Только в боге успокаивается моя душа: Псалтирь 61:2-3,6-9 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более. Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое | Синодальный перевод (SYNO)

Разное

Псалом 61 — Псалтирь — Библия — Комментарии Мэтью Генри

Этот псалом нельзя назвать определенно молитвой или славословием, также неясно, по какому поводу он был сочинен — грустному или радостному. Но в нем (I) Давид с огромным удовольствием исповедует собственное упование на Бога, свою зависимость от Него и ободряет себя продолжать уповать на Него (ст. 2−8).

(II) С великой серьезностью он побуждает и ободряет других подобным образом уповать на Бога, а не на какое-либо другое творение (ст. 9−13). Воспевая этот псалом, мы должны побуждать себя уповать на Бога.

Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.

Стихи 2−8. В этих стихах нам представлено:

I. Исповедание Давида своей зависимости от Бога, и лишь Его одного (ст. 2): «Только в Боге успокаивается душа моя». Или, как читают этот стих некоторые: «Несмотря ни на что, как бы там ни было, с какими бы трудностями и опасностями мне ни пришлось столкнуться, даже если Бог будет недоволен мною и встречи с Ним будут огорчать меня, — даже тогда моя душа будет уповать на Него (успокоится в дословном переводе). Она не противится тому, что Бог совершает, а тихо ожидает, что Он будет делать». Мы исполняем свой долг и утешаемся, когда наша душа уповает на Бога, если с радостью вверяем себя и все свои дела Его воле и мудрости, когда мы покоряемся и приспосабливаемся ко всем проявлениям Его провидения и терпеливо ожидаем исхода событий, полностью удовлетворившись Его праведностью и милостью, как бы там ни было. Септуагинта говорит: «Разве моя душа не подчинена Богу?» Конечно, так должно быть; наша воля должна раствориться в Его воле. «Только в Боге успокаивается душа моя, ибо от Него спасение мое». Давид не сомневается, что спасение придет, хотя сейчас напуган и в опасности. Он ожидает спасения от Бога, и лишь от Него одного, ибо напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор (Иер 3:23; Пс 120:1,2). «Я знаю, что оно придет от Него, и поэтому буду терпеливо уповать на Господа, пока не придет спасение, ибо Его время наилучшее». Мы можем применить эти слова к собственному вечному спасению, которое названо спасением Божьим (Пс 49:23), ибо от Него оно приходит. Он приготовил его для нас, Он готовит и хранит нас для него. Поэтому пусть наши души уповают на Него и доверятся Его водительству, которое проведет нас через этот мир к вечному спасению таким путем, который угоден Господу.

II. Основание и причина для подобной зависимости (ст. 3): «Только Он — твердыня моя, убежище мое».

1. Таковым Он был уже много раз, в Нем я нашел убежище, силу и помощь в трудную минуту. Своей благодатью Он поддержал меня и пронес над бедами, Своим проведением Он защитил меня от нападок врагов и избавил от бедствий, в которые я погружался, и поэтому я верю, что и еще избавит (2Кор 1:10).

2. «Только Он может быть моей скалой и моим спасением. Творения недостаточны, они — ничто без Него, и поэтому я буду смотреть выше них на Него».

3. «Согласно завету, Он обязался быть таким. Тот, кто является скалой веков, является моей скалой. Тот, кто есть Бог спасения, — мое спасение. Тот, кто является Всевышним, — моя высота. Поэтому у меня есть все основания довериться Ему».

III. Выгоды, которые он обретает благодаря своему упованию на Бога.

1. Благодаря доверию Богу его сердце утверждается. «Если Бог — моя сила и могущественный Избавитель, то не поколеблюсь более (т.е. я не погибну). Я могу быть потрясен, но не погибну». Или эти слова можно понять так: «Я не буду особенно взволнован или обеспокоен. Возможно, я немного испугаюсь, но не буду объят страхом и изумлением и не откажусь от исповедания души своей. Я могу оказаться в отчаянных обстоятельствах, но не отчаяться» (2Кор 4:8). Такая надежда на Бога будет якорем для души, надежным и крепким.

2. Его враги оказываются в презрении, он с пренебрежением смотрит на все их попытки, направленные против него (ст. 4−5). Если Бог за нас, то не нужно опасаться человека, выступающего против нас, как бы могуществен и злобен он ни был. В этих стихах псалмопевец (1) описывает характер своих врагов: «Они замышляют зло, сдабривая его змеиным ядом и применяя змеиную хитрость. Они замышляют его против человека, подобного себе творения, против одного человека, который не ровня им, ибо их много. Они продолжают свои злобные преследования, хотя провидение часто наносило поражение их злобным замыслам. Доколе вы будете продолжать? Неужели вы никогда не увидите собственных ошибок? Неужели ваша злобность никогда не иссякнет?» Они единодушны в своих стремлениях свергнуть хорошего человека с высоты, совратить честного человека с его непорочного пути, вовлечь его в грех — единственное, что может действительно лишить нас своего превосходства; низринуть человека, которого Бог превознес, лишить его достоинств и таким образом бороться против Бога. Корнем их злобности была зависть: их огорчало продвижение Давида, и поэтому они составили заговор, чтобы с помощью клеветы и очернения его характера (что лишало его превосходств) воспрепятствовать его продвижению. Для этого они оговаривали его, им нравилось слушать нехорошие сплетни, распространяемые про него, хотя сами знали, что все это ложь. Они прибегли ко лжи, и им нравилось это. И так как совесть не обличала их за то, что они лгали о нем, они не испытывали ее угрызений и за то, что лгали ему, чтобы скрыть задуманное зло и совершить его более эффективно. Они устами благословляют (т.е. говорят ему в лицо приятные слова), а в сердце своем клянут; в своем сердце они желают ему зла и в уединении составляют заговоры против него, на своих тайных встречах замышляют зло, с помощью которого могли бы погубить его. Очень опасно надеяться на таких лживых людей, но наш Бог верен.

(2) Зачитывает их кончину и выносит им смертный приговор, но не как царь, а как пророк: «…вы будете низринуты, все вы, праведными судами Божьими». Саул и его слуги были убиты филистимлянами на горе Гелвуйской в соответствии с этим предсказанием. Тот, кто ищет гибели для избранных детей Божьих, готовит погибель для себя. Церковь Божья построена на скале, которая не поколеблется, а тот, кто сражается против нее, ее руководителей и защитников, будет подобен наклонившейся стене и ограде пошатнувшейся, которая, имея прогнившее основание, наклоняется под собственным весом, внезапно падает и хоронит под собственными руинами тех, кто прятался в ее тени и считал своим прибежищем. Давид же, уповая на Бога, предвидит гибель своих врагов и в результате высказывает свое презрение и предвидит для них наихудшее.

3. Сам же он ободряет себя уповать на Бога (ст. 6−8): «Только в Боге успокаивайся, душа моя!» Обратите внимание: мы должны побуждать себя продолжать делать добрые дела, совершать их еще больше как люди, которые, совершив их, благодаря благодати ощутили утешение и привилегии. Мы увидели, как хорошо уповать на Бога, и поэтому должны призывать свои души, даже прельщать их постоянно уповать на Него, чтобы всегда пребывать в покое. В стихе 2 псалмопевец говорит: «…от Него спасение мое», а в стихе 6: «…ибо на Него надежда моя». Его спасение было движущей сущностью его ожиданий. Позвольте ему иметь его, и больше ему ничего не нужно. Его спасение от Бога, и поэтому все его надежды на Бога. «Если Бог спасет мою душу, то в отношении всего остального пусть делает со мной все, что Ему угодно. Я полностью отдаю себя в Его распоряжение, зная, что это послужит мне во спасение» (Флп 1:19). В ст. 7 Давид повторяет то, что сказал о Боге в стихе 3 как человек не только уверенный в истинности этих слов, но и чрезвычайно удовлетворенный и много размышляющий над этим: «Только Он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое». В ст. 3 он добавляет: «Не поколеблюсь более». Чем больше мы размышляем о характерных чертах Бога, Его обетованиях и нашем опыте, тем более шаткими видятся наши страхи, которые, подобно Аману, начиная падать, вскоре падут пред нами, и мы будем хранимы в совершенном мире (Ис 26:3). И так же, как вера Давида превращается в непоколебимую твердость, так и его радость в Боге перерастает в святое ликование (ст. 8): «В Боге спасение мое и слава моя». Наша слава пребывает там, где находится наше спасение, ибо чем является наше спасение, как не явленной вечной славой? Именно там должна пребывать наша слава. Во все наши дни давайте хвалиться Богом. Давид говорит: «Ты — крепость силы моей (т.е. моя крепкая скала, на которой я строю свое упование и сам стою), убежище мое, куда я могу бежать, когда меня преследуют. Упование мое в Боге, и только в Нем. Мне не к кому больше бежать и не на кого уповать; и чем больше я думаю об этом, тем больше доволен сделанным выбором». Так он имеет радость в Господе, и возведен на высоты земли (Ис 58:14).

Стихи 9−13. В этих стихах Давид побуждает других уповать на Бога, как он сам. Тот, кто обрел утешение на путях Божьих, будет приглашать других идти теми же путями. В Боге присутствует достаточно всего для всех святых, и у нас никогда не станет меньше из-за того, что и другие получат эти блага.

I. Давид советует всем уповать на Бога, как он (ст. 9). Обратите внимание:

1. К кому обращен этот добрый совет: «Народ (т.е. все люди)!» Все приглашаются уповать на Бога, ибо Он — упование всех концов земли (Пс 64:6). Вы — народы дома Израилева (халдейский перевод) особым образом приглашаетесь уповать на Бога, так как Он — Бог Израиля, и разве не должны народы искать их Бога?

2. Какой добрый совет он дает.

(1) Надеяться на Бога: «…надейтесь на Него; общайтесь с Ним; будьте готовы уповать на Него; положитесь на Него, и Он совершит; доверьтесь Его мудрости и милости, Его силе и обетованию, Его провидению и благодати. Делайте это во всякое время». Мы должны всегда иметь привычное упование на Бога, должны жить, доверяя Ему, должны во всякое время полагаться лишь на Него и ни в коем случае не на себя или какое-либо другое творение. Во всем мы должны иметь действенное упование на Бога: доверять Ему в любой неотложной ситуации, верить, что Он поведет нас, когда мы сомневаемся, защитит нас, когда мы в опасности, поддержит, когда мы в нужде, укрепит нас на каждое доброе дело и слово.

(2) Общаться с Богом: «…изливайте пред Ним сердце ваше». Похоже, что в этом выражении псалмопевец ссылается на жертву возлияния перед Господом. С покаянием исповедуя свои сердечные грехи, мы изливаем сердце перед Господом (1Цар 7:6). Но в действительности здесь имеется в виду молитва, которая, являясь такой, какой должна быть, представляет собой излияние сердца перед Богом. Мы должны излагать перед Ним свои скорби, со смиренной свободой рассказывать Ему о своих желаниях, а затем полностью предоставить себя в Его распоряжение, смиренно покорившись Его воле. Это означает «изливать пред Ним свое сердце».

3. Как он ободряет нас следовать этому доброму совету: «Бог нам прибежище, не только мое прибежище (ст. 8), но прибежище для всех нас — тех, кто приходит к Нему и обретает покой.

II. Он предостерегает нас, чтобы мы не полагали свое упование на что-либо другое, к чему, как и ко многому другому, склонно наше лукавое сердце (Иер 17:5−9). Тот, кто истинно уповает на Бога (ст. 2), только в Боге успокаивается (ст. 6).

1. Давайте не будем уповать на людей этого мира, ибо они являются надломленной тростью (ст. 10): «Сыны человеческие (т.е. люди низкого звания) — только суета, они абсолютно не способны помочь нам, а сыны мужей (люди, занимающие высокое положение) — ложь, так как они обманут нас, если мы будем полагаться на них». Некоторые считают, что на обычных людей можно надеяться, так как их много и в своем количестве они обладают силой, а на занимающих высокое положение людей можно положиться, так как они обладают мудростью, властью и влиянием. Но в действительности нельзя надеяться ни на тех, ни на других. Из этих двух групп обладающие властью упоминаются как более лукавые, ибо они — ложь, что указывает не только на их суетность, но и беззаконие. Мы не так склонны полагаться на людей низкого положения, как на царей и военачальников, которые своим внешним видом и поведением искушают уповать на них, но, подведя нас, оказываются ложью. Но если положить их на весы, на весы Писания, или испытать их, то можно увидеть, какими они являются на самом деле и соответствуют ли нашим надеждам. Тогда на каждом из них можно будет написать «Tekel», ибо все они вместе легче пустоты. Нельзя полагаться на их мудрость и совет, на их власть, которая вступится за нас, и их хорошее отношение к нам. Нельзя верить их обещаниям, в отличие от Божьих обетований, как и всему другому, что подчиняется Богу.

2. Давайте не будем уповать на богатства этого мира и строить себе из него укрепленный город (ст. 11): «Не надейтесь на грабительство, то есть на богатство, добытое обманом и насилием, ибо там, где его особенно много, чаще всего оно было добыто в результате сомнительных действий или накопления (наш Спаситель называет это богатством неправедным, Лк 16:9) или благодаря умению добывать богатство. «Поэтому, имея изобилие или находясь на пути к нему, не думайте, что вы в безопасности, и не тщеславьтесь хищением, ибо тогда вы обманываете сами себя, думая, что обманываете других». Человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем (Пс 51:9), и в конце он окажется глупцом (Иер 17:11). Пусть же не найдется настолько глупый человек, который надеется поддержать себя, продолжая грешить, или тем более поддержать себя этим грехом. Более того, так как очень трудно, имея богатство, не уповать на него, то даже если оно возрастает благодаря законным и честным методам, мы должны остерегаться чрезмерно привязываться к ним: «…когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца; не стремитесь обладать им, не думайте о нем, как о покое для своих душ, не уповайте на него, как на свою часть; не прилагайте слишком много усилий, добиваясь его; не оценивайте себя и других по богатству; не делайте богатства этого мира вашим основным благом и наивысшей целью. Короче говоря, не делайте из него идола». Мы подвергаемся подобной опасности, когда богатство умножается. Когда закрома богача увеличиваются, он говорит своей душе: «Покойся во всем этом» (Лк 12:19). Именно улыбающийся мир более всего остального способен увести сердце от Бога, на котором оно должно быть сконцентрировано.

III. Он приводит очень хорошее основание, почему мы должны делать Бога своим упованием: так как Он — Бог безграничной силы, милости и праведности (ст. 12−13). Давид сам был глубоко уверен в этом и хотел, чтобы и мы убедились: «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это»; то есть (1) «однажды Бог сказал это, и я услышал, более того, не один раз, а дважды. Он произнес эти слова, и я услышал их светом разума, который легко пришел к подобному выводу, исходя из безграничных совершенств Личности и дел сотворения и провидения. Он произнес эти слова, и я услышал их не один раз, а дважды (т.е. много раз) благодаря событиям, которые касались лично меня. Он проговорил, и я услышал Его благодаря свету откровения, благодаря снам и видениям (Иов 4:15), по Его прославленному явлению на горе Синай (на что, как считают некоторые, особым образом ссылается это место) и по написанному Слову». Бог часто говорил нам, каким великими и милостивым Он является, и мы должны так же часто вспоминать об этом, как часто Он говорил нам. Или (2) «хотя Бог сказал об этом лишь однажды, но я услышал дважды. Я слушал внимательно не только своими ушами, но и душой и разумом». Некоторым Бог говорит дважды, но они не слышат Его, а другим Он говорит один раз, а они слышат Его дважды (сравните Иов 33:14). Так о чем же говорилось и что было услышано?

[1] Что Бог, с которым мы имеем дело, обладает безграничной силой, что сила у Бога. Он всемогущ, Он все может, с Ним нет ничего невозможного. Силы всех творений исходят от Него, зависят от Него и используются Им, как Ему угодно. Он — есть сила, и Ему мы должны приписывать ее. Это является добрым поводом, почему мы должны уповать на Него во все времена и жить в постоянной зависимости от Него. Он в состоянии сделать для нас все, в чем мы уповаем на Него.

[2] Что Он — Бог безграничной милости. В этом месте псалмопевец обращает свою речь непосредственно к Богу, желая воздать Ему славу за Его милость, которая является Его славой: «И у Тебя, Господи, милость». Бог не только самый великий, но и наилучший из существ. У Господа милость (Пс 129:4,7). Он милостив особым образом — Он Отец милосердия (2Кор 1:3). Это является следующим основанием, почему мы должны уповать на Него, и оно отвечает возражениям нашей греховности и недостойности. Хотя мы не заслуживаем ничего, кроме Его гнева, в то же время мы можем надеяться получить блага благодаря Его милости, которая превыше всех Его дел.

[3] Что Он никогда не совершал и не будет причинять зло какому-либо из Своих творений: «…ибо Ты воздаешь каждому по делам его». Хотя Он не всегда совершает это видимым образом в этом мире, тем не менее Он сделает это в день возмездия. Ни одно служение, совершенное для Него, не останется без награды, как и ни одно из нанесенных Ему оскорблений без наказания, если только в нем не раскаются. Из этого следует, что сила и милость принадлежат Ему. Если бы Он не был Богом силы, то нашлись бы грешники, слишком великие для наказания. А если бы Он не был Богом милости, то некоторые служения оказались бы настолько незначительными, что не заслуживали награды. Похоже, что это особым образом свидетельствует о справедливости Бога при вынесении приговора, когда к Нему взывает оскорбленная невиновность. Безусловно, Он будет судить по истине, возмещая ущерб обиженным и воздавая по заслугам обидчикам (3Цар 8:32). Поэтому пусть все обиженные передадут свои дела Ему и верят, что Он вступится за них.

Толкования Священного Писания. Толкования на Пс. 61:2

Содержание

  • Толкования на Пс. 61:2

    • Свт. Афанасий Великий

    • Свт. Василий Великий

    • Прав. Иоанн Кронштадтский

    • Блж. Феодорит Кирский

    • Евфимий Зигабен

    • Архиеп. Ириней (Клементьевский)

    • Прот. Григорий Разумовский

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Свт. Афанасий Великий

Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое

Не Богу ли повинется душа моя? Хотя и поколебалась ты, душа, и ниспала из того состояния, в какое поставила тебя добродетель, но повинуйся Господу. Он и защитит и спасет тебя от больших еще колебаний.

Толкование на псалмы.

Свт. Василий Великий

Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое

Пророк сказал причину заботливости о повиновении – именно ту, что спасение от Бога. Творцу свойственно заботиться о безопасности тварей сих. Или «от Того спасение», то есть Давид пророчески предвидит грядущую благодать воплощения Господня, потому говорит, что должно служить Богу и любить Его. Он предустроил столь великое благодеяние роду человеческому, что и «Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть» (Рим. 8, 32). Ибо Писанию обыкновенно называть спасением Христа Божия, как и Симеон говорит: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… яко видесте очи мои спасение Твое» (Лк. 2, 29–30).

Итак, «повинемся» Богу, потому что от Него спасение. А что такое спасение, Пророк толкует: это не простое действие, сообщающее нам некоторую благодать к избавлению от немощи и к благосостоянию тела.

Беседы на псалмы. Беседа на шестьдесят первый псалом.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое

От Бога и душа моя, и телесный состав мой. Кому же и повиноваться мне, как не Ему? Он Творец мой и Бог, потому Он Спас и заступник мой. Он любит дело рук Своих и не оставляет его на произвол ветров.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 2-3 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

«Не Богу ли повинется душа моя?» Иудеи, принуждаемые преступить Божественный закон, приносить жертвы идолам и есть свиныя мяса, возбуждают помысл свой к благочестию, и поощряють к ревности по благочестию, говоря: не всему ли предпочтешь ты, душа, служение Богу? Потом указывают на происходящую от сего пользу.

«От того бо спасение мое» «Ибо Той Бог мой, и Спась мой, заступник мой: не подвижуся наипаче». Сие служение подает тебе, душа, спасение; потому что Он – Бог и податель благ, и может подкреплять колеблющихся. Посему, призвав Его помощь, избавлюсь от покушающихся низложить меня. Так, помыслы свои воспламенив ревностию к благочестию, иудеи обращают речь к сопротивникам.

Евфимий Зигабен

Не Богу ли повинется (покорится) душа моя? От Того бо спасение мое

Сии слова произносятся от лица собрания благочестивых Маккавеев к воевавшим против еврейского рода правителям и царям македонским, старавшимся устранить их от законов Божиих и отеческих обычаев. Они приличны и всем тем христианам, которые восстанием и ревностью за добродетель уподобляются Маккавеям. Слова сии надобно читать вопросительно, то есть так: не Богу ли, Который повелевает не удаляться от законов Его, должна повиноваться душа моя (то есть: я) более, нежели человеку? Подлинно я должен повиноваться Ему, поелику в Боги обретается спасение мое.

Василия Великого: Душа должна господствовать над страстями и быть рабою только Богу; так как невозможно ей состоять под царствованием над нею греха и вместе Бога, но должно иметь власть над грехом и покорность Богу. Посему то пророк, препираясь с искусителем (диаволом) говорит: для чего ты понуждаешь меня быть рабом, кому не должно? У меня есть владыка; я знаю царя. Нисского: Давид назвал спасением души покорность ее Богу. Кирилла: Превосходное, преполезное и подающее всякую добрую надежду дело—есть покорность Господу, кроткое подложение воли ума под иго Его и приближение к Нему посредством совершенной скромности, сказывая сие пророческое слово: Вот мы будем принадлежать Тебе, ибо Ты Господь Бог наш! Феодорита: Сие рабство доставляет тебе, душа, спасение, ибо Он есть Бог, податель благ и могущий утвердить колеблющихся. И Афанасий: Хотя ты, душа, и поколебалась и не устояла в добродетели, однако ж покорись Господу, Который может и заступить и спасти тебя, так что впредь будешь непоколебима.

Архиеп. Ириней (Клементьевский)

Ст. 2-3 Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое. Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

Известно, что и благочестивых людей мысли не всегда бывают спокойны, но часто колеблются смущения волнами. Они хотя приемлют Божие слово со всякою покорностию, но между тем яко человеки, многими безпокойными обуреваются мыслями, возмущающими тишину духа и твердость веры. Давид, будучи в таком состоянии, и тяжко боримый от различных искушений, сильно старается свободиться от них; почему, пленяя чувства свои в послушание веры, глаголет: не Богу ли повинется душа моя? Сими словами означает, что крест, возлагаемый на нас Богом, должно нести терпеливо и с спокойным духом. Ибо слова сии противополагает тому безпокойству, с каковым мы иногда ропщем на Бога. Сия высокая мысль сильнее выражена в Еврейском тексте так: да будет тебе молчание пред Богом, душе моя! Сие молчание не что иное есть, как смиренное покорение: что бывает, когда верные успокоиваются в Божиих обетованиях, когда слушают слово Его, когда повинуются воле Его, и когда всякое волнение страстей, востающее в сердцах, благоразумно укрощают. А как для верных не довольно единым сражением победить искушения, (ибо сатана тотчас собирает новыя силы, и снова борется с нами): сего ради Давид часто прибегает к Богу, прося помощи от Него, и по сей причине многими прилагательными именами ублажает и умоляет Его, дабы столько же принять щитов, и отразить нападения сатаны. При конце стиха, когда говорит, не подвижуся много, или не паду тяжко, назнаменует, что хотя и может поколебаться, яко человек, подверженный общим немощам, однако при помощи Божией совершенно не падет; а ежели и сие случится, то падеж будет не смертельный, понеже Бог подложит руку Свою, и его подъимет.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 2–3 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

И в жизни праведника бывают такие затруднительные обстоятельства, которые, хотя на краткое время, наводят на него сомнения и колеблют душу его в такой степени, что доводят ее до уныния и отчаяния. Так и Давид, претерпевая гонения и угнетения со стороны врагов, не чужд был таких сомнений и колебаний, наводивших на него уныние, но все эти вражеские напасти не могли довести его до отчаяния и погибели: вера и упование его на Бога преодолевали все сомнения и колебания души его, и он утверждал все чувства свои в покорности воле Божией, и весь разум свой подчинял в послушание и повиновение Богу. Не Богу ли повинется душа моя, восклицает он, от Того бо спасение мое. В едином Боге видел он скорого заступника от бед, в Нем одном полагал все спасение свое, а потому с твердым и искренним убеждением взывал к Нему: о Владыка мой и Господи! Как благовременно явил Ты мне помощь, когда я бедствовал от козней врага, и как явна была Твоя всемогущая помощь! Как же после этого я могу отчаиваться когда-либо в Твоем услышании и помиловании меня? Не поколеблюсь более (не подвижуся наипаче) никогда в уповании на Твое всесильное заступление.

Объяснение священной книги псалмов.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

«Душа моя находит покой только в Боге»

 

Изучение псалма 62

Введение: Многое нас мучает. Псалом 62, согласно его заголовку, был написан Давидом, которого мучили нападавшие на него люди. Возможно, что-то или кто-то вас мучает. Может быть, это делает дьявол; он в этом эксперт. Возможно, вас мучают внутренние страхи и неудачи. Давид написал 62-й псалом, чтобы показать нам, как вести себя в такие времена. Это один из самых практичных псалмов в книге, и он учит нас тому, чему мы должны научиться – заботиться о себе в трудных ситуациях.

Тема: «Душа моя находит покой только в Боге» (Псалом 62:1-2)

Давид излагает свою великую тему в первых двух стихах: Душа моя находит покой только в Боге (NIV 1984) . Еврейское слово отдых передает идею тишины, покоя, безмолвия. Это связано с идеей Псалма 46: «Умолкни и познай, что Я Бог». Это связано со словами Иисуса: «Мир, молчи».

ОТДЫХ успокаивает себя достаточно долго, чтобы в любой ситуации заявлять о присутствии, обетованиях и провидении Бога, которые принадлежат нам во Христе.

В Библии об этом есть два великих отрывка — один в Ветхом Завете, другой в Новом.

  • Ветхий Завет отрывок Исход 33, где Моисей мучился, пытаясь вести израильтян через пустыню. Он был комком нервов, и в Исходе 33 он сказал об этом Господу. Господь ответил в стихе 14: «Мое присутствие пойдет с вами, , и Я успокою вас ».
  • В Новом Завете, Иисус высказал ту же мысль, когда ученики мучились заключением Иоанна Крестителя в тюрьму и их отвержением в Галилее. Ученики были измотаны. Иисус сказал им в Евангелии от Матфея 11:28: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, , и я дам тебе отдохнуть.

Это только два места в Библии, где эта конкретная фраза повторяется дословно: И  Я дам вам покой. Яхва сказал это Моисею в Исходе 33, и Иисус, по сути, сказал: «Кстати, это обетование было не только для Моисея; это вам; и оно распространяется на вас через Меня». Наш Господь взял на себя обязательство дословно повторить обещание Иеговы-Бога, данное Моисею в Исходе 33, и издать его от Себя, в Своей собственной власти, и распространить его на всех Своих последователей. Это значит для вас.

Псалом 62, находящийся между Исходом 33 и Матфея 11, делает его очень личным: Душа моя находит покой только в Боге. Мое спасение исходит от Него. Он один моя скала и мое спасение; Он моя крепость, я никогда не поколеблюсь.

  Это знамя, через которое мы должны входить каждый день и через которое мы должны выходить каждую ночь.

В оставшихся стихах Псалма Давид научит нас, как подкрепить и подтвердить это заявление. Он собирается научить нас, как повторять несколько разных групп людей. Здесь есть процедура, которую стоит изучить. Это связано с повторением. Нам нужно подтверждать и подтверждать эту истину ежедневно.

1. Расскажи раздражающим людям (Псалом 62:3-4)

Во-первых, мы должны подтвердить это людям или ситуациям, которые доставляют нам неприятности. В стихах 3-4 Давид обращается к своим противникам, говоря: Как долго вы будете нападать на меня? Неужели вы все бросите меня вниз — эту покосившуюся стену, этот шатающийся забор? Несомненно, они намерены свергнуть меня с моего высокого места; они находят удовольствие во лжи. Устами своими благословляют, а в сердце своем проклинают.

  Очевидно, группа людей замышляла подорвать власть короля. Они говорили: «Посмотрите, этот старик на троне похож на забор, который наклонился и вот-вот рухнет. Все, что нам нужно сделать, это слегка подтолкнуть его». Но Давид сказал: «Вы не можете так легко расстроить меня, потому что моя душа находит покой только в Боге. Он моя скала, моя крепость».

Много лет назад, до падения железного занавеса, известный пастор коммунистической Румынии был изгнан из страны из-за своей веры. Его звали Йозеф Цон. Я пригласил его проповедовать в нашей церкви, и мы были захвачены его историями. Он рассказал о времени, когда офицер угрожал убить его. Йозеф сказал: «Сэр, позвольте мне объяснить, как я вижу эту проблему. Ваше высшее оружие — убийство. Мое высшее оружие умирает. Вот как это работает. Вы знаете, что мои проповеди на пленке разлетелись по всей стране. Если ты убьешь меня, эти проповеди будут окроплены моей кровью. Все узнают, что я умер за проповедь. И каждый, у кого есть кассета, возьмет ее и скажет: «Лучше я послушаю, что проповедовал этот человек, потому что он действительно имел это в виду; он запечатал его своей жизнью». Итак, сэр, мои проповеди будут звучать в десять раз громче, чем раньше». Офицер отправил его домой.

Когда мы решаем отдохнуть во Христе, мы можем рассказать об этом кому-то еще, возможно, тому, кто является частью нашей проблемы. Мы можем сказать: «Моя душа находит покой только в Боге. Он один мое спасение, моя скала, моя крепость. Я не могу и не буду двигаться».

2. Скажи себе (Псалом 62:5-7)

Затем Давид проповедовал эту истину самому себе. Он взял себя в руки и произнес проповедь. В стихе 5 он обратился к себе: Да, душа моя, найди покой в ​​Боге; моя надежда исходит от Него. Воистину, Он моя скала и мое спасение; Он моя крепость, я не поколеблюсь. Мое спасение и моя честь зависят от Бога; Он моя могучая скала, мое убежище.

  С кем разговаривал Дэвид? Он говорил сам с собой. Он повторил про себя почти слово в слово то, что заявил в первых стихах. Единственное изменение состоит в том, что теперь он повторял это как проповедь самому себе. (См. мой блог «Как стать проповедником самому себе»).

Мы должны постоянно напоминать себе, что ОТДЫХ успокаивает нас достаточно долго, чтобы признать в любой ситуации присутствие, обетования и провидение Бога, которые принадлежат нам во Христе.

3. Расскажите всем (Псалом 62:8-10)

Затем Давид подтвердил эту истину другим в стихах 8-10: Доверяйте Ему во всякое время, люди; изливайте Ему сердца ваши, ибо Бог – наше прибежище. Здесь Давид говорит другим и подтверждает эту истину «вам, людям».

  Стих 8 — мощный маленький стих: Доверяйте Ему во все времена. Я искал перекрестные ссылки на обе фразы предложения. Во-первых, я обнаружил, что каждый раз, когда в Библии используются слова «доверься Ему».

  • Первая Паралипоменон 5:20 говорит: Они взывали к (Богу) во время битвы. Он ответил на их молитвы, потому что они доверяли Ему.
  • Псалом 28:7 говорит: Господь — сила моя и щит мой; мое сердце доверяет Ему , и Он помогает мне.
  • Псалом 37:5 говорит: Предай свой путь Господу; доверься Ему и Он сделает это.
  • Псалом 40:3 говорит: Он вложил в уста мои новую песнь, хвалебную песнь Богу нашему. Многие увидят и убоятся Господа и положат свои доверься Ему .
  • Исайя 25:9 говорит: Это Господь; мы доверяли Ему ; будем радоваться и веселиться.
  • Нахам 1:7 говорит: Господь благ, убежище во время беды. Он заботится о тех, кто доверяет Ему.  
  • Послание к Римлянам 15:13 говорит: Бог надежды да наполнит вас всякой радостью и миром, когда вы уповаете на Него , чтобы вы могли преисполниться надеждой силой Святого Духа.
  • 1 Петра 2:6 говорит: Тот, кто доверяет Ему , никогда не будет постыжен.

Затем я просмотрел все упоминания фразы «во все времена». Если мы должны всегда доверять Богу, возможно, есть и другие вещи, которые мы должны делать всегда.

  • Псалом 34:1 говорит: буду превозносить Господа во все времена; Его похвала всегда будет на моих устах.
  • Псалом 118:20 говорит: Душа моя томится от тоски по Твоим законам всегда.
  • В Притчах 17:17 говорится: Друг всегда любит .
  • Римлянам 1:10 говорит: Я вспоминаю вас в своих молитвах во все времена…
  • 2 Коринфянам 9:8 говорит: И Бог может благословить вас обильно, так что во всем во все времена, имея все, что вам нужно, и во всяком добром деле будете преуспевать.
  • 2 Фессалоникийцам 3:16 говорит: Теперь Сам Господь мира да даст вам мир во все времена и во всех смыслах. Господь со всеми вами.

И это возвращает нас к нашей теме отдыха в Господе. Сам Господь мира даст нам мир во всякое время и во всяком случае, когда душа наша находит покой в ​​одном Боге.

В стихе 9 Давид продолжает говорить с нами, напоминая нам о вечной перспективе Бога. Он говорит: Воистину, низкорожденные — всего лишь дыхание, высокорожденные — всего лишь ложь. Если взвесить их на весах, они ничто; они всего лишь дыхание. Не надейтесь на вымогательство и не надейтесь на краденое; хотя ваши достижения умножаются, не стремитесь к ним своим сердцем.

  Другими словами, уповайте на Бога, и не беспокойтесь так о муках и мучителях; они скоро уходят из жизни. Не жадничайте до денег, как они. Если вы накопите деньги, не привязывайтесь к ним. Это ошибка врагов. Убедитесь, что ваша внутренняя безопасность и удовлетворение исходят только от Бога.

4. Скажите Богу (Псалом 62:11-12)

В последних двух стихах Давид подтвердил все это в молитве: Одно Бог сказал; две вещи я слышал: «Власть принадлежит Тебе, Боже, и у Тебя, Господи, неизменная любовь»; и «Ты воздаешь каждому по делам его».

Другими словами, Господь, Ты все контролируешь. Ты обладаешь всей силой и властью, и Ты излил на меня Свою неизменную любовь. Ты будешь судить и разбираться с ситуациями, которые меня мучают. Я утверждаю это. Моя душа находит покой только в Боге.

Заключение: Вот шаги к отдыху и освобождению от изнурительного давления жизни. Он начинается с заявления: Моя душа находит покой только в Боге. Тогда мы должны найти способ подтвердить это кому-либо или чему-либо, доставляющему нам неприятности. Мы должны напоминать себе об этом. Мы должны найти способы поделиться ею с другими. И тогда мы должны постоянно подтверждать это и требовать этого в молитве к Богу, говоря:

Иисус, я отдыхаю, отдыхаю

В радости того, что Ты есть;

Я познаю величие

Твоего любящего сердца.

 

 

[1] Эта история также изложена в статье Йозефа Тсона «Спасибо за избиение» в Christian Herald, , апрель 1988 г. AMP — Одного Бога моя душа ждет в тишине и тихо покоряется Ему, Ибо от Него моя надежда. Одного Бога душа моя ждет в тишине и Ему тихо покоряется, Ибо от Него моя надежда.

Легко читаемая версия
Я должен успокоиться и обратиться к Богу; он моя единственная надежда.

English Standard Version
Только для Бога, о душа моя, жди в тишине, ибо моя надежда на Него.

ПОСЛАНИЕ
Боже, единственный и неповторимый— Я буду ждать, пока он говорит. Все, на что я надеюсь, исходит от него, так почему бы и нет? Он твердая скала под моими ногами, передышка для моей души, Неприступный замок: Я настроен на жизнь.

Новая международная версия (1984)
Найди покой, душа моя, только в Боге; моя надежда исходит от него.

Женевская Библия (1587)
Но душа моя молчит перед Богом: ибо на Него надежда моя.

Джордж Ламса Перевод
Душа моя, жди только Бога; ибо мое спасение от него.

Имена на иврите Версия
Душа моя, жди в тишине одного Бога, Ибо мое ожидание от Него.

JPS Ветхий Завет (1917)
Они только замышляют сбросить его с его высоты, наслаждаясь ложью;

King James Version (1611)
Душа моя, жди только Бога: ибо мое ожидание от Него.

Дословный перевод
Только молчи о Боге, душа моя, ибо от Него исходит моя надежда.

Библия Майлза Ковердейла (1535)
Села. Нейртель, моя душа пребывает только в Боге, ибо Он мой Бог.

New American Standard Version
Душа моя, жди в тишине только Бога, Ибо моя надежда от Него.

King James Version
Душа моя, жди только Бога; потому что я жду от него.

Contemporary English Version
Только Бог дает внутренний мир, и я зависим от Него.

Полная еврейская Библия
Они хотят только потрясти его с его высоты, они наслаждаются ложью — устами благословляют, а внутри проклинают. (Selah)

Американская стандартная версия
Душа моя, жди в тишине только Бога; Ибо мое ожидание от него.

Библия на базовом английском
Душа моя, возложи всю свою веру на Бога; ибо от него исходит моя надежда.

Септуагинта Брентона (LXX)
Тем не менее, душа моя, покорись Богу; на него моя терпеливая надежда.

English Revised Version
Душа моя, жди только Бога; потому что я жду от него.

Святая Библия, Берейская Библия для изучения
Покойся только с Богом, о душа моя, ибо моя надежда исходит от Него.

Перевод хороших новостей
Я полагаюсь только на Бога; Я возлагаю на него надежду.

World English Bible
Душа моя, жди в тишине одного Бога, Ибо мое ожидание от Него.

New Century Version
Я нахожу покой в ​​Боге; только он дает мне надежду.

Новый английский перевод
Терпеливо жди одного Бога, душа моя! Потому что он тот, кто дает мне уверенность.

Новая международная версия
Да, душа моя, найди покой в ​​Боге; моя надежда исходит от него.

New King James Version
Душа моя, жди безмолвно одного Бога, Ибо мое ожидание от Него.

New Living Translation
Пусть все, что я есть, спокойно ждут перед Богом, ибо моя надежда в Нем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts