Основан он по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, двоюродным братом и сподвижником великого князя Димитрия Иоанновича Донского. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия. Свое название монастырь получил от места,
находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое».
В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: «… любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших…»
Сегодня монастырь насчитывает 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие из паломников, приезжающих в монастырь, ощущают особую благодать в стенах обители: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы».
Церковный календарь
Святыни монастыря
Невозможно представить себе Россию — нашу Святую Матушку-Русь без православных монастырей. Они всегда были оплотом духовности русского народа, великой его силой, центрами духовного и культурного просвещения, недаром раньше говорили, что сердце России бьется в ее монастырях. Среди бесценных духовных сокровищ русской культуры, которые хранят святые обители, особое место занимают святыни. Святыни — это то, перед чем благоговеет каждая верующая душа, это обильные источники Божией благодати, щедро изливающиеся на всех, с верою приходящим к ним.
К началу XX века Высоцкий монастырь по отзыву современников представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России, в которой находилось много святынь. С приходом Советской власти от былого благолепия монастыря не осталось и следа. Первым ударом по монастырю, под предлогом специально спровоцированного голода в Поволжье, явилось, всем известное, изъятие церковных ценностей в 1922-23 гг. Не всем известна подлинная причина этой акции. Ленин имел в виду иные цели: «Мы должны — писал он — именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». Поставленная цель была достигнута. В 1931 году Высоцкий монастырь, уже бывшим тогда всего лишь приходом, был окончательно разорен, осквернен и закрыт. Очень немного, из того, чем был раньше богат наш монастырь, дошло до наших дней, часть ризницы была спрятана монахами во время революции и до сих пор не найдена. Некоторая часть, из того, что было в обители, теперь находится в хранилищах музеев. Все остальное погибло безвозвратно.
Милостью Божией в 1991 г. Серпуховский Высоцкий монастырь был передан Русской Православной Церкви. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме некоторых полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша»…
Через свою святую икону Матерь Божия помогает людям в избавлении от греха пьянства, курения, наркомании, болезней и оказывает помощь в различных жизненных проблемах. Множество драгоценных даров, приносимых к святой иконе, и благодарственные отзывы являются живым свидетельством полученной благодатной помощи от Царицы Небесной. Уже на протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный.
Необходимо отметить, что слава этой иконы уже давно распространилась за пределами России по всему православному миру. К чудотворному образу приезжают паломники из многих стран бывшего Союза и дальнего зарубежья.
Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря в наше время являются святые мощи преподобного Афанасия Младшего. 24 сентября 1994 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Как раньше, так и в наше время, преподобный подает всем, с верою прибегающим к его многоцелебным мощам, свою благодатную помощь.
В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей св. прав. Анны — матери Пресвятой Богородицы, св. Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеймона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; Преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина, около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинских старцев; новомучеников Российских: патриарха Тихона, свщмч. Фаддея Тверского, Иллариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.
Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных ювелирной работой ковчегах. И выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.
Среди множества икон, украшающих храмы Высоцкого монастыря, особо чтятся верующими чудотворный образ св. вмч. Георгия Победоносца, новгородского письма ХV века, с частицей его мощей; иконы Божией Матери «Скоропослушница» и св. вмч. целителя Пантелеймона, чудного афонского письма XIX в. Чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», переданный нашей обители в 1996 г. СИХМ, икона Николы Можайского XIV в., икона прп. Сергия Радонежского — написанная на крышке от его раки. В нее вставлена частица его мощей и часть от его гроба. Икона «Всех скорбящих Радосте», находящаяся на горнем месте в Сергиевской церкви, была ранее очень почитаема в одной из деревень Ногинского района.
Ковчег с чатицами мощей св. праведной Анны
Икона Божией Матери «Иверская» — точная копия с Валдайской Иверской иконы Божией Матери. Местная икона Тихвинской Божией Матери в иконостасе Покровского храма. Икона священномученика Гермогена с дарственной надписью патриарха Тихона. Есть ряд икон, которые, возможно, не относятся к особо чтимым в монастыре святыням, но и они заслуживают внимания по своей древности и красоте. В первую очередь, это святые Царские врата XVII века, замечательного Ушаковского письма, большая икона «Страшного Суда» XVII столетия. В иконостасе Покровского храма — местная икона Спасителя XVII века, и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, Московская школа, XVII в.; небольшая икона Иосифа Волоцкого, в серебряном басменном окладе, XVII в., и ряд других интересных икон.
С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, часть от гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, который хранится в музее Московского Кремля. Епитрахиль св.прав. Иоанна Кронштадтского и его небольшой потир. Часть рубашки преп. Серафима Саровского, обагренная его кровью, когда он был избит, едва не до смерти, разбойниками. Святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого.
В Высоцком монастыре хранится несколько серебряных напрестольных крестов, искусной работы XVIII, XIX вв., потиры, два серебряных кадила и некоторая другая старинная церковная утварь, того же времени. В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцев и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.
Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Чего стоит только утрата большей части монастырских стен и храма в честь преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее состояние благолепия Высоцкого монастыря — это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог — кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто помогал своими трудами, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым. Мы особо признательны администрации города, музею Московского Кремля, передавшему монастырю из своих фондов немало предметов церковной утвари и святых мощей и, конечно же, Серпуховскому историко-художественному музею, который внес значимый вклад в возрождение Высоцкой обители.
История возведение и постройка Высоцкого Мужского Монастыря
Вы можете ознакомиться с видео-материалом нашего монастыря. Детально окунуться в истоки нешей истории и создание здания. Видеоролик доступен для каждого желающего абсолютно бесплатно
Смотреть фильм
Новости обители
Новости обители
Новости общецерковные
21.11.2022 21:12:00
Отошел ко Господу иерей Александр Цыганов, получивший тяжелые ранения при исполнении пастырского долга в зоне СВО
21 ноября от тяжелых ранений, полученных в зоне СВО, скончался военный священник 76-й десантно-штурмовой дивизии ВДВ, клирик храма благоверного князя Александра Невского г. Пскова иерей Александр Цыганов.
21.11.2022 19:51:00
В.Р. Легойда принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
21.11.2022 19:17:00
В праздник Собора Архистратига Михаила митрополит Каширский Феогност совершил Литургию в Архангельском соборе Московского Кремля
21.11.2022 18:49:00
В Санкт-Петербурге прошла VII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке»
Смотреть все
Подать записку
Вы можете подать записку прямо на сайте. Перейдите, кликнув по кнопке и выберите о поминование или о здравии
Перейти к подаче
Иконная лавка
Смотреть все
Икона Пресвятой Богородицы»Неупиваемая Чаша» на деревянной основе
Монастырь построили в XIV веке с целью укрепления границ Серпуховского княжества. Он считается одним из старейших на Руси, а также входит в число девяти обителей, основанных Сергием Радонежским. Братия познакомит туристов со святынями, архитектурой и древними захоронениями.
История
Монастырь основан серпуховским князем Владимиром Храбрым в 1374 году. Благословив строительство, Сергий Радонежский лично выбирал место будущей обители. После победы в Куликовской битве в монастыре был воздвигнут первый белокаменный собор в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, а также каменная церковь-трапезная.
Последующие столетия духовный приют часто подвергался разорению и разрушению со стороны ордынцев и крымско-татарских ханов. Возрождение и развитие обители началось с воцарения династии Романовых. Больше других для монастыря жертвовала царица Наталия Нарышкина — вторая жена царя Алексея Романова и мать будущего императора Петра I. К концу XVII века для защиты от нападения крымских ханов вокруг обители построили белокаменную стену с башнями.
Во время правления Екатерины II монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание, постепенно утрачивая значение и благосостояние. Новые храмы стали строить в начале XIX века, одновременно реставрируя старые.
В 1918 году в стенах монастыря расположился стрелковый полк, а затем лагерь для содержания пленных. В 1931 году обитель полностью закрыли, а здания и помещения стали использовать под казармы, склады, гаражи и госучреждения.
Первые службы после открытия серпуховского Высоцкого монастыря прошли в 1991 году.
Интересные факты
По возвращении с Куликовской битвы серпуховский князь Владимир Храбрый захоронил в стенах Высоцкой обители останки воинов. Место погребения можно увидеть в подклете Зачатьевского собора.
Монастырь трижды посещал царь Иван Грозный — в 1556, 1571 и 1574 годах.
В некрополе монастыря погребены: первый русский канцлер Гаврила Головкин и мореплаватель Федор Соймонов.
Что посмотреть
В архитектурный ансамбль монастыря входят: Зачатьевский собор, трапезный храм Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Сергия Радонежского, колокольня с надвратным храмом Трех Святителей, храм Всех Святых, церковь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница», жилые палаты, настоятельский и паломнический корпуса.
В обители хранится боле 200 частиц мощей различных святых, части Древа Животворящего Креста Господня, часть Гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова. Особо важной святыней является чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в Покровском храме.
Как проехать
На автобусе № 363 от станции метро «Лесопарковая» до остановки «ТЦ «Корстон», далее пешком 1,5 км через городской парк.
На электричке с Курского вокзала до станции Серпухов, далее на автобусе № 20 до остановки «Высоцкий монастырь».
На автомобиле по Симферопольскому шоссе 80 км от МКАД, далее съезд направо в сторону Серпухова, далее прямо по Борисовскому шоссе, через 4 км на светофоре повернуть налево на Центральную улицу, через 1 км поворот направо, в конце улицы — налево, через 400 метров повернуть направо, далее прямо.
Собор иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Икона «Неупиваемая Чаша» (Праздник — 5 мая)
Пресвятая Богородица Неупиваемая Иконостас явилась в России в 1878 году. Отставной солдат из Тулы пропивал пенсию, подорвав здоровье. Хотя он больше не мог ходить, он продолжал пить.
Однажды ночью ему во сне явился святой старец и велел идти во Владычный Введено-Богородицкий монастырь в Серпухове. «Пусть отслужат молебен пред ее иконой Неупиваемая Чаша». Так как денег у него не было и ходить он не мог, то не обратил внимания на сон человек. Потом являлся старец во второй и в третий раз, говоря с ним все суровее9.0015
Ползая на четвереньках, мужчина добрался до соседней деревни и остановился в доме старухи. Она потерла ему ноги, и ему стало лучше. На следующий день он продолжил свой путь с двумя тростями, затем с одной, пока не прибыл в монастырь.
Он рассказал монахиням свои сны, но никто из них никогда не слышал об иконе «Неупиваемая Чаша». Тогда монахиня вспомнила икону, висевшую в монастырском проходе от церкви Святого Георгия, на которой была изображена чаша. На обороте иконы была надпись «Неупиваемая мила». Примечательно, что когда человек подошел к раке преподобного Варлаама, то сразу узнал в нем святого старца, явившегося ему в видении и повелевшего идти к Богородице для исцеления от пьянства. После молебна крестьянин вернулся домой здоровым и излечившимся от пьянства.
Весть о чуде распространилась, и многие алкоголики и их семьи пришли помолиться перед иконой. Многие из них вернулись, чтобы поблагодарить Богородицу за ответ на их молитвы. Каждое воскресенье в Серпуховско-Ветском монастыре совершается молебен с акафистом перед иконой о пристрастившихся к алкоголю.
После Октябрьской революции оригинал иконы «Неупиваемая Чаша» был перенесен в Свято-Николаевский собор. В течение 1919-1928 годов было расписано восемь экземпляров. После закрытия собора в 1929, большая часть икон сожжена, а судьба чудотворной иконы и восьми списков неизвестна.
Об иконе
На иконе «Неупиваемая Чаша» Богородица изображена с воздетыми руками в оральном положении, подобно иконам Божией Матери «Знамение». Младенец Христос изображен стоящим в чаше с обеими руками, поднятыми в благословении.
Икона — вариант иконы Божией Матери Никейской, также известной как «Чрево Твое Престолом становится». Разница между ними в том, что на Никейской иконе Богородица изображена с наклоненной набок головой, иногда с опущенными глазами, тогда как на иконе «Неупиваемая Чаша» Она изображена с прямой головой и смотрящей на зрителя.
Почитание иконы после краха коммунизма
В 1991 году под руководством архимандрита Иосифа Балабанова (ныне епископа Биробиджанского и Кульдурского) был вновь открыт мужской Высоцкий монастырь в Серпухове, основанный в 1374 году преподобным Сергием Радонежским. ). В 1992 году иконописец Александр Соколов написал новый список иконы в византийском стиле. В 1993 году он был установлен в Высоцком монастыре, где и почитается как чудотворный, в частности, в исцелении от зависимости. Эта икона прославилась на всю Россию и во всем православном мире. Высоцкий монастырь с тех пор стал главной святыней иконы Неупиваемая Чаша.
В 1995 году был вновь открыт женский Владычный женский монастырь, место первоначального проявления Неупиваемой Чаши. В 1996 году был закреплён экземпляр, написанный в «академическом» стиле по газетным фотографиям. (С тех пор было установлено, что первоначальная икона была византийского стиля на основании описания, написанного об иконе в то время.) Эта икона тоже стала чудотворной.
В одном из интервью игумения Владычного монастыря Алексия сообщает, что в частной художественной коллекции найдена икона «Неупиваемая Чаша», предположительно являющаяся чудотворным оригиналом 1878 года. Неясно, можно ли выкупить икону.
Икона написана во многих стилях, и несколько ее списков по всей России считаются чудотворными.
В 1997 году, в знак признания его почитания, его память была внесена в официальный богослужебный календарь Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. День памяти указан как 5 мая, день преставления святого Варлаама. Владычный монастырь продолжает праздновать праздник Неупиваемой Чаши 27 ноября по ст. ст./ 10 декабря по н.э., в день памяти Знамения Божией Матери.
Акафист и молебен Неупиваемой Чаше составлены на русском и английском языках.
Люди, страдающие алкоголизмом, наркоманией и другими зависимостями, продолжают взывать к Богу о помощи и исцелении через икону «Неупиваемая Чаша».
Икона в программах оздоровления
После прославления иконы как чудотворной в 1878 году при Александро-Невском соборе в Серпахове было организовано Свято-Александро-Невское Братство трезвости.
С начала 1990-х годов 60 центров реабилитации наркоманов в России находятся в ведении Русской православной церкви.
В Покровско-Тервеническом монастыре есть скит Неупиваемой Чаши, где мужчины и женщины, страдающие зависимостями, проходят программу оздоровления.
Братство Неупиваемой Чаши было создано «для обеспечения и создания сети ходатайственной молитвы и поддержки среди своих членов в целях борьбы со многими разрушительными силами зависимостей».
Кондак в Плагале Второго гласа
У нас нет другой помощи, у нас нет другой надежды, кроме Тебя, Владычица. Помоги нам, ибо на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы Твои рабы. Давайте не будем стыдиться.
ИОАННО-ПРЕДТЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОБОР
18 апреля/1 мая — «Максимов»
19 апреля/2 мая — Моздок
20 апреля/3 мая — «Кипр»
24 апреля/7 мая — «Молченская»
1/14 мая — Андроник
3/16 мая — «Свенская» (Киевские пещеры)
5/18 мая — «Царевококшайская» или «Женщины-мироносицы», «Неупиваемая чаша»
7/20 мая — «Жировиц»
10/23 мая — «Киев-Братская»
14/27 мая — «Теребинская»
15/28 мая — «Ярославль-Печерский»
Икона «Максимов» 18 апреля/1 мая
Максимовская икона Божией Матери была написана в 1299 году, после видения святителя Максима, митрополита Владимирского (+ 1305, память 6 декабря). На иконе Богородица изображена во весь рост, с Предвечным Младенцем и с митрополитом Максимом, коленопреклоненным перед Ней и принимающим из Ее рук архиерейский омофор. Икона написана в память явления святителю Максимоксу Пресвятой Богородицы, явившегося по прибытии его во Владимир из Киева. В видении Богородица вручила ему омофор и сказала: «Мой раб Максим, хорошо, что ты посетил Мой город. Прими этот омофор и будь пастырем разумных овец города моего». Проснувшись, святитель обнаружил, что держит в руках омофор. Явление Божией Матери явилось знамением Божественного благословения на переход Митрополичьего Престола из Киева во Владимир. В течение 112 лет омофор, данный Святителю Богородицей, хранился в Успенском соборе во Владимире. В 1412 году, во время нападения татар, омофор был спрятан привратником Патриком, замученным татарами.
Моздокская икона 19 апреля / 2 мая
В то время, когда христианство стало государственной религией Грузии, малочисленный осетинский народ все еще служил силам языческой тьмы. Осетины являются одним из ответвлений великого племени алан, которое было доминирующей силой на Кавказе с 8 по 10 века. У него были свои христианские пастыри и своя митрополия в составе Константинопольского Патриархата. Под натиском внешних врагов и междоусобиц цивилизация алан распалась, и роды разошлись. Те, кто ушел дальше в горы, быстро забыли христианство и обратились к поклонению силам природы – огню, воде, камням и священным деревьям. Историки Грузинской церкви сообщают, что их епископы не скупились на миссионерскую деятельность среди различных племен. Однако у некоторых племен было настолько сильно чувство национальной идентичности, что от говорящих на другом языке они не принимали ни их языка и покровительства, ни даже Веры в Истинного Бога. Были люди, которые жили в местах, которые для большинства миссионеров были просто недоступны. Обособленное существование маленьких родов мешало им принять культуру соседних племен, а их соседи, не знавшие языка горных отшельников, с трудом доносили Евангелие до народов, сидящих во мраке.
В XII веке отношения между соседями восстановились: с годами обиженные аланские племена, загнанные в холмистые ущелья, преодолевали боль и обиду на соседей и протягивали друг другу руки в дружбе. В то время, в начале 13 века, на грузинский престол взошла знаменитая царица Тамара. Она была дочерью осетинской царевны по имени Буджухана, которая была язычницей (как и Тамара поначалу).
Как это часто бывает в случае смешанных браков, Тамара была достаточно разносторонней личностью: она быстро преодолела узость языческого мировоззрения, и получила свет христианства, который так блистал на ее грузинке (т. отцовская) сторона. С другой стороны, не будучи чистокровной грузинкой, она тоже смогла выйти за пределы личных национальных интересов и узкогрузинских политических соображений: ее первым мужем был [русский] князь Георгий, сын Андрея Боголюбского.
Тамара начала заниматься миссионерской деятельностью и среди своих осетинских сородичей. Она посылала им духовенство, богослужебные книги и богослужебные сосуды. Для церкви осетинского аула Марьямка Куратинского района она прислала в дар список Иверской иконы Богородицы, сделанный ее личным придворным иконописцем с греческого оригинала Иверской иконы. Через царицу Тамару Приснодева Богородица, выразившая желание, чтобы «свет Боговедения воссиял в древней Осетии, послала туда Свою икону и прославила икону многими чудесами». Судя по всему, церковь была деревянной, и место было подвержено пожарам. Однако «трижды церковь горела, [но] люди находили икону на холме около церкви невредимой».
В одном случае сожжение церкви оказалось пророческим: Вскоре «буря жестоких страданий и бед опустошила осетинскую землю, когда огнем и мечом пронеслись по ней нечестивые татары». Возгорание рукотворного храма предвещало пожар и беды, которые пережила Церковь на осетинской земле, беды, пережитые ею в набегах Чингиз-хана и Тамерлана. Вскоре после этого турки и персы решили поделить между собой «шкуру еще живого медведя»: кому достанется холмы Осетии, которые и по сей день славятся своими полезными ископаемыми?
Однако Матерь Божия указала на иную [судьбу]: Она, покровительница невредимого огненным пожаром Кавказа, указала, что люди, которые прибегут к благодатному покрову Ее чудотворной иконы, «перейдут к новой место жительства – под охраной Российской державы». Сколько городов и деревень стали новыми местами обитания на протяжении многих лет, с середины 13 по 18 вв.? Так они бродили взад и вперед, переезжая с места на место.
В 1763 году по «высочайшему указу» был создан город-крепость Моздок, «для места жительства новокрещенных горцев». К 1764 году в городе уже открылась школа – благодаря усилиям членов Кавказской миссии, созданной в 1745 году императрицей Елизаветой Петровной.
В 1793 году императрицей Екатериной II было учреждено Моздово-Маджарское викариатство Астраханской епархии. Ее первым епископом был назначен ревностный миссионер архимандрит Гай (Барташвили-Такаов). Его власть распространялась и на город Кизляр. Епископ был «светлого лика» [т.е. блестящий], и довольно образованный (он переводил греческих классиков на грузинский язык). Промыслом Божиим ему суждено было принять и принять в свои руки великую святыню Кавказа – Иверскую икону Божией Матери, которая впоследствии стала именоваться Моздовской.
Откуда-то из-за холмов потомки древних жителей Марямка Аула Куртатинского района все дальше и дальше удалялись от своих деспотичных языческих и мусульманских соседей. На их повозке была икона Божией Матери. По пути они встретили недавно возведенную крепость Моздок и остановились там на ночлег. Ночью телега их освещалась небесным светом, а утром, хотя быков, запряженных в телегу, стегали плетьми, они не могли сделать ни шагу: «Видя, что икона Твоя, Богородица, не сдвинулись с места, люди города Моздока были тронуты, поняв, что это свидетельствовало обильное благоволение Твое к ним и указывало на святую волю Твою». Люди со всей округи вместе со своим епископом Гаем собрались помолиться, получили икону и установили ее в часовне. В 1797 икона была перенесена в построенную для нее церковь; церковь сразу же была названа собором. Однако через два года Священный Синод распустил епархию.
Записано множество чудес, совершенных этой иконой.
До сих пор можно увидеть множество паломников в Моздоке на Середину Пятидесятницы и на праздник Успения Пресвятой Богородицы, два дня, когда совершается память Моздокской иконы Богородицы.
Значок «Кипр» 20 апреля/3 9 мая0029
Эта икона получила известность в IV веке на острове Кипр. Там он, как сообщается, изначально находился на воротах, ведущих к одной из церквей на острове. Давным-давно один проходивший мимо араб вознамерился совершить надругательство над христианской святыней. Он пустил стрелу, поразив колено Богородицы. Тотчас из раны хлынула кровь, и тот, кто совершил святотатство, в ужасе бежал. Он не ушел далеко и упал замертво у ворот своего дома. Вскоре на месте церкви вырос монастырь.
Молченская икона 24 апреля / 7 мая
Чудотворный список Молченской иконы был обретен в подмосковной деревне Бусыново. По преданию, в XVII веке слепая девушка, жившая в селе Бусыново, нашла эту икону и принесла ее в церковь.
Рассказ Марии Спорышевой, прихожанки этого храма и многолетней жительницы.
В XVII веке в селе Бусыново, в доме на правом берегу реки Бусынки, жила слепая девица. Случилось ей во сне явиться Богородица и сказала ей: «Иди по правому берегу реки, против течения, и стань на месте, которое Я тебе велю, и найдешь Мою икону. Девочка рассказала обо всем матери. На следующий день они прошли вместе около полукилометра вдоль реки. Примерно в 100 метрах от берега им открылось место. Выкопав немного земли, они нашли родник. Следуя наставлению Богородицы, девица омыла глаза водой из того источника и прозрела. На следующий день Деве снова явилась Богородица. Она сказала: «Продолжайте то, что вы начали; осталось сделать еще немного». На следующий день после очередных раскопок была найдена чудотворная Молченская икона Божией Матери. По преданию, именно эта икона в настоящее время находится в храме преподобного Сергия Радонежского в Бусынове. Вскоре на месте явления иконы была поставлена часовня. Вырыли колодец глубиной 1,5 м и установили бетонную втулку. Со всей России приезжали в часовню хромые, увечные и больные, и по милости Божией совершались многие чудеса.
Часовня просуществовала до 1936 года, в советское время. Одновременно с закрытием Сергиевской церкви была разрушена часовня. Все свечи, иконы и церковная утварь были брошены в колодец, а колодец засыпан землей. Чудотворная икона была передана в храм Знамения Божией Матери в Аксынино.
В 1950 году Марии Спорышевой и напарнику удалось заново раскопать и восстановить колодец, так как местонахождение святого источника было известно. Верующие снова стекались к колодцу и получали исцеление. Мария ухаживала за колодцем до 19 лет70 г., когда деревня Бусыново была снесена и заменена трубным комбинатом. Однако после открытия храма в 1991 году Святая икона снова вернулась на родину. 1 декабря 1996 года впервые за много лет были отслужены молебен и акафист Молченской иконе Божией Матери.
Андроник Икона 1/14 мая; 22 октября/4 ноября
Андроникова икона Божией Матери — чудотворная икона, якобы бывшая родовой иконой, святыня, принадлежавшая византийскому императору Андронику III Палеологу, от которого она и получила свое название.
По преданию, икона Андроника была написана святым евангелистом Лукой. Согласно самым ранним сохранившимся документам об иконе, в 1347 г.
Андроник подарил ее монастырю Монемвасия в Морее, где она оставалась до начала 19 века; из-за связи с этим монастырем она была также известна как икона Монемвасия.
Когда многие города, в том числе и Монемвасия, были разорены после нападения турок на Грецию в 1821 году, епископ Агапий, настоятель монастыря, оставил врагу все сокровища монастыря, кроме Чудотворной иконы Андроника, которую ему удалось спасти и увезти с собою в Патры. Перед смертью Агапий завещал эту святую икону родственнику, российскому генеральному консулу Н. И. Влассопулу. В 1839 г.сын и наследник генерального консула А. Н. Власопулос отправил ее из Афин в Одессу с сопроводительным письмом к Его Высочеству Императору Николаю Павловичу, которому икона должна была быть подарена в Петербурге.
С 1839 г. по 12 мая (по старому стилю) 1868 г. икона Андроника находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 г. по 16 апреля 1877 г. — в Троицком соборе в районе Санкт-Петербурга.
В 1877 году икона была перенесена в монастырь Казанской иконы Божией Матери близ города Вышний Волчок Тверского административного округа.
Икона была украдена в 1984 году, и ее нынешнее местонахождение неизвестно.
Икона изображает Богородицу по грудь, без Божественного Младенца. На правой стороне шеи Богородицы кровоточащая рана. В ножнах, прикрепленных к нижней части иконы, находилась костяная рукоять, нож из дамасской стали, которым вражеский турок ударил икону; после этого нападения на иконе появилась кровоточащая рана. Также на иконе был прикреплен византийский герб — Двуглавый орел, свидетельствующий об имперском наследии Образа. Размеры иконы были примерно 25 х 35 см.
Икона празднуется 1 мая и 22 октября (по юлианскому календарю).
Икона «Свенская» (Киевские пещеры) 3/16 мая
Икона написана преподобным Алипием Печерским. На этой иконе Богоматерь изображена восседающей на престоле с Богомладенцем на коленях. Справа от престола стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерский. До 1288 года икона находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудотворениями. Таким образом, она была переведена в 1288 году в Брянско-Свенский монастырь Успения Пресвятой Богородицы. В Брянске ослеп Роман Михайлович, князь черниговский. Услышав о чудесах, происходящих от иконы, написанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать икону к нему в Брянск для исцеления. Икона в сопровождении священника была отправлена через реку Десну. По пути лодка причалила к правому берегу реки Свены. На следующее утро путешественники вышли на лодку, чтобы помолиться перед иконой. Однако там его не нашли. Они увидели его стоящим среди ветвей дуба, на холме против реки Свены. После того как известие об этом дошло до князя Романа, его привели к иконе пешком. Усердно молясь, князь пообещал построить на этом месте монастырь и отдать ему все земли, видимые с холма. После этих молитв князь постепенно стал прозревать. Сначала он увидел путь, затем близлежащие предметы и, наконец, все свое окружение. После поклонения иконе князь отслужил молебен. После молебна все присутствующие воздвигли деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Они срубили дерево, на котором покоилась икона, и использовали его древесину для изготовления дощечек, на которых писали другие иконы. В то же время было определено, что Свенская икона Божией Матери будет совершаться 3 мая.
Икона прославилась за исцеление слепых и бесноватых и как защиту от врагов.
Икона «Царевококшая» или «Жен Мироносиц» 5 / 18 мая
Святая икона явилась 1 мая 1647 года крестьянину Андрею Иванову, близ города Большие Кузнецы, около 16 километров от Царевококшая в Казанской губернии. Икона, высеченная на сланце, была оправлена серебром и золотом. Божия Матерь была изображена с женами-мироносицами, и поэтому известна как икона жен-мироносиц или Царевококшайская. Андрей помолился перед ней и взял икону в свой дом. От этой иконы стали исходить многие чудеса, и вскоре она была перенесена в Москву, где ее приветствовали царь и патриарх. Указав на его возвращение, царь повелел на месте его появления воздвигнуть монастырь; он оставался в этом монастыре до большевистской революции 1917.
Икона «Неупиваемая чаша» 5/18 мая
Испокон веков русские люди взывали к Богу и Его святым в молитве о помощи, совершали паломничества к святым местам. Одна из достопримечательностей — Высоцкий монастырь в городе Серпухове, куда и по сей день стекаются люди, борющиеся с алкоголизмом, со всей России. Там покоится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша», получившая известность в конце XIX века.
Тип иконографии, примером которого является «Неупиваемая чаша», является третьим типом древнего изображения Божией Матери, т. е. иконой «Знамение». Однако на этой иконе Младенец изображен стоящим в чаше. Чаша с Младенцем, дарующим Своё благословение, есть Чаша Причастия. Через эту Святую Чашу христиане получают все блага, данные человечеству через искупительный подвиг Христа. Эта Чаша воистину неупиваема, неупиваема, ибо Агнец «всегда есться, но никогда не сгорает».
Богородица стоит, как могучий первосвященник, с воздетыми в заступничестве руками, принося Богу эту Жертву — Своего закланного Сына. Она возвещает, что каждому нуждающемуся уготована Неупиваемая Чаша Божественной помощи и милосердия.
Копии «Неупиваемой Чаши» можно приобрести в киоске в нашем храме.
Икона «Жировица» 7/20 мая
Чудотворная икона явилась в XV веке при следующих обстоятельствах. В 1470 году в лесу, принадлежащем православному литовскому дворянину Александру Солтану, пастухи селения Жировиц Гродненской губернии стали свидетелями необычайно яркого света, проникавшего сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего рядом с ручьем у основания холм. Столь необычное явление возбудило любопытство пастухов. Они подошли несколько ближе и увидели на дереве маленькую икону Богородицы, облеченную в сияние. Долгое время мощный свет и благоговейный трепет, охвативший их при виде этой иконы, не давали им приблизиться к самой иконе. Но мало-помалу свет, исходящий от иконы, рассеялся.
Поклонившись образу Богородицы, пастухи сняли его с дерева и принесли своему владыке Александру Солтану, назначенному тогда литовским правительством управляющему. Александр не очень поверил рассказу пастухов, но все же взял икону и запер ее в ларец.
На следующий день гости посетили Солтан. В ходе беседы мастер рассказал им о найденной пастухами иконе Божией Матери. Его гости заинтересовались находкой и изъявили желание ее увидеть. Александр пошел за ним, но не нашел его в сундуке. Это крайне изумило его, ибо лишь немного раньше он видел его на назначенном месте.
Через некоторое время те же Жировицкие пастухи вновь нашли эту икону Богородицы на том же месте и во второй раз принесли ее Александру Солтану. На этот раз он отнесся к святому образу с большим благоговением, чем раньше. Он считал себя недостойным иметь икону в своем доме и дал обет построить на месте Ее явления храм Пресвятой Богородицы.
Солтан исполнил свой обет и построил деревянную церковь, возле которой выросло поселение и был организован приход. До 1560 года святая икона оставалась в этой церкви. Затем, однако, случился пожар, и, несмотря на все усилия местного населения потушить его, огонь поглотил всю церковь. Тщетными оказались и попытки спасти от огня святую икону Богородицы. Все, думая, что икона погибла, оплакивали ее утрату. Однако икона Богородицы вскоре была обретена чудесным образом.
Крестьянские дети, возвращаясь из школы, подошли к холму, у подножия которого стояла сгоревшая церковь. Здесь им явилось дивное видение: на камне сидела необыкновенно красивая Дева, залитая сиянием. Дети не осмелились подойти к Ней, а поспешили рассказать друзьям и родственникам об увиденном. Весть о видении дошла и до священника. Приняв рассказ детей за божественное откровение, все они отправились на холм. Подойдя к скале, они заметили, что на ней горит свеча. Подойдя поближе, они обнаружили на скале Жировицкую икону Богородицы, совсем не пострадавшую от огня. Священник и жители Жировица несказанно обрадовались обретению утраченной святыни. Так как у них не было приходской церкви, икона некоторое время оставалась в доме священника. Позже прихожане возвели новую, каменную церковь. После завершения его освятили и посвятили Богородице, а в него поместили чудотворную икону.
Через сто лет после этих событий рядом с церковью возник монастырь; в его задачи входило воспитание жителей края в духе православной веры и борьба с унией и римо-католичеством. Монашеская братия словом и делом ревностно выполняла свое поручение. Монахи не только посвятили себя просветительской работе среди народа, но и вели строго аскетический образ жизни. К сожалению, вскоре их работа была вынуждена прекратиться. В 1618 году монастырь был захвачен униатами и оставался в их руках до 1839 года.. С этого момента чудотворная Жировицкая икона Богородицы также перешла под контроль униатов, которые оказывали ей должное уважение и почитание. Его почитали даже поляки. В 1839 году Жировицкий монастырь и чудотворный образ Богородицы были возвращены православным.
Жировицкая икона Богородицы рельефно изображена на камне яшме небольшого размера. Ныне она покоится слева от Царских врат, в иконостасе Успенской церкви, главного храма монастыря, построенного на месте первого явления иконы. Среди паломников, приходящих поклониться святой иконе, принято брать запас воды из источника, возле которого впервые явилась икона Жировица. Теперь этот источник содержится в склепе под церковью. Помимо воды паломники берут и осколки камня со скалы, на которой в третий раз явилась святая икона. Эта известная своими большими размерами скала, известная как «Следы Богородицы», находится под алтарем одной из монастырских церквей.
Икона «Киевско-Братская» 23/10 мая
Икона Божией Матери «Киевско-Братская» чудесно явилась в храме свв. Бориса и Глеба в 1654 году в городе Вышгороде (Киевская губерния). В 1662 г. во время войны России с Польшей (1659 — 1667) город сильно пострадал от рук союзных с поляками крымских татар. Церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба была разрушена и осквернена. Однако по Промыслу Божию чудотворная икона Божией Матери и мощи свв. Бориса и Глеба пощадили; икона была своевременно вынесена из храма и пущена по Днепру, а мощи святых были сокрыты. Икона была отнесена течением реки к берегам Подола в Киеве, где была радостно принята православными и с должными почестями перенесена в Братский монастырь. Там он и оставался на протяжении многих лет. В обзоре церковного имущества Киево-Братского монастыря, составленном в 1807 году, есть описание иконы. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Божией Матери», сложенная вскоре после 169 г.2. Киево-Братская икона Божией Матери празднуется ежегодно три дня: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. дольше сохранились. Копия существует в Киевском Покровском монастыре.
Теребинская икона 14/27 мая
Теребинская икона Божией Матери находится в Теребинской пустыни святителя Николая Чудотворца Тверской епархии. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена по пояс, с воздетыми руками. Божественный Младенец изображен в полный рост, с раскинутыми руками и стоящим на земном шаре. Эта икона упоминается вместе с другими чудотворными иконами в различных документах глубокой древности, но подробных сведений об иконе не существует. Известно, что он появился в 1654 году рядом с Теребинской пустынью, от которой и получил свое название.
Икона, находящаяся в настоящее время в Теребинской пустыни, является копией; местонахождение оригинала неизвестно. По некоторым сведениям, он был доставлен в Софийский собор в Новгороде.
Николо-Теребинский монастырь находится в живописной местности на Бежецких высотах на берегу реки Мологи (ныне село Слобода Максатихинского района). Монастырь основан в 1641 году на месте деревянной церкви, возведенной в 1492 году помещиком Михаилом Обутковым в селе Теребены и посвященной святителю Николаю. Обутков перенес в этот храм свои самые ценные иконы, в том числе Теребинскую икону Божией Матери и чудотворную икону святителя Николая.
После Октябрьской революции монастырь продолжал функционировать. В начале 1930-х монастырь был закрыт. Большевики конфисковали его имущество, а на его территории устроили склад сельскохозяйственных удобрений. В 1992 году церковная жизнь в монастыре возобновилась. В 1995 году началась реставрация церквей, а летом 1999 года в монастыре вновь раздался звон колоколов.
Икона «Ярославль-Печерская» 15/28 мая
В Ярославле женщина по имени Александра Добычкина 17 лет страдала страшной болезнью: Сначала ей пришлось пережить депрессию, а потом терпеть ноющие боли в руки и во все ее суставы, из-за чего она кричала в агонии. В 1823 году ей приснился сон, в котором она увидела некую церковь и в ней икону Божией Матери. Позже она ходила из церкви в церковь, повсюду отыскивая такую церковь. Наконец она попала в Ярославский епархиальный центр. Здесь, около колокольни, она увидела церковь Крестного хода и узнала в ней ту церковь, которую видела во сне. Она вошла в храм с чувством радостного предвкушения и, как только увидела написанную на стене Печерскую икону Божией Матери, вдруг повалилась на пол, всем телом в конвульсиях. Придя в себя, она испытала отчетливую надежду на то, что получит от увиденной во сне иконы Божией Матери исцеление от недугов, преследовавших ее многие годы.
Почему взрослым важно прививаться от кори. Как проверить наличие иммунитета. Какие противопоказания существуют для вакцинации. Куда делают укол и какие могут быть побочные эффекты. Где
Сколько должен есть новорожденный ребенок в первые месяцы жизни. Какой режим сна считается нормальным для грудничка. Что делать, если малыш часто просыпается и просит грудь.
Как правильно лечить насморк у ребенка. Что рекомендует доктор Комаровский при насморке у детей. Какие средства эффективны, а какие могут навредить. Как облегчить состояние ребенка
Можно ли кормить грудью при повышенной температуре. Как кормить новорожденного, если у мамы жар. Что делать при лихорадке у кормящей матери. Безопасно ли грудное вскармливание