Слова о браке св иоанна златоустого: Беседы о браке — святитель Иоанн Златоуст

Разное

Беседы о браке — святитель Иоанн Златоуст

Оглав­ле­ние

  • Пре­ди­сло­вие
  • Бесе­да 1‑я
  • На сло­ва апо­сто­ла: «Но, во избе­жа­ние блу­да, каж­дый имей свою жену» (1Кор.7:2)

Предисловие

Три сле­ду­ю­щие бесе­ды, из кото­рых пер­вая берет сво­им тек­стом сло­ва ап. Пав­ла: «Но, во избе­жа­ние блу­да, каж­дый имей свою жену» (1Кор.7:2) и проч., вто­рая име­ет сво­им пред­ме­том вопрос о бра­ке с отвер­жен­ной, а тре­тья трак­ту­ет об избра­нии супру­ги, оче­вид­но, были про­из­не­се­ны одна за дру­гой. Одно место в нача­ле вто­рой бесе­ды пока­зы­ва­ет, что она сле­до­ва­ла за пер­вой, тек­стом кото­рой она зани­ма­ет­ся. Тре­тья бесе­да, веро­ят­но, была про­из­не­се­на несколь­ко дней спу­стя после вто­рой: дока­за­тель­ством это­го может слу­жить само вступ­ле­ние. Глав­ным обра­зом обсуж­да­ет­ся вопрос (в пер­вой) о совер­ше­нии бра­ка и о неудоб­стве рас­пу­щен­ных тан­цев и соблаз­ни­тель­ных песен, кото­ры­ми во вре­ме­на Зла­то­уста обык­но­вен­но сопро­вож­да­лись брач­ные цере­мо­нии. Про­по­вед­ник затем вос­ста­ет про­тив тех, кото­рые пре­бы­ва­ют в блу­до­де­я­нии даже после бра­ка, а так­же про­тив обще­ствен­но­го мне­ния, кото­рое не при­да­ет назва­ние блу­до­де­я­ния невер­но­сти замуж­них жен­щин и соуча­стию их соблаз­ни­те­лей. В сле­ду­ю­щей бесе­де св. Иоанн Зла­то­уст гово­рит об отвер­же­нии жены и заклю­ча­ет рас­суж­де­ни­ем о том, что непоз­во­ли­тель­но брать жен­щи­ну, отверг­ну­тую вслед­ствие пре­лю­бо­де­я­ния. Нако­нец, самое загла­вие тре­тьей бесе­ды об избра­нии супру­ги с доста­точ­но­стью опре­де­ля­ет пред­мет ее. В ней Зла­то­уст вос­хва­ля­ет нико­е­го Мак­си­ма, кото­ро­го он назы­ва­ет сво­им помощ­ни­ком и кото­рый веро­ят­но, был тем епи­ско­пом селев­кий­ским в Исав­рии, кото­рый рань­ше его про­по­ве­до­вал на этом месте: из это­го сви­де­тель­ства мож­но заклю­чать, что св. Иоанн Зла­то­уст в это вре­мя был уже архи­епи­ско­пом Константинопольским.

На слова апостола: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор.

7:2)

Дей­ствен­ность Сло­ва Божия. – Нуж­но уметь поль­зо­вать­ся его язы­ком. – О совер­ше­нии бра­ка. – Сопро­вож­да­ю­щие его зло­упо­треб­ле­ния. – Уча­стие демо­на в этих зло­упо­треб­ле­ни­ях. – К чему слу­жит учре­жде­ние бра­ка. – Опро­вер­же­ние обще­ствен­но­го заблуж­де­ния каса­тель­но пре­лю­бо­де­я­ния. – Нака­за­ние пре­лю­бо­дей­но­му супру­гу в насто­я­щем и буду­щем мире.

1. И сего­дня хочу я вести вас к источ­ни­кам меда, – меда, кото­рый нико­гда не про­из­во­дит пре­сы­ще­ния. Тако­во свой­ство Пав­ло­вых слов; и все, кото­рые напол­ня­ют серд­ца свои из этих источ­ни­ков, гово­рят Духом Свя­тым, или – луч­ше – всю сла­дость меда пре­вос­хо­дит удо­воль­ствие, полу­ча­е­мое от боже­ствен­ных изре­че­ний. Это выра­зил и про­рок, ска­зав: «как слад­ки гор­та­ни моей сло­ва Твои! луч­ше меда устам моим» (Пс.118:103). И не толь­ко сла­ще меда, но и дра­го­цен­нее золо­та и вся­ко­го кам­ня и чище вся­ко­го сереб­ра удо­воль­ствие, полу­ча­е­мое от боже­ствен­ных изре­че­ний. «Сло­ва Гос­под­ни – сло­ва чистые, сереб­ро, очи­щен­ное от зем­ли в гор­ни­ле, семь раз пере­плав­лен­ное» (Пс.11:7). Поэто­му и пре­муд­рый ска­зал: «есть мно­го меду нехо­ро­шо, почи­тать же подо­ба­ет сло­ве­са слав­ные» (Притч.25:27), пото­му что от пер­во­го часто рож­да­ет­ся болезнь, кото­рой не было, а послед­ним мы можем осво­бо­дить­ся и от того неду­га, кото­рый был; при­том мед, будучи сва­рен, пор­тит­ся, а боже­ствен­ные изре­че­ния, когда пере­ва­рят­ся, тогда дела­ют­ся еще при­ят­нее и полез­нее как для тех, кото­рые усво­и­ли себе их, так и для мно­гих дру­гих. И кто слиш­ком мно­го насла­ждал­ся тра­пе­зою чув­ствен­ною, тот впо­след­ствии, отры­гая от это­го, дела­ет­ся непри­ят­ным име­ю­ще­му с ним обще­ние, а отры­га­ю­щий от духов­но­го уче­ния сооб­ща­ет ближ­не­му вели­кое бла­го­во­ние. Так Давид, посто­ян­но насы­щав­ший­ся этою пищею, гово­рил: «изли­лось из серд­ца мое­го сло­во бла­гое» (Пс.44:2), пото­му что мож­но отры­гать и злое сло­во. Как при тра­пе­зе чув­ствен­ной от свой­ства яств зави­сит и каче­ство отрыж­ки, так точ­но по свой­ству изре­че­ний, каки­ми пита­ют­ся, про­из­во­дят и отрыж­ку мно­гие из людей. Напри­мер, если ты пошел на зре­ли­ще и слу­шал блуд­ные пес­ни, то такие же сло­ва ты непре­мен­но будешь изры­гать и пред ближ­ним; если же ты, при­шед­ши в цер­ковь, участ­во­вал в слу­ша­нии духов­ных изре­че­ний, то и отры­гать будешь ими. Вот поче­му и про­рок гово­рил: «изли­лось из серд­ца мое­го сло­во бла­гое», пока­зы­вая нам яст­ва той тра­пезы, в кото­рой он посто­ян­но участ­во­вал. По тому же побуж­де­нию и Павел уве­ще­ва­ет так: «ника­кое гни­лое сло­во да не исхо­дит из уст ваших, а толь­ко доб­рое» (Еф.4:29). А какое, ска­жешь, сло­во гни­ло? Если узна­ешь “бла­гое”, то узна­ешь и “гни­лое”, пото­му что пер­вое он выра­зил для раз­ли­че­ния вто­ро­го. А какое сло­во “бла­го”, об этом ты не име­ешь нуж­ды спра­ши­вать у меня, пото­му что сам Павел объ­яс­нил нам его свой­ство. Ска­зав: «толь­ко доб­рое», он при­ба­вил: «для нази­да­ния в вере», – выра­жая, что бла­го то сло­во, кото­рое нази­да­ет ближ­не­го. Поэто­му как нази­да­ю­щее сло­во – “бла­го”, так раз­ру­ша­ю­щее – гни­ло и негодно.

Так и ты, воз­люб­лен­ный, если име­ешь ска­зать что-нибудь такое, от чего слу­ша­ю­щий может сде­лать­ся луч­шим, то не удер­жи­вай сло­ва во вре­мя спа­се­ния; а если не име­ешь ниче­го тако­го, но толь­ко речи пороч­ные и раз­врат­ные, то мол­чи, что­бы не повре­дить ближ­не­му. То сло­во гни­лое, кото­рое не нази­да­ет слу­ша­те­ля, но еще раз­вра­ща­ет его. Если он забо­тит­ся о доб­ро­де­те­ли, то часто побуж­да­ет­ся к гор­до­сти; если же был без­за­бо­тен, то дела­ет­ся еще нера­ди­вее. Если ты име­ешь ска­зать сло­во постыд­ное и смеш­ное, то мол­чи, пото­му что и то сло­во – гни­ло, кото­рое дела­ет более рас­се­ян­ны­ми и гово­ря­ще­го и слу­ша­ю­ще­го и в каж­дом вос­пла­ме­ня­ет пороч­ные поже­ла­ния. Как для огня состав­ля­ют пищу дро­ва и хво­рост, так для пороч­ных поже­ла­ний – сло­ва. Поэто­му не долж­но непре­мен­но выска­зы­вать все, что мы име­ем в уме; но долж­но ста­рать­ся уда­лять и из само­го ума пороч­ные поже­ла­ния и вся­кую постыд­ную мысль. Если же когда неза­мет­ным обра­зом мы допу­стим у себя нечи­стые помыс­лы, то не будем нико­гда выво­дить их нару­жу язы­ком, но будем подав­лять их мол­ча­ни­ем. Как дикие зве­ри и пре­смы­ка­ю­щи­е­ся живот­ные, попав­ши в яму, если най­дут какой-нибудь выход на верх, то, вышед­ши, дела­ют­ся еще более сви­ре­пы­ми, а если оста­нут­ся навсе­гда заклю­чен­ны­ми вни­зу, то непре­мен­но поги­ба­ют и лег­ко про­па­да­ют: так точ­но и пороч­ные поже­ла­ния, если най­дут какой-нибудь выход чрез наши уста и посред­ством слов, то уси­ли­ва­ют внут­рен­ний пла­мень, а если ты заклю­чишь их посред­ством мол­ча­ния, то они дела­ют­ся сла­бее и исто­ща­ясь без­мол­ви­ем, как бы голо­дом, ско­ро уми­ра­ют в душе. Таким обра­зом, если ты чув­ству­ешь какое-нибудь постыд­ное поже­ла­ние, то не про­из­но­си постыд­но­го сло­ва: этим ты пога­сишь и поже­ла­ние. У тебя нечи­сты мыс­ли? Пусть же, по край­ней мере, будут чисты твои уста; не выно­си вон этой гря­зи, что­бы не сде­лать вре­да и дру­го­му и само­му себе, пото­му что не толь­ко гово­ря­щим, но и слу­ша­ю­щим дру­гих, когда гово­рят постыд­ное, при­да­ет­ся мно­го нечи­сто­ты. Поэто­му про­шу и сове­тую, не толь­ко не гово­рить таких слов, но, когда и дру­гие гово­рят, воз­дер­жи­вать­ся от слу­ша­ния, и посто­ян­но при­леп­лять­ся к зако­ну Божию. Посту­па­ю­ще­го так и про­рок убла­жа­ет, когда гово­рит: «бла­жен муж, кото­рый не ходит на совет нече­сти­вых и не сто­ит на пути греш­ных и не сидит в собра­нии раз­вра­ти­те­лей, но в законе Гос­по­да воля его, и о законе Его раз­мыш­ля­ет он день и ночь!» (Пс.1:1–2).

2. В мир­ских собра­ни­ях, хотя ино­гда и гово­рит­ся что-нибудь доб­рое, но сре­ди мно­го­го дур­но­го едва одно что-нибудь здра­вое ска­жут неко­то­рые; а в боже­ствен­ных Писа­ни­ях все напро­тив: нико­гда не услы­шишь ты здесь ни одно­го дур­но­го сло­ва, но все они испол­не­ны спа­се­ния и вели­ко­го любо­муд­рия. Тако­вы и те изре­че­ния, кото­рые про­чи­та­ны нам сего­дня. Какие же имен­но? «А о чем вы писа­ли ко мне, то хоро­шо чело­ве­ку не касать­ся жен­щи­ны. Но, во избе­жа­ние блу­да, каж­дый имей свою жену, и каж­дая имей сво­е­го мужа» (1Кор.7:1–2). Павел пре­по­да­ет закон о бра­ках, и не сты­дит­ся, не укло­ня­ет­ся – и совер­шен­но спра­вед­ли­во. Если Гос­подь его почтил, брак, и не посты­дил­ся, но укра­сил это дело и при­сут­стви­ем сво­им и даром – ведь Он при­нес и дары боль­ше всех, пре­вра­тив воду в вино – то, как стал бы сты­дить­ся раб, пре­по­да­вая закон о бра­ке? Не брак – пороч­ное дело, но пороч­но пре­лю­бо­де­я­ние, пороч­ное дело – блуд; а брак есть вра­че­ство, истреб­ля­ю­щее блуд. Не будем же бес­че­стить его диа­воль­ски­ми тор­же­ства­ми, но, как посту­пи­ли жите­ли Каны Гали­лей­ской, так пусть посту­па­ют и ныне всту­па­ю­щие в брак: пусть они име­ют сре­ди себя Хри­ста. Но как, ска­жут, может быть это? Чрез свя­щен­ни­ков. «Кто при­ни­ма­ет вас, при­ни­ма­ет Меня» (Мф.10:40).

Итак, если ты отго­нишь диа­во­ла, если устра­нишь блуд­ные пес­ни, раз­врат­ные напе­вы, непри­стой­ные пляс­ки, срам­ные речи, дья­воль­ские обря­ды, крик, необуз­дан­ный смех и про­чие бес­чин­ства, а вве­дешь свя­тых слу­жи­те­лей Божи­их, то поис­ти­не чрез них будет при­сущ и Хри­стос с сво­ею мате­рью и бра­тья­ми. «Кто будет испол­нять волю Отца Мое­го Небес­но­го, – гово­рит Он, – тот Мне брат, и сест­ра, и матерь» (Мф.12:50). Знаю, что для неко­то­рых я кажусь тяж­ким и неснос­ным, вну­шая это и уни­что­жая древ­ний обы­чай. Но об этом я нисколь­ко не бес­по­ко­юсь, пото­му, что не в лести от вас, а в поль­зе вашей я имею нуж­ду, не в руко­плес­ка­ни­ях и в похва­лах, а в пре­успе­я­нии и любо­муд­рии. Пусть никто не гово­рит мне, что таков обы­чай: где совер­ша­ет­ся грех, там не упо­ми­най об обы­чае; но, если совер­ша­е­мое дур­но, то, хотя бы и дав­ний был обы­чай, оставь его; если же не дур­но, то, хотя бы и не было обы­чая, вве­ди и наса­ди его. А что такие бес­чин­ства не состав­ля­ют древ­не­го обы­чая, но суть неко­то­рые ново­вве­де­ния, при­пом­ни, как Иса­ак всту­пил в брак с Ревек­кою и как Иаков – с Рахи­лью. Писа­ние упо­ми­на­ет об этих бра­ках и гово­рит, как эти неве­сты были вве­де­ны в дома жени­хов, но не упо­ми­на­ет ни о чем таком; они учре­жда­ли пир­ше­ство и обед луч­ше обык­но­вен­но­го и близ­ких при­гла­ша­ли на брак, но не было там ни флейт, ни сви­ре­лей, ни ким­ва­лов, ни неисто­вых пля­сок, ни про­чих всех нынеш­них бес­чинств. А в наше вре­мя поют пес­ни с пляс­ка­ми в честь Афро­ди­ты, вос­пе­вая и пре­лю­бо­де­я­ния, и нару­ше­ние бра­ка, и неза­кон­ную любовь, и пре­ступ­ное кро­во­сме­ше­ние, и мно­го дру­гих поют в этот день пес­ней, испол­нен­ных нече­стия и бес­стыд­ства, и после пьян­ства и тако­го бес­чин­ства с срам­ны­ми сло­ва­ми при всех выво­дят неве­сту. Как же, ска­жи мне, ты тре­бу­ешь от нее цело­муд­рия, при­учая ее с пер­во­го дня бра­ка к тако­му бес­стыд­ству и рас­по­ря­жа­ясь, что­бы пред ее гла­за­ми совер­ша­лось и гово­ри­лось то, что непри­стой­но слу­шать даже чест­ным неволь­ни­кам? Столь­ко вре­ме­ни отец с мате­рью ста­рал­ся охра­нять деви­цу, что­бы она не гово­ри­ла и не слы­ша­ла дру­го­го гово­ря­щим что-нибудь из таких речей, устрояя и внут­рен­ние покои, и жен­ские отде­ле­ния, и стра­жу, и две­ри, и запо­ры, и вечер­ние про­гул­ки, и то, что­бы она не пока­зы­ва­лась нико­му даже из близ­ких, и мно­гое дру­гое кро­ме это­го; а ты сво­им при­хо­дом нис­про­вер­га­ешь все это в один день, делая ее бес­стыд­ною посред­ством сво­е­го бес­чест­но­го тор­же­ства и внед­ряя раз­врат­ные речи в душу неве­сты? Не отсю­да ли столь­ко после­ду­ю­щих зол? Не отсю­да ли пре­лю­бо­де­я­ние и рев­ность? Не отсю­да ли без­дет­ство, вдов­ство и без­вре­мен­ное сирот­ство? Когда ты при­зы­ва­ешь бесов таки­ми пес­ня­ми, когда испол­ня­ешь их жела­ния срам­ны­ми сло­ва­ми, когда вво­дишь в дом шутов и раз­врат­ни­ков и состав­ля­ешь целое зре­ли­ще, когда напол­ня­ешь дом блуд­ни­ца­ми и устро­я­ешь у себя пир­ше­ство для все­го сон­ма бесов, то чего, ска­жи мне, ожи­да­ешь ты доб­ро­го? Зачем же и при­гла­ша­ешь ты свя­щен­ни­ков, наме­ре­ва­ясь на дру­гой день совер­шать такие дела? Хочешь ли пока­зать госте­при­им­ство, при­но­ся­щее поль­зу? При­гла­си сон­мы бед­ных. Но ты сты­дишь­ся и крас­не­ешь? Что же хуже тако­го без­рас­суд­ства, – вво­дя в дом диа­во­ла, не счи­тать это­го делом постыд­ным, а Хри­ста при­ве­сти сты­дить­ся? Под­лин­но, как вме­сте с при­хо­дя­щи­ми в дом бед­ны­ми при­хо­дит Хри­стос, так сре­ди лику­ю­щих там шутов и раз­врат­ни­ков, лику­ет диа­вол. И при­том от этих издер­жек нет ника­кой поль­зы, а напро­тив, про­ис­хо­дит вели­кий вред; а за те издерж­ки ты ско­ро полу­чишь вели­кую награ­ду. Никто в горо­де не делал это­го? Но нач­ни ты, поста­рай­ся быть пер­вым учре­ди­те­лем тако­го доб­ро­го обы­чая, что­бы и потом­ки при­пи­са­ли его тебе. Кто ста­нет сорев­но­вать, кто будет под­ра­жать это­му обы­чаю, тот из вну­ков и пра­вну­ков на вопрос жела­ю­щих знать ска­жет, что такой-то пер­вый ввел этот пре­крас­ный закон. В самом деле, если на мир­ских риста­ли­щах, во вре­мя пир­шеств, мно­гие вос­пе­ва­ют тех, кото­рые при­да­ли осо­бен­ное вели­ко­ле­пие этим бес­по­лез­ным заня­ти­ям, то тем более все будут пре­воз­но­сить это духов­ное заня­тие и воз­да­вать бла­го­дар­ность пер­во­му, поло­жив­ше­му такое див­ное нача­ло; и одним и тем же делом он сде­ла­ет вме­сте и госте­при­им­ство и поль­зу. Хотя и дру­гие будут совер­шать то же, но ты, кото­рый пер­вый наса­дил это, полу­чишь воз­да­я­ние от этих пло­дов; чрез это ско­ро ты сде­ла­ешь­ся отцом, это и детям послу­жит в поль­зу и жени­ху с неве­стою помо­жет достиг­нуть ста­ро­сти, пото­му что как греш­ни­кам Бог часто угро­жа­ет, гово­ря: «и будут жены ваши вдо­ва­ми и дети ваши сиро­та­ми» (Исх.22:24), так тем, кото­рые во всем пови­ну­ют­ся Ему, Он обе­ща­ет даро­вать масти­тую ста­рость и вме­сте с тем все блага.

Читать далее…

К оглавлению

  • 272 0