Ярополк владимир и олег: .. . . I. VIII. . . 972-980
Содержание
Ярополк. Олег. Владимир. Первое междоусобие Князей
Первое междоусобие Князей
Уходя в свой последний поход, Святослав вместо себя оставил в Киеве — старшего сына Ярополка, а в древлянской земле — Олега. Третий сын — Владимир, который по своему положению не был равен старшим братьям, его матерью была рабыня княгини Ольги, по просьбе новгородских бояр был отправлен наместником в Новгород.
Попытка Святослава рассадить по русской земле сыновей и его преждевременная гибель стали причиной первой кровавой усобицы.
Однажды на охоте в своих угодьях Олег встретил одного из дружинников Ярополка – Люта Свенельдовича, сына воеводы Святослава. Возмущённый такой дерзостью Олег приказал убить Люта.
Узнав об убийстве сына, старый воевода подговорил Ярополка пойти войной на брата. В 977 году киевляне выступили в поход. Олег, собрав войско, вышел навстречу старшему брату. Не выдержав натиска киевской дружины, Олег отступил к Овручу, надеясь спрятаться за его стенами. Но и тут ему не повезло. В давке, возникшей на мосту у городских ворот, воины столкнули своего князя в глубокий ров. Там он был раздавлен множеством людей и лошадьми, которые падали с моста.
Ярополк, войдя в город, захотел увидеть труп брата. Видя бездушное тело брата, он «забыл свое торжество, слезами изъявил раскаяние и, с горестию указывая на мертвого, сказал Свенельду: Того ли хотелось тебе?..»
Владимир, будучи в Новгороде, узнал о смерти среднего брата, «устрашился Ярополкова властолюбия и бежал за море к Варягам». Ярополк, тут же отправил в Новгород своих наместников, и таким образом стал единодержавным государем.
Смерть Ярополка
Два года Владимир провел на чужбине. Наконец, собрав там из варягов сильную дружину, в 980 году он вернулся в Новгород, выгнал оттуда ставленников Ярополка и передал с ними в Киев: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!»
В поход на Киев Владимир отправился во главе большого войска, основу которого составляла варяжская дружина. Ярополк не рискнул выйти на битву и спрятался за городскими стенами. Владимир не стал штурмовать город и пустился на хитрость: он вступил в тайные переговоры с киевским воеводой Блудом. Тот убедил своего князя, что киевляне готовы на предательство, и более того, призывают Владимира на княжение.
Ярополк, спасаясь от мнимого заговора, оставил Киев и бежал в Родню (маленький городок в месте слияния Роси и Днепра). Владимир отдал приказ окружить крепость. Голод среди осаждённых, и уговоры изменника воеводы убедили Ярополка сдаться на милость брата. Вдвоём они отправились в Киев, где Владимир уже ожидал их в отцовском дворце. «Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, … и запер дверь, чтобы дружина княжеская не могла войти за ними: там два наемника, племени варяжского, пронзили мечами грудь Ярополкову…
Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв 4 года Киевским Владетелем и 3 года Главою всей России, оставил для Истории одну память добродушного, но слабого человека».
В 980 году князем всей Русской земли становится Владимир.
Первая княжеская междоусобица завершилась братоубийством, что, к великому сожалению, не послужило уроком для будущих правителей нашей земли — писал Карамзин.
ЯРОПОЛК, ОЛЕГ И ВЛАДИМИР. Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории
ЯРОПОЛК, ОЛЕГ И ВЛАДИМИР
Итак, Свенельд, возвращаясь из Болгарии, спокойно уходит в Киев, где, оказывая влияние на Ярополка, старшего сына Святослава, захватывает от его имени власть в стране. По ТВ у Святослава было три сына: Ярополк, Олег и Владимир. Вскоре в битве между войсками Ярополка и другого его брата — Олега последний погибает.
Летопись сообщает, что древлянский князь Олег Святославич до этого на охоте убил сына Свенельда Люта, что и послужило причиной военных действий. Любопытная деталь: Олег был древлянским князем, а именно из-за древлянской дани погиб Игорь. Я думаю, что, возможно, и здесь боевые действия начались именно из-за дани. Свенельд, вероятно, уже считал древлянские земли своей вотчиной, послал туда с войском своего сына Люта, а Олег, защищая свои права, убил его.
Согласно АВ после гибели Олега ПЛЕМЯННИК Святослава Владимир, правивший в Новгороде=Ярославле «испугался и бежал за море». В данном случае нужно считать это бегством в Тмутаракань. Но что же послужило причиной такого панического страха? Ярополк согласно летописи не конфликтовал со своим родным (по ТВ) братом Владимиром, а случай с Олегом — особый, здесь имелась веская причина — убийство Люта. Если же принять альтернативную версию, что Владимир не родной брат Ярополка, а только лишь кузен, да и то не стопроцентный, так как у их деда Игоря было несколько жен, то ситуация заметно проясняется: если Ярополк не пожалел РОДНОГО брата Олега, то полуродному кузену есть чего опасаться.
Слово «родной» выделено не случайно. Информации об Олеге Святославиче немного. Летописи полагают Олега средним среди братьев. Но по АВ Владимир вовсе не родной брат Ярополка, да и намного его старше. А является ли Олег родным братом Ярополку?
Польский историограф Бартош Папроцкий в 1593 году ссылался на какие-то имеющиеся у него «анналы русские и польские». Речь у Папроцкого шла о происхождении знатного моравского рода Жеротинов. По утверждению поляка родоначальником рода Жеротинов был некий русский князь, который был сыном князя Колги Святославича и соответственно племянником князя Ярополка. Этот некий князь был отправлен в Чехию отцом (т. е. Колгой) из опасений перед Ярополком, от руки которого вскоре Колга и погиб. Без сомнения, речь идет о князе Олеге=Колге.
Итак, у Олега был сын, вероятно, от знатной чешки. Олег явно знал о грозившей ему опасности, но по летописи (т. е. по ТВ) смерть Олега была довольно случайна, а Ярополк сильно переживал смерть брата. Но Олег, из сообщения Папроцкого, не просто опасался за свою жизнь, он боялся и за своего сына! А это уже говорит только об одном: Ярополк хотел уничтожить ВСЮ свою родню, всю верхушку правящего рода, вот почему в это же время Владимир так «испугался и бежал за море».
Но был ли все-таки Олег родным братом Ярополка? В те времена нравы были суровы, но все же не настолько, чтобы убивать грудных (а по ТВ сын Олега мог быть только младенцем) детей родных братьев. Но был ли сын Олега грудным младенцем? Сколько же лет могло быть ему? Для этого нужно вернуться к детству князя Святослава.
В 946 году Ольга идет мстить древлянам за убийство ими князя Игоря. Ее сын «Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок». Сколько же лет могло быть Святославу? По летописным данным Святослав родился в 942 году. Что ж, четырехлетний княжич как раз мог бросить (пусть на полметра, но мог) копье перед началом сражения. В таком случае Олег — второй сын Святослава — мог родиться в лучшем случае в 959 году (и то с невероятной натяжкой), а гибнет Олег в 977 году, уже имея сына. Временная цепочка настолько неестественно напряжена, что трудно это не заметить. Ну никак не мог Олег быть отцом в это время. Или… он не был родным сыном Святослава. Может, поэтому и опасался он Ярополка? Не родной брат, а какая-то там вода на киселе. А для Свенельда он и вовсе был чужим, как и Владимир.
Через три года после гибели Олега Владимир с собранной дружиной возвращает себе Новгород и затем, включив в дружину воинов из состава славян, чуди и кривичей, идет на Ярополка в Киев. Дальше я могу привести слова из книги Франклина и Шепарда «Начало Руси: 750—1200»: «…даже если допустить, что он сумел уговорить славян и финно-угров идти с ним в такой дальний поход, шансы свергнуть Ярополка были у Владимира невелики… Владимир не решился подойти к Киеву ближе Дорогожичей, в нескольких километрах к северу от города». Но Ярополк почему-то бежит. Не потому ли бежал юный Ярополк, что Владимир не был его младшим, к тому же полузаконным, братом, как свидетельствуют летописи (ТВ), а старшим в их княжеском роду (по АВ)? И, следовательно, Владимир имел больше прав на власть, чем Ярополк.
В конце этой истории Ярополк был убит, а что стало со Свенельдом, летопись не сообщает. Вероятно, он или погиб, или бежал к своим союзникам печенегам, где и умер от старости.
Согласно «Повести временных лет» матерью Владимира была Малуша — ключница княгини Ольги. По Никоновской летописи: «Володимер бо бе от Малки, ключницы Ольжины. И бе рождение Володимиру в Будутине веси; тамо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи даде св. богородице». То есть Владимир родился в Будутине, куда отослала Ольга в гневе Малушу.
В «Повести…» сказано: «Малуша же была сестра Добрыни; отец же им был Малк Любечанин». Историки предполагают, что речь идет о древлянском князе Мале, убившем князя Игоря. Малуша (Малка), бесспорно, считается славянкой. Пока не отрицая этого мнения, тем не менее отмечу, что оно все же не так и бесспорно. Приведенный выше фрагмент из Никоновской летописи позволяет считать, пусть и с натяжками, село Будутино родиной Малуши.
«…в Будутине веси…»: здесь слово «весь» — это небольшое село, но весью называли и финно-угорский народ, живший в районе Приладожья и Белого озера. Эту фразу при некоторых обстоятельствах можно понимать как то, что Будутино — село народа веси. Впрочем, Малуша могла быть и волжской булгаркой. Правителя Булгарии, правившего в Х веке, звали Алмушем. Сравните: Малуша и Алмуша. Если это так, то не удивляет тот факт, что именно Владимира стали называть каганом. Если он внук или, скорее, правнук Алмуша, булгарского кагана, то таким образом понятно, как он получил этот титул. Насколько это правдиво, определить, вероятно, уже невозможно.
Здесь следует отметить и одну из версий Фоменко и Носовского. Слово «малик» (МЛК) означает «царь», отсюда может следовать, что отец Малуши Малк (Мал) Любчанин означает просто «царь», а сама Малуша — это царица или царевна. При таком подходе по-иному трактуется и прозвище ее отца. Любчанин может означать уже не принадлежность его к городу Любечу, а звучать «царь любимый».
По нашим летописям у Малуши был брат Добрыня, ставший известным воеводой у Владимира и новгородским посадником. Если по ТВ Малуша была рабыней, наложницей у Святослава, а это следует из летописей, то какой незавидной должна была быть участь ее брата, сына древлянского князя Мала, убившего князя Игоря, отца Святослава? Меня долго смущала фигура Добрыни, было здесь что-то лубочное, нереальное. И вот у древнего польского историка Стрыковского обнаружил: «Бысть в Новегороде гость знатный Каплушка Малец, имея 2 дочери, Малушу и Добрыню. От сей Малуши, бывшей казначеи при Ольге, родися Святославу сын Владимир». Стрыковский пользовался какими-то промежуточными летописями, где говорилось, что Добрыня была сестрой Малуши. Ну вот, все и встает на свои места. Не было никакого братца Добрыни, все это выдумки тех, кто смело исправлял нашу историю, как выдумка и то, что Владимир был сыном Святослава.
Наконец, почему-то считается, что раз Малуша ключница у Ольги, то, значит, рабыня. А между тем ключница — это по нашим временам что-то вроде управделами при президенте. У ключницы хранились ключи от кладовых, полных добра, и не каждому Ольга в этом смогла бы довериться. Прав был Татищев, когда писал, что «чин ключницы при дворе был великий».
Итак, кто же такая Малуша? Булгарская принцесса, купеческая дочка, ключница у Ольги или просто какая-то рабыня? И самое главное: мать ли она вообще Владимиру? Увы, докопаться до истины в этом вопросе уже почти невозможно. Хотя попытаться следует, но об этом чуть ниже. А вот о вероятном возрасте матери князя Владимира решим вопрос сейчас.
По традиционной версии истории Малуша — дочь древлянского князя Мала, или по-другому Малка Любчанина. Князь Мал был убит Ольгой в 946 году, когда Святослав был еще очень мал. Отсюда получался вывод, что Малуша могла быть сверстницей Святославу, то есть родилась не ранее 940 года, если, конечно, Святослав не любил женщин в возрасте. Но такой вывод вступает в противоречие со сведениями «Саги об Олаве Трюггвасоне».
В этой саге говорится о правящем на Востоке в Гардарики конунге Вальдамаре. Мать его была настолько слаба от старости, что в палату ее вносили. Владимир правил в Новгороде в период с 972 по 980-е годы. Неужели сорокалетняя (так получается по ТВ) женщина выглядела такой старухой? Если же Владимир родился в начале сороковых годов (а это следует по АВ), то матери Владимира к 980 году могло быть примерно шестьдесят лет, если не больше. Согласно Татищеву Святослав родился в 920 году. Но, возможно, речь шла о рождении у князя Игоря в этом году не Святослава, а другого сына, по имени Улеб, будущего отца князя Владимира (это по АВ).
«Летописец Переяславля-Суздальского» утверждает, что князь Владимир, умерший в 1015 году, прожил 73 года, следовательно, он родился в 941–942 годах, что прекрасно согласуется с альтернативной версией истории и входит в явное противоречие с ТВ. Как видите, не все еще вычистили из летописей при их правке.
То есть Иоакимовская летопись, на свидетельствах которой Татищев и писал свою «Историю Российскую», просто спутала двух сыновей князя Игоря: безымянного (Улеба), сыном которого был по АВ Владимир, и Святослава. К примеру, Татищев говорит, что Святослав был женат на Предславе, дочери венгерского короля. Почему-то наши историки считают это известие выдумкой (в венгерских летописях нет такой принцессы). То, что венгерские источники о ней ничего не сообщают, это как раз не странно: сведениями о женщинах источники, как правило, скупы. Зато славянское имя венгерки удивляет. Тем не менее то, что Предслава могла быть женой Святослава, подтвердила одна из русских летописей. Верить ли этому?
Имя Предслава встречается в списке послов князя Игоря в договоре с греками и стоит шестым по счету. Здесь уже выдвигалась гипотеза, что эта Предслава, возможно, была женой Игоря, племянника князя Игоря. Роль этого забытого историей князя была вытеснена яркой личностью Святослава. Этот Игорь, под именем Икмор у греческих авторов, погиб в балканском походе Святослава, а имя его жены Предславы было перенесено летописцами на окружение Святослава.
Из того же договора Игоря с греками выходит, что женой Улеба была некая Сфандра, которая, получается, и должна быть матерью Владимира. А как же Малуша? Увы, летописные сведения о ней, скорее всего, позднейшая выдумка. Но Малуша тем не менее личность историческая, просто ее «переправили» в более ранние времена. То же, кстати, сделали и с Рогнедой, о которой мы будем говорить в следующей главе.
Полное имя Малуши — Малфрида. «Повесть временных лет» под 1000 годом сообщает вне связи с какими-либо событиями, что преставилась некая Малфрида. И, кстати, добавляет, что «в то же лето преставилась и Рогнеда, мать Ярослава». Больше событий под этим годом нет, как нет в «Повести…» больше известий о женщине по имени Малфрида. А вот Татищев на основании Иоакимовской летописи сообщает, что Малфрида была женой князя Владимира и родила ему сына Святослава. Речь идет о Святославе, который был убит Святополком Окаянным. Обратите внимание на татищевскую связку имен: Владимир — Малфрида — Святослав. Заменив тяжеловесное имя Малфрида на более ласковое славянское Малуша, мы получим связку Владимир — Малуша — Святослав. Ни о чем это вам не напоминает? По ТВ мы имеем связку Святослав — Малуша — Владимир. Люди-то разные, но имя — общее.
Боюсь, что читатели окончательно запутались в клубке, в который превратили нашу историю правщики. Поэтому, если я добавлю еще несколько странных и путанных летописных сообщений, труднее вам, думаю, уже не станет. Согласно «Повести временных лет» Владимир имел от Рогнеды четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода, а от другой, безымянной, жены — Святослава и почему-то опять Мстислава. Один Мстислав явно лишний. В другом списке сыновей Владимира «Повесть…» среди 12 сыновей называет Мстислава только один раз. В главе, посвященной Ярославу Мудрому, этот парадокс летописи будет рассмотрен. Вывод там такой: Мстислав родной брат не Изяслава с братией, а Святослава, а Малфрида (не Рогнеда!) — мать не Святослава, а Изяслава и его братьев.
Почему же Иоакимовская летопись назвала Малфриду матерью именно Святослава? Для ответа на этот вопрос следует учесть, что Иоакимовская летопись — один из первых вариантов русских летописей, но отнюдь не первый. Это вариант, который по ряду причин оказался тупиковым, но он долго существовал и, естественно, неоднократно переписывался. Что-то от ее первоначального варианта взяла себе «Повесть…», а что-то уже позже вносилось в нее из самой «Повести…».
Иоакимовская летопись называет Малфриду матерью Святослава (одного из сыновей князя Владимира), но в те времена монахи-летописцы еще помнили, что тмутараканский князь Мстислав был родным братом Святослава. В то же время им необходимо было объявить Мстислава родным братом Ярослава Мудрого. Вот и появился на страницах «Повести…» князь Мстислав дважды, от двух разных матерей. Эта ошибка так и оказалась в «Повести…» неисправленной. При правке Иоакимовской летописи ошибку учли, и Мстиславу придумали отдельную мать — по имени Адиль.
Соединив, таким образом, имена Малфриды и Святослава (Владимировича), правщики истории сделали дубликат этих имен, получив Малушу, наложницу князя Святослава и мать Владимира.
Здесь уже говорилось, что князь Святослав, сын князя Игоря, якобы был женат на венгерской принцессе по имени Предслава. Имя отнюдь не венгерское. А вот что «Повесть временных лет» пишет о событиях 1015 года: «Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к нему к горе Угорской, когда тот бежал в Угры». Почему же Святослав Владимирович бежал в Венгрию? Скорее всего, он-то и был женат на венгерской принцессе, но отнюдь не на Предславе. Предслава же — жена Игоря-Икмора и к угорским принцессам никакого отношения не имела.
Таким образом, информация о венгерской принцессе Предславе, на которой был якобы женат князь Святослав Игоревич, появилась путем слияния двух событий-преданий, о которых еще помнили первые летописцы. Это память о Предславе, жене Игоря — племяннике князя Игоря, погибшего в болгарском походе, и сведения о том, что Святослав Владимирович был женат на венгерской принцессе.
Какова была дальнейшая судьба Предславы? Этого никто не знает, как не знает и подробностей ее жизни. «Повесть временных лет» пишет о Рогнеде, «которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино». Не названо ли это село именем вдовы Игоря-Икмора, получившей сельцо в «пенсион»?
Мы закончили рассмотрение истории Руси времен первых Рюриковичей. Но правильнее было бы назвать эту династию — Игоревичами. Рюрика на Руси не было. Это всего лишь фантом болгарского князя Бориса. Да и летописный Олег, правивший, по летописям, пока Игорь, «сын» Рюрика, был мал, тоже оказался «слеплен» древними летописцами из двух исторических персонажей: венгерского князя Альмоша и князя (воеводы) русов Олега.
Начиная с Игоря, все герои древнерусской истории уже реальны. Однако многое в их биографиях довольно сильно искажено. Летописцы «забыли» об Улебе — старшем сыне князя Игоря. Улеб — отец князя Владимира, крестителя Руси. Но правильнее было бы назвать Владимира — крестителем Руси по греческому обряду. Владимир, как видите, оказался вовсе не сыном князя Святослава, а его племянником. Да и Олег, второй сын князя, тоже не сын Святославу. Кто он, об этом можно только строить предположения. Может быть, сын Игоря-Икмора, погибшего вместе с князем Святославом в болгарском походе? Что ж, по возрасту это вполне возможно, а имя Олег ему могло быть дано в честь деда — воеводы князя Игоря.
Святослав, как видите, вовсе не погиб от рук печенегов, а был убит в одном из сражений своего болгарского похода. После его смерти власть на Руси перешла к его сыну Ярополку, который вступает со своими «братьями» Олегом и Владимиром в смертельную схватку. Олег гибнет от рук Ярополка, но и сам Ярополк вскоре погибает, проиграв схватку за власть Владимиру, от которого и пошли все остальные князья на Руси. И среди них — его сын Ярослав, прозванный Мудрым.
Владимир I и христианизация | Цивилизации раннего мира
Цель обучения
- Описать переход от языческой культуры к православию при Владимире I
Ключевые моменты
- Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 978 году.
- Владимир I заключил союз с Василием II из Византийской империи и женился на его сестре Анне в 988 году.
- После женитьбы Владимир I официально сменил государственную религию на православие и разрушил языческие капища и иконы.
- Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.
Термины
Константинополь
Столица Византийской империи.
Перун
Языческий бог-громовержец, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.
Василий II
Византийский император, подстрекавший Владимира к обращению в христианство и предлагавший политический брачный союз с его сестрой Анной.
Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. До того, как он занял престол в 980 году, он был князем Новгорода, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.
Ранние мифы о христианизации
Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляются около 860 г. Византийский патриарх Фотий написал в 867 г. письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 г. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.
Истории об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.
Владимир I и его приход к власти
Главным деятелем христианизации Русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 958, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.
Владимир I. Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.
Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.
Константинополь и обращение
Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы для защиты от внешних вторжений. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, Первая летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.
Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.
Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому был нужен военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.
Десятинная церковь XVII века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.
Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.
Крещение Киева
Вернувшись в 988 г., Владимир крестил двенадцать сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.
Памятник Святому Владимиру в Киеве. Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.
Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .
Источники
10 век Россия | Россия
В X веке, в правление Ольги, Святослава Храброго и Владимира Великого, границы Киевской Руси расширились, и Византийская империя, Болгарская империя и Хазарское ханство на себе испытали растущую силу формирующегося государства. Век завершился Крещением Руси в православную веру — событием, повлиявшим на все стороны жизни Руси от политики и торговли до искусства, музыки, литературы и архитектуры. Однако в том же столетии произошла и первая междоусобная война между князьями Рюриковичами — первая из многих последующих столетий.
Поход Олега на Константинополь
Олег Провидец был великим военачальником и из своей новой столицы Киева совершил набег на Константинополь в 907 . Ему удалось взобраться на стены города и прикрепить к воротам свой щит. Жители Константинополя так боялись войска Олега, что решили предложить ему торговый договор, весьма выгодный для Киевской Руси. Олег согласился и уехал из города.
Смерть Олега
По легенде однажды мудрец сказал Олегу, что его убьет его собственный верный конь. Олег считал себя провидцем и думал, что сможет обмануть смерть, отправив своего коня прожить остаток жизни из беды. В 912 , когда Олег услышал, что его лошадь в конце концов умерла, он посмеялся над тем, как ему, по-видимому, удалось обмануть смерть. Олег попросил, чтобы его отвели посмотреть кости его любимой лошади. Когда он приблизился к скелету лошади, из черепа лошади выскочила ядовитая змея и укусила Олега, убив его. Таким образом, пророчество исполнилось.
Поход Игоря на Константинополь
После смерти Олега в 912 сын Рюрика Игорь Рюрикович окончательно стал киевским князем. В далеком 903 году Игорь был женат на красивой дворянке из Пскова по имени Ольга. Подобно Олегу до него, в 941 году Игорь выступил в поход на богатый и могущественный город Константинополь, однако византийцы смогли уничтожить флот Игоря своим греческим огнём. Несмотря на поражение, Игорь не сдался и собрал новые войска, в том числе своих союзников печенегов (кочевое тюркское племя), и предпринял второй поход в 9 г.0086 943 . На этот раз византийцы, должно быть, больше боялись Игоря, когда они вступили в переговоры, которые привели к заключению выгодного мира и торгового договора для Киевской Руси в 944 годах.
Убийство Игоря
Игорь правил несколькими племенами и раз в год посещал каждое племя, чтобы собрать с них дань. Любое племя, не платившее этой дани, будет наказано войском Игоря. Одно такое племя называлось древлянами. В 945 Игорь посетил их, и они дали ему в качестве дани меха, еду и другие ценные вещи. Однако Игорь стал жадным и вернулся еще раз в том же году, требуя от древлян еще подарков. Вместо того, чтобы заплатить Игорю, древляне взбунтовались и убили его. В одном рассказе говорится, что две большие березы пригнулись, и древляне привязали к каждому дереву по одной ноге Игоря, а затем отпустили их. Деревья взошли, и Игоря разорвало на части.
Месть Ольги
Поскольку сын Игоря и Ольги Святослав был еще мальчиком, когда его отец был убит в 945 , было решено, что его вдова Ольга должна править Киевской Русью, пока Святослав не станет достаточно взрослым. Первым делом Ольга решила отомстить древлянам за убийство ее мужа. В древних летописях записаны легенды о жестокой мести Ольги. Сначала группу пленных древлян бросили в яму и закопали заживо. Тогда Ольга пригласила к себе лучших мужчин древлян, чтобы выбрать из них нового мужа. Когда пришли мужчины, она приготовила для них баню. Когда они оказались в бане, выходы были заблокированы, и они были сожжены заживо. После этого Ольга и ее войска отправились к месту, где был убит Игорь, чтобы отслужить по нему панихиду. Находясь там, она приказала своим войскам убивать всех найденных древлян. Последняя легенда повествует о том, как Ольга в последний раз обманула древлян. Она сказала им, что если каждая деревня даст ей несколько почтовых голубей, она простит им убийство ее мужа. Когда она получила голубей, она привязала к их ногам что-то горящее. Она выпустила голубей, и они полетели домой. Когда они приземлялись на здания, загорались и сгорали целые деревни.
Хотя Ольга жестоко обращалась с древлянами, позже она стала одной из первых христиан на Руси. Она посетила Константинополь и крестилась там либо в 945 , либо в 957 . В это время остальная часть населения Руси была еще язычниками, верившими в своих богов, связанных с природой. После ее смерти Ольга была причислена к лику святых Русской Православной Церковью. Она также оказалась очень мудрой правительницей и при ней были проведены первые административные реформы на Руси.
Походы Святослава Храброго
Даже когда Святослав Игоревич достиг совершеннолетия, его мать Ольга часто оставалась править Киевом, так как Святослав был в первую очередь военачальником и часто уезжал из Киева в походы. Он был описан как имеющий бритую голову, от которой остался только пейс, и длинные усы. Кроме того, говорят, что он носил большую золотую серьгу. Святослав пользовался уважением своих людей, потому что, хотя он и был их князем, он не жил отдельно от них во время войны, а спал на земле вместе со всеми. Отправляясь на войну, Святослав заранее посылал врагу записку, в которой просто говорилось: «Я иду за тобой!».
Святослав хотел завладеть всей рекой Волгой, чтобы использовать реку для торговли. Однако в то время территория находилась под контролем могущественного Хазарского ханства, которое заставляло местные племена платить им дань. Святослав пообещал защитить эти племена, если они вместо этого будут платить ему дань и поддержат его войну против Хазарии. Те племена, которые отказались от его предложения, были захвачены, и Святослав покорил их и все равно подчинил киевскому владычеству. Наконец Святослав вторгся в Хазарское ханство, разрушив крупный город Саркел в 9 г.0086 965 , разграбив Керчь, а затем полностью стерев с карты хазарскую столицу Атиль.
Дальше Святослав повернул на запад. Византийцы хотели использовать военную силу Святослава и просили его напасть на их общего соседа: Болгарское царство. Поход Святослава в 967 или 968 годах против Болгарии оказался настолько успешным, что византийцы забеспокоились, что однажды Святослав станет для них угрозой. Чтобы этого не произошло, византийцы решили заплатить печенегам за нападение на Киев и тем самым ослабить позиции Святослава. Печенеги атаковали в 968 и начал осаду Киева, где находилась Ольга с тремя малолетними сыновьями Святослава. Согласно легенде, Ольга смогла отправить шпиона, чтобы тот приказал ближайшему войску русских немедленно вернуться в Киев. Войско подошло сразу и шумело как только могло, от этого печенеги бежали, так как думали, что Святослав со всем своим войском вернулся. Как только город был спасен, Ольга написала сыну гневное письмо за то, что он не смог защитить Киев и его семью. Святослав вернулся в Киев и разбил печенегов, которые еще находились в киевских землях.
После того, как киевская смута уладилась, Святослав вернулся в поход на Болгарию. Византия требовала от Святослава отдать завоеванные им земли в Болгарии, но он отказался и поселился в только что завоеванном Переяславце в 969 годах. В том же году умерла мать Святослава Ольга. В 970 годах Святослав предпринял вторжение в саму Византийскую империю. Война закончилась только тогда, когда у Руси закончились припасы, Святославу ничего не оставалось, как договориться о перемирии с Византией. Однако византийцы больше не доверяли Святославу и поэтому снова воспользовались услугами печенегов, на этот раз, чтобы убить его. В 972 Святослав был убит во время засады печенегов на обратном пути в Киев. Поскольку он был таким страшным воином, хан печенегов приказал превратить его череп в чашу.
Война сыновей Святослава
Поселившись в Переяславце, Святослав разделил свои киевские земли на три части. Своего старшего сына Ярополка он назвал великим князем киевским, второго сына Олега — князем древлянских земель и третьего сына Владимира — князем новгородским. После смерти Святослава в 9 г.0086 972 братья начали спорить между собой. Около 977 между Ярославом и Олегом вспыхнула война после того, как Ярополк обвинил Олега в убийстве сына советника Ярополка. Ярополк пошел на Олега и убил его. Затем он направил свои войска в Новгород. До Владимира дошло известие, что Ярополк убил Олега и теперь идет на Новгород. Владимир решил бежать, и Ярополк стал правителем всех русских земель.
Однако Владимир не хотел сдаваться и позволить своему брату править всем и в 978 вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала Владимир захватил свой старый город Новгород, а затем захватил город Полоцк (ныне в Белоруссии). Полоцком правил князь Рогволод, у которого была прекрасная дочь по имени Рогнеда. Владимир просил Рогнеду выйти за него замуж, но она отказалась, сказав, что уже дала согласие на брак с Ярополком. Владимир так рассердился, что убил семью Рогнеды и взял Рогнеду силой.
Из Полоцка Владимир отправился в Киев, где находился Ярополк. Владимир начал осаду города. Владимир решил хитростью победить брата и подкупил одного из советников Ярополка. Советник велел Ярополку покинуть город для переговоров с Владимиром. Ярополк доверился своему советнику и отправился в стан Владимира. По дороге он попал в засаду людей Владимира и был убит.
Крещение Руси
После того, как Владимир победил своего брата в 978 , он приступил к закреплению за собой великого князя Киевского. Он решил, что лучший способ сделать это — объединить свой народ под одной религией. В это время народ Руси был язычником и поклонялся различным богам, связанным с природой. У каждого племени был свой набор богов, немного отличающийся от соседнего племени. Владимир решил это изменить и построил на холме высоких идолов шести главных языческих богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Он надеялся, что все его люди начнут поклоняться этим шести богам. Однако позже Владимир решил вообще отказаться от язычества и найти для своего народа новую религию.