Счастье православие: Что есть счастье / Православие.Ru

Разное

Что есть счастье / Православие.Ru

Люди, поздравляя друг друга с Новым годом, да и в других случаях, желают друг другу счастья. Но что такое счастье? Как определить его?

Представление о счастье обычного цивилизованного человека не очень далеко ушло от Примитивного представления готтентотов: счастье это, когда я захвачу побольше имущества моего ближнего, а несчастье это, когда мое имущество кто-нибудь у меня похитит.

Между тем, даже оставляя в стороне моральную сторону такого представления, оно в корне неверно и по существу: сколько бы не захватили мы имущества, власти, славы, наслаждений — счастливы мы не будем. Материальные предметы не могут принести подлинного счастья, а лишь пресыщение taedium vitae, после которого человека одолевает тоска, еще большая прежней.

Интересно отметить, что слово «счастье»   — «тихи,» очень редко встречается в священном Писании, в Новом Завете — ни разу. Это слово слишком произвольное, неточное, само по себе ничего не значащее. Вместо него Святое Писание употребляет другое слово, более ясное, конкретное, указывающее на содержание счастья, слово «радость»    — «хара

О радости говорит Христос: «Моя радость в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна,» — указывая и на источник этой радости: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете е любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви » (Ин. 15:10-11).

Вот оно, разрешение векового вопроса. Вот оно. истинное счастье, истинная радость — в любви Божией, в пребывании с Ним.

Это совершенно ясно подтверждает и святой апостол Павел, говоря: «Царство Божие — не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 16:22).

«И радости этой никто не отнимет» (Ин. 16:22), никто и ничто: ни муки, ни лишения, ни изгнание, ни самая смерть.

Это хорошо знали и знают только люди, своей жизнью показывающие, что они разрешили вековечный вопрос человечества и нашедшие счастье, — христианские праведники, Божий угодники древних и новых времен.

Их пример является загадкой для прочих людей.

Почему эти люди так радостны? — вопрос, который задавали не только древние римские язычники о современных им христианах. Этот вопрос, в той или другой форме, звучит и ныне, из уст новых язычников, наших современников, в значительной своей части формально еще именующихся христианами.

Очень распространен ответ на этот вопрос, внушаемый нам различными сентиментально-романическими западноевропейскими представлениями, что-де древний мир ничего не знал о жизни за гробом, потому люди боялись смерти, а христиане принесли благую весть о том, что за гробом существует жизнь, что Христос всех искупил, всех простил, всем обещал воскресение, вечную жизнь и райское блаженство.

Ответ этот в той или другой форме очень распространен, но он совершенно не точен.

Дело в том, что Христос совсем не обещал райского блаженства. Очень часто из уст Христовых звучит страшное предостережение: «будет плач и скрежет зубов» (Мф. 24:51), «идите от Меня проклятии в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его » (Мф. 25:41), «пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46).

Больше того, апостол Петр, говоря о страшной опасности вечной муки, нависшей над нами, напоминает, если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный, где явится (1 Пет. 4:18).

Среди либерально-настроенных христиан очень распространено идущее из протестантских кругов мнение о том, что мрачное представление о загробной участи и трудности дела спасения — есть продукт позднейшего времени «мрачных безрадостных аскетов-иноков,» а что в древние первохристианские времена царило «светлое настроение, сознание своей спасенности самым фактом веры во Христа.»

Думающие так, создают себе собственное христианство, не имеющее оснований и подтверждений ни в Евангелии, ни в посланиях апостольских, ни в свидетельствах древнехристианской истории.

Прочтите первохристианскую книгу «Пастырь» Ермы, писателя 1-го века, вы увидите, как требовательны были первые христиане к себе и к другим в вопросе спасения души, как ясно представляли они, что малейший намек на нравственную нечистоту ставит человека перед опасностью вечной гибели. Пафосом страшных слов церковного песнопения -«безмерна есть блудноживущим мука»  — напоена эта книга.

Еще ярче это сознавалось в отношении чистоты веры и верности Церкви.

Таким образом, христианское мировоззрение может показаться гораздо менее светлым, чем даже языческое мировоззрение. Тут загробное «царство теней,» ведущих какой-то смутный образ жизни, о котором в конце концов можно создавать при желании самые разнообразные представления. Есть даже «Елисейские поля»   — царство блаженных, достижимое сравнительно легко. В крайнем случае, как самое мрачное, представление о небытии, о полном уничтожении после смерти. Но «я не страдал до моего появления на свет, следовательно, не буду страдать и после ухода из него, » — говорит Сократ.

Сравните с этим страшную картину вечных мук, вечного ада, и вы увидите, что либеральный взгляд на причины радостности первых христиан в корне ошибочны.

И тем не менее радостность христианская и была, и есть.

Она ярко сияет с каждой строки житий мучеников, подвижников и тихо светится в жизни иноков, в жизни христианских семейств. Собственно, только она одна заслуживает по-настоящему этого названия. И чем более духовен человек, тем ярче и совершеннее его радость. Эта радость, эта светлость мировоззрения не покидала первых христиан и среди мук, и у порога смерти. В чем же разгадка ее?

Конечно, в вере. Но не в такой вере, какою ее понимают протестанты. Не в формальной, безжизненной, лишенной подвига вере (ведь и «бесы веруют и трепещут»), а в вере животворной, действенной, которая хранится в чистом сердце и согревается благодатью Божией, в вере, горящей любовью к Богу и укрепляющей надежду на Него.

Правильно сказал один современный церковный писатель: «Мало верить в Бога, надо еще и верить Богу.»

«Сами себя и друг друга и весь живот (жизнь) наш Христу Богу предадим.» Вот это полное, доверчивое, сыновнее предание себя в руки Божий, оно-то и открывало и открывает двери истинной радости, истинного счастья.

Если христианин доверяет Богу, то он готов все принять от руки Его: рай или ад, муки или блаженство, ибо знает, что Бог бесконечно добр. Когда Он наказывает нас, то ради нашей же пользы. Он настолько любит нас, что и небо и землю перевернет, чтобы спасти нас. Он не предаст нас не для каких, хотя бы самых высших целей, а непременно спасет, если будет к тому хотя бы самая малейшая возможность.

«От гнева Божия можно бежать только к Божией милости» — учил блаженный Августин.

Верующему христианину не следует бояться смерти, как не боялись ее многие подвижники и мученики. И в такой безбоязненности не будет беспечности и небрежения к своему спасению, ибо страх Божий, который есть начало премудрости, освобождает его от животного страха.

При таком настроении радость и свет прочно водворяются в сердце христианина, мраку нет места: мир — необозримая вселенная, принадлежит моему Богу, ничего от самомалейшего до величайшего в этой вселенной не может совершиться без Его попущения, а Он любит меня безмерно. Еще здесь на земле, дает мне вступить в пределы Своего Царства — в Свою святую Церковь. Он никогда не изгонит меня из этого Царства, если только я не изменю Ему. Больше того, если я и паду. Он снова подымет меня, как только я опомнюсь и принесу слезу покаяния. Поэтому все дело моего спасения и спасения моих близких как и всех людей я вверяю в руки Божий.

Смерть не страшна: она побеждена Христом. Ад же и муки вечные уготованы лишь тем, кто сознательно и по собственной воле отвернулся от Бога, кто мрак греха предпочел свету Его любви.

Верующим же уготованы радость и вечное блаженство: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Да даст же всем нам Всемилостивый Господь стяжать полное доверие к Нему. Господи, обнови нас, молящихся Тебе!

Счастье

  • В поис­ках уте­рян­ного сча­стья В. Духа­нин
  • От чего зави­сит сча­стье? А. Заха­ров, К. Валь­ков
  • Об истин­ном сча­стье св. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)
  • Зна­че­ние Запо­ве­дей Бла­жен­ства А.Г. Дол­женко
  • «С новым сча­стьем!. .» Беседы на Новый год прот. А. Шмеман
  • Сча­стье свт. Тихон Задон­ский
  • О семей­ном сча­стье и семей­ном несча­стье прот. Сергий Нико­лаев
  • Сча­стье веры и безу­мие неве­рия прот. Нико­лай Депу­та­тов
  • Истин­ное сча­стье не на земле, а на небе прот. Виктор Гурьев
  • В чем истин­ное сча­стье свящ. Ф.П. Пре­об­ра­жен­ский
  • Сча­стье и бла­жен­ство в свете хри­сти­ан­ской антро­по­ло­гии М. Бахтин
  • Книга о сча­стье прот. Андрей Лоргус
  • Что есть сча­стье? архиеп. Нафа­наил (Львов)
  • Путь к сча­стью свт. Нек­та­рий Эгин­ский
  • Сча­стье – Сам Гос­подь игумен Нек­та­рий (Моро­зов)
  • Сча­стье и бла­жен­ство прот. Евге­ний Шоге­нов
  • Хри­сти­ан­ская рели­гия как источ­ник радо­стей и сча­стия чело­ве­че­ского на земле А.А. Царев­ский
  • Аудио. С чего начи­на­ется сча­стье?

Сча́стье – удо­вле­тво­рён­ность стрем­ле­ниям и потреб­но­стям чело­ве­че­ской при­роды. В чело­веке изна­чально зало­жено стрем­ле­ние к Богу как к Источ­нику жизни и вся­че­ских благ. Пол­но­цен­ное сча­стье обре­та­ется только с Богом, в Боге.

Можно ли стя­жать сча­стье вне Бога и без Бога?

Стрем­ле­ние чело­века к Богу зало­жено в его есте­ство при тво­ре­нии. Это значит, что вне Своего Созда­теля чело­век не сможет удо­вле­тво­рить своим при­род­ным и личным стрем­ле­ниям сполна. Именно Бог явля­ется неис­чер­па­е­мым Источ­ни­ком благ, Источ­ни­ком сча­стья, бла­жен­ства, и именно в Нём чело­век может обре­сти насто­я­щее, вечное сча­стье.

Живя в отда­ле­нии от Бога чело­век, конечно же, может испы­ты­вать удо­воль­ствие, даже нечто похо­жее на высшее сча­стье, кото­рое испы­ты­вают святые, напри­мер, в любви. Однако даже и в этом случае удо­вле­тво­ре­ние не будет исчер­пы­ва­ю­щим, а сча­стье полным (см.: Удо­воль­ствие).

Что каса­ется удо­вле­тво­ре­ния мате­ри­аль­ными бла­гами или чув­ствен­ными удо­воль­стви­ями, то они ещё менее похо­дят на сча­стье святых.

Так, царь Соло­мон, обла­дав­ший, каза­лось бы всеми зем­ными бла­гами, о каких только мог меч­тать чело­век его вре­мени (славой, богат­ством, женами, ува­же­нием), тем не менее утвер­ждал: суета сует, все суета (Еккл.12:8).

Вспом­ним, что во время Пре­об­ра­же­ния Гос­пода Иисуса Христа апо­стол Петр, ощу­тив­ший сопри­кос­но­ве­ние с Богом, тут же забыл о всех своих земных забо­тах и печа­лях, желая остаться на горе, со Своим Богом, что, соб­ственно, и выра­зи­лось в словах: «Гос­поди! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сде­лаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф.17:4). На Пра­во­слав­ных иконах общее состо­я­ние оче­вид­цев Пре­об­ра­же­ния выра­жа­ется и в поло­же­ниях тел (они часто пишутся рас­по­ло­жен­ными вверх ногами, вниз голо­вой), и в жестах, и в мимике.

Любое мир­ское удо­воль­ствие неполно (ущербно, не все­объ­ем­люще), крат­ко­вре­менно (быстро пре­сы­щает), эго­и­стично, а нередко и пагубно. 

Путь к сча­стью

свя­ти­тель Нек­та­рий Эгин­ский

Насколько же заблуж­да­ются те люди, кото­рые ищут сча­стья вне самих себя – в чужих стра­нах и путе­ше­ствиях, в богат­стве и славе, в боль­ших вла­де­ниях и насла­жде­ниях, в удо­воль­ствиях и пре­из­бытке и в пустых вещах, кото­рые концом своим имеют горечь! Воз­во­дить башню сча­стья вне нашего сердца – это все равно что стро­ить дом в месте, кото­рое под­вер­га­ется посто­ян­ным зем­ле­тря­се­ниям. Весьма скоро такое здание рухнет…

Братья и сестры! Сча­стье нахо­дится в нас самих, и блажен тот, кто понял это. Испы­ты­вайте ваше сердце и наблю­дайте за его духов­ным состо­я­нием. Может быть, уте­ряно дерз­но­ве­ние пред Гос­по­дом? Может быть, совесть обли­чает за пре­ступ­ле­ние Его запо­ве­дей? Может быть, она обли­чает вас за неспра­вед­ли­во­сти, за ложь, за неис­пол­не­ние наших обя­зан­но­стей перед Богом и ближ­ним? Испы­ты­вайте, может быть, зло и стра­сти запол­нили ваше сердце; может быть, оно укло­ни­лось на пути кривые и непро­хо­ди­мые…

К несча­стью, тот, кто оста­вил без вни­ма­ния свое сердце, лишился всех благ и впал во мно­же­ство зол. Изгнал радость и испол­нился горечи, печали и душев­ной тес­ноты. Изгнал мир и при­об­рел подав­лен­ность, бес­по­кой­ство и ужас. Изгнал любовь и обрел нена­висть. И, нако­нец, изгнал все даро­ва­ния и плоды Свя­того Духа, кото­рые при­об­рел при своем кре­ще­нии, и срод­нился со всеми зло­де­я­ни­ями, кото­рые делают чело­века жалким и про­кля­тым.

Братья и сестры! Все­ми­ло­сти­вей­ший Бог хочет для всех нас сча­стья и в этой жизни, и в сле­ду­ю­щей. Для этого Он осно­вал Свою святую Цер­ковь, чтобы она нас очи­щала от греха, чтобы освя­щала нас, при­ми­ряла с Ним и дарила нам небес­ное бла­го­сло­ве­ние.

У Церкви всегда открыты объ­я­тия для нас. Поспе­шим же в них скорее все мы, у кого совесть отя­го­щена. Поспе­шим – и Цер­ковь под­ни­мет тяжесть нашей ноши, пода­рит нам дерз­но­ве­ние к Богу, напол­нит сердце наше сча­стьем и бла­жен­ством.

Цитаты о сча­стье

«Сча­стьем при­выкли назы­вать нечто внеш­нее…. Но оно не во вне, а в нас, в состо­я­нии духа отрад­ном, радост­ном, бла­го­рас­тво­рен­ном».
«Если угодно Гос­поду и не пагубно для чело­века, то дается и внеш­нее сча­стье».
свт. Феофан Затвор­ник

«Таков чело­ве­че­ский род, таково и чело­ве­че­ское сча­стье: оно подобно самым непри­мет­ным следам корабля, кото­рые наре­зы­ва­ются спе­реди и исче­зают сзади!».
«Любо­муд­рие умеет и то и другое — и сча­стьем поль­зо­ваться уме­ренно, и в бед­ствиях соблю­дать бла­го­при­ли­чие».
свт. Гри­го­рий Бого­слов

«Воз­люб­лен­ный хри­сти­а­нин! Пусть люди про­цве­тают в сча­стье этого мира. Ты довольно счаст­лив будешь, когда внутри себя будешь иметь сча­стье. Это и есть истин­ное, недви­жи­мое и неотъ­ем­ле­мое сча­стье!».
«Сча­стье для людей — иметь себе силь­ных людей защит­ни­ками и помощ­ни­ками. Для хри­сти­а­нина сча­стье — иметь себе Бога Защит­ни­ком и Помощ­ни­ком.
«Блажен чело­век, кото­рому защита — у Тебя, Боже!».
«Вот истин­ное сча­стье и под­лин­ное бла­жен­ство, кото­рого ни огонь, ни вода, ни тюрьма, ни ссылка, ни пле­не­ние, ни хит­рость, ни злоба чело­ве­че­ская, ни смерть отнять не может.
«Если Бог за нас, кто против нас» (Рим.8:31)?
свт. Тихон Задон­ский

«Чело­век, испо­ве­дав себя рабом и созда­нием Божиим, пре­дав­шись все­цело воле Божией, немед­ленно всту­пает всем суще­ством своим в область святой Истины. Истина достав­ляет пра­виль­ное настро­е­ние духу, жизни. Взо­шед­ший в область Истины, под­чи­нив­шийся Истине, полу­чает нрав­ствен­ную и духов­ную сво­боду, полу­чает нрав­ствен­ное и духов­ное сча­стье. Эта сво­бода и это сча­стье не зави­сят от чело­ве­ков и обсто­я­тельств».
свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

«Если одно созер­ца­ние (Боже­ствен­ной) славы (при Пре­об­ра­же­нии Гос­под­нем) напол­нило уче­ни­ков (Иисуса) бла­жен­ством, то каково должно быть сча­стье чело­века, достиг­шего тес­ного и при­ис­крен­него еди­не­ния с Богом в такой сте­пени, что Гос­подь оби­тает в нем, про­ни­зы­вая все его суще­ство лучами Своей немерк­ну­щей славы, кото­рая как бы стру­ится из освя­щен­ного и про­свет­лен­ного Его при­сут­ствием чело­века! В этом и состоит высшее сча­стье: в еди­не­нии с Богом, дела­ю­щем чело­века при­част­ни­ком Боже­ствен­ной славы».
еп. Васи­лий Кине­шем­ский

«Все куль­туры можно под­раз­де­лить на соте­рио­ло­ги­че­ские (от. греч – спа­се­ние) и гедо­ни­сти­че­скик (от. греч. удо­воль­ствие). Сча­стье обычно выби­ра­ется людьми на трёх вос­хо­дя­щих уров­нях: телес­ном насла­жде­нии, душев­ном бла­го­по­лу­чии или при­част­но­сти к выс­шему, Абсо­люту.
Сча­стье – в любви к Богу и к чело­веку… Любовь – сино­ним сча­стья, а поскольку все мы стре­мимся к сча­стью, то мы должны стре­миться вос­пи­ты­вать в себе любовь. Пока нас душит серость, уны­лость, оди­но­че­ство, непри­язнь, нена­висть. Но Тот, Кто явля­ется Любо­вью, может нас научить».
прот. Алек­сандр Мень

«Корень слова сча­стье – «часть». С‑часть‑е. Счаст­ли­вый чело­век – это чело­век, живу­щий с частью чего-то, име­ю­щий какую-то часть. Часть какого-то Блага. Блага общего для всех. Все­об­щего. Все­мир­ного. Без­мер­ного. Неис­ся­ка­е­мого Блага. И это Благо есть Бог! По насто­я­щему счаст­ли­вый – име­ю­щий общую часть c Богом. Живу­щий в Боге. И чем ближе чело­век к Богу, тем он счаст­ли­вее.
В пра­во­сла­вии вместо поня­тия сча­стья исполь­зу­ется более опре­де­лён­ное поня­тие бла­жен­ства. Через при­ча­стие и стя­жа­ние Духа Свя­того хри­сти­а­нин ста­но­вится при­част­ным Богу: «Пре­будьте во Мне, и Я в вас» (Ин.15:4). Это и есть насто­я­щее, вне­вре­мен­ное, вечное сча­стье, кото­рое начи­на­ется в этом мире, но в пол­ноте бывает в Цар­ствии Небес­ном. Оно не имеет ничего общего с обы­ва­тель­ским поня­тием «сча­стья».
В Библии раз­мыш­ле­ния о поиске сча­стья «под солн­цем», т.е. в нашем мире, содер­жатся в книге Еккле­зи­а­ста или Про­по­вед­ника. См. подроб­нее».

«Гос­подь ставит нам задачу: быть счаст­ли­выми. Счаст­ли­выми в этой жизни и в буду­щей. Каж­дому ясно, что нынеш­нее сча­стье – ничто, если оно не имеет про­дол­же­ния. Спа­си­тель откры­вает Свою Нагор­ную про­по­ведь (Мф.5) «запо­ве­дями бла­жен­ства», «мака­риз­мами»: каждый стих начи­на­ется со слова Бла­женны, по-гре­че­ски мака­рии, что в точном пере­воде на рус­ский как раз и значит счаст­ливы.
Но что такое сча­стье? Про­дол­жайте читать Нагор­ную про­по­ведь, и вы убе­ди­тесь, что Хри­стос опро­вер­гает при­выч­ные сте­рео­типы. Счаст­ли­выми Он назы­вает не гордых, но нищих духом, то есть сми­рен­ных, не удо­вле­тво­рен­ных, но алчу­щих и жаж­ду­щих правды, не побе­ди­те­лей, но миро­твор­цев…
Сча­стье, разу­ме­ется, субъ­ек­тивно, то есть, в конеч­ном итоге, зави­сит от того, что во мне, в моей душе. Однако мы хорошо пони­маем, что «поиски сча­стья внутри себя» – дело абсо­лютно гнилое и поги­бель­ное: ведь душа-то наша не сво­бодна от греха… Отсюда вывод очень про­стой и опре­де­лен­ный: сча­стье воз­можно и дости­жимо только c Хри­стом, на пути к Нему и за Ним».
иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш)

«Знаете, какая самая боль­шая при­чина несча­стья? Это посто­ян­ный поиск сча­стья. Сча­стье — это жизнь с Богом. Все осталь­ное — как Бог даст. Потому что наша жизнь после гре­хо­па­де­ния в этом греш­ном, про­пи­тан­ном грехом мире не место отдыха, а место подвига».
архи­манд­рит Мел­хи­се­дек (Артю­хин)

В погоне за добродетелью: счастье | Православное воспитание детей

Это часть серии статей о стремлении к добродетели. Есть много добродетелей, над достижением которых православным христианам следует потрудиться. Мы сосредоточимся на семи основных добродетелях, упомянутых в «Карманном молитвеннике для православных христиан». Как упоминается в книге, каждая добродетель является положительным аналогом тяжкого греха. Чтобы нам возрастать в обожении, мы должны не только сопротивляться и каяться в грехах нашей жизни, но также должны желать и трудиться для достижения добродетелей. Наша цель состоит в том, чтобы каждая из этих статей стала началом, местом, которое поможет нам начать узнавать больше о каждой добродетели по мере того, как мы ее преследуем. Да помилует нас Господь и дарует нам благодать в стремлении к этим добродетелям!

Следующая добродетель, указанная в «Карманном молитвеннике», — это счастье. Существует так много представлений о том, что представляет собой счастье, и наше общество изо всех сил старается убедить нас, что вещи сделают нас счастливыми, что мы должны чувствовать себя счастливыми все время и что мы должны быть в состоянии стать счастливыми быстро. Но является ли это социальное определение истинным счастьем? Иногда мы говорим: «Я чувствую себя таким счастливым!» или «Я сейчас несчастен», как будто счастье — это просто чувство. Является ли настоящее счастье просто чувством, которое колеблется, как и наши эмоции? Нет это не так. Добродетель счастья гораздо глубже. Достоинство «…счастье коренится в удовлетворенности и радости». (1)

Святой Нектарий Эгинский сказал, что Бог хочет для нас счастья, и не просто мимолетного земного счастья, а вечного счастья! Бог дал нам Церковь, чтобы помочь нам испытать эту добродетель. «Братья и сестры! Всемилостивый Бог желает нам счастья и в этой жизни, и в жизни грядущей. Для этого Он и основал Свою Святую Церковь, чтобы она очистила нас от греха, освятила нас, примирила нас с Ним и дала нам небесное благословение. Объятия Церкви всегда открыты для нас. Все поспешим туда скорее, мы, чья совесть обременена. Поспешим, и Церковь снимет с нас бремена наши, даст нам дерзновение пред Богом и наполнит сердца наши счастьем и блаженством». Так Церковь помогает нам достичь счастья. Но мы не можем просто сидеть и ждать, пока нам дадут эту добродетель: мы должны стремиться к ней! Где и как мы должны начать это преследование?

Преподобный Силуан Афонский говорит нам начинать с любви: «Нет большего счастья, чем любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего своего, как самого себя. А когда эта любовь в душе, тогда все приносит радость душе». Итак, любовь к Богу — это один из способов обрести добродетель счастья.

Но есть и другие пути достижения счастья, и все они вырастают из первого пути, из любви к Богу! Мы нашли о. Дн. Статья Чарльза Джойнера «17 пунктов, которые помогут вам достичь истинного счастья в работе и в жизни» (см. ссылку ниже) должна быть как поучительной, так и практической, и мы настоятельно рекомендуем вам прочитать ее. В статье предлагаются практические шаги, которые мы можем делать, чтобы возрастать в нашей любви к Богу, активно стремясь к добродетели счастья. «При твердой вере и правильном образе жизни можно находить радость во всем, что ты делаешь или с чем сталкиваешься. …семнадцать пунктов будут приносить Бога в вашу жизнь каждый час вашего дня, позволяя вам стать более эффективными и верными своим самым глубоким ценностям. Применяйте их, и вы обнаружите, что они также приведут к жизни, основанной на радости». (2)

Стремление к истинному счастью, основанному на удовлетворенности и радости, поможет нам победить порок зависти (который в «Карманном молитвеннике» определяется как «ревность к чужому счастью»). Дорогие братья и сестры, давайте оставим это нездоровое сравнение и вызываемое им недовольство. Наоборот, давайте всем сердцем стремиться жить так, как учит Церковь: наполняя свою жизнь любовью к Богу и ближним; молиться; помощь; совместное использование; раскаяние; прощающий; всей душой, стремясь к истинному счастью. Ибо только тогда мы будем по-настоящему счастливы (во всех смыслах этого слова)!

«Господи и Хозяин жизни моей, удали от меня дух лености, суеты, властолюбия и пустословия.
Но дух целомудрия, смирения, терпения и любви подай рабу Твоему.
Да, Господи и Царь, дай мне увидеть грехи мои и не судить брата моего, ибо
Благословен Ты во веки веков. Аминь.»
(Молитва преподобного Ефрема Сирина)

Сноски:

  1. «Погоня за счастьем», протоиерей Фаддей Харденбрук, http://www.pravmir.com/pursuit-happiness/
  2. «17 пунктов, которые помогут вам достичь истинного счастья в работе и в жизни», автор: о. Дн. Чарльз Джойнер, http://orthodoxwayoflife.blogspot.com/2015/05/17-points-to-create-true-happiness-with.html

 

Вот дополнительные ресурсы, которые могут оказаться полезными для вас в стремлении к добродетели счастья:

***

«[Один] секрет жизни заключается в том, что все вещи, которых мы пытаемся избежать (трудности, неудобства, невзгоды, конфликты, самопожертвование, терпение, голод, усталость, потери и т. на самом деле это те самые возможности, которые дает нам Бог для того, чтобы мы росли». Узнайте больше в этой прекрасной статье о поиске истинного счастья: http://www.pravmir.com/pursuit-happiness/

***

«Нет более удобного пути к радости, чем постоянное раскаяние. …Чармолипи – это характер христианина. Это слово встречается в творчестве св. Иоанна Синаита, автора «Лестницы Божественного восхождения», и, вероятно, было придумано им. Оно означает «радостная скорбь» или «горькая радость» и является нормативным духом христианина. Маленькие дети моделируют этот шармолипи, когда посреди приступа плача, со слезами, текущими по их лицам, они мельком видят мать, любовно смотрящую на них, а затем разражаются смехом. Слезы, смех, слезы и смех сливаются воедино, и вскоре все успокаивается. Так и с кающимся христианином, воспринимающим взор Своего любящего Небесного Отца. Наши слезы наполняются радостью.
…Радость Воскресения следует за агонией Распятия. Радость христианской жизни есть плод покаяния. Покаяние устраняет нашу изоляцию. Регулярно исповедуйтесь, и ваша жизнь изменится к лучшему. В течение следующего года каждый вечер перед сном читайте молитву покаяния в своих грехах. Затем раз в месяц проводите тщательную проверку своей совести и исповедуйтесь. Поступая так, вы можете ожидать, что вас пронзит божественная невыразимая радость». ~ из «Развивая невыразимую радость», преподобный Джозайя Тренхэм, доктор философии, http://www.antiochian.org/node/25366

***

«Радость — это сила, которую мы редко используем; мы едва ли даже знакомы с ним. Когда мы отвлекаемся на тоску по тому, чего у нас нет, радость ускользает от нас… Желание того, чего у нас нет, порождает душевную депрессию (уныние). Благодарность за то, что у нас есть, приносит удовлетворение и радость. Давайте практиковать это! Выключите рекламное телевидение, закройте рекламные журналы, смартфоны и романтические романы. Удовлетворение ждет вас в молитвенном благодарении за то, что вы действительно имеете. В контексте вашей настоящей жизни вас ждут покой, удовлетворение, спасение и даже совершенство». ~ http://www.pravmir.com/pursuit-happiness/

***

«Счастья можно достичь, только заглянув внутрь себя и научившись радоваться всему, что есть в жизни, а для этого нужно превратить жадность в благодарность». ~ Св. Иоанн Златоуст

***

«Как заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне себя, в чужих странах и странствиях, в богатстве и славе, в великих владениях и удовольствиях, в развлечениях и суетных делах, которые имеют горький конец ! Строить башню счастья вне себя — то же самое, что строить дом в месте, постоянно сотрясаемом землетрясениями. Счастье находится внутри нас самих, и блажен человек, который понял это. Счастье — это чистое сердце, ибо такое сердце становится престолом Бога. Так говорит Христос о тех, у кого чистое сердце: «Я посещу их и буду ходить в них, и буду им Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). им не хватает? Ничего, совсем ничего! Потому что в их сердцах есть величайшее благо: Сам Бог!» ~ Святой Нектарий Эгинский

***

«…подумайте о природе православного образа жизни и о том, как он действительно приносит счастье. Не в том смысле, что все в жизни хорошо, ведь жизнь в конце концов заканчивается смертью, что бы мы ни делали, чтобы ее избежать. Но в том смысле, что это приводит нас к отношениям с Богом со знанием того, что есть вечная жизнь, где больше не существует забот этого мира. Надежда на эту истину есть истинное счастье». Читать о. Дн. Православный ответ Чарльза Джойнера на статью нейропсихолога Рика Хэнсона «Как обмануть свой мозг для счастья» и узнать, как наши отношения с Богом и наши молитвы приносят нам истинное счастье. http://orthodoxwayoflife.blogspot.com/2011/09/tricking-our-brain-for-happiness.html 

***

«Когда Дух Божий нисходит на человека и обволакивает его во всей полноте Своего присутствия, душа переполняется неизреченной радостью, ибо Святой Дух наполняет радостью все, к чему прикасается… Это и есть та радость, о которой Господь говорит в Своем Евангелии: «Женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда она избавится от ребенка, она не помнит больше муки, для радости, что человек родился в мире. В мире ты будешь печален; но когда увижу тебя опять, то возрадуется сердце твое, и радости твоей никто не отнимет у тебя» (Ин. 16:21-22). Если начатки будущей радости уже наполнили вашу душу такой сладостью, таким счастьем, то что же сказать о радости в Царствии Небесном, которое ожидает всех плачущих здесь, на земле?.. Тогда эта преходящая и частичная радость, которую мы сейчас чувствуем, откроется во всей полноте, переполнив наше существо невыразимыми наслаждениями, которых никто не сможет отнять у нас». ~ Св. Серафима Саровского

***

«Бог есть радость, а приблизиться к Богу — значит приблизиться к радости. «Ты укажешь мне путь жизни; В Твоем присутствии полнота радости; Одесную Твою удовольствия вовек» (Псалтирь 16:11)… основная причина депрессии — удаленность от Бога. Именно отсутствие Бога вызывает в нас величайшее горе. Радость — это не отсутствие печалей; радость — это присутствие Бога во всем этом». ~ из книги «Развивая невыразимую радость» преподобного Джосайи Тренхэма, доктора философии. Подробнее читайте здесь: http://www.antiochian.org/node/25366

***

«…спасение — это самая подлинная, полноценная и неизменная форма человеческого счастья». ~ «Спасение и «погоня за счастьем», Павел Л. Гаврилюк, https://publicorthodoxy.org/2017/03/20/salvation-pursuit-of-happiness/

***

Эта короткая медитация by Abbot Tryphon призывает своих слушателей выбрать счастье: http://www.ancientfaith.com/podcasts/morningoffering/choosing_happiness

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Радость | Антиохийская Православная Архиепископия

«Делайте то, что делает вас счастливыми» — распространенная мысль в современном мире. Все хотят чувствовать себя счастливыми, чтобы в нашей жизни были положительные эмоции. Из-за этого мы пытаемся сделать все возможное в погоне за «счастьем», которого желаем. Иногда нам это удается — хотя бы ненадолго — и мы чувствуем себя счастливыми. Но мы быстро понимаем, что счастье временно — мимолетное положительное чувство. Вскоре он теряется.

Радость, однако, Божья радость, вечна. Это глубоко укоренившаяся реальность «ничто не может поколебать этот внутренний покой». То, что мы все на самом деле ищем, — это не счастье: скорее, мы ищем радость. Мы жаждем глубокой внутренней радости, которая исходит только от Бога и которую можно испытать, идя Его путями. В Неемии 8:10 мы читаем: «…радость пред Господом — сила ваша». Если радость наша сила, мы можем работать так усердно, как хотим, чтобы быть счастливыми: но на самом деле именно радость  усилит нас. Поэтому вместо того, чтобы делать то, что делает нас счастливыми, нам нужно делать то, что делает нас радостными .

Писание, святые и православные богословы многое говорят о радости. Вот вкус:

«Возврати мне радость Твоего спасения и поддержи меня Твоим водящим Духом». (Пс. 50:14)


«Сие сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас пребыла и радость ваша была совершенна». (Иоанна 15:11)


«…теперь имеешь печаль; но Я увижу тебя опять, и возрадуется сердце твое, и радости твоей никто не отнимет у тебя.» (Иоанна 16:22). Другие стихи о радости можно найти здесь.


«Радость не является одним из компонентов христианства, это тональность… которая пронизывает всё.» ~ Александр Шмеманн


«Мы с вами были созданы для радости, и если мы ее упустим, мы упустим одну из причин нашего существования. Фактически, причина, по которой Иисус жил и умер, заключалась в том, чтобы восстановить радость, которую мы потеряли. » ~ о. Энтони Кониарис, 9 лет0104 Святая Радость: Сердцебиение веры , с. 1


«В начале много борений и много страданий для тех, кто продвигается к Богу. А потом радость невыразимая. Это подобно тем, кто хочет зажечь огонь; во-первых, дым душит их, и они плачут. Тем не менее, таким образом они получают то, что ищут, как сказано: «Бог наш есть огнь поядающий!» (Евр. 12:24). Так и мы должны зажечь в себе божественный огонь слезами и тяжелым трудом». ~ Амма Синклетика


Святитель Нектарий однажды писал игумении Ксении: «Знай, что твоя веселость радует лица сестер и делает обитель раем. из того рая. Узнай же, что радость и веселье Сестер зависят от тебя, и твой долг – сохранить их в их сердцах. , потому что это сильно угнетает сердца сестер. Велика будет награда твоя, если ты станешь для них поводом для веселья. Я даю тебе этот совет, потому что сам придерживаюсь этого принципа. Когда ты радуешь сердце своего ближнего.. … вы можете быть уверены, что угождаете Богу гораздо больше, чем когда вы занимаетесь крайними формами аскезы (т. е. простираниями, продолжительной молитвой и постом)».


Пожилой святой церкви однажды дал совет молодому священнику, который обратился к нему за советом, как помочь молодой матери в его приходе. «Скажи ей, что Бог прощает ее… Скажи ей, что Он прощает ее за одиночество и скуку, за то, что она не была полна радости в доме, полном детей. Вот что такое настоящий грех, ты знаешь: не быть полной радости».


Фр. Энтони Кониарис рассказывает историю 70-летнего румынского православного священника в своей книге «Святая радость: сердцебиение веры 9».0105 (издательство «Свет и жизнь», 2003 г.). Этот священник был брошен в тюрьму коммунистами в советское время. Его сын умер в тюрьме, его дочь была приговорена к 20 годам, его зятья также были заключены в тюрьму, а его внуки остались без еды и вынуждены были есть мусор. Но, несмотря на это, священник приветствовал всех словами: «Всегда радуйтесь!»

«Однажды его спросили: «Отец, как ты можешь всегда говорить: «Радуйся» — ты, прошедший через такую ​​ужасную трагедию?»

«Он ответил: «Радоваться очень легко. Если мы выполним хотя бы одно слово из Библии, там написано «радуйтесь со всеми радующимися!» Теперь, если кто радуется со всеми радующимися, у него всегда много поводов для радости. Сижу в тюрьме и радуюсь, что столько на свободе. Я не могу ходить в церковь, но радуюсь со всеми, кто может ходить в церковь. Причащаться не могу, но радуюсь за всех причастных. Я не умею читать Библию или любую другую священную книгу, но радуюсь за тех, кто это делает. Цветов я не вижу, ни дерева, ни цветка мы не видели в те годы. Мы были под землей, в подземной тюрьме. Мы никогда не видели солнца, луны, звезд. Много раз мы забывали, что эти вещи существуют. Мы никогда не видели цвета, только серые стены камеры и наши серые мундиры. Но мы знали, что такой мир существует, мир с разноцветными бабочками и с радугами, но я могу порадоваться за тех, кто видит радугу и кто видит разноцветных бабочек. В тюрьме запах был ужасный… У других вокруг запах цветов, а у девушек духи. А у других есть фотографии, а вокруг других семьи с детьми. Я не могу видеть своих детей, но другие могут. И тот, кто может радоваться со всеми радующимися, может радоваться всегда. Я всегда могу быть рад »» (стр. 67–69).)


«Регент хора однажды спросил свой хор после того, как они спели праздничный пасхальный гимн: «Вы счастливы?»

‘Да!’ — сказали они.

«Мое лицо, ваше лицо, лицо каждого христианина должны быть уведомлены, чтобы отражать радость прощения; радость покаяния; радость благой вести об Иисусе; радость воскресения; радость непоколебимой любви Божией; радость Царства; радость вечной жизни с Богом.

«Как такое может случиться? Это может произойти через молитву. Если и есть какая-то сила, которая преобразит наше лицо, то это сила молитвы.» ~ о. Энтони Кониарис, Святая радость: сердцебиение веры , с. 113


Создание атмосферы радости в вашем доме:

«Вы не можете приказать себе быть радостным, но вы можете выбрать, на чем сосредоточиться. Вы можете сосредоточиться на плохих вещах в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts