Склонение русского языка: Склонение имён существительных

Разное

Типы склонений имён существительных — Уроки Русского

Существительные распределяются по трём типам склонения.

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а, -я, а также существительные общего рода. Например:

гора, трава, лиса, дядя, папа, юноша, тётя, плакса, неряха.

 

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е. Например:
дом , стол , дуб , день , сон , солнце, поле, яблоко, край .

 

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Например:

Ночь , дочь , мышь , рожь , соль , тень , мысль .

 

Если при склонении существительного окончание является безударным, то для проверки его написания  можно воспользоваться проверочными словами. Если существительное с безударным окончанием имеет первое склонение, то вместо него надо поставить слово лиса (для существительных с твердой основой) или слово земля (для существительных с мягкой основой). Какую гласную услышим под ударением, такую и надо писать в безударном окончании. Например.

 

Лежит на парт.. – на лисе – лежит на парте.

 

Лежит на парте, окончание в существительном “парте” безударное. Определяем склонение существительного. Парта – женский род окончание –а, это первое склонение с основой на твердый звук. Значит, проверяем данное существительное словом лиса, подставляя его в предложение.

Лежит на лисе. Под ударением в существительном “лисе” пишется буква Е. Следовательно, и в существительном парте пишется окончание –е.

 

Плаваем в мор.. – в землеплаваем в море

 

Плаваем в море, окончание в существительном “море” безударное. Определяем склонение существительного.  Море– женский род окончание –а, это первое склонение с основой на мягкий звук. Значит, проверяем данное существительное словом земля, подставляя его в предложение.

Плаваем в земле. Под ударением в существительном “земле” пишется буква Е. Следовательно, и в существительном море пишется окончание –е.

 

Для существительных второго склонения проверочными словами являются слова слон и конь, в зависимости от окончания основы на твёрдый или мягкий звук. Для существительных третьего склонения проверночное слово – степь. Например:

Стоит в стакан. . – в слоне – стоит в стакане.

 

Стоит в стакане, окончание в существительном “стакане” безударное. Определяем склонение существительного. Стакан  – мужской род окончание нулевое, это второе склонение с основой на твердый. Значит, проверяем данное существительное словом слон.

В слоне. Под ударением в существительеном “слоне” пишется буква Е. Следовательно, и в существительном стакане пишется окончание –е.

 

Узнал в молодости.. –в степиузнал в молодости.

 

Узнал в молодости, окончание в существительном “молодости” безударное. Определяем склонение существительного. Молодость – женский род окончание нулевое, это третье склонение. Значит, проверяем данное существительное словом степь.

В степИ. Под ударением в существительеном “степи” пишется буква И. Следовательно, и в существительном молодости пишется окончание –и.

 

Повторим

Существительные распределяются по трём типам склонения.

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием –а, -я, а также существительные общего рода. Проверочные слова для определения безударного окнчания — лиса или земля.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о, -е.  Проверочные слова для определения безударного окнчания — слон или конь.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Проверочное слово для определения безударного окончания —  степь.

 

1-е склонение2-е склонение3-е склонение
м. , ж. р. –а, -ям. р.      , ср. р. –о, -еж. р.
лиса, земляслон, коньстепь

 

Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных. Урок русского языка. 4-й класс

Ключевые слова:

русский язык,
склонение имен существительных

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонений имен существительных в единственном числе, 1 склонения имён существительных и их признаков.
  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  • Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные УУД:

  • умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
  • поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
  • формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Презентация

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

— Мы будем на уроке думать? (да)

— Мы будем рассуждать? (да)

— А может, будем спать? (нет)

— И в облаках летать? (нет)

— Друг другу будем помогать? (да)

— И трудности преодолевать? (да)

Слайд 2

— Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу!

— Ребята, какое у вас настроение?

— А каким вы хотите, чтобы получился урок? (полезным, увлекательным, поучительным, весёлым).

Интерактивное упражнение «Ожидание»

— Дети, чего вы ждете от сегодняшнего урока?

— Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Слайд 3

— Девиз нашего урока такой:
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что нужно под рукой!»

Слайд 4

Проверка домашнего задания.

Синквейн «Имя существительное».

Слайд 5

— Открыли тетради. Записываем число, классная работа. (Комментирует…)

Слайд 6

Работа над предложением.

Наступила х.лодная з.ма. (К) .кну (п.д)л.тела синич.ка. Бабушка пож.лела птич.ку.

— Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.

— Спишите предложения красиво. Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи.

— Определите падеж имен существительных. Как отличить именительный падеж от винительного?

Слайд 7

Минута каллиграфии

гпг гпг Г П Г вв тт мм

От топота копыт пыль по полю летит

Словарно-орфографическая работа.

— Найдите имена существительные, определите род.

— Произнесите скороговорку.

II. Постановка учебной проблемы. (с опорой на прежний опыт об-ся)

— Какую тему мы изучаем? (Имя сущ.)

— У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?

3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы падежи имен существительных?

5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?

6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

— Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)

— Сформулируйте тему нашего урока? (Склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).

Слайд 8

— Тема нашего урока «Склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных».

Слайд 9

Задачи урока:

Узнать:

  • Что такое склонение имен существительных;
  • Какие бывают группы склонений;
  • Как отличить существительные 1-го склонения

Научиться:

  • Определять склонение имен существительных

Слайд 10

Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.

(На доске опорные слова:

понять….
запомнить….
применять….)

Дети:

– Я хочу понять, что такое 1 склонение и как его определять.

– Я хочу запомнить всю новую информацию на уроке.

– Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни.

Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое 1склонение имён существительных и как его определять.

— Ребята, а как вы понимаете слово склонение?

Создание проблемной ситуации (новый материал)

Слайд 11

Прочитайте предложение.

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

— Найдите в предложении однородные члены предложения (о сестре и дочери)

— Каким членом предложения они являются? (втор. чл.)

— Какой частью речи выражены?

Определите их род и падеж. (ж.р. предл. пад.)

— Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?

— Что вы заметили? (окончания разные)

— Почему у имен существительных одного рода водном падеже разные окончания? (Наверное, есть какой-то признак по которому можно различит эти 2 слова)

Слайд 12

Проверка.

Бабушка рассказала о сестре и дочери.

Работа по учебнику с. 89

— Прочитайте название темы на стр. 89

— Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, поклон, склоненный)

— Что значит «имя существительное склоняется?» (изменяется по падежам и числам)

— Сколько же получается склонений?

Работа по теме урока

Слайд 13

Работа в группах.

— Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

«Золотые правила»

  • Распределять поручения в группе
  • Слушать друг друга.
  • Уметь уступать.
  • Уметь договариваться.
  • Проявлять активность в работе группы.

Исследование.

Вы сегодня выступаете в роли ученых. Какова цель вашей работы?
Прочитайте задание к упр. 153.

Узнать, почему слова лиса, сестра, папа оказались в одной группе? По какому признаку? И почему групп 3?

Oрганизуются 3 группы учащихся.

Слайд 14

Интерпретация полученных данных.

— Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?

(Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп)

— Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»

— Сколько групп склонений в русском языке?

— Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)

Представители групп озвучивают выводы, которые записываются кратко на доске.

Сравниваем, отбрасываем несущественные признак.

— Подтвердилась ли наша гипотеза?

— Да. Существительные делятся на группы. Таких групп три.

Подтверждение полученных выводов в учебнике стр.89.

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Подписываем склонение.

Слайд 15

1 скл. — сущ. м.р. и ж.р. –а, -я;

2 скл. — М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е;

3 скл. — Ж.р. с ь на конце.

Сколько же всего в русском языке склонений ? (3)

Слайд 16

Вывод: Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний имен существительных двух других групп.

— А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?

Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Склонение не может перейти из одного склонения в другое.

— С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Итак,

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями — а, — я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями — о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

И последний этап нашего исследования – составление алгоритма.

Как определяем тип склонения?

Слайд 17

АЛГОРИТМ

1. Определяем род.
2. Выделяем окончание.
3. Определяем склонение.
4. Запишите в тетрадь.

Слайд 18

Образец рассуждения. (читает другой ученик)

Тетрадь — она, моя — существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

Слайд 19

Физкультминутка

  • Если существительное 1 скл. – 1 хлопок
  • Если существительное 2 скл. – 2 хлопка
  • Если существительное 3 скл. – 3 хлопка

Слайд 20

Первичное закрепление.

Попробуем устно определить склонение по алгоритму.

На слайде существительные, определите склонение.

Доброта, мир, дружба, мужество, чуткость, ласка, счастье.

— Молодцы.

Слайд 21

— Послушайте интересные сведения.

— Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.

— Ученики в Финляндии 15 падежей.

— Дети в Венгрии 22 падежа.

— У китайцев существительные не склоняются и падежей в грамматике нет.

— Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои шесть падежей, чтобы говорить и писать легко, грамотно и красиво.

Решение учебной проблемы.

Слайд 22

Исследование (работа в группах).

— Давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных. Продолжим исследовательскую работу.

— Продолжаем работать в группах.

Упражнение 154, с. 89.

— Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.

— Сделайте вывод. (Вывод говорят дети)

Слайд 23

Вывод.

— Откройте учебник С. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).

— Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? (Да).

Слайд 24

Самостоятельная работа.

Упражнение 155, с. 90

Слайд 25

Проверка: Оцените себя на полях в тетради:

  • «!» — молодец, всё сделано правильно;
  • «+» — хорошо, были небольшие ошибки;
  • «?» — нужна помощь учителя.

Слайд 26

III. Итог урока

— Давайте подведём итог нашего урока.

— Какая тема нашего урока?

— Каких целей вы достигли?

(На доске опорные слова:

  • я понял….
  • я запомнил….
  • я буду применять….)

Я понял, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных.

Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.

Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится

Слайд 27

Д/з — по выбору.

*Упр. 155.

*Написать сочинение о школе, употребив имена существительные 1 склонения.

— Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы.

  • Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
  • Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

— Как думаете, какая тема следующего урока? (2 склонение имён сущ.)

Рефлексия.

Выставление оценок.

— Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?

— Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.

Русский Пол и соглашение

Существительные и гендерный разрыв

Русские существительные не сексуальны просто потому, что в них есть ударение. Причина, по которой прилагательные и глаголы находят существительные такими приятными, заключается в том, что они также имеют род и класс склонения , и именно с этими прилагательными и глаголами должны согласовываться. Все прилагательные и глаголы в прошедшем времени должны согласовываться с существительными в мужском, женском, среднем или множественном числе. Что ж, начнем с самого начала.

Предикатное соглашение

Чтобы простота русского языка не вышла из-под контроля, русские не поддерживают взаимно однозначное соответствие между родом, четырьмя классами склонения и четырьмя согласующими окончаниями. Скорее, как мы видели, согласие основано на довольно сложном алгоритме . Есть четыре категории соглашений с только что упомянутыми номинально сексуальными именами: мужской род, женский род, средний род и множественное число . Каждое сказуемое прилагательное и глагол прошедшего времени должны иметь окончание, отражающее одну из этих категорий, которые оно находит в подлежащем существительном. Согласованные окончания приведены чуть ниже в Таблице 1. Помните, что категории согласования не соответствуют один на один естественному роду или классам склонения. Существительные I склонения могут быть либо мужского (), либо среднего рода () и обоих II склонения ( ) и существительные III склонения ( ) женственны (гендерные отношения никогда не бывают простыми). Конечно, если существительное относится к животному мужского или женского пола, это имеет приоритет над соглашением о склонении. (Подробности см. в алгоритме согласования.)

Таблица 1: Окончания прилагательного соглашения
Класс Конец Пример Глянец
Мужской род (ничего) . Стол большой.
Женский -а/ .
.
Книга большая.
Дверь большая
Кастрированный -о/е . Окно большое.
Множественное число -/ . Очки большие.

Помимо алгоритма соглашения, следующие последовательности также должны помочь вам изучить шаблоны соглашения:

  • если слово оканчивается на твердый согласный, то и прилагательное тоже;
  • если слово оканчивается на o или е (в зависимости от того, твердый или мягкий согласный перед ним), то и прилагательное,
  • , если существительное оканчивается на , или , прилагательное будет тоже, и
  • , если оно оканчивается на или , то же самое будет и с прилагательным.

Та же система согласования применяется к глаголам в прошедшем времени, как показано в Таблице 2.

Таблица 2: Окончания устного соглашения
Класс Конец Пример Глянец
Мужской род (ничего) . Учитель спал.
Женский -а/ .
.
Собака лаяла.
Дверь скрипнула.
Кастрированный -о/е . Письмо пришло.
Множественное число -/ . Очки упали.

Единственная разница между адъективной и глагольной системами согласования заключается в том, что во множественном числе согласовательное окончание всегда , несмотря на то, что в остальном окончание прошедшего времени всегда является твердым согласным.

Есть только два места, где русские сохранили интересную систему договоров (чтобы не надоело учить язык). Во-первых, слова, оканчивающиеся на мягкие согласные, в основном женского рода и согласовываются с окончанием 9.0005 и ; однако есть довольно много слов, оканчивающихся на мягкие согласные, которые относятся к мужскому роду и не принимают окончания для согласования. Например,

Таблица 3: Мягкие знаки
Существительное Соглашение

За исключением существительных, оканчивающихся на суффикс ( «учитель») и ( «словарь»), все из которых мужского рода и не требуют согласования, а те, которые заканчиваются на суффикс ( «мягкость»), являются женскими (согласие на ), нужно просто запомнить, какие существительные, оканчивающиеся на мягкие знаки, требуют согласия мужского рода, а какие женского рода.

Есть также около дюжины существительных, оканчивающихся на , которые не женского рода, а среднего рода. Они склоняются в склонении III, а не во II склонении, по которому существительные женского рода на снижение.

Таблица 4: Стержни на
Существительное Соглашение Глянец
. Название интересное.
. Время интересное.
. Флаг интересный.
. Племя интересное.

Упражнения на предварительное соглашение

Теперь попробуйте несколько. Завершите следующие предложения, введя правильную форму прилагательного или глагола в крайнем правом углу в сказуемое в предложении. Затем нажмите кнопку справа от предложения и посмотрите, верна ли ваша форма. Информация о шрифтах здесь.

Глянец Существительное Соглашение Толчок Верно? Базовая форма
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

© 1996 Роберт Берд

Русские примеры дел | Он-лайн школа Па-русски!

Использование русских падежей

Здесь вы найдете только важную, обобщенную и понятную информацию, которая улучшит ваши навыки и сэкономит много времени на изучении грамматики русского языка.

Мы подготовили подробное объяснение по употребление русских падежей (Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный). Вы узнаете, как использовать падежи с предлогами и без них, какие предлоги специфичны для определенного падежа и какие предлоги используются с несколькими падежами. Каждое описание кейса предоставляет вам список ситуаций по его использованию с примерами на русском и английском языках.

Вы можете скачать Таблица падежей русского языка (pdf) – Существительные и прилагательные, формы единственного или множественного числа.

Употребление русских падежей: правила с примерами

  • РОЖДИТЕЛЬНЫЙ падеж в русском языке
  • DATIVE падеж в русском языке
  • ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж в русском языке
  • Футляр ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ на русском языке
  • ПРЕДЛОЖНЫЙ падеж в русском языке

Таблица падежей русского языка: окончания

  • ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО: существительные, прилагательные и местоимения
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО: существительные, прилагательные и местоимения

Советы по грамматике русского языка

  • Период времени в Творительном падеже (видео)
  • Как сказать по-русски: за 10 минут до (видео)
  • Дата на русском языке
  • Существительные, оканчивающиеся на -У/-Ю в предложном падеже
  • Существительные, оканчивающиеся на -Ь: мужского или женского рода
  • Глаголы, оканчивающиеся на -СЯ в русском языке
  • Несклоняемые существительные в русском языке
  • Спряжение глаголов. Исключения
  • Быть (где?) – Быть (у кого?)
  • Поздравить – Пожелать на русском

 

👉 Присоединяйтесь к нашему каналу в TELEGRAM и публикуйте русские истории, новости, анекдоты, тесты, советы по грамматике и многое другое!

 

Всему свое время, и если вы читаете эту страницу сейчас, то вам определенно пора стать экспертом в делах по русскому языку. Знакомим вас с Российской системой дел с подробными разъяснениями по правилам и исключениям . С нашими сводными данными вы скоро будете чувствовать себя уверенно в склонении русских существительных, прилагательных и местоимений!

Сначала можно подумать о приобретении российских кейсов довольно сложная задача. Но как только вы получите первую порцию пустыни падежа, а затем попрактикуетесь в ней должным образом, вы почувствуете восторг от падежей на русском языке и будете готовы пойти дальше и изучить его более подробно.

Что может быть приятнее достижения цели! Путь к большим результатам всегда требует времени и усилий, но они достойны награды. Тот, кто говорит, что падежи в русском языке довольно сложные, прав лишь отчасти. Тот, кто говорит русских грамматических падежей довольно логичны абсолютно правы!

Русское использование кейсов

На этой странице вы найдете полезную информацию о Русское использование кейсов с примерами на русском и английском языках. Вы увидите как употреблять русские падежи с предлогами и без них, что особенного в тех или иных предлогах, какие вопросы предназначены для каждого падежа.

Взгляните на таблицу русских дел и узнайте:

– вопросы по каждому делу
– список предлогов для падежей
– падежные окончания существительных и прилагательных
– формы местоимений в разных падежах
– группы глаголов, которые работают только для определенного падежа

Теория, представленная в таблицах, будет очень полезна на пути к освоению Русские окончания падежей .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts