Сколько в россии православных христиан: В России недосчитались верующих / / Независимая газета
Содержание
В России недосчитались верующих / / Независимая газета
В общинах уверены, что цифры соцопроса искажают картину отечественной религиозности
Тэги: религии, православие, католицизм, протестантизм, ислам, муфтий, опрос, эксперт, общественное мнение, верующие, рпц, патриарх кирилл, православные, католики, пятидесятники, мусульмане, совет
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) представил результаты опроса, согласно которому православных верующих в России примерно 65%, мусульман – не больше 7%, представители других христианских конфессий, в том числе католики и протестанты составляют 1%, а к иным религиозным традициям себя также причисляет 1% населения. При этом 21% опрошенных не считают себя верующими, а 5% респондентов затруднились с ответом. Как указывает ФОМ, во время исследования было опрошено 1500 граждан РФ от 18 лет и старше в 53 субъектах Российской Федерации и 104 населенных пунктах. А среди федеральных округов, где проводилось анкетирование, выделены Центральный, Северо-Западный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Полученные ФОМ данные не соответствуют той статистике по количеству верующих, которую приводят сами религиозные организации.
Так, в РПЦ утверждают, что доля православных христиан в населении России составляет от 70 до 80%. Осенью 2017 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «около 75% россиян считают себя православными», а «общее число членов Московского патриархата, проживающих как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 млн человек». Как отметил в разговоре с «НГР» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, «данный цифровой разрыв не является существенным». «Наши сведения, на которые опираемся мы, находятся также в рамках колебания между этими цифрами, а в остальном результаты опросов могут отличаться друг от друга в зависимости от тех методов и методик, которые предпринимаются при подобных опросах в исследовании общественного мнения. Единственное, что заставляет задуматься, – то, что раньше та же организация приводила сведения как минимум о 80% православных. Однако новые данные о более низком проценте не коррелируются с повышением доверия к церкви. Я вижу здесь некоторое несоответствие, которое скорее всего связано с несовершенством методик или с какими-то другими возможными погрешностями», – заметил Кипшидзе. «К сожалению, у Русской православной церкви нет собственного социологического центра, который бы мог заниматься анализом подобного рода сведений, – добавил он. – Но в то же время в Москве и многих других городах мы встречаемся с тем, что храмы, построенные в тех районах, которые с советских времен были лишены культовых построек, сразу же заполняются».
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин уверен, что цифра по количеству православных верующих на самом деле намного ниже заявленной. «Тут многое зависит от формулировки вопроса», – пояснил он «НГР»: «Дело в том, что ФОМ достаточно широко формулирует вопросы, не вдаваясь в детали. Это прежде всего касается вопросов о принадлежности к той или иной религии. Например, на вопрос, считаете ли вы себя православными, вот уже чуть ли не два десятилетия от 60 до 70% стабильно отвечают, что являются православными. Однако этим они лишь транслируют свою культурную и этническую самоидентификацию. Но вот сколько в этих процентах занимает культура и практическая религиозность, в подобных опросах не выясняется». Эксперт также напомнил, что, когда проводились исследования с более четко сформулированными и уточняющими вопросами, утвердительно по поводу принадлежности к РПЦ ответил лишь 41% граждан России (опрос соцслужбы «Среда» за 2012 год).
Если верить результатам ФОМа, то в России 10,2 млн приверженцев ислама. Руководитель пресс-службы Совета муфтиев России (СМР) Гульнур Газиева заверила «НГР», что в СМР с представленной выборкой «категорически не согласны». «В 2005 году после переписи населения вначале было названо число – 24 млн мусульман в России. Потом вдруг поправили цифру на 14 млн, и ее продолжают озвучивать до сих пор. Это смешно, что вдруг мусульмане остановились в своем количественном росте», – отметила Газиева. Она также подчеркнула, что при подсчете количества российских мусульман СМР ориентируется на данные Саудовской Аравии. «Они отслеживают, сколько мусульман в мире, чтобы определить необходимую для той или иной страны очень дефицитную квоту для въезда верующих на хадж. И этот 0,1%, который выдается Саудовской Аравией для России, показывает, что в стране не менее 24 млн мусульман. Нам дают 24 тыс. мест. Это вполне реальная цифра», – заключила представитель мусульманского сообщества. Роман Лункин также выразил сомнение по поводу адекватности цифры ФОМа в отношении мусульман: «Мне кажется, что цифра занижена, и здесь возникает большой вопрос: в каких мусульманских регионах проводилось исследование? Явно не во всех, иначе бы процент мусульман резко повысился. С другой стороны, мусульмане больше соотносят себя с мечетью и с практикой культа. Цифра 7% достаточно серьезная и показывает, что мусульманин вне мусульманских регионов больше соотносит себя с собственной религиозной деятельностью, чем, например, общая православная масса верующих».
Любопытны цифры, касающиеся количества приверженцев других христианских конфессий. По данным «Статистического справочника Католической церкви» за 2017 год, в России проживает около миллиона католиков, а полевые исследования российских специалистов по выявлению количества протестантов в РФ показали, что последних не меньше 2,5 млн – 3 млн человек. То есть католики и протестанты сообща должны составлять примерно 3% всего населения России. В нынешнем исследовании ФОМ они вместе с иными деноминациями представляют лишь 1%. Это вполне адекватная цифра, считает Роман Лункин. «Здесь как раз показан уровень практической религиозности, а не национальной принадлежности к той или иной культурной среде. Этот 1% представляет тех, кто реально посещает церковь, что для религиозных меньшинств немало», – выдвинул предположение эксперт. С ним согласен управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) епископ Константин Бендас. Он пояснил «НГР», что «особенность протестантизма в России в том, что здесь нельзя быть номинальным протестантом». «Те, кто себя называет протестантами, на самом деле ими являются по самой высшей шкале воцерковления. Это люди, которые посещают богослужения не реже одного раза в неделю, которые не просто знают основополагающее вероучение и книгу своей конфессии, то есть в нашем случае Библию, а также читают ее не меньше одного раза в неделю. Это люди, которые молятся ежедневно, живут общинной жизнью, знают друг друга, дружат семьями и общаются вне церковной воскресной службы», – подчеркнул он.
Константин Бендас также рассказал, что год назад вместе с российскими религиоведами и социологами он проводил собственное исследование религиозной принадлежности в РФ. «Мы попытались просчитать количество воцерковленных верующих в России, включая все традиционные и даже экзотические религии: православные, католики, протестанты, мусульмане, иудеи и вплоть до кришнаитов, последователей учения Живой этики Блаватской и приверженцев различных тантрических школ. И мы были очень удивлены, когда получили цифру 9,5%. То есть во всей России набралось всего 9,5% серьезного религиозного населения. А 90% – это те, кто лишь что-то слышал о религии по телевидению, что-то знает из рассказов других, или их родственники и родители были религиозными. Или же причисляют себя к религиозному направлению исходя из национального признака», – заключил представитель пятидесятников.
Роман Лункин добавил, что «если эту цифру по количеству католиков и протестантов в РФ сравнить с цифрами, которые показывают, сколько православных верующих посещают пасхальные и рождественские богослужения – а это примерно 3–5 млн человек, – то получится вполне адекватная картина по практической религиозности общин и достаточно большая цифра». «В этом случае 1% – это почти столько же, сколько и верующих РПЦ, которые не просто говорят о том, что они православные, но и посещают храмы и присутствуют на богослужениях», – считает религиовед.
Кстати, еще в одном свежем исследовании ФОМа, посвященном вопросу влияния РПЦ на общественную жизнь, политику, культуру, по 32% мусульман и христиан западной традиции отметили положительное влияние РПЦ на общественную жизнь страны. Среди православных верующих такой ответ дали только 56%, а 21% заявили, что РПЦ никак и ни на что не влияет. На вопрос, бывает ли так, что РПЦ вмешивается туда, куда вмешиваться не должна, 27% мусульман ответили, что бывает, но редко. Такой же ответ дали и 28% протестантов и католиков, тогда как 24% православных ответили, что РПЦ часто вмешивается не в свои дела. При этом 23% представителей нетрадиционных для РФ христианских конфессий отметили, что РПЦ сегодня оказывает сильное влияние на власть. А вот за дальнейшее усиление влияния РПЦ на власть высказались 22% мусульман и 25% православных респондентов.
Религии России: состав, динамика, мусульмане, христиане
Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. Помимо христианства – основного вероисповедания для большинства наций, на территории страны проживают народы-представители других религий.
Само христианство представлено: православием (самая многочисленная конфессия), католицизмом и протестантизмом. Другие религии в России: ислам, иудаизм, традиционные верования славян и малых народов, буддизм (делятся на течения). Рассмотрим вопрос подробно.
Содержание
- 1 Государственная религия
- 2 Религиозный состав
- 3 Динамика по годам
- 4 Данные по Республикам
- 4.1 Татарстан
- 4.2 Дагестан
- 4.3 Северная Осетия
- 4.4 Якутия
- 5 Разрешённые религии
- 6 Запрет религиозных организаций
- 7 Храмы и церкви
- 8 Заключение
Государственная религия
Россия является светским государством, не одно из вероисповеданий не может быть признано государственной религией на официальном уровне. Православие являлось частью национальной идеологии страны с момента объединения русских княжеств в единое Московское царство.
После революции семнадцатого года и преобразования Российской Империи в Советский Союз, утратило свое значение на государственном уровне. При этом, для значительной части населения устоявшиеся религиозные традиции сохранились. Именно православие стало основным вероисповеданием для большей части народов страны по ряду причин:
- Костяк Российской империи составляли русские княжества с православным большинством.
- Дальнейшее расширение государственных границ привело к поглощению целого ряда небольших национальных образований.
- Постепенно происходило смешивание местного населения с основной титульной нацией империи – ассимиляция. Процесс развивался на этническом и культурном уровнях.
- У целого ряда малых народов долгое время сохранялись традиционные верования (в природу, предков, многобожие). Такие направления не имели проработанной теоретической базы, потому быстро замещались православием, как более структурированным учением.
- Многие страны, вошедшие в состав империи уже позже, изначально выбрали православие основной верой (Пример: религия грузин, армян).
- Присоединение в состав страны крупных наций, не имевших государственности (православное большинство населения современной Украины тогда не имело собственного государства).
Перечислены ключевые факторы становления православия государственной религией Российской империи. Культурная ассимиляция целого ряда народов сохранила значение этого направления христианства после потери государственного статуса.
Религия – основа этики взаимоотношений между людьми в обществе, между человеком и государством. Это закладывается на подсознательном уровне, формирует традиции и нормы жизни. Эти причины создают возможность для возвращения православию статуса государственной религии России на официальном уровне.
Большинство населения вероятно поддержит подобный вопрос на референдуме, если таковой состоится. Но существуют риски: множество малых народов на территории страны исповедуют другие направления веры. Выделение какой-либо одной религии, может привести к межнациональным конфликтам, сепаратизму отдельных территорий.
Религиозный состав
Приведем данные статистики о процентном соотношении представителей разных конфессий на территории России:
Наименование религиозной конфессии | % от Левада – Центр 2012 | % от Фонд «Общественное мнение» 2013 | % от Российской академии наук 2013 |
Православие | 74 | 64 | 79 |
Католицизм | 1 | менее 1 | нет данных |
Протестантизм | 1 | менее 1 | нет данных |
Иудаизм | 1 | нет данных | Нет данных |
Ислам | 7 | 6 | 4 |
Буддизм | менее 1 | нет данных | нет данных |
Индуизм | менее 1 | нет данных | нет данных |
Другие, включая традиционные | менее 1 | 1 | 1 |
Атеисты | 15 | 25 | 9 |
Затруднились ответить | 2 | 2 | 7 |
*Понятие «традиционные» применено к различным верованиям дохристианского периода: многобожие, почитание природы, духов и предков.
В таблице приведены обобщенные данные для территории всей страны. Региональная статистика будет зависеть от национального состава.
Динамика по годам
Если сравнить динамику изменения численности православных христиан и мусульман на территории России, то получим следующие данные (Левада Центр):
- С 2009 по 2012 годы численность мусульман в России выросла с 4% до 7%, в 2020 составила приблизительно 14%.
- Численность православных жителей России сокращалась за тот же период: с 80% в 2009 до 74% в 2012.
Данные по Республикам
На территории национальных республик данные статистики будут зависеть от религиозных традиций основного, населяющего её народа. Приводим наиболее характерные примеры.
Татарстан
В основе этнического состава данной республики две нации: Русские (39,65 %) и Татары (39,65 % и 53,15% соответственно, по данным общероссийской переписи населения 2010). Подобное соотношение является причиной примерно равного соотношения православных и мусульман на этой территории. При этом, значительная часть татар исповедует православие (основной религией этой нации является ислам).
Изначально, Ислам суннитского направления являлся официальной религией для ряда государств на территории современного Татарстана. С включением Казани в состав Московского царства происходило постепенное смешение представителей титульной нации с русскими. На территории республики 1428 мечетей и 319 церквей. Ислам исповедует более 38% населения.
Дагестан
Дагестан является самой «исламской» республикой в составе Российской Федерации, к этой конфессии относится 95% населения территории. Представительства остальных религиозных направлений незначительны:
- Христианство – менее 5%, из них 3,8% относят себя к православным.
- Остальные – доли %.
Северная Осетия
Несмотря на территориальное расположение – Северный Кавказ, преобладающей религией является православие (51,4%). Представительства остальных конфессий:
- Ислам – 7,5%.
- Традиционные верования предков – 20,3%.
- Другие и атеисты – 20,8 %.
*Данные от СМИ «Кавказский Узел» со ссылкой на региональные социологические исследования.
Якутия
Проведённый в 2012 году опрос исследовательской службы «Среда» показал следующие данные:
- Православные – 38%.
- Атеисты – 26%.
- Не могут конкретизировать ответ – 17%.
- Исповедуют традиционную религию предков и верят в силы природы– 13%.
- Иные направления христианства – менее 1%.
- Ислам – 3%.
- Нет ответа – 2%.
Сведения о численности представителей разных религиозных конфессий по городам страны противоречивы. Приведём пример по Москве и Санкт-Петербургу:
По заявлениям главы совета муфтиев России, в Москве проживает примерно 4 миллиона представителей данной конфессии. Эти данные были опровергнуты экспертом Российской академии народного хозяйства и гос. службы: «такие цифры связаны с включением в статистику мигрантов, в основном из Средней Азии. Реальная численность сторонников этой религии в столице составляет примерно 400 тысяч».
Картина по Санкт – Петербургу следующая: 57% придерживаются православия, вторая по численности конфессия – мусульмане (точные данные неизвестны).
Разрешённые религии
В основной закон страны (конституция) заложена свобода вероисповедания. Отсутствует уполномоченный государственный орган по контролю над деятельностью религиозных организаций.
Данное положение вещей может измениться – в 2008 году была внесена соответствующая поправка в закон о религиозных объединениях. Первый прецедент – создание управления по делам религий в Татарстане (на основе преобразования профильного совета при каб.мин. республики).
Запрет религиозных организаций
Запрет на деятельность конкретных религиозных организаций в России может быть принят только на основании решения суда. Как правило, их относят к «экстремистским» или «террористическим. Под запретом 38 организаций. Большая часть из них, 27 – радикальные исламские течения.
Храмы и церкви
Основным духовным центром для русских людей исповедующих православную веру можно считать московский Храм Христа Спасителя (восстановление завершилось в 1999 году, вместимость 10 тысяч человек). Для мусульман, условно, главным можно считать Московскую Соборную Мечеть (вмещает 10 верующих). Но следует выделить Центральную Мечеть Джума в Дагестане (17000 мест) и Мечеть Аймани Кадыровой в Чечне (могут разместиться 15000 человек).
Наиболее значимые древние православные храмы и монастыри (действующие):
- Собор Софии в В.Новгороде (основание – середина XI века).
- Псково-Печерский монастырь (Псковская епархия, 1473 год основания).
- Юрьевский монастырь (один из старейших – 1030 год).
- Благовещенский Ионо-Яшезерский и Спассо-Преображенский мужские монастыри расположенные на территории Карелии (второй был признан достоянием народов России указом президента от 1992 года).
Ниже приводим сведения по общему количеству храмов, мечетей и синагог на территории России:
- Православных – 38649. Монастырей – 474 мужских и 498 женских.
- Католических – примерно 320.
- Протестантских – около 10000.
- Мечетей – 7000.
- Синагог – 34 (ФЕОР).
*С 1980 года число мечетей на территории России выросло с 700 до 7000 (информация по состоянию на 2020 год, по словам председателя совета муфтиев РФ).
Заключение
По информации ряда СМИ, численность мусульман на территории России последние два десятилетия продолжает расти. Это может быть вызвано притоком мигрантов из исламских стран бывшего советского союза. Самой крупной конфессией остаётся православие. Присвоение какой-либо из религий статуса государственной может спровоцировать конфликты на почве веры.
Роль религии в войне России с Украиной
Поиск экспертов, проектов, публикаций, курсов и многого другого.
Расширенный поиск
Поиск USIP.org
Тип контента
Публикация в блогеЦентрКурсЮжный Суданский мирный процесс Цифровая библиотека ЭлементСобытиеВнешние новостиСтипендияТема обсужденияGC — Academy LandingGC — Продвижение курсаGC — EventGlossary TermGrantINPROL PublicationLanding PageNewsOnline CoursePagePersonProjectsPublicationPublic Education PageLibrary ResourceSite Notification
страны
Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Федеративные Штаты Микронезии-Фиджи-Индия-Индонезия-J Апан-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан-Лаос-Малайзия-Мальдивы-Маршалловы Острова-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Папуа-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри Ланка-Суринам-Таджикистан-Таиланд-Тимор-Лешти-Тонга-Туркменистан-Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия- Дания-Эстония-Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция-Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория -Нидерланды-Норвегия-Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан-Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-Великобритания Ближний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и палестинские территории-Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко-Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен
Области проблем
Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здоровьеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь
Сортировать
Актуальность
Дата
Нет содержимого, соответствующего критериям фильтрации.
Дом
▶ Публикации
Битва за духовную независимость Украины имеет глубокие корни в религиозной истории региона.
Четверг, 17 марта 2022 г.
/
Автор:
Эйдан Хьюстон; Питер Мандавиль, доктор философии.
Тип публикации:
Анализ и комментарии
Поделиться
Распечатать страницу
6 марта Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл произнес проповедь, которая традиционно знаменует собой начало православного поста. Однако самая заметная тема его проповеди имела мало общего с ежегодным периодом христианского поста. Вместо этого патриарх решил обратиться к теме, которая волнует всех: российское вторжение в Украину.
Женщина зажигает свечу в Спасо-Преображенском соборе в Виннице, Украина. 12 марта 2022 г. (Айвор Прикетт/The New York Times)
Духовный конфликт
В своей проповеди патриарх Кирилл изобразил войну в резко духовных терминах: «Мы вступили в борьбу, имеющую не физическое, а метафизическое значение». Он изображал войну как борьбу «за вечное спасение» этнических русских.
Выступление доверенного советника президента Владимира Путина патриарха Кирилла значительно отличалось от высказываний других международных религиозных лидеров. Вселенский православный патриарх Константинополя Варфоломей I открыто осудил войну в интервью турецким СМИ, заявив, что «весь мир против России». А перед толпой на площади Святого Петра в Ватикане Папа Франциск умолял: «Именем Бога я прошу вас: остановите эту бойню», назвав вторжение актом «неприемлемой вооруженной агрессии».
По всей Украине и среди украинской диаспоры лидеры Украинской православной церкви выступили с пламенным осуждением российского вторжения. Ясно, что в одном ограниченном смысле Патриарх Кирилл прав: конфликт в Украине — это не только вопрос ужасного насилия, но и конфликт с глубоко укоренившимся религиозным значением.
Роль религии в украинской идентичности
В длинной речи президента Путина перед вторжением он упомянул религиозные нарративы, лежащие в основе битвы вокруг украинской национальной идентичности. Путин заявил, что Украина является «неотъемлемой частью нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».
Утверждение Путина отражает общепринятую интерпретацию истории православия в России. Согласно этой точке зрения, русские и украинцы — один народ, происходящий из одного и того же христианского царства, возникшего в X веке. Согласно национальным историям обеих стран, князь Владимир I Киевский принял христианство в 988 году и основал набожное царство, которое стало предшественником современных государств Украины и России.
Этот факт не оспаривается. Но украинцы не согласны с утверждениями, подобными тому, что сделал патриарх Кирилл в письме Всемирному совету церквей, где он заявил, что украинцы и русские «происходят из одной киевской купели… и разделяют общую историческую судьбу».
По мнению большинства украинцев, заявления Путина и Кирилла игнорируют долгую историю независимости Украины, которая является фундаментальной для их национальной идентичности.
Он также игнорирует тот факт, что религиозный ландшафт Украины гораздо более разнообразен, чем принято считать. В то время как почти 80 процентов украинцев исповедуют православную конфессию, около 10 процентов населения — особенно на западе Украины — принадлежат к Украинской греко-католической церкви. Мусульмане, в основном крымскотатарского происхождения, составляют около одного процента населения Украины, наряду с исторически значимой еврейской общиной, насчитывающей около 200 000 человек, и небольшими группами христиан-протестантов.
Украина как поле религиозной битвы
Когда в XV веке Константинополь пал под османскими захватчиками, Православная церковь в Москве заявила о себе как о прямой наследнице единственной оставшейся «истинной» христианской церкви в мире, передав православные приходы на Украине под свою полную юрисдикцию.
Но с тех пор Украина стала полем битвы православных за власть, которая проистекает из этих первоначальных притязаний на власть России. После распада Советского Союза и провозглашения независимости Украины некоторые голоса начали выступать за независимую Украинскую Православную Церковь. В то время эти крики остались неуслышанными.
Затем, после революции Евромайдана в Киеве в 2014 году, снова всплыл тот же разговор. Киевский патриарх Филарет обратился к Русской православной церкви с просьбой предоставить Украине автокефалию, но получил отказ. В знак неповиновения он решил основать независимую Православную церковь Украины без согласия Москвы и начал обращаться к приходам по всей стране с просьбой изменить свою лояльность. В ответ Москва отлучила Филарета от церкви и назначила своего Патриарха Украины в Харькове на востоке.
К 2018 году тогдашний президент Украины Петр Порошенко осознал политическое значение этого раскола между церквями. Он организовал петицию к Вселенскому Патриарху Варфоломею I, тем самым возродив многовековую борьбу между Москвой и Константинополем за верховную власть над мировым Православием. Варфоломей одобрил просьбу об автокефалии в Украине, благословив создание независимой Православной церкви Украины. В результате Русская Православная Церковь разорвала общение со Вселенским Патриархатом.
Вторжение ослабляет авторитет Московской Патриархии
Несмотря на это, Московский Патриархат остается наиболее распространенным объединением православных приходов в Украине, насчитывая примерно 11 000 приходов по сравнению с 7 000 независимой Православной церкви Украины. Таким образом, Московские Патриархии функционировали как важный механизм для осуществления жесткой власти России в стране в годы, предшествовавшие нынешнему вторжению.
Но нашествие буквально за несколько недель быстро подорвало позиции Московской Патриархии. Со дня вторжения в приходах по всей Украине имя Патриарха Кирилла не упоминалось в литургии. А священники решили развевать украинские флаги и читать проповеди, осуждающие насилие со стороны России, во всех регионах страны.
Некоторые Русские Православные Церкви в Европе объявили о разрыве связей с Московским Патриархатом. Даже митрополит Онуфрий, глава Московского Патриархата в Украине, обратился к Путину с призывом «немедленно прекратить братоубийственную войну» и обвинил его в «повторении греха Каина, который из зависти убил собственного брата». Позиция Русской православной церкви на Украине сегодня пошатнулась из-за продолжающегося российского насилия.
Тем временем, пока бушует война, мирные жители укрылись в церквях, поскольку международное право запрещает нападения на религиозные объекты. Но зданиям православных церквей и другим объектам, связанным с религией, наносится прямой ущерб по всей Украине. 1 марта российская ракета нанесла удар по Киеву недалеко от места проведения 1941 Резня в Бабьем Яру, где около 33 000 евреев были убиты нацистскими войсками за два дня. Затем 13 марта почитаемый монастырь XVI века в Донецке подвергся артиллерийскому обстрелу, оставив его поврежденным от неоднократных обстрелов. Здания были заняты беженцами и монахами во время нападений, некоторые из которых были ранены.
Подобные инциденты ставят под вопрос будущее православия в Украине. Если Украине в конечном итоге удастся дать отпор российским войскам, будущее российского патриархата кажется туманным. Однако, если Украина падет перед российскими оккупантами, независимая Православная церковь Украины, вероятно, столкнется с такой же неопределенностью. Таким образом, роль религиозных акторов в поддержании солидарности между экуменическими линиями имеет решающее значение для сохранения социальной ткани единой Украины и станет ключевым фактором миростроительства, если и когда замолкнут пушки.
Эйдан Хьюстон — научный сотрудник отдела религии и инклюзивного общества в USIP.
Связанные публикации
Успех. Это потенциальный результат, к которому США, Украина, союзные и партнерские правительства, а также представители частного сектора должны быть готовы противостоять. Украинские контрнаступления, поддерживаемые расширенной и ускоренной поддержкой США и их союзников, продолжают вытеснять российские войска с территории Украины, хотя и с меньшими темпами. Однако эти с трудом достигнутые успехи влекут за собой возможные проблемы, которые также необходимо решать.
Тип:
Анализ и комментарии
Глобальная политика
Совместное заявление лидеров на саммите G20, хотя и носило в значительной степени символический характер, показало, что «Россия гораздо более изолирована, чем мы, возможно, подозревали», — говорит Мэри Гланц из USIP, добавляя, что антиимпериалистическое оправдание России для война на Украине «не набирает оборотов, как мы думали».
Тип:
Подкаст
Анализ и предотвращение конфликтов
Когда во вторник ракета обрушилась на польское село, убив двух фермеров, война России с Украиной переместилась прямо на территорию союзника по НАТО. Непосредственная неопределенность включала слухи в СМИ и заявление правительства Украины о том, что Россия нанесла удар по Польше, что может привести к прямому ответу НАТО и расширению войны. Эта непосредственная угроза уменьшилась по мере того, как появились доказательства того, что украинская ракета ПВО отклонилась от курса, но этот инцидент показал, что опасность эскалации войны реальна. Единственное верное средство от этой угрозы — это прекращение Россией войны против Украины.
Тип:
Анализ и комментарии
Глобальная политика
С тех пор, как Россия начала наступление на Украину в феврале прошлого года, Индия и Китай перешагнули через забор, намекая на свою обеспокоенность глобальными последствиями войны, избегая при этом прямой публичной критики Москвы. Несмотря на риторический ужас и призывы к мирному урегулированию, ни один из них не продемонстрировал готовности дать осмысленный отпор путинской эскалации в Украине. Вместо этого две азиатские ядерные державы подходят к ситуации с осторожностью и расчетливой дипломатией для защиты собственных стратегических интересов — как в России, так и на Западе.
Тип:
Анализ и комментарии
Анализ и предотвращение конфликтов; Глобальная политика
Просмотреть все публикации
Результаты поиска для «Русской православной церкви»
Из энциклопедии Нового Света
Прыжки к: навигация, поиск
Результаты 1 — 22 из 270
- Содержание
- Multimedia
- 0143
- Расширенный
Название страницы соответствует
Русская Православная Церковь
…
Русскую Православную Церковь не следует путать с Русской Православной Церковью Заграницей (также известной как Русская Православная Церковь Заграницей…36 КБ (5 371 слов) — 22:20, 17 октября 2008 г.
Текст страницы совпадает
Русская Православная Церковь
. ..
Русскую Православную Церковь не следует путать с Русской Православной Церковью Заграницей (также известной как Русская Православная Церковь Заграницей…36 КБ (5371 слов) — 22:20, 17 октября 2008 г.
Российская Федерация
… 80 процентов этнических русских идентифицируют себя как Русская Православная Церковь Русская Православная . По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения …
137 КБ (20 217 слов) — 14:47, 19 июня 2022
Автокефальная церковь
… юрисдикции и признаются и в общении с Русская Православная Церковь Заграницей.
Отчасти благодаря восстановлению …9 КБ (1277 слов) — 00:10, 3 декабря 2021
Русский язык
… Южнославянские языки Южнославянский старославянский язык, используемый Русской Православной Церковью. Однако восточнославянские формы имеют …
41 КБ (5 545 слов) — 21:01, 20 августа 2022
Церковь и государство
. .. религии, такие как католическая церковь , лютеранская (евангелическая) церковь , или Русской православной церкви , официально признавая другие …
41 КБ (6378 слов) — 19:45, 27 февраля 2020
Русская революция 1917 года
… прежде всего сельская коммуна. В составе великорусских народов Русская Православная Церковь и патриархально-семейный строй помогали поддерживать …
26 КБ (3 801 слов) — 18:16, 7 апреля 2022 г. там серьезные вызовы из-за противодействия со стороны Русской православной церкви, которая считает их еретиками, а также возражает…
25 КБ (3609 слов) — 02:17, 1 января 2022
Восточно-католические церкви
… Американская Карпато-Русская Православная Епархия . Это правило было отменено с изданием Указа о католических храмах Восточной…
27 КБ (4042 слова) — 02:32, 1 октября 2020
1905 Русская революция
… Дворец, во главе с православным священником, спровоцировала массовую. .. всеобщую забастовку русских рабочих. Правительство послало … внешнюю политику, церковь и …
57 КБ (8 235 слов) — 17:28, 10 апреля 2022
История христианства
… период от революций 1848 года до наших дней.
Русская православная церковь в Российской империи
Изображение:2003-04-18 Московский Кремль.jpg thumb …144 КБ (21 046 слов) — 20:47, 29 ноября 2019
Молдова
… монахи и семеро монахинь). Кроме того, у Древнерусской православной церкви было 14 церквей и один монастырь в Молдавии.
Государственной религии нет…57 КБ (8 247 слов) — 19:49, 9 ноября 2022
Икона
… патриарха Никона привела к расколу в Русской Православной Церкви. Традиционалисты, гонимые «старообрядцы» или старообрядцы…
30 КБ (4829 слов) — 18:03, 19 февраля 2018
Христианство в Китае
… династия Цин ) династия (1644-1911). Русская православная церковь Русское православие было введено в 1715 году.
В 1807 году Роберт…59 КБ (8 359 слов) — 16:56, 25 февраля 2020
Гора Афон
… Россикон Свято-Пантелеймоновский монастырь традиционный дом Русской Православной Церкви Русские монахи были главным театром Имяславия …
27 КБ (4022 слова) — 17:04, 10 ноября 2022
Славянофил
… самореформы и социальные реформы через Русскую православную церковь, а не радикальные реализации интеллигенции.
…22 КБ (3278 слов) — 01:10, 17 ноября 2019
Храм Христа Спасителя (Москва)
… Общение между Московским Патриархатом Русской Православной Церкви и Русской Православной Церковью Заграницей был подписан там. The …
11 КБ (1668 слов) — 16:10, 24 апреля 2013
Андрей Рублев
… . Причислен к лику святых в 1988 году Русской Православной Церковью. 29 января церковь отмечает его престольный праздник.