Соловки где находится: Гостиница «Соловецкая Слобода» и «Соловки Отель». Туры на Соловки КРУГЛЫЙ ГОД!

Разное

Содержание

О Соловках

Соловецкий архипелаг находится в северной части Онежского залива Белого моря, на 165 км южнее условной линии Полярного круга. Самое малое расстояние до материка 40 км (стрелка Онежского полуострова, Архангельская область), до ближайшего крупного населенного пункта – 60 км (г. Кемь, Республика Карелия). Соловки состоят из более чем 100 островов, среди которых 6 крупных: Большой Соловецкий (219 км2), Анзер (47 км2), Большая (19 км2) и Малая Муксалма (0,6 км2), Большой (1,25 км2) и Малый Заяцкий (1 км2). Остальные острова – корги и луды. Луда – небольшой остров, с тундровой или лесной растительностью. Корги – каменистые островки, обычно покрываемые водой по время прилива. Общая площадь архипелага – 300 км2.

Большой Соловецкий – самый крупный остров в Белом море, окружность его – 80 км, длина береговой линии 181 км, берег сильно изрезан мысами и морскими губами (так на Соловках называют заливы). Особо своими размерами выделяются губа Долгая (Глубокая) – самый большой залив Соловков, и губа Сосновая. Далеко вдается в море на юге м. Печак, на севере – м. Трещанский. Во все части острова – ведут старые монастырские дороги, начинаются они все от Соловецкого монастыря.

Рельеф Соловков относительно ровный, в северной части архипелага встречаются крупные возвышенности. Самые большие высоты Соловецкого острова – горы Волчьи – 78 м. На о. Анзер находится самая большая гора на всем архипелаге – Вербокольская, высотой 88 м.

Версий происхождения названия архипелага несколько. «Солуа» в переводе с финно-угорских наречий – «остров», «земля». Некоторые исследователи связывают название с соловьями и «соловцами» – морскими барашками. Интересную версию предложил историк Сергей Морозов, обозначив Соловки как «место совместного лова рыбы зверя» – «со-ловецкое». Большинство названий других островов финно-угорские: Анзер – «вытянутый остров», Муксалма – «большой пролив».

Соловецкие острова – ледникового происхождения. 18 тыс. назад произошло последнее оледенение, которое стало отступать 12 тыс. лет назад, в этот период и начал формироваться архипелаг. Основа островов – принесенные ледником моренные отложения, состоящие из валунов, гравия, песка и глины.  

Сейчас большую часть территории островов составляет тайга (60 %), в которой растут, в основном, сосны и ели. На беломорском побережье можно увидеть лесотундру, представленную ягодниками, мхами и «танцующими» березками. Болота на Соловках занимают 1/8 часть от общей площади.

Видовой состав млекопитающих на Соловках в 4 разе меньше, чем в материковой Карелии. В соловецких лесах можно встретить белок, зайцев, лосей, лисиц обыкновенных, европейских рыжих мышей. Сезонно появляются летучие мыши. В XX веке в соловецкие озера завезли американскую мускусную крысу – ондатру. Из пресмыкающихся на Соловках есть лишь живородящая ящерица, из земноводных – травяная лягушка. На островах более 30 видов комаров, 10 видов шмелей, энцефалитные клещи отсутствуют.

В акватории Соловецкого архипелага обитают нерпа, морской заяц (лахтак), белуха, морская свинья, обыкновенный тюлень, иногда – касатка. Видовой состав рыб представлен широко: беломорская сельдь, семга, навага, пинагор, камбала, треска, зубатка, корюшка, бычок. Акватория Соловков объявлена заповедной зоной, промышленный лов и бой зверя запрещен.

Соловки – «острова озер», здесь их более 600, они занимают 13,5 % общей площади (в Финляндии – всего 8%). Самое большое озеро на архипелаге – Большое Красное (250 Га), самое глубокое – Больше Гремячье (33,5 м.), самое прозрачное – Светлое Орлово (прозрачность воды 10 м.). Летом озера прогреваются до 18-21 С на глубину до 1,5 м. Замерзают озера в ноябре, вскрываются в мае. В озерах обитает 16 видов рыб, из них наиболее распространены окунь, налим, щука, плотва, колюшка, ёрш, стерлядь, сиг, язь, ряпушка, карась. Коренных видов всего 6, остальные были завезены в монастырское время.

Птиц на Соловках более 200 видов. Самый многочисленный вид – полярная крачка, их на островах от 4 до 10 тыс. гнездящихся пар. Широко распространены серебристые чайки, бурые поморники, чистики, кулики-сороки, камнешарки. В лесах можно встретить кукушек, дятлов, рябчиков, глухарей. На болотах – куликов, уток, серых журавлей. Встречается на архипелаге и орлан-белохвост, крупнейший хищник России.

На Соловках свой особый микроклимат, это нужно учитывать при планировании путешествия:

— Зимы здесь мягкие, осень теплее весны, лето холодное;


— Высокий уровень влажности, частые ветра;


— Запаздывание времен года на 2-3 недели;


— Частая смена погоды.

Самая длинная ночь на Соловках в декабре – 22 часа, столько же и длится самый длинные день – 22 июня. Лето на Соловках – время «белых ночей». Среднегодовая температура – +1,1 С. Самый сильный мороз был зафиксирован в 1893 году – 36,5 С. В самый жаркий день температура поднялась до +31 С. Самый холодный месяц на Соловках – февраль, его средняя температура – 11 С. Средняя температура самого теплого летнего месяца – июля – +12 С.

Осадков на Соловках за год выпадает от 400 до 600 мм, средняя высота снежного покрова 40 см. Ветреных дней в году более 160, случаются штормы и ураганы. Самые дождливые месяцы – август-октябрь. Среднегодовая влажность составляет 82%.

Побеги из Соловецкого лагеря

Соловецкий архипелаг расположен в центре Белого моря, которое никогда не замерзает и никогда не прогревается. Даже в июле температура воды достигает не более 7 градусов по Цельсию, а зимой лед встает только у берега. Быстро добраться по льдинам до материка невозможно. В свое время монахи для доставки почты с материка зимой тратили на подобный переход несколько дней. Они брали лодку, а также все необходимые припасы и отправлялись в путь.

Именно поэтому Соловецкие острова выбрали в качестве одного из мест для создания лагеря Особого Назначения. За время его существования не было зафиксировано ни одного побега. Точнее, побеги были, но никто из сбежавших больше нигде и никогда не появлялся. Добрались ли они до материка, утонули, замерзли или были расстреляны на месте, до сих пор неизвестно. Успешные побеги совершались в основном с пересылочного пункта в Кеми. Ниже приведена таблица с данными о побегах за 1926-1927 годы.

Таблица побегов из соловецких лагерей 1926-27 гг.


Примечание:

В эту таблицу не вошли беглецы, находившиеся в бегах не более 7 суток (самовольные отлучки). КПП – Кемский пересыльно-распределительный пункт.

Задержано: 145 человек, бежавших с Кемского ПП (26 человек при задержании убито). В розыске на 01.01.1928 года значилось 55 человек, в том числе 12 – бежавших с Соловков.

В процентном отношении состав заключенных, находящихся в бегах, постатейно выражается так:

социально вредный элемент (уголовники) – 82 %, каэры (контрреволюция 58 статья) – 12 %, бандитизм – 4 %, — фальшивомонетчики – 2 %.

Побеги совершались почти исключительно с командировок с наиболее тяжелым физическим трудом (Кемь-Ухтинский тракт и лесоразработки) и главным образом протекали за счет уголовного элемента в целях избавления от работ. Побеги государственных преступников отмечались как редкие случаи. Как видно из вышеприведенной таблицы, основная масса побегов падает на материк. Белое море почти полностью исключало возможность благоприятного исхода побега с Соловецких островов.

Владимир Чернавин пишет: «Бегущий уголовник рискует сущими пустяками: максимум побои при поимке, месяц изолятора, прибавка срока на два-три года… Охрана особенно и не старается преследовать уголовных, все равно, они или сами находятся, когда выйдут на железную дорогу, или доедут до города и там будут выловлены. За бежавшими каэрами всегда наряжается погоня, иногда мобилизуются ближайшие села, в преследовании всегда принимает участие пограничная стража. Каэр почти всегда пытается бежать за границу, потому что на родине скрыться ему негде…

Главная опасность – это крестьяне – карелы. Со спортивной жестокостью охотятся они за заключенными… Голова бежавшего оценивается в мешок муки, и за это карелы-крестьяне выдают людей на смерть».

Охрана Соловецкого лагеря для поимки беглецов имела с 1926 года гидроплан, позднее самолет, а также быстроходные катера, в 1930-х годах лагерь имел катера с моторами японского производства.

Если опираться на воспоминания заключенных, то одним из удачных побегов с Соловецкого острова был побег группы морских офицеров в ноябре 1927 года, который подробно описал Борис Ширяев. Побег был совершен на глиссере, догонять беглецов было не на чем — двигатель самолета был разобран для генеральной чистки без приказания пилота. Однако по воспоминаниям заключенного А. Булыгина, глиссер погиб в августе 1926 года, то есть за год до побега: «… В течение зимы там (на Механическом заводе) был построен небольшой моторный катер по проекту заключенного инженера Курчевского. Проверка его эксплуатационных качеств производилась возле Кремля на Святом озере летом 1926 года… Довелось мне увидеть и гибель этого катера… за маленькими островами, называемыми Песьи луды, закрывавшими вход в бухту, трепетало зарево. Вскоре распространился слух, что горит катер, ушедший днем в море. Члены экипажа спаслись только лишь благодаря тому, что катер выбросился на камни, а они успели выскочить из него, и, стоя по пояс в воде, поливали себя водой у вспыхнувшего судна…».

Таким образом, воспоминания заключенных весьма противоречивы, а участники своих свидетельств удачного побега не оставили. Официальные документы, которыми мы располагаем, дают либо статистику побегов, либо констатируют факт побегов.

Некоторые из успешных побегов:

• в мае 1925 года бежали в Финляндию ингуш, офицер Туземной («Дикой») дивизии С.А. Мальсагов, его однополчанин Ю.Д. Бессонов и два крестьянина. Побег совершен с материкового отделения Кемского пересыльно-распределительного пункта. С.А. Мальсагов, автор книги «Адские острова: Советская тюрьма на Дальнем Севере». Ю.Д. Бессонов — автор книги «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков».
• М.З. Никонов-Смородин — автор книги «Красная каторга (записки соловчанина)» бежал с материковой командировки в Финляндию. Книга была издана в Болгарии в 1938 году.
• В августе 1932 года бежал в Финляндию заключенный В.В. Чернавин с женой и 12-летним сыном, приехавшими на свидание. Побег совершен из материкового отделения в районе Кандалакши. Владимир и Татьяна Чернавины написали книгу «Записки «вредителя» «Побег из ГУЛАГа».
• 28 июля 1934 года, бежал в Финляндию из Медвежьей горы (Карелия) вместе со своим сыном Юрием И.Л. Солоневич. Побег был подготовлен под видом организации лагерной спартакиады. И.Л. Солоневич — автор книги «Россия в концлагере».

Соловки — Соловецкий лагерь особого назначения, соловецкая тюрьма. СЛОН, СТОН, Беломорско-Балтийский канал, ГУЛАГ

В мае 1920 года монастырь был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник). Часть из них покинули острова, но почти половина остались, и они стали работать вольнонаемными в совхозе.

После 1917 года новые власти стали рассматривать богатый Соловецкий монастырь как источник материальных ценностей, многочисленные комиссии беспощадно разоряли его. Одна только Комиссия помощи голодающим в 1922 году вывезла 84 с лишним пуда серебра, почти 10 фунтов золота, 1988 драгоценных камней. При этом варварски обдирались оклады с икон, выковыривались из митр и облачений драгоценные камни. К счастью, благодаря сотрудникам Наркомпроса Н. Н. Померанцеву, П. Д. Барановскому, Б. Н. Моласу, А. В. Лядову, удалось вывезти в центральные музеи многие бесценные памятники из монастырской ризницы.

В конце мая 1923 года на территории монастыря произошел очень сильный пожар, который продолжался три дня и нанес непоправимый ущерб многим древним сооружениям монастыря.

В начале лета 1923 года Соловецкие острова были переданы ОГПУ, и здесь организовали Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН). Лагерю были переданы почти все постройки и угодья монастыря, было принято решение «признать необходимым ликвидацию всех находящихся в Соловецком монастыре церквей, считать возможным использование церковных зданий для жилья, считаясь с остротой жилищного положения на острове».

7 июня 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Вначале все заключенные мужчины содержались на территории монастыря, а женщины – в деревянной Архангельской гостинице, но очень скоро лагерем были заняты все монастырские скиты, пустыни и тони. А уже через два года лагерь «выплеснулся» на материк и к концу 20-х годов занял огромные пространства Кольского полуострова и Карелии, а сами Соловки стали лишь одним из 12 отделений этого лагеря, игравшего заметную роль в системе ГУЛАГ.

За время существования лагерь претерпел несколько реорганизаций. С 1934 года Соловки стали VIII отделением Беломорско-Балтийского канала, а в 1937 году реорганизованы в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, которая была закрыта в самом конце 1939 года.

За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты. Соловки стали местом ссылки многих иерархов, священнослужителей, монашествующих Русской Православной Церкви и мирян, пострадавших за веру Христову. В лагере они были примером истинного христианского милосердия, нестяжательства, доброты и душевного спокойствия. Даже в самых тяжелых условиях священники до конца старались исполнить свой пастырский долг, оказывая духовную и материальную помощь тем, кто находился рядом.

На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – узников Соловков. Многие их них скончались на островах от болезней и голода или были расстреляны в Соловецкой тюрьме, другие погибли позднее. На Юбилейном Соборе 2000 года и позднее, около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Среди них такие выдающиеся иерархи и деятели Русской Православной Церкви, как священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский († 1937), Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский († 1929), Петр (Зверев), архиепископ Воронежский († 1929), Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский († 1937), Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий († 1937), священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский († 1962), мученик Иоанн Попов, профессор Московской духовной академии († 1938) и многие другие.

Легендарные Соловки откроют для туристов и паломников — РБК

Фото: neotekdesign21 / Pixabay

Власти Архангельской области снимут ограничения на въезд на территорию Соловецкого архипелага 15 мая. Для посещения острова туристам и паломникам потребуется иметь справку, подтверждающую отсутствие COVID-19 или сертификат о прививке против коронавируса, которая должна быть сделана не ранее чем за 6 месяцев до дня прибытия на территорию Соловецкого поселения.

Для прибытия на архипелаг можно сделать тест на COVID-19 методом ПЦР или анализ на вирусные антигены COVID-19 со сроком давности не позднее 3 дней. Также подойдут справки с положительным результатом теста на антитела IgG со сроком давности не позднее 2 месяцев. Проверять наличие документов у туристов будут перевозчики; также их должны требовать в гостиницах и во всех туристических организациях.

Добраться до Соловков предлагают самолетом через Архангельск. Рейс осуществляется по понедельникам, средам и пятницам. Также один из самых популярных маршрутов — теплоходом через Кемь. В 12 км от железнодорожной станции Кемь расположен поселок Рабочеостровск, откуда на Соловки ежедневно отправляются два теплохода — «Василий Косяков» и «Метель-4». До архипелага можно дойти и на теплоходе «Беломорье» из Архангельска.

Ограничения на посещение Соловецкого острова были введены в октябре 2020 года после стремительного распространения коронавируса. После этого посещать Соловки могли только жители архипелага и граждане, которых внесли в список по решению оперативного штаба.

Соловки

Соловецкие острова — самый крупный архипелаг Белого моря, включен в государственный музей-заповедник. На Большом Соловецком острове находится Соловецкий мужской монастырь. Как правило, круизные маршруты на Соловки уже включают посещение не только непосредственного Соловецкого архипелага, но и государственного заповедники Кижи, деревянного архитектурного ансамбля на острове в Онежском озере.

Автор

Юлия Воробьева

расписание, фото, адрес и т.

д. на официальном сайте Культура.РФ

Древние захоронения и святилища

Возраст некоторых дохристианских святилищ на Соловках превышает 2000 лет. Самые ранние захоронениях датируются II веком до н. э. Создали их протосаамские племена, которые перевозили сюда тела усопших жрецов и знати.

Святилища состоят из погребальных курганов и спиральных линий, выложенных камнями. Линии сходятся к центру, к крупному булыжнику. О назначении этих лабиринтов сегодня ничего не известно. Один из самых крупных комплексов находится на острове Большой Заяцкий. На Анзерском острове протосаамы возвели 38 погребальных курганов, они расположены в три ряда вдоль береговой линии.

В I тысячелетии до н. э. на Соловки пришли финно-угорские племена: ученые обнаружили около 60 стоянок с остатками жилых построек и мастерских. В XII–XIII веках на архипелаге жили славянские колонисты.

От первой обители до крупнейшего в стране монастыря

В 1436 году преподобные старцы Зосима и Герман основали здесь первое монастырское поселение. Монахи и их послушники возвели деревянный Спасо-Преображенский собор и Успенскую церковь, а по периметру обители — одноэтажные кельи.

Деревянный монастырь дважды сгорал до того, как в конце XVI века здесь начали строить каменные здания. В начале XVII века на территории обители появилась Успенская церковь, Спасо-Преображенский собор, надвратная Благовещенская церковь, центральная каменная галерея и валунная крепость. При Иване Грозном на Соловках начали сооружать систему каналов для кораблей, а на Большом Заяцком острове соорудили первую в России каменную гавань для морских судов.

Обитель служила крепостью во время военных действий. В Смуту монахи защищали Беломорье от поляков и шведов. А в 1668–1676 годах монастырь осаждали царские стрельцы: иноки-старообрядцы не хотели следовать новым церковным канонам. Эта осада вошла в историю как «Соловецкое сидение».

Соловки дважды посещал Петр I. Во время второго визита, в 1702 году, по его приказу недалеко от пристани срубили деревянную церковь Андрея Первозванного, а Андреевское монашеское поселение было назначено «таможней». Иноки проверяли прибывающие заморские корабли: разворачивали суда с пропавшими товаром и заразными больными. Вокруг монастыря появлялись деревни.

При Екатерине II Соловецкий монастырь стал ставропигией — получил независимость от епархии и стал подчиняться напрямую Святейшему Синоду. В России было лишь шесть таких обителей, другие пять находились в Москве. К этому времени монастырь на Соловках состоял из шести монашеских поселений и трех уединенных пустыней. На его территории находились 19 церквей и 30 часовен, ботанический сад, школа и богословское семиклассное училище с программой семинарии. В начале XX века число паломников, которые посещали Соловецкий монастырь, достигало 20 тысяч в год.

Музей в стенах монастыря

После революции обитель закрыли, а в ее стенах создали Соловецкий лагерь особого назначения, где содержали представителей дворянских родов, белых офицеров, священников. В 1939 году вместо лагеря здесь открылся Учебный центр Северного флота.

Сохранить ансамбль древнего монастыря решили в 1960 году. Жители островов ухаживали за монастырским садом и проводили экскурсии для туристов из материковой части России. Музей здесь основали в 1967 году. В его коллекцию попали иконы и другая церковная утварь, книги и старинные документы, изделия монахов-ремесленников и предметы быта. Отдельные экспозиции посвятили лагерной истории Соловков и периоду, когда в монастыре располагался учебный центр для юнг. Через семь лет музей преобразовали в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.

Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь возродили в 1990 году. А через два года его включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здания удалось восстановить.

Библиотека Соловецкого монастыря

В Соловецком монастыре хранилось одно из крупнейших в России собраний редких книг.

Списки древних церковных книг появились в обители в конце XV века. Их привез из Софийского собора в Новгороде игумен Досифей. Библиотека постоянно пополнялась: книги в монастырь привозили паломники, дарила московская знать. 12 изданий пожертвовал библиотеке Соловецкого монастыря сам Иван Грозный. Его экземпляры — парадные рукописи, украшенные цветными вкладками и миниатюрами на полях.

В XVII веке в библиотеке заработала книгописная палата. Монахи переписывали труды старцев из других обителей, переводили греческие тексты. Списки переплетали в кожаный корешок, который украшали орнаментом с изображением медальонов, птиц и цветов. Дорогие издания отделывали золотом и серебром. Монахи укрепляли обложки медными прутиками, поскольку в те времена книги иногда расставляли корешками вверх.

К 1602 году в библиотеке числились 481 рукопись и 38 печатных книг, а к середине XIX века — около 5000 изданий. Здесь хранились жития святых, списки Евангелия, «Слово» Даниила Заточника, «Сказание о Мамаевом побоище», сочинения русских писателей-публицистов XV–XVI веков — Вассиана Патрикеева, Иосифа Волоцкого, Максима Грека. В 1854 году часть книг, в том числе 1500 рукописных, отправили в Казанскую духовную академию.

Во время революции библиотека Соловецкого монастыря лишилась своего фонда. Сохранились лишь те экземпляры, по которым обучались казанские семинаристы. В 1928 году книги передали в Отдел рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, где они находятся и в наши дни.

95 лет назад Соловецкий лагерь принял первых заключенных

Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), крупнейший исправительно-трудовой лагерь 1920-х годов, принял первых заключенных 6 июня 1923 года, ровно 95 лет назад. За четырнадцать лет его существования через него прошли около 200 тысяч заключенных, каждый третий из которых был расстрелян, погиб от пыток или непосильного труда. «Газета.Ru» рассказывает об истории лагеря, ставшего символом репрессивной системы.

«Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения», входивший в систему Северных лагерей ГПУ, был учрежден по решению ВЦИК в 1923 году. Он появился на месте одного из богатейших монастырей царской России. Соловецкие лагеря предназначались для изоляции самых опасных государственных преступников — как политических, так и уголовных, впрочем, туда могли отправлять людей только лишь по подозрению в антигосударственной деятельности.

Долгие годы Соловецкий лагерь особого назначения оставался самым крупным в СССР и представляи собой внушительный комплекс, занимавший обширную территорию. Так, к 1931 году в состав СЛОНа входило восемь лагерных отделений, шесть из которых находились на материке.

«За недостатком места в старых тюрьмах, во многих местах ею построены или заняты деревянные бараки, рассчитанные на большое количество арестантов. Советская власть мягко называет их «концентрационными лагерями».

Даже знаменитая, выделяющаяся своим режимом и в Советской России, Соловецкая каторга, большевицкой властью ласково называется «Соловецким лагерем особого назначения», — писал в своей книге «Двадцать шесть тюрем и побег с Соловков» один из выживших заключенных Юрий Безсонов.

Заселение СЛОНа началось в июне 1923, когда первые 100 узников — социалистов и анархистов — были доставлены пароходом «Печора» из Архангельска и Пертоминска.

Вначале все заключенные мужчины содержались на территории бывшего Соловецкого монастыря, а женщины — в деревянной Архангельской гостинице, однако вскоре лагерем были заняты уже все монастырские скиты и пустыни. В результате программы по переселению заключенных из Среднего Поволжья, Центрального Черноземья и Ленинграда в СЛОНе в апреле 1930 года были уже 57,3 тыс. арестантов — 55 тыс. мужчин и 2,3 тыс. женщин. Максимальной заселенности Соловецкий лагерь достиг в 1931 году — там обитали 71,8 тыс. узников.

close

100%

Здание на Соловках, где располагалась административная часть Соловецкого лагеря особого назначения в 1923-37 годах, 1989 год

Владимир Федоренко/РИА «Новости»

В основном, осужденные занимались дорожным строительством и лесозаготовками: на этих работах трудились более половины заключенных. Остальные были заняты на производстве, в административно-хозяйственном аппарате, охране, осушении болот и хозобслуге. На Соловецких островах были открыты кирпичный, механический и кожевенный заводы, электростанция, собственная узкоколейка и небольшая флотилия. Также имелись предприятия по добыче торфа, йода, пять сельхозов и даже звероферма-«пушхоз», на которых в основном трудились женщины.

Не оставались заключенные и без досуга — в Преображенском соборе 23 сентября 1923 года открылся первый лагерный театр, а еще

через год был образован самодеятельный театр под названием «ХЛАМ». Название отражало профессии участвовавших в его работе людей — художники, литераторы, актеры, музыканты.

Одновременно с театром в Благовещенской церкви открылся краеведческий музей, а также биосад-питомник, при котором для заключенных был организован кружок любителей природы.

Кроме того, большое число осужденных литераторов и журналистов позволяло также обеспечить регулярный выпуск периодических изданий. В том числе — ежемесячный журнал «СЛОН» и еженедельную газету «Новые Соловки».

«Политики», священники: кто сидел в лагере

Немалую часть заключенных составляли члены различных антисоветских политических партий. Их размещали отдельно от других заключенных в Савватиевском, Троицком и Сергиевском скитах. «Политикам» был предоставлен льготный режим содержания — они могли избирать старост, выписывать газеты и журналы, пользоваться личным имуществом, встречаться с родственниками. Политические заключенные даже имели возможность создавать партийные фракции, легально обсуждать вопросы лагерного режима, быта, досуга. Работали «политики» только восемь часов в день (в отличие от остальных заключенных, трудившихся по 12 часов), для них допускалось свободное передвижение в пределах зоны в дневное время.

Однако даже такие смягченные режимные ограничения политические заключенные соблюдать отказывались. Особенное возмущение вызывал пункт, запрещающий передвижение в ночное время. 19 декабря 1923 года заключенные Савватиевского скита решили устроить бунт и поздним вечером вышли на улицу. Охрана применила оружие, убив шестерых и тяжело ранив троих заключенных. Происшествие послужило первым толчком для массового переселения политических заключенных на материк, которого они добивались на протяжении нескольких лет.

Администрация долгое время сопротивлялась этому, из-за чего в конце 1924 года «политики» провели голодовку, длившуюся 15 дней. Спустя полгода года СНК СССР принял постановление о вывозе этой категории заключенных с Соловецких островов.

Еще одной особой категорией заключенных являлось духовенство. Первые священники, осужденные по делам о противодействии изъятию церковных ценностей, прибыли на Соловки из Ростова-на-Дону и Новочеркасска уже в 1923 году, следующая большая группа осужденных — из Петрограда в следующем году. Позднее в состав заключенных священнослужителей стали прибывать осужденные за «нарушение декрета об отделении церкви от государства», странствующие монахи и монахини из разоренных и закрытых властью монастырей. В числе узников Соловков были восемь митрополитов, 46 архиепископов, 49 епископов, тысячи православных священнослужителей.

Вплоть до 1929 года заключенному духовенству на Соловках позволялось ходить в рясах и с длинными волосами. Все заключенные епископы и клирики жили отдельно от других узников. Они занимали в кремле помещение местной сторожевой роты, так как самой распространенной среди духовенства работой являлась профессия сторожа или каптера.

В других лагерях осужденные священнослужители такими привилегиями не пользовались — их отправляли на общие работы, исключая только престарелых, которых определяли в инвалидные роты. Также ни в одном другом лагере не разрешалась церковная служба, любые формы богослужения жестоко преследовались.

Особое отношение к духовенству закончилось в 1929 году, когда всем священникам было сначала добровольно предложено остричься и снять рясы. Когда они оказали сопротивление, их отправили в штрафные командировки, где сделали это насильно, одели в лохмотья и отправили на лесные работы.

Сизифовы пытки

За десять лет существования СЛОНа через него прошло около 200 тысяч заключенных. По разным причинам тысячи соловецких арестантов умерли или были превращены в инвалидов, скончались от непосильной работы, недоедания и разных серьезных болезней. Тысячи были расстреляны за проступки, заморожены, забиты насмерть охраной, умерли от пыток, покончили жизнь самоубийством.

«Надо сказать, что большинство выселенных на Север мужчин погибли, причем многие уничтожались сознательно. Культурный казачий класс — казачьи офицеры, казачья гражданская интеллигенция станичная, они были отправлены на Соловки, это порядка 8000 человек, но до Соловков не доехали. В то время, когда они на баржах от Кеми плыли на Соловки, они все были связаны колючей проволокой спина к спине по двое и выброшены в море. Известен человек, который разработал эту систему умерщвления людей и активно ее применял на Соловецких этапах», — писал в своей книге «Цена катастрофы» Андрей Зубов.

close

100%

Надпись в камере Соловецкого лагеря особого назначения, 1938 год

РИА «Новости»

Практика наказания тяжким и бессмысленным трудом считалась в Соловецких лагерях обычным делом. Например, их могли заставить пригоршнями переносить воду из одной проруби в другую (под команду конвоя «Черпать досуха!»). Также заключенных заставляли перекатывать с места на место огромные валуны, зимой на морском берегу полураздетыми громко и сотнями раз, до изнеможения «считать чаек».

Если заключенный чем-то не угождал конвою, его могли облить на улице зимой холодной водой, поставить в «стойку» на снег, опустить в прорубь или в одном белье поместить в неотапливаемый карцер. Провинившихся соловецких узников также заставляли сидеть весь день на жердях толщиной в руку, укрепленных так, что ноги не доставали до земли — свалившихся охранники избивали.

Летом раздетых узников привязывали на ночь к дереву — на сленге это называлось поставить «на комара», что в условиях Приполярья означало медленную и мучительную смерть.

Еще одним частым способом наказания был так называемый «крикушник» — небольшой сарайчик, сделанный из тонких и сырых досок, с земляным полом. Никаких приспособлений ни для сидения, ни для лежания там не было, печки тем более. Со временем в целях экономии леса «крикушники» стали строить прямо в земле.

Вот что представлял собой «крикушник» по воспоминаниям Николая Киселева-Громова, служившего в штабе военизированной охраны Соловецкого лагеря: «Из такого «крикушника» не слышно, как «шакал» орет, — говорят чекисты. «Прыгай!» — говорится сажаемому в такой «крикушник». А когда выпускают, ему подают шест, по которому он вылезает, если еще может, наверх. За что же сажают заключенного в «крикушник»? За все. Если он, разговаривая с чекистом-надзирателем, не стал, как полагается, во фронт, — он в «крикушнике». Если во время утренней или вечерней поверки он не стоял в строю как вкопанный (ибо «строй — святое место», говорят чекисты), а держал себя непринужденно, — тоже «крикушник». Если чекисту-надзирателю показалось, что заключенный невежливо с ним разговаривал, — опять он в «крикушнике».

Самой страшной карой, назначавшейся за серьезные проступки, такие как нарушение лагерного режима, членовредительство («саморубство», «самообморожение»), попытку побега, было помещение в штрафной изолятор. Тюрьмы этого типа разделялись на мужскую и женскую — первая находилась на соловецкой Секирной горе, вторая — на Большом Заяцком острове.

Режим «Секирки» дольше двух-трех месяцев не выдерживал никто.

Нередки были и бессудные расправы над заключенными, которые обычно проводились в небольшом полуподвальном помещении под «кремлевской» колокольней. Кроме того, существовал некий «обряд посвящения» для каждого вновь прибывшего этапа: начальник СЛОНа имел обыкновение прямо на пристани для острастки собственноручно расстреливать одного-двух заключенных. Под горячую руку начальства попадали «неисправимые», непонравившиеся, опасные, которых затем списывали как умерших от какой-либо болезни, свидетельствовал позже академик Дмитрий Лихачев.

Непосильный труд

В Соловецком лагере люди массово умирали и без расстрелов и пыток — практика «воспитания заключенных трудом» состояла в том, чтобы в считанные месяцы выжать из лагерника все и, превратив в инвалида, заменить его новым «рабочим человеческим организмом», как выражались медицинские начальники СЛОНа.

В результате только в течение одного года (с 1929 по 1930) около 9,5 тыс. человек, трудившихся на особо тяжелых работах — лесоповале и в дорожном строительстве на материке —, попали в категорию «отработанной и непригодной рабсилы». Группу «доходяг», в которую входил каждый третий заключенный, было решено отвезти на острова Соловецкого архипелага медленно умирать от полученных травм, обморожений, болезней и истощения.

close

100%

Лозунг в Соловецком лагере особого назначения, 1937 год

Александр Лыскин/РИА «Новости»

С убитыми и умершими в лагере никто не церемонился. Перед тем, как свалить тела в общую могилу, им выбивали зубы с золотыми коронками. Зимой тела закапывали в снег, а летом сваливали в огромные ямы около Соловецкого кремля или в лесу — без каких-либо обозначений. Часто заключенные перед казнью сами рыли себе могилы.

Узники СЛОНа, дожившие до Второй мировой войны, после ее окончания оказались в одних лагерях с военнопленными, прошедшими гитлеровские концентрационные лагеря.

Один из заключенных, чьи письма сохранились, Зинковщук, ссылаясь на мнение своих сокамерников, хорошо знавших фашистские «фабрики смерти», приходил к выводу, что те лишь немногим отличались от Соловецких лагерей.

Александр Солженицын в своих произведениях прямо именует Соловки «полярным Освенцимом».

К примеру, в обоих лагерях люди трудились по 12 часов в сутки без перерывов и выходных. Нередки были и дополнительные ночные смены. Паек заключенных СЛОНа и Освенцима был одинаковым, всего 1700 калорий в день.

В 1930 году была проведена специальная комиссия «для всестороннего обследования деятельности существующих лагерей», в том числе и Соловецких. Она выявила факты широкого применения пыток, склонения заключенных женщин к сожительству, систематических избиений и расстрелов под видом побега, создания администрацией лагеря «провокационных дел» о мнимых заговорах узников и многое другое. В результате проверок Коллегия ОГПУ привлекла к уголовной ответственности 38 старост, командиров рот, сотрудников «надзора». 13 из них были тогда же расстреляны.

В декабре 1933 года Соловецкий лагерь особого назначения был расформирован. С 1934 года Соловки стали VIII отделением Беломорско-Балтийского канала, а через три года реорганизованы в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД.

Окончательно СЛОН завершил свое существование в 1937 году. Оставшихся в живых заключенных перевели в другие места, а на острове построили новую тюрьму — СТОН (Соловецкая тюрьма особого назначения). Она проработала два года, закрывшись в 1939 году, а ее здания были переданы военным, которые во время войны использовали Соловецкие острова для расположения учебных отрядов советского флота.

Памятка туристам, посещающим Соловецкие острова

Время в пути

Санкт-Петербург – Рабочеостровск / Рабочеостровск – Санкт-Петербург составляет 12-13 часов (автобус) с тремя техническими остановками.

Петрозаводск – Рабочеостровск / Рабочеостровск – Петрозаводск составляет 5-6 часов (автобус) с одной технической остановкой.

Беломорск – Рабочеостровск / Рабочеостровск – Беломорск 2-2,5 часа (машина/микроавтобус).

Рабочеостровск – Соловки / Соловки – Рабочеостровск составляет 2-2,5 часа (теплоход).

На Белом море возможен шторм. В случае штормового предупреждения, теплоход остается в порту до получения разрешения на выход. Наша компания постарается сделать все, чтобы выполнить экскурсионную программу полностью.

Одежда и обувь

Погода на Соловках переменчива, даже летом возьмите с собой непродуваемую куртку, теплый свитер, термобельё. Особенно важна теплая одежда на морских экскурсиях. Пригодится и дождевик, а вот зонт может оказаться лишним грузом из-за частых и сильных ветров. Солнцезащитные очки и легкий головной убор могут быть кстати в солнечную погоду.

Обувь вам понадобиться удобная, закрытая, без высоких каблуков. Туристам, отправляющимся на Соловки на несколько дней неплохо иметь запасную пару на случай дождя или прогулки по заболоченному лесу, так же лучше иметь запасные носки. Резиновые сапоги можно взять напрокат на острове.

Для экскурсии по экологической тропе желательно иметь удобную спортивную обувь и одежду.

Тем, кто боится натереть мозоли на ладонях, работая веслами во время экскурсии на лодках по озерам и каналам Соловков, пригодятся перчатки, т. к. на экскурсии перчатки не предоставляются.

Монастыри и храмы следует посещать в скромной закрытой одежде, без неподобающих на ней надписей и изображений, женщинам понадобятся юбка ниже колена (её можно надеть поверх брюк) и платок на голову, мужчинам – длинные брюки. Платки и юбки можно купить на острове в сувенирных магазинах. Можно использовать в качестве юбки повязанную на бедра широкую шаль или парео.

Сотовая связь и интернет

На Соловках работают только «Мегафон» и «МТС», связь не всегда устойчивая. Пополнить счет лучше заранее. Сим-карту можно приобрести на острове в некоторых магазинах. Если Вам необходим постоянный доступ в интернет, мы рекомендуем Вам иметь собственный USB-модем.

Банки и банкоматы

На острове есть отделение Сбербанка (по выходным не работает), но банкоматов, где вы могли бы снять наличные средства, на Соловках нет. Некоторые магазины принимают банковские карты. Мы рекомендуем позаботиться о наличных средствах заранее, учитывая сложности со снятием наличных непосредственно на острове, а оплата по карте может пройти не всегда.

Медицина и лекарства

Медицинская страховка, а также страховка от несчастного случая не входят в стоимость наших туров, однако на Соловках, как и на всей территории Российской Федерации действует полис ОМС, рекомендуем иметь его с собой. Не забудьте взять лекарства, которые Вы принимаете постоянно, и те, которые обычно берете в дорогу (в том числе средства от укачивания). На острове в здании администрации имеются небольшой аптечный пункт и больница.

Питание

Питание организовано в кафе всех гостиниц острова, так же перекусить Вы можете в кафе около монастыря. В самом монастыре можно покушать в трапезной, а замечательную выпечку можно приобрести в специальных ларьках. В поселке есть продуктовый магазин (наценка на некоторые продукты и товары может достигать 50%). В ресторане гостиницы «Соловки Отель» в номер можно попросить термос с горячей водой.

Средства защиты

На Соловках нет змей, клещей и хищников, способных навредить человеку. В глубине острова в безветренную погоду активны комары и гнус, желательно иметь с собой репелленты, особенно, для экскурсий по экологическим тропам.


Общественного транспорта на острове нет. В экскурсии на дальние расстояния входит трансфер, но большинство экскурсий – пешеходные. Заказать такси можно на ресепшн гостиницы, стоимость такси значительно выше, чем на материке. Популярны велосипеды: на острове несколько пунктов проката, в том числе и при гостиницах.

Почти все экскурсии начинаются от экскурсионного бюро Соловецкого музея. Бюро находится непосредственно рядом с монастырем.

На экскурсиях по Музейному комплексу «Соловецкий кремль» в местах, где архитектурной особенностью является низкий потолок, валунные полы и ступеньки необходимо соблюдать осторожность.

Посещая монастырь, помните, что это особое место и время его посещения ограничено внутренним распорядком жизни монастыря. Посетители должны иметь уважение к обители и не позволять небрежного, непочтительного отношения к братии обители.

Перед входом в храмы и часовни, а также в течение всего времени проведения экскурсий по монастырю мобильные телефоны рекомендуется отключать.

Вести видео- и фотосъемку братии монастыря, а также съемку внутри храмов во время богослужения можно только по благословению наместника монастыря.

Запрещается:
— Кричать, громко разговаривать и смеяться, курить, употреблять опьяняющие или наркотические вещества, употреблять спиртные напитки, нахождение в нетрезвом состоянии.
— Входить на территорию монастыря с животными.
— Входить в жилые и хозяйственные помещения монастыря вне экскурсионных маршрутов.
— Оставлять детей одних без присмотра.

Все водные экскурсии проводятся при благоприятных погодных условиях и отсутствии штормового предупреждения.

На экскурсионных маршрутах Большого Соловецкого острова необходимо соблюдать чистоту и бережно относиться к памятникам природы, не следует нарушать тишину, не мусорить, не курить вне отведенных для этого мест и не распивать спиртные напитки.

При посещении скитов обратите внимание, что существуют огороженные территории, куда доступ разрешен только по благословению Священноначалия Соловецкого монастыря.

При посещении экскурсий на острова Соловецкого архипелага необходимо соблюдать правила противопожарного и охранного режимов. При посещении острова Большой Заяцкий, ходить можно только по экологической тропе.

Экскурсии озера и каналы Соловков. Лодочные экскурсии «Малый и Большой круги».

В ходе экскурсий часть маршрута, от начала экскурсий до Лодочной станции (2,5 км) и обратно, экскурсанты проходят пешком. На маршрутах используются весельные лодки, вместимостью 4-5 человек, управлять лодкой нужно будет самостоятельно. Посадку и высадку необходимо производить только через нос лодки. Перед посадкой в лодку обязательно убедитесь в целостности спасательного жилета и не снимайте его в течение всего лодочного маршрута Во время экскурсии запрещается: нарушать требования безопасности и правила поведения на воде; ломать, портить и халатно относиться к лодкам, спасательным средствам, веслам и инвентарю; купаться и нырять с борта лодки.

Экскурсия Природа Соловков. Мыс Белужий.

Расстояние от поселка до начала экологической тропы – 7 км, экскурсанты преодолевают на автобусе. Протяженность лесной экологической тропы – 6 км, этот участок пути экскурсанты проходят пешком в сопровождении экскурсовода.

При движении к Мысу Белужий, обязательно обходите колонию белых крачек, чтобы не беспокоить птиц! Ввиду того, что белухи находятся не в дельфинарии, а в естественных природных условиях, 100-процентной гарантии возможности их увидеть не может дать никто.

При прохождении пешего маршрута экскурсантам необходимо: следовать строго по экологической тропе; соблюдать правила поведения на природе; соблюдать правила противопожарного режима; не заходить в воду и не хлопать по воде, так как это пугает белух.

Съемки на Соловецких островах (Соловках). История ГУЛАГа.

Соловки. Где это и как туда добраться?

Соловецкие острова, или Соловки, — группа из шести крупных островов, расположенных в Белом море. Соловки известны своей исключительной природой, как бы совершенно нетронутой. А еще он известен историческими событиями, которые здесь происходили.
Место находится в 2 часах полета из Москвы и в 1 часе 40 минут полета из Санкт-Петербурга. Однако небольшой аэродром принимает только небольшие самолеты и вертолеты.Так что, скорее всего, вам понадобится связь в Архангельске. Летом ходит паром из города Кеми.

История места. Соловецкие острова.

В XVI в. на Соловках возвышается большой каменный монастырь. Его территория простирается на несколько островов. Основные постройки монастырского ансамбля расположены на западном берегу Большого Соловецкого острова. Здесь проживает менее тысячи человек.
Богатый и политически влиятельный монастырь стал одним из важнейших религиозных центров России, а также важной крепостью.Несколько лет в XVII веке монастырь находился в оппозиции к церковной реформе патриарха Никона. Помимо того, что монастырь был крупной экономической единицей в регионе, монастырь с XVII в. до начала ХХ в. была тюрьмой для политических заключенных.

В настоящее время монастырский комплекс представляет собой пятиугольную крепость с мощными каменными стенами. У него семь ворот и восемь башен, возвышающихся над водой Гавани Процветания. Внутри находятся два больших собора, а также несколько церквей, часовен и жилых домов.Спасо-Преображенский собор и собор Успения Богородицы были построены в период бурного правления Ивана Грозного. Укрепление было необходимо: монастырь действительно выдержал несколько осад.

Современная история Соловецких островов. Эпоха ГУЛАГа.

С приходом к власти большевиков монастырь превратился в концлагерь. Отправлять монахов в другие исправительно-трудовые лагеря или убивать их было обычной практикой. Так называемые Северные Соловецкие лагеря ОГПУ стали прообразом исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГа.
Однако Соловецкий лагерь просуществовал недолго: в 1933 году он был расформирован, а его имущество передано лагерю «Беломорско-Балтийский канал». В конце 1930-х годов бывший Соловецкий монастырь стал Соловецкой Особой тюрьмой.
В 1990-е годы монастырь вернули православной церкви. Сейчас это место популярно среди туристов и паломников. FilmSPbTV может предоставить вам все необходимые разрешения для съемок в монастыре, а также в Соловецком музее-заповеднике.

Съемочные возможности на Соловецких островах.

Сегодня в Соловецком музее-заповеднике можно снимать сосуды, сделанные узниками лагерей. Посещение для съемок музея ГУЛАГа, расположенного в старом бараке, или съемка Секирной горки. Здесь вы найдете часовню, в которой пытали заключенных и казнили более 300 из них. Есть здесь и бывший монастырский ягодный сад, где хоронили расстрелянных. До сих пор остаются пустые могилы, напоминающие о страшных событиях.
На Большом Соловецком острове есть большой Ботанический сад.Раньше там работали монахи, потом их заменили узники трудовых лагерей. Сейчас сад принадлежит музею.
Наши фиксеры помогут вам снять это невероятное место с редчайшими растениями региона, а также знаменитую Беломорскую биологическую станцию, которая работает до сих пор с момента своего основания в 1880-х годах.

Для получения дополнительной информации и разрешения на съемку – свяжитесь с нами.

Российские Соловки: возвращение к священному прошлому

Россия – страна загадок, окутанных тайнами.Везде с севера на юг, с востока на запад. Присоединяйтесь к нам в исследовании самой большой страны на Земле в нашем новом сериале «Русская жизнь». Мы начинаем наше путешествие за Полярным кругом, на Беломорском архипелаге Соловецких островов, также известном как Соловки.

Это святыня русского христианства, чудо средневековой архитектуры и жемчужина природы. Как он стал местом страданий и унижений для сотен тысяч?

Эти острова впервые стали священными землями тысячи лет назад, когда древние народы Севера украсили берега своими загадочными лабиринтами из валунов.

«Некоторые археологи считают, что каменные лабиринты были построены для проведения магических ритуалов, связанных с охотой и рыболовством; другие считают, что они обозначали горы мертвых, место упокоения душ умерших», — пояснил заместитель директора по науке Соловецкого музея-заповедника Александр Мартынов.

Язычество уступило место христианству, и в XV веке Соловки стали вотчиной величественного монастыря – цитаделью православия, военной твердыней, экономическим, культурным и политическим центром региона.Священное место считалось ближайшим к царству Бога, придавая уникальную силу молитвам тех, кто остался на островах.

«Русских всегда манили Соловки, и они всегда стремились совершать сюда паломничества. В средневековой России существовало поверье, что каждый русский человек должен хотя бы раз в жизни побывать на Соловках, и паломничество сюда во многом заменяло паломничество в Святую Землю», — рассказал Олег Волков, руководитель отдела изучения монастырского наследия при Соловецкий музей-заповедник.

Информационный файл:

  • — Соловецкие острова, или Соловки, представляют собой архипелаг из шести крупных и более 100 мелких островов.
  • — Древние артефакты прослеживают местные духовные традиции как минимум до 3-го тысячелетия до н. э.
  • — Соловецкий монастырь, основанный в 15 веке, долгое время был главной крепостью Русского Севера.
  • — Соловецкий лагерь для военнопленных послужил образцом для системы ГУЛАГа, которая вызвала примерно 1.6 миллионов жертв.
  • — Службы в монастыре возобновились в 1990 году

Подробнее: Дневник путешественника на Соловках

История Соловков приняла более мрачный оборот в 1920-е годы, когда большевистская революция осквернила монастырь, превратив его кельи и церкви в бараки заключенных. . Поднявшаяся волна репрессий перенесла через бойню принудительного труда до 350 000 человек, преступников, ученых, художников и мыслителей. Вся советская тюремная система ГУЛАГа была смоделирована и испытана на Соловках.

«Им было удобно размещать заключенных на островах, держать их на холодных северных территориях. Сюда направляли самых опасных преступников – тех, кто действовал или потенциально мог действовать против государства. Это может означать кого угодно. Интеллигентные люди понимали, что происходит в стране, поэтому они и становились самыми опасными», — рассказала Ольга Бочкарева, заведующая отделом истории ХХ века Соловецкого музея-заповедника.

Каторжные работы, болезни и массовые расстрелы унесли жизни от 5000 до 7000 соловецких узников, покалечили тех, кому посчастливилось отбыть полный срок и выбраться с островов живыми.

«Здесь лежат сотни, может быть, тысячи заключенных. Все эти березки, все эти постройки возвышаются над братскими могилами», — добавляет Бочкарёва.

В 1939 году исправительно-трудовой лагерь был закрыт и списан. Сегодня комплексное наследие и природная красота Соловецких островов обеспечивают средствами к существованию почти 1000 местных жителей, привлекая туристов и паломников со всего мира.

«Любой русский, как и любой другой человек, приехавший сюда, может остановиться для медитации и попытаться ответить на самый главный вопрос: для чего я живу и что мне нужно сделать, чтобы сделать свою жизнь правильной?» — сказал настоятель Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий.

С возрождением исторического монастыря Соловки возвращаются к своему первоначальному виду. Тем не менее каждое празднование Пасхи здесь болезненно напоминает трагическую историю смерти и воскресения на Святой земле России.

От северных островов переместимся к южным горам: Урал из поколения в поколение был промышленным хребтом России. Сегодня они раскрывают новую идентичность как место древнего наследия и современного отдыха. Это в следующем выпуске «Русской жизни».

Когда ехать на Соловки

Соловецкие острова прекрасны в любое время года. Каждый раз, когда вы приезжаете на острова, вы испытываете их по-новому.

ЛЕТО


На Соловецкий архипелаг обычно едут летом (июнь-август), так делают еще с древних монастырских времен. Потому что летом добраться до Соловков намного проще.Добраться до архипелага можно паромом из Кеми и Беломорска, теплоходом или самолетом из Архангельска.

Лето — идеальное время для пеших и велосипедных прогулок по островам. Наслаждаться белыми ночами можно с июня по июль, в августе можно наблюдать красивые закаты и рассветы. В конце июля на Соловках заканчивается комариная пора, до этого периода рекомендуем запастись репеллентами. «Комары — самые опасные хищники на Соловках», — шутят местные жители, но, кроме комаров, в соловецких лесах опасаться особо нечего.

В августе начинает созревать черника, в июле в лесу уже есть грибы, поэтому выделите время для лесных прогулок во время программы. Несмотря на теплую погоду на пляже, во время морских прогулок может быть довольно прохладно, учтите это и возьмите с собой теплую одежду.

С июня по август на Соловках проходит сезон белуги, это отличная возможность поближе познакомиться с этими морскими животными, узнать, как они размножаются.

Лето тоже богато на разные праздники – у нас День Военно-Морского Флота, парусные соревнования «Соловецкая регата», фестиваль народных промыслов «Соловецкая ярмарка»; в августе вспоминаем жертв политических репрессий и проводим фестиваль авторской песни «На Соловецких островах». «Соловецкая неделя» начинается 19 августа года года, когда проходит ряд основных православных Соловецких мероприятий (19 августа года года).
– Преображение Христово, 22 августа и – Собор Всех Святых Соловецких, 23 августа – Собор Новомучеников и Исповедников Соловецких, 28 августа th – Успение Господне).

ОСЕНЬ

Осень на Соловках – это настоящее буйство красок.Леса примеряют ярко-красные и желтые одежды, растительный ковер тундры окрашивается в невероятные цвета. Осень — одно из лучших времен для посещения Соловецкого архипелага, лето на Соловках обычно длится до середины сентября, а дни здесь солнечные и ясные. В лесу созревают грибы и ягоды, а комаров нет. Навигация продолжается до октября, самолеты из Архангельска летают регулярно. Как и летом, здесь можно заказать экскурсии, взять напрокат велосипед или автомобиль.

ЗИМА

Зима на Соловках тихая пора. Если вы хотите сбежать от города и повседневных забот, это то, что вам нужно. Он предлагает экскурсии, в том числе активные туры на снегоходах на разные острова и в Соловецкий скит. Только зимой за короткое время можно посетить большое количество соловецких достопримечательностей. Зимой Соловецкая крепостная стена подсвечивается художественной подсветкой, что подчеркивает величие и мощь древнего памятника. Зимой очень часто бывает северное сияние. Зимой на Соловки часто приезжают туристы и паломники на Крещение и Рождество; это прекрасная возможность посетить монастырские богослужения.Зимой добраться до Соловков можно только самолетом из Архангельска.

ПРУЖИНА


Весна на Соловках – это в основном яркое солнце и белый снег. Весна идеальна для пеших прогулок и катания на лыжах (лед довольно крепкий, по нему можно ходить даже пешком) и катания на снегоходах. Весной тепло, но процесс таяния льда и снега начинается только в конце апреля. Соловецкий поселок широко празднует Масленицу, в апреле можно посетить Соловки на праздновании Пасхи.Март-апрель – прекрасное время для фотоэкскурсий и просто любования соловецкой природой. Обязательно возьмите солнцезащитные очки, весеннее солнце очень активное, загореть в это время года можно за неделю. В этот период добраться до Соловков можно только самолетом из Архангельска. Но во второй половине мая морское сообщение начинается с Кеми.

Вознесенский скит на Секирной горе

Секирная гора, пожалуй, самое трагическое место не только на Соловках, но и во всей России.На протяжении нескольких столетий здесь располагался один из скитов Соловецкого монастыря, а после революции 1917 года был открыт карцер – место массовых расстрелов узников Соловецкого лагеря.

Секирная гора хоть и не является самой высокой точкой Соловков, но всегда была ориентиром для мореплавателей, так как ее вершина является лучшим ориентиром для кораблей, идущих с большой земли.

Монастырские кельи появились на Секирной горе еще в 15 веке, когда монахи стали приезжать на Соловки после прихода свв.Герман и Савватий. Считается, что основатели Соловецкого монастыря Герман и Савватий рубили деревья для постройки секирами, поэтому гора и получила название Секирной. Позже здесь был основан Вознесенский скит, отвечавший за снабжение монастыря овощами, а также имевший ягодный питомник.

Церковь Вознесения и монашеские поселения на вершине Секирной горы

Карта Вознесенского скита на Секирной горе на Соловках

Старые постройки Вознесенского скита не сохранились и то, что мы можем видеть сегодня – Вознесенская церковь, как и корпус монашеской кельи, датируется 1862 годом. Следует отметить, что это единственная в мире церковь-маяк. Синод Русской Православной Церкви около года рассматривал проект храма и в итоге пришел к выводу, что храму было бы неплохо иметь маяк, который будет ориентировать людей, приходящих в эти святые места.

Церковь имеет два придела: Нижний — в честь чуда архистратига Михаила в Хонехе и Верхний — в честь Вознесения Христова.В 1904 году маяк был модернизирован. Если раньше свет керосиновой лампы можно было увидеть на расстоянии около 15 километров, то новая французская линза позволила увеличить расстояние до 40 километров. Сегодня этот самый объектив 1904 года полностью исправен и используется для навигации.

Но кроме храмов Вознесенского скита, на Секирной горе есть и трагические места, именуемые «Русской Голгофой». В период пребывания в лагере для военнопленных располагался спецжилищный блок.Вернуться из него было практически невозможно. Именно там происходили массовые казни и пытки.

Самое страшное место на Соловках. С этой лестницы сбрасывали привязанных к бревнам заключенных.

Вход на кладбище узников Соловецкого лагеря на Секирной горе

От церкви по самым крутым склонам горы Секирной спускается лестница из 294 ступеней.Большое количество заключенных было привязано к балкам и сброшено с лестницы. У лестницы 4 площадки, но заключенные, сброшенные вниз, умирали уже посреди склона холма. Памятный крест был установлен у подножия лестницы Патриархом Алексием.

Вы можете посетить Вознесенский скит на Секирной горе с экскурсией от Соловецкого Кремля. Во время экскурсии вы также можете увидеть Савватьевский скит, Исаакиевский скит, а также Ботанический сад в Макарьевской пустыни.

Музыка при советской власти: ноты

[1] Обратившись к Сталину за помощью в
В 1930 году Булгаков был назначен литературным консультантом ТРАМ.
повлекло за собой проверку сценариев. Ненавидя эту работу, он ничего не написал для
Компания. Так совпало, что он гастролировал по Крыму с Московским ТРАМИ в конце июля 1930 г.
пока Шостакович писал Болт (сделав
Выстрел

для Ленинградского ТРАМВАЯ двумя месяцами ранее). Нет оснований полагать, что они
встретились тогда.К 1931 году, как и большинство художников-индивидуалистов, Булгаков был истощен и
больной от давления Культурной революции. Он бросил работу в ТРАМ
в
Март 1931 года, незадолго до декрета ЦК о запрете всех левых
культурные организации.

[2] Документ о дополнительных записях
Шокированная и наивная реакция мадам Булгаковой на нападки «Правды »
на
Леди Макбет («Наверное, Шостакович ошибся, взявшись за такую
хмурый
и болезненная тема») и Прозрачный ручей («Мне жаль
Шостаковича втянули в халтуру; авторами либретто были
просто пытаюсь угодить»).К марту антиформалистская кампания была в самом разгаре.
(«в «Правде» печатают одну статью за другой, и один человек
после того, как другой отправляется в полет»). Ее запись от 29 января 1938 г.
что «сегодня вечером мы будем слушать Пятую симфонию Шостаковича, которая
произвел такую ​​сенсацию.» Никаких дальнейших ссылок на Шостаковича не происходит.
(Источник: Дж. А. Э. Кертис, Рукописи не горят, , Кембриджский университет.
Пресс, 1991.)

[3] Булгаков познакомился с Ахматовой в
Ленинград
в июле 1933 года.Сам очень притягательный персонаж, он привык перезаряжаться
себя, контактируя с людьми — обычно творческими — схожей харизмы.
Не интересуясь поэзией, он тем не менее был очень поражен Ахматовой (а она
его). Что ее красота и остроумие действовали на него возбуждающе, видно из
тот факт, что вскоре после этого, еще в Ленинграде, он был схвачен
«дьявольский»
вдохновения и начал то, что должно было стать окончательной версией Мастер
и Маргарита
, роман, который он начал в 1928 году, но бросил через три года.
Черновики
в 1930 году.К октябрю он написал 500 страниц и разработал окончательную структуру.
книги, которую он закончил в этом черновике в июле 1936 года. Позже, во время
Эвакуация Ахматовой в Ташкенте, вдовы Булгакова и литературного душеприказчика
Елена
Сергеевна показала ей рукопись Мастера и Маргариты , которая
в
поэтесса жадно читала, время от времени поднимая глаза, чтобы заметить: «Он гений».

[4] Diaboliad (включая The Fatal
яйца
)
была единственной полнометражной книгой Булгакова, изданной в Советском Союзе.
при жизни (Мосполиграф, май 1925 г., тираж 5000 экз.).Помимо
пару выпусков Белая гвардия , изданных в 1925 году, и два тонких
томов фельетонов , это единственное булгаковское произведение, которое смог Шостакович
знали, кроме пьес.

[5] Например,
тысячи буржуазных «заложников», взятых во время Гражданской войны, с 1920 г.
отправлены на Соловецкие острова (Соловки) в Белом море, отправляясь в
их
адское место назначения в Архангельске. Хотя это никогда не было официально
признали, об этом знали все в Ленинграде, и когда в 1923 г.
поскользнулся
в Правда тюрьмы-бунта эсеров (отправлен на Соловки после
Ленин репрессировал их в 1922 г. ), ни всеобщего удивления, ни публики.
обсуждение
предстояло.В «Роковые яйца», Булгаков упомянул о ползучей
волна
политических арестов в случайном отступлении о «ветряной чуме» якобы
распространилась по России, которая на севере доходила только до Архангельска.
«так как, как всем известно, в Белом море кур нет».

[6] Шурин Генриха Ягоды, главы ГПУ
(охранка), Авербах, как и Ягода, был расстрелян во время Террора в 1939 году.
мог быть прототипом епископа Чаррона в булгаковском романе «Заговорщики».
лицемеры
.

[7] Теодор Ван Хаутен, Всегда
Неожиданный
, Бурень, 1989.

[8] Булгаков видел
Мейерхольда как кричащего манипулятора, заведомо неверного тексту. Фатальный
Яйца
, написанные в 1924 году, но действие которых происходит в 1928 году, сухо отсылают к
покойный Всеволод Мейерхольд, который, разумеется, умер в 1927 году во время репетиций своего
вариант пушкинского Бориса Годунова когда трибуна полна голых бояр
рухнул на него».

Перетягивание каната из-за истории ГУЛАГа на Севере России

«Идея этого лагеря заключалась в том, чтобы превратить кого-то из отдельного человека в часть анонимной толпы, — сказал г-н С.— сказал Бродский. Многим из них это стоило жизни, хотя общие потери никогда публично не разглашались.

Монахи — в наши дни около 100 человек — начали восстанавливать монастырь десять лет назад. Архимандрит Порфирий, игумен, сказал, что необходима капитальная реконструкция, потому что многие здания находятся в ужасном состоянии. Правительство планирует тратить там около 1,7 миллиона долларов в год в течение пяти лет.

Г-н Бродский сказал, что монахи стерли его выставку в монастыре, а в итоге вытеснили.В 2011 году Министерство культуры заменило экспозицию небольшим музеем в бывшей казарме в деревне, директором которого стал настоятель. Г-н Бродский говорит, что музей смягчает жизнь гулага, делая акцент на более мягких аспектах, таких как тюремный театр. Единственный экспонат на территории монастыря теперь посвящен репрессиям против духовенства.

Настоятель сказал, что музей ГУЛАГа уместно разместить в здании, построенном для лагеря, и некоторые посетители, такие как 24-летний Виталий Коржихин, согласились. «Люди приходят в монастырь с разными целями — кто-то ищет спасения, кто-то поддержки.Коржихин, прихожанин, инженер по сотовой связи. «Для них было бы неприятно увидеть эту выставку внутри стен».

Протоиерей Всеволод Чаплин , высокопоставленный церковный деятель, рассказал, что в последние годы Советского Союза монастырь страдал от «варварского туризма», включая кемпинги, громкую музыку и публичное пьянство.

«Это место молитвы, это место траура, здесь погибло много невинных людей, выдающихся представителей интеллигенции», — сказал отец Чаплин.«Это памятное место для многих людей, верующих и неверующих. Это должно оставаться таким памятным местом».

Несмотря на это, попытки почтить память жертв ГУЛАГа без одобрения церкви, как правило, исчезают. Например, в 2003 году организация «Мемориал» установила памятник первым шести расстрелянным политзаключенным, но каменные плиты исчезли за считанные дни.

сезонов в аду | The New Yorker

Зимним днем, накануне падения советского режима, я нанес визит Дмитрию Лихачеву, выдающемуся исследователю средневековой русской литературы и воплощению трагической истории своего города.(Город назывался Санкт-Петербургом, когда он родился, Петроградом, когда он рос, Ленинградом в течение его долгой взрослой жизни и, в течение последних восьми лет его жизни, снова Санкт-Петербургом.) Лихачеву было тогда восемьдесят четыре года и директор литературного института, известного как Пушкинский Дом. У него были живые воспоминания о первых днях коммунистической эпохи: «Когда мы открывали окна своей квартиры на Лахтинской, всю ночь были слышны залпы и короткие автоматные очереди из Петропавловской крепости». он украл время у своей литературной работы, чтобы произносить страстные, нравственно серьезные речи о либеральной эре, которая, как он надеялся, грядет.Большой авторитет Лихачева проистекает из его биографии. Он был живым доказательством того, что ГУЛАГ был изобретением не Сталина, а, скорее, Ленина, основателя большевиков, потому что, сказал он устало, «я был заключенным в первом ленинском концентрационном лагере».

В молодости Лихачев был членом студенческой группы, которая в шутку называла себя Космической Академией Наук. Члены приветствовали друг друга, говоря: « Khaire », что по-гречески означает «радоваться». Они собрались, чтобы представить с притворной торжественностью бессмысленные доклады об «Апологетической теологии» или «Элегантной химии».Чтобы добиться приема в «академики», Лихачев написал трактат о насущной необходимости восстановить букву «ять» в русском алфавите. Все это было способом избежать все более гнетущей атмосферы того времени. Затем, в феврале 1928 года, в его дверь постучали. Лихачева арестовали и предоставили камеру. Во время последующего допроса один офицер крикнул: «Что вы имеете в виду под языковой реформой? Может быть, при социализме у нас вообще не будет языка».

Со временем Лихачева перевезли на Соловецкие острова — или Соловки — цепочку небольших островов в Белом море у Полярного круга, где средневековые православные монахи строили монастыри, цари шестнадцатого века строили тюрьмы, а в 1923 г. большевики создали лагерь.Когда я с ним знакомился, Дмитрий Сергеевич почти не говорил о своем приговоре на Соловках. Гласность позволяла это; его скромность не сделала. Но в 1999 году, незадолго до смерти, в девяносто два года, Лихачев вручил мне в подарок экземпляр своих воспоминаний. В книге Лихачев описывает сложную топографию Соловков, условия там, ученых и преступников, с которыми он дружил, разновидности жестокости, свидетелем и испытателем которых он был. Именно на Соловках начали формироваться структуры и основные принципы лагерной системы.Именно на Соловках, например, была введена система питания заключенных по выработке (таким образом, слабые умирали от голода и холода, а сильные помогали строить промышленную инфраструктуру государства). Именно на Соловках охранники придумали такие пытки, как калечить человека, заставляя его сидеть на столбе в течение восемнадцати часов подряд, или убивая его, сбрасывая с длинной наружной лестницы. Именно здесь охранники на несколько дней подвергали заключенных воздействию туч комаров, которыми летом кишел остров. Другой заключенный вспоминает в воспоминаниях, как модифицировали эту пытку в сибирском лагере:

** {:.break one} ** Комары заползали нам в рукава, под штаны. От укусов лицо взрывалось. На работу нам приносили обед, и бывало, что пока ешь свой суп, комары набивали тарелку, как гречневую кашу. Они заполнили твои глаза, нос и горло, и вкус их был сладок, как кровь. **

Заключенные на Соловках были изолированы от мира.Никто, кроме стражи и нескольких монахов, не видел их страданий; они были уверены, что умрут там и будут похоронены в безымянных могилах. И все же через год после прибытия Лихачева на Соловки он и его товарищи по заключению узнали, что к ним приезжает Максим Горький, пожалуй, самый популярный советский писатель того времени. Вот, наконец, их свидетель и спаситель. Горький был героем для русских не только своей прозой, но и своей пролетарской достоверностью, своими похождениями мальчишки и малолетнего преступника, описанными в «Детстве» и «На дне».Сейчас к Соловкам подходил корабль Горького «Глеб Бокий», названный в честь начальника лагеря. «Все мы, заключенные, были в восторге, — писал Лихачев. «Этот Горький все заметит, все узнает. Он был рядом, его не обманешь. О рубках и истязаниях на пнях, о голоде, о болезнях, о трехъярусных нарах, о голых, о приговорах без осуждения». красили стены, сажали деревья, позволяли мужьям и женам быть вместе (как обычно никогда не бывает).И, как оказалось, Горький не видел дальше воздвигнутого для него фасада. Казалось, он не хотел пробовать. Он посетил карцеры и через несколько коротких минут поставил им «отлично». Он почти не проводил времени с заключенными, хотя сорок минут разговаривал с маленьким мальчиком и заявил, что очарован и доволен. (После того, как Горький покинул лагерь, пишет Лихачев, этого мальчика больше никто не видел.) Писатель пробыл там три дня и почти все это время провел с сотрудниками охранки, руководившими комплексом.

Советское руководство вряд ли могло пожаловаться на эссе, которое Горький в конце концов написал о своем опыте: «Нет впечатления чрезмерной регламентации жизни. Нет, нет никакого сходства с тюрьмой; вместо этого кажется, что эти комнаты населены пассажирами, спасенными с тонущего корабля». Политические заключенные на Соловках — такие, как Лихачев, — были, по словам Горького, просто «контрреволюционерами, эмоциональными типами, монархистами». Трудно сказать, в какой степени цензоры повлияли на мысли Горького, но текст определенно указывает на человека, вполне удовлетворенного советскими условиями и советской добротой.«Если бы какое-нибудь так называемое культурное европейское общество осмелилось провести такой эксперимент, как эта колония, — писал он, — и если бы этот эксперимент дал такие же плоды, как и наш, эта страна трубила бы во все свои трубы и хвасталась своими достижениями».

После того, как Горький покинул Соловки, охрана начала серию массовых расстрелов. «Могилы были вырыты за день до расстрелов, — вспоминал Лихачев. «Палачи были пьяны. Одна пуля на жертву. Многие были погребены заживо, над ними был лишь тонкий слой земли.Утром земля в яме еще шевелилась. . . . Лагерь был очищен от «лишних» людей».

Администрация Соловков повесила в главном лагере вывеску, в которой четко отражалась ленинская программа. Он гласил: «Железным кулаком мы приведем человечество к счастью».

Ленин пришел к власти в ноябре 1917 года, и большевики практиковали террор с первых дней режима. Они закрыли Учредительное собрание и убили лидеров соперничающих партий, таких как кадеты и левые эсеры.Тем не менее, уже в январе 1918 года Ленин жаловался, что его тайная полиция, первоначально известная как ЧК, была «необычайно мягкой, на каждом шагу больше похожей на желе, чем на железо». Ленин подал железный пример. В сентябре 1918 года он приказал властям Нижнего Новгорода «немедленно ввести массовый террор, расстрелять и выслать сотни проституток, пьяных солдат, бывших офицеров и т. д.». Троцкий, со своей стороны, предупреждал, что если солдаты, призванные в Красную Армию, будут бросать вызов своим офицерам, «от них не останется ничего, кроме мокрого пятна.

Так начался Красный террор, который помог большевикам выиграть гражданскую войну и определил характер коммунистической власти. На собрании коммунистов Григорий Зиновьев, один из лейтенантов Ленина, заявил, что партия должна унести с собой девяносто миллионов из ста миллионов населения страны: «Об остальных нам нечего сказать им. Они должны быть уничтожены». Этот указ, как указал историк Ричард Пайпс, был, по сути, «смертным приговором 10 миллионам».

В новой книге «ГУЛАГ: история» (Doubleday; 35 долларов США) Энн Эпплбаум, обозреватель газеты Washington Post , представляет масштабный и хорошо документированный обзор системы принудительного труда с возникновения до его ликвидации при Горбачеве.(«ГУЛАГ» — это аббревиатура от Главного Управления Лагерей, или Главного Лагерного Управления, но оно стало означать просто «лагерь» или, в более общем смысле, «лагеря».) Книга Эпплбаума бесценна не столько фактами, это раскрывает, но, скорее, необычайную тщательность, с которой они собраны. Она опирается на впечатляющий набор источников — лагерные воспоминания, литературные произведения, архивные материалы, личные интервью и истории на разных языках. Хотя ни одна книга о лагерной системе не может затмить «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, безусловно, найдется место для всесторонней и популярной истории, такой как у Эпплбаум.В любом крупном книжном магазине найдутся десятки исторических работ о Холокосте — начиная с авторитетного трехтомника Рауля Хильберга «Уничтожение европейских евреев» — и гораздо меньше о том, что один из персонажей «Невежества» Милана Кундеры лукаво называет «злом номер два» двадцатого века. К Холокосту подходили с самых разных точек зрения научных исследований и на столь многих художественных уровнях — от Анны Франк до Примо Леви, от Клода Ланцмана до Стивена Спилберга, — что невозможно сослаться на незнание, кроме как умышленно.Литература ГУЛАГа хоть и богата, но гораздо менее известна публике. Опрос, подобный опросу Эпплбаума, приветствуется.

Концлагерь, как термин и понятие, имеет сложное начало. Впервые он использовался для обозначения формы заключения, когда испанские военные во время кубинского восстания, американцы на Филиппинах и британцы во время англо-бурской войны создали так называемые «концентрационные лагеря». Эти лагеря были суровыми местами, где погибло много узников, но они не стали внушать того ужаса, который вскоре принесет «концлагерь».

Ленин и Троцкий начали использовать термин kontslager в 1918 году, во время гражданской войны, когда Троцкий инициировал строительство лагерей для размещения чешских солдат, сражающихся с большевистскими силами в Сибири, а Ленин призывал к их использованию для изоляции кулаков , более богатых фермеров наемными руками. Постановление о красном терроре, изданное позднее в том же году, предусматривало «защиту Советской республики от классовых врагов путем их изоляции в концентрационных лагерях». Идея заключалась в том, чтобы отделить, подавить или уничтожить «категории лиц» — священников, помещиков и других «врагов революции» — и начать создавать резерв рабского труда. Строительство началось в 1919 году. К концу 1920 года в Советской России было 84 лагеря, в которых содержалось около 50 тысяч заключенных; за три года количество лагерей увеличилось в четыре раза.

Советы делали все возможное, чтобы скрыть подробности и статистику своей зарождающейся системы ГУЛАГа, но лагеря вряд ли были неизвестны за границей. На самом деле, они привлекли поклонников. В марте 1921 года молодой немецкий политик опубликовал в фашистской газете Völkischer Beobachter статью, в которой говорилось: «Еврейское разложение нашего народа можно предотвратить, если необходимо, заключая его подстрекателей в концентрационные лагеря.Автором, конечно же, был Адольф Гитлер. Девять месяцев спустя, выступая в Национальном клубе в Берлине, Гитлер сказал, что если ему посчастливится прийти к власти, он построит такие лагеря. (В этом он мог рассчитывать на опытную помощь. Герман Геринг, руководивший строительством первых нацистских лагерей, был сыном доктора Генриха Геринга, строившего трудовые лагеря на юге Африки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts