом. Мелкие латки заметны также на лице Богоматери, мафории и хитоне. На лицевом поле иконы, от верхнего до нижнего края, проходит трещина. Еще одна имеется в слое левкаса, в центральной области композиции. Время сильно истончило и во многих местах разрушило красочный слой иконы. Золото, которым были окрашены нимбы, крылья ангелов, части одежды и купель, практически полностью утрачено. Лики святых и пробелы в одеяниях сохранились слабо. В наиболее целостном виде — лики пастухов и Самомии.

Все события происходят на фоне желто-зеленых гор. Пейзаж кажется невероятно легким и воздушным. А в центре изображена сама Богоматерь. Она немного склонена вправо, опираясь головой на руку, она смотрит куда-то в сторону. Поза ее кажется непринужденной, расслабленной. Ложе по форме будто повторяет плавные очертания ее образа. А алый цвет на картине везде сочетается с темно-зеленым травяным оттенком. Так два сочных цвета будто усиливают друг друга.

Цветовая гамма иконы «Рождество Христово» во многом напоминает тоновые сочетания иконы «Сошествие в ад», где ярко отражается тема празднества. Но все же не стоит на такое совпадение обращать много внимания, так как цветовые решения каждой иконы всегда уникальны. Ложе Богоматери украшено нашивками и теснением из золота около ее головы. Чуть выше, вплотную к ложу Богоматери, изображены ясли в серо-зеленых и оливковых оттенках.

В них лежит новорожденный ребенок, завернутый в белые нежные ткани. Все указывает на то, что рождение именно этого младенца и есть источник радости у всех изображенных на иконе людей. Все герои обращены в сторону колыбели с рожденным Христосом.

Рублевская икона «Рождество» из Благовещенского собора охватывает большие пространства, действие происходит на Земле. Горки-лещадки при входе в пещеру, мягкие холмистые округлости внизу иконы, разбросанные то тут, то там небольшие деревья и кусты — все это образ земного пространства, по которому долго скачут за таинственной, движущейся по небу звездой к месту Рождества, к Вифлеему мудрецы Востока — волхвы (они изображены в верхнем левом углу иконы).

Это и вершины, с которых слышится пастухам пение ангелов. И ту часть пути по земле, который проделали извещенные чудным ангельским пением пастухи, тоже изображают эти поросшие лесом горки и всхолмления.

Вот в правом верхнем углу из поющего ангельского сонма выделены три ангела в сияющих одеждах алого, звучно-зеленого и багряного цветов. Первый из них — он стоит ближе всех к источнику ниспадающего на пещеры света — держит руки в складках одежд. Покровенные руки — древний символ благоговения, уважения. На иконе «Рождества» — это знак преклонения перед совершающимся. Средний ангел, беседуя с первым, как бы узнает о событии… Третий из них, преклонившись долу, обращается к двум пастухам, сообщая им радостную весть.

Те внимательно слушают, опершись на свои узловатые посохи. Им первым на Земле открыто о дивном рождении.

Тут Андрей мог вспомнить слова древнего толкования — эти пастухи, стерегущие день и ночь в удаленной от селения местности свой скот, «были очищены уединением и тишиною».

Вот один из них — старец в сшитой из шкур мехом наружу одежде, которая называлась у греков и славян милотью и была одеждою самых нищих, бедных людей, стоит, с доброжелательным вниманием склонившись перед Иосифом — обручником Марии. Иосиф изображен Рублевым раздумывающим о чудесных событиях.

За пастухом под тенью дерева лежат несколько животных — овцы, козы. Они, как и люди, растения, сама земля, — участники события, которое столь значительно, что касается всего творения, всякой отдельной твари.

А в центре иконы в соответствии с традицией Андрей изобразил алое ложе, на котором полулежит, опершись на руку, Мария, окутанная в багряно-коричневые одежды. Ее фигура очерчена гибкой, певучей линией. Она не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. Но оно трудно вместимо в человеческое сознание. Поэтому Мария осознает его в глубокой задумчивости. Она находится в пещере, но по законам пространства, свойственным иконописи, ее ложе «вынесено» художником на первый план и дано на фоне пещеры в более крупном виде, чем остальные фигуры. Зритель видит извне все сразу: и гору, и вход в пещеру, и то, что происходит внутри ее.

За ложем Марии в яслях-кормушке для животных лежит спеленутый младенец, а над ним стоят животные — вол и похожий на лошадь осел. Рядом — еще одна группа ангелов, согбенных, с покровенными руками.

Внизу, как бы продолжая длящееся действие, утверждая мысль, что на иконе представлен мир разновременных, развивающихся событий, а не единое только, остановленное мгновение, дана сцена со служанками, купающими новорожденного «отроча младо».

Одна из них, склонившись, льет воду из кувшина в купель, другая держит на коленях полуобнаженного младенца, который тянется к ней детской своей ручонкой… Личное, живое и трогательное переживание события, глубокая поэзия свойственны этому рублевскому творению.

Описание иконы Рублева «Рождество Христово» :: школьное сочинение на Сочиняшка.Ру



Икона «Рождество Христово» работы Андрея Рублёва, знаменитого русского иконописца, была создана в начале 15 века.

Работа выполнена на липовой доске, техника написания — темпера. Размер образа: 81×62.

Жанр произведения — иконописная живопись. Предмет изображения — Евангельский сюжет (Рождество Христово).

Композиция иконы несёт большую смысловую нагрузку. В ней много символического. В центре изображена фигура Богородицы. По размерам Она превосходит всех персонажей, внимание зрителя невольно приковывается к Её багровой ризе и красному ложу. В лице Богоматери отражено спокойствие духа, нет и следа усталости, обычной после родов. Рождение Младенца было чудесным и безболезненным для Неё. По канонам иконописи в пространственном изображении ложе Богородицы из пещеры перенесено на передний план.

За Ней, в пещере, лежит Младенец, маленькое тельце Которого спелёнато. Он лежит в яслях, над ними склонился домашний скот — вол и осёл. Новорожденный, написанный светлыми красками, контрастирует с густой чернотой зева пещеры.

Левый верхний угол иконы занят изображением трёх волхвов (мудрецов), следующих издалека за звездой, чтобы поклониться Спасителю и принести ему дары. В верхнем ряду иконы справа выделены три ангела из множества поющих ангелов. Один, склонившись к пастухам, радует их благой вестью о рождении Спасителя. Простые пастухи, приняв в сердце радостную весть, легко и быстро приходят к Богу, в отличие от учёных волхвов.

Символично изображение волхвов и пастухов в противоположных сторонах. Волхвы представляют языческие народы, пастухи принадлежат к иудейскому народу. Те и другие приходят ко Христу, в их единении зарождается новый христианский мир.

Над яслями с Младенцем тоже присутствуют Ангелы. Они находятся на земле, в отличие от ангелов, поющих в вышине. В этом великом событии — Рождестве Христовом — соединяется мир земной и небо, как в Иисусе, божественное и человеческое.

Левый нижний угол образа занимает Иосиф, обручник Марии. Он погружён в задумчивость. Рождение Богомладенца произвело на Иосифа глубокое впечатление. Царящее в небесах ликование подтверждало явление Спасителя в мир. На лице старца лёгкая улыбка и счастливое умиротворение. К Иосифу приблизился один из пастухов и с благожелательностью взирает на него.

Справа, внизу, сцена с двумя женщинами, омывающими новорожденного Христа. Так на иконе показано развитие событий.

Цветовая палитра иконы — яркие краски, тёплые тона. Жёлтые, золотистые, зеленоватые, оливковые краски становятся ещё более тёплыми и живыми от присутствия красных пятен в изображении на иконе. Радость и торжество выразил художник в этой цветовой гамме.

Вся икона озарена светом неземного происхождения. Золотистый фон иконы, сонм ангелов, поющих в небе — свидетельство света «невечернего», озарившего ночь, когда родился Христос».

Идея произведения: раскрытие смысла великого события в земной истории — воплощения Бога в человеке. Рождество Христово изменило природу человеческую. Для людей открылась возможность стать божьими детьми.

«Рождество Христово» Андрея Рублёва не только шедевр древнерусской живописи и мирового искусства, это высокий образец православной иконописи.


Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Описание иконы Рублева «Троица»
  • Описание иконы Рублева «Спас»
  • Описание иконы Рублева «Спас в силах»
  • Описание иконы Рублева «Благовещение»
  • Андрей Рублев —

    Рождество Христово, 1411 год, 62×81 см: Описание произведения Работа дошла до наших дней со значительными повреждениями.

    Левки частично утрачены (белый грунт специальной подготовки), по лицевой стороне иконы на стыке досок проходит несколько сквозных трещин, повреждения от гвоздей заделаны воском и левками. Время было беспощадно и к красочному слою: во многих местах он очень истончен и разрушен. Однако в таком виде икона не только не потеряла своего духовного значения для верующих, но и занимает видное место в сокровищнице русской православной живописи.

    Цвета. Икона «Рождество Христово» относится к праздничному ряду и поэтому написана яркими красками в теплой гамме: преобладают зеленовато-желтые, белые и оливковые тона с киноварными (красными) пятнами. Сочетаясь, цвета усиливают насыщенность друг друга. За счет цветового решения изображение кажется воздушным, неземным. Все это отражает радость, торжество земного и небесного о чудесном рождении Спасителя.

    Иконопись. Сюжет иконы только на первый взгляд кажется простым: при ближайшем рассмотрении ее содержания раскрывается целый и неповторимый мир евангельских событий во всем их богатстве образов и смыслов. На иконе изображено не только само Рождество, но и евангелизация пастыря, волхвов (волхвов Востока), следующих в Вифлеем по зову звезды, омывающих младенца, восхваляющих ангелов. Добавление всех этих разновременных событий к Рождеству – это следование иконографии, а не произвольное решение или фантазия мастера.

    Безусловно, многие художники обращались в своем творчестве к такому событию, как рождение Иисуса Христа, разделившее мир и отсчет времени на «до» и «после». Самые ранние его изображения были сделаны первыми христианами в римских катакомбах. И лишь позднее в византийском искусстве постепенно сложилась четкая иконография Рождества Христова. Впоследствии Русь, унаследовавшая православную веру от Византии, переняла ее иконографический стиль. Надо отметить, что он был очень догматичен. Определенная художественная свобода для иконописца выражалась лишь в том, что он мог творчески располагать все необходимые образы и компоненты. Этим активно пользовались русские православные иконописцы. Так Андрей Рублев, следуя византийским правилам, дает несколько новое композиционное построение. Его ангелочки изображены не только вверху справа, но и возле младенца.

    Мастер в своей работе хотел добиться полного и глубокого раскрытия смысла события, идеи — воплощения Бога. Господь становится плотью и полностью исполняет роль человека на земле. До прихода Христа древний мир находился в духовном упадке. Разврат в Римской империи (представляющей тогда весь европейский цивилизованный мир) был результатом извращения нравственности, религии и сознания масс. Целостности не было ни в обществе в целом, ни в его отдельных классах. Икона разделена на разные сюжеты, как бы показывая эту раздробленность, разобщенность. Нет обычных представлений о пространстве и времени: природа людей изменилась, они стали детьми Божьими в полном смысле этого слова и вместе с природой как бы сбросили оковы материальности.

    Композиция и персонажи. При взгляде на икону первой отмечаем фигуру Божией Матери в центре — она ​​самая большая. Дева Мария одета в пурпурную мантию или, как ее правильно называют, мафорию. Лицо Девы Марии спокойно, на нем не видно усталости, потому что чудесное рождение безболезненно для тела, хотя и тяжело для человеческого сознания. На самом деле он находится в пещере, но по законам пространства, принятым в иконописи, его ложе «выделено» на первый план.

    В пещере за одр Богородицы в яслях лежит спеленанный младенец — самая маленькая фигура на иконе. Пещера символизирует темный, грешный мир людей, в который входит Бог, поэтому на иконе она заменила сарай. Белоснежное платье новорожденной резко контрастирует с чернотой пещеры. Здесь вспоминаются слова Иоанна Богослова: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Ясли для животных служат яслями для Христа — на иконе видно, как над ним уже склонились вол и осел.

    Вифлеемская звезда указывает на фигуру Христа. За этой необычной звездой следуют три волхва, изображенные Рублевым в самом верхнем левом углу. Они используют науку для расчета времени рождения Мессии. Пройдя долгий путь, пришли к младенцу волхвы с дарами: золотом, благовониями и миром. Каждый дар не случаен: золото символизирует Царя, ладан — Бога, а смирна — человека, который должен умереть. Возраст волхвов разный: один молодой, другой уже зрелый, третий старый. Ведь спастись можно в любом возрасте, но самый младший из мудрецов указывает на младенца: лучше поскорее найти Господа.

    Ангелы изображены в правом верхнем ряду иконы «Рождество Христово», у Рублева их три. Один из них наклонился и возвестил пастухам о чудесном рождении. Не будучи учеными, в отличие от волхвов, пастыри находят Бога самым простым способом — в своем сердце. И то, что они изображены уже возле пещеры, доказывает, что этот путь еще и самый короткий.

    В иконах нет ничего случайного; каждая деталь имеет значение. Рублева не только детали, но и вся икона в целом имеет глобальное объединяющее, обновляющее значение. Волхвы и пастухи изображены на противоположных сторонах, потому что они представляют разные народы. Волхвы — язычники, а пастухи — евреи. Оба они идут ко Христу, соединяются и рождают новый мир — христианский. Другую группу ангелов, Рублева, помещают впритык к яслям-корытам с младенцем, делая из них уже не небесных, а земных участников происходящего. Как Иисус, придя на землю, соединил в своей личности божественное и человеческое, так и икона Рождества Христова изображает у Рублева соединение этих двух миров в один, обновленный.

    В левом нижнем углу сидит и о чем-то размышляет Иосиф-наручник (официально женатый муж Марии). Это иллюстрирует евангельскую историю о том, как Иосиф решает тайно освободить свою жену. Дело в том, что в Израиле женщину, совершившую прелюбодеяние, побивали камнями после рождения ребенка. Здесь Рублев и показал размышления мучительного праведника, не желающего подвергнуть Марию позору. Но все мучения разрешает ангел, который сказал Иосифу, кто этот родился. Рядом с Иосифом мужчина в козьих шкурах. Существуют разные мнения об этой фигуре. Одни исследователи считают, что это один из пастухов, другие видят в нем сына Иосифа Иакова, третьи – дьявола, искушающего святого, вносящего в его душу сомнения в чистоте Марии. Последний вариант является наиболее распространенным.

    И, наконец, справа внизу на иконе омовение Младенца Христа, совершаемое двумя женщинами. Сцена напоминает традицию крещения христианских детей.

    Работа Рублева является уникальным образцом православной иконописи. В настоящее время она хранится в Благовещенском соборе Кремля, увидеть икону может любой желающий.

    Автор: Ирина Фрыкина

    Рождественская икона — Православная Вики

    Материал из Православной Вики

    Перейти к: навигация, поиск

    Икона Рождества Христова

    Традиционная икона в стиле Рождества Господа и Спаса Иисуса Христа XV века, приписываемая святому Андрею Рублеву. необходима ссылка На нем изображен Создатель вселенной, входящий в историю как новорожденный младенец. Икона Рождества также показывает влияние этого события на природную жизнь мира.

    Содержимое

    • 1 Дизайн
    • 2 Богословие
      • 2. 1 Звезда
      • 2.2 Ветхозаветное пророчество
      • 2.3 Джозеф
      • 2.4 Мэри
      • 2.5 Ангелы
    • 3 Внешние ссылки

    Дизайн

    Фон — негостеприимный мир, мир после изгнания из Рая. В центре иконы – Мария, центральная и непропорционально крупная фигура, покоящаяся в пещере, и Иисус в виде младенца в яслях, завернутый в пеленки. Вокруг иконы много того, что связано с Воплощением Христа, что поясняется ниже.

    Богословие

    Икона имеет много символизма. Беспомощная фигура в пеленах олицетворяет полное подчинение Христа физическим условиям, управляющим человеческим родом.

    Земля дает Ему пещеру. Животные наблюдают за Ним в безмолвном изумлении, а человечество предлагает ему свою собственную, Деву-Мать. Ясли подобны гробу, а Его пеленки очень похожи на могильные одежды.

    Звезда

    Небо приветствует Его звездой, светом мудрости. Это знамение того, что Христос пришел для всех: «Ибо чрез нее поклоняющиеся звездам научились от звезды поклоняться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток в вышних» (из тропаря Рождество). Некоторые иконы имеют три луча от звезды, символизирующие Святую Троицу.

    Волхвы и пастухи приносят свои дары, а также знак того, что Христос пришел для всех.

    Женщины внизу справа — акушерки. Это указывает на то, что Иисус родился обычным образом и нуждался в омовении, как и обычный человеческий младенец.

    Ветхозаветное пророчество

    Ниже центра находятся дерево, вол и осел. Дерево — это «Дерево Иессея» из пророчества, в котором говорится, что из пня Иессея (отца царя Давида) вырастет побег: «Из пня (дерева) Иессея вырастет побег, а из корня его почка. расцветет, и почиет на Нем Дух Господень» (Исаия 11:1-2). Вол и осел также из ветхозаветного пророчества: «Вол знает хозяина своего, и осел — ясли господина своего» (Исайя 1:3). Иногда их изображают рядом с младенцем Христом, согревая своим дыханием.

    Иосиф

    Праведный Иосиф изображен вдали от Иисуса и Богородицы, слева внизу. Это потому, что он не был причастен к чуду Воплощения Сына Божия, но был защитником Марии и Иисуса.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts