Северно израильское царство: Северно-Израильское царство | это… Что такое Северно-Израильское царство?

Разное

Глава 7. История Северного (Израильского) царства — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета


В Иудейском царстве, которое включало в себя Иудино и часть Вениаминова колена, сохранялась по-прежнему, согласно обетованию Божию, династия потомков Давида. Несмотря на разные опасности, которым она подвергалась, эта династия просуществовала до падения царства, а в Северном, или Израильском царстве сменилось за 200 лет его существования четыре более-менее продолжительные династии, не считая различных промежуточных правителей, самое короткое правление одного из которых продолжалось 7 дней. В обоих царствах правили по 19 царей (см. в Приложении к главе хронологическую таблицу истории царства).

Рассмотрим сначала историю Израильского царства. Такой подход является несколько искусственным, потому что история Израиля и Иудеи постоянно пересекаются. Но для простоты мы вынуждены это сделать.

Первая династия Израильского царства началась с царя Иеровоама I, из колена Ефремова. Через пророка Ахию он получил обетование. Если он будет верен Завету Божию, то царство его утвердится и будет процветать так, как утвердилось царство Давида. С самого начала этот царь полагается более на мирскую мудрость и на свои практические меры более, чем на помощь Божию. Желая утвердить за собой царство, он пытается отделить свой народ от иудеев в религиозном отношении. Все по-прежнему собирались на праздники в Иерусалим, для поклонения в Храме. Иеровоам решает устроить свои собственные культовые центры, чтобы избавиться от необходимости религиозного общения между двумя государствами. Он устанавливает двух золотых тельцов в Вефиле и Дане и устраивает около них служение, причем поставляет священство не только из числа Левитов, но и из других несвященных колен. После этого он объявляет: «…Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28). Здесь тот же символ и та же формулировка, что и у горы Синай. Хотя предполагалось, что это – новая форма служения истинному Богу, но по сути, это уже идолопоклонство. Отступление от второй заповеди вскоре повлекло за собой отступление и от остальных, а одновременно с этим – и от Бога.

Вефиль знаменит тем, что Иакову там было великое богоявление, а теперь именно там было устроено место беззаконного служения [35, т. 29, с. 260].

Резиденция Иеровоама находилась последовательно сначала в Сихеме, потом в Пенуэле, потом, наконец, в Фирце. Правление его продолжалось 23 года. Счастливым назвать его нельзя. В 926 году фараон Сусаким (Шешонк) совершил опустошительное нашествие на Израиль и Иудею. За нечестие, за прямое и явное отступление от Завета Божия, и за попытки помимо Бога, своими силами и средствами утвердиться на царстве, Иеровоам получает от Бога приговор о своем отвержении. Точно так же, было с Саулом. Несмотря на все обличения, Иеровоам остается непреклонен в своей политике, и даже тяжелая болезнь сына не вразумляет его, а он посылает жену (переодетую, чтобы никто не узнал) к пророку Ахии, вопросить о судьбе ребенка. Однако Ахия, хотя он был слеп, как только она входит в дверь, говорит: «…войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе. Пойди, скажи Иеровоаму: так говорит Господь Бог Израилев: Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождем народа Моего Израиля, и отторг царство от дома Давидова и дал его тебе; а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими; ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошел, и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, за это Я наведу беды на дом Иеровоамов и истреблю у Иеровоама , заключенного и оставшегося в Израиле, и вымету дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14:6–10). Смерть ребенка есть благо для этого младенца, потому что он не испытает на себе той судьбы, которая уготована потомкам Иеровоама. И действительно, не успевает после смерти Иеровоама сын его Нават воцариться, как через год он уже убит. И родоначальник следующей, второй династии, Вааса из колена Иссахарова воцаряется над Израилем.

Хотя Иеровоам еще не вводит служения богам других народов, не вводит разнузданного идолопоклонства, отделение народа от Иерусалимского культа, установка золотых тельцов уже прокладывает направление, по которому пойдет дальнейшее благочестие израильтян. Среди всех царей, которых Священное Писание нам показывает, не видно ни одного благочестивого царя, ни одного царя, который бы пытался вернуться к Завету Божию и вернуть к нему народ. Следующая династия тоже представлена только двумя лицами – это Вааса и его сын Ила. Первый правил 24 года, второй только 2 года, и был убит начальником половины колесниц, Замврием, который сумел продержаться на троне только 7 дней, после чего он сам был казнен начальником израильского войска Амврием, который и воцарился.

Из этой, уже третьей, династии, родоначальником которой стал Амврий, мы знаем четырех царей – самого Амврия, его сына Ахава – наиболее знаменитого, Охозию и Иорама. Царствование Амврия – одно из самых ярких царствований Израиля в политическом и военном смысле. При нем был основан город Самария, который с тех пор стал столицей Северного царства. Нужно сказать, что все это время постоянно шла война, и продолжался военный конфликт между Северным и Южным царством. И в эти конфликты, так или иначе, вовлекались окрестные народы. Не будем останавливаться на подробностях этих царствований, тем более, что в религиозном смысле они друг от друга мало отличаются, а вот на царствовании Ахава, нужно остановиться.

Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Северное царство

ЗЕМЛЯ ИЗРАИЛЯ (ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ). ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК. СЕВЕРНОЕ ЦАРСТВО

Содержание:

  • Рехав‘ам и раскол царства Соломона
  • Иоров‘ам I
  • Борьба с Арам-Даммесеком

Сын Соломона, Рехав‘ам, был хорошо осведомлен о недовольстве северных колен и, чтобы успокоить брожение, перенес свою коронацию из столицы царства, Иерусалима, в древний культовый центр северных племен — Шхем. Собравшиеся в Шхеме представители племен потребовали от Рехав‘ама заранее оговоренных реформ, касавшихся трудовой повинности, ставшей тяжелым бременем в конце царствования Соломона и рассматривавшейся народом как грубое нарушение прав свободных граждан. Колено Иехуда, родное племя царя, почти свободное от этой повинности, не принимало участия в брожении.

Игнорировав совет «старых» придворных, «которые стояли перед Соломоном» (I Ц. 12:6), Рехав‘ам последовал совету молодых (буквально `детей`; там же 12:8) и отказался пойти на уступки.

Это привело к восстанию, во главе которого снова стал Иоров‘ам, вернувшийся из Египта, куда он бежал после поражения возглавленного им восстания против Соломона. Восставшие вновь выдвинули лозунг Шевы, сына Бихри: «Нет нам надела у Давида и наследия у сына Ишая. По шатрам своим, Израиль» (I Ц. 12:16).

Отделение северных колен от просуществовавшего почти столетие единого царства положило начало длительной вооруженной борьбе между двумя вновь возникшими царствами — северным царством Израиля и южным царством Иудеи.

Государства, возникшие в результате раскола единого царства, отличались друг от друга как в экономическом, так и в политическом отношении. Бедная природными ресурсами и преимущественно скотоводческая Иудея лишилась большей части налоговых поступлений, доходов от внешней торговли и источников местного сырья. Однако Иудее удалось избежать немедленного экономического упадка благодаря богатствам, сосредоточенным в руках царского чиновничества и купечества еще со времен Соломона. Исключительная устойчивость династии Давида, объясняющаяся как сложившимся вокруг его имени ореолом, так и тесной связью царствующего дома с Храмом, гарантировала беспрепятственную преемственность власти и гражданский мир в Иудейском царстве. Израильское царство, несомненно, выиграло от раскола в экономическом отношении, однако разнородность политической структуры, противоречивые интересы племен, значительно дальше, нежели в Иудее, зашедшее социальное расслоение наложили отпечаток неустойчивости на внутреннюю жизнь страны и вели к частым династическим переворотам.

Верный возложенной на него пророком Ахией миссии, первый израильский царь Иоров‘ам I (примерно 928 г. до н. э.–907 г. до н. э.) принялся за восстановление древних культовых центров северных колен в Бет-Эле и Дане, стремясь таким образом наряду с политической независимостью обрести также религиозно-культовую независимость от Иудеи. Чтобы подчеркнуть различие между Иерусалимским храмом Соломона и израильскими святилищами, Иоров‘ам I возродил древнюю культовую традицию северных племен, в которой пьедесталом Бога служили не херувимы (как в Иерусалимском храме), а быки. Это нововведение Иоров‘ама стало впоследствии мишенью для нападок иудейских летописцев, обвинявших израильский культ в идолопоклонстве. Иоров‘ам перенес празднование Суккот на месяц позже, чем было принято в Иудее, также, по-видимому, следуя древней традиции северных колен. К служению в новых святилищах Иоров‘ам привлек не традиционных служителей Иерусалимского храма из колена Леви, а вновь созданное им сословие священников. В качестве царской резиденции Иоров‘ам также стремился избрать город, освященный религиозной традицией: сначала резиденция царя находилась в Шхеме, затем — в Пнуэле (оба места связаны с религиозным опытом Иакова).

Централизованная административная система, введенная Соломоном, была в принципе сохранена Иоров‘амом, однако был сделан ряд уступок племенному партикуляризму. По всей видимости, Иоров‘ам реформировал систему налогообложения, чтобы оправдать отделение от Иудеи и свое воцарение.

Во время царствования Рехав‘ама и Иоров‘ама основатель XXII династии фараон Шешонк, стремясь восстановить египетский контроль над Эрец-Исраэль, вторгся в страну. В триумфальной надписи Шешонка в Карнакском храме упоминаются около 150 городов и селений Израиля, разрушенных египетскими войсками. Рехав‘аму удалось спасти Иерусалим, откупившись от фараона дворцовыми и храмовыми сокровищами. Несмотря на опустошения, сопровождавшие египетское вторжение, влияние похода Шешонка не было длительным: фараон умер вскоре после похода, а его преемники не продолжали политики экспансии в Эрец-Исраэль.

Вооруженная борьба между Иудеей и Израилем, начавшаяся сразу же после раскола царства Соломона, шла с переменным успехом. На первом этапе ни одно из двух царств не добилось решительного перевеса над другим, хотя Рехав‘аму и удалось присоединить к Иудее надел Биньямина. В последующие годы царствования Иоров‘ама сын Рехав‘ама Авиям продвинул северную границу Иудейского царства до южной части гор Эфраима. Военные неудачи привели к падению династии Иоров‘ама, которую сверг военачальник Ба‘ша из колена Иссахара. Ба‘ше удалось не только вернуть отторгнутые Авиямом от Израиля территории, но и захватить часть исконной территории Иудеи к северу от Иерусалима. Военный натиск Израильского царства был столь силен, что сын Авияма, Аса, был вынужден призвать на помощь Бен-Хадада I, царя Арам-Даммесека. Опустошительное вторжение арамеев в северные области Израильского царства и смерть Ба‘ши в 883 г. до н. э. ослабили позиции его династии. В 882 г. до н. э. сын Ба‘ши, Эла, был убит военачальником Зимри. Последнему, однако, удалось удержаться на престоле лишь семь дней, после чего власть перешла к верховному командующему царской армией Омри (882–871 гг. до н. э.), ставшему родоначальником третьей израильской династии.

Своими успехами династия Омри была во многом обязана тесному союзу с Тиром, переживавшим эпоху экономического расцвета. Союз был скреплен браком сына Омри, Ахава (874–852 гг. до н.  э.), с дочерью тирского царя Этба‘ала Изевель. Важным актом, свидетельствующим о государственных устремлениях Омри, было основание новой столицы — Самарии (Шомрон), по-видимому, на территории, находившейся в личном владении царя.

Одним из основных факторов, характеризующих этот период в истории северного Израильского царства, является борьба с Арам-Даммесеком за Гил‘ад и Башан, которые были отторгнуты арамеями от Израильского царства еще до воцарения Ахава. После ряда неудачных попыток Ахаву удается нанести арамеям тяжелое поражение и возвратить утраченные Израилем территории в Заиорданье. Однако Ахав проявляет исключительное великодушие и заключает союз с побежденным Арамейским царством на условиях равенства, причиною чего было усиление Ассирии (см. Месопотамия), угрожавшей всем странам Ближнего Востока (см. ниже).

Вражда между Иудейским и Израильским царствами прекратилась с воцарением в Иудее сына Асы Иехошафата (870–846 гг. до н. э.), осознавшего окончательность отпадения Израиля и бесперспективность попыток восстановить единое царство под эгидой Иерусалима — тем более, что в военном отношении Израильское царство в этот период значительно превосходило Иудею. Содружество двух еврейских царств было скреплено браком между царствующими домами: дочь (по другой версии сестра) Ахава Аталия стала женой сына Иехошафата, Иехорама (846–843 гг. до н. э.). По-видимому, произошло также сближение Иудеи с Финикией.

Наступил период экономического и политического расцвета обоих царств. Иудея вновь овладевает выходом к Красному морю и торговыми путями в южное Заиорданье. В результате этого торговая артерия из северной Сирии к Красному морю и оттуда в Аравию оказывается под контролем трех союзных государств — Тира, Израиля и Иудеи, что приносит всем трем большую экономическую выгоду.

Экономический подъем Иудеи позволил Иехошафату осуществить внутреннюю реорганизацию царства. Территория Иудеи была разделена на 12 округов, что позволило с большей эффективностью проводить административную и фискальную политику.

Поздние летописи периода персидского владычества повествуют о реформах Иехошафата, главным образом в области судопроизводства. Он назначил судей из сословия левитов, подчиненных Иерусалимскому храму и, тем самым, царю. Административно-судебная реформа усилила контроль царя над страной, поставив население в еще большую зависимость от двора и Храма.

В этот период на историческую арену Ближнего Востока выступает Ассирийская держава, которая быстро становится фактором, определяющим судьбы стран, расположенных к западу от Евфрата, включая Израиль и в некоторой мере Иудею.

Экспансия Ассирии и, в особенности, набеги ассирийского царя Ашшурбанипала на северную Сирию, сопровождавшиеся жестокими грабежами и массовым истреблением населения, привели к возникновению антиассирийской коалиции 12 царей. Эта коалиция, возглавляемая царями Дамаска, Хамата (в средней Сирии) и Израиля и поддерживаемая Египтом, который опасался резкого усиления Ассирии, успешно отражала ассирийские вторжения в 853, 849, 848 и 845 гг. до н. э. и не позволила Салманасару III (859–824 гг. до н. э.) прорваться в южную Сирию, Финикию и Израиль. Согласно анналам Салманасара, в битве при Каркаре (853 г. до н. э.) Ахав выставил 2 тыс. боевых колесниц, что превосходило объединенные силы всех остальных участников коалиции.

Развитие ремесел и расширение международной торговли во времена Ахава привели к усиленной урбанизации Израильского царства и обогащению царских сановников. Вызванные этими процессами социальные конфликты ослабляли позиции правящей династии. Наряду с социальным недовольством в стране назревал культурно-религиозный конфликт: тесные экономические и политические связи с Тиром повлекли за собой внедрение элементов финикийской культуры, в частности Ваала культа. Проводником финикийского влияния была царица Изевель, по настоянию которой в Шомроне был воздвигнут храм Ваала, где служили тирские жрецы. Отправление чужеземного культа, ставшее модой в придворных кругах, вызвало резкое противодействие со стороны пророческого движения (см. ниже), во главе которого стал пророк Илия. При Ахаве борьба еще не приняла политического характера, однако при сыне Ахава Иехораме (851–842 гг. до н. э.) пророки уже стоят во главе политического движения против дома Омри. В царствование Иехорама престиж династии был окончательно подорван военными неудачами царя, среди которых был безрезультатный поход против царя Моава, Меши (850 г. до н. э.), и поражение при попытке захватить принадлежавшую Дамасскому царству крепость Рамот-Гил‘ад в северном Заиорданье.

В 842 г. до н. э. власть в Израильском царстве была захвачена военачальником Иеху. Согласно библейскому повествованию, посланец пророка Элиши, возглавившего пророческое движение после смерти Илии, явился в военный лагерь у Рамот-Гил‘ада и от имени Элиши помазал Иеху на царство. Совет военачальников признал Иеху царем. Восстание завершилось кровавой расправой с царской семьей и теми, кто участвовал в служении тирскому Ваалу. Во время переворота был убит также гостивший у Иехорама иудейский царь Ахазия, правивший всего один год (843–842 гг. до н. э.).

Хотя цели мятежников были достигнуты, и культурно-религиозное влияние финикийского Тира было искоренено, политические и экономические последствия переворота были крайне неблагоприятны для обоих еврейских царств. Немедленным следствием падения династии Омри было распадение тройственного торгового союза Тира, Израиля и Иудеи, повлекшее за собой экономический упадок Израильского и Иудейского царств. Другим следствием переворота был кризис официальной религиозности в Израиле, выразившийся в борьбе трех основных религиозных течений — пророческого, глава которого Элиша добился значительного влияния при дворе, рехавитов, связывавших свои религиозные идеалы с возвращением к общественному строю эпохи Судей, и приверженцев локально-племенных культовых традиций. Наконец, с внешнеполитической точки зрения, момент переворота был крайне неудачен. Вскоре после смены династий ассирийские войска под предводительством Салманасара III появились в Сирии, и Иеху, чтобы избежать опустошительного вторжения в страну, вынужден был послать ассирийскому царю обильную дань (841 г. до н. э.). Вся дальнейшая история Израильского царства проходит под знаком усиления Ассирии, неуклонная экспансия которой к югу делает падение Израиля лишь вопросом времени.

Со смертью Иеху и восшествием на престол его сына Иехоахаза (814–800 гг. до н. э.) арамейский Дамаск начинает проводить экспансионистскую политику. Правитель Дамаска Хазаэль добился гегемонии в центральной и южной Сирии, вторгся в Израиль, захватил Гил‘ад, Аммон, Моав и Эдом. В 814 г. до н. э. Хазаэль предпринял поход к берегу Средиземного моря, разгромил Израиль, взял дань с Иудеи и, по-видимому, овладел северной Филистеей. Израильское царство не могло противостоять натиску Дамаска, значительно превосходившего его военной мощью. Границы Израиля сузились настолько, что включали лишь Самарию и ее окрестности, а Иехоахаз стал вассалом арамейского царя.

Экспансия Дамасского царства, угрожавшая самому существованию Израиля и Иудеи, была остановлена рядом поражений, нанесенных в 805–801 гг. до н. э. сыну и преемнику Хазаэля Бен-Хададу III ассирийским царем Ададнирари III. Поражение Дамаска было спасительным для Израиля. Сын Иехоахаза Иехоаш (800–784 гг. до н. э.) вновь овладевает частью утраченных при его отце заиорданских территорий. Прекращение выплаты дани царям Дамаска благоприятно сказывается на хозяйстве Израиля.

Аталия, дочь Изевель, мать царя Иудеи Ахазии, убитого во время переворота Иеху (см. выше), уничтожив всех остальных сыновей Иехорама за исключением малолетнего Иехоаша, провозгласила себя царицей Иудейского царства. Как в свое время ее мать в Израиле, Аталия (правила в 842–836 гг. до н. э.) пыталась ввести в Иудее культ тирского Ваала. Это вызвало резкое противодействие, в первую очередь, храмовых кругов, которые при поддержке придворной знати произвели переворот. Аталия была убита, и царем был провозглашен ее семилетний внук Иехоаш (836–798 гг. до н. э.). Главой переворота был первосвященник Иехояда, ставший опекуном малолетнего царя. Таким образом, впервые в истории Иудеи храмовые круги приобрели решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. Достигнув зрелости, Иехоаш пытался проводить независимую политику, что привело к беспрестанным внутренним трениям, вылившимся в открытый конфликт, когда царь опустошил храмовую сокровищницу, чтобы откупиться от угрожавшего Иерусалиму дамасского царя Хазаэля (814 г. до н. э.). К внутриполитической напряженности и экономическому упадку вследствие распадения тройственного торгового союза прибавилась вассальная зависимость от арамейского Дамаска. Положение почти не изменилось и при сыне Иехоаша Амации (798–769 гг. до н. э.). Последнему удалось вновь овладеть северным Эдомом, однако начатая им война против Израиля закончилась тяжелым поражением: израильский царь вошел в Иерусалим, разрушил в знак победы часть городской стены и ограбил храмовую сокровищницу. Военный провал и нарушение неприкосновенности Храма послужили поводом для переворота, осуществленного придворными кругами при поддержке храмовых служителей. Амация был убит, и на престол был возведен его сын Уззия, соправитель отца с 785 г.

Царствование Уззии в Иудее (769–733 гг. до н. э.) и сына Иехоаша, Иоров‘ама II, в Израиле (789–748 гг. до н. э.) является периодом расцвета обоих еврейских царств. Этот расцвет был обусловлен не только ослаблением Дамаска, но и согласованной внешней и внутренней политикой Израиля и Иудеи.

Иоров‘ам II, стремившийся полностью восстановить владычество Израиля в Заиорданье, нанес арамеям ряд тяжелых поражений, а затем овладел Дамаском. Долголетняя гегемония Дамаска в южной Сирии пришла к концу, и Израиль занял первенствующее положение в районе. Северная граница Израильского царства проходит в этот период там же, где когда-то проходила граница царства Давида. После завоевания Аммона и Моава Израиль простирается до южной оконечности Мертвого моря. Следствием территориальной экспансии Израиля является восстановление его контроля над торговыми путями из Сирии в Египет. Завоевание Заиорданья сопровождается заселением Башана и северного Гил‘ада израильтянами, так что эти области превращаются в значительные в демографическом и экономическом отношениях центры Израильского царства. Признаком экономического расцвета страны является размах строительства, в первую очередь в столице царства — Самарии, успешно соперничающей с Иерусалимом. Рост политического и экономического могущества сопровождался обострением социальных контрастов. Пророк Амос обличал моральные пороки высших слоев общества, ведших роскошную беспечную жизнь за счет обнищания низших слоев.

Уззия завершил покорение Эдома, овладел Эйлатом и оазисом Кадеш-Барнеа на севере Синая. Самым значительным военным успехом Уззии было завоевание филистимлянского Ашдода, что впервые в истории Иудеи обеспечило ей выход к Средиземному морю. Эти победы позволили Уззии провести ряд мероприятий, направленных на усиление военной мощи и экономики царства. По мере освоения Негева в нем возникают новые поселения, для их защиты от набегов кочевников возводятся укрепления, господствующие над основными караванными путями. Благодаря высеченным в скалах водохранилищам происходит быстрое развитие скотоводства и, отчасти, земледелия в Негеве.

По всей видимости, начиная со второй половины царствования Уззии происходит изменение в соотношении сил между двумя еврейскими царствами: гегемония, до сих пор принадлежавшая Израилю, постепенно переходит к Иудее.

Со смертью Иоров‘ама II начинается период политических смут: сын Иоров‘ама, Зхария, правил лишь полгода и был свергнут Шаллумом, а последний — Менахемом (747–737 гг. до н. э.). В царствование Менахема возобновляется ассирийская экспансия в Сирию и Эрец-Исраэль. Тиглатпаласар III (745/4–727 гг. до н. э.), значительно расширивший успешными военными походами территорию ассирийской державы, ввел принципиально новые методы интеграции завоеванных земель: не довольствуясь более признанием вассальной зависимости со стороны побежденных, Тиглатпаласар образует на завоеванных территориях провинции во главе с царскими наместниками, ликвидируя тем самым существовавшие там государства. Наряду с административным переустройством завоеванных территорий методически проводились массовые переселения коренных жителей как из одной области в другую, чтобы разрушить существование этнополитической общности и тем самым предотвратить восстания покоренных народов, так и в собственно ассирийские провинции, чтобы восполнить убыль населения в результате непрерывных войн.

Попытка коалиции сиро-финикийских государств помешать ассирийской экспансии окончилась неудачей. Список данников 738 г. до н. э. включает также имена царя Дамаска Рецина и «Менахема из Самарии». Тяжелая дань в 1 тыс. талантов серебра была взыскана Менахемом с военнообязанных землевладельцев, которых насчитывалось в Израильском царстве около 60 тыс., что почти разорило страну и вызвало всеобщее недовольство.

В 734 г. до н. э. Тиглатпаласар предпринял новый поход в южную Сирию и, пройдя Филистею, достиг египетской границы. Дамаск, Израиль и Филистея пытались организовать новую антиассирийскую коалицию, однако царствовавший в Иудее внук Уззии, Ахаз (соправитель с 743 г., царь 733–727 гг. до н. э.), отказался присоединиться к союзу и предпочел откупиться от Тиглатпаласара данью. В отместку за это царь Дамаска Рецин и свергший сына Менахема, Пекахию (737–735 гг. до н. э.), израильский царь Пеках (735–733 гг. до н. э.) осадили Иерусалим. Воспользовавшись моментом, отделился Эдом, а филистимляне овладели всей приморской равниной вплоть до подножия Иудейских гор. Оказавшись в отчаянном положении, Ахаз обратился за помощью к Ассирии, хотя пророк Исайя и предостерегал его от этого шага. Тиглатпаласар двинулся на Дамаск; после двухлетней осады город был взят и Арам-Даммесек превратился в ассирийскую провинцию (732 г. до н. э.). Вслед за этим Тиглатпаласар занял Гил‘ад, Галилею и Шарон, в результате чего Израильское царство сократилось до пределов надела Эфраима, то есть Самарии и ее окрестностей. Из отторгнутых от Израильского царства областей были созданы три ассирийские провинции — Дор в Шароне, Мегиддо в Изреельской долине и Гил‘ад.

Преемник Пекаха Хошеа (733–724 гг. до н. э.) вступил на израильский престол при содействии Ассирии, однако после смерти Тиглатпаласара, надеясь на поддержку, обещанную Египтом, прекратил уплату дани. Сын Тиглатпаласара Салманасар V (727–722 гг. до н. э.) осадил Самарию, и после двухлетней ожесточенной борьбы столица Израильского царства пала (722 г. до н. э.), а само царство было превращено в ассирийскую провинцию. Два года спустя преемник Салманасара, Саргон II (722–705 гг. до н. э.), угнал из Самарии в северную Месопотамию и Мидию десятки тысяч жителей, оставив на месте лишь мелких земледельцев, между которыми были разделены угодья изгнанных из страны землевладельцев. В города Израиля были пригнаны кочевники, а позднее — халдеи из Вавилона. Переселенцы быстро ассимилировались, смешавшись с оставшимися в стране израильтянами и переняв местную религию и язык. Однако религиозные и обрядовые традиции пришельцев наложили известный отпечаток на религию местного населения; так возникла родственная евреям народность — самаритяне.

Часть израильских изгнанников ассимилировалась среди ассирийского и арамейского населения Месопотамии, однако другая часть сохранила свой национальный облик и впоследствии слилась с иудейскими изгнанниками, приведенными в Месопотамию вавилонянами через 140 лет после падения Самарии.

Большая часть израильских изгнанников получила в Ассирии земельные наделы, другая часть занималась ремеслом. Некоторые лица, принадлежавшие в Израильском царстве к правящей элите, были назначены на официальные должности. Так, например, один из ассирийских документов 8 в. до н. э. подписан двумя высокопоставленными чиновниками, имена которых — Пеках и Недавьяху — указывают на их израильское происхождение; в другом документе 8 в. до н. э. упоминается ассирийский военачальник с типично еврейским именем Хилкияху; в экономическом отчете на имя царя о положении в Гозане (7 в. до н. э.) встречаются имена двух высокопоставленных чиновников казначейства еврейского происхождения — Палтияху и Нерияху.

См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль)
См. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

Северное царство Израиля

«А над сынами Израилевыми, которые жили в городах Иудейских, царствовал Ровоам. И послал царь Ровоам Адорама, который [был] над данью, и все Израильтяне побили его камнями камни, и он умер. И поспешил царь Ровоам посадить его на колесницу свою, чтобы бежать в Иерусалим. И восставал Израиль против дома Давидова до сего дня. опять послали, и призвали его в общество, и воцарили его над всем Израилем»
— 3 Царств 12:17-20

Северное царство (Израиль)

Северное царство состояло из 10 колен (за исключением Иуды и Вениамина). Он просуществовал около 210 лет, пока не был разрушен Ассирией в 722 г. до н.э. Его столицей была Самария. Каждый царь Израиля был злым. В северном королевстве было 9 династий (родословных королей) и всего 19 королей. В среднем 11 лет правления. 8 из этих королей встретили насильственную смерть.

Над каждым из его королей была написана эпитафия:

3-я Царств 15:34 и он делал зло в очах Господа, и ходил путем Иеровоама и во грехе его, которым он ввел в грех Израиля.

Именно царь Ахав ввел для них поклонение Ваалу.

3 Царств 16:30-33 Ахав, сын Амврия, сделал злое в очах Господа больше всех, которые были до него. И было так, как если бы для него было пустяком ходить в грехах Иеровоама, сына Наватова, что он взял в жены Иезавель, дочь Ефбаала, царя Сидонского; и он пошел, и служил Ваалу, и поклонялся ему. Затем он поставил жертвенник Ваалу в храме Ваала, который он построил в Самарии. И сделал Ахав деревянного истукана. Ахав сделал больше, чтобы прогневать Господа Бога Израилева, чем все цари Израиля, которые были до него.

Последним царем был Осия (2 Цар 17). Мелкие войны прошлого, войны с Сирией и Эдомом, Аммоном и Филистией, теперь должны были уступить место войне нового зловещего масштаба.

Мировая империя собиралась в безжалостных руках ассирийцев. Безжалостные и жестокие ассирийцы (при Саргоне II) осаждали Самарию 3 года и, наконец, она пала, Израиль был обречен. Ассирийцы угнали их в плен (722 г. до н.э.).

Ассирийцы

Но Господь всегда напоминал им, почему пришел суд:

4 Царств 17:7-23 Ибо так согрешили сыны Израилевы пред Господом Богом своим, Который вывел их из земли Египетской, из-под руки фараона, царя Египетского ; и богов иных чтили и поступали по уставам народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и по уставам царей Израилевых, которые они поставили.

И сыны Израилевы тайно делали против Господа Бога своего неправду, и строили себе высоты во всех городах своих, от сторожевой башни до укрепленного города. Они поставили себе священные столбы и деревянные изображения на каждом высоком холме и под каждым зеленым деревом. Там они совершали курения на всех высотах, подобно народам, которых Господь прогнал от них; и делали злые дела, чтобы прогневать Господа, ибо служили идолам, о которых Господь сказал им: «не делайте этого».

И свидетельствовал Господь на Израиля и на Иуду через всех пророков Своих, через всех провидцев, говоря: «Обратитесь от злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои и уставы Мои по всему закону, который Я заповедал отцам вашим. , и которое Я послал вам через Моих рабов пророков». Но они не слушали и ожесточили выи свои, как выи отцов их, которые не веровали в Господа Бога своего. И отвергли постановления Его и завет Его, который Он заключил с отцами их, и свидетельства Его, которыми Он свидетельствовал против них; они последовали за идолами, стали идолослужителями и пошли за народами, которые были вокруг них, о которых Господь заповедал им, чтобы они не поступали так, как они.


И оставили они все заповеди Господа, Бога своего, и сделали себе кумира и двух тельцов, и сделали кумира из дерева, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу. И проводили сыновей своих и дочерей своих через огонь, и занимались чародейством и прорицанием, и продавались, чтобы делать зло в очах Господа, чтобы раздражать Его.

Посему сильно прогневался Господь на Израиля и удалил их от лица Своего; не осталось никого, кроме одного колена Иуды. . И отверг Господь всех потомков Израиля, и угнетал их, и предал их в руки грабителей, доколе не отверг их от лица Своего. Ибо Он оторвал Израиля от дома Давидова, и воцарили Иеровоама, сына Наватова. Тогда Иеровоам отвратил Израиль от следования за Господом и ввел их в великий грех. Ибо дети Израилевы ходили во всех грехах Иеровоама, которые он делал; они не отходили от них, пока Господь не удалил Израиля от лица Своего, как Он говорил через всех рабов Своих пророков. Так Израиль был переселен из своей земли в Ассирию, как это происходит и по сей день.

Северное царство — БИБЛЕЙСКАЯ ИНИЦИАТИВА

11 июня — 17 июня

В конце нашего чтения на прошлой неделе произошло знаменательное событие: народ Израиля разделился на два отдельных царства. Помните, что народ Израиля разделен на двенадцать колен, названных в честь сыновей Иакова. В середине 1-й книги Царств 12, после смерти Соломона в главе 11, племена образуют два отдельных царства, каждое из которых решает назначить другого царя, чтобы править ими. Десять колен к северу называют своим царем Иеровоама (3 Царств 11:26). С этого момента и далее, как вы читаете в 1 и 2 Царств, северное царство будет называться Израиль . Два колена на юге — Вениамин и Иуда — называют своим царем Ровоама, сына Соломона. С этого момента южное царство именуется Иудой . В качестве дополнительного контекста, многие пророки и пророческие книги Ветхого Завета попадают во времена разделенного царства, когда Бог посылает вестников, чтобы предупредить израильтян о надвигающемся суде из-за их греха и неверности.

Чтения на этой неделе переходят от 1 Царств к книге 2 Царств, поскольку мы следим за рассказами королей, правивших в 9 главе.0003 Израиль . На следующей неделе мы рассмотрим царей Иуды . Помимо географии, между 19 правителями северного царства есть общая связь: ни один из них не ведет израильский народ к поклонению и отношениям с Господом. Вместо этого они ведут людей ко все большему и большему греху, прежде всего к греху идолопоклонства – поклонению ложным богам. По прошествии времени в истории Израиля становится ясной общая тема. Ни один грешный, сломленный человек не способен в совершенстве руководить или спасать целиком. Не судья. Не король. Когда мы читаем о царях северного царства, их грехи должны не только напоминать нам о наших собственных, но и указывать нам на нашу нужду в святом и совершенном Спасителе.

Для проповеди на этой неделе над Северным Королевством, послушайте ниже:

для подкаста над пророческими книгами, послушайте ниже

Ветхого Движения

Карта Divided Kingdom

1 KONG 18: 18: 180002. 16-39

Ответственность

Все любят противостояние добра и зла. Но это нечто большее: это история, показывающая реальность силы Бога восторжествовать над злом. История начинается с того, что Израиль переживает сильный голод под властью нечестивого царя Ахава и еще более злой жены, царицы Иезавели. На сцену выходит еще один персонаж, пророк Илия. Илия — один из самых известных пророков Ветхого Завета. Он устно бросает вызов народу Израиля: «Доколе вы будете колебаться между двумя мнениями?» Кого избрали бы люди, чтобы следовать за своим Богом? А затем начинается самое интересное. Илия бросает вызов 450 пророкам Ваала, чтобы доказать, кто является единственным истинным Богом. Это делается не как опрометчивый поступок, а как вызов, наполненный верой и руководимый Богом. Царь Ахав и царица Иезавель не относились серьезно к своей ответственности, побуждая свой народ поклоняться единому истинному Богу. Бог призывает Илию взять на себя эту ответственность. Мы проявляем семейный компонент Ответственности, когда ведем свою семью к Богу в трудные времена. Он могуч и верен.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  • В начале рассказа кому поклонялись люди?
  • Какой вызов бросил Илия лжепророкам?
  • Что произошло, когда лжепророки воззвали к своему богу?
  • Что произошло с жертвой Илии, когда он призвал единого истинного Бога?
  • Как люди отреагировали на проявление Божьей силы?

СЕМЕЙНОЕ ЗАНЯТИЕ

Работая вместе, используйте бумажные мешки для продуктов, чтобы сделать «алтарные камни», набив мешки мятыми газетами или полиэтиленовыми пакетами. Закройте малярным скотчем. Сделайте достаточно «камней», чтобы построить круглый алтарь. Объясните, что жертвенники использовались для приношения Господу пожертвований за грехи людей. Их также строили там, где кто-то разговаривал с Богом или как напоминание о чем-то, что Бог сделал в определенном месте.

Задание 1: Воспроизведите историю

Постройте алтарь и окружите его синей бумагой или одеялом для воды. Используйте лапшу для бассейна в качестве дров. Разведите огонь из желтой, красной и оранжевой гофрированной бумаги. Когда придет огонь, вытащите «водяное одеяло», «дерево» и «камни». Все восклицают: «Господь, Он есть Бог!»

Источник: Взято из сайта Danielle’s Place

Задание 2: Игра

Напишите слова из 3 Царств 18:39 «Господь, Он есть Бог», поместив по одному слову на каждый бумажный камень. Встаньте в круг. Передайте камни по кругу, пока вы играете музыку. Когда музыка останавливается, все спешат соорудить алтарь с библейскими стихами по порядку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts