Савва отец: Отец Савва / Православие.Ru
Содержание
Савва Остапенко (1898) — Схиигумен, подвижник, настоятель Казанского храма – Персоны – Великие Луки.ру
Подвижник, настоятель Великолукского Казанского храма в 1958 — 1959 годах схиигумене Савва, свидетелем земных трудов которого по благоукрашению храма стало старшее поколение жителей г.Великие Луки.
Схиигумен Савва — известный старец, подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре. К нему в сложном, безбожном двадцатом столетии ехали сотни людей, искавших совета и утешения. «Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва?», — спросили у одного из духовных чад. «Он творил любовь», — был ответ. Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой и оставшегося без утешения. Для каждого у отца Саввы находились слова любви.
Николай Михайлович Остапенко, будущий схиигумен Савва, родился в 1898 году, 11 ноября (ст. ст.), на Иоанна Милостивого, в простой христианской семье на Кубани.
Родители его, Михаил и Екатерина, были людьми благочестивыми. Его мать, имея своих восемь детей, отдавала последнюю еду приходящим в дом странникам. В это верится с трудом, но это действительно было так, на вопрос мужа: «Катя, да ты опять детям-то ничего не оставила?!», — жена с уверенностью отвечала: «Бог пошлет!»
И Господь не оставлял их без хлеба насущного. Совершали родители паломничества по святым местам и брали с собой детишек. Так с малых лет малыши приучались к благочестивой христианской жизни. Маленький Коля очень любил эти поездки. Он благоговейно слушал звон колоколов и монашеское пение в храме, с замиранием сердца прикладывался к чудотворным иконам, смиренно выстаивал долгие службы.
С шести лет мальчика отдали в церковно-приходскую школу, и учение ему давалось легко. Он с удовольствием прислуживал в храме, пел на клиросе. Все это постепенно приводило Колю к желанию служить Богу.
Неудивительно, что ребенок говорил:
— Вырасту, буду монахом!
Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Ночью он долго не засыпал, смотрел в потолок и вдруг увидел себя в священническом облачении.
— Сердце мое неизреченно возрадовалось. После этого я быстро поправился, — рассказывал отец Савва, вспоминая детство. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок — другой.
Но ждать пришлось не годок и не два… Шли годы, заветное желание все не исполнялось, но он продолжал усердно и горячо молиться Господу.
— Главное — молитва, молитва — это все! Молитва все победит, и на все вопросы молитва ответит, — часто говорил он впоследствии.
Юный Николай хорошо знал Святое Евангелие, особенно любил перечитывать Евангелие от Иоанна. Во время чтения Святого Писания ему делалось так сладко и хорошо на душе, что он забывал о земле и земном.
В тринадцать лет Николай окончил 2-классное училище, в шестнадцать — досрочно призван в армию, началась империалистическая война. Послужной список говорит, что в 1917 году Николай Остапенко служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской — закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности. До 1931 года служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем.
Можно только догадываться, что стоит за этими датами. Почти половина жизни прожита в миру. И как смог Николай сохранить, словно неугасимую лампаду, свою веру и любовь ко Господу?! Как бережно был сохранен этот огонь, если его не потушили ни страшные двадцатые, ни еще более мрачные тридцатые годы… Сам батюшка вспоминал, что в эти годы он любил ходить на кладбища, особенно на Ваганьковское. Видимо, только там и оставался неизменным прежний уклад, как неизменными остаются рождение и смерть человеческие.
Там, на Ваганьковском, у могилы блаженного Николая, будущий схиигумен Савва не только молился, но и проповедовал Слово Божие тем, кто жаждал его, кто нуждался в нем. Примерно в то же время Николай Михайлович повстречался со схимонахиней Марией. Эта старица заслуживает отдельного повествования, здесь же кратко скажем: по благословению оптинского старца отца Нектария она была направлена в Шамординскую обитель. По воле Божией в дальнейшем она сблизилась со старицей Февронией и стала ее келейницей. Добавим, что матушка Мария имела дар прозорливости.
Она же привела Николая Михайловича к афонскому старцу схиархимандриту Илариону, служившему тогда в Лианозове. Старец принял в духовные чада будущего схиигумена Савву.
— Отче, — просил отца Илариона Николай Михайлович, — благословите принять тайный постриг. Монастыри ведь все закрыты…
— Не спеши! Откроются монастыри, и тогда не тайный постриг примешь, а явный. Будешь жить в Лавре.
В те времена ни о каком открытии монастырей речи не шло, но война изменила все. Принесла великие скорби и испытания, приблизила ужасный лик смерти. Через горе, потери близких люди обращались к Богу.
Случилось так, что незадолго до начала войны Николай Михайлович сломал ногу и поэтому работал по строительству различных сооружений в тылу всю войну. Война закончилась. И наконец-то настал этот долгожданный час — открылась Троице-Сергиева Лавра и несколько духовных учебных заведений. Николаю Михайловичу было тогда 48 лет. Казалось бы, уже поздно начинать жизнь сначала, тем более что лучшая часть ее (по мирским меркам) прожита. Но ничего не могло помешать будущему старцу. Успешно сдав экзамены в Духовную семинарию, он садится за изучение Премудрости Божией. Вспоминая учебные годы в семинарии, отец Савва говорил, что, изучая предлагаемые там науки и особенно богословие, он старался все понять и воспринять сердцем, поэтому отвечал на задаваемые преподавателем вопросы по существу, так, как понимал душой и сердцем, так, как приходилось ему наблюдать в жизни. Но настоящей духовной школой был для него храм. Рассказывали, что во время церковной службы он забывал обо всем и нередко опаздывал на уроки. Когда педагоги спрашивали: «Где Остапенко?», дежурные студенты отвечали: «У преподобного Сергия на молебне» или: «Читает записки на панихиде». Некоторым студентам это казалось странным, и они втихомолку подшучивали над ним (на что он отвечал только улыбкой), но когда приближались экзамены, то шутники первыми просили у него молитв. Многие впоследствии с благодарностью вспоминали отца Савву именно за то, что он своим примером учил их, что самое главное в жизни христианина, особенно священнослужителя, — непрестанная молитва.
Курс семинарии Николай Михайлович закончил за три года вместо положенных четырех. Настоятель Богоявленского собора приглашал его служить вместе у мощей святителя Алексия. Но давняя многолетняя мечта о монастыре не оставляла будущего схиигумена, и он отказался от приглашения.
Монашество — это разумный и свободный подвиг человека, борьба за достижение христианского совершенства. Оно основано на святом Евангелии. Правда, слово «монашество» не встречается там, но о сущности монашества говорится во многих местах. Впоследствии отец Савва написал о монашестве несколько книг, в том числе «Об иноческом постриге», «Ответы на вопросы о монашестве».
И вот наконец-то Николай Михайлович Остапенко принимается в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Пока послушником. Этот период был недолгим для будущего старца. Послушание свое он нес усердно, с Божией помощью минуя искушения и соблазны. И это неудивительно: вся его долгая, предшествующая этому жизнь была направлена к достижению совершенного служения Богу.
Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. Благословение на постриг в монашество совпало с днем памяти великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского. Отец Савва очень любил его и втайне мечтал носить его имя. Но Господь судил иначе: при постриге ему было дано имя Саввы Сторожевского (Звенигородского), верного ученика преподобного Сергия Радонежского. Так из «победителя народов» (греч. перевод имени Николай) батюшка стал «невольником» (араб. перевод имени Савва). Встав на путь совершенного служения Богу, монах становится добровольным невольником, принимая скорби и поношения, претерпевая испытания и искушения.
«Ты дал обет целомудрия, чтобы приобрести господство духа над влечением плоти. Ты дал обет послушания для облегчения борьбы с самолюбием и гордостью. Ты дал обет нестяжательности, чтобы воспитать в себе полное бескорыстие и бесстрастие к земным благам… Быть истинным последователем Христа — это значит распять страсти, то есть обессилить их, подавить и совсем искоренить их, умертвить себя миру, поработить тело духу, а это совершается только помощью Божией при постоянном напряженном труде тебя самого над твоим внутренним человеком», — писал батюшка.
Жизнь батюшки в Троице-Сергиевой Лавре совпала с трудным периодом ее восстановления. Неся послушание эконома, он не только руководил строительством, но и выполнял самую тяжелую и грязную работу. Видя зрелость и богатый жизненный опыт эконома, наместник обители дает о. Савве новое послушание — быть духовником богомольцев. Так началось пастырское служение старца. Можно только догадываться, как скорбела его душа, когда сталкивалась с обилием людских грехов.
— Какое беззаконие творят они, как оскорбляют своими грехами величие Божие, какая строгая кара ждет их в загробной жизни! — часто сокрушался он. Батюшку угнетало то, что сердца людские далеки от покаяния, они не ведают жизни вечной и спасения. Духовные чада старца вспоминают, что он никогда не бранил за порок, а старался раскрыть и показать исповеднику всю мерзость содеянного им греха. И лишь изредка он резко обличал, но потом сразу же извинялся за резкость.
Измученные сердца находили утешение у доброго и мудрого священника. «Сколько искренних слез и стенаний было на исповедях, которые проводил наш духовный отец!» — вспоминали позднее его духовные чада.
— Встанем на коленочки, — бывало, скажет он, — и со слезами помолимся. Попросим Господа простить наши грехи, наши ошибки, — и море слез льется из очей исповедующихся. Во время пения «Тебе поем, Тебе благословим…» батюшка опять прерывал исповедь, прося всех встать на колени возле аналоя, и молился со слезами.
В одной из бесед со своим воспреемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета:
1. Для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг.
2. Никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать.
3. Быть среди священнослужителей последним, т.е. презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана.
4. Нести крест благодушно.
Эти заветы отец Савва хранил всю свою жизнь, принимая огромное количество людей, имея более 7 тысяч духовных чад. Именно они и поддерживали своего духовного отца в минуты скорби и испытаний, именно они поехали за своим батюшкой из Троице-Сергиевой Лавры в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
Сразу после рукоположения в иеромонахи он оказался в числе гонимых светскими властями, а отчасти и своими собратьями. Дело в том, что отца Савву постоянно окружал народ; около монастырских ворот можно было видеть толпу богомольцев, которые часами ожидали, когда он выйдет из келии, чтобы взять у него благословение или спросить о чем-то очень важном для себя. Какая сила притягивала к нему людей? Это сила непрестанной молитвы, которая делает человека подобным духовному магниту. Молва о великом молитвеннике шла по всей Руси и с каждым днем собирала около него все больше духовных чад. Это было единственным и самым тяжелым обвинением против него для негласного суда. Такие суды, чем-то напоминающие «тройки» тридцатых годов, вершились в кабинетах уполномоченных при закрытых дверях. Гонения на отца Савву продолжались несколько лет со все возрастающей силой. Ложь, угрозы, притеснения, оскорбления, клевета обрушивались на него, будто удары молота, а он стоял неподвижно, как наковальня. Наконец власти потребовали, чтобы его перевели в какой-нибудь монастырь подальше от столицы. Отец Савва получил указ о направлении его в Псково-Печерскую обитель.
В монастыре отца Савву ждало ответственное послушание благочинного. С первых же дней он предложил по примеру Лавры ввести ежедневный братский молебен перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия, а после вечернего богослужения ежедневно читать акафисты в храме.
Для тех, кто впервые приезжал в Печоры и не был осведомлен об истории обители, он написал книгу «Краткое описание Псково-Печерского монастыря».
Так в трудах и молитвах проходили и дни отца Саввы. Не все было гладко у него в монастыре, находились люди, которые не понимали его пастырского служения. Несколько раз отец Савва был даже вынужден некоторое время служить на приходах Псковской епархии, но несмотря ни на что он возвращался в обитель, находящуюся под покровительством Пресвятой Богородицы. «Кто оправдывается и старается доказать свою правоту, то, может быть, и найдет справедливость, но только тем нарушит планы Божии об исцелении души! Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорбь, там и Бог». Люди съезжались к отцу Савве со всех концов страны. Что они обретали в Печорах? Любовь и утешение, покаяние и прощение. И на любовь своего духовного отца отвечали такой же горячей и преданной любовью. Он был всегда радостен, как будто только что получил какую-то дорогую для него весть и хочет поделиться ею со всеми, но особенно преображался во время храмовой молитвы. Его взгляд был лучистый, ясный и глубокий, как будто проникающий до глубины души. Эти глаза были чистыми, как кристаллы, через которые сияет вечность.
Отец Рафаил Карелин был духовным чадом отца Саввы. И какой страшный парадокс: до того как о. Рафаил Карелин стал духовным чадом отца Саввы, у него по временам возникала какая-то непонятная ненависть к нему, как будто его присутствие и молитва колыхали темное дно его души, и появлялось похожее на беснование желание оскорбить и унизить его. Однажды с ним произошел такой случай. У него обнаружились признаки болезни, которую возможно было излечить хирургическим путем, но он не хотел обнажать свое тело и не обращался к врачу. И вот во время очередного приступа болезни и тяжелого искушения против схиигумена Саввы он сказал с какой-то злобой, как говорят скверную шутку, чтобы посмеяться над человеком, — сказал в своем сердце: «Если ты святой, то исцели меня», веря, что он не исцелит. И вдруг случилось то, чего не ожидали. В ответ на его похожие на кощунство слова о. Рафаил, к своему изумлению, получил исцеление. Эта болезнь больше никогда не повторялась.
Однажды о. Рафаил сказал отцу Савве, что не имеет духовных чад, и думал, что он одобрит это. Но он строго сказал ему, что он, отказывая людям в совете и общении, от этого преподобным Антонием не станет и что это порождение не смирения, а лености, что он гордится тем, чего священник должен стыдиться. Но тут же добавил, что надо уметь руководить духовными чадами и, скрывая любовь, проявлять к ним разумную строгость. Отец Савва общался с людьми через молитву, беседа была только подспорьем. Он говорил о том, что встреча с духовным отцом должна быть для человека событием, а не обыденностью; что ни одно слово духовного отца, даже сказанное в шутку, нельзя пропускать без внимания. Он говорил, что некоторые духовные чада за три минуты пребывания с ним получают больше, чем другие за неделю. О. Рафаил как-то спросил у о. Саввы: «Какая страсть самая опасная и какой грех самый губительный?». Он ответил: «Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью, он не может довести доброго дела до конца, всегда хитрит и как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа; если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно для себя под действием страха может стать отступником и предателем». Когда его спросили: «А как преодолеть эту страсть?», — о.Савва ответил: «Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога. Страх перед Богом уничтожает другой страх». Затем сказал: «Молись Божией Матери. Она — наша Взбранная Воевода».
Отец Савва сострадал каждому человеку, но к своим чадам был строг и часто скрывал сострадание под внешней суровостью. Чем больше он любил человека, тем более требовательно обращался с ним: слово его звучало властно. И, напротив, к слабым духом он проявлял снисходительность и даже уступчивость, как к ребенку или больному. Отец Савва говорил, что каждый металл имеет свою меру прочности. Когда он давал благословение на какое-нибудь дело, то не терпел возражений и споров. Если же он видел, что человек немощен душой и изнемогает, то сам снимал с него послушание или облегчал его; а если считал, что тот может исполнить требуемое, но колеблется, то не слушал его объяснений, не повторял своих слов, но резко обрывал его и гнал от себя.
Фарисейское смиреннословие и ложь отец Савва считал худшим видом гордости. Грех фарисейства он считал одним из самых трудноисцеляемых грехов.
Некоторым отец Савва говорил так: «Ты был в зоопарке? Если ты подойдешь с пищей к зверям, то они будут внимательно смотреть за каждым твоим движением. Брошенная тобой пища не успеет упасть на землю, как они схватят ее на лету. Так ты должен хватать на лету каждое слово старца и запоминать его».
Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Когда к отцу Савве подходили за разрешением того или иного вопроса, он также пресекал многословие: просил кратко и ясно изложить, в чем дело, и ждать ответа от духовного отца. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник. Схиигумен Савва считал, что человек, который долго объясняет старцу свою проблему, хочет убедить его согласиться с решением, которое он сам уже принял, и как бы принуждает его благословить то, чего желает сам. Здесь происходит некая внутренняя борьба между вопрошающим и отвечающим: под видом дополнительных объяснений такой человек представляет новые аргументы в пользу своего решения и внутренне давит на волю старца. Получается обман или самообман. Основа благословения как доверие к старцу здесь отсутствует, и поэтому воля Божия не может проявиться через старца. Многословие с духовным отцом он считал распущенностью. Духовный отец для спасения, а не для дружбы, — говорил он.
Центром духовной жизни схиигумен Савва считал причащение. Он убеждал своих чад причащаться как можно чаще. Старец делал выписки из творений праведного Иоанна Кронштадтского и других отцов о пользе частого причащения. Он говорил, что диавол всеми силами старается отвести человека от причастия. Темная сила борет человека с правой и с левой стороны: с левой — явными грехами: нерадением, леностью, осквернением души, фантазиями и помыслами, отвращением к храмовой службе, раздражительностью, злопамятством, стыдом исповедовать грехи перед священником, нечистыми сновидениями перед причастием и так далее. Враг подходит к человеку и с правой стороны — через ложное понимание благоговения перед святыней. Он внушает не только мирянам, но и священникам и даже архиереям, что частое причащение — это злоупотребление Таинствами, признак духовной гордости; что от частого причащения Тело и Кровь Христовы могут стать привычными, как простая телесная пища; что часто причащающийся человек не может достойно приготовиться к этому величайшему из Таинств. Такие люди смотрят подозрительно на тех, кто причащается часто, и считают частое причащение каким-то новшеством в Церкви. Отец Савва говорил, что лишить человека причастия так же жестоко, как лишить грудного ребенка молока матери. Опыт показывает, что люди, причащающиеся часто, ведут жизнь в духовном плане более достойную, чем те, кто под предлогом благоговения лишают себя святыни. На самом деле это не смирение, а диавольский обман. В причастии человек черпает силы для борьбы с грехом, а ему говорят: «Не причащайся часто». Откуда же он возьмет эти силы? Когда указывают на то, что в древности причащались часто, эти люди обычно отвечают: «Тогда был другой духовный уровень». Но разве духовный уровень не зависел от частого причащения? Отец Савва редко отлучал грешников от причастия. Он говорил: «Исповедуйся, смири себя в своем сердце как самого недостойного и спеши к Святой Чаше».
Отец Савва очень любил Псалтирь. Он считал, что чтение Псалтири необходимо для Иисусовой молитвы, что псалмы и Иисусова молитва — живая вода из одного источника: Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма — его кровлю. Отец Савва благословлял своим духовным чадам распределять между собой псалмы Давида и читать их в определенное время суток, так, чтобы чтение Псалтири в его духовной семье никогда не прекращалось. Старец считал необходимым и ежедневное чтение Нового Завета. Он советовал своим чадам, если это возможно, уделять час времени для чтения Евангелия и Апостольских Посланий.
Схиигумен Савва написал много книг о внутренней, духовной жизни. Тогда опубликовать их было невозможно: они перепечатывались на пишущей машинке или переписывались от руки. Язык этих книг очень прост и ясен; в них найдут духовные советы люди различного интеллектуального уровня, от малого ребенка до богослова.
Почти все его книги, наставления и поучения направлены к одному: заставить человека задуматься, что он есть раб Божий, и, только обратившись целиком к Богу, можно увидеть мир таким, каким тот создан своим Творцом. И тогда, увидев всю силу и благодать Божию, проститься со своей неправильной жизнью и начать новую. Об этом батюшка написал книгу «Плоды истинного покаяния», в которой доступно и просто рассказал о том, что такое исповедь и как к ней нужно готовиться. Как через сокрушение сердца, плач необходимо порывать с грехом, ощущая всю его мерзость.
«Если мы будем постоянно сожалеть о грехах и каяться, то Господь пошлет обильные слезы и раскаяние, душа заплачет вместе с телом, и эти слезы будут лучшим даром Христу… И делать это нужно скорее, пока не поздно. Мы не знаем, как долго продлится наша жизнь. А там, за гробом, если и будем плакать, то слезы уже не смогут утешить нас, а будут палить огнем», — говорил он в одной из своих проповедей.
Отец Савва всю жизнь подвергался гонениям. Можно ли сказать, что он покорялся своим обидчикам и принимал это бесстрастно? Нет. Он духовно боролся, только не с ними, а за них. У него был особый помянник, куда он записывал имя каждого человека, от которого исходила эта диавольская неприязнь. В начале проскомидии или у себя в келии на молитве он читал этот помянник, а потом уже молился о близких себе людях. Он также давал своим чадам листы, где были написаны имена его недоброжелателей, и говорил, что это его лучшие благодетели и духовные друзья. Однажды такой список он дал о. Рафаилу (Карелину). Он по своей неопытности подумал: наверное, это те люди, которые сделали какие-нибудь пожертвования для монастыря. А потом случайно узнал об этой его духовной милости от одной хорошо знавшей его монахини.
14 (27) июля 1980 года, в воскресенье, в 9 часов 45 минут почил в Бозе старец Псково-Печерской Свято-Успенской обители схиигумен Савва. Об этом возвестил монастырский колокол. На отпевании присутствовало множество его духовных чад и почитателей, поскольку отец Савва стяжал славу удивительного старца, по молитвам которого обильно подавалась просящим чудесная помощь от Бога, и наставника, редкого по своей духовной мудрости и опытности.
Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой, который бы не утешился рядом с ним. Для каждого у отца Саввы находилось слово любви и мудрого наставления.
— Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва? — спросили у одного из духовных чад.
— Он творил любовь, — был ответ.
Вот поэтому никогда не угасает лампада на могиле старца в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря.
Старец Савва, Православные старцы XX века
С. Девятова
Православные старцы XX века
Старец Афиноген (Василий Агапов)Старец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич)
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf21Мб
(1898–1980)
Старец Савва не любил рассказывать о себе, биографические данные весьма скудные. Известно, что он родился 12/25 ноября 1898 года на Кубани в многодетной семье, при крещении был наречён Николаем. Его родители Михаил и Екатерина прививали своим детям с детства “боголюбивые навыки, которыми владели сами”.
В восьмилетнем возрасте случилось несчастие: Николай провалился в прорубь. Чудом, спасённый мальчик тяжело заболел, надежд на выздоровление было очень мало. Изнурённому болезнью ребёнку было чудесным образом открыто его будущее.
Вот что поведал об этом одному духовному лицу старец Савва: “Ночью я долго не мог уснуть и вдруг вижу на потолке себя уже взрослым в сане священноинока, и сердце моё как-то неизреченно взволновалось. После этого быстро поправился”.
Николай успешно окончил церковно-приходскую школу, во время войны в 1914 году был досрочно мобилизован в армию и направлен на Турецкий фронт. После войны Николай учился в военно-инженерном училище, а потом продолжил обучение в Московском инженерно-строительном институте. После окончания института работал по специальности.
Старец рассказывал, что все эти годы мечтал посвятить себя служению Господу. Однажды, после горячей молитвы перед сном, в тонком сне будущий подвижник сподобился увидеть святую великомученицу Параскеву. Святая дева указала Николаю путь к монашеству.
В тридцатипятилетнем возрасте Николаю Михайловичу посчастливилось попасть к афонскому старцу Илариону. Старец предсказал скорое открытие монастырей, утешил: “Будешь жить в лавре”.
С 1941 году Николай Михайлович работал в Наркомздраве в отделе строительства по санитарии и профилактике древесины (работники Наркомздрава имели временную бронь). Всё своё свободное время Николай Михайлович проводил в молитве, за чтением Священного писания, посещал храм.
Вскоре предсказание старца Илариона начало сбываться: в Москве в Новодевичьем монастыре открылась Духовная Семинария (позже семинария была переведена в г. Загорск). Николай Михайлович, получивший рекомендацию от протоирея Иоанна, успешно сдал вступительный экзамен и был зачислен в семинарию. Летом он принимал участие в восстановительных работах, ведущихся в лавре.
25 октября / 7 ноября 1948 года в Троице-Сергиевой лавре наместником лавры архимандритом Иоанном было совершено пострижение Николая Михайловича в монахи. При постриге он был наречён Саввой, в память преподобного Саввы Сторожевского.
В первые годы иноку Савве пришлось по послушанию быть экономом, позже наместник лавры, по благословению Святейшего Патриарха, назначил его духовником богомольцев. Со временем старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве и передал ему свой духовных опыт, а перед самой кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества.
Число желающих исповедоваться быстро увеличивалось, многие верующие получали по молитвам старца Саввы исцеление.
Вот одно из свидетельств благодатной молитвы старца. Тяжелобольную Анну положили в больницу (врачи определили рак лёгких). Дочь Анны приехала в лавру испросить молитв старца о тяжко болящей матери. Старец Савва отслужил молебен у мощей преподобного Сергия и утешил:
– Не волнуйся, всё будет хорошо! Вот, вези ей эту просфору, чтобы всю съела.
На следующий день врачи были в недоумении, больная повеселела, у неё появился аппетит, назначили повторное обследование. Рак не был обнаружен. Анну выписали из больницы. Когда Анна окрепла, сама лично отправилась в лавру благодарить Господа, исцелившего её по молитвам старца.
При встрече старец спросил: “Где же твой рак, уполз?”
Старец Савва старался в каждом сердце разжечь искру Божественного дара, не только духовно, но и материально помогать нуждающимся людям, отдавая всего себя служению ближнему. Народ безмерно любил своего пастыря, и именно эта любовь и подвижническая жизнь старца явились причиной многочисленных доносов и клеветы, буквально обрушившейся на него. Старец старался не осуждать своих обидчиков, молился за ненавидящих его, учил и своих духовных детей благодушно переносить скорби.
Летом 1954 год пришёл приказ патриарха о переводе отца Саввы в Псково-Печерский монастырь.
С тяжёлым сердцем уезжал старец из лавры, трудно ему было оставлять святую обитель, духовных чад. На прощание он сказал: “Вы будете молиться за меня, а я за вас! Сердце сердцу весть подаёт. Не надо отчаиваться, ведь воля то Божия! Матерь Божия во всём нам поможет, только молиться надо, а не унывать”.
Красота природы новой обители смягчила скорбь. Крайне бедная, малопосещаемая в те годы обитель обрела старца. В монастырь за духовной помощью и исцелением стали стекаться людские потоки. Многочисленные пожертвования духовных детей старца помогли улучшить благосостояние монастыря.
Случаи исцеления по молитвам старца Саввы:
Как-то приехали в монастырь московские духовные чада старца, и рассказали о тяжёлой болезни духовной дочери старца, Параскевы, старец обратился ко всем молящимся с просьбой:
– Помолимся сейчас искренне о болящей Параскеве. Врачи признали у неё рак, а мы не дадим ему развиваться в ней, помолимся, и ей будет легче… Ей ещё рано умирать…
Старец отслужил молебен о болящей, и благословил отвести больной святой воды с молебна и просфору. Когда больная приняла святыню, сразу же почувствовала себя лучше. Болезнь отступила, вскоре её выписали из больницы.
Однажды к старцу приехал московский священник Георгий, пятилетняя дочь которого, Мария, не умела ходить и не разговаривала. Старец Савва помолился о болящей и благословил их ехать домой. На вокзале Мария впервые пошла и заговорила.
Из воспоминаний духовной дочери старца Галины:
– Меня мучила стенокардия в тяжёлой форме, приступы продолжались сутками, много раз я была на волоске от смерти… Приехала к отцу, передала исповедь, где написала, что мне очень плохо. После литургии отец вышел их алтаря, остановился около меня, посмотрел прямо в глаза, погладил меня по лицу и сказал: “Сердце твоё больше болеть не будет”.
И я почувствовала в сердце какие-то толчки. После этого болеть я перестала…
Огорчалась я на детей, что они не помогают. Приезжаю к отцу и спрашиваю:
– Как быть?
– Когда устанешь, то перекрестись и скажи: “Делаю ради Христа”, и Христос тебе поможет.
Так и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как почувствую, что раздражаюсь, прошу перед карточкой отца:
– Отец помогите, раздражаюсь.
Приезжаю к нему, он говорит:
– Вот ты всё пишешь мне: “Раздражаюсь, помогите” (а я не писала). В руке у отца иконочка Божией Матери “Неопалимая Купина”, он даёт её мне и говорит:
– Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей.
Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне стало легко, я перестала раздражаться.
На исповеди отец сказал, что не надо бояться душевнобольных. И окинув всех взором, добавил:
– Здесь все до единого больные, только в разной форме: у кого один, у кого два, а у кого и две тысячи бесов. И если мы раздражаемся, то мы больные…
Заметила я, что схимницы и монахини не употребляют пищу до двенадцати часов и после шести вечера… В душе решила: приеду домой и тоже буду так делать. Намерение своё решила держать в тайне.
После литургии отец говорит всем:
– Вот посмотрите на Галину. Она решила: как приедет домой, то не будет, есть до двенадцати и после шести часов вечера. А муж её за это из дома выгонит… Никакого режима в часах.
Я только порадовалась: ничего от батюшки не скроешь!
Многим в монастыре не нравилась деятельность старца. Некоторые из братии считали, что из-за старца нарушается монашеская жизнь, участились доносы. Последовали и предупреждения от местных гражданских властей, старцу стали запрещать принимать верующих.
В 1958 году старец Савва был назначен настоятелем храма Казанской Божией Матери в городе Великие Луки.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: “Господь попускает искушения на подвижника благочестия, чтобы сделать его крепче, чтобы показать его в большой славе…”.
Старец Савва безропотно принял новое послушание, ему предстояло восстановить полуразрушенный кладбищенский храм. Всё необходимое для ремонта по молитвам старца появлялось чудесным образом. Многие духовные чада старца приезжали в Великие Луки, каждый помогал, чем мог.
За два месяца храм был приведён в порядок. Слухи о прозорливом старце распространялись молниеносно, маленький храм не мог вместить всех богомольцев.
Выполнив послушание в Великих Луках, старец вернулся в родную обитель. А через год ему уже предстояло по послушанию отправиться в село Палица Псковской области.
Тяжёлые испытания подорвали здоровье старца, в 1960 году тяжелобольной старец Савва вернулся в монастырь.
Старец неоднократно говорил своим духовным чадам:
– Никогда не торопитесь в молитве … Каждое святое слово – это великая творческая сила. Каждое слово приближает нас к Богу… Некоторые просят молиться за отца, за дочь, за брата, сестру, а сами нисколько не стараются молиться… Знаете, как батюшке тяжело бывает? Ведь он часть грехов человека берёт на себя… Берегите свой сердечный сосуд, чтобы сохранить его чистым, оградите его оградой – непрестанной молитвой… За твёрдую веру, за непрестанную молитву душа принимает Святого Духа и делается сосудом Божественной благодати… Очень хорошо делают те, кто сочетает Иисусову молитву с дыханьем…
Сочетать молитву с дыханием нужно так: до обеда: вдох – “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…”, выдох – “помилуй меня грешного”. После обеда: вдох – “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…”, выдох – “молитвами Богородицы помилуй меня грешного”. В любое время, в любом месте, при любых занятиях в сердце своём всегда надо взывать к Нему, хотя бы кратко: “Господи, помилуй!”, “Господи, помоги!”
Заботливый пастырь советовал духовным детям ежедневно исполнять Богородичное правило – 150 молитв “Богородице Дево, радуйся”.
Призывал чаще читать Евангелие, особенное внимание советовал уделять Нагорной Проповеди Спасителя (Мф.5, 1–12), 15 главе Евангелия от Иоанна о любви и послание апостола Павла к римлянам (гл.13).
При разрешении “недоумённых” вопросов благословлял тянуть жребий.
Он говорил: “Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать “Царю Небесный”, трижды “Отче наш”, трижды “Богородице Дево, радуйся” и “Верую”. Только надо иметь живую веру и уповать на Бога”.
Из воспоминания духовная дочери старца Саввы:
– Когда мы приходили к нему со своими бедами, он, печально глядя на нас, говорил:
– Ну что так печалишься, потерпи. Это всё временное. Вся наша жизнь впереди…
Он одобрял тех, кто в трудных случаях (после молитв) тянул жребий: “Жребий полезен тем, что отсекает твою волю”.
Старец говорил: “Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть – враг наш, необузданный конь, а болезнь – удила, его сдерживающие. Святые Отцы говорят, что перед смертью каждому очень полезно года два полежать в постели, пострадать, высохнуть, чтобы душа очистилась, смогла войти в обитель рая”.
Старец советовал за умершего человека, чтобы его душа легче переносила мытарства, 40 дней утром и вечером делать по 12 поклонов с молитвой об упокоении.
Телесные силы старца ослабевали, зная, по откровению свыше о дне смерти, старец писал духовные завещания для духовных чад, для братии.
В воскресенье 14/27 июля 1980 года монастырский колокол Псково-Печерской Свято-Успенской обители возвестил о кончине схиигумена Саввы.
Друзья мои духовные и чада верные!
Как пастыря меня о Господе любя,
Вы книги все – последние и первые –
И все труды мои храните для себя.
Случиться так, что телом я уйду от вас –
Тогда пусть будет вам одно из правил:
Сходитесь иногда хоть мысленно на час,
Читайте те труды, что я для вас оставил.
Потом, обдумав всё, скажите: “Это он,
Как прежде, и теперь заботится о нас!”
И благодатию Христа, стряхнув могильный сон,
Войду невидимо я к вам в заветный час.
И как при жизни моей вас благословляя,
Усердно буду к Господу взывать,
Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя,
Вас осеняла свыше Божья благодать.
Душеполезные поучения старца Саввы
“Подвиг монашеский заключается и в том, чтобы близких родственников, которые умерли без покаяния и мучаются там за сделанные грехи, выручать, спасать их души. Тот монах, который правильно ведет свой образ жизни, имеет дерзновение спасти несколько поколений умерших и живых…
Когда познаешь сколь благ, сколь милосерд Господь, тогда становится ясным, почему отчаяние считается смертным грехом, то есть очень тяжким грехом. Как бы ни были многочисленны грехи человека и как бы ни были тяжки преступления его, но безграничное милосердие Божие покрывает их все, если человек кается, сокрушается и искренно хочет исправиться. Грехи, как бы они ни были тяжелы и многочисленны, но они имеют границу, имеют предел, а милосердие Божие не имеет границ и предела, оно беспредельно, безгранично. И когда человек думает, что Бог не простит ему грехи и отчаивается в своем спасении, он, тем самым, помышляет как бы хулу на Бога, умаляет его достоинства, отталкивает от себя милосердие Божие, отталкивает от себя спасение, таким образом, сам себя губит. Слава Господу Богу, за то, что Он дал нам покаяние!
В скорбных обстоятельствах хорошо молиться за усопших, а также призывать на помощь святых угодников Божиих. Но более совершенный путь – это обращаться к Божией Матери. Читайте Ей канон молебный “Многими одержим напастями”. И вы сразу почувствуете благую перемену. Чтобы избавиться от одержимости, надо читать 150 раз “Богородице Дево” и молиться Божией Матери “Избавительнице”. На Новом Афоне была чудотворная икона “Избавительница”. Сколько чудес там было от нее!
Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: “Господи, помилуй!” А потом 5 раз: вздохните: “Господи” и выдохните “помилуй”, и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!
Второй подвиг – это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.
Бесчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.
Гордость – это основной узел, который связывает все грехи пороки и страсти, а смирение – меч острый, который их рассекает. Нам гордится нечем. Тело и все способности дал нам Господь и все это не наше, а Господне. Наше у нас – лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.
Святой Иоанн Златоуст говорит: “У того, кто допускает это – недостаток ума”. Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.
Святой Иоанн Лествичник говорит: “Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других”. Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других…
Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира, – так говорит старец Силуан. Грех – самое великое в мире зло, – говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи – это новые язвы, которые мы нанесли Христу Спасителю, это страшные раны и в нашей душе, и грехи от них остаются на всю жизнь… Лишь в Таинстве Покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние – это великий дар Бога человеку, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам постоянную после крещения благодать.
Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: “Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!” А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете… Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо”.
Старец часто любил повторять высказывание преподобного Серафима Саровского: “Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи”. Благодатный пастырь схиигумен Савва по совету преподобного Серафима всю жизнь “стяжал мирный дух”, тысячи людей спасавшиеся около него при его жизни, и сейчас чувствуют неустанную заботу старца. Многочисленные свидетельства молитвенного заступничества старца перед Господом за верующих не оставляют сомнений в том, что в скором времени старец Савва будет прославлен.
Господи, упокой душу старца Саввы, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!
Стихи старца Саввы
Любовью ль сердце разгорится
О, не гаси её огня!
Любовь есть Бог! Им жизнь живится,
Как светом солнца яркость дня.
Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хотя б любовию ответной
Тебе никто не отплатил.
* * *
Не мсти врагу за оскорбленье,
Вражду любовью погаси
И в Божий храм, до примиренья,
Своих даров не приноси.
Любя лишь тех, кто вас лелеет,
Вы мните Богу угодить?
Но и язычники умеют
Взаимно любящих любить.
А ты, – ты братские объятья
Тебя клянущим простирай
И не проклятьем за проклятье –
Благословеньем воздавай!
Творец ваш солнце зажигает
И множество светил ночных
И с неба дождь ниспосылает
Равно для добрых и для злых:
Так ты и доброму и злому
Учись, как Он, благотворить,
И будешь сыном Всеблагому,
И жизнью вечной будешь жить!
Молитва
Духовным оком созерцая
Тебя, о Боже, пред собой,
Я в умиленьи прибываю
К Тебе с смиренною мольбой.
Велик Ты, Боже наш в твореньи!
И на земле и в небесах
Велик и дивен в промышленьи,
Могуч и славен в чудесах!
И мы, смиренное созданье,
Мы носим образ твой в себе,
Питаем в сердце упованье
За гробом перейти к Тебе.
Дабы навек соединиться,
С Тобою – неразлучно быть,
Но, чтоб достойно нам явиться,
Даждь нам всегда Тебе служить!
Даждь сердцем чистым незазорно
Святую веру сохранить,
Душою теплой не притворно
Тебя и ближних всех любить!
* * *
Любовь – не только наслажденье…
Любовь – тепло, забота, свет!
Любовь – страданье и терпенье,
Великий подвиг отреченья…
Любовь – Божественный завет!
* * *
Ночь тиха…
На тёмном небе
Мириады звёзд блестят,
В кельи инока лампады
Перед образом горят.
Бога зря перед собою
Чувством пламенной души,
Инок, стоя на коленях,
Богу молится в тиши:
“Боже правый, милосердный!
Угаси огонь страстей:
Злобы, зависти, коварства
И лукавых похотей…
Научи меня беречься
Мира суетных оков,
Научи прощать обиды
И молиться за врагов.
Юным крепкую опору
Дай на жизненном пути
И гонимых горькой долей,
Вдов и сирых защити.
А умерших в правой вере
Упокой на небесах!..” –
Так молился в темной кельи
В час полночный схимонах.
Ночь тиха…
На тёмном небе
Мириады звёзд блестят,
В кельи инока лампады
Перед образом горят.
И молитвой услажденный
Инок спит спокойным сном,
А над ним Ангел-Хранитель
Веет радужным крылом.
Наша любовь к Богу измеряется нашей готовностью принять посылаемые нам страдания и несчастия, и видеть в них руку Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть также мера любви Божией к нам…
По собственному опыту знаю, как страшно допустить забвение смерти.
Господи, спаси меня! Не остави меня в час смертный!
Услыши меня и ныне, из глубины души взывающего:
В час полночный, когда засыпает обитель
Пред распятием низко склонясь,
Я молю тебя, мой Искупитель:
В смертный час Ты меня не оставь!
Вас прошу я, мои дорогие,
Во Христе отцы, братья, сестры и друзья,
Как умру, схороните в пещерной могиле
Под Распятьем Крестным меня.
Чтобы Крест Всесвятой, мой любимый,
Своей славой всегда украшал
Мой телесный прах и могилу,
Мою душу чтоб там утешал.
И к Тебе, мой Господь, я взываю:
Ты меня под крестом упокой,
На Котором висел Ты, страдая,
Чтоб Он там охранял мой покой…
И, как Богу, Тебе перед смертью моею
Приложу я молитву свою:
У подножья Креста, в любви пламенея,
Дай окончить ты мне жизнь мою!
Будь всегда, Святой Крест, над могилой,
Где покоиться прах будет мой, –
Мою душу, Иисусе Сладчайший, помилуй,
Со святыми её упокой!!!
Старец Афиноген (Василий Агапов)Старец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич)
Источник: Великие старцы двадцатого столетия : [115 жизнеописаний, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы] / [авт.-сост. Светлана Девятова]. — Москва : Артос медиа, 2008. — 672 с. ISBN 978-5-9946-0007-8
Преподобный Савва, игумен Звенигородский, ученик преподобного Сергия Радонежского
Тропарь и кондак
Святой Савва Звенигородский в ранней юности оставил мир, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября и 5 июля), был его учеником и сподвижником.
Святой Савва любил уединение и избегал общения с людьми. Он жил в постоянном труде, сокрушаясь о нищете своей души и трепеща перед судом Божиим. Он был образцом простоты и смирения и достиг такой глубины духовной мудрости, что «в монастыре преподобного Сергия был отцом-исповедником всей братии, почтенным и ученейшим старцем».
Когда великий князь Димитрий Донской построил монастырь Успения Богородицы на реке Дубенке, в благодарность за победу над Мамаем Савва стал игуменом по благословению преподобного Сергия. Поддерживая простой образ жизни аскезы, он питался растениями, носил грубую одежду и спал на земле.
Когда в 1392 году их игумен преподобный Никон (память 17 ноября) ушел в пустыню, братия Троице-Сергиевой Лавры попросила преподобного Савву стать игуменом обители. Он пас вверенную ему паству хорошо, по мере своих сил, помогая молитвами своего духовника, преподобного Сергия. Согласно Преданию, колодец за стенами Лавры был построен во время его игуменства.
Звенигородский князь Юрий, крестник преподобного Сергия, с большой любовью и уважением относился к святому Савве. Он избрал святого Савву своим духовным отцом и умолял его прийти и благословить весь свой дом. Святитель надеялся вернуться в свой монастырь, но князь умолял его остаться и основать новый монастырь на его родине, близ Звенигорода, в месте, называемом Сторожевым.
Святой Савва удовлетворил просьбу князя Юрия и, со слезами молясь пред иконой Божией Матери, просил у Ней покровительства для этого места в пустыне. В Сторожеве он построил небольшую деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а рядом маленькую келью для себя. Здесь он основал монастырь в 139 г.9, и с отеческой любовью принимал всех, кто приходил искать жизни в тишине и уединении.
Святой Савва много потрудился, чтобы построить монастырь. Он выкопал у подножия холма колодец, из которого на своих плечах носил воду. Он обнес монастырь деревянным частоколом, а в ложбине над ним выкопал келью, где мог жить в уединении.
В 1399 году святой Савва благословил своего духовного сына князя Юрия на поход, предсказав, что тот победит своего врага. По молитвам святого старца войско князя одержало скорую победу. Стараниями святого Саввы взамен старой деревянной была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Назначив своим преемником своего ученика, которого также звали Савва, святой Савва отошел ко Господу в преклонном возрасте 3 декабря 1406 года. Весть о кончине святого угодника Божия быстро разнеслась по окрестностям, и все На погребение усопшего святого собрались христолюбивые звенигородцы, дворяне и простолюдины, приведя с собой немощных и больных. После пения над усопшим его с честью похоронили в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую он сам построил.
Почитание святого угодника местным населением началось сразу после его смерти. Чудодейственная целебная сила, исходящая из могилы святого, и его многочисленные явления убеждали всех в том, что игумен Савва был святым. В грамоте 1539 года преподобный Савва назван чудотворцем. Царь Алексей Михайлович питал к нему особое почитание, часто посещая монастырь святого Саввы пешком. Предание сохранило замечательный рассказ о спасении святого Саввы от свирепого медведя.
Житие преподобного Саввы, составленное в XVI веке, повествует, что в конце XV века (1480-1490) святой явился отцу Дионисию, четвертому игумену Саввинского монастыря, и сказал: «Дионисий! Проснись и нарисуй мою икону». Когда отец Дионисий спросил, кто он такой, он ответил: «Я Савва, основатель этой обители».
Отец Дионисий лично не знал святого, поэтому призвал старца Аввакума, знавшего святого Савву в юности, надеясь убедиться, что его сон не был иллюзией. Он описал внешний вид святого, и отец Аввакум уверил его, что святой выглядел именно таким, каким игумен видел его во сне. Тогда отец Дионисий послушался повеления святого Саввы и написал его икону.
Святой Савва причислен к лику святых на Московском Соборе 1547 года. Нетленные мощи его обретены 19 января 1652 года.
Первое обретение мощей святого произошло 19 января 1652 года; и второй 10 августа 1998 года.
Сент -Саввас Духовный Отец Иоаннины (+ 1505)
Святой Саввас Духовный Оте Савва был знатного происхождения и жил в пятнадцатом и начале шестнадцатого веков, хотя место его происхождения неизвестно. С юных лет он возлюбил бедность в подражание Христу и всю жизнь провел смиренным и бедным отшельником, подвизаясь в Святом монастыре Благородного Предтечи на острове Янина. Там он боролся со злыми духами и преобразовывал свои страсти, подражая своему покровителю святому Савве Освященному. У него никогда не было нового пальто или второй пары ботинок, потому что всякий раз, когда он видел кого-то без гроша в кармане или больного, он охотно отдавал им свою одежду и еду. Почтенный отшельник стал известен всей округе своей добродетелью и святостью, так что к нему стекались толпы людей, и он стал их духовным наставником. Он был духовником святых Нектария и Феофана, основателей монастыря Варлаама в Метеорах (память 17 мая). «Основополагающий камень духовной жизни — смирение», — часто говорил он им фразой, резюмирующей его учение. За десять лет, которые они прожили рядом с ним, они свидетельствовали, что никогда не видели, чтобы он выходил из себя, осуждал других или имел память о несправедливостях, ибо его душа переполнялась смирением. Его аскетическая жизнь была очень строгой. Каждый вечер он вставал через час после захода солнца и начинал свое всенощное бдение, которое длилось до седьмого часа. Он ел только после девятого часа, никогда не ел ни мяса, ни рыбы, ни сыра, и ни разу в жизни не подлил ни капли масла на свою скудную пищу. Когда святой Савва собирался предать свою душу Господу, он попросил святых Нектария и Феофана причаститься от Божественных Тайн, а затем послал своих учеников читать Полунощницу, пока он отдыхал. На следующий день они нашли его лежащим на кровати, одетым в монашеское одеяние, со скрещенными руками и выражением безмерного мира на лице. Прекрасное благоухание также исходило от его почетной реликвии. День был 9 апреля, 1505. Весть о его кончине быстро распространилась, и духовенство и миряне собрались перед его реликвией, чтобы поклониться ей в последний раз. Многие даже просили часть его одежды в качестве благословения и источника освящения. |