Сергий радонежский почему святой: Сергий Радонежский — почему он? – Православный журнал «Фома»
Содержание
Сергий Радонежский — почему он? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 7 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?
Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток еще не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей. А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.
Все это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты. Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.
Кроме того, на выжженной и опустошенной территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.
Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдаленных русских земель, превратив их во второй очаг православной веры. С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.
Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества. Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения. И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.
Град Радонеж
Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин. В итоге за XIV – XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители. Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.
Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.
XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублев. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.
Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.
Молитва прп Сергия о даровании победы русскому воинству на поле Куликовом
В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату. С приходом в страну благополучия и процветания все меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители. Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.
Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу. И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещенное» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своем подвиге. Без преувеличения, все, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублева, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – все это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрел, накопил и преумножил великий Радонежский инок.
Ученики и последователи Сергия Радонежского
- Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.
- Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.
- Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.
- Сильвестр Обнорский. Основал обитель Воскресения Христова.
- Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.
- Мефодий, основатель обители Пешношской, 1361 г.
- Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.
- Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
- Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около1373 г.
- Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около 1374 г.
- Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 г.
- Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.
- Преподобный Афанасий пустынник, основатель Череповецкого Воскресенского монастыря.
- Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.
- Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.
- Преподобный Савва Сторожевский, после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.
- Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.
- Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.
- Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.
- Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.
Свернуть
В заставке и материале использованы репродукции картин художника Александра Простева
Читайте другие материалы о святом Сергии Радонежском
Сергий Радонежский: почему в честь святого установлены два праздника
Общество
3158
Поделиться
Преподобный Сергий Радонежский — христианский святой, основавший Троице-Сергиевую лавру и считающийся покровителем учащихся. Христиане называют его собирателем русского народа и «величайшим подвижником земли Русской». Сегодня, 8 октября, отмечается день его памяти.
Нестеров М. В. «Труды Сергия Радонежского».
В миру Сергий Радонежский в миру носил имя Варфоломей Кириллович. В житии, написанном Епифанием премудрым, учеником преподобного Сергия, говорится, что в детстве Варфоломею грамота давалась значительно хуже, чем двум его братьям, но затем он встретил таинственного старца, который помолился за него, дал ребенку кусок просфоры. Просфора — хлеб, употребляемый в православных богослужениях. Старец пообещал, что вскоре Варфоломей будет знать грамоту лучше своих братьев и, согласно житию, вскоре так и произошло.
После того, как Сергий Радонежский принял постриг, у него стали появляться ученики, и впоследствии он основал немало монастырей, включая Троице-Сергиевую лавру и Благовещенский монастырь на Киржаче. Также до сорока монастырей было основано его учениками и духовными чадами.
Одной из наиболее известных черт православного святого считается его талант к улаживанию споров — считается, что именно благодаря ему Сергий Радонежский сумел примирить враждующих между собой князей, что способствовало объединению Руси в преддверии Куликовской битвы.
Сергий Радонежский почитается не только в православии, но также в старообрядчестве, католичестве и церквах англиканского сообщества. Имя преподобного Сергия было включено в богослужебный календарь римско-католической церкви с 1969 года.
Кончина святого пришлась на 25 сентября 1392 года, и с тех пор этот день, которому в григорианском календаре соответствует 8 октября, отмечается как день его памяти. Стоит отметить, что у православных христиан, а также , старообрядцев и восточных католиков установлено два дня, в которые отмечается память святого — помимо дня преставления 8 октября, это 18 июля, или 5 июля по юлианскому календарю — в этот день в 1422 году были обретены его мощи.
В Русской православной церкви память подвижника отмечается также 5 июня, 6 июля, 19 июля, в воскресенье перед 8 сентября и в праздник под названием «Собор всех святых, в земле Русской просиявших», приходящийся на второе воскресенье после Дня Святой Троицы.
Читайте материал «Воздвижение Креста Господня 2018: история праздника, традиции и запреты»
Подписаться
Авторы:
Дмитрий Истров
Монастырь
Дети
Праздник
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Всего один симптом: инфекционист рассказал, как отличить свиной грипп от обычного
28483
Томск
Мария Домрачева
Пока Франция посылает оружие против России, французские гипермаркеты собирают с россиян деньги
15904
Екатеринбург
Виталий Степанов
Что добавить в воду, чтобы быстро сварить свеклу для салата
13747
Калмыкия
Как сделать нескользкую подошву на любой обуви: быстрое решение
11077
Калмыкия
Что делать, если заедает молния на одежде: простой способ решения проблемы
9066
Калмыкия
Затеявшее массовое перераспределение земель Росимущество, по словам арендатора, вводит в заблуждение даже аппарат президента
Фото
5955
Екатеринбург
Максим Бойков
В регионах:Ещё материалы
Русская икона Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий, основатель Свято-Троицкой Лавры, родился от зажиточных ростовских бояр 3 мая 1314 года. На сороковой день местный священник окрестил ребенка, назвав его Варфоломеем. Он с детства привык к уединению и искал спасения в молитве, посте и труде. В 1337 году, в возрасте 23 лет, после смерти родителей, он решил уйти в пустыню вместе со своим старшим братом Стефаном. Братья решили основать свой скит на поляне, окруженной густым лесом, на невысоком холме, позже названном Маковец (термин, часто используемый для обозначения вершины холма). Они построили себе келью и небольшую церковь, которую посвятили Живоначальной Троице. Так родился монастырь, который впоследствии служил источником гордости и вдохновения для жителей России.
Жизнь отшельника была очень трудной и требовала большого упорства и воли. Стивен не мог вынести суровости зимы и нехватки еды. Он предпочел жизнь в городском монастыре и ушел от Варфоломея в Москву. Около двух лет Варфоломей оставался один в пустыне и в безмолвии и молитве готовился к своему монашескому постригу. Приняв их с именем Сергий, он вел еще более строгую подвижническую жизнь в уединении, читая Библию, работая в своем саду и непрестанно молясь.
Несмотря на удаленность скита, молва о образцовой подвижнической жизни преподобного Сергия вскоре разнеслась повсюду, и к нему в поисках руководства стали приходить благочестивые монахи. Позднее за благословением и советом преподобного Сергия съезжались отовсюду крестьяне и горожане, которые селились на территории монастыря. Монгольское иго, тяжело давившее на страну, привело к ее разорению и вынудило людей покинуть наиболее незащищенные районы и искать убежища в глуши.
Став игуменом монастыря, преподобный Сергий ничего не изменил в своей жизни и продолжал трудиться для всех. Он вспомнил слова Христа: «Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить» (Мф. 20:28). Он был не только отцом, но и слугой для всех приходящих к нему, подавая пример смирения и трудолюбия. Преподобный Сергий совершал богослужения каждый день, а сам приготовлял алтарные хлебы, перемалывал пшеницу и делал тесто. Он также приготовил пищу, сделал обувь и одежду для монахов, носил воду из источника и оставлял ведро у каждой кельи монаха. Он сам построил 3 или 4 кельи для других монахов. Он проводил ночи в молитве, ел лишь немного хлеба и воды и не проводил ни часа без работы.
По молитвам преподобного Сергия совершились многочисленные чудеса, многие люди были исцелены. Постепенно он стал известен на всю страну. К нему за утешением приходили многие богомольцы, а также страждущие и бедняки. Уже при жизни его почитали как святого.
Долгое время число монахов ограничивалось двенадцатью. Затем прибыли новые кандидаты, и сообщество начало расти. Святитель никому не отказывал в праве войти в монастырь. Среди его учеников и последователей около 70 канонизированных святых. В средней и северо-восточной России они основали около 50 монастырей, ставших центрами православного благочестия и духовного просвещения.
В 1380 году князь Московский Димитрий Донской пришел испросить благословения преподобного Сергия перед тем, как возглавить свое войско для православной веры и для освобождения родной земли от монгольского ига, сильно угнетавшего Россию с 1237 года. Получив благословение преподобного благословив идти против безбожных врагов, великий князь одержал великую победу над войском татарского хана Мамая на Куликовом поле 8 сентября. Это была первая крупная победа русских над татарами. После этого покровителями Троицкого монастыря стали московские князья. Преподобный Сергий вручил Богу свою святую и чистую душу 25 сентября 139 года.2. Его преемником на посту игумена Троицкого монастыря был преподобный Никон, первый среди его учеников.
http://www.orthodoxworld.ru/english/sviatye/1/index.htm
Сергия Радонежского, ул. Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено
Русский монах и подвижник; б. Ростов, 3 мая 1314 г.; д. Радонеж, Троицкий Сергиев монастырь (под Москвой), 25 сентября 1392 года. Сергий происходил из некогда богатой семьи, и ранние годы его, как пишет его биограф и ученик Епифаний Мудрый, были наполнены чудесными происшествиями. В детстве он прогуливал занятия, вместо того чтобы научиться читать и писать, пока однажды таинственный монах не изменил его жизнь. Затем он начал читать Библию, богослужебные книги и отцов, посещал близлежащие монастыри. Несмотря на стремление к уединению, он
оставался с родителями до их смерти (1334). Он удалился в Радонежский лес (1336 г.), стал священником и построил часовню в честь Троицы, ставшую к 1354 г. монастырским центром (троицкой лаврой) по просьбе Константинопольского патриарха. Строгий с самим собой, Сергий проявил великое человеколюбие к другим и в смирении отказался от Московской Патриархии (1378).
Его репутация святости, основанная на чудесах и видениях, которые ему приписывались, сделала его Троицкий монастырь центром религиозного притяжения для всех россиян. Он отправился с мирными миссиями к различным русским князьям в надежде укрепить русскую гегемонию под властью Московского княжества против разрушительных действий татар. По его совету князь Димитрий решил отразить нападение монголов в 1380 году. Хотя Сергий не оставил литературного наследия, его ученики основали множество монастырей и распространили его учение таким образом, что его Троицкий монастырь стал главным влиянием на русскую духовность.
Праздник: 25 сентября.
Библиография: Житие Епифания Мудрого в Памятники древней литературы 58 (Санкт-Петербург 1885). н. Зернов, Преподобный Сергий Строитель России (Общество распространения христианских знаний; Лондон, 1939). п. kovalevsky, Saint Serge et laspiritéité russe (Париж, 1958). л. Мюллер, Die Religion in Geschichte und Gegenwart , 7 т. (3-е изд. Тюбинген, 1957–65) 5: 1712–13. с. stasiewski, Lexikon für Theologie und Kirche , изд. Дж. Хофер и К. Ранер, 10 т. (2д, новое изд. Фрайбург, 1957–65) 9:689. я. kologriwof, Das andere Russland (Мюнхен, 1958) 93–123. я. smolitsch, Russisches Mönchtum (Вюрцбург, 1953). е. benz, Russische Heiligenlegenden (Цюрих, 1953) 292–362.
[стр. roche]
Новая католическая энциклопедия
Подробнее Из encyclopedia.com
Русские американцы , Для получения дополнительной информации об истории и культуре России см. Том. 4: русские.
Термин «русские американцы» несколько сбивает с толку, поскольку может употребляться в… Русский язык, русский язык, называемый также великорусским, входит в восточнославянскую группу славянского подсемейства индоевропейской семьи языков (см. Сл… Фольклор , Фольклор сыграл огромную роль в жизни русского народа и оказал значительное влияние на литературу, музыку, танец и др.… Василий Осипович Ключевский , КЛЮЧЕВСКИЙ, ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ
(1841–1919 гг.11), выдающийся русский историк.
Василий Ключевский родился в семье священника Пензенской губернии. В… Александр Николаевич Островский , ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
(1823–1886), драматург и защитник прав драматургов.
Александр Николаевич Островский написал и соавтор с… Георгий Валентинович Плеханов , Георгий Валентинович Плеханов
Георгий Валентинович Плеханов
Русский революционер и социальный философ Георгий Валентинович Плеханов (1856-1…9).