Русь приняла христианство в каком веке: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Содержание
Откуда началось Крещение Руси / / Независимая газета
Тэги: крещение руси, история, вера, религия, христианство, князь владимир, летопись, херсонес
Кафедральный храм во имя апостола Петра и крещальня – место крещения князя Владимира (современное состояние). Фото Олега Макарова
Весь мир чтит места в Святой земле, освященные жизнью, страданиями, крестной смертью и Воскресением Спасителя. В каждой стране есть свои места, освященные основателями христианской веры. Много таких мест есть и на Руси, но как бы мы внимательно ни смотрели в списки святых мест, почитаемых на Руси, увы, не найдем того, которое для всех православных, в особенности для русских, должно было бы быть самым дорогим, – ту купель, в которой святой и благоверный князь Владимир принял святое крещение, ибо об этой купели можно сказать: здесь началось крещение Руси, через эту купель Русь и русский народ получили благодать Святого Духа.
Выбор вер
Летопись сохранила только основные вехи этого трудного пути. Это – крещение Аскольда и Дира, поход Бравлина и его крещение, личное принятие христианства княгиней Ольгой, реставрация язычества князем Владимиром… Но это лишь вехи, свидетельствующие о большой внутренней напряженной работе целого народа. Этот долгий путь завершился в 988 году – личным крещением князя Владимира и последовавшим за ним крещением киевлян. Выбор был сделан, путь для развития страны определен.
Как свидетельствует летопись, перед князем Владимиром и его окружением действительно был выбор (выбор вер). Принятие любой другой из них могло направить историческое развитие страны по совершенно другому руслу. И теперь, оглядываясь назад, можно сказать смело, что выбор, сделанный князем Владимиром, был наиболее мудрым из всех возможных тогда решений. Выбор, сделанный князем Владимиром, его ближайшим окружением и народом в целом вот уже на протяжении тысячи лет позволил выработать и сохранить свое национальное самосознание и культуру, устоять во многих испытаниях.
И, конечно, очень бы хотелось знать, где, как и когда произошло это событие, в котором сфокусированы многовековые искания всего народа. То место, где князь Владимир был крещен, должно быть объявлено и почитаться как одна из самых почитаемых и оберегаемых святынь нашего народа. Если мы чтим поле Куликовской битвы, место Бородинского сражения, то тем более должны чтить место принятия христианства князем Владимиром, ибо здесь были заложены основы всех последующих успехов во всех областях жизни, именно здесь при совершении таинства Крещения и последовавшего за ним венчания князя Владимира были заложены основы русской государственности.
Крещение князя Владимира именно в Корсуни, в Херсонесе, имеет глубоко символическое значение. Даже если бы не было достоверного свидетельства летописи, можно было бы твердо говорить о том, что оно могло произойти только здесь и больше нигде. Херсонес – Корсунь – пограничье между Византией и Русью, город, переживший, впитавший в себя и сохранивший древнюю античную цивилизацию в формах византийской культуры. И крещение здесь, именно в Херсонесе, князя Владимира символизирует передачу, переход этой культуры, этой цивилизации на Русь. «Повесть временных лет» такими словами описывает эти события:
«И повелел крестить себя. Епископ Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира, когда возложил руку на него, тотчас же прозрел Владимир. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви св. Василия, а стоит церковь та в г. Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а Царицына палата – за алтарем. По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, ныне же говорят – в Васильеве, а другие и по-иному скажут».
Посреде града
Уже в XVIII веке было установлено, что Корсунь русских летописей – это древнегреческий город Херсонес, расположенный в юго-западной части Крыма. Первые раскопки в Херсонесе были произведены в 1827 году. Этими раскопками были открыты, в частности, три византийских храма, один из них – в топографическом центре городища. А так как в летописи церковь, в которой князь Владимир был крещен, обозначена как стоящая посреди града, а слово «посреде» было воспринято только в буквальном смысле, то и отождествление летописного и реального храма возражений не вызвало, тем более что такое толкование уже имело определенную традицию.
Желание искать храм в центре городища основано на словах летописи, что церковь эта находилась «посреде града», и такое понимание появилось еще в конце XVIII века. Оно было впервые высказано Габлицем – это место представлено на его плане в виде холмика в центре херсонесского городища (Айналов Д.В. Развалины храма. Памятники христианского Херсонеса. Вып. 1. М., 1985. С. 46–48). После раскопок храма в центре города такое мнение развил Н.Н. Мурзакович – видный специалист по Северному Причерноморью середины XIX века. Он, описывая раскопанную более или менее в центре Херсонеса церковь, задавался вопросом, «не здесь ли крестился князь Владимир?» (Мурзакевич Н.Н. Поездка в Крым // Журнал Министерства народного просвещения», 1837. Кн. III. С. 647–648). У последующих авторов знак вопроса исчез и получилось – «здесь крестился князь Владимир».
Так был «решен» вопрос о месте крещения князя Владимира. По предложению епископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) на «месте крещения» в 1861 году был заложен огромный новый собор, который строился по проекту архитектора Д. Грима. Возведение собора это мнение закрепило, материализовало, и с тех пор оно вошло в обиход. Византийская церковь сохраняется на первом этаже собора как музейный экспонат, как реликвия. Нашли в ней и «купель», которая, по свидетельству А.Л. Бертье-Делагарди, являлась сдвоенной могилой (Бертье-Делагарди А.Л. Раскопки Херсонеса. МАР 12. СПб., 1892. С. 45).
Камнем преткновения для всех исследователей является употребление в летописном тексте для определения местоположения церкви, где князь Владимир крестился, слова «посреде». Обычно слово «посреде» понимают как указание на топографический центр города, на его середину. Только этим обстоятельством можно объяснить поиски храма, в котором князь Владимир крестился, в центре Херсонеса и отождествление с ним обычной рядовой церкви.
Картотека Института русского языка РАН, в которой собраны сотни примеров употребления этого слова в Древней Руси, дает первичное, основное значение слова «посреде» – среди, внутри чего-то. Применительно к нашему летописному тексту слово «посреде» означает «внутри города», «внутри городских стен», «в городе».
Военный инженер и археолог-любитель А.Л. Бертье-Делагард в 1892 году определил найденную в Херсонесе постройку как баптистерий (или крещальню). |
В поисках баптистерия
К настоящему времени в Херсонесе раскопано, включая небольшие, которые обычно называют часовнями, несколько десятков храмов разных эпох. Возможно, что их число приближается к 100, учета и инвентаризации раскопанных храмов не ведется. Для понимания архитектурного памятника и уяснения летописного текста важны следующие особенности совершения крещения в ту эпоху.
Таинство крещения мог совершать только епископ. Это особенно характерно для ранней эпохи, но оно удержалось довольно долго. Рядовой священник мог совершать крещение в исключительных случаях, имея на то специальное разрешение епископа и выступая в данном случае как его представитель. Это правило действовало и в XIII–XIV веках, о чем свидетельствуют, в частности, и документы из Крыма.
О том, что таинство крещения над князем Владимиром совершил именно епископ, прямо свидетельствует летописный текст, процитированный выше. Поэтому крещение совершалось только в тех храмах, где был свой епископ, то есть в кафедральных соборах, причем не в самом храме, а в особом, специально построенном здании, непременной особенностью которого является наличие купели. Такое здание на греческом и латинском языках называлось баптистерием, а по-славянски и по-русски – крещальней.
Есть уникальные свидетельства о том, как должен выглядеть кафедральный храм Херсонеса. Это тексты, в которых описывается открытие равноапостольным Кириллом святых мощей третьего епископа города Рима, ученика апостола Петра, отправленного в ссылку в Херсонес и мученически окончившего здесь свою земную жизнь в 101 году от Р.Х. После обретения святые мощи были положены в кафедральный храм Херсонеса. В другом тексте этот кафедральный храм назван basilica maior, то есть большой или главной базиликой.
Таким образом, чтобы найти в Херсонесе тот конкретный храм, в котором князь Владимир принял святое крещение, нужно установить, который из раскопанных храмов является кафедральным. Причем известны признаки, по которым можно будет выделить этот храм из всех остальных храмов Херсонеса. Этот храм должен являться по своим архитектурным формам базиликой, и эта базилика должна быть большой и при ней должна находиться крещальня.
Еще в 1853 году граф А. С. Уваров открыл самую большую в Херсонесе базилику. Как оказалось впоследствии, в 1853 году была раскопана только центральная часть этой базилики. Раскопки, проведенные в последующие годы, позволили воссоздать облик этого уникального храма полностью.
В 1876–1877 годах Одесское общество истории и древностей, продолжая исследование участка уваровской базилики, открыло к югу от нее здание необычной для христианской архитектуры Херсонеса формы. Это здание центрической композиции, по архитектурной форме – октагон (восьмиугольник) с тремя экседрами (полукруглыми нишами). Здание имело купольное покрытие. Внутри, в центре него, – вырубленная в скале купель.
Долгое время постройка вообще оставалась непонятой и воспринималась как рядовая церковь, хотя отсутствие алтарной части, наличие купели резко выделило ее из всех других христианских храмов Херсонеса. И только в 1892 году военный инженер А.Л. Бертье-Делагард, который занимался археологией как любитель, привлекая аналогии из Равенны и других византийских центров, определил названную постройку как баптистерий (или крещальню). Тогда же он высказал предположение, что крещение князя Владимира, если оно происходило в Херсонесе, могло быть совершено только в этом баптистерии.
Его мнение, однако, не было услышано и местом крещения князя Владимира совершенно бездоказательно считалась церковь под новым собором.
Уваровская базилика не только самый большой христианский храм Херсонеса, но и самый сложный по своей архитектуре и своей структуре. Длина уваровской базилики – 96 м с атриумом, 54 м без атриума, ширина – 38,5 м со всеми галереями и 23 м без галерей. В Херсонесе раскопано около 1012 ранневизантийских храмов, но ни один из них ни по своим размерам, ни по каким-либо другим признакам не может идти ни в какое сравнение с этой базиликой. По своим размерам и по структуре она стоит в одном ряду с базиликами в столичных и самых значительных городах Византийской империи.
Ансамбль этот занимает площадь, равную двум большим городским кварталам. По составу наполняющих его зданий, по композиции и планировке и, наконец, по размерам он полностью соответствует тем памятникам, которые хорошо изучены во многих византийских городах и известны как «епископские центры» или «епископские кварталы». Кроме храмов такие кварталы включали дом епископа, который считался не только его жильем, но и его, говоря современным языком, канцелярией, офисом.
Но, бесспорно, самым важным, самым интересным для решения поставленной задачи является наличие в этом ансамбле крещальни, баптистерия. Причем она – единственная в Херсонесе, второй крещальни ни при одном из храмов Херсонеса нет, а их – разных архитектурных форм – раскопано свыше 20, не считая многочисленных внутриквартальных часовен.
Кафедральный храм Херсонеса во имя апостола Петра. Вид с запада. Реконструкция С.А. Беляева, исполнение А. Рымшина. |
Крещение – в Херсонесе
Все эти сведения были приведены для того, чтобы показать, что по обычаям и литургической практике того времени крещение князя Владимира не могло быть совершено в любом храме Херсонеса, а при наличии крещальни около епископского храма Херсонеса – только в ней.
Помимо литургической и обрядовой стороны на это указывает и торжественность момента: по свидетельству летописи, для крещения князя Владимира и для венчания его с царевной Анной, которое должно было совершаться в самом кафедральном храме – Уваровской базилике, специально прибыли из Константинополя священники и императорские чиновники высшего ранга.
Итак, решаемся утверждать: крещение князя Владимира имело место в Херсонесе и было совершено в крещальне, расположенной около Уваровской базилики, и только там.
Осталось рассказать об устройстве крещальни и о том, где происходило таинство крещения и миропомазания. Есть основания полагать, что крещальня, которая сохранилось до наших дней, и купель, в которой князь Владимир был крещен, есть именно та крещальня, которую, согласно Житиям херсонесских епископов, построил епископ Капитон около 325 года, то есть при императоре Константине Великом. Такой вывод позволяют сделать два обстоятельства.
Во-первых, крещальня построена непосредственно на скале и построек более раннего времени на этом месте не обнаружено. Во-вторых, в стенах крещальни, которые местами даже до наших дней сохранились на высоту свыше 4 м, не обнаружено следов перестроек, вся кладка на всю высоту однородна.
Основное здание – купольной конструкции. По наружным формам приближается к октагону. Внутри – три экседры, восточная по размерам больше остальных, северная и южная примерно равные. В центре здания вырубленная в скале купель круглой формы глубиной 0,74 м. Из купели идет на север вырубленный в скале канал, выводящий из нее за пределы крещальни воду. На дне купели в скале высечен в рельефе крест.
По описанию первых исследователей памятника, при его первом раскрытии вверху были обнаружены фрагменты штукатурки с росписью, а несколько тысяч найденных тогда кубиков мозаики свидетельствуют о том, что купол был украшен мозаикой с изображением звездного неба. Еще в начале XX века сохранялись мраморные ступеньки, ведущие в купель, а находящийся на ее дне крест также был выложен мрамором. Внутренние стены были облицованы разноцветной мраморной плиткой. Удалось установить систему ее расположения, и сейчас ведется работа по ее графической реконструкции.
С севера и юга к октагону примыкают две постройки, которые всеми исследователями интерпретировались как нечто обособленное от собственно крещальни и с ней не связанное. Как правило, их постройка относилась или к более раннему или к более позднему времени, чем центральное купольное. Во всех без исключения изданиях, где на планах помещалась крещальня, показан только октагон. Работы херсонесской экспедиции 1984 года позволили прийти к новому восприятию памятника. Они показали, что обе постройки являются органической частью целого крещального ансамбля.
Таким образом, еще раз можно повторить, что крещение князя Владимира могло быть только в крещальне около Уваровской базилики. И такой памятник должен занять достаточное и подобающее ему место среди других такого же значения памятников.
как Крещение способствовало объединению русских земель — РТ на русском
В субботу, 28 июля, исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира — один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии. Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT.
Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.
Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций. Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве». И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.
- © Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)
Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.
Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».
Выбор веры
Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.
«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян. Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены. К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.
- © И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»
По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.
«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.
По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.
Земля Херсонеса
Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.
Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).
После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.
- © В. М. Васнецов «Крещение Владимира»
«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.
Возникновение русского народа
Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.
«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер. Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни. И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.
По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.
«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.
До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.
Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.
«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.
Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.
Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.
- Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади © Евгения Новоженина
- РИА Новости
«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.
По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.
Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.
Как Россия стала христианской — Grace Communion International
Каждое 15 июля православные, католики и некоторые христиане-протестанты отмечают крещение князя Владимира (956-1015). Он был правителем Руси, территории, простирающейся от Северо-Западной России до юга Украины.
Основные сведения о крещении этого языческого царя и христианизации его владений можно найти в Русской летописи , датируемой XI веком. 1 В этой книге объясняется, что Владимир прислушивался к посланникам ислама, иудаизма и греко-римской христианской церкви, которые стремились обратить его и евангелизировать свой народ. На мудрецов, которых он послал исследовать эти религии, особенно произвела впечатление церковь Святой Софии в Константинополе и великолепие ее богослужений.
Когда Владимир услышал их рассказ, он решил принять форму христианства, практикуемую при византийском дворе, центре того, что сегодня является восточным православием. 2
Прелюдия к крещению
Прежде чем выбрать веру, Владимир осадил византийский город Херсон, расположенный к северу от Крыма. Хроника года рассказывает историю: человек из Херсона, Анастасий, сообщил ему, что он может взять город, перерезав источники, питающие его водой. Владимир последовал его совету, заставив город сдаться.
Затем Владимир вступил в жесткий политический торг. Он пообещал креститься и принести своему народу византийское христианство только в том случае, если императоры Василий и Константин выдадут за него свою сестру Анну. Если они откажутся, он пригрозил разрушить Константинополь, их столицу, как и Херсон.
Сильно страдая, императоры убедили свою сестру согласиться на брак. Один церковный историк цинично говорит, что Владимир «захватил византийский город в Крыму и в качестве цены мира потребовал руки византийской принцессы, чтобы пополнить свою коллекцию жен и наложниц». 3
Анна прибыла в Херсон около 988 года со священниками для совершения крещения Владимира. Когда она услышала, что он болен страшной глазной болезнью, она призвала его немедленно креститься, чтобы исцелиться от этой болезни. Согласно Хроника:
Когда Владимир услышал ее сообщение, он сказал: «Если это подтвердится, то несомненно велик Бог христиан», и приказал креститься. Епископ Херсонский вместе со священниками княгини, после объявления вести, крестил Владимира. Когда епископ возложил на него руку, он сразу прозрел. Испытав это чудесное исцеление, Владимир прославил Бога, говоря: «Я ныне познал единого истинного Бога». 4
Да начнутся крещения
После крещения Владимир женился на Анне и готовил своих подданных к крещению. Он приказал, чтобы в определенный час всем киевлянам — мужчинам, женщинам и детям — идти на реку Днепр и креститься в большом религиозном обряде. Летопись описывает событие крещения и благодарственную молитву Владимира:
Когда люди крестились, они возвращались каждый в свою обитель. Владимир, радуясь, что он и его подданные теперь познали самого Бога, взглянул на небо и сказал: «Боже, сотворивший небо и землю, призри, молю Тебя, на сей новый народ Твой и даруй им, Господи, , чтобы знать тебя как истинного Бога, как другие христианские народы знали тебя». 5
Выдающийся церковный историк Филип Шафф расценил это деяние с пренебрежительной точки зрения: «Так деспотической властью русский народ был оптом обращен в христианство». 6 Тем не менее, распространение христианства в период с 9 по 11 века в основном шло именно так.
Народы Скандинавии, Центральной Европы и Балкан были обращены в христианство через обращение правителей, которые поддерживали, часто насильственными средствами, работу христианских миссионеров среди своего народа.
После разделения Восточной и Западной церквей в 1054 году правители и народ расширяющейся Российской империи продолжали исповедовать православную веру. При царях Москва стала религиозным соперником латинского христианства, «Третьим Римом», а епископ Московский принял титул патриарха. Как лидер Русской православной церкви он стал «русским папой».
_______________
1 Даже скептически настроенные историки считают, что Хроника дает в целом точный отчет об этих событиях.
2 Несколько десятилетий спустя, в 1054 году, произошел формальный раскол между церковью Востока и Запада. См. статью «Великий раскол церкови».
3 Кеннет Скотт Латуретт, История христианства , том. 1, с. 392.
4 Российская Первичная Хроника , отредактированная и переведенная Сэмюэлем Хаззардом Кроссом и Ольгердом П. Шербовиц-Ветзором.
5 Там же.
6 Филип Шафф, История христианской церкви , том. 4, «Средневековое христианство», стр. 141.
Автор: Пол Кролл
Помогите нам предоставить больше подобного контента, предоставив сегодня
Пожертвовать
Религия в России.
Какие религии существуют в России?
- Наиболее распространенной религией в России является русское православие.
- Православная вера очень строгая. При входе в церковь женщины должны покрыть волосы, а мужчины снять головные уборы. Есть ряд правил поведения в церкви, да и сама служба тоже проходит строго по порядку. Богослужения совершаются не на русском, а на старославянском языке.
- Россия веками была домом для евреев, несмотря на то, что они подвергались гонениям. Однако в таких местах, как Санкт-Петербург, сохранились сравнительно большие еврейские общины.
- Буддизм есть и в России. В Санкт-Петербурге есть прекрасный буддийский храм, который всегда рад гостям.
- Последователей ислама больше всего на юге России.
- Республика Тыва, расположенная недалеко от Алтайских гор, является родиной русского шаманизма. Верующие со всей страны едут в этот сибирский край за шаманским советом.
Русское православие
Познакомившись поближе с русской культурой, вы поймете, какую большую роль играет религия в российском обществе. С XI века славянский народ был язычником, но после того, как князь Владимир Красно Солнышко (Красное Солнышко) решил стать христианином, он тут же крестил все население, иногда даже применяя силу. Впоследствии каким-то образом русские люди полюбили православие, и его соответствующие обряды стали для них источником вдохновения. Поскольку власти царя всегда были очень религиозны и поэтому решительно поддерживали православие, церковь процветала по всей стране. Было огромное движение по строительству церквей и храмов по всей России; красота этих зданий произвела впечатление как на православных христиан, так и на представителей других религий. Величайшие храмы сосредоточены в сердцевине русского христианства в центральном регионе и столице страны — Москве.
Общеизвестно, что православие — строгая религия с большим количеством правил, постов и ограничений по сравнению с баптистской или даже католической верой. Тем не менее, в России люди приняли православие, и в настоящее время многие люди остаются очень набожными.
Краткая история русского православного храма
Церковь или храм – духовное сооружение, предназначенное для совершения богослужений, построенное и освященное особым образом. В христианстве храм – это дом Божий, место для молитв.
Традиции строительства храмов складывались на протяжении сотен лет. Чаще всего христианские храмы имеют вид креста, который в своей восточной форме имеет кресты равной длины, сверху. Самым известным христианским храмом был собор Святой Софии в Константинополе, столице Византии. Его круглые купола стали образцом для будущих архитектурных начинаний православных храмов. Круглые купола и арки символизировали вечность и совершенство и были призваны сделать их наблюдателей более «духовно сознательными». алтарь. Христианский храм обычно состоит из трех отдельных частей: притвора, средней части и алтаря. Большинство храмов Древней Руси строились с пятью «луковицами».
Для строительства нового храма необходимо получить благословение церковного иерарха. После постройки новую церковь или храм освящали в честь Иисуса Христа, Божией Матери или одного или нескольких святых. Одноглавая церковь или собор символизировали Бога; два купола были символами божественной и человеческой природы Иисуса Христа, три купола – Троицы, пять куполов – Иисуса Христа и четырех евангелистов. Храм с семью куполами символизировал семь церковных таинств, с девятью куполами — девять ангельских титулов, а с тринадцатью куполами — Иисуса Христа и его двенадцать апостолов.
Форма и цвет купола также очень важны в религиозной символике. Купола в форме шлема символизировали борьбу христианства с силами зла; форма луковицы также является символом пламени свечи, которая, в свою очередь, символизирует бессмертную душу. Золотые купола означают божественную славу и венчают большинство главных соборов, расположенных в больших городах. Храмы, освященные в честь Богородицы, имеют голубые купола с золотыми звездами, которые символизируют Вифлеемскую звезду. Купола, построенные в честь Троицы, имеют зеленые купола, а храмы, освященные в честь святых, имеют зеленые или серебряные купола.
Стены христианских храмов всегда расписаны изображениями на библейские темы: сотворение мира, жизнь Адама и Евы, Вечеря Господня и Страшный суд. Обычно над их арками располагаются изображения четырех евангелистов, а в арках — изображения апостолов, святых и пророков. На колоннах обычно наносят изображения мучеников.
Структура христианских храмов спроектирована с учетом следующих правил: алтарь всегда располагается с восточной стороны, а уровень его пола немного выше остальных залов храма. Это также основная часть храма, а это означает, что только мужчинам разрешено входить внутрь. Середина алтаря — это место, с которого произносятся молитвы. Здесь хранятся важные святыни (крест, Библия, скиния, пикс и телесный – кусок шелка с изображением возложения Иисуса Христа во гроб). Заднюю стену алтаря занимает иконостас: перегородка с рядами икон. Хоры располагаются вдоль стен церквей и соборов. Западная часть храма предназначена для людей, еще не крещеных, но собирающихся принять христианскую веру, и для людей, исповедующихся в своих грехах.
Русские православные службы
Богослужения в храмах являются выражением веры людей и их любви к Богу. Во время этих служб священники носят специальные одежды, которые могут быть разного цвета (желтого, белого, синего, красного, зеленого, фиолетового или черного с серебром) в зависимости от вида службы. Главным богослужением является литургия, которой предшествуют семь действий в течение дня: вечерня, полунощница, утреня и еще четыре службы. Этот круг богослужений означает благодарность людей Богу за спасение их от грехов и грехов человечества в целом. Православная церковь также имеет случайные религиозные ритуалы. Это услуги, связанные с религиозными таинствами (крестины, венчание, отпевание и др.).
Обряд православного богослужения зародился много веков назад, в первой православной столице Константинополе. Православная церковь имеет три ежедневных богослужения в течение дня. Также оно делится на разные таинства: причащение, крещение, соборование, миропомазание, венчание и рукоположение. Помимо этих таинств, существуют также специальные богослужения, посвященные различным религиозным праздникам. Ежедневные богослужения длятся в течение всего дня. Вечерние службы состоят из богослужения девятого часа, вечерней песни и повечерия. Эти молитвы сигнализируют о благодарности, которую люди воздают Богу за этот день, и об их просьбе спасти спящих ночью. Утренние богослужения начинаются с полунощницы, посвященной второму пришествию Иисуса Христа. Следующей службой является утреня, которая символизирует благодарность людей Богу за прошедшую ночь и освящение нового дня. Третья часть утренней службы – это служба первого часа. Это богослужение, как и следующие за ним службы третьего, шестого и девятого часов, кратки и состоят из нескольких псалмов и молитв.
Вечерня проводится в храмах в ночное время перед воскресеньями и религиозными праздниками. Самые торжественные вечерни совершаются перед Рождеством и Пасхой, и большая часть ее богослужений посвящена этим праздникам. Традиция богослужения очень древняя: она появилась потому, что легенды утверждают, что Иисус Христос и его апостолы часто молились только в ночное время. Кроме того, христианам, жившим в первые годы нашей эры, приходилось молиться и совершать богослужения тайно и ночью из-за боязни гонений со стороны римлян.
Во время первой части вечерни священники напоминают людям ветхозаветные истории, а хор поет псалмы о сотворении мира и возносит молитвы о прощении. Второй частью этого богослужения является Великое Голосование, которое посвящено обращению к Богу за помощью. Это общее богослужение, в котором принимают участие все люди, и оно всегда начинается из-за массовых призывов прихожан молиться всем вместе. Во время Великого избирательного права священник читает у алтаря семь тайных молитв, а хор поет псалмы о ветхозаветных праведниках и об Иисусе Христе. Далее хор поет гимн, прославляющий Бога, и священники обходят участников церемонии с кадильницей (сосуд, в котором воскуриваются благовония) и свечами.
Следующее действие вечерни – это совокупность общих молений Божией Матери и всем святым (Иоанну Предтече, Николаю Чудотворцу, святителям Кириллу и Мефодию и др.) на нужды всех человечество. Затем начинается утренняя часть вечерни: священник рассказывает о событиях Нового Завета, и тема богослужения меняется с покаяния на духовную радость. Хор поет о рождении Иисуса Христа и читает шесть псалмов о милосердии Божием. Наконец, начинается самая торжественная часть вечерни. Священники зажигают все свечи и все входят внутрь храма, символизируя апостолов, пришедших ко гробу Иисуса Христа и знавших о его воскресении.
В каждой православной церкви есть колокольня. Многие считают колокола традиционными православными музыкальными инструментами, а органы — традиционными католическими инструментами, но на самом деле колокола попали в Древнюю Русь из католической Европы, а органы появились в православной Византии.
Сейчас в православных храмах обычно много колоколов разных размеров. Большие колокола используются редко, только во время особо торжественных или трагических событий. В другие звонят во время богослужений и религиозных праздников. Сначала колокола были четырехгранными, а с 10 века стали круглыми. Особые церковные уставы определяют порядок и мелодию звона в колокола, например медленный звон одного из колоколов называется церковным: это приглашение в храм и знак того, что скоро начнется богослужение. место. Во время Великого поста звон колоколов сводится к минимуму. Раньше колокола использовались только для призыва верующих на богослужения. Но сейчас колокола звонят несколько раз в день – ведь очень важна атмосфера.
Как вести себя в православном храме
Все посетители православных храмов, в том числе и не исповедующие православной веры, должны вести себя уважительно. При входе в храм мужчины должны снять головные уборы (сюда входят шапки, банданы, шарфы и т. д.), а женщины, наоборот, покрыть голову шалями. У порога храма люди должны на мгновение остановиться, перекреститься правой рукой и поклониться. Эти действия являются внешним проявлением убеждений православных людей. Конечно, если вы не христианин, вам не нужно креститься, но лучше входить в храм медленно и тихо. Остановитесь на мгновение перед тем, как войти, сконцентрируйтесь на идее, что вы входите в духовное место, затем продолжайте. Когда вы входите, молчите, не разговаривайте друг с другом без крайней необходимости. Не обсуждайте увиденное вокруг с людьми внутри. Если и говорите, то тихо, задавайте вопросы только дамам, которые работают внутри церкви. Обычно вы найдете их в конце зала, где продаются свечи и некоторые другие церковные предметы (такие как иконы, крестики и серебряные цепочки). Если вы поступаете в монастырь, правила могут быть еще строже. Женщинам не следует носить короткую юбку или брюки, хотя в некоторых местах можно носить длинную юбку поверх обычной одежды. Здесь также действуют церковные правила относительно покрытия головы.
Когда люди принимают благословение от священника, они должны скрестить руки на груди, положив правую руку поверх левой. Целуя иконы, нельзя целовать в лицо изображения Иисуса Христа, Божией Матери или святых. Каждую икону можно поцеловать только один раз, даже если на ней изображено более одного человека. Конечно, эта информация относится только к верующим, которые верят и посещают службу с определенными ожиданиями. Если вы вошли в церковь из-за культурных интересов, вы не обязаны участвовать в этих ритуалах.
Кроме того, православные посетители могут ставить свечи в храмах. Эта практика на самом деле открыта для всех, но если вы не верите в такие вещи, то эта практика бесполезна. Однако, если вам хочется это сделать — вперед. Обычно в храмах можно купить свечи и зажечь их от уже зажженных свечей. Свечи, зажженные за здравие, можно ставить перед любой иконой; свечи, зажженные за умерших, нужно ставить только перед распятием. Также имейте в виду, что все богослужения в православных храмах России проходят на старославянском языке; это звучит не как нормальная речь, а скорее как песня. Казалось бы, речь будет полна духа, но Православная Церковь торжественна и не допускает много радости. Люди ведут себя так, как будто они страдают или просто очень спокойны; посещение церкви для них больше похоже на обязанность. Для верующих это не место, где можно встретиться с друзьями или прославить Господа и порадоваться. Таким образом, все люди должны вести себя просто, естественно и уважительно по отношению к другим посетителям при посещении православного храма.
Иудаизм
Исторически сложилось так, что в России всегда существовала довольно большая еврейская община, несмотря на санкционированное правительством преследование еврейских верующих до и во времена Советского Союза. Эта религия занимала печальное место в истории России, потому что евреи часто подвергались давлению со стороны Русской православной церкви. Русская православная церковь всегда была главной религиозной ветвью и обладала огромной властью, и, следовательно, больше всех пострадал иудаизм. Многим русским евреям пришлось эмигрировать в другие страны. Таким образом, в настоящее время евреи не будут выражать свои убеждения слишком широко или публично, даже несмотря на то, что санкционированные правительством преследования прекратились. Тем не менее, в Санкт-Петербурге есть относительно большая еврейская община, и у них есть большая хоральная синагога, которая находится на Лермонтовском, 2. Посещение этого религиозного здания, вероятно, лучший способ узнать об иудаизме и его практиках в современной России. .
Буддизм
Буддизм, которому более двух с половиной тысяч лет, является одной из трех древнейших религий. Главой всех буддистов является Далай-лама, что буквально переводится как «Океан мудрости». В России буддизм впервые приняли буряты, один из многих видов монгольского народа, поселившегося на русских землях. 1741 год считается официальным приходом религии в Россию. После этой даты буддизм распространился среди многих различных русских групп, включая калмыков и тувинцев. Эта религия тоже пострадала в советское время: многие храмы были полностью разрушены, а буддийские монахи расстреляны. К счастью, в 1990-х годов буддизм получил официальное признание и начал расцветать.
Ислам
Если вы будете следить за текущими событиями, вы узнаете, что Ислам был представлен как опасная религия; однако в чистом виде сама религия очень справедлива, уравновешенна и миролюбива. В России распространен ислам, особенно в южных регионах страны. Религия также имеет множество последователей в других частях России, в том числе в Санкт-Петербурге. Информацию о русско-исламской общине Санкт-Петербурга вы можете найти в Соборной мечети, которая находится на Кронверском проспекте, 7. Помимо того, что это образовательный опыт, посетители находят эту мечеть визуально красивой. Это одна из самых больших мечетей в Европе, вмещающая до пяти тысяч человек. На первом этаже есть огромный зал, предназначенный только для мужского поклонения; второй этаж предназначен для женщин, а на третьем проходят занятия воскресной школы. Здесь можно изучать арабский и татарский языки, а также основные столпы самого ислама.
Шаманизм
Шаманизм на самом деле не очень распространен в настоящее время. Религия распространилась по Центральной Азии, и многие люди переняли шаманские практики. Наибольшее развитие религия получила в Республике Тыва, расположенной недалеко от Алтая и граничащей с Монголией. За последние десять лет шаманизм, наряду с буддизмом, пережил второе рождение в Республике Тыва. На данный момент здесь проживает около 170 шаманов. В Туве многие склонны верить в шаманов и просят у них помощи и совета в бытовых вопросах. Но население Тувы не единственная группа людей, исповедующих шаманизм, люди со всей страны едут на большие расстояния в Республику Тыва, чтобы просить помощи у мудрых шаманов.