Служба в честь покрова пресвятой богородицы: Покров Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме

Разное

Покров Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме

Текст службы Покрова Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника.

О великое заступление печальным еси, Богородице Чистая, скорая помощнице, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источниче, миру покров, воспоем, вернии, светлый омофор Ея хваляще неизреченно: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. [Дважды.]

Дивный прорече Исаиа: будет бо, рече, в последняя дни яве гора Господня, и дом Господень верху горы, увидехом же, Владычице, о Тебе истинное сбытие, горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников. Тем весело вопием Ти: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость.

О чудное украшение всем верным еси! Пророческое истинное сбытие, апостолом слава, и мучеником удобрение: девству похвала, и всему миру предивный покров: покрый, Владычице, омофором милости Твоея императора и вся люди, вопиющия: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость.

Яко богонасажденный рай, и место животнаго древа, напаяемо Духом Святым, Тебе, Богородице, сведуще, Творца всех рождшую, животным хлебом верныя питающа. Емуже о нас со Предтечею молися, честным омофором покрывающи императора и люди от всякия напасти. [Дважды.]

Освящается небо и земля, Церковь же светится, и людие вси веселятся: се бо Мати Божия, со ангельскими воинствы, с Предтечею и Богословом, с пророки же и апостолы, невидимо вшедши, за христианы молится Христу, помиловати град и люди, славящия Тоя Покрова праздник.

Доброту Тя Иаковлю, и лествицу небесную, по нейже Господь сниде на землю: тех же тогда образи Твою честь и славу, Богородице, проявляху, Тя рождшую Бога всех блажат небеснии ангели, и земнии человецы, яко за весь мир молишися, покрывающи милостию, Твой честный совершающих праздник.

Срадуются с нами умная вся чиноначалия, духовно совокупльше чувственный лик, видяще Царицу и Владычицу всех, многоименне верными славиму: радуются же и дуси праведных, сущии зрителие видения, на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руце, просящу умирения миру, и царем державы и утверждения, и спасения душ наших.

Бытия чтение. [Глава 28.]

Изыде Иаков от студенца клятвеннаго, и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце: и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном, и сон виде: И се лествица утверждена на земли, e яже глава досязаше до небес, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море, и Ливу, и север, и на востоки: и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши: и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко e сть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная.

Прoрочества Иезекиилева чтение. [Главы 43 и 44.]

Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо храму: и видех, и се исполнь славы храм Господень.

Притчей чтение. [Глава 9.]

П ремудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будите, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.

 

Наста днесь пресветлый праздник, Пречистая Дево, честнаго Твоего Покрова. Паче солнца освещаеши люди, верою от чиста сердца Тебе истинную Матерь Божию исповедающия, и Сыну Твоему вопиющия: Христе Боже, молитвами Приснодевы, чисто и без истления рождшия Тя, не предаждь врагом ратующим Твое достояние, но яко милостив спаси в мире души наша.

Глас 4: Хваление Тебе еже по достоянию людие Сына Твоего, Пречистая Владычице, желающе воспети, но не возмогут. Всегда бо всех верных заступаеши, и покрываеши честным Твоим покровом, и молишися спастися всем, верою Тебе, чистую и истинную Богородицу, почитающим.

Глас 2: Пренепорочную всех Царицу Пречистую Деву сошедшеся, вернии, днесь ублажим Матерь Христа Бога: присно бо к Сыну руце милостивно простирает, Юже и предивный Андрей виде на воздусе, честным Своим покровом люди покрывающую, и Той умильно возопиим: радуйся, покрове и заступление, и спасение душам нашим.

Смысл очистивше и ум, со ангелы и мы торжествуем, светло начинающе Давидскую песнь Отроковице, Невесте всех Царя Христа Бога нашего, воскресни, Господи, глаголюще, в покой Твой, Ты, и кивот святыни Твоея: яко бо палату красну Сию украсив, и причте Ю граду Твоему, Владыко, строити и покрывати от сопостатных поган державною силою Твоею, молитвами Ея.

Яко всех вышши сущи небесных и земных, херувим славнейши, и всея твари честнейши, Тебе заступницу и покров державен христианскому роду Христос дарова, покрывати и спасати люди согрешшия, к Тебе притекающия. Темже прибежище всем, Тебе воспеваем, Владычице, и честный праздник Твоего Покрова празднуем светло, Христа моляще даровати нам велию милость.

Стих: Слыши, Дщи и виждь, и приклони ухо Твое.

Глас 5: Воспоим, людие, светло Давидскую песнь Отроковице Невесте Божии, Матери всех Царя Христа: предста Царица одесную Тебе, Владыко, рясны златыми одеяна, и преукрашена божественными лепотами: Сию бо избранную в женах, паче всего мира удобрив, благоизволи родитися от Нея, великия ради милости: и Сию помощницу людем Своим дарова, строити и покрывати от всякия беды рабы Своя, едину благословенную.

Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

Глас 7: Гора еси велика и преславна, паче горы Синайския, Богородице: она бо не терпящи снития славы Божия во образех и сенех, огнем возгарашеся, и громи и молния тамо быша. Ты же всего в Себе Божественнаго огня суща, Божия Слова во чреве неопально носила еси, манием носящаго вся: и матерне дерзновение к Нему имущи, помози, Владычице, верно празднующим Твой честный праздник, и не забуди милостивно посещающи: прияла бо еси от Бога дар строити и покрывати христоименитое Твое стадо, рабы Твоя.

Яко венцем пресветлым, Всечистая Богородице, Покровом Твоим честным Церковь Божия приодеяся: и светится радующися днесь, и тайно ликовствует, Владычице, вопиющи Тебе: радуйся, одеяние честное, и венче Божия славы: радуйся, едина славы совершение, и вечное веселие: радуйся, к Тебе притекающим пристанище и избавление и спасение наше.

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

 

Божественными сиянии ангельских воинств обступаема, и с чинми пророк и апостол, честно службу приемлющи, яко Мати Божия, посети нас Твоих раб, молящи Христа Бога нашего, даровати нам велию милость.

Безпомощным крепость, Ты воистинну Пречистая Богомати, отсюду смиреннии Тобою возвышаемся, о Тебе высоце держимся: всем Ты еси покров и к Богу ходатаица.

Яко древняго воистинну пречестнее кивота, Твой пречестный омофор, паче илектра просвещаяся, невещественне, но духовне нетленными Твоими пречистыми руками простираемь, соблюдает милостивно чествующих благоукрашенный праздник Твоего Покрова, Владычице, воньже сошедшеся усердно празднуем.

Степенна: 1-й антифон 4-го гласа.

Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Лицу Твоему помолятся: Всякое дыхание:

Воставши Мариамь, иде в горняя со тщанием, во град Иудов:

Вставши Мария, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,

И вниде в дом Захариин и целова Елисаветь.

И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

И бысть яко услыша Елисаветь целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисаветь,

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа,

И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего:

И воскликнула громким голосом, и сказала: благословена Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?

И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем:

Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем;

И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа.

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

И рече Мариамь: величит душа Моя Господа,

И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

И возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем:

И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

Яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди:

Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его.

Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его.

Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой.

Пребыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом свой.

Псалом 50. Слава: Молитвами Богородицы: И ныне, тойже: Помилуй мя, Боже:

Срадуются с нами умная вся чиноначалия, духовно совокупльше чувственный лик, видяще Царицу и Владычицу всех, многоименне верными славиму, радуются же и дуси праведных, сущии зрителие видения, на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руце, просящи умирения миру, и царем державы и утверждения, и спасения душ наших.

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса.

С чинми святых ангел, и с соборы пророк и апостол, в славе велицей, яко Мати Божия днесь в церковь вшедши за христианы молишися, от напасти и печали избавляеши вся, покрывающи Твоею милостию.

Скинию Тя Моисей, и жезл Ааронов именова: Ты бо животное древо Христа процвела еси, к Немуже дерзновение имущи, за ны чествующия Тя, Царице, помолися избавити нас от всякаго зла: да Твоего Покрова праздник славим.

Не яко пред кивотом древле собрав Давид лики, играет: но паче ныне с чинми святых пред Тобою текуще в церковь, Тебе кланяющеся глаголют: моли за чествующия Тя люди, да Твой славяще Покров, честно празднуем.

Поют Тя, Богородице, ангельстии чини, и славят патриарси со святители, пред лицем Ти текуще в церковь. С нимиже Тя тогда святый Андрей виде за ны грешныя к Богу молящуюся помиловати люди, славящия Твоего Покрова праздник.

Катавасиа, ирмос тойже.

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный источниче, лик себе совокупльшия духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Клас прозябшая Божественный, яко нива неоранная яве радуйся, одушевленная трапезо, хлеб животный вмещшая. Радуйся животныя воды источниче неистощимый, Владычице.

Твои раби, Владычице, в церкви Твоей верою предстояще, Твоея ожидаем милости: посети наше смирение, и Твоим святым Покровом защити императора и люди от всякаго зла.

Многоименитая Дево, пророки проображена честно, иже Тебе ныне со ангелы служат, с нимиже о нас к Богу молися, да Твоего Покрова святый день радующеся вси светло празднуем.

Гедеон Тя руно прообрази, на Тя бо яко роса Христос Бог сниде, к Немуже, Богородице, молися, победу дати императору нашему на враги, да яко мадиамы низложив, прославит святый Твой праздник.

Паче солнечных луч, Твоим блистающим омофором, освещаеши Церковь и люди, и тьму грехов наших отгониши посещением Твоим, Богородице, к Сыну Твоему и Богу за ны молящися.

Теплая предстательнице и непобедимая, упование известное и непостыдное, стено и покрове и пристанище прибегающим к Тебе, Приснодево Чистая, Сына Твоего и Бога моли со ангелы, умирение дати миру, и спасение, и велию милость.

Ирмос: Седяй в славе на престоле Божества, во облаце легце прииде Иисус Пребожественный, нетленною дланию, и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Во гласех пений, Дево, Тебе вопием Всепетая: радуйся, тучная горо и усыренная Духом. Радуйся, свещниче, и стамно манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства.

Паче Аароня кивота, всю Тя Бог освятил есть Духом, Богородице, Святым, и ангелом служити Тебе повеле, с нимиже за град и люди молися, Твой славящих честный праздник.

Прииди ныне в славе в Твою, Богородице, церковь, с соборы всех святых, якоже иногда Тя святый Андрей виде на воздусе светле за христианы молящуюся, и подаждь нам Твою милость.

Укрепи, Владычице, славящаго Тя императора нашего на противныя враги, яко Давида на Голиафа, да Тебе веселящеся вопием: радуйся, покрове святый, и заступнице граду нашему.

Тебе припадаем, Госпоже, верою, и покланяющеся благодарно вопием Ти: радуйся, Богоблагодатная Дево, покрове и ограждение наше, и помощнице в беде сущим, спаси нас к Тебе прибегающих, на Тя бо надеемся.

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога, и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Одр Тя древле Соломон написа, и ложницу Небеснаго Царя, обступаему серафимы, еже о Тебе речеся, Богородице. Тем Тя ныне молим, Мати Божия Всесвятая: покрый нас от всех бед.

Тебе ангелов старейшины, и честнии пророцы со апостолы, яко Матери Божии, честно служат, видяще Тя за мир молитву творящу: Твоя же прошения послушав Господь, спасает град и люди на Тя надеющияся.

Великий Тя во пророцех Исаиа прорече, глаголя Бога родити неискусобрачно: Ты бо, Чистая Марие, святейши всех была еси, Бога бо во утробе и на руку носила еси. Емуже за ны молися, Твоим осеняющи покровом верою Тя славящих.

Духовными паряще крилы, святых собори тайно приидоша Тебе послужити, Богородице, видяще Тя на легце облаце славы, ко Спасу Христу молящуюся, подати победу императору нашему, погубити воюющих нас.

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, богомудрии Богоматере, приидите руками восплещим от Нея рождшагося Бога славим.

Иерее богомудрии, в церкви Твоей с людьми благочестивыми предстояще, Твоея ожидают, Богородице, милости: премени на радость нашу печаль, радость бо родила еси, всех человеков грехи Отпустившаго.

Тебе вся земля дары приносит, яко Царице Божии Матери: царие и князи кланяются, и людие вси веселятся, покрываеми от всякаго зла Твоими, Богородице, молитвами.

Гору Тя велику Даниил пронаписа: из Тебе бо без семене родися Христос, и сокруши всю демонскую лесть, и всю Своея веры исполни землю, к Немуже за ны, Богородице, молися, славящия Твоего Покрова праздник.

Ангельский глас взываем Ти, Пречистая: радуйся престоле Божий, на немже Иезекииль виде Господа, в подобии человека носима херувимы. С нимиже за ны, Богородице, молися, да спасет души наша.

Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Икос: Тоя преславных чудес приидите, людие, насладимся: Сею бо Адам от тли избавися, Та бо и ковчег, не Ноем но Богом сотворен бысть. Древле убо Моисей в купине огненней Бога видети не возможе: ныне же от Тоя рождшагося вся земля знает Сына Божия, к Немуже за ны молится. Сего ради прославляем Ю, яко Божию Матерь: нас бо ради Богородица молит Превечнаго Бога.

Ирмос: Не послужиша твари богомудрии паче Создавшаго, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся поюще: препетый отцев Господь и Бог благословен еси.

Неисписанная многими пророки, несведома же бысть, Дево, небесными служащими Богу ангелы: ныне же вси вемы Тя Богородицу, и Твоея требуем помощи и заступления, благословенная.

Гора усыренная Духом, юже Аввакум виде, точащу верным целебную сладость, Богородице Дево, исцели ны, Сыну Твоему вопиющия: благословен Бог отец наших.

Преклонивый небеса, в Тя Дево вселися, и ныне на молитву Твою зрит, Богородице Чистая, Твое Царице исполняя прошение: Емуже за ны усердно помолися, на Тя бо надеемся, благословенная.

Творче Спасе наш Христе Боже, приими молитву Твоея Матере, юже Тебе за ны грешныя приносит, да Тебе радующеся поем: препетый отец наших Боже благословен еси.

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи, Рождество Богородичо спасло есть: тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте дела, и превозносите Его во вся веки.

С чинми ангел Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы, и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия.

Гордыню и шатания низложи и советы неправедных князей разори, зачинающих рати погуби, о Божия Мати Царице всечестная: и благочестиваго императора нашего рог возвыси, да Твой праздник славим, Пречистая Богородице Дево, зовуще: Господа воспевайте дела, и превозносите Его во вся веки.

Усты приносяще Тебе пение, и душею верно покланяемся: ибо внутрь сердца наша горят. Мати Божия Пречистая, помилуй нас молящихся Тебе, и Господа воспевающих, и превозносящих Его во вся веки.

Многими отягчихся грехи, недоумею по достоянию написати Твоего Покрова, Богородице, похвалы: но яко Мати Божия украси Твой праздник чудесы, да вси радующеся поем Господа, и превозносим Его во вся веки.

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется Духом просвещаемь, да торжествует же безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Высокий Царю, со Отцем седяй и от серафим воспеваемый, призри на молитву Матерню, юже Тебе за ны грешныя приносит, и очисти грехи наша, спаси град, и люди умножи: даждь императору здравие телесе, и на поганыя победы, молитвами Рождшия Тя.

Ангельский глас вопием Тебе, Дево Богоизбранная: радуйся, Яже Адама паки в рай введшая. Радуйся, демоны прогоняющи Твоим именем. Радуйся, надежде христиан. Радуйся, освящение душ. Радуйся, хранительнице града нашего.

Помяни нас во твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших. Покрый нас от всякаго зла и лютых напастей: на Тя бо уповаем, и Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем.

Дар от Бога прияла еси яко Мати Божия, всех христиан недуги исцеляти, и от бед избавляти, и грехи отпущати, и от пленения спасати, и всякия нужды. Но и нас не презри, Госпоже: веси бо ихже требуем, здравия телесем, и душам спасения.

О Пресвятая Госпоже Дево Богородице, покрый нас чудесным Твоим омофором, сохраняя императора и люди от всякаго зла, якоже Тя пречудный Андрей виде во Влахернстей церкви молящуюся: и ныне нам, Госпоже, посли великую Твою милость. [Трижды.]

Тебе припадаем Госпоже, умильно кланяющеся молим Тя: радуйся Богоблаженная Владычице многоименитая Дево, пророки проображенная честно: в Тя бо яко роса Христос Бог сниде, и родила еси браконеискусная Чистая, и на руку носила еси всех Творца и Господа. Емуже ныне о нас молися славящих верно Твоего Покрова праздник. [Дважды.]

Поют Тя, Дево Богородице, ангельстии чини и славят патриарси со архиереи, и святии апостоли, яко Матери Божии честно служат Тебе, видяще Тя за мир молитву творящую, ко Спасу всех Христу Богу. Емуже помолися, избавити град и люди, славящия Тя верно, и Твоего Покрова праздник чествующия.

Паче Аароня кивота, всю Тя Бог освяти, Духом Богородице Святым: и паче солнечных луч Твоим светящимся омофором освещаеши Церковь и люди и тьму грехов наших отгоняеши: избавляеши же от бед и скорбей верою чествующия Твоего честнаго Покрова праздник.

Яко виде Тя пречудный Андрей на воздусе, со архангельским множеством, со апостолы и пророки, и множеством мученков, Сыну Твоему и Богу нашему о граде и людех молящуюся, Владычице, и честным Твоим покровом покрывающую: не оскудей и ныне, Пречистая, спасти изрядное достояние Твоего Сына, пречестный праздник Твой празднующее, многопетая.

 

блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я: Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа: Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея:

Братие, имеяше первая скиния оправдания службы, святое же людское:

Братья, первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:

Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светильник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая.

Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое».

По вторей же завесе скиния глаголемая Святая святых,

За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых»,

Злату имущи кадильницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета:

Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,

Превышше же eго херувими славы, осеняющии oлтарь: о нихже не леть ныне глаголати подробну.

А над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.

Сим же тако устроeным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе:

При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;

Во вторую же eдиною в лето eдин архиерей, не без крове, юже приносит за себе и о людских невежествиих.

А во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Аллилуиа, глас 8: Слыши, Дщи, и виждь: Стих: Лицу Твоему помолятся:

Во время оно, вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой:

Во время оно, пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

И сестра ей бе нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его.

У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет.

Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе,

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

Едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отымется от нея.

А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал.

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

Он же рече: темже убо блажени слышащие слово Божие и хранящии е.

А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Причастен: Чашу спасения:

Текст службы приводится по материалам сайта pravoslavnyi.narod. ru

 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Расписание богослужений храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ноябрь 2022 года
1вторникПрор. Ио́иля. Мч. Уа́ра и с ним семи учителей христианскихЛитургия08-00прот.Георгий
Вечерня, утреня18-00иер.Алексий
2средаВмч. Арте́мия. Прав. Арте́мия ВеркольскогоЛитургия08-00иер. Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня18-00иер.Иоанн, д.Николай
3четвергПрп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нскогоЛитургия08-00иер.Иоанн, д.Николай
Всенощное бдение, исповедь18-00Весь причт
прот.Георгий
4пятницаПразднование Казанской иконе Божией МатериЛитургия
Исповедь
07-00иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Парастас18-00Весь причт
5субботаДимитриевская родительская суббота. Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти. Поминовение усопшихЛитургия
Исповедь
07-00иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Всенощное бдение, исповедь18-00Весь причт
иер.Алексий
6воскре-сеньеНеделя 21-по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Арефы и с ним 4 299 мучениковЛитургия
Исповедь
07-00прот.Георгий
Иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Покрову17-00иер.Иоанн
7поне-дельникМчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фыЛитургия08-00иер.Иоанн
Вечерня, утреня18-00иер.Алексий
8вторникВмч. Дими́трия Солу́нскогоЛитургия08-00иер.Алексий
Вечерня, утреня18-00прот.Олег
9средаМч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сцаЛитургия08-00прот.Олег
Вечерня, утреня18-00прот.Георгий
10четвергМчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́наЛитургия08-00прот.Георгий
Вечерня, утреня18-00иер.Николай
11пятницаПрмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия затворникаЛитургия08-00иер.Николай
Вечерня, утреня18-00прот.Валентин
12субботаСщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́иЛитургия08-00прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь18-00Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
13воскре-сеньеНеделя 22-по Пятидесятнице. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. ЕпимахаЛитургия
Исповедь
07-00иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00прот. Валентин
пом.: иер.Алексий
Утреня. Акафист Прп. Сергию17-00иер.Николай
14поне-дельникБессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йскихЛитургия08-00иер.Николай
Вечерня, утреня18-00иер.Александр
15вторникМчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония и иже с нимиЛитургия08-00иер.Александр
Вечерня, утреня18-00иер.Алексий
16средаМчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала́ диаконаЛитургия08-00иер.Алексий
Вечерня, утреня18-00прот.Олег
17четвергПрп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея Литургия08-00прот.Олег
Вечерня, утреня18-00прот.Георгий
18пятницаМчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хонаЛитургия08-00прот.Георгий
Вечерня, утреня18-00прот.Валентин
19субботаСвт. Павла. Прп. Варлаа́ма. Свт. Ге́рмана. Свт. Германа, архиеп. КазанскогоЛитургия08-00прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь18-00Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
20воскре-сеньеНеделя 23-по Пятидесятнице. Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря Галиси́йскогоЛитургия
Исповедь
07-00иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00прот.Валентин
пом.: Весь причт
Всенощное бдение18-00прот.Валентин
21поне-дельникСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотныхЛитургия08-00прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Вечерня, утреня18-00иер.Николай
22вторникМчч. Ониси́фора и Порфи́рияЛитургия08-00иер.Николай
Вечерня, утреня18-00иер.Алексий
23средаАпп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на и иже с нимиЛитургия08-00иер.Алексий
Вечерня, утреня18-00прот.Георгий
24четвергМчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́дыЛитургия08-00прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня18-00иер.Иоанн, д.Николай
25пятницаСвт. Иоанна. Прп. Ни́ла. Блж. ИоаннаЛитургия08-00иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня18-00прот.Валентин, д.Николай
26субботаСвт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. КонстантинопольскогоЛитургия08-00прот.Валентин, д. Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь18-00Весь причт
иер.Иоанн, иер.Алексий
27воскре-сеньеНеделя 24-по Пятидесятнице. Ап. Фили́ппа. Свт. Григория Паламы. Заговенье на Рождественский (Филиппов) постЛитургия
Исповедь
07-00прот.Георгий
иер.Иоанн, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Спасителю17-00прот.Георгий
28поне-дельникМчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского постаЛитургия08-00прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня18-00прот. Олег
29вторникАп. и евангелиста Матфе́яЛитургия08-00прот.Олег
Вечерня, утреня18-00иер.Александр
30средаСвт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йскогоЛитургия08-00иер.Александр
Вечерня, утреня18-00иер.Николай
1четвергМчч. Платона и РоманаЛитургия08-00иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня18-00иер.Иоанн, д.Николай
2пятницаПрор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. ФиларетаЛитургия08-00иер. Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня18-00прот.Валентин, д.Николай

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Византийский праздник Покрова Божией Матери

По юлианскому календарю сегодня 1 октября, а по византийскому обряду праздник, известный как «Покров (или «Покров») Пресвятой Богородицы ». Он особенно важен среди славян, отмечается как национальный праздник в Украине и официальный праздник в некоторых частях России и Беларуси. Литургически он соблюдается почти на одном уровне с группой больших праздников Господа нашего и Богородицы, известных как Двенадцать великих праздников, но без предпразднства или попразднства, византийских эквивалентов бдений и октав римского обряда.

В V веке византийская императрица св. Пульхерия построила в пригороде Константинополя Влахернах церковь, посвященную Деве Марии, которая позже была заключена в городские стены. Это станет самой важной святыней Марии в городе, и среди всех его церквей уступает по важности только Святой Софии. Говорят, что вскоре после его строительства двое жителей имперской столицы нашли ризу Девы Марии во время посещения Святой Земли, принесли ее обратно в город и поместили в этой церкви; там же находилась и древняя икона Богородицы, типа того, что ныне называется от нее Влахернитиссой. Более поздние писатели так часто рассказывают о чуде, которое происходило в церкви, что его стали называть «привычным чудом». Эта традиция проникла на Запад и записана в рубриках Сарумского Миссала как объяснение обычая проводить мессу в честь Богородицы каждую субботу.

«В одной церкви города Константинополя находился образ Пресвятой Богородицы, перед которым висела пелена, закрывавшая весь образ. Но в пятницу после вечерни эта завеса сошла с образа, и никто ее не двигал, одним чудом Божиим, как бы вознесенная на небо, чтобы образ был вполне виден. После того как в субботу была отслужена вечерня, пелена снова опускалась перед образом и оставалась там до следующей пятницы. Как только это чудо было увидено, было постановлено, чтобы этот день всегда праздновался в честь Девы Марии».

Несколько раз Влахернская Дева ходатайствовала, чтобы спасти Константинополь от различных нападений и осад; в 860 г. флот русов, еще не обращенных в христианство, был потоплен бурей, когда патриарх прикоснулся поясом Богородицы к водам Босфора.

Согласно традиционной легенде, в 910 году Константинополь снова был осажден то ли сарацинами, то ли русами. В ночь с пятницы на субботу во Влахернском храме совершалось особое всенощное бдение, чтобы еще раз умолить Богородицу о Ее заступничестве; при этом присутствовал «юродивый» по имени Андрей с учеником его по имени Епифаний, а также патриарх и царская семья. В самые ранние часы утра Андрею было видение, в котором купол храма разверзся, и в него сошла Богородица со многими ангелами и святыми, которые преклонили колени перед царскими вратами иконостаса и молились о все собравшиеся в церкви и все, кто просил у Ее Сына Ее защиты. Закончив молиться, Богородица сняла с себя покрывало и расстелила его на всех в церкви.

Одним из лучших образцов иконы к этому празднику является икона из Новгорода, одного из древнейших городов России, написанная ок. 1565. 

Общедоступное изображение из Викисклада.

В верхнем регистре Влахернская церковь представлена ​​в типично русском стиле, с тремя классическими луковичными главами. Вверху слева изображена конная статуя императора Юстиниана на колонне. Эта колонна и статуя стояли на западной стороне большой общественной площади в Константинополе, называемой Августеон, между собором Святой Софии и императорским дворцом, до 1515 года, когда они были разрушены османами. Два купола церкви, крыша, риза императора, серафимы, поддерживающие Христа, и архангел Михаил (слева) окрашены в красный цвет в соответствии с известной, хотя и архаичной теперь особенностью русского языка. , что слово «красни» означает и «красный», и «красивый».

Под Христом риза Богородицы, тоже красная, простерта над толпой в церкви архангелами Михаилом и Гавриилом; по обе стороны от Нее показаны различные чины Святых, все они стоят на облаках.

В нижнем регистре, в крайнем левом углу, видна императрица Феофано со своими приближенными; она была первой из четырех жен императора Льва VI «Мудрого» и почитается как святая на Востоке. (На самом деле она умерла в 897 году, а к 910 году Лео был в четвертом канонически незаконном браке.) Сам Лео стоит на приподнятой кафедре; обратите внимание, что и император, и императрица носят красные плащи. Далее следует группа дьяконов и иподьяконов, а с противоположной стороны группа священников в белом. Рядом с ними патриарх Евфимий I; служитель у основания кафедры держит посох. Крайний справа святой Андрей, очень похожий на Иоанна Крестителя, указывает Епифанию на Богородицу, спрашивая его, видит ли он Ее, на что тот отвечает: «Вижу, мой духовник».

Мужчина в середине нижнего регистра, в красном стихаре и перекрещенном епитрахеле, — один из великих гимнографов византийской литургии, святой Роман Песнопевец, живший в VI веке (ок. 490-556). Он включен сюда отчасти потому, что его праздник также приходится на 1 октября. Как и в случае со многими великими композиторами византийской литургии, значительное количество текстов было приписано ему неправильно или сомнительно; по традиции его долгое время считали автором одного из самых известных гимнов (точнее, сборника гимнов) в честь Девы Марии, известного как Акафист. (Сейчас ученые обычно относят его к более позднему периоду, чем период Романа.) Одна из доминирующих тем этой композиции — защита Богородицы; его вступительные слова: «Я, град Твой, яко избавленный от страшных дел, записываю Тебе, о Богородица, защитница моя и вождь, сии слова победы и благодарения; но Ты, как имеющий непобедимую силу, избавь меня от опасностей всякого рода, чтобы я мог взывать к Тебе: «Радуйся, незамужняя Невеста!»»

Славянский тропарь праздника: «Явлением Твоим, Богородице, охраняемая, ныне мы, благочестивые люди Твои, торжественно празднуем. На пречистую икону Твою взирая, усердно говорим: Защити нас святым покровом Твоим и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».

Пресвятой Богородицы

Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу
Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября (1-го по старому стилю) Русская Церковь торжественно и радостно празднует Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник любим русским православным народом. Он был основан в XII веке Русской Церковью, хотя исторической основой для него послужило поражение наших русских предков при нападении на столицу Византии Константинополь, которая была спасена заступничеством Богородицы.

Покровская.

Русская Церковь празднует событие, произошедшее в древности и на чужбине — далеком греческом городе Константинополе, более 1000 лет назад. Событие произошло во Влахернской церкви, в присутствии множества народа, хотя видели его только двое – блаженный юродивый Андрей и ученик его Епифаний. Оба они видели, как в храме явилась Царица неба и земли, молящаяся о мире и всех людях и благословляющая верующих Своим пресвятым покровом.

Кем был сей блаженный Андрей, избранник, которому Богородица явила Свой облик? В великом городе Константинополе святой Андрей казался бедным и подлым. Однако под покровом странностей он скрывал от всех свой светлый дух и свою благодатную мудрость. Святой Андрей был славянином по происхождению и в детстве был продан в рабство.

Возлюбленный своего хозяина, он получил прекрасное образование и проявил особые способности к чтению и письму; в результате он получил почетную должность писца. Однако врожденная мудрость побуждала его избегать земных почестей и погружаться в духовное созерцание. Следуя своему внутреннему порыву, он оставил мир под видом безумия, скрыв свои великие духовные дарования под нищенскими тряпками, и принял на себя духовный подвиг юродства, наряду с трудами поста, нищеты, бесприютности и постоянного молитва. Именно этого юродивого избрала Матерь Божия в свидетели Своего прихода во Влахернскую церковь. Она не выбрала ни патриарха, ни епископа, ни клирика, ни монаха; Она не выбрала ни царя, ни его вельмож, ни кого-либо из мудрых и ученых мужей, которыми славилась Византия; также Она не выбрала кого-либо из видных горожан города. Вместо этого Пресвятая Богородица избрала юродивого Андрея и даровала ему благодать быть свидетелем вместе с его благочестивым учеником Епифанием великого и страшного видения.

Это случилось в конце блаженной жизни Эндрю. Находясь на всенощном бдении во Влахерне, рано утром он увидел, как Божия Матерь входит в храм царскими вратами в окружении ангельского сонма и множества святых, поддерживаемого святителем Иоанном Крестителем и святой апостол Иоанн Богослов.

Когда Богородица подошла к амвону, святой Андрей спросил Епифания: Видишь ли ты Владычицу и Царицу мира? На что последний трепетно ​​ответил: «Вижу, отче, и благоговею».

Помолившись некоторое время, Пречистая сняла с головы Свое сверкающее, как молния, покрывало и расстелила его над людьми.

Отмечая этот праздник, Церковь празднует великое и радостное откровение божественного покровительства, распростершегося над миром, великой человеколюбия Божией Матери. Ибо не только во Влахернском храме Богородица слезно молилась тысячу лет назад, но Она молится за нас всегда до скончания века. И простиралось Ее честное покрывало не только на верующих, присутствовавших в то время в храме, но и на весь мир, на все человечество, и на всех нас, грешных, сияет спасительный Покров Божией Матери.

Богородица – Посредница между землей и небом, Заступница мира пред престолом славы Божией. Не покинут мир в своей печали, не одинок человек в своей печали: о нас и вместе с нами скорбит Пресвятая Богородица. Да, мы знаем, что мы великие грешники, но мы также знаем, что мы не забыты Богородицей, Которой дорога каждая человеческая душа. Может ли быть большее утешение? Во все века сияет в сердцах верующих радость Покрова Пресвятой Богородицы, радость Ее молитвы о мире. Богородичная молитва, которой молится Сам Святой Дух, всесильна. Да воссияют радость и слава Покрова Богородицы над нами, в сердцах наших и над землей нашей! Аминь.

Из Чудотворных икон Божией Матери в истории России

Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Сегодня, братия, празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Начало этого праздника восходит к 910 году нашей эры в городе Константинополе, на территории бывшей Византийской империи, современной Турции. В это время город осаждали враги, угрожавшие ему полным разрушением, так как осада застала город врасплох, без необходимых средств защиты. Легко понять панику и страх жителей; однако они не растерялись.

Слабые военной силой, но крепкие верой и надеждой на Бога, греки вместе со своим императором Львом Мудрым — собрались на всенощное бдение в знаменитой Влахернской церкви, где находятся ризы Божией Матери хранился, и здесь горячо молились Царице Неба и земли об их избавлении.

Именно в этот момент явилось дивное видение, которое мы празднуем сегодня и которое осталось незабываемым на все времена.

В храме стояли праведный юродивый Андрей, пришедший из Скифии (позже ставшей Русью), вместе со своим учеником Епифанием, ставшим впоследствии Константинопольским Патриархом. Оба они видели, как Пресвятая Богородица молилась за народ вместе со всем сонмом сопровождавших Ее святых, и во время молитвы Она покрыла верующих Своим покрывалом.

Сейчас мы в подобных обстоятельствах: тоже в церкви, тоже на службе. Но что бы мы чувствовали, братия мои, если бы Божия Матерь предстала перед нами вместе со всем сонмом святых?! Мы были бы в полном благоговении, не в силах выразить словами наше чувство. Все мы, наверное, остолбенели бы от святого благоговения, удивления, восторга

И все же это не так уж невозможно, это не только эфемерный сон! Тайны духовного мира окружают нас повсюду, как воздух. Мы не видим их глазами, потому что наше физическое зрение слишком грубо, оно приспособлено только для чисто физических целей. Вооружите свой глаз телескопом, и вы увидите солнечные пятна за миллион миль, вы увидите знаменитые каналы на Марсе и т. д. Посмотрите в микроскоп, и вы увидите кишащую жизнью мельчайшую каплю воды.

В какой-то степени это чудо, но в то же время и естественно; здесь действуют физические законы. Но есть другой, другой мир, духовный мир. Никто не может проникнуть в него только с помощью физических законов.

Каждый носит в себе частицу этого духовного мира, это наша душа.

Жизнь души в нас тесно связана с физическим строением нашего организма, и в то же время мы чувствуем, что это лишь временное устройство. Если нам это не нравится, мы стараемся не думать об этом. Если к нам приходят мысли о духовной жизни, мы пытаемся отогнать их от себя.

Но вдумаемся, братия милые: где теперь бесчисленные миллионы людей, которые, начиная с Адама, жили на земле? Не считаясь с их личным духовным состоянием, мы понимаем, что они должны где-то находиться. Их тела давно обратились в прах, но где их души?

И здесь мы сталкиваемся лицом к лицу с хотя и смутной, но все же определенно присутствующей идеей о творческом замысле мироздания, состоящего из двух частей духовной и физической, и на краю этих двух миров стоит человек.

Праздник Покрова Богородицы являет нам соединение этих двух миров. Собственно, самое чудесное здесь не само видение, Божией Матери и всех святых, молящихся о народе, — об этом упоминается во всех стихирах наших служб, говорящих о Богородице, — а чудесное то, что это видение было увидено человеком. Это и есть настоящее чудо, поскольку оно влечет за собой отступление от привычных законов природы. Духовный мир и все его проявления обычно невидимы для человеческого глаза.

Мы привыкли представлять, что Она, Пресвятая Богородица, и все святые, все усопшие, весь духовный мир вообще находятся где-то там, далеко на небе. Нам необычно и даже трудно поверить, что Богородица и все святые так близки нам, что могут молиться вместе с нами в наших храмах.

Божественная литургия, которую совершают грешные люди, есть таинство, в которое словами церковной молитвы желают проникнуть даже святые ангелы, а для Ней, Пресвятой Богородицы, эта жертва должна быть драгоценнейшей из все.

Не упустите случая, братия мои, воспользоваться близостью Богородицы и молиться Ей с детской простотой, преданностью и искренней верой, взывая к Ней: «Радуйся, Радосте наша, защити нас от всех зло с Твоим самым драгоценным покрывалом». Аминь.

* * *

Вновь собрались мы, братия возлюбленные, на праздник Пречистой Богородицы; еще раз услышим столь знакомое нам евангельское чтение о встрече двух радостных Матерей Марии и Елизаветы; еще раз воскликнем вместе с Богородицей: Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем; еще раз радостно раскроем уста свои и радостно воспоем чудеса Ее.

И это воистину чудо милости Божией, что так легко открывается сердце наше к воспеванию Богородицы, что мы не только не утомляемся частыми праздниками Богородицы, но по прошествии каждого из них с нетерпением ждем следующего, что доказывает, как сильно мы любим Тую, Которая честнее херувимов и без сравнения славнее серафимов.

Сегодняшний праздник имеет свои особенности, которые делают его особенно ценным для нас. Пречистая простёрла Свое покрывало на осажденный город, на народ, не имевший иной надежды, кроме помощи Царицы Небесной; и Она заступилась за этот народ. И таким образом, из этого древнего исторического факта в христианскую душу вошла уверенность, что, когда нет другой заступницы, другого утешения, другой радости, когда сердце готово принять горькую мысль о том, что оно одиноко, забыто и ненужно кем угодно, то достаточно только помнить, что у нас есть добрая, милосердная и сострадательная Мать, Которая видит наши нужды, слышит наши мольбы и всегда готова помочь нам, поддержать нас, утешить нас; достаточно вспомнить все это и воззвать к Ней, Пречистой и Преблагословенной, от всего сердца возопить к Ней, и тогда произойдет чудо: пройдет печаль, и тихая, нежная радость и примирение с Богами. воля наполнит нашу душу.

Эти душевные эмоции и печаль, и радость, которые следуют за ней, суть факты, реальность, действительность. Мы знаем, откуда берется печаль, что ее порождает; мы должны также точно знать, откуда берется радость, чтобы не думать о ней как о случайности, как о чем-то, что происходит само собой или от изменения внутреннего настроения.

Церковь помогает нам исследовать свою душу и увидеть источник ее радости. В сегодняшнем кондаке укажет нам, что сегодня Богородица предстает в Церкви и со сонмом святых невидимо молит Бога о нас.

Может ли быть печаль или скорбь там, где Царица Небесная расстилает Свое сверкающее покрывало? Где люди обращаются к Ней с молитвой? Можем ли мы сомневаться в Ее невидимом присутствии среди нас? Если мы очистим наши чувства, чтобы сердце наше не было подвержено никаким земным страстям, то молитвами Богородицы радость Христова снова охватит нас и будет источником вечного душевного утешения. Аминь.

Протоиерей Игорь Гребинка.

Покровское слово

Во дни земных скитаний человек часто нуждается в небесной помощи. Как путник, заблудившийся в бурную зимнюю ночь, жадно оглядывается вокруг себя, нет ли где-нибудь проблеска света, так и мы в трудные минуты жизни, когда нам кажется, что пути нет. наружу, — бессознательно взирать вверх, к Подателю всех щедрот, Господу Богу.

Яркий пример такой ситуации представлен в событии, положившем начало сегодняшнему празднику.

Это произошло более тысячи лет назад, когда азиатские полчища диких сарацин вторглись в Византию, нашу сестру по вере, грабя все на своем пути огнем и мечом. Греки заперлись в Константинополе и со страхом ожидали неминуемой гибели, так как неприятель уже подошел к стенам города. Помощи ждать было неоткуда, а собственные военные силы были незначительны. Однако христиане чувствовали, что еще не все потеряно, поскольку невозможное для человека вполне возможно для Бога.

И вот весь народ, от императора до низшего простолюдина, весь пошел во Влахернскую церковь помолиться вместе. (Храм этот был известен своими священными реликвиями: в нем хранилась риза Богородицы и Ее омофор , т.е. большая пелена, которую Она носила на голове). И эта молитва была очень горяча и дошла до престола Божия. Рано утром один из верующих, блаженный юродивый Андрей, родом из России, молитвенно поднял глаза и увидел Царицу Небесную, Пресвятую Деву Марию, окруженную сонмом ангелов. и святых, сияющих ярким светом и покрывающих людей Своим молниеносным покрывалом. Пораженный таким дивным видением, святой Андрей сказал своему ученику, блаженному Епифанию: Видишь ли, брат, Царицу и Владычицу всех, молящихся за весь мир? — Я вижу, святой отец, — ответил тот, — и я благоговею.

Покрова Богородицы

Весть об этом видении, явленном избранным Божиим, быстро разнеслась по всему городу, и греческие воины, воодушевленные надеждой на помощь усердной Покровительницы христиан, успешно отразили великое множество врагов своих. Даже царь Давид, псалмопевец, взывал с надеждой на Промысел Божий: Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему; Я буду с ним в беде; Я избавлю его и прославлю его (Пс. 91:15). Через Бога мы будем поступать доблестно, ибо Он есть Тот, Кто попирает врагов наших (Пс. 60:12).

Таким образом, огромные армии противника были бессильны перед цитаделью, в которой люди полагались не на свои мечи, луки и стрелы, а на помощь свыше. Цитадель эта – храм Божий, где Пресвятая изволила явиться Своим избранным, святым Андрею и Епифанию.

Из этого следует, что церковь есть наше земное пристанище во всех нуждах и скорбях, это святое место, в котором сила Господня прежде всего проявляется через семь установленных таинств. Церковь есть в какой-то степени земное небо, где сияет слава Господа нашего Иисуса Христа, окруженного ангелами и множеством святых. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Вот почему еще в ветхозаветные времена храм был центром человеческой жизни, местом общения людей с Богом. По этой причине ковчег завета Нерукотворной Пречистой Богородицы готовился к Ее исключительно высокому назначению пребыванием прежде всего в храме. Сам Христос, для Которого небо — престол, а земля — пьедестал, часто посещал иерусалимский храм и, глубоко заботясь о его святости, изгонял всех, кто вносил в него беспорядок . Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:13), — сказал Он продавцам жертвенных животных, которые устроились вместе со своим товаром в одном из внутренних дворы храма. Таким образом, апостолы, а впоследствии и все христиане единогласно собирались по воскресеньям для совершения таинства Святого Причащения в специально установленном месте.

Дополнительные примеры не требуются. Всем ясно, что нам нужна Божья церковь, и что мы должны стремиться попасть туда, как больной человек стремится попасть в клинику, надеясь выздороветь.

Не говорите, что вы можете так же легко молиться дома. Нет, не обманывайте себя и других, не пытайтесь оправдать свое безделье. Только сюда, во время Божественной литургии, приходит Царь царей и Господь господствующих, чтобы принести его в жертву и отдать верующим. Здесь наша молитва достигает наибольшей силы, потому что, не видя и не слыша вокруг себя ничего мирского, мы бессознательно сосредотачиваем свое внимание на одном направлении: на поклонение Господу Богу, чтобы Он помянул нас в Своем Царствии. Мы должны помнить, что в те тяжелые времена осады Константинополя и император и императрица, и святой Андрей с учеником своим Епифанием, и все множество народа вполне могли молиться и, несомненно, молились в своих домах; однако все они были созваны для общей молитвы в храме, и именно там молитва, возносимая от единых сердец и единых уст, прорвала небеса и достигла Бога. И там же, в храме, явилось видение, как Пречистая молилась пред престолом Сына Своего и Бога нашего о страждущем человечестве.

Пусть все это послужит нам уроком и наставлением, побудит нас приходить непременно в храм Божий, где наши молитвы укрепляются помощью и заступлением святых и пренепорочной Девы Марии прежде всего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts