Символ веры разъяснения: Объяснение Символа Веры

Разное

Объяснение Символа веры | Троице-Владимирский собор

ОБЪЯСНЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

Символ Веры – это краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на I и II Вселенских Соборах в IV веке.

Весь Символ Веры состоит из двенадцати частей, и в каж­дой из них содержится особая истина, или, как еще называют, дог­мат нашей Православной веры.

на церковнославянском языке:на русском языке:
1. Ве́рую во Еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.1. Ве́рую во Еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ Не́ба и земли́, всего ви́димого и неви́димого.
2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́ Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, не сотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́ Сы́на Бо́жия, единственного, от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех веков; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинного от Бо́га и́стинного, рожде́нного, а не сотворе́нного, единосу́щного с Отцем, и Которым все сотворено.
3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшегося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася3. Ра́ди нас людей и ра́ди на́шего спасе́ния сше́дшего с небе́с и воплоти́вшегося от Ду́ха Свя́того и Мари́и Де́вы и вочелове́чившегося.
4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша и погребе́нна.4. Распя́того же за нас  при Понтии Пила́те, и страда́вшего и погребе́нного.
5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.5. И воскре́сшего в тре́тий день по Писа́ниям.
6. И возше́дшаго на небеса́ и седя́ща оде́сную Отца́.6. И вознесшегося на небеса́ и сидя́щего по правую сторону Отца́.
7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.7. И снова гряду́щего со сла́вой суди́ть живы́х и ме́ртвых, Ца́рству Которого не бу́дет конца́.
8. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода Животворя́щего, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшего проро́ки.8. И в Ду́ха Святого, Го́спода Животворя́щего, исходя́щего от Отца́, Которому поклоняются и славят одинаково с Отцом и Сы́ном, говорившего через проро́ков.
9. Во еди́ну, Святу́ю, Собо́рную и Апосто́льскую Це́рковь9. Во еди́ную, Святу́ю, Собо́рную и Апосто́льскую Це́рковь.
10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.10. Испове́дую одно креще́ние во оставле́ние грехо́в.
11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых11. Ожидаю воскресе́ния ме́ртвых
12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

1. Веровать в Бога — значит иметь жи­вую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и верить, что, кроме Него, нет иного Бога.

Бог есть един по существу, но троичен в Лицах (Ипостасях): Отец, Сын и Святой Дух, Троица Единосущная и Нераздельная.

В Символе Веры Бог называется Вседержителем, по­тому что Он все содержит в Своей власти и всем в мире управляет.

Слова Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым означают, что все сотворено Богом из ничего, одним Его словом, и что Он Тво­рец всего, что мы видим, и всего, чего мы не можем видеть глазами, например, бесплотных Ангелов и душ человеческих.

2. Сыном Божиим называется Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он на­зван Господом, потому что Он есть Истинный Бог, ибо Имя Господь есть одно из Имен Божиих. Когда Сын Божий для спасения людей стал человеком, Он был назван при рождении Иисусом, что означает Спаситель. Христом, то есть Помазанником, Он назван потому, что так издавна называли царей, первосвященников и пророков, кото­рых помазывали маслом перед началом их служения в знак подаяния им особой Божией благодати дара Святого Духа. Иисус назван Христом потому, что Он в полной мере имеет все дары Духа Свято­го.

Иисус Христос называется Сыном Божиим единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и другого подобного Ему Сына по естеству у Бога Отца нет и не может быть. Он рожден от Бога Отца без матери прежде всех век, то есть прежде сложения мира, от вечности.

Слова Света от Све­та некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый по существу вечный Свет. Слова Бога Истинна от Бога Истинна взяты из Священного Писания: Знаем также, что Сын Бо­жий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1 Ин. 5: 20).

Слова рожденна, несотворенна прибавле­ны святыми отцами Вселенского Собора для обличения Ария, кото­рый нечестиво учил, что Сын Божий не Бог Творец, а только одно из творений Божиих. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом. Слова Имже вся быша показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечной премудростью Своей и вечным Словом Своим.

3. Нас ради человек; и нашего ради спасения — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а для спасения всего рода людского. Сшедшаго с Небес, и воплотившагося — Сын Бо­жий вездесущ и потому всегда есть и на Небе, и на земле, но на земле Он стал видим, лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть при­нял на Себя плоть, естество человеческое и сделался человеком, не переставая быть Богом. От Духа Свята и Марии Девы — воплощение Христово совершилось действием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девой прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой. Слово вочеловечшася прибавле­но, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состояще­го из тела и души, во всем подобного нам, кроме греха.

4. Иисус Хри­стос был распят за нас — Он крестной смертью Своей избавил нас от греха, проклятия и смерти. Слова при Понтийстем Пилате указы­вают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский пра­витель Иудеи, которая была покорена римлянами. Слово страдавша прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти, как говорили некоторые лжеучители, но под­линное страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а как человек, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что хотел пострадать за нас. Слово погребен удостоверяет, что Он дей­ствительно умер, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием — Господь наш Иисус Христос силой Божества Своего воскрес из мертвых на третий день после Своей смерти. Слова по Писанием означают, что Иисус Христос умер и вос­крес так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

6. И возшедшаго на Небеса — в сороковой день по Своем воскресении Он восшел, вознесся на Небо с пречистой Своей плотью. Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны, надо понимать ду­ховно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым — снова, в другой раз придет Он, при конце мира сего, на землю, во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним. Он придет, чтобы судить всех людей, воздать каждому по делам его; судить как тех, ко­торые доживут до того страшного дня, так и всех умерших от века, которые тогда воскреснут. Егоже Царствию не будет конца — Цар­ству Христову, Царству Небесному, Царству Славы не будет конца.

8. Дух Святый называется Господом, потому что Он, как и Сын Божий, Истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает творениям жизнь, людям же в том числе и духовную: …если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие (Ин. 3: 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15: 26).

Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с Отцом и Сыном. В Символе Веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1: 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через церковные Таинства и усердную молитву: Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11: 13).

9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь — Господь основал Церковь Свою, или обще­ство, собрание истинно верующих в Него, живых и умерших, и Ан­гелов. Церковь эта есть Едина, как один Христос, одна вера. Церковь Святая, потому что может, вследствие святости своей Главы, Христа, и по силе Его крестной жертвы, освящать, делать святыми, через святые Таинства, всех, принадлежащих к ней. Церковь Соборная, или, что то же, Кафолическая, или Вселенская, потому что она не огра­ничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включа­ет в себя истинно верующих всех мест, времен и народов. Церковь Апостольская, потому что к ней принадлежали сами апостолы, и она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа. Истинная Церковь называется также Православной, то есть правоверующей.

10. Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду, с призы­ванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плот­ской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек единожды, потому и крестится только один раз в жизни. Кроме Крещения в Церкви существуют и другие Таинства: Миропомазание, Таинство покаяния, Причащение, Соборование, Венчание, Священство.

11. Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому при конце мира все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

12. Жизнь будущаго века — это нескончаемая, вечная жизнь, которая будет по­сле воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова. Слово аминь, завершающее Символ Веры, означает истинно так.

Церковь хранит Символ Веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Свя­тые отцы, составившие Символ, запретили что-либо убавлять или добавлять к нему.

 

Для более подробного изучения Символа веры можно обратиться к книгам:

  1. Свт. Филарет (Дроздов). Катехизис.
  2. Свт. Николай Сербский. Во что мы верим? Объяснение Символа веры. – Клин, 2009.
  3. Свт. Кирилл Иерусалимский. Беседы огласительные и тайноводственные.

Листовка составлена по материалам брошюры: О Таинстве Крещения. – Минск: изд. В.П. Ильин, 2011.

просмотров (9810)

АФАНАСИЕВ СИМВОЛ ВЕРЫ

[лат. Quicumque vult], один из трех «вселенских Символов веры» наряду с Никео-Константинопольским и Апостольским, принятых в Римско-католической Церкви. Выделяя 2 из них, Апостольский и Никео-Константинопольский, католич. Церковь считает, что А. С. в. вместе с др. многочисленными символами «сегодня помогают… постичь и углубить веру всех времен» (ККЦ 192-193). Часто называется по первому слову (или по начальным словам — Quicumque vult). Текст Символа в переводе на рус. язык:

Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую веру.

А если кто не соблюдет ее здравою и неукоризненною, то, без всякого сомнения, погибнет он навек.

Вселенская же вера эта состоит в том, чтобы нам чествовать Единого Бога в Троице и Троицу в Единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности.

Ибо иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, и иная — Духа Святого.

Но и Отца и Сына и Святого Духа Божество едино, слава равна и величие совечно.

Каков Отец, таков и Сын, таков и Дух Святой.

Отец несоздан, и Сын несоздан, несоздан и Дух Святой.

Отец непостижим (неизмерим) и Сын непостижим (неизмерим), непостижим (неизмерим) и Дух Святой.

Отец вечен и Сын вечен, вечен и Дух Святой.

Впрочем, не три вечные, но един вечный; равно как не три несозданные и не три непостижимые (неизмеримые), но един несозданный, един непостижимый (неизмеримый).

Подобно сему Отец — вседержитель, Сын — вседержитель, Дух Святой — вседержитель; впрочем, не три вседержителя, но един вседержитель.

Так, Отец — Бог, Сын — Бог, Дух Святой — Бог; впрочем, не три Бога, но Бог един.

А также Отец — Господь, Сын — Господь, Дух Святой — Господь; впрочем, не три Господа, но Господь един.

Ибо как христианская истина побуждает нас каждую ипостась отдельно исповедовать Богом и Господом, так вселенское благочестие воспрещает нам говорить, что три Бога, или три Господа.

Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден.

Сын от единого Отца не сотворен, не создан, но рожден.

Дух Святой от Отца (и Сына) не сотворен, не создан, не рожден, но исходящ.

Посему, един Отец, а не три отца; един Сын, а не три сына; един Дух Святой, а не три святых духа.

И в сей Троице нет первого или последнего, не большего или меньшего, но три Ипостаси одна другой всецело совечны и равны; так что, по сказанному уже прежде, по всему должно воздавать поклонение Троице в Единице и Единице в Троице.

Посему, кто хочет спастись, так да разумеет о Святой Троице.

Но для вечного спасения необходимо твердо веровать и вочеловечению Господа нашего Иисуса Христа.

Посему, правая вера состоит в том, чтобы веровать и исповедовать, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, есть Бог и человек.

Бог, от сущности Отчей рожденный прежде веков, и человек, от сущности матерней рожденный во времени; совершенный Бог и совершенный человек, состоящий из разумной души и человеческой плоти.

Равен Отцу по Божеству, менее Отца по человечеству.

Но хотя Он Бог и человек, однако же не два Христа, но Христос един.

Един же не пременением (изменением) Божества в человечество, но восприятием человечества в Божество.

Един всесовершенно не слиянием естеств, но единением ипостасей.

Ибо как разумная душа и плоть — един человек, так Бог и человек — един Христос, пострадавший ради нашего спасения, снисшедший во ад, в третий день воскресший из мертвых, восшедший на небеса и восседший одесную Бога и Отца Вседержителя, откуда приидет судить живых и мертвых.

В пришествие Его все люди воскреснут с телами своими дать отчет в делах своих.

И делавшие доброе пойдут в жизнь вечную, а поступавшие худо — в огонь вечный.

Вот вера вселенская. Кто не будет верно и твердо содержать сей веры, тот не возможет спастись (Афанасий Великий, свт. Творения. М., 1994. Т. 4. С. 477-579).

Так же как и Апостольский Символ веры, А. С. в.- зап. происхождения. А. С. в. не является собственно символом свт. Афанасия, еп. Александрийского (причиной ошибочного атрибутирования, вероятно, послужило обнаружение Quicumque в ркп. Paris. 3836). Он представляет собой нек-рый комментарий, толкование, на «Веру Афанасиеву» (Fides Athanasii), т. е. на Никейский Символ веры. Ряд исследователей считают, что эта формула долгое время не являлась собственно символом веры, но была составлена для разъяснения тринитарного учения и христологии и лишь в кон. VIII-IX в. стала играть роль символа веры (C. A. Swainson), или же это были 2 формулы, к-рые объединили в указанное время (F. R. Lumby, A. Harnack, Th. Hermann). Эта версия происхождения А. С. в., поддержанная вначале учеными, в дальнейшем опровергалась (G. Ommanney, A. Burn). Впервые авторство свт. Афанасия Великого было поставлено под сомнение в 1642 г. в труде голл. кальвиниста Г. Восса (Vossius). Среди возможных авторов назывались свт. Иларий Пиктавийский (D. Waterland), свт. Евсевий, еп. Верцелльский (IV в.) (Burn), Викентий Леринский (V в.) (Ommanney), исп. Вигилий, еп. Тапский (ок. 500) (P. Quesnel), однако вопрос авторства А. С. в. не был решен.

Нек-рые исследователи пришли к выводу, что А. С. в. относится к послеавгустиновской эпохе и отражает стремление сформулировать учение о Пресв. Троице в форме парадоксов блж. Августина. Существует т. зр., что А. С. в. в течение длительного периода вырабатывался в мон-ре Лерен и был составлен не ранее 430 г. (F. Loofs, K. Künstle). Самое раннее цитирование Quicumque встречается в 542/43 г. (Ps.-Aug. Sermo 244). Но есть также мнение, что А. С. в. должен быть отнесен ко времени Аполлинария (младшего), к периоду до появления несторианства. Штигльмайр, прибегая к реальным и языковым параллелям, настаивает на том, что Quicumque в 533 г. «вышел из-под пера» свт. Фульгенция Руспийского (Stiglmayr. Col. 1345-1347). Во всяком случае Символ не может быть отнесен к эпохе свт. Афанасия, поскольку точно и четко указывает на исхождение Св. Духа «и от Сына» (формула более позднего происхождения, включена в зап. символ веры Толедским Собором 589 г.). А. С. в. был составлен на латыни, на греч. языке он появился не ранее XIII в. (Ibid. Col. 1349). На протяжении ср. веков идея о принадлежности Символа свт. Афанасию настолько укрепилась в католич. Церкви, что не было никаких сомнений в его авторстве. Известно, что он издревле широко использовался в зап. мон-рях в литургической практике и при обучении.

Первые упоминания об А. С. в. на Востоке относятся к XII в. В Требнике Киевского митр. Петра (Могилы) А. С. в. на церковнослав. языке (без заглавия) включен в состав чина оглашения еретиков, иудеев и язычников, «не верующих во Святую Троицу» (Требник. К., 1646, 1996р. С. 78-81).

Со времени Реформации А. С. в. признается всеми протестант. церквами как древнее и авторитетное изложение христ. веры.

Практика литургического использования А. С. в. восходит к IX в. В ряде зап. богослужебных традиций А. С. в. включен в чинопоследование 1-го часа: в римском обряде первоначально — по воскресеньям (такая практика впервые зафиксирована в капитулярии Хайто, еп. Базеля, ок. 810), в 1955-1963 гг. только на праздник Троицы; в амвросианском (до реформы) и сарумском обрядах ежедневно. В нек-рых Церквах Англиканского содружества А. С. в. читается 13 раз в году (в праздники Рождества, Богоявления, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы, Троицы, св. Иоанна Крестителя, святых апостолов Иакова, Варфоломея, Матфея, Симона и Иуды, Матфия, Андрея) на утреннем богослужении вместо Апостольского Символа веры. Кроме того, А. С. в. входит в амвросианский чин предания души (commendatio animae) умирающего Богу. Ни в одном из вост. обрядов А. С. в. не используется.

Ист.: PL. 88. Col. 585-586.

Лит.: Vossius G. Dissertationes tres de Tribus symbolis, apostolico, Athanasiano et Constantinopolitano. Amst., 1642; Quesnel P. De Symbolo Athanasiano. P., 1675; Muratori L. A. Expositio Fidei Catholicae Fortunati with Disquisitio in Anecdota. Mil., 1698; Waterland D. A Critical History of the Athanasian Creed. Camb., 1728. Oxf., 1870; Jewel J. Defence of the Apology of the Church of England. [L., 1567] // Works. Camb., 1848. Vol. 3. P. 254; Harvey W. W. The History and Theology of the Three Creeds. L., 1854. Vol. 2; Ffoulkes T. C. The Athanasian Creed. L., 1871; Ommanney G. D. W. The Athanasian Creed: An Examination of Recent Theories Respecting its Date and Origins. L., 1875; idem. A Critical Dissertation on the Athanasian Creed. Oxf., 1897; Swainson C. A. The Nicene Creed and the Apostles’ Creed. L., 1875; Lumby F. R. The History of the Creeds. Camb., 1887; Burn A. E. The Athanasian Creed and its Early Commentaries // Texts and Studies: Contribution to Biblical and Patristic Literature. Camb., 1896. Vol. 4; Kelly J. N. D. The Athanasian Creed. L., 1964; Stiglmayr J. Athanase // DHGE. T. 4. Col. 1341-1348.

Краткий катехизис Лютера, написанный доктором Мартином Лютером

Как глава семьи должен простым языком преподавать его своим домочадцам

Введение в Символ веры

Первая статья: Сотворение мира

Я верю в Бога, Отца Всевышний, Творец неба и земли.

Что это значит? Я верю, что Бог создал меня и все твари; что Он дал мне мое тело и душу, глаза, уши и все члены мои, мой разум и все мои чувства, и до сих пор заботится о них.
Он также дает мне одежду и обувь, еду и питье, дом и дом, жену и детей, землю, животных и все, что у меня есть. Он обильно и ежедневно обеспечивает меня всем, что мне нужно для поддержания этого тела и жизни.
Он защищает меня от всех опасностей, охраняет и оберегает меня от всякого зла.
Все это Он делает только по отеческой, божественной доброте и милосердию, не имея во мне никаких заслуг и достоинств. За все это мой долг благодарить и восхвалять, служить и повиноваться Ему.

Совершенно верно.

Пояснение к первой статье (часть 1)
Пояснение к первой статье (часть 2)
Разъяснение статьи первой (часть 3)

Статья вторая: Искупление

И в Иисусе Христе, Сыне Его единородном, Господе нашем, зачатом от Духа Святого, рожденном от Девы Марии, пострадавшем при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребен. Он спустился в ад. На третий день Он воскрес из мертвых. Он вознесся на небо и сидит одесную Бога, Отца Вседержителя. Оттуда Он придет судить живых и мертвых.

Что это значит? Верую, что Иисус Христос, истинный Бог, рожденный от Отца от века, а также истинный человек, рожденный от Девы Марии, есть мой Господь,
искупивший меня, заблудшего и осужденного, искупивший и приобретший меня от всех грехов, от смерти и от власти диавольской; не золотом или серебром, но Его святой, драгоценной Кровью и Его невинными страданиями и смертью,
чтобы я мог быть Его и жить под Ним в Его Царстве и служить Ему в вечной праведности, невинности и блаженстве, как Он воскрес из мертвых, живет и царствует во веки веков.

Совершенно верно.

Пояснение ко второй статье (часть 1)
Пояснение ко второй статье (часть 2)
Объяснение статьи второй (часть 3)

Статья третья: Освящение

Верую в Святого Духа, святую христианскую церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечный. Аминь.

Что это значит? Я верю, что не могу своим разумом или силой уверовать в Иисуса Христа, Господа моего, или прийти к Нему; но Святой Дух призвал меня Евангелием, просветил меня Своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере.
Так же Он призывает, собирает, просвещает и освящает всю христианскую Церковь на земле и держит ее с Иисусом Христом в единой истинной вере.
В этой христианской церкви Он ежедневно и обильно прощает все мои грехи и грехи всех верующих.
В Последний день Он воскресит меня и всех мертвых и даст вечную жизнь мне и всем верующим во Христа.

Совершенно верно.

Пояснение к третьей статье (часть 1)
Пояснение к третьей статье (часть 2)
Объяснение третьей статьи (часть 3)

Католик 101: Что такое Символ веры?

«Давайте встанем и исповедуем нашу веру».

Каждое воскресенье на мессе мы всей общиной встаем после проповеди и читаем слова Символа веры. «Верую во единого Бога Отца Всемогущего…»

Что такое Символ веры? Откуда это? Что мы говорим, когда читаем его? Правда в том, что Символ веры — это огромная тема, и многие строки в Символе веры были результатом бурных споров и разногласий. Вы могли бы пройти целый курс для выпускников по содержанию Символа веры! В этой статье мы не собираемся раскрывать все о Символе веры. Даже не близко. Эта статья является введением.

Чем НЕ является Кредо.

Прежде всего, давайте развеем некоторые ошибочные представления о Символе веры. Это не одно единственное изложение всей полноты католической веры. На самом деле он даже не одиночный. Мы регулярно используем два символа веры в католической церкви: Апостольский символ веры и Никейский символ веры. Эти два символа веры не противоречат друг другу, но содержат разные формулировки, а Никейский символ веры содержит больше.

Даже самый длинный из них, Никейский символ веры, не содержит полного описания католической веры. Например, Евхаристия никогда не упоминается. И хотя в строфе об Иисусе говорится о Его рождении и Страстях, в ней не упоминается ни его учение, ни чудеса. А как же Мария и апостолы? Едва упомянул. Тем не менее, это все то, во что «мы верим». Итак, мы не можем сказать, что Символ веры является полным изложением католической веры.

На самом деле мы тоже не можем сказать, что Символ веры исключительно католический. Символ веры используют самые разные христианские церкви: лютеране, англикане, методисты, пресвитериане и другие. Когда мы исповедуем веру в «святую католическую церковь» в Символе веры, важно отметить, что слово «католическая» имеет строчную букву c. 1 Это означает «универсальный», а не католический. Существуют даже разногласия по поводу того, что означает слово «кафолический»/вселенский в контексте Символа веры, но оно указывает не только на поместную церковь, но и на принадлежность к чему-то большему.

Последнее, что нужно уточнить, это то, что Символ веры не снят со страниц Писания. В Нагорной проповеди Иисус не обращался к толпе и не говорил: «Те, кто хочет следовать за Мною, должны верить в следующее…» Этого нет ни в письмах Павла, ни в Деяниях Апостолов. Мы не брали строки напрямую из какого-либо места Писания. Это не значит, что Символ Веры противоречит Писанию. Это, безусловно, коренится в Священном Писании. Но составление Символа веры произошло спустя столетия после жизни Иисуса и написания Священного Писания.

Итак, теперь вы можете спросить, что же такое Символ веры?

Что такое Символ веры?

Само слово «вероисповедание» происходит от первого слова на латыни: credo («Верю»). Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что Символ веры — это то, во что мы верим и считаем истинным. Вот как Катехизис Католической Церкви начинает свое объяснение:

«Кто говорит «я верю», тот говорит: «я клянусь в том, во что я верю». Общение в вере нуждается в общем языке веры, нормативном для всех и объединяющем всех в одно и то же исповедание веры».

Далее в Катехизисе говорится, что Символ веры — это «знак признания и общения между верующими… краткое изложение основных истин веры». Другими словами, это резюме, даже если оно не полное. Это краткое изложение основных истин , основных идей, основных арендаторов. Это не все, но много самого важного.

А Символ веры — это знак признания и общения между нами. На мессе мы все вместе исповедуем один и тот же Символ веры. Это пункт соглашения. В церковном учении могут быть вопросы, которые мы оспариваем (Господь знает, что их много!), но Символ веры представляет некоторые, с которыми мы все можем согласиться.

Далее в «Катехизисе» говорится, что Символ веры «служит первой и основной точкой отсчета для катехизации». Это отправная точка для изучения веры. Это как презентация в лифте. Во что мы верим как католики? Начните с Символа веры.

Фактически, христианские миссионеры часто использовали это как отправную точку евангелизации. Святой Франциск Ксаверий, великий миссионер-иезуит XVI века, начинал с проповеди Символа веры, Десяти заповедей, Отче наш и Радуйся, Мария в любом новом городе или деревне, куда он приезжал. Даже сегодня Creed является фундаментальным компонентом RCIA.

Вкратце, Символ веры представляет собой краткое изложение основных истин, с которыми мы согласны как Церковь. Это также наша презентация в лифте, которая служит отправной точкой для знакомства с верой.

Откуда это взялось?

Если мы не взяли Символ веры прямо со страниц Нового Завета, то откуда он взялся? Давайте посмотрим как на Апостольский, так и на Никейский Символ веры.

Истоки Апостольского символа веры были потеряны во времени. Согласно древней традиции, в день Пятидесятницы двенадцать апостолов составили этот Символ веры, причем каждый апостол внес свой вклад в одну из двенадцати статей. Сегодня эта традиция уже не является широко распространенной. Самые ранние письменные версии, которые у нас есть, относятся к 4 веку, поэтому, вероятно, они были составлены позже апостольской эры. Катехизис утверждает, что мы можем по праву называть его Апостольским символом веры не потому, что его написали апостолы, а потому, что он «по праву считается точным изложением веры апостолов».

Происхождение Никейского символа веры известно намного лучше. Он был продуктом первых двух «Вселенских Соборов» в истории Церкви (Второй Ватиканский собор был 21-м и самым последним Вселенским собором). Первый Никейский собор состоялся на территории современной Турции в 325 году. Главной задачей собора было утверждение божественности Иисуса. Таким образом, этот Собор дал нам такие строки об Иисусе, как: «Бог от Бога, свет от света, истинный Бог от истинного Бога, рожденный, а не сотворенный, единосущный Отцу». Но это не дало нам готового продукта, о котором мы молимся сегодня.

Более пятидесяти лет спустя в Константинополе (современный Стамбул) в 381 году состоялся Второй Вселенский Собор. В качестве дополнения к Никейскому Собору этот Собор сделал акцент на утверждении человечности Иисуса . В нем использовался Символ веры, утвержденный в Никее, и были расширены описания рождения и страстей Иисуса: «Духом Святым [он] воплотился от Девы Марии и стал человеком. Ради нас он был распят при Понтии Пилате, претерпел смерть и был погребен».

Константинополь также значительно добавил ко второй половине Символа веры, в которой говорится о том, что мы верим о Святом Духе, «Господе, дающем жизнь, Который исходит от Отца и Сына». И он добавил заключительную строфу о «единой, святой, кафолической и апостольской Церкви» вместе со ссылками на крещение, прощение грехов, воскресение из мертвых и вечную жизнь.

Никейский Символ веры, который мы исповедуем сегодня, является законченной версией того, что было начато в 325 году на соборе в Никее и завершено в 381 году в Константинополе. 2

Что такое основные истины Символа веры?

Каждая строка Символа веры наполнена смыслом, поэтому потребуется гораздо больше, чем вводная статья, чтобы изложить все содержащиеся в нем истины (и то, как мы к ним пришли). Но давайте просто выделим несколько ключевых моментов. 3

Начнем с того, что в основе Символа веры лежит тринитаризм. Мы исповедуем нашу веру в единого Бога, который состоит из трех лиц: Бога-Отца, Иисуса Христа, единородного Сына, и Святого Духа. 4 Первые три строфы посвящены каждому из трех лиц Троицы.

Как упоминалось ранее, Символ веры утверждает как божественность, так и человечность Иисуса. Иисус — одна личность с двумя природами. 5 Он полностью человек и полностью божественен. Мы также утверждаем несколько фундаментальных истин об Иисусе. Воплощение: Иисус стал человеком и родился у Марии. И Страсти Иисуса: Он страдал, умер и воскрес из мертвых. Мы исповедуем в Символе веры, что жизнь, страдания, смерть и воскресение Иисуса совершаются «ради нашего спасения».

Наряду с истинами о Троице мы также утверждаем в Символе Веры четыре «признака» Церкви: она «едина, свята, кафолична и апостолична». Эти знаки являются взаимосвязанными характеристиками, которые Церковь стремится реализовать. 6 Вместе с Церковью мы также признаем фундаментальное значение в нашей вере крещения, прощения грехов, воскресения из мертвых и вечной жизни.

Что мы делаем с ним сегодня?

По окончании чтения Символа веры на мессе все прихожане провозглашают «Аминь». Это наша декларация утверждения. «Это так!» Мы, люди, собравшиеся верующие, утверждаем нашу общую веру в Символ веры. Это не вся наша вера, но она включает в себя некоторые из наиболее важных, принципиальных истин того, во что мы верим.

Символ веры, основанный на Священном Писании и написанный много веков назад, продолжает играть важную роль в нашей жизни и сегодня. Проводите с ним время. Поразмышляйте над словами. Принесите его на молитву. Потому что это то, во что мы верим.

 

//

Изображение на обложке предоставлено Pixabay.

  1. Некоторые христианские конфессии заменяют слово «католический» на «христианский», чтобы избежать путаницы с Римско-католической церковью.
  2. Хотя мы обычно называем его Никейским символом веры, его также называют Никео-Константинопольским символом веры, поскольку он был продуктом обоих этих соборов, но это, безусловно, больше. ↩
  3. В этом разделе, посвященном основным истинам, основное внимание уделяется Никейскому символу веры, хотя некоторые из его основных положений включены и в Апостольский символ веры. ↩
  4. Целые классы преподаются на Троицу, и язык очень запутанный. Мы используем слово «человек» в английском языке, когда говорим об Отце, Сыне и Святом Духе. На Вселенских Соборах богословы употребляли греческое слово «ипостась», означающее «стоять под». Триединый Бог имеет одну природу/сущность («усия» по-гречески) и три «лица» («ипостасии»). ↩
  5. Язык снова очень технический и происходит от греческого. Иисус есть единая «личность» («ипостась» по-гречески), обладающая двумя «природами» («физами» по-гречески): человеческой и божественной. ↩
  6. Согласно Катехизису: «Эти четыре характеристики, неразрывно связанные друг с другом, указывают на существенные черты Церкви и ее миссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts