Самая древняя церковь в москве: 10 самых древних храмов и зданий Москвы

Разное

ДОНИКОНОВСКИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ (XIV — XVI вв.)

ДОНИКОНОВСКИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ (XIV — XVI вв.)

          Это рассказ, иллюстрированный моими фотографиями, о древнейших, сохранившихся до наших времён, храмах Москвы. Хронологически рассказ закончится на патриархе Никоне, который при поддержке царя Алексея Михайловича начал религиозную реформу. То есть, речь пойдёт о тех Московских храмах, под сводами которых во время служб дважды звучала «аллилуйя», крестные ходы были «по солнцу», и времени, когда повсюду на Руси люди безбоязненно освящали себя двоеперстием.

          Первые церкви в Москве появились, вероятно, в XII веке, когда это была ещё вотчина боярина Кучки, и когда это был небольшой приграничный пункт Суздальского княжества. Известно, что Москва появилась на месте сел, расположенных вдоль Москвы-реки. В этих поселениях были и боярские хоромы Кучковичей, и церкви, но не было еще самой Москвы, поэтому отсчет первых московских церквей будем брать с момента, когда Юрий Долгорукий в 1147 году положил начало будущей столице России.
          Известный строительством храмов в других городах, Юрий Долгорукий и в Москве построил церковь Спаса на Бору и храм Иоанна Предтечи под Бором – древнейшие московские храмы. Первые церкви в Москве, были деревянными, которые были недолговечны. Лишь спустя два века, в 1330 году в Москве появились каменные церкви, хотя эти сведения могут не отвечать исторической действительности, так как речь идет о каменных храмах, известных из документальных источников.
          В Москве в XVI веке было 400 действующих церквей. Учитывая достаточно скромные размеры города, это число было достаточно внушительным.
          Первый каменный храм Москвы, Успенский собор на территории Кремля, был заложен в 1326 году. Строили его по образу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, но, в отличие от «провинциального» собрата, первый каменный храм столицы не сохранился: он обрушился незавершенным в 1474 году. Следующий каменный храм тоже не сохранился, но есть его фотографии, потому что разрушили его уже в ХХ веке.

Собор Преображения Господня, что на Бору
Собор Спаса на Бору, или собор Спас-Преображения «что на Бору», построенный к 1330 году, к тысячелетию Константинополя. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору и Вознесенскому монастырю (также разрушенному). Разобрали по распоряжению Сталина к 1 мая 1933 года. Есть легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку, никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли. Позднее на месте «кремлевского патриарха» построили флигель с туалетами, буфетами и курилками.

Церковь Лазаря Праведного Воскрешения в Кремле
Построена в 1393-94 годах на месте деревянной Лазаревской церкви, как церковь Рождества Богородицы (с сохранением Лазаревского придела). Заложенный вдовой Дмитрия Донского княгиней Евдокией Московской, предположительно, в память Куликовской битвы: дата сражения совпадает с посвящением храма. В 1514 году итальянский зодчий Алевиз разобрал верхнюю часть церкви, чтобы возвести новый кирпичный храм, а древняя белокаменная постройка, ставшая подклетом, получила название церкви св. Лазаря. Церковь Рождества, «что на Сенях», стала домовым храмом Теремного дворца, в XVII веке при ней в особой палате жили поощряемые царем Алексеем Михайловичем богомольцы. В дальнейшем нижняя церковь была забыта, о ней вспомнили лишь при реставрации дворца в середине XIX века. Закрыта вскоре после революции, доступа нет. Древнейшее сохранившееся сооружение Москвы. Находится на закрытой территории. Все, что может увидеть обычный посетитель — одинокий позолоченный купол со стороны Оружейной палаты.

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Кремле
Вероятно, первая деревянная церковь построена в конце XIII — начале XIV в. Каменный храм второй половины XIV века заменен более обширным в 1416 году. Ныне существующее девятиглавое здание построено в 1484-1489 годах, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. Подклет играл роль княжеской сокровищницы, впоследствии выросшей до габаритов Казенного двора. Благовещенский Собор с древних времен домовый храм великих князей и царей. Закрыт в 1918 г. С 1955 года доступен вновь как музей. Новообрядческие богослужения на престольный праздник проводятся с 1995 года.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре
В соборе сохранились фрагменты росписи, выполненной Андреем Рублевым.
Летописи не сохранили точной даты строительства этого удивительного храма, а исследователи называли разные даты — от конца XIV века до 1427 года. Петр Барановский говорил: «этот стройный и замечательный памятник разительно отличается от всего, что мы знаем пока из архитектуры ранней Москвы». «Разительность» может означать, что храм либо опередил свою эпоху, либо был итогом предшествующих исканий. Современные мудрецы сходятся на втором варианте и отодвигают датировку храма к концу первой четверти XV века. Спасский собор многократно перестраивался, его нынешний облик — результат реставрации 1959-61 годов. Критики полагают, что восстановленная глава могла быть шире, а следовательно, облик собора был бы более «мужественным», что характерно для памятников той эпохи. Но, помня о причастности к созданию храма Андрея Рублева, можно предполагать, что уникальным могло быть не только конструктивное решение памятника, но и его образ. На откосах заложенных алтарных окон реставраторы обнаружили орнаментальные росписи — все, что осталось от рублевского интерьера. Сам преподобный Андрей был похоронен рядом с собором в 1428 году, но точное место погребения неизвестно.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле
Первый каменный храм датируется концом XIII в. Следующий, возведенный Иваном Калитой в 1326-1327 годах, просуществовал до 1472 г. Строившийся с этого времени новый собор обрушился незавершенным в 1474 г. Существующее здание Успенского собора построено знаменитым итальянцем Аристотелем Фиораванти в 1475-79 годах. Эта стройка стала началом эпохального проекта князя Ивана III по превращению княжеской столицы во всероссийскую, и далее — в Третий Рим. Недаром Фиораванти прибыл в Москву следом за Софьей Палеолог, наследницей Византийского престола. Консервативный по сути замысел, ориентированный заказчиком на Владимирский Успенский собор XII века, Аристотель сумел превратить в одно из самых ярких событий в истории русской архитектуры. Изначально храм выглядел еще более просторным, поскольку место иконостаса занимала низкая алтарная преграда. В остальном собор дошел до нас почти без изменений. На протяжении столетий Успенский собор оставался главным храмом России и служил местом коронации государей и погребения патриархов. С 1990 г. новообрядческие богослужения в праздники.

Церковь Трифона Мученика, что в Напрудной слободе
Село Напрудное известно с XIV века — в 1331г. оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Князь завещал это село своему старшему сыну Семену. Судя по наименованию «село», уже тогда здесь был храм. Напрудным село назвали неспроста: у речки, на которой оно стояло, был большой пруд, где князья охотились с соколами на водоплавающую птицу. С церковью Трифона Мученика связана легенда об охоте Ивана Грозного и о том, как один из ее участников, боярин Патрикеев, чудом избежал царского гнева. Боярин упустил на охоте любимого царского сокола, но при помощи святого Трифона нашел его на том месте, где после этого и поставил церковь. На самом деле церковь, судя по всему, была построена здесь до Ивана Грозного, вероятно, при его отце. Церковь Трифона Мученика в Напрудной слободе значится как каменная в описании 1646г., но при натурных исследованиях было установлено, что она была построена значительно раньше – в первой половине XVI века или даже в конце XV-го. Это стало ясно при обнаружении фрагмента надгробной надписи, сделанной из точно такого же камня, что и вся церковь. Небольшая церковка была выстроена из белого камня (своды и подкупольный барабан – из кирпича), с одной главой и одной большой апсидой. Изначально ее покрытие было позакомарным, как у всех древних каменных храмов, но, как и большинство их, она была перестроена и покрыта гораздо менее красивой, но более практичной четырехскатной кровлей. На этом изменения внешнего вида церкви не прекратились. В XIX веке к ней была пристроена двухъярусная колокольня, в 1860г. ее, по возмущенному выражению А.К.Толстого, «облепили отвратительными пристройками» – приделами. В 1930-х гг. были снесены все позднейшие пристройки: и трапезная, и приделы, и обе колокольни. Осталась только маленькая древняя церковка, которую каким-то чудом удалось отстоять. После Великой Отечественной войны церковь еще почти 50 лет пустовала, несмотря на то, что в конце 1940-х гг. она была отреставрирована под руководством Л.А.Давида.

Церковь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне в Кремле
Построена в 1484-86 годах на месте одноименной сгоревшей деревянной церкви 1451 г. Этот храм строился как домовая церковь митрополитов. Недавние исследования подтвердили, что каменные палаты митрополичьего двора с середины XV века стояли немногим севернее церкви. Но в середине XVII столетия государь пожаловал патриарху тому самому Никону новый двор (прежде принадлежавший Годунову), а старый вместе с Ризоположенской церковью отошел к женской половине царского дворца. Известно, что храм строили псковские мастера, но в декоре церкви есть лишь отдельные элементы, распространенные на их малой родине. В целом, в Пскове нет ничего подобного Ризоположенской церкви по изяществу. Очевидно, что приезжим русским мастерам (равно как и итальянским) приходилось играть по московским правилам. Небольшая церковь, украшенная тонким белокаменным и терракотовым декором, замечательно оттеняет противостоящую громаду Успенского собора, точно как и 530 лет назад. Закрыта в 1918 г. В ее стенах открыта выставка древнерусской деревянной скульптуры. Раз в году, на престол, РПЦ проводит службы.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском монастыре
Каменный собор возведен в 1501-05 гг. на месте более ранней белокаменной постройки во время восстановления монастыря после пожара, бывшего в 1500 году. Южный Никольский придел пристроен, вероятно, после пожара 1547 (позже, в 1792 году, престол перенесен в Златоустовскую церковь). К концу XVIII века фасады собора были закрыты пристройками. Приделы: Сошествия Святого Духа (1814, перенесен из домовой церкви А. Ф. Салтыковой) и Димитрия Ростовского (1820). Западная часть собора в духе XVII в. выстроена арх. Ф. О. Шехтелем в нач. XX в. Четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Частичная реставрация проведена в 1960-65 гг. Богослужения РПЦ возобновились в 1989 году.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (справа)

Собор Михаила Архангела в Кремле
Остатки первой каменной постройки датируются кон. XII — XIII в. Следующий храм возведен Иваном Калитой в 1333 г., а ныне существующий — выстроен повелением Ивана III в 1505-1508 Алевизом Новым. Великокняжеская и царская усыпальница. Приделы: Покрова Пресвятой Богородицы, Уара мученика, Третьего обретения Главы Иоанна Предтечи. Закрыт в 1918; с 1955 — общедоступный музей. Богослужения РПЦ редки. С 1929 года в подземных палатах собора находятся саркофаги с останками Великих княгинь, цариц и др. женщин царского рода, перенесенные сюда из разрушенного собора Вознесенского монастыря в Кремле.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове
Существующая церковь построена, возможно, итальянским зодчим Алевизом Фрязиным Новым в 1509 — 1510 гг., сменив деревянную церковь, сооруженную при основании Симонова монастыря в 1370 г. После Куликовской битвы в 1380 г., в нем были похоронены герои битвы — монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В 1379 г., когда монастырь перенесли на 500 м. севернее, церковь была обращена в приходскую. В 1785 — 1787 гг. с западной стороны церкви возвели трапезную и колокольню, которые были полностью перестроены в 1849 — 1855 гг. Церковь закрывалась с 1928 по 1989 гг., реставрировалась в 1980 — 1988 гг. Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г.

Церковь Владимира равноапостольного, что в Старых Садех
Построена в 1514-16 году зодчим Алевизом Новым на месте одноименного старого храма. В середине XVII в. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Квадратный в плане, пятиглавый бесстолпный кирпичный храм с колокольней нач. XIX в. Закрыт в 1933 году, позже обезглавлен. Внешне отреставрирован. Богослужения РПЦ возобновлены в 1991 года.

Собор Петра, митрополита Московского, в Высокопетровском монастыре
Древнейший храм обители. Возведен Алевизом Новым в 1514-17 гг. на месте прежнего деревянного. Перестроен при обновлении монастыря в кон. XVII века и освящен 8 мая 1690 г. Восстановлен в древнем виде при реставрации в начале 1980-х. Архитектурные формы не имеют в настоящее время аналогов. Восьмигранная башня со шлемовидной главой, возвышающаяся над 8-лепестковым нижним ярусом. Передан РПЦ в сер. 1990-х годов, освящен 3 янв. 1998 г.

Церковь Илии Пророка в Теплых рядах
Построена в 1518-1520 гг. , вероятно как главный храм Ильинского монастыря. С XVII века — при Новгородском подворье. В середине XIX века встроена в здание Теплых рядов. Одноглавый трехапсидный храм на подклете с подвалом. Сохранились три яруса поздней колокольни. Закрыт в 1923 г., службы РПЦ возобновлены в 1995 году.

Собор Иконы Божией Матери Смоленская в Новодевичьем монастыре
Смоленский Собор – старейший храм Новодевичьего монастыря. Он был построен в 1524-1525гг. в царствование великого князя Василия III в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», в благодарность за овладение Смоленском. Строительство собора приписывается работе либо Алевиза Нового (ум. около 1531г.), либо зодчего Нестора (погиб при строительстве собора). Собор велик. Высота его от уровня пола (т.е. не считая подклета) до замкового камня центрального подкупольного барабана – 33,7 м, а от уровня пола подклета до креста – 42,5 м. Росписи, сохранившиеся в соборе, относятся к 1526-1530гг. Собор известен тем, что именно в нем в 1598 году Борис Годунов принял избрание на царство. В соборе пребывает чтимая икона Смоленской Божией Матери (список середины XV века). Собор до сих пор находится в ведении музея ГИМ.

Церковь Анны праведной Зачатия, что в Углу
Впервые упоминается под 1493 годом. Вероятно, построен храм был раньше. Историки полагают, что есть все основания утверждать — постройка появилась еще во времена правления князя Василия II, а возвести Зачатьевский храм пожелала его супруга. В летописи же церковь упоминается в связи с пожаром, захлестнувшим тогда всю Москву. Уничтожила стихия и деревянную святыню. После пожара храм восстановили, однако в 1547 году его постигла та же участь. По указу Ивана Грозного церкви частично вернули первоначальный облик. В начале XVI века храм Зачатия Праведной Анны перестраивают (именно это здание мы можем наблюдать сегодня). Колокольня середины XVIII века разобрана при реставрации в 1955-58 гг. Закрыта не ранее 1929 г. Вновь освящена РПЦ в 1994 году.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Храм — один из шедевров зодчества мирового значения. С 1994 года включен в список объектов Всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. Для первой половины XVI века — времени, когда строилась церковь, такое церковное здание было крайне необычным, оно резко отличалось от прежних каменных храмовых построек византийского или русско-византийского стиля (по преимущество крестово-купольных). Создание церкви в Коломенском дало начало новому стилю церковной архитектуры — шатровому, в последствии запрещённому Никоном во время церковных реформ второй половины XVII века. Есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола, будущего Ивана IV Грозного. Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались. В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьяково
Храм сооружен в 1547 г. по указу царя Ивана Грозного в связи с венчанием его на царство, а также как моление о даровании наследника. Многие древние рукописи указывают, что зодчими были Барма и Постник, создатели уникального храма Василия Блаженного на Красной площади.
Дьяковская церковь в некоторых своих чертах предвосхищает собор Василия Блаженного и по убеждению историков зодчие смотрели на нее как на идею, которую они развили и усложнили в своем будущем проекте.

Церковь Антипия, епископа Пергамского, что на Колымажном дворе
Древний каменный одноглавый бесстолпный кубический храм с редкой двухапсидной алтарной частью. Значительно искажен позднейшими пристройками. Южный, Никольский, приделы конца XVII в. (перестроены в 1739-1741 годах), под ним престол мц. Екатерины. Двухъярусная колокольня и северный придел Рождества Предтечи – 1798 года. Храм закрыт в 1929 г., реставрировался в 1970-е. Богослужения РПЦ возобновлены.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Собор Василия Блаженного)
Выдающийся памятник русского зодчества. Построен царем Иваном Грозным в 1555-1561 гг. в память покорения Казани (1552) на месте временной деревянной церкви. Верхние престолы: Покрова Богородицы (центр), Св. Троицы (восток), Входа в Иерусалим (запад), Григория Армянского (северо-запад), Александра Свирского (юго-восток), Варлаама Хутынского (юго-запад), Иоанна Милостивого (бывшие Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (северо-восток), Николая Чудотворца Великорецкого (южный), Адриана и Наталии (бывшие Киприана и Иустины) (север). Внизу — церковь Василия Блаженного (1588) с приделом Иоанна Блаженного (бывшем Риз Положения, затем Рождества Богородицы, нынешнее имя с 1916 г. ). Собор закрыт в 1929 году. Филиал Исторического музея. Редкие богослужения РПЦ с 1990 г.

Церковь Космы и Дамиана Римских, что в Старых Панех
Храм выстроен на месте сгоревшей в 1564 г. одноименной деревянной церкви. В 1640 году с севера пристроена Успенская церковь, интересная шатровым завершением. Был также придел Иоанна Златоуста, упразднённый в 1878 году. Трапезная и колокольня, возведённые в 1803-м, разобраны при реставрации 1926-1927 годов. Храм закрыт в 1929 г., сильно перестроен, богослужения возобновлены в 1995-м, освящён во имя Космы и Дамиана Римских, хотя до революции, вероятнее, был посвящён Ассийским свв. братьям. К настоящему времени полностью отреставрирован северный придел.

Церковь Амвросия, епископа Медиоланского, в Новодевичьем монастыре
Церковь из белого камня была сооружена предположительно в 1560-х гг. и первоначально была посвящена Иоанну Предтече. Храм, примыкающий к Ирининым палатам, был домовой церковью. Расположенное рядом с церковью двухэтажное здание служило трапезной до постройки новой с Успенской церковью. Третье здание, входящее в ансамбль церкви, предположительно сооружено в конце XVI в. и скорее всего, использовалось царицей Ириной Годуновой. За годы своего существования церковь неоднократно перестраивалась, в частности в XVII в. были переделаны своды. Позже в конце XVIII века церковь была переосвящена в честь Амвросия Медиоланского. После событий 1917 года, монастырь был упразднен. Церковь закрыта в конце 20-х годов прошлого столетия. Помещение храма использовалась, как жилое и как хранилище Государственного Исторического музея. С 1994 года здание церкви находилось в совместном пользовании РПЦ и ГИМом. 22 марта 2010 Новодевичий монастрь возвращен РПЦ. В церкви Святого Амвросия епископа Медиоланского (Миланского) проводятся богослужения.

Собор Иконы Божией Матери Донская в Донском монастыре (старый)
Располагающийся посреди южной части территории Донского монастыря, ныне именуемый Малым или старым собором, Собор Иконы Божией Матери Донская был построен в 1591-1593 гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. По одним свидетельствам, заказчиком собора был царь Федор Иоаннович, по другим – Борис Годунов. Так или иначе, Годунов в своей вотчине Хорошево вскоре строит Троицкий храм по образцу Донского. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским, но вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской Божией Матери. На такое название повлияло и то, что на месте этого собора в 1591 году, во время нашествия на Москву крымского хана Казы-Гирея находилась походная церковь преподобного Сергия в главном стане русских. Из-за этого, сразу после основания, монастырь называли монастырем Пресвятой Богородицы Донской «что в Обозе». В 1679 г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В 1748 г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В советское время, когда в конце 1920-х гг. храм был закрыт, в нем был музейный зал. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., он снова открылся как храм, и до 1960-х гг. в нем проводились регулярные службы. В 1948-1950 гг. проводилась реставрация древнего собора; при реставрации были восстановлены многие части храма. В основном службы проводятся в новом, Большом соборе Донского монастыря, и теперь попасть внутрь старого собора не так просто – для этого нужно дожидаться больших церковных или храмовых праздников.

Церковь Николая Чудотворца в Сабурово
Церковь Николая Чудотворца, расположенная в селе Сабурово на реке Москве в приселке села Коломенского, была построена в 1595г. Село это принадлежало небезызвестному боярскому роду, давшему название местности у Москвы-реки. В начале XVIII века село было пожаловано Нарышкиным и принадлежало им около ста лет, после чего еще дважды сменило владельцев. О строительстве в селе каменной маленькой церкви сохранилось очень мало свидетельств: собственно дата постройки и то, что при ней не было трапезной и колокольни. Сильная перестройка храма была в 1693-1695 гг., в XIX веке была пристроена широкая новая трапезная и трехъярусная шатровая колокольня. Церковь, уцелевшая во время войны 1812 года, действовала до 1939 г. Советские власти ее закрыли и устроили в ней гараж. Во время войны была разрушена колокольня. В 1960-х гг. в храме была открыта механическая мастерская, для чего к нему пристроили подсобные помещения, окончательно обезобразившие маленькое здание. В 1980-х гг. в районе Москворечье-Сабурово собрались строить новый большой микрорайон, и заодно было решено отреставрировать единственный уцелевший здесь памятник старины. Церковь возвратили верующим в 1990 г., а с 1991 г. она уже была открыта для богослужений.

Церковь Троицы Живоначальной в Хорошево
Церковь Троицы Живоначальной была построена в селе Хорошево – вотчине Бориса Годунова – в 1598 г. (по другим источникам — в 1596 г.). Образцом для постройки этого храма стал построенный незадолго до того (в 1591-1593 гг.) собор Донского монастыря, о котором рассказано выше. Оба эти храма приписываются зодчему Федору Коню. В селе находился и один из многочисленных дворцов Бориса Годунова, позднее разобранный. До Годунова селом владел Иван Грозный, здесь, по-видимому, устраивались его охотничьи «потехи». От Грозного село перешло к его сыну Федору, который и подарил эти земли Годунову. Храм в селе Хорошево был поставлен на высоком месте – на берегу Москвы-реки. До него здесь, скорее всего, находилась деревянная церковь. В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб, потом – под детскую консультацию. Наконец в 1963-1964 гг. под руководством архитектора Б.Л.Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

ТУТ ПРОДОЛЖЕНИЕ – Московские храмы XVII века

Предыдущие мои рассказы о Московских и Подмосковных храмах:
Часть 1. Старообрядчество: Москва — Рогожская слобода
Часть 2. Старообрядчество: Московские храмы (белокриницкие)
Часть 3. Старообрядчество: Московские храмы (Преображенка и другие)
Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 1)
Старообрядчество: Подмосковные действующие храмы (часть 2)
Старообрядчество: Подмосковные моленные дома и недействующие храмы

Tags:

РПЦ, москва, православие, раскол, рпсц, старовер, старообрядчество

Древние храмы Москвы и Московской области

  • Владимирская область

  • Костромская область

  • Москва


  • Московская область


  • Новгородская область


  • Псковская область

  • Тверская область

  • Ярославская область

























Название церкви
типОкругРайонВекГодМонастырьАдрес

Троицы Живоначальной в с. Хорошево на р. Москве
церковьСеверо-западныйХорошево-МневникиXVI1598 Карамышевская наб., 15
Успения Божией МатерисоборЦентральныйКитай-городXV1479КремльКремль, Соборная пл.
Положения Ризы Божией Матери во ВлахернецерковьЦентральныйКитай-городXV1486КремльКремль, Соборная пл.
Благовещения Пресвятой БогородицысоборЦентральныйКитай-городXV1489КремльКремль, Соборная пл.
Зачатия Праведной Анны что в углуцерковьЦентральныйКитай-городXV1493 Москворецкая наб., 3
Архистратига Михаила соборЦентральныйКитай-городXVI1508КремльКремль, Соборная пл.
Иоанна Лествичника что под колоколамицерковьЦентральныйКитай-городXVI1508КремльКремль, Соборная и Ивановская пл.
Покрова Божией Матери на
Рву или церковь Василия Блаженного
соборЦентральныйКитай-городXVI1561 Красная пл.
Трифона Мученика в Напрудной слободецерковьЦентральныйМещанскийXV1492 Трифоновская ул. , 38
Рождества Пресвятой Богородицы посреди монастырского дворасоборЦентральныйМещанскийXVI1505Рождествен-скийул.Рождественка, 20
Спаса Нерукотворного Образа посреди монастырского дворасоборЦентральныйТаганскийXV1428Спасо-АндрониковАндроньевская пл., 10
Всех Святых на КулишкахцерковьЦентральныйТаганскийXVI   Славянская пл. , 2
Воскресения СловущегоцерковьЦентральныйТаганскийXVI1516Крутицкое подворьеКрутицкая ул., 11/13
Великомученика Никиты за Яузой на Швивой горкецерковьЦентральныйТаганскийXVI1595 Гончарная ул., 6
Петра Митрополита посреди монастырского дворасоборЦентральныйТверскойXVI1517Высоко-петровскийул. Петровка, 28/2
Антипы Пергамского на Колымажном дворецерковьЦентральныйХамовникиXVI   Колымажный пер., 8
Смоленской иконы Богоматери в центре монастырского дворасоборЦентральныйХамовникиXVI1525НоводевичийНоводевичий пр., 1
Рождества Пресвятой Богородицы в Старом СимоновецерковьЮжныйДаниловскийXVI1509 Восточная ул. , 6
Донской Иконы Божией Матери старый соборный храм посреди южной части монастырской территориисоборЮжныйДонскойXVI1593ДонскойДонская пл., 1
Георгия Победоносца храм в с. Коломенском на р. Москвеколо-кольняЮжныйНагатинский затонXVI   просп. Андропова, 39, с юго-запада от храма Вознесения Господня
Вознесения Господня в с. Коломенском на р. МосквецерковьЮжныйНагатинский затонXVI1532 просп. Андропова, 39, стр. 1
Усекновения Главы Иоанна Предтечи в с. Дьяково на р. Москве близ с. КоломенскогоцерковьЮжныйНагатинский затонXVI1554 просп. Андропова, 39, стр. 7



































Название церкви
типРайонНас.пунктВекГодМонастырьАдрес

1

Воскресенский
соборВолоколамскийг.ВолоколамскXV Кремль 

2

Рождества Богородицы
церковьВолоколамскийВозмищеXVI1537  

3

Богоявленская в трапезной
церковьВолоколамскийТеряевоXVI1530Иосифо-Волоцкий 

4

Успенский
соборДмитровскийг. ДмитровXVI1533КремльИсторическая пл.
5Бориса и ГлебасоборДмитровскийг.ДмитровXVI1537БорисоглебскийБольшевистская ул.
6НикольскийсоборДмитровскийп.ЛуговойXVII четвНиколо-Пешношский 
7Богоявленская в колокольнецерковьДмитровскийп.ЛуговойXVII полНиколо-Пешношский 

8

Рождества Богородицы
церковьДмитровскийПустыньXVI1547Медведева пустынь 
9ТроицкийсоборСергиево-ПосадскийСергиев ПосадXV1422Троице-Сергиева лавра 
10ДуховскаяцерковьСергиево-ПосадскийСергиев ПосадXV1476Троице-Сергиева лавра 
11УспенскийсоборСергиево-ПосадскийСергиев ПосадXVI1585Троице-Сергиева лавра 
12ВведенскаяцерковьСергиево-ПосадскийСергиев ПосадXVI1547бывш. Пятницкийпросп.Красной Армии

13

Успенский «на Городке»
соборЗвенигородг.ЗвенигородXIV1400Кремль 

14

Рождества Богородицы
соборЗвенигородг.ЗвенигородXV1405Саввин-Сторожевский 

15

Рождества Христова
церковьИстринскийЮркиноXVIнач  

16

Успенская
церковьКлинскийг.КлинXVIсер ул. Папивина, 16а
17УспенскаяцерковьКоломенскийг.КоломнаXVI1552Кремль, Брусенскийул.Лажечникова, 12
18Иоанна Предтечи на
Городище
церковьКоломенскийг.КоломнаXIV60-70е Городищенская ул.

19

Ильинская
церковьКоломенскийПрусыXVI1578  

20

Рождества Христова
церковьЛенинскийБеседыXVIкон  

21

Преображенская
церковьЛенинскийОстровXVIII пол  

22

Михаила Архангела
соборЛотошинскийМикулиноXVI1550  

23

Старо-Никольский
соборМожайскийг. МожайскXIV-XV  ул.Бородинская, 8

24

Иоакима и Анны
церковьМожайскийг.МожайскXIVкон ул.Крупской
25Рождества БогородицысоборМожайскийг.МожайскXVI1542Лужецкийул.Герасимова, 1

26

Никольская
церковьНаро-ФоминскийКаменскоеXIVII пол  

27

Преображения (Троицкая)
церковьОдинцовскийБольшие ВяземыXVIкон  
28ВведенскийсоборСерпуховскийг. СерпуховXVIконВладычный 
29Трапезная с ГеоргиевскойцерковьСерпуховскийг.СерпуховXVI1599Владычный 

30

Воскресенская
церковьСтупинскийГородняXVI1578  
31ПокровскаяцерковьСтупинскийЧиркиноXVII пол  

Самое старое здание Москвы

+7 495 991-72-70

COVID-19

 

До сих пор не ясно, какая самая старая постройка на территории Москвы. Большинство домов в старину были деревянными, так как это был самый распространенный материал, но недостаточно прочный, чтобы выдержать российский климат.

Таким образом, культовое сооружение Спасский собор Андроникова монастыря кажется самым древним в Москве. Он был построен между 1425 и 1427 годами, чтобы заменить деревянную церковь на ее месте. Его интерьер украшали фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, которые не сохранились, только фрагменты растительного орнамента. В середине 19го века собор был частично перестроен после пожара. В середине 20 века он был реконструирован по первоначальному проекту.

Таким образом, назвать его старейшим зданием Москвы вряд ли можно, так как к нему прикасались с 1427 года. В этом отношении Успенский собор, который можно увидеть во время экскурсии по Московскому Кремлю, может поспорить за звание самого древнего. Он был построен в 1475–1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Он стал главным собором Москвы, так как здесь проходили все коронации российских монархов.

Внешний вид и внутреннее убранство собора могут увидеть все желающие во время экскурсии по Москве.

Население Москвы
Сегодня Москва — крупнейший город Европы. Население Москвы составляет 10,5 млн человек.

подробнее

Возраст Москвы
Москва была основана в 1147 году. Это один из древнейших городов России.

подробнее

Что такое Москва?
Что значит Москва? Это название намного старше самого города.

подробнее

Парки Москвы
Москва очень зеленый город. Более 40 процентов его территории составляют парки, сады и леса.

подробнее

Московское метро
Московское метро – самый популярный общественный транспорт в Москве как для москвичей, так и для туристов.

подробнее

Московский метрополитен
Самая глубокая станция московского метро «Парк Победы», 84 метра, высота 28 этажного дома

подробнее

Объявления в метро
Во время навигации в московском метро вы всегда можете определить направление поезда по полу диктора.

подробнее

Лето 2010 побьет все температурные рекорды
Лето 2010 запомнится москвичам и гостям Москвы аномально высокими температурами.

подробнее

Московский фонтан с питьевой водой
В Москве более 700 фонтанов, а с питьевой водой только один.

подробнее

Московские зимы
Самая низкая температура, когда-либо зарегистрированная в Москве, составила -42°C. Произошло это в январе 1940 года.

читать дальше

Освещение в Москве
Знаете ли вы, когда улицы Москвы стали освещаться?

подробнее

Какими необычными памятниками может похвастаться Москва?
Вы слышали о таких памятниках, как «Уступи дорогу утятам», «Ворона и лиса с плавленым сыром» «Дружба» или «Дети — жертвы пороков взрослых»?

подробнее

Московские церкви
Сколько церквей в Москве?

подробнее

Необычные московские поезда
Московское метро известно не только изысканным дизайном и интерьером, но и уникальными поездами.

подробнее

Московский Макдональдс
Согласны ли вы стоять в очереди 6 часов, чтобы попасть в Макдональдс? Так делали многие москвичи в 1990-х годах.

читать дальше

Русское Рождество
Почему 7 января русские празднуют Рождество?

подробнее

Эпитеты Москвы
За свою 9-вековую историю Москва обрела несколько эпитетов.

подробнее

Памятник святым Кириллу и Мефодию
На каком памятнике в Москве 5 орфографических ошибок в надписи?

подробнее

Органные вечера в Кусково
«Органные вечера в Кусково» — это серия концертов, которые проходят по выходным дням в одной из красивейших старинных усадеб Москвы

подробнее

Курение в России
Знаете ли вы, когда курение было официально запрещено в России?

подробнее

Правило преемственности лидеров
Кто будет следующим президентом России?

подробнее

Самый большой колокол в мире
Где находится самый большой колокол в мире?

подробнее

Звонок озорной
В Московском Кремле живет очень старый 300-летний политзаключенный. Кто бы это мог быть?

подробнее

Самые высокие здания Европы
Где находятся самые высокие здания Европы?

подробнее

Самый старый дом Москвы
Сколько лет самому старому дому Москвы?

подробнее

7 любопытных фактов и легенд о 7 сестрах.
Какие факты и легенды вы слышали о сестрах Сталине?

подробнее

Что означает количество куполов на храме?
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему в одних церквях 3 купола, а в других – пять и даже больше?

подробнее

Русский православный крест
Какова символика русского православного креста?

подробнее

Форма и цвет русских куполов.
Форма и цвет русских куполов. Что они означают?

подробнее

Дед Мороз и Дед Мороз
Чем Дед Мороз отличается от Деда Мороза?

подробнее

Будьте осторожны, дом движется!
Вы когда-нибудь видели, как движется дом? Вы можете себе представить многоэтажный дом, жильцов которого отселяют на десятки метров?

подробнее

Москва перевернутый дом
Вы бывали в доме, где все перевернуто вверх дном?

подробнее

 

Лучшие туры по Москве и России

 

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваше взаимодействие с нашим веб-сайтом и облегчить предоставление вам услуг, доступных через наш веб-сайт. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы принимаете использование нами файлов cookie, условия нашей Политики конфиденциальности и Условия обслуживания.

Простота и сила древнейшей московской церкви

В Москве десятки церквей. Большинство из них созданы в 18-19 веках в стиле барокко или классицизма, богато украшены колоннами, резьбой и золотыми куполами. Древнейшие московские храмы простые , но излучающие духовную силу . Спасский собор построен в начале XV века на территории Спасо-Андроникова монастыря. В настоящее время в монастыре проживает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева .

Фото © кредиты Алекса Роша

Иконы Андрея Рублева выражали дух русского народа

Андрей Рублев , гениальный русский иконописец расписал Спасский собор, а теперь его имя присвоено Музею древнерусского искусства . Кто-то сказал, что дух русского народа лучше всего выражен в стихах Александра Пушкина и иконах Андрея Рублева . Его произведения отражали духовные идеалы русского народа, заставляли его чувствовать единство и гармонию, любовь и радость, вдохновляли любить Бога и не бояться Его. Его персонажи скромны, возвышенны и «человечны». Сохранилось очень мало произведений Андрея Рублева, и самое известное из них – «Троица».

Фото © Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Фрески Андрея Рублева Спасский собор

Русская икона, окно в мир неземной

В Музей Древнерусского искусства, нет Андрея Рублева работ, но вы увидите много замечательных икон разных здесь стареет. Русская икона – это не просто портрет или картина для поклонения. С духовной точки зрения это окно в неземной мир , через которые верующий может соединиться с Богом, или святым, или важным духовным событием и получить от них какие-то духовные силы для преодоления внешних обстоятельств или внутренних печалей.

Фото © Кредиты Музея древнерусского искусства Андрея Рублева

Анри Матисс восхищался русскими иконами как произведениями

Первым художником, который восхищался русскими иконами как произведениями , был Анри Матисс . Он был впечатлен их одухотворенностью и глубокой философией, чистыми красками и безупречной композицией. Посещение Москвы в 1911 лет он проводил свои дни в монастырях, церквях и частных коллекциях. Он сказал, что иконы являются основным источником всех художественных начинаний, и современный художник должен черпать вдохновение в этих примитивах.

Фото © Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева

Это действительно великое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту. В этих иконах мистическим цветком раскрывается душа художника, их написавшего. И у них мы должны научиться понимать искусство. Такого богатства чистого цвета, такой непосредственности выражения я не видел нигде. Это лучшее наследие Москвы. Анри Матисс

Фото © Кредиты Музею древнерусского искусства Андрея Рублева

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева , расположенный в Спасо-Андрониковом монастыре , является уникальным духовным и культурным местом. Здесь можно увидеть древнейшую московскую церковь , Спасский собор построенный во времена Андрея Рублева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts