Солдат причисленный к лику святых родионов: Рядового Родионова рисуют на иконах – Газета Коммерсантъ № 91 (2930) от 24.05.2004

Разное

Рядового Родионова рисуют на иконах – Газета Коммерсантъ № 91 (2930) от 24.05.2004










1K












2 мин.





























канонизация

Вчера в деревне Сатино-Русское под подмосковным Подольском прошел крестный ход в память о погибшем восемь лет назад в Чечне рядовом Евгении Родионове. В руках у участников процессии были иконы с изображением солдата: в прошлом году комиссия Русской православной церкви рассматривала вопрос о канонизации Евгения Родионова. Несмотря на то что комиссия отказалась причислять солдата к лику святых, многие православные считают его «народным святым».

       Рядовой Евгений Родионов попал в плен к чеченским боевикам в феврале 1996 года. По словам других солдат, находившихся вместе с ним в плену, чеченцы предлагали ему принять ислам — он отказался, и 23 мая 1996 года, в день своего 19-летия и православного праздника Вознесения Господня, Евгений Родионов был обезглавлен. Мать погибшего солдата опознала его по нагрудному кресту. С конца 90-х годов ряд общественных организаций (в их числе Союз православных хоругвеносцев) настаивает на канонизации рядового Родионова как мученика за веру. Комиссия по канонизации святых Русской православной церкви отказалась причислять Евгения Родионова к лику святых, тем не менее иконы с его изображением пишутся и используются в крестных ходах.

       Как рассказал Ъ ответственный редактор издательского совета Русской православной церкви Сергей Чапнин, материалы о канонизации Евгения Родионова поступили в синодальную комиссию по канонизации в 2002 году, но «после полутора лет тщательного изучения материалов комиссия не сочла возможным его канонизировать». Как уточнил господин Чапнин, единственным доказательством, что голову солдату отрезали именно за его веру, являются слова его матери.

       Отец Михаил Дудко, секретарь отдела внешних церковных связей РПЦ, заявил Ъ, что «иконы с Евгением Родионовым писать еще рано, потому что вначале канонизируют, а потом пишут иконы». Отец Михаил уточнил, что «почитать Евгения Родионова как мученика можно и без канонизации». Тем не менее, по словам отца Михаила, «Евгений Родионов широко почитается среди православных верующих по всей России».

       Первым причислить Евгения Родионова к лику святых предложил главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. По словам господина Проханова, то, что солдат до сих пор не канонизирован, нормально. «Сейчас святой проходит испытание святостью»,— считает господин Проханов. По сведениям господина Проханова, «на могиле Евгения происходят чудеса: исцеляются больные, мирятся враги». Сторонники канонизации рассчитывают на то, что руководство Министерства обороны сможет пролоббировать причисление Евгения Родионова к лику святых. Впрочем, господин Проханов не верит в это. «Генералитет сейчас погружен в уныние и меркантилизм, военная реформа захлебнулась,— считает господин Проханов.— Пока достаточно того, что Родионов — народный святой».

ОЛЕГ Ъ-КАШИН, ПАВЕЛ Ъ-КОРОБОВ























Вся лента

Святой солдат. История погибшего пограничника, которому молятся по всей России (ВИДЕО)

Все новости

July 19, 2021, 10:21 AM

Антон Гуськов

Каждый год 23 мая на кладбище в поселок Сатино-Русское под Подольском приезжают сотни людей: влиятельные чиновники из Минобороны, кадеты, спортсмены, школьники, православные паломники, ветераны боевых действий, священники. В этот же день в Чечне, неподалеку от села Бамут, местные жители возлагают цветы к кресту на лесной опушке.

Всех этих людей объединяет память о российском пограничнике Евгении Родионове. Девятнадцатилетний солдат погиб в 1996 году, а сейчас люди называют его народным святым, современные призывники носят у сердца иконы с Родионовым, у могилы воина раздают книжечки с молитвой «мученику Евгению». Однако РПЦ канонизировать срочника не спешит. Уральские журналисты вместе с общественниками приехали в Чечню, чтобы рассказать про Евгения Родионова. О том, почему солдатская смерть, одна из многих, так всколыхнула общество и что по этому поводу думает мать погибшего бойца, – в материале ЕАН.

Неподалеку от чеченского села Бамут, в густом лесу, на небольшой поляне стоит трехметровый крест. Ухоженная площадка смотрится дико в этих зарослях, к ней даже нет дороги. Гостей по едва заметной тропинке на служебной «Ниве» от трассы довозит участковый. Без помощи местных крест найти невозможно.

Здесь в 1996 году боевики закопали четырех российских пограничников: Евгения Родионова, Андрея Трусова, Игоря Яковлева и Александра Железнова.

Солдат-срочников в плен на пункте досмотра на границе с Ингушетией взяли боевики из группы Руслана Хайхороева.

Как позже сказал солдатской матери сам полевой командир, бойцов 100 дней пытали. Евгения Родионова заставляли снять крестик и принять ислам, но он отказался. Двадцать третьего мая 1996 года, в свой день рождения, Евгений был обезглавлен.

Фрагмент из книги «Сильнее смерти любовь»

«К крестику и его вере я не приложила ничего. Я была идейным коммунистом. К вере его привели две бабушки – свекровь и моя мама. Это они покрестили. Я не сопротивлялась, но и не была инициатором. Откуда взялась его верность вере, могу только предполагать. Думаю, это какой-то батюшка сказал какие-то очень сильные слова, которые он запомнил на всю жизнь. Я учила его верности. Я рассказывала ему, что в Гражданскую пацаны 17-летние, мальчишки командовали полками. Рассказывала о Зое Космодемьянской, о генерале Карбышеве. Вот это от меня», — рассуждает мама Евгения Родионова Любовь Васильевна.

Женщина сама стала символом стойкости для многих солдат, воевавших в Чечне, и для их семей. Получив известие о пропаже сына, она продала все имущество, уехала в Ханкалу и полгода искала своего Женю.

«Какие деньги были с собой, быстро закончились, потому что за информацию брали деньги. Я работала в генеральской гостинице, мыла полы. Познакомилась с Шамановым, Трошиным, с многими генералами. Я себя кормила. Сутки отработаю, а двое, трое хожу с фотографиями сына по горам, по селам. Двадцать первого сентября на скачках в Гелдагане Хоттаб и его подручные подошли и сказали — ищи в Бамуте», — вспоминает Родионова.

Потом боевики долго торговались, меняя условия и сумму выкупа за тела пограничников. А когда Родионова все же получила координаты могилы и армейцы по руслу горной реки вывезли погибших товарищей, выяснилось, что Евгений был похоронен без головы. Любовь Васильевна вернулась к боевикам за ней. А потом еще почти 100 раз ездила в горячую точку с гуманитарной помощью для солдат и на свое «место силы» в Бамут. Местные жители отметили братскую могилу крестом. А когда по весне река вышла из берегов и смыла его, они поставили новый, больше. Спустя 26 лет чеченцы продолжают ухаживать за этим местом в чаще леса. Если бы не они, опушку затянуло бы буйной растительностью за две недели.

«Кто не прошел через войну, не поймет. Люди видели многое, потеряли родственников. И они отдают дань уважения тем, кто погиб на этой земле. Какая разница, отсюда он или нет, терроризм везде есть терроризм. Это жест доброй воли. Война не разбирает своих и чужих. Терроризм с одной стороны, мирные – с другой», — объясняет журналистам простую логику чеченцев местный общественник Хож-Ахмед Мусаев.

Феномен Евгения Родионова в том, что с каждым годом в лесной массив под Бамутом приезжает все больше людей, желающих почтить память героя. В истории двух чеченских войн много трагических страниц и братских могил, но этот случай не похож на другие.

«Лично меня одна вещь удивляет в этой истории. Я сам ветеран боевых действий и бывал во многих ситуациях. Сегодня есть люди, которые живут по принципу «ты мне – я тебе». Принимая участие в боевых кампаниях, я часто видел, как люди, когда им становилось страшно, обращались к Богу. Просили их окрестить. Как они приезжали на мирную землю, вся их религиозность уходила. Здесь другой случай.

Человек, мальчишка еще, носил этот крестик, не снял его перед страхом смерти, остался предан своей вере. Это величайший подвиг, и об этом надо рассказывать – что нельзя жить по выгоде, надо жить честно. Собственно, этим я и занимаюсь, рассказываю молодежи, в том числе трудным подросткам, о подвигах российских военнослужащих, полицейских. 

Когда приезжаешь в такое место, как Бамут, чувствуешь определенную ауру. Здесь можно окунуться в атмосферу и потом очень качественно передать суть этих событий. Поверьте, молодежи сегодня очень не хватает таких историй, и они их очень живо воспринимают», — объяснил цель приезда за 3 тыс. км президент Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» Сергей Павленко. Он прилетел в Чечню не один, с ним из Екатеринбурга прибыли священники. Они прочитали над бывшей братской могилой заупокойный молебен.

В среде верующих людей образ Евгения Родионова и его подвиг с каждым годом набирает известность, и его нынешняя могила на родине под Подольском для многих стала святым местом.



Она больше похожа на мемориальный комплекс, и этому комплексу тесновато на маленьком церковном погосте в поселке Сатино-Русское. Рядом с надгробными плитами Евгения Родионова и его отца в пределах скромной оградки поставили огромный крест. Тут же как-то уместили еще и два флагштока – на одном вьется флаг России, на другом – полотнище с портретом Родионова. Двадцать третьего мая, в день смерти и рождения нового российского мученика, желающих почтить его память столько, что мероприятия идут по очереди: сначала траурный митинг, потом два крестных хода (с участием местной церкви и приезжей паствы), снова небольшой митинг.



Паломник с военной выправкой Александр раздает на могиле Родионова его фото и иконки с ним. Очень помогает в делах, особенно армейских, уверяет Александр. Он отставной контрактник, ветеран обеих «чеченских» и верит в силу святого воина Евгения давно.

«Это все началось с Ростова-на-Дону. Там я был с крестным ходом. Раба Божия Елена дала мне его фотографию, вырезанную из газетки. Там много народу, а она берет иконку, перекрестила именно меня и дает. Это тебе, он тебя выбрал, говорит. И после этого я в рамку этот листочек поставил, и крестный ход с ней, и везде возить ее с собой начал. И она у меня благоухала, эта иконка. И потом мысль появилась написать икону про воина Евгения. И тут звонит знакомый, говорит, надо иконописцу крышу сделать. Мы приехали, а тот сам начал рассказывать про воина Евгения, я ничего ему не говорил. Ну, я и попросил его, а он написал икону.

Напечатали, раздаем. Особенно хорошо призывники берут. Помощь идет, говорят. Один парнишка подошел ко мне, попросил акафист, иконку. Он в спецназ попал. Я забыл про него, а он через год приезжает с благодарностями. Говорит, воин мне очень помог, поблагодарил.

Иконы по всей стране мироточат, благоухают. Здесь я его икон не видел, батюшка к этому настороженно относится. Хотя официально воин Евгений уже в Сербии и Черногории прославлен, Евгений Русский его называют. А у нас, видишь как, за границей вперед прославляют, чем в России. Ну, ничего, дело к тому идет, что все равно прославят, наверное. Иконы мироточат, помощь идет, сомнений нет. По вере да будет вам. Вера спасает», — уверенно говорит мужчина, переставляя иконки на могиле Родионова.



С 2011 года Родионов включен как «новомученик Евгений Воин» в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии Соединенных Штатов Америки для совершения поминовения погибших воинов. Российского солдата почитают как святого в Сербии и Черногории. 

И все же в 2004 году синодальная комиссия по канонизации РПЦ отказалась признавать Родионова новым русским святым. Среди причин такого решения указано отсутствие достоверных свидетельств мученической кончины солдата. Тем не менее тысячи православных по всей стране считают иначе. Народная канонизация Евгения Родионова состоялась. С его иконой в нескольких регионах страны регулярно организуются крестные ходы, в его честь сложены молитвы, названы несколько храмов, и множатся рассказы о чудесах, совершаемых его именем.

«Как член церкви, я послушен патриарху, синоду, епископу своему. Но при этом мы видим, какая любовь к Евгению Родионову. И эта любовь не наносная, он от сердца идет. Он, бесспорно, герой. Он, бесспорно, последние минуты жизни не отрекся от церкви, православия, креста, за что и был усечен, казнен.

Очень много сделали, чтобы вывезти его тело. Его мать много раз ездила в Чечню, вымаливала у боевиков тело сына. Даже эти вещи представлены нашему вниманию как история любви, отношения к Евгению его мамы. Как церковные организации должны быть послушны патриарху, так и голос народа, подвиги его героев – тоже весьма серьезная вещь, с которой нельзя не считаться.

Подвиг Родионова в том, что он не отрекся от креста, от Христа, принял мученическую кончину, — это главное. Об этом свидетельствовали люди, которые его мучили, этот факт не оспаривается. Есть же Герои России. А сейчас вводится понятие «народный герой». И это звание дает не организация какая-то, а люди», — высказал личное мнение по вопросу канонизации Родионова уральский священник Дмитрий Блинов. Он тоже в мае приехал в Подмосковье, чтобы отдать дань памяти пограничнику.

К могиле сегодня съезжается так много разных людей, что Любовь Родионова первое время боялась, что сына растащат по косточкам на «чудодейственные мощи», и, по ее выражению, «гоняла странных ребят». Ее опасения не оправдались. Мемориальный комплекс поддерживают в порядке ветеранские организации и просто добрые люди. Отставные солдаты приносят на могилу боевые награды.

«Женя, никогда не надо забывать, был обычный солдат. Просто верующий. Для меня он таким был, таким и остался, ничего не меняется. А признание святым… Кто светел, тот и свят. Я знаю, что Женя очень честно поступил. Прежде всего он свою душу спас. Все эти 25 лет я жила под таким лозунгом: солдат умирает не когда его убивают. Он умирает, когда его забывают. Женю не забыли, и мы сегодня это видим. Может, через него мы и на детей наших смотрим уже немножко по-другому, и на страну», — объяснила свое отношение к феномену «святого воина» Любовь Родионова во время траурного митинга на кладбище в Сатино-Русском. 

 

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН

Комментировать

Рядовой Евгений Родионов: почему он молился военным США

История 02.13.20 Рядовой Евгений Родионов: зачем молились военные в США

В отличие от российской армии, в вооруженных силах США до сих пор существует институт капелланов – священников разных конфессий, совмещающих богослужение военной службы. Среди святых, которых почитали американские православные капелланы, есть официально не канонизированный РПЦ русский солдат Евгений Родионов. Он умер в 1996 от рук чеченских боевиков, которым не удалось заставить молодого человека отречься от веры.

Смерть Евгения Родионова

Житель поселка Курилово Евгений Родионов носил православный крест, подаренный его матери, с 10 лет и никогда его не снимал. В 1995 году юноша был призван в пограничные войска, а в январе 1996 года пошел служить в Назрановский пограничный отряд, охранявший административную границу с Чечней. 14 февраля 1996 года Евгений вместе с тремя коллегами остановился на блокпосту, замаскированный под машину скорой помощи с оружием. Внутри чеченцы взяли в плен охранников и увезли в республику. Пленных держали в районе села Бамут Ачхой-Мартановского района. 23 мая боевики убили Евгения Родионова, подвергнув его перед смертью пыткам. По рассказу бригадного генерала Ичкерии Руслана Хайхороева, чеченцы пытались заставить Евгения снять распятие. Однако в отличие от других в подобных ситуациях солдат Родионов имел мужество отречься от православной веры. Впоследствии обезглавленное тело 19-летний охранник нашел свою мать.

Чествование армии США

Евгений Родионов широко почитается православными верующими как мученик. В 2008 году признан местночтимым святым Сербской Православной Церкви.

А в 2011 году Североамериканская конференция канонических православных архиереев опубликовала новый текст отрешения, Реквием, в котором среди имен святых покровителей воинства упоминается и Новомученик Евгений Воин (новомученик Евгений воин). Список состоял в основном из святых, которые были связаны с военной службой. Имя Евгения Воина стоит рядом с именами князей Дмитрия Донского и Александра Невского, Бориса и Глеба, праведного адмирала Федора Ушакова. Эту молитву о павших православных воинах читали американские капелланы в конце дня памяти усекновения глав Иоанна Крестителя и Димитрия Субботнего.

Никаких особых комментариев от православных архиереев США по поводу чествования Евгения Родионова не было. Между тем, в какой-то конкретной русофилии организацию заподозрить нельзя. В настоящее время, по данным конференции канонических православных архиереев, в сухопутных войсках, ВМС и ВВС США насчитывается в общей сложности 31 православный капеллан. Восточнославянские имена и фамилии имеют только отец Петр Дубинин, полковник ВВС из Грузии и отец Евгений Возняк, служащий на Аляске.

Перспектива канонизации Евгения Родионова в России

Что касается РПЦ, то дату официальной канонизации Евгения Родионова сказать сложно. Большие усилия в этом направлении предпринимает протоиерей Александр Шаргунов, настоятель Московского храма святителя Николая в Пыжах. Основная проблема – отсутствие достоверных доказательств того, что боевики вынудили Евгения отречься от Христа. Руслан Хайхороев, предполагаемый убийца охранника, погиб в чеченской междоусобице в 1999. Кроме того, нет сведений о том, что в армии Евгений Родионов находился «в сознании церковной жизни».

«Эпоха Новомучеников и Исповедников Российских, как бы нас не натягивали, уже закончилась. Мы можем разграничить 1970-е, по крайней мере, 1980-е годы, когда в мир иной отошли исповедники, освобожденные из лагерей», – отмечал еще в 2004 году секретарь Синодальной комиссии по канонизации священника Максим Максимов.

Между тем, другие церковные деятели считают, что прославление Евгения Воина в сане мученика может быть в будущем. Иконы с изображением воина в настоящее время находятся в некоторых православных храмах России.

Тимур Сагдиев

Источник:
© Русская Семь

Рекомендовано statesalaska… Поделиться: Комментарии Комментарии к статье «Рядовой Евгений Родионов: почему он молился военным в США» Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий! br>
Поделиться на Tumblr

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

введите местоположение

20,3
°
С

23,9
°

18,6
°

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАГОЛОВКИ

Экстренные новости

Капеллан армии США Эмиль Капаун приближается к святости

В конце небольшого кладбища в кампусе Колледжа Святого Креста, иезуитского колледжа, где я преподаю, находится могила Джозефа О’Каллахана, бывший профессор математики. О’Каллахан — один из немногих католических военных капелланов, награжденных Почетной медалью Конгресса за героические действия во время Второй мировой войны.

Только пять католических священников удостоены этой высшей военной награды США. Двое из них находятся в процессе рассмотрения вопроса о высшей чести, признанной в католицизме: причислении к лику святых. Это Винсент Каподанно, капеллан ВМС, убитый во Вьетнаме во время службы в подразделении морской пехоты в 1919 году.67 лет, и Эмиль Капаун, армейский капеллан, погибший в лагере для военнопленных во время Корейской войны в 1951 году, чьи останки были недавно идентифицированы Пентагоном.

Меня как специалиста по средневековой литургии и богослужению интересует связь между воинской отвагой и духовным героизмом.

Христианский пацифизм и военная служба

Капаун был схвачен, когда безоружно служил раненым и умирающим солдатам в активном бою. Его однополчане хвалили то, как он продолжал помогать другим заключенным, прежде чем умер от пневмонии в тюрьме. В 2013 г. он был награжден Почетной медалью посмертно.

Духовный героизм Капауна был отмечен и теми, кому он служил. Предварительная оценка его святости, или «причины» канонизации, была принята Папой Иоанном Павлом II в 1993 году, и он был провозглашен «Слугой Божьим». До этого одобрения нередко проходят десятилетия; фактически обязательный пятилетний период ожидания стал первым шагом в формальном процессе посвящения в святые.

После этого официальные лица епархии Уичито, штат Канзас, дома Капауна, провели несколько лет, проводя тщательное расследование его жизни и служения. Окончательный отчет под названием «positio» был принят и одобрен официальными лицами Ватикана в 2016 году. Теперь папа должен принять решение об объявлении Капауна «почтенным», что является третьим шагом на пути к канонизации.

Может показаться необычным связывать священническое служение с жестокостью войны. В начале первого века сам Иисус проповедовал мир и ненасилие вместо возмездия.

В некоторых раннехристианских общинах второго и третьего веков солдаты могли быть приняты в качестве кандидатов на крещение, ритуальное погружение в воду, необходимое для того, чтобы стать членом церкви, только если они отказывались убивать других людей.

Кроме того, христиане, желающие стать солдатами, будут отвергнуты некоторыми христианскими общинами. Однако это не было повсеместной практикой, и в других христианских общинах христиане поступали на военную службу в римские имперские легионы. Фактически, к концу третьего века римские императоры попытались очистить армию от всех солдат-христиан.

Христианство как религия было незаконным в Римской империи в те ранние века. Однако в начале четвертого века Константин, военачальник, стал императором и узаконил христианство во всей Римской империи. К концу того века христианство стало официальной религией империи.

Но христианской империи по-прежнему нужно было вести войну и проливать кровь, чтобы выжить. В это время теолог Августин начал развивать то, что стало называться «теорией справедливой войны».

В 13 веке теолог Фома Аквинский дал дальнейшее объяснение того, как обычные миряне-христиане при определенных условиях могли участвовать в войне. Война должна была быть объявлена ​​по справедливым причинам и вестись соответствующими властями. «Легитимное» убийство вражеских комбатантов было принято христианскими епископами и папами еще на несколько столетий.

Однако роль епископов, священников и других рукоположенных клириков в войне была менее ясной, потому что реальная практика не всегда отражала богословские идеалы.

Противоречивые практики

В Средние века этой теории справедливой войны не всегда следовали в пылу боя. До XII века вооруженные епископы нередко лично вели войска в бой и сражались сами.

Священников тоже можно было призвать на военную службу. Однако постановления местных христианских соборов продолжали запрещать священнослужителям носить оружие и проливать кровь.

Даже в период позднего средневековья вопрос о епископах и клириках, служивших в армии, был запутан. Священники действительно сопровождали христианские армии, чтобы оказывать моральную и священную поддержку. Но, безусловно, священники и монахи, такие как влиятельный аббат и духовный писатель Бернар Клервоский, также играли активную роль в проповедях в поддержку войн против еретиков и мусульман.

Эти религиозные войны, Крестовые походы, происходили между 11 и 15 веками. Папы, такие как Урбан II и Иннокентий III, призывали к крестовым походам на Святую Землю или в районы Европы под предводительством светских правителей-диссидентов.

Сам Аквинский предлагает два явно противоречащих друг другу мнения о роли духовенства в войнах. Он пришел к выводу, что они не могут сражаться как солдаты, потому что им придется проливать кровь, но в другом месте он защищал создание религиозных орденов солдат, которые будут сражаться, чтобы защитить церковь и бедняков. Большинство членов этих орденов давали религиозные обеты, но были нерукоположенными мирянами.

Святой покровитель военных капелланов

Еще в дохристианские времена религиозные деятели сопровождали армии на поле боя и приносили жертвы и благословения за их победы. Это оставалось верным в средневековой и современной Европе, а позже и в Соединенных Штатах.

Католики уже почитают одного святого как покровителя военных капелланов. Это святой Иоанн Капистрано, юрист и политик 15-го века, ставший францисканским монахом и известным проповедником.

По прозвищу «Святой солдат», он лично вел войска в бой у Белграда, чтобы остановить продвижение мусульманской турецкой армии в Европу.

Тем не менее, Джон Капистрано также вызывает массу споров. Его предположение о военной роли подверглось критике, потому что некоторые сочли это неуместным для священника. Его постоянная кампания против евреев усилила существующую враждебность, что привело к правовым ограничениям, антисемитскому насилию и принудительному изгнанию многих еврейских общин в некоторых частях Германии и Польши.

Капаун как покровитель?

Преподобный Капаун был посмертно награжден Почетной медалью в 2013 году за свою службу.
Мандель Нган/AFP через Getty Images

В современных американских вооруженных силах правила требуют, чтобы капелланы вступали в бой без оружия; международное право гласит, что в случае захвата с ними нельзя обращаться как с военнопленными, но с ними следует обращаться с уважением и освобождать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts