Снисхождение благодатного огня: Схождение Благодатного Огня / Православие.Ru
Содержание
Схождение Благодатного огня на Пасху в Иерусалиме
Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.
Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Долго длится иногда его молитва… И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.
Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.
Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.
Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую Субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — Благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.
Как-то раз другая община, живущая в Иерусалиме, — армяне, тоже христиане, но отступившие от святого Православия еще в IV веке, — подкупили турецкие власти, чтобы последние именно их, а не православного Патриарха в Великую Субботу допустили в пещеру — Гроб Господень.
Долго и безуспешно молились армянские первосвященники, а православный Иерусалимский Патриарх вместе со своей паствой плакал на улице у запертых дверей храма. И вот неожиданно как бы молния ударила в мраморную колонну, она рассеклась, и из нее вышел столп огня, который зажег свечи у православных.
С тех пор никто из представителей многочисленных христианских конфессий не решается оспаривать у православных право молиться в этот день в Гробе Господнем.
В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников — священнослужителей и мирян — по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.
**image3:center***
www.holyfire.org
Чудо благодатного огня. Воскресал ли Христос?
Это чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и Пещеру, в которой был положен снятый с Креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшим.
Благодатный огонь веры
За благодатным огнем. Часть 1.
За благодатным огнем. Часть 2
Схождение Благодатного огня.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
Почему католики не ждут Благодатного огня? – Православный журнал «Фома»
22 апреля 2022
Автор: САМОХИН Михаил, протоиерей
Фото автора Igor Haritanovich: Pexels
Приблизительное время чтения: 4 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Объясните, на католическую Пасху, если она раньше православной, не ждут схождения Благодатного огня? И почему так?
Анна
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Анна! Благодатный огонь сходит в храме Воскресения Христова в Иерусалиме только на православную Пасху и только в присутствии православных священнослужителей. Об отношении Римско-католической церкви к этому чуду приведу фрагменты исследования кандидата географических наук И. Н. Рубанова.
В силу исторических причин ни одной из христианских конфессий не приходилось так много писать о Благодатном огне и так основательно задумываться о сущности являемого, как Римско-Католической Церкви.
Представители Римской Церкви свидетельствовали о чуде Благодатного огня ещё на заре христианства. Одно из первых свидетельств содержится в записках западной паломницы Сильвии Аквитанской (IV в.). Латинский монах Бернард (около 865 г.) пишет в своём итинерарии: «В Святую субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поётся „Господи, помилуй!“ до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается Свет в лампадах, висящих над Гробом».
Отпадение Римской кафедры от Вселенской Церкви началось в IX веке и окончательно завершилось в XI веке. В 1099 г. Иерусалим был завоёван крестоносцами и храм Гроба Господня перешёл под папский контроль. Церемония явления Святого света того времени подробно описывается в одном из самых авторитетных исторических документов средневековья — свидетельстве русского игумена Даниила, которому удалось стать очевидцем чуда благодаря тёплому приёму со стороны царствовавшего в Иерусалиме латинского короля Балдуина I.
В своих записях, наряду с критикой выдумок о Благодатном огне, он отмечает, как сами загорелись православные лампады, находящиеся у Гроба Господня: «Благодатию же Божиею те три кандила (греческое, от монастыря Саввы Освященного и русское. — Ред.) возжглись… а фрязския (католиков-францисканцев. — Ред.) кандила повешены суть горе, а тех кандил ни едино не возгореся тогда».
В это время католики ещё принимали участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православными вели в храме свою службу. Однако в пределы Кувуклии, где возгорался Огонь, никто из них до его появления не входил. Восточная Православная Церковь была представлена монахами монастыря Саввы Освященного, присутствие которых считалось обязательным.
Если отрицающие Христово Воскресение мусульмане пытались воспрепятствовать схождению, римский клир стремился избавиться от присутствия православных «еретиков» на нисхождении Святого огня, и вообще в принадлежавшем им ранее Храме Гроба Господня.
В 1187 г. последователи папства были изгнаны из Иерусалима и потеряли единоличный контроль над храмом Гроба Господня, а руководство Римской Церкви, похоже, сделало определённые выводы. В 1238 г. Папа Григорий IX в одном из своих писем официально выступил против толкования «обряда» Благодатного огня как чудотворного. Как пишет одна из католических исследовательниц вопроса Ольга Басий, «в связи с распространением неправильного понимания этого обряда». К сожалению, неизвестно, какие изменения произошли в понимании этого обряда, за исключением прекратившегося участия в нём местных католиков.
С этого момента и до XX века Благодатный огонь для Римской Церкви как бы перестал существовать, широкой общественности в этот период ничего о нём не было известно.
Архимандрит Троице-Сергиевой лавры, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного огня, с сожалением отмечает: «Католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остаётся. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса. Доказать ложность Его учения было невозможно, можно было только запретить произносить Его имя».
Паломник Лев Тихонов пишет: «Я в Иерусалиме от местных православных жителей слышал, что огня и считает всё происходящее „фокусами восточных схизматиков“. Косвенное католики — единственная из „апостольских“ церквей… которая игнорирует схождение Благодатного подтверждение этому — прочитанный мною англоязычный францисканский путеводитель по Святой Земле, описывающий все археологические находки, все святыни и все обычаи вплоть до патриаршего крестного хода из Вифании в Неделю ваий. Точно так же в книжной лавке учёных-францисканцев, где он мною был куплен, обшаренной мною довольно капитально, ни в одном издании не упоминалось схождение Благодатного огня».
Тем не менее на протяжении ХII-ХХ вв. католики всё же присутствовали на литании Святого огня, однако их функция сводилась к контролю за православными. Ещё в начале XX века, во времена Британского мандата, они вместе с армяно-григорианами обыскивали Кувуклию и Патриарха.
Православные же упрекали представителей католицизма в том, что они являются единственной из представленных в Иерусалиме христианских конфессий, не признающей чудо Благодатного огня. «В храме много мусульман. Они верят, что Священный огонь приходит с Неба, и только католики отказываются признать это».
Но всё же почтительное отношение к Благодатному огню представителей Римской Церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось и в это время. До наших дней Огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками.
Таким образом в католицизме нет единства в отношении к Благодатному огню, но большая часть католиков относится к нему нейтрально или скептически.
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т. д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Серафический огонь | Библейская мариология
Поскольку предметом нашего рассмотрения сейчас являются блаженные серафимы, «посмотрим немирскими очами… на их богоподобное великолепие» (Дионисий, Церковная иерархия , 4, 6).
В трактовке серафимов и, в частности, серафимского огня лучше всего следовать указаниям Священного Писания, соблюдая как свойства, так и действия этих небесных существ, как они были открыты нам Святой Дух. Итак, серафимы сами трисвяты, как в esse (то есть в их бытии — что они есть) и в действии (что они делают). Во-первых, по порядку бытия они святы в своих трех свойствах огня, крыльев и в своем положении бытия друг к другу (это последнее есть бытие-в-отношении-к). Во-вторых, серафимы трижды святы по порядку действия, поскольку они стоят около Божества, покрывают и летают , и возглашают в нескончаемой хвалебной песне. Таковы основы, на которых мы будем строить, с благодатью Божией, эти размышления о блаженных серафимах.
Огонь — это серафимическое свойство. То есть сущность серафической природы, как свидетельствует само их имя — saraph или «огнетворцы», — есть глубочайшее погружение в огонь божественной Любви. В этом отношении блаженные серафимы олицетворяют то возвышенное подобие внутренней святости Божией, настолько далекое от человеческого мышления и воображения, ибо Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29). Но здесь, в твари, святость Божия представлена нам так, что конечный разум может постигнуть ее концептуально, хотя и аналогично. Дионисий, этот превосходнейший учитель небесных вещей, дает нам четыре довода (среди многих других, которые он очень красиво излагает) того, почему огонь является подходящим символом Божества.
- Огонь вездесущ: он «есть, так сказать, во всем».
- Огонь трансцендентен: «он проходит неразбавленным через все и все же остается полностью вне их».
- Огонь загадочен: «он освещает все и в то же время остается скрытым».
- Огонь проявляется через свои эффекты: «сам по себе он необнаружим и становится очевидным только благодаря своим собственным воздействиям на материю» ( Небесная Иерархия 15, 2).
Заметим, что блаженные серафимы также отражают непорочную святость Пресвятой Девы Марии, вершины всего милосердия и совершенного, сотворенного Дополнения Пресвятой Троицы. Ибо не уподоблена ли она отцами горящему кусту, который видел Моисей, весь пылающий Божественным Присутствием и все же чудесным образом не сгорающий? И не является ли неизъяснимой тайной, чтобы мы снова и снова размышляли над тем, как эта смиренная служанка сама посредничает божественным Пламенем Любви даже самому возвышенному хору чистых духов? Но это так. Папа Лев XIII пишет, что серафимический хор Свят, Свят, Свят звучит конкретно во славу Пресвятого Имени Иисуса, Того , в ком полнота Божества обитает телесно (Кол. 2:9). И Бог наш, сей Огонь Поядающий, неудержимый и неудержимый, Сам благоволил телесно обитать во чреве Девы Мира в Назарете. И, что еще более чудесно, славно царствуя на Небесах вверху, сакраментально в Церкви внизу и таинственно в сердцах избранных, Он пребывает (можно сказать, фактически) в Ее Прекраснейшем Непорочном Сердце.
О Дева, Твоя слава превосходит все сотворенное. Что, в самом деле, сравнится с благородством Твоим, Богородица-Слово? С чем во всем творении уподоблю тебя? Ангелы Божии и архангелы возвышенны, но насколько Ты превосходишь их, о Мария! Ангелы и архангелы в трепете служат Тому, Кто живет во чреве твоем, и не смеют говорить; вы, наоборот, говорите с Ним свободно! Мы говорим, что херувимы возвышенны, но ты возвышеннее их: херувимы поддерживают престол Божий; вы, наоборот, поддерживаете Бога в своих объятиях. Серафимы близки к Богу, но ты ближе их: Серафимы закрывают лица свои крыльями, не в силах взирать на совершенную славу; вы же, напротив, не только созерцаете Его Лик, но ласкаете Его и сосете Его святые уста[1].
Преображение в Божество
На естественном уровне огонь проявляет тройную активность: очистительную, просветляющую и объединяющую. И в этом отношении она адекватно суммирует три стадии духовной жизни. Во-первых, огонь очищает непохожее на себя, так что его объект может стать благорасположенным к получению в себе серафического отпечатка, так сказать, огненного штампа или печати.
Второй, огонь освещает; он щедро озаряет светом все, что находится в радиусе его влияния. Таковы и блаженные серафимы. У них есть способность очищать своих подданных с помощью «вспышки молнии» (это действие может относиться конкретно к пассивному очищению). А еще они могут просветить ум божественной мудростью, светоносными — и воистину объемистыми — потоками ангельских сообщений. И что самое удивительное во всем этом, так это их явное стремление к этому. Тем не менее, именно так они подражают самой смиренной снисходительности нашего Господа по отношению к нам: ибо Бог показывает Свою любовь к нам тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас (Рим. 5:8).
Возможно, самым захватывающим качеством огня является его способность превращать все вещи в себя, ибо «где бы он ни был, он изменяет вещи в соответствии со своей собственной деятельностью» ( CH 15, 2). Например, мы можем рассматривать красные, зеленые и даже синие угли, полностью раскаленные, лежащие под огнем дровяной печи посреди зимы. Что когда-то было, того уже нет. И то, чего раньше не было, теперь есть. Это подобие относится к природному союзу огня. Но на уровне благодати мы можем говорить о еще более глубоком союзе, действительном союзе. С этой точки зрения можно сказать, что божественный, серафический огонь (здесь речь идет о благодати) одновременно и соединяющий, и даже более того, что он транссубстантивен. Проще говоря, дарованная конечным существам божественная благодать уподобляет творение Бесконечному Богу и Творцу; однако та же самая благодать претворяет нас в Непорочную, ту, что полностью украсила и больше всего похожа на своего Божественного Сына.
Ранние Отцы понимали горящий уголь , взятый серафимом с жертвенника и затем поднесенный к устам Пророка для его очищения, как прообраз Пресвятого Таинства (ср. Ис. 6:6–7). ). Ибо божественный Огонь действительно производит на жертвеннике жертвы первоначальное пресуществление, то есть Иисуса Христа на жертвеннике Креста. И от Его полноты мы все получили благодать на благодать (Ин 1:16).
Наконец, эти два качества огня, как объединяющее и транссубстантивное, также должны помочь нам лучше оценить наше собственное «пресуществление в Непорочное». Но мы еще поговорим на эту тему позже.
О Силе Божественного Огня
В природе интенсивность огня проявляется в его способности пожирать. Чем интенсивнее пламя, тем быстрее и вернее будет поглощение его предмета. Теперь этот принцип справедлив и в сверхъестественном порядке. Однако в жизни божественной благодати целью является не простое уничтожение, а скорее соединение через кажущееся уничтожение к преобразованию. Таково призвание христианина. Поэтому нашим самым горячим желанием всегда должно быть единение с нашим Господом, причем как можно быстрее и интенсивнее. Одним словом, наш союз с Иисусом должен быть не чем иным, как серафическим. И это главная причина для совершения нашего Марианского посвящения в серафическом ключе. Ибо как Марианское посвящение связывает нас с «пресуществлением сердца», так и эти рассуждения о блаженных серафимах более пристально сосредотачивают нас на средствах, которыми совершается это пресуществление, а именно на погружении и окончательном завершении в огне Божественной Любви.
Более того, Марианско-серафическое посвящение указывает на распятость нашего союза с Иисусом. Ибо не получил ли святой Франциск дар преображающего союза от Христа Распятого именно как серафим? Да и зачем в таком загадочном обличье? Мы должны внимательно рассмотреть это необыкновенное видение, ибо в этом заключается телос каждого христианского призвания. Переживание св. Франциском распятого серафима на Ла-Верне было совершенным, божественным ответом на его горячую двойную молитву: то есть познать страдания Христа в Его собственной плоти и испытать эту бездонную любовь, которая так побудила нашего Спасителя принять Его страдания. Итак, в видении Распятый Христос соответствует первому, тогда как Серафический Христос отвечает второму. В общем, святой Франциск был распят, как и Христос, и телом, и душой.
И была ли эта исключительная милость только для него самого? Нет, но, будучи патриархом религиозной общины, он получил этот дар и для своих сыновей и дочерей, чтобы самая его плоть, запечатанная серафической Любовью, могла стать для нас небесным знамением и зовом. Ибо, как кармелитские врачи учат союзу созерцания, так и францисканские святые назидают Воинствующую Церковь образцом Христа Распятого. Позже мы попытаемся показать, как оба подхода согласуются на нашем серафическом пути.
Что же тогда, спросите вы, все также призваны получить стигматы, как это сделал святой Франциск? Конечно нет. Но все мы несомненно призваны стать, как он, серафимическими святыми. И какая трагедия для христианина, если такое возвышенное и небесное призвание не осуществляется во время этого земного изгнания! Поэтому давайте так стремиться быть:
Поглощенным в завершение,
Жаждущим в источнике,
Полноценно живым, умирающим,
Святым, серафическим плачем.
[1] Св. Афанасий Александрийский в Пой радость Марии , с. 28.
{217} [Примечание 1] БОГ Сын имеет Снисхождение Благословенного Духа так же непостижимо, как На этом Фестивале я предлагаю, как подобает, описать как Дух Святой с самого начала умолял человека. Мы читаем в Когда наш Господь приступил к Своему служению, Он действовал так, как если бы Он был Это нужно ясно понимать; ибо из этого, казалось бы, следует, что если Например, св. Павел говорит в тексте: «Вы не в Здесь давайте посмотрим, прежде чем продолжить, какие косвенные {222} свидетельства являются Далее: Святой Дух, как я уже сказал, обитает в теле и душе, как Этот чудесный переход от тьмы к свету через вход в Таково обитание в нас Святого Духа, обращаясь к нам 1. Небесный дар Духа устремляет взоры нашего разума на 2. Пребывание Святого Духа возвышает душу {227} не только до 3. Святой Иоанн добавляет, говоря о «нашем общении с Мысли, подобные этим, подействуют на нас правильно, если они заставят нас бояться |