Серпухов высоцкий монастырь официальный сайт: Высоцкий мужской монастырь — Заказ поминовений
Содержание
Новости обители
Корзина 0
Вход
Новости обители
Новости общецерковные
12.12.2022 18:44:00
Представители Русской Церкви приняли участие в заключительных мероприятиях юбилейного года 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии
12.12.2022 17:35:00
Служба «Милосердие» запустила акцию «Дари радость на Рождество»
12.12.2022 16:53:00
Состоялась встреча представителя Русской Церкви с послом Российской Федерации в Сирии
12. 12.2022 15:45:00
Святейший Патриарх Кирилл: Церковь выступает за фундаментальное право граждан отказываться от биометрической идентификации
12.12.2022 14:39:00
Перспективы объединения жителей арктических территорий через программы «Православной инициативы» обсудили на международном форуме
12.12.2022 13:23:00
В Санкт-Петербурге завершился фестиваль «Невский благовест»
12.12.2022 11:34:00
В Издательском Совете пройдет презентация книг, изданных Белорусским экзархатом
11. 12.2022 14:28:00
Состоялось ежегодное собрание Совета православных общественных организаций
10.12.2022 18:46:00
В Железногорской епархии отрыли комплексный гуманитарный центр «Покров»
10.12.2022 17:33:00
Епископ Джакартский Питирим освятил памятник советским летчикам транспортной авиации в столице Лаоса
10.12.2022 16:35:00
Институт перевода Библии выпустил книгу «Мудрость Соломона» на абазинском языке
10. 12.2022 15:06:00
Состоялось освящение духовно-культурного центра Костанайской епархии имени епископа Тимона (Русанова)
10.12.2022 14:26:00
Учебный комитет и компания «Антиплагиат» провели обучающий вебинар для высших духовных учебных заведений
10.12.2022 13:40:00
В Санкт-Петербургской духовной академии прошел общественно-научный форум «Государство и религия: пути диалога»
10.12.2022 11:29:00
В.Р. Легойда: Наследие новомучеников помогает в поисках ответов на вопрос, что значит быть христианином сегодня
10. 12.2022 10:26:00
Стартовал республиканский молодежный православный проект «Молюсь за Беларусь», приуроченный ко Дню православной молодежи
Святыни монастыря
Невозможно представить себе Россию — нашу Святую Матушку-Русь без православных монастырей. Они всегда были оплотом духовности русского народа, великой его силой, центрами духовного и культурного просвещения, недаром раньше говорили, что сердце России бьется в ее монастырях. Среди бесценных духовных сокровищ русской культуры, которые хранят святые обители, особое место занимают святыни. Святыни — это то, перед чем благоговеет каждая верующая душа, это обильные источники Божией благодати, щедро изливающиеся на всех, с верою приходящим к ним.
К началу XX века Высоцкий монастырь по отзыву современников представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России, в которой находилось много святынь. С приходом Советской власти от былого благолепия монастыря не осталось и следа. Первым ударом по монастырю, под предлогом специально спровоцированного голода в Поволжье, явилось, всем известное, изъятие церковных ценностей в 1922-23 гг. Не всем известна подлинная причина этой акции. Ленин имел в виду иные цели: «Мы должны — писал он — именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». Поставленная цель была достигнута. В 1931 году Высоцкий монастырь, уже бывшим тогда всего лишь приходом, был окончательно разорен, осквернен и закрыт. Очень немного, из того, чем был раньше богат наш монастырь, дошло до наших дней, часть ризницы была спрятана монахами во время революции и до сих пор не найдена. Некоторая часть, из того, что было в обители, теперь находится в хранилищах музеев. Все остальное погибло безвозвратно.
Милостью Божией в 1991 г. Серпуховский Высоцкий монастырь был передан Русской Православной Церкви. Разоренная и оскверненная обитель, в которой не сохранилось ничего, кроме некоторых полуразрушенных и обветшалых зданий, начала возрождаться. К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша»…
Через свою святую икону Матерь Божия помогает людям в избавлении от греха пьянства, курения, наркомании, болезней и оказывает помощь в различных жизненных проблемах. Множество драгоценных даров, приносимых к святой иконе, и благодарственные отзывы являются живым свидетельством полученной благодатной помощи от Царицы Небесной. Уже на протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный.
Необходимо отметить, что слава этой иконы уже давно распространилась за пределами России по всему православному миру. К чудотворному образу приезжают паломники из многих стран бывшего Союза и дальнего зарубежья.
Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря в наше время являются святые мощи преподобного Афанасия Младшего. 24 сентября 1994 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Как раньше, так и в наше время, преподобный подает всем, с верою прибегающим к его многоцелебным мощам, свою благодатную помощь.
В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей св. прав. Анны — матери Пресвятой Богородицы, св. Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеймона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; Преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина, около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинских старцев; новомучеников Российских: патриарха Тихона, свщмч. Фаддея Тверского, Иллариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.
Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных ювелирной работой ковчегах. И выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.
Среди множества икон, украшающих храмы Высоцкого монастыря, особо чтятся верующими чудотворный образ св. вмч. Георгия Победоносца, новгородского письма ХV века, с частицей его мощей; иконы Божией Матери «Скоропослушница» и св. вмч. целителя Пантелеймона, чудного афонского письма XIX в. Чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», переданный нашей обители в 1996 г. СИХМ, икона Николы Можайского XIV в., икона прп. Сергия Радонежского — написанная на крышке от его раки. В нее вставлена частица его мощей и часть от его гроба. Икона «Всех скорбящих Радосте», находящаяся на горнем месте в Сергиевской церкви, была ранее очень почитаема в одной из деревень Ногинского района.
Ковчег с чатицами мощей св. праведной Анны
Икона Божией Матери «Иверская» — точная копия с Валдайской Иверской иконы Божией Матери. Местная икона Тихвинской Божией Матери в иконостасе Покровского храма. Икона священномученика Гермогена с дарственной надписью патриарха Тихона. Есть ряд икон, которые, возможно, не относятся к особо чтимым в монастыре святыням, но и они заслуживают внимания по своей древности и красоте. В первую очередь, это святые Царские врата XVII века, замечательного Ушаковского письма, большая икона «Страшного Суда» XVII столетия. В иконостасе Покровского храма — местная икона Спасителя XVII века, и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, Московская школа, XVII в.; небольшая икона Иосифа Волоцкого, в серебряном басменном окладе, XVII в., и ряд других интересных икон.
С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, часть от гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, который хранится в музее Московского Кремля. Епитрахиль св.прав. Иоанна Кронштадтского и его небольшой потир. Часть рубашки преп. Серафима Саровского, обагренная его кровью, когда он был избит, едва не до смерти, разбойниками. Святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого.
В Высоцком монастыре хранится несколько серебряных напрестольных крестов, искусной работы XVIII, XIX вв., потиры, два серебряных кадила и некоторая другая старинная церковная утварь, того же времени. В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцев и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.
Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Чего стоит только утрата большей части монастырских стен и храма в честь преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее состояние благолепия Высоцкого монастыря — это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог — кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто помогал своими трудами, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым. Мы особо признательны администрации города, музею Московского Кремля, передавшему монастырю из своих фондов немало предметов церковной утвари и святых мощей и, конечно же, Серпуховскому историко-художественному музею, который внес значимый вклад в возрождение Высоцкой обители.
Читать дальше
Епископ Сурожский Матфей сослужил Святейшему Патриарху Кириллу Божественную литургию в Храме Христа Спасителя
|
История Серпухов Остается неясным, когда был основан город Серпухов. Впервые упоминается как город в церковной грамоте великого князя Московского Ивана Калиты. Текст датируется 1328, 1336 или 1339 годом.. Однако свое официальное 650-летие Серпухов отметил в 1989 году. С 1341 по 1456 год он был столицей удельного Серпуховского княжества, а затем вошел в состав Московского государства. Раннюю историю города во многом определили выдающиеся государственные деятели и пастыри Московской Руси, а именно митрополит Алексий, князь Владимир Андреевич Храбрый, Сергий Радонежский и его ученик Афанасий Высоцкий. В 1358 году князь Владимир Андреевич Серпуховский стал единственным наследником Серпуховского княжества. В 1374 г. он заложил в городе первый дубовый кремль, хотя и не жил там постоянно, будучи владельцем трети Московского города и ряда подмосковных слобод. В XIV веке укрепление Серпуховского удела началось с основания в 1360 году Господского монастыря. Монастырь был основан Алексеем, митрополитом Московским, который послал своего мирянина Варлаама подыскать там место для обители. В 1374 году Высоцкий монастырь был основан князем Владимиром Серпуховским: по его просьбе преподобный Сергий Радонежский пришел пешком в Серпухов и заложил первый камень в основание Зачатьевского собора монастыря. Первыми настоятелями монастыря были Афанасий Высоцкий Старший и Афанасий Высоцкий Младший. Монастыри, построенные на берегах Нары, близ ее впадения в реку Оку, стали духовными и культурными центрами, а также форпостами Московского княжества на его юго-западной границе. Князь Владимир Андреевич участвовал в походах великого князя Дмитрия Ивановича Московского на Литву, Тверь и Ржев. В знаменитой битве на Куликовом поле в 1380 году его полк определил победу русских над Ордой. Эта победа принесла ему почетное звание Храброго. В 1382 году хан Тохтамыш сжег Серпухов и захватил Москву. Владимир Андреевич со своими войсками разгромил один из ханских полков и тем заставил монголов отступить из московских земель. В 1408 г. Серпухов был сожжен ордынским ханом Едигу, а через два года разгромлен литовским князем Свидригайлом. В 1410 году князь Владимир Храбрый скончался и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Род серпуховских удельных князей оборвался в начале 1480-х гг. В конце 15 — начале 16 веков город был отдан казанским ханам. Впоследствии Серпухов окончательно был присоединен к Московскому государству. При Иване Третьем была организована приречная служба, а Серпухов в числе других городов составлял передний край защиты от набегов крымских ханов. В 1556 году взамен деревянной была построена белокаменная крепость. В военное время в городе стоял большой полк. Укреплённые стены были рассчитаны на размещение пушек и аркебуз, так как в то время уже широко применялась артиллерия. В конце XVII века на территории Кремля после пожара было построено новое здание Троицкого собора (собор на этом месте существовал с тех пор, как в XIV веке здесь была построена первая крепость). По данным первой переписи населения Серпухова 1552 г., большая часть горожан занималась кожевенно-железным и гончарным делом. В 18 веке Серпухов стал центром изготовления парусины. В 1761 г. уже 30% объема российского экспорта парусины приходилось на городские фабрики. В 1781 году был установлен герб города: павлин с распущенными перьями на красном фоне. В 1784 г. Серпухов получил очередной план застройки. В 19веке он развивался как центр текстильного производства. На суконные фабрики было занято 92% всех рабочих. Текстильные фабрики Коншиных в Серпухове стали крупнейшим производителем текстиля в России второй половины XIX века. С именем Антона Павловича Чехова связана Серпуховская городская управа, сыгравшая важную роль в строительстве школ, больниц и дорог. Известный писатель, когда жил в своем имении Мелихово, был членом Земельного собрания и принимал участие в заседаниях Санитарного совета. Монастыри и церкви придавали городу неповторимый облик. В 1918 году в Серпухове с населением около 30 тысяч человек было 2 монастыря, 22 церкви и 6 звонниц. Достопримечательности Богатое историческое прошлое подарило нам ряд интересных памятников, среди которых здания гражданской и промышленной архитектуры. Серпухов также богат культурными традициями. Его гордостью является Историко-художественный музей, который славится богатейшей коллекцией изобразительного искусства и расположением в лучшем купеческом особняке города (построенном в 19 веке).00, архитектор Р.И. Клейн) когда-то принадлежала фабрикантке А.В. Мараевой. Пригород хранит память о некогда роскошных парково-дворцовых ансамблях усадебных усадеб XVII-XIX вв., таких как усадьба XVIII в. в Рай-Семеновской слободе, ранее принадлежавшая Павлу Первому гофмаршалу А. П. Нащокину, г. Пущино-на- Наре (XVIII в.) родовое имение князей Вяземских, имение Подмоклово принадлежало князьям Голицыным в допетровскую эпоху и князьям Долгоруким в нач. XVIII в. | ||||
Теги: | ||||
|