Шестопсалмие объяснение: Шестопсалмие

Разное

Толкование Шестопсалмие почему выбраны именно эти псалмы

Нередко от православных можно услышать целый ряд вопросов, касающихся Шестопсалмия. Каков духовный смысл в шести псалмах?
Почему во время чтения Шестопсалмии не крестятся? Почему не кланяются? В чем сходство Шестопсалмия и Страшного суда? Почему выбраны только шесть псалмов? Почему они расположены именно так? Только толкование Шестопсалмие может дать понятные ответы на эти и другие вопосы.

Содержание

Шестопсалмие важная часть Утрени

И вот наступило на вечернем богослужении время чтения шести псалмов. Для начала подчеркнём важность этой части Утрени. В чем это проявляется? Шестопсалмие читается на всех утренних богослужениях (повседневном, субботнем и воскресном), за исключением Светлой Пасхальной седмицы.

Старший пономарь Сергей Миронов читает Шестопсалмие в храме Николая Чудотворца, п. Тюльган

В момент произнесения псалмов в храме должна стоять полная тишина. Именно поэтому не рекомендуется креститься и класть поклоны, чтобы избежать даже малейшего шума. Вот что говорил по этому поводу Паисий Святогорец:

« шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия»

Шестопсалмие включает в себя шесть псалмов, 5 из которых (за исключением 87 псалма) написал пророк и царь Давид. В Церкви бытует мнение, что Страшный суд будет идти столько, сколько минут читается Шестопсалмие. На это время в храме гасятся все светильники и свечи, чтобы ничто не мешало сосредоточится на смысле псалмов. Каждый из верующих, во время чтения поучительных псалмов, должен думать о своей душе и Божием Суде над ней. Следует прислушаться к тому, что говорил об этом преп. Нектарий Оптинский:

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу»

Теперь настало самое время обратиться к духовному смыслу псалмов.

Принцип подбора псалмов

Сначала рассмотрим те особенности выбора, которые сразу бросаются в глаза:

  • псалмы равномерно размещены по разным частям Псалтири, поэтому они представляют её целиком;
  • пять псалмов написаны пророком и царём Давидом, а 87 его ближайшим сподвижником, поэтому все они рассказывают о событиях его жизни;
  • псалмы однородны по содержанию и тону, потому что говорят о праведнике преследуемом врагами, который уповает только на Бога;
  • все псалмы являются молитвенным обращением к Богу: 3,37, 87 и 142 — молитвы об ограждении от преследования врагов; 62 и 102 — молитвы о благодарении Бога;
  • во всех шести псалмах действие разворачивается ночью или утром, поэтому их чтение к месту именно на Утрени;
  • имеет мест чередование печальных псалмов (чётные номера) с радостными.

Какие псалмы входят в Шестопсалмие

Толкование Шестопсалмие прямо говорит о муках, страданиях праведника и упования его на Бога. Но почему отдали предпочтение именно этим песням? Ведь таким требованиям отвечают многие псалмы, поэтому вариантов «шестопсалмий» могло быть много. В данном случае ответ один: псалмы подбирались с ведома Духа Святого. Основная мысль Шестопсалмия — подготовка встречи со Христом. Причём это красивое, светлое чтение не подвластно времени, так как его главный символ — начало нового дня. С рассветом начинается новая праведная жизнь, которая полна любви, радости и добра ко Господу.

Толкование Шестопсалмие поможет познать смысл псалмов

Номера псалмов не столь важно знать каждому христианину. А вот их смысл важно понимать, потому что они представляют важную часть его духовной жизни:

  1. Псалом 3.
  2. Псалом 37.
  3. Псалом 62.
  4. Псалом 87.
  5. Псалом 102.
  6. Псалом 142.

Толкование Шестопсалмие

Многими сторонами своей жизни псалмопевец предстает перед нами не только как ветхозаветный праведник, но и как человек новый. Библейский царь Давид выступает как прообраз Христа. Именно поэтому Спаситель человечества происходит из рода Давида. И тогда становится ясно, почему Псалтырь вся целиком используется в богослужении Православной Церкви. Святитель Афанасий Великий писал:

«…книга псалмов как бы на картине представляет, как должна вести себя душа»

Тут можно только добавить — «душа-христианка».

Псалом 3

Праведник, которого гонят враги — это не только бегающий от Авессалома-сына, отец-Давид. Аналог — душа христианина, страдающая от нападения бесов со всех сторон. «Окрест» святые отцы толковали как выражение бесовских козней:

  • когда бесы атакуют спереди, они стараются дать надежду на счастливый конец начинаний, тем самым вызывая беспечность;
  • нападая сзади, бесы напоминают нам о прежних прегрешениях, тем самым провоцируя уныние;
  • штурмуя нас справа, вызывают тщеславие;
  • налетая слева, пытаются склонить ко греху.

Вражьи силы всеми способами стараются оторвать Христианина от Бога. Они внушают, что ему не спастись в Бозе его. Но христианская душа отважно отбивает нападения бесов молитвой к Богу:

Ты же, Господи, заступник мой ecu, слава моя и возносяй главу мою (ст. 4).

Праведник просит Христа о помощи и сразу получает ответ.

Псалом 37

Страдания псалмопевца Давида, красочно изображённые в этом псалме, сравнимы со страданиями Самого Христа. Как царь Давид знал о заговоре, который готовили против него, так и Иисус знал о предательстве Иуды, отступлении учеников, предстоящих крестных муках. Оба испытывали физические и нравственные страдания.

Главное в этом псалме то, что несмотря на усиливающийся натиск врагов, клеветы, сплетен праведник не ищет оправдания. Он признает свои грехи и раскаивается в них перед Богом. Покаянная молитва — вот та жертва, которая угодна Господу нашему Иисусу Христу.

Псалом 62

Эта песня содержит упоминание иудейской пустыни. Именно в ней спасался псалмопевец Давид, когда его преследовал грозный враг. Им был, по мнению многих толкователей, царь Саул, который опасался за свой трон. Пустыня символизирует крайнюю нужду и опустошение. В ней 40 дней был Моисей. В пустыню на 40 дней уходил Христос, а затем искушался диаволом. Но если испытуемый находится под покровительством Бога, то вера его укрепляется. Господь даёт силы, чтобы справиться со всеми трудностями.

Пустыня — это место, где легче каяться. В покаянных песках происходит очищение души, если осознается своя греховность.
Но можно сказать и так: душа без Бога — это тоже пустыня. Пустые пески, которые ночью остывают, а днем раскаляются от солнца. Здесь нет воды и пищи. Только полностью опустошив свою душу, можно открыть сердце для проникновения Божьих слов. С этого момента душа будет жаждать Бога и просить у Него милости. Псалмопевец внушает: милость Господа выше жизни человека.

Псалом 87

Толкование Шестопсалмие считает эту песнь самой печальной. Чем сильнее певец молится, тем больше ухудшается его душевное состояние. Но он осознаёт свою отверженность и бедственное положение. Самое печальное то, что отчаяние наступило от осознания покинутости всеми: как людьми так и Богом. Это состояние можно сравнить со страданиями умирающего человека. Понятно, что этот псалом писался во время сильной скорби и уныния.

Это состояние было настолько критическим, что псалмопевец просит Бога не об избавлении от врагов или дарований духовных радостей. Нет! Он просит Бога лишь не отвращать лица Своего от него. Опасность, угрожающая жизни, создаёт образы смерти и погребения. В этот момент молитва становится криком о помощи. Одновременно приходит желание смирения пред Господом, чтобы он не отвратил лица Своего. Именно так молил Христос Отца Своего во время мучений.

Псалом 102

Эта песня наполнена словами Радости и благодатью Божией. Праведник услышан, помощь от Бога пришла! Страдания очистили душу. И она, умудрённая духовным опытом, обретает второе дыхание. Душа начинает хвалить Творца, взлетая в Небеса, как молодой орёл. Псалмопевец понимает, что дни людей скоротечны и торопится воздать Господу должное. Благодарственный гимн потоками исторгается из свободного сердца.

Святые отцы, делая толкование Шестопсалмие этого псалма подчёркивают, что любовь Бога бесконечно терпелива. А Его милость выше любого земного суда. Также св. отцы в стихах псалма видят указание на будущее воскресение мертвых. В песне слышится призыв славить Господа не к людям, но ко всем тварям на земле. Мессианская тема псалма постепенно вводит верующих в Новый Завет.

Псалом 142

Ликование в предыдущем псалме сменяется горестью. Только что праведник хвалил Бога и радовался жизни, и вдруг снова подвергся нападению врагов. Снова душа испытывает смущение. Но ведь давно замечено, что наша жизнь состоит из чёрных и белых полос. Расслабляться нельзя. Как только наступает успокоение, сразу налетают бесы и страсти. Но в псалме перед нами предстаёт не новичок, а закалённый в боях воин. Он не только зрит опасности и коварство врагов, но и научен опытом борьбы с ними. Поэтому в этот раз праведник молит Бога об указании правильного пути в жизни. Просит научить себя творить Волю Господню.

В 142 псалме Давид обращается к Богу за помощью, милостью и защитой. Хотя он уже опытный боец, всё равно не надеется на свои силы. Он уповает на помощь со стороны, на помощь Спасителя. Для этого он в минуту опасности молитвенно поклоняется Богу и отдает всего себя под Его покровительство. Это ценный дар — научиться отдавать себя в Божье ведение. И ни на минуту не сомневаться в положительном исходе.

Праведник уверен, что только Благой Дух Святой выводит грешников на путь истинный. Признавая себя рабом Спасителя, передавая Ему под контроль всю жизнь — только так можно достичь победы. Подчеркнем, победы — не взирая на надломы, соблазны и падения души! Только этот путь сильной и мужественной души, приведёт ее к Богу.

Видео: о Шестопсалмии

Заключение

Шесть псалмов — это шесть ступеней лестницы, которые ведут к духовной победе. Молитвенный настрой, содержание псалмов, их однородность и внутренняя динамика — всё это создаёт мостик перехода от Вечерни к Утрени. От ветхозаветных времен к настоящему бытию, от библейских историй к Новому Завету. Толкование Шестопсалмие однозначно утверждает: путь к Богу не может быть лёгким. Чтобы на него ступить нужна крепкая вера, сильная воля, мужественная душа. Вот тогда и может наступить момент истинной свободы во Христе.

текст на русском языке, что такое и когда читать, значение в православии, какие псалмы входят

  • Порядок чтения шестопсалмия
  • Шестопсалмие и жизнь мужа по сердцу Бога Давида
  • Духовный смысл шести уникальных псалмов
  • Толкование псалмов шестопсалмия
    • Псалом 3
    • Псалом 37
    • Псалом 62
    • Псалом 87
    • Псалом 102
    • Псалом 142
  • Правила поведения во время чтения

При приглушенном свете, с середины храма звучит Шестопсалмие, слова которого молящиеся буквально впитывают в свои души. Подборка псалмов, текст которых читается всего несколько минут, имеет великое значение в духовном мире, поэтому их слушают стоя, с раскрытым сердцем, в покаянии души.

Порядок чтения шестопсалмия

Погашенные свечи — символ ночи в Вифлееме, когда родился Спаситель, и вот ангельский хор поет: «Слава в вышних Богу» и начинается чтение шести песен.

Шестопсалмие — одна из важнейших частей утреннего богослужения

Шестопсалмие — символ Страшного суда, чтение молитв направлено на осознание человеком греховности и великой милости Спасителя, распятого за грехи мира и воскресшего, как обетование вечной жизни для верных Его последователей.

Интересно утверждение, что время Страшного суда будет равно времени чтение Шестопсалмия.

Читайте о богослужениях в храме:

  • Божественная Литургия
  • Всенощное бдение
  • Что такое молебен и как его заказать

Выбор последовательности молитв не случаен. Вписавшись в утреннее богослужение, чтение шести песен из Псалтыря наполняет молитвенным настроем, основанным на взаимосвязанности, стилистической однородности и внутренней динамичности псалмов, передавая плавное перетекание Вечерней в Утреню.

Псалом 3

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людей Твоих благословение Твое.
Аз уснух и спах;востах, яко Господь заступит мя.

Псалом 37

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеление в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко безззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, перед Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утайся. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближашася и сташа. И ближнии мои отдалеча мене сташа и нуждахуся ищущии душу мою; и ищущиии злая мне, глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах, и яко нам не отверзаяй уст своих. И был яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя передо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды. Воздающии ми злая возблагая, оболгаху мя зане гонях благостыню.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою , Господи спасения моего.
Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Псалом 62

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалити Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о Имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится постели моей, на утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуйся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли. Предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На утренних поучахся в Тя, яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуются. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духе, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне.

Псалом 87

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Привменен бых с нисходящими в ров, бых яко человек без помощи, в мертвых свободь. Яко язвеннии спящии во гробе, ихже не помянул еси ктому, и тии от руки Твоея отриновени быша. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навел еси на мя. Удалил еси знаемых моих от мене: положиша мя мерзость себе; предан бых и не исхождах. Очи мои изнемогосте от нищеты; воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои. Едва мертвыми твориши чудеса? Или врачеве воскресят, и исповедятся Тебе? Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели? Еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней? И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя. Всякую, Господи, отрееши душу мою, отвращаеши лице Твое от мене? Нищ есмь аз, и в трудех от юности моея, вознес же ся, смирихся и изнемогох. На мне преидоша гневи Твои, устрашения Твоя возмутиша мя. Обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе. Удалил еси от мене друга и искренняго, и знаемых моих от страстей.
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему.

Псалом 102

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, Имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его; очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сяновом израилевым хотения Своя. Щедр и милостив Господь, долготерпив и многомислостив. Не до конца прогневается, ниже в век враждует. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Яко же щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако оцветет; яко дух пройде в нем, и не будет и не познвет ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.
На всяком месте владычествия Его, благослови, душе моя, Господа.

Псалом 142

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвые века. И уны во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои: душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою; и милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь.
Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Услыши мя, Господи, в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву.
Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

На вопрос, почему выбраны именно эти песни, может быть один ответ — так повел Дух Святой, указав автору богодухновенное творение, готовящее христиан к встрече со Спасителем. В псалмопевце Давида мы видим прообраз Христа, в последовательности песен указан путь к Спасителю.

Строение Шестопсалмия имеет законы, по которым человечество приходит к Спасителю, в образе души мы можем видеть прообраз Православной Церкви. Прочитав первые псалмы 3,37,87,142, иерей, одетый в епитрахиль, выйдя перед царскими вратами, начинает чтение «Утренних молитв», вознося Творцу благодарственные воззвания за начало нового дня и дарование благ псалмами 62 и 102.

Погашенный свет помогает сосредоточиться на молитве во время чтения псалмов

Закрытые царские врата и иерей, читающий перед ними Псалтирь, символизируют Спасителя, который ходатайствует за каждого, призвавшего имя Его.  Песни Давида созвучны с современным временем, во все дни есть праведники, преследуемые врагами и уповающие только на Господа в решении проблем.

М. Скабалланович в «Толковом типиконе» акцентирует внимание на том, что чтение определенных песен Давида с раскаянным и чистым сердцем является искренним излиянием чувств христианином.

Священник Н. Вишняков воспринимает уникальную подборку песен Давида, как молитвы, которые наполняют силой духовность человека.

В церковном Шестопсалмии чередуются радостные и грустные стихи, соответственно, как день и ночь сменяют друг друга. Пиком радостной песни является псалом 102, глубина скорби и отчаяния слышится в песне 87.

Читайте о псалмах Давида:

  • Псалом 89
  • Псалом Давида 63
  • Псалом Давида 19

Жизнь человеческая скоротечна. В ней немало подъемов и падений, но на каждом отрезке жизненного пути с нами Господь, Бог милостивый и справедливый, наказывающий и хранящий от беды.

Интересно, что единство композиции звучит в созвучии первого и последнего песнопения.

Шестопсалмие и жизнь мужа по сердцу Бога Давида

Автором пяти песен, исключение составляет 87-ой, является царь Давид. Господь призрел на прекрасного белокурого мальчика, который пас овец, и благословил его на царствование над Израилем. Нелегким был путь юноши, когда был жив еще прежний царь Саул, гонения, опасности, скорби и лишения пришлось перенести Давиду до восшествия на трон, но и там еще ожидали искушения и предательство родного сына.

Псалмопевец и пророк Давид

В самые трудные моменты жизни, когда жизнь его висела на волоске, Давид ни на минуты не сомневался в Господней поддержке и милости. Во все свои дни царь находил, за что благодарить и восхвалять Творца.

У исследователей нет единого мнения насчет 62-ой песни псалмопевца. Одни относят время ее написания ко времени гонения Саулом, другие видят в этом псалме стенания от преследования Авессаломом. Во всех своих песнях царь Давид раскаивается в прелюбодеянии с Вирсавией и убийстве ее мужа, он покорно принимает все гонения и испытание, как наказание от Господа, при этом со смирением просит о милости.

Давиду несколько раз представлялся случай убить своих гонителей, но он не мог нарушить закон, ибо Саул был помазанным царем, Авессалом — родной сын. В конце жизненного пути пророк Давид псалмом 102 воспел Творцу благодарственную песнь за помощь и милость, защиту и поддержку.

В Шестопсалмии псалмопевцев прослеживается несколько тем:

  • уверенность в том, что Господь слышит, поэтому и звучит слово «Услышь»;
  • жалоба на гонителей, врагов, которые подвергают жизнь опасности;
  • достойное принятие гнева и ярости Творца за грехи, в Его суде праведник видит помощь и защиту при полном раскаянии за совершенные поступки.
  • благодарственные песни за милость и милосердие Всевышнего.

Духовный смысл шести уникальных псалмов

В письмах святителя Григория Нисского говорится о том, что для святых отцов неважно авторство посланий, время их написания, самое главное, что при чтении Шестопсалмия действует Дух Святой, цель Которого не познакомить нас с историческими событиями и переживаниями авторов, а преобразовать души христиан.

Святые отцы выделяли основные аспекты, которые связаны между собой и способствуют спасению человека.

Духовно-нравственная тема и аспект мессианства звучит в Шестопсалмии. Пророк Давид описывал не только приход Миссии, но и делал ударение на Страшном суде.

Пророческое описание мира, нравственное воспитание праведника, мессианская тема стала причиной того, что Псалтырь вошел в богослужения Церкви, открывая нам Христа — Спасителя, в сиянии Которого раскрывается тайный смысл существования человека и святых посланий.

Толкование псалмов шестопсалмия

Псалом 3

Читая эту песнь под образом праведника, которого гонит враг, мы видим душу христианина, атакуемую бесами и страстями. Бесовские нападки стараются:

  • спереди вызвать у христианина чувство беспечности и самонадеянности на будущее;
  • сзади они не дают забыть прошлое и принять жертву Христа;
  • справа наполняют тщеславием;
  • слева толкают в грех.

В псалме 3 Давид призывает не забывать о милости Божьей

Задача врага — обложить праведника в западне, оторвать его от защиты Спасителя, но христианин взывает к Господу и получает помощь по божьей благодати.

Псалом 37

Дьявол под маской мужа неправедного нападает на христиан, но читая псалом, мы произносим, что не убоимся демонических нападок даже в том случае, если придут испытания в виде нравственных скорбей и телесных болезней.

Несмотря на усиление нападок врагов, сплетен, клеветы, праведник не самооправдывается, он признает грехи, приходит в покаянии перед Спасителем в молитве и воззвании к Богу. Покаянная молитва — жертва, угодная Господу.

Псалом 62

В этой песне упоминается иудейская пустыня, символизирующая опустошение и крайнюю нужду. 40 дней был в пустыне Моисей, 40 дней пребывал в пустынных местах Иисус, а затем пришло искушение от дьявола. Пустыня и испытания под покровом Бога укрепляют веру и дают силу пройти через все трудности.

Пустыня — покаянное место, где приходит очищение через осознание греховности, приближающее нас к Спасителю.

Душа человеческая без Господа — пустыня, пустая, холодная земля, днем опаленная солнцем, без воды и пищи. Только пройдя путь полной опустошенности, человеческая душа открывается для принятия Божиих слов, у нее появляется жажда по Божьей жизни, жажда Бога и Его милости. Псалмопевец утверждает, что милость Господня выше человеческой жизни.

Псалом 87

Это самая печальная песнь из всего Шестопсалмия, написанная во время осознания псалмопевцем своей отверженности и бедственного положения. Наступило такое время, что пришло отчаяние от осознания покинутости не только людьми, но и Всевышним без руки которого человек чувствует себя умершим.

Псалом 87 составлен в период сильного уныния и скорби

Угрожающая опасность рисует картины смерти и погребения, вот в это время молитва превращается в крик о помощи, когда приходит одно желание — смириться под руку Господню, чтобы Он не отвратил лика Своего от грешника.

Псалом 102

Песнь радости и утверждения милости Господней звучит в псалме 102. Страдание очистило душу. Творец принял воззвание грешника и наполнил его душу песней хвалы. Очищенная от грехов, испытаний, страданий душа взлетает в Небеса подобно молодому орлу, парящему в воздухе. С Богом внутреннее «я» освобождается от власти нечистых сил. Душа выходит подобно еврейскому народу из вавилонского плена, и благодарственный гимн буквально вырывается из освобожденного сердца.

Этот псалом подчеркивает, что любовь Творца долготерпелива, милость Его превозносится над судом. В словах псалмопевца звучит призыв славить Господа не только к людям, но и ко всякой твари на земле.

Псалом 142

Жизнь и смерть, взлеты и падения, радость и печаль, белые и черные полосы сменяют друг друга в круговерти жизни.

Только что псалмопевец жил в хвале и радости, но вот снова нападение. Предательство и испытания. Христианская душа не может пребывать в расслабленном состоянии. Как только она успокаивается в беспечности, демоны и страсти тут, как тут. В этом послании мы видим не новобранца, а закаленного боями воина, который в состоянии оценить силу врага и состояние опасности. Помня о днях испытаний, проблем и горести, псалмопевец и в этот раз бежит в объятья Господа и молит Его об указании правильного пути выхода из проблемы.

В 142 псалме Давид просит Господа о помощи, милости и защите

Опытный христианин с первой минуты возникшей проблемы не надеется на свои силы, помощь со стороны. В первое же мгновение опасности он встает в молитвенном поклонении, все отдает под покров Божий.

Это великий дар — уметь отдавать себя в Божье ведение и с первой минуты быть уверенным в позитивном исходе.

Давид утверждает, что Благой Дух Святой направляет нас на правильную тропу. Признание себя рабом Творца, отдача всех ситуаций под его контроль — единственный выход, ведущий к победе.

Шесть псалмов — шесть ступеней лестницы, ведущей к духовной победе.  Восхождение к Творцу не может быть легким. Для этого нужна сильная вера и воля, мужественная душа, и тогда настанет момент истинной свободы во Христе.

Правила поведения во время чтения

Тишина, приглушенный свет, и только звучание Шестопсалмия наполняет храмовое пространство.

По заповедям, оставленным Оптинскими старцами, при чтении этого послания христиане не крестятся и не садятся, как бы присутствуя на суде.

Крест, наносимый на чело — символ Христа, распятого за человечество. Минуты чтения Шестопсалмия — символ Страшного суда, на котором присутствует не распятый Иисус, а Бог Судья.

Шестопсалмие можно читать и слушать дома, но только как дополнение к молитвенному правилу.

Молитва шестопсалмие

Enduring Word Bible Commentary Псалом 6

Видео к Псалму 6:

Псалом 6 – Уверенный ответ на мучительную мольбу смирение перед Богом. У некоторых в ранней церкви был обычай петь эти псалмы в Пепельную среду, за 40 дней до Воскресения Христова. Название этого псалма  Главному музыканту. Со струнными инструментами. На восьмиструнной арфе. Псалом Давида . Название говорит нам о получателе псалма – Главный Музыкант , которого некоторые считают Самим Господом БОГОМ, а другие считают руководителем хоров или музыкантов во времена Давида, такими как певец Еман или Асаф. (1 Паралипоменон 6:33, 16:5-7 и 25:6). Он был написан не только для струнных инструментов, , но специально для восьмиструнной арфы .

A. Мучительная просьба.

1. (1) Призыв облегчить карающую руку.

Господи, не обличай меня в гневе Твоем,
И не наказывай меня в гневе Твоем.

а. Не укоряй меня во гневе Твоем : Мы не знаем, по какому поводу была эта песня, но из-за своего греха Давид почувствовал, что он находится под обличением Бога. Поэтому он призвал Бога облегчить наказание.

я. Могут быть времена, когда мы верим, что нас наказывает Божья рука, тогда как на самом деле мы страдаем от навязанных нам неприятностей. Тем не менее, конечно, бывают времена, когда Господь делает наказать Его детей.

б. Не наказывай меня в Твоем горячем гневе : Мы знаем, что карающая рука Божья в первую очередь является не знаком Его недовольства , а скорее знаком усыновления. Евреям 12:7 ясно показывает, что наказание является свидетельством нашего усыновления: Если вы переносите наказание, то Бог поступает с вами, как с сыновьями; ибо есть ли сын, которого не наказывает отец? Когда Бог исправляет нас, это неприятно, но хорошо и для нашего же блага.

и. Гнев… горячее недовольство : Живя до завершения работы Иисуса, Давид был менее уверен в своем положении перед Богом. По эту сторону креста мы знаем, что весь гнев Бога по отношению к верующим был излит на Иисуса на кресте. Бог наказывает верующего из исправляющей любви, а не из гнева .

2. (2-3) Два вида неприятностей.

Помилуй меня, Господи, ибо я ам слаб;
Господи, исцели меня, ибо кости мои тревожатся.
Моя душа тоже сильно смущена;
Но Ты, Господи, как долго?

а. Я слаб… мои кости болят : Давид познал испытание физической слабостью и болью. Посреди такого рода наказания он взывал к Богу о милости .

я. «Поэтому мы можем молиться о том, чтобы наказания нашего милостивого Бога, если и не были полностью устранены, то, по крайней мере, были смягчены сознанием того, что они «не в гневе, но в Его дорогой заветной любви»» (Сперджен) 9.0007

б. Душа моя тоже сильно смутилась : Давид познал испытания душевной немощи и боли. Трудность этих испытаний побудила Давида искать милости у Бога.

я. Эти испытания тела и души были усилены Давидом, когда он почувствовал Божий гнев против него. Когда мы не уверены в Божьей любви и помощи, даже маленькие испытания кажутся невыносимыми.

в. Как долго? Давид чувствовал, что находится под Божьим наказанием, но все же знал, что должен просить Бога сократить срок испытания. Есть место для смиренной покорности наказанию, но Бог хочет, чтобы мы стремились к более высокому положению и использовали это стремление как мотивацию, чтобы искать Его и делать все правильно с Ним.

и. Дэвид, кажется, умнее под результатом своего греха, чем сам грех. В идеале мы все ужасно опечалены самим грехом, но есть что сказать об исповеди и смирении ради результата наших грехов.

3. (4-5) Безотлагательность заявления Давида.

Вернись, Господи, избавь меня!
О, спаси меня ради Твоих милостей!
Ибо в смерти нет
воспоминаний о Тебе;
В могиле кто отблагодарит Тебя?

а. Вернись, Господи, избавь меня : В агонии своей Давид умоляет об избавлении – но на основании милости Божией, а не собственной праведности. Давид знал, что наказание Господа было праведным, но он также знал, что Бог богат милостью.

я. Призыв « вернуть » также показывает, что Давид чувствовал себя далеким от Бога. Это было частью агонии суда. Когда мы чувствуем, что Бог рядом с нами, мы чувствуем, что можем столкнуться с чем угодно. Но когда мы чувствуем, что Он далеко от нас, мы чувствуем себя слабыми перед самым малым испытанием.

б. Спаси меня ради милости Твоей : Нота исповедания греха несильна в этом псалме покаяния, но не отсутствует. То, что Давид взывал к милости Божией об избавлении, свидетельствовало о том, что он осознавал, что не заслужил его.

я. «Совесть Давида беспокоит, и он должен взывать к благодати, чтобы смягчить наказание, которого он заслуживает». (Киднер)

г. В смерти нет памяти о Тебе : Было бы неправильно принимать эти мучительные слова Давида как свидетельство того, что нет жизни за пределами этой жизни. В Ветхом Завете есть смутное понимание потустороннего мира. Иногда проявляет явную уверенность (Иов 19:25), и иногда в нем есть неуверенность, которую демонстрирует здесь Давид.

я. «Кладбища — это тихие места; своды гробницы вторят не песням. Влажная земля закрывает молчаливые рты». (Сперджен)

ii. Во 2 Тимофею 1:10 говорится, что Иисус явил жизнь и бессмертие через Евангелие . Понимание загробной жизни было в лучшем случае туманным в Ветхом Завете, но Иисус дал нам больше информации о рае и аде, чем кто-либо другой. Иисус мог сделать это, потому что Он знал из первых рук о мире за его пределами.

III. Цель Давида заключалась не в том, чтобы представить всестороннее богословие потустороннего мира. Он был в агонии, опасаясь за свою жизнь, и он знал , что он может помнить Бога и благодарить Его сейчас. У него не было такой же уверенности в отношении внешнего мира, поэтому он просил Бога действовать в соответствии с Его уверенностью.

iv. «В редких моментах в Псалмах есть проблески спасения из шеола, в терминах, которые предполагают воскресение, или в переводе, подобном переводу Еноха или Илии ( ср.  Псалом 16:10, 17:15, 49):15, 73:24). (Киднер)

B. Определенное разрешение.

1. (6-7) Яркое описание агонии Давида.

Я устал от стенаний моих;
Всю ночь я заставляю свою постель плавать;
Я обливаю свой диван слезами.
Мой глаз чахнет от горя;
Он стареет из-за всех моих врагов.

а. Я устал стонать : Карающая рука Божья тяготела над Давидом. Его жизнь, казалось, была сплошь слезами и страданиями. Суд над Дэвидом состоял как минимум из трех компонентов.

·Дэвид чувствовал, что Бог разгневан на него.

·Дэвиду не хватало ощущения присутствия Бога.

·Дэвид не мог уснуть.

б. Всю ночь я заставляю свою постель плавать : Это хороший пример поэтического преувеличения. Дэвид не хотел, чтобы мы поверили, что его кровать действительно плавает в луже слез в его комнате. Поскольку это поэтическая литература, мы понимаем ее в соответствии с ее литературным контекстом. Вот как мы понимаем Библию буквально — в соответствии с ее литературным контекстом.

с. Мой глаз чахнет : Глаза Дэвида были красными и воспаленными от слез и недосыпания.

я. «Как у старика тускнеет от лет око, — так говорит Давид, — у меня покраснел и ослабел глаз от плача». (Сперджен)

d. Из-за всех моих врагов : Давид был унижен настолько, что присутствие его врагов больше не побуждало его одерживать победу. В этот момент Дэвид казался подавленным и обескураженным.

2. (8-10) Уверенное заявление Давида.

Отойдите от меня все делатели беззакония;
Ибо услышал Господь голос плача моего.
Господь услышал моление мое;
Господь примет мою молитву.
Да постыдятся и сильно смутятся все враги мои;
Пусть повернут назад и
стыдно вдруг.

а. Отойдите от меня, все делатели беззакония : Может быть, грех, который привел Давида к этому наказанию, состоял в общении с нечестивыми. Здесь мы видим, как Давид последовательно меняет свое мнение и говорит всем нечестивым соучастникам отправление .

я. Важно отделяться от нечестивых ассоциаций. Дж. Эдвин Орр описывает работу среди новообращенных в Галифаксе во время Второго Великого пробуждения в Британии: «Среди них был боксер, который только что получил денежный приз и пояс. Толпа его бывших товарищей стояла у зала, чтобы посмеяться над ним, и приветствовали новообращенного боксера криком: «Он превращается! Что с ремнем? Ему придется или бороться за это, или сдаться!» Боксер возразил: «И я сдамся, и ты! Если вы не пойдете со мной в рай, я не пойду с вами в ад!» Он дал им пояс, но убедил некоторых из них сопровождать его на службы, где другой обратился и принялся за дело».

б. Господь услышал голос моего плача : Давид закончил псалом на ноте уверенности. Он воззвал к Богу с отчаянием, и Бог услышал его.

я. Плач имеет голос перед Богом. Не то чтобы Бога впечатляли проявления эмоций, но Его впечатляло страстное сердце. Давид не боялся плакать перед Господом, и Бог почтил голос его плача .

ii. «Как не сладко верить, что наши слезы понятны даже тогда, когда слова бессильны! Давайте научимся думать о слезах как о жидких молитвах». (Сперджен)

III. Однажды Лютер упорно боролся с Богом в молитве и выскочил из своей молитвенной комнаты с криком « Vicimus, vicimus » — то есть «Победа, победа!» У Давида было такое же чувство победы над Богом в конце этой молитвы.

в. Да постыдятся и сильно смутятся все враги мои : Давид знал, что, когда Бог услышит и ответит на его молитву, это будет беда для его врага. Теперь Дэвид увидел, что его временная агония и неприятности уступили место 0011 постоянные агонии и неприятностей для его врагов.

(c) 2020 Устойчивое слово Библейский комментарий от David Guzik [email protected]

Комментарий к Псалмах 6 от Мэтью Генри

← Вернуться к Мэтью Генри. 6

Давид был плачущим пророком так же, как и Иеремия, и этот псалом является одним из его плачей: то ли он был написан во время, то ли, по крайней мере, рассчитан на время великой скорби, как внешней, так и внутренней. Кто-нибудь страдает? Кто-нибудь болен? Пусть поет этот псалом. Метод этого псалма очень заметен, и с чем мы будем часто сталкиваться. Он начинает с скорбных жалоб, а кончает радостными похвалами; подобно Анне, которая пошла на молитву с печальным духом, но, помолившись, пошла своей дорогой, и лицо ее уже не было печальным. Псалмопевец жалуется здесь на три вещи:

  • 1. Болезнь тела.
  • 2. Беспокойство ума, возникающее из-за чувства греха, достойной причины боли и болезни.
  • 3. Оскорбления его врагов по поводу обоих. Теперь здесь,

    • I. Он изливает свои жалобы перед Богом, порицает Свой гнев и усердно умоляет вернуть Свою благосклонность (ст. 1-7).
    • II. Он уверяет себя, что скоро получит мирный ответ к своему полному удовлетворению (ст. 8-10).

Этот псалом подобен книге Иова.

Главному музыканту Негинота на Шемините. Псалом Давида.

Пс 6:1-7

Эти стихи говорят языком сердца, истинно смиренного под смиряющими промыслами, сокрушенного и сокрушенного духа под великими скорбями, посланного с целью пробудить совесть и умертвить тление. Те накапливают гнев, которые не плачут, когда Бог связывает их; но к милости готовятся те, кто под порицанием Божиим сеет со слезами, как это делает здесь Давид. Заметим здесь,

  • I. Представление, которое он представляет Богу о своих обидах. Он изливает свою жалобу перед ним. Куда еще должен идти ребенок со своими жалобами, как не к отцу?

    • 1. Он жалуется на телесную боль и недомогание (ст. 2): Мои кости расстроены. Его кости и его плоть, как и у Иова, были тронуты. Хотя Давид был царем, он был болен и страдал; его императорская корона не могла удержать его голову от боли. Великие люди есть люди и подвержены обычным бедствиям человеческой жизни. Хотя Давид был крепким человеком, с юности воинственным, но это не могло уберечь его от болезней, которые вскоре заставят склониться даже сильных мужчин. Хотя Давид был хорошим человеком, но и его доброта не могла сохранить его здоровье. Господи, вот, тот, кого ты любишь, болен. Пусть это поможет нам примириться с болью и болезнью, что это был удел некоторых из лучших святых, и что мы направляемся и ободряемся их примером, чтобы показать перед Богом нашу беду в этом случае, кто для тело, , и осознает его недуги.
    • 2. Он жалуется на внутреннюю беду: Душа моя тоже сильно томится; и это гораздо тяжелее, чем томление костей. Дух человека поддержит его немощь, если тот будет в хорошем состоянии; но, если это будет ранено, обида невыносима. Болезнь Давида напомнила ему о его грехе, и он воспринял это как знак Божьего недовольства им; это было томлением его души; что заставило его плакать, Я слаб, исцели меня. Печально человеку, когда его кости и его душа томятся в одно и то же время; но это иногда было участью собственного народа Божьего: более того, это довершало Его сложные проблемы, продолжавшиеся долгое время, о чем здесь говорится в этом увещании (ст. 3), 9.0011 Ты, Господи! сколько? К живому Богу мы должны в такое время обращаться, который есть единственный врач и тела и души, а не к ассирийцам, не к богу Аккаронскому.
  • II. Впечатление, которое его беды произвели на него. Они лежали очень тяжело; он стонал до тех пор, пока он не устал, плакал, пока он не заправлял свою постель, чтобы плавать, и поливали свою постель (ст. 6), плакал, пока он почти не выплакал свои глаза (ст. 7): Мой глаз сгорает от горя. У Давида было больше мужества и благоразумия, чем оплакивать таким образом какое-либо внешнее бедствие; но когда грех тяжко лег на его совесть и он стал обладателем своих беззаконий, когда его душа была ранена чувством гнева Божия и его удаления от него, тогда он так скорбит и плачет втайне, и даже его душа отказывается успокойся. Это не только заставляло его глаза бодрствовать, но и заставляло его глаза плакать. Примечание,

    • 1. Часто лучшим из людей приходилось быть людьми печалей; наш Господь Иисус сам был таким. Наш путь лежит через долину слез, и мы должны приспособиться к нраву климата.
    • 2. Величайшим духам подобает проявлять нежность и снисходительность перед знаками Божьего недовольства. Давид, который мог противостоять самому Голиафу и многим другим грозным врагам с неустрашимой храбростью, все же расплакался при воспоминании о грехе и при опасениях божественного гнева; и это ничуть не умаляло его характера.
    • 3. Истинно кающиеся плачут в уединении. Фарисеи прятали лица свои, чтобы предстаньте перед людьми, чтобы оплакивать их; но Давид плакал ночью на ложе, где он лежал, причащаясь со своим сердцем, и ни один глаз не был свидетелем его скорби, но око того, кто все око. Петр вышел, закрыл лицо свое и заплакал.
    • 4. Скорбь о грехе должна быть великой скорбью; так было у Давида; он плакал так горько, так обильно, что полил свою постель.
    • 5. Триумфы нечестивцев над скорбями святых очень усугубляют их горе. Глаза Давида состарились из-за его врагов, которые радовались его страданиям и придумывали дурные толкования его слезам. В этой великой скорби Давид был прообразом Христа, который часто плакал и взывал, Душа моя сильно скорбит, Евр. 5:7.
  • III. Прошения, которые он возносит к Богу в этом печальном и бедственном состоянии.

    • 1. То, чего он страшится как величайшее зло, — это гнев Божий. Это была полынь и желчь в скорби и несчастье; это был настой этого, который действительно сделал его горькой чашей; и поэтому он молится (ст. 1): Господи! не укоряй меня во гневе Твоем, хоть я и заслужил это, не наказывай меня в своем горячем гневе. Он не молится: «Господи, не укоряй меня, Господи, не наказывай меня»; ибо, кого Бог любит, Он обличает и наказывает, как отец сына, которого Он радует. Он может достаточно хорошо перенести обличение и наказание, если Бог в то же время вознесет на него свет Своего лица и Своим Духом даст ему услышать радость и веселье Его любящей доброты; страдание его тела будет терпимым, если он будет иметь только утешение в своей душе. Неважно, что болезнь заставляет его кости болеть, если гнев Божий не заставляет его сердце болеть; поэтому его молитва «Господи, не укоряй меня в гневе Твоем; позволь мне не поддаться этому впечатлению, ибо это утопит меня.» В этом Давид был прообразом Христа, чьи самые острые жалобы в его страданиях были на беспокойство его души и приостановление улыбок его Отца. Он ни разу даже не прошептал жалобы на ярость своих врагов: «Почему они распинают меня?» или недоброжелательность его друзей: «Почему они бросают меня?» Но он воскликнул громким голосом: Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил меня? Так будем пренебрегать гневом Божьим больше, чем всякой внешней бедой, и всегда остерегаться копить гнев на день скорби.
    • 2. То, чего он желает как величайшего блага и что было бы для него восстановлением всех благ, есть благоволение и дружба Божья. Он молится,

      • (1) Чтобы Бог пожалел его и взглянул на него с состраданием. Он считает себя очень несчастным, а несчастье — это надлежащий объект милосердия. Поэтому он молится, «Помилуй меня, Господи! в гневе помяни милость и не поступай со мной по суровой справедливости.»
      • (2) Чтобы Бог простил его грехи; ибо это надлежащий акт милосердия, и часто главным образом подразумевается это прошение: Помилуй меня.
      • (3) Чтобы Бог приложил Свою силу для его облегчения: «Господи, исцели меня» (т. 2), спаси меня (т. 4), скажи слово, и я буду здоров, и все будет хорошо».
      • (4) Чтобы он был в мире с ним: «Вернись, Господи! снова прими меня в свою милость и примирись со мной. издалека, как разгневанный; но теперь, Господи, вернись и явись мне близко».
      • (5) Чтобы он особенно охранял внутреннего человека и его интересы, что бы ни случилось с телом: «О Господи! избавь мою душу от греха, от утопления, от погибели навеки». Это невыразимая привилегия, что у нас есть Бог, к которому мы можем обращаться в своих бедах, и наш долг — обращаться к Нему и, таким образом, бороться с Ним, и мы не будем искать напрасно.
  • IV. Доводы, с которыми он подкрепляет свои просьбы, не для того, чтобы тронуть Бога (он знает наше дело и его истинные достоинства лучше, чем мы можем их изложить), а для того, чтобы тронуть его самого.

    • 1. Он ссылается на свое собственное несчастье и на то, что его несчастье продолжалось долго: «Я слаб, я встревожен, сильно встревожен; о Господи! как долго я буду в таком состоянии?»
    • 2. Он умоляет Бога о милости; и оттуда мы черпаем некоторые из наших лучших ободрений в молитве: Спаси меня ради милосердия.
    • 3. Он взывает к славе Божией (ст. 5): «Ибо в смерти нет памяти о Тебе». Господи, если Ты избавишь меня и утешишь меня, я не только буду благодарить Тебя за мое избавление, присоединиться ко мне в этих благодарениях, но я проведу новую жизнь, которую ты мне доверишь, в служении тебе и во славу твою, и во все оставшиеся дни я буду хранить благодарное воспоминание о твоих милостях ко мне и оживляться этим во всех случаях служения тебе, но, если я умру, я буду лишен этой возможности почитать тебя и делать добро другим, ибо в могиле кто возблагодарит?» Не то, чтобы отдельные души живут и действуют, и души верных радостно поминают Бога и благодарят Его. Но,

      • (1) Во второй смерти (которую, возможно, Давид, смятенный душой под гневом Божьим, ужасно опасался) нет приятного воспоминания о Боге; бесы и проклятые духи хулят его и не восхваляют его. «Господи, позволь мне не лежать всегда под этим гневом, ибо это sheol, это ад сам по себе и лишает меня вечной неспособности славить Тебя». то страшное место, где нет благочестивой памяти о тебе и не воздается тебе благодарности».
      • (2) Даже смерть тела кладет конец нашей возможности и способности прославлять Бога в этом мире и служить интересам Его Царства среди людей, противодействуя силам тьмы и приводя многих на этой земле к познанию Бога и посвятить себя ему. Некоторые утверждали, что радости святых на небесах более желательны, бесконечно более желательны, чем утешения святых на земле; однако служение святых на земле, особенно таких выдающихся, как Давид, более похвально и больше служит славе божественной благодати, чем служение святых на небе, которые не заняты ведением войны против греха. и сатаны, ни в созидании тела Христова. Придворные в королевском присутствии наиболее счастливы, но солдаты в поле более полезны; и поэтому мы можем с полным основанием молиться о том, чтобы, если на то будет воля Божья и у Него есть еще какая-то работа для нас или наших друзей в этом мире, Он все же пощадил нас или их, чтобы служить Ему. Уйти и быть со Христом — это самое счастье для самих святых; а для них пребывать во плоти полезнее для церкви. Это Давид имел в виду, когда умолял об этом, В могиле кто возблагодарит тебя? пс. 30:9; 88:10; 115:17; Это. 38:18. И это Христос имел в виду, когда сказал: Я не молю, чтобы ты брал их из мира.

Мы должны петь эти стихи с глубоким чувством ужасов Божьего гнева, которого мы должны бояться и осуждать больше всего; и с благодарностью, если это не является нашим положением, и с состраданием к тем, кто так страдает; если мы так смущены, пусть нас утешит то, что наше дело не беспрецедентно, и если мы смиримся и помолимся, как Давид, это будет долго без возмещения.

Пс 6:8-10

Какая внезапная перемена к лучшему! Тот, кто стонал и плакал, и все предал забвению (ст. 6,7), здесь выглядит и говорит очень приятно. Изложив свои просьбы перед Богом и представив ему свое дело, он очень уверен, что исход будет хорошим, и его печаль превратится в радость.

  • I. Он отличает себя от нечестивых и нечестивых и укрепляет себя против их оскорблений (ст. 8): Отойдите от Меня, все делатели беззакония. Когда он был в глубине своего бедствия,

    • 1. Он боялся, что Божий гнев на него даст ему долю с делающими беззаконие; но теперь, когда рассеялось это облако меланхолии, он был уверен, что его душа не соберется с грешниками, ибо они не его люди. Он начал подозревать себя в том, что он один из них, из-за тяжелого давления Божьего гнева на него; но теперь, когда все его страхи утихли, он велел им уйти, зная, что его жребий был среди избранных.
    • 2. Делающие беззаконие дразнили его, и насмехались над ним, и спрашивали его: «Где твой Бог?» торжествуя в своем унынии и отчаянии; но теперь у него было чем ответить тем, кто укорял его, ибо Бог, Который собирался вернуться к нему с милостью, теперь утешил его дух и скоро завершит его избавление.
    • 3. Возможно, они искушали его поступить так же, как и они, оставить свою религию и предаться удовольствиям греха. Но сейчас «отойди от меня; я никогда не прислушаюсь к твоему совету; ты хотел, чтобы я проклял Бога и умер, но я благословлю его и буду жить.» Это хорошее использование милостей Божьих к нам должно укрепить нашу решимость никогда больше не иметь ничего общего с грехом и грешниками. Давид был царем, и он воспользовался случаем, чтобы возобновить свое намерение использовать свою власть для подавления греха и исправления нравов, Пс. 75:4; 101:3. Когда Бог сделал для нас великие дела, это должно побудить нас задуматься о том, что мы должны сделать для Него. Наш Господь Иисус, по-видимому, заимствовал эти слова из уст своего отца Давида, когда, имея на Нем весь суд, Он скажет: Отойдите от Меня все делатели беззакония (Лук. 13:27), и так учит нас так говорить теперь, Пс. 119:115.
  • II. Он уверяет себя, что Бог был и будет милостив к нему, несмотря на нынешние признаки гнева, в которых он находился.

    • 1. Он уверен в милостивом ответе на эту молитву, которую возносит сейчас. Пока он еще говорит, он знает, что Бог слышит (как Ис. 65:24, Дан. 9).:20), и поэтому говорит об этом как о свершившемся и повторяет с торжествующим видом: «Господь услышал» (ст. 8) и снова (ст. 9) «Господь услышал слышал.» По действию Божьей благодати на его сердце он знал, что его молитва милостиво принята, и поэтому не сомневался, что в должное время на нее будет действенный ответ. У слез его был голос, громкий голос, в ушах Бога милосердия: Господь услышал голос плача моего. Безмолвные слезы не безмолвны. Его молитвы были криками к Богу: «Господь услышал голос моей мольбы, положил свой Фиат-Да будет сделано, на мои просьбы, и так скоро появится.»
    • 2. Отсюда он делает вывод о подобном благоприятном слушании всех других своих молитв: «Он услышал голос моления моего, и поэтому он примет мою молитву; ибо дает, а не упрекает прежними пожалованиями.
  • III. Он либо молится об обращении, либо предсказывает гибель своих врагов и преследователей, ст. 10.

    • 1. Это вполне может быть воспринято как молитва об их обращении: «Пусть все они постыдятся того сопротивления, которое они оказали мне, и тех порицаний, которые они мне вынесли. Пусть они будут (как и все истинно кающиеся) сердятся на себя за свое собственное безумие; пусть они вернутся к лучшему настроению и расположению ума, и пусть они устыдятся того, что они сделали против меня, и пусть стыдятся себя».
    • 2. Если они не обратятся, это предвещает их замешательство и гибель. Им будет стыдно и жестоко досадно (так может быть прочитано), и это справедливо. Они радовались, что Давид огорчился (ст. 2, 3), и поэтому, как это обычно бывает, зло возвращается на них самих; они также будут сильно огорчены. Лица тех, кто не воздаст славы Богу, наполнятся вечным позором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts