Сергий радонежский великий русский святой: Почему Сергий Радонежский — великий святой? — блог издательства ✍ «Никея»
Содержание
Почему Сергий Радонежский — великий святой? — блог издательства ✍ «Никея»
18 июля празднуется обретение мощей чудесного святого — преподобного Сергия Радонежского. Мы хорошо помним его житие: он возопил во время Литургии во чреве матери, с младенчества постился и был праведен, чудесным образом научился чтению. Но чем еще так прославился и полюбился этот святой? И каков его вклад в историю Православия?
Избранник святой Троицы. Книга о преподобном Сергии Радонежском
240 р
С Преподобного Сергия начинается знаменитый «золотой век» русского монашества. Большинство русских святых XIV–XV веков — монахи. Многие из них принадлежат к так называемому кругу Сергия Радонежского — это или ученики великого старца, или ученики его учеников. Понятие «Святая Русь» и имя святого Сергия Радонежского неотделимы друг от друга. И спустя два века после кончины Преподобного во многом русская православная культура была так или иначе основана на его наследии.
«От Преподобного Сергия, — писал отец Павел Флоренский, — многообразные струи культурной влаги текут как от нового центра объединения, напаивая русский народ и получая в нем своеобразное воплощение.
Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность».
То, что совершил Преподобный Сергий на Руси, было настоящей духовной революцией. Сергия часто называют реформатором русского монашества. Традиции иноческого жития, существовавшие в Киевской Руси и почти полностью утраченные за годы монголо-татарского ига, не просто были восстановлены — они получили новую жизнь.
Известно, что на момент принятия Сергием монашеского пострига на северо-востоке русских земель практически не оставалось монахов. Число желающих посвятить жизнь Богу было крайне невелико, монастырей — мало. Само понимание монашеского подвига в обществе было заметно искажено. Постриг рассматривался как привилегия знати, как своеобразный «пропуск в рай», доступный лишь избранным.
Многие представители боярства и княжеских фамилий принимали монашество незадолго до смерти — считалось, что таким образом человек может очиститься от грехов.
Преподобный Сергий напомнил русскому обществу, в чем суть монашеского подвига: не возноситься перед людьми, не хвалиться своей добродетельностью, но непрестанно молиться и каждодневным трудом очищать свою душу от греха. Служить не только Богу, но и ближним. Подлинное предназначение христиан — быть «солью земли» и «светом миру» — в XIV–XVI веках во многом реализовали именно монахи.
Образ Преподобного и примеры «высокого жития» его учеников оказали колоссальное воздействие на современников — русский народ в буквальном смысле слова начал подниматься с колен после годов ордынского владычества.
Нельзя не согласиться со словами великого русского историка Василия Ключевского: «Самые драгоценные вклады Преподобного Сергия — не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание». Ключевский называл Сергия Радонежского «благодатным воспитателем русского народного духа».
Значение трудов Преподобного Сергия Радонежского не ниже, а может, и выше заслуг самых талантливых князей и полководцев. Последние собирали Русь огнем и мечом — для Сергия же и его учеников главным оружием были пост и молитва.
Перемены, произошедшие в русской жизни под влиянием Преподобного Сергия, были стремительны. За короткий срок — при жизни Сергия и в первые десятилетия после его кончины — весь Северо-Восток Руси покрылся сетью монастырей. Монашеские обители, созданные Сергием и его воспитанниками, стали не только духовными общинами, но и цитаделями «русского духа».
Ряд некогда крупнейших монастырей России был основан лично Сергием. Это не только Троице-Сергиева Лавра, но и Борисоглебский монастырь под Ростовом, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь около Коломны, Благовещенский монастырь на Киржаче, а также Успенский монастырь на реке Дубенке, сведений о котором сохранилось немного.
***
Монашеская традиция, основанная на Руси Преподобным Сергием, продолжалась не только в его учениках, но и в подвижниках последующих веков.
Наследниками Радонежского старца могут считаться старцы XVIII и XIX столетий. Это и преподобный Паисий Величковский, и святитель Тихон Задонский, и преподобный Серафим Саровский, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и святитель Феофан Затворник. Все они являются великими учителями русского исихазма.
Народное почитание Преподобного Сергия Радонежского как подвижника и чудотворца началось на Руси задолго до того, как появилась традиция соборной канонизации святых. И двести-триста лет назад, так же как и сегодня, получали верующие помощь от Преподобного.
В 1744 году Троицкая обитель стала именоваться Лаврой. Еще в 1742 году в ней разместилась Духовная семинария, в 1814 году сюда же была переведена Московская Духовная академия. Свято-Троицкая Лавра стала центром духовного образования в России.
С 1920 по 1946 год Лавра была закрыта большевиками. Вплоть до 1953 года на территории монастыря находился Загорский учительский институт. До революции в братии Лавры состояло до 400 человек, в настоящее время в обители проживает около 200 монахов.
Несмотря на годы богоборчества, Россия не забыла о Радонежском старце и его учениках. Преподобный Сергий сегодня один из самых почитаемых святых в нашем Отечестве. Около 600 храмов и часовен в нашей стране освящены во имя Преподобного Сергия, большая часть из них находится там, где подвизался сам Преподобный — на Московской земле.
Троице-Сергиева Лавра по праву считается сердцем России. Поток паломников, приходящих в Радонежскую обитель поклониться мощам великого старца, как и в прежние века, не иссякает. Возрождаются и другие святыни, духовными нитями связанные с Сергиевой обителью.
Спустя столетия после кончины Радонежского старца православные христиане обращаются к «светильнику земли Русской» за поддержкой: Преподобный Сергие, Ангелов собеседниче, Отечеству нашему пресветлый светильниче, моли Бога о нас!
О том, что говорили святые отцы и как они жили, читайте здесь.
Как святой Сергий Радонежский князей мирил и русские земли собирал
Впоследствии монах Адриан — это имя при постриге получил бывший адепт восточных практик, рассказывал о своих ощущениях так: «Впервые приложился я к мощам святого. И в этих «мертвых костях», казалось, было больше жизни, чем во всей Южной Калифорнии». Исповедь американского монаха, опубликованная в богословском журнале Orthodox Word за 1997 год, не единственный случай, когда великий русский святой в буквальном смысле слова изменил жизнь человека, прежде крайне далекого и от православия, и от российской истории. Такое невероятное влияние на каждого, кто с открытым сердцем прикасается к образу Сергия Радонежского, день памяти которого мы отмечаем 8 октября, — загадка, будоражащая многих. Кстати, не в одной России. Об отношении древних тибетских монастырей, культивирующих оккультные техники боевых искусств, к основателю Троице-Сергиевой лавры мы еще скажем, но сначала о самом Сергии Радонежском. О том, как скромный монах в залатанной рясе тихим словом покорял и усмирял самых воинственных, самых влиятельных людей своего времени. Это поможет нам прояснить тайну той силы духа, которая жива и действует даже через толщу веков, отделяющую нас от святого.
Итак, как смиренный монах князей усмирял и мирил. Дело было в 1385 году. По разные стороны кровавого стояния — два княжества. Московское и Рязанское. Два князя. Великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской и князь Олег Иванович Рязанский. Два единоверца. Два соплеменника. Два ближайших соседа (может, слово «ближайший» здесь ключевое?). Два представления, как жить и каким быть государству. Один народ. Одна вера. Одна общая вражда. Сейчас уже сложно докопаться до корней раздора, слишком велико нагромождение последующих кровавых разборок, да и междоусобицы на Руси тогда были делом обычным. Но к 1385 году Москва, «некогда скромная, честная кротостью, — по образному выражению Бориса Зайцева, — уже катилась в истории как снежный ком, росла, наматывая на себя соседей». Рязань не наматывалась. Рязань с Москвой воевала. Причем как! Пользуясь ослаблением Москвы после нашествия Тохтамыша, рязанцы захватили Коломну, разграбив ее, а потом перебили москвичей под Пересвитском (сейчас Луховицкий район). Дмитрий Донской, терпя поражения и от орды, и от соседа, решает послать в Рязань послов с выкупом за пленных и просьбой о мире. Послы возвращаются ни с чем, спасибо, что живые! И тогда Дмитрий Донской обращается за помощью к тому, в ком он находил опору перед Куликовской битвой. К настоятелю монастыря Сергию Радонежскому. И старец идет. Причем в прямом смысле слова. Пешком. «Семидесятилетними ногами по грязям и бездорожью русской осени, верст двести!» — пораженно восклицает биограф святого Борис Зайцев.
Деталь номер один: князь Дмитрий Донской молит Сергия Радонежского стать миротворцем с лета, но святой медлит пару месяцев — до Рождественского поста. Хотя ясно, что летом дорога легче, зато в пост сердца открыты для покаяния, а значит, и для принятия Божьей воли. Деталь номер два: старец из Радонежа не берет с собой в столь важное посольство дорогих подарков, вообще ничего не берет. Всегда в одной залатанной одежде черноризца, он уже многие десятилетия свободен — от вещей и ценностей нашего мира. Он давно уже живет ценностями евангельской любви: смирение перед Божьей волей; способность видеть свои грехи, каяться в них и усмирять в первую очередь свои страсти; дар, видя грехи чужие, милосердно их прощать, «объемля» (обнимая, обмывая) грешника своей любовью. Это уже создавало основу для диалога. Деталь номер три: отправляется святой в долгий путь лесами, по вражеской земле абсолютно бесстрашно, и даже не стоит гадать, какие опасности могли подстерегать здесь старца. Но, по-видимому, святой ощущает себя защищенным некой великой силой, уповает на нее, причастен к ней. Кстати, именно способность нашего монашества быть носителем этой величайшей духовной силы (верующие называют ее благодатью) у монахов тибетских веками вызывает неподдельное восхищение («РГ-Неделя» N 7379, 2017 год).
Мы не знаем точных слов, сказанных святым рязанскому князю Олегу. Летопись сообщает: «Преподобный игумен Сергий, старец чудный, тихими и кроткими словесы… беседовал с ним (князем Олегом) о пользе душевной и о мире, и о любви. Князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость и утишись, и укротись, и умились вельми душою, устыде бо столь свята мужа, и взял с Великим Князем Дмитрием Иванычем вечный мир и любовь в род и род».
Информация к размышлению. Телеги к 1385 году уже были изобретены. Да и Дмитрий Донской, преклоняющийся перед величайшей внутренней силой святого, не моргнув, предоставил бы столь важному послу самые совершенные средства передвижения. Как вы думаете, почему Сергий прошел этот путь от скромной кельи молитвенника до княжьих покоев, от вражды до мира, от разрозненных княжеств до единого государства пешком? Небольшая подсказка: вы обратили внимание, что слова «смирение», «усмирять», «мирить» и выражение «мир в сердце» — одного корня?
Был случай
Уговаривать воинственных русских князей признать первенство Москвы Сергию Радонежскому приходилось не раз, и всегда это была мирная дипломатия. Только однажды святой Сергий прибегнул к наказанию. Но к какому! 1365 год, князь Борис Константинович Суздальский захватил у своего старшего брата Димитрия Нижний Новгород. Димитрий Константинович, признавая главенство Московского князя Дмитрия Донского, жалуется ему на агрессию брата. Москве, конечно, не нравится самоволие Бориса Суздальского, и чтобы предотвратить очередное кровопролитие, к князю Борису в Нижний посылают Сергия Радонежского. Но Борис несговорчив. И тогда в наказание Сергий Радонежский «затворяет все церкви в Нижнем Новгороде», а Дмитрий Донской выдвигает на Нижний войско. Двойной удар. Подействовало. Борис просит мира и, признав верховенство князя Дмитрия Донского, став союзником Москвы, со старшим братом больше не ссорится.
Пишите на адрес редакции или [email protected]
Преподобный Сергий Радонежский на страницах истории России
Преподобный Сергий Радонежский занимает особое место не только среди почитаемых русских святых, но и в истории Российского государства. Отмечая день рождения подвижника земли русской, Президентская библиотека выкладывает в открытый доступ на сайте серию редких книг, рассказывающих о значении деяний Сергия Радонежского и его влиянии на важнейшие исторические события.
Книга «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и сочувствующий земле русской» священника Иоанна Морева, изданная в Петербурге в 189 г.3, подробно рассказывает о жизни великого подвижника.
«Святой Сергий, мирское имя Варфоломей, родился 3 мая 1319 года от знатных и благочестивых родителей, ростовских бояр Кирилла и Марии. С ранних дней мать и отец заметили в сыне своем много чудесного и необыкновенного». Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его в школу. Мальчик отличался особым прилежанием, он внимательно слушал учителя, иногда проводил ночи за чтением книг. Чем старше становился Варфоломей, тем «ярче и тяжелее обнаруживались его особые нравственные добродетели, тем больше обнаруживались его необыкновенные сердечные порывы и желания. .. Особенно удивляли его пост и воздержание». Душа Варфоломея жаждала высшего совершенства и святости, и он решил «посвятить свою жизнь служению единому Богу». Как пишет автор, «трудно описать подвижническую жизнь юного инока Сергия; трудно выразить словами величие его добродетелей; трудно представить всю тяжесть духовных подвигов, которые он претерпел; невозможно сосчитать все горести и лишения, которые он испытал в своем пустынном одиночестве».
Еще при жизни Сергий Радонежский снискал славу и почести своими иноческими подвигами. Этот кроткий святой подвижник оказался в центре таких важных исторических событий того времени, как битва с Мамаем и начало объединения русских земель.
Сергий Радонежский не мог не посочувствовать нравственному состоянию православной России, переживавшей тяжелые времена. Спасение России от усобиц и иноземного владычества означало и ее духовное спасение. Эти обстоятельства сделали Сергия Радонежского советником и умиротворителем русских князей. «Сергий также оказал большую услугу самодержавию русских государей, содействуя единению русских земель в руках московского князя»9.0003
Таким образом, он дважды ездил в свой родной город Ростов, чтобы уговорить ростовского князя заключить мир и подчиниться великокняжескому московскому престолу». Согласно жизнеописаниям, в этих мероприятиях Сергий был решителен и смел. Один из таких примеров является его путешествие в Нижний Новгород к князю Борису. «Кроткие уговоры смиренного Сергия Радонежского – подчиниться великому князю Московскому – мало подействовали на нижегородского князя Бориса. Поэтому преподобный Сергий применил более действенные меры: с санкции митрополита Московского прекратил богослужения во всех храмах Нижнего Новгорода, закрыл храмы и тем достиг покорности и примирения между великим князем Московским и князем Борисом. Нижнего Новгорода». Сергию удалось уговорить и князя Олега Рязанского.0003
Благословение Дмитрия Донского на битву с Золотой Ордой было самым значительным подвигом святителя для Руси: «Иди, государь, без страха! Господь поможет тебе победить безбожных врагов!» — сказал великий князь, обращаясь с молитвами к войскам перед походом. Более того, в доказательство будущего успеха он отпустил двух своих монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, к князю». «Житие и подвиги святого и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца», составленное архимандритом Никоном в 19 г.04 и опубликован на сайте Президентской библиотеки.
Сведения об изданиях, содержащих не только жития и различные очерки о деятельности преподобного Сергия, но и все произведения, так или иначе относящиеся к его биографии, имеются в книге Сергея Алексеевича Белокурова «Преподобный Сергий Радонежский». и Троице-Сергиевой лавры в русской литературе», изданной в 1892 году.
Президентская библиотека уделяет большое внимание материалам по истории Русской православной церкви и ее святых. Библиотека размещает в открытом доступе на своем сайте и в электронных читальных залах уникальные издания: Остромирово Евангелие, Лаврентьевскую летопись, книги о духовных подвигах Александра Невского, святителя Иоанна Кронштадтского и других святых.
Преподобный Сергий Радонежский | Русская Православная Церковь и скит Воскресения Христова
Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варница, что под Ростовом, 3 мая 1314 года. Его родителями были благочестивые и знатные дворяне Кирилл и Мария (память 28 сентября) . Господь избрал его еще во чреве матери. В Житии преподобного Сергия сообщается, что еще до рождения сына святая Мария и молящиеся слышали троекратный вопль Младенца на Божественной литургии: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской гимн, и когда священник произносил: «Святое для святых».
Бог дал Кириллу и Марии сына, которого они назвали Варфоломеем. С самых первых дней жизни младенец поражал всех своим голоданием. По средам и пятницам он не принимал молока от матери, а в другие дни, если Мария употребляла в пищу масло, младенец отказывался и от молока матери. Заметив это, Мария вообще воздержалась от пищи с маслом.
7 октября 1337 года Варфоломей был пострижен игуменом Митрофаном, приняв имя святого мученика Сергия (память 7 октября), и начал строить новую обитель во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и бесовские явления, преподобный Сергий преуспевал с силой в силу. Постепенно он стал известен другим монахам, ищущим его руководства. Преподобный Сергий принял все с любовью, и вскоре в небольшом монастыре собралась братия из двенадцати монахов.
В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил святителя во иеромонаха и возвел в сан игумена. Как и прежде, в обители строго исполнялись монашеские послушания. С расширением монастыря росли и его потребности. Часто монахи имели только скудную пищу, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные доставляли необходимое.
Земля Русская в это время страдала от монголо-татарского ига. Собрав войско, великий князь Димитрий Иоаннович Донской отправился в Сергиев монастырь просить благословения в предстоящей борьбе. Преподобный Сергий благословил двух иноков своего монастыря на помощь великому князю: схимонаха Андрея [Ослябу] и схимонаха Александра [Пересвета], и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле и установили начало освобождения Русской земли от монгольского ига. Во время боя преподобный Сергий с братией стояли в молитве и просили Бога даровать победу русским войскам.
За свой ангельский образ жизни преподобный Сергий получил от Бога небесное видение. Однажды ночью авва Сергий читал правило под иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Богородице, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, святому Михею (память 6 мая), что ожидает их дивное посещение. Через мгновение явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необычайно яркого света преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица коснулась к нему Своих рук и, благословляя его, пообещала всегда быть Покровительницей его святой обители.
Достигнув старости и предвидя за полгода свою кончину, преподобный Сергий созвал к себе братию и назначил игуменом своего ученика преподобного Никона (память 17 ноября), опытного в духовной жизни и послушании. В спокойном уединении преподобный Сергий преставился ко Господу 25 сентября 1392 года.