Сообщение древнерусская литература: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА • Большая российская энциклопедия

Разное

Древняя русская литература

Древнерусская литература

Русская литература — великая литература, корнями уходящая в глубину веков. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души русского народа.

Определение 1

Русская литература — все литературные произведения, написанные на древнерусском и русском языках.

Как и любая национальная литература, литература России является уникальной.

Самым ранним периодом развития русской литературы является древнерусская литература. К ней относятся произведения, написанные на древнерусском языке в период с XI по XVII век.

До XI века все произведения русского народного творчества имели фольклорный характер и передавали из уст в уста. Практически ни одно из них не было записано, хотя в то время на Руси уже существовала простейшая письменность.

Непосредственным толчком к развитию древнерусской литературы стало распространение письменности, созданной Кириллом и Мефодием — глаголицы, а затем и кириллицы. На популяризацию же письменности особое влияние оказало распространение на Руси христианства.

Замечание 1

Очень малая часть населения Древней Руси была грамотна и умела читать и писать.

Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла. Библиотеки, в которых хранились единственные экземпляры той или иной книги, часто страдали во время нападения врагов или городских пожаров.

Вплоть до произошедшего в XV веке изобретения книгопечатания все литературные источники были рукописными. Книги писались и переписывались обученными грамотами монахами. При многих церквях состояли целые объединения специально обученных переписчиков, задачей которых было создание копий книг, ведение летописей и перевод иностранных произведений.

Авторами произведений русской литературы в основном были монахи и священники.

На первых порах древнерусская литература состояла в основном из переводов византийских и других зарубежных текстов. Произведения, созданные русскими авторами, опирались на выведенные их заграничными предшественниками каноны и законы, из-за чего с самого момента своего зарождения показывали высокий литературный уровень.

Мировоззрение древнерусской литературы

Древнерусская литература обладает своими уникальными чертами и своей отдельной системой ценностей.

Огромное влияние на формирование и развитие древнерусской литературы оказывало принятое Русью христианство. Тексты часто основывались на библейских и евангельских сюжетах, изображали жизни святых, проповедовали высокие христианские ценности.

Для древнерусских авторов очень важна была историчность произведений. Реально произошедшие события и факты из жизни князей и святых передавались с максимальной точностью. Это не даёт основания считать древнерусскую литературу исторической литературой, однако даёт нам понять, что изображаемые на страницах житий и летописей события имели место быть в реальной жизни.

Замечание 2

Многие из дошедших до нас произведений древнерусской литературы описывают важные исторические события, например, татаро-монгольское иго или перемены в политике Руси в годы правления Ивана Грозного.

Далеко не все дошедшие до нас произведения древнерусской литературы имеют автора. Это напрямую связано с религиозными взглядами писателей того времени. Талант считался даром Божьим, и присваивать себе произведения, написанные с помощью этого таланта, считалось едва ли не богохульством. Поэтому многие ранние произведения остались анонимными. Чем ближе литература подходила к XVII веку, тем меньше принцип анонимности соблюдался.

Жанры древнерусской литературы

Как и в любой другой, в древнерусской литературе с течением времени сформировались определённые литературные жанры.

Определение 2

Литературный жанр — исторически сложившаяся совокупность литературных произведений, объединённых по сходству формальных и содержательных свойств.

Многие жанры были позаимствованы у литератур соседних государств.

В литературе Древней Руси господствовали следующие жанры:

  1. Летопись — погодовая запись исторических событий. Летописи вели при монастырях, их существовало большое количество. Пример летописи — «Повесть временных лет», написанная Нестором;
  2. Поучение — дидактический жанр; авторы поучений старались донести до своих читателей важные нравственные идеи. Отдельно выделяли торжественные поучения. Примеры поучений: «Поучение чадам своим» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Иллариона;
  3. Житие — жизнеописание людей, причисленных к сану святых. Примеры: «Житие Александра Невского», «Житие Феодосия Печерского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Юлиании Лазаревской». Примером княжеского жития является «Слово о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского»;
  4. Хождение — описание путешествий. Чаще всего это были хождения к святым местам, как, например, в «Хождение игумена Даниила» и «Хождение за три моря»;
  5. Воинская повесть — произведение, описывающее военные события и воинские подвиги. К воинским повестям относится «Слово о полку Игореве», «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»;
  6. Повесть — уникальный жанр, свойственный русской литературе. Этому жанру относятся «Повесть о Петре и Февронии».

В литературе XVII века также появились пьесы — комедии, трагедии и драмы. Например, «Юдифь» и «Комедия притча о блудном сыне».

Все жанры древнерусской литературы были строго канонизированы. Произведения писались по установленной структуре, отклоняться от которой не полагалось. К примеру, в любом житие должны были быть описаны детство героя, его прижизненные подвиги и посмертные чудеса.

Проблемы древнерусской литературы

Для древнерусской литературы была характерна острая социальная тематика. Древнерусские авторы, как и их более поздние последователи, использовали литературу не только для выражения своих творческих замыслов, но и для влияния на читателя и на общественно-политические процессы, происходящие в государстве.

Жанр поучения, особенно торжественного поучения, например, был создан для того, чтобы с его помощью обращаться к народу. Тексты поучений строились так, чтобы их можно было торжественно читать вслух в церквях.

Одной из самых ярких тем, звучащих в древнерусской литературе, является тема объединения русских земель. Писатели критиковали нежелание князей встать плечом к плечу против общего врага. Эта тема поднимается в «Слове о полку Игореве», где автор неодобрительно относится к неблагоразумию молодых князей, и в «Задонщине», произведении, посвященном описанию событий, которые привели к победе над татаро-монгольским игом, воцарившимся на Руси из-за разрозненности земель.

Замечание 3

Поскольку произведения часто писались священнослужителями, во многих их них поднимались темы соблюдения религиозных заветов. Критиковались «притворные праведники».

Восхвалялись же, наоборот, положительные образы. Герои житий всегда были идеализированными. Это были образы неизменно смиренных и добродетельных святых и мудрых, справедливых и храбрых князей. Литература преследовала цель показать их верность священным заветам, создав образы, достойные подражания.

Простому человеку, крестьянину или горожанину, внимания в литературе не уделялось вплоть до XVII века.

Реферат на тему: Древнерусская литература

Содержание:

  1. Введение
  2. Появление русской литературы
  3. Жанры литературы Древней Руси
  4. Заключение
  5. Список литературы
Тип работы:Реферат
Дата добавления:21. 01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Введение

В многовековой литературе Старой Руси есть своя классика, есть произведения, которые по праву можно назвать классическими, которые прекрасно представляют литературу Старой Руси и известны во всем мире. Чтобы знать их, каждый образованный русский человек должен.

Древняя Русь в традиционном понимании этого слова, включающего в себя страну и ее историю от X до XVII веков, имела большую культуру. Эта культура, непосредственный предшественник новой русской культуры XVIII-XX веков, тем не менее, имела свои собственные явления, характерные только для нее.

Древняя Россия славится во всем мире своей живописью и архитектурой. Но не только из-за этих «молчаливых» искусств примечательно, что позволило некоторым западным ученым назвать культуру Древней Руси культурой великого молчания. В последнее время началось возрождение древнерусской музыки и, в более медленном темпе, гораздо более сложного искусства — искусства слова, литературы.

Поэтому «Слово закона и милости» Илариона, «Положение полка Игоря», «Путешествие через три моря» Афанасия Никитина, произведения Ивана Грозного, «Жизнь протопопа Аввакума» и многие другие переведены на многие иностранные языки.

Ознакомившись с литературными памятниками Древней Руси, современный человек легко замечает их отличия от произведений современной литературы:

  • это и отсутствие детального развития персонажа,
  • это и отсутствие детализации в описании внешнего вида персонажей, их окружения, пейзажа,
  • это и психологически немотивированных действий, и «безликость» реплик, которые можно перенести на любого персонажа в произведении, так как они не отражают личность говорящего, это и «неискренность» монологов с обилием традиционных «общих мест» — абстрактных аргументов по богословским или моральным вопросам, с излишней патетичностью или экспрессионизмом.

Проще всего было бы объяснить эти особенности студенческим характером древнерусской литературы и увидеть их только в результате того, что средневековые писатели еще не овладели «механизмом» сюжетного построения, который сегодня каждый писатель и читатель знает в общих чертах.

Все это правда только до определенного момента. Литература постоянно развивается. Расширяет и обогащает арсенал художественных приемов. Каждый писатель основывает свое творчество на опыте и достижениях своих предшественников.

Появление русской литературы

Литература появилась на Руси одновременно с принятием христианства. Но интенсивность его развития бесспорно свидетельствует о том, что и христианизация страны, и появление письменности определялись в первую очередь государственными потребностями. Русь приняла христианство и в то же время получила собственную письменность и литературу.

Перед древнерусскими книжниками стояла непростая задача: они должны были как можно быстрее обеспечить церкви и монастыри на Руси книгами, необходимыми для богослужения. Они должны были познакомить новообращенных христиан с христианскими догмами, с основами христианской морали, с христианской историографией в самом широком смысле этого слова: с историей мироздания, народов и государств, с историей Церкви, и, наконец, с историей жизни христианских отшельников.

Таким образом, уже в первые два столетия своей письменности древнерусские книжники познакомились со всеми основными жанрами и главными памятниками византийской литературы.

Необходимо было рассказать, как устроен мир с христианской точки зрения, объяснить смысл рациональной и мудрой «упорядоченной Богом» природы. Одним словом, возникла острая потребность в литературе, посвященной сложнейшим философским вопросам.

Книги, привезенные из Болгарии, не могли удовлетворить все многообразные потребности молодого христианского государства, поэтому необходимо было перевести, переписать и умножить произведения христианской литературы. Вся энергия, вся сила, всё время Древнерусских книжников была поначалу поглощена в выполнении этих первостепенных задач.

Процесс письма был утомительным, материал для письма (пергамент) был дорогим и делал каждый лист книги трудоёмким и придавал ему особую ценность и значимость. Литература воспринималась как нечто очень важное и серьезное, призванное удовлетворить самые высокие духовные потребности.

Надо было писать во всех сферах государственной и общественной жизни, в межгосударственных и международных отношениях, в юридической практике. Появление письменности стимулировало работу переводчиков и переписчиков, и главной задачей было создание возможностей для появления оригинальной литературы, которая служила бы как нуждам и потребностям Церкви (проповеди, торжественные слова, жизнеописание), так и чисто светской (летописи).

Однако вполне естественно, что в сознании древнерусского народа того времени христианизация и появление письменности (литературы) рассматривались как единый процесс.

В статье 988 древнейшей русской летописи — «Повести временных лет» — сразу после известия о принятии христианства говорится, что киевский князь Владимир, «послав, нача поимати у нарочитые чади [у знатных людей] дети, и даяти нача на ученье книжное».

В пункте 1037, описывая деятельность сына Владимира, князя Ярослава, летописец отмечает, что он «книгам прилежа, и почитая е [читая их], часто в нощи и в дне. И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо [переводя с греческого языка]. И списаша книгы многы, имиже поучащеся вернии людье наслажаются ученья божественаго». Далее Летописец восхваляет книги оригинальным образом: «Велика бо бываеть полза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью [книги наставляют и учат нас покаянию], мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходища [источники] мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».

Этими словами летописец воспроизводит первую статью из одного из древнейших древнерусских сборников — «Изборника 1076 года»; в ней утверждается, что точно так же, как корабль не может быть построен без гвоздей, так и невозможно стать праведником, если не читать книг, дается совет читать медленно и вдумчиво: не пытаться быстро прочитать до конца главы, а подумать над тем, что прочитал, прочитать одну и ту же главу три раза, пока не поймёшь её смысл.

Если познакомиться с древнерусскими рукописями XI-XIV вв. и выявить источники, которыми пользовались русские писатели — летописцы, жития (агиографы), писатели торжественных слов или проповедей, то мы убедимся, что в летописях мы видим не только абстрактные заявления о пользе образования; в X — первой половине XI вв. на Руси была проделана огромная работа: огромная литература была скопирована с болгарских оригиналов или переведена с греческого языка.

Древнерусская литература может рассматриваться как литература с темой и сюжетом. Эта тема — всемирная история, и эта тема — смысл человеческой жизни.

Не то чтобы все произведения посвящены всемирной истории (хотя их много): дело не в этом! Каждая работа в той или иной степени находит свое географическое место и хронологическую веху в мировой истории. Все работы могут быть выстроены в порядке событий, которые произошли: Мы всегда знаем, к какому историческому периоду они относятся авторами.

Литература рассказывает, или, по крайней мере, пытается рассказать не о вымышленных вещах, а о реальных вещах. Таким образом, реальная — всемирная история, реальное географическое пространство — соединяет все отдельные произведения.

Действительно, вымысел в древнерусских произведениях замаскирован истиной. Открытая фантастика не разрешена. Все произведения посвящены событиям, которые были, сделаны или, хотя и не были сделаны, но всерьез считаются сделанными. Древнерусская литература вплоть до XVII века не знает или почти не знает условных знаков. Имена актеров исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, Стефан Пермский….. Таким образом, древнерусская литература рассказывает в основном о тех людях, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраам Смоленский.

Одна из самых известных книг Древней Руси — «Шеводня Иоанна Экзарха Болгарского». Эта книга рассказывает о мире, расставляя по порядку библейскую легенду о сотворении мира за шесть дней.

В первый день сотворен свет; во второй день сотворено видимое небо и воды; в третий день сотворено море, реки, источники и семена; в четвертый день сотворены солнце, луна и звезды; в пятый день сотворены рыбы, ползучие предметы и птицы; в шестой день сотворены звери и человек. Каждый из описанных дней — это гимн творению, миру, его красоте и мудрости, единству и разнообразию элементов целого.

Так же, как мы говорим об эпосе в народном искусстве, так и мы можем говорить об эпосе в древнерусской литературе. Эпопея — это не просто сумма билайн и исторических песен. Былины связаны с участком. Они рисуют для нас целую эпическую эпоху в жизни русского народа. Эпоха одновременно фантастическая и историческая. Эта эпоха — время правления Владимира Красное Солнышко.

Сюда переносится участок из многих участков, которые, очевидно, существовали раньше, а в некоторых случаях были созданы позже. Другой эпический период — время независимости Новгорода. Исторические песни привлекают нас если не одной эпохой, то хотя бы одним ходом событий: XVI и XVII веками в основном.

Древнерусская литература также является циклом. Велосипед, который во много раз превосходит фольклор. Это эпос, который рассказывает историю Вселенной и историю России.

Ни одно из произведений Древней Руси — переводное или оригинальное — не стоит в стороне. Все они дополняют друг друга в картине мира, который они создают. Каждая история является самостоятельным целым, и в то же время она связана с другими. Это всего лишь одна глава в истории мира. Даже такие произведения, как переведенная сказка «Стефанит и Игнилат» (древнерусская версия сказки «Калила и Димна») или «Сказка о Дракуле», написанная на основе устных сказок анекдотичного характера, включены в сборники и не встречаются в отдельных списках. В отдельных рукописях они появляются только в более поздней традиции в семнадцатом и восемнадцатом веках.

Это своего рода непрерывная циклизация. В летопись вошли даже записи тверского купца Афанасия Никитина о его «путешествии через три моря». Эти записи становятся историческим произведением — повествованием о событиях путешествия в Индию. Такая судьба не редкость для литературных произведений Древней Руси: многие из историй в конце концов начинают восприниматься как исторические, как документы или повествования о русской истории: будь то проповедь игумена Выдубецкого монастыря Моисея, рассказывающего о строительстве монастырской стены, или о жизни святого.

Работы были основаны на «принципе анфилады». На протяжении веков жития расширялась за счет поклонения святому и описания его посмертных чудес. Она может вырасти с некоторыми дополнительными историями о святом. Несколько житий одного и того же святого могут быть объединены в новое, единое произведение. Новая информация может быть добавлена в Анналы. Конец летописи отошел назад, как бы продолжившись дополнительными записями о новых событиях (летопись росла вместе с историей).

Отдельные ежегодные статьи Хроники могут быть дополнены новыми сведениями из других хроник, в них могут содержаться новые работы. Хронографы и исторические проповеди также были дополнены таким образом. Коллекции слов и проповедей росли. Поэтому в древнерусской литературе так много великих произведений, объединяющих отдельные повествования в общий «эпос» о мире и его истории.

Обстоятельства появления древнерусской литературы, её место и функции в жизни общества привели к возникновению системы её самобытных жанров, то есть тех жанров, в рамках которых началось развитие самобытной русской литературы.

В начале, как выразительно определил Д. С. Лихачев, это была литература с «одной темой и одним предметом». Эта тема — всемирная история, а эта тема — смысл человеческой жизни. И действительно, этой теме и сюжету были посвящены все жанры древнерусской литературы, особенно если говорить о литературе раннего средневековья.

Жанры литературы Древней Руси

Чтобы понять своеобразие и оригинальность самобытной русской литературы, оценить мужество, с которым русские писатели создавали произведения, «стоящие вне жанровых систем», такие как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, «Молитва» Даниила Заточника и тому подобное, для всего этого нам необходимо ознакомиться хотя бы с некоторыми примерами отдельных жанров переводной литературы.

Хроника. Интерес к прошлому Вселенной, к истории других стран, к судьбам великих людей древности был удовлетворен переводами византийских хроник. Эти летописи начинались с изложения событий от сотворения мира, рассказывали библейскую историю, приводили отдельные эпизоды из истории Востока, рассказывали о походах Александра Македонского, а затем и об истории Ближнего Востока.

Чтобы перенести повествование в последние десятилетия перед началом нашей эры, летописцы вернулись и рассказали древнюю историю Рима, начиная с легендарных времен основания города. Остальную, и, как правило, большую часть хроник занимает повествование о римских и византийских императорах. Хроника завершается описанием событий, произошедших одновременно с ее составлением.

Таким образом, летописцы создавали впечатление непрерывности исторического процесса и своеобразного «чередования империй». Из переводов византийских летописей наиболее известные на Руси в XI веке получили переводы «Летописи Георга Амартола» и «Летописи Иоанна Малалы». Первое из них, вместе с продолжением, сделанным на византийской земле, перенесло повествование на середину X века, второе — на время императора Юстиниана (527-565).

Возможно, одним из определяющих признаков в написании летописей было их претензия на исчерпывающую полноту династического ряда. Эта особенность характерна для библейских книг (где следуют длинные списки генеалогий), средневековых летописей и исторических эпосов.

«Александрия». Роман об Александре Македонском, названный «Александрия», был очень популярен в Древней Руси. Это было не исторически точное описание жизни и поступков знаменитого полководца, а типичный эллинистический приключенческий роман.

В «Александрии» мы также встречаем резкие сюжетные (а также псевдо-исторические) столкновения. «Александрия» является составной частью всех древнерусских летописей; от издания к изданию усиливается авантюрная и фантастическая тема, что еще раз свидетельствует об интересе к повествованию и развлечению, а не к историческому аспекту этого произведения.

«Жизнь Евстафия Плакиса». В духе историзма, обращаясь к идеологическим проблемам древнерусской литературы, не было места открытой литературной фантастике (чудесам «Александрии» читателей явно доверяли — ведь все это произошло давно и где-то в неведомых краях, на краю света!), бытовой повести или роману о частной жизни частного лица. Как ни странно, на первый взгляд, потребность в таких рассказах в какой-то степени удовлетворялась такими авторитетными жанрами, тесно связанными с религиозными вопросами, как жизнеописания святых, патерики, апокрифы.

Исследователи давно отмечают, что длительные византийские жития святых в некоторых случаях сильно напоминают романтику античности: внезапные изменения в жизни персонажей, воображаемая смерть, узнавание и встречи после многих лет разлуки, нападения пиратов или хищников — все эти традиционные мотивы приключенческого романа странным образом сочетаются в некоторых житиях с идеей прославления аскета или мученика за христианскую веру. Характерным примером такой житийности является Vita Eustathius Plakida, которая была переведена еще на Киевской Руси.

Апокрифы. Древнерусских писателей, с древнейших времен истории русской литературы, постоянно интересовали апокрифы — предания о библейских деятелях, не вошедшие в канонические (признанные Церковью) библейские книги, размышления на темы, волновавшие средневековых читателей: борьба в мире добра и зла, окончательная судьба человечества, описание неба и ада или неведомых земель «на краю света».

Большинство апокрифов были увлекательными повествованиями, которые захватывали воображение читателей либо незнакомыми мирскими подробностями жизни Христа, апостолов и пророков, либо чудесами и фантастическими видениями. Церковь пыталась бороться с апокрифической литературой. Были составлены специальные списки запрещенных книг, т.е. указатели. 

Но средневековые цензоры расходились во мнениях о том, какие произведения определённо были «запрещёнными книгами», т.е. не предназначенными для чтения истинными христианами, а лишь апокрифическими (буквально, апокрифическими, тайными, сокрытыми, т.е. предназначенными для читателя, разбирающегося в богословских вопросах).

Справочники различались по составу. В сборниках, некоторые из которых очень авторитетные, мы находим апокрифические тексты наряду с каноническими библейскими книгами и житиями. Иногда, однако, фанатики благочестия догоняют их: В некоторых сборниках вырываются страницы, содержащие тексты апокрифов, или их текст вычеркивается. Тем не менее апокрифических сочинений было очень много, и они переписывались снова и снова на протяжении многовековой истории древнерусской литературы.

Патристика. В древнерусской переводческой литературе важное место занимали патристические труды тех римских и византийских богословов III-VII веков, которые пользовались особым авторитетом в христианском мире и почитались как «Отцы Церкви»: Иоанн Златоуст, святой Василий Великий, Григорий Назианцин, Афанасий Александрийский и другие.

Их труды объясняли догмы христианской религии, толковали Священное Писание, утверждали христианские добродетели и обличали грехи, поднимали различные философские вопросы. В то же время произведения как доктрины, так и торжественного красноречия имели значительную эстетическую ценность.

Писатели торжественных слов, предназначенных для провозглашения на церковном богослужении, были искусны в создании атмосферы праздничного экстаза или трепета, который верующие обязательно должны были ощущать, когда вспоминали о событии в церковной истории, которое праздновалось. Они владели искусством риторики, унаследованным византийскими писателями от древности: не случайно многие византийские богословы учились под языческие риторики.

Иоанн Златоуст (умер в 407 г.) был особенно известен на Руси, и целые сборники слов, принадлежащих ему или приписываемых ему, были составлены под именами «Златоуст» или «Златоуст».

Особенно красочный и насыщенный трофейным языком литургические книги. Вот несколько примеров. В минианских службах XI века (собрание месс в честь святых, составленное по дням их почитания) можно прочесть: «Ты принес колючку задумчивой лозы, бросил ее в печь мучений, вылил для нас вино примирения». Буквальный перевод этой фразы разрушил бы художественную картину, поэтому мы иллюстрируем только суть метафоры.

Святого сравнивают со спелым виноградом, но подчеркивают, что это не настоящий виноград, а духовная («душевная») виноградная лоза; замученного святого сравнивают с виноградом, выжатым в «сите» (яме, чане) для «выливания» сока для виноделия; замученных святых «выливают» «вино чувств» — ощущение благочестия и сострадания.

Еще несколько метафорических изображений из тех же служебных шахт 11 века. Следующие образы также являются метафорическими: «Из глубины нечестия, как орел, парящий высоко, высота добродетели славно взлетела, Матфей Чудесный! «Склони луки и стрелы твои молитвенные и заклани змея свирепого, змея жуткий, благословенна ты, избавив святое стадо от той беды»; «Чудесное море многобожия штормом возвышающегося божественного правительства, ты славно прошел, прибежище спокойствия для всех погибающих». «Молитвенные луки и стрелы», «шторм многобожия», создающий волны на «восхитительном [коварном, обманчивом] море» тщеславия, — все это метафоры, предназначенные для читателя, обладающего развитым чувством слова и сложным образным мышлением и хорошо знакомого с традиционной христианской символикой.

И как можно судить по оригинальным работам русских авторов — летописцев, житийцев, создателей проповедей и торжественных слов — это высокое искусство было в полной мере воспринято ими и реализовано в их творчестве.

Говоря о системе жанров древнерусской литературы, необходимо отметить еще одно важное обстоятельство: Эта литература позволяла долгое время, вплоть до XVII в. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, странах, народах, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже когда они передавали откровенные чудеса, они верили, что могут быть, что есть фантастические существа, населяющие неизвестные земли, через которые прошел Александр Македонский со своими войсками, что во тьме пещер и клеток святым отшельникам явились демоны, иногда соблазняя их в образах блудниц, иногда пугая их под видом зверей и чудовищ.

Рассказывая об исторических событиях, древнерусские авторы могли сообщить разные, порой взаимоисключающие версии: одни говорят, так будет летописец или летописец, другие — разные. Но в их глазах это было лишь незнание информаторов, как бы обманом от невежества, но мысль о том, что ту или иную версию можно просто придумать, сочинить и, прежде всего, сочинить с чисто литературной целью, — такая мысль, по-видимому, не казалась правдоподобной писателям старшего возраста.

Это непризнание литературной фантастики, в свою очередь, определило и систему жанров, круг тем и сюжетов, которые могли бы быть посвящены литературному произведению. Вымышленный герой пришел в русскую литературу сравнительно поздно — не ранее пятнадцатого века, хотя и тогда он долгое время выдавал себя за героя какой-то далекой земли или древности.

Фрэнк-фантастика допускалась только в одном жанре — жанре извинений или притчи. Это была миниатюрная история, в которой каждый из персонажей и весь сюжет существовали только для того, чтобы наглядно проиллюстрировать идею. Это была история — легенда, и в ней лежало ее значение.

В древнерусской литературе, не знавшей художественной литературы, исторической в большом и малом, мир воспринимался как нечто вечное и общечеловеческое, где события и действия людей определялись системой мироздания, где силы добра и зла сражались вечно, мир, история которого была хорошо известна (для каждого события, упомянутого в летописи, имелась точная дата — время, прошедшее с момента «сотворения мира»! ) и даже будущее было предопределено: Были распространены пророчества о конце света, «втором пришествии» Христа и Страшном суде, ожидающем всех людей на земле.

Это общее мировоззренческое утверждение не могло не повлиять на желание подчинить представление самого мира определенным принципам и правилам, которые бы раз и навсегда определили, что и как должно быть представлено.

Древнерусская литература, как и другие средневековые христианские литературы, подчинялась особой литературно-эстетической регламентации — так называемому литературному этикету.

Заключение

Таким образом, основными произведениями памятников древнерусской литературы являются религиозно-просветительские композиции, жизнеописания святых и литургические песнопения. Древнерусская литература была создана в XI веке. Один из первых памятников — «Слово о законе и милости» киевского митрополита Илариона — был создан в 30-40-х годах XI века. XVII век — последний век древнерусской литературы. В это время традиционный древнерусский литературный канон постепенно разрушается, рождаются новые жанры, новые представления о человеке и мире.

Литература относится к произведениям древнерусских писателей и текстам авторов XVIII века. Век, а также произведения русской классики прошлого века и произведения современных писателей. Безусловно, различия между литературой XVIII, XIX и XX веков очевидны. Но вся русская литература последних трех столетий совсем не похожа на памятники древнерусского литературного искусства. Но именно по сравнению с ними он показывает много сходства.

Культурный горизонт мира постоянно расширяется. Сейчас, в ХХ веке, мы понимаем и ценим в прошлом не только классическую античность. Мало того, что шестнадцатый век казался варварским и «готическим» (изначальное значение этого слова было «варварским»), византийская музыка и иконопись, африканская скульптура, эллинистический романтизм, портрет Файюма, персидская миниатюра, искусство инков и многое, многое другое стали частью культурного багажа человечества. Человечество освобождается от «евроцентризма» и эгоцентричного внимания к настоящему.

Более глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны. Единство мира становится все более ощутимым. Разрывы между культурами сокращаются, и становится все меньше места для национальной вражды и тупого шовинизма. Это величайшая заслуга самих гуманитарных наук и искусств, заслуга, которая будет полностью реализована только в будущем.

Одной из самых актуальных задач является введение памятников словесного искусства Древней Руси в круг чтения и понимания современного читателя. Словоискусство органично связано с изобразительным искусством, архитектурой, музыкой, и не может быть истинного понимания одного без понимания всех других сфер художественного творчества Древней Руси.

В великой и самобытной культуре Древней Руси тесно переплетены изобразительное искусство и литература, гуманистическая культура и материал, обширные международные связи и резко выраженная национальная самобытность.

Список литературы

  1. Адрианова-Перетц В. П. Человек в учительной литературе Древней Руси. — ТОДРЛ. Л., 1973, т. XXVII.
  2. Казанская история: Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. — М., 1986.
  3. Кожинов В. В. История Руси и Русского слова. — М. : Алгоритм, 1998.
  4. Литература древней Руси. / Автор-составитель И. В. Силантьев. — М. : Мнемозина, 1999 (Калининград: Янтарный сказ, ГИПП). — 96 с.
  5. Лихачев В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. — Л., 1972.
  6. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л. : Худож. лит., 1988.
  7. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. — Л., 1973.
  8. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. — Л., 1974.
  9. Лихачев Д. С. Текстология. На материале русской литературы X-XVII вв. — М. -Л., 1963; Текстология. Краткий очерк. М. -Л., 1965.
  10. Лихачев Д. С. У предыстоков реализма русской литературы. — Л. : Вопросы литературы, 1956, № 1.
  11. Любимов Л. Искусство древней Руси. — М. : 1997.

Россия — Литература

Россия Содержание

В ходе тысячелетней истории России русская литература
занимает уникальное место в культуре, политике и
Языковая эволюция русского народа. В современную эпоху,
литература была ареной бурного обсуждения практически всех
аспекты русской жизни, в том числе то место, которое занимает сама литература.
должно занимать в этой жизни. В процессе он произвел богатый и
разнообразный фонд художественных достижений.

Начало

Впервые литература появилась у восточных славян после
Христианизация Киевской Руси в десятом веке (см. Золотой век
Киева, гл. 1). Важнейшими событиями в этом процессе стали разработки
кириллический (см. Глоссарий) алфавит около 863 г. н.э. и развитие
старославянского как богослужебного языка славян.
Наличие богослужебных произведений на народном языке
преимущество, которого не было в Западной Европе, — заставило русскую литературу
быстро развиваться. На протяжении шестнадцатого века большинство литературных произведений
религиозные темы или были созданы религиозными деятелями. Среди
примечательные произведения одиннадцатого-четырнадцатого веков — это Первичный
Хроника
, сборник исторических и легендарных событий, «Слово о ».
Похода Игорева
, светского эпоса о битвах с
тюркских печенегов и Задонщина , эпическая поэма о
поражение монголов в 1380 году. Работы в светских жанрах, таких как
сатирическая сказка стала появляться в шестнадцатом веке, а византийская
литературные традиции начали угасать с приходом русского просторечия.
ощущались более широкое использование и влияние Запада.

Написанное в 1670 году Житие протоиерея Аввакума является
новаторская реалистическая автобиография, избегающая цветистого церковного стиля
в пользу родного русского языка. Несколько новелл и сатир
семнадцатого века также свободно использовал просторечный русский язык. Первый
Русский поэтический стих был написан в начале XVII века.

Петр и Екатерина

Восемнадцатый век, особенно царствование Петра Великого
и Екатерина Великая (годы правления 1762-96), был периодом сильного западного
культурное влияние. Некоторое время в русской литературе господствовали европейские
классицизма, прежде чем перейти к столь же подражательному сентиментализму
1780. Светские прозаические сказки — многие плутовские или сатирические — выросли в
популярность у среднего и низшего сословия, как читала дворянство
в основном литература из Западной Европы. Петровская секуляризация
Русская православная церковь решительно сломила влияние религиозной
темы по литературе. Средний период восемнадцатого века
(1725-62) господствовали стилистические и жанровые новации четырех
писатели: Антиох Кантемир, Василий Тредиаковский, Михаил Ломоносов и др.
Александр Сумароков. Их работа стала еще одним шагом в привлечении западных
литературных концепций в Россию.

При Екатерине сатирический журнал был заимствован из Британии, а
Гавриил Державин ускорил эволюцию русской поэзии. Денис
Фонвизин, Яков Княжнин, Александр Радищев и Николай Карамзин
написал спорные и новаторские драматические и прозаические произведения, которые принесли
Русская литература приближается к своей роли искусства в девятнадцатом веке.
обильно снабжены социальными и политическими комментариями (см. Imperial
Расширение и созревание: Екатерина II, гл. 1). Пышный, сентиментальный
язык сказки Карамзина Бедная Лиза отправилась в сорокалетний
полемика, противопоставляющая сторонников инноваций
«чистота» литературным языком.

Девятнадцатый век

К 1800 году в русской литературе сложилась традиция
представляющие проблемы реальной жизни, и его восемнадцатого века
практикующие обогатили его язык новыми элементами. На этом
Затем последовал блестящий век литературной деятельности.

Русская литература девятнадцатого века давала близкую по духу
средство для обсуждения политических и социальных вопросов, прямое
презентация подверглась цензуре. Прозаики этого периода разделяли
важные качества: внимание к реалистичным, подробным описаниям
повседневная русская жизнь; снятие табу на описание
вульгарная, неприглядная сторона жизни; и сатирическое отношение к
посредственность и рутина. Все эти элементы были сформулированы в первую очередь
в формах романа и рассказа, заимствованных из Западной Европы, но
поэты девятнадцатого века также создали произведения непреходящей ценности.

Эпоха реализма, обычно считающаяся кульминацией
литературный синтез предыдущих поколений начался примерно в 1850 году.
писатели того периода были в большом долгу перед четырьмя людьми предыдущего
поколение: писатели Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и
Николай Гоголь и критик Виссарион Белинский, каждый из которых
внес вклад в новые стандарты языка, предмета, формы и
приемы повествования. Пушкин признан величайшим русским
поэт, а критик Белинский был «покровителем»
последовавшие за ним влиятельные писатели «социального послания» и критики.
Лермонтов внес новшества как в поэтические, так и в прозаические жанры.
Гоголь считается основоположником современной реалистической русской прозы.
хотя большая часть его работ содержит сильные элементы фэнтези. Богатый
язык Гоголя сильно отличался от прямого, скудного лексикона
Пушкин; каждый из двух подходов к языку художественной прозы
был принят значительными писателями более поздних поколений.

К середине столетия разгорелись жаркие споры о целесообразности
социальных вопросов в литературе. Дискуссия заполнила страницы журнала.
«толстые журналы» того времени, остававшиеся самыми плодотворными
сайт литературных дискуссий и инноваций 1990-х годов; следы от
дебаты появились на страницах большей части лучшей литературы России, как
Что ж. Самыми выдающимися сторонниками социального комментария были Николай
Чернышевский и Николай Добролюбов, критики, писавшие для толстых
журнал «Современник » («Современник») конца 1850-х гг.
начало 1860-х годов.

Лучшими прозаиками эпохи реализма были Иван Тургенев,
Федор Достоевский и Лев Толстой. Благодаря неизменному качеству
их сочетание чистой литературы с вечным философским
вопросы, последние два признаны лучшими прозаиками России;
Романы Достоевского Преступление и наказание и Братья
Карамазова
, как и романы Толстого Война и мир и Анна
Каренина
, являются классикой мировой литературы.

Другими выдающимися писателями эпохи реализма были драматург
Александр Островский, писатель Иван Гончаров и проза
новатор Николай Лесков, все они так или иначе принимали непосредственное участие
с дебатами по социальным комментариям. Наиболее известные поэты г.
середине века были Афанасий Фет и Федор Тютчев.

Важный инструмент для авторов социальных комментариев под строгим
царская цензура была приемом, называемым эзопическим языком, — разновидностью
языковые приемы, аллюзии и искажения, понятные человеку.
настроенный читатель, но сбивающий с толку цензоров. Лучший практик этого
стиля был Михаил Салтыков-Щедрин, прозаик-сатирик, который вместе с
поэт Николай Некрасов, считался лидером литературных левых
крыло во второй половине века.

Крупнейший литературный деятель последнего десятилетия XIX в.
века был Антон Чехов, писавший в двух жанрах: рассказ и
драма. Чехов был реалистом, исследовавшим слабости людей.
а не общество в целом. Его пьесы Вишневый сад ,
Чайка
и Три сестры продолжают исполняться
Мировой.

В 1890-е годы русская поэзия была возрождена и основательно переработана
новой группы, символистов, наиболее ярким представителем которых был
Александр Блок. добавились еще две группы, футуристы и акмеисты.
Новые поэтические принципы в начале ХХ века. Ведущий
фигурой первого был Владимир Маяковский, второго — Анна
Ахматова. Главными прозаиками того времени были реалисты.
писатели Леонид Андреев, Иван Бунин, Максим Горький, Владимир Короленко,
и Александр Куприн. Горький стал литературным лидером
большевиков и советских режимов 1920-е и 1930-е годы; вскоре
после большевистской революции Бунин и Куприн эмигрировали в Париж. В
1933 Бунин стал первым русским, получившим Нобелевскую премию за
Литература.

Советский период и после

Период сразу после большевистской революции был одним из
литературные эксперименты и появление многочисленных литературных групп.
Большая часть художественной литературы 1920-х годов описывала Гражданскую войну или борьбу
между старой и новой Россией. Лучшие прозаики 19 века.20-е были
Исаак Бабель, Михаил Булгаков, Вениамин Каверин, Леонид Леонов, Юрий
Олеша, Борис Пильняк, Евгений Замятин и Михаил Зощенко.
доминирующими поэтами были Ахматова, Осип Мандельштам, Маяковский,
Пастернак, Марина Цветаева и Сергей Есенин. Но при Сталине
литература чувствовала те же ограничения, что и все остальное российское общество.
После прихода к власти группы «пролетарских писателей».
в начале 1930-х годов ЦК коммунистической партии заставил всех
писателей-фантастов в Союз советских писателей в 1934. Союз тогда
установила эталон «соцреализма» для советского
литературы, и многие из писателей в России замолчали или эмигрировали
(см. Мобилизация общества, гл. 2). Несколько прозаиков в адаптации
описывая нравственные проблемы в новом советском государстве, но сцена была
преобладают шаблонные произведения минимальной литературной ценности, такие как Николай
Островского «Как закалялась сталь » и « Танкер» Юрия Крымова.
Дербент
. Уникальным произведением 1930-х годов стал роман «Гражданская война ».
«Тихий Дон
», за который его автор Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию.
Премия по литературе 1965 года, хотя авторство Шолохова
оспаривается некоторыми экспертами. Строгий контроль 1930-х годов продолжался.
вплоть до «оттепели» после смерти Сталина в 1953 г., хотя
некоторые новшества допускались в прозаических произведениях периода Великой Отечественной войны.

В период с 1953 по 1991 год русская литература выпустила ряд
первоклассные художники, все еще работающие под давлением государства
цензуре и часто распространяя их работу через изощренную
подпольная система под названием самиздат (буквально самоиздание).
роман поэта Пастернака «Гражданская война», Доктор Живаго , создал
сенсацией, когда она была опубликована на Западе в 1957 году. Книга получила Нобелевскую
Премия по литературе 1958 г., но советское правительство вынудило Пастернака
отказаться от награды. Александр Солженицын, чья книга «Один день в
Жизнь Ивана Денисовича
(1962) тоже была переломным произведением, была
крупнейший русский философ-романист эпохи; он был изгнан из
Советский Союз в 1974 году и в конце концов поселился в Соединенных Штатах. В
1960-е и 1970-е годы, новое поколение сатириков и прозаиков,
таких как Фазиль Искандер, Владимир Войнович, Юрий Казаков и Владимир
Аксенов боролся с государственными ограничениями художественного самовыражения.
известные поэты Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и
Иосиф Бродский. Аксенов и Бродский эмигрировали в США,
где они оставались продуктивными. Бродский получил Нобелевскую премию за
Литература в 1987 году. Самый громкий случай литературных репрессий в
1960-е годы были временем Андрея Синявского и Юлия Даниила, иконоборцев.
писатели советского «андеграунда», чей приговор 1966 г.
каторгу за написание антисоветской пропаганды принесли
международный протест.

Еще одно поколение писателей откликнулось на либеральную атмосферу
горбачевской гласности во второй половине 1980-х, открыто
обсуждение ранее табуированных тем: эксцессов сталинской эпохи,
широкий спектр ранее непризнанных социальных болезней, таких как коррупция,
беспорядочное насилие, антисемитизм и проституция, и даже
неоспоримо положительный образ самого Владимира Ивановича Ленина. Среди лучших
этого поколения были Андрей Быков, Михаил Кураев, Валерий Попов,
Татьяна Толстая и Виктор Ерофеев — писатели не обязательно такие
талантливы, как и их предшественники, но выражают новый тип
«альтернативная фантастика». гласность период тоже видел
публикация ранее запрещенных произведений таких писателей, как
Булгаков, Солженицын и Замятин.

Начиная с 1992 года российские писатели пережили полный творческий
свободы впервые за многие десятилетия. Изменение было не совсем
однако к лучшему. Неотложная миссия русских писателей,
предоставить публике своего рода правду, которую они не могли найти в другом месте.
цензурного общества, начали исчезать уже в 1980-е, когда гласность
открыли Россию потоку информации и развлечений,
на Западе и в других местах. Самиздат был молчаливо принят Горбачевым.
режим, затем он полностью исчез, так как в стране появились частные издательства.
начало 1990-х. Традиционное особое место писателей в обществе больше не
признается большинством россиян, которые теперь читают литературу гораздо менее жадно
чем в советское время. Впервые с момента их появления
в начале 1800-х «толстые журналы» игнорируются
значительная часть интеллигенции, а в середине 1990-е несколько крупных
журналы обанкротились. В этих условиях многие русские писатели
выразили чувство глубокой утраты и разочарования.

Пользовательский поиск

Источник: Библиотека Конгресса США

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Факты и подробности

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В ходе тысячелетней истории России русская литература заняла уникальное место в культурной, политической и языковой эволюции русского народа. В Новое время литература стала ареной бурного обсуждения практически всех сторон жизни России, в том числе и того места, которое должна занимать в этой жизни сама литература. В процессе он создал богатый и разнообразный фонд художественных достижений. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

До XIX века действительно не существовало русской литературы, кроме народных сказок, легенд и народных сказок, которые русские знали и могли пересказать. Большая часть того, что описывалось как литература, была плохой имитацией стилей, популярных в Европе. Многие русские поэты сочиняли свои произведения на французском языке.

Как только они стали грамотными, чего для крестьян в основном не произошло до прихода к власти коммунистов, русские стали одними из самых заядлых читателей в мире. Писатели традиционно пользовались большим уважением. Русские чаще читают Шекспира, Диккенса и Бальзака, чем их западные коллеги. Многие думают, что русская страсть к чтению основана на том, что долгими холодными зимами иногда нечем заняться. Другие предположили, что это потому, что советское телевидение было таким плохим.

Писательница Людмила Уильцкая сказала Washington Post: «В русской литературе писатель часто является учителем». Писатель «начинает читать людям лекции о том, за кого голосовать, как готовить обед, как обходиться. Он хорошо только пишет, но традиции принуждают его к этому».

Ранняя русская литература

Впервые литература появилась у восточных славян после христианизации Киевской Руси в Х веке. Важнейшими событиями в этом процессе были разработка кириллицы около 863 г. н.э. и развитие старославянского языка как литургического языка для использования славянами. Наличие богослужебных произведений на народном языке — преимущество, отсутствующее в Западной Европе, — способствовало быстрому развитию русской литературы. [Источник: Библиотека Конгресса. 1996 *]

Русский язык возник из общего восточнославянского языка (к которому также относятся украинский и белорусский), древнерусского или старославянского, к 14 веку н.э. в Ростово-Суздакской области центральной России. Старославянский (также известный как старославянский) был первым славянским литературным языком, оказавшим влияние на развитие современных славянских языков, в том числе литературного русского. Используемый в литургиях славянских православных церквей, он стал известен как церковнославянский после двенадцатого века. Мефодий перевел всю Библию на старославянский язык в 9 в.век.

Ранняя русская литература состояла из народной поэзии, часто распространяемой бродячими бардами. Письменная литература появилась с введением христианства и кириллицы. Древнейшим произведением русской литературы является «Слово о полку Игореве», написанное в 1187 году. Речь идет о русском князе, попавшем в плен в бою, заключенном в темницу и бежавшем. Технологии Гуттенберга понадобилось более века, чтобы добраться до России, поэтому первые печатные книги появились только в 16 веке.

На протяжении шестнадцатого века большинство литературных произведений были посвящены религиозным темам или были созданы религиозными деятелями. Среди произведений XI—XIV вв. заслуживают внимания «Первая летопись» — свод исторических и легендарных событий, «Слово о полку Игореве» — светский эпос о битвах с тюрками-печенегами, «Задонщина» — эпос о разгроме монголы в 1380 году. Произведения в светских жанрах, таких как сатирическая сказка, начали появляться в шестнадцатом веке, а византийские литературные традиции начали угасать по мере того, как русский народный язык стал более широко использоваться и ощущалось западное влияние. *

Житие протоиерея Аввакума, написанное в 1670 году, представляет собой новаторскую реалистическую автобиографию, избегающую цветистого церковного стиля в пользу народного русского языка. В нескольких новеллах и сатирах XVII века также свободно использовался родной русский язык. Первые русские поэтические стихи были написаны в начале XVII века. *

Народные сказки в России

Популярны детские сказки Востока и Запада. Дети растут на сказках из «1001 ночи» и «Сказок братьев Гримм». Самыми популярными русскими народными персонажами являются Жар-птица и Баба Яга, ведьма, живущая в избушке, которая постоянно бегает на курьих ножках.

Многие русские народные сказки запечатлели как крестьянский быт, так и просторы России. Они часто содержат такие фразы, как «более трех раз по пятьдесят гор» и «пересекли три раза по пятьдесят рек». Многие рассказы также описывают красоту и свежесть весны, холод и белизну зимы и мудрость крестьян.

Сборник русских народных сказок в духе Гримма был составлен из прослушивания старинных сказок, передаваемых из поколения в поколение устно Афанасьевым в XIX веке. Пушкин также записал старинные сказки, некоторые из которых вошли в «Сказки», сборник старинных сказок в стихах. Сборники народных сказок из бывших советских республик были переведены на английский язык Портом Уилером, Чарльзом Даунингом, Артуром Рэнсомсом, Валерием Кэрриком, Джорджем и Хелен Папашвили, Бабеттой Дойч и Аврамом Ярмолинским.

Русская литература при Петре и Екатерине Великой

В 15-16 веках Россия стала подлинной нацией. В 17-м он стал более тесно контактировать с Западом. В 18 веке стала появляться первая настоящая русская литература. Первым уважаемым писателем был Михаил Ломоносов, рыбак по происхождению, получивший высшее образование и основавший первый в России университет в 1755 году. 6) был периодом сильного западного культурного влияния. Некоторое время в русской литературе доминировал европейский классицизм, прежде чем к 1780 году он перешел к столь же подражательному сентиментализму. Светские прозаические рассказы — многие плутовские или сатирические — становились все более популярными среди среднего и низшего классов, поскольку дворянство читало в основном литературу из Западной Европы. Петровская секуляризация Русской православной церкви решительно сломила влияние религиозной тематики на литературу. В середине XVIII века (1725-62) преобладают стилистические и жанровые новации четырех писателей: Антиоха Кантемира, Василия Тредиаковского, Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Их творчество стало еще одним шагом на пути распространения западных литературных концепций в России. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

При Екатерине Великой в ​​Россию были введены западные, особенно французские, философия и литература (см. Екатерина Великая в разделе История). Среди писателей, процветавших при Екатерине Великой, были Денис Фонвизин, автор комедии нравов «Недоросль»; Иван Крылов (умер в 1844 г.), очень любимый своими яркими баснями о коварных воронах и двуликих лисицах; Александр Радищев, написавший «Путешествие из Петербурга в Москву», высмеивающий коррумпированных чиновников; и Гавриил Державин, написавший «Оды», восхваляющие и высмеивающие двор Екатерины Великой.

При Екатерине сатирический журнал был заимствован из Британии, а Гавриил Державин продвинул вперед эволюцию русской поэзии. Денис Фонвизин, Яков Княжнин, Александр Радищев и Николай Карамзин написали противоречивые и новаторские драматические и прозаические произведения, которые приблизили русскую литературу к ее роли девятнадцатого века как формы искусства, щедро снабженной социальными и политическими комментариями. Пышный, сентиментальный язык повести Карамзина «Бедная Лиза» вызвал сорокалетнюю полемику между сторонниками новаторства и сторонниками «чистоты» литературного языка. *

Русская литература XVIII века

XVIII и XIX века были временем, когда в интеллектуальном мире доминировали англичане, французы и немцы, а русские искали литературу и философию, описывающие их существование и менталитет. К 1800 году русская литература имела устоявшуюся традицию изображать проблемы реальной жизни, а ее деятели восемнадцатого века обогатили ее язык новыми элементами. На этой основе последовал блестящий век литературной деятельности.

XIX век был золотым веком русской литературы. Романисты Лев Толстой, автор «Войны и мира», Федор Достоевский, написавший «Преступление и наказание», и Антон Павлович Чехов, считающийся величайшим драматургом России, являются тремя литературными фигурами, наиболее известными на Западе. Среди других известных писателей были поэт Михаил Лермонтов, а также романисты и авторы рассказов Иван Тугенев и Николай Гоголь. Самая близкая к сердцу россиян фигура — поэт Александр Пушкин.

Крупнейшей литературной фигурой последнего десятилетия XIX века был Антон Чехов, писавший в двух жанрах: рассказ и драма. Чехов был реалистом, исследовавшим слабости отдельных людей, а не общества в целом. Его пьесы «Вишневый сад», «Чайка» и «Три сестры» продолжают ставиться во всем мире. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]

Русская литература девятнадцатого века была подходящей средой для обсуждения политических и социальных вопросов, прямое изложение которых подвергалось цензуре. Прозаиков этого периода объединяли важные качества: внимание к реалистическим, подробным описаниям повседневной русской жизни; снятие табу на описание вульгарной, неприглядной стороны жизни; и сатирическое отношение к посредственности и рутине. Все эти элементы были сформулированы в основном в формах романа и рассказа, заимствованных из Западной Европы, но поэты девятнадцатого века также создали произведения непреходящей ценности. *

Эпоха реализма в России XIX века

Эпоха реализма, обычно считающаяся кульминацией литературного синтеза предыдущих поколений, началась примерно в 1850 году. Писатели того периода были в большом долгу перед четырьмя людьми предыдущего поколения: писатели Александр Пушкин, Михаил Лермонтов и Николай Гоголь, а также критик Виссарион Белинский, каждый из которых внес свой вклад в новые стандарты языка, предмета, формы и приемов повествования. Пушкин признан величайшим русским поэтом, а критик Белинский был «святым покровителем» последовавших за ним влиятельных «социальных посланий» писателей и критиков. Лермонтов внес новшества как в поэтические, так и в прозаические жанры. Гоголь считается основоположником современной реалистической русской прозы, хотя большая часть его произведений содержит сильные элементы фантазии. Богатый язык Гоголя сильно отличался от прямого, скудного лексикона Пушкина; каждый из двух подходов к языку литературной прозы был воспринят значительными писателями последующих поколений. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

К середине века разгорелись жаркие споры о целесообразности социальных вопросов в литературе. Дебаты заполнили страницы «толстых журналов» того времени, которые оставались самым плодотворным местом для литературных дискуссий и инноваций до 1990-х годов; следы дискуссии появились и на страницах большей части лучшей русской литературы. Самыми выдающимися сторонниками социального комментария были Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, критики, писавшие для толстого журнала «Современник» в конце 1850-х — начале 1860-х годов. *

Лучшими прозаиками эпохи реализма были Иван Тургенев, Федор Достоевский и Лев Толстой. Из-за неизменного качества сочетания чистой литературы с вечными философскими вопросами последние двое признаны ведущими прозаиками России; Романы Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы», как и романы Толстого «Война и мир» и «Анна Каренина», являются классикой мировой литературы. *

Другими выдающимися писателями эпохи реализма были драматург Александр Островский, прозаик Иван Гончаров и прозаик-новатор Николай Лесков, все они так или иначе принимали непосредственное участие в дебатах по поводу социального комментария. Самыми известными поэтами середины века были Афанасий Фет и Федор Тютчев. *

Важным инструментом для писателей-социологов, находившихся в условиях строгой царской цензуры, был прием под названием эзопический язык — разнообразные языковые приемы, аллюзии и искажения, понятные искушенному читателю, но сбивающие с толку цензоров. Лучшим практиком этого стиля был Михаил Салтыков-Щедрин, прозаик-сатирик, считавшийся наряду с поэтом Николаем Некрасовым лидером литературного левого крыла второй половины века. *

Литература советских времен

Период сразу после большевистской революции был периодом литературных экспериментов и появления многочисленных литературных групп. Большая часть художественной литературы 1920-х годов описывала Гражданскую войну или борьбу между старой и новой Россией. Но при Сталине литература испытывала те же ограничения, что и все остальное российское общество. После того, как в начале 1930-х годов к власти пришла группа «пролетарских писателей», ЦК коммунистической партии в 1919 году заставил всех писателей-фантастов вступить в Союз советских писателей.34. Тогда союз установил эталон «соцреализма» для советской литературы, и многие писатели в России замолчали или эмигрировали. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]

В одобренной советской литературе господствовал социалистический реализм, определяемый как «конкретное изображение действительности в ее революционном развитии… в соответствии с… идеологической подготовкой рабочих на дух социализма». Власти приложили немало усилий, чтобы склонить писателя к соцреалистической линии. Те, кто это сделал, были материально вознаграждены квартирами и автомобилями, а профессионально — огромным тиражом в прессе. Те, кто не соответствовал, были проигнорированы. Если произведение и было опубликовано, то оно было опубликовано подпольно

Писатели были в авангарде социальных изменений. В период с 1953 по 1991 год русская литература произвела на свет ряд первоклассных художников, все из которых все еще работали под давлением государственной цензуры и часто распространяли свои работы через изощренную подпольную систему, называемую самиздатом (буквально, самоиздание). Еще одно поколение писателей откликнулось на либерализованную атмосферу горбачевской гласности во второй половине 1980-х годов, открыто обсуждая ранее табуированные темы: эксцессы сталинской эпохи, широкий спектр ранее не осознаваемых социальных пороков, таких как коррупция, беспорядочное насилие, анти- Семитизм, проституция и даже неоспоримо положительный образ самого Владимира Ильича Ленина. *

Писатели и издатели в коммунистическую эпоху

В коммунистическую эпоху писатели и интеллектуалы пользовались одобрением и поддержкой правительства. Чтобы попасть в специальные союзы и организации, они должны были учиться в определенных утвержденных школах и создавать работы, соответствующие параметрам, установленным правительством. Без одобрения правительства они были никем. Согласно коммунистической теории, обязанность коммунистической партии заключалась в том, чтобы поддерживать количество художников и писателей, соответствующее потребностям общества, и следовать линии партии. Писатели должны были представить свои работы цензорам, прежде чем их разрешат представить публике.

Признанные государством писатели получали зарплату, канцтовары, комфортабельные частные дома или квартиры, просторные офисы или рабочие помещения, другие льготы и рынки сбыта своих произведений. Неофициальному художнику приходилось поддерживать себя другими средствами. Вакансии начальников котельных были востребованы, потому что они работали 24 часа подряд, а затем имели три выходных.

Писатели, сотрудничавшие с государством, получали дачи, квартиры, стипендии и автомобили. Русская писательница Алессандра Стэнли написала в New York Times: «Безвестность была благородной, когда профессиональные достижения были связаны с политическим компромиссом». К поэтам иногда относились как к рок-звездам. Десятки тысяч людей стекались на московский стадион «Лужники» на поэтические чтения.

Произведения советских писателей публиковались в «толстых журналах». Хорошо продавались сборники стихов и книги по политической философии. Многие народные сказки и классические произведения получили коммунистическую окраску. В «Гензеле и Гретель», например, злая мачеха заменена любящей матерью, помогавшей мужу-дровосеку. Жемчуг и драгоценности заменены большим горшком с едой. Злодеи были помещиками, а темой были проблемы капитализма.

Издательства финансировались государством, а рукописи поставлялись Главитом, цензурным советом. Тиражи для сингла могли исчисляться миллионами по сравнению с тысячами сегодня, и почти в каждом доме были книжные шкафы, заполненные книгами. Один издатель сказал Los Angeles Times: «В советском обществе у людей было много времени и практически не было других развлечений. Они привыкли думать, что хорошую книгу можно прочитать за один вечер».

По данным Книги рекордов Гиннеса, самым плодовитым издательством было издательство «Прогресс» (основано в 1931 году в Советском Союзе). В 1989 г. было опубликовано 750 наименований на 50 языках.

Писатели советской эпохи

Писатели советской эпохи в основном делились на четыре категории: 1) те, кто придерживался линии партии, как Горький; 2) осуждавшие советский строй и либо репрессированные на родине, либо жившие в ссылке, как Солженицын и Бродский; 3) те, кто колебался между поддержкой и осуждением коммунизма, как Пастерник; 4) жившие в ссылке и писавшие о несоветских вещах вроде Набакова.

Лучшими прозаиками 1920-х годов были Исаак Бабель, Михаил Булгаков, Вениамин Каверин, Леонид Леонов, Юрий Олеша, Борис Пильняк, Евгений Замятин, Михаил Зощенко. Доминирующими поэтами были Ахматова, Осип Мандельштам, Маяковский, Пастернак, Марина Цветаева и Сергей Есенин. [Источник: Библиотека Конгресса, июль 1996 г. *]

В сталинскую эпоху несколько прозаиков адаптировались, описывая моральные проблемы в новом советском государстве, но на сцене преобладали шаблонные произведения минимальной литературной ценности, такие как «Как» Николая Островского. закалялась сталь» и «Танкер Дербент» Юрия Крымова. Уникальная работа 1930-х годов был роман о Гражданской войне «Тихий Дон», который принес его автору, Михаилу Шолохову, Нобелевскую премию по литературе в 1965 году, хотя авторство Шолохова оспаривается некоторыми экспертами. Строгий контроль 1930-х годов продолжался до «оттепели» после смерти Сталина в 1953 году, хотя в прозаических произведениях периода Великой Отечественной войны допускались некоторые новшества. *

Роман поэта Пастернака о Гражданской войне «Доктор Живаго» произвел фурор, когда был опубликован на Западе в 1957 году. Книга получила Нобелевскую премию по литературе в 1958, но советское правительство вынудило Пастернака отказаться от награды. Александр Солженицын, чей «Один день Ивана Денисовича» (1962) также был переломным моментом, был величайшим русским философским романистом той эпохи; он был изгнан из Советского Союза в 1974 году и в конце концов поселился в Соединенных Штатах. *

В 1960-х и 1970-х годах новое поколение сатириков и прозаиков, таких как Фазиль Искандер, Владимир Войнович, Юрий Казаков и Владимир Аксенов, боролись против государственных ограничений на художественное выражение, как и известные поэты Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и Иосиф Бродский. Аксенов и Бродский эмигрировали в США, где остались продуктивными. Бродский получил Нобелевскую премию по литературе в 1987. Наиболее известным случаем литературных репрессий в 1960-х годах стал случай с Андреем Синявским и Юлием Даниэлем, писателями-иконоборцами из советского «подполья», чей приговор в 1966 году к каторжным работам за антисоветскую пропаганду вызвал международный протест. *

Среди лучших представителей поколения горбачевской эпохи были Андрей Быков, Михаил Кураев, Валерий Попов, Татьяна Толстая и Виктор Ерофеев — писатели, не обязательно столь же талантливые, как их предшественники, но выражающие новый вид «альтернативной фантастики». В период гласности также были опубликованы ранее запрещенные произведения таких писателей, как Булгаков, Солженицын и Замятин. *

Литература и издательское дело после распада Советского Союза

Начиная с 1992 года российские писатели впервые за многие десятилетия обрели полную творческую свободу. Однако перемена была не совсем к лучшему. Неотложная миссия русских писателей — донести до публики правду, которую они не могли найти нигде в цензурированном обществе, — начала исчезать уже в 1980-е годы, когда гласность открыла Россию потоку информации и развлечений, вытекающих из Запад и другие места. Самиздат был молчаливо принят горбачевским режимом, а затем совсем исчез, поскольку в начале XIX века появились частные издательства.90-е. Традиционно особое место писателей в обществе больше не признается большинством россиян, которые сейчас читают литературу гораздо менее жадно, чем в советское время. Впервые с момента их появления в начале 1800-х «толстые журналы» игнорируются значительной частью интеллигенции, а в середине 1990-х годов несколько крупных журналов обанкротились. В этих условиях многие русские писатели выражали чувство глубокой утраты и разочарования. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

Резко упал тираж основных литературных изданий России. Тираж «Нового мира» упал с 2,5 млн до 22 тыс. экземпляров; Дружба с 2 млн до 40 000; и Знамя с 1 млн до 40 000. Количество напечатанных книг упало с 1,8 миллиарда в 1986 году до 950 миллионов в 1994 году. В наши дни книги для самопомощи и американскую криминальную литературу гораздо легче купить у московских книготорговцев, чем русскую литературу.

В начале 1990-х годов литературная жизнь была довольно депрессивной. У писателей гораздо более низкий статус, чем в советское время. Большая часть написанной серьезной беллетристики лежит непрочитанной в издательских столах. Интеллектуальное движение распалось после распада Советского Союза и утратило авторитет как национальное сознание, не сумев противостоять ужасам чеченской войны. Была конкуренция со стороны телевидения. То, что публикуют серьезные писатели, обычно угнетает. Репортер AP Джулия Робин писала: «Сегодня русский писатель так мрачно рисует жизнь, что хочется вспомнить беззаботные дни Достоевского или Солженицына».0006

К середине 2000-х издательская индустрия начала набирать обороты. Букеровская премия — высшая литературная премия России. Это ответвление британской Букеровской литературной премии, литературной премии номер один в Великобритании. Некоторое время она была известна как премия Смирнова-Букера, затем литературная премия Букера/Открытая. Победитель получает 12 500 долларов. Каждый из пяти авторов, попавших в шорт-лист, получает по 1000 долларов.

Российские книжные магазины предлагают гораздо меньше наименований, чем их западные коллеги, и даже книги, которые хорошо продаются, часто распродаются, потому что издательство не хочет печатать копии, которые не продаются. Многие люди покупают книги у уличных торговцев. Русские переводы таких книг, как «Французские женщины-лейтенанты» Джона Фаулза, в начале 2000-х продавались всего за 42 цента за экземпляр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts