С днем усекновения главы иоанна предтечи: Красивые картинки Усекновение главы Иоанна Предтечи 2022 (28 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор
Содержание
Усекновение главы Иоанна Предтечи: почему день убийства — праздник и День трезвости
Усекновение главы Иоанна Предтечи; Греция; XVI в.; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат. / wikimedia.org
Когда все замирает от ужаса
Начнем с того, что пророк Иоанн Предтеча не просто святой: Иисус считал его величайшим из людей, когда-либо живших на земле. А Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, готовящим людей к встрече со Христом. Отсюда имя — «Предтеча», буквально, «человек, готовящий условия для появления чего-то нового, предшественник». Это пророк Иоанн крестил Иисуса — мы отмечаем событие 19 января как праздник Крещения Господня, — поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель. Теперь вспомним, что в Церкви днем памяти святых всегда является не день их появления на свет, а день их смерти — то есть день рождения в вечность.
«Саломея с головой Иоанна Крестителя», Лукас Кранах Старший, ок. 1530 г.
Кроме того, учтем: мы привыкли воспринимать слово «праздновать» как синоним слову «радоваться», а ведь смысл слова шире — «оставаться без дела». Но быть праздным, то есть не выполнять обычных житейских дел, можно не только тогда, когда душу захлестнула радость и уже не до обычных забот. Это может случиться и потому, что руки опустились от горя, и все замирает от ужаса. Именно таков день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Обычно в Церкви все праздники сопровождаются отменой поста, который бывает накануне как подготовка к событию. А вот на Усекновение главы строгий пост в сам праздничный день. Настолько строгий, что в дореволюционной России «на Усекновение главы» даже закрывали винные лавки — день не просто трезвости, но трезвления, полной ясности ума. С одной стороны в память о великом аскете Иоанне Предтече. С другой — подчеркивая, что именно необузданные страсти стали причиной трагедии, развернувшейся около 30 года после РХ в Иудее.
Хотя нет, масштаб произошедшего не измеряется временем и географией: Усекновение главы праведника было не просто трагедией, но вопиющим, зримым торжеством наглого, вызывающего зла, абсолютного зла. Именно поэтому история эта живет в веках. Именно из-за этого вселенского масштаба произошедшего, историю надо вспоминать каждый раз, когда нам начинает казаться, что зло берет верх, нагло торжествует! Кстати, из-за этой зримости сюжет Усекновения главы Иоанна Предтечи веками притягивал великих художник — Рубенс, Караваджо, Тициан, Гвидо Рени, Рембрандт… Эти работы мы использовали при создании нашего видеоролика к этому тексту.
Вот чувственная пляска соблазнительной Саломеи, вот разгоряченные гости правителя Ирода Антипы, в возбуждении вскакивающие с мест, где возлежали во время пиршества, вот сам властитель Ирод Антипа, в угаре рвущийся к падчерице: «Проси, что хочешь! Хоть полцарства!» И голова пророка на блюде — странное желание юной танцовщицы, высказанное по наущению матери, Иродиады, злорадно торжествующей за кадром жуткого сюжета. Несправедливая смерть праведника, никогда не призывавшего к насилию, только к покаянию.
Не бунт, а покаяние
Но что мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого — отца того самого Ирода Антипы, который через тридцать лет отдаст приказ отсечь пророку голову.
Родители Иоанна умерли, когда он был маленьким, и Предтеча воспитывался в одной из религиозных общин в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Главная задача Иоанна Крестителя была подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым». Во время одной такой проповеди на реке Иордан Иоанн встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем Сына Божьего и крестил Его.
Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам — над своим грехом, своей несвободой ему.
Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному». Тем, кто спрашивал Иоанна, как жить по правде Божьей, пророк отвечал: «У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же». Предтеча не отделял веры от милосердия. Он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: «Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем». Даже презренным сборщикам налогов он не запрещал заниматься их делом, главное — не «взыскивать больше положенного». Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает: правитель части Иудеи Ирод Антипа охотно и сочувственно слушал пророка.
Голова на блюде — в подарок
Ироду Антипе было в чем каяться. Человек не столь алчный и жестокий, как его начальники император Тиберий и прокуратор Понтий Пилат, Ирод Антипа был и вменяемым, и осторожным. Раб более понятных удовольствий, он любил застолье, беседы, зажигательные танцы. Была у него еще одна слабость по имени Иродиада. Святой Иоанн Златоуст считал: боязнь потерять обольстительницу и стала причиной того, что отнюдь не кровожадный, и даже по-своему симпатизирующий пророку, Ирод Антипа отдает приказ отсечь Иоанну голову. Приказ, который потом его мучил, лишая покоя и сна.
С Иродиадой другая песня. Иродиада полагала, что ей не повезло: законным супругом тщеславной распутницы был лишенный наследства сын Ирода Великого Ирод Филипп, приходящийся ей дядей. Статус мужа не устраивал прелюбодейку, и в один из приездов к Филиппу его родного брата Ирода Антипы Иродиада его соблазняет. Видя коварство Иродиады, законная жена Антипы, дочь царя Набатеи Ареты IV, бежит к отцу, а Иродиада воцаряется во дворце Ирода Антипы.
В глазах иудеев такое прелюбодеяние было мерзостью, но только Иоанн Креститель решился прямо обличать кровосмешение. Предтеча не переставал упрекать Ирода и после того, как тот заточил его в крепость. Чувствуя благосклонность Ирода к пророку, коварная Иродиада искала повод разделаться с Иоанном.
Однажды на пиру в честь дня рождения Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея танцевала для дяди. «Проси что хочешь! Полцарства?!!» — разгоряченный чувственной пляской и вином, Ирод Антипа был не в себе. «Голову пророка!» — ну не дикая ли просьба для юной танцовщицы? И мог ли Ирод Антипа в угаре, да при гостях, отказать упорно стоящей на своем падчерице? Говорят, когда Саломея принесла на блюде своей матери долгожданный подарок, Иродиада в злобе исколола язык пророка — так, наверное, колола ее правда обличительных слов святого. ..
Суд Божий совершился над всеми участниками преступления — Иродом, Иродиадой, Саломеей — еще при жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед, сдавивший ее так, что тело висело в воде, а голова находилась над поверхностью. Течение реки было сильным, и подобно тому, как Саломея некогда плясала ногами по земле, теперь она, уже мертвая, словно в безумном танце, производила пугающие движения в холодной воде. Так красавица висела до тех пор, пока острой льдиной ей не перерезало шею. Тела Саломеи не нашли, Ироду с Иродиадой принесли только голову несчастной. Позже погибли и эти двое — во время землетрясения они были поглощены разверзшейся землей. Имена всех троих — символ безумия греха.
Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи напоминает: в ограниченном отрезке времени зло может не просто одержать победу, но и нагло торжествовать, попирая все человеческие и Божьи законы. Но стоит раздвинуть временные рамки, так, чтобы появилась историческая перспектива, и мы увидим, как всеобъемлющий духовный закон, сформулированный Божьими заповедями, работает. Мельница Господа мелет медленно, но верно.
Иоанн Креститель. Византийская икона, XIV в.
Поздравления с днем усекновения главы иоанна предтечи ~ Все пожелания и поздравления на сайте Праздникоff
Ежегодно, 11 сентября, все православное христианство скорбит о страшной насильственной смерти Иоанна Крестителя, который вел праведную жизнь. Он крестил народ, проповедовал учение Христа. Пророка Иоанна принято называть Предтечей потому, что он шел впереди Спасителя как бы подготавливая Ему путь. Великий Пророк опередил своим рождением, своей проповедью и своей праведной смертью Господа. В день Усекновение главы Иоанна Предтечи не устраивают застолья, не веселятся, а в строгом посту с печалью вспоминают всех кто пострадал за правду, а так же православных воинов, отдавших жизнь за Отечество. Наш сайт Поздравунчик.инфо подготовил к этому дню пожелания в скромных стихах, коротеньких смс для ваших родных и близких.
Православные братья и сестры! Поздравляю вас с праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Вспомним его безграничную любовь к Богу и самоотверженное служение в смирении! Укрепим свои сердца горячей молитвой и строгим постом! Пусть Господь не оставит вас в этот скорбный день и даст нам сил!
Примите мои поздравления с праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Все, даже не христиане имеют сегодня повод задуматься о том, зачем он пришел в этот мир. Люди верующие понимают, что у каждого из нас свое предназначение, данное Богом. Важно помнить об этом и не сворачивать со своей, пусть нелегкой, дороги!
Дорогие христиане! Поздравляю всех вас с праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Пусть этот скорбный день, проведенный в строгом посте и неустанных молитвах будет напоминанием нам о великом служении Господу и смиренной покорности. Да поможет вам Господь Бог не поддаться соблазнам мирским!
Прими мои поздравления с праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Пусть этот скорбный день будет для нас поводом вспомнить о великом служении и счастье пострадать за веру. Помолимся о ниспослании нам сил пройти земной путь в соответствии со Священным Писанием и заповедями Божьими! Аминь!
Поздравляю тебя с печальным православным праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Сегодня не принято веселиться, будем вместе скорбеть о тех, кто пострадал за правду. Пусть этот день будет напоминанием нам всем о высшем служении нашему Господу Богу в любви и смирении! Да поможет нам Господь!
Брат мой во Христе! Поздравляю тебя с праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Вознесем вместе наши молитвы к Господу Богу! Будем молиться о даровании свыше сил и стойкости идти по избранному пути и не убояться злых языков и козней врагов! Желаю тебе в этот день смирения и благости!
Дорогая сестра во Христе! Со скорбью в сердце поздравляю тебя с праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Молитвами и воздержанием от скоромного почтим память святого мученика! Будем просить Господа нашего дать нам умения устоять от искушений нечистого, засевающего наши души корыстью и ложью!
Поздравляю вас с праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Будем хотя бы в этот скорбный день честны! Вспомним о святом, пострадавшем за правду. Помолимся и поразмышляем, стоят ли земные блага разъедающей душу лжи во имя корыстных целей! Желаю каждому из вас найти верное решение и придерживаться его!
Дорогие братья и сестры во Христе! Поздравляю вас с православным праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Желаю всем вам провести этот день в служении Господу и поминании Крестителя Иоанна! Вспомните заповеди, помолитесь о даровании сил, не ешьте круглого, не режьте ничего! Да поможет вам Бог!
Поздравляю тебя с праздником – Усекновением главы Иоанна Предтечи! Желаю тебе в память о нем стать честным перед людьми и Господом Богом! Буду молиться за нас о придании сил не отвернуться от правды в угоду корысти и лести. Пусть Господь наполнит сосуды нашего духа любовью к нему и поможет избавиться от нечистых помыслов!
Иоанн Предтеча пострадал за веру,
Был казнен он злобным Иродом-царем.
Стал святым Креститель – помнит его церковь,
В день его кончины вспомним мы о нем.
Пусть в душе живет и вера, и надежда!
Пусть в ней не поселится ни зависть, ни хула.
Сколько душ сгубили злобные невежды!
Я желаю, чтобы вера в сердце расцвела.
Помолимся мы все за душу Иоанна!
Пал наш Креститель от неправедной руки!
И будем мы молиться неустанно,
Чтобы Господь простил нам все грехи!
Молитвы наши будут искренни и долги!
Мы знаем, что Господь нас одарует!
За нашу веру крепкую в награду
Отец и Сын пусть души нам врачуют!
Сегодня молимся за Иоанна, за Крестителя,
За праведника, что пожертвовал собою!
Бесстрашно обличал он своего властителя
За что и был убит он грешною рукою!
Но не построить свое счастье на костях!
Убийцы Иоанна долго не торжествовали!
Так пусть сегодня в наших всех церквях
Звучат молитвы, праведника славя!
В День усекновения главы Предтечи Иоанна
Пусть звучит молитва в доме Вашем!
Пусть свеча горит до самого конца,
И спасения просите у небесного Отца!
И за праведность награда будет каждому,
И за веру крепкую всем Бог воздаст!
И лишь просите Господа о важном Вы,
И избавленье Вашим душам он воздаст!
В Ветхом Завете есть много историй,
Их нужно знать, чтобы все понимать.
Ирод, царь-деспот, там правил страною,
Был он жестоким, любил воевать.
А Иоанн вразумлял его часто,
Чтоб жил тот с Богом, боялся греха.
Только слова его были напрасны,
Плаха, палач… и долой голова.
Пророк Иоанн не будет забыт.
Святым станет тот, кто за веру убит!
После лета жаркого и пышного
Золотой сентябрь приходит к нам.
Про пророка Иоанна слышала?
Преклони главу к его ногам!
Он боролся с Иродом за святость,
Обличал все царские грехи.
Был казнен он людям злым на радость,
Вот об этом и мои стихи.
Иоанн Креститель рядом с нами.
Жизнь наполним светлыми делами!
Пусть возродится вера в том, кто слаб
В День смерти Иоанна да Крестителя!
Молитесь за того, кто обличал
Неверного, блудливого правителя!
Пусть даст Господь прощения всем вам!
Пусть будут ваши дни долги и славны!
Но помните – предписано всем нам
О заповедях помнить, как о главном!
Есть праздники, в которых столько света,
Что он нам освещает целый мир!
Креститель Иоанн погиб за веру,
Его царь Ирод в древности казнил.
Но память сохранила облик чистый,
И помыслы, и веру, и дела.
Давай святого вспомним мы сегодня,
Чтобы наша вера в душах расцвела!
За веру он погиб, за всех нас!
Давай помолимся ему сейчас!
Праздник светлый, с горьким привкусом,
В памяти людской живет!
Человек слаб перед искусом,
Если Бога не зовет.
В этот день и небо плачет,
Мелким сереньким дождем.
Люди, вспомните пророка,
Что был Иродом казнен!
Пусть не будет в сердце больше зависти,
Гнева, боли и мирских обид.
Иоанн Предтеча нас с тобою
Пусть вовек благословит!
Напоминанием об убийстве Иоанна
Ниспослан нам сей праздник невеселый!
Пусть церкви все звенят колоколами,
Напоминая нам о злодеяньях темных!
Пусть каждый в этот день свечу зажжет,
И молится он за души своей спасенье!
Пусть всем, кто праведно сейчас живет,
Отец небесный ниспошлет благословенье!
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Открытка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Картинка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Открытка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
С днем Усекновения главы Иоанна Предтечи!
Открытка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Картинка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
С днем Усекновения главы Иоанна Предтечи!
Картинка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
С днем Иоанна Предтечи.
Открытка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Картинка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Усекновения главы Иоанна Крестителя.
Открытка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Открытка Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Праздники → Усекновение главы Иоанна Предтечи → В стихах
Все собрались у церкви в день осенний
День скорби, и печали христиан
Усекновения главы Предтечи
Крестить Иисуса послан Иоанн.
Он миссию свою всю выполнил пред Богом
Под страхом смерти брата не предал
Но зависть и гордыня , что знакома многим
На блюде поднесла Крестителя финал.
По ком так колокол печально бьет?
По ком скорбят сегодня христиане?
И целый день холодный дождь идет.
То небо плачет о Предтече Иоанне.
Крестя Иисуса, он всех нас крестил
Но люди грешны, и порой жестоки.
На блюдо голову свою он положил
Чужой каприз решил судьбу пророка.
В дивном танце, поражая окружающих,
Расположение Ирода снискала.
В угоду матери в грехе живущей
Дочь Саломия крови пожелала
Святого человека — Предтечи Иоанна —
Посланника, крестящего в Иордане
Которому народ кричал: «Осанна»,
Его на блюде голову подала.
Кто кровь невинную прольет,
Того ждет неминуемо расплата.
Ведь знал же Ирод, если он убьет
Пророка Иоанна, будет плата
За это горькая от Бога и людей,
Но отказать не смог он Саломии —
Предтече голову срубил злодей
И сгинул в муках сам в Испании.
Иоанн Предтеча был казнен когда—то,
За людей, за веру, голову сложив.
Вас спешу поздравить с этой важной датой.
Пожелать вам счастья, близости, любви.
Пусть усекновение головы Предтечи
В вашу жизнь спасение, радость принесет.
В Библии прочтете все его вы речи.
Пусть хранит вас ангел от проблем, забот.
Усекновение головы Предтечи
Сегодня празднует весь верующий люд.
Евреи помнят наставления, речи,
Что чрез года к нем с Библии плывут.
Пусть этот день вам радость и удачу,
Большое счастье в жизни принесет.
Чтоб были все несложными задачи.
Пусть к вам успех, везение придет.
Усекновения главы Предтечи Иоанна
День нынче вспоминаем мы, душою всей скорбя.
И, несмотря на пелену житейского тумана,
Поставим свечи в храме мы, святых своих любя.
Прекрасным человеком был наш Иоанн Креститель,
Кончина страшная его нас за душу берет.
Но после смерти он отбыл в чудесную обитель,
В Небесном царстве он с Христом смеется и поет.
День главы усекновения
Иоанна наступил.
Христианам, без сомнения,
Нужно в жизни много сил.
Повторить святых мучения
Должен каждый быть готов.
На себя приняв лишения,
Умножаем мы любовь.
Поздравления:
Ближайшие праздники:
Афоризм дня:
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Какой день сегодня, ты знаешь, конечно —
Усекновенья главы Иоанна Предтечи,
Не зря весь народ этот день отмечает —
Со скорбью пророка он смерть вспоминает.
Великий пророк был насильно убит,
Но вера в сердцах все равно победит,
Виновный наказан, так будет всегда,
А вера пребудет с тобой на года!
Памятный сегодня день,
Зажигайте свечи,
Усекновение главы
Нынче помнит вечер.
Иоанн Предтеча был
Праведного рвения,
И за веру претерпел,
Но с благословением.
Пусть же будет с вами Бог,
Так же вечно рядом,
Чтобы милость от Него
Стала вам наградой.
Разве важно, день был или вечер,
Когда он расстался с головой?
Умер за Христа Иван Предтеча,
Наш пророк и первый наш святой.
Может, правда то, что время лечит —
Эту боль скрыл порох двух веков.
Только подвиг Иоанна вечен,
Так же вечен, как приход Христов.
Скорбит весь народ за великим Пророком,
Стал жертвой Предтеча несносных пороков:
Предательства, злобы и женских интриг,
В темницу посажен он был в тот же миг.
Зажги же свечу Иоанну Крестителю,
За святость его, за прощенье правителю.
Живи по понятиям, с правдой без лжи.
Прощай все врагов и народу служи!
Усекновение главы
Святого Иоанна,
Все эту дату помним мы,
Внутри зияет рана.
В день этот скорбный просим мы,
Вас вознести молитву,
За эту кровь, что так легко,
Другим была пролита.
Мы от души вам пожелаем
Терпенья, больше светлых сил,
Чтоб каждый день, прожитый вами,
Лишб только радость приносил.
Ни нелепа ли смерть пророка,
Что Саломией загублен был?
Клятвой брошенной неосторожно,
Ирод — царь, Иоанна сгубил.
Но остался не равнодушен,
К сей беде православный люд,
Иоанн Предтечи душу,
По сей день уважают и чтут.
Поздравления свои посылаю,
Я христианам с началом поста.
Лишь единственного пожелаю —
Пусть наступит в душе доброта!
Усекновение главы Иоанна Предтечи считается великим праздником для православных. Этот день посвящен памяти мученической смерти Иоанна Крестителя и отмечается 11 сентября.
Во время своего служения Господу Иоан раскрывал народу глаза на пороки и грехи различных людей. В число обличенных попал и царь Ирод. Он нарушил 7-ю заповедь (не прелюбодействуй), отобрав у собственного брата жену. Властитель не потерпел осуждения и отправил Крестителя в тюрьму. Однако Ирод не намеревался лишать Иоанна жизни, так как иудейский народ считал человека великим пророком. Решение пришлось ему принять позже. Во время празднования дня рождения царя дочь Иродиады (украденной жены) исполнила танец, за который Ирод прилюдно пообещал дать своей падчерице всё, чего она захочет. Девочка обратилась за советом к матери, а женщина приказала попросить принести на блюде отрубленную голову Иоанна Предтечи. Ради обещания, данного перед вельможами, правитель выполнил пожелание.
Крестил Христа Иоанн Предтеча,
Нёс веры свет, клеймил порок.
Царь Ирод лжив, блудлив, бесчестен.
Злодея обличил пророк.
За то казнили Иоанна
Усекновением главы.
Скорбим мы о его страданьях.
Любовь к нему в сердцах живых.
С Усекновеньем главы Иоанна Предтечи!
Такие сейчас я скажу тебе речи:
Сердце пускай не познает печали,
Господом будешь всегда ты храним,
Сила и мир пусть в душе обитают,
Будешь родными, всегда, ты любим!
Этот праздник светлый и святой
Да пребудет всегда с тобой!
Пусть в Усекновение главы Иоанна
Станут добро и любовь желанны,
Чтобы не было ссор и упреков,
Чтоб освободилась земля от пороков,
Пусть сегодня душа очищается
И сердце святостью наполняется.
Народ любил Предтечи Иоанна,
Что праведной и чистой жизнью жил,
Царь Ирод, как напоенный дурманом,
К ногам двух дев его главу сложил.
Не стоил дерзкий танец Саломеи
Души христианской, но случилось так,
Что Ироду нашептывали змеи,
Что жизнь святого — это лишь пустяк.
Неосторожно давши обещанье,
Царь не оставил для себя пути,
Отдал Предтечи им на поруганье.
Поступок тот народ не мог простить.
Сегодня поминаем Иоанна,
За жизнь святую, истину страдал.
Да, оборвался путь его так рано,
Но Иоанн благую жизнь познал.
Сегодня верующие праздник отмечают —
Усекновение Предтечи Иоанна во церквях.
И прихожане все друг друга поздравляют,
Желая здравия и света полного в очах!
Пусть люди на себе испытывают благо:
Любовь, поддержку близких и подъем.
Друзья всегда пусть будут только рядом,
Пуская вас торжественно в свой дом!
Иоаннов день — скорбят сегодня люди,
Поминальные не гаснут в храмах свечи,
Не забыть вовек, как вынесли на блюде,
Отсеченную главу Крестителя Предтечи!
Мы скорбим, об этом нынче вспоминая,
И печали тень кружится черной птицей,
Мудрости и смелости нынче вам желая,
Еще хочу я пожелать в вере укрепиться!
Христианский мир его
Очень почитает,
Свято преданным Христу,
Верящим считает.
Иоанн стал жертвой гнева
Злобного царя,
Бог оставил его в небе
В рай ворота отворя.
Почитаем душу
Иоанна мы постом,
Да прибудет с нами вера
В мире этом непростом.
Иоанн не просто так
Жертвой злобы пал,
Он примером мужества
Верующим стал.
Ведь не каждый храбро может
За идею быть в ответе.
Иоанн желал лишь мира
Божьего не белом свете.
Жизнь его несправедливо,
Быстро оборвалась,
Но Святому слава
Богом даровалась.
Годы идут, пролетают века,
А Предтечу Иоанна помнить будут всегда.
Светлая память пусть будет о нем —
Иродом был он жестоко казнен.
В день этой казни все вместе скорбим,
О долге и вере с тобой говорим.
Пост строгий церковь велит соблюдать,
И помнить — не стоит на жизнь нам роптать.
В церквях слезами тают свечи,
Лампадки огонек горит,
Сегодня день казни Предтечи,
Весь христианский мир скорбит.
Святой пророк веру принявши,
Свою судьбу заране знал.
На плаху голову поклавши,
Он не отрекся, не предал.
Пусть этот день нам даст прощенье
За все наши грешные дни,
Покайся в день Усекновенья
И милость Божию прими.
В священный день Усекновения
Желаю вам беды не знать,
Жить в благодати и смирении,
И пост надёжно соблюдать.
Любви, добра, великодушия,
Делитесь с близкими теплом,
И, непременно, только лучшее
Войдёт в ваш чистый, светлый дом!
Для верующих скорбный день
Означил смерть Крестителя,
На каждый лист ложится тень —
Лишились все учителя.
Пророки новые придут,
Его затмится слава,
Но помнят Иоанна, чтут,
Скорбят о дне кровавом,
В страданиях проделав путь,
Очистим наши души,
Должны испытывать мы грусть,
Чтоб стать немного лучше.
В мучительной смерти погиб Иоанн —
Креститель народа и вестник надежды,
Земле святой потом был он предан,
Но его палачи не жили как прежде.
В этот день мы с грустью молимся все
За тех, кто в печали, кто в сложной дороге,
Пусть войны, что нынче идут на Земле
Прекратятся и люди поверят вновь в Бога.
Народ бесчисленный и разный —
Нам этот день для скорби дан:
Мы вспомним час ужасной казни,
Когда убит был Иоанн.
Но верим мы и точно знаем,
Не навсегда Креститель пал:
И бог жестоко покарает
Тех, кто пророка убивал,
И что пройдут пучины ада —
Вовек прощения им нет
Царь Ирод и Иродиара,
Святой поправшие завет.
Был Иоанн Иисуса верный брат,
Отшельник бедный, вовсе не богат,
Пришел, чтоб проложить Иисусу путь,
Письмо Святое помни, не забудь!
И в этот праздник вспомни о былом,
Подумай, что сегодня в мир несем:
Благую весть или плохую весть,
И будет ли тебе за это честь.
Ты сам люби, людей учи любить,
Для Бога и для ближних только жить,
Смиренным быть, все принимать сполна,
И будет жизнь благословением полна.
Читается, что декольтация обезглавливание Св. Иоанна Крестителя был установлен по четырем причинам, как это найдено в Книге Офиса. Во-первых, за его декольтацию; во-вторых, для сожжения и соединения его костей; в-третьих, за изобретение и нахождение его головы; и в-четвертых, за перевод его перста и посвящение Церкви. И в честь некоторых людей этот праздник называется по-разному, то есть деколированием, сбором, изобретением и посвящением. Как была сделана деколляция Во-первых, этот праздник посвящен его декольтации, сделанной таким образом. Ибо, как сказано в Historia Scholastica , Ирод Антипа, сын великого Ирода, пошел в Рим и прошел мимо дома Филиппа, брата своего, и полюбил жену своего брата, которую звали Иродиада, жена того же Филиппа, его брата. После этого Иосиф Флавий говорит, что она была сестрой Ирода Агриппы. И когда он вернулся, он отказался и отрекся от своей жены, и тайно женил ее на своей жене, что хорошо знала его жена, что он женился на жене своего брата. И эта первая жена Ирода была дочерью Арета, царя Дамаска, и поэтому она обитель не не ждал, не терпел приезда домой мужа, но пошла к отцу, как только могла. И когда возвратился Ирод, он взял жену Филиппа, брата своего, и женился на ней, а свою оставил. И выступил против него поэтому Ирод Агриппа, и царь Арет и Филипп стали его врагами. И святой Иоанн сказал ему, что он поступил нехорошо, потому что после согласно с закон это относился не к было неподходящим для ему иметь и содержать жену своего брата в живых. И увидел Ирод, что Иоанн укорял его в этом так жестоко, как говорит Иосиф Флавий, потому что упрекал его в порицании. Он собрал знатных людей, чтобы угодить своей жене, и действительно связал и посадил святого Иоанна в темницу, но не хотел убить его за сомневаться страх народа, который очень любил Иоанна и следовал за ним за его предикация. проповедь Ирод и Иродиада, желая повода против святого Иоанна, чтобы заставить его умереть, тайно постановили между собой, что, когда Ирод будет устраивать праздник своего рождения, дочь Иродиады должна потребовать дар Ирода за то, что пляшет и прыгает на пир перед главными князьями своего королевства, и он должен поклясться ей своей клятвой, что подарит его ей. И она должна попросить голову святого Иоанна, и он даст ее ей за соблюдение своей клятвы, но он должен притвориться, что разгневался из-за принесения клятвы. И читается в Схоластической Истории , что в нем было это предательство и великая фантазия, где сказано так: Следует полагать, что Ирод сначала тайно лечил свою жену о смерти святого Иоанна. И по этому поводу говорит Иероним в глянце: И поэтому он поклялся, что найдет повод убить его, ибо если бы она потребовала смерти его отца или матери, он не дал бы ее ей пе ни дал на это согласие. И когда пир был собран, служанка прыгала и танцевала перед всеми так, что всем это очень нравилось. А потом поклялась королю, что даст ей все, что она потребует, хотя она требует половину его королевства. И тогда она, предупрежденная матерью, потребовала голову святого Иоанна Крестителя. Тем не менее Ирод злом храбрость сердце притворился, что рассердился из-за своей клятвы, и, как говорит Рабан: «Что он поклялся глупость, глупо что он должен сделать. Но у него не было никаких признаков печали, кроме как на лице, потому что он был рад в своем сердце; он извинил преступление своей клятвы, показывая, что он сделал это по случаю жалости. Потом пришел палач, отрубил ему голову и отдал ее служанке, которую она положила на блюдо и подарила за обедом своей озорной матери. И тогда Ирод очень смутился, когда увидел это. И ул. Остин Августин репетирует рассказывает в проповеди, которую он произнес по поводу декольтации, в качестве примера, что был невиновный человек и истинный, который одолжил определенные деньги другому человеку, который отказал ему в них, когда он попросил их. И хороший человек был тронут и заставил его своей клятвой поклясться, должен ли он ему или нет, и он поклялся, что ничего ему не должен, и таким образом кредитор потерял то, что он дал взаймы. А потом он говорит, что на следующий день кредитор был изнасилован унесен и предстал перед судом, и его спросили: «Зачем ты призвал этого человека, чтобы ему поверили по его клятве?» И он сказал: «Потому что он отрекся от моего долга». И сказал судья: «Лучше было бы тебе потерять свой долг, чем он потерял бы свою душу, дав ложную клятву, как он это сделал». И тогда этого человека взяли и жестоко избили, так что, когда он очнулся, на его спине появились следы его ран, но он был помилован и прощен. И после этого Остин говорит, что св. Иоанн был обезглавлен не в этот день, когда освящен праздник его декольтации, а годом ранее, около праздника Пасхи, и из-за страстей Иисуса Христа и таинства наш Господь откладывает это до сего дня, 1 ибо меньшее должно уступить место большему и большему. И о том говорит святитель Иоанн Златоуст: Иоанн Креститель обезглавленный соделался мастером школы добродетели и жизни, образом святости, правилом справедливости, зеркалом девства, образцом целомудрия, путем покаяния, прощения грехов и дисциплины веры. Иоанн больше человека, равен ангелам, верховная святость закона евангельского, глас апостольский, молчание пророков, светильник мира, предтеча Судии и мойен представитель, заступник, агент всей Троицы. И этот столь великий человек был предан мученической смерти, и отдал свою голову прелюбодею, и был предан прыгающей девице. Тогда Ирод не ушел безнаказанным, но был обречен на изгнание. Ибо, как содержится в Истории Схоластической , Ирод Агриппа был знатным человеком, но он был беден, и от чрезмерной своей бедности он был в отчаянии, и вошел в некую башню, чтобы там пострадать от голода и голода. Но когда Иродиада, его сестра, услышала об этом, она попросила Ирода тетрарха, чтобы он привел его оттуда и служил ему. И когда он это сделал, они пообедали вместе, и Ирод тетрарх начал отвезти его раскаляться вином, которое он пил, и стал упрекать Ирода Агриппу в тех благах, которые тот сделал ему. А тот другой сильно опечалился, и пошел в Рим, и был принят в милость Гая-императора, и тот дал ему два сеньора, то есть Лисанию и Абилину, и увенчал его, и послал царем в Иудеи. И когда Иродиада увидела, что ее брат носит царское имя, она с великим плачем просила своего мужа, чтобы он отправился в Рим и купил себе царское имя. Он был очень богат и предназначенный послушал, обратил внимание не по ее желанию, ибо он предпочитал бездельничать в покое, чем иметь честь трудиться. Но в конце концов он был побежден ее интенсивными молитвами и отправился с ней в Рим. И когда Ирод Агриппа узнал об этом, он отправил письма кесарю, что Ирод Антипа, или Тетрарх, заключил дружбу с царем Персии и союз, и что он восстанет против Римской империи. И в знак этого он показал ему, что в его гарнизонах достаточно доспехов, чтобы гарнир оборудовать с семью тысячами человек. И когда император прочел эти письма, он очень обрадовался и начал говорить сначала о другом, далеком от своей цели, и, между прочим, он спросил его, есть ли у него в его городах большое количество доспехов, как он слышал, и он отрицал это не ему. Тогда император хорошо поверил тому, что Ирод прислал ему в письменном виде, и разгневался на него, и отправил его в изгнание. И так как его жена была сестрой Ирода Агриппы, которого он очень любил, он разрешил ей вернуться в свою страну, но она отправится с мужем в изгнание, и сказал, что тот, кто был в большом достатке, она не должен оставлять его в беде. А потом их привезли в Лион, где они и кончили свою жизнь жалко. Это в истории Scholastic . Сожжение и собирание его костей Во-вторых, этот праздник был установлен и освящен для сожжения его костей и собрания в этот день, как некоторые говорят, что они были сожжены и собраны. из от хорошие христиане. И затем он претерпел второе мученичество, когда кости его были сожжены, и поэтому церковь святит этот праздник также как его второе мученичество, как это читается в История Учебная . Ибо, когда его ученики внесли его тело в город Себастен Себастия, деревня на Западном берегу Палестины, они похоронили его между Елисеем и Авдиасом, и на его могиле было явлено множество чудес. Тогда Юлиан-отступник приказал сжечь кости его, и [если] они не перестанут делать свое древесность безумие затем; они взяли их, сожгли в порошок и развеяли в поле. И Беда говорит в своих Хрониках, что, когда они собрали его кости, они отделили их друг от друга, и таким образом он претерпел второе мученичество. Но говорят, не зная того, что в день его рождения кости его были собраны со всех сторон и сожжены. И пока они собирали, как сказано в Scholastica Historia , пришли монахи из Иерусалима, которые тайно положили их сами себя среди собиравшихся, и взял большую часть их и родил Филиппу, епископу Иерусалимскому. И послал их потом к Афанасию, епископу Александрийскому, и много времени спустя после Феофила, епископа того же города, положил их в храме Сераписа, когда тот освятил и очистил его от скверны, и священный освященный это церковь в честь св. Иоанна Крестителя, и это то, что История Scholastic говорит. Но теперь они поклонялись почитаемый благочестиво в Генуе, подобно Александру третьему и Иннокентию четвертому, свидетельствуют об истине и подтверждают ее своими привилегиями. И подобно тому, как Ирод, обезглавивший его, был наказан за свое преступление, так и Юлиан-отступник был поражен божественной местью Бога, преследование которого содержится в истории св. репетировал рассказал, рассказал после обращения св. Павла. Об этом Юлиане-отступнике, о его рождении, о его империи, о его жестокости и о его смерти ясно сказано в 9.0009 История трех частей .2 Нахождение головы Иоанна В-третьих, этот праздник посвящен изобретение найти его головы или ее обнаружение. Ибо, как говорят некоторые, в этот день была найдена его голова. И, как читается в History Scholastic: Иоанн был связан и заключен в тюрьму, и ему отрубили голову в Аравийском замке, который называется Махеронта. Иродиада же принесла голову в Иерусалим и тайно похоронила ее там, тогда как Ирод жил, ибо она сомневался боялся что пророк воскреснет, если его голова будет погребена с телом. И как сказано в Истории Схоластической: Во времена князя Маркиана, который был годом Господа нашего триста пятьдесят третий, Иоанн показал свою голову двум монахам, пришедшим в Иерусалим. И тогда они пошли во дворец, который тосковал к Ироду, и нашли голову святого Иоанна, завернутую в платок. волосы, одежда из кожи животных и, как я полагаю, это были те одежды, которые он носил в пустыне. А потом они направились с головами на свои места. И когда они шли своим путем, подошел бедный человек из города Эмисена и стал общаться с ними, и они передали ему мешок, в котором была святая глава. Тогда этот человек был предупрежден посоветовал в ту ночь, когда он пойдет своим путем и убежит от них с головой, и он пошел с головой и принес ее в город Эмиссен. вероятно, Эмеса, ныне известная как Хомс, в западной Сирии. И там, пока он жил, он поклонялся голове в пещере и всегда имел хорошее процветание. И когда он должен собирался он рассказал и показал сестре, поручив ей никому не рассказывать по вере, и она хранила его всю свою жизнь, как и он прежде долгое время. После этого, долгое время, блаженный Иоанн Креститель открывал свою голову святому Маркеллу, монаху, обитавшему в той пещере, таким образом. Ему казалось, Ему показалось когда он спал, туда пришло множество певчих групп и сказало: «Вот! вот святой Иоанн Креститель». Которого один вел по правую сторону, а другой по левую, и благословлял всех шедших с ним. К которому, когда Марцелл подошел, он поднял его, взял за подбородок и поцеловал. И Марцелл потребовал спросил ему и сказал: «Господин мой, откуда ты пришел к нам?» И он сказал: «Я пришел из Себастена». А потом, когда Марселл проснулся, он очень сильно удивился этому видению. И в следующую ночь, когда он спал, пришел к нему человек, который разбудил его, и когда он проснулся, то увидел правую прекрасную звезду, которая сияла посреди кельи через дом. И он встал и коснулся бы хотел прикоснуться это, и это внезапно повернулось на ту другую сторону. И он стал бегать за ней до тех пор, пока звезда не остановилась на том месте, где была голова святого Иоанна, и там он далф выкопан и нашел горшок и святую голову в нем. И монах, который не поверил, что это голова св. Иоанна, возложил руку на котел, и тотчас рука его обожгла и прилепилась к горшку так, что он никак не мог оттуда вынуть ее, и его товарищи молились за него. И тогда он отдернул руку, но она не была целой. И явился ему святой Иоанн и сказал: Когда моя голова будет поставлена в церкви, прикоснись ты тогда к горшку, и ты будешь здоров. Так он и сделал, и выздоровел, и был цел, как прежде. Тогда Марцелл показал это Юлиану, епископу того же города, и они благоговейно внесли это в город и с честью показали. И с того времени и впредь там празднуется праздник его десоляции, ибо он был найден в тот же день. И после этого его перевезли в город Константинополь. И как сказано в History Tripartita , что Валент, император, порекомендовал положить его в колесницу для доставки в Константинополь. И когда дело дошло до Халкидона, колесница не поехала дальше, как хорошо, что они прислали больше животных, чтобы тянуть ее, а потому они должны были оставить ее там. Но впоследствии Феодосий принес его оттуда и нашел знатную женщину, назначенную хранить его, и он умолял ее, чтобы она позволила ему унести голову. И она согласилась, потому что полагала, что Валент не мог бы получить его отсюда, что точно так же он не должен был бы коннект быть способным к иметь его оттуда. Тогда император взял его и сладко обнял руками святую главу, и положил ее в свою порфиру, и поднес к городу Константинополю и назидательный построен там правильная, красивая церковь и поставил ее в ней. Это говорит История Трехчастная . После этого, во времена правления короля Пипина, он был перевезен во Францию в Пуакту, и там его заслугами было воскрешено много мертвецов. И подобно тому, как был наказан Ирод, обезглавивший святого Иоанна, и Юлиан отступник, который сжег его кости, так была наказана Иродиада, которая посоветовала своей дочери потребовать голову святого Иоанна. И горничная, которая обязательный просил она умерла прямо неблагодатно и зло, и некоторые говорят, что Иродиаду осудили в изгнании, но ее не было, нэ она умерла не там, но когда она держала голову между руками она была очень радостна, но по воле Божией голова дунул в лицо ее, и она тотчас умерла. Это говорится о некоторых, но то, что сказано прежде, что она была отправлена в изгнание с Иродом и жалко кончила свою жизнь, так говорят святые в своих летописях, и это следует держаться. И когда ее дочь шла по воде, она утонула анон, немедленно, очень скоро а в другой летописи сказано, что земля поглотила ее, всю быстро, живой и можно понимать как египтян, которые утонули в Красном море, так что земля поглотила ее. Перевод его пальца В-четвертых, этот праздник был посвящен перенесению его перста и освящению его церкви. За его палец, которым он показал указал на (Иоанна 1:29) наш Господь, как сказано, не может быть сожжен. И этот палец был найден из от упомянутые монахи, которые впоследствии, как это было в году Historia Scholastica Святая Фекла перенесла его через горы и установила в церкви Святого Мартина, и об этом свидетельствует мастер Иоанн Белет, говорящий, что названная Святая Фекла принесла тот же палец из-за моря в Нормандию и построила там церковь в честь св. Иоанна, которая, как говорят, была посвящена и освящена в тот же день, а потому установлен из установленный, приказанный наш святой отец папа, чтобы этот день был освящен во всем мире. И Гобер говорит, что во Франции была дама, очень набожная к святому Иоанну, которая очень молилась нашему Господу, чтобы он дал ей некоторые мощи упомянутого святого Иоанна, и когда она увидела, что это не помогло в молитве к Богу , она стала принимать помолвка уверенность в Бога, и поклялась, что она будет поститься и никогда не есть мясо еда пока она не получила от него некоторые реликвии. И когда она постилась несколько дней, то увидела перед собой на столе палец дивной белизны и с великой радостью приняла этот дар Божий. Потом пришли туда три епископа, и каждый из них было бы хотеть есть часть пальца. Затем по милости Божьей палец капнул три капли крови на ткань, по которой они знали, что каждый из них заслужил каплю. И тогда Феодолина, королева лангобардов, основала в Модене, рядом с Миланом, дворянскую церковь в честь святого Иоанна Крестителя. И вроде как Павел Павел Диакон (около 720-799 гг. н.э.) свидетельствует в истории лангобардов: И время прошло до Констанция Констанс II (630-668) император, который взял бы хотел взять Италию от лангобардов, и он спросил у святого человека, обладавшего духом пророчества, как ему вести себя в затеянной им битве. И тот человек был всю ночь в молитве и пришел к императору и ответил ему и сказал: Королева делать приказал быть сделал церковь св. Иоанна Крестителя и постоянно молится за лангобардов, и поэтому ты не можешь преодолевать поражение их, но придет время, когда то место будет в презрении, и тогда они будут побеждены. Что и было осуществлено во времена Карла Великого. Однажды пришел человек великой добродетели, как говорит св. Григорий в своем диалоге, чье имя было Санктилус и получил на содержание дьякона, который был взят лангобардами с таким условием, что, если бы он бежал, он должен был бы ему отрубили голову. Упомянутый Санктил заставил диакона бежать и освободил его, а когда диакон ушел, они взяли того же Санктила и повели на отсечение головы. И выбрали для этого сильного тирана, а у него не было сомневаться страх снести ему голову одним ударом. И тогда упомянутый Санктил вытянул шею, и сильный мясник поднял руку с мечом, и Санктил воскликнул: «Святой! Иоанн, прими мою душу», а затем скоро немедленно рука мясника так затекла, что он не мог снова опустить ее, пе ни ни в коем случае не склоняйте его. И тогда этот мясник поклялся, что никогда в жизни не ударит ни одного христианина. И добрый человек Санктилус помолился за него, и вскоре рука опустилась и была цела. Тогда помолимся этому святому святому Иоанну Крестителю, чтобы он был мужем между Богом и нами, чтобы мы могли так добродетельно жить в этой жизни, чтобы, когда мы уйдем, мы могли прийти к вечной жизни на небесах. Аминь. Золотая легенда Содержание Домашняя страница христианской иконографии | Геррит ван Хонтхорст, 90 009 Усекновение главы святого Иоанна Крестителя . (См. страницу описания этого изображения и страницу, объясняющую иконографию изображений этого святого.) Этот текст был взят из Справочника по средневековью в Интернете. Электронный текст © Пола Халсолла. Аннотации, форматирование и добавленные рубрики Ричарда Стрэке. Разрешается электронное копирование, распространение в печатном виде в образовательных целях и для личного использования. Если вы дублируете документ, укажите источники. Разрешение на коммерческое использование не предоставляется. НОТЫ 1 29 августа – Торжество Усекновения главы св. Иоанна Крестителя. 2 После этих ссылок на альтернативные источники в тексте опущено около двух страниц повествования в оригинале о Юлиане Отступнике. |
Что делает Бог во время обезглавливания Иоанна Крестителя?
Евангельское чтение для Троицы 6 года B – Марка 6.14–29— и это кажется явно странным по любым меркам. Если вы хороший англиканец и каждую неделю читаете не только Новый Завет и Псалтирь, но и Ветхий Завет, это не будет для вас сюрпризом. Напротив, если вы увлекаетесь популярной культурой и стали поклонником сериала «Игра престолов» или, возможно, играете в видеоигры последнего поколения, то это совсем не покажется странным. Но что здесь делает этот отрывок как часть «благой вести», которую Марк предлагает нам об Иисусе, и почему он уделяет ему так много времени в своем самом кратком из евангелий — гораздо больше времени, чем он уделяет своему описанию воскресение, даже несмотря на усилия более поздних редакторов конца евангелия?
Возможно, вы слышали здесь хорошо структурированное и увлекательное изложение человеческих актеров, как я это сделал несколько лет назад в церкви, которую мы посещали. Это не столько Игра престолов, сколько игра последствий, в которой каждый этап драмы трагически, но с некоторой неизбежностью перерастает в следующий. Что произойдет, если вы родились в семье, патриархом которой является безжалостный, но неуверенный в себе тиран (Ирод Великий), который создал режим из ничего и был монументальным строителем, но добился этого, казнив собственную жену и двух сыновей? Что происходит, когда вы живете в ожесточенном соперничестве, унаследовав от отца честолюбие и его неуверенность, что ведет вас к войне и окончательному поражению? Что происходит, когда ваши сексуальные интересы заставляют вас влюбиться в свою родственницу (Иродиада была внучкой Ирода Великого от Мариамны)? Что происходит, когда вы одновременно обеспокоены и очарованы пророческим голосом критики и не можете разрешить этот конфликт в себе? Что происходит, когда вы выпаливаете импульсивные обещания, которые делают вас уязвимыми для интриг близких вам людей? Ничего хорошего из этого не кончилось для Ирода Антипы, который окончательно лишился власти и престола, — но хуже кончилось для окружающих, в том числе для Иоанна Крестителя, лишившегося головы.
Осталась пронзительная нравственная история , полная динамизма и пафоса, рассказанная так, что она вдохновила многие сценарии голливудских фильмов. Момент высокомерия наступает, когда Ирод неоднократно и с растущим акцентом заявляет о своем восторге от дочери:
Царь сказал девушке: «Проси у меня все, что хочешь, и я дам тебе». И он пообещал ей с клятвой: «Все, что ты попросишь, я дам тебе, вплоть до половины моего царства». (Марка 6.22–23)
И за этим почти сразу же следует его возмездие, его падение, усугубленное тем, что его дочь просит не просто голову Иоанна Крестителя, как велела ей мать, а просит ее «прямо сейчас» и «в ближайшее время». тарелка». Блюда, на которых Ирод подавал своим гостям самые изысканные блюда, как демонстрацию своей щедрой щедрости и богатства, теперь будут служить ему его глупостью и его гордостью перед теми же самыми гостями — самым ужасным образом.
Неудивительно поэтому, что Караваджо, импульсивный и противоречивый гений искусства эпохи Возрождения, решил удовлетворить свою одержимость ужасными обезглавливаниями, нарисовав эту сцену (сейчас висит в Соборе Святого Иоанна в Валлетте, Мальта, где мы ее видели) на празднике). Его картина поразительна во многих отношениях, и не только из-за его характерного использования тенебризма, благодаря которому светлые и темные элементы картины находятся в таком разительном контрасте, а человеческие фигуры часто освещаются сбоку, так что их черты выделяются. с резким облегчением. Караваджо решил изобразить сам момент казни, когда тюремщик держит нож за спиной, проведя им по горлу Иоанна, и кровь течет из его шеи, когда тюремщик хватается за его волосы.
Возможно, нас смущает контрастная реакция других фигур — ужас старухи контрастирует со скучающим безразличием мужчины рядом с ней, другие заключенные изо всех сил пытаются увидеть кровь из окна своей камеры справа, и девушка с тарелкой, стремящаяся просто выполнить свою работу. Нас может обеспокоить смещенная от центра композиция картины, которая нарушает правила организации живописи, даже если весь инцидент нарушает правила моральной респектабельности.
Но самым шокирующим элементом картины является то, что мы могли бы не заметить, если бы не посмотрели поближе: Караваджо использует кровь, текущую из шеи Иоанна Крестителя, для создания собственной подписи. Возможно, он не считает себя злым тираном, как Ирод, но видит ли он себя в своих моральных дилеммах, по крайней мере, также играющим в смертельную игру с последствиями, как это делают свидетели и второстепенные персонажи?
Что это оставляет нас, когда мы читаем отрывок? Нас строго предупреждают о последствиях неконтролируемых импульсов? Не у многих из нас будет шанс стать тираном, но одни и те же импульсы неуверенности, гордыни, стыда и неудачи присутствуют во всех нас. Или нам предлагают трезвое предупреждение, на примере Иоанна Крестителя, о цене честности и верности? К чему все это нас приводит и дает ли это нам какие-то «хорошие новости»?
Теперь мы видим, что с таким подходом к проходу связана основная проблема. Все эти прочтения сосредоточены на человеческих характерах — они принимают антропоцентрическую точку зрения — тогда как вопрос, который я задал в заголовке этой статьи, предполагает нечто иное. Все эти наблюдения о том, что делают люди, интересны, проницательны, возможно, даже занимательны в некотором роде — но Марка, несомненно, больше заботит то, что делает Бог, — и они приглашают нас принять участие в исследовании. 0156 теоцентрический вид. Это самое важное, что нужно делать в нашем чтении и особенно в нашей проповеди. Настоящим вопросом, который нам нужно задать, является следующий: Что делает Бог в этой истории?
Чтобы помочь нам в этом теологическом сдвиге, нам нужно сделать два замечания — одно о самом тексте в его канонической форме, а другое об историческом контексте Евангелия.
Если вы читали отрывок отдельно , либо проецируя его на экран, либо читая его на своем телефоне, вместо того, чтобы открыть распечатанную Библию, то вы пропустили самое главное Марк рассказывает нам об этом отрывке — о том, что идет до него и что следует за ним. (Это показывает, насколько важно, чтобы все мы печатали Библии и читали их в церкви.) Мы должны быть начеку, как мы видели это раньше.
Марк тщательно переплетает (в главе 5) историю именитого и важного человека Иаира, чья 12-летняя дочь находится при смерти, с историей безымянной и почти незамеченной женщины, фигуры, растворяющейся в толпе , которая в течение 12 лет страдала от кровотечения, из-за которого она оказалась на обочине общества. И мы снова увидим технику Марка, в главе 8, где он должен напомнить ученикам снова о своем обеспечении в чуде насыщения, совершенном снова точно так же, как он должен коснуться глаз слепого снова , прежде чем он сможет видеть больше, чем людей, «как деревья, идущие».
Итак, что мы узнаем, когда смотрим на внешние слои повествовательного бутерброда Марка? Непосредственно перед повествованием об Ироде/Иоане Крестителе мы читаем немного сокращенную версию (по сравнению с Лук. 9:1–6) того, как Иисус повелевает Двенадцати идти парами и нести благую весть по деревням.
Призвав к себе Двенадцать, он стал посылать их по двое и дал им власть над нечистью. Вот его наставления: «Ничего не берите в дорогу, кроме посоха, ни хлеба, ни сумки, ни денег в поясе. Носите сандалии, но не дополнительную рубашку. Всякий раз, когда вы входите в дом, оставайтесь там, пока не покинете этот город. И если какое место не примет вас и не послушает вас, то, уходя, отрясите прах с ног ваших во свидетельство против них». Они вышли и проповедовали, что люди должны покаяться. Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли их. (Марка 6.7–13)
И сразу после повествования Ирода мы читаем о возвращении Двенадцати.
Апостолы собрались вокруг Иисуса и рассказали ему обо всем, что они сделали и чему научили. Затем, так как народу приходило и уходило так много, что у них даже не было возможности поесть, он сказал им: «Пойдите со мной одни в тихое место и отдохните». (Марка 6.30–31)
Итак, как Марк отвечает на вопрос: «Что делал Бог?» В этом: Бог продолжал действовать Своим Духом через Свой народ, призванный Иисусом провозглашать и осуществлять Царствие Божие, чтобы другие могли познать Его.
Обезглавливание — ужасная вещь , имеющая мощный пропагандистский эффект, что проявилось в похищении и обезглавливании 20 коптов-христиан боевиками ИГИЛ в 2015 году. Но обезглавливание (в прямом или переносном смысле) организаций и даже целые страны тоже ужасны. Стратегия западных держав в борьбе с террористическими организациями заключается в первую очередь в «обезглавливании», выявлении и устранении (путем захвата или, чаще, убийства) лидеров таких движений. Во время Второй мировой войны три миллиона евреев в Польше были казнены в немецких лагерях смерти, но еще два миллиона поляков-неевреев также были убиты при попытке национального обезглавливания. Немцы-оккупанты арестовывали и казнили всех, кто занимал руководящие должности — в правительстве, бизнесе и образовании — с целью подавить любое сопротивление оккупации и превратить Польшу в «рабскую нацию», у которой не было бы инициативы сопротивляться.
Самый пронзительный стих во всем повествовании в Марка 6 вообще не имеет отношения к Ироду, а находится в конце истории:
Услышав об этом, ученики Иоанна пришли, взяли его тело и положили его в могиле. (Марка 6.29)
Здесь тело без головы, а здесь были ученики без раввина и последователи без лидера. Не только Иоанн, но и все его движения были обезглавлены, и вы можете почувствовать остроту краткости и простоты этого стиха.
И Марк, скорее всего, пишет свое Евангелие последователям Иисуса именно в такой ситуации. Христиане в Риме уже были свидетелями изгнания всех евреев при Клавдии, и это должно было включать важных еврейских лидеров в зарождающихся христианских общинах (как мы видим в Деяниях 18:2). Вскоре им предстояло столкнуться с более серьезным испытанием — обвинением Нероном в пожаре в Риме христиан, пытками и смертью многих из них, включая таких лидеров, как Петр и (скорее всего) Павел.
Что им делать и думать? Что делал Бог посреди этого бедствия для такого маленького движения, еще только зарождавшегося? Ответ, как говорит нам Марк через это повествование, заключается в том, что Бог все еще работал, принося исцеление, избавление и распространяя благую весть о Царстве.
Друзья и родственники коптов, обезглавленных ИГИЛ, узнали об этом сами. Сообщается, что их матери поблагодарили ИГИЛ за публикацию видеозаписи их казни, потому что это означало, что они могли услышать последние слова своих сыновей: «Иисус — Господь». И тот, кто был с ними, также был обличен образом их смерти:
После обезглавливания Коптская православная церковь обнародовала их имена, но их было всего 20. На видео жертва лидера была чернокожим африканцем, в отличие от остальных, которые были этническими коптами. Позже стало известно, что этого 21-го мученика звали Матфей Аярига и что он был из Ганы. (Некоторые источники говорят, что он был из Чада, но большинство говорят, что он был из Ганы.)
и когда террористы спросили его, отвергает ли он Иисуса, он, как сообщается, сказал: «Их Бог — мой Бог», зная, что его примет мученическая смерть.
Можем ли мы представить себе время, когда церковь в Великобритании может быть «обезглавлена», наши лидеры устранены, а наше институциональное влияние исчезнет? Такова реальность многих христиан во всем мире. Если это действительно произойдет, мы можем снова прочитать этот отрывок с новым интересом. И, возможно, быть похожим на тех, кто путешествовал повсюду и во всех местах, где они побывали, провозглашали благую весть о Царстве всем, кого встречали, в конце концов, может показаться, что это не такой уж глупый поступок.