Символ веры это: 24. О Символе веры — Православное образование
Содержание
24. О Символе веры — Православное образование
24.1. Что такое Символ веры?
– Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2–7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
24.2. Как и почему был составлен Символ веры?
– С апостольских времен христиане пользовались так называемыми символами веры для наставления оглашаемых (имели крещальный характер) и в полемике с еретиками. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором – остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
24.3. В чем значение Символа веры?
– Значение Символа веры – сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это – единства Церкви.
Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произнесение его является исповеданием веры.
24.4. Когда произносится Символ веры?
– Символ веры произносится принимающим крещение (оглашенным) во время совершения таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.
24.5. Как понимать «верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?
– Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимый и невидимый, то есть духовный мир, к которому принадлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существует, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера – это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, – Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.
24.6. Как понимать «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?
– Это значит веровать, что Господь Иисус Христос – это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он – Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет. Он – Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.
Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем (с древнееврейского «Ягве спасает»). Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки – так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный Богом Отцом, и потому Он – единого существа (природы) с Ним. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.
«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им – Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим. Это означает, что мир сотворен Единым Богом – Святой Троицей.
24.7. Как понимать «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?
– Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом – стал Богочеловеком.
Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю для спасения не одного какого-либо народа, а всего человеческого рода. «Сшедшаго с небес» – как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою, так и пребыла Девой после Рождества Христова. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.
Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей – Он крестною смертью Своей избавил род людской от греха, проклятия и смерти.
24.8. Как понимать «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?
– Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасения всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действительно страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добровольно восхотел пострадать.
24.9. Как понимать «и воскресшаго в третий день по Писанием»?
– Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанием». Слова «по Писанием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры.
Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени воскресеньем. Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.
24.10. Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?
– Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.
Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих.
24.11. Как понимать «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?
– Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки – опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную – за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.
24.12. Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки»?
– Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы – Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой – Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все народы) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).
Говорится здесь и о главном в православной вере – о тайне Святой Троицы: Единый Бог – это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Святой открылся людям: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).
«Иже от Отца исходящаго» – Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» – Которому следует поклоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» – говорившего через пророков.
24.13. Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»?
– Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную. Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.
Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4–6).
Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих – членов Церкви), чтобы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т.е. крещальной водой и тайносовершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27).
Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной.
24.14. Как понимать «исповедую едино крещение во оставление грехов»?
– Это значит признавать и открыто объявлять, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение – это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.
В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называется такое священное действие, через которое невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.
24.15. Как понимать «чаю воскресения мертвых»?
– Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю – ожидаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогущества Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. Воскресшие тела, хотя и будут они духовными и бессмертными, не утратят своей сущности – того, что тело делает телом; ведь воскресение – это не сотворение нового тела, а оживление и преображение прежнего (преподобный Иустин (Попович)).
Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спасителя. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир – из тленного обратится в нетленный.
24.16. Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?
– Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совершится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века – это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение – истинно так!
Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.
Что такое Символ веры и зачем он нужен? | Мнение | Общество
Юрий Белановский
Примерное время чтения: 10 минут
11796
Юрий Белановский. АиФ
Лет 15 назад в воскресной школе Данилова монастыря, где я тогда работал и учил мальчишек и их родителей, мама одного из воспитанников рассказывала нам случай. На улице кто-то из бездомных и нищих попросил у неё денег, мотивируя это тем, что он верующий и православный. И она, как человек образованный в церковных вопросах, решила испытать его: «Символ веры-то хоть расскажи!» Ответ попрошайки нельзя передать без жестикуляции. Он, разводя руками над головой, сказал: «Э… Мать, чтоб Символ веры знать, надо во-о-от такую голову иметь!» Мы, конечно, тогда все смеялись. Однако по сути, хоть и не понимая этого, бездомный был прав. Символ веры — очень непростая тема.
Изображение Символа веры, XVII век. Фото: Commons.wikimedia.org
По мере сил в этой и следующих заметках постараюсь не только поделиться моим пониманием, что такое Символ веры и зачем он нужен, но и предложить комментарии и пояснения к тексту.
О вере
Чтобы не повторяться, напомню, что как-то о вере в Бога я уже писал. Здесь мне важно акцентировать внимание на том, что вера — это нечто из области личных отношений. Даже в простых разговорах мы часто произносим: «Я тебе верю», «я доверяю», «я верен тебе», «я уверен». Для меня вера — это некое выражение внутреннего отношения личной отдачи и своего личного посвящения. То же, что и в любви.
Сказать кому-то «я знаю, что ты…» — это значит сказать отстранённо, констатировать факт. Что, кстати, тоже важно. Но сказать «я верю» — значит показать включённость, единство и некие живые отношения. Я думаю, что вера — это во многом знание о себе. Это свидетельство о понимании себя и своей решимости, и включённости, и своего принятия Кого-то, и готовности к встрече с Кем-то. Вера, в конечном счёте, — это и своего рода видение, и знание, и ощущение, и опыт, и личные отношения.
У верующего, как и у любящего, нет внешних подпорок. Заученные слова, прочитанные книги, знания о чём-то, какие-то действия — всё это вторично по отношению к тем самым личным отношениям. Христианин как бы висит над небытием один на один с Богом, и связывать их может только личная и живая вера. У каждого свой «разговор», свой «договор», свои «счёты» с Христом, и, по большому счёту, никто не может вторгаться в эти отношения.
Зачем же нужна формализация?
Как ни парадоксально, но вера требует формализации. И для этого, я думаю, есть несколько причин.
Первая — это осмысление и фиксация своего опыта, ради самоидентификации. Любой человек или любая группа нуждаются в ответе на вопросы: «Кто я?», «Кто мы?». И для ответа важна не только работа мысли, но и унификация понятий. Исходной точкой для христианского осмысления веры является Священное Писание — Библия. Если я христианин, то моя вера должна быть созвучна Библии.
Вторая причина — передача веры своим детям, или, более широко, последующим поколениям. Формализация веры и рождённые ей тексты — это своего рода учебные пособия в педагогике веры. Понятно, что педагогика шире и больше учебников или формул, а воспитание не сводится к передаче знаний, оно, скорее, передача жизненного опыта. Но и без знаний тут не обойтись. В кого и как мы верим? Кто наш Бог? Что Бог ждёт от людей? Что значат его заповеди? Эти вопросы не могут иметь разные ответы из поколения в поколение на протяжении истории. Необходимо единство, преемственность и соотнесённость с Евангелием, а значит — удобная для хранения и передачи форма ответов.
Правда, тут требуется одна оговорка. Христианам важно знать историю, но жить настоящим. Им важно понимать, чему тот или иной вероучительный текст учит их (лично каждого) сегодня, а не учил когда-то и кого-то.
Третья причина формализации веры — это позиционирование по отношению к иным и, если нужно, защита от противников и врагов веры. Позиционирование говорит, что веры бывают разные, и требует признания этого факта. Защита веры (апологетика) предлагает не только объяснить и сравнивать, но и противопоставлять и отделять. Для каждого верующего важны не только личные ощущения и переживания, но и ясные ответы на вопросы. Чем моя вера отличается от других? Как я могу ответить на разного рода вопросы и обвинения? Получается, что верующим людям необходимо умение выражать свою веру на общепринятом языке.
Зачем нужен Символ веры?
Не только христиане и не только верующие стремятся к единству. Любое сообщество, даже вечеринка, имеет границы, а значит, имеет и критерии принадлежности и условия пребывания внутри сообщества: во-первых, по цели и смыслу, во-вторых, по дисциплине. В идеале критерии и условия должны быть краткими и понятными. Для христиан, для Православной церкви такими критериями по цели и смыслу издревле были Символы веры — краткие и точно сформулированные самые важные истины. Символы веры выражают то, без чего вера неполна, или рассыпается, или становится чужой.
Символ веры, вернее, готовность его принять как краткое и общее выражение личной веры, и является одним из условий единства, то есть пребывания в христианской общине, в церкви. Наверное, можно сказать, что Символ веры — это те границы и очертания, в которых каждый христианин видит отражение своего опыта жизни с Богом. Символ веры выражает то главное, в чём каждый член христианской общины и Православной церкви солидарен с иными членами. Для христиан знание и понимание Символа веры необходимо. Без этого невозможно быть сознательным и ответственным членом церкви.
Как появился известный Символ веры?
Христианские общины древних церквей имели свои в чём-то различные символы веры. Так или иначе, различаясь, все они отвечали указанной выше цели. Прежде всего, символы веры изучались и впоследствии торжественно произносились новообращенными христианами перед крещением. Это было свидетельство о личной вере и о том, что подготовка пройдена. С глубокой древности христиане пели (и поют доныне) символы веры вместе перед Причащением Тела и Крови Хростовых в знак живого свидетельства не только о единстве, но и о том, что они именно христиане — ученики Христа. Символ веры также традиционно произносили (и произносят) будущие священники и епископы перед рукоположением.
С началом имперского периода в жизни христианства (после 313 года) пришла и пора формулировки и унификации вероучения. Известный нам всем Символ веры появился во второй половине IV века, вероятно, в Иерусалимской Церкви. В основе своей он отражает истины веры, сформулированные на соборе христианских епископов в г. Никее в 325 году (I вселенский собор). Есть мнение, что Символ был доработан участниками Константинопольского собора (II Вселенского) в 381 году. В итоговой версии Символ веры оказался настолько удачным, что уже к середине V века вытеснил собой традиционные для той или иной местности символы, что и было закреплено официально на Соборе в г. Халкидоне (IV Вселенский) в 451 году. С тех пор и поныне подавляющее большинство христиан исповедуют свою веру словами Символа веры, именуемого Никео-Цареградским (Никео-Константинопольским).
Символ веры
Приведу текст Символа веры по-церковнославянски и по-русски. В следующих заметках речь пойдет о содержании этого вероучительного текста.
По-церковнославянски: | По-русски: |
---|---|
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, 12. и жизни будущаго века. Аминь. | 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. 2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, Им же всё сотворено. 3. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. 4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. 5. И воскресшего в третий день согласно Писаниям. 6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. 7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. 9. В единую святую, соборную и апостольскую Церковь. 10. Признаю одно крещение для прощения грехов. 11. Ожидаю воскресения мертвых, 12. и жизни будущего века. Аминь (истинно так). |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
РПЦСимвол веры
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Тайна Бога. О Символе веры. Часть вторая
Кто имеет право «говорить от имени Церкви»?
Стоит ли бояться православных миссионеров?
Главная тайна христианства. Символ веры. Часть третья
Что значит верить
Новости СМИ2
вероисповедание | религия | Британика
Чарльз Спрэг Пирс: Религия
Просмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Уэсли
- Похожие темы:
- исповедание веры
Никейский символ веры
Вестминстерское признание
Афанасийское кредо
вселенское вероучение
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
вероучение , также называемое исповеданием веры , авторитетная формулировка верований религиозной общины (или, посредством переноса, отдельных лиц). Термины «кредо» и «исповедание веры» иногда используются взаимозаменяемо, но когда они различаются, «вероисповедание» относится к краткому утверждению веры, используемому в публичном богослужении или обрядах инициации, в то время как «исповедание веры» обычно используется для обозначения более подробное и систематическое доктринальное изложение. Последний термин обычно ограничивается такими заявлениями в рамках христианской веры и особенно ассоциируется с церквями протестантской Реформации. И символы веры, и исповедания веры исторически назывались символами, а содержащиеся в них учения — символами веры или, иногда, догмами.
Роль веры в религии интерпретируется по-разному в различных эмпирических дисциплинах и сторонниками определенных богословских или философских позиций. Традиционно оно считалось первичным фактором в религии, но некоторые современные ученые часто рассматривают верования как обоснование ритуала, то есть как вторичное выражение религиозного опыта или как апостериорные идеологические санкции социальных и культурных паттернов. Настоящая статья следует современной антропологической и социологической тенденции определять религию как символическую систему, в которой идеи и сопутствующие им поведенческие аспекты и действия предоставляют индивидууму или группе модель себя и своего мира. С этой точки зрения каждая религия включает в себя особые взгляды или верования относительно природы высшей реальности.
Символы веры основных религий
Происхождение и функции вероучений
Эти верования, однако, не обязательно должны быть четко сформулированы, но могут быть полностью встроены и переданы в ритуалах, мифах, социальных структурах и практиках. Это особенно верно в отношении самых рудиментарных форм религиозного поведения. Даже в отличие от других факторов верования часто не формулируются в форме символа веры, а широко выражаются в священных писаниях, юридических кодексах, литургических формулах, а также в богословских и философских размышлениях. Так было в древних культурных религиях Египта, Месопотамии, Греции и Рима, а также в традиционном индуизме, конфуцианстве и даосизме. Однако, когда религия передается от одной культуры к другой (например, от семитской к эллинистической, т. е. от Палестины к Риму) или претендует на некоторую степень универсальной или исключительной истины, часто развиваются формальные вероучения, помогающие сохранить преемственность и идентичность. Они служат этой цели, потому что относительная абстрактность, полнота и концентрация словесных выражений верований позволяют им лучше, чем большинство других форм религиозной символики, служить стабильными опознавательными знаками в плюралистических, изменяющихся, прозелитских и миссионерских ситуациях.
Символы веры в полном смысле поэтому встречаются только в так называемых универсальных религиях, таких как зороастризм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам и некоторые современные индуистские течения (например, Брахмо Самадж). Даже здесь они имеют разное значение, поскольку некоторые группы отвергают все формальные вероучения. Признания встречаются реже. Они служат для определения отличительных верований противоборствующих или объединяющих групп внутри данной религии или для формулирования доктрин, соответствующих новым обстоятельствам, и в основном являются христианским явлением в период от Реформации до настоящего времени.
Религии Востока
К вероучениям в полном смысле относятся определенные слова и фразы, которые имеют частично вероучительные функции. Такие термины, как Дао (буквально «Путь») в даосизме или ли (ритуальные правила) и сяо (сыновняя почтительность) в конфуцианстве, обобщают фундаментальные акценты религиозных систем, частью которых они являются. Бесконечно повторяемая мантра (вызывающие священные слоги) магического заклинания, Ом мани падме хум («О, драгоценный камень в лотосе»), особенно популярная в тибетском буддизме, в каком-то смысле является профессией веры в присутствие внутри мир («лотос») Бодхисаттвы (будущего Будды) Авалокитешвары («драгоценность»). Различные индуистские мантры, в первую очередь молитва Гаятри из Ригведы (3.62.10), которую изучают как часть обрядов инициации молодых брахманов, также частично служат исповеданием веры. Действительно, именно через литургические высказывания (например, «Отче наш» в христианстве) сигнализируется религиозная идентичность и исповедуется вера в большинстве религий.
Более конкретно символом веры является раннее трижды повторенное tri-ratna буддизма Тхеравады: «Я принимаю прибежище в Будде. Я принимаю прибежище в дхарме (учении Будды). Я принимаю прибежище в сангхе (монашеской общине)».
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Религии Запада
Возможно, еще раньше такие зороастрийские формулировки, как «Я исповедую себя маздапоклонником, зороастрийцем, врагом демонов, слугой Господа» (9).0043 Ясна 12,1). При этом верующий объявлял себя монотеистом (поклонником единого бога, Ахура Мазды), членом особой общины (основанной пророком Зороастром) и дуалистом (тот, кто считает, что две враждующие группировки, одно добро и одно зло, постоянно сражаются за судьбы мира).
Крайне антиполитеистическая вера ислама резюмируется в шахаде : «Нет Бога, кроме Бога; Мухаммад — Пророк Бога». Это провозглашается ежедневными призывами к молитве из каждой мечети, и каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни произнести ее вслух с полным пониманием и согласием и исповедовать ее без колебаний до самой смерти. Доктринальные споры способствовали развитию дополнительных формулировок вероучения, называемых акаид (единственное число, акида ), но они не делят ислам на четко обозначенные конфессиональные группы или деноминации, подобные существующим в христианстве.
В иудаизме центральные утверждения веры являются частью поклонения; например, признание единства Бога в Шма (Второзаконие 6:4 «Слушай, Израиль: Господь Бог наш есть Господь единый») и воскресения мертвых в амиде (постоянная молитва). Из различных средневековых попыток сформулировать символы веры наиболее устойчивыми были Тринадцать принципов веры Маймонида, но они так и не стали официально обязательными. Доктринальные декларации реформистского движения, такие как Питтсбургская платформа (1885 г.), не имели прочного влияния. Причина такой скудости вероучений заключается в том, что еврейская идентичность в основном определялась с точки зрения соблюдения заповедей и Устной Торы, а не принятия доктрин.
Почему Кредо так важно?
Никейско-Константинопольский Символ веры, который католики латинского обряда исповедуют каждое воскресенье и торжественность на мессе, является древним документом конца четвертого века.
С молниеносной скоростью, с которой движется современное общество, может быть логично спросить, какое значение документ, созданный так давно, может иметь для современной жизни в целом и католицизма в частности, особенно когда многие «лунатят» его декламацию. Однако возраст документа и незнание его содержания и значения не являются хорошими показателями релевантности. Скорее, на тех, кто исповедует такое кредо, лежит обязанность понять то, что исповедуется, и обнаружить его значение и актуальность в нашем современном мире.
Тринитарная вера
Катехизис Католической церкви (часть I, раздел 2) содержит подробный анализ каждой части Символа веры, который разбит на основные разделы, посвященные учениям об Отце; верования о Сыне, Иисусе Христе; богословие Святого Духа; и экклезиология, описание отличительных четырех признаков католической церкви. Символ веры открывается выражением веры в Бога, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Таким образом, отцы ранней церкви подтверждают основное учение Бытия о том, что Бог, «непоколебимый двигатель» древней философии, несет ответственность за мир, с которым мы сталкиваемся каждый день.
После этого краткого вступительного комментария об Отце Символ Веры переходит к самой длинной и важной части, в которой подробно изложены многие важные учения об Иисусе Христе. Поскольку, как мы помним, именно ересь арианства бросила вызов божественности Христа и явилась непосредственной причиной написания Символа веры, вполне уместно, что Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.) Соборы сосредоточили свое учение на Иисусе, центральная фигура христианской веры.
Во-первых, Символ веры проясняет божественность Иисуса и его отношение к Отцу. Отвергая интерпретацию Арием библейского отрывка «сегодня Я родил тебя», Символ веры говорит об Иисусе как о «единородном», «рожденном прежде всех времен», «истинном Боге от истинного Бога». Чтобы еще больше прояснить и сделать более конкретным, это великое утверждение веры подтверждает, что Иисус был «рожден, а не сотворен, единосущен Отцу». Соборы хотели сделать абсолютно ясным, что Иисус не только был божественным и, следовательно, существовал прежде всех времен, но также и что Он и Отец были homoousios того же вещества.
Далее, Символ веры ясно говорит о человечности Иисуса. Во-первых, нас учат, что Иисус был послан с небес для нашего спасения. Утверждается воплощение Иисуса во чреве Марии силой Святого Духа (см. Лк. 1:26-38). Затем в документе говорится о пасхальной тайне — страстях, смерти и воскресении Иисуса. Утверждается, что он был распят, погребен и воскрес на третий день, как и предсказывает Писание. Наконец, документ подтверждает, что Иисус вознесся к Отцу и однажды вернется, «чтобы судить живых и мертвых».
Учения о третьем лице Пресвятой Троицы, Святом Духе, завершают эту часть Символа веры. Документ учит, что Дух есть Господь и, таким образом, находится на том же уровне, что и Отец и Сын. Дух описывается как «тот, кто исходит от Отца и Сына», последние три слова filioque были добавлены на Третьем соборе в Толедо в 589 г. В «Исповедании веры» ясно сказано, что Святой Дух был вдохновение пророков.
Четыре знака
После описания Троицы и взаимоотношений ее Трех Лиц Символ Веры завершается разделом об экклезиологии, исповедующим то, что стало известно как четыре знака Церкви. Во-первых, в документе утверждается, что Церковь едина. Катехизис учит, что Церковь едина из-за своего источника; она одна из-за своей души. В то время как Церковь всегда наслаждалась великим разнообразием, происходящим от многообразия даров Божиих, единство людей, единство Церкви необходимо (см. №№ 813-814).
Церковь также называют святой. Соединённая со Христом, Церковь освящается через Него. Вся деятельность Церкви направлена на освящение мужчин и женщин, действие, которое делает Церковь по определению святой (см. № 823-827).
Далее Церковь описана как католическая. Это рассматривается в двояком смысле: во-первых, понятие католического означает универсальное. Где Иисус Христос, там и католическая церковь. Во-вторых, однако, Церковь также является католической, потому что она послана Христом с миссией ко всему человечеству (см. №№ 830-831).
Наконец, Церковь описывается как апостольская, потому что она основана на апостолах. Это проявляется тремя способами: Церковь была и остается построенной на основании апостолов; с помощью Духа Церковь хранит и передает учение, залог веры; и «ее продолжают обучать, освящать и направлять апостолы до возвращения Христа через их преемников в пастырском служении: коллегию епископов» (№ 857).
Почему Кредо актуально?
Привлекательность современного общества ко всему новому, новаторскому и прогрессивному может привести некоторых к мысли, что такой документ, как Символ веры, который в своей нынешнем виде сохранялся почти 1500 лет, не имеет значения. Однако, как говорится, судить о книге по ее обложке не является надлежащим показателем ценности чего-либо или любого человека. Как можно использовать Символ веры сегодня? Чем его учение может быть полезным для современных католиков?
Ответы на эти важные вопросы должны начинаться с понимания контркультурной природы Символа веры. Современность, кажется, насмехается над верой, основанной только на вере. Таким образом, чтобы исповедовать учение Символа веры, нужно быть готовым противостоять современной волне общественного мнения. Любой сегодня, кто исповедует религиозное кредо, рискует быть заклейменным как интеллектуально неспособный или просто невежественный. Исповедание Символа веры и его учений, противоречащих миру, требует свидетельствовать об определенном понимании веры. Те, кто свидетельствует о реальности Бога и учений Церкви, могут показаться глупцами в глазах искушенных. Таким образом, Символ веры выступает как актуальный документ, противостоящий светской волне, стремящейся захлестнуть мир.
Символ веры актуален и сегодня, поскольку служит правилом веры для членов Церкви. Символ веры направляет наше понимание Писания, поскольку он был разработан в процессе толкования Библии. Кроме того, благодаря использованию философских терминов, таких как homoousios (одной субстанции), Символ веры выходит за рамки Писания. Он содержит слова, которые объясняют фундаментальные убеждения относительно Бога, мира и человечества. Таким образом, как правило веры Символ веры дает норму христианского понимания.
Символ веры не только служит правилом веры, но и дает определение веры. Документ, не исчерпывая смысла христианской жизни и практики, устанавливает границы христианской веры и, следовательно, христианской общины. Это находит уместность, которая четко формулирует христианскую веру в отношении Бога и Церкви. Тем не менее, многие аспекты и учения Церкви не рассматриваются. Кроме того, Символ веры описывает, как Бог проявляется в мире; он представляет действенную природу действия Бога. Короче говоря, Символ веры конструирует христианское мировоззрение, противопоставленное современной жизни.
Наконец, Символ веры имеет важное значение как руководство для христианской практики. Хотя документ не направляет каждое движение, он устанавливает правильное убеждение, которое является ортодоксальным, и помогает нам распознать правильную практику, а именно ортопраксию. Следуя древнему изречению Церкви, Lex orandi, lex credendi (закон молитвы есть закон веры), Символ веры, молитва, помещенная в центральную точку Мессы, ясно демонстрирует нашу веру, направляя нас в нашем ежедневные действия.
Никейско-Константинопольский Символ веры не является систематическим изложением Веры и не предназначался для этого; скорее он служит функциональным руководством, кратко отображающим основные учения католицизма. Организованный по разделам, представляющим учение о Троице — Отце, Сыне и Святом Духе — и основных четырех признаках Церкви — едином, святом, католическом и апостольском, — Символ веры как контркультурный документ актуален сегодня как правило и определение веры. . Более глубокое понимание учения и значения этого важнейшего документа может помочь католикам более полно жить своей верой сегодня и в будущем.
Отец Ричард Гриббл является членом Конгрегации Святого Креста и профессором религиоведения в колледже Стоунхилл в Истоне, штат Массачусетс. Он имеет докторскую степень. из Католического университета Америки.
Никейский символ веры
Верую во единого Бога Отца Вседержителя,
Творца неба и земли,
всего видимого и невидимого.
Верую во Единого Господа Иисуса Христа,
Единородного Сына Божия,
рожденного от Отца прежде всех веков.
Бог от Бога, Свет от Света,
Бог истинный от Бога истинного,
рожденный, не сотворенный, единосущный Отцу;
через него все делалось.
Для нас человеков и для нашего спасения
Он сошел с небес,
и Духом Святым воплотился от Девы Марии,
и стал человеком.
Ради нас Он был распят при Понтии Пилате,
претерпел смерть и был погребен,
и воскрес в третий день
по Писанию.
Он вознесся на небеса
и воссел одесную Отца.
Он снова придет во славе, чтобы судить живых и мертвых
и его царству не будет конца.