Счастье православие: Что есть счастье / Православие.Ru
Содержание
Что есть счастье / Православие.Ru
Люди, поздравляя друг друга с Новым годом, да и в других случаях, желают друг другу счастья. Но что такое счастье? Как определить его?
Представление о счастье обычного цивилизованного человека не очень далеко ушло от Примитивного представления готтентотов: счастье это, когда я захвачу побольше имущества моего ближнего, а несчастье это, когда мое имущество кто-нибудь у меня похитит.
Между тем, даже оставляя в стороне моральную сторону такого представления, оно в корне неверно и по существу: сколько бы не захватили мы имущества, власти, славы, наслаждений — счастливы мы не будем. Материальные предметы не могут принести подлинного счастья, а лишь пресыщение taedium vitae, после которого человека одолевает тоска, еще большая прежней.
Интересно отметить, что слово «счастье» — «тихи,» очень редко встречается в священном Писании, в Новом Завете — ни разу. Это слово слишком произвольное, неточное, само по себе ничего не значащее. Вместо него Святое Писание употребляет другое слово, более ясное, конкретное, указывающее на содержание счастья, слово «радость» — «хара.»
О радости говорит Христос: «Моя радость в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна,» — указывая и на источник этой радости: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете е любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви » (Ин. 15:10-11).
Вот оно, разрешение векового вопроса. Вот оно. истинное счастье, истинная радость — в любви Божией, в пребывании с Ним.
Это совершенно ясно подтверждает и святой апостол Павел, говоря: «Царство Божие — не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 16:22).
«И радости этой никто не отнимет» (Ин. 16:22), никто и ничто: ни муки, ни лишения, ни изгнание, ни самая смерть.
Это хорошо знали и знают только люди, своей жизнью показывающие, что они разрешили вековечный вопрос человечества и нашедшие счастье, — христианские праведники, Божий угодники древних и новых времен.
Их пример является загадкой для прочих людей.
Почему эти люди так радостны? — вопрос, который задавали не только древние римские язычники о современных им христианах. Этот вопрос, в той или другой форме, звучит и ныне, из уст новых язычников, наших современников, в значительной своей части формально еще именующихся христианами.
Очень распространен ответ на этот вопрос, внушаемый нам различными сентиментально-романическими западноевропейскими представлениями, что-де древний мир ничего не знал о жизни за гробом, потому люди боялись смерти, а христиане принесли благую весть о том, что за гробом существует жизнь, что Христос всех искупил, всех простил, всем обещал воскресение, вечную жизнь и райское блаженство.
Ответ этот в той или другой форме очень распространен, но он совершенно не точен.
Дело в том, что Христос совсем не обещал райского блаженства. Очень часто из уст Христовых звучит страшное предостережение: «будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:51), «идите от Меня проклятии в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его » (Мф. 25:41), «пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46).
Больше того, апостол Петр, говоря о страшной опасности вечной муки, нависшей над нами, напоминает, если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный, где явится (1 Пет. 4:18).
Среди либерально-настроенных христиан очень распространено идущее из протестантских кругов мнение о том, что мрачное представление о загробной участи и трудности дела спасения — есть продукт позднейшего времени «мрачных безрадостных аскетов-иноков,» а что в древние первохристианские времена царило «светлое настроение, сознание своей спасенности самым фактом веры во Христа.»
Думающие так, создают себе собственное христианство, не имеющее оснований и подтверждений ни в Евангелии, ни в посланиях апостольских, ни в свидетельствах древнехристианской истории.
Прочтите первохристианскую книгу «Пастырь» Ермы, писателя 1-го века, вы увидите, как требовательны были первые христиане к себе и к другим в вопросе спасения души, как ясно представляли они, что малейший намек на нравственную нечистоту ставит человека перед опасностью вечной гибели. Пафосом страшных слов церковного песнопения -«безмерна есть блудноживущим мука» — напоена эта книга.
Еще ярче это сознавалось в отношении чистоты веры и верности Церкви.
Таким образом, христианское мировоззрение может показаться гораздо менее светлым, чем даже языческое мировоззрение. Тут загробное «царство теней,» ведущих какой-то смутный образ жизни, о котором в конце концов можно создавать при желании самые разнообразные представления. Есть даже «Елисейские поля» — царство блаженных, достижимое сравнительно легко. В крайнем случае, как самое мрачное, представление о небытии, о полном уничтожении после смерти. Но «я не страдал до моего появления на свет, следовательно, не буду страдать и после ухода из него, » — говорит Сократ.
Сравните с этим страшную картину вечных мук, вечного ада, и вы увидите, что либеральный взгляд на причины радостности первых христиан в корне ошибочны.
И тем не менее радостность христианская и была, и есть.
Она ярко сияет с каждой строки житий мучеников, подвижников и тихо светится в жизни иноков, в жизни христианских семейств. Собственно, только она одна заслуживает по-настоящему этого названия. И чем более духовен человек, тем ярче и совершеннее его радость. Эта радость, эта светлость мировоззрения не покидала первых христиан и среди мук, и у порога смерти. В чем же разгадка ее?
Конечно, в вере. Но не в такой вере, какою ее понимают протестанты. Не в формальной, безжизненной, лишенной подвига вере (ведь и «бесы веруют и трепещут»), а в вере животворной, действенной, которая хранится в чистом сердце и согревается благодатью Божией, в вере, горящей любовью к Богу и укрепляющей надежду на Него.
Правильно сказал один современный церковный писатель: «Мало верить в Бога, надо еще и верить Богу.»
«Сами себя и друг друга и весь живот (жизнь) наш Христу Богу предадим.» Вот это полное, доверчивое, сыновнее предание себя в руки Божий, оно-то и открывало и открывает двери истинной радости, истинного счастья.
Если христианин доверяет Богу, то он готов все принять от руки Его: рай или ад, муки или блаженство, ибо знает, что Бог бесконечно добр. Когда Он наказывает нас, то ради нашей же пользы. Он настолько любит нас, что и небо и землю перевернет, чтобы спасти нас. Он не предаст нас не для каких, хотя бы самых высших целей, а непременно спасет, если будет к тому хотя бы самая малейшая возможность.
«От гнева Божия можно бежать только к Божией милости» — учил блаженный Августин.
Верующему христианину не следует бояться смерти, как не боялись ее многие подвижники и мученики. И в такой безбоязненности не будет беспечности и небрежения к своему спасению, ибо страх Божий, который есть начало премудрости, освобождает его от животного страха.
При таком настроении радость и свет прочно водворяются в сердце христианина, мраку нет места: мир — необозримая вселенная, принадлежит моему Богу, ничего от самомалейшего до величайшего в этой вселенной не может совершиться без Его попущения, а Он любит меня безмерно. Еще здесь на земле, дает мне вступить в пределы Своего Царства — в Свою святую Церковь. Он никогда не изгонит меня из этого Царства, если только я не изменю Ему. Больше того, если я и паду. Он снова подымет меня, как только я опомнюсь и принесу слезу покаяния. Поэтому все дело моего спасения и спасения моих близких как и всех людей я вверяю в руки Божий.
Смерть не страшна: она побеждена Христом. Ад же и муки вечные уготованы лишь тем, кто сознательно и по собственной воле отвернулся от Бога, кто мрак греха предпочел свету Его любви.
Верующим же уготованы радость и вечное блаженство: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Да даст же всем нам Всемилостивый Господь стяжать полное доверие к Нему. Господи, обнови нас, молящихся Тебе!
Счастье
- В поисках утерянного счастья В. Духанин
- От чего зависит счастье? А. Захаров, К. Вальков
- Об истинном счастье св. Игнатий (Брянчанинов)
- Значение Заповедей Блаженства А.Г. Долженко
- «С новым счастьем!. .» Беседы на Новый год прот. А. Шмеман
- Счастье свт. Тихон Задонский
- О семейном счастье и семейном несчастье прот. Сергий Николаев
- Счастье веры и безумие неверия прот. Николай Депутатов
- Истинное счастье не на земле, а на небе прот. Виктор Гурьев
- В чем истинное счастье свящ. Ф.П. Преображенский
- Счастье и блаженство в свете христианской антропологии М. Бахтин
- Книга о счастье прот. Андрей Лоргус
- Что есть счастье? архиеп. Нафанаил (Львов)
- Путь к счастью свт. Нектарий Эгинский
- Счастье – Сам Господь игумен Нектарий (Морозов)
- Счастье и блаженство прот. Евгений Шогенов
- Христианская религия как источник радостей и счастия человеческого на земле А.А. Царевский
- Аудио. С чего начинается счастье?
Сча́стье – удовлетворённость стремлениям и потребностям человеческой природы. В человеке изначально заложено стремление к Богу как к Источнику жизни и всяческих благ. Полноценное счастье обретается только с Богом, в Боге.
Можно ли стяжать счастье вне Бога и без Бога?
Стремление человека к Богу заложено в его естество при творении. Это значит, что вне Своего Создателя человек не сможет удовлетворить своим природным и личным стремлениям сполна. Именно Бог является неисчерпаемым Источником благ, Источником счастья, блаженства, и именно в Нём человек может обрести настоящее, вечное счастье.
Живя в отдалении от Бога человек, конечно же, может испытывать удовольствие, даже нечто похожее на высшее счастье, которое испытывают святые, например, в любви. Однако даже и в этом случае удовлетворение не будет исчерпывающим, а счастье полным (см.: Удовольствие).
Что касается удовлетворения материальными благами или чувственными удовольствиями, то они ещё менее походят на счастье святых.
Так, царь Соломон, обладавший, казалось бы всеми земными благами, о каких только мог мечтать человек его времени (славой, богатством, женами, уважением), тем не менее утверждал: суета сует, все суета (Еккл.12:8).
Вспомним, что во время Преображения Господа Иисуса Христа апостол Петр, ощутивший соприкосновение с Богом, тут же забыл о всех своих земных заботах и печалях, желая остаться на горе, со Своим Богом, что, собственно, и выразилось в словах: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). На Православных иконах общее состояние очевидцев Преображения выражается и в положениях тел (они часто пишутся расположенными вверх ногами, вниз головой), и в жестах, и в мимике.
Любое мирское удовольствие неполно (ущербно, не всеобъемлюще), кратковременно (быстро пресыщает), эгоистично, а нередко и пагубно.
Путь к счастью
святитель Нектарий Эгинский
Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет…
Братья и сестры! Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испытывайте ваше сердце и наблюдайте за его духовным состоянием. Может быть, утеряно дерзновение пред Господом? Может быть, совесть обличает за преступление Его заповедей? Может быть, она обличает вас за несправедливости, за ложь, за неисполнение наших обязанностей перед Богом и ближним? Испытывайте, может быть, зло и страсти заполнили ваше сердце; может быть, оно уклонилось на пути кривые и непроходимые…
К несчастью, тот, кто оставил без внимания свое сердце, лишился всех благ и впал во множество зол. Изгнал радость и исполнился горечи, печали и душевной тесноты. Изгнал мир и приобрел подавленность, беспокойство и ужас. Изгнал любовь и обрел ненависть. И, наконец, изгнал все дарования и плоды Святого Духа, которые приобрел при своем крещении, и сроднился со всеми злодеяниями, которые делают человека жалким и проклятым.
Братья и сестры! Всемилостивейший Бог хочет для всех нас счастья и в этой жизни, и в следующей. Для этого Он основал Свою святую Церковь, чтобы она нас очищала от греха, чтобы освящала нас, примиряла с Ним и дарила нам небесное благословение.
У Церкви всегда открыты объятия для нас. Поспешим же в них скорее все мы, у кого совесть отягощена. Поспешим – и Церковь поднимет тяжесть нашей ноши, подарит нам дерзновение к Богу, наполнит сердце наше счастьем и блаженством.
Цитаты о счастье
«Счастьем привыкли называть нечто внешнее…. Но оно не во вне, а в нас, в состоянии духа отрадном, радостном, благорастворенном».
«Если угодно Господу и не пагубно для человека, то дается и внешнее счастье».
свт. Феофан Затворник
«Таков человеческий род, таково и человеческое счастье: оно подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезываются спереди и исчезают сзади!».
«Любомудрие умеет и то и другое — и счастьем пользоваться умеренно, и в бедствиях соблюдать благоприличие».
свт. Григорий Богослов
«Возлюбленный христианин! Пусть люди процветают в счастье этого мира. Ты довольно счастлив будешь, когда внутри себя будешь иметь счастье. Это и есть истинное, недвижимое и неотъемлемое счастье!».
«Счастье для людей — иметь себе сильных людей защитниками и помощниками. Для христианина счастье — иметь себе Бога Защитником и Помощником.
«Блажен человек, которому защита — у Тебя, Боже!».
«Вот истинное счастье и подлинное блаженство, которого ни огонь, ни вода, ни тюрьма, ни ссылка, ни пленение, ни хитрость, ни злоба человеческая, ни смерть отнять не может.
«Если Бог за нас, кто против нас» (Рим.8:31)?
свт. Тихон Задонский
«Человек, исповедав себя рабом и созданием Божиим, предавшись всецело воле Божией, немедленно вступает всем существом своим в область святой Истины. Истина доставляет правильное настроение духу, жизни. Взошедший в область Истины, подчинившийся Истине, получает нравственную и духовную свободу, получает нравственное и духовное счастье. Эта свобода и это счастье не зависят от человеков и обстоятельств».
свт. Игнатий Брянчанинов
«Если одно созерцание (Божественной) славы (при Преображении Господнем) наполнило учеников (Иисуса) блаженством, то каково должно быть счастье человека, достигшего тесного и приискреннего единения с Богом в такой степени, что Господь обитает в нем, пронизывая все его существо лучами Своей немеркнущей славы, которая как бы струится из освященного и просветленного Его присутствием человека! В этом и состоит высшее счастье: в единении с Богом, делающем человека причастником Божественной славы».
еп. Василий Кинешемский
«Все культуры можно подразделить на сотериологические (от. греч – спасение) и гедонистическик (от. греч. удовольствие). Счастье обычно выбирается людьми на трёх восходящих уровнях: телесном наслаждении, душевном благополучии или причастности к высшему, Абсолюту.
Счастье – в любви к Богу и к человеку… Любовь – синоним счастья, а поскольку все мы стремимся к счастью, то мы должны стремиться воспитывать в себе любовь. Пока нас душит серость, унылость, одиночество, неприязнь, ненависть. Но Тот, Кто является Любовью, может нас научить».
прот. Александр Мень
«Корень слова счастье – «часть». С‑часть‑е. Счастливый человек – это человек, живущий с частью чего-то, имеющий какую-то часть. Часть какого-то Блага. Блага общего для всех. Всеобщего. Всемирного. Безмерного. Неиссякаемого Блага. И это Благо есть Бог! По настоящему счастливый – имеющий общую часть c Богом. Живущий в Боге. И чем ближе человек к Богу, тем он счастливее.
В православии вместо понятия счастья используется более определённое понятие блаженства. Через причастие и стяжание Духа Святого христианин становится причастным Богу: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15:4). Это и есть настоящее, вневременное, вечное счастье, которое начинается в этом мире, но в полноте бывает в Царствии Небесном. Оно не имеет ничего общего с обывательским понятием «счастья».
В Библии размышления о поиске счастья «под солнцем», т.е. в нашем мире, содержатся в книге Екклезиаста или Проповедника. См. подробнее».
«Господь ставит нам задачу: быть счастливыми. Счастливыми в этой жизни и в будущей. Каждому ясно, что нынешнее счастье – ничто, если оно не имеет продолжения. Спаситель открывает Свою Нагорную проповедь (Мф.5) «заповедями блаженства», «макаризмами»: каждый стих начинается со слова Блаженны, по-гречески макарии, что в точном переводе на русский как раз и значит счастливы.
Но что такое счастье? Продолжайте читать Нагорную проповедь, и вы убедитесь, что Христос опровергает привычные стереотипы. Счастливыми Он называет не гордых, но нищих духом, то есть смиренных, не удовлетворенных, но алчущих и жаждущих правды, не победителей, но миротворцев…
Счастье, разумеется, субъективно, то есть, в конечном итоге, зависит от того, что во мне, в моей душе. Однако мы хорошо понимаем, что «поиски счастья внутри себя» – дело абсолютно гнилое и погибельное: ведь душа-то наша не свободна от греха… Отсюда вывод очень простой и определенный: счастье возможно и достижимо только c Христом, на пути к Нему и за Ним».
иеромонах Макарий (Маркиш)
«Знаете, какая самая большая причина несчастья? Это постоянный поиск счастья. Счастье — это жизнь с Богом. Все остальное — как Бог даст. Потому что наша жизнь после грехопадения в этом грешном, пропитанном грехом мире не место отдыха, а место подвига».
архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
В погоне за добродетелью: счастье | Православное воспитание детей
Это часть серии статей о стремлении к добродетели. Есть много добродетелей, над достижением которых православным христианам следует потрудиться. Мы сосредоточимся на семи основных добродетелях, упомянутых в «Карманном молитвеннике для православных христиан». Как упоминается в книге, каждая добродетель является положительным аналогом тяжкого греха. Чтобы нам возрастать в обожении, мы должны не только сопротивляться и каяться в грехах нашей жизни, но также должны желать и трудиться для достижения добродетелей. Наша цель состоит в том, чтобы каждая из этих статей стала началом, местом, которое поможет нам начать узнавать больше о каждой добродетели по мере того, как мы ее преследуем. Да помилует нас Господь и дарует нам благодать в стремлении к этим добродетелям!
Следующая добродетель, указанная в «Карманном молитвеннике», — это счастье. Существует так много представлений о том, что представляет собой счастье, и наше общество изо всех сил старается убедить нас, что вещи сделают нас счастливыми, что мы должны чувствовать себя счастливыми все время и что мы должны быть в состоянии стать счастливыми быстро. Но является ли это социальное определение истинным счастьем? Иногда мы говорим: «Я чувствую себя таким счастливым!» или «Я сейчас несчастен», как будто счастье — это просто чувство. Является ли настоящее счастье просто чувством, которое колеблется, как и наши эмоции? Нет это не так. Добродетель счастья гораздо глубже. Достоинство «…счастье коренится в удовлетворенности и радости». (1)
Святой Нектарий Эгинский сказал, что Бог хочет для нас счастья, и не просто мимолетного земного счастья, а вечного счастья! Бог дал нам Церковь, чтобы помочь нам испытать эту добродетель. «Братья и сестры! Всемилостивый Бог желает нам счастья и в этой жизни, и в жизни грядущей. Для этого Он и основал Свою Святую Церковь, чтобы она очистила нас от греха, освятила нас, примирила нас с Ним и дала нам небесное благословение. Объятия Церкви всегда открыты для нас. Все поспешим туда скорее, мы, чья совесть обременена. Поспешим, и Церковь снимет с нас бремена наши, даст нам дерзновение пред Богом и наполнит сердца наши счастьем и блаженством». Так Церковь помогает нам достичь счастья. Но мы не можем просто сидеть и ждать, пока нам дадут эту добродетель: мы должны стремиться к ней! Где и как мы должны начать это преследование?
Преподобный Силуан Афонский говорит нам начинать с любви: «Нет большего счастья, чем любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего своего, как самого себя. А когда эта любовь в душе, тогда все приносит радость душе». Итак, любовь к Богу — это один из способов обрести добродетель счастья.
Но есть и другие пути достижения счастья, и все они вырастают из первого пути, из любви к Богу! Мы нашли о. Дн. Статья Чарльза Джойнера «17 пунктов, которые помогут вам достичь истинного счастья в работе и в жизни» (см. ссылку ниже) должна быть как поучительной, так и практической, и мы настоятельно рекомендуем вам прочитать ее. В статье предлагаются практические шаги, которые мы можем делать, чтобы возрастать в нашей любви к Богу, активно стремясь к добродетели счастья. «При твердой вере и правильном образе жизни можно находить радость во всем, что ты делаешь или с чем сталкиваешься. …семнадцать пунктов будут приносить Бога в вашу жизнь каждый час вашего дня, позволяя вам стать более эффективными и верными своим самым глубоким ценностям. Применяйте их, и вы обнаружите, что они также приведут к жизни, основанной на радости». (2)
Стремление к истинному счастью, основанному на удовлетворенности и радости, поможет нам победить порок зависти (который в «Карманном молитвеннике» определяется как «ревность к чужому счастью»). Дорогие братья и сестры, давайте оставим это нездоровое сравнение и вызываемое им недовольство. Наоборот, давайте всем сердцем стремиться жить так, как учит Церковь: наполняя свою жизнь любовью к Богу и ближним; молиться; помощь; совместное использование; раскаяние; прощающий; всей душой, стремясь к истинному счастью. Ибо только тогда мы будем по-настоящему счастливы (во всех смыслах этого слова)!
«Господи и Хозяин жизни моей, удали от меня дух лености, суеты, властолюбия и пустословия.
Но дух целомудрия, смирения, терпения и любви подай рабу Твоему.
Да, Господи и Царь, дай мне увидеть грехи мои и не судить брата моего, ибо
Благословен Ты во веки веков. Аминь.»
(Молитва преподобного Ефрема Сирина)
Сноски:
- «Погоня за счастьем», протоиерей Фаддей Харденбрук, http://www.pravmir.com/pursuit-happiness/
- «17 пунктов, которые помогут вам достичь истинного счастья в работе и в жизни», автор: о. Дн. Чарльз Джойнер, http://orthodoxwayoflife.blogspot.com/2015/05/17-points-to-create-true-happiness-with.html
Вот дополнительные ресурсы, которые могут оказаться полезными для вас в стремлении к добродетели счастья:
***
«[Один] секрет жизни заключается в том, что все вещи, которых мы пытаемся избежать (трудности, неудобства, невзгоды, конфликты, самопожертвование, терпение, голод, усталость, потери и т. на самом деле это те самые возможности, которые дает нам Бог для того, чтобы мы росли». Узнайте больше в этой прекрасной статье о поиске истинного счастья: http://www.pravmir.com/pursuit-happiness/
***
«Нет более удобного пути к радости, чем постоянное раскаяние. …Чармолипи – это характер христианина. Это слово встречается в творчестве св. Иоанна Синаита, автора «Лестницы Божественного восхождения», и, вероятно, было придумано им. Оно означает «радостная скорбь» или «горькая радость» и является нормативным духом христианина. Маленькие дети моделируют этот шармолипи, когда посреди приступа плача, со слезами, текущими по их лицам, они мельком видят мать, любовно смотрящую на них, а затем разражаются смехом. Слезы, смех, слезы и смех сливаются воедино, и вскоре все успокаивается. Так и с кающимся христианином, воспринимающим взор Своего любящего Небесного Отца. Наши слезы наполняются радостью.
…Радость Воскресения следует за агонией Распятия. Радость христианской жизни есть плод покаяния. Покаяние устраняет нашу изоляцию. Регулярно исповедуйтесь, и ваша жизнь изменится к лучшему. В течение следующего года каждый вечер перед сном читайте молитву покаяния в своих грехах. Затем раз в месяц проводите тщательную проверку своей совести и исповедуйтесь. Поступая так, вы можете ожидать, что вас пронзит божественная невыразимая радость». ~ из «Развивая невыразимую радость», преподобный Джозайя Тренхэм, доктор философии, http://www.antiochian.org/node/25366
***
«Радость — это сила, которую мы редко используем; мы едва ли даже знакомы с ним. Когда мы отвлекаемся на тоску по тому, чего у нас нет, радость ускользает от нас… Желание того, чего у нас нет, порождает душевную депрессию (уныние). Благодарность за то, что у нас есть, приносит удовлетворение и радость. Давайте практиковать это! Выключите рекламное телевидение, закройте рекламные журналы, смартфоны и романтические романы. Удовлетворение ждет вас в молитвенном благодарении за то, что вы действительно имеете. В контексте вашей настоящей жизни вас ждут покой, удовлетворение, спасение и даже совершенство». ~ http://www.pravmir.com/pursuit-happiness/
***
«Счастья можно достичь, только заглянув внутрь себя и научившись радоваться всему, что есть в жизни, а для этого нужно превратить жадность в благодарность». ~ Св. Иоанн Златоуст
***
«Как заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне себя, в чужих странах и странствиях, в богатстве и славе, в великих владениях и удовольствиях, в развлечениях и суетных делах, которые имеют горький конец ! Строить башню счастья вне себя — то же самое, что строить дом в месте, постоянно сотрясаемом землетрясениями. Счастье находится внутри нас самих, и блажен человек, который понял это. Счастье — это чистое сердце, ибо такое сердце становится престолом Бога. Так говорит Христос о тех, у кого чистое сердце: «Я посещу их и буду ходить в них, и буду им Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). им не хватает? Ничего, совсем ничего! Потому что в их сердцах есть величайшее благо: Сам Бог!» ~ Святой Нектарий Эгинский
***
«…подумайте о природе православного образа жизни и о том, как он действительно приносит счастье. Не в том смысле, что все в жизни хорошо, ведь жизнь в конце концов заканчивается смертью, что бы мы ни делали, чтобы ее избежать. Но в том смысле, что это приводит нас к отношениям с Богом со знанием того, что есть вечная жизнь, где больше не существует забот этого мира. Надежда на эту истину есть истинное счастье». Читать о. Дн. Православный ответ Чарльза Джойнера на статью нейропсихолога Рика Хэнсона «Как обмануть свой мозг для счастья» и узнать, как наши отношения с Богом и наши молитвы приносят нам истинное счастье. http://orthodoxwayoflife.blogspot.com/2011/09/tricking-our-brain-for-happiness.html
***
«Когда Дух Божий нисходит на человека и обволакивает его во всей полноте Своего присутствия, душа переполняется неизреченной радостью, ибо Святой Дух наполняет радостью все, к чему прикасается… Это и есть та радость, о которой Господь говорит в Своем Евангелии: «Женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда она избавится от ребенка, она не помнит больше муки, для радости, что человек родился в мире. В мире ты будешь печален; но когда увижу тебя опять, то возрадуется сердце твое, и радости твоей никто не отнимет у тебя» (Ин. 16:21-22). Если начатки будущей радости уже наполнили вашу душу такой сладостью, таким счастьем, то что же сказать о радости в Царствии Небесном, которое ожидает всех плачущих здесь, на земле?.. Тогда эта преходящая и частичная радость, которую мы сейчас чувствуем, откроется во всей полноте, переполнив наше существо невыразимыми наслаждениями, которых никто не сможет отнять у нас». ~ Св. Серафима Саровского
***
«Бог есть радость, а приблизиться к Богу — значит приблизиться к радости. «Ты укажешь мне путь жизни; В Твоем присутствии полнота радости; Одесную Твою удовольствия вовек» (Псалтирь 16:11)… основная причина депрессии — удаленность от Бога. Именно отсутствие Бога вызывает в нас величайшее горе. Радость — это не отсутствие печалей; радость — это присутствие Бога во всем этом». ~ из книги «Развивая невыразимую радость» преподобного Джосайи Тренхэма, доктора философии. Подробнее читайте здесь: http://www.antiochian.org/node/25366
***
«…спасение — это самая подлинная, полноценная и неизменная форма человеческого счастья». ~ «Спасение и «погоня за счастьем», Павел Л. Гаврилюк, https://publicorthodoxy.org/2017/03/20/salvation-pursuit-of-happiness/
***
Эта короткая медитация by Abbot Tryphon призывает своих слушателей выбрать счастье: http://www.ancientfaith.com/podcasts/morningoffering/choosing_happiness
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Радость | Антиохийская Православная Архиепископия
«Делайте то, что делает вас счастливыми» — распространенная мысль в современном мире. Все хотят чувствовать себя счастливыми, чтобы в нашей жизни были положительные эмоции. Из-за этого мы пытаемся сделать все возможное в погоне за «счастьем», которого желаем. Иногда нам это удается — хотя бы ненадолго — и мы чувствуем себя счастливыми. Но мы быстро понимаем, что счастье временно — мимолетное положительное чувство. Вскоре он теряется.
Радость, однако, Божья радость, вечна. Это глубоко укоренившаяся реальность «ничто не может поколебать этот внутренний покой». То, что мы все на самом деле ищем, — это не счастье: скорее, мы ищем радость. Мы жаждем глубокой внутренней радости, которая исходит только от Бога и которую можно испытать, идя Его путями. В Неемии 8:10 мы читаем: «…радость пред Господом — сила ваша». Если радость наша сила, мы можем работать так усердно, как хотим, чтобы быть счастливыми: но на самом деле именно радость усилит нас. Поэтому вместо того, чтобы делать то, что делает нас счастливыми, нам нужно делать то, что делает нас радостными .
Писание, святые и православные богословы многое говорят о радости. Вот вкус:
«Возврати мне радость Твоего спасения и поддержи меня Твоим водящим Духом». (Пс. 50:14)
«Сие сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас пребыла и радость ваша была совершенна». (Иоанна 15:11)
«…теперь имеешь печаль; но Я увижу тебя опять, и возрадуется сердце твое, и радости твоей никто не отнимет у тебя.» (Иоанна 16:22). Другие стихи о радости можно найти здесь.
«Радость не является одним из компонентов христианства, это тональность… которая пронизывает всё.» ~ Александр Шмеманн
«Мы с вами были созданы для радости, и если мы ее упустим, мы упустим одну из причин нашего существования. Фактически, причина, по которой Иисус жил и умер, заключалась в том, чтобы восстановить радость, которую мы потеряли. » ~ о. Энтони Кониарис, 9 лет0104 Святая Радость: Сердцебиение веры , с. 1
«В начале много борений и много страданий для тех, кто продвигается к Богу. А потом радость невыразимая. Это подобно тем, кто хочет зажечь огонь; во-первых, дым душит их, и они плачут. Тем не менее, таким образом они получают то, что ищут, как сказано: «Бог наш есть огнь поядающий!» (Евр. 12:24). Так и мы должны зажечь в себе божественный огонь слезами и тяжелым трудом». ~ Амма Синклетика
Святитель Нектарий однажды писал игумении Ксении: «Знай, что твоя веселость радует лица сестер и делает обитель раем. из того рая. Узнай же, что радость и веселье Сестер зависят от тебя, и твой долг – сохранить их в их сердцах. , потому что это сильно угнетает сердца сестер. Велика будет награда твоя, если ты станешь для них поводом для веселья. Я даю тебе этот совет, потому что сам придерживаюсь этого принципа. Когда ты радуешь сердце своего ближнего.. … вы можете быть уверены, что угождаете Богу гораздо больше, чем когда вы занимаетесь крайними формами аскезы (т. е. простираниями, продолжительной молитвой и постом)».
Пожилой святой церкви однажды дал совет молодому священнику, который обратился к нему за советом, как помочь молодой матери в его приходе. «Скажи ей, что Бог прощает ее… Скажи ей, что Он прощает ее за одиночество и скуку, за то, что она не была полна радости в доме, полном детей. Вот что такое настоящий грех, ты знаешь: не быть полной радости».
Фр. Энтони Кониарис рассказывает историю 70-летнего румынского православного священника в своей книге «Святая радость: сердцебиение веры 9».0105 (издательство «Свет и жизнь», 2003 г.). Этот священник был брошен в тюрьму коммунистами в советское время. Его сын умер в тюрьме, его дочь была приговорена к 20 годам, его зятья также были заключены в тюрьму, а его внуки остались без еды и вынуждены были есть мусор. Но, несмотря на это, священник приветствовал всех словами: «Всегда радуйтесь!»
«Однажды его спросили: «Отец, как ты можешь всегда говорить: «Радуйся» — ты, прошедший через такую ужасную трагедию?»
«Он ответил: «Радоваться очень легко. Если мы выполним хотя бы одно слово из Библии, там написано «радуйтесь со всеми радующимися!» Теперь, если кто радуется со всеми радующимися, у него всегда много поводов для радости. Сижу в тюрьме и радуюсь, что столько на свободе. Я не могу ходить в церковь, но радуюсь со всеми, кто может ходить в церковь. Причащаться не могу, но радуюсь за всех причастных. Я не умею читать Библию или любую другую священную книгу, но радуюсь за тех, кто это делает. Цветов я не вижу, ни дерева, ни цветка мы не видели в те годы. Мы были под землей, в подземной тюрьме. Мы никогда не видели солнца, луны, звезд. Много раз мы забывали, что эти вещи существуют. Мы никогда не видели цвета, только серые стены камеры и наши серые мундиры. Но мы знали, что такой мир существует, мир с разноцветными бабочками и с радугами, но я могу порадоваться за тех, кто видит радугу и кто видит разноцветных бабочек. В тюрьме запах был ужасный… У других вокруг запах цветов, а у девушек духи. А у других есть фотографии, а вокруг других семьи с детьми. Я не могу видеть своих детей, но другие могут. И тот, кто может радоваться со всеми радующимися, может радоваться всегда. Я всегда могу быть рад »» (стр. 67–69).)
«Регент хора однажды спросил свой хор после того, как они спели праздничный пасхальный гимн: «Вы счастливы?»
‘Да!’ — сказали они.
«Мое лицо, ваше лицо, лицо каждого христианина должны быть уведомлены, чтобы отражать радость прощения; радость покаяния; радость благой вести об Иисусе; радость воскресения; радость непоколебимой любви Божией; радость Царства; радость вечной жизни с Богом.
«Как такое может случиться? Это может произойти через молитву. Если и есть какая-то сила, которая преобразит наше лицо, то это сила молитвы.» ~ о. Энтони Кониарис, Святая радость: сердцебиение веры , с. 113
Создание атмосферы радости в вашем доме:
«Вы не можете приказать себе быть радостным, но вы можете выбрать, на чем сосредоточиться. Вы можете сосредоточиться на плохих вещах в своей жизни.