Смысл креста в православии: Православные кресты: виды, их значение, символика
Содержание
Символика и таинственное значение православных крестов
Восьмиконечный крест — самый распространенный в России
Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе.
Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.
Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг,- по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста.
Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.
Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны.
Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).
Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте.
Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям.
Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений.
В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце — как образ славы Божества, луна — как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все «начало быть» (Ин. 1,3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3, 17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее.
Крест имеет многочисленные значения и с .других духовных точек зрения. Например, в Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений. Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной, означающей любовь и милость, Божию к падшим и падающим грешникам, ради которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех людей. В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Но это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не дает человеку возможности вполне осуществить свое вертикальное стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него. Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов.
Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М.,2002
ООО «Акимов»
Вернуться к списку
Символическое значение нательного креста в православной традиции
Библиографическое описание:
Гуляев, А. С. Символическое значение нательного креста в православной традиции / А. С. Гуляев, М. Н. Евченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 746-748. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11364/ (дата обращения: 30.12.2022).
От самого Крещения мы носим на груди крест. Кресты мы видим в руках священников, в росписях храмов и на куполах церквей, на могилах наших предков. Крест считается защитой от дьявола и оружием спасения, освященным Христовой Кровью и Телом Христа. [1] Кресты и иконы среди всех христиан почитают только католики и православные.
Существует множество причин, по которым люди носят крест. Кто-то видит в кресте красивое ювелирное изделие, кто-то использует его как талисман, приносящий удачу, кто-то отдает таким образом дань моде. Так же есть и те, для кого нательный крест, одетый при крещении, является символом бесконечной веры. [4]
Материал, из которого изготовлен крест, имеет свое толкование. Так, например, крест изготовленный из дерева символизирует райское Дерево Жизни. По словам Иоанна Дамаскина: «…как через древо вошла в мир смерть, так и через древо должны быть дарованы нам жизни и воскресение». Серебро символизирует целомудрие и чистоту. Золото является символом истины: оно не обманывает и не изменяется. Крест из камня означает самого Христа, так говорили ветхозаветные пророки. В то же время камень символизирует твердую веру. [2]
Крест стал сакральным знаком еще в глубокой древности. С ним были связаны различные легенды, мифы, обряды, суеверия и ритуалы. Он являлся составной частью орнаментов, основой при строительстве храмов и жилищ, чеканился на монетах. Изображения креста появились еще задолго до христианства в разного рода скульптурах тайного и религиозного значения по всему миру (Ассирия, Финикия, Египет, о. Пасха, Тибет, языческая Скандинавия, Китай и Япония, древние государства Америки, Индия). Крест является самым известным в истории человечества знаком и уже более двух тысяч лет считается всемирным символом христианства, где сопрягается с образом великой жертвы Иисуса Христа. При этом следует различать общий символизм креста для всех религий и крест, представляющий собой символ христианской муки. Общее значение креста — это соединение материального и духовного, земного и небесного, видимого и невидимого. Часть вертикальная часть креста трактуется как ось мира, а поперечная — горизонт. [1]
Знак креста считался одним из важнейших символов, выражающих пространство, окружающее человека со всех сторон. Так крест впервые упоминался у древних земледельцев энеолита. Крест помещали внутри солнечного круга, желая тем самым обозначить повсеместность света, распространяемого им. Таких сторон было четыре. До сих пор в нашем языке сохранились выражения «со всех четырех сторон», «пустить на все четыре стоны». Ставшая символом повсеместности крестообразность сказалась также на декоративных и заклинательных орнаментах.
Древние египтяне были первым цивилизованным народом, широко использующим кресты. В египетской традиции крест с кольцом (анх) символизировал жизнь и богов. В Вавилоне крест был символом Анну — бога небес. В бывшей колонии Вавилона, Ассирии крест, заключенный в кольцо, считался атрибутом бога Солнца — Ашшура. Тот факт, что символ креста до появления христианства использовался в различных формах языческого поклонения силам природы, подтверждают многочисленные археологические находки. У тенгриан, например, крест был символом покорности и наносился на лоб краской или в виде татуировки. В Южной Америке муиски верили, что крест изгоняет злых духов, и клали под него младенцев. Крест и до сих пор служит религиозным символом в странах, на которые не распространяется влияние христианских церквей. [2]
На Руси почитание креста было очень велико. В XVII веке европейские путешественники утверждали, что русские не делают ничего не перекрестившись. На дорогах устанавливали поклонные кресты, ими же венчали врата городов. На Руси ходить без нательного креста считалось большим грехом. О злых и бессовестных людях говорили, что «креста на них нет», а клятве и слову не носящего креста человека не доверяли. [1]
Полный Богословский энциклопедический словарь дает следующее определение: «крест наперсный — носимый на груди то под одеждой, то поверх нее». В этом определении главным является местонахождение креста. Грудь — это вместилище сердца, священная часть тела. Недаром древние византийские кресты называли энколпионами (от греч.) — носимый на сердце, на груди.
Обычай сокровенно носить крест под одеждой является самым распространенным с древнейших временно и до наших дней. На Руси такой крест назывался нательником. Обычай давать каждому новокрещенному нательный крест для постоянного ношения возник только в Русской Церкви. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, крест является символом крестного пути.
Главным при ношении креста поверх одежды, открыто, становится символизм христианского служения. Нося крест открыто, человек показывает, что вся его мирская деятельность является служением Христу и совершается под знамением Креста. Таким образом, носимые поверх одежды нательные кресты подчеркивали принадлежность к епископскому сану. В Русской Церкви их носили только митрополиты и Патриарх. До петровской эпохи нательные кресты являлись обязательными предметами царского и княжеского облачения. Они символизировали христианский характер мирской и духовной власти и богоизбранность.
Рис. 1. Символ креста в царском облачении
Поверх доспехов воины одевали на грудь параманные кресты, которые являлись духовной броней и благословляли на ратные подвиги. Основоположником такой традиции был Константин Великий. Именно он первым приказал изображать знамение креста на доспехах и щитах.
Рис. 2. Параманные кресты на доспехах воинов
В мирской среде, однако, существовала традиция ношения креста поверх одежды в женском ювелирном уборе. Это объясняется защитной и эстетической функцией креста.
Ношение креста поверх одежды в России получило наиболее широкое распространение в XVII веке. В это время крест выставлялся на всеобщее обозрение как непобедимое оружие веры. Апостол Павел говорил: «а я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Галат.:6.14). Этими словами часто украшали оборотную сторону русских нательных крестов XVII в. Другая особенность этого века заключалась в том, что после времен смуты в обществе возникла ностальгия по древнему благочестию. Этот этап находит выражение в церемониальном и церковном искусстве.
Сегодня символическое значение креста толковать сложнее. Это связано с тем, что современная эстетика — это весьма субъективная наука, а защита в настоящее время воспринимается как что-то магическое. В христианстве, как и в древних сакральных культах, красота была выражением духовного мира, а защита являлась результатом гармоничного соединения сложной структуры мира и человека.
Существует древний обычай связанный с нательным крестом — «крестование» — устанавливаемое через обмен крестами побратимство. После такого обмена женщины становятся крестовыми сестрами, а мужчины крестовыми братьями.
Наиболее полезно и правильно для христианина носить нательный крест под одеждой, так как соединение происходит только между крестом и человеком. В случае открытого ношения креста появляется третий участник — мир. В христианском мире получалось гармоничное соединение с крестом мира и человека. В современном же мире ношение креста поверх одежды требует от человека особых духовных качеств и ответственности. Крестное знамение и нательный крест являются только внешней частью того, что должно быть в сердце христианина: веры, смирения и упования на Господа.
Сегодня чаще всего крест поверх одежды можно встретить в женском наряде. Это заслуживает уважения в том случае, если это благочестивое искреннее желание возродить древнюю традицию и построить свою жизнь по заповедям Божьим. Но в любом случае следует помнить об опасности осквернить святыню. И конечно, недопустимо легкомысленно носить крест как обычное светское украшение, ибо в этом случае мы невольно нарушим третью заповедь: «Не приемли имени Господа Бога Твоего всуе». [3]
Крест давно прижился в православии, став его духовной основой. Возникнув задолго до существования Руси, крест вошел в ее культуру и религию, постепенно из символа смерти став символом вечной жизни. Крест искупает все прегрешения людей, а руки Христа, распростертые на кресте, напоминают верующим о том, что Он собрал воедино все народы и искупил первородный грех каждого. Так именно в русском православии в наибольшей степени произошло превращение креста из орудия казни в объект почитания и символ искупления. Такое превращение свидетельствует о внутренней оптимистической природе русского человека. Чтобы не происходило с ним, какие бы испытания не ложились на его плечи, в глубине души он всегда смотрит в будущее с надеждой.
Литература:
1. История развития формы креста // Золотые Купола. — Ярославль: Блажин Ярослав Золотые Купола, 2009–2011. — Режим доступа: http://www.golddomes.ru
2. Крест // Википедия: Свободная электронная энциклопедия. — 2014.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
3. Федоров Ю. А., О ношении нагрудного креста // Ю. А. Федоров // Юрий Федоров. — СПб.: Юрий Федоров, 2004. — Режим доступа: http://www.feodorov.ru
4. Шуляк С., Отличие православного креста от католического / С. Шуляк // Русская Православная Церковь. Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. — М.: 2014. — Режим доступа: http://hram-troicy.prihod.ru
Основные термины (генерируются автоматически): крест, нательный крест, ношение креста, одежда, Русь, гармоничное соединение, грудь, знамение креста, Русская Церковь, символ креста.
Знак Креста — Православная Вики
Гора Крестов в Литве содержит тысячи копий главного символа Веры.
Крестное знамение — это символический ритуальный жест, который отмечает четыре точки Креста на Голгофе над телом человека. Он также представляет любовь к Богу всем сердцем, душой, разумом и силой. Крестное знамение чаще всего совершается во имя Святой Троицы, в знак благоговения перед святым, святым предметом или человеком, в начале или в конце молитвы, в знак смирения или согласия, или во многих других случаях. которые могут немного различаться в зависимости от региональной / этнической практики или личного благочестия. Некоторые православные могут креститься сто и более раз за Божественной литургией или длительной службой.
Содержание
- 1 Как
- 2 История
- 3 Использование знака
- 4 источника
Как
Греческий, славянский, латинский, западноармянский, эфиопский, коптский и антиохийский обряды:
В общеправославной практике используется правая рука. Большой, указательный и средний пальцы сведены в точку. Затем они помещаются на лоб, после чего перемещаются вниз к солнечному сплетению (перемещаясь к грудине, как это делают другие номиналы, они образуют перевернутый крест). Наконец, рука перемещается к правому плечу и горизонтально поперек к левому. Однако восточные православные и западные христиане делают этот последний шаг в обратном порядке, слева направо. Когда человек проходит через Знак, он читает в лоб: «Во имя Отца»; в солнечном сплетении «и Сына»; и через плечи: «и от Святого Духа, аминь». Бывают вариации. Кто-то может сказать: «и Святых Дух «через плечи. Переместив руку с одного плеча на другое, она может вернуться к грудине. Вместо этого иногда она может сопровождаться словами Иисусовой молитвы в той или иной форме или просто «Господи! милосердие». Большой, указательный и средний пальцы, сведенные вместе, символизируют Троицу, три личности, разделяющие единую сущность. Остальные два пальца прижаты друг к другу и к ладони, представляя человеческую и божественную природу, объединенные вместе в Иисусе Христе. .
Древнерусский, восточноармянский и древнеантиохийский обряды
Древнерусский, восточноармянский и древнеантиохийский обряды: При прохождении Знака читается в лоб: «Господи»; в животе «Иисус Христос»; на правом плече «Сын Божий»; а на левом плече «помилуй нас». с последующим поклоном (до земли во время Великого поста). Соединив вместе два пальца — указательный и средний — и вытянув их со слегка согнутым средним пальцем, олицетворяет две природы Христа: Его божественность и Его человечность. Указательный палец представляет его божественность, а средний палец представляет его человечность. Сгибание среднего пальца можно истолковать как то, что он склонил небеса и сошел на землю для нашего спасения.
Феодорит (393–457) дал следующую инструкцию:
Вот как благословить человека рукой и перекрестить его. Соедините три пальца, как равные, вместе, чтобы представить Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Это не три бога, а один Бог в Троице. Имена отдельные, а божественность одна. Отец никогда не воплощался; Сын воплотился, но не сотворен; Святой Дух не воплотился и не сотворен, но вышел из Божества: три в едином Божестве. Божественность — это одна сила и одна честь. Они получают на поклон от всего творения, как ангелов, так и людей. Таким образом, указ для этих трех пальцев.
Остальные два пальца следует держать слегка согнутыми, а не полностью прямыми. Это потому, что они представляют двойственную природу Христа, божественную и человеческую. Бог в Своей божественности и человек в Своем воплощении, но совершенны в обоих. Верхний палец представляет божественность, а нижний — человечество; таким образом спасение идет от высшего пальца к нижнему. Так истолковывается сгибание перстов, ибо поклонение Небу нисходит для нашего спасения. Вот так и надо перекреститься и благословить, как повелели святые отцы.
Петр Дамаскин (12 век) дал следующее указание:
Тогда и мы должны подивиться тому, как демоны и разные болезни отгоняются знамением Честного и Животворящего Креста, Который все могут сделать без затрат и усилий. Кто может сосчитать панегирики, сочиненные в ее честь? Святые отцы передали нам внутреннее значение этого знамения, чтобы мы могли опровергнуть еретиков и неверных. Два пальца и одна рука, которыми он сделан, представляют распятого Господа Иисуса Христа, и тем самым признается, что Он существует в двух природах и одной ипостаси или личности.
Использование правой руки свидетельствует о Его безграничной силе и о том, что Он сидит по правую руку Отца. То, что знамение начинается нисходящим движением сверху, означает Его нисхождение к нам с небес. Снова движение руки с правой стороны на левую отгоняет врагов наших и возвещает, что Своей непобедимой силой Господь победил диавола, который находится на левой стороне, темный и бессильный.
Афанасий Александрийский (269-373 гг. н.э.) и Петр Дамаскин (12 век) дали следующие инструкции:
Подписанием святого и животворящего креста отгоняются бесы и разные напасти. Ибо это без цены и без стоимости и хвалит того, кто может это сказать. Святые отцы своими словами передали нам и даже неверующим еретикам, как два воздетых перста и единая рука являют Христа Бога нашего в Его двойственной природе, но единосущной. Правая рука возвещает Его неизмеримую силу, Его сидение одесную Отца и Его нисхождение к нам с Небес. Опять движением рук направо от нас будут изгнаны враги Божии, ибо Господь торжествует над диаволом Своей непобедимой силой, делая его унылым и слабым.
История
Первое упоминание о крестном знамении христиан относится ко II веку Тертуллианом, который сказал: купание, за столом, зажигая наши свечи, лежа, сидя, чем бы мы ни занимались, мы помечаем наши лбы крестным знамением» (De cor. Mil., iii).
В ранней Церкви считается, что крест делали только на лбу. Поэтому и Тертуллиан говорит: «Мы, христиане, крестным знамением стираем лоб». Также считается, что христиане также использовали один палец для крестного знамения на лбу или на других предметах. Поэтому в житии св. Варвары мы читаем: «Однажды, когда Варвара стояла у купальни лицом на восток, она сказала: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», и чудесным образом нарисовала знамение крест на мраморной стене бани пальцем».
То, что крест был сделан одним перстом, подтверждает и св. Епифаний в своем Панарионе (Adv. Haer. Xxx, 12), где он говорит о некоем Иосифе Флавии, наделившем сосуд с водой силой ниспровергающей магические заклинания, «делая над сосудом перстом печать креста», произнося при этом форму молитвы. Вновь полвека спустя церковный историк Созомен (VII, xxvi) описывает, как епископ Донат, когда на него напал демон, «сделал крестное знамение перстом в воздухе и плюнул на чудовище».
Однако, к четвертому веку, оказывается, что для крестного знамения стали использовать более одного пальца. Так св. Кирилл Иерусалимский в своих Катехизисах (xiii, 36) замечает: «Не будем же стыдиться исповедать Распятого. Да будет крест нашей печатью, поставленной смело перстами нашими на челе и во всем; над хлеб едим и чаши пьем, приходя и уходя, перед сном, ложась и бодрствуя, идя и отдыхая».
Считается, что два пальца стали использоваться для крестного знамения, как защита от монофизитства. Таким образом, используя два пальца, можно было бы исповедовать две природы во Христе. Поэтому неудивительно, что первое свидетельство использования двух пальцев для крестного знамения встречается в трудах Феодорита Кирского, известного своим антагонизмом по отношению к монофизитам. Так Феодорит Кирский пишет: «Так благословляет рукою и крестится: Сложивши три перста вместе ровно большой и два последних пальца, — исповедует тайну в образе Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бог Святой Дух. Не три бога, а один Бог в Троице, различие имен, но одно Божество. Отец нерожденный, Сын рожден от Отца, но не сотворен, Дух Святой ни ни рождены, ни сотворены, но исходят. Они трое в едином Божестве, но едины в силе, едины в чести, едины в поклонении всему творению, ангелам и людям. Таково объяснение этих трех пальцев. указательный и средний палец — и растопырив их со слегка согнутым средним пальцем, представляют две природы Христа: Его Божество и Его человечество, Он есть Бог по Своему Божеству и Человек по Своему человечеству, совершенный в обоих естествах. указательный палец представляет Его божественность, а средний палец представляет Его человечность, поскольку Он сошел свыше и спас тех, кто внизу. Сгибание среднего пальца интерпретируется как означающее, что Он склонил небеса и сошел на землю для нашего спасения» (Отрывок Домостроя, глава 13, Кэролин Джонстон Паунси, Корнельский университет, 19).94)
Святитель Петр Дамаскин (+ 775 г. по Р.Х.) также подтверждает это в своем следующем слове в Добротолюбии: «Святые отцы передали нам значение этого святого знамения, чтобы опровергнуть еретиков и неверных. тогда одну руку изображают тогда распятого Господа Иисуса Христа, Которого мы исповедуем как имеющего две природы в одном лице. Правая рука напоминает о Его безграничной силе и о Его сидении одесную Отца. И начинают чертить ее сверху, потому что Его сошествия с небес к нам на землю.Более того, движение руки с правой стороны на левую отгоняет врагов и указывает на то, что Господь непобедимой силой Своей победил диавола, находящегося слева, бессильного и мрачное существо». ( Филокалия стр. 642)
Также утверждается, что св. Мелетий Исповедник, епископ Антиохийский, также написал трактаты, в которых описывалось крестное писание двумя перстами. Тем не менее следует признать, что св. Мелетий Исповедник, а также св. Кирилл Иерусалимский, Феодорит Кирский и св. Петр Дамаскин принадлежали к поместной Антиохийской Церкви, которая в разное время включала в себя всю Среднюю Восток, а иногда и Каппадокию, Малую Азию, Палестину, Синай и другие места до создания Константинопольского и Иерусалимского Патриархатов. Поэтому возможно, что крестное писание двумя перстами было не всеобщим обычаем, а лишь антиохийской традицией. В этом тоже был бы большой смысл, потому что антиохийцы были стойкими защитниками Православия от монофизитства, а отсюда и подчеркивание двух естеств и крестное крещение двумя перстами.
Тем не менее, к моменту просвещения русских земель в 10 веке, именно эта традиция господствовала в Каппадокии, Малой Азии и везде, куда посылали миссионеров на Русь из Византии. Следовательно, Русская Церковь с самого начала восприняла эту древнюю традицию и сохранила ее на несколько столетий позже.
Однако, по крайней мере, к IX веку на православном Востоке и Западе распространилась практика крестного знамения тремя перстами вместо двух. Большой, указательный и средний пальцы были соединены вместе, чтобы символизировать Святую Троицу, а безымянный палец и мизинец были прижаты к ладони, чтобы представлять две природы Христа.
Первое письменное упоминание этой формы встречается в трудах православного папы Римского Льва IV, скончавшегося в 855 г. н.э., которого святой Фотий Великий считал святым и приписывал множество чудес. Так, папа Лев пишет: «Подпишите чашу и гостию прямым крестом, а не кругами или переменой пальцев, а двумя вытянутыми перстами и сокрытым в них большим пальцем, чем символизируется Троица. Позаботьтесь о правильном совершении этого знака, ибо иначе вы ничего не сможете благословить» (см. Георгий, «Литург. Рим. Пон.», III, 37).
Примерно в 1000 г. н.э. Элфрик, аббат Эйншема в Англии, скончавшийся в 1020 г. н.э., писал следующее: «Человек может чудесным образом махать руками, не создавая никакого благословения, если только он не перекрестится. Но если он действительно дьявол скоро испугается из-за победоносного знака. Тремя перстами нужно благословить себя на Святую Троицу» (Торп, «Гомилии англо-саксонской церкви» I, 462).
Спустя столетие после раскола 1054 года франкский папа Иннокентий III (1198-1216) сделал следующее заявление: «Крестное знамение совершается тремя перстами, потому что крестное знамение совершается вместе с призыванием Троицы… Вот как это делается: сверху вниз, и справа налево, потому что Христос сошел с небес на землю и от иудеев (справа) перешел к язычникам (слева)».
Практика крестного знамения тремя пальцами могла или не могла возникнуть на Западе. Тем не менее она существовала на Западе по крайней мере к 855 году, до кончины православного папы Льва IV, и, таким образом, практиковалась на православном Западе до раскола 1054 года и даже в течение нескольких столетий после раскола. На Востоке практика крестного знамения тремя пальцами была обычной практикой, по крайней мере, к 12 веку. Таким образом, греческая церковь, сербы, болгары, албанцы, грузины, валахи, молдаване и даже русские, жившие под властью Польши, приняли крестное крещение тремя перстами, символизирующими Святую Троицу. Интересно, что использование трех пальцев также стало нормой среди коптов-монофизитов, сирийцев, армян и даже далеких эфиопов. Однако все монофизиты крестятся справа налево, как и православные. Несториане Месопотамии, Персии и Индии также сегодня используют три пальца. Это иронично, потому что несториане хотели подчеркнуть две природы Христа. Однако они крестятся не двумя перстами, представляющими две природы, а тремя перстами, представляющими Святую Троицу. Несториане также подписывают крест справа налево, таким образом, практикуя ту же практику, что и греки.
Таким образом, практика делать знак тремя пальцами дошла до итальянцев, испанцев, французов, немцев и англичан на западе. Оно достигло греков, болгар, грузин, албанцев, сербов, валахов, молдаван и поляков. Он также достиг египтян, сирийцев, армян, месопотамцев, персов и даже далеких эфиопов и индийцев. Но до русских дело не дошло!
Русская Православная Церковь продолжала соблюдать практику крестного знамения двумя перстами, как это было предписано Феодоритом Кирским и святителем Петром Дамаскиным. Сочинения этих отцов были даже вписаны в типикон (требник) Русской Церкви. Когда к середине 16 века русские осознали, что их практика отличается от практики поляков на западе и болгар, греков и грузин на юге, были приняты меры, чтобы решить, какая практика была более оригинальной. Эти вопросы были рассмотрены на Соборе, созванном императором Иваном Грозным в 1551 году. Этот Собор еще называют Стоглавым, или «Собором ста глав». Однако этот Собор не только постановил креститься двумя перстами, но и осудил всякого, кто не совершал крестного знамения таким образом!
Правило 31 Стоглавого Собора гласит: «Крестное знамение должно совершаться по правилам, в виде креста; и правая рука, то есть правая рука, должна употребляться при пересечении себя, с соединенными вместе большим и двумя нижними пальцами, а вытянутый указательный палец соединен со средним, слегка согнутым, так должны благословлять архиереев [и] священников и так должны креститься люди. .. Всем православным христианам подобает так держать руку их и перекрестить их лице двумя перстами и поклониться, как мы сказали прежде. крестное знамение двумя перстами, да будет он проклят…»
В 1569 году франкский папа отменил использование трех пальцев на Западе и приказал креститься пятью пальцами, причем слева направо, а не справа налево. Однако эта практика не была введена на Востоке ни у православных, ни у монофизитов и несториан.
В 1589 году Вселенский патриарх Иеремия II Тран посетил Россию и возвел митрополита Московского в сан патриарха. Таким образом, Греческая и Русская Церкви неизменно сохраняли свое единство, несмотря на то, что греки крестились тремя перстами, а русские — двумя.
В 1654 году патриарх Московский Никон, посетив Османскую империю, понял, что практика Русской Церкви отличается от практики греков, грузин, румын, болгар и сербов. Поэтому он созвал собор с одобрения царя, на котором просил внести изменения в литургические тексты, а также чтобы Русская церковь приняла практику трехперстного крестного знамения. Однако это сразу привело к резкому противодействию. Самым видным противником реформы был известный протопресвитер Аббакум.
В 1666-1667 годах Русская Церковь созвала очередной Собор, на который пригласила представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Константинопольской и других Церквей. Однако ни один из гостей не был Патриархом, а некоторые епископы уже были низложены своими Церквами. Кроме того, считается, что российское государство заплатило многим епископам деньгами и продуктами за то, чтобы они проголосовали за реформу. Ниже приводится рассказ протопресвитера Абакума о его диалоге с греческими и русскими епископами на Соборе 1666-1667 годов:
«Последним словом, которое они мне сказали, было: «Почему ты упрямый? Вся Палестина – и сербы, и албанцы, и валахи, и римляне, и поляки – все крестятся тремя перстами, и только ты остаешься упрямым и делаешь знак двумя перстами. Это не годится!» А я им за Христа ответил: «Вселенские учителя! Рим давно пал и лежит поверженный, и поляки погибли вместе с ними, и враги христиан до конца. Православие среди вас сделалось пестрым из-за насилия Мехмеда Турка – и не надо удивляться вам: вы стали бессильны. И так впредь приезжайте к нам учиться, ибо у нас, милостью Божией, самодержавие. До Никона-отступника, на Руси, при наших благочестивых князьях и царях, Православие было полное, чистое и непорочное и церковь безропотная. Никон, тот волк и диавол велели нам креститься трехперстно: но наши первые пастыри крестились двуперстно и также благословляли двуперстно, по преданию святых отцов, Мелетия Антиохийского, блаженного Феодорита. Епископ Киринеи, Петр Дамаскин и Максим Грек. Равно и поместный Московский собор при царе Иване велел нам креститься и благословлять, сложив таким образом пальцы, креститься и благословлять, как учили издревле святые отцы Мелетий и другие. Потом, при Иване-царе, в числе русских святых были знаменосцы Гурий и Варсонофий, казанские чудотворцы, и Филипп, игумен Соловецкий» («Гудзы, Житие», с. 101).
Собор 1666-1667 годов, тем не менее, отменил несколько решений Стоглавого собора, состоявшегося при Иване Грозном более века назад в 1551 году. Таким образом, крестное знамение тремя перстами больше не предавалось анафеме. Напротив, Синод 1666-1667 годов предал анафеме всех продолжающих креститься двумя перстами. Среди преданных анафеме был и протопресвитер Авбакум. Он был заключен в тюрьму еще на десять лет, после чего был сожжен заживо по приказу государства.
Наконец, в Святом Руле свт. Никодим Афонский сообщает нам во 2-й сноске к 91-му канону святителя Василия Великого (Руддер, стр. 645 в греческом издании и стр. 857 в английском): » Древние христиане совершали крестное знамение иной конфигурацией руки, то есть, точнее говоря, только двумя пальцами руки, а именно указательным и средним пальцами, как св. Петр Дамаскин сообщает нам (лист Филокалии, стр. 642), где он говорит, что рука в целом означает единую сущность Христа, а два пальца означают две Его природы. соединены с большим пальцем, и эти три вместе представляют Святую Троицу…» (OCES, The Rudder, «92 канона святителя Василия Великого», канон 91, сноска 2)
Древнейшие из православных икон доказывают, что по крайней мере благословение совершалось двуперстным жестом руки, как до сих пор у старообрядческих архиереев и священников принято благословлять паству, и как все старообрядцы совершают знамение крест на себе.
Использование знака
В восточно-православных молитвах крестное знамение обычно совершается всякий раз, когда обращаются ко всем трем Лицам Троицы или даже намекают на них. Фактически перед началом любой молитвы обычно совершается Знак. При входе в церковь и в святилище внутри церкви совершают Знак отчасти как внешний знак благоговения и почитания. Православные миряне совершат Знамение как один из способов поклонения иконе; У священников есть много других особых случаев, когда они совершают Знак. Многие члены Веры совершают Знак способом, который некоторым может показаться идиоматичным: например, если член подвергается богохульству, он или она может сделать Знак, отчасти для того, чтобы тонко и вежливо намекнуть говорящему, что оскорбление было совершено. Некоторые члены Веры будут использовать Знак как пожелание удачи; это может быть и часть непроизнесенной молитвы о Божьем благословении, как при начале пути или спортивного соревнования.
Знак Креста также имеет второстепенные варианты: его можно совершить в воздухе, чтобы благословить предметы, и он может проследить очень маленькую траекторию, например, на лбу (как предполагают самые ранние описания Знака). Для члена Веры, возможно, существенным элементом Знака является то, что он физически указывает на прямое отношение Креста, Жертвы Иисуса к личности или окружению. Это обязательство тела, которое подтверждает то, что верующие исповедуют. Это также знак для других того, что человек исповедует.
Источники
- Знак креста в Википедии
- Католическая энциклопедия: Крестное знамение (римско-католическая)
- Крестное знамение отцов (традиционный католик)
- О крестном знамении (старообрядцы)
- Крестное знамение (старообрядцы)
Какое значение креста для православных христиан?
Последний понедельник, 14 сентября; Греческая Православная Церковь отпраздновала славное Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Это поистине памятное событие в церковном календаре, поскольку Крест несет столь сильное послание православным христианам всего мира.
Мать святого Константина Великого, святая равноапостольная Елена ; хвалят за обнаружение подлинных остатков Святого Креста, на котором был распят наш Господь. Еще в 325 году н.э. благочестивая святая Елена, весьма преклонная в годах, предприняла тяготы долгого пути в Иерусалим, в поисках Креста.
На самом месте Распятия нашего Господа, именуемого Голгофа , императором Адрианом был возведен храм Афродиты. Император Адриан был набожным язычником и в период своего правления широко преследовал христиан. Храм воздвигнут, чтобы осквернить и предать забвению место, где Господь наш претерпел спасительные Страсти.
Преподобная Елена приказала разрушить статую Афродиты, раскопать землю под ней, открыв Гробницу Господа нашего и три креста.
Чтобы узнать, какой крест у Господа нашего, архиепископ Иерусалимский, святой Макарий предложил возложить кресты на очень больную женщину знатного происхождения, жившую в Иерусалиме.
Женщина, которая была при смерти от загадочной болезни, чудесным образом полностью выздоровела, как только она коснулась 3-го креста, который был Крестом нашего Господа.
Перенесемся в сегодняшний день, и самая большая коллекция частиц Животворящего Креста Христова хранится в главном храме Святого Ксиропотамского монастыря на Афоне. Здесь находится тринадцать частей Животворящего Креста Иисуса Христа, из них четыре большие в древних мощевиках и девять меньших, которые также находятся в мощах с другими мощами святых.
Во время воскресного православного кафе, которое проводится еженедельно в греческом православном приходе св. Стилиана в Гимее, д-р Филипп Кариатлис начал вдохновляющую дискуссию о том, что Святой Крест означает для нас, православных христиан. Крест является символом:
- Надежды — Это надежда света, побеждающего тьму, добра, побеждающего зло, жизни, победившей смерть, и надежды на спасение через Иисуса Христа
- Жертвоприношение — Взгляд за пределы самого себя. Жертва ради других. Примером этого может служить брак, в котором муж жертвует собой ради своей семьи, работая долгие часы, чтобы поддержать их финансово. Или жену, жертвующую сном, чтобы покормить ребенка ночью, чтобы ее муж мог как следует отдохнуть. Жертва требует смирения. Смирение в компромиссе
- Искупление- новой жизни и воскресения. Отмена наследственного греха Адамом и Евой. Обещание нашего Господа о втором пришествии
- ‘Христианский флаг’, крест — наш символ как православных христиан, это наш ‘флаг’
- Единство
- Прощение
- Защита — многие люди не выходят из дома без ожерелья с перекрестной цепочкой на шее. Это христианский маяк силы и уверенности
- Любовь — «Мы должны жить по-христиански, возлюбив ближнего, как самого себя. Это то, что отличает христианскую любовь от других определений общественной любви. Это бескорыстная любовь, любовь к другому, «другой» там, где встречается жизнь», — сказал доктор Филип
- Сила- «Христос никогда не даст нам «Крест» (испытание), который мы не можем вынести. Если мы будем жить этим, мы не будем впадать в уныние, потому что мы будем доверять Богу и не терять надежду. Мы можем смотреть на COVID -19 как крест, что-то, что мы должны терпеть», — продолжил он.
*Православное кафе, проводится каждое воскресенье в греческом православном приходе св. Стилиана в Гимее
Возможно, самым важным символом Креста является обещание Вечной Жизни.
«Вот почему Бог умер на Кресте за нас, чтобы даровать нам Вечную Жизнь. Все мы Божьи творения. Мы, как христиане, должны быть ходячим образом Христа, живя христоподобной жизнью. Мы можем позвонить это «христианство». Лучшим свидетельством тому является наш пример, показанный в наших действиях как православных христиан».
«Принять Крест в своей жизни означает, что мы можем начать нести тяготы и даже слабости других, подставляя «другую» щеку. Например, чужой гнев или зависть к нам может, конечно, породить к возмездию с нашей стороны, или мы можем свободно и активно принять решение терпеть и брать на себя эти отрицательные и пагубные силы, чтобы нейтрализовать и положить им конец, как это сделал Сам Христос».
Благодарим доктора Филипа Кариатлиса за его сильное послание и за то, что он помог нам осознать эти удивительные символы Креста и позволить им резонировать внутри нас 9.