Школа эпикура сад: ЭПИКУРЕИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

Разное

ЭПИКУРЕИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

ЭПИКУРЕИЗМ – одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников этой школы является философская система ее основателя Эпикура (ок. 341–270 до н.э.).

В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.

В Афинах эпикурейцы собирались в саду, принадлежавшем Эпикуру. Отсюда пошло второе название школы – «Сад», или «Сад Эпикура», а ее обитателей называли философами «из садов». Школа представляла собой общину друзей-единомышленников, живущих в соответствии с принципами философского учения Эпикура. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие – высшее благо», а у входа стояли кувшин с водой и хлебная лепешка. В школу допускались женщины и рабы, что по тем временам было довольно необычно. Жизнь внутри эпикурейской общины была скромной и неприхотливой; в отличие от пифагорейского союза, эпикурейцы не считали, что имущество должно быть общим, поскольку это могло бы стать источником недоверия между ними.

Основой эпикурейского союза выступали верность учению Эпикура и почитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений, являвшихся неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своих поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положений учения, например, «четвероякого лекарства»:

Не должно бояться богов,

не должно бояться смерти,

благо легко достижимо,

зло легко переносимо.

Личность Эпикура играла в школе первостепенную роль, выступая воплощением мудрости и образцом для подражания. Он сам установил для своих учеников принцип: «Делай все так, будто на тебя смотрит Эпикур» (Сенека, Письма к Луцилию, XXV, 5). Видимо, поэтому его изображения можно было встретить в школе повсюду: на глиняных и деревянных табличках, и даже на перстнях. Хотя, стоит отметить, что в отличие от Пифагора, он никогда не обожествлялся своими последователями.

Школа Эпикура просуществовала почти 600 лет (вплоть до нач. 4 в. н.э.), не зная раздоров и сохраняя преемственность учеников, которые, по словам Диогена Лаэртского, были прикованы к его учению словно песнями Сирен (Диоген Лаэртский, X, 9). Самым видным из них был Метродор из Лампсака, скончавшийся на семь лет раньше учителя. В полемически заостренной форме он подчеркивал, что источником всех благ являются чувственные наслаждения. В своем завещании Эпикур просит своих товарищей по школе каждый месяц собираться в память о нем и о Метродоре, а также позаботиться о детях Метродора. Преемником Эпикура в руководстве школой стал Гермарх из Митилены, а затем Полистрат.

Довольно рано эпикуреизм проникает на римскую почву. Во 2 в. до н.э. Гай Анафиний излагает учение Эпикура на латинском языке. А в 1 в до н.э. в окрестностях Неаполя возникает эпикурейская школа Сирона и Филодема, ставшая в период упадка республиканских учреждений Рима главным центром культуры и просвещения в Италии. В поместье Филодема собирается цвет образованного римского общества, в том числе знаменитые римские поэты Вергилий и Гораций.

Эпикуреизм приобретает массу сторонников и последователей среди римлян. Среди них наиболее выдающимся и известным является Тит Лукреций Кар, чья поэма О природе вещей сыграла огромную роль в распространении эпикуреизма. В условиях гражданских войн и социальных потрясений Лукреций Кар ищет в философии Эпикура путь достижения безмятежности и невозмутимости духа. Согласно Лукрецию, главные враги человеческого счастья – страх перед преисподней, страх загробного возмездия и страх перед вмешательством богов в жизни людей, порожденные неведением относительно истинной природы человека и его места в мире. В их преодолении Лукреций видит основную задачу своей поэмы, ставшей своеобразной энциклопедией эпикуреизма.

В конце 2 в. н.э. по распоряжению эпикурейца Диогена в городе Эноанды в Малой Азии высечены гигантские надписи, с целью ознакомить сограждан с учением Эпикура.

Эпикуреизм получает широкое распространение в эпоху Возрождения. Его влияние прослеживается в произведениях Лоренцо Валла, Ф.Рабле, К.Раймонди и др. В Новое время близкие эпикуреизму учения выдвигаются такими мыслителями, как Ф.Бэконом, П.Гассенди, Ж.Ламетри, П.Гольбахом, Б.Фонтенелем и др.

Полина Гаджикурбанова

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

Пройти тест

Школа Эпикура

 
 
 

Международный
банковский институт

Кафедра
гуманитарных и социальных
дисциплин
 
 
 

Реферат

по 
философии

Тема:
“ Эпикуреизм”
 
 

    Исполнитель:
студент(ка)____уч. группы

    ______________Прудникова
М.А______

                                    (фамилия,
имя, отчество)

    Руководитель:
уч. степень и звание

    ___________ Никулин
А.Г ____________

                                     (фамилия,
имя, отчество)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 
Оглавление 

 


Введение

Эпикур (342–270 до
н. э.) выходец
из Афин. Он начал изучать философию с
14 лет. По одной из версий он начал изучать
ее после того, как в его руки попали сочинения
Демокрита. Учителем Эпикура в философии
был последователь Демокрита – Навсифан.
А затем платоник Памфил.

Сам Эпикур считал
себя самоучкой и весьма неблагоприятно
отзывался о своих учителях, собственно,
как и о большинстве философов, современных
ему.

Не смотря на
то, что Эпикур написал около трехсот
сочинений, до нас, однако, дошли только
фрагменты, доксографические и отдельные
произведения, такие как: «К Геродоту»,
«К Пифоклу», «К Менекею» и «Главные мысли»

Философия Эпикура 
носит ярко выраженный практический
характер и состоит из трех частей:
каноники — теория познания, физики и этики,
которые, по мнению самого мыслителя, подчинены
единой цели — научить человека, как ему
достичь счастливой, блаженной жизни,
которая была бы свободна от страданий
тела и смятения души.  

Эпикур являлся 
самым выдающимся мыслителем эпохи

 


Школа Эпикура

Личность Эпикура 
играла в школе очень значительную
и существенную роль, так как представляла
для его учеников воплощение мудрости
и образец для подражания. Эпикур сам определил
для своих учеников принцип: «Делай все
так, будто на тебя смотрит Эпикур» (Сенека,
Письма к Луцилию, XXV).Возможно, поэтому
его изображения и можно было встретить
в школе в действительности повсюду: на
глиняных и деревянных табличках, и даже
на перстнях. Но необходимо заметить, что
в отличие от Пифагора, он никогда не пытался
обожествиться за счет своих последователей.

 Поэма Лукреция 
«О природе вещей» и датируемые
I в. до н.э. или II в. н.э. 
гигантские надписи, которые были 
высечены в городе Эноанда по распоряжению
эпикурейца Диогена, который пожелал ознакомить
сограждан с сочинениями и доктриной Эпикура
являются свидетельством тому, с каким
миссионерским рвением приверженцы Эпикура,
даже жившие далеко от Афин, распространяли
его идеи.

Школа Эпикура 
просуществовала около 600 лет (вплоть до
начала 4 в. н.э.). Она не знала раздоров
и сохраняла преемственную связь между
учениками, которые, по словам Диогена Лаэртского,
были прикованы к его учению словно песнями
Сирен (Диоген Лаэртский, X). Самым известным
из учеников Эпикура был Метродор из Лампсака,
который скончался на семь лет раньше
учителя. В полемически заостренной форме
он подчеркивал, что источником всех благ
человечества являются чувственные наслаждения
человека.

В Афинах эпикурейцы
собирались в саду, который принадлежал
Эпикуру. Отсюда и пошло второе название
школы – «Сад», или «Сад Эпикура», а обитателей
этой школы называли философами «из садов».

Школа Эпикура представляла
собой общину друзей-единомышленников,
которые жили в согласии с принципами
философского учения Эпикура. На воротах
школы была надпись: «Гость, тебе здесь
будет хорошо; здесь удовольствие – высшее
благо». У входа стояли кувшин с водой
и хлебная лепешка. Также в школу допускались
женщины и рабы —   по тем временам было
довольно необычно. Жизнь внутри эпикурейской
общины была очень скромной и малотребовательной.
В отличие от пифагорейского союза, эпикурейцы
не считали, что имущество должно быть общим,
поскольку это могло бы стать источником
недоверия между единомышленниками.

Эпикуреизм

 В качестве философского
учения эпикуреизм характеризуется механистическим
взглядом на мир, материалистическим атомизмом,
отрицанием телеологии и бессмертия души,
а также этическим индивидуализмом и эвдемонизмом.
Он носит ярко выраженную практическую
направленность. Согласно Эпикуру и его
учеников, задача философии практически
сродни врачеванию: ее цель — излечить
душу от страхов и страданий, вызванных
ложными мнениями и вздорными желаниями,
и научить человека блаженной жизни, началом
и концом которой они считают наслаждение.

Основой союза 
мыслителей эпикуреизма выступали верность
учению Эпикура, а также почитание его
личности. В школе практиковался ряд философских
упражнений, которые являлись неотъемлемой
частью эпикурейского образа жизни: беседы,
анализ своих поступков, чтение трактатов
Эпикура, заучивание наизусть основных
положений учения, например, «четвероякого
лекарства»:

  1. Не должно
    бояться богов;
  2. Не должно
    бояться смерти;
  3. Благо легко
    достижимо;
  4. Зло легко
    переносимо.

Учение Эпикура 
состоит из трех частей: теория познания,
физики и этики.

Главной из них
является этика. Она учит, как достичь
счастья.

Второй частью философии
Эпикура является физика, которая дает
представление о природном мире. Физика
освобождает от страха перед миром и служит
основанием для этики. Обе эти части опираются
на, своего рода, теорию познания и методологию
науки, которая выступает в качестве третьей
части. У Эпикура познание мира возможно
лишь на базе ощущений. Мыслитель рассматривал
чувства как непогрешимые, а заблуждения
выводил из неверных суждений.

В физике Эпикур
исходил из признания вечности и 
несотворимости и неуничтожимости мира.
Эпикур вслед за Демокритом придерживался
идеи об атомном строении вещества. Для
обоснования допускаемой им свободной
воли человека ему пришлось смягчить демокритовскую
версию детерминизма.  Эпикур выдвинул
идею о том, что не все в мире происходит
по необходимости, в нем есть место и для
случайности. Указав на знание как на средство
подчинения необходимости разумным действующим
людям, Эпикур тем самым указал на реальную
дорогу возвышения над необходимостью,
подчинения ее своим интересам. Данное
обстоятельство позволило Эпикуру рассматривать
человека в мире не как марионетку, а как
свободного творца своих поступков и своей
судьбы. Тем самым, в познании явлений,
протекающих в силу необходимости и случайности,
философ видит путь к свободе.

Эпикур осознавал
трудности познания окружающего мира,
которые вытекали из несовершенства органов
чувств как средств познания. Это заставило его искать
основание, опора на которое давала бы
правильные знания о мире и могла бы обеспечить
реализацию свободы. Такое основание философ
увидел в благоразумии, которое Эпикур
ценил даже выше философии. Эпикур рассматривает
благоразумие как особое качество, которое
сформировалось у личности на основе освоения
этой личностью философских знаний. Этим
и объясняется высокая оценка благоразумия.
В данной связи Эпикур рассматривает и
философию. Она для него имеет
ценность лишь в той мере, в какой отвечает
потребности формирования у личности
благоразумия. Благоразумие как одна из
способностей человека формируется в
ходе воспитания. Благоразумие избавляет
личность от безграничных вздорных страстей
и страха, который является непременным
и первым условием обретения способности
счастливо мыслить и избегать несчастий.
Философ считал, что достижение счастья
должно предусматривать высвобождение
личности от уз общественной деятельности,
т.е. участие в политической деятельности.
Этим учение Эпикура о счастье, как составной
части его этики, не ограничивается. Оно
связано с учением об атараксии или безмятежности,
рассмотренными мыслителем как состояния,
неразличимыми счастью. Необходимо заметить,
что понимание атараксии как особого состояния
разумного существа, возможно, является
результатом восприятия мыслителем идей
восточных философов. Оценка безмятежности
как идеала существования человека была
широко распространена в условиях общественной
нестабильности.

Разрабатывая проблемы
этики, занимающей в системе философствования
мыслителя главное место, и сравнивая
состояние атараксии и безмятежности
со счастьем, Эпикур не был склонен, как
древневосточные мудрецы, видеть в безмятежности
единственное условие счастья. Атараксия
(безмятежность) для Эпикура — это лишь
условие одного из видов удовольствий,
которые были разделены им на активные
и пассивные, т.е. удовольствия покоя. Последние
и стали выступать, согласно мыслителю,
результатом безмятежности. Для Эпикура
безмятежность, скорее всего, состояние
сосредоточенности в процессе познания, которые
помогают достичь истинного знания, благодаря
отрешению от восприятия побочных эффектов
и благодаря следованию важнейшим принципам
достижения истинного знания.

Достижение счастья 
предполагает реализацию множества желаний.
Эпикур считал, что свободное от ошибок
сочетание желаний при выборе поведения
во многом зависит от личности. Согласно
философу, счастливая жизнь требует не
свободного проявления знаний, а четкой
реализации этих знаний в заранее установленных
пределах, т.к. отсутствие ограничения
личностью ее желаний влечет за собой
ненужные последствия. Эпикур учит, если неисполнение
желания не влечет страдания, то данное
желание не может быть необходимым. Философ
рекомендует удовлетворять те желания,
от которых зависит человеческая жизнь,
например, желания есть, одеваться и др.

Другими словами,
нужно соблюдать меру в реализации желаний
и получения удовольствий, которые могут
быть получены лишь при соблюдении меры
в потребностях, которые реализуются в
желаниях.

Особое место в
этике Эпикура  занимала  проблема
удовольствий, в которой мыслитель вслед
за Аристипом из Кирены признавал, что
для человека высшим является удовольствие. Удовольствие
признается за начало и конец счастливой
жизни. Но, однако, в отличие от Аристипа,
рассматривавшего удовольствие как положительное
состояние наслаждения, Эпикур связывал
удовольствие с отсутствием страданий.

Философ понимал
удовольствие как рубеж, за которым начинались
страдания. Умеренность во всем,
в том числе и в удовольствиях, рассматривалась
Эпикуром как самостоятельное и значительное
благо. По его мнению, кто привык к умеренности,
не будет страдать, когда многого нет,
и нужно довольствоваться малым.

 


Сторонники
эпикуреизма

Эпикуреизм приобрел
массу сторонников и последователей среди
римлян. Наиболее выдающимся и известным
среди них являлся Тит
Лукреций Кар, поэма которого «О природе
вещей» сыграла огромную роль в распространении
эпикуреизма. В условиях социальных потрясений
и гражданских войн Тит Лукреций Кар искал
в философии Эпикура путь достижения безмятежности
и невозмутимости духа. Согласно ему, главными 
врагами счастья человека являются: страх
перед преисподней, страх загробного возмездия
и страх перед вмешательством богов в
жизни людей, которые были порождены неведением
относительно истинной природы человека
и его места в мире. В преодолении этих
страхов Лукреций Кар видит основную
задачу своей поэмы, которая стала своеобразной
энциклопедией эпикуреизма.

Так же эпикуреизм
получает широкое распространение и в
эпоху Возрождения. Влияние эпикуреизма
прослеживается в произведениях таких
филологов как Лоренцо Валла, Ф. Рабле,
К.Раймонди и др.

Особое внимание
к эпикуреизму проявилось к первой
четверти XV века. Тогда гуманистами была
осознана не только ценность земной жизни,
но и оправданы разнообразные телесные
и душевные человеческие потребности.
Именно тогда и сформировался подлинный
интерес к исканиям Эпикура.

Антропоцентризм
(философское учение, согласно которому
человек есть центр Вселенной и цель всех
совершающихся в мире событий) гуманистической
философии эпохи Возрождения был связан
с переосмыслением средневековой картины
мира, отказом от телеологизма (онтологическое
учение о целесообразности бытия, оперирующее
наличием разумной творческой воли) и
теоцентризма (философская концепция,
в основе которой лежит понимание Бога,
как абсолютного, совершенного, наивысшего
бытия, источника всей жизни и любого блага),
перенесением философского интереса на
проблемы морали. Гуманисты стремились создать
этическую теорию, которая основывалась
бы на представлении о единстве материального
тела и божественной души в человеке, в
котором природное и божественное должно
находятся  в гармонии, а не в противоборстве.

В отличие от
традиционного христианского представления 
о том, что во имя спасения души
необходимо преодолевать земные соблазны,
этика гуманистов объявляла основным
принципом существования человека — следовать
природе. Гуманисты противопоставляли
христианскому аскетическому отрицанию
мира приятие земного существования со
всеми его радостями. Этим и можно объяснить
возрождение эпикурейской этики, прежде
всего, учения о наслаждении.

Сад | школа, Афины, Греция

В эпикуреизме: учения Эпикура

…стал известен как Сад.

Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» ИНДЕКС»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:225750}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:225750,»title»:»Сад»,»url «:»https://www. britannica.com/place/The-Garden-school-Athens-Greece»,»description»:»Эпикур: Школы в Афинах и других местах: …купил дом и в саду, основал школу, которая стала известна как Хо Кепос (Сад). В это время в Афинах в культурной жизни доминировали Академия Платона и Ликей Аристотеля, оба из которых перешли в руки преемников. Эти…»,»type»:»TOPIC»,»titleText»:»Сад»,»metaDescription»:»Другие статьи, в которых обсуждается Сад: Эпикур: Школы в Афинах и других местах: …купил дом и в сад, основал школу, которая стала известна как Хо Кепос (Сад). В это время в Афинах в культурной жизни доминировали Академия Платона и Ликей Аристотеля, оба из которых перешли в руки преемников. Эти…»,»identifierHtml»:»школа, Афины, Греция»,»identifierText»:»школа, Афины, Греция»,»alternateTitles»:»Хо Кепос»,»topicClass»:»место»,»topicKey»:» The-Garden-school-Афины-Греция»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:»PLACE»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/place /The-Garden-school-Athens-Greece»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/225750/»},»topicLink»:{«title»:»Сад»,»url»:»https:// www. britannica.com/place/The-Garden-school-Athens-Greece»},»tocPanel»:{«title»:»Каталог»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups «:[]},»byline»:{«contributors»:null,»allContributorsUrl»:null,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames» :»NULL»},»citationInfo»:{«contributors»:null,»title»:»The Garden»,»lastModification»:null,»url»:»https://www.britannica.com/place/The -Сад-школа-Афины-Греция»},»веб-сайты»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMa rkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»The Garden»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica. com/place/The-Garden-school-Athens-Greece»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Сад: Эпикур: Школы в Афинах и других местах: … купил дом и в саду устроил школу, которая стала известна как Хо Кепос (Сад). В это время в Афинах в культурной жизни доминировали Академия Платона и Ликей Аристотеля, оба из которых перешли в руки преемников. Эти…»},»initialLoad»:true}

Взгляд из сада Эпикура

Энда Харте

Говорят, что Эпикур родился в знатной семье на Самосе, Греция, около 341 г. до н.э. Он считался афинянином, так как у Афин были участки земли в этом районе. В возрасте примерно 18 лет он переехал в Афины, где погрузился в мир философии, обучаясь в различных школах и у разных учителей. На протяжении всей своей взрослой жизни он переезжал в разные места, включая Лесбос и Лампсакус. В свое время в обоих городах он учил и приобретал последователей.

Он вернулся в Афины примерно в 306 г. до н.э. и основал собственную школу, в которой работали его многочисленные учителя. Среди них были философы-демократы, физики и астрономы, и на него также большое влияние оказали работы Аристотеля. Эта школа стала известна как Сад из-за встреч, происходивших в его частной резиденции в Афинах, и отсюда мы имеем одну из трех доминирующих эллинистических философий: эпикуреизм.

Эпикур оставался в Афинах до своей смерти, ок. 270 г. до н.э. Он умер в возрасте 70 или 71 года. В соответствии со своей философией Эпикур не боялся смерти. Знаменитая цитата Эпикура гласит: «Смерть для нас ничто, пока мы существуем, смерти нет с нами; но когда приходит смерть, нас уже нет».

Приступая к делу

Основное убеждение эпикурейцев состоит в том, что удовольствие является конечной целью (или телос ). Под удовольствием обычно понимается отсутствие боли: свобода тела от боли, а также свобода души от беспокойства.

Для эпикурейцев и многих других душевный покой и хорошая жизнь достигаются с помощью философии.

Например:

  1. Интеллектуальная стимуляция
  2. Спокойствие вашего духа
  3. Здоровое тело

Эпикурейская школа, согласно большинству источников, учит умеренному воздержанию и общему самоконтролю, а также независимости мысли. Мы ищем удовольствия, которые длятся всю нашу жизнь, а не мимолетные мгновения. Говорят, что Эпикур превозносил жизнь, ускользающую от поля зрения других людей.

Важно отметить, что эпикурейский гедонизм часто ассоциируется с современной терминологией, обозначающей излишества и чистые удовольствия. Однако общепризнано, что эпикуреизм пропагандирует потребность в спокойной и спокойной жизни, где боль — это зло, а удовольствие — добро. Отмечается, что эпикуреизм пропагандирует избегание крайних удовольствий, поскольку они часто имеют болезненные последствия.

Другие верования

Глупо молиться богам о том, что он может получить сам. Эпикур

Эпикурейцам необходимо было разделить удовольствие на две категории: высшие удовольствия и низшие удовольствия. Высшие удовольствия связаны с разумом и размышлениями, с упором на интеллектуальную доблесть и эстетику. Низшие удовольствия — это те, которые связаны с телом, включая еду, питье и половые сношения.

Сам Эпикур искал добродетель в той или иной форме, что является общей темой в каждой эллинистической школе мысли. Как упоминалось выше, это было сосредоточено вокруг спокойной и безмятежной души. Он фокусируется на удовольствии и благополучии человека, в отличие от того, чтобы быть членом великого космополиса и помогать другим, что вы можете найти в подобных стоицизму.

Эпикур также придавал большое значение дружбе, так как ваше собственное удовольствие частично зависит от влияния других. Эпикурейская школа бесцеремонно относилась к смерти и умиранию. Для них это был предел вашего жизненного опыта и не зависел от качества вашей жизни на Земле. Они предлагали не бояться смерти из-за ее пустоты.

Наконец, Разум, или Практический Разум ( phronesis ) был важной частью эпикурейского образа жизни. Для Эпикура и других Разум — это необходимость уравновешивать одно с другим, чтобы, следовательно, искать будущее счастье. Для эпикурейцев все вещи были соединены цепями из атомов и связаны в постоянном движении. Помня об этом простом факте, вы сможете преодолеть суеверия и общий страх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts