Санаксары монастырь: Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь / Монастырский вестник
Содержание
Санаксарский Богородицкий монастырь
Санаксарский Богородицкий монастырь — красивый православный комплекс, находящийся на изгибе реки Мокша, недалеко от города Темникова республики Мордовии. О происхождении названия нет точной информации. «Синаксарь» на Руси переводилось, как краткое житие святых. Но вероятно обитель называется и в честь озера, расположенного неподалеку. В любом случае это место является уникальным, история, архитектура не имеет аналогов.
Как добраться
Компания «Семейный чемодан» организует экскурсии по монастырям
Поехать из Йошкар-Олы
Поехать из Чебоксар
Поехать из Казани
Большинство предпочитает добираться на поезде. Он идет до самого города Темникова. Затем потребуется пересесть на автобус. Также из Москвы курсируют прямые автобусные рейсы. Расписание автобусов и электричек необходимо уточнять заранее. Движение осуществляется по автомобильной трассе М-5. По дороге вы увидите указатели. Они помогут не сбиться с пути. При желании можно заказать паломнический тур.
История строительства
Имеется информация о том, что история места тесно связана с фамилией Ушаковых. В 18 веке в обитель пришел преподобный Федор со своими учениками. Это был дядя знаменитого адмирала. Федор Федорович Ушаков являлся примером для флотской доблести. В честь героя была названа советская флотская награда (ордер) времен Великой Отечественной Войны. Это была великая личность. Его знают многие поколения.
Уникальную обитель основали еще в 17 веке. Это был период царствования Алексея Михайловича. На его земли по приглашению прибыл старец Феодосий. Он славился высокой духовной жизнью. Священнослужитель был восхищен красотой и величием здешних окрестностей. Поэтому, он пришел к выводу, что здесь нужно остаться навсегда. В 1659 году на земле воздвигли часовню. Иноки стали осваиваться на новой территории. Вскоре святейшему патриарху пришло письмо с просьбой о возведении «церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской». Основателем обители стал Феодосий. Для процветания обители он приложил немало стараний. Усердия священнослужителя были оценены по достоинству.
В дальнейшем к строительному процессу были подключены Зосима, Трифон и Дорофей. Из-за ветхости решили разобрать старую Владимирскую церковь. На месте возвели новую обитель. Она тоже являлась деревянной. Вскоре при монастыре появился строительФилагрий.
В 1752 году последовал указ Суздальской духовной консистории. Согласно нему, в качестве нового строителя пустыри выступал Порфирий. Но зодчий не смог продержаться и года. Затем обитель перешла под управление и усмотрение Саровской пустыни.
В 1759 году здешние земли посещает монах Федор Ушаков. Благодаря его стараниям, при монастыре появился первый храм, возведенный из камня. Враги монаха сделали так, чтобы его в 1774 году сослали в Соловецкий монастырь. Однако, начало все же было уже положено. Комплекс стал активно развиваться. В 1776 году осветили теплую соборную церковь. Немного позднее возвели каменную колокольню, построили въездные ворота. На угловых зонах стен построили башни – северную и южную. Реализация объектов осуществлялась по задумке иеродиакона Филарета. Контроль над работой осуществлял Вениамин. В 1777 году начался этап строительства трапезного корпуса. Через два года объект был готов к эксплуатации.
Главная церковь Рождества Богородицы была освещена в 1780 году. Она также реализовывалась по проекту живописца иеродиакона Филарета. Затем на территории появился братский корпус, еще один двухэтажный корпус, мастерские портных и сапожников. Конец 18 века – это период грандиозного строительства. К тому моменту послушников насчитывалось около 100 человек. Начали работать больница, аптека, гостиница.
1810 год – это дата освещения храма при кладбище в честь Воскресения Христова. Также в этот год недалеко от святыни поселился адмирал Ушаков. Вождь флота много времени проводил в стенах монастыря. А во время Великого поста он переезжал в обитель и здесь жил. Ушаков верил в Бога и являлся благотворителем монастыря.
Чем знаменит монастырь?
Через несколько лет монашеская жизнь подверглась закрытию. Такая участь настигла многих православных святынь. Новая жизнь монастырского комплекса началась в 1991 году. Святыня начала постепенно восстанавливаться, приобретая потерянную красоту и величественность. Строение у Мокши находилось в живописной местности. С севера и запада находятся сосновые боры, рощи, озера, пойменные луга. А неподалеку проходит тропа к источнику преподобного Федора. Храмовый комплекс славится мощами воина Ушакова, исповедника Александра, Феодора.
Архитектурный ансамбль поражает своей оригинальностью. Интересно, что все объекты были возведены в максимально сжатые сроки. Они воплощают в себе один единственный стиль — барокко. Других направлений вы не обнаружите. Вычурный барочный стиль при этом эффектно дополняет окружающие пейзажи. Он динамичен и создает картину энергичного стремления человека к высокому, духовному и прекрасному. Любоваться на пейзаж реки Мокша хочется бесконечно долго. Церковь прославляет труды великого адмирала. Подвиг воина до сих пор живет в сердцах верующих людей. Память о нем воспевается в храмах, и всегда будет вспоминаться народом.
Монастырь сегодня
Сегодня в обители открыты для посещения несколько храмов. В их числе находятся собор Рождества пресвятой Богородицы, храм Владимирской иконы, церковь Воскресения Христова и другие. Почитаемыми иконами являются — образы Казанской Божьей Матери, преподобных Александра и Феодора, Пресвятой Богородицы.
Многие туристы приезжают сюда для того чтобы посетить источник. Самый главный ключ находится в лесной зоне. Он находится прямо возле дороги. Тропинка от него тянется в обитель. Из родника можно набрать святой воды. Она является прохладной. Также вы можете воспользоваться купелями для омовений. Спуск в них является достаточно удобным, так как они оснащены поручнями. Даже немощные и пожилые люди смогут окунуться в резервуар.
Церковная лавка работает каждый день. Ассортимент отличается широким разнообразием выбора. Есть свечи, крестики, лампады, различные сувениры и многое другое. Предметы православной тематики пользуются повышенным спросом.
Санаксарские чудеса
Со дня своего появления монастырь характеризовался строгой системой управления. Святыня была известна во всей Руси. Сюда приезжали монахи из самых различных краев. Всем известный игумен иеромонах Феодор являлся примером для подражания. Сегодня старых традиций до сих пор придерживаются. Пожалуй, самой главной святыней выступают две могилы у церкви Рождества Христова. Здесь похоронены Ушаковы — игумен монастыря и его племянник.
Адмирал Ушаков отличался благочестием и был сильно похож на своего дядю. Его корабль всегда славился монастырским порядком. Судна нередко назывались в честь святых или праздников. Сам адмирал верил в Бога. Его любили моряки, так как никогда не бросал их в трудную минуту. Удивительно, но за все годы военной карьеры у адмирала не было, ни одного поражения.
Но это не самое удивительное. В 1949 году осуществлялось вскрытие могил старца и адмирала. Одеяние, костиадмирала оказались нетленными. Священнослужители говорят, что так Бог отметил немалые заслуги данных личностей перед Родиной. Мощи иеромонаха Феодора Ушакова оставались нетленными, что свидетельствует о большой святости.
Кроме того, у могил Ушаковых нередко случались чудесные исцеления. Болеющие люди, прикладываясь, избавлялись от различных заболеваний. Паломники рассказывали, что к этому месту их приводила самаЦарица Небесная. Многие приезжают сюда для того чтобы попросить об исцелении близких людей, молитвы на здешних землях имеют большую силу.
Интересно, что чудеса не прекращают происходить и сегодня. В 1991 году первые насельники были поражены необычным явлением. Они увидели, как из храма шел на встречу седой монах. Старец направлялся в сторону Темникова. Он дошел до стены и потом исчез. О поразительном явлении они рассказали людям.
Изображения иеромонаха Феодора прекрасно сохранились до нашего времени. Очевидцы утверждают, что старец с седыми волосами встречал насельников на пороге обители, которую снова восстановили. Иеромонах являлся заступником и молитвенником монастыря.
За дивным чудом наблюдали на протяжении трех лет. Произошло обновление старинной иконы Богоматери Феодоровской. Сегодня она установлена на алтаре храма. Также знаменит образ богоматери Казанской. Прикладываясь к ней, многие люди получают оздоровление. Феодором в прошлом был лично выкопан родник. Вокруг него также постоянно случатся чудеса. Все, приходящие с верой, находят исцеление.
Монастырь является местом паломничества верующих из различных российских городов. Кроме того, бывает немало гостей из Казахстана, Молдавии, Белоруссии, Украины. Сегодня в обители проживают еще два старца — схиигумен Иероним и схиархимандрит Питирим. Они оказывают помощь всем тем, кто страдает от серьезных заболеваний. Их духовные советы многих наставляют на путь истинный. Сюда приезжают за благословением, ответами на многие жизненны вопросы.
На здешних землях чувствуется большая благодать. Обратите внимание на тот факт, что святыня расположилась от Дивеева. Здесь находится Четвертый предел Божие матери. Побережье реки Мокша отличаются живописностью. Здесь уютно в любое время года. Душа многих верующих тянется на здешние земли.
Благодать здешних мест постоянно подтверждается различными случаями. Как-то раз, одна из паломниц, которую звали Лидия, уснула под самое утро. Ей привиделось необычное явление. Санаксарский монастырь, как бы парил в воздухе. Он был при этом окружен желтым ореолом, который сиял. В верхней точке он имел соединение с с небесной Церковью ослепительного свечения. Внизу можно было увидеть большое скопление людей, которое протягивала к монастырю свои руки.
Второй случай знаменателен тем, что благодать святыни показывается самим Богом. Одна из паломниц, Софья Мурадова, сделала фотографию монастыря во время вечернего богослужения. Но на фото были отражены только облака. После проявления пленки, на снимке удалось рассмотреть огненный крест, излучающий божественный свет. На утро монахи над монастырем смогли рассмотреть такой же крест. С левой и правой стороны от него был огненный столп. Такой крест явился еще один раз — в 1998 году.
Полезная информация для туристов
Местность может похвастаться достаточно благоприятными климатическими условиями. Они являются умеренно-континентальными. Погода близка к центральным российским регионам. Летом температура может достигать + 30 градусов. Зимой редко опускается отметки -10 градусов. На территории монастыря есть гостевые домики, в которых можно остановиться. Но срок пребывания в них ограничен. Он не должен превышать трех суток. О наличии свободных мест необходимо узнавать заранее. Для гостей организуется бесплатное проживание и питание.
Возле ворот находится лавка, которая реализует вкусную выпечку монастырского приготовления. При посещении обители необходимо соблюдать определенные правила. Прежде всего, они касаются внешнего вида. Перед вратами необходимо совершить трехместное знамение. На территории нельзя громко говорить и кричать. Необходимо следовать внутреннему распорядку. Желательно, чтобы одежда имела длинный рукав и выглядела опрятно.
История монастырского комплекса насчитывает 359 лет. На протяжении этого времени были, как взлеты, так и падения. Паломнический тур в Темниково дарит спокойствие и умиротворение. Иконы и мощи обладают исцеляющей силой. Осуществление паломничества доступно круглый год. Монастырь имеет официальный сайт.
Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря — игумен Тихон (Ципляковский)
игумен Тихон (Ципляковский)
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf5Мб
Период первый1. Сведения об основании Санаксарского монастыря и о первоначальнике его Игумене Феодосии2. Строители: Зосима и Трифон3. Строители: Иеросхимонах Петр и Филагрий4. Строитель Иеромонах ПорфирийПериод второй. Сведения о возобновлении Санаксарской пустыни1. Возобновитель первоначальник Иеромонах Феодор (Ушаков)2. Настоятель Иеромонах Иоиль3. Настоятель Иеромонах Венедикт4. Настоятель иеромонах Вениамин5. Настоятель Иеромонах Филарет6. Настоятель Иеромонах Нафанаил7. Настоятель Игумен Димитрий8. Настоятель Игумен Иоасаф9. Настоятель Игумен Ксенофонт10. Настоятель Игумен Иларий11. Настоятель Игумен Тихон12.13. Храмы монастыря14. Святыня монастыря15. Утварь, ризница и библиотека16. Чин церковный и устав монастыря17. Достояние монастыря и средства к содержанию18. Грамоты и акты
Общежительный Темниковский, Рождество-Богородичный, мужской Санаксарский монастырь, находится в Тамбовской епархии, в трех верстах от города Темникова, на левом берегу реки Мокши, протекающей почти под стенами монастыря.
Название свое: Санаксарский, или Сеноксарский монастырь, получил от малого озерца «Санаксар», находящегося под стенами монастыря, с восточной стороны, или от окружающих его сенокосов.
Местоположение монастыря прекрасное. С востока, севера и юга, окружают его обширные заливные луга, – Темниковские, и частью монастырские. К юго-востоку, на возвышенном берегу – Мокши, раскинут город Темников, с окрестностями его живописными; к северо-востоку, за лугами и озерами, на горе в красивой роще, приютился Темниковский Богородичный женский монастырь, с живописными видами, – вдаль, до самых Саровских темных лесов. С западной стороны: – ряд монастырских хозяйственных построек, сад, и за садом в особенной каменной ограде, небольшая, красивая, кладбищенская церковь. За нею тянется большой сосновый монастырский лес, рассекаемый большою дорогою, из г. Темникова в города Касимов и Шацк. В весеннее цветущее время, окрестности монастыря восхитительны, от окружающих разнородных лесов. В разливе воды из города Темникова и с горы женского монастыря, Санаксар с трех сторон залитый водою, кажется плавающим в воде.
Внешний вид монастыря очень красив. Здания его, – все каменные, прочной архитектуры, в строго-аскетическом вкусе, со своеобразными кровлями, расположены на небольшой, возвышенной береговой площадке.
Для желающих уединенной созерцательной жизни, ни чем не нарушаемого спокойствия, не нужно искать лучшего места, как Санаксарская пустыня. Будучи совершенно удален от мирских селений (ближе трех верст таковых нет). Санаксар скорее похож на уединенный пустынный скит. Жители городские и окрестные и даже богомольцы, во множестве проходящие через Темников в Саровскую пустынь, редко посещают Санаксарский монастырь, вероятно по особенному его положено за рекою, в стороне от пути. Внутренняя жизнь по этому, течет, без развлечения, – тихо. Богослужение отправляется, по чину строгих пустынных обителей: не спешно, благоговейно, вполне по церковному уставу, и завету отцов – первоначальников.
Только раза три, или четыре в год, бывает в Санаксаре большое стечение богомольцев, из городских Темниковских и окрестных жителей: – это в главный хромовый праздник – Рождества Богородицы 8 сентября; – Владимирской иконы 23 июня, на усекновение главы Св. Предтечи – 29 августа, и на Воздвижение Честного Креста – 14 сентября. В эти дни пустынный Санаксар оживляется и то не на долго, – не более как на день и даже менее. Потом наступает опять невозмутимая тишина, и обычное течете жизни иноческой – покаянной.
Существование Санаксарского монастыря разделяется на два периода. Период первый от основания монастыря, до приписания его к Саровской пустыни, по причине оскудения. Период второй: от возобновления до настоящего времени.
При составлении настоящего описания сведения взяты: из архива монастыря, рукописной монастырской летописи, начатой в 1792 году и краткого описания монастыря, изданного в 1802 году.
Источник: Темников. Типография А.М. Данилова, 1888. Дозволено Цензурой Москва 1888 г. Ноября 9 дня.
СЕГОДНЯ НАЧАЛО СПАСЕНИЯ НАШЕГО, НАРОД, ВСЕНОЧНОЕ БДЕНИЕ НА ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
| ||||||
1. Псалом 103 «Благослови, душа моя, Господа» Знаменный распев 2. «Блажен человек» Знаменный распев 3. «Господи воззвах» Знаменный распев, глас четвертый. 4. Песнь Божией Матери «Днесь Бог, на престолах духовных почивший» Знаменный распев, глас шестой 5. «О Свете Радостный» Знаменный распев 6. Станца к литии «О люди, днесь сбылось первое. Плод нашего спасения» Знаменный распев 7. Тропарь «Рождество Твое, Дево Богородице» Знаменный распев, глас четвертый 8. «Хвалите имя Господне» Знаменный распев 9. Мегалинар на праздник Рождества Богородицы Знаменный распев 10. «От юности моей» Знаменный распев, глас четвертый. 11. Строфа после 50-го псалма «Сей есть день Господень» Знаменный распев 12. Канон праздника. Ирмос «Приидите, люди». Катавасия на Песнь 1 «Начертание непобедимого оружия Креста» Знаменный распев 13. Кондак «Иоаким и Анна освободились от упрека в бездетности» Знаменный распев, глас четвертый 14. Припевы к Песне 9из Канона. Ирмос Песнопения 9. «Чужая материнству дева» Знаменный распев 15. Кондак «О победоносный предводитель торжествующих воинств» Знаменный распев Глас восьмой 16. Псалом 103 «Благослови, душа моя, Господа» греческий распев 17. Строфа к святому Феодору Санаксарскому «Избранник Христов» На особый напев: «Радость небесных воинств» Общий распев Глас первый 18. Строфа преподобному Феодору Санаксарскому «О преподобный отче Феодор» На особый напев: «Суеты мирских отринув» Общий распев Глас шестой 19. Станца святому Феодору Санаксарскому «О духоносный старец» Общий распев Глас восьмой 20. Догматический «Царь Небесный» Знаменный распев глас восьмой 21. Строфа преподобному Феодору Санаксарскому «Как наречем тя, старец Феодор» Общий распев Глас первый 22. Строфа к преподобному Феодору Санаксарскому «Господь тверд мой основание» На особый напев: «Вниз с древа» Общий распев Глас второй 23. Тропарь святому Феодору Санаксарскому «От юности твоей возлюбил еси Христа» Общий распев, глас четвертый 24. Догмат «Тайна, сокрытая от веков» Общий распев Глас четвертый 25. Кондак святому Феодору Санаксарскому «Оставив суету мира сего» Общий распев Глас четвертый 26. Строфа преподобному Феодору Санаксарскому «Радуйся, Христову рабу верная» На особый напев: «Радость небесных воинств» Общий распев глас пятый 27. Строфа преподобному Феодору Санаксарскому «Радуйся ныне, преподобный Феодор» Общий распев, глас второй 28. Песнь Богородице «Новое чудо» Знаменный распев, глас второй 29. Воздвижение святому Феодору Санаксарскому «Под милостью твоей» Общий распев |
| эс | анг | фра | деу | |
|