Величание успения богородицы: Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Успение Пресвятой Богородицы

Разное

Успение | Кузбасская православная духовная семинария

<<<Другие ноты>>>

Стихиры на «Господи воззвах»

«Богоначальным мановением» на восемь гласов

хор, киевск.р.  (midi) / клирос / клирос, москов. нап. / хор / хор, гарм. Постернака

Стихиры на литии

Стихира на литии «Приидите вси концы», киевский расп

Стихира на литии «Воспойте, людие», киевский расп

Стихиры на стиховне

Тропарь, кондак

Тропарь, напев КПЛ

Величание

Величание Успения, киевский расп.

Величание Успения, знам.р. по Спутнику псаломщика  (midi)

Величание Успения, знамен. р., Касторский  (midi)

Прокимны утрение

Прокимны утрени 12-х пр_клирос

Помяну имя Твое, 4 глас, в тесном и широком расп.

Помяну имя Твое, напев КПЛ (G-d) (midi)

Помяну имя Твое, напев КПЛ (B-d)

Помяну имя Твое, напев КПЛ

Помяну имя, опевы Евангелия, Валаамское, архим. Матфея, для большого смеш. хора  (midi)

Помяну имя, опевы Евангелия, Валаамское, архим. Матфея, для малого смеш. хора  (midi)

Помяну имя, опевы Евангелия, Валаамское, архим. Матфея, для клироса  (midi)

Честна пред Господем, Помяну имя, опевы Евангелия, знамен.расп., архим. Матфея, для большого смеш. хора  (midi)

Честна пред Господем, Помяну имя, опевы Евангелия, знамен.расп., архим. Матфея, для малого смеш. хора  (midi)

Честна пред Господем, Помяну имя, опевы Евангелия, знамен.расп., архим. Матфея, для клироса  (midi)

По 50 пс.

Стихира по 50 пс.

Стихира по 50, напев КПЛ, муж. 3гол. хор

Стихира по 50, напев КПЛ, смеш. 4гол. хор  (midi)

Ирмосы

Ирмосы 1 канона Успения «Преукрашенная», греч. распев, придворный обиход  (midi)

Ирмосы 1 канона Успения «Преукрашенная», сокращ. греч. распев

Ирмосы 2 канона Успения «Отверзу», сокращ. знаменый распев

Ирмосы 2 канона Успения «Отверзу»

Ирмосы «Отверзу уста» общие Пр. Богородице, 4 гл., сокр.греч.расп., пер. Архангельского

Кондак

Кондак Успению КПЛ, пер. для смеш. хора

Кондак Успению КПЛ, пер. для непол. смеш

Припевы на 9 п.

Припевы на 9 п. (G-d)

Припевы на 9 п. (B-d)

Светилен

Светилен, мужск. 3гол.

Светилен, смеш. 4гол. хор

Стихиры на хвалитех

Задостойник

Задостойник Успения, КПЛ   (midi)

Задостойник Успения (запев по Турчанинову, ирмос)

Задостойник Успения, Турчанинов  (midi)

Задостойник Успения, для детского хора

Погребение

Прокимен вечерни Погребение

Бог Господь и тропари на Погребении

Непорочны

Непорочны Успения, нап. Оптиной пуст. на «Радуйся»

Непорочны (моск.н.) (g-m), по Непороч (на Радуйся) (e-m)

Непорочны (моск.н.) (e-m)

Непорочны греч.р. (по Турчанинову)

Непорочны болгарск.р. (по Турчанинову)

по Непорочных

Благословенная Владычице, 5 гл.

погребальное трисвятое (6 вариантов)  (midi)

редактор раздела нот Толстокулакова А.А., зав. РО КПДС

<<<Другие ноты>>>

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа.

Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа

Тропарь, глас 1

В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста, яко бо Живота Мати, к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

История праздника

Первые упоминания об Успении появляются в памятниках церковной письменности начиная с V века: праздник указывается в Сакраментарии папы Геласия I (492–496 гг.). Но, тем не менее, его празднование в Византии началось уже в IV веке. Другие упоминания праздника Успения Богоматери содержатся в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского.

Свидетельство установления повсеместного празднования Успения Пресвятой Богородицы содержится в указании Никифора Каллиста о том, что император Маврикий (592–602 гг.) повелел совершать его 15 августа. Это было связано с крупной военной победой, одержанной императорскими войсками в этот день. Таким образом, Успение Богоматери в 595 году становится общецерковным праздником.


Но празднование Успения сделалось повсеместным не сразу. Так, на Западе, в Римской Церкви, 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Эта практика древней Западно-Римской Церкви в корне отличается от современного католического учения, которое отрицает телесную смерть Богоматери, развивая, таким образом, вымышленный «догмат» о Ее непорочном зачатии.

Обстоятельства Успения Божией Матери известны из многочисленных письменных свидетельств первых веков христианства. О них «по горячим следам» писал в I веке священномученик Дионисий Ареопагит. Епископ Сардийский Мелитон составляет во II веке «Сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо». В IV веке существующее предание об Успении Матери Божией упоминает святитель Епифаний Кипрский.

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420–458 гг.) свидетельствовал перед императором Маркианом (450–457 гг.) о достоверности предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо: «Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем, мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания». Этот же Патриарх послал погребальные пелены Божией Матери из Ее гроба супруге императора, святой Пульхерии, которая положила их во Влахернском храме.

Систематизировано предание об Успении Божией Матери в церковной истории Никифора Каллиста в XIV веке.

Установление праздника Успения имело две цели: прославление Богоматери и Ее Успения и обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери[45].

В V веке патриархом Константинопольским Анатолием были написаны стихиры на праздник Успения, а в VIII веке – Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным – два канона. Святой Андрей Критский составил канон, ныне не употребляемый, но по Евергетидскому Уставу XII века полагавшийся на предпразднство Успения. Кроме этих трех песнописцев, службу праздника обогатили своими творениями Анатолий, епископ Солунский, Герман, Патриарх Константинопольский, святой Феофан Начертанный, император Лев Мудрый.

На Руси праздник Успения стал особо почитаться сразу после принятия Православия. В Киеве, Ростове Великом, Владимире, Суздале, Москве и многих других городах Древней Руси были построены храмы в честь Успения Божией Матери. Древнейшие рукописные богослужебные Минеи конца XI – начала XII веков уже содержат песнопения из Успенской службы.

Событие праздника

Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что Иисус во время Крестных страданий поручил свою Мать заботам любимого ученика Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19; 26, 27). Поэтому после Вознесения Христова Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Ее авторитет у апостолов был необычайным, а новообращенные ими христиане приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу.

Во время гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом удалилась в 43-м году в Ефес. Чуть позже она побывала на Кипре где епископствовал воскрешенный Христом Лазарь Четверодневный, и на Святой Горе Афонской. По возвращении в Иерусалим ее жизнь была размеренной и аскетичной. Из дома Она выходила только в церковь или ко Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. Здесь же, за три дня до кончины, Ей явился Архангел Гавриил, через которого Господь открыл Ей тайну Ее блаженного Успения: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный Чертог Небесный Жених для бесконечного боголепного веселия».

События дня Успения следующие:

1) собрание апостолов в Иерусалиме;

2) последняя беседа их с Божией Матерью и Ее молитва о них;

3) преставление и погребение Богоматери;

4) явление Ее? апостолам на третий день после погребения.

В день кончины Пресвятой Девы апостолы из разных стран земли, где они проповедовали Христа, были чудесно перенесены в Иерусалим Божией силой.

Церковное предание свидетельствует о том, что кроме святых апостолов из числа 12-и, в Иерусалиме в день кончины Божией Матери оказались Тимофей, Дионисий

Ареопагит и Иерофей из числа 70-и. Среди же двенадцати апостолов недоставало апостола Фомы, который Божиим Промыслом остался там, где и был.

Узнав о причине своего сверхъестественного собрания, апостолы чрезвычайно опечалились, но Пресвятая Богородица, утешая их, сказала: «Чада Господа и Сына Моего! Радости Моего отшествия к Богу не претворяйте в плач слезами вашими. Вот, Я отхожу превыше мира Ходатаицей о вас пред Богом. С вами же Я всегда буду в мире… А вы погребите Мое Тело в Гефсиманской веси».

Настал третий по еврейскому счислению час, и в тот же момент потолок помещения, в котором находилась Божия Матерь и все остальные, исчез в лучах вышеестественного Света. К Своей Матери сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов и Архангелов. По преданию, с Ним были и праведные души праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Божия Матерь поднялась навстречу Своему Божественному Сыну и Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Тогда началось Ангельское пение: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Всецарица Богоотроковица прииде, возьмите врата, и Сию премирно подымите, Присносущнаго Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем, и Той достойную честь воздати немощно»[46].

Но и в час своей телесной смерти Всенепорочная думала не о Себе, а о тех, кто был с Нею. Поэтому ее последняя земная молитва к Своему Сыну была о них: «Сохраняй во всем тех, которых Ты дал Мне» и тех, «кто будет призывать имя Мое и Тебя, родившегося от Меня, Сына и Бога Моего, и все их прошения к пользе исполняй».

И Господь, приняв Ее святую Душу, облек Ее, как говорится в древнем синаксаре, «как бы в оболочку, славу которой невозможно изречь; и виднелась честная Душа Ее белой, как свет». Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие из числа 12-и понесли одр с телом Приснодевы к месту погребения. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской ветвью, данной Богоматери архангелом Гавриилом, и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами. Это торжественное шествие было несколько приостановлено необычайным событием, происшедшим у всех на глазах.

Дело было в том, что иудейские первосвященники и фарисеи, пылая ненавистью к Христу, так же ненавидели и Его Пречистую Матерь. Один из них, левит Аффония хотел опрокинуть одр, на котором тело Пресвятой Девы несли к месту погребения, но как только он коснулся носилок, кисти его рук были отсечены Неведомой Силой. Аффония был так поражен и испуган этим, что тут же раскаялся и с верою просил прощения Матери Божией. Его руки и душа были исцелены и он примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.


На третий день после погребения Божией Матери в Иерусалим вернулся апостол Фома. Узнав о печальном событии, он умолял других апостолов показать ему тело Приснодевы Марии. Но когда камень от гроба был отвален, тела Божией Матери там не оказалось – на месте погребения лежала только Плащаница. Апостолы были чрезвычайно удивлены и опечалены тем, что Тело Пресвятой Девы исчезло, но причину этого понять не могли. Немного спустя после этого события во время трапезы они беседовали о чудесном исчезновении тела Богоматери из гроба и вдруг увидели Деву Марию, стоящую на Небесах живой, со множеством Ангелов, и сияющую неизреченною славою. Апостолы исполнились радости и невольно вместо «Господи, Иисусе Христе, спаси нас», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Позже в память об этом событии возник обычай возношения на трапезе просфоры в честь Богоматери, названный «Чином о Панагии».

Успение Пресвятой Богородицы

Особенности богослужения праздника

К празднику Успения христиане подготавливаются двухнедельным постом, продолжающимся с 1 (14) по 15 (28) августа. Пост, который называют Успенским, является вторым по строгости после Великого поста. Пост установлен уже с V века в подражание Божией Матери, которая всю свою жизнь проводила в посте и молитве.

Особенности великой вечерни

После малого входа читаются те же три паремии, что и на Рождество Пресвятой Богородицы.

1. 28-я глава книги Бытия, стихи с 10-го по 17-й. О лествице (лестнице), которую видел во сне Патриарх Иаков.

2. 44-я глава книги пророка Иезекииля, стихи со 2-го по 4-й. Об увиденных пророком Иезекиилем затворенных вратах, через которые никто и никогда не проходил.

3. 9-я глава Притч Соломоновых, стихи с 1-го по 11-й.

О видении пророком Иезекиилем затворенной восточной двери храма и о доме и трапезе Премудрости.

Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника:

1) на благословении хлебов на литии;

2) по пении «Бог Господь»;

3) в конце утрени.

Особенности утрени

На всенощном бдении совершается вынос плащаницы. Существуют две практики ее выноса.

1. Плащаницу выносят через Царские врата на «Бог Господь», при пении тропаря праздника. При этом кафизма и малая ектения опускаются, а хор сразу поет «Хвалите имя Господне…».

2. Плащаница выносится после прочтения кафизм и малой ектении, при пении «Хвалите имя Господне». При выносе плащаницы настоятель идет с Евангелием под ней.

На утрене на полиелее поется величание Божией Матери: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое».

Прокимен, глас 4: «Помяну имя Твое…». Евангелие от Луки, зачало 4-е (Лк. 1; 39–49, 56), «Слава»: Молитвами Богородицы…», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже…» и стихира: «Егда преставление Пречистаго Твоего тела…».

Затем на утрене читаются два канона. Первый канон – преподобного Космы Маиумского «Преукрашенная Божественною славою»; второй – святителя Иоанна Дамаскина «Отверзу уста моя». Ирмосы обоих канонов по уставу положено петь дважды.

На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется первый припев праздника: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо» и ирмос 2-го канона: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество, и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

Особенности Литургии

Во время пения «Блаженны» они перемежаются пением четырех тропарей из 3-й песни первого канона и четырех тропарей из 6-й песни второго канона.

На Литургии вместо «Достойно есть» поется задостойник праздника – ирмос «Побеждаются естества уставы…» с припевом, поскольку задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом или без припева.

Затем все то же самое, что и на Рождество Божией Матери: прокимен, глас 3, песнь Богородицы, – «Величит душа моя Господа…», стих: «Яко призре на смирение…» и Апостольское чтение – к Филиписсием, 240-е зачало (Флп. 2; 5-11). После Апостола – Евангелие от Луки, 54-е зачало (Лк. 10; 38–42. 11; 27, 28). Причастен: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову».

Чин погребения Богоматери

В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. В XVI веке она была широко распространена на Руси, но потом почти забыта. В XIX веке погребальный чин на Успение совершался у нас только в некоторых местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерс-кой Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.

Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому последованию помещен в «Службе на Успение» (издание Московской Патриархии, 1950 год) в виде всенощного бдения, на котором не поются полиелей и величание.

Особенности богослужения погребения

В последование погребения Богоматери внесены элементы, сближающие это богослужение со службами Страстной седмицы.

Особенности великой вечерни

1. В стихирах на «Господи, воззвах» последние пять стихир взяты из Иерусалимского последования.

2. Стихира на «Слава» «Тебе одеющуюся светом, яко ризою» составлена в подражание подобной же стихиры в Великий Пяток на вечерне.

Особенности утрени

На «Бог Господь» – особые тропари из Иерусалимского последования (подобен: «Благообразный Иосиф»): «Благообразных ученик лик», «Слава» – «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная». «И ныне» – «Священным учеником в Гефсиманию тело Матере Божия носящим».

При пении тропарей из алтаря через Царские врата выносится на середину храма плащаница и кладется на возвышении, символизирующем гроб Господень. Совершается каждение плащаницы, всего храма и народа. После тропарей поются «Непорочны» с припевами, разделенные на три статии, между которыми – ектении и малое каждение плащаницы, иконостаса и народа.

В конце третьей статии поются особые тропари «по Непорочных»: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся» с припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего».

После малой ектении, как обычно, поются степенны, первый антифон 4-го гласа «От юности моея», но полиелей и величание не поются. Далее – обычное последование утрени праздника.

После великого славословия, при пении заключительного «Святый Боже», духовенство начинает крестный ход с плащаницей вокруг храма, во время которого поется тропарь праздника и совершается трезвон. По окончании крестного хода плащаница кладется на середину храма.


Традиция праздника

Особый чин погребения Божией Матери по многовековой традиции совершается в Гефсимании утром 14 августа. От Иерусалимской Патриархии, расположенной возле Храма Воскресения Христова, погребальная процессия, состоящая из архиереев, священнослужителей и множества народа, движется в сторону Гефсимании.

Впереди несут икону Успения Пресвятой Богородицы, к которой по пути ее следования прикладываются многочисленные богомольцы и подносят детей разных возрастов. В шествии участвуют все монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские и другие насельники Иерусалимских обителей. По древнему обычаю, приложившись к иконе Успения Пресвятой Богородицы, богомольцы, наклонившись, проходят под ней.

Продолжительность шествия составляет около двух часов и завершается оно параклисисом[47] в Гефсиманском храме. В центре этого храма находится усыпальница Божией Матери, а привычная нам алтарная перегородка отсутствует, поэтому Престол открыт взорам богомольцев. В день Успения между усыпальницей и Престолом сооружается возвышенность, на которой, пышно украшенная цветами и миртами, кладется покрытая драгоценными пеленами плащаница Пресвятой Богородицы. У нее и совершается погребальная служба.

23 августа, в день отдания праздника, снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница переносится настоятелем Гефсиманского храма и его духовенством.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

51. Успение Пресвятой Богородицы

51. Успение Пресвятой Богородицы
Оканчивая годовой круг богослужения, мы присутствуем на великом празднике Успения Пресвятой Богородицы и скоро, с благословения Церкви, начнем с праздника Рождества Пресвятой Богородицы новый церковный год.Кто ищет от Церкви пищи для

Поучение 1-е.

Успение св. Анны, матери Пресвятой Богородицы (О подражании родителям пресвятой Богородицы в рождении и воспитании своих детей)

Поучение 1-е. Успение св. Анны, матери Пресвятой Богородицы
(О подражании родителям пресвятой Богородицы в рождении и воспитании своих детей)
I. Св. Анна, память коей ныне воспоминается св. Церковью, была матерью Пресвятой Богородицы. Живя в замужестве за Иоакимом 50 лет,

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Православною Церковью 28 августа. Первые упоминания о праздновании христианами Успения Богоматери относятся к IV веку.В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы
Пречистая Мария пребывала в доме Иоанна Богослова на горе Сионской и часто посещала места, которые были освящены стопами пречистых ног Спасителя мира; но чаще всего Она приходила молиться на Голгофу и на Елеонскую гору, у подножия которой

Слово на Успение Пресвятой Богородицы

Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды
Лк. 1, 48
Все прекрасно и величественно в жизни Богоматери. И в частности, прекрасно величествен священно безмолвный характер сокровенной Ее жизни в Боге.В

15 августа Успение Пресвятой Богородицы

15 августа Успение Пресвятой Богородицы
Тропарь, гл. 1В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.Кондак, гл. 2В молитвах неусыпающую

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы
Празднуется 28 августаПосле вознесения Господа Иисуса Христа Богородица жила в доме апостола Иоанна, который любил и почитал Ее как самый нежный и преданный сын. В доме его часто собирались апостолы, и Матерь Божия много рассказывала

Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Тропарь, глас 1В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак, глас 2В молитвах

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы
Возвратясь с горы Елеонской, Матерь Божия начала приготовляться к исходу Своему. Прежде всего Она рассказала усыновленному Ей Апостолу Иоанну о бывшем благовестии и показала ему ветвь, принесенную Архангелом, завещая нести ее при

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15 Августа).

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15 Августа).
Стихиры на «Господи воззвах», гл. «О, дивное чудо, Источник жизни полагается в гробной пещере и гроб делается лестницей к небу. Ликуй, Гефсимания, святой дом Богородицы. Мы, верные, имея Гавриила чиноначальником, воззовем:

28 Августа – УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ

28 Августа – УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ
Праздник Успения Богородицы – день кончины девы Марии. По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесения Его на Небо, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, жила довольно

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы
Успение Пресвятой Богородицы – это христианский праздник, последний в годичном круге великих праздников. Посвящен событию окончания земной жизни Пресвятой Богородицы. Празднуется 28 августа. В Православной Церкви – Богородичный

«Успение Пресвятой Богородицы» Псковская

«Успение Пресвятой Богородицы» Псковская
Прославилась икона «Успение» Псковская (вместе с Псково-Печерской иконой «Умиление») спасением Пскова и обители от осады в 1581 году польским королем Баторием.Во время осады Пскова войсками поляками короля Стефана Батория в 1581

«Успение Пресвятой Богородицы» Пюхтицкая

«Успение Пресвятой Богородицы» Пюхтицкая
400 лет тому назад Матерь Божия явилась эстонским пастухам на северо-востоке Эстонии, в местечке Куремяэ, освятив землю Своими Пречистыми стопами и оставив в благословение святую икону в честь Ея славного Успения. С тех пор эта

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа

Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа
Тропарь, глас 1В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша.Кондак, глас 2В молитвах неусыпающую

Прославление Марии — это прославление каждой женщины

В ознаменование христианского праздника Успения Каролин Моррисон размышляет о том, как эпическое путешествие Девы Марии на небеса прославлялось и изображалось в искусстве.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, приходящийся на 15 августа, в той или иной форме отмечается с первых лет христианства.

Это важный праздник еще и потому, что он защищает достоинство женщины, показывая, как спасительная работа Христа привела к возвышению одной женщины, Марии, матери Иисуса.

Почитание Марии всегда было важной частью защиты достоинства женщины: показано, что женщина играет ключевую роль в спасении человека и в результате возносится на небеса телом и душой.

Доктрина просто утверждает, что Мария в конце своей жизни на земле была взята душой и телом на небеса. Учитывая, что, согласно христианской вере, когда мы умираем, наша душа и тело отделяются друг от друга, и мы получаем последнее обратно только в конце времен, это не подлое убеждение. Наши тела развращены, потому что они пострадали от разложения в наших душах. Но поскольку Мария не согрешила, ее душа и тело не пострадали от тления, и поэтому они оба могут отправиться прямо на небеса.

Однако малоизвестно, что эта давняя вера была официально провозглашена догматом католической веры только в середине прошлого века. Отчасти это было связано с тем, что в Библии нет упоминания о вознесении Марии. Однако, как писал св. Августин: 

«Относительно тех других обрядов, которые соблюдаем мы и соблюдает весь мир и которые происходят не из Писания, а из традиции, нам дано понять, что они были предписаны или рекомендованы для соблюдения. самими апостолами или пленарными соборами, чей авторитет хорошо основан в Церкви…».

Итак, после осады со стороны отдельных верующих и богословов и найдя поддержку в писаниях первых Отцов Церкви, в 1950 г. Папа Пий XII издал указ под названием Munificentissimus Deus , в котором он заявляет: «мы заявляем, и определите его как богооткровенный догмат: что Непорочная Богородица, Приснодево Мария, завершив течение Своей земной жизни, была вознесена телом и душой в небесную славу».

Однако долгая задержка с провозглашением Успения частью церковного учения не помешала богословам, проповедникам и художникам описывать и изображать природу путешествия Марии в рай за много веков до того, как Папа созрел для ее определения.

На самом деле, Успение Богородицы — самый знаменитый праздник Богородицы, изображенный художниками в истории искусства.

В эпоху раннего Возрождения книга Якоба де Ворагина « Золотая легенда, » была источником вдохновения и творчества как для проповедника, так и для художника. Подробные рассказы Ворагина о жизни святых предоставили им материал, необходимый им для преобразования своих проповедей и произведений искусства в трансцендентные утверждения о надежде и красоте.

Согласно ранним Отцам Церкви, способ вознесения Богородицы распадался на три основных основных момента, а именно: Ее засыпание/смерть (успение), Ее вознесение на небо (вознесение) и Ее интронизацию (коронация). Золотая легенда подробно остановилась на трех основных случаях, разделив их на шесть последовательных эпизодов:

Благовещение о смерти Богородицы; начало ее вознесения

Прощание Богородицы с апостолами

Мария умирает, и Христос, кажется, забирает ее душу на небеса

Похороны Марии; Апостолы маршируют в торжественной процессии

Через три дня после смерти Марии ее тело возносится на небеса 

Мария коронуется Царицей Неба и Земли; завершение ее предположения.

Благовещение о смерти Богородицы Дуччо ди Буонинсенья ок. 1308-11, панель, темпера.

Легендарное повествование об Успении начинается с благовещения о кончине Богородицы. В верхней левой панели Дуччио Маэста ангел Гавриил изображен преклонившим колено, приветствуя Марию с пальмовой ветвью. Он говорит ей, что ее земная жизнь подходит к концу – через три дня она воссоединится со своим сыном Иисусом. Жест открытой руки Марии означает для зрителя, что она приветствует новости, которые приносит ангел.

Интересно, что изображения Благовещения о рождении Христа и о приближающейся смерти Марии удивительно похожи.

Прощание Богородицы с апостолами Дуччо ди Буонинсенья ок. 1308–1311, панель, темпера

Обе изображают Марию во время молитвы и в одиночестве, когда появляется ангел Гавриил. Заметное отличие заключается в иконографии. В первом случае Гавриил преподносит Марии стебель лилии, а во втором — пальму, усыпанную звездами. Этот palma mortis является одновременно эмблемой смерти и символом вечной жизни, что означает для зрителя, что Мария, как и Иисус, победит грех и смерть.

Второй этап повествования о предположении изображает внезапное прибытие всех Апостолов, кроме Фомы. Золотая легенда описывает учеников как переносимых на облаках из их различных миссий к портику Богородицы, следовательно, они находятся в двух местах одновременно, явление, широко известное как билокация. По прибытии святой Иоанн Богослов немедленно врывается во внутреннюю паперть, чтобы отдать последние почести Пресвятой Богородице. Дуччо красноречиво передает чистую радость и изумление на лицах других учеников, которые все еще находятся вне портика, деловито приветствуя друг друга с большим энтузиазмом. В окне позади Мэри мы видим palma mortis , который святой Иоанн пронесет в торжественной процессии на похоронах Марии.

Успение Пресвятой Богородицы Фра Анджелико c.1431-1435.

Следующее развитие в повествовании о допущении отмечено засыпанием Марии и прибытием Иисуса, который приходит, чтобы взять ее душу на небеса.

В изображении Фра Анджелико успения мы видим Христа, нежно держащего на руках полную стоящую фигуру души Марии.

Это было важным событием в истории искусства, поскольку душа Марии обычно изображалась в образе ребенка. В крайнем правом углу картины святой Иоанн Богослов верно держит пальмовых ветвей .

Похороны Богородицы Дуччо ди Буонинсенья ок. 1308–1311, панель, темпера

Четвертый этап вознесения Марии на небо иллюстрируется торжественным шествием апостолов к месту ее упокоения. Согласно Золотая легенда , по пути первосвященник по имени Джефониас пытается обесчестить Марию, пытаясь схватить гроб, чтобы сжечь его. Такое изображение предполагает, что апостолы видели в этом святотатство по отношению к христианскому сообществу, потому что кремация рассматривалась средневековой церковью как отрицание веры в воскресение тела.

Несмотря на это, план Джефониаса сжечь останки Мэри был сорван, когда его руки засохли и прилипли к носилкам. Свисая с гроба, он взывает к Святому Петру о прощении. В конце концов он освобождается, когда исповедует, что Иисус — Господь, а Мария — Матерь Божья! В других изображениях похорон Богородицы Иефонию ожидала более ужасная участь. Внезапно появляется Архангел Михаил и отсекает руки первосвященнику; К счастью, Иефониас раскаивается, и его руки чудесным образом восстанавливаются.

Успение Богородицы со св. Фомой (Мадонна делла Чинтола) Мастера Латропа Тондо, ок. 1475-1500, дерево, масло, темпера 

Пятый этап путешествия Марии в рай – это само вознесение . Изображения этого события в истории искусства делятся на три основные категории: Успение Богородицы со святым Фомой , Успение Богородицы с апостолами и Успение Марии как воплощение женщины в Откровениях. .

Тондо Мадонна делла Чинтола изображает вознесение Богородицы со святым Фомой, которого не было в сцене прощания с апостолами на втором этапе. В этой версии предположения есть реальный смысл движения. Фома становится свидетелем того, как Мария возносится на небеса в сопровождении хора ангелов и в окружении блаженных. В знак своего предположения Мария роняет свой пояс, который три святые женщины надели ей на талию в день ее погребения. Фома спешит обратно к ученикам с поясом в руке как доказательство того, что Пресвятая Дева вознесена на небо. Ученики спешат обратно к гробнице и обнаруживают, что Мария исчезла.

Коронация Богородицы. Фра Анджелико, ок. 1440–144, фреска, Сан-Марко, Флоренция   

По прибытии в рай Мария коронуется Царицей неба и земли, что знаменует собой завершение ее путешествия. Фра Анджелико изображает Марию, нежно склоняющую голову, чтобы получить «венец праведности», награду, на получение которой надеются все верующие.

Важно помнить, что священные изображения в основном служили средством обучения и ободрения простых верующих, многие из которых были бы неграмотными.

Вознесение Марии на небеса в конечном счете рассматривается как подтверждение воскресения тела и души, возвышающий знак надежды на грядущее.

Вера в Успение Богородицы очень дорога мне как члену католической общины Успения Пресвятой Богородицы, которая уделяет особое внимание этому событию. Основанная в Париже в 1839 году Анной Эжени Миллере и о. Теодор Комбало, моя община стремится работать для преобразования общества посредством образования девочек и женщин.

Для нас возвышение Марии дает нам надежду на возвышение каждого человека, особенно женщин. Хотя это возвышение достигнет своей полноты только на небесах, оно может начаться и расти на земле. Таким образом, мы стремимся продвигать достоинство – славу – каждого человека, и я вижу свою любовь к искусству как часть этой миссии. Искусство, особенно великая традиция христианского искусства, прославляет славу человеческой личности и указывает нам на полную славу, ожидающую нас на небесах.

Нравится то, что вы прочитали? Поддержите работу Adamah , сделав пожертвование, и помогите нам продолжать исследовать большие (и не очень) жизненные проблемы!

………………………………………

ПОЖЕРТВОВАТЬ СЕЙЧАС

Успение Пресвятой Богородицы

Сестра Гваделупе Флорес, OLVM
|

август 2022 г.

Тайна Марии тесно связана с церковью

Празднование Торжества Успения Пресвятой Богородицы на небо — 15 августа. Торжество это для всей паломнической Церкви и является знаком утешения и надежды.

Вознесение Марии на небо было определено и провозглашено богооткровенной догмой (непогрешимой и вне всякого сомнения) Папой Пием XII 1 ноября 1950 года в его апостольской конституции Munificentissimus Deus. Конституция учит: «Что Непорочная Богородица, когда-либо Дева Мария, завершив путь своей земной жизни, была принята телом и душой в небесную славу».

Теологическое значение предположения важно для всех верующих. Когда Пий определил это учение, он должен был завершить догматы Марии, а также объяснить, как тайна Марии тесно связана с Церковью и судьбой каждого из нас.

В первую очередь определялось то, что по божественной привилегии Господь связал Пресвятую Деву Марию с победой Христа. Поэтому она участвует в том состоянии, которое будет у праведников в конце жизни, в том, что называется парусией, или Вторым пришествием. Мы сможем получить прославленное тело, которое могут получить все те, кто принял Слово Божье.

Отцы Церкви, приводя доводы, почему было важно вознести Марию телом и душой на небеса, не только потому, что Она Богородица, не только потому, что Она непорочна, но и потому, что Она вечная дева — до, во время и после родов. Ее девственность подобна отметине на ее теле, которая не была удалена и никогда не будет удалена. Он указывает на постоянную молодость и святость Пресвятой Богородицы. Это неизменный знак.

Вознесение Марии помогает нам представить себе наш последний союз со Христом. Катехизис Католической Церкви говорит нам, что «Успение Пресвятой Богородицы есть особое участие в Воскресении Ее Сына и предвосхищение воскресения других христиан» (9).66).

Мария, воскресшая телом и душой, является великим примером для всей паломнической Церкви на земле, поскольку она демонстрирует образец веры и стойкости, и полной веры в живого Бога.

Второй Ватиканский Собор напомнил нам следующее: «По причине дара и роли божественного материнства, посредством которого Она соединена со Своим Сыном, Искупителем, и с Его исключительными милостями и функциями, Пресвятая Дева также тесно соединился с Церковью. По учению св. Амвросия, Богородица есть прообраз Церкви в порядке веры, любви и совершенного соединения со Христом. Ибо в таинстве Церкви, которая сама по праву называется Матерью и Девой, Пресвятая Дева выступает выдающимся и исключительным образом как образец как Девы, так и Матери» (Lumen Gentium 63).

Этот догмат о допущении исключительно важен для всех христиан, поскольку подтверждает нашу надежду на грядущий мир. Мы все призваны участвовать в славе Божьей, и мы можем сделать это, если обратим свой взор на Иисуса через Марию, чтобы подражать Ей и исполнить то, что Она сказала на свадьбе в Кане. Она говорит слугам: «Что он велит вам, то делайте» (Ин 2:5). Мария повторяет нам это изо дня в день. Если мы хотим участвовать в последней славе, если мы хотим достичь полноты благодати и славы, мы должны слушать слово Господа и делать то, что Он говорит нам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts