Рпцз московский приход: Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Содержание
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
25 декабря 2022 г.
Предстоятель Русской Церкви освятил храм равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Шумилина) во епископа Россошанского
ФотоВидео
22 декабря 2022 г.
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось Епархиальное собрание г. Москвы
ФотоВидео
Последние новости
25 декабря 2022 г. 16:47
Представители Церкви приняли участие в итоговом заседании Совета Императорского православного палестинского общества
23 декабря под председательством С.В. Степашина в Центре Императорского православного палестинского общества в Москве состоялось итоговое заседание Совета ИППО. Оно прошло в смешанном формате: в онлайн-режиме в заседании приняли участие ряд членов Совета и приглашенные руководители большинства региональных и зарубежных отделений.
25 декабря 2022 г. 14:15
Предстоятель Русской Церкви освятил храм равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г.
Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Шумилина) во епископа Россошанского
25 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Шумилина) во епископа Россошанского и Острогожского (Воронежская митрополия).
ФотоВидео
25 декабря 2022 г. 13:24
Митрополит Манильский и Ханойский Павел встретился с послом Филиппин в России
23 декабря состоялась встреча митрополита Манильского и Ханойского Павла с Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Филиппины в Российской Федерации Игорем Г. Байленом.
24 декабря 2022 г. 20:27
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ выступил с лекциями в Образовательном центре «Сириус» в Сочи
23 декабря председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО, член Общественной палаты РФ В. Р. Легойда выступил с лекциями для школьников, студентов и взрослой аудитории в рамках лектория «Большие идеи» Образовательного центра «Сириус» в Сочи. Лекции прошли в Парке науки и искусства центра «Сириус».
24 декабря 2022 г. 19:35
В канун Недели 28-й по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
24 декабря, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице, святых праотец, дня памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.
ФотоВидео
24 декабря 2022 г. 12:27
В Объединенном докторском диссертационном совете состоялись первые защиты богословских докторских диссертаций
21 декабря были проведены два заседания Объединенного докторского диссертационного совета Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии, Минской духовной академии и Сретенской духовной академии, на которых состоялись защиты двух богословских докторских диссертаций.
23 декабря 2022 г. 19:52
В Луганске прошел круглый стол, посвященный правоприменительной практике в сфере свободы совести
С инициативой проведения мероприятия выступили Комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация защиты религиозной свободы» и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Последние публикации
25 декабря 2022 г. 15:47
Патриаршая проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице после Литургии в храме равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы
[Патриарх]
25 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.
ФотоВидео
25 декабря 2022 г. 15:07
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Дионисию (Шумилину), епископу Россошанскому и Острогожскому
[Патриарх]
25 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме равноапостольных Мефодия и Кирилла в Ростокине г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Шумилина) во епископа Россошанского и Острогожского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Дионисия на служение.
ФотоВидео
25 декабря 2022 г. 14:12
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Папе Римскому Франциску с Рождеством Христовым
[Патриарх]
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил главу Римско-Католической Церкви с праздником Рождества Христова.
25 декабря 2022 г. 13:30
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главам инославных Церквей, отмечающих Рождество по григорианскому календарю
[Патриарх]
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Рождественские поздравления главам инославных Церквей, которые празднуют Рождество Христово 25 декабря по григорианскому календарю.
25 декабря 2022 г. 11:00
Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с 45-летием интронизации
[Патриарх]
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II с 45-летием интронизации.
24 декабря 2022 г. 15:11
От типовой программы бакалавриата к литургической магистратуре
[Интервью]
Интервью заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия иерея Михаила Желтова и советника ректора ОЦАД профессора А.М. Пентковского.
24 декабря 2022 г. 11:45
Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с гибелью людей в результате пожара в частном доме милосердия в Кемерове
[Патриарх]
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате пожара в частном доме милосердия в Кемерове.
как во время войны с Украиной церковные общины отдаляются от РПЦ и даже выходят из ее состава
Поделиться
После начала войны России против Украины от Русской православной церкви многие наблюдатели и прихожане ожидали хотя бы сдержанного, но антивоенного высказывания: как христианская религиозная организация, она могла осудить агрессивную войну как аморальное явление. Более того, антивоенной позиции требуют придерживаться церковные документы: согласно Социальной концепции РПЦ, церковь не может сотрудничать с государством, развязавшим агрессивную войну (п. ІІІ.8), и обязана стать на сторону жертвы «явной агрессии» (пункты ІІ.4, XVI.1). Как минимум, говорится в концепции, церковь обязана проанализировать конфликт на предмет справедливости ведения боевых действий – либо определить его как агрессивный (п. VIII.3).
Но РПЦ не просто не осудила военные действия, но и благословляет участников вторжения: в частности, сотрудников Вооруженных сил РФ и представителей Росгвардии. Эти действия церкви стали для многих ее представителей настолько неприемлемыми, что они собираются ее покинуть. Первым приходом, который официально объявил о выходе из Московского патриархата, стала община в Амстердаме. Вторым – Крестовоздвиженский приход в итальянской Удине, возглавляющий его священник Владимир Мельничук объявил о переходе в Константинопольский патриархат.
Какие еще церкви отдалились от Москвы во время войны и могут выйти из состава РПЦ, выяснял корреспондент Настоящего Времени.
Утрата Украины
Не поддержав паству в Украине с самого начала войны, патриарх московский Кирилл стал ее стремительно терять. Митрополит киевский Онуфрий публично просил главу РПЦ заступиться перед российским президентом Путиным за страдающих от обстрелов и бомбардировок мирных городов прихожан. Но патриарх Кирилл не только не призвал прекратить военные действия, но даже не выразил соболезнований страдающим от них православным: он публично сочувствовал, например, жертвам авиакатастрофы в Китае и погибшим от взрыва на Кубе, но не убитым и пострадавшим в Харькове, Буче и Мариуполе. Патриархия опубликовала соболезнования Кирилла в связи со смертью российского военного священника Олега Артемова. На гибель невоенных украинских священников УПЦ Московского патриархата – Галактиона (Вуйченко), монашествующих Аристокла (Хвощины) и Варвары (Кисель) из Святогорской лавры – патриарх не отреагировал.
Сказанное и несказанное Кириллом в первые недели войны открыло глаза многим священникам Московского патриархата в Украине. Еще в феврале начались массовые отказы от поминовения патриарха Кирилла, а 400 священников собрали подписи под обращением к древним патриархам провести над Кириллом церковный суд. Множество общин стали уходить из УПЦ (МП) в независимую Православную церковь Украины (ПЦУ). За три с половиной месяца с 24 февраля перешло уже 424 общины. Это самый высокий темп переходов за современную историю церквей: для сравнения, после получения ПЦУ автокефалии (то есть независимости) и получения Томоса в 2019 году за полгода перешло чуть больше 500 общин.
В конце концов предстоятель УПЦ (МП) митрополит Онуфрий решил провести Поместный собор и разорвать отношения с Москвой. В первые дни после Собора было неясно, насколько искренни его желания и не скрывается ли за этим решением попытка обойти закон Украины о переименовании религиозных организаций, центры которых находятся в стране-агрессоре. Но после недавнего решения РПЦ аннексировать епархии УПЦ (МП) в Крыму становится все более очевидно, что отдаление, а, возможно, и раскол между Онуфрием и Кириллом неминуемы.
Потеря Украины для РПЦ будет весьма ощутима, поскольку это около 12 тысяч общин – 34% от общего числа. Всего в Московском патриархате 35 тысяч общин, из них в России – только около 17 тысяч. Из оставшихся 6 тысяч общин половина располагается в Беларуси и Молдове – примерно по 1500. Еще около 3 тысяч общин разбросаны по всему миру.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Украинская православная церковь решила отказаться от Московского патриархата. Объясняем, что это означает
Литовская автономия
Помимо Украины Московский патриархат рискует потерять и Литву. Сейчас там действует Виленская и Литовская епархия РПЦ во главе с митрополитом Иннокентием. Название «Виленская» отсылает к дореволюционному названию Виленской губернии и подчеркивает прошлую принадлежность Литвы к Российской империи.
В начале марта 2022 года три священника епархии – Гинтарас Сунгайло, Виталиус Даупарас и Виталиус Моцкус – выступили против войны в Украине. Они непублично попросили у митрополита литовского Иннокентия разрешения прекратить поминание патриарха Кирилла за богослужением – и неформально его получили.
Позже и сам Иннокентий отмежевался от агрессивных действий российской стороны в Украине. «Позиция Православной церкви в Литве неизменна – мы решительно осуждаем войну России против Украины и молим Бога о ее скорейшем прекращении. Как вы, наверное, уже успели заметить, у нас c патриархом Кириллом разные политические взгляды и восприятие текущих событий. Его политические высказывания по поводу войны в Украине – это его личное мнение. Мы в Литве с этим не согласны», – заявил иерарх 18 марта. Кроме того, добавил митрополит, «мы будем и дальше стремиться к еще большей церковной независимости».
Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий
Как отмечает теолог, координатор группы «Христианское видение» Наталля Василевич, это заявление приняли на епархиальном собрании. Причем принятие шло достаточно тяжело: большинство духовенства было против таких резких слов. При этом именно те три священника, что выступили в начале марта против войны в Украине, поддержали главу Литовской епархии – а через месяц он же отстранил их от должности.
Более того, как утверждает Василевич, этим священникам впоследствии устроили «настоящую травлю» в епархии: о них молились как о заблудших и чуть ли не публично взывали к «прибавлению ума». Теолог считает, что таким образом Иннокентий хотел обеспечить себе спокойную старость, изгнав нелояльных. Однако в этом году ему, скорее всего, придется оставить свой пост: Иннокентию исполняется 75 лет, и по уставу РПЦ он обязан подавать прошение о том, чтобы отправиться на покой. На место митрополита прочат его помощника – викарного епископа Тракайского Амвросия. Эксперт отмечает, что шансы Амвросия стать главой Литовской епархии велики, даже если в стране проголосуют за законопроект, согласно которому главой церкви в Литве может быть только гражданин страны (он внесен в парламент в 2019 году, но пока не принят). При этом и Василевич, и религиозный обозреватель издания DW Константин фон Эггерт считают Амвросия пророссийским.
После отстранения и публичной «порки» священники Гинтарас Сунгайло, Виталиус Даупарас и Виталиус Моцкус решили уйти из РПЦ и перешли в Константинопольский патриархат. Помимо них покинуть Московский патриархат могут еще до десяти священнослужителей. СМИ называют имена Георгия Ананьева, Владимира Селявко, Виктора Миниотаса и Георгия Цибуревкина. Всего, по словам Василевич, в епархии в Литве около 60 клириков – то есть в случае ухода десяти из них РПЦ покинут 16% местного духовенства.
Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните во второй половине мая написала письмо константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой содействовать православным клирикам Литвы, которые хотят покинуть РПЦ. По сути, это означает создание альтернативной церковной структуры – переходить этим священникам некуда. Канонически такое возможно, поскольку акт отмены Грамоты 1686 года о передаче Москве права на рукоположение киевских митрополитов касается и Литвы (этот акт патриарх Варфоломей отменил в 2018 году, после чего стала возможна выдача Томоса ПЦУ). Дело в том, что в XVII веке резиденция митрополитов киевских часто находилась в Вильнюсе – как в политическом центре Великого княжества Литовского.
В конце мая 2022 года патриарх Кирилл заслушал рапорт митрополита Иннокентия о предоставлении более широкого автономного статуса православным в Литве. Синод РПЦ даже создал комиссию по наработке проекта такого автономного статуса, правда, не включил в ее состав ни одного представителя Литовской церкви. По мнению Наталли Василевич, обсуждаемое углубление автономии церкви в Литве – это не что иное, как попытка удержать власти от идеи создания в стране альтернативной структуры – церкви Константинопольского патриархата.
Что же касается финансовых последствий возможной автономии, то здесь эксперт не видит дополнительных сложностей ни для одной из сторон: ни литовские общины не платят денег Москве, ни Москва не содержит свои филиалы в Литве. В целом Вильнюсская епархия финансово самостоятельная. По закону о реституции, принятому после распада Советского Союза, православной церкви передали недвижимость в историческом центре Вильнюса, которую епархия теперь сдает в коммерческую аренду и так зарабатывает. Это подтверждает и другой опрошенный Настоящим Временем эксперт – Сергей Чапнин, бывший главред журнала Московской патриархии, который после начала войны в Украине покинул Россию и переехал в США.
РПЦЗ: как русская церковь за рубежом движется в сторону Украины
Еще один потенциально сложный «актив» Москвы – Русская православная церковь за границей (РПЦЗ). Приходы, относящиеся к этой институции, есть на территории Европы, Северной и Южной Америки, Австралии. РПЦЗ создали представители белоэмигрантского движения, покинувшие Россию после большевистского переворота. РПЦЗ разорвала отношения с Москвой после декларации оставшегося в Союзе патриарха Сергия (Страгородского) 1927 года, в которой «все радости и успехи советского государства» считались также и церковными, равно как «все неудачи». В силу своего происхождения РПЦЗ была достаточно консервативной, многие клирики и прихожане придерживались монархических и имперских взглядов. Пребывая почти в полной межцерковной изоляции и в то же время не желая ассимилироваться в инокультурной среде, многие приходы РПЦЗ постепенно скатывались в конспирологию и фундаментализм.
После падения СССР РПЦЗ попыталась открыть свои общины на территории России и поначалу набирала новых прихожан даже быстрее, чем РПЦ, пока ею не занялась ФСБ – преемница Комитета госбезопасности. В середине нулевых Владимир Путин лично заинтересовался этой церковью и при помощи архимандрита Тихона (Шевкунова), которого называют духовником российского президента, реализовал проект по объединению двух церквей. Акт о каноническом общении в Храме Христа Спасителя подписали 17 мая 2007 года. Путин назвал это событие окончательным завершением гражданской войны 1917 года. Однако около половины членов РПЦЗ не приняло объединения с «красной церковью». Позже церковь раздробилась на 17 юрисдикционных направлений, а российская пропаганда объявила несогласных раскольниками (к таким несогласным можно отнести, например, РПЦЗ (А) во главе с Агафангелом Пашковским, живущим в Одессе, а также множество различных ИПЦ – «истинно православных церквей»).
Патриаршая служба во время празднования возобновления канонического общения РПЦ и РПЦЗ 4 ноября 2007 года. Слева – митрополит Берлинский Марк. Фото: Patriarchia.ru
16 марта 2022 года умер глава РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал). Его вероятным преемником эксперты называют митрополита Берлинского Марка (Арндта) – первого зама покойного Илариона. Митрополиту Марку 81 год, он один из авторитетнейших архиереев РПЦЗ. В свое время он был активным сторонником объединения с Москвой. Однако это не помешало ему занять отличную от патриарха Кирилла позицию относительно войны в Украине.
В недавнем интервью немецким СМИ Марк сказал, что не поддерживает позицию Московского патриарха и отвергает инсинуации о нацистах в Украине. «Некоторые говорят, что война идет уже 8 лет и что украинское правительство сделало ошибку, запретив обучение на русском языке. Может быть, это так. Но это не может служить оправданием войны. Ни в коем случае», – отметил иерарх.
Он также отметил, что поддерживает членство Киева в ЕС, даже если это вызывает возмущение Кремля. На вопрос, должны ли российские войска покинуть Украину, Марк ответил: «А это вопрос? Конечно же, да!»
Это уже не первый выпад Марка против позиции Московской патриархии. Религиовед и журналист Александр Солдатов уточняет, что еще в ноябре 2021 года митрополит Марк впервые официально и публично выступил с критикой руководства РПЦ: в первую очередь за экуменизм (движение к объединению церквей и уход от соперничества за звание «истинной» церкви), а во-вторых, за сергианство – то есть безусловную лояльность государственной власти.
Кроме того, Марк – очень близкий друг киевского митрополита Онуфрия, возглавляющего УПЦ. Они стали дружить и общаться задолго до официального объединения в рамках одной церкви. Онуфрий бывал в гостях в Берлине, а Марк наведывался в Черновцы. У них много общего на фоне консервативного, фундаменталистского мировоззрения: они во многом отвергают современный мир и считают прогресс греховным, что очень сильно отличает их от патриарха Кирилла, который не отвергает современный мир в принципе, но критикует его за однополярность и продвигает идею права России на самобытность, свои ценности и сферу влияния.
Митрополит Онуфрий, глава Украинской православной церкви Московского патриархата. Июль 2021 года. Фото: EPA-EFE
Сразу несколько опрошенных экспертов рассказали корреспонденту Настоящего Времени, что в случае избрания Марка главой «зарубежников» не исключают вариант объединения РПЦЗ и УПЦ (МП) для совместного выхода «из-под Москвы». Александр Солдатов, который учился в семинарии в Мюнхене под непосредственным руководством Марка, раскрывает некоторые психологические особенности иерарха:
«Он любит нарушать установленные правила. Идти против мейнстрима. Его сближение с РПЦ МП было в пику митрополиту Виталию. Сейчас тренд изменился. И он опять применяет ту же тактику», – считает эксперт.
Кроме того, замечает Солдатов, РПЦЗ не может не реагировать на события в Украине, поскольку украинцы составляют значительную долю паствы этой церкви: «Как ни парадоксально, но изначально РПЦЗ была довольно антиукраинской по своей идеологии, но вследствие естественного замещения поколений и появления достаточно большого количества украинских трудовых мигрантов национальный состав паствы стал меняться».
Если «операция» по объединению удастся, по мнению Солдатова, в состав структуры митрополита Онуфрия могут перейти до половины приходов РПЦЗ.
Сергей Чапнин соглашается, что теоретически объединение РПЦЗ с УПЦ (МП) возможно. Он подчеркивает, что интервью Марка стало ключевым событием общего разворота РПЦЗ. Чапнин также уточняет, что среди американских клириков и прихожан РПЦЗ все громче звучат призывы разорвать акт 2007 года о каноническом общении с РПЦ.
«Недовольство официальной позицией РПЦЗ, которая не хотела делать антимосковских заявлений, звучало довольно громко. Часть прихожан требовала не поминать патриарха Кирилла за богослужением, и некоторые епископы согласились. Правда, публично об этом не заявляли», – уточняет Сергей Чапнин.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
РПЦ идет в Африку. Зачем это нужно России, кто против такой экспансии и чем грозят патриарху Кириллу коллеги из древних церквей
«Накрывают шикарный стол, дарят дорогие облачения»: как РПЦ поддерживает зарубежные филиалы
Опрошенные Настоящим Временем эксперты объясняют, что заграничные структуры РПЦ не платят так называемого церковного налога в Россию. Наоборот, Московская патриархия старается финансово поддерживать заграничные филиалы и отдельных иерархов.
«В путинской России было очень много денег, и коррупция стала важным инструментом политики РПЦ. Ведь это как было. Приглашают в Москву епископа из-за рубежа. Оплачивают перелет, селят в дорогой гостинице, накрывают шикарный стол, дарят дорогие подарки – облачения или кресты и панагии с драгоценными камнями. И в ответ на такие «пожертвования» епископы чувствуют обязанность проявлять лояльность Кремлю и Моспатриархии», – описывает взаимоотношения церквей с Москвой Сергей Чапнин.
Он также рассказал о длящемся финансовом скандале в США, связанном с РПЦ. Русская православная церковь пообещала пожертвовать $1 млн Свято-Владимирской семинарии в штате Нью-Йорк. Митрополит Иларион (Алфеев) в ноябре 2021 года привез в Соединенные Штаты первое пожертвование в размере $250 тысяч. После его получения в семинарии учредили специальную профессорскую позицию для исследований в области библеистики имени патриарха Кирилла. По информации газеты The New York Times, деньги на это пожертвование выделил Фонд поддержки христианской культуры и наследия, учрежденный госкорпорацией «Росатом», неформальный контроль над которой сохраняет Сергей Кириенко – первый замглавы администрации президента РФ (перестав быть гендиректором «Росатома» в 2016 году, Кириенко вошел в наблюдательный совет госкорпорации).
Официально пожертвование было сделано как анонимное, но когда источник финансирования стал известен, деньги заморозили на счету семинарии. Сейчас власти штата Нью-Йорк решают, как с ними поступить: вернуть отправителю либо отдать в фонд поддержки Украины.
Александр Солдатов рассказывает еще об одной схеме финансирования «зарубежников». По его информации, Москва перед объединением в 2000-х «накачивала РПЦЗ деньгами» через бизнесмена Бориса Йордана, который известен тем, что руководил телеканалом НТВ после его захвата властью в 2001 году. Солдатов называет и доверенное лицо Йордана внутри Зарубежной церкви – казначея протоиерея Петра Холодного. О роли Холодного и Йордана в деле объединения церквей писали журналисты-расследователи Андрей Солдатов и Ирина Бороган в книге «Свои среди чужих. Политические эмигранты и Кремль».
***
Эксперты сходятся во мнении, что полностью структура Московского патриархата за рубежом не исчезнет, поскольку у верующих, недовольных политикой патриарха Кирилла, всегда есть возможность уйти в другой приход – и поэтому не всегда есть необходимость громко объявлять о своем выходе. На фоне войны и все более интенсивного сближения РПЦ с российским государством верующие будут уходить из связанных с Московским патриархатом церквей. Но в отличие от России, в Европе и США есть много параллельных юрисдикций – и как прихожанам, так и общинам есть куда уйти из РПЦ самостоятельно. При этом сетевая структура РПЦ за границей с большой долей вероятности сохранится. А для большинства чиновников Московской патриархии, полагают наблюдатели, главное – это сохранить сеть приходов, формальную структуру, с прихожанами или без них.
Рекомендуем
Как обойти блокировку?
Русская Православная Церковь Заграницей
САН-ФРАНЦИСКО: 11 мая 2006 г.
4 день IV Всезарубежного Собора
В четверг, 11 мая 2006 г., в Соборе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско, в присутствии Курской-Коренной иконы Божией Матери, четвертый день пленарных заседаний состоялся IV Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ).
Присутствовали 11 архиереев РПЦЗ во главе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Лавром и 126 делегатов.
В начале утреннего заседания выступил Преосвященнейший епископ Штутгартский Агапит. Владыка отметил, что у Церкви свои пути, отличные от мирских организаций. Он напомнил об опасениях, связанных с первым визитом в Россию официальной делегации РПЦЗ во главе с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Лавром. Владыка Агапит признался, что поначалу опасался, что Высокопреосвященнейший, согласившись на эту поездку, пойдет на большой риск из-за различных недоразумений, которые могли сорвать весь переговорный процесс. Владыка сказал, что со временем он понял мудрость и мужество Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. Визит в Россию позволил официальной делегации РПЦЗ проникнуть в самое сердце РПЦ/МП и увидеть, чем она живет и дышит. Епископ Агапит сообщил, что IV Всезарубежный Собор (РПЦЗ) закладывает основу для созыва будущего Всероссийского Собора. Если Собор примет решение о восстановлении евхаристического общения с РПЦ/МП, то РПЦЗ сможет участвовать в будущем Всероссийском Соборе в качестве полноправного члена, а в случае отклонения решения лишается возможности участвовать в тот Собор, на котором обе части Русской Церкви ответят за свои действия на протяжении ХХ века.
Преосвященнейший епископ Гавриил заявил, что архипастыри и пастыри РПЦЗ должны в первую очередь заботиться о своей пастве и делать все возможное, чтобы избежать разделения. Он напомнил всем, что значительная часть паствы, в том числе и монашествующие, считает, что РПЦЗ движется слишком быстро, чтобы примириться.
После выступления архиереев Председатель Предсоборной комиссии архиепископ Сиднейский, Австралийский и Новозеландский Иларион зачитал проект постановления о нормализации отношений между РПЦЗ и МП.
Его Преосвященство Епископ Бостонский Майкл прокомментировал проект. Он поделился радостью, что в документе есть упоминание Новомучеников и Исповедников Российских. Когда в 2004 году Преосвященный Сопровождал святые мощи святых Елизаветы и Варвары по всей России, он воочию увидел и убедился, что Новомученики действительно объединяют две части Русской Церкви.
Преосвященнейший епископ Одесский Агафангел сказал, что РПЦ/МП и РПЦЗ – это институты, которые действуют по-разному. Иерархии РПЦ/МП продолжают исповедовать сергианство и экуменизм. Мы не можем подчиниться их руководству или включить в резолюцию формулировку о том, что будет принят «Акт о каноническом общении».
Затем продолжилось обсуждение резолюции.
Архиерейское Собрание постановило объявить небольшой перерыв, чтобы дать время редакции IV Всезарубежного Собора подготовить исправленную редакцию.
После этого Высокопреосвященнейший митрополит Лавр благословил зачитать обращение монахинь Леснинского Богородицкого женского монастыря во Франции. В письме выражается сожаление по поводу того, что на Соборе не представлено женское монашество, и содержится просьба не форсировать процесс примирения с РПЦ/МП.
Высокопреосвященнейший митрополит Лавр сказал, что архиереи РПЦЗ прислушаются ко всем замечаниям в письме Конвента.
Преосвященнейший епископ Ишимский и Сибирский Евтихий зачитал окончательный вариант единогласно принятого решения (за проголосовали 129 делегатов, против 6):
«Мы, участники IV Всезарубежного Собора, собравшись в богоспасаемом городе Сан-Франциско, в блаженном присутствии Покровительницы Русского Зарубежья, Курской-Коренной иконы Божией Матери, и святых мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, в трепетном осознании возложенного на нас долга, в послушании Архипастырю нашему Христу, с полным доверием и любовью пастырей и мирян к нашему Первоиерарху, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Лавру, и Архиерейский Собор, свидетельствуем, что, как верные чада Святой Церкви, мы подчиняемся Божественной воле и повинуемся решениям предстоящего Архиерейского Собора. 0004
Мы, архипастыри, пастыри и миряне, члены IV Всезарубежного Собора, единодушно выражаем свою решимость уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви между ее частями в Отечестве и за границей. К нашей пасхальной радости присоединяется великая надежда на то, что в свое время единство Русской Церкви будет восстановлено на основании Истины Христовой, открывая нам возможность служить вместе и причащаться из одной Чаши.
Выслушивая доклады, прочитанные на Соборе, доклады Комиссии о переговорах с соответствующей Комиссией Московской Патриархии и различные точки зрения, высказанные в ходе прений, выражаем соборное согласие с необходимостью подтверждения канонического статус Русской Зарубежной Церкви на будущее как самоуправляемой части Поместной Русской Церкви, в соответствии с действующим Уставом Русской Православной Церкви Заграницей.
Из обсуждений на Соборе видно, что участие Русской Православной Церкви Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей вызывает недоумение у нашего духовенства и паствы. С сердечной болью просим иерархов Русской Православной Церкви Московского Патриархата внять мольбе нашей паствы о целесообразности устранения этого соблазна.
Надеемся, что предстоящий Поместный Собор Единой Русской Церкви решит оставшиеся нерешенными церковные проблемы.
Преклоняясь перед подвигом [духовными подвигами] Святых Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных и Русской Зарубежной Церковью, и Русской Церковью в Отечестве, мы видим в них духовный мост, возвышающийся над бездной смертоносного разделения в Русской Церкви и делает возможным восстановление того единства, которого желают все.
А мы, члены IV Всезарубежного Собора, обращаемся к нашим братьям и сестрам по вере на возрождающейся Родине с пасхальными песнопениями: «Пасха! Радостно обнимемся!»
***
На дневном заседании IV Всезарубежного Собора было решено рассмотреть миссию и служение РПЦЗ. Заседание открылось выступлением настоятеля Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне протоиерея Виктора Потапова «Задача православного прихода в наши дни». Отец Виктор подчеркнул, что необходимо восстановить в соборном сознании РПЦЗ, в сознании ее пастырей и паствы высокие идеалы церковной общины и прихода. Только приход, видящий себя неотделимой частью большего Тела Христова, сможет бороться против того, что мешает нашему спасению, зла и греха. Только в приходе, который помнит, что его корни уходят во времена Деяний Апостольских, можно принимать серьезные меры помощи бедным, обездоленным и тем, кому просто необходимо услышать доброе слово.
После обсуждения члены Собора прослушали еще две лекции, посвященные православной молодежи: «Церковь, молодежь и ее нужды» чт. Джорджа Скока (Канада) и «Проблемы молодежи и пути их решения» протоиерея Гавриила Макарова (Австралия). ).
Скок говорил о необходимости удерживать молодежь в Церкви, одновременно ассимилируя. Докладчик отметил, что очень важно для духовного поощрения молодежи организовывать конференции РПЦЗ: ежегодные Свято-Германовские, музыкальные и Всезарубежные, которые проходят раз в три года.
Русская Православная Церковь Заграницей
12 октября 2010 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками IV Международного фестиваля православных СМИ «Вера и Слово».
Святейший Патриарх Кирилл обратился к журналистам, представляющим православные издания различных регионов России и «ближнего и дальнего зарубежья», с Патриаршей проповедью, после чего ответил на их вопросы.
Среди них была корреспондент «Вестника РПЦЗ», которая отметила некоторые проблемы, наблюдаемые в процессе воссоединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, и попросила Его Святейшество обсудить возможные меры предложил «на пути дальнейшего объединения двух частей одной Церкви».
«Самое главное, что произошло, это то, что Церковь объединилась, что мы вместе молимся, вместе причащаемся», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. «Когда говоришь об этом непрофессионалу, людей такой ответ не устраивает — они хотят видеть немедленное решение управленческих, управленческих и организационных вопросов. Но в Церкви, тем не менее, уместно уповать на волю Божию».
По словам Его Святейшества, любое чрезмерное стимулирование процесса интеграции вызовет лишь противоположную реакцию у людей, привыкших к самостоятельному существованию «за многие десятилетия».
Реальный прогресс в деле воссоединения Русской Церкви в Отечестве и за рубежом выражается не в искусственном объединении приходов и епархий, а в молитвенном единстве, отметил Предстоятель, напомнив собравшимся, что сотни тысяч людей пережили «колоссально мощное духовное переживание» во время посещения России Курской-Коренной иконы Божией Матери – главной святыни Русского Зарубежья. «Я думаю, что это событие имело огромное значение для преодоления еще существовавших зачаточных разделений, потому что сегодня мы все чувствуем себя частью одной Церкви», — сказал Святейший Патриарх Кирилл.
Святейший Владыка также отметил, что в настоящее время Высокопреосвященнейший митрополит Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, является членом Священного Синода, а также участвует в Межсоборном присутствии и межправославных контактах вместе с Его Высокопреосвященство Архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк.
«Мы обсуждаем вопросы, связанные с оказанием многоуровневой поддержки приходам Русской Зарубежной Церкви, и это происходит настолько естественно, что трудно сказать, что именно произошло в нашем сознании за такой короткий промежуток времени. Мы больше ничего не разделяем, заботясь о нуждах любого прихода Русской Зарубежной Церкви в той же мере, в какой заботимся о приходах, традиционно принадлежащих к нашей юрисдикции, – продолжил Святейший Владыка.