Сергий радонежский года жизни: 705 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Разное

705 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Информация о материале
Опубликовано: 03 мая 2019
Просмотров: 10574


3 мая 2019 года исполняется 705 лет со дня рождения одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви – преподобного Сергия Радонежского. К этой памятной дате Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина на своём портале представляет новую электронную коллекцию, в которую вошли раритетные издания, в том числе летописные сведения о жизни и деяниях подвижника земли Русской, изображения святого и памятников ему, материалы, посвящённые Троице-Сергиевой лавре, и многое другое.


На свет Сергий Радонежский появился в 1314 году и был крещён под именем Варфоломей. Как свидетельствует издание 1894 года «Память 500-летия преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца, жизнь и подвиги его, чудеса», ещё до рождения «дивный промысел Божий дал о нём знамение, что он будет благословенного корня святая отрасль» и так описывает этот случай: «В один день мать его пришла в церковь к литургии и остановилась по обычаю с прочими жёнами в притворе. Пред чтением Евангелия вдруг младенец вскричал у неё во чреве так, что матерь его от этого смутилась. Прочия женщины, слышав громкий крик, пожелали видеть младенца, и она принуждена была открыться, что младенец кричал не на руках, но во чреве нея». Как отмечают авторы работы, это событие сделало женщину особенно внимательной к своему состоянию, она отказалась от мяса, рыбы, молока, питалась хлебом и семенами, пила одну воду, часто молилась: «Таким образом плод чрева ея, в самом ея чреве, уже очищался и освящался постом и молитвой».


Ребёнок рос непохожим на других детей. «Чем более возрастал отрок Варфоломей, тем яснее и более обнаруживались его особенные душевные качества; всё чаще и чаще сказывались его необыкновенные сердечные влечения и желания. Будучи мальчиком, он был не похож на других детей. Так, он совершенно уклонялся от детских игр и забав, избегал шуток, смеха и празднословия. Но особенно он удивлял родителей своим постом и воздержанием», – пишет Иоанн Морев в своей работе «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской» 1893 года.


После смерти родителей юноша удалился в скит и принял постриг под именем Сергий. Газета «Тамбовские губернские ведомости» в сентябре 1892 года писала: «Пустынножительство преподобного Сергия – одна из лучших страниц христианского подвижничества. Одинокий среди дремучего леса, наполненного волками и медведями, лишённый самой необходимой пищи, углублённый в изучение священного писания, созерцательную жизнь и молитву, дошедший путём подвижничества до мудрости и ясновидения, преподобный скоро стал читать в сердцах людских, как в открытой книге».


Со временем к отшельнику со всей страны потянулись люди. «Желавшие иметь пример и руководство в духовном жительстве, услыхав о святом житии Сергия, начали просить позволения селиться и жить близ него, – читаем в раритетной книге «Память 500-летия преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца». – По слову преподобного пришельцы начали созидать себе хижины около уединённой келии, приемля себе за образец постническое житие его».


«Когда построено было 12 келий, Преподобный обнёс их высоким деревянным тыном для безопасности от зверей. Густой лес окружал обитель со всех сторон; вековые деревья стояли над самыми келиями, широко осеняя их и шумя своими вершинами; даже около церкви везде видны были пни и колоды, между которыми и засевались различные огородные овощи для трапезы отшельников. Вот какой смиренный вид имела Лавра Сергиева в первые годы своего существования!» – читаем в работе архимандрита Никона «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца», изданной в 1904 году.


«Наконец пришло время, когда Господу было богоугодно поставить сей благодатный светильник на свещенник, чтобы он светил из своей пустыни всей Православной России, чтобы от его света зажгли свой свет и другие светильники и разнесли сей свет по лицу родной земли», – продолжает архиепископ Никон.


Сергий Радонежский стал таким лучом: в жизни его сопровождали многочисленные чудесные явления, о которых можно прочесть в «Книге о чудесах пр. Сергия» 1888 года издания из коллекции Президентской библиотеки, и именно его молитвам приписывают победу в Куликовской битве, важнейшем по своему значению событии для Московского государства. Перед выступлением из Москвы великий князь Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь испросить благословение игумена Радонежского. «Св. угодник Божий благословил на битву с врагами великого князя московского Дмитрия Иоанновича, укрепил его мужество надеждою победы. „Иди, господине, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!“ – говорил он великому князю, напутствуя его своими молитвами в поход», – написано в книге «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской».


«Будучи сам высшим носителем христианского духа, он – примером, назиданием, молитвами своими – много содействовал и содействует напитанию этим духом всего православного Российского народа – духом, который составляет руководительное начало, крепость и славу народной русской жизни», – подводит итог архиепископ Никон.


Истории Русской православной церкви на портале Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина посвящена отдельная электронная коллекция. В фонде библиотеки представлены уникальные издания – Остромирово Евангелие, Лаврентьевская летопись, Елеазаровское Евангелие, раритетные книги о духовных подвигах Александра Невского, Иоанна Кронштадтского и других святых. Проводится большая работа по оцифровке архива Александро-Невской лавры, Александро-Свирского монастыря, документов Святейшего Синода, который с 1837-го по 1917 год располагался в здании, где сегодня находится Президентская библиотека.

Сергий Радонежский – биография (житие), икона, годы жизни, чудеса, молитва

Биография Сергия Радонежского


Сергий Радонежский (при крещении Варфоломей) – выдающийся монах-подвижник, аскет, подчинивший свою жизнь божьим заповедям любви и согласия, символ единства Руси, способствовавший ее объединению после раздробленности и межусобиц, духовный лидер, убеждавший в необходимости укрепления государственности для свержения золотоордынского ига.

Сергий Радонежский


Он был создателем Свято-Троицкой обители, приверженцем монастырской общежительской традиции, зачинателем практики старчества, мыслителем, не только подражавшим византийским богословским идеям, но и творчески из развивавшим. Он обладал чудесными мистическими знаниями, оберегал страждущих от болезней и всякого зла, воскрешал из мертвых.

Истовая молитва праведнику оберегает в сложных жизненных ситуациях, помогает сиротам и вдовам, покровительствует людям, носящим его имя, монахам и военным, способствует ученикам в получении знаний, ученым в успешности экспериментов, подозреваемым в справедливом исходе судебных производств, избавляет от зависти и гордыни, исцеляет болезни.

Детство и юношество


Будущий видный церковный деятель появился на свет более семисот лет назад в скромной и благочестивой семье из ростовского села Варницы. Точная дата его рождения неизвестна, хотя в некоторых источниках указано 14 мая 1314 г. Еще во время беременности матери, по церковному преданию, открылось особенное предназначение ребенка – он троекратно громко вскрикнул в материнском чреве во время Божественной литургии. Родители, знатный боярин Кирилл и его супруга Мария, назвали новорожденного Варфоломеем. Он был их средним сыном; старшего звали Стефаном, младшего – Петром.

Сергий Радонежский при крещении получил имя Варфоломей


Отец состоял на службе у ростовских князей, происходил от варяга Шимона, строителя Киево-Печерского монастыря. Мать, по мнению краеведов, могла происходить либо от простых русских, либо от знатных татар, прямых потомков Чингисхана, чингизидов. Родные владели имением в четырех километрах от Ростова и были убежденными приверженцами церковных уставов, помогали странникам, нищим и бедным. Своих сыновей с раннего возраста они приучали к труду.

Памятник родителям Преподобного Сергия в Сергиевом Посаде


Средний сынок рос отзывчивым, серьезным, спокойным и задумчивым ребенком, всегда жаждал новых знаний, однако учеба давалась ему с большим трудом. Он слезно и искренне просил создателя о помощи в учебе. Всевышний его услышал и послал таинственного святого гостя в облике старика. После беседы с ним проблемы ребенка в освоении грамоты были быстро преодолены. Данный факт из жития праведника и чарующая атмосфера сверхъестественного нашли отражение в картине «Видение отроку Варфоломею» кисти М.В. Нестерова, хранящейся в Третьяковской галерее.

Картина М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»


В 1328 их семейство, разорившись и спасаясь от набегов, массовых грабежей и насилия слуг Ивана Калиты, перебралось в поселение Радонеж, входившее в Московское княжество. Будущий знаменитый игумен с интересом изучал Святое писание и с детской чистотой вдохновлялся христианскими идеалами. Еще не достигнув 12 лет, он соблюдал телесный и духовный пост, старался всемерно помогать людям и твердо решил посвятить себя богу.

В 1330-х родители, а затем и брат Стефан, потерявший супругу, приняли схиму (высшую монашескую степень) в стенах Хотьковской обители, находившейся в 3 километрах от Радонежа. В 1337 отец и мать Варфоломея скончались.

Монашество и уединение


После ухода из жизни родителей Варфоломей оставил свою часть наследства младшему брату и отправился в Хотьково. Там в стремлении к единению с богом он убедил старшего брата попросить благословение на удаление в пустынное место (то есть, на подвиг пустынножительства, заимствованный Русью из византийской традиции), где они могли бы безраздельно посвятить себя богу.

Братья обосновались в дремучем лесу в десяти километрах от обители, срубили там келию, затем – церковь. Она положила начало появлению крупнейшего в стране монастыря, Троице-Сергиевой лавры, датой основания которой принято считать год их поселения в пустыне – 1337.

Монах Сергий Радонежский


Брат не выдержал слишком суровых условий отшельничества, ушел в Московскую Богоявленскую обитель и позже стал ее настоятелем, иереем. А Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, продолжил закалять свой дух и с молитвой сносил все ниспосланные богом тяжкие испытания. Вскоре он призвал одного из игуменов по имени Митрофан и принял от него в 23 года монашеский постриг в день памяти святых Сергия и Вакха, 7 октября, получив имя одного из этих мучеников – Сергий.

Преподобный Сергий Радонежский в трудах


Уединение молодого инока продлилось около двух лет. Он неустанно трудился, ревностно молился и читал божественные книги, сверяя каждый шаг с путем первых подвижников русского монашества Антония и Феодосия Печерских, многих других христианских святых.

Зарождение монастыря


Однажды поздно вечером всевышний послал поборнику истинной веры видение в виде прекрасных птиц, круживших в небе над его кельей. При этом голос сообщил, что скоро у него появятся ученики. Так и случилось – к Сергию стали стекаться иноки, которые также мечтали о достижении идеала святости и о спасении души. Первое время их было 12 человек. Вместе братья-монахи срубили новые кельи вокруг церквушки, обнесли свое жилье общим забором, чтобы к ним не забегали дикие звери.

В 1342 (по другим данным, в 1345) году пустынь сформировалась в монастырь, где Сергий стал вторым настоятелем, игуменом, являвшим всем пример трудолюбия и смирения (звание первого получил Митрофан). В 1354 епископ Волыни возвел Сергия в сан пресвитера (священника), то есть, согласно церковному протоколу, иеромонаха.

Преподобный Сергий Радонежский


Вокруг обители начали селиться новые послушники и крестьяне, превратив постепенно глухомань в обжитое место. Несмотря на крайнюю нужду, стойкий и терпеливый монах-священник запретил братьям-инокам принимать подаяние. Они жили исключительно плодами своего смиренного труда. По рекомендации патриарха Филарета и митрополита Алексия Сергий внедрил в монастыре новый для Руси уклад, принятый в Византии, когда вся собственность монастыря признавалась общей. По преданию, сама Богоматерь явилась праведнику и одобрила это начинание, пообещав, что они не будут больше испытывать никаких лишений.

Троице-Сергиева лавра. Наши дни


Общественное служение


Мудрый подвижник способствовал объединению князей в борьбе за избавление страны от ига татар, напутствовал войско перед Куликовским сражением, поднимал боевой дух русских воинов.

Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву


Согласно житию Сергия Радонежского, добрым словом он примерял враждующих между собой князей, находил время для организации новых обителей. С его помощью в 1385 был предупрежден один из Московско-Новгородских военных конфликтов. Благодаря его подвижнической деятельности на Киржаче появилась Благовещенская обитель, на окраине Коломны – Старо-Голутвин, в Серпухове – Высоцкий монастырь, на Клязьме – Юрьевский. А его воспитанники стали впоследствии устроителями еще порядка сорока десятков обителей.

Сергий Радонежский. Заступник Руси


Святой старец излечивал страждущих, вершил чудеса, даровал свои наставления. Как гласит предание, он не только исцелил, но и вернул к жизни мальчика, умершего на руках у несчастного отца, который нес больного ребенка к нему на лечение.

Смерть


Преподобного, остававшегося примером кротости, благочестия и чистоты, чтили наравне с известными издревле святыми. Во время одной из литургий ему служил ангел господень, а однажды появилась озаренная божественным светом пресвятая дева Мария вместе с апостолами Петром и Иоанном Богословом и сообщила, что будет всегда опекать его монастырь.

Преставление преподобного Сергия Радонежского


Момент своей смерти выдающийся подвижник предвидел заранее и велел своему достойнейшему воспитаннику Никону занять место игумена. Перед уходом Сергий причастился и даровал последние напутствия. Умер он в 1392 г. Радонежский просил, чтобы его тело похоронили на монастырском кладбище, среди обычных монахов, но обитатели лавры рассудили иначе и погребли его в правой части церкви.

Память


Спустя 30 лет после смерти Сергий Радонежский явился во сне к одному из своих последователей и сообщил, что его останки теснит вода. Монахи откопали домовину и увидели, что ее залило грунтовыми водами. Тем не менее, останки Сергия были сухими.

Мощи Сергия Радонежского


А 5 июля (или 18 по старому стилю) гроб с мощами Сергия подняли на поверхность. Их перевезли в Троицкий собор, и поток желающих прикоснуться к святыне не иссякал несколько веков. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован.

После Революции останки святого наравне с другими религиозными реликвиями были переданы в ведение государства как музейная ценность. В 20-х годах останки Радонежского хотели отправить в один из крупных московских музеев. Искусствовед Юрий Олсуфьев по благословлению патриарха Тихона выкрал голову святого и перезахоронил ее в саду. В 1945 году мощи воссоединились.

Акафист святому преподобному Сергию Радонежскому


В современном православии Сергий Радонежского чтят как покровителя России. Также считается, что он опекает учащихся, вдов и сирот, больным и незаслуженно представшим пред судом.

Преподобный Сергий Радонежский — 

Вычищая старые дискеты, я нашел статью, которую написал в 1991 году для студенческого семинара по русским и восточным исследованиям, посвященного восточнославянскому варианту православной культуры. Не особенно глубоко, но эй, что вы ожидаете от 22-летнего?


RAE 401
Доктор Роуленд
Весна 1991

Преподобный Сергий Радонежский

Покровитель Московской Руси в четырнадцатом веке, Сергий Радонежский считается одним из ведущих деятелей монашеского возрождения России, как а также человек большого политического и дипломатического значения. Подобно другим важным религиозным и политическим деятелям своего времени, Сергий теряется в слоях мифов и легенд летописей и Живет дней. Чтобы полностью понять роль этого великого исторического деятеля в сознании русского народа, необходимо изучить различные записи, в которых говорится о Сергии, а также житие святого.

Дата рождения Сергия оспаривается, но эксперты сходятся во мнении, что это было в начале четырнадцатого века, где-то между 1314 и 1321 годами. Сергий родился Варфоломеем (Варфоломеем), одним из трех сыновей боярской семьи. Семья впала в экономическую разруху в 1329 году.когда великий князь Московский Иван Калита присоединил к своим владениям родную Ростовскую губернию семьи. Семья переехала в Радонеж, небольшой город к северо-востоку от Москвы. В более поздние годы родители Сергия приняли постриг и вошли в церковную жизнь. Сергий со своим братом Стефаном (Стефаном) отправился затем в пустыню и в девяти верстах от Радонежа начал подвижническую жизнь. Место, где они поселились, должно было стать будущим Свято-Троицким монастырем.

Стивен не вынес жизни отшельника и ушел от Сергия, чтобы присоединиться к братии Богоявленского монастыря в Москве. Там он был сподвижником Алексея (Алексия), будущего митрополита Русского, а впоследствии стал духовником великого князя и других великих бояр. Через своего брата Сергий был тесно связан с двором и церковной иерархией. [2]

Сергий провел до двух лет в изоляции, пока постепенно вокруг него не начала формироваться группа учеников. Где-то между 1345 и 1346 годами он принял постриг и организовал небольшую общину. Вместе со своими последователями Сергий построил небольшой храм и посвятил его Святой Троице. Позднее, то ли в 1353, то ли в 1354 году Сергий был поставлен игуменом монастыря от Афанасия (Афансия), епископа Переяславского. Из-за своей любви к обособленности и нежелания быть настоятелем над многими Сергий был довольно либеральным лидером, предоставлявшим своим последователям большую свободу. Это вызвало некоторое негативное внимание как со стороны митрополита Алексия, так и со стороны Константинопольского патриарха Филофея, что привело к установлению в монастыре Студийского устава.

Было много предположений о духовных и умственных дисциплинах Сергия. Принципиальное значение имеет вопрос о том, был ли Сергий знаком с техниками созерцания и умной молитвы, практикуемыми исихастами Афона и Византии. Вигцель утверждает, что аскеты России не практиковали исихастов, хотя во многих греческих мистических сочинениях церковной библиотеки свидетельствует, что Сергий и его последователи интересовались личным видением и божественным вдохновением. [3] Далее она указывает, что в это время были активны связи с Афоном и Константинополем, и священнослужители из Константинополя, а также монахи из Афона часто посещали Россию, пытаясь сохранить русские церкви под властью Восточной Церкви. .

Сергий также участвовал в нескольких государственных делах, касающихся московских князей, которые враждовали между собой в попытке консолидировать власть. Самым известным его деянием было благословение Дмитрия Донского перед Куликовской битвой в 1380 году. Более полное изложение политической деятельности Сергия будет дано после конспекта его Жизнь .

Житие, деяния и чудеса блаженного и святого отца нашего Сергия Радонежского впервые было написано около 1418 года Епифанием (Епифанием) «Мудрым» и затем несколько раз переработано между 1440 и 1459 годами выходцем с Балкан , Пахомий Серб (Пахомий Логофет Серб), оба были монахами в Свято-Троицком монастыре. [4] Согласно житию, Сергий родился вторым сыном от отца своего Кирилла и матери Марии. Перед своим рождением он трижды вскрикнул во чреве в три самых торжественных минуты литургии, когда его мать была в храме. [5] Его родители были добродетельны и любимы Богом. [6] Кирилл пытался научить своих сыновей грамоте, но как ни старался, не смог научить своего сына Варфоломея. История рассказывает о долгих тайных молитвах мальчика к Богу, в которых он просил божественной помощи в понимании того, чему пытался научить его отец. Однажды отец послал юного Варфоломея на поиски пропавшего жеребенка, когда наткнулся на монаха «в виде ангела». Когда священник спросил Варфоломея, что он ищет, мальчик ответил, что хочет всей душой понять священные писания. Старик помолился и дал Варфоломею кусок пресного хлеба от Святого Дара, который мальчик съел. При этом он получил полное понимание письменного языка. С этого времени Варфоломей знал, что его судьба лежит в служении Церкви. Его родители просили, чтобы он дождался их смерти, прежде чем вступить в монашескую жизнь. После того, как его родители приняли постриг и поступили в монастырь и женский монастырь, Сергий ушел в пустыню со своим братом Стефаном, как уже было сказано. По отъезде брата Сергий жил один; его единственной компанией был дружелюбный медведь, которого он кормил, когда тот приходил в гости. Бесы, одетые в литовские одежды, посетили Сергия и безуспешно пытались отпугнуть его от святилища. [7]

Великое благочестие и смирение Сергия подчеркивается в Житии сообщениями о его посте, пристрастии к тяжелому физическому труду и общем пренебрежении к собственной внешности, предпочитая скромную, ветхую одежду к золоту, предложенному ему митрополитом. Рассказывают о человеке, пришедшем в монастырь с паломничеством к Сергию. Иноки сказали ему, что барин трудится в саду и что ему следует подождать, пока не кончится Сергий. Мужчина, выглянув из-за забора, мельком увидел Сергия, оборванного и грязного от трудов. Когда святой отец пришел к нему, тот человек оскорбил его и сказал, что он пришел к великому пророку, но вместо этого ему показали нищего. Сергий пал перед ним и в жесте полного смирения похвалил его за оценку. В это время к Сергию пришел князь и пал перед отцом в ноги. Первый человек, видя ошибочность своего пути, просил прощения и позже пришел в монастырь к Сергию, отдав все, что имел.

Через некоторое время Студийское правило было навязано Сергию и его монастырю патриархом Филофеем, как упоминалось ранее. Но Сергий, который не был очарован идеей возглавить своих собратьев, смиренно управлял обителью. Вместо суровых наказаний он использовал мягкие упреки и предоставил монахам большую свободу. С этим совсем не согласился брат Сергия, Стефан, когда тот вернулся в монастырь. Но вместо того, чтобы спорить с братом, Сергий оставил монастырь. После просьбы членов Святой Троицы Алексий приказал Сергию вернуться в его лоно и вновь позаботиться о них. По его возвращении было много радости, и не было никакого злого умысла.

Чудеса Сергия потом записываются в Житие . Считается, что Сергий воскресил мертвого ребенка. Когда родители обрадовались и пожелали рассказать всем соседям, Сергий сказал, что дитя только спит, и предупредил их, чтобы никому не говорили, что он воскресил дитя из мертвых. [8]

Сергий прославился и к нему приходили крестьяне для разрешения своих споров. Однажды к нему пришел крестьянин с жалобой на то, что богатый человек взял его свинью и зарезал ее безвозмездно крестьянину. Сергий увещевал богача, сказав ему, что он должен заплатить за то, что взял. Богач пообещал загладить свою вину, но, уходя от Сергия, передумал. Решив, что он не будет возвращать крестьянину, богач обнаружил, что украденное им мясо полно червей и даже его собаки не будут его есть.

Сергию также приписывают видения. Однажды ему и нескольким его ученикам явилась стая птиц без числа. Голос сказал Сергию, что монастырь его будет процветать и что последователи его будут неисчислимы, как и паства, которая была до него. [9] Говорят, что и Сергию было видение Непорочной с апостолами Петром и Иоанном. Несколько учеников Сергия, как написано, видели во время церковной службы фигуру, озаренную ярким светом вместе с Сергием. Когда его ученики спросили, кто эта фигура, Сергий сказал своим последователям, что эта личность была его личным ангелом, который всегда помогал ему, когда он руководил службами в церкви.

Однажды к Сергию приехал греческий епископ из Константинополя. Увидев Сергия, он ослеп от лица святого отца. От прикосновения руки Сергия с глаз человека сошло что-то вроде чешуи, и его зрение восстановилось. [10] Епископ восхвалял Сергия как небесного человека и земного ангела.

Наконец, Жизнь охватывает некоторые политические действия Сергия. Написано, что князю Дмитрию Донскому предстояло сразиться с монгольским ханом Мамаем в битве на Куликовом поле. Сергий благословил Дмитрия и пророчил ему победу над Мамаем. Говорят, что на поле у ​​Куликова, когда войска стали нервничать, появился Сергий и собрал войска на битву. Князь Дмитрий выиграл битву, и слава Сергия продолжала расти. Его попросили освятить прицел Богоявленской церкви великий князь Дмитрий. Он же освятил прицел для церкви Непорочной Божией Матери для князя Владимира.

В политическом мире религиозной иерархии был настоятель по имени Майкл, который замышлял заговор для собственной выгоды. Он стал епископом и много говорил против Сергия. Святой Отец, вместо того чтобы обидеться, лишь предупредил, что гордость погубит епископа. На лодке в Константинополь с визитом к начальству Михаил заболел и умер.

Сергий умер в 1392 году в возрасте 78 лет. Написано, что от его тела исходило сладкое благоухание. Братия монастыря оплакивала пропавшего пастыря, и ангельский сонм приветствовал Сергия в Царствии Небесном.

Этот Life следует типичному агиографическому образцу. Он начинается с благочестивого мальчика, который вырастает в великого слугу Бога. Он полон аллюзий на другие библейские отрывки (отмеченные в сносках). Life следует устоявшимся «нормам» из более ранних работ. Между этим произведением и Житием Феодосия прослеживаются явные параллели, такие как восхваление таких качеств, как послушание, скромность и кротость. Сергий, как и его предшественники, практиковал воздержание, пост и слезную молитву. [11] Однако характер Сергия представляется более утонченным, чем у Феодосия. Все отчеты, приведенные в Life , указывают на то, что он был полностью предан своему скромному образу жизни. Также нет упоминаний о нем как о сильном лидере перед лицом разногласий. Скорее, он избегает конфликта любой ценой и скорее уйдет, чем затеет драку, которая умалит дух любви и смирения, который он так старается поддерживать в монастыре. Отрывки из видений Сергия, как полагают, были добавлены Пахомием. Это примеры включения веры Юга в русскую подвижническую традицию.

Теперь будут рассмотрены политические действия Сергия. Интересно отметить, что в Житии почти нет упоминаний об этой области карьеры Сергия и не без оснований. Епифаний, поистине «Мудрый», проявил благоразумие, исключив эти действия из своей агиографии. В целом они казались бы несовместимыми с благочестивой жизнью святого. Сергий был тесно связан с великим князем Дмитрием и был крестным отцом двух сыновей Дмитрия [12] . Он совершил для него несколько дипломатических миссий, в том числе для заключения «вечного мира» между Москвой и Рязанью в 1385 г. [13] Споры вызывает причастность святого отца к козням великого князя в его отношениях с нижегородским князем Борисом в 1635 году. Борис при поддержке татар оспорил авторитет Дмитрия, желавшего дать Нижний Новгород старшему брату Бориса в возмещение за присоединение Дмитрием города старшего Суздаля. Когда Борис оказал сопротивление, митрополит Алексий поддержал Дмитрия и приказал Сергию ехать посланником в Нижний Новгород, чтобы пригласить Бориса в Москву. В то время был обычай брать заезжих князей, которые были в оппозиции, и заключать их в тюрьму, если они попадались на такую ​​уловку. Борис, зная, что будет, если он примет приглашение, отказался ехать в Москву. По приказу Алексея Сергий закрыл все храмы Нижнего Новгорода. Это действие, хотя и широко используемое на латинском Западе, было беспрецедентным в восточно-православной традиции. [14] Как упоминалось ранее, это событие исключено из Жизни , а имя Сергия часто исключается из списка делегатов посланного к Борису, как сказано в летописях того времени.

Второй крупный «скандал» связан с назначением Киприана (Киприана), болгарского исихаста, преемником Алексея на посту митрополита. Киприан был назначен в 1375 году, через три года после смерти Алексея. Константинопольский патриарх, желая восстановить твердый контроль над областями России и Литвы, которыми пренебрегал Алексий, отказал великому князю Дмитрию в просьбе разделить митрополию на две части. Дмитрий решил опровергнуть легитимность назначения Киприана и выдвинуть своего кандидата. В 1378 году, после того как ему было грубо отказано во въезде в Москву, Киприан направил прошение Сергию, который встал на сторону Патриарха и поддержал Киприана как законного митрополита. Существует много предположений, подтверждающих тот факт, что благословение Сергием Дмитрия Донского перед его знаменитой битвой на Куликовом поле было условным, зависевшим от принятия им Киприана в качестве митрополита. [15] Этот тип политического маневрирования, конечно, не тот материал, из которого сделаны жизней .

Митрополит Алексий предложил назначить Сергия своим преемником на посту митрополита. Но Сергий отверг это предложение — показатель того, что, возможно, его больше устраивало оставаться дома и заниматься личными духовными интересами. С этого момента до смерти Сергия оставалось всего двенадцать лет. Он оставил процветающий монастырь, который вырос в духовный и культурный центр и на момент его смерти был самым важным во всей России. [16]


[1] 1314 год указан Мейендорфом в его книге Византия и восстание Руси , с. 323. Визгель приводит дату 1321 г. в г. Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) , с. 77; однако она отмечает, что эта дата не определена.

[2] Wigzell, стр. 77-78.

[3] Wizgell, p. 78.

[4] Мейендорф, с. 133.

[5] Это следует за историей из Луки 1:41, в которой по прибытии Девы Марии в дом ее кузины Елизаветы Иоанн Креститель вскочил во чреве Елизаветы. См. Федотов, . Русская религиозная мысль , с. 200.

[6] Жизнь Сергия будет почти полностью пересказана по рассказу Сергея Зеньковского в его книге Средневековая Русь Былины, летописи и сказки , если не указано иное.

[7] Упоминание о демонах, одетых как литовцы, имеет политический подтекст. По общему правилу русское сознание всегда было ксенофобским. Этот отрывок связывает чужаков — здесь, в частности, жителей Балтийского региона — с сатанинскими силами.

[8] Этот отрывок параллелен отрывку из Евангелия от Матфея 9:23-26, где Иисус также вернул ребенка к жизни и заявил, что ребенок просто спал.

[9] Это восходит к ветхозаветному завету Иеговы с Авраамом о том, что его потомство будет бесчисленным. Существует также смутная связь с голубем, который посетил Иисуса и Иоанна Крестителя во время крещения Иисуса, когда он начал служение.

[10] Это событие соответствует опыту Савла (позже апостола Павла) на пути в Дамаск. Когда его привели к Анании, к нему вернулось и зрение, когда «чешуя» упала с его глаз от прикосновения назначенного раба Божия.

[11] Эти качества встречаются в Житии Феодосия — Зеньковского, с. 108.

[12] Мейендорф, с. 135.

[13] Там же, с. 135.

[14] Этот счет освещен у Федотова, стр. 225-226; Мейендорф, с. 137; и Вигзелл, с. 79.

[15] Мейендорф, с. 135; Визгель, с. 39.

[16] Wigzell, p. 79.


Процитированные работы

Федотов Георгий. Русское религиозное сознание . Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1965.

Мейендорф, Джон. Византия и возвышение Руси . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1981.

Вигзелл, Фейт. «Сергий Радонежский». Современная энциклопедия советской и российской истории (МЭРШ) . Галф Бриз, Флорида: Academic International Press, 1977.

Зеньковский, Серж. Средневековые русские былины, летописи и сказки . Нью-Йорк: EP Dutton, 19 лет.74.

Сергий Радонежский | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1322?–1392) — русский православный святой, основатель Троице-Сергиевского монастыря (современный Сергиев Посад). Жизнь Сергия известна в основном из двух агиографических свидетельств XV века, дополненных русскими средневековыми летописями. Сам Сергей ничего не писал.

Сергий (в светской жизни известный как Варфоломей) родился в Ростовском княжестве, но рано переехал с семьей в московское село Радонеж. В поисках подвижнической жизни он уговорил своего уже постриженного брата Стефана отправиться с ним в окрестные леса. Тяжесть их отшельнической жизни заставила Стивена уйти в течение года. Последующие два-три года (ок. 1345–1348) Сергий испытывал свое призвание в одиночестве. Однако весть об отшельнике распространилась, и он привлек компанию независимых монахов к деревянной Троицкой церкви, которую он воздвиг со своим братом. Около 1353 года Сергий принял игуменство и священство.

Вскоре Сергий получил грамоту Константинопольского патриарха с призывом установить общинное правило и таким образом преобразовать идиоритмический монастырь в общежительный. Хотя монастырь Сергия, возможно, не был первым русским монастырем раннемосковского периода, принявшим такое преобразование (ок. 1356 г.), он должен был оказать на это наибольшее влияние. Он послужил образцом (и отцами-основателями) для тридцати таких монастырей при жизни Сергия и, возможно, в пять раз больше к середине следующего века.

Установление общинной жизни в Троицком монастыре способствовало не только его духовному, но и хозяйственному развитию; быть может, поэтому Московское государство выступало и покровителем Сергия, и его клиентом. Считалось, что духовный авторитет Сергия подходит для выполнения нескольких сложных дипломатических задач. Благословение, которое он дал великому князю Дмитрию (1380 г.) на выступление против монгольской орды, послужило жизненно важным толчком для московских войск и помогло обеспечить их победу в Куликовской битве, переломном моменте в русской истории.

Но Сергия нельзя назвать просто политическим святым. Когда ему предложили возведение в архиерейские (а со временем и в митрополичьи) кафедры, он решительно отказался. Независимо от должности, которую он занимал или предлагал, он продолжал одеваться в самые грубые одежды и усердно выполнял самую черную работу. Его смирение было глубоко укоренено: оно наполняло его молитвы и предрасполагало к видениям. Эти видения были многочисленны и разнообразны. Некоторые из них были сосредоточены на свете или огне, и два из них были связаны с празднованием Евхаристии. Но самым тщательно описанным в житиях Сергия было явление Богородицы, заверившей Сергия, что его обитель находится под Ее непосредственным покровительством.

Подобные видения не имели прецедентов в русской агиографии, и даже где-либо точные параллели найти трудно. Может быть, они являются одними из первых плодов той школы мистической (исихастской) молитвы, которая начинала проникать в Россию с Афонской горы в Греции.

Сергий скончался в 1392 году. Его мощи были выставлены на почитание в 1422 году. Монастырь (вскоре переименованный в Троице-Сергиев монастырь) расширялся и к 1561 году был признан первым среди всех русских монашеских общин. Екатерина Великая конфисковала большую часть его крупных земельных владений, но это была большевистская революция 1917, что бросило вызов самому его существованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts