Рублев икона: Святая Троица Андрея Рублева, икона Троицы
Содержание
Святая Троица Андрея Рублева, икона Троицы
Наталия Шередега
Рубрика:
ТЕОРИЯ
Номер журнала:
#3 2013 (40)
Великое не возникает случайно и не бывает капризной вспышкой: оно есть слово, к которому сходятся бесчисленные нити, давно намечавшиеся в истории. Великое есть синтез того, что по частям фосфорически мерцало во всем народе; оно не стало бы великим, если бы не разрешало собою творческое томление всего народа1.
Павел Флоренский
В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ. С ТЕХ ПОР ИКОНУ БЕРЕЖНО ХРАНЯТ В СТЕНАХ МУЗЕЯ: ОНА НАХОДИТСЯ ПОД ПОСТОЯННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ ХРАНИТЕЛЕЙ И РЕСТАВРАТОРОВ. К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ.
Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где?» (место, locus), «когда?» (время, tempus), «кто?» (личность, persona), «почему?» (причина действующая, causa activa), «для чего?» (причина конечная, causa finalis). При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы?» — разногласий между специалистами практически нет; все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры. Ранее считали, что икона располагалась в качестве главного местного образа в первом ярусе иконостаса Свято-Троицкого собора на правой стороне от Царских врат2. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного3. В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия4. В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями5. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления)6, копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). Почти пятьсот лет икона находилась в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и неоднократно поновлялась. В 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И.С. Остроухова, под наблюдением Московского Археологического общества и с разрешения лаврского начальства иконописец-реставратор В.П. Гурьянов вместе с В.А. Тюлиным и А.И. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения7. В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица»8. После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева9.
Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы?» — пока нет. Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году, и позже была перенесена в каменный храм. Другая точка зрения заключается в том, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос… может быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон, связываемых с творчеством Андрея Рублева»10.
Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы?» Ее создал Андрей Рублев. Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться. Так, еще во второй половине XIX века Д.А. Ровинский, считавший эту икону произведением итальянского мастера, утверждал, что, вероятно, лишь известие Клинцовского подлинника, повторенное в житии преп. Сергия Радонежского, «подало повод И.М. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву»11. Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. Никоне»12. После проведения реставрационных работ Н.П. Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева»13.
Что касается причины действующей, которая побудила Андрея Рублева написать икону «Троица», то ее можно разделить на непосредственную и опосредованную. Непосредственная ясна и понятна — это заказ со стороны преп. Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он [преп. Никон] повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу…»14. На опосредованную причину указал в свое время П. Флоренский: «Но если храм был посвящен Пресвятой Троице, то должна была стоять в нем и храмовая икона Пресвятой Троицы, выражающая духовую суть самого храма — так сказать, осуществленное в красках имя храма. Трудно при этом представить, чтобы ученик ученика Преподобного Сергия, так сказать, духовный внук его, почти ему современный, работавший уже при его жизни и, вероятно, лично знавший его, осмелился бы заменить композицию Троичной иконы, бывшую при Преподобном и им утвержденную, самочинной композицией того же первообраза. Миниатюры Епифаниева жития представляют икону Троицы в келии Преподобного Сергия не с самого начала, а лишь с середины жизни, т.е. свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного… В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием»15.
Теперь следует прояснить самое сложное — главную причину создания иконы Святой Троицы, ее задачу, ее значение для «мира сего». Всякая икона имеет догматический смысл, нравственно-идеологическую проповедь и живописно-художественные особенности.
Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения, ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него»16. О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям»17. Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения, и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности»18.
Раскрытие догматического смысла иконы Святой Троицы, принадлежащей к иконографическому типу Ветхозаветной Троицы, начинается с сюжетного первоисточника. В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18. 3). Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. За трапезой происходит беседа между Господом и Авраамом, в которой предсказывается рождение у Авраама и Сары сына Исаака. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. Как за трапезой, так и в пути Авраам получает извещение от Господа об истреблении жителей этих городов, погрязших в нечестии. Во время беседы двое спутников опережают их, и Авраам остается наедине с Господом. После просьбы Авраама пощадить жителей при известном условии Господь отходит от него, и Авраам возвращается в свое жилище. Если проследить тот долгий и сложный путь, который ведет от самой дубравы мамврийской и римских катакомб через Равенну, Патмос, Сицилию, Каппадокию и Константинополь в Древнюю Русь, Киевскую, Владимиро-Суздальскую, Новгородскую и, наконец, в московские земли, к обители преп. Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица»19. Вспомним, что Бог является Аврааму, который видит трех мужей, а потом узнает в них Господа в сопровождении двух лиц, о которых сначала говорится, что они мужи, а чуть далее, что они ангелы. Никто из святых отцов и учителей Церкви не сомневался, что в этом рассказе скрывается одно из бывших Аврааму Богоявлений. Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя ангелами, или это были три ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества, или же это все три Лица Святой Троицы в образе ангелов20.
Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге»21. К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. «Обыкновение Церкви, — говорит он, — представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы»22.
Итак, вначале в Церкви, видимо, главенствовало понимание указанного библейского текста в смысле Богоявления Аврааму Господа и двух ангелов. Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества. Наиболее отходящим от непосредственного понимания библейского текста следует считать взгляд на это Богоявление как на явление Аврааму всех Лиц святой Троицы в виде трех странников. Именно это понимание стало главенствующим на Руси, а его раскрытие в живописной форме и есть догматический смысл иконы святой Троицы. Более того, именно эта догматическая доминанта в русском церковном сознании, явившаяся результатом подвига преп. сергия и творчества Андрея Рублева, уберегла Русь от соблазна Унии и помогла твердо отстаивать богословские позиции в вопросе о filioque.
Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица»? Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе»23. Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в.) у дуба мамврийского находилась картина, изображавшая явление Аврааму трех странников24. Как свидетельствует Евсевий, фигуры, изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. Далее Евсевий пишет: «Два по одному с каждой из двух сторон, а в середине — более могущественный, превосходящий по сану. Показанный нам в середине есть Господь сам наш Спаситель… Он, приняв на Себя и человеческий вид, и форму, открыл Себя, каков Он есть, благочестивому праотцу Аврааму и также передал ему знание о Своем Отце»25. О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан26. Существует повествование об уничтожении императором Константином Великим в 314 году языческого алтаря в Палестине у дуба мамврийского, стоявшего перед картиной явления ангелов Аврааму27. После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице, изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто. В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в.) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы. В этом изображении средняя фигура имеет крестчатый нимб, что указывает на то, что в древности Церковь сохраняла мнение о явлении Аврааму Христа и двух ангелов28. Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в.)29. Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. Виталия в Равенне (VI в.)30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв.) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же — с крестчатым нимбом. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. Скорее всего, изокефальный тип композиции является раннехристианским и западным, так как подобное расположение означало равное достоинство, что непосредственно вытекало из учения бл. Августина и других западных отцов31. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета, иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии — «Троица Ветхозаветная» из Пскова). Впоследствии на изображениях кругового типа мы находим детали, которые говорят о том, что иконописцы хотели показать не явление Христа и двух ангелов, а все три Лица Святой Троицы. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в.) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в., ГТГ). Дальнейшая эволюция круговой композиции Святой Троицы все более раскрывает идею триединства Бога. Так, например, если в ранних круговых изображениях стол выписывался полукруглым, с целью выделения центральной фигуры, то в эпоху Палеологов, характерную склонностью вписания многих композиций в круги, стол изображается прямым, причем с таким расчетом, чтобы всех трех ангелов уровнять между собой. Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев, изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. Изображаются три в единстве, а не трое. Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с совершенной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Различные мнения исследователей об идентификации каждой фигуры в иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, что иконописцу удалось достичь поставленной цели: изобразить триипостасность Бога, а не три ипостаси. В этом и состоит догматический смысл иконы как образного выражения догмата о Святой Троице, воплощенный идеальными художественными средствами. Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и «пресловущие греческие живописцы»»32.
Эпоха конца XIV — начала XV столетия, в которой жил и творил Андрей Рублев, была выдающейся по своему исключительному значению в истории Русского государства. Она знаменовала собой возрождение национальной культуры в связи с созревшим в сердцах русских людей стремлением к объединению всей Руси для свержения монголо-татарского ига33. «Русская Церковь играет в это время крупнейшую роль в деле созидания русской государственности и национального объединения. Ее глава — митрополит — переезжает из Владимира в Москву и тем самым подчеркивает значение Москвы не только как государственной, но и как церковной столицы»34. В таком историческом контексте Андрей Рублев создает икону Святой Троицы. П. Флоренский говорит: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира… Среди метущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междуусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия… открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящем в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних»35. Из этих высказываний следует вывод: икона Святой Троицы, с одной стороны, явилась результатом духовной и исторической жизни русского народа, а с другой — задавала цель духовных и исторических устремлений к единству, взаимной любви, к преобладанию горних ценностей над дольнем. В XIV веке становилось понятно, что будущее государство будет многонациональным (достаточно вспомнить деятельность св. Стефана Пермского по просвещению зырян). Но народы никогда не живут в совместности просто так, они всегда проживают вместе для чего-то. Живым и созидательным началом, направляющим весь ход сплочения, выступает проект совместной жизни. Нации нет без традиции, без прошлого, без памяти. Но этого недостаточно — нации формируются и живут лишь постольку, поскольку воплощают в себе стремление осуществить общую программу грядущего, достичь общей цели. Величие нравственно-идеологического значения творения Андрея Рублева в том и состоит, что образ Святой Троицы соединил прошлое народа, его духовный опыт и будущее как общее национально-государственное целеполагание. При канонизации в 1988 году Андрея Рублева соборное сознание Русской православной церкви подтвердило огромное значение образа Святой Троицы для России и всего православного мира тем, что на иконе преп. Андрей Рублев изображен держащим в руках икону Святой Троицы, а в тропаре сказано:
«Божественнаго Света лучами облистаемый, преподобне Андрее, Христа познал еси — Божию Премудрость и Силу и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси Единство во Святей Троице, мы же со удивлением и радостию вопием ти: имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, моли просветити души наша».
- Флоренский П. Троице-Сергиева лавра и Россия. Т. 2. М., 1996. С. 360.
- Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 185. В этой же работе приведено изображение иконостаса.
- Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. Третьяковская галерея. Материалы и исследования. Вып. 1. М., 1956. Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу… Сергию чудотворцу». Отрывок, откуда взяты эти слова, из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в.) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные… а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати пресвятыя троицы, в похвалу отцу своему, святому сергию чудотворцу…» (см.: Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. 2. М., 1861. С. 379-380). В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. Новгород-Северского наместничества) была найдена древняя рукопись, которая только позже стала принадлежать графу Строганову. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник.
- Гурьянов В.П. Две местные иконы Святой Троицы в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и их реставрация. М., 1906. С. 5.
- Кондаков Н.П. Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода. Т. 1. М., 1896. С. 175.
- Голубинский Е. Указ. соч. С. 185-186. Действительно, уже в описи монастыря 1641 г. икона называется «чудотворной».
- Гурьянов В.П. Указ соч. Табл. 1, рис. 2.
- Расчистку производили Г.О. Чириков (расчищал лики), И.И. Суслов, Е.И. Брягин, В.А. Тюлин. В 1926 г. Е.И. Брягин произвел довыборку записей и реставрационных тонировок (см.: словарь русских иконописцев XI-XVII веков. М., 2003. С. 543).
- Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев, 1920. С. 15.
- Словарь русских иконописцев XI-XVI веков.2003. С. 544.
- Цит. по: Воронов Л., проф. протоиерей. Андрей Рублев — великий художник Древней Руси // Богословские труды. 1975. № 14. С. 86. Ссылка дана на: Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб., 1903. С. 40.
- Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. СПб., 1887. Доп. т. С. 331-342.
- Лихачев Н.П. Манера письма Андрея Рублева. СПб., 1907. С. 104.
- Голубинский Е. Указ соч. С. 185-186.
- Флоренский П. Указ соч. С. 362-364.
- Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893. С. 8.
- там же.
- Сергий, архиеп. Богословские идеи в творчестве Андрея Рублева // Богословские труды. 1981. № 22. С. 5.
- Такое исследование проведено в работе: Озолин Н. «Троица» или «Пятидесятница»? // Философия русского религиозного искусства. Вып. 1. М., 1993. С. 375-384.
- Например, Прокопий Газский в VI в. констатирует существование как бы трех параллельных мнений: «Что касается трех мужей [явившихся Аврааму], — пишет он, — то одни утверждают, что это были три ангела; другие, что один из трех — Бог, а остальные Его ангелы; а еще другие, что здесь говорится о прообразе пресвятой и единосущной Троицы» (PG, t. 87, 363).
- Лебедев А., свящ. Ветхозаветное вероучение во времена патриархов. Вып. 2. СПб., 1886. С. 122.
- Там же. С. 128.
- Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 508.
- Св. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. С. 127.
- там же.
- Троице-Сергиева Лавра. Сборник статей. Сергиев Посад, 1919. С. 127.
- Garrucci R. Storia. Т. I, p. 437; Айналов Д.В. мозаики IV и V веков. СПб., 1895. С. 112.
- Айналов Д.В. Указ. соч. С. 111.
- Алпатов М. «Троица» в искусстве Византии и в иконе Рублева. М.; Судак, 1923-1926. Ил. 6 (на фр. яз.).
- Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. СПб., 1905. С. 11, рис. 13.
- Малицкий Н. К истории композиции ветхозаветной Троицы. Прага, 1928. С. 34-36.
- Житие преподобного Андрея Рублева // Канонизация святых. Троице-Сергиева Лавра, 1988. С. 58.
- Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. ОГИЗ. 1946. С. 15, 33.
- Сергий, архиеп. Указ. соч. С. 9.
- там же. С. 363.
Вернуться назад
Теги:
Пять самых знаменитых икон Андрея Рублева
Комсомольская правда
ЗвездыКультураРелигия: Чтим память святых
16 июля 2013 16:55
День его самого известного иконописца Руси неизвестен, но 17 июля принято считать Днем преподобного Андрея Рублева. «Комсомольская правда» вспомнила самые знаменитые иконы мастера
Имя Андрей художник получил только, когда принял постриг, а вместо фамилии у него просто прозвище – семья была ремесленной, а слово «рубель» означает инструмент для выделки кожи. Первой его «работой» была роспись Благовещенского храма в Москве. Известно, что иконописец умер от чумы в 1428 году. Позже был причислен к лику святых.
«Троица»
«Троица», «Живоначальная Троица», или «Гостеприимство Авраама»
Эта икона сейчас выставлена в Третьяковской галерее. Она была написана в 20-е годы 15 века. Жизнь Рублева мифологизирована, авторство большинства его икон не доказано, но «Троица», несомненно, принадлежит ему.
В центре иконы – три ангела, они сидят за столом, а за их спинами гора, дерево и дом. Сюжет взят из Библии. Три ангела означают святую Троицу: Отца, Сына и Святого духа. Чаша на столе — символ мудрости и жизни. По некоторым версиям, на иконе изображен святой Грааль. Иисус пил из нее на Тайной вечери, после которой его предал ученик Иуда.
Многие пытались найти Грааль. Считается, что если человек попьет воды из этой чаши, ему гарантирована вечная жизнь.
«Спас», или «Спас Вседержитель», «Звенигородский Спас».
«Спас»
Эту икону нашли в 1918 году в Успенском монастыре в Звенигороде в самом неподходящем месте – в сарае под кучей дров. Она также «прописана» в хранилище Третьяковки. «Спас» был написан в начале 15 века, около 1410 года.
К сожалению, икона сохранилась плохо. Уцелела только середина полотна с ликом Иисуса Христа. То, что было по бокам и составляло композицию иконы – уже не узнать. Кстати, исследователи считают, что Рублев намеренно придал Христу русские черты лица, хотя ранее его изображали по византийскому канону, греческому.
Богоматерь Владимирская
Богоматерь Владимирская
С этой иконой связано интересное предание. Рублев написал икону около 1409 года, но списал ее, якобы, с копии рисунка Луки, одного из составителей Евангелия. Лука писал свою Богородицу еще при ее жизни, на доске от стола, за которым обедала мать Христа. Это изображение датировано 450 годом. Потом князь Юрий Долгорукий заказал себе копию этого изображения, а вот Андрей Рублев написал свою «Владимирискую Богоматерь» уже с первой копии.
Икону Богоматери с младенцем на руках в России почитают как защитницу страны. Сейчас она хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, а когда-то за нее спорили Владимир и Москва, перевозили из одного города в другой
Преображение Господне
Преображение Господне
Еще одна знаменитая икона Андрея Рублева – Преображение Господне, хранится в Третьяковской галерее. Библейский сюжет – Христос повел своих учеников на гору Фарвор. Хотел показать, что будет с ними всеми после смерти. К ним с неба спустились пророки Моисей и Илия, бывшие когда-то простыми смертными.
На обратной стороне иконы есть авторская роспись, но, как выяснили ученые, она сделана много позже, в 17-18 веках. Это дает повод думать, что икону мог написать не Рублев, а кто-то из его учеников или последователей.
Благовещение.
Благовещение
Благовещение хранится Благовещенском соборе Московского Кремля, датируется 1405 годом. Основа сюжета иконы – Мария узнает от ангела, что ее ребенок не простой смертный, а сын Бога. В этой иконе большое значение играет цвет. Все вокруг красное, тревожное, а плащ ангела зеленый, цвета надежды.
Эта икона посвящена одному из самых больших праздников в православии – Благовещению, которое отмечается 7 апреля.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. ШЕФ-РЕДАКТОРА САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
ООО «МЕДИА РЕЗЕРВ». Адрес редакции КП-Уфа: 450006, г. Уфа, ул. Пархоменко 156/3 оф 611. Контактный тел. +7 (347) 292-44-47. Редактор — Максютов Р.А.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Троицкая икона Рублева: насладитесь гостеприимством Троицы
Добро пожаловать в объятия Троицы! Приглашаю вас вместе со мной насладиться этой прекрасной старинной картиной Рублева и ощутить гостеприимство Троицы. Давайте наслаждаться любовью Отца, Сына и Духа. Откроем Господу сердца, размышляя над иконой Рублева…
Да, Господи, я хочу сесть с тобой за стол. Я люблю наслаждаться вашей компанией. Мне не терпится услышать, что вы хотите мне сказать…
История рублевской иконы
Святой Андрей Рублев написал Гостеприимство Авраамово в 1411 году для настоятеля Троицкого монастыря в России. Рублев изобразил то, что стало квинтэссенцией иконы Святой Троицы, изобразив трех таинственных незнакомцев, посетивших Авраама (Бытие 18:1-15).
Многие в рублевской культуре были сбиты с толку учением о Троице, а другие и вовсе отвергли его. Троица Рублева показала им прекрасное понимание Бога как Триединства, которое невозможно «разгадать». Спустя почти 600 лет икона Рублева продолжает увлекать людей таинственным и чудесным присутствием Троицы.
Трое посетителей Авраама
В повествовании Бытия Господь посещает Авраама в образе трех мужчин, которые, очевидно, являются ангелами, представляющими Бога.
Авраам низко кланяется до земли перед тремя посетителями, и они говорят с Авраамом в союзе, и автор Бытия поочередно называет их «они» или «Господь». Авраам предлагает им омовение ног, отдых под тенистым деревом и трапезу, и они предложили ему объявить, что Бог собирается дать ему и его жене Сарре сына, хотя Сара уже давно вышла из детородного возраста.
Символизм в иконе Рублева
В иконе Рублева он изображает трех небесных гостей, сидящих за столом с чашей, поставленной перед ними на столе. Большинство ученых понимают, что фигуры сидят слева направо в их славословном порядке Отца, Сына и Духа.
Эту библейскую историю писали другие, но Рублев первый нарисовал только три ангельские фигуры и сделал их одинакового размера. Рублев изображает троих как Единого Господа. В левой руке каждый держит жезл, символизирующий их равенство. Каждый носит синий плащ, цвет божественности. И лицо у каждого совершенно одинаковое, изображающее их единство.
Отец похож на фигуру слева. Его божественно-голубая туника покрыта светлым и почти прозрачным цветом, потому что он — скрытый Творец. Своим правом он благословляет Сына — он доволен жертвой, которую принесет. Только его голова высоко поднята, и все же его взгляд обращен на две другие фигуры.
На средней фигуре изображен Сын. Он носит как синий цвет божественности, так и красновато-пурпурный цвет королевского священства. Он Царь, который нисходит, чтобы служить священником людям, которых он создал, и стать их частью. Своей рукой он благословляет чашу, которую должен выпить, принимая свою готовность пожертвовать собой ради человечества. Его голова склонена в подчинении Отцу слева.
Дух показан на рисунке справа. Поверх своей божественно синей туники он носит зеленый плащ, символизирующий жизнь и возрождение. Его рука покоится на столе рядом с чашкой, предполагая, что он будет с Сыном, когда он будет выполнять свою миссию. Голова его склонена к Отцу и Сыну. Его взгляд направлен на открытое пространство за столом.
Вы заметили красивое круговое движение на иконе Отца, Сына и Духа? Сын и Дух склоняют свои головы к Отцу, а он в ответ направляет на них свой взор. Отец благословляет Сына, Сын принимает жертвенную чашу, Дух утешает Сына в его миссии, и Отец показывает, что он доволен Сыном. Любовь инициируется Отцом, воплощается Сыном и осуществляется через Дух.
Размышление Анри Нувена над иконой Рублева
Какая радость для нас быть вовлеченными в этот круг божественной любви, изображенной на иконе Рублева! По словам Анри Нувена:
Чем больше мы смотрим на этот святой образ глазами веры, тем больше мы приходим к пониманию того, что он написан не как прекрасное украшение для монастырской церкви, ни как полезное объяснение трудное учение, но как святое место, куда можно войти и остаться внутри.
Когда мы становимся перед иконой в молитве, мы чувствуем мягкое приглашение принять участие в интимной беседе, происходящей между тремя божественными ангелами, и присоединиться к ним за столом. Движение от Отца к Сыну и движение как Сына, так и Духа к Отцу становятся движением, в котором молящийся возвышается и удерживается…
Мы начинаем видеть внутренним взором, что все занятия в этом мире могут принести плоды только тогда, когда они совершаются в этом божественном кругу… доме совершенной любви ( Созерцайте красоту Господню: Молитва иконами, с. 20-22).
Молитва Господу перед иконой Рублева может помочь нам вместе с Авраамом принять Господа в свое сердце. По мере того, как мы это делаем, мы обнаруживаем, что Отец, Сын и Дух уже приглашали нас присоединиться к их кругу любви! «Мы любим, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19).).
Когда мы участвуем в «Гостеприимстве Авраама» к Господу, мы обнаруживаем, что на самом деле мы откликаемся на «Гостеприимство Троицы».
Дополнительная литература
Сопутствующие товары
Обсуждение
Подписаться
ФИО
Эл. адрес*
Икона «Троица» Андрея Рублева | EWTN
Андрея Рублева Троица Икона
Кристофер Эван Лонгхерст*
Русское православное тринитарное богословие в его наиболее известном художественном выражении
Учение о Святой Троице обычно выражается в христианском искусстве, особенно в западной традиции, как Бог Отец с седой бородой, Иисус-Сын на его груди и голубь, парящий над головой. Маньеристическая версия Эль Греко [1577, Музей Прадо, Испания] является одним из лучших образцов. Помимо этого фигуративного олицетворения, существует сложная теология, которая передает Троицу в редкой иконографии, превосходно представленной в иконе Андрея Рублева 9. 0005 Троица [ок. 1400 Третьяковская галерея, Москва]. Рублевская икона, известная также как «Троица Ветхозаветная», не только является одним из высших достижений русского искусства, но и выражает глубокий богословский смысл единства Лиц в Троице с духовной природой Божественной Сущности Божией, изображая Триединый Бог как просто три ангела.
Многие люди, не принадлежащие к русской православной традиции, задаются вопросом, что же такого в этом образе, представляющем Троицу. Сюжет Рублева, конечно, нехарактерен для западных троичных представлений. Вместо того, чтобы изображать классический распад Отца, Сына и Святого Духа в виде старика с бородой, Иисуса и голубя,
Троица Рублева представляет собой редкое расположение трех ангелов, символизирующее торжественное визуальное тринитарное богословие, соответствующее русской православной традиции. Русская православная церковь так и не разрешила полностью иконоборческий спор до 1667 года. Хотя споры о законности изображения Бога в искусстве были более или менее разрешены Вторым Никейским собором (787 г. ), русские православные по-прежнему считали изображение Отца проблематичным. Хотя Собор объявил, что, поскольку Сын воплотился, изображение Иисуса было разрешено, российская ситуация с Отцом оставалась неясной из-за других основных богословских вопросов. Среди Православных Церквей продолжались дебаты, и возникли расхождения во мнениях: копты запрещали образное изображение Отца, но допускали Его концептуальное изображение с помощью абстрактной иллюстрации. Их примеру последовали сирийцы, армяне и индийцы, а эфиопы позволили изображать Святую Троицу в виде трех отдельных Лиц. Образное изображение Отца оставалось спорным среди русских до тех пор, пока после почти девятисотлетних дебатов Великий Московский Синод (1667 г.) окончательно не определился с мнением русских и не запретил все изображения Отца в человеческом обличье. Синод постановил, что, поскольку только Бог-Сын принимал видимый человеческий облик, смысл санкционирования икон ограничивался лишь образным изображением Второго Лица Троицы:
Крайне нелепо и неприлично изображать на иконах Бога-Отца с седой бородой и Единородного Сына на лоне Его с голубем между ними, потому что никто не видел Отца по Божеству Его, и Отца не имеет плоти [. ..] и Дух Святой по существу не голубь, а по существу Бог. (2 § 44)
Русские отцы провозгласили: «Имеющие разумение не будут изображать Святого Духа в образе голубя, ибо на горе Фавор явился Он в виде облака и, в иное время, иными путями ( там же .).
Синод подчеркнул, что функцией всего сакрального искусства будет духовное посредничество через святые и почитаемые образы, созданные только по божественному вдохновению. Следовательно, русские решили сосредоточиться на так называемой «Ветхозаветной Троице» как на стандартном представлении о Триедином Боге. Икона Рублева «Троица» является продуктом этой традиции и стала предпочтительным стилем, заменив все распространенные в то время в России антропоморфные художественные изображения Троицы.
Шедевр Рублева подтверждает позицию Русского Синода, изображая трех почти идентичных ангелов в доме Авраама у дуба Мамврийского (ср. Быт. 18:1-15). Богословская тонкость произведения обращает внимание на единство трех Божественных Лиц в Едином Боге. Используя одни и те же фигуры для представления каждой Божественной Личности, Рублев подчеркнул их равенство, символизируя триединство всех трех Лиц и подчеркивая недифференцированную Божественную Сущность. Он убедительно показал, что Бог — это Единое Божественное Существо, состоящее из Трех Божественных Лиц, а не одна Личность с тремя атрибутами.
Сходство с ангелами напоминает учение о тринитарном перихорезе, которое помогает понять христианское представление о трех Лицах друг в друге. Это обрезание, как его называют латинские отцы, дополняет учение Церкви о понятии Божественного Единства и Единства. На самом деле фундаментальная основа тринитарного перихореза состоит в том, что есть один Бог, Который есть в совокупности Отец, Сын и Святой Дух, тогда как различия между Лицами и Божественной Сущностью существуют только виртуально — доктрина на переднем плане христианской веры.
Пригодность образа Рублева для русского православия усиливается тем, что ангелы суть духовные субстанции. Весь иконоборческий спор вращался вокруг Божественной природы Бога как несотворенной бестелесной субстанции, следовательно, непредставимой.
Рублевская «Троица» по своему глубокому богословскому значению является не только непревзойденным произведением русской иконографии, но и первоклассным образным «богословием Троицы». Он учит как верующих, так и неверующих, что откровение триединого Бога есть откровение единства в Божественной Сущности и троичности в Божественной Личности. Учитывая его богатую богословскую символику, неудивительно, что Римская церковь установила этот образ как образец для объяснения учения о Троице и вдохновляющего посвящения тайне внутренней жизни Бога.
Изображение Троицы в виде трех одинаковых фигур остается редкостью в христианском искусстве, учитывая, что богословие приписывает каждой Божественной Личности отдельные атрибуты, а именно: Отцу – творение; Сыну – искупление, а Святому Духу – освящение. Икона Рублева, однако, более точно выражает понятие о Боге, который в Сущности един и в Лицах троичен.