Сколько длится литургия в храме: Что такое божественная литургия, и что она дает верующему человеку?
Содержание
зачем и для кого? — Татьянин день
Архимандрит Тихон (Шевкунов): привнести Свет Христов в Новый год
В конце декабря 1994 году передо мной как перед настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый год существования возрожденной обители пережить новогоднюю ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким: не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с ними этот праздник, и совершенно не понимали наших объяснений и отговорок.
Сретенский монастырь. Фото: Михаил Родионов, Православие.ру |
Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для нецерковных и малоцерковных семей Новый Год — может быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в России, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но можно постепенно попытаться это воцерковить.
Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и близкие хотят отметить Новый Год, то нельзя лишать их этой радости, при том, что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести Свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.
Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено совершить в эту Новогоднюю ночь Божественную литургию.
Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового Года. На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще! Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт.
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: Юлия Маковейчук, Татьянин день |
Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в двенадцать часов салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто — ни монахи, ни наши прихожане, конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по-своему празднуют Новый Год.
Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. Всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.
В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.
Протоиерей Максим Козлов: возможность выбрать лучшее
Храм святой мученицы Татианы |
Может возникнуть вопрос: зачем нужно такое нововведение – служить ночную литургию в новогоднюю ночь? Действительно, мы знаем, что день первого января по новому стилю – будничный день для устава Православной Церкви. Это память мученика Вонифатия, которому в частности молятся страдающие страстью винопития и те, у кого этой немощи подвержены близкие. Этот день уставом не выделен. Церковное новолетие – индикт – первое сентября по старому стилю, т.е. 14 сентября по новому стилю. Гражданский новый год по церковному календарю – 14 января – праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого. Все это так. И тем не менее мы знаем, что на протяжении уже многих десятилетий именно в этот вечер 31 декабря или 1 января после литургии в православных храмах служится молебен на Новолетие. Это есть свидетельство того, что Церковь на самом деле, при всей любви к Уставу и неотменимости, принципиальной малоизменяемости устава, учитывает и реалии жизни. Учитывает она и то, что после десятилетий советской власти именно первое января многими тысячами наших соотечественников воспринимается как день Нового года. Конечно, сейчас он занял более адекватное место в нашем сознании: он уже не должен выступать как псевдо-Рождество. Так что в самом совершении богослужения в этот день есть выражение общецерковного отношения к действительности нашей жизни.
А зачем же служить ночью? Мы знаем, что ночные богослужения в большинстве храмов не так часты: традиционно это пасхальное и рождественское богослужение, иногда еще какие-то особые урочные дни. Здесь мы сталкиваемся уже не с уставной, а с практической ситуацией в жизни многих и многих православных людей. С одной стороны, Новый год – выделенный день календаря. Праздник или не праздник, но что-то особенное, какие-то ожидания в душе от этой ночи есть. С другой стороны, многие оказываются в непростой ситуации, когда нас окружают невоцерковленные родственники и друзья, начинается обычное: салат «оливье», «Ирония судьбы», включенный на долгие часы телевизор, выступления сначала президента, а затем юмористов и певцов. А наутро – тяжелая голова, горы грязной посуды, не самое лучшее начало нового года. Кому-то просто некуда деться: скажем, иногородним студентам, живущим в общежитии, где все в эту ночь гудит, шумит и разрывается от восторга и буйства молодых людей. Собственно, и другим людям часто пойти некуда: попробуй найди в эту ночь в Москве место, где будет тихо и спокойно, где не будет громкой музыки, петард и принудительных развлечений, а в кафе – многократно завышенных цен и тому подобного. Чем страдать от худшего – все равно под петарды не уснешь – лучше избрать лучшее, собраться всем на Божественной литургии, встретить бой часов звоном колоколов и возгласом «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Кто подготовится – приобщится Святых Христовых Таин, кто не подготовится – просто сможет помолиться на этом богослужении, а потом кто домой поедет, кто сможет остаться под сводами храма и тихо, по-домашнему, без ненужно натужного веселья продолжить теплое дружеское общение. Задача Церкви – помогать членам каждой общины и членам Церкви как Тела Христова в целом – избирать лучшее. Я думаю, что богослужение в эту ночь для многих людей окажется подспорьем, чтобы в этой жизненной ситуации выбрать лучшее.
Протоиерей Максим Козлов. Фото: Богослов.ру |
Может быть, для многих, кто будет стоять и молиться в храме, именно в эту ночь решительнее пройдет в душе грань между кораблем церковным и теми волнами моря житейского, которые со всяким шумом, петардами и криками – увы, часто неумеренно винопитием и прочим – будут биться в днище этого корабля. Мы его аккуратно закроем, чтобы внешние ветры и воды в него не попали, сможем помолиться и, может быть, вынести и такое ощущение – как хорошо, добро и спасительно быть на этом корабле церковном.
Как сообщает портал «Православие и мир», новогодняя литургия будет служиться в следующих храмах Москвы и Петербурга:
Москва
1. Сретенский монастырь, ул. Б. Лубянка, д.19, к. 1
23.40 — молебен, 0.00 — литургия.
2. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2-й Троицкий переулок, д.6а, стр. 9
23.45 — часы, 0.00 — 1.30 — литургия.
3. Подворье Оптиной Пустыни, Новоясеневский пр., д.42.
23.00 — молебное пение о заблудших с акафистом мч. Вонифатию, 0.00 — часы, литургия.
4. Храм мц. Татианы при МГУ, ул. Большая Никитская, д. 1.
0.00 — литургия
5. Храм Живоначальной Троицы в Хохлах, Хохловский пер., д.12.
23.30 — литургия
6. Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, Софийская набережная, д. 32.
22.00 — литургия
7. Храм преп. Марона Пустынника, Ул. Б.Якиманка, д. 32, стр. 2.
0. 00 — утреня и литургия.
8. Храм свмч. Антипы, Колымажный пер., д. 8/4, стр. 1.
22.00 — литургия
9. Храм Илии Пророка в Китай-городе, Ул. Ильинка, 3/8, стр. 2.
23.15 — полунощница, 0.00 — утреня, 2.00 — литургия
10. Храм Казанской иконы Божией Матери в Узком, Ул. Профсоюзная, д.123 Б.
23.30 — молебен
11. Покровский собор в Измайлово, Серебряный остров, д.1, стр. 1.
22:00 — исповедь, 23.00 — литургия, молебен
12. Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке
21:00 Новогодний молебен, 21:30 – ярмарка – сбор средств на подарки к Рождеству воскресной школе, 22-30 – исповедь и утреня с полиелеем, 00:00 Часы, Литургия.
Санкт-Петербург
1. Храм апп. Петра и Павла при академии им. Мечникова, Пискаревский пр., д. 47, пав. 22.
23.30 — литургия.
2. Храм прмч. Андрея Критского, Рижский пр. , д.9.
0.00 — литургия
3. Храм Богоявления на Гутуевском острове, Ул. Двинская д. 2.
22.30 — исповедь, 0.00 — литургия
4. Храм Рождества св. Иоанна Предтечи, Каменноостровский пр., д.83.
0.00 — литургия
5. Домовая церковь св. мучеников и исповедников российских, Боровая ул., д. 52-а.
22.00 — литургия
6. Подворье Оптиной пустыни, Наб. Лейтенанта Шмидта, д.27.
23.45 — водосвятный молебен
7. Вознесенский (Софийский собор), Пушкин, Софийская пл., д.1.
0.00 — литургия
8. Храм Святой Троицы, Колпино, ул. Володарского д. 42.
23.30 — часы, 0.00 — литургия.
9. Храм Святой Троицы, Колпино, ул. Володарского д. 42.
23.30 — часы, 0.00 — литургия.
10. Феодоровский собор, ул. Миргородская, д. 1-В, литер А
0.00 – Литургия (начало исповеди в 23.00)
Богослужебные указания за 12 января 2023 года: / Патриархия.
ru
Версия для печати
30. Четверг. Попразднство Рождества Христова. Мц. Анисии. Прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря). Свт. Макария, митр. Московского.
Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя. Прп. Даниила, игумена Переяславского.
Служба мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни (с 31 декабря) не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Макария, митр. Московского[1], в соединении со службой попразднства (Б).
А. На вечерне кафизма 12-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученицы, глас 4-й – 3, и преподобной, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «Слава в Вышних Богу…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 1-й: «По образу и по подобию…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).
Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся. ..».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й.
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученицы на 4 и преподобной на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобной.
По 3-й песни – седален мученицы, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же.
Примечание. О кондаках мученицы и преподобной Типикон умалчивает. В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 304) эти тексты также отсутствуют.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Солнце, Сыне…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).
Отпуст 1-го часа: «Иже в вертепе родивыйся…».
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 6 (со ирмосом).
На входе: «…рождейся от Девы…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма. «Слава» – кондак праздника, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся…».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 3 (см. в службе праздника 25 декабря) и стихиры святителя, глас 1-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Блаженный миротворец…», «И ныне» – праздника, глас 1-й: «Слава в Вышних Богу…» (см. в службе мц. Анисии и прп. Мелании).
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (см. в службе мц. Анисии и прп. Мелании; со своими припевами). «Слава» – святителя, глас тот же: «Собор святых русских…», «И ныне» – праздника, глас 1-й: «По образу и по подобию…» (см. в службе мц. Анисии и прп. Мелании).
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Днесь святителя…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Премудрость и разум…» (см. в службе мц. Анисии и прп. Мелании).
По 2-м стихословии – седален праздника, глас 8-й: «Да радуется Небо…». «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Нетленная слава…» (см. в службе мц. Анисии и прп. Мелании).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. По полиелее седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника (см. по 1-м или по 2-м стихословии в службе мц. Анисии и прп. Мелании). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Макария…». Стихира святителя, глас 6-й: «Егда в нощи моляшеся…».
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Христос раждается…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Божественне веселится. ..» (см. в службе мц. Анисии и прп. Мелании).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени в службе мц. Анисии и прп. Мелании), и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – святителя, глас 2-й: «Пастырю добрый…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Солнце, Сыне…» (см. в службе мц. Анисии и прп. Мелании).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны праздника, песнь 8-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
На входе: «…рождейся от Девы…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак праздника. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся…».
1 См.: Минея-Декабрь. Ч. 2. М., 2002. С. 545–557.
← предыдущий день  
следующий день →
божественная литургия « См. Святая Земля
Рубрики: Дополнения — Теги: Голгофа, Католический, Часовня Ангела, Храм Гроба Господня, божественная литургия, запирание дверей, эдикула, Евхаристия, Иерусалим, Старый Город, Православный, ночевка, паломник, Гробница Христа — 14:13
Пэт Маккарти
Получение разрешения остаться ночлег в Храме Гроба Господня — древнем здании в Иерусалиме, в котором хранится место, где Иисус умер и воскрес — проще, чем я ожидаю.
Храм Гроба Господня, построенный над Голгофой и Гробницей Христа (Seetheholyland.net)
Францисканский ризничий сверяется с листком бумаги с номерами, проверяя, находится ли он в пределах своей квоты из 15. «Не спать «, — предупреждает он.
Спать? В самом священном месте на земле? Потом я вспоминаю учеников, которые не могли бодрствовать и часа с Иисусом во время его агонии — их сонливость вспоминали спящие фигуры под алтарем в Гефсиманском гроте.
Моя жена Сьюзи и я совершили наше пятое паломничество в Святую Землю. Наши паломники разъехались по домам, и мы проводили время в старом городе Иерусалима.
Двери запираются в соответствии с протоколом
Серовато-коричневая романская базилика мрачно стоит на фоне темнеющего неба, когда мы прибываем, задолго до назначенного нам времени закрытия в 19:00.
Мы ждем с одной стороны, чтобы посмотреть, как запирает дверь 9Церемония 0008.
Два вооруженных израильских полицейских провожают последних посетителей с территории, а православный священник толкает массивную дверь. Представители других деноминаций, один смуглый францисканец с короткой стрижкой, видят, что протокол соблюдается.
Православный священнослужитель закрывает дверь Храма Гроба Господня (Seetheholyland.net).
Снаружи мужчина в полосатой футболке — из одной из двух мусульманских семей, которым более 750 лет было предъявлено обвинение в хранении ключа и открытии или закрытии церкви — поднимается по лестнице и запирает дверь.
Затем он пропускает лестницу через квадратный люк в двери, чтобы она могла оставаться внутри до времени открытия.
Духовенство уходит, и наша небольшая группа из ночных — всего 15 человек, включая четырех монахинь из Мексики, Соединенных Штатов, Новой Зеландии — одна в освещенных фонарями тенях под мрачной тьмой большого купола.
Благоговейная тишина пронизывает здание
Я провел много часов в этой церкви на протяжении многих лет, поражаясь тому, что ошеломляющие события истории спасения произошли именно здесь. Всегда было гудение с посетителей — вспышки фотоаппаратов, звонки мобильных телефонов, болтовня, туристы фотографируются у Гроба Господня. . . .
Кувуклия с Гробницей Христа с закрытыми дверями, пока внутри работают ризничие (Seetheholyland.net).
Сегодня ночью тихо . Этот маловероятный факт заслуживает повторения: это тихий . Спокойно подниматься по изношенным ступеням на антресольный этаж Голгофы. Тихо посетить Гроб, где лежал Христос — место Воскресения. Тихо спускаться 29шагов к подземной Часовне Святой Елены и, дальше вниз, к высеченной в скале цистерне, которая сейчас является Часовней Обретения Животворящего Креста.
Благоговейная тишина пронизывает это огромное здание с беспорядочно раскинувшейся мешаниной из 20 с лишним часовен и мест поклонения.
В эдикуле («маленький домик»), построенной над Гробницей, ее неустойчивые стены скреплены железными балками, установленными в 1934 году во время британского мандата, православные пономари приезжают, чтобы поправить мерцающие масляные лампады и собрать мусор, оставленный посетители.
‘Он воскрес! Его здесь нет».
Внутри Часовни Ангела, с низким дверным проемом, ведущим в Гробницу. Пьедестал справа содержит то, что считается частью перекатывающегося камня, закрывавшего Гробницу (Seetheholyland.net).
Когда их работа будет завершена, мы сможем посетить Гробницу в свое время. Лучше забыть прошлые воспоминания о том, как греческий православный священник, контролирующий пеструю очередь посетителей за полицейскими барьерами, торопливо входил и выходил.
Кувшинка имеет две камеры . Первая, Часовня Ангела, представляет собой вестибюль, ведущий в Гробницу. В Гробнице мраморная плита справа закрывает каменную скамью, на которой лежало тело Иисуса. Плита была преднамеренно расколота в 1555 году, чтобы удержать турок-османов от разграбления такого прекрасного куска мрамора.
Полдюжины богато украшенных ламп и такое же количество свечей горят, отбрасывая сияние на произведения искусства и вазы с цветами. Сладкий запах благовоний задерживается. Резонируют слова ангела: «Он воскрес! Его нет здесь.»
Выходя из Гробницы, я забываю, насколько низок дверной проем и бьюсь головой о резную каменную арку.
Мраморная плита, покрывающая каменную скамью, на которой лежало тело Христа. Плита была преднамеренно расколота в 1555 году, чтобы турки не разграбили ее (Seetheholyland.net).
Сидя на скамейке перед Гробницей, одна из наших бессонных ночей делает заметки на своем iPad . У алтаря Марии Магдалины сидят и молятся две монахини, их рюкзаки рядом с ними.
Вдалеке звонит церковный колокол. Где-то в церкви голубь воркует. В жилых помещениях поворачивается ключ и открывается дверь. Ноги спешат по каменным ступеням, вызывая образ Марии Магдалины и апостолов, бегущих ко Гробу.
Православные верующие приходят на Божественную литургию
Вскоре после 22:30 по храму проносится прохладный ветерок . Дверь была открыта, и множество православных верующих, женщины в платках, устремились на Божественную литургию.
Православные верующие, прибывающие на Божественную литургию, прикладываются к Камню Миропомазания в память подготовки тела Христова к погребению (Seetheholyland.net).
Они толпятся у Камня Помазания и стоят в очереди, чтобы войти в Гробницу. Зажгите пучки свечей от свечей за пределами Гробницы, затем подержите их под нюхательным табаком, чтобы погасить и забрать домой.
В воздухе царит деловая атмосфера, когда православное духовенство и пономари суетятся, готовясь к бдение служба. Это напоминает нам о том, что Храм Гроба Господня, который православные более уместно называют храмом Анастасия (Воскресения), с 1757 года является преимущественно православным местом отправления культа. , сирийские, коптские и эфиопские православные и католики. Греки занимают первое место в иерархии, за ними следуют католики (известные как латиняне на Святой Земле).
Греческий священник выходит из Католикон — главное место богослужения, которое является греческим православным собором — и физически распрямляет ноги ничего не подозревающего всю ночь. Скрещивать ноги нельзя православным, которые считают, что в храме надо всегда сидеть внимательно.
Православное духовенство проводит энергичное каждение перед Божественной литургией (Seetheholyland.net).
Православной литургии предшествует энергичный круг воскурений , включая католические часовни. Сама служба — перед кувуклией, при стоящей пастве — представляет собой пышный ритуал богато украшенных облачений, колокольчиков, песнопений, благовоний и шествий.
Единственные слова, которые мы распознаем, это «Кирие Элейсон». Эта мольба о милости Господа повторяется снова и снова.
Когда мы приближаемся, чтобы наблюдать, Греческий священник противостоит нам. — Ты православный? — требует он. Мы качаем головами. «Иди, иди». Энергичные движения рук подтверждают его слова о мускулистом, а не экуменическом христианстве.
Православная служба длится четыре с четвертью часа
Уходим в штиль католической часовни Явления, которая увековечивает традицию, согласно которой воскресший Христос сначала явился своей Матери. В хоре позади нас монахи-францисканцы начинают петь свой чин.
Около 3 часов ночи серия громких ответов от православной паствы возвещает об окончании службы — через четыре с четвертью часа после ее начала.
За высокими подсвечниками православные священнослужители совершают Божественную литургию (Seetheholyland.net).
Постепенно возвращается неподвижность . Лампы мягко мерцают. Шумы эхом раздаются в пещеристых пространствах.
Есть время медитировать и молиться. Принести Воскресшего Господа в прошлое, настоящее и будущее нас самих и наших близких. В память о тех, кто умер и ушел до нас. В память о тех, кто просил нас помолиться за них в святых местах.
Время задуматься о произведениях искусства и подумать о тысячах святых людей и паломников, которые прошли по этим плитам.
Евхаристия в гробнице
Незадолго до 4:30 францисканец приглашает нас на первую католическую мессу дня — в кувуклии, на итальянском языке.
Священник установил алтарь над могильной плитой. Две монахини низко наклоняются, чтобы присоединиться к нему в этом замкнутом пространстве. Остальные девять из нас, один молодой человек, одетый в еврейскую молитвенную шаль на плечах, сгрудились локтем в локоть в Часовне Ангела, вокруг центрального пьедестала, содержащего то, что, как полагают, было куском катящегося камня, используемого для закрытия Могила.
Во время Причащения священник подсовывает чашу к сгибу левого локтя, держит киворий в левой руке и совершает Евхаристию возношением на язык. Простота ритуала ничуть не умаляет необъятной реальности: Тело и Кровь Христа на том самом месте, где лежало Его тело.
Алтарь установлен над мраморной плитой, покрывающей каменную скамью, на которой лежало тело Иисуса (Seetheholyland.net)
Когда мы покидаем церковь, последовательность поклонения продолжается. Коптские православные у крошечного алтаря, прикрепленного к задней части кувуклии, доносятся нараспев. Наверху францисканские монахи сослужат в часовне Голгофы.
Мы идем по пустынным улицам закрытых магазинов в Старом Городе . Одинокая звезда выделяется на предрассветном небе. Петух кукарекает. Мы покупаем теплые круассаны с корицей у человека, толкающего тачку.
Наше бдение закончилось, но звуки, запахи и образы остались яркое в наших умах. А нам еще не до сна.
Пэт Маккарти, Рыцарь Гроба Господня, директор Seetheholyland.net
Статьи по теме:
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня приделы
Посещение нашего греческого прихода — Св. Андрея
Приветствуются ли неправославные посетители?
Да. На богослужениях нашей Святой Православной Церкви всегда рады людям иной религиозной принадлежности или традиций, которые ведут себя уважительно.
Священник нашего прихода будет рад ответить на любые вопросы, которые у вас могут возникнуть после визита.
После воскресной Божественной литургии приглашаем вас присоединиться к нам на «кофейный час». Во время общения вы можете пожелать встретиться со священником нашего прихода или с другими членами нашего прихода.
Буду ли я понимать услуги?
Да! Наши службы, особенно Божественная литургия, проводятся в основном на английском языке, а некоторые гимны и молитвы произносятся и поются на древнегреческом языке. Когда мы читаем молитву «Отче наш», вы можете слышать другие языки, представляющие наше культурно разнообразное сообщество.
Как долго предоставляются услуги?
Великая вечерня обычно длится 40-60 минут. Утреня (Orthros) длится около 1 часа. Божественная литургия длится около полутора часов.
Есть ли дресс-код?
Общее правило в нашей церкви: мужчины и женщины должны одеваться подобающим образом, скромно и уважительно. Традиционно это означало, что женщины носят платья или юбки ниже колена, а мужчины носят брюки. Мы просим вас не носить шорты, мини-юбки, майки, платья с глубоким вырезом или без бретелек (если они не прикрыты свитером и т. д.). Вы можете заметить, что некоторые православные женщины носят на голове платки (без шапок), но это не обязательно. Мужчин просят не носить головные уборы (бейсболки и т.п.) в церкви.
Стоя или сидя?
Традиционная поза для молитвы и поклонения в Православной Христианской Церкви состоит в том, чтобы стоять свободными мужчинами и женщинами перед Живым Богом. Поскольку в церкви есть скамьи, вы можете сидеть по мере необходимости. Однако уместно стоять во время чтения Евангелия, Малого и Великого входов, раздачи Святых Причастий, благословения священника и при отпусте. Если вы не знаете, что делать, просто следуйте за остальными прихожанами.
Свечи зажженные
«Ты свет миру. Не может скрыться город, который стоит на холме. И не зажигают светильник, и только под корзиной, а на подсвечнике, и дает свет всем в доме. Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Матфея 5:14-16)
Зажигание свечей является важной частью православного богослужения и благочестия. Мы зажигаем свечи, когда молимся, делая подношения, сопровождающие наши молитвы. Православные христиане обычно зажигают свечи при входе в церковь. Не обязательно быть православным, чтобы поставить свечку и помолиться в православном храме.
Для получения дополнительной информации о свечах и их символике нажмите здесь.
Поклонение иконам
Почитание святых икон, как и зажигание свечей, является важной частью православного богослужения. Иконы — это живописные изображения библейских сцен из жизни Иисуса Христа, исторических событий в жизни Церкви и святых. Они есть в каждой православной церкви. Возможно, вы удивитесь, узнав, что святые иконы использовались для молитв с первых веков христианства. История говорит нам, например, о существовании иконы Христа при Его жизни, Нерукотворная икона , и икон Божией Матери, написанных апостолом и евангелистом Лукой.
Когда православные христиане входят в храм, они поклоняются этим изображениям с лобзанием, но не в поклонении, а в почтении (глубоком уважении или благоговении) к тому, что изображено на изображении. Вы можете думать об этом поцелуе как о поцелуе, который вы подарите своему самому дорогому человеку или самому уважаемому и почитаемому старейшине. Как посетитель, вы не обязаны прикладываться к иконам в притворе церкви, хотя вы можете сделать это, если хотите. Женщинам следует снимать любую помаду перед поклонением святым иконам.
Могут ли неправославные принимать Святую Евхаристию (Причащение)?
Только члены Православной Христианской Церкви, разделяющие общую веру и практикующие определенную духовную дисциплину, могут участвовать в церковных таинствах и принимать Святую Евхаристию (Причащение) на православной Божественной литургии. Греческая православная христианская церковь имеет закрытое общение и не взаимодействует с какой-либо другой христианской организацией. С учетом сказанного, мы благословлены вашим присутствием и участием в нашем богослужении. Наше «закрытое общение» — это приглашение для всех, кто хочет глубже изучить Православие!
Особое напоминание православным христианам
Все православные христиане, вступившие в брак или разведенные вне Церкви, не имеют хорошего церковного положения и, следовательно, не могут принимать Святую Евхаристию. Кроме того, все православные христиане, вступившие в брак с нехристианами (т.