Сергий радонежский и куликовская битва: НАШИ ПРОЕКТЫ. Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты к памятной дате, с. 18

Разное

НАШИ ПРОЕКТЫ. Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты к памятной дате, с. 18

Ответы к стр. 18

  • Сбор материала по теме: работа в библиотеке, составление списка книг, которые можно использовать; поиск информации в Интернете и энциклопедии.
    Подготовка к Куликовской битве
    Встреча Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
    Благословление Сергия Радонежского.
    Пересвет и Ослябя — монахи Свято-Троицкого монастыря.
    Участники Куликовской битвы.
    Поединок Пересвета с Челубеем.

13 марта 1995 года был принят Федеральный закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России)», согласно которому одним из таких дней стал день Рождества  Богородицы (21 сентября) — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

Битва русских войск на Куликовом поле под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского с войском хана Мамая — не просто славная страница нашей истории. Это важная веха в формировании единой русской нации.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, в верхнем течении реки Дон, произошло сражение русских войск под предводительством владимирского и московского великого князя Дмитрия Донского с татарским войском во главе с темником Мамаем. Битва завершилась разгромом татарского войска и положила начало освобождению русского народа от золотоордынского ига.

Продвижение и построение войск перед битвой.
Войска Дмитрия Донского:
1 — сторожевой полк,
2 — передовой полк,
3 — большой полк,
4 — ставка Дмитрия Донского,
5 — полк правой руки,
6 — полк левой руки,
7 — резерв,
8 — засадный полк,
9 — место переправы,
10 — лагерь.
Войска Мамая:
1 — сторожевые отряды,
2 — наёмная пехота,
3 — полк левой руки,
4 — полк правой руки (2,3,4 — 1-й эшелон построения),
5 — большой полк,
6 — 2-й эшелон полка левой руки,
7 — 2-й эшелон полка правой руки,
8 — 2-й эшелон большого полка,
9 — ставка Мамая,
10 — резерв ставки,
11 — лагерь

В 1373 г. ордынцы вторглись в Рязанское княжество, но перейти московские границы не решились, так как Дмитрий с войском вышел на берег Оки. В 1377 г. московские рати пришли на помощь Нижегородскому княжеству, на которое напал по приказу Мамая царевич Арапша (Араб-шах). Однако битва на реке Пьяне окончилась поражением русских, не ожидавших внезапного нападения ордынцев. Зато в 1378 г. в сражении на реке Воже московские войска разгромили ордынские войска под командованием мурзы Бегича. Битва на Воже — первая победа русских над ордынцами в сражении в открытом поле.
Поражение на Воже заставило Мамая серьёзно готовиться к новому походу. На подготовку потребовалось два года. Мамай собрал огромное войско, нанял в генуэзских колониях в Крыму тяжёлую фряжскую (итальянскую) пехоту, заключил союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Вступление Олега в союз с Ордой было вызвано безвыходным положением: Москва, как правило, встречала ордынцев на рубеже реки Оки, а рязанские земли оставались беззащитными. Мамай предполагал разграбить Северо-Восточную Русь и принудить её вновь платить тяжелую дань.
Москва тоже готовилась к схватке: увеличивалось постоянное войско — княжеский «двор», наращивалась численность набираемой из горожан пехоты, заключались соглашения с другими русскими князьями.
Под предводительством Дмитрия собрались все князья Северо-Востока, кроме тверских и суздальских. Не прислали войск Новгород Великий, Смоленск и, естественно, Рязань.
Численность русских войск, собранных Дмитрием, историки оценивают в 50 — 150 тысяч. Столь же неопределённо оценивается и численность войск Мамая. Традиционно считается, что ордынцев было больше, чем русских.

Сбор русских войск происходил в Коломне. Отсюда в конце августа войско выступило в поход, обошло рязанские владения и подошло к Дону близ впадения в него реки Непрядвы. Рязань осталась за спиной русских войск, что сделало невозможным совместное выступление ордынских и рязанских войск.

Образ Куликовской битвы остаётся неполным без легенды-истории о встрече Дмитрия Донского с Сергием Радонежским и полученном благословении на ратный подвиг. Не утихают споры о том, была ли эта встреча именно перед этой битвой, да и была ли вообще… Из неё же, кстати, произрастает и легенда о Пересвете и Ослябле.

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Сергий Радонежский (в мире Варфоломей) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.

Отец Сергий Радонежский сыграл важную роль в исходе Куликовской битвы. Он убе­дил русских князей, объединившись, подчиниться великому князю московскому. Сер­гий Радонежский помогал князю Дмитрию Ивановичу своими советами и молитвой. Когда, отправляясь на Куликовскую битву, князь заехал к Сергию, чтобы преподобный помолился с ним и дал ему благословение, тот предрёк Дмитрию победу и спасение от смерти. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иванович колебался, переходить ему реку или нет, и только по получении от преподобного Сергия ободрительной грамоты, увеще­вавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. В 1389 году князь Дмитрий Иванович пригласил отца Сергия скрепить духовное заве­щание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. Заслуги Сергия Радонежского Русская православная церковь оценила очень высоко: в 1452 году он был канонизирован.

Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.
Художник А.Д. Кившенко

Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудрённые духовно и в воинском искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Были они в миру известными витязями в сражениях. 

Сергий послал на битву двух иноков-богатырей: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с ордынским богатырём Челубеем и началась, по преданию, Куликовская битва.

Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья: Дмитрий Боброк-Волыниц, Владимир Серпуховский, Андрей Ольгердович, Дмитрий Ольгердович…

Михаил Иванович Авилов
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла.

Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы. По наиболее распространённой версии, Андрей Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1398 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок.

Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако на Куликовом поле был нанесён сильнейший удар по господству Золотой Орды.

  • Обсуждение в группе значения Куликовской битвы для Русского государства. Роль Сергия Радонежского в ней. Написание статьи.
  • Сбор иллюстрированного материала (репродукции картин, фотографий памятников и исторических мест).
  • Оформление газеты.

 

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Куликовская битва — Межпоселенческая библиотека МКУ «Культурно-досуговый центр Петропавловского муниципального района» Воронеж

21 сентября отмечается День воинской славы России – День победы русских полков во главе с Великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

  В 1380 году огромное ордынское войско во главе с Мамаем двинулось на Русь. Навстречу ему к Дону вышли русские рати. На военном совете по предложению князя Дмитрия было решено перейти Дон и принять бой на Куликовом поле. Выбор этого места показывал намерение русских воинов сражаться до последнего, потому что в ходе боя переправиться назад было невозможно.

    Важную роль в исходе Куликовской битвы сыграл преподобный Сергий Радонежский. Именно он убеждал русских князей объединиться вокруг Московского княжества, помогал князю советами и молитвами. Перед битвой за одобрением князь Дмитрий пришел к преподобному Сергию Радонежскому. Сергий отслужил литургию, а после неё князь отправился на монастырскую трапезу. По окончании трапезы Сергий окропил князя и его спутников святой водой и пророчески сказал: «Иди, господине, безбоязненно на врагов, Господь поможет тебе, и ты победишь супостата», отправив вместе с князем двух воинов-монахов – Пересвета и Ослябю.

 Куликовская битва, известная и как Мамаево побоище, состоялась 8 сентября 1380 года. Название это идет от Куликова поля, расположенного между реками Доном, Непрядвой и Красивой Мечей в юго-западной части нынешней Тульской области. Битва отличалась особой ожесточенностью. По одну сторону находились люди, отстаивавшие свободу и независимость родной земли, своих любимых, родных и близких, по другую — стяжатели, насильники и грабители. Сражение совпало со светлым праздником Рождества Пресвятой Богородицы. В этот день перед Донской иконой Божьей Матери воины присягнули биться до конца. Стойко боролись русские люди, а вместе с ними, переодевшись в доспехи рядового воина, бился и князь Дмитрий.

 Страшное зрелище представляло собой Куликово поле. Повсюду грудами лежали тела погибших, стонали раненые. Много русских людей пало в тот день на Куликовом поле. Погибли многие князья и бояре и тысячи ратников, собравшихся со всей Русской земли. Их имена вошли в историческую память русского народа.

 Велики были потери русского войска, целую неделю (с 9 по 16 сентября) русские хоронили убитых. Но 28 сентября победителей во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем, прозванным Донским, торжественно встречали жители Москвы.

 Мамаево полчище было разбито. Битва на поле Куликовом вселила в русских уверенность в том, что им под силу сбросить власть орды, и освобождение от неё стало делом времени. Орда так и не смогла оправиться от нанесённого удара, распад её был неотвратим. Московское княжество отныне стало для русских символом веры в то, что они в силах сражаться с татарами и побеждать их. А князя Дмитрия Ивановича за победу на Куликовом поле русские прозвали Донским. С этим славным именем он остался в истории как первый князь, нанёсший тяжкий удар татарскому игу.

 Победа русских воинов над противником сыграла важную роль на пути к восстановлению единства Руси и полному свержению татаро-монгольского ига.О великом подвиге героев Куликова поля написано немало книг. «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» — памятники древнерусской литературы ХIV- ХVвв. Автор «Задонщины» писал: «Страшно ведь, брат, было в то время смотреть: лежат трупы христианские, как стоги сена, а Дон-река три дня кровью текла…»

   Об этих исторических событиях можно прочитать также в Петропавловской сельской библиотеке в энциклопедиях: Великие сражения (серия «Энциклопедия о России»), История России (серия «Детская энциклопедия РОСМЭН»), в книге Тихомирова О.Н. Великие полководцы (серия «История Отечества») и др.

Межпоселенческая библиотека

История Сергиева Посада | Россия

XIII век

Основание Троице-Сергиева монастыря

Современный город Сергиев Посад настолько тесно связан с основанием Троице-Сергиевой Лавры, что официальной датой основания города является 1337 — дата основания лавры преподобным Сергием (Сергием) Радонежским. Лавра зарекомендовала себя как небольшая деревянная церковь Святой Троицы, расположенная глубоко в густых лесах. Он был установлен преподобным Сергием после того, как он оставил свою прежнюю обитель с желанием жить в более строгой форме монашества. Со временем пришло больше монахов, и монашеская община начала расти. В 1345 община была официально организована как монастырь, и Сергий стал вторым настоятелем монастыря. При поддержке московских князей монастырь продолжал расти на протяжении всего XIV века, став главным духовным центром Московского княжества.


Преподобный Сергий Радонежский

Сергий еще при жизни был широко почитаем. Он делал много попыток сплотить русских князей и заставить их понять бессмысленность их междоусобных войн, когда русским землям угрожали более крупные враги извне. Он поддержал поход великого князя Дмитрия Ивановича Владимирского (позже известного как Дмитрий Донский) против монголо-татар. В 1380 Дмитрий посетил монастырь и был благословлен Сергием по дороге на борьбу с монголо-татарами в битве на Куликовом поле. Сергий также послал с Дмитрием двух монахов — Пересвета и Ослябра — для участия в битве. Даже после смерти Сергия в 1392 монастырь продолжал процветать, став духовным и культурным центром русских земель, прославившихся созданием летописей, рукописных житий и икон. Сергий был канонизирован как преподобный Сергий Радонежский в середине XV века и остается одним из самых почитаемых исконно русских святых, если не самым почитаемым.


XIV век

Троицкий собор

В 1408 монастырь подвергся нападению и последующему разграблению эмиром Золотой Орды Едигу. Однако вскоре монастырь восстановился и продолжал развиваться. Игумен Никон (впоследствии преподобный Никон Радонежский), преемник преподобного Сегия на посту игумена монастыря, приказал построить Троицкий собор. Троицкий собор был завершен в 1422 , и после завершения строительства в нем размещалась усыпальница преподобного Сергия, а позже и усыпальница преподобного Никона. В росписи нового собора участвовал известный иконописец Андрей Рублев, а самое известное его произведение – икона Троицы – была выполнена для иконостаса собора.


15 век

Дальнейшее развитие

В середине 16 века вокруг монастыря были построены толстые и крепкие белокаменные стены длиной 1284 метра с 12 башнями. В 1585 году монастырский Успенский собор был достроен. Строительство собора было заказано царем Иваном Грозным по проекту Успенского собора Московского Кремля. Дальнейшие дары были щедро одарены монастырю царем Федором II, чтобы монахи молились, чтобы у бездетного царя родился наследник.


XVI век

Осада Троице-Сергиева монастыря

Монастырь играл значительную роль в Смутное время, начиная с 1606 , когда царь Борис Годунов был похоронен на территории монастыря. В сентября 1608 года Второй Лжедмитрий приказал своим польско-литовским союзникам осадить монастырь. Монастырь был теперь чрезвычайно значительным культурным центром России, богатым церковными сокровищами, но и очень хорошо укрепленным. Захват монастыря поможет закрепить права Лжедмитрия на престол. Однако внутри монастыря находился гарнизон численностью около 2400 человек, состоящий из монахов, стрельцов-опричников, дворян и крестьян. Также внутри находилась Ксения Годунова, ставшая монахиней с именем Ольга после смерти своего отца царя Бориса Годунова. Монастырь смог выдержать осаду в течение 16 месяцев, несмотря на нехватку продовольствия и вспышку цинги. Известие о приближении армии князя Михаила Скопина-Шуйского заставило польско-литовские войска отступить, и осада была снята в января 16:10 .


XVII век

Царский приют

В 1682 Софье Алексеевне удалось стать регентом от имени своего немощного брата Ивана V и сводного брата Петра I (впоследствии Петра Великого) путем поощрения стрельцы-гвардейцы взбунтовались. Однако позже в том же году София потеряла контроль над стрельцами, а ее бывший союзник князь Иван Хованский, лидер стрельцов, восстал из-за его поддержки старообрядцев. София, Иван V и Петр I были вынуждены бежать из Москвы и нашли убежище в Троице-Сергиевом монастыре, пока восстание не удалось подавить. Монастырь вновь служил убежищем Петру I в 1689 , когда он был вынужден бежать туда, на этот раз от своей сводной сестры-регентши Софии, которая пыталась помешать его планам занять свой законный трон и сместить ее с поста регента. Планы Софьи не увенчались успехом, и по возвращении Петра I в Москву он был единоличным царем.


18 и 19 века

В 1742 императрица Анна открыла в монастыре духовную семинарию и вскоре после этого в 1744 присвоила монастырю статус лавры, высший статус среди монастырей России. Она стала называться Троице-Сергиевой Лаврой. В 1782 Императрица Екатерина Великая преобразовала окрестности Лавры в город Сергиев Посад. Лавра стала одной из святынь России и ежегодно принимала тысячи паломников, желающих посетить лавру и помолиться мощам погребенных там святых. Поток паломников увеличился за счет улучшения транспорта в 1862 со строительством железной дороги, соединяющей Сергиев Посад с Москвой.


ХХ век

Советские и постсоветские годы

В 1920 лавра была закрыта и преобразована в историко-архитектурный музей. В 1930 город Сергиев Посад был переименован в Загорск в честь бывшего секретаря Московского комитета КПСС Владимира Загорского. В 1946 лавре было позволено снова функционировать, и она стала резиденцией нововосстановленного патриарха Московского и всея Руси, которой она оставалась до 1983 , когда резиденция была перенесена в Данилов монастырь в Москве. Город был переименован в Сергиев Посад в 1991 . В 1993 лавра включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде.

Музеи Московского Кремля: — Обитель преподобного Сергия Радонежского

Обитель преподобного Сергия Радонежского

  • Житийная икона преподобного Сергия Радонежского

    Москва, конец XV — начало XVI вв.
    Дерево, льняная ткань « паволока», левкас, яичная темпера

  • Окладная икона «Явление Богородицы святому Савве Сторожевскому»

    Москва, XVIII век (?).
    Дерево, левкас, ткань, серебро; темпера, чеканка, золочение

  • Икона «Св. Сергий Радонежский, св. царевич Дмитрий и св. Елизавета»

    Россия, XIX — начало ХХ вв.
    Дерево, левкас, живопись маслом

  • Житийная икона Преподобный Сергий Радонежский. Деталь

  • Икона «Явление Богородицы святому Савве Сторожевскому». Подробная информация

PrevNext

мая, 14 — октября , 13, 2014

Москва, Государственный исторический музей

Организованный музей
.

Музеи Московского Кремля принимают участие в выставочном проекте Государственного Исторического музея, посвященном 700-летию преподобного Сергия Радонежского — одного из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви, выдающегося духовного деятеля и монашеского преобразователя России.

Трудно представить себе значение вклада этого замечательного деятеля в духовную жизнь Русской Церкви и культуры. Именно он основал Троицкую Лавру — монастырь в городе Сергиев Посад, ставший духовным и культурным центром русских земель. Благословив великого князя Дмитрия Донского на борьбу с татарами в знаменной Куликовской битве, преподобный Сергий стал идейным инициатором политики собирания Руси в единство под руководством Москвы, а значит — укрепления Русского государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы