Содержание преданий: Предание: история и особенности жанра

Разное

И. Кузнецов — Предания русского народа читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …94

И. Н. Кузнецов

Предания русского народа

ПРЕДИСЛОВИЕ

Легенды и предания, рожденные в недрах русской народной жизни, давно уже считаются отдельным литературным жанром. В связи с этим чаще всего называют известных этнографов и фольклористов А. Н. Афанасьева (1826–1871) и В. И. Даля (1801–1872). Пионером же собирательства старинных изустных рассказов о тайнах, кладах и чудесах и тому подобном можно считать М. Н. Макарова (1789–1847).

Одни повествования разделяются на древнейшие — языческие (сюда относятся предания: о русалках, леших, водяных, Яриле и прочих богах русского пантеона). Другие — принадлежат ко временам христианства, более глубоко исследуют народный быт, но и те все еще перемешаны с языческим мировоззрением.

Макаров писал: «Повести о провалах церквей, городов и проч. принадлежат к чему-то непамятному в наших земных переворотах; но предания о городцах и городищах, не указка ли на странствия по Русской земле руссов. Да и славянам ли только они принадлежали?» Происходил он из старинной дворянской семьи, владел поместьями в Рязанском уезде. Воспитанник Московского университета, Макаров некоторое время писал комедии, занимался издательской деятельностью. Эти опыты, однако, успеха ему не принесли. Истинное свое призвание он нашел в конце 1820-х годов, когда, состоя чиновником для особых поручений при рязанском губернаторе, стал записывать народные легенды и предания. В многочисленных его служебных поездках и странствиях по центральным губерниям России и сложились «Русские предания».

В те же годы другой «первопроходец» И. П. Сахаров (1807–1863), тогда еще семинарист, занимаясь разысканиями для тульской истории, открыл для себя прелесть «узнавания русской народности». Он вспоминал: «Ходя по селам и деревням, я вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирая предания давно забытой старины». Определился и род деятельности Сахарова. В 1830–1835 г. он побывал во многих губерниях России, где занимался фольклорными разысканиями. Итогом его исследований стал многолетний труд «Сказания русского народа».

Исключительное для своего времени (длиною в четверть века) «хождение в народ» с целью изучения его творчества, быта, совершил фольклорист П. И. Якушкин (1822–1872), что и отразилось в его неоднократно переизданных «Путевых письмах».

В нашей книге, несомненно, нельзя было обойтись без преданий из «Повести временных лет» (XI в.), некоторых заимствований из церковной литературы, «Абевеги русских суеверий» (1786). Но именно XIX век был ознаменован бурным всплеском интереса к фольклору, этнографии — не только русской и общеславянской, но и праславянской, которая, во многом приспособившись к христианству, продолжала существовать в различных формах народного творчества.

Древнейшая вера наших предков похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых можно установить по обрывкам. Полной картины не установил еще никто. До XIX века русские мифы никогда не служили материалом для литературных произведений, в отличие, например, от античной мифологии. Христианские писатели не считали нужным обращаться к языческой мифологии, поскольку их целью было обращение в христианскую веру язычников, тех, кого они считали своей «аудиторией».

Ключевыми для национального осознания славянской мифологии стали, безусловно, широко известные «Поэтические воззрения славян на природу» (1869) А. Н. Афанасьева.

Учеными XIX века исследовались и фольклор, и церковные летописи, и исторические хроники. Они восстановили не только целый ряд языческих божеств, мифологических и сказочных персонажей, которых великое множество, но и определили их место в национальном сознании. Русские мифы, сказки, легенды исследовались с глубоким пониманием их научной ценности и важности сохранения их для последующих поколений.

В предисловии к своему собранию «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (1880) М. Забылин пишет: «В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается веь народный характер века, с его обычаями и понятиями».

Легенды и мифы оказали воздействие и на развитие художественной литературы. Примером тому может служить творчество П. И. Мельникова-Печерского (1819–1883), в котором переливаются, как драгоценные жемчужины, легенды Поволжья и Приуралья. К высокому художественному творчеству несомненно относится и «Нечистая, неведомая и крестная сила» (1903) С. В. Максимова (1831–1901).

В последние десятилетия переизданы забытые в советский период, а ныне заслуженно пользующиеся широкой популярностью: «Быт русского народа» (1848) А. Терещенко, «Сказания русского народа» (1841–1849) И. Сахарова, «Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских» (1872) и «Московские окрестности ближние и дальние…» (1877) С. Любецкого, «Сказки и предания Самарского края» (1884) Д. Садовникова, «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа» (1901) Аполлона Коринфского.

Многие из приведенных в книге легенд и преданий взяты из редких изданий, доступных только в крупнейших библиотеках страны. К ним относятся: «Русские предания» (1838–1840) М. Макарова, «Заволоцкая чудь» (1868) П. Ефименко, «Полное собрание этнографических трудов» (1910–1911) А. Бурцева, публикации из старинных журналов.

Изменения, внесенные в тексты, большая часть которых относятся к XIX веку, незначительны, носят чисто стилистический характер.

О СОТВОРЕНИИ МИРА И ЗЕМЛИ

Бог и его помощник

До сотворения мира была одна вода. А сотворен мир Богом и помощником его, которого Бог нашел в водяном пузыре. Это было так. Господь шел по воде, и видит — большой пузырь, в котором виднеется некий человек. И взмолился тот человек к Богу, стал просить Бога прорвать этот пузырь и выпустить его на волю. Господь исполнил просьбу этого человека, выпустил его на волю, и спросил Господь человека: «Кто ты такой?» «Покуда никто. А буду тебе помощник, мы будем творить землю».

Господь спрашивает этого человека: «Как ты думаешь сделать землю?» Человек отвечает Богу: «Есть земля глубоко в воде, надо достать ее». Господь и посылает своего помощника в воду за землей. Помощник исполнил приказание: он нырнул в воду и добрался до земли, которой взял полную горсть, и возвратился назад, но когда он показался на поверхность, то в горсти земли не оказалось, потому что ее вымыло водой. Тогда Бог посылает его в другой раз. Но и в другой раз помощник не мог доставить землю в целости к Богу. Господь посылает его в третий раз. Но и в третий раз та же неудача. Господь нырнул сам, достал землю, которую вынес на поверхность, три раза он нырял и три раза возвращался.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …94

О чем рассказывает предание о Пугачеве

Сочинения > Сочинение на тему > О чем рассказывает предание о Пугачеве

Сен 13, 2017    |      0 комментариев

Сегодня мы изучали предание о Пугачеве в 8 классе. Уже само название предание говорит о том, что это рассказы, которые возникли очень давно и передавались пересказами. Вот поэтому, когда читаешь предания о Пугачеве кратко, понимаешь, что здесь не дается точная информация об исторических событиях, как нет точной информации и о герое, однако русский народ, несмотря на то, что уже прошло много лет, своего бунтаря помнили и помнят. В связи с этим, предание и завершается словами: Все это было, точно было. Такое завершение дает нам понять, что все, о чем говорят предания — это реальность, которая описывает события, что произошли в 1773-1775гг.

Предание о Пугачеве

Предания о Пугачеве — это очень короткие рассказы о Емельяне и его жизни. Состоят предания из четырех коротких рассказов, которые и знакомят нас с героем Пугачевым и его характеристиками. В преданиях фигурируют не только люди, но и оборотни, что делает сюжет, похожий на сказку, но старожилы утверждают, в конце повествования отдельной части исторических преданий о Пугачеве, что такое точно было, и как тут не поверишь.

Предание о Пугачеве краткое содержание

Краткий пересказ предания о Пугачеве даст возможность быстро изучить произведение.

Так, если говорить о предании о Пугачеве в его кратком содержании, то в части Пугачев и Шелудяков мы узнаем, как Пугачев скитался по дворам и домам, изучая казачий быт. Там его казак Шелудяк принял за шпиона, но Пугачев начал рассказывать о себе и просить не выдавать его никому. И приняли его за царя все казаки.

В части о Пугачеве и пушке мы узнаем, как народный царь, который за все время и ранен-то никогда не был, решил въехать в какой-то город. Только пушка въезжать не хотела, а въехала лишь тогда, когда Пугачев приказал ее порубить. Вот здесь она с визгом и покатилась. Там в городе Пугачев потребовал к себе Лазаревича, но тот стал нелестно отзываться о народном царе, тот и приказал Лазаревича повесить у всех на виду.

Далее во главе Пугачев на Яике говорится о том, как царица села на трон с любовником, а императора не признала. Вот тут пошел Пугачев в село к казакам, которых он знал, они его признали. Собрал он войско и пошел войной на императрицу.

Еще одна глава Петр третий рассказывает о том, что Пугачева в народе именовали Петром Третьим и о том, как он женился на княгине, а может и не на княгине, но суть в том, что скинула она его с престола. Пугачева же приказала поймать. Долго за ним гонялись и казаки-оборотни, и солдаты, а когда поймали, привели к Екатерине, которая и уступила ему трон, спросив: Набегался ли он.

Главные герои предания о Пугачеве

Главным героем предания о Пугачеве является сам Пугачев, которого русский народ считал народным царем, царем-заступником, который мог с легкостью общаться и с простым людом. Представляется народу Пугачев простым человеком, жертвой дворцового переворота.


Легенда | Определение, примеры и факты

Ключевые люди:
Гвидо Делле Колонне
Янош, граф Майлат
Жозеф Бедье
Анатоль Ле Браз
Томас Крофтон Крокер
Похожие темы:
вампир
призрак
чупакабра
оборотень
двойник

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое легенда в литературном смысле?

Легенда в литературе — это традиционная история или группа историй, рассказываемых об определенном человеке или месте. Раньше термин легенда означал рассказ о святом. Некоторые легенды являются уникальным свойством места или лица, которое они изображают.

Легенды и сказки одно и то же?

Легенды по содержанию напоминают сказки; они могут включать сверхъестественных существ, элементы мифологии или объяснения природных явлений. Но легенды связаны с определенной местностью или человеком и рассказываются как часть истории.

Какие примеры легенд?

Примеры легенд: рассказ о молодом Джордже Вашингтоне, который признался, что срубил вишневое дерево; история швейцарского героя Вильгельма Телля; и популярная сказка, связанная с Диком Уиттингтоном, единственное наследство которого — кошка и трижды был лорд-мэром Лондона в начале 15 века.

Является ли история Гамельнского Крысолова легендой?

История Крысолова из Гамельна — пример местной легенды, которая иногда распространяется. Во многих других европейских городах есть похожая легенда о волынщике, который заманил их детей.

легенда традиционная история или группа историй, рассказываемых об определенном человеке или месте. Раньше термин «легенда» означал рассказ о святом. Легенды по содержанию напоминают сказки; они могут включать в себя сверхъестественных существ, элементы мифологии или объяснения природных явлений, но они связаны с определенной местностью или человеком и рассказываются как история.

Некоторые легенды являются уникальным достоянием места или человека, которого они изображают, например, история молодого Джорджа Вашингтона, будущего первого президента Соединенных Штатов, который признается, что срубил вишневое дерево. Но многие местные легенды на самом деле являются известными народными сказками, привязанными к какому-то конкретному человеку или месту. Например, со швейцарским героем Вильгельмом Теллем стала ассоциироваться широко распространенная народная сказка об отличном стрелке, который вынужден стрелять яблоком, лесным орехом или каким-либо другим предметом из головы своего сына. Другая популярная сказка о младшем сыне, единственным наследством которого является кошка, которую он продает за целое состояние в стране, наводненной мышами, стала ассоциироваться с Ричардом Уиттингтоном, трижды лорд-мэром Лондона в начале 15 века. История, рассказанная о Короле Лире, по сути является сказкой «Любовь как соль».

Подробнее по этой теме

Христианство: христианские мифы и легенды

Мифы и легенды число среди самых творческих и богатых вкладов христианства в историю человеческой культуры….

Местные легенды иногда путешествуют. Хотя Крысолов из Гамельна известен благодаря литературной трактовке, во многих других европейских городах есть похожая легенда о волынщике, который заманивал их детей. См. также фольклор.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Легенда – примеры и определение

Определение легенды

Происходит от латинского legendus , легенда означает «то, что следует читать». Согласно Дж. А. Каддону, легенда — это «рассказ или повествование, лежащее где-то между мифом и историческим фактом и, как правило, повествующее о конкретном деятеле или человеке». Традиционно легенда представляет собой повествование, в котором основное внимание уделяется исторически или географически определенному деятелю и описываются его подвиги. Подобно мифу, легенда может дать этимологическое повествование, часто заполняя исторические пробелы.

Разница между легендой и мифом

Между легендой и мифом есть заметная разница. В то время как легенды — это выдуманные истории, мифы — это истории, которые отвечают на вопросы о работе природных явлений. Мифы установлены в давние времена, даже в доисторические времена. Однако легенды — это истории о людях и их действиях или поступках, которые они совершают, чтобы спасти свой народ или нацию.

Люди, упомянутые в легендах, могли жить в недавние времена или когда-то в известной истории. Говорят, что легенды служат определенной цели и могут быть основаны на фактах, но они не совсем верны. Люди, упомянутые в легенде, возможно, на самом деле не делали того, о чем рассказывает история легенды. В некоторых случаях легенды меняют исторические события.

Король Артур, Беовульф и королева Боадицея — некоторые популярные английские легенды. Однако также важно понимать, что некоторые истории о Рыцарях Круглого Стола и Мерлине-Волшебнике могут быть неправдой. Общее между мифом и легендой состоит в том, что они оба передавались из поколения в поколение в устной форме.

Примеры легенд из литературы

Пример №1:

Фауст

Фауст — главный герой классической немецкой легенды. Согласно легенде, Фауст был неудовлетворенным ученым. Из-за своего недовольства он заключает сделку с дьяволом в обмен на свою душу. Сделка обещает ему много знаний и безграничные удовольствия от мира. Однако он встречает свой трагический конец, так как дьявол забирает его душу после его смерти.

На самом деле, легенда о Фаусте представляет чрезмерно амбициозного человека, который отказывается от своей моральной целостности ради достижения мирских сил и успеха на ограниченный период времени. Такой характер преподает нам уроки нравственной честности и ценности этической честности.

Пример #2:

Летучий Голландец

Летучий Голландец — легенда о корабле-призраке. Согласно легенде, Летучий Голландец обречен никогда не швартоваться в порту, обреченный вечно плавать по океанам. Вполне вероятно, что легенда возникла из морского фольклора 17 века. Самая старая сохранившаяся версия этой легенды восходит к концу 18 века. В течение 19го и 20-го веков, были сообщения о том, что корабль видели как корпус, светящийся призрачным светом. Когда другой корабль пытался установить контакт, экипаж «Летучего Голландца» пытался отправить сообщение на землю или давно умершим людям. Согласно преданиям, увидеть Летучего Голландца — предзнаменование гибели.

Пример №3:

Король Артур

Согласно средневековым историям, король Артур был британским лидером, который вел британскую армию против захватчиков в 5-м и 6-м веках. В основном именно фольклор привел к созданию легендарной истории о короле Артуре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts