Скопец что это: Кто такие скопцы в Библии? – Православный журнал «Фома»

Разное

чем они отличаются • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История, Антропология

​Почему крестьяне отказались от православия, что общего у российских сектантов и западноевропейских протестантов и как иудаизм стал религией русского человека

Автор Людмила Жукова

Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре­лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

«Я давно побуждал… сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь­ко для чину и обряду сделано и что непременное… <…> понеже  Понеже — потому что. всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное…» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод. Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа­ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно». 

Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж­ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей­ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи­тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици­онных религиозных институтах.  

Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье. Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией. Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие. 

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX векаUniversity of Alberta Libraries

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века. Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко­стромской крестьянин Даниил Филиппович. В отличие от других сек­тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По­следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри­кивая свои пророчества. Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска­лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо­бых пору­чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли  Кораблями назывались хлыстовские общины., рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола». Вопреки этим расхожим стерео­типам  Подобные обвинения довольно распростра­нены: в первые века нашей эры им подверга­лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие. «Хмельного не пейте, плот­ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се­строй; нежени­мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы­сты приписы­вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб­лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).

Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче­ской ереси». 1844 годWikimedia Commons

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита­нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода­ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы­стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го­лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева. 

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50–60-х годах ХХ века.

Скопцы

Община скопцов в Якутии. Начало XX векаyakutskhistory.net

Скопчество, возникшее во второй половине XVIII века, подходило к борьбе с человеческими грехами еще радикальнее, чем хлыстовство. Скопцы практи­ковали «огненное крещение» — оскопление — и ставили таким образом неру­шимую преграду между человеком и грехом. Среди скопцов была распро­странена легенда о том, что Иисус Христос, будучи евреем, был не просто обрезан, а оскоплен. Таким образом, кастрируя, или, как говорили сектанты, «убеляя» себя, они подражали Спасителю. Кроме того, оправдание своей практики эти радикальные аскеты находили в Библии: «Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Основным ритуалом скопцов, как и хлыстов, были радения.

Основателем скопчества был крестьянин Кондратий Селиванов, выходец из хлыстовских кругов. Впоследствии он объявил себя спасшимся императором Петром III и, по легенде, даже встречался с Павлом I, призвав и его к «огнен­но­му крещению». В результате своей активной деятельности, приведшей к оско­плению нескольких нижних гвардейских чинов, а также вовлечению в скоп­ческий корабль родственников высокопоставленных чиновников, Кондратий Селиванов был арестован в 1820 году и сослан в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где жил до смерти в 1832 году. Его могила стала объектом палом­ничества — в ней проделывали ямки, куда опускали сухари, чтобы тем самым их освятить.

1 / 3

Кондратий Селиванов. Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

2 / 3

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

3 / 3

Литография из книги «Исследование о скопческой ереси» Николая Надеждина. 1845 год«Дом антикварной книги в Никитском»

К концу XIX века количество скопцов составляло десятки тысяч человек. Пра­вительство активно боролось с сектантами, отдавая их в солдаты, ссылая в За­кавказье и Восточную Сибирь, где они создавали свои поселения и успешно хо­зяйствовали, всячески процветая.

Скопцы, как и другие сектанты, с энтузиазмом отнеслись к революции, ожидая для себя перемен к лучшему. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: советская власть довольно быстро начала преследовать скопцов. По-видимому, скопческое движение окончательно сошло на нет в 1940–50-х годах — хотя время от времени появляются сообщения о современных скопческих общинах, их трудно счесть достоверными. 

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер­нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои­ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра­шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб­лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон­ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

1 / 4

Молокане на Кавказе. 1870-е годыNew York Public Library

2 / 4

Молоканская деревня. 1870-е годыNew York Public Library

3 / 4

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 годNew York Public Library

4 / 4

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX векаLibrary of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза­ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви­нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по­добает, а есть свинину нелепо и нечисто»  «Дух и жизнь», 1975 год..

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю­чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе­сен. Молокан­ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов­ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже­ния (пророчество, глоссолалия  Глоссолалия (с греч. «говорение на язы­ках») — практика говорения на несуществую­щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий., прыжки и т. п.) и почитают сочинения одно­го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения. В XIX — начале ХХ века эми­гри­ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали­форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови­вший свою деятельность в 1991 году. В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер­байджане и Тур­ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Духоборы

1 / 7

Духоборы на крыльце дома. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

2 / 7

Три девушки-духоборки. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

3 / 7

Духоборы. Начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

4 / 7

Собрание духоборов. Канада, Йорктон, 1915 годBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

5 / 7

Мужчина и мальчик — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

6 / 7

Муж и жена — духоборы. Канада, начало XX векаBritish Columbia Postcards Collection / Simon Fraser University Library

7 / 7

Духоборы из Йорктона отправляются в паломничество. Канада, 1902 годBritish Library / Picturing Canada / Wikimedia Commons

Духоборы получили свое имя благодаря оппонентам: в конце XVIII века те пы­тались представить новое движение борцами против Святого Духа, однако са­ми сектанты поняли это название иначе (духоборы — «поборники Духа») и ста­ли охотно употреблять.

Как и другие сектанты, духоборы отвергали православную обрядность, но, в от­личие от молокан, не считали Библию непререкаемым авторитетом. Ее место в традиции занимает так называемая «Животная книга» — в основе лежат тексты, созданные духовными лидерами общины, главным образом псалмы.

Духоборы — принципиальные пацифисты. В конце XIX века в духоборских по­селениях в Грузии (духоборов, как и других сектантов, при Николае I сослали в Закавказье) собрали и сожгли оружие, а ранее служившие в армии сдали при­бывшей полиции военные билеты. После обрушившихся на духоборов прави­тельственных репрессий за них вступился Лев Толстой. Он призвал Нобелев­ский комитет вручить духоборам премию мира и пожертвовал им часть гоно­рара за роман «Воскресение». Благодаря этой помощи более семи тысяч духо­боров в самом начале ХХ века перебрались в Канаду, где их потомки живут до сих пор. 

Часть духоборов осталась в Грузии, однако после распада Советского Союза многие предпочли переехать в Россию. Таким образом в 90-х годах ХХ века в Тульской, Брянской и других областях появились духоборческие поселения.

Субботники

Субботник. Начало XX векаАльманах «Еврейская старина», 1913 год

Члены еще одного религиозного дви­жения, возникшего в XVIII веке, так называемые русские иудействующие, настолько радикально прочитали Биб­лию, что отвергли не только православ­ную церковь, но и само христианство, предпочтя Ветхий Завет и иудаизм.

Сами русские иудействующие назы­вают себя «субботники», «геры», очень редко — «евреи»: «Мы сами не знаем, кто мы… Евреи бывшие?» Правитель­ство Российской империи наклеило на них ярлык «жидовствующие» в указе 1825 года «О мерах к отвращению рас­пространения жидовской секты под названием субботников». Там же пред­писывалось высылать из регионов рас­пространения секты всех евреев без ис­ключения, возлагая на последних от­ветственность за «совращение» православных в иудаизм  Однако иудаизм не миссионерская религия, и обратившиеся в иудаизм русские крестьяне сами инициировали контакты с новыми еди­новерцами. Бывали и случаи, когда столкно­вение с живым, а не книжным иудаизмом разочаровывало неофита и приводило к его возвращению в православие. . 

Субботники, как следует из названия, еженедельным праздничным днем счи­тают субботу, а не воскресенье, а также соблюдают некоторые другие традиции иудаизма — пищевые ограничения, обрезание и другие обряды жизненного цикла, а также иудейские праздники. Субботники давали детям еврейские име­на, а в советское время иногда считались евреями и по паспорту  Так, субботники — жители села Ильинка в Воронежской области благодаря этому обстоятельству в 70-х годах ХХ века эмигри­ровали в Израиль. . 

В постсоветское время судьбы субботников складывались по разному: часть эмигрировала в Израиль, часть переехала из традиционных мест проживания в Закавказье и в Россию. Их отношения с еврейскими религиозными органи­зациями в России порой складываются непросто: в некоторых городах суббот­ники активно участвуют в возрождении еврейских религиозных общин, в дру­гих — местные раввины ограничивают их участие в общинной жизни.

По самым приблизительным подсчетам, сейчас на всем постсоветском про­странстве насчитывается около 10 тысяч субботников — живут они в несколь­ких регионах России, а также в Армении и Азербайджане.

Источники

  • Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем.

    М., 1973.

  • Львов А. Л. Соха и Пятикнижие: Русские иудействующие как текстуальное сообщество.

    СПб., 2011.

  • Никитина С. Е. Человек и социум в народных конфессиональных текстах (лексикографический аспект).

    М., 2009.

  • Панченко А. А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект.

    М., 2004.

  • Сергазина К. Т. «Хождение вокруг»: Ритуальная практика первых общин христоверов.

    М., 2015.

  • Симкин Л. С. Американская мечта русского сектанта.

    М., 2012.

  • Энгельштейн Л.  Скопцы и Царство Небесное: Скопческий путь к искуплению.

    М., 2002.

Теги

Церковь

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Нон-фикшн дня

Как несколько великих людей провели 1918 год

Этикетка дня

Шоколадные конфеты

Симфония дня

Людвиг ван Бетховен. Cимфония № 3 (Героическая). 1802–1804

Архив

История, Антропология

Саша Айхенвальд: «Важно не то, сколько языков человек знает, а то, есть ли у него что сказать»

О семье Айхенвальд, Караганде, эмиграции, экспедициях по Амазонке и редких языках

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Straight Edge по-русски: самая радикальная христианская секта в истории

Straight Edge по-русски: самая радикальная христианская секта в истории | Батенька, да вы трансформер

Религия

Текст:

Сергей Простаков

Иллюстрация:

Алексей Лоскутов

26 июля 2016

Журналист и политолог Сергей Простаков, сооснователь проекта «Последние 30» и сотрудник Открытой России, на страницах вашего любимого самиздата будет изучать истории самых невероятных религиозных сект, течений и направлений, какие только видела эта планета. Сегодня — скопцы, радикальные и упёртые: мужчины и женщины отрезали себе половые органы, чтобы спастись от греха, были вегетарианцами, шифровались от власти и правоохранительных органов, строили своё независимое от государства сообщество и стали прообразом Straight Edge.

Вечер в одной из русских деревень средней полосы. Темнота крайне важна для собравшихся: они должны скрываться от лишних глаз, потому что их вера вне закона. Сегодня в доме у одного из «братьев» случится великое таинство — двое молодых людей встанут на путь очищения. Собравшиеся в помещении низкой, почти землянки, избы, держа в руках свечи, тихо поют:

Где мой рай прекрасный,
Пресветлый мой день.
О, как я был счастлив,
Когда обитал я в нем.
В союзе жил с Богом,
Бессмертен я был;
Как родного сына
Он меня любил…

В руки берёт косу опытный крестьянин, подносит ее к свечам, чтобы лезвие как следует накалилось. В деревне он был известен как хороший оскопитель — кастрировал свиней и быков, чтобы они «не гуляли», мясо не портилось, и в хозяйстве появились бы столь необходимые безлошадным крестьянам волы. Когда же мужчина отказался от Адамова и Евиного греха, его практические навыки приобрели сакральный характер. К тому же, больше не нужно оскоплять животных ради мяса — ведь скопцы его не едят. В избе продолжают петь:

…Не бойтесь Отца.
Готовьтесь сами
Быть вместо Отца.
Чрез плод древа райского
Впали в тяжкий грех.
Широкий путь смерти
Открылся сейчас.

В центре комнаты стоят нагие молодые люди — парень и девушка. К ним, крестясь, подходит оскопитель. Он берёт молодого человека за мошонку, перевязывает её у основания и быстрым умелым движением отрезает. «Христос воскресе!» — восклицает оскопитель, держа яйца молодого человека в руках. Тот, делая вид, что ему не больно, отвечает, почти крича: «Воистину». Первый и главный шаг на пути настоящего спасения от смерти сделан. После этого рана прижигается и смазывается целебной мазью. Этот обряд называют «малой печатью». Есть ещё и «большая», или «царская», когда отрезают пенис. Но в этот раз решили обойтись без неё.

Наступает черёд девушки. Тем же лезвием под возгласы «Христос воскресе!» ей отрезают соски, клитор и половые губы. В иных случаях использовался и аналог «большой печати» для женщин — груди отрезались полностью.

Этой же ночью начинается посвящение в тайны скопцов. Самые старые члены общины будут рассказывать новым брату и сестре древние предания, учить правилам поведения, чтобы за ними ничего не заподозрили. Защита от окружающего мира необходима — скопцы ни до 1917 года, ни после не находились в рамках закона.

Исследователь культуры Александр Эткинд кратко сформулировал философию скопцов — радикальной православной русской секты, существовавшей полтора столетия: «Смерть есть наказание за секс». Возникнув во второй половине XVIII века как ответвление хлыстовства, секта скопцов, по словам американского историка Лоры Энгельштейн, «завоевала репутацию одной из самых вредоносных аномалий в мире».

Скопцы — мощный повод для рассуждений об особенностях русской души и русской истории вообще. Эта секта не пришла в Россию извне, не была рождена на дворянских закрытых собраниях, не было в ней и старообрядческого следа, да и еврейского с масонским при всём желании найти тоже не удалось бы. Она появилась в Центральной России, и её основными последователями стали русские крепостные крестьяне, а затем и чиновники с помещиками.

Уже в начале XX века, в канун Русской революции и коммунистического эксперимента, скопцы были излюбленным примером в разговорах интеллигенции о предрасположенности русских людей к радикальным переменам мира и себя. У этой точки зрения были оппоненты: когда эта предрасположенность выйдет из берегов, сами увидите, что вся высокая дворянская культура была лишь тонкой плёнкой над пропастью невежества и традиционного сознания, куда провалятся все идеалы интеллигенции.

Скопчество — ересь внутри ереси

Россия после церковного Раскола середины XVII века пребывала в глубоком религиозном кризисе. Огнём и мечом государство доказывало людям, что они и десятки поколений их предков верили неправильно, а значит, отправлялись прямиком в ад. Это не только не способствовало благочестию, но и, наоборот, посеяло сомнения в истинности православной церкви. Началось мучительное богоискательство. Мучительным оно было в прямом смысле — уже в начале XVIII века при Петре I русскому человеку разрешено было молиться только святым, имеющим государственный сертификат, иначе следовала в лучшем случае порка плетью.

Одним из итогов народного богоискательства стал выход на арену русской истории секты хлыстов. Сами они называли себя «христовщиной», но в широкий обиход вошло именно название, данное им по якобы имевшему место в их среде обряду — ритуальному избиению себя и друг друга кнутами. Как сейчас считается, хлыстовщина возникла в Центральной России в среде крестьян и мещан. Множество самозваных пророков объявляли себя Христом, окружали себя последователями и проповедовали христианство на свой лад. Самым же легендарным стал хлыстовский обряд, распространившийся по всей империи среди сектантов, — радение. «Распевая стихи, хлопая в ладоши, изматывая себя лихорадочными движениями, пока с них не начинал градом катиться пот (скопцы называли это «духовной баней»), очищаясь тем самым от греха, они переживали сошествие Духа Святого и становились белыми, „аки голуби“», — описывает радение и его смысл Энгельштейн.

Но достаточно скоро многим народным богоискателям стало очевидно, что подобными плясками и песнопениями нельзя наследовать Царствие небесное. О том, что радения превращались в массовые оргии, ходили легенды задолго до того, как их описали в русской литературе. Орловский крепостной Кондратий Селиванов, искренне верующий хлыст, захотел избавить свою веру от свального греха, и потому логично подошёл к самому простому и радикальному способу сделать это — кастрировал себя. Первый скопец моментально оброс последователями и преследователями. То, что скопцы называли истинным крещением, власти трактовали и трактуют как членовредительство.

На протяжении всей жизни Селиванову пришлось скрываться от полиции, но и в заточениях он постоянно находил себе сторонников. После него на добровольную кастрацию шли многие чиновники и священники.

Его считали умалишённым, но мало кто мог устоять против его проповеди.

При этом при жизни он заработал прозвище Молчанка — почти никогда не говорил без дела. Он обвинял старое хлыстовство в многословии и «женской сущности». Сам Кондратий запрещал оскоплять женщин — считал их как наследниц Евы недостойными спасения. Первое женское оскопление было зафиксировано только в 1816 году и, как считается, было проведено «вопреки будто бы желанию Селиванова». Он настаивал, что мужчины-скопцы и женщины-скопцы должны радеть раздельно. Но ещё при его жизни нововведение не прижилось, и продолжались совместные радения. Скопцы за триста лет до теории и практики политкорректности утверждали равенство во всём — даже в половом вопросе.

«Отношение к телу у скопцов похоже на отношение скульптора к материалу: тело — это то, что нужно изменить, средство для воплощения иных и высших значений. В России расцвет барочной скульптуры был одновременен зарождению и быстрому развитию скопчества. Бронзовые тела, созданные Растрелли и Фальконе, — современники живых тел, создававшихся Селивановым и его последователями. Особенная чувствительность к плоти, свойственная этой народной культуре, эквивалентна барочным телам современного ей высокого искусства, телам напряжённым, искажённым, часто уродливым или расчленённым», — пишет Эткинд в своём исследовании, посвящённом хлыстам.

Действительно, в скопчестве поражает, с одной стороны, народность и дикость, а с другой — созвучность самым современным трендам времени и очевидные сегодня тенденции, обгонявшие окружающий мир на десятилетия.

Это была специфически русская секта.

Нигде больше в нашу эру не было зафиксировано подобного явления — просто не находилось так много людей, желавших себя кастрировать.

Во всей двухтысячелетней истории христианства до скопцов есть только один пример — Ориген, кастрировавший себя в начале III века. Но в то время его поступок осудили Отцы церкви, а сам Ориген не имел ни одного последователя. При разговоре о скопцах часто ссылаются на хорошо описанные антропологами генитальные операции австралийских аборигенов, но они больше похожи на обрезание. Как ни пытаются историки найти примеры добровольных кастраций — у них не получается: русские скопцы были единственными в своём роде.

Так как в Российской империи попасть в сумасшедший дом за членовредительство или на каторгу — за подстрекательство к таковому, было проще простого, скопцы изобрели сложную систему конспирации, чтобы их нельзя было вычислить, но чаще всего их вычисляли по совсем, казалось бы, неочевидной примете — неупотреблению алкоголя. За двести лет до субкультуры Straight Edge русские скопцы не только отказались от беспорядочного секса и алкоголя, но сделали вегетарианство своим принципом, а заколоть животное или раздавить насекомое считали грехом, равным убийству человека. Курящих среди скопцов, естественно, тоже не было.

Скопцы проповедовали всеобщее социальное равенство. Добровольную кастрацию производил всегда человек более низкого происхождения. Так в 1807 году унтер-офицер отрезал яйца штабс-капитану в своём полку. В 1818 году дворовый крестьянин был сослан в Сибирь за «крестины» своего помещика. Отставной матрос оскоплял чиновников в Санкт-Петербурге, на чём и был пойман в 1827 году. Известно, что сам пророк скопчества Селиванов неоднократно писал царю, предлагая свои услуги в «истинном крещении».

Впрочем, далеко не все шли на это. Скопцы умело маскировались под обычных хлыстов. Членов «материнской секты» тоже наказывали, но реже и слабее, а потому для пришедшего неофита было трудно отличить скопцов от других сектантов. Скопцы на протяжении своей истории соблюдали все гендерные правила в одежде. Новичку они свои специфические взгляды открывали постепенно, и многие могли развернуться и уйти, когда понимали, к чему шло дело.

Естественно, что женское «оскопление» не могло достигнуть полноценного результата — женщины могли заниматься сексом и сохраняли детородную функцию. В полицейских документах о хлыстах и скопцах таких примеров очень много. Более того, скопчихи обычно описываются следующими эпитетами «очень красивые», «румяные», «цветущие здоровьем женщины».

К началу XX века, несмотря на все попытки уничтожить секту, власти были вынуждены признать её силу. Может быть, её последователей было и не так много, как старообрядцев (десять миллионов старообрядцев в Российской империи против шести тысяч скопцов в его центре — Орловской, Тамбовской и Курской губерниях), но они проявляли большую «живучесть» и самоорганизацию. Очевидно, что принадлежность к скопчеству не была наследуемой. Чаще всего скопцами становились из-за проповеди и сильных примеров веры — далеко не каждый, хоть чуть сомневающийся в существовании бога, пойдёт на такое «крещение».

Скопцы с их радикальным желанием земного преобразования человека, нестяжательством и полным социальным равенством вдохновляли русскую интеллигенцию на революцию. Поэтому в первые годы после прихода к власти большевиков скопцы уже в открытую вели хозяйство коммунами и вербовали новых членов. С начала 1920-х годов скопцы активно участвовали в реализации «Новой экономической политики» (НЭП).

Именно поэтому, когда после 1927 года Иосиф Сталин взял курс на сворачивание НЭПа в пользу форсированной коллективизации и индустриализации, скопцы, как и другие формы автономной жизни, были обречены. В 1929 году по РСФСР пронеслась серия процессов над скопцами. Большинство из них исчезли на гулаговских пересылках, лесоповалах и рудниках. Последние скопцы вымерли в 1950-х годах.

P. S.:

Многие историки склонны полагать, что события конца 1920-х — начала 1930-х годов и есть настоящая революция. В это время большевиками были уничтожены многие старые формы жизни, особенно такие, которые имели опыт автономной внегосударственной жизни. И если более крупным образованиям, таким как традиционные религии, удалось устоять, то большинство дореволюционных сект сгинули в небытие.

Сегодня с трудом можно представить возрождение скопчества в России. Хотя, например, субкультура Straight Edge во многом наследует идеалы скопцов, осталась буквально самая малость — одно движение острого лезвия. Да и символ у стрейтэйджеров почти такой же, как и у христиан-скопцов, — крест.

Возможно, именно здесь, на концертах хардкора и в сквотах больших городов, стоит искать потенциал возрождения скопчества. Хотя, с другой стороны, сегодня кастрация ассоциируется с наказанием за педофилию. Так в 2011 — 2012 годах тогдашний президент Дмитрий Медведев настоял, чтобы российские педофилы подвергались химической кастрации. В Уголовный кодекс были внесены соответствующие поправки, но во времена Российской империи подобный вид оскопления был неизвестен — возможно, тогда секта скопцов выглядела бы менее радикально в глазах современников и дожила бы до нашего времени.

Текст

Сергей Простаков

Москва

Иллюстрация

Алексей Лоскутов

Добавьте комментарий

comments powered by HyperComments

{{{description}}}

{{/each}}

{{#if this.split }}

{{/if}}
{{/each}}

Нашли ошибку?

Комментарий

Скунс | Запах, размер, среда обитания и факты

полосатый скунс (Mephitis mephitis)

Смотреть все медиа

Связанные темы:
теледу
вонючий барсук
пятнистый скунс
свиноносый скунс
полосатый скунс

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

скунс (семейство Mephitidae), также называемый хорек , черно-белое млекопитающее, обитающее в основном в Западном полушарии, которое использует чрезвычайно хорошо развитые обонятельные железы для выделения ядовитого запаха в целях защиты. Однако термин скунс относится не только к хорошо известному полосатому скунсу ( Mephitis mephitis ). Семейство скунсовых состоит из четырех родов ( Mephitis , Conepatus , Spilogale и Mydaus ) и 12 видов, 10 из которых встречаются в Западном полушарии. Ведущие преимущественно ночной образ жизни скунсы представляют собой разнообразную группу хищников, обитающих в самых разных средах обитания, включая пустыни, леса и горы. Большинство из них размером с домашнюю кошку, но некоторые значительно меньше.

Обыкновенный полосатый скунс встречается от центральной Канады на юг через Соединенные Штаты до северной Мексики. Взрослые особи вырастают от 47 до 82 см (от 18 до 32 дюймов) в длину и могут весить до 6,3 кг (13 фунтов). Их мех обычно черный с белой буквой V на спине, и у них есть белая полоса между глазами, как и у редкого скунса с капюшоном ( Mephitis macroura ) на юго-западе США. У скунса с капюшоном не всегда присутствуют полосы, а белые участки на спине перемежаются с черным мехом, что придает ему серый вид. «Капюшон» — результат длинных волос на затылке.

Пятнистые скунсы (род Spilogale ) живут от юго-запада Канады до Коста-Рики. За исключением белого пятна между глазами, их пятна на самом деле представляют собой серию прерывистых полос, идущих по спине и бокам. Пятнистые скунсы — самые маленькие скунсы, размером с древесную белку, за исключением карликового пятнистого скунса ( S. pygmaea ), который может поместиться в руке человека.

Некоторые свиноносые скунсы (род Conepatus ) Северной Америки могут быть крупнее полосатых скунсов, но скунсы Чили и Аргентины, такие как свиноносый скунс Гумбольдта ( C. humboldtii ), мельче. Взрослые свиноносые скунсы Гумбольдта достигают от 50 до 60 см (от 19,7 до 23,6 дюймов) в длину и весят до 4,5 кг (около 10 фунтов). В северной части их ареала у них есть одна сплошная белая полоса, начинающаяся на макушке, которая покрывает хвост и спину. В Центральной Америке и Южной Америке они имеют типичный V-образный рисунок. Свиноносые скунсы не имеют отметин между глазами.

В 1990-е годы вонючие барсуки, или лжебарсуки (род Mydaus ; см. барсук), стали классифицироваться как члены семейства Mephitidae, и поэтому теперь они считаются скунсами. Найденные только на Филиппинах, в Малайзии и Индонезии, они напоминают маленьких североамериканских скунсов со свиным носом и более короткими хвостами. Их белые полосы могут быть разделенными, одиночными и узкими или отсутствовать.

Знайте, как использовать перекись водорода, пищевую соду и жидкое мыло, чтобы вымыть собаку, опрысканную скунсом

Посмотреть все видео к этой статье

Запах скунса исходит от анальных желез, расположенных внутри прямой кишки у основания хвоста. У всех плотоядных есть анальные ароматические железы, но у скунсов они очень хорошо развиты. Каждая из двух желез имеет связанный с ней сосок, и скунсы могут направлять струю с хорошо скоординированным контролем мышц. Когда хищник преследует скунса, но не может его видеть, брызги испускаются в виде распыленного облака, через которое преследователь должен пробежать. Обычно этого достаточно, чтобы отпугнуть большинство хищников. Когда у скунса есть цель, на которой он должен сосредоточиться, брызги выбрасываются в виде струи, направленной на лицо хищника. Хотя точность составляет около двух метров (более шести футов), его общий диапазон значительно больше.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Перед тем, как распылить скунс, он проделывает ряд опасных действий. Полосатые скунсы и скунсы в капюшонах встретятся с противником лицом к лицу и топнут передними лапами, иногда бросаясь вперед на несколько шагов или отступая назад, волоча передние лапы. Когда они на самом деле распыляют, они могут одновременно смотреть головой и хвостом на антагониста. Свиноносые скунсы встают на задние лапы и хлопают передними по земле, громко шипя. Пятнистые скунсы делают стойку на руках и приближаются к хищникам. Вонючие барсуки рычат, скалят зубы и топают передними лапами. Также было замечено, что они симулируют смерть, направляя анальную область на наблюдателя. Химический состав спрея скунса различается у разных видов, но соединения серы (тиолы и тиоацетаты) в первую очередь ответственны за его силу.

Что такое «сорняк скунс» и откуда он взялся?

Откуда вы?Соединенные ШтатыКанада

Перенаправление на

Заходя на этот сайт, вы принимаете
Условия использования
и Политика конфиденциальности.

Любой, кто хоть немного путешествовал, знает, что слова иногда могут меняться в зависимости от местности. Со временем эти слова развиваются вместе с изменениями в обществе и реальных людях, использующих эти слова. Мы уже рассмотрели нюансы терминологии индустрии каннабиса на широком уровне; теперь мы собираемся изучить конкретную фразу в терминологии каннабиса: «сканк каннабис», или, как его чаще называют, «сканк сорняк».

«Скунс» в США

Чтобы понять значение этого слова, важно сделать шаг назад и взглянуть на этимологию слова «скунс». В Штатах значение этого термина неразрывно связано со всеми любимым млекопитающим, разбрызгивающим жидкость, скунсом. Несмотря на отважную битву за восстановление репутации, которую вел учтивый Пепе Ле Пью, скунсы по-прежнему в основном известны тем, что обладают удивительным защитным механизмом, их сногсшибательным запахом.

Неудивительно, что этот дескриптор был выбран как идеально подходящий для некоторых сортов каннабиса, появившихся в 1970-х годах и, кажется, по крайней мере в США, сохранил это значение в общественном сознании. «Skanky» пахнет «вонючим»; это термин, который имеет отсылки к марихуане старой школы и, вероятно, является одним из наиболее распространенных запахов, связанных с каннабисом.

«Скунс» в Соединенном Королевстве

Слово «скунс» также широко используется в Соединенном Королевстве, но там этот термин обрел новую жизнь и гораздо более широко используется в другом контексте.

Когда средства массовой информации в Соединенном Королевстве говорят о сканке, они имеют в виду все сорта каннабиса с высоким содержанием ТГК, независимо от их генетического наследия. В Великобритании скунс широко используется как общий термин для обозначения неопыленных, бессемянных и сильнодействующих цветов каннабиса, выращиваемых для курения.

Синсемилла получила широкое распространение в Великобритании в начале 1990-х годов после революции в методах выращивания, обычно включающей использование натриевого освещения высокого давления (HPS) и других газоразрядных ламп высокой интенсивности (HID), часто в сочетании с использованием гидропоники. (т.е. выращивание растений в богатых питательными веществами жидкостях, а не в почве).

Первый «сканк» в культуре каннабиса

Для некоторых курильщиков «сканк» просто стал еще одним родовым названием каннабиса. Мало того, что это обобщение является неточным, оно также подрывает истинную генетическую идентичность растения, поскольку настоящий скунс — это независимый штамм, происхождение которого восходит к 1970-м годам.

В 1970-х годах гроверы в США начали скрещивать низкорослые сорта горного гашиша, в основном из Афганистана и Пакистана, с высокорослыми, сильнодействующими сортами сативы из Центральной и Южной Америки и штаммами из тропической Азии. Эти помеси можно выращивать на открытом воздухе в маргинальных климатических условиях в США, таких как северная Калифорния, в теплицах в Нидерландах и в помещении при свете газоразрядных ламп.

Позже получивший соответствующее название Skunk #1, первый скунс был стабилизирован как настоящий селекционный сорт в 70-х годах и до сих пор остается одним из самых последовательных и предсказуемых штаммов, доступных сегодня. Селекционеры получили растение, которое легко адаптируется, очень мощное и с коротким периодом цветения.

Известно, что оригинальные штаммы каннабиса Skunk имеют очень резкий запах мертвых животных, напоминающий запах скунса. Таким образом, название прижилось, потому что оно подходит.

Skunk #1 — это гибридный сорт, который оказал влияние на каннабис в глобальном масштабе, породив множество гибридов скунса. Штамм был разработан в начале 1970-х годов в Калифорнии группой производителей и селекционеров, известных как Sacred Seeds, во главе с мифологическим Дэвидом Уотсоном, который более широко известен под своим прозвищем Сэм Скунсмен.

После освобождения из тюрьмы в 1982 году Скунсмен привез с собой несколько килограммов этих семян, когда переехал в Нидерланды. Оказавшись там, он направился в Амстердам, где основал семенную компанию Cultivators Choice. С тех пор голландские производители усовершенствовали и скрестили растения, чтобы получить ряд сортов, включая Super Skunk, Early Girl, Northern Lights и Jack Herer.

Безумие рефрижераторов в Великобритании

Каннабис является наиболее широко используемым незаконным наркотиком в Великобритании, хотя его потребление в последние годы сократилось. Доля 11-15-летних в Англии, которые употребляли каннабис, снизилась с 13,3% в 2003 году до 7% в 2013 году, а доля 16-59-летних, употребляющих каннабис за тот же период, упала с 10,6% до 6,6%.

Тем не менее, сорт каннабиса, известный в просторечии как «сканк», в последнее время привлек к себе широкую огласку. Большая часть этой рекламы неточна: штамм описывается как «суперсорняк» и даже подразумевается, что это совершенно новый препарат. Skunk — это просто сорт каннабиса, разработанный для выращивания в помещении, производящий гибридные растения с ранним развитием цветков и острым ароматом.

По данным DrugWise, традиционный каннабис содержит от 2 до 4 процентов ТГК, а более мощные сорта содержат в среднем от 10 до 14 процентов. Утверждения о том, что скунс в 20-30 раз мощнее «традиционного» каннабиса, просто ложны. Европейский обзор эффективности каннабиса, проведенный в июне 2004 года, пришел к выводу, что общая эффективность продуктов каннабиса на рынке существенно не увеличилась, поскольку в большинстве стран на рынке преобладает импортный каннабис. Однако по мере того, как выращенный в домашних условиях каннабис стал более доступным, особенно в Великобритании, потребление более крепких сортов увеличилось.

Как правило, британские СМИ точно освещают коноплю, но некоторые авторы заголовков иногда переступают черту. Статья The Sun «Ученые предупреждают, что курение «скунсовой» марихуаны разрушает мозг» и сопутствующие статьи Daily Mail «Доказательство того, что крепкая марихуана наносит вред вашему мозгу» и «каннабис ТРОЙНО увеличивает риск психоза», не были на основании достаточных доказательств, чтобы оправдать экстравагантные заголовки.

Первое исследование показало, что у тех, кто употреблял скунс, произошли структурные изменения мозолистого тела. Этот тип исследования не может доказать причинно-следственную связь, а только предполагает возможную связь, поэтому «доказательство» — слишком сильный термин для использования. Кроме того, в исследовании не рассматривалось, как небольшие изменения в мозге, связанные со скунсом, влияли на мысли или другие функции мозга, поэтому было бы несправедливо говорить, что скунс «разрушает» мозг.

Чего это исследование не говорит нам, так это причиняют ли эти структурные изменения какой-либо вред или вызывают какие-либо негативные последствия для психического здоровья, поэтому заголовок The Sun слишком силен. В исследовании это просто не рассматривалось, и последствия употребления каннабиса точно не установлены.

Это исследование не было предназначено для изучения влияния скунса на психические заболевания, только небольшие изменения в структуре мозга, поэтому оно мало что говорит нам о связи между употреблением каннабиса и развитием психического заболевания. Конечно, причину и следствие нельзя проиллюстрировать с помощью такого исследования. По определению, единственным типом связи здесь является корреляция, а корреляция не обязательно равняется причинно-следственной связи.

Что касается исследования, которое послужило основой для таких заголовков, как «марихуана утраивает риск психоза», то в исследовании есть недостатки, которые не рассматриваются в сенсационных заголовках. Хотя сэр Робин Мюррей, профессор психиатрических исследований в Королевском колледже Лондона, не полностью сбрасывает со счетов выводы, он предупреждает, что исследование не устанавливает причинно-следственной связи:

«Первоначально аргумент состоял в том, курить каннабис в любом случае немного странно… В южном Лондоне две трети людей употребляли каннабис, и кажется маловероятным, что две трети людей ненормальны».

Важно отметить, что в этом исследовании об употреблении скунса и гашиша сообщалось самостоятельно, поэтому мы должны предположить, что участники знали, что они курили, и могли только догадываться об истинных уровнях ТГК и КБД в употребляемой марихуане. В идеале должны были быть взяты образцы и оценены точные уровни этих каннабиноидов, но это непрактично в исследованиях такого размера и дизайна.

Это означало, что исследователи должны были полагаться на то, что пациенты хорошо разбираются в том, как часто они курят, сколько и, самое главное, что они курят. Учитывая, что по всему Южному Лондону продаются всевозможные уличные сигареты, такие как мощные синтетические наркотики, известные как «Спайс», выводы становятся еще более спорными. Более точное, близкое к действительности сообщение было бы получено, если бы были сделаны анализы и анализы крови.

Проблема термина «скунс» в том, что он почти полностью двусмыслен. Конечно, это относится к сильнодействующей траве, но реальной нехватки конкретной информации о продукте, который потребляют люди, отсюда и необходимость обобщать его как скунс.

«Skunk Cannabis» Резюме

Мы узнали, что skunk — это не только прилагательное, используемое для описания характерного запаха каннабиса в США, но и общий термин, который используется в качестве общего описания для всех сильнодействующих, высоких Штаммы ТГК в Великобритании. Этот штамм также имеет подлинную родословную; это суперзвезда 70-х, которая трансформировалась, шла в ногу со временем и оказывала влияние на протяжении десятилетий, чтобы стать основным продуктом в мире травки.

Но в чем причина разделения смысла? Почему скунс означает вонь в США, но потенцию в Великобритании? Моя теория состоит в том, что нехватка информации о каннабисе в Великобритании настолько серьезна, особенно с точки зрения определения генетики и истинных родословных, что термин «скунс» используется как удобный универсальный для неопознанных сорняков.

Так же, как термин, первоначально разработанный для описания сильнодействующего, богатого ароматом сорта в США и Нидерландах, термин «сканк» никогда не терял своей связи с сильным сорняком в Великобритании. По сути, произошло недоразумение. В то время как в США возникла очень специфическая культура каннабиса, позволяющая идентифицировать бесчисленное множество штаммов, в Великобритании такого развития не произошло.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts