Слово о ломоносове радищев читать: «Слово о Ломоносове» и его место в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
Содержание
«Слово о Ломоносове» и его место в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева
Из пажей — в студенты Лейпцига
Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в Пензенском уезде в состоятельной дворянской семье. Его детские годы были весёлыми и беззаботными. У будущего литератора было шесть братьев и четыре сестры.
В семилетнем возрасте маленького Сашу отправили жить к родственникам в Москву, а когда ему минуло тринадцать, определили в Пажеский корпус в Петербурге. Этикет и придворные нравы были Радищеву не по душе. Но учился он прилежно настолько, что за выдающиеся успехи его отправили в Лейпцигский университет для продолжения изучения иностранных языков, моральной философии, римской истории, а «наипаче права естественного и всенародного». В Германии будущий писатель провел пять лет.
Когда Радищев с товарищами возвращались из Лейпцига на родину, они были преисполнены самых искренних патриотических чувств: на троне восседала Екатерина II, просвещенный и деятельный монарх. Но после столкновения с суровой действительностью их восторги от екатерининского правления заметно поутихли.
Крепостничество и самодержавие тормозят развитие России.
В конце XVIII в. крепостническая Российская империя, казалось, находилась на вершине могущества. Она простиралась теперь от Белого и Балтийского морей на севере до черноморских берегов на юге. Она обладала сильной армией и флотом, прославленными в сражениях. Дворянин чувствовал себя владыкой в своем имении. Он как хотел расправлялся с крестьянами, продавал их, покупал, дарил, проигрывал в карты.
Но это могущество и процветание дворянской России подтачивались изнутри. Крепостное право задерживало развитие промышленности и сельского хозяйства. Оно препятствовало росту вольнонаемного труда, мешало развитию культуры. Крепостных людей не допускали в университет.
Изобретения талантливых людей: Ползунова, Кулибина и других — не находили применения.
В Англии и Франции уже произошли буржуазные революции. Там развивался капиталистический вольнонаемный труд, складывался новый класс — пролетариат. В передовых странах был нанесен удар по абсолютизму, а в России царило самодержавие, заботившееся более всего об интересах дворянства.
Между тем страна была полна сил и развивалась вопреки стеснявшим ее крепостническим путам. Понимание необходимости бороться с крепостным правом и самодержавием овладевало сознанием лучших, передовых людей России.
Служить не рад
В Петербурге молодой, образованный и воодушевленный Радищев начал свою карьеру с должности протоколиста Сената, где во всей полноте увидел основу государства и его чиновничества и первым из русских литераторов описал его суть: «Они думают и нередко справедливо, что для достижения своей цели нужна приязнь всех тех, кто хотя мизинцем до дела их касается; и для того употребляют ласки, лесть, ласкательство, дары, угождения и всё, что вздумать можно, не только к самому тому, от кого исполнение просьбы их зависит, но ко всем его приближенным, как-то к секретарю его, к секретарю его секретаря, если у него оный есть, к писцам, сторожам, лакеям, любовницам, и если собака тут случится, и ту погладить не пропустят».
В 26 лет Радищев женился. Его супругой стала Анна Васильевна Рубановская. Родители девушки довольно долго противились этому браку, надеясь найти для дочери более перспективного спутника. Но в конечном итоге семье пришлось сдаться.
В 1777 году Александр Николаевич поступил на должность асессора в Коммерц-коллегию. К новой работе он отнесся со всей ответственностью и начал восполнять знания, касающиеся торговой части. Радищев неплохо изучил историю коммерции и российское законоположение о торговле, полагая, что всё это пригодится ему на новой должности.
Спустя три года он перешел на должность помощника начальника Петербургской таможни. Во время службы в таможне в семье Радищева случилось несчастье: в 1783 году после тяжёлых родов скончалась его жена Анна. 34-летний Александр Николаевич остался с четырьмя детьми на руках. Однако в отставку он не вышел. В 1785 году за прилежный труд из рук самой Екатерины II Радищев получил императорский орден Святого князя Владимира 4-й степени.
А. Радищев — Слово о Ломоносове
Упражнялся в познании природы, он не оставил возлюбленного своего учения стихотворства. Еще в отечестве своем случай показал ему, что природа назначила его — к величию; что в обыкновенной стезе шествия человеческого он скитаться не будет. Псалтирь, Симеоном Полоцким в стихи преложенная, ему открыла о нем таинство природы, показала, что и он стихотворец. Беседуя с Горацием, Виргилием и другими древними писателями, он давно уже удостоверился, что стихотворение российское весьма было несродно благогласию и важности языка нашего. Читая немецких стихотворцев, он находил, что слог их был плавнее российского, что стопы в стихах были расположены по свойству языка их. И так он вознамерился сделать опыт сочинения новообразными стихами, поставив сперва российскому стихотворению правила, на благогласии нашего языка основанные. Сие исполнил он, написав оду на победу, одержанную российскими войсками над турками и татарами, и на взятие Хотина, которую из Марбурга он прислал в Академию наук. Необыкновенность слога, сила выражения, изображения, едва не дышащие, изумили читающих сие новое произведение. И сие первородное чадо стремящегося воображения по непроложенному пути в доказательство с другими купно послужило, что, когда народ направлен единожды к усовершенствованию, он ко славе идет не одной тропинкою, но многими стезями вдруг.
Сила воображения и живое чувствование не отвергают разыскания подробностей. Ломоносов, давая примеры благогласия, знал, что изящность слога основана на правилах, языку свойственных. Восхотел их извлечь из самого слова, не забывая, однакоже, что обычай первый всегда подает в сочетании слов пример, и речении, из правила исходящие, обычаем становятся правильными. Раздробляя все части речи и сообразуя их с употреблением их, Ломоносов составил свою грамматику. Но не довольствуяся преподавать правила российского слова, он дает понятие о человеческим слове вообще яко благороднейшем по разуме даровании, данном человеку для сообщения своих мыслей.
Итак; вот его место в истории русской литературы; вот великое его в ней значение, как момента. Он кончил период национальных песен и начал новый период, ввел в новую сферу поэзии. Ломоносов был автор, лицо индивидуальное в поэзии, первый восставший, как лицо из этого мира национальных песен, в общем национальном характере поглощавших индивидуума; он был освободившийся индивидуум в поэтическом мире; с него началась новая полная сфера поэзии, собственно так называемая литература: этот подвиг ему принадлежит.
…Ломоносов был первый индивидуум, возникший в истории нашей литературы и начавший собою новый ее период. Он оторвал русский язык от исключительной национальности и поставил существенные, истинные отношения между ним и церковнославянским, ввел язык в высшую сферу и дал ему там самобытное место, право гражданства. Вот великий подвиг, осуществляющий в себе великое значение Ломоносова!
Ломоносов писал во всех родах, в лирическом, эпическом и драматическом. Как мы уже сказали, не он ввел эти роды поэзии: они были уже обработаны на Западе и отчасти известны и занесены прежде, хотя не в полном развитом своем виде, оттуда к нам. Он взял их готовыми, как и все брали тогда вообщею, вследствие Великого Прыжка. Он взял готовым также стих тонический и вместе размер его. Ни в каком произведении его не находим мы одного целого; мы не можем указать на какое-нибудь одно произведение, как на полное, оконченное создание. Но во всех этих произведениях находим целое их связующее, одно изящное создание, в котором могущественно является поэтический гений, — это язык, это стих, дошедший до наших временен только у Пушкина вновь раздавшийся во всей своей силе, во всей внутренней поэтической красоте своей.
И теперь мы стоим перед Ломоносовым, как перед лицом; и лицо, соразмерно выразившее великий момент, получает, как лицо, колоссальный характер и влечет наше внимание и удивление. Этот колоссальный образ является нам в нашей литературе, разделяя ее, — на рубеже национальной поэзии и литературы собственно. Здесь Ломоносов предстает нам уже вполне конкретно и живо, уже просто как великий человек. И сама наружность его была исполнена силы: широкие плечи, могучие члены, высокий лоб и гордый взгляд. В груди его жил пылкий до бешенства дух, неукротимый характер, не знающая отдыха деятельность, бескорыстная, глубокая любовь к знанию. Сама необыкновенная судьба его много придает интереса этому огромному явлению нашей литературы, столь важной сферы духа, столь важной области народа. Судьба и призвание нашли его рыбаком на берегах Ледовитого моря, и оттуда, послышав призыв и кинув верное, спешил он, влекомый жаждою знания, на подвиг ему соразмерный, великий, согласный с любовью, желанием души его, но представлявшийся ему еще тогда в неясном, неверном, сомнительном свете.
«Путешествие из Петербурга в Москву»
В этот период писатель уже начал работать над главным произведением своей жизни — «Путешествием из Петербурга в Москву», в котором замыслил поведать об устройстве жизни в тогдашней России. Не имея возможности повлиять на окружающую действительность делом, он выбрал другое «оружие» — слово.
А.Н. Радищев печатает «Путешествие». Источник: radischev.ru
«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев писал почти девять лет. Но после завершения работы столкнулся с проблемой — все отказывались печатать книгу. Типографиям текст произведения казался слишком опасным. Тогда автор, воспользовавшись указом, разрешавшим частным лицам заниматься издательской деятельностью, купил печатный станок и принялся за дело.
Параллельно с этим карьера Радищева достигла пика. Весной 1790 года его назначили главой всей Петербургской таможни. А через месяц после этого он выпустил «Путешествие».
Напечатанная на вполне законном основании рукопись «Путешествия» быстро разошлась по Петербургу. Несколько экземпляров поступило в лавку Зотова на Невском проспекте, несколько книг Радищев послал друзьям. Доподлинно неизвестно, какой именно экземпляр попал к Екатерине, но, раскрыв рукопись, императрица пришла в негодование. Имя автора на обложке не значилось. Правда, выяснили его довольно быстро.
30 июня 1790 года к Радищеву на дачу явилась стража. Писателя арестовали и доставили к обер-коменданту Петербурга. Затем в кандалах переправили в Петропавловскую крепость, где его допрашивал глава Тайной экспедиции при Сенате Степан Иванович Шешковский.
24 июля автору «Путешествия» был вынесен вердикт — смертная казнь через обезглавливание. Больше месяца Радищев ждал исполнения приговора, но 4 сентября в честь заключение мира со Швецией Екатерина II заменила казнь на ссылку в Сибирь.
Вслед за осужденным писателем в Илимский острог, взяв с собой двух младших детей, поехала Елизавета Рубановская, младшая сестра умершей супруги Радищева. В ссылке Александр Николаевич и Елизавета Васильевна сблизились и стали жить как муж с женой. В Сибири у них родилось трое детей.
Радищев: «Потомство отомстит за меня»
Крутые изменения в жизни Радищевых начались после того, как в ноябре 1796 года скончалась Екатерина II. Новый император Павел Петрович, желая отменить как можно больше решений матери, практически сразу после ее кончины подписал указ о возвращении опального автора из ссылки. Писателю разрешили жить в его родовом имении в Калужской области. В Петербург он по-прежнему вернуться не мог. По дороге домой, в Тобольске, простудившись, скончалась Елизавета Васильевна. Лишившись верного друга, Александр Николаевич, ослабленный, с детьми на руках вновь остался один.
А.Н. Радищев. Художник В. Н. Гаврилов, 1950 год. Источник: pinterest.ru
После свержения Павла I в результате заговора и восшествия на престол в 1801 году Александра I Радищев был полностью амнистирован, ему вернули чин и дворянское звание.
В Петербурге давний друг писателя, граф Александр Воронцов, рекомендовал взять его на службу в Комиссию по составлению законов. Радищев был крайне воодушевлен: наконец-то он сможет привнести свои идеи на законодательном уровне. Однако проекты Александра Николаевича о свободе разгневали главу Комиссии графа Петра Завадовского, который стал угрожать ему новой ссылкой в Сибирь.
Подавленный и разочарованный Радищев был настолько потрясен, что решился на самоубийство. Утром 11 сентября 1802 года он залпом выпил заранее приготовленный стакан с так называемой царской водкой, потом достал бритву и попытался зарезаться. Домашние успели остановить его, вызвали доктора. Но безуспешно — через несколько часов писатель умер. Незадолго до кончины он произнёс: «Потомство отомстит за меня».
Великий муж : VIKENT.RU
Последняя глава «Путешествия…» называется «Слово о Ломоносове», но периодически — как и в других главах — А.Н. Радищев делает обобщения:
«Человек рождённый с нежными чувствами одарённый сильным воображением, побуждаемый любочестием, изторгается из среды народныя. Восходит на лобное место. Все взоры на него стремятся, все ожидают с нетерпением его произречения. Его же ожидает плескание рук или посмеяние горшее самыя смерти.
Как можно быть ему посредственным?
Таков был Демосфен, таков был Цицерон; таков был Пит; таковы ныне Бурк, Фокс, Мирабо, и другие. Правила их речи почерпаемы в обстоятельствах, сладость изречения в их чувствах, сила доводов в их остроумии. Удивляяся толико отменным в слове мужам, и раздробляя их речи, хладнокровные критики думали, что можно начертать правила остроумию и воображению, думали, что путь к прелестям проложить можно томными предписаниями. Сие есть начало риторики. Ломоносов следуя незамечая того, своему воображению исправившемуся беседою с древними писателями, думал так же, что может сообщить согражданам своим, жар душу его исполнявший. И хотя он тщетный в сём предприял труд, но примеры приводимые им для подкрепления и объяснения его правил, могут несомненно руководствовать, пускающемуся в след славы, словесными науками стяжаемой.
Но если тщетной его был труд в преподавании правил тому, что более чувствовать должно нежели твердить; Ломоносов надежнейшия любящим Российское слово, оставил примеры в своих творениях. В них сосавшия уста сладости Цицероновы и Демосфеновы, разтворяются на велеречие. В них на каждой строке, на каждом препинании, на каждом слоге, по что не могу сказать при каждой букве, слышен стройной и согласной звон столь редкаго, столь мало подражаемаго, столь свойственнаго ему благогласия речи.
Прияв от природы право неоцененное действовать на своих совремянников, прияв от неё силу творения, поверженный в среду народныя толщи, великий муж действует на оную, но и не в одинаком всегда направлении. Подобен силам естественным действующим от средоточия, которыя простирая действие своё во все точки окружности, деятельность свою присну везде соделовают. Тако и Ломоносов действуя на сограждан своих разнообразно, разнообразныя отверзал общему уму стези на познании. Повлекши его за собою во след, разплетая запутанный язык на велеречие и благогласие, неоставил его при тощем без мыслей източнике словесности. Воображению вещал: лети в безпредельность мечтаний и возможности, собери яркие цветы одушевленнаго, и вождаяся вкусом украшай оными самую неосязательность. И сё паки, гремевшая на Олимпических играх Пиндарова труба, возгласила хвалу всевышняго во след Псальмопевца.
На ней возвестил Ломоносов величие предвечнаго, возседающаго на крыле ветренней, предшествуемаго громом и молниею, и в солнце являя смертным свою существенность, жизнь. Умеряя глас трубы Пиндаровой, на ней же он воспел бренность человека и близкой предел его понятий. В бездне миров безпредельной, как в морских волнах малейшая песчинка, как во льде нетающем николи, искра едва блестящая, в свирепейшем вихре как прах тоньчайший, что есть разум человеческий? — Сё ты о Ломоносов, одежда моя тебя не сокроет.
Не завидую тебе, что следуя общему обычаю ласкати царям, нередко недостойнным нетокмо похвалы стройным гласом воспетой, но ниже гудочнаго бряцания; ты льстил похвалою в стихах Елисавете. И если бы можно было без уязвления истинны и потомства, простил бы я то тебе ради признательныя твоея души ко благодеяниям. Но позавидует, немогущий во след тебе ити писатель Оды, позавидует прелестной картине народнаго спокойствия и тишины, сей сильной ограды градов и сел, царств и Царей утешения; позавидует безчисленным красотам твоего слова; и если удастся когда либо достигнуть непрерывнаго твоего в стихах благогласия, но доселе неудалося ещё никому. И пускай удастся всякому превзойти тебя своим сладкопением, пускай потомкам нашим покажешся ты нестроен в мыслях, неизбыточен в существенности твоих стихов!…. Но возри: в пространном ристалище, коего конца око недосязает, среди толпящейся многочисленности, на возглавии, впереди всех, сё врата отверзающ к ристалищу, сё ты. Прославиться всяк может подвигами, но ты был первый. Самому всесильному нельзя отъять у тебя того, что дал. Родил он тебя прежде других, родил тебя в вожди, и слава твоя есть слава вождя. О! вы доселе безплодно трудившиеся над познанием существенности души, и как сия действует на телесность нашу, сё трудная вам предлежит задача на испытание.
Вещайте, как душа действует на душу, какая есть связь между умами? Если знаем, как тело действует на тело прикосновением, поведайте, как неосязаемое действует на неосязаемое, производя вещественность; или какое между безвещественностей есть прикосновение. Что оно существует, то знаете. Но если ведаете, какое действие разум великаго мужа имеет над общим разумом, то ведайте ещё, что великий муж может родить великаго мужа; и сё венец твой победоносный. О! Ломоносов, ты произвёл Сумарокова».
Радищев А.Н., Путешествие из Петербурга в Москву, М., «Эксмо», 2006 г., с. 235-238.
Мемориальная доска Александру Сумарокову, Санкт-Петербург
Мемориальные доски артистам театра, Памятные доски писателям
russianmonuments 4 комментария
Не знаю почему, но я всегда любил Александра Сумарокова. Для нерусского знатока русской литературы Сумароков — один из тех писателей, которых зубришь перед устными экзаменами. Его не изучали ни на каких занятиях и семинарах — они были посвящены Пастернакам, Толстым, Достоевским, Пушкиным, Гоголям. Сумароковы и другие писатели XVIII века? Их никто не учил. Но аспиранта там не для того, чтобы его учили. Аспирант должен учиться. Так что вы делаете это самостоятельно. Вы неделю читаете Василия Тредиаковского, несколько дней читаете Михаила Ломоносова.
Студент, мнящий себя кем-то вроде знатока драмы и театра, когда-нибудь прочитает все трагедии Владислава Озерова (на самом деле любящего Фингала ). Вы планируете прочитать все пьесы Екатерины Великой, но в итоге признаете, что вам это, вероятно, не нужно. Вы читаете Василия Капниста и безумно любите Chicanery , недоумевая, какого черта никто не взялся за это 200 лет. Вы более чем знакомитесь с Яковом Княжниным и Александром Аблесимовым (что вознаграждает вас спустя десятилетия в Москве, когда вы видите постановки в двух разных театрах по произведениям этих писателей). Вы читаете Михаила Хераскова, но не помните его. Вы любите Дениса Фонвизина, особенно его The Brigadier , хотя все пытаются вам сказать, что его The Minor — его главная игра — койка. Вы с удовольствием читаете комедии Александра Шаховского, хотя и близко не читаете все 100 его пьес — на самом деле, наверное, выручаете, не дойдя до 10-процентной отметки. Но вы восхищаетесь его умением перевернуть шуточную фразу.
Другими словами, вы читаете сами себя глупо, практически без чьего-либо обучения. О, есть горстка книг, в которых на словах упоминается ранняя русская драматургия. Вы читаете их, и у вас мало что получается. Так что это марафонское чтение очень старых пьес, до которых веками никто не заботился (за редким исключением, natch), действительно ставит вас в тупик. Это либо тонуть, либо плыть, и вы никому не признаетесь, что тонете так же часто, как плывете.
А вот и Александр Сумароков. Человек не пользуется большим уважением. Другие писатели смеются над ним. Критики и историки говорят вам, что он не был хорошим писателем. Д. С. Мирский, один из упомянутых мною фундаментальных историков, писал, что «литературная ценность» сумароковских пьес «невелика» и что они «пахнут переводом». Эх. Казалось бы, никто не говорил с Мирским о народной традиции. Ну, разве что Сумароков вряд ли был народным…
Как бы то ни было, Сумароков у меня всегда был слабоват. Если ему кто-то не нравился (а ему не нравились многие люди), он садился и писал пьесу с нападками на них, как делал в довольно забавном 9-м эпизоде.0010 Tresotinius , пародировавший Тредиаковского. Сумароков не сомневался в своем месте в истории русской литературы середины XVIII века: он был ее величайшей и влиятельнейшей звездой. На самом деле он действительно им был, по крайней мере, до появления Гаврила Державина, а затем и Александра Пушкина. После этого Сумароков как бы упал со стола. Но у человека был характер, у него была наглость, и у него был немалый талант. Просто вы пытаетесь собрать в себе влияния и стили, и надежды, и чаяния целого народа, не имеющего литературных традиций, если только вас не зовут Пушкин. .. Но и у Пушкина, конечно, были все писатели, о которых я уже упоминал, от которых можно было отталкиваться. У Сумарокова почти ничего не было. Итак, когда он принес «Гамлет » и «Макбет » в русский канон — даже если он упрощал и усложнял их — он ставил вехи для будущего русской культуры. Вдобавок ко всему, Сумароков был одним из первых крупных российских издателей, редактором влиятельного журнала Деловая пчела или Промышленная пчела , смотря как перевести. Он писал стихи, эссе, участвовал в социальных и политических дискуссиях (в некоторой степени) и был всесторонним — будем честными, давайте отдадим ему должное — человеком эпохи Возрождения.
Сумароков родился 25 ноября 1717 г., а умер 12 октября 1777 г. (по современным датам григорианского календаря). Согласно хронологическому, но неполному «Избранным произведениям А. П. Сумарокова», свои первые стихи он написал около 1739 года. Он писал не менее 25 различных поэтических жанров, в том числе балладу, оду, мадригалы, переводы, послания, эклоги, идиллии, элегии, сонеты и многие другие. В этом далеко не полном источнике 268 произведений. (Список включает некоторые трагедии и переводы, но не включает его публицистика, эссе, 12 комедий или его переработок Шекспира.) Но есть серьезная проблема с подсчетом и исследованием полного литературного творчества Сумарокова, поскольку весь его архив был утерян. . У нас нет ничего, кроме опубликованных текстов, к которым можно вернуться. Более того, к моменту его смерти о нем уже практически никто не заботился. Он был нищим, нелюбимым, неуважаемым, на самом деле о нем никто даже не думал. Его похоронили на кладбище Донского монастыря в Москве, но и его могила со временем была утеряна. В его честь в 19 г.51, но размещение этой плиты (которую я помню, как увидел и резко остановился, как если бы увидел привидение) не имеет ничего общего с местонахождением его останков. Когда Сумароков умер, у него не осталось денег на похороны, поэтому некоторые московские актеры собрали сбор и покрыли расходы. Это был классический случай превращения богатства в нищету.
Последний раз, когда я был в Санкт-Петербурге несколько лет назад, я пять дней бродил по городу с огромным списком адресов в руках. Одним из них был Большой проспект, 31 на Васильевском острове. Исследования показали, что там была мемориальная доска в честь Сумарокова. Действительно был, и вот что на нем написано: «На этом участке находился дом, в котором проживал с 1765 по 1769 г., писатель, поэт, драматург, крупный театральный деятель Александр Петрович Сумароков».
Итак, на что мы смотрим, когда стоим на углу этой улицы и читаем слова на мемориальной доске в честь великого человека? Ничего такого. Практически ничего. Если только мы не заглянем в катакомбы собственных воспоминаний и мыслей. Стоя здесь, я не чувствовал ни озноба, ни мистического магнетизма, ни чувства дежавю. Я пытался. Я искал это. Я чувствовал это. Его там не было. Здание, которое сейчас стоит здесь, не имеет ничего общего ни с Сумароковым, ни с его временами, оно появилось намного, намного позже. Улицы здесь, люди, стоящие вокруг или проходящие мимо, — все это не имеет никакого отношения к Сумарокову. Никто не остановился, чтобы посмотреть на табличку, всем было наплевать. Даже когда я его поставил и начал фотографировать с одной и с другой стороны. Обычно этого достаточно, чтобы вызвать любопытство хотя бы у некоторых прохожих. Не здесь. Не это место. Эти местные жители уже знали: здесь нам ничего не нужно знать.
Судьба — это индейка, как говорят русские. Я понятия не имею, откуда взялась эта фраза. Но это тот, который вы можете хорошо, трудно прочувствовать. Особенно, когда вдумываешься в жизнь и творчество Александра Сумарокова, а потом вдумываешься в то, как мир отвернулся от него к моменту его смерти, а потом просто забыл о нем.
Однако, чтобы не топиться в собственных слезах, порадуемся, что в маленьком Человеческом Театре в Москве недавно открылся спектакль под названием (Сумароков) Гамлет . Возможно, это первая постановка некогда великого писателя за 200 лет. Хорошо Владимиру Скворцову, который поставил. Мужчина по моему сердцу. Да здравствует память Александра Сумарокова.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Александр АблесимовАлександр ПушкинАлександр СумароковДенис ФонвизинДС МирскийМихаил ХерасковМихаил ЛомоносовВасилий ТредиаковскийВладимир СкворцовВладислав ОзеровЯков Княжнин
Искать:
Введите адрес электронной почты, чтобы подписаться на этот блог и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Присоединяйтесь к 115 другим подписчикам
Следите за русской культурой в Достопримечательности на WordPress.com
Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.
Русская культура: чтение (недели 1-5)
Возврат
на главную страницу русской культуры профессора Квалина
15 января: Введение/Что такое культура?/Что такое Россия?
Документ для размышлений 1 (до 24 января): Что для вас значит слово «культура»? Как
могли бы вы подытожить американскую культуру или любую другую культуру, с которой вы знакомы
с? Возможно ли это сделать? Что представляют собой представления о русской культуре
вы пришли на этот курс?17 января: География/язык России
22 января: Русское Православие
27 января: Киевская Русь/Русское Православие
Церковь
- Краткая история Киевской Руси
- Дополнительное чтение
- »
«Поручение Владимира Мономаха»- «Слово о Игореве»
- «У Илариона»
Слово о законе и благодати»- «Российский
Обращение в христианство» Ссылка на выдержки из Первой Хроники .29 января: Москва вите Россия
- Переписка князя Курбского с Иваном Грозным
- Выписки из «Домостроя»
- Выдержки из «Уложения»
31 января: иконки
3 февраля: Архитектура и культура Москвы
- «Житие Сергия»
г. Радонеж»- Молитва на жизнь и кончину великого князя Дмитрия Ивановича» доступна на доске
- «Белый капюшон» доступно на доске
- «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».
- «Суд Шемяки» доступно на доске
Русские народные сказки Воспользуйтесь ссылками, чтобы прочитать
следующие сказки: Морозко, Царевна-лягушка, Золотая
Рыбка, Аленушка, Баба Яга, Илья
Муром и
Сказка про Ивана и Серого Волка5 февраля Города России
- «Садко» в наличии на Классная доска
Реферативная работа 2: (срок сдачи: 1 октября) Какова роль русского православия в
Церковь в России сравнивают с ролью религий в США? Что это
взаимоотношения РПЦ с другими религиозными организациями в
Россия? Какая связь между РПЦ и светскими
организации в России?
7 фев. Смутное время/Раскол в Русской Православной Церкви
- Выдержки из автобиографии Аввакума на доске.
10 февраля Петр Великий
12 февраля Санкт-Петербург/Восток встречается с Западом
14 февраля Екатерина Великая
Документ для размышления 3: (Срок выполнения уточняется) Что означает «вестернизация», когда мы говорим о
Реформы Петра I и Екатерины II? Каковы некоторые из
элементы русской культуры, которые считались незападными? Как
вестернизация затрагивает различные этнические и религиозные меньшинства в
Российская империя? Реформы Петра обычно обсуждаются в
положительные условия. Можете ли вы подумать о каких-либо негативных последствиях его
вестернизация России?
17 февраля Русское «Просвещение» 1700-х годов.