Склонение русского языка: Склонение имён существительных
Содержание
Типы склонений имён существительных — Уроки Русского
Существительные распределяются по трём типам склонения.
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а, -я, а также существительные общего рода. Например:
гора, трава, лиса, дядя, папа, юноша, тётя, плакса, неряха.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е. Например:
дом , стол , дуб , день , сон , солнце, поле, яблоко, край .
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Например:
Ночь , дочь , мышь , рожь , соль , тень , мысль .
Если при склонении существительного окончание является безударным, то для проверки его написания можно воспользоваться проверочными словами. Если существительное с безударным окончанием имеет первое склонение, то вместо него надо поставить слово лиса (для существительных с твердой основой) или слово земля (для существительных с мягкой основой). Какую гласную услышим под ударением, такую и надо писать в безударном окончании. Например.
Лежит на парт.. – на лисе – лежит на парте.
Лежит на парте, окончание в существительном “парте” безударное. Определяем склонение существительного. Парта – женский род окончание –а, это первое склонение с основой на твердый звук. Значит, проверяем данное существительное словом лиса, подставляя его в предложение.
Лежит на лисе. Под ударением в существительном “лисе” пишется буква Е. Следовательно, и в существительном парте пишется окончание –е.
Плаваем в мор.. – в земле – плаваем в море
Плаваем в море, окончание в существительном “море” безударное. Определяем склонение существительного. Море– женский род окончание –а, это первое склонение с основой на мягкий звук. Значит, проверяем данное существительное словом земля, подставляя его в предложение.
Плаваем в земле. Под ударением в существительном “земле” пишется буква Е. Следовательно, и в существительном море пишется окончание –е.
Для существительных второго склонения проверочными словами являются слова слон и конь, в зависимости от окончания основы на твёрдый или мягкий звук. Для существительных третьего склонения проверночное слово – степь. Например:
Стоит в стакан. . – в слоне – стоит в стакане.
Стоит в стакане, окончание в существительном “стакане” безударное. Определяем склонение существительного. Стакан – мужской род окончание нулевое, это второе склонение с основой на твердый. Значит, проверяем данное существительное словом слон.
В слоне. Под ударением в существительеном “слоне” пишется буква Е. Следовательно, и в существительном стакане пишется окончание –е.
Узнал в молодости.. –в степи – узнал в молодости.
Узнал в молодости, окончание в существительном “молодости” безударное. Определяем склонение существительного. Молодость – женский род окончание нулевое, это третье склонение. Значит, проверяем данное существительное словом степь.
В степИ. Под ударением в существительеном “степи” пишется буква И. Следовательно, и в существительном молодости пишется окончание –и.
Повторим
Существительные распределяются по трём типам склонения.
К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а, -я, а также существительные общего рода. Проверочные слова для определения безударного окнчания — лиса или земля.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е. Проверочные слова для определения безударного окнчания — слон или конь.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Проверочное слово для определения безударного окончания — степь.
1-е склонение | 2-е склонение | 3-е склонение |
м. , ж. р. –а, -я | м. р. , ср. р. –о, -е | ж. р. |
лиса, земля | слон, конь | степь |
Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных. Урок русского языка. 4-й класс
Ключевые слова:
русский язык,
склонение имен существительных
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.
Задачи:
- Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонений имен существительных в единственном числе, 1 склонения имён существительных и их признаков.
- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
- Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;
Регулятивные УУД:
- умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
- умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
- поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
- формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Презентация
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
— Мы будем на уроке думать? (да)
— Мы будем рассуждать? (да)
— А может, будем спать? (нет)
— И в облаках летать? (нет)
— Друг другу будем помогать? (да)
— И трудности преодолевать? (да)
Слайд 2
— Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу!
— Ребята, какое у вас настроение?
— А каким вы хотите, чтобы получился урок? (полезным, увлекательным, поучительным, весёлым).
Интерактивное упражнение «Ожидание»
— Дети, чего вы ждете от сегодняшнего урока?
— Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.
Слайд 3
— Девиз нашего урока такой:
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что нужно под рукой!»
Слайд 4
Проверка домашнего задания.
Синквейн «Имя существительное».
Слайд 5
— Открыли тетради. Записываем число, классная работа. (Комментирует…)
Слайд 6
Работа над предложением.
Наступила х.лодная з.ма. (К) .кну (п.д)л.тела синич.ка. Бабушка пож.лела птич.ку.
— Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.
— Спишите предложения красиво. Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи.
— Определите падеж имен существительных. Как отличить именительный падеж от винительного?
Слайд 7
Минута каллиграфии
гпг гпг Г П Г вв тт мм
От топота копыт пыль по полю летит
Словарно-орфографическая работа.
— Найдите имена существительные, определите род.
— Произнесите скороговорку.
II. Постановка учебной проблемы. (с опорой на прежний опыт об-ся)
— Какую тему мы изучаем? (Имя сущ.)
— У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».
1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?
4. Знаете ли вы падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
— Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)
— Сформулируйте тему нашего урока? (Склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).
Слайд 8
— Тема нашего урока «Склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных».
Слайд 9
Задачи урока:
Узнать:
- Что такое склонение имен существительных;
- Какие бывают группы склонений;
- Как отличить существительные 1-го склонения
Научиться:
- Определять склонение имен существительных
Слайд 10
Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.
(На доске опорные слова:
понять….
запомнить….
применять….)
Дети:
– Я хочу понять, что такое 1 склонение и как его определять.
– Я хочу запомнить всю новую информацию на уроке.
– Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни.
Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое 1склонение имён существительных и как его определять.
— Ребята, а как вы понимаете слово склонение?
Создание проблемной ситуации (новый материал)
Слайд 11
Прочитайте предложение.
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.
— Найдите в предложении однородные члены предложения (о сестре и дочери)
— Каким членом предложения они являются? (втор. чл.)
— Какой частью речи выражены?
Определите их род и падеж. (ж.р. предл. пад.)
— Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?
— Что вы заметили? (окончания разные)
— Почему у имен существительных одного рода водном падеже разные окончания? (Наверное, есть какой-то признак по которому можно различит эти 2 слова)
Слайд 12
Проверка.
Бабушка рассказала о сестре и дочери.
Работа по учебнику с. 89
— Прочитайте название темы на стр. 89
— Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, поклон, склоненный)
— Что значит «имя существительное склоняется?» (изменяется по падежам и числам)
— Сколько же получается склонений?
Работа по теме урока
Слайд 13
Работа в группах.
— Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
«Золотые правила»
- Распределять поручения в группе
- Слушать друг друга.
- Уметь уступать.
- Уметь договариваться.
- Проявлять активность в работе группы.
Исследование.
Вы сегодня выступаете в роли ученых. Какова цель вашей работы?
Прочитайте задание к упр. 153.
Узнать, почему слова лиса, сестра, папа оказались в одной группе? По какому признаку? И почему групп 3?
Oрганизуются 3 группы учащихся.
Слайд 14
Интерпретация полученных данных.
— Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?
(Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп)
— Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»
— Сколько групп склонений в русском языке?
— Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)
Представители групп озвучивают выводы, которые записываются кратко на доске.
Сравниваем, отбрасываем несущественные признак.
— Подтвердилась ли наша гипотеза?
— Да. Существительные делятся на группы. Таких групп три.
Подтверждение полученных выводов в учебнике стр.89.
С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
Подписываем склонение.
Слайд 15
1 скл. — сущ. м.р. и ж.р. –а, -я;
2 скл. — М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е;
3 скл. — Ж.р. с ь на конце.
Сколько же всего в русском языке склонений ? (3)
Слайд 16
Вывод: Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний имен существительных двух других групп.
— А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?
Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.
Склонение не может перейти из одного склонения в другое.
— С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
Итак,
К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями — а, — я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями — о, -е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
И последний этап нашего исследования – составление алгоритма.
Как определяем тип склонения?
Слайд 17
АЛГОРИТМ
1. Определяем род.
2. Выделяем окончание.
3. Определяем склонение.
4. Запишите в тетрадь.
Слайд 18
Образец рассуждения. (читает другой ученик)
Тетрадь — она, моя — существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
Слайд 19
Физкультминутка
- Если существительное 1 скл. – 1 хлопок
- Если существительное 2 скл. – 2 хлопка
- Если существительное 3 скл. – 3 хлопка
Слайд 20
Первичное закрепление.
Попробуем устно определить склонение по алгоритму.
На слайде существительные, определите склонение.
Доброта, мир, дружба, мужество, чуткость, ласка, счастье.
— Молодцы.
Слайд 21
— Послушайте интересные сведения.
— Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.
— Ученики в Финляндии 15 падежей.
— Дети в Венгрии 22 падежа.
— У китайцев существительные не склоняются и падежей в грамматике нет.
— Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои шесть падежей, чтобы говорить и писать легко, грамотно и красиво.
Решение учебной проблемы.
Слайд 22
Исследование (работа в группах).
— Давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных. Продолжим исследовательскую работу.
— Продолжаем работать в группах.
Упражнение 154, с. 89.
— Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.
— Сделайте вывод. (Вывод говорят дети)
Слайд 23
Вывод.
— Откройте учебник С. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).
— Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? (Да).
Слайд 24
Самостоятельная работа.
Упражнение 155, с. 90
Слайд 25
Проверка: Оцените себя на полях в тетради:
- «!» — молодец, всё сделано правильно;
- «+» — хорошо, были небольшие ошибки;
- «?» — нужна помощь учителя.
Слайд 26
III. Итог урока
— Давайте подведём итог нашего урока.
— Какая тема нашего урока?
— Каких целей вы достигли?
(На доске опорные слова:
- я понял….
- я запомнил….
- я буду применять….)
– Я понял, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных.
– Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.
– Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится
Слайд 27
Д/з — по выбору.
*Упр. 155.
*Написать сочинение о школе, употребив имена существительные 1 склонения.
— Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы.
- Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
- Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
— Как думаете, какая тема следующего урока? (2 склонение имён сущ.)
Рефлексия.
Выставление оценок.
— Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?
— Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.
Русский Пол и соглашение
Существительные и гендерный разрыв
Русские существительные не сексуальны просто потому, что в них есть ударение. Причина, по которой прилагательные и глаголы находят существительные такими приятными, заключается в том, что они также имеют род и класс склонения , и именно с этими прилагательными и глаголами должны согласовываться. Все прилагательные и глаголы в прошедшем времени должны согласовываться с существительными в мужском, женском, среднем или множественном числе. Что ж, начнем с самого начала.
Предикатное соглашение |
Чтобы простота русского языка не вышла из-под контроля, русские не поддерживают взаимно однозначное соответствие между родом, четырьмя классами склонения и четырьмя согласующими окончаниями. Скорее, как мы видели, согласие основано на довольно сложном алгоритме . Есть четыре категории соглашений с только что упомянутыми номинально сексуальными именами: мужской род, женский род, средний род и множественное число . Каждое сказуемое прилагательное и глагол прошедшего времени должны иметь окончание, отражающее одну из этих категорий, которые оно находит в подлежащем существительном. Согласованные окончания приведены чуть ниже в Таблице 1. Помните, что категории согласования не соответствуют один на один естественному роду или классам склонения. Существительные I склонения могут быть либо мужского (), либо среднего рода () и обоих II склонения ( ) и существительные III склонения ( ) женственны (гендерные отношения никогда не бывают простыми). Конечно, если существительное относится к животному мужского или женского пола, это имеет приоритет над соглашением о склонении. (Подробности см. в алгоритме согласования.)
Таблица 1: Окончания прилагательного соглашения | |||
Класс | Конец | Пример | Глянец |
Мужской род | (ничего) | . | Стол большой. |
Женский | -а/ | . . | Книга большая. Дверь большая |
Кастрированный | -о/е | . | Окно большое. |
Множественное число | -/ | . | Очки большие. |
Помимо алгоритма соглашения, следующие последовательности также должны помочь вам изучить шаблоны соглашения:
- если слово оканчивается на твердый согласный, то и прилагательное тоже;
- если слово оканчивается на o или е (в зависимости от того, твердый или мягкий согласный перед ним), то и прилагательное,
- , если существительное оканчивается на , или , прилагательное будет тоже, и
- , если оно оканчивается на или , то же самое будет и с прилагательным.
Та же система согласования применяется к глаголам в прошедшем времени, как показано в Таблице 2.
Таблица 2: Окончания устного соглашения | |||
Класс | Конец | Пример | Глянец |
Мужской род | (ничего) | . | Учитель спал. |
Женский | -а/ | . . | Собака лаяла. Дверь скрипнула. |
Кастрированный | -о/е | . | Письмо пришло. |
Множественное число | -/ | . | Очки упали. |
Единственная разница между адъективной и глагольной системами согласования заключается в том, что во множественном числе согласовательное окончание всегда , несмотря на то, что в остальном окончание прошедшего времени — всегда является твердым согласным.
Есть только два места, где русские сохранили интересную систему договоров (чтобы не надоело учить язык). Во-первых, слова, оканчивающиеся на мягкие согласные, в основном женского рода и согласовываются с окончанием 9.0005 и ; однако есть довольно много слов, оканчивающихся на мягкие согласные, которые относятся к мужскому роду и не принимают окончания для согласования. Например,
Таблица 3: Мягкие знаки | |
Существительное | Соглашение |
За исключением существительных, оканчивающихся на суффикс — ( «учитель») и — ( «словарь»), все из которых мужского рода и не требуют согласования, а те, которые заканчиваются на суффикс — ( «мягкость»), являются женскими (согласие на -а ), нужно просто запомнить, какие существительные, оканчивающиеся на мягкие знаки, требуют согласия мужского рода, а какие женского рода.
Есть также около дюжины существительных, оканчивающихся на , которые не женского рода, а среднего рода. Они склоняются в склонении III, а не во II склонении, по которому существительные женского рода на снижение.
Таблица 4: Стержни на | ||
Существительное | Соглашение | Глянец |
. | Название интересное. | |
. | Время интересное. | |
. | Флаг интересный. | |
. | Племя интересное. |
Упражнения на предварительное соглашение |
Теперь попробуйте несколько. Завершите следующие предложения, введя правильную форму прилагательного или глагола в крайнем правом углу в сказуемое в предложении. Затем нажмите кнопку справа от предложения и посмотрите, верна ли ваша форма. Информация о шрифтах здесь.
Глянец | Существительное | Соглашение | Толчок | Верно? | Базовая форма |
---|---|---|---|---|---|
. | — | ||||
. | — | ||||
. | — | ||||
. | — | ||||
. | — | ||||
. | — | ||||
. | — | ||||
. | — | ||||
. | — | ||||
. | — | ||||
. | — | ||||
© 1996 Роберт Берд
Русские примеры дел | Он-лайн школа Па-русски!
Использование русских падежей
Здесь вы найдете только важную, обобщенную и понятную информацию, которая улучшит ваши навыки и сэкономит много времени на изучении грамматики русского языка.
Мы подготовили подробное объяснение по употребление русских падежей (Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный). Вы узнаете, как использовать падежи с предлогами и без них, какие предлоги специфичны для определенного падежа и какие предлоги используются с несколькими падежами. Каждое описание кейса предоставляет вам список ситуаций по его использованию с примерами на русском и английском языках.
Вы можете скачать Таблица падежей русского языка (pdf) – Существительные и прилагательные, формы единственного или множественного числа.
Употребление русских падежей: правила с примерами
- РОЖДИТЕЛЬНЫЙ падеж в русском языке
- DATIVE падеж в русском языке
- ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж в русском языке
- Футляр ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ на русском языке
- ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж в русском языке
Таблица падежей русского языка: окончания
- ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО: существительные, прилагательные и местоимения
- МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО: существительные, прилагательные и местоимения
Советы по грамматике русского языка
- Период времени в Творительном падеже (видео)
- Как сказать по-русски: за 10 минут до (видео)
- Дата на русском языке
- Существительные, оканчивающиеся на -У/-Ю в предложном падеже
- Существительные, оканчивающиеся на -Ь: мужского или женского рода
- Глаголы, оканчивающиеся на -СЯ в русском языке
- Несклоняемые существительные в русском языке
- Спряжение глаголов. Исключения
- Быть (где?) – Быть (у кого?)
- Поздравить – Пожелать на русском
👉 Присоединяйтесь к нашему каналу в TELEGRAM и публикуйте русские истории, новости, анекдоты, тесты, советы по грамматике и многое другое!
Всему свое время, и если вы читаете эту страницу сейчас, то вам определенно пора стать экспертом в делах по русскому языку. Знакомим вас с Российской системой дел с подробными разъяснениями по правилам и исключениям . С нашими сводными данными вы скоро будете чувствовать себя уверенно в склонении русских существительных, прилагательных и местоимений!
Сначала можно подумать о приобретении российских кейсов довольно сложная задача. Но как только вы получите первую порцию пустыни падежа, а затем попрактикуетесь в ней должным образом, вы почувствуете восторг от падежей на русском языке и будете готовы пойти дальше и изучить его более подробно.
Что может быть приятнее достижения цели! Путь к большим результатам всегда требует времени и усилий, но они достойны награды. Тот, кто говорит, что падежи в русском языке довольно сложные, прав лишь отчасти. Тот, кто говорит русских грамматических падежей довольно логичны абсолютно правы!
Русское использование кейсов
На этой странице вы найдете полезную информацию о Русское использование кейсов с примерами на русском и английском языках. Вы увидите как употреблять русские падежи с предлогами и без них, что особенного в тех или иных предлогах, какие вопросы предназначены для каждого падежа.
Взгляните на таблицу русских дел и узнайте:
– вопросы по каждому делу
– список предлогов для падежей
– падежные окончания существительных и прилагательных
– формы местоимений в разных падежах
– группы глаголов, которые работают только для определенного падежа
Теория, представленная в таблицах, будет очень полезна на пути к освоению Русские окончания падежей .