Русская православная церковь в 15 начале 16 века: ЗАЛ 19. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI-XVII ВВ.
Содержание
Видеоурок по истории 6 класс тема Русская православная церковь в XV начале XVI в
Становление средневековой Европы VI-XI века
Византийская империя
Арабы в VI—XI вв.
Восточные славяне в VI –VIII веках
Русь в IX – XII вв
Русские земли в середине XII- начале XIII в
Русь между Востоком и Западом
Русские земли в середине XIII – XV в.
Показать все темы
История
5
6
7
8
9
Поделиться
1
0
05:19
Чем знаменателем этот период ? Именно в этот промежуток времени русской истории закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. В этом видеоуроке мы выясним, что изменилось в духовной сфере общества, какие нововведения были внесены.
Российское государство и православная церковь в XV-XVII веке
После смерти в 1431 году митрополита
грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II,
«нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако
константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще до
его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию
смоленского епископа Герасима.
В 1435 году Герасим, обвиненный в
измене, погиб в Смоленске. А Иона во второй раз отправился в
Константинополь на поставление в митрополиты. Но вновь опоздал: еще
до его прибытия патриархия утвердила митрополитом грека Исидора,
видного церковного деятеля, широко образованного человека. В апреле
1437 года новый митрополит прибыл в Москву.
Назначение Исидора своей целью ставило обеспечить
принятие Русской Церковью предполагавшейся православно-католической
унии.
Митрополит Исидор принял деятельное
участие в заключении унии, которая была подписана во Флоренции в 1439
году. Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о
принятии Православной Церковью католических догматов и признании
римского папы главой Церкви при сохранении православных обрядов в
богослужении.
По пути из Флоренции в Москву Исидор разослал пастырское
послание об унии в польские, литовские и русские земли. Однако
терпимое отношение к унии Исидор встретил только в Киеве и Смоленске.
Весной 1441 года митрополит прибыл в Москву с грамотой от папы
Василию Темному. Но великий князь отказался признать акт о соединении
церквей и объявил Исидора еретиком. Тот был арестован и заточен в
Чудов монастырь. Оттуда Исидор бежал сначала в Тверь, затем в Литву
и, наконец, в Рим.
15 декабря 1448 года собор русских епископов в Москве
утвердил на митрополичьем престоле ставленника Василия II Иону без
санкции константинопольского патриарха. Этот акт ознаменовал
формальное начало автокефалии Русской Церкви.
Митрополит Иона стал первым
предстоятелем автокефальной Русской Православной Церкви, но в то же
время и последним митрополитом, чья юрисдикция распространялась на
всю Русь, как Литовскую, так и Московскую.
Митрополит Иона старался содействовать великому князю
как во внутренней, так и во внешней политике. Отчасти благодаря
действиям митрополита в Новгороде и Твери образуются промосковские
партии, в результате чего Ивану III удалось довольно быстро подчинить
эти земли Москве (Новгород в 1478 году, а Тверь в 1485 году). В 1510
году Москве был подчинен Псков. Последней была ликвидирована в 1521
году самостоятельность Рязанского княжества. Результатом быстрого
усиления Московского государства стало восстановление полной
независимости от татар: в 1480 году после неудачного похода хана
Ахмата на Русь с татаро-монгольским игом было покончено.
Преемником митрополита Ионы (с 1461 по 1464 годы) стал
архиепископ Ростовский и Ярославский Феодосий (Бывальцев).
После его поставления на митрополию на Руси была
предпринята попытка обосновать новый порядок вещей, сложившийся в
Русской Церкви в связи с переходом к самостоятельности.
Одной из забот митрополита Феодосия
стало положение дел в Новгороде, всеми силами противившегося
московской централизации. Взойдя на Московскую кафедру, Феодосий
активно занялся оздоровлением нравственного облика приходского
духовенства посредством ужесточения канонической дисциплины. В
частности, Феодосий вновь подтвердил правило обязывавшее овдовевших
священников уходить в монастырь и принимать постриг. Тех же, у кого
из вдовых священников обнаруживалась сожительница – а таковых
было не мало, Феодосий, согласно канонам, велел извергать из сана.
Эти меры митрополита Феодосия вызвали
сильнейшее возмущение со стороны низшего духовенства.
От постоянных упреков Феодосий
окончательно разочаровался в начатой им реформе и, оставив в 1464
году митрополию, удалился на покой в Чудов монастырь.
В том же году собором епископов при участии великого
князя Ивана III Васильевича новым митрополитом был избран Филипп I,
ранее занимавший Суздальскую кафедру.
При митрополите Филиппе вновь резко
обозначились нестроения в Пскове и Новгороде. Со смертью архиепископа
Ионы в 1470 году духовенством ему был избран преемник –
ризничий Феофил, который и должен был отправиться в Москву на
поставление. Однако Борецкие выдвинули своего кандидата на
архиепископство — монаха Пимена, бывшего ключника Ионы –
казнокрада и карьериста, готового ехать на поставление к Григорию в
Киев.
На тот момент
Григорий уже отрекся от унии и был признан Константинопольским
патриархом Дионисием в качестве митрополита всея Руси, так как
Московских митрополитов патриарх не
признавал. Дионисий направил в Литву, Новгород и Москву грамоты с
требованием признания Григория законным митрополитом
Константинопольской юрисдикции. Великий князь Иван III, дабы пресечь
новгородский сепаратизм, написал в Новгород послание, в котором
пытался убедить новгородцев не выходить из-под московской юрисдикции,
по причине сомнения в истинности Православия греков и обосновывал
необходимость перехода Русской Церкви к независимости от
Константинополя.
В 1471 году, пришедшие к власти в
Новгороде Борецкие, заключают союз с великим князем литовским и
польским королем Казимиром
Ягеллоном. Казимир поставил в Новгород своего наместника и обещал
«Господину Великому Новгороду» защиту от Москвы.
Нареченный архиепископ
Феофил, боясь потерять кафедру, также принял участие в сговоре с
Казимиром. В Москве это расценили как политическую измену и
отступничество от Православия, началось открытое противостояние.
В период
управления Русской Церковью митрополитом Филиппом пришелся брак Ивана
III с византийской принцессой Софьей Палеолог. В ходе этого события
примечателен следующий случай. Софья была униаткой, воспитанницей
митрополита-кардинала Виссариона Никейского, одного из творцов
Флорентийской унии, идя на брак с великим князем она отказалась от
уни, однако ее поездку в Россию сопровождал папский легат –
кардинал Антонио Бонумбре. Папский дипломатический этикет требовал
при въезде в Москву преднесения латинского креста, в чем Иван III не
видел ничего предосудительного. Однако, узнав об этом, митрополит
Филипп поставил ультиматум. Князь был вынужден принять требования
Филиппа: креста перед легатом не несли, а сам кардинал был принят
лишь как частное лицо.
Преемником митрополита Филиппа в 1473
году стал Коломенский епископ Геронтий (1473-1489 годы).
В 1478 году между ним и Иоанном
III произошел конфликт. Началось все с того, что Ростовский
архиепископ Вассиан Рыло — противник Геронтия, желавший занять его
место, решил подчинить себе Кирилло-Белозерский монастырь, который
хоть и находился в его епархии, однако, издревле находилась в ведении
удельного князя Верейско-Белозерского, каковым в то время был князь
Михаил Андреевич, представитель младшей ветви Московской династии.
Продолжением этого конфликта между
Геронтием и Иоанном стал случай, который произошел при освящении
нового Успенского собора: князю донесли, что митрополит Геронтий
неправильно совершает крестный ход — против солнца. Иван III,
полагавший, что ходить нужно посолонь, видимо, расценил действия
Геронтия политический протест. Разразился скандал в результате
которого князь запретил митрополиту освящать новопостроенные
московские храмы.
Впоследствии, в 1481 году, дело о
крестном хождении дошло до особого соборного разбирательства, на
котором, однако, подтвердилась правота Геронтия.
Но, желавший доказать свою власть в
делах церковных, Иван продолжал свои нападки на митрополита. Тогда
Геронтий удалился в Симонов монастырь и велел передать государю, что
оставит кафедру, если великий князь не «побьет ему челом»
и не прекратит принуждать к хождению посолонь. Митрополита поддержало
практически все духовенство, поэтому Иван III вынужден был смириться
и принести свои извинения митрополиту.
Однако следует отметить, что столкновение Ивана III с
Геронтием никак не отразилось на позиции митрополита во время
событий, в ходе которых решалась дальнейшая судьба Руси.
Русское государство XVI
века являлось государством агарным, сельское хозяйство было самой
развитой и прибыльной отраслью экономики. Отсюда следует, что
наибольшее влияние на политику оказывали крупные землевладельцы,
причем их роль в управлении государством напрямую зависела от их
земельной собственности. Одним из самых крупных землевладельцев была
Русская Православная Церковь в лице монастырей.
В XV-XVI
веков монастыри в России переживали расцвет. В центре и на окраинах
появились сотни новых обителей. Дореволюционные историки склонны
связывать это с участием монастырей в колонизации плохо заселенных
русских земель. Здесь не было богатых жертвователей из князей, знати
и горожан. Одни из них превратились в крупных землевладельцев, другие
существовали в виде скитов и лесных пустыней.
Малоосвоенные земли, окружавшие новые монастыри,
расположение обителей на пограничье разных княжеств, а так же ореол
святости основателей делали их притягательными для крестьян,
стремившихся покинуть прежних владельцев и найти покровительство у
Церкви. Основанные, как правило, на малонаселенных поначалу землях,
монастыри быстро обрастали сельскими поселениями.
Князья, на чьих землях или границах находились крупные
монастыри, стремились заручиться их поддержкой, особенно в
территориальных спорах и различных конфликтах с соседями. Кроме того,
святые основатели монастырей были моральной опорой в моменты выбора
ими новых направлений политики или преемника.
Таким образом, удельные князья
были заинтересованы в процветании своих монастырей, предоставляли им
налоговые льготы и судебные привилегии. Это, в свою очередь,
благоприятствовало развитию хозяйства монастырей, привлекало
крестьян, «садившихся» на монастырскую землю.
Быстрому обогащению монастырей способствовали и
пожертвования богомольцев.
Состоятельные люди усвоили своеобразный
взгляд на грех и покаяние. Любой грех они надеялись после кончины
замолить чужой молитвой. Власть и преступление были нераздельны, а
потому князья на старости лет щедро наделяли монастыри селами, давали
им жалованные грамоты. Их примеру следовали другие богатые
землевладельцы, из поколения в поколение поддерживавшие отношения с
«семейными» монастырями. Для устройства души усопшего
наследники при разделе имущества выделяли обязательную долю в пользу
монастыря, что получило отражение в нормах наследственного права.
Пик пожертвований начался в конце XV века в связи с
напряженными эсхатологическими ожиданиями конца света в 1492 г.
Сложившаяся ситуация сильно заботила великого князя
Ивана III, ибо монастырские земли с его точки зрения оказывались
«бесполезными». А потому верховная власть была очень не
прочь забрать их себе и раздавать «служилым людям» в
«кормление».
В 1478 г. Иван III, завоевав Новгород, провел первую в
русской истории масштабную секуляризацию церковных земель Новгорода,
раздав, согласно летописи, конфискованные у монастырей села во
владение московским боярам. В дальнейшем Иван III намеревался
провести аналогичную кампанию в масштабах всей страны, что со всей
ясностью обнаружилось на соборе 1503 года в Москве.
Проводимая великим князем политика в отношении
церковного землевладения породила церковно-политический конфликт
между двумя партиями: так называемыми «нестяжателями» и
«иосифлянами».
Так как провести насильное изъятие было невозможно,
поскольку применение тех же мер, что и в Новгороде в отношении
московского духовенства вызовет крайнее негодование населения. По
этой причине, в отличие от Новгорода, в Москве власти пытались
воздействовать на Церковь методами убеждения: от духовенства
требовали добровольной «жертвы» в обмен на полное
обеспечение деньгами из казны и хлебом из великокняжеских житниц. Как
отмечает Сомин Н.В., великий князь мог рассчитывать на успех
задуманной секуляризации лишь при поддержке влиятельных духовных лиц,
кокковым стал преподобный Нил Сорский.
Строя свою апологию нестяжания, преподобный Нил Сорский
исходил из обличения тех злоупотреблений, которые наличествовали на
тот момент в области церковного землевладения.
Постепенно с обрастанием монастырей землями монахи,
удалившиеся из мира во имя духовного подвига, стали вести жизнь
весьма далекую от идеалов иноческой подвижнической жизни: начали
предаваться стяжанию, собирали оброки с крестьян, вымогать
пожертвования у богатых землевладельцев.
Оппонентом преподобного Нила Сорского явился другой
подвижник – преподобный Иосиф Волоцкий – игумен
Успенского монастыря в Ламском Волоке.
Иосиф Волоцкий отстаивал монастырские богатства,
указывая на монастырскую благотворительность, и тот факт, что
монастырские крестьяне, не смотря на все издержки, все равно жили
лучше окружающих. В качестве примера преподобный приводил Волоцкий
монастырь, который в голодные годы кормил сотни голодающих крестьян,
собиравшихся со всей округи. Спасение же Иосиф видел в умножении
строгостей.
Во второй половине XV века в Новгороде возникло
религиозное движение, известное под именем ереси «жидовствующих».
Скудные сведения в летописях, посланиях
архиепископа Новгородского Геннадия и «Просветителе»
преподобного Иосифа Волоцкого позволяют сделать вывод, что
жидовствующие отвергали церковную иерархию и монашество, отрицали
поклонение иконам и оскверняли их, не верили в таинство Евхаристии,
отрицали Троицу и божественность Иисуса Христа. Некоторые
жидовствующие крайнего толка не признавали бессмертие души.
Собственно еврейский элемент не
играл в учении жидовствующих главной роли. По сути, эта ересь, с
одной стороны, была отражением на русской почве происходившего в это
время в Западной Европе религиозного брожения, проявлявшегося в
возникновении ряда рационалистических учений.
С другой –
следствием пороков церковного общества и
недостатков церковного устроения: падение светского и церковного
просвещения в то время достигло своего апогея. Почти не было
грамотных священников (даже в таких местах, как Новгород, где в XII
веке была поголовная грамотность населения).
В Новгороде к жидовствующим примыкали
люди нравственно наиболее строгие и выдержанные, которые и себе
казались праведниками. Среди активистов жидовства не было
маргинальных элементов — там были именно люди, известные строгостью и
всеми уважаемые.
Поначалу сам великий князь Иван III снисходительно
относился к еретикам, пытаясь использовать их своих целях:
жидовствующие облегчали ему борьбу с противниками секуляризации,
поскольку еретики, помимо прочего, были противниками «стяжательства».
Ересь стала широко известна лишь в 1487 г., когда в
Новгороде несколько священников стали хулить православную веру. С
этого момента архиепископ Геннадий возглавил борьбу против
жидовствующих. Он добился созыва собора в 1488 г., на котором было
решено применять суровые меры наказания к нераскаявшимся еретикам.
Однако еретики, заручившись расположением великого князя, добились
поставления в 1491 г. архимандрита Зосимы митрополитом Московским.
Но в 1494 году митрополит Зосима, обвиненный в
«непомерном питии», был отстранен. Его место занял
митрополит Симон – человек твердых православных убеждений, но
слишком робкий, готовый подчиняться приказам Ивана III, а потому не
начавший преследования еретиков.
Дело Геннадия продолжил Иосиф Волоцкий. Чтобы
организовать суд над еретиками, преподобный Иосиф предложил начать с
радикальных мер: арестовать подозреваемых и, подвергнув пыткам,
выявить зачинщиков и прочих участников.
Позиции «нестяжателей» несколько усилились,
когда в 1518 году с Афона прибыл Максим Грек для перевода церковных
текстов. В своих сочинениях он говорил о необходимости отказа Церкви
от земель. Его деятельность вызывала сильное раздражение среди
иосифлян. Ведущую роль в этой борьбе играл новый митрополит Даниил,
последователь Иосифа Волоцкого. Он также оказывал помощь Василию III
во внутриполитических делах, а поэтому пользовался его поддержкой. В
феврале 1525 года Максим Грек был арестован и после скорого суда
провел в заточении 7 лет.
Серьезный удар «нестяжатели»
получили с устранением в 1531 году Вассиана Патрикеева. Вассиан
выступал против развода Василия III
с женой Соломонией, а затем обличал вероломное предательство
черниговских князей Шемячичей – заключенных Василием в темницу
во время переговоров, вопреки данной ранее охранной грамоте. Вассиан
попал в немилость, против него был инспирирован процесс по обвинению
в ереси и колдовстве, после чего тот был сослан в Волоколамский
монастырь на «строгое послушание», где вскоре и
скончался.
На суд над Вассианом в качестве свидетеля был привлечен
и Максим Грек, но митрополиту Даниилу, по видимому, был необходим
показной процесс и Максиму прямо инкриминировали проповедь
нестяжательства. При этом ему было приписано многое из того, что в
реальности говорилось отнюдь не им, а Вассианом. Реабилитирован
Максим был только в годы правления Ивана IV.
В середине XVI века в связи с бурным развитием поместной
системы правительство как никогда испытывало острую нужду в пашенных
землях. Большинство черных волостей и часть дворцовых были розданы в
поместье. Начавшиеся реформы требовали свободных земель. Отсутствие
культурных земель сдерживало в известной степени рост поместной
системы. Правительство надеялось на Стоглавом соборе провести
программу хотя бы частичной секуляризации церковных земель.
Подводя итог, следует отметить, что рассматриваемый
период является временем расцвета монастырей. В центре и на окраинах
появились сотни новых обителей. Одни из них превратились в крупных
землевладельцев, другие существовали в виде скитов и крохотных лесных
пустыней, чему было несколько причин: заинтересованность князей в
мощном союзнике своей политики, земельные дарения для спасения души,
выгодное расположение. Однако это породило коренные изменения как в
статусе церковнослужителей – игумены монастырей и епископы,
фактически, становились феодалами, так и в нравственном облике
духовенства, что вызвало тревогу в церковных кругах. Лучшие умы
Церкви искали выход из кризиса, в результате чего начали развиваться
две концепции – сохранения церковных земель и имущества и
полного отказа от них. Церковь и государство не противостояли друг
другу постоянно – они были союзниками в борьбе с еретичеством.
В церковной политике великих князей постоянно присутствуют
секуляризационные тенденции, но больших успехов государство добилось
в 50-е годы XVI века.
Литература:
Ляхова Е. А. Православные монастыри в XV-XVII
веке. Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и
перспективы: материалы I
Международной научно-практической конференции. В 2 частях. (Часть 1)
– Ставрополь: Центр научного знания «Логос» 2011 –
26-30 с.
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М.,
1991. Т. 1. С. 398.
Макарий (Булгаков), митрополит. История русской церкви.
– Цит. по: Бояринцев К.В.
Взаимоотношения Церкви и государства в досинодальный период. / На
правах рукописи. Самара, 2007.
Петрушко В.И.
История Русской Православной Церкви.Сомин Н.В. «Стяжатели»
и «нестяжатели».Скрынников
Р.Г. Государство и церковь на Руси
XIV-XVI вв. Подвижники русской церкви. Новосибирск, 1991.
С. 175.
Плигузов А.И. Полемика в Русской Церкви первой трети
XVI столетия.
Основные термины (генерируются автоматически): III, Новгород, великий князь, Москва, Феодосия, митрополит, Русская Церковь, земля, Русь, Константинопольский патриарх.
Нестяжатели и Стяжатели в России XVI века — Статьи — Дом отшельников
Спор о нестяжателях и
Стяжателей в начале шестнадцатого века в России не было.
исторический прецедент противопоставления отшельнических ценностей как церкви, так и государству.
Конфликт разразился в поворотный момент российской истории и был отмечен
влияние Нила Сорского, отшельника.
Нил или Николай Сорский или Сорский (1433-1508) был
наиболее значительная фигура в продвижении исихазма и отшельничества в начале
современная Россия. Хотя он написал всего два произведения, скромные указания для монахов
и отшельники, их влияние и влияние его скита были
способствовал широко распространенному в России отшельническому и аскетическому движению, которое существовало в течение
веков. Тем не менее фактическое участие Нила Сорского в полемике о Несобственниках
был косвенным, ибо в этой трагической драме действовали более крупные силы.
Предыстория
Пятнадцатый и начало шестнадцатого веков стали свидетелями огромных изменений в
Россия: национальная консолидация вокруг Московского княжества, автономия
Московский патриархат от византийского Константинопольского патриархата, а
Возникновение царизма и политическая теория «третьего Рима», продвигающая
консолидация власти вокруг церкви и государства. Эта настройка
Споры о невладельце выдвигают на первый план импульс огромной церковной и
светских сил в России, которым бросили вызов скромные, но красноречивые сторонники
духовное видение жизни.
Во время борьбы со своими татарскими оккупантами, завершившейся русскими
независимости в конце 1480-х гг. московские князья установили тесный
отношения с митрополитом Московским и другими церковными деятелями в качестве воспитателей, советников,
и сторонники государственной власти. Поднимающийся национализм отверг поворот на Запад.
В 1441 году митрополит Московский Исидор, грек по происхождению, присутствовал на соборе.
Флоренции, где осажденный Константинополь объявил о недолговечной унии с
Рим и католическая церковь. По возвращении в Москву Исидор был резко
осужден церковными властями и заключен в тюрьму великим князем за его
воспринимается как вероломство.
Московская кафедра оставалась вакантной до 1448 года, когда русский собор
епископы сами избирали митрополита, отвергая почтение к
прерогатива Константинополя назначать одного. Флорентийская уния стала
спорный момент, когда Константинополь пал перед турками в 1453 году.
отношений с Константинопольским Патриархатом, Русская Церковь была теперь
фактически автокефальным, то есть автономным.
Началось развитие политической теории Москвы как «третьего Рима».
возникают при консолидации достижений как церкви, так и государства. Успешный
отказ от Константинополя и Рима плюс укрепление церкви
и государственные интересы продвигали идею князя как императора или царя.
царь, как утверждалось, получил от Бога право и
право править в качестве защитника церкви. Церковь получила автономию
и защита от царя.
Ни одна из этих идей цезаропапизма не была новой для Европы, но слияние
событий в росте русского национализма познакомил их с Россией в этот
период. Ведущим сторонником государственной власти был аббат Иосиф
Волоколамского монастыря. Иосиф (1440-1515) сыграл ключевую роль в
лидерство Собственников, прямо противоречащее вдохновению
Нестяжатели, Нил Сорский.
Споры
Нил Сорский был монахом из высшего сословия, хорошо образованным, много путешествовавшим. и
членораздельный. Его монашеские годы в Кирилло-Белозерском монастыре познакомили его с исихазмом, который является одновременно духовным методом молитвы и посредничества, а также
вдохновение для стиля монашеской жизни и поведения, которое подчеркивает
внутреннее и созерцательное понимание внешних и ритуальных практик.
Нет
провел годы в изучении Отцов Церкви, как показывают его немногочисленные труды, и
его утонченность исихазма во время пребывания на Афоне убедила его в
вернуться в Россию, чтобы основать скит, основанный на его духовных методах.
скит представлял собой скит по образцу Афона — единственное жилище старца
и один или два ученика, чья повседневная жизнь была сосредоточена вокруг «интеллектуальной работы».
экономическую самодостаточность и милостыню в обмен на советы посетителям и
молитва от имени жертвователей.
Распространение примера отшельничества и исихазма, затронувшее устоявшиеся
монастыри и их монахи. Вскоре в районе, где жил Нил, появилось множество скитов.
поселились вдоль реки Сора, несколько пустынной и неблагоприятной местности.
но подходит для сурового отшельнического существования. Поскольку этот район находился на востоке
стороне Волги, традиционно разграничивающей русскую цивилизованную жизнь,
монахов-отшельников называли «заволжскими старцами».
Их удаленность была сочтена
установили духовенство как имплицитное суждение об обычном монашеском
Практика и авторитет. Это был не просто контраст стиля, а
скрытая угроза.
Русские монастыри того времени владели и распоряжались обширными землями (около трети
России), с ее продуктами, крестьянами и товарами. Тесный союз г.
церковь с помещичьей знатью и государством далее приносила крестьян в жертву
нищета, крепостное рабство, беспощадные наказания, вечный голод и
отчаяние.
В эту дихотомию социальной практики и обучения пришло секуляризационное движение, которое стремилось
внедрить в российское общество радикальные богословские убеждения. Напоминает больше
неортодоксальные протестантские движения в Европе Реформации, зарождающаяся секта отвергла тринитаризм, божественность Христа и действенность таинств
сохранить крещение взрослых. Иосиф V назвал секту «иудействующими» и еретиками.
Кроме того, иудействующие выступали за отделение церкви от государства.
В 1503 году в Москве был созван Церковный собор, продолжавшийся два года.
якобы целью было остановить рост ереси. Иосиф Волоколамский напал на них
как еретиков и называли их «жидовствующими». Джозеф призвал светские власти
арестовать и наказать их.
Нил Сорский и заволжские старцы отстаивали против них православие
но утверждал, что принуждение и наказание по своей сути несправедливы и что
Христиане, выступавшие за насилие и нетерпимость, предали собственное учение.
Они утверждали, что прощение и пример могут разубедить жидовствующих в их
ошибочные мнения.
Но подавляющее число участников совета встало на сторону Джозефа.
Еретики были арестованы, заключены в тюрьмы и подвергнуты пыткам. 27 декабря 1504 г.
часть из них была сожжена на кострах в Москве. В феврале 1505 г.
были сожжены на кострах в Новгороде.
Возникает вопрос, присутствовал ли на Соборе сам Нил Сорский
от 1503 г. Прямых свидетельств тому нет. Ни его, ни его современников
письма предполагают это, и это кажется маловероятным, учитывая его возраст и его стремление к
самоуничижение. Но несомненно присутствовали и другие заволжские представители, среди
им Васиан Патрикеев, (о котором подробнее ниже).
Триумф Иосифа в лечении еретиков подготовил почву для следующего
полемика.
Точки зрения
Заволжские старцы воспринимали монастырское имущество как отклонение от нормы
духовные цели монашества. Монастырское богатство и землевладение с его
ренты, работы, крестьян и рабов, нарушали монашеские обеты бедности,
самодостаточность,
труда и духовности. Жизнь монаха должна быть жизнью молитвы, созерцания,
простота и отрешенность от мирских забот. Со временем те, кто держит
отшельнические взгляды на собственность и землевладение стали называться «нестяжательскими».
Наоборот, Иосиф Волоколамский и защитники монастырского и церковного имущества
назывались «собственниками». Они утверждали, что собственность гарантирует жизнеспособность и
независимость церкви и ее монастырей. Конфигурация общества и
мир (и Россия), утверждали обладатели, был предопределен Богом, и
положение церкви было частью нерушимого порядка. Церковная власть
тесно сотрудничал с государством в регулировании потребностей общества. Иосиф Волоколамский
утверждал, что церковь и монастыри содержали школы, больницы,
церквей и продуктовых диспансеров с их доходами. Он утверждал, что
Святые Божии церкви и монастыри не должны подвергаться оскорблениям или насилию, и
их земли и имущество не должны быть отняты. … Для всей Церкви и
имущество монастыря, а также плоды труда монахов посвящаются
Бог. … Тот, кто отбирает что-либо, принадлежащее монастырю, является преступником,
и священные правила проклинают его.
На данном этапе шестнадцатого века прямая секуляризация не была
вопрос среди нестяжателей. Нет никаких доказательств того, что царя готовили
конфисковать церковные земли или владения для государства. Не было и Заволжья.
старейшины выступает за жадное до земли мелкое дворянство, как считают некоторые наблюдатели.
предложенный. Как отшельники без мирских благ, их представления о церкви
евангельская нищета и духовная простота, несколько аналогичная
Духовные францисканцы в Европе воспринимались как угроза устоявшемуся
заказ. Предположение, что старейшины секуляризируют церковную собственность, было
способ отождествления нестяжателей с еретиками.
Василий (Василий или Василий) III (1479-1533) стал великим князем Московским в 1505 г.
или 8. Один
одним из первых его действий было взятие Иосифа Волоколамского и владетелей под свою
защита. Неустанные усилия царя по расширению и укреплению России
повысил статус церкви, что, в свою очередь, способствовало его централизации.
В 1510 году преподобный Филофей Псковский писал Василию:
[Ты] на земле единственный император христиан, лидер
Апостольской церкви, которая стоит уже не в Риме или Константинополе, а в
благословенный город Москва. … Все христианские империи пали. Вместо них
стоит особняком Империя нашего правителя в соответствии с книгами
Пророки. Два Рима пали, но третий стоит и четвертый будет
не быть.
Господство владельцев было неоспоримым.
В последующие годы терпимости Василия хватило, чтобы два красноречивых защитника
Несобственники явятся в суд. Князь и монах Вассиан (Иван) Патрикеев
(1470-1532) начал пересмотр канонического права.
Его карьера до этого момента была
было опасно. Обвиняемый Иваном III в заговоре молодым дворянином, Вассиан
был вынужден принять постриг в
Кирилло-Белозерский монастырь (где был монахом Нил Сорский). Там
Вассиан имел
познакомился с идеями Нила Сорского и вскоре стал красноречивым
защитник нестяжателей. Он выступал за помилование
еретики на Соборе 1503 г.
Открытая критика собственников со стороны Вассиана не устрашила:
Где в евангельской традиции апостолы и отцы монахи
приказал приобретать многолюдные деревни и порабощать крестьян братством?
….Заглядываем в руки богачам, холопствуем рабски, льстим им, чтобы выкрутились
из них какая-то деревушка. … Мы ошибаемся, грабим и продаем христиан, наших
братья. Мы пытаем их бичами, как диких зверей.
Другим видным деятелем поддержки нестяжателей был Максим Грек (1480-1556).
Максим был русским ученым, знакомым с
Гуманизм эпохи Возрождения во Флоренции и Венеции, когда-то доминиканец, а затем
монах, проживающий на Святой Горе Афон. В 1517 году он был приглашен Василием в Москву.
перевести греческий
богослужебные книги и исправлять русские богослужебные книги, например псалтирь. Нравиться
Вассиан, Максим поддерживал нестяжательные взгляды заволжских старцев, и
хотя его называли скорее ученым и интеллектуалом, чем монахом-отшельником, он тоже
придерживался исихазма.
Но в 1523 году Даниил (1492-1547) стал митрополитом Руси. Даниэль
был протеже Иосифа Волоколамского и служил администратором в Волоколамском монастыре.
Даниил немедленно предпринял шаги, чтобы разбить нестяжателей. Как один наблюдатель
отмечает, что Даниил созвал в 1525 году следствие, на котором отлучил Вассиана и
приказал заточить его в Волоколамский монастырь, где Вассиан вскоре умер
после. Аналогично Даниил,
по тончайшим доказательствам осужден Максимос за ересь и предательство
отношения с турками. Его отлучили от церкви и заковали в кандалы в
Иосифо-Волоколамский монастырь. Его тюремщики сказали, что Максим и Вассиан
клеветал на московские богослужебные нововведения и сомневался в святости
… монахи, владевшие деревнями. Собор также обнаружил «еврейские» отрывки в
Перевод Максима [работа].
Позже Максима отправили в другой монастырь, где он был брошен в темницу
и заковали в утюги. Местный епископ незаметно удалил Максима в отдельную
камеру, где Максиму разрешили книги и письменные принадлежности. В итоге Максимос
был освобожден, но вскоре умер.
Смерть Вассиана и Максимоса фактически положила конец движению не-владельцев. Многие скиты были
распались в этот период и их монахи
и отшельники разошлись. Церковь и государство в последующие годы выросли более
самодержавный и могущественный. Видение Нила Сорского было фактически вычеркнуто.
Некоторые наблюдатели утверждают, что два полюса духовности, представленные
Иосиф Волоколамский и Нил Сорский были примирены, что оба были причислены к лику святых
Русская православная церковь. Однако Иосиф был назван святым в течение одного поколения.
его смерти, в ауре власти обладателей. Нила Сорского не было
причислен к лику святых до ХХ века.
Максима тоже причислили к лику святых. Он остался верен видению Нила Сорского
и движение нестяжателей. В конце жизни он писал, что отшельник должен
… быть чужим, неизвестным, без
страна, безымянная, молчаливая перед родными, знакомыми и
твои друзья. Раздай все, что имеешь, беднякам, пожертвуй всем своим старым
привычки и все по собственной воле.
¶
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
Общие трактовки этого периода включают Кембриджская история России ,
под редакцией Морин Перри. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2006; Изабель де
Мадариага: Иван Грозный: первый царь России . Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет
University Press, 2005 и Тимоти Уэр: Православная церковь . Лондон:
Penguin Books, 1993. Также Нил Сорский или Сорский: Полное собрание сочинений .
Отредактировал и перевел Джордж А. Мэлони, предисловие — Джон Л. Мина. Нью-Йорк:
Paulist Press, 2003. Мэлони, Джордж А., Русский исихазм: духовность.
Нила Сорского . The Hague: Mouton, 1973.
Почему многовековой религиозный спор вокруг Православной церкви Украины важен сегодня
Недавно в Украине была основана новая православная церковь.
Вскоре после этого Варфоломей I, Патриарх Константинопольский и духовный глава мирового православия, даровал независимость новой Православной церкви Украины и передал ее юрисдикцию от Московской церкви Константинопольской церкви, расположенной в Стамбуле.
Это соперничество Церквей Константинополя и Москвы за господство в православном мире не ново – оно насчитывает более 500 лет. Но рождение новой Православной Церкви в Украине открывает новую главу в этой истории.
Так что же представляет собой новая украинская церковь и как она изменит глобальный политический и религиозный ландшафт?
Константинополь против Москвы
Константинопольский патриархат считается самой важной из 15 независимых православных церквей мира. Хотя восточное христианство менее иерархично, чем его западно-католический аналог, Константинопольский Патриарх, тем не менее, имеет большой авторитет в православном мире.
Этот авторитет проистекает из притязаний Константинополя на первенство, уходящих корнями в его раннюю историю.
В четвертом веке нашей эры император Константин принял два решения, которые изменили мир: он сделал христианство официальной религией Римской империи и перенес столицу Римской империи из Рима в тогда еще скромный город Византию, позже переименован в Константинополь в честь императора.
С падением Рима в пятом веке нашей эры Константинополь стал неоспоримым центром Римской империи, а Византия — центром христианской власти.
В последующие века Константинопольский Патриарх бросил вызов универсальной власти Папы в Риме как по теологическим, так и по политическим причинам. В 1054 году это соперничество между Патриархом и Папой завершилось «Великой расколом», который разделил христианский мир на католический «Запад» и православный «Восток» — разделение, которое формирует политику и религию по сей день.
Константинополь сохранял свое положение имперского центра христианства в течение тысячелетия, пока город не пал перед османами в 1453 г. н.э. Важно отметить, что даже после падения Византийской империи как политического строя и изменения названия города с Константинополя на Стамбул, церковь сохранила свое первоначальное название. Это последний остаток Византии в современном мире.
С падением Константинополя православное христианство стало религией меньшинства под властью ислама. Московская православная церковь стала самой могущественной восточно-христианской церковью на суверенной территории. Это позволило ей позиционировать себя как наследницу христианской империи.
Из Киева в Москву
Киево-Печерский монастырь, построенный в XI веке зодчими из Константинополя, считается колыбелью как русского, так и украинского православия.
AP Photo/Ефрем Лукацкий
Москва не была новой церковью. Его происхождение датируется 988 годом нашей эры, когда христианство было принято в качестве религии Киевской Руси — средневекового государства, которое охватывало большую часть территории современной Украины, Белоруссии и европейской части России.
Киев был первым политическим центром Русского государства, а церковь Киевской Руси подчинялась Константинополю. В конце 1230-х годов, когда Киев был осажден монголами, Константинополь санкционировал перенос церкви на север. В 13 веке церковь переехала в Москву, ставшую региональным центром политической власти.
До XVI века Москва в течение 300 лет оставалась под религиозным авторитетом Константинополя. Но как только Москва почувствовала себя достаточно могущественной, чтобы утвердить свою власть над Константинополем, она воспользовалась своим положением крупнейшей и богатейшей православной церкви, чтобы основать собственный патриархат, высший религиозный орган в православном христианстве.
Москва против Киева
Украинское Православие находилось под юрисдикцией Русской Церкви более 300 лет, до 2019 года.
Причины этого были прагматическими.
Положение Украины как пограничной области между западным и восточным христианством ставило украинских христиан между властью Москвы, Рима и Константинополя.
После захвата Киева монголами в 13 веке Украина оказалась зажатой между двумя могущественными соседями с противоположными религиозными убеждениями: на Востоке православной Русью и на западе католической Польшей-Литвой.
В 1600-х годах Украина оказалась под давлением соседей-католиков, стремившихся обратить православных украинцев в католицизм. Для Константинополя это сделало очевидной ценность защиты от могущественного православного соседа, и он обратился за помощью к Москве. В 1686 году Константинополь передал украинское православие под власть Москвы.
Православная церковь Украины
Поскольку Константинополь санкционировал первоначальные претензии Москвы на Украину в 1686 году, сегодня Украина нуждалась в Константинополе, чтобы разорвать узы, которые связывали украинское православие с Москвой.
Но почему сейчас Украина хочет разорвать эти связи?
На протяжении продолжающейся с 2014 года войны Украины с Россией украинское государство все громче заявляет о своей поддержке независимой украинской церкви. Украинские лидеры назвали разрыв украинского православия с Москвой последним шагом на пути Украины к политической независимости.
До 2019 года в Украине — стране с населением почти 45 миллионов человек, около 30 миллионов из которых являются православными христианами — существовали три отдельные православные церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская Автокефальная Православная Церковь.
Все трое претендовали на место национальной церкви Украины по разным основаниям.
Хотя у трех церквей не было вероучительных различий, только церковь Московского Патриархата была признана легитимной в большом православном мире. Две другие церкви были независимыми, но считались незаконными или «раскольническими» как в Константинополе, так и в Москве.
Даже при тогдашнем покровительстве государства украинское православие нуждалось в религиозной поддержке, чтобы получить независимую церковь, которая также была бы теологически легитимной.
Константинопольская церковь предложила решение этой проблемы.
Учитывая этот сложный религиозный ландшафт, Константинополь сделал две вещи, чтобы основать новую украинскую церковь, независимую от Москвы. Во-первых, 11 октября 2018 года он отменил решение 1686 года о предоставлении Москве юрисдикции над украинским православием. Затем, 15 декабря, Константинополь признал две «раскольнические» церкви Украины легитимными, после чего они объединились и провели собор для принятия общего устава и избрания лидера.
Наконец, 5 января на церемонии в Стамбуле Константинопольский Патриарх вручил новому Митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию I томос об автокефалии – церковный документ, провозглашающий независимость церкви от Москвы.
Наряду с религиозными деятелями Украины на церемонии присутствовал и Президент Украины Петр Порошенко.
Почему старые религиозные споры имеют значение
Моя работа по истории религии и политики показывает, что старые религиозные споры продолжают формировать современную политику.
Президент России Владимир Путин с Патриархом Русской Православной Церкви Кириллом (слева).
Алексей Никольский, Sputnik, Кремлевский бассейн Фото через AP
Для Украины перегруппировка украинского православия из Москвы в Константинополь выводит Украину из «русского мира» — идеологии, которую Россия использует для предъявления претензий за пределами своих политических границ.
Тем временем Русская Православная Церковь разорвала связи с Константинополем и не признает легитимность новой Православной Церкви Украины.