Смерть и время: Жизнь, смерть и время: gorbutovich — LiveJournal
Содержание
Жизнь, смерть и время: gorbutovich — LiveJournal
Memento mori / Помни о смерти – форма приветствия, которым обменивались при встрече монахи ордена траппистов – цистерцианцев строгого соблюдения, основанного в 1664 г.
Филипп де Шампань (1602-1674). Жизнь, смерть и время. Около 1671 года / Philippe de Champaigne’s Vanitas is reduced to three essentials: Life, Death, and Time. circa 1671. 28х37 cm Musée de Tessé, Le Mans, France. via
Примерно в то же время, когда строгие монахи здоровались вспоминая о смерти, и чуть раньше: в 16-17 веках в Нидерландах и Фландрии получил распространение аллегорический тип картин vanitas. Это слово переводится с латыни как «суета; пустота, бессодержательность, ничтожность; тщетность, бесполезность; лживость, хвастовство, тщеславие, легкомыслие». В картинах ванитас композиционным центром служил человеческий череп, они предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
2.
Рогир ван дер Вейден (1399/1400-1464). Триптих семейства Брак, около 1452 г. Триптих в закрытом виде. Лувр, Париж / The outer panels of Rogier van der Weyden’s Braque Triptych shows the skull of the patron displayed in the inner panels. The bones rest on a brick, a symbol of his former industry and achievement
Название Ванитас происходит от фразы «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» / «Суета сует и всяческая суета» из Книги Екклесиаста или Проповедника, авторство которой приписывают царю Соломону, в Библии она помещается среди Соломоновых книг. Впервые слова «Vanitas vanitatum et omnia vanitas» встречаются в латинском переводе Библии Вульгате.
3.
Andrea Previtali called Cordeliaghi (1470-1528) (Italian) (Painter). Portrait of a Man — Memento Mori. Panel. 23.8 x18 cm. Museo Poldi Pezzoli. Inv. 1598verso. Source
«Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.
Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!
Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
4.
Jan Gossaert (1478–1532). Trompe-l’oeil Skull. Date 1517, wood. 43×27 cm. Louvre Museum. via
Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
5.
Бартоломеус Брейн Старший (около 1493-1555). Ванитас, первая половина XVI в. / Barthel Bruyn the Elder (circa 1493-1555). Vanitas, oil on panel. Dimensions 61 × 51 cm. Current location Kröller-Müller Museum. Inscriptions: Placecard next to the skull reads in Latin: Omnia morte cadunt, mors ultima linia rerum. In English translation: Everything passes with death, death is the ultimate limit of all things via
Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
6.
Solesmes, Bibliothèque de l’abbaye Saint-Pierre, 018, f. 145. Heures d’Ottobeuren, 16th century
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
7.
Livre d’heures, en latin et en français, à l’usage de Cambray. Devise. Vous seul. Date: 1401-1500. Bibliothèque de l’Arsenal, Ms-1185 réserve. Provenance: bnf.fr. Source
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
8.
Douai, Bibliothèque municipale, 0118, detail of f. 281 (marginal illustration for Office of the Dead). Early 16th cent. via
Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме;
и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.
Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!
Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.
9.
San Marino, Huntington Library, HM 01132, detail of f. 106. Book of Hours, use of Rome. Italy, late 15th century
Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания.
И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа;
10.
St. Gallen, Stiftsbibliothek, Cod. Sang. 357, detail of f. 343. Missal. St. Gall, 1555
потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.»
11.
Винсент Ван Гог (1853-1890). Череп, 1887 / Van Gogh, Skull, 1887. Oil on canvas, 41.5 x 31.5 cm. Van Gogh Museum, Amsterdam. www.vangoghmuseum.nl
Глава 1, 1-18 из книги Екклесиаста или Проповедника в синодальном переводе.
Источник цитаты и дальнейший текст: Библия. Книга Екклеcиаста, или Проповедника. Синодальный перевод, 1876 г.
27 февраля 2015 года в День самых вежливых людей России произошло убийство с задником сцены в виде стен Московского Кремля и Храмом Василия Блаженного. Memento mori.
Создан точный метод определения времени смерти. Это поможет раскрывать преступления
Ксения
Суворова
Главный редактор
Исследователи из Амстердамского UMC, Университета Амстердама и Нидерландского института судебной экспертизы (NFI) разработали метод, позволяющий более точно определять время смерти при совершении преступления. Существующие методы могут дать окно только в несколько часов; новый метод сокращает это время до менее часа. Исследование было опубликовано в Science Advances.
Читайте «Хайтек» в
В расследованиях, касающихся людей, найденных мертвыми на месте преступления, полицейские хотят установить время смерти с максимально возможной точностью. Чем точнее данное время, тем лучше его можно сравнить с алиби подозреваемых, поэтому небольшой предел погрешности в момент смерти может привести к сокращению числа потенциальных подозреваемых.
Используя новый метод, время смерти можно точно рассчитать с точностью до 45 минут для людей, которые были мертвы от 5 до 50 часов.
Метод, который в настоящее время применяется полицией, основан на охлаждении тела после смерти. Температура определяется ректально. В сочетании с массой тела и условиями окружающей среды в таблице можно посмотреть, сколько часов прошло с тех пор, как человек умер. Однако эти таблицы далеки от идеальных. Например, в процессе охлаждения может иметь значение, являлся ли человек толстым или худым. Модель это не учитывает, поэтому у людей с одинаковым весом, но с разными структурами тела результат один и тот же. Метод также не идеален, поскольку необходимо проводить инвазивные измерения, которые могут уничтожить следы доказательств.
Чтобы улучшить определение времени смерти, судмедэксперты исследовали много альтернатив, включая определение калия в глазу и анализ белков в ткани. Эти методы еще не были реализованы на практике.
В новом методе полицейский на месте преступления неинвазивно измеряет температуру в одном-четырех местах, используя тепловизор или применяя датчики к телу. Затем данные поступают в модель, которая может быть гораздо более точно адаптирована к ситуации, обнаруженной на месте преступления. Например, может быть включена информация, касающаяся одежды, найдено ли тело (частично) в воде, на какой поверхности оно найдено и так далее.
Новый подход был опробован на телах, где было известно точное время смерти. В среднем полученные результаты отклонялись на 45 минут от фактического значения. При максимальном отклонении чуть более часа результаты намного лучше, чем у используемого в настоящее время метода.
Несмотря на то, что новая модель уже предлагает радикальные улучшения для практической работы полиции, исследователи видят потенциал для дальнейшей доработки. Сейчас исследователи работают над методом, с помощью которого они фиксируют тело на месте преступления в 3D с помощью структуры от фотограмметрии движения. Это включает фотографирование со всех сторон и применение компьютерной программы для создания 3D-изображения. Все это немедленно используется в новой модели для расчета охлаждения. Таким образом следователи могут определить время смерти еще более точно для различных тел, поз и ситуаций.
Читать еще:
Ученая создала пятое состояние материи — конденсат Бозе-Эйнштейна, сидя в своей гостиной
Ученые создали жизнеспособную натриево-ионную батарею
Посмотрите на снимки самого глубоководного осьминога в истории наблюдений. Он живет на глубине в 7 тыс. метров!
Часы смерти / Часы продолжительности жизни
Разработано командой разработчиков контента Medindia | Калькулятор, проверенный группой медицинских экспертов Medindia. Последнее обновление: 03 февраля 2022 г. Подсчитайте, сколько еще драгоценных секунд вам осталось жить!
Реклама
Реклама
Пять советов, как жить дольше:
❖ | Веди активный образ жизни, занимайся спортом, найди новые увлечения и настраивайся на позитивный лад. |
❖ | Смех помогает жить дольше. Так что поддерживайте свое настроение. |
❖ | Научитесь расслабляться и замедляться. Наслаждайтесь своей работой и днем. |
❖ | Ешьте здоровую пищу с большим количеством зелени и иногда с красным вином. |
❖ | Спите не менее 7 часов в день. |
Реклама
Жизнь трагична просто потому, что земля вращается и солнце неумолимо восходит и заходит, и однажды для каждого из нас солнце зайдет в последний, последний раз. Может быть, весь корень нашей беды, человеческой беды в том, что мы пожертвуем всей красотой нашей жизни, заключим себя в тотемы, табу, кресты, кровавые жертвоприношения, шпили, мечети, расы, армии, флаги, нации, в чтобы отрицать факт смерти, а это единственный факт, который у нас есть. (Джеймс Болдуин, 19 лет)62)
Проверьте блок стресса на основе событий вашей жизни
Разместите комментарий
Комментарии должны относиться к теме и не должны носить оскорбительного характера. Редакция оставляет за собой право просматривать и модерировать комментарии, размещенные на сайте.
Рекомендуемое чтение
Счетчик населения (мир)
Часы населения мира Мединдии дают вам приблизительное население мира. Он динамически обновляется в зависимости от уровня рождаемости и смертности.
Счетчик населения (Индия)
Часы населения Мединдии дают вам приблизительное население Индии. Он динамически обновляется в зависимости от уровня рождаемости и смертности.
Проверь свою оценку счастья
Вы живете счастливой и полноценной жизнью? Проверьте свою оценку счастья, используя эти 10 вопросов.
Калькулятор оценки пожизненного риска
Рассчитайте свой пожизненный риск заболеть некоторыми из распространенных состояний здоровья, используя Калькулятор оценки пожизненного риска Medindia.
Уровень алкоголя в крови
Используйте этот калькулятор, чтобы оценить содержание алкоголя в крови и допустимый предел в разных странах.
Тест самодиагностики на алкоголь
Пройдите этот анонимный тест для самопроверки, чтобы оценить свое потребление алкоголя и определить, представляет ли ваш режим употребления алкоголя риск для здоровья.
Проверьте свое счастье
Вы когда-нибудь проверяли свой уровень счастья? Проверьте свое счастье и узнайте, насколько вы довольны своей жизнью.
Советы, чтобы жить дольше
Хотя жизнь временна и коротка, можно увеличить продолжительность нашего существования, живя здоровой и наслаждаясь каждым моментом жизни. Прочтите наши советы, чтобы жить дольше.
Всемирные часы смерти от рака
World Cancer Death Clock — это динамический калькулятор, который постоянно обновляет количество людей в мире, умирающих от различных видов рака.
Мировые часы смерти
Динамические часы подсчитывают количество людей, умирающих в мире каждую секунду. В среднем за год происходит 56 миллионов смертей.
Калькулятор ожидаемой продолжительности жизни или долголетия
Мы все хотим прожить долгую и плодотворную жизнь. Калькулятор ожидаемой продолжительности жизни может быть просто тем, что доктор прописал для тех, кому интересно узнать продолжительность их жизни.
Калькулятор риска курения
Вы курите сигареты ежедневно? Используйте калькулятор риска курения Medindia и рассчитайте сокращение продолжительности жизни из-за курения.
Стресс-тест | Таблица жизненных стрессоров
Пройдите Life Stress Test (Таблица Life Stressor Chart), чтобы проверить свой уровень стресса. Следуйте методам релаксации и знайте, как снять стресс. Узнайте, как предотвратить стресс, используя жизненный стресс-тест.
Реклама
Время и смерть | Дж. Кришнамурти
Сегодня утром я хотел бы, если позволите, поговорить о времени и смерти. А так как это довольно сложная тема, я думаю, было бы полезно понять, в чем смысл обучения. Жизнь — это огромный комплекс со всеми его суматохами, страданиями, тревогами, любовью, ревностью и накоплениями; и мы учимся через мучения. Это обучение представляет собой процесс накопления. Для нас любое обучение — это аддитивный процесс; а когда есть прибавление, сбор, есть ли вообще какое-либо обучение? Является ли накопление обучением? Или обучение возможно только тогда, когда ум совершенно невинен? Я думаю, нам следует немного разобраться в этом, потому что, чтобы понять время и смерть, нужно учиться, нужно переживать; и переживание никогда не является накопительным процессом.
Точно так же и любовь никогда не является накоплением. Это всегда что-то новое. Это не то, что рождается из воспоминаний. Это совершенно не связано с картиной на каминной полке. Так что, возможно, если бы мы могли нерешительно, но довольно разумно понять, что значит учиться, тогда мы смогли бы исследовать вопрос времени и смерти и, возможно, также открыть, что значит любить.
Для меня обучение подразумевает состояние ума, которое никогда не собирает, никогда не накапливает. Если кто-то учится с уже собранным умом, то такое обучение — просто приобретение большего количества знаний, не так ли? Накопление знаний — это не обучение. Это делают электронные машины, они приобретают все больше и больше знаний; и они неспособны учиться. Приобретение знаний — механический процесс, а обучение никогда не может быть механическим процессом. Ум всегда должен быть свежим, молодым, невинным, чтобы учиться. И разум, который учится, всегда, несомненно, находится в состоянии смирения — не смирения, которое культивируется монахом, святым или образованным человеком. Ум, который учится, имеет собственное достоинство, потому что он находится в состоянии смирения.
Я использую слово «обучение» в совершенно ином смысле, а не как процесс приобретения знаний. Жить с вещью и приобретать знания о ней — два разных состояния. Чтобы узнать о чем-то, вы должны жить с этим; и если у вас уже есть знание об этом, вы не можете жить с этим, потому что тогда вы живете только со своим собственным знанием. Чтобы выяснить для себя необычайно сложную проблему времени и смерти, нужно учиться и, следовательно, жить с ней; а это совершенно затруднено, если мы подходим к этому с накоплением того, что мы уже знаем, со знанием. Я немного углублюсь в это, и, возможно, мы сможем общаться друг с другом.
На днях мы говорили о желании. Мы достаточно углубились в это, но я думаю, что мы что-то упустили: это желание тесно связано с волей. Воля подразумевает, конечно, не только желание, но и выбор. Где есть выбор, там и воля, поэтому возникает проблема времени.
Пожалуйста, если я могу предложить, дослушайте все до конца. Не останавливайтесь на тех его частях, с которыми вы согласны или не согласны, но посмотрите на все это в целом, на все его содержание. Это вопрос восприятия, непосредственного видения чего-либо; а когда видишь что-то очень прямо, то ни соглашаешься, ни не соглашаешься: это так.
Итак, как я уже говорил, через конфликт, внешний и внутренний, мы развиваем волю. И воля, очевидно, является формой сопротивления, будь то воля к достижению или воля к тому, чтобы быть, побуждение отрицать или решимость поддерживать что-то. Воля — это множество нитей желания, и с этим мы живем. И когда мы исследуем время, нам требуется понимание, совершенно отличное от воли к пониманию. Я не знаю, ясно ли это, но я соглашусь с этим, и, может быть, вы это увидите. Это неформальная беседа, а не подготовленная беседа; это более или менее исследование самого себя; и вступить в нее публично — это одно, а вникнуть во все это самому — совсем другое. Что мы пытаемся сделать, так это передать это друг другу — это путешествие во времени. Исследование подразумевает также время, и составление слов подразумевает время, и всякое общение основано на времени. И, возможно, происходит постижение того, что есть время, а что такое безвременье, не через слова, не через словесное или интеллектуальное общение, а, может быть, обходя весь процесс. Но, к сожалению, мы должны сначала устно, интеллектуально исследовать время. И это исследование есть смысл узнавания об этом, то есть не вспоминание того, что вы читали, или просто слушание слов, которые я говорю, а восприятие этого, непосредственное видение. И я думаю, что это может иметь огромное значение.
Время одновременно хронологическое и психологическое, внешнее и внутреннее. А конфликт возникает, когда время вводится в нашу жизнь как «я буду», «я не буду», «я должен прийти», «я должен исполнить». И если бы разум мог устранить весь этот процесс, тогда мы могли бы обнаружить, что ум больше не поддается измерению, не имеет границ и все же может жить в этом мире тотально, полностью, со всеми своими чувствами.
Для большинства из нас важно хронологическое время сегодня, завтра и вчера. Время уходит на изучение техники, чтобы заработать на жизнь. Он есть, и вы не можете избежать его; это реальность. Тебе потребовалось время, чтобы прийти сюда; нужно время, чтобы выучить язык; есть время, как взросление от юности к старости. Требуется время, включая расстояние и пространство, чтобы добраться отсюда до Луны. Все это факты, и было бы абсурдно и безумно отрицать это.
Есть ли вообще какое-то другое время? Или разум изобрел психологическое время как средство достижения, как средство стать чем-то? я завистливый, стяжательный, жестокий; но со временем я постепенно избавлюсь от зависти, буду ненасильственным. Это реальность, это факт, как факт расстояние от Лондона до Парижа? Есть ли другой факт, столь же определенный и реальный, как пространство и расстояние? Другими словами, существует ли вообще психологическое время? Хоть мы это придумали, хоть мы с этим живем, хоть это факт для нас, но есть ли такое? Мы принимаем хронологическое время, и мы также принимаем психологическое время; и эти два, мы говорим, являются фактами. Одно, хронологическое время, есть факт; но я сомневаюсь, что другое является фактом. Нужно ли время, чтобы увидеть что-то ясно, сразу? Нужно ли время, чтобы увидеть стяжательство, зависть, все эти вещи, страдания, связанные с завистью, чтобы увидеть ее истинность? Или разум изобретает психологическое время, чтобы насладиться плодами зависти и избежать ее боли? Итак, время может быть убежищем ленивого ума. Это ленивый ум говорит: «Я не могу увидеть вещь сразу, дайте мне время, дайте мне смотреть на нее дольше; позже я что-нибудь с этим сделаю» или «я знаю, что я склонен к насилию; и постепенно, когда оно мне перестанет нравиться, когда оно перестанет приносить мне пользу, когда я перестану наслаждаться им, я откажусь от него». Поэтому рождается идеал: идея «того, что должно быть» отдаляется от факта «того, что есть». Таким образом, существует разрыв между «фактом» и «что должно быть». И я спрашиваю: является ли идеал, «то, что должно быть», фактом? Или это удобное изобретение ума, позволяющее ему продолжать с удовольствиями и страданиями, с ленью откладывания?
Теперь, чтобы сразу что-то увидеть — абсурдность зависти, соперничества, общественной морали — , чтобы сразу увидеть фальшь этого, нужно ли для этого время? Требуется ли время, чтобы преобразовать ум, чтобы ум освободился от своей обусловленности? Видите ли, в обычном понимании революция подразумевает проведение экономической, социальной, политической или иной модели как реакции на то, что было раньше. Для меня реакция — это не революция. Революция мгновенна и не связана с реакцией.
В конце концов, разум — это результат многих тысяч вчерашних дней; и, будучи само результатом времени, оно всегда мыслит категориями вчера, сегодня и завтра. И чтобы выяснить, существует ли безвременье, действительно узнать, узнать об этом, должна произойти полная революция в самом уме. Я что-то передаю или нет?
Смотри: ты англичанин, итальянец, француз, индус или кто там; а вместе с ним уходит и весь национализм — обусловленность, обособленное, разделяющее отношение к жизни. И эта обусловленность создавалась временем, образованием, пропагандой; две тысячи лет церковь промывала вам мозги, чтобы вы были христианином. И эта обусловленность религией, национализмом, обособленностью, очевидно, должна быть полностью разрушена, потому что все это границы, ограничения ума. И разрушение всего этого, это вопрос времени?
Посмотрим на это иначе. Где существует время? Не только время по часам, но и внутреннее время, где оно существует? Пожалуйста, это не риторический вопрос, не спорный вопрос или вопрос, заданный просто для того, чтобы стимулировать ваш ум — это все слишком глупо. Я спрашиваю об этом, потому что пространство, время и расстояние должны существовать в состоянии, когда времени вообще нет. Это состояние должно существовать первым, и все остальное приходит в него. Без безвременья нет пространства и расстояний. Пожалуйста, не принимайте и не отрицайте этого: мы должны нащупать свой путь к этому. Я еще не сообщил вам этого чувства, поэтому вы не можете сказать, что это так, или это не так, или что то, что я говорю, не имеет для вас значения.
Видишь ли, ты существуешь в космосе. Без пространства вас бы не было. Без пробела между двумя словами слова не имеют смысла. Без промежутка между двумя нотами не было бы музыки. Пространство есть то неизвестное, в котором существует известное. Без неизвестного нет известного. Я не знаю, передаю ли я это вам. Пожалуйста, это не просто сентиментальные вещи, над которыми можно ухмыльнуться или с которыми можно согласиться. Я собираюсь заняться чем-то другим. Если все, что человек говорит, становится мертвым, жизни нет.
Большинство из нас хотят, чтобы жизнь имела непрерывность, то есть время и пространство. Итак, для нас смерть — это ужас, которого следует избегать, а жизнь — это то, что нужно продлить с помощью медицины, врачей и так далее. Или, столкнувшись с неизбежностью смерти, мы говорим: «Я буду верить во что-то: что я буду продолжать, и что вы будете продолжаться — всегда в пространстве».
Итак, если можно так выразиться, в недрах неведомого существуют время и пространство. Но без ощущения пути в неизвестное ум становится рабом времени и пространства. Нам потребовалось время, чтобы добраться сюда: но нужно ли время, чтобы воспринять что-либо, увидеть то, что не является вопросом времени? Чтобы увидеть что-то как ложное, нужно ли время? Нужно ли время, чтобы увидеть фальшь национализма, его ядовитость? Пожалуйста, подождите минутку, не соглашайтесь. Я имею в виду не интеллектуальное, словесное видение, а действительное видение, действительное ощущение этого, чтобы вы никогда больше к нему не прикасались — ведь это не требует времени? На время полагаются только тогда, когда ум неэффективен, ленив.
И смерть: почему такой страх смерти? Этот страх есть не только у стариков, но у всех. Почему? А боясь, мы придумали все прелестные утешительные теории: реинкарнация, карма, воскрешение и все прочее. Это страх, который нужно понять, но не позволяйте нам вернуться в страх. Мы пытаемся понять, что значит умереть.
Большинство из нас хотят физической преемственности — воспоминаний о том, чем мы были, надежд, удовольствий, свершений — большинство из нас живет воспоминаниями, ассоциациями, картинами на каминной полке, фотографиями. И все то, что может быть отрезано, когда прекращается физическое тело; и это очень тревожная вещь. Я прожил так долго, пятьдесят или шестьдесят лет; Я изо всех сил пытался развивать определенные добродетели, приобретать знания; и в чем ценность жизни, если я должен быть отрезан от всего, останавливаться на мгновение? Итак, вступает время-пространство. Вы понимаете? Время как пространство и расстояние. Так что для нас смерть — вопрос времени. Но то, что имеет непрерывность, что не знает конца, никогда не может обновить себя, никогда не может быть молодым, свежим, невинным. Только то, что умирает, имеет возможность творения, новизны, свежести. Итак, возможно ли умереть при жизни, познать жизненную силу, энергию смерти, полностью пробудив все чувства? Что означает смерть? Не смерть от старости, болезни и несчастного случая, а смерть полностью активного ума, вкусившего, испытавшего и приобретшего знание; что означает, действительно, смерть вчерашнего дня. Вы понимаете?
Не знаю, пробовали ли вы когда-нибудь, ради удовольствия — умереть для всего, что вы знали. Тогда вы скажете: «Если я умру для всех моих воспоминаний, для моего опыта, моего знания, моих фотографий, моих символов, моих привязанностей и моих амбиций, что останется?» Ничего такого. Но чтобы узнать о смерти, разум, конечно же, должен находиться в состоянии небытия. Возьмем одну вещь. Пытались ли вы когда-нибудь умереть не только для страдания, но и для удовольствия? Мы хотим умереть для страданий, для неприятных воспоминаний, но также и для наслаждений, для радостей, для вещей, которые дают вам огромное чувство жизненной силы, вы пробовали? Если да, то вы увидите, что можете умереть для вчерашнего дня. Умереть для всего, чтобы, когда ты идешь в контору, на работу, твой разум был новым — ведь это любовь, не так ли?, а не запомненные вещи.
Итак, разум формировался во времени; ум есть время. Каждая мысль формирует ум во времени. И чтобы не быть сформированным временем, мысль должна полностью прийти к концу. Не принудительный конец, не механический конец, не отсечение, а конец, который есть видение истины, что он должен закончиться.
Итак, если кто-то хочет узнать о смерти, он должен жить со смертью. Если вы хотите узнать о ребенке, вы должны жить с ребенком и не бояться ребенка. Но большинство из нас умирает за тысячу смертей до настоящей смерти. Жить со смертью — значит умереть для вчерашнего дня, чтобы вчерашнее не оставило отпечатка на сегодняшнем. Вы попробуйте. Когда есть восприятие того, что в этом истинно, тогда жизнь имеет совсем иной смысл; тогда нет разделения между жизнью и смертью. Но мы боимся жить и боимся умереть; и мы не понимаем ни жизни, ни смерти. Чтобы жить с чем-то, мы должны это любить; а любить — это умирать для вчерашнего дня — тогда можно жить. Жизнь — это не непрерывность воспоминаний или возвращение в прошлое со словами: «Какое чудесное время я провел, когда был мальчиком».
Мы не знаем смерти и не знаем жизни. Мы знаем потрясения, тревоги, вину, страхи, ужасающие противоречия и конфликты; но мы не знаем, что такое жизнь. И мы знаем только смерть как нечто, чего следует бояться, бояться; мы отбрасываем это и не говорим об этом, и мы уходим в какую-то форму веры, например, в летающие тарелки, реинкарнацию или что-то еще.
Итак, есть умирание и, следовательно, жизнь, когда время, пространство и расстояние понимаются в терминах неизвестного. Видите ли, наш ум всегда работает в терминах известного, и мы движемся от известного к известному; и мы не знаем ничего другого; и когда смерть прерывает эту непрерывность известного с известным, мы пугаемся: и нет утешения. Мы хотим комфорта, а не понимания, жизни с чем-то, чего мы не знаем.
Итак, известное вчера. Это все, что мы знаем. Мы не знаем, что будет завтра. Мы проецируем прошлое через настоящее в будущее; и таким образом рождаются надежда и отчаяние. Но чтобы действительно понять то, что называется смертью, которая должна быть чем-то необыкновенным, чем-то непознаваемым, немыслимым, невообразимым, надо о ней узнать, с ней надо жить, к ней надо прийти без знания и без страха. И я говорю, что возможно, что можно умереть для многих вчера. В конце концов, многие вчерашние дни — это удовольствие и боль. И когда вы умираете для вчерашнего дня, ум пуст; и он боится этой пустоты, и поэтому он начинает снова, переходя от одного известного к другому. Но если можно умереть для удовольствия и боли — не для конкретного удовольствия или конкретной боли — тогда ум вне времени и пространства. И тогда у такого ума есть время и пространство без конфликта времени и пространства. Я не знаю, если вы следуете. Боюсь, язык очень ограничен. Возможно, мы сможем это обсудить.
Вопрос: Я всегда думал, что там, где есть пространство, должно быть и время, а вы, кажется, представляете его несколько иначе. Разве пространство между двумя словами не время?
Кришнамурти: Сэр, мы знаем и психологическое время, и время по часам. И как уму, связанному с этими двумя временами, в которые вовлечены пространство и расстояние, выяснить, существует ли время без пространства и расстояния? Вы выполните? Я хочу выяснить, существует ли безвременье, в котором не существует измерения времени и пространства. Можно ли, во-первых, узнать такое? А может и не быть. Если это невозможно, тогда ум всегда остается рабом времени и пространства; тогда это закончено. Тогда это просто вопрос приспособления, попытки иметь немного меньше страданий и так далее. Понимая все это, может ли ум без авторитета выяснить для себя, существует ли вневременность? И как это узнать? Он может узнать это, только отказавшись от психологического времени, как если бы он сразу что-то увидел. Это означает, не так ли?, что ум освобождается от центра, вокруг которого он движется, что происходит умирание центра, накопившего удовольствие и оттолкнувшего боль. И я думаю, что это имеет прямое отношение к нашей повседневной жизни.
Вопрос: Разве хронологическое время не тождественно психологическому времени?
Кришнамурти: В некотором смысле они оба одинаковы.
Разве у ума нет стремления постоянно находиться в каком-то состоянии? Для нас очень важно постоянство, не так ли? Но постоянства не бывает, потому что есть война, есть смерть, моя жена убегает с кем-то и так далее. Стремление к постоянству — это желание быть в безопасности. Но разум возражает против неуверенности; поэтому он изобретает надежды и идею о постоянном Боге. Бог, ставший постоянным во времени и пространстве, не может быть Богом. Итак, если бы ум мог сразу увидеть истину, что нет ничего постоянного, тогда я думаю, что время, смерть и любовь будут иметь совершенно другое значение.
Вопрос: После остановки сердца есть мысли как человек?
Кришнамурти: О, как мы жаждем узнать об этом! Как мы сидим и замечаем!
Давайте углубимся в это. Есть ли личное мышление и коллективное мышление? Или все мышление коллективно, только мы персонализируем его? Вы все британцы: это коллективное мышление. Вы все христиане: это коллективное мышление. Индивидуальное мышление есть только тогда, когда вы отрываетесь от коллектива, когда вы больше не ограничены, не ограничены, не обусловлены. Итак, конечно, мы только индивидуумы в том смысле, что один организм отделен от другого организма, в том смысле, что между нами есть пространство и дистанция. Разве все наше мышление не является коллективным? — что довольно ужасная идея, но не так ли?
Вопрос: Если бы вам сказали, что вы завтра умрете, повлияло бы это на вас лично?
Кришнамурти: Ничего, я бы продолжил. Но вопрос в том, существует ли индивидуальное мышление отдельно от коллективного? Я пытаюсь сказать вот что. Я воспитан как индуист, христианин, буддист или кто-то еще, верящий во все, во что верит общество, и являющийся частью всего этого. Существует ли мысль отдельно от этого? Любая мысль, отдельная от этого, может быть только реакцией, не так ли? Я могу вырваться из рамок коллектива и сказать, что я отдельный, но на самом деле это только реакция внутри рамок, не так ли? Я говорю о полном отказе от рамок. Является ли это возможным? Если это возможно, то существует индивидуальное мышление, которое не является просто реакцией на коллективное.
Ведь смерть — это отрыв от коллектива. Смерть — это отрыв от рамок, в которых существует коллективное мышление и реакция на коллектив, которую вы называете индивидуальным мышлением, но которая все же является частью коллектива.