Сообщение о рахманинове с в: Краткая биография Рахманинова – жизнь и творчество Сергея Васильевича
Содержание
Доклад Рахманинов Сергей Васильевич 7 класс сообщение
- Энциклопедия
- Люди
- Рахманинов Сергей Васильевич
Если внимательно начать изучение музыкального искусства, то можно заметить, что среди русских композиторов имеется множество талантливых людей, прославивших свою родину изумительными произведениями. Среди них особое место занимает Рахманинов Сергей Васильевич.
Родился он под Новгородом в благородном семействе дворян. В 4-летнем возрасте Сергей Василевич начал постигать азы музыкального искусства благодаря своей матери. В 9 лет он поступает учиться в Петербургскую консерваторию. Затем в возрасте 12 лет он переводится в Москву, где продолжает учебу. Именно в столичной консерватории в то время работал знаменитый педагог Зверев, подготовивший многочисленное количество музыкантов. Когда Рахманинову исполнилось 18 лет, он прекрасно сдал испытание по классу фортепиано. А после окончания Московской консерватории Сергей Васильевич был награжден золотой медалью за отличные достижения. Именно на экзаменах он представил комиссию свою оперу «Алеко», сочинившую буквально за полмесяца. Вскоре его знаменитая опера была поставлена на сцене Большого театра, за что получила весьма высокую оценку известнейших музыкальных критиков.
В самом начале 20-века в жизни и творчестве композитора наступает момент полного творческого развития. Публика услышала Второй и Третий концерты для фортепиано с оркестром, многочисленные романсы и пьесы. Композитор не принял события Октябрьской революции и отбыл с семьей в США. Именно там, у музыканта наступил кризис в его творчестве. Хоть и написал он всего 6 работ, однако они с успехом были исполнены на его многочисленных гастролях.
Самым замечательным трудом стала Третья симфония, пользующаяся успехом до настоящего времени. Рахманинов до последней минуты был патриотом своей родины. Во времена Великой Отечественной войны, проведя несколько благотворительных концертов, Сергей Васильевич передал полученные средства для нужд советской армии. Рахманинов был одним из ярчайших представителей мирового пианистического искусства. В его музыке отлично сочетаются романтический пафос и мужественная сила. Композитора постоянно одолевала тоска по родным местам, и он сожалел о том, что ему пришлось жить и творить вдали от родины.
Вариант №2
Рахманинов Сергей Васильевич – гений фортепиано, композитор, создатель собственного оригинального стиля. Родился великий композитор 1 апреля (20 марта) 1873 года в Новгородской губернии, умер 28 марта 1943 в Беверли-Хиллз в Америке.
Юность и начало музыкальной карьеры
Родился Сергей Рахманинов в Новгородской губернии, в доме, где с музыкой был связан каждый его обитатель. Аркадий Рахманинов, дедушка Сергея, был первоклассным пианистом, автором романсов и пьес для фортепиано, а мама Любовь Петровна была первой учительницей музыки Сергея Васильевича.
После переезда в Санкт-Петербург в 1882 г. восьмилетний Сергей поступает в Петербургскую консерваторию на младшее отделение в класс Владимира Демянского. Это и стало отправной точкой музыкальной жизни юного Сергея Рахманинова.
Обучение в консерватории давалось с трудом, юный музыкант часто пропускал занятия и совсем мало занимался сам. Но после встречи со своим двоюродным братом Александром Зилоти, известным музыкантом из Москвы, Сергей отправляется в Москву, на обучение в частом пансионе у Николая Зверева. Именно эта поездка позволила в 1888году поступить в Московскую консерваторию на старшее отделение.
«Пять с тремя плюсами» от Чайковского. Музыкальная карьера
Дипломная работа на выпускных экзаменах в консерватории – одноактная опера «Алеко» принесла настоящий успех юному композитору и пианисту. Петр Ильич Чайковский оценил это произведение на «пять с тремя плюсами», дав рекомендацию к постановке в Большом театре.
Но вслед за этим успехом, последовал провал. Из-за провала новаторского произведения – Первой симфонии, композитор впал в депрессию, четыре года не притрагивался к инструменту.
Зато, в 1901 году, после завершения Второго фортепианного концерта, успех и популярность снова вернулись к Рахманинову. В это период начались заграничные концерты – Америка, Европа с радостью приветствовали композитора. В это же время он являлся главным дирижером Большого театра и главой художественного совета Российского музыкального издательства.
1902 год принес Сергею Рахманинову жену – Наталью Сатину, подарившую ему двух дочерей. Но счастливая жизнь продолжалась лишь до 1917 года.
В 1917 году, во время революции в России, композитор с семьей переезжает в Стокгольм. Для жизни нужны средства, и, не смотря на то, что события, происходящии в России, очень тронули композитора, Рахманинов был вынужден продолжать играть. Европейская публика приняла на ура новую для себя музыку, поэтому совсем скоро вся семья смогла переехать в США. Новая публика снова признала талант пианиста и дирижера, что позволило композитору творить и выступать с концертами до последних дней.
Не смотря на ненависть к советской власти, Рахманинов поддерживал Красную армию во время Великой Отечественной войны, многократно перечисляя средства, полученные от концертов заграницей, для фонда обороны СССР. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», — написал в своем письме музыкант.
Последним произведением гения стали «Симфонические танцы». Это оркестровая сюита в трех частях. В нём слышны отголоски церковной музыки, к которой Рахманинов испытывал слабость, а также мотивы «Золотого петушка» Римского-Корсакова.
Не стало великого композитора 28 марта 1943 года, похоронен в Нью-Йорке вместе с дочкой и женой.
7 класс
Рахманинов Сергей Васильевич
Популярные темы сообщений
- Творчество Александра Волкова
Мало кто незнаком со сказками А. М. Волкова. Его произведения с радостью вспоминают взрослые, их с любопытством читают дети. Но как сформировался А. М. Волков как писатель?
- Охрана труда
Не секрет, что большую часть своей жизни человек проводит на рабочем месте. Обычный рабочий день длится в среднем 8 часов. Поэтому очень важным фактором являются не только комфортные условия для высокой продуктивности,
- Творчество Михаила Пришвина
Родился в семье купца, 23 января 1873 года в Орловской губернии. Его отец проиграл огромное состояние семьи и скончался от паралича. Мать Михаила одна воспитывала 5 детей. Все пятеро детей получили хорошее
- Город Мытищи
Мытищи — это один из городов Подмосковья, расположенный на реке Яузе. Расстояние до центра столицы от Мытищ не превышает 20 км в северо-восточном направлении. Непосредственная близость города к Москве делает его необычайно
- Кук Джеймс
Великий английский мореплаватель Джеймс Кук был рождён в семье бедного батрака в 1728 году. С юных лет он много трудился, усердно учился в школе и мечтал о морях и путешествиях.
Краткая биография Сергея Рахманинова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Главная>Биографии известных людей
Рахманинов Сергей Васильевич — выдающийся русский композитор, дирижер и пианист; представитель петербургской и московской композиторских школ; основатель своего оригинального музыкального стиля. Родился 1 апреля 1873 года в Старорусском уезде Новгородской губернии в родовом имении. Родители Сергея были выходцами из дворян, дед был талантливым музыкантом. Ранее детство будущего композитора прошло в имении Онег, которое на всю жизнь заложило в нем любовь к поэтике русской природы.
Он часто слышал русские, вместе с бабушкой посещал Новгородские монастыри, поэтому тема родины в его творчестве воплотилась с особой силой. В целом, его стиль характеризовался романтическим пафосом в совокупности с лирико-созерцательными настроениями. Увлечение музыкой у Сергея проявилось очень рано. В девять лет он учился в Петербургской консерватории. Когда он переехал в Москву и поступил в консерваторию Н. С. Зверева, ему посчастливилось познакомиться с П. И. Чайковским. Опытный композитор быстро заметил в юном даровании скрытый талант и предсказал ему большое будущее.
Рахманинов, на самом деле, обладал совершенным слухом и идеальной памятью. Московскую консерваторию он окончил блестяще. На выпускном экзамене он представил оперу «Алеко», написанную им за считанные дни. Среди его выдающихся произведений симфоническая фантазия «Утес», концерт №1 для фортепиано с оркестром, элегическое трио на смерть Чайковского и многие другие работы. В 1897 году он дирижировал в частной опере Саввы Мамонтова, а через два года состоялось его первое зарубежное турне. Ему посчастливилось выступать вместе с Ф. Шаляпиным.
В 1900 году, преодолев творческий кризис, он вступил в длительную полосу плодотворного периода. С 1904 года Сергей Васильевич работал дирижером в Большом театре. В этот период были написаны однотактные оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», крупные инструментальные опусы и концерты для фортепиано, соната для виолончели. С 1906 года он три зимы подряд выступал в Дрездене. Также в его биографии были рабочие периоды в Германии, Италии и Англии, а в 1909 году он впервые выступил в США. Февральскую революцию композитор встретил радостно, но Октябрьские события скорее насторожили его.
В конце 1917 года он уехал на гастроли в Скандинавию, а оттуда в Соединенные Штаты и уже не вернулся в Россию. Многочисленные концерты и выступления не оставляли ему время на сочинение новых произведений, но он успешно интерпретировал сочинения других композиторов-романтиков на свой собственный лад. В первые 10 лет эмиграции он ничего нового не написал. Затем появились 4-ый концерт для фортепиано, «Рапсодия на тему Паганини», «Три русские песни» для хора и симфонического оркестра. Скончался великий композитор в марте 1943 года в США.
см. также:
Все краткие биографии известных и знаменитых людей
Краткие биографии писателей и поэтов
Краткие биографии художников
Круг друзей Рахманинова: Интерлюдия
Сергей Рахманинов, 1897
Сергей Рахманинов (1873–1943) был одним из последних великих пианистов-композиторов, чьи давние традиции восходят к Моцарту, Бетховену, Листу и Брамсу. Он всегда утверждал, что «музыка композитора должна выражать страну его рождения, его любовные связи, его религию, книги, которые оказали на него влияние, и картины, которые он любит… Моя музыка — продукт моего темперамента…»
Метнер и Рахманинова
Яростный эгоист в художественных делах, Рахманинов часто испытывал большие душевные страдания, часто без какой-либо конкретной причины. Однако его стремление к тому, чтобы нечего было желать, следует считать философской меланхолией, а не болезненностью. Очень немногие когда-либо слышали, как он смеется, и лишь изредка он улыбался. Хотя он часто был серьезен в выражениях и манерах, он также обнаруживал здоровый цинизм и ироничный юмор. Рахманинов мог бы также упомянуть, что его музыка во многом принадлежала кругу уважаемых коллег, знаменитых современников и близких друзей.
Рахманинов и Метнер с женами 1938
У него, безусловно, была теплая и уважительная дружба с коллегой-композитором Николаем Метнером (1880–1879), которого он назвал «величайшим композитором нашего времени». Их тесная дружба воплощена в двух фортепианных концертах, посвященных друг другу. Метнер посвятил свой Второй фортепианный концерт соч. 50 Рахманинову, а Рахманинов посвятил свой Четвертый фортепианный концерт Метнеру.
Сергей Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром № 4, соч. 40 (Артуро Бенедетти Микеланджели, фортепиано; Филармонический оркестр; Этторе Грацис, дирижер)
К публичным высказываниям Рахманинова всегда следует относиться с недоверием. Часто болезненно закрытый композитор скрывал истинные источники своего вдохновения от любопытной публики. Так обстоит дело с его первой крупномасштабной оркестровой работой Der Fels (Скала). Написано вскоре после получения Золотой медали за оперу Алеко , 19-летний композитор нацелился на самобытную симфоническую поэму. В опубликованное первое издание вошли следующие строки стихотворения Михаила Лермонтова «Скала»:
Золотое облако спало всю ночь
На груди гигантской скалы
Уплыло радостно ранним утром
По морю к синее далекое небо.
Но отблеск остался
В колеях скал, влажных, как слезы,
Который старый, теперь одинокий, полный тоски
Плачет по тем, кого сдуло ветром.
Антон Чехов
Все предполагали, что произведение было музыкальным откликом на это стихотворение, но истинное вдохновение раскрывается в письме, которое Рахманинов написал своему литературному герою Антону Чехову (1860-1904) в 1898 году. и многоуважаемый Антон Павлович Чехов, автор повести «В дороге», послужившей программной основой этого сочинения». Таким образом, именно рассказ Чехова, которому также предшествовало стихотворение Лермонтова, послужил толчком. Мужчина средних лет знакомится с молодой женщиной и рассказывает ей о своей любви и поисках счастья и успеха. Однако, подобно облакам, уносимым ветром, женщина тихо уходит уже на следующее утро.
Сергей Рахманинов: Скала, соч. 7 (Королевский филармонический оркестр Ливерпуля; Василий Петренко, дирижер)
Александр Зилоти и Ференц Лист
Александр Зилоти (1863-1945) учился игре на фортепиано в Московской консерватории у Николая Зверева и Николая Рубинштейна. Он также изучал композицию у Чайковского, а контрапункт и теорию у Танеева. По окончании учебы Зилоти отправился в Веймар и стал учеником Ференца Листа между 1883 и 1886 годами. Он быстро стал любимым учеником Листа, который активно способствовал его растущей карьере пианиста. Когда Зилоти вернулся в Московскую консерваторию в 1887 году, он стал востребованным педагогом и обучал, среди многих других, своего младшего двоюродного брата Сергея Рахманинова. На протяжении многих десятилетий Зилоти служил Рахманинову не только учителем, но и наставником и спонсором.
Зилоти и Рахманинов
Когда Рахманинов серьезно заболел мозговой лихорадкой в 1891 году, Зилоти оплатил все медицинские расходы, что побудило Рахманинова назвать Зилоти «спасителем моей жизни». И изначально он посвятил свой незаконченный струнный квартет Ten Piano Preludes , Op. 23 и его первый фортепианный концерт Зилоти. В конце концов их отношения, возможно, немного испортились, но у них всегда было абсолютное музыкальное доверие друг к другу.
Сергей Рахманинов: Десять прелюдий, соч. 23 (Борис Гилтбург, фортепиано)
Петр Ильич Чайковский
Сергей Рахманинов впервые встретил Петра Ильича Чайковского на музыкальном вечере, организованном его учителем Николаем Зверевым. Очевидно, Чайковский «предсказал великое будущее» 16-летнему Рахманинову и нанял его для аранжировки в четыре руки своего балета «Спящая красавица ». В конце концов, Чайковскому не понравилась аранжировка Рахманинова, поскольку в ней «абсолютно не хватало мужества, инициативы и творчества». Несмотря на это, Чайковский продолжал поддерживать и хвалить произведения Рахманинова во время его работы в Московской консерватории и за ее пределами. Когда Чайковский посетил Москву в 189 г.3, Рахманинов подарил ему именной экземпляр своего Morceaux de Fantaisie , Op. 3. И когда Рахманинов сосредоточился на постановке своей одноактной оперы « Алеко », Чайковский сердечно поддержал проект. Чайковский даже предложил поставить Алеко вместе с его Иолантой в качестве дублера в Большом, но его безвременная кончина 25 октября положила конец этим планам. Смерть Чайковского побудила Рахманинова написать фортепианное трио, посвященное памяти «самого любимого композитора России». Trio élégiaque № 2 ре минор, соч. 9, был завершен 15 декабря 1893 года. В 1930 году Рахманинов вспомнил о щедрой поддержке, которую он получил от Чайковского, и воздал должное его характеру. «Из всех людей и художников, с которыми мне приходилось встречаться, Чайковский был самым очаровательным. Его деликатность духа была уникальна. Он был скромен, как все истинно великие люди, и прост, как очень немногие. Из всех, кого я знал, на него был похож только Чехов».
Сергей Рахманинов: Элегическое трио № 2 ре минор, соч. 9(Трио изящных искусств)
Сергей Танеев
Премьера первой симфонии Рахманинова состоялась в марте 1897 года и вызвала резкий отзыв критика Сезара Кюи . «Если бы в аду была консерватория, и если бы один из ее талантливых студентов сочинил программную симфонию по рассказу о десяти египетских казнях, и если бы он сочинил симфонию, подобную г-ну Рахманинову, то он бы блестяще выполнил свою задачу и порадовал обитателей Ада». И когда Рахманинов попросил композитора Сергей Танеев за оценку произведения получил ответ: «Эти мелодии дряблые, бесцветные — с ними ничего не поделаешь». При таких сокрушительных оценках неудивительно, что Рахманинов впал в глубокое депрессивное состояние, которое длилось почти три года.
Лев Толстой
Что еще хуже, Рахманинов и его хороший друг великий певец Федор Шаляпин посетили русского писателя Лев Толстой , один из литературных героев Рахманинова. Музыка всегда оказывала на Толстого огромное влияние, она «проникала в самые сокровенные уголки его души, волновала все его существо, высвобождала в нем зачаточные мысли и чувства, которых он сам не осознавал». Более того, он ненавидел все искусственное, написав: «Искусство не искусство, если оно изобретено. Это должно быть естественно и искренне», — воскликнул он. Видимо, пожилой Толстой терпеливо слушал музыку Рахманинова и в конце концов спросил: «Скажите, кому-нибудь нужна такая музыка?» Как мы все знаем, потребовались длительные сеансы гипнотерапии, чтобы спасти и восстановить самооценку Рахманинова.
Сергей Рахманинов: 12 песен, соч. 14 (Джоан Роджерс, сопрано; Аннамария Попеску, меццо-сопрано; Александр Науменко, тенор; Сергей Лейферкус, бас; Ховард Шелли, фортепиано)
Рахманинов, Уолт Дисней и Горовиц
Знаете ли вы, что Микки4 Маус был одним из лучших друзей Рахманинова? Все началось, когда Сергей Прокофьев познакомился с Уолтом Диснеем в 1938 году, после просмотра фильма «Белоснежка и семь гномов» . Как он писал своей семье еще в России: «…Большинство американских фильмов снимают в Голливуде, и для них строят целые дома, замки и даже города из картона… Я также был в доме папы Микки Мауса, то есть в человек, которому первому пришла в голову идея нарисовать его». Ну Рахманинову лучше бы это в 1942, когда он встретил Микки Мауса на представлении! Вместе с Владимиром Горовицем Рахманинов отправился в тур по студиям Уолта Диснея и познакомился с одним из первых короткометражных мультфильмов Диснея под названием The Opry House 1929 года. До-диез минор Прелюдия. Из-за его властной популярности Рахманинов возненавидел именно это произведение. Однако у него не было ничего, кроме похвалы за выступление Микки Мауса. «Я слышал, как моя неотвратимая пьеса была чудесно исполнена одними из лучших пианистов и жестоко убита любителями, — заметил он, — но никогда я не был так взволнован, как исполнением великого маэстро Мауса».
Чтобы узнать больше о лучшем в классической музыке, в нашем электронном бюллетене
Сергей Рахманинов/Микки Маус: The Opry House, (отрывки из прелюдии до-диез минор)
Finding Lewis-Like Joy в Музыке Сергея Рахманинова
К. С. Льюис много писал о радости. Но он имел в виду нечто иное, чем обычные коннотации этого слова. Он имел в виду не чувство счастья или восторга, а сладостно-горькое переживание тоски по чему-то, что находится за пределами нашей досягаемости. Он определил это как центральную историю своей жизни. В одном из своих наиболее содержательных предложений он определил радость как «неудовлетворенное желание, которое само по себе более желанно, чем любое удовлетворение». 1
Вы можете прочитать это предложение еще раз. Он плотный. Но для меня это звучит как одно из самых полезных утверждений, которые я когда-либо слышал.
Льюис выразил словами чувство, которое я испытывал в конце каждого концерта, увидев красивый закат или во время просмотра титров в конце отличного фильма. Фактически, Льюис подтвердил, что я не одинок в своем опыте. В своей проповеди «Тяжесть славы» он более подробно объяснил это чувство тоски: «Обычно мы замечаем его, как только угасает момент видения, когда заканчивается музыка или когда пейзаж теряет небесный свет». 2
В Удивленный радостью, Льюис рассказал о своем самом раннем воспоминании об этом неудовлетворенном желании, когда он увидел что-то прекрасное. Его брат Уорни сделал точную копию их сада на банке из-под печенья и принес ее внутрь, чтобы похвастаться. Льюис вспоминал: «Это была первая красавица, которую я когда-либо знал. То, что не смог сделать настоящий сад, сделал сад игрушек». В другом месте он вспомнил встречу красоты, смешанной с глубокой тоской, после прослушивания музыкального произведения Вагнера. 4
Вы отождествляете себя с этим? Можете ли вы вспомнить проблеск красоты, услышать музыку или столкнуться с демонстрацией невыразимого, что вызвало у вас приступ тоски? Несмотря на разочарование, вы все еще дорожите этим опытом? И вы надеетесь пережить это снова и снова?
Я делаю это каждый раз, когда слышу Вторую симфонию Сергея Рахманинова, первую часть его Симфонических танцев или почти каждую ноту его Третьего фортепианного концерта. Возможно, это мое русское происхождение резонирует с этим привкусом в его музыке. Или, возможно, это все истории из его жизни, которые я вспоминаю, позволяя его музыке окутывать меня. А может быть, я вдохновляюсь, когда вспоминаю трудности в его жизни, которые не настигли его и не ожесточили. Или, может быть, мне просто нравится его музыка, и я нахожу в ней удовольствие, которое указывает мне на Бога, сотворившего музыку такой восхитительной и давшего мне уши, чтобы слышать.
Я надеюсь, что мои размышления в этой статье помогут вам найти тот опыт радости, который укажет вам на Того, Кто поместил вечность в ваше сердце. Пока я пишу, я молюсь, чтобы Он использовал временное, чтобы указать вам на вечное.
Поделюсь тремя размышлениями о многочасовом прослушивании Рахманинова. Я не предлагаю их с каким-либо авторитетом, как если бы я проповедовал или проводил изучение Библии. Я даже не скажу, что Бог «дал» мне эти идеи, как будто они несли какое-то божественное вдохновение. Я просто пытаюсь думать о чем-то, что попадает в категорию «все прекрасное» в том списке вещей, о которых нам сказано думать в Филиппийцам 4:8.
Во-первых, красота существует. И за это мы говорим «хвала Богу!» Музыку Рахманинова можно охарактеризовать как интересную, сложную, многослойную, искусно сделанную, требующую внимательного прослушивания или требующую высочайшего мастерства для исполнения. Но больше всего, это красиво. Я слушаю его Vocalise и просто хочу вздохнуть. Я пытаюсь играть его симфонии в качестве фоновой музыки, и они не позволяют мне ничего сделать, кроме как закрыть глаза и погрузиться в них. Однажды я опоздал на аспирантуру на пятнадцать минут, потому что, хотя я приехал на стоянку заблаговременно, я сидел в машине, не в силах выключить радиостанцию, которая включила исполнение Владимиром Горовицем Третьей оперы Рахманинова. Концерт для фортепиано с оркестром как «выбор утреннего времени в пути».
Посетите Youtube, Spotify или Pandora и найдите исполнение Джошуа Беллом Vocalise Рахманинова и посмотрите, не преувеличиваю ли я.
Но не все разделяют мою любовь к Рахманинову. Для некоторых современных ему композиторов и исполнителей их пренебрежение пахнет завистью. Для некоторых критиков увольнение происходит из-за того, что он предпочел придерживаться старых форм и структур в композиции, не желая быть авангардным или эпатажным. Пятое издание «Словаря музыки и музыкантов» Гроува, изданное в 1919 г.54, смело предсказал: «Огромный популярный успех, который имели некоторые из произведений Рахманинова при его жизни, вряд ли продлится долго, и музыканты никогда не относились к этому с большим благосклонностью». Но музыкальный критик и биограф Гарольд Шонберг присоединяется к мнению большинства, называя отсылку к Гроуву «одним из самых возмутительно снобистских и даже глупых утверждений, которые когда-либо встречались в произведении, которое должно быть объективной отсылкой». 5
Симфонии, концерты и множество других произведений Рахманинова остаются основными в сегодняшнем оркестровом репертуаре по одной главной причине. Они красивы. И люди не могут налюбоваться красотой.
Философ Грегори Ганссле говорит: «Упустить красоту — значит упустить что-то фундаментально важное для человеческой жизни». Он верит в это, потому что
красота поражает нас. Это останавливает нас в наших следах. Это побуждает нас менять направление. Мы не смотрим на красивые вещи и не пробегаем глазами по красивым стихам. Взглянуть или пролистать — значит держать объект или текст на расстоянии. А держать что-то на расстоянии — значит не столкнуться с этим. Когда дело доходит до красоты, смотреть — значит не видеть. 6
К. С. Льюис согласился. Опять же, в «Весе славы» он отметил,
Мы не хотим просто видеть красоту, хотя, видит Бог, и этого достаточно. Мы хотим чего-то другого, что трудно выразить словами, — соединиться с видимой красотой, перейти в нее, принять ее в себя, окунуться в нее, стать ее частью. 7
Второе размышление при размышлениях о Рахманинове заключается в том, что мы можем оправиться от жизненных неудач. Рахманинов сделал. Его жизнь как исполнителя, композитора и дирижера началась рано. В девять лет он поступил в престижную Санкт-Петербургскую консерваторию и быстро стал лучшим в своем классе. Он сочинил свои первые фортепианные пьесы в возрасте четырнадцати лет и следовал за ними с таким устойчивым потоком, который бросал вызов даже лучшим пианистам. Он завершил свой Первый фортепианный концерт к восемнадцати годам и поразил публику своим исполнительским мастерством. Возможно, его необычайно длинные пальцы давали ему преимущество.
В возрасте двадцати двух лет он начал сочинять огромные симфонии, что привело к мировой премьере его Первой симфонии два года спустя. Но тот вечер стал катастрофой, отбросившей Рахманинова на много лет назад. Оркестру не удалось подготовиться к исполнению произведения, которое требовало гораздо большего, чем обычные требования того времени. А дирижер вечера Александр Глазунов явился пьяным! Рахманинов спрятался в вестибюле концертного зала, заткнув уши, не в силах слушать, какой ущерб наносится его шедевру. Он погрузился в депрессию, на преодоление которой ушли годы и терапия.
Почти три года ничего не писал. Вспоминая тот темный период, он сказал: «Я чувствовал себя человеком, перенесшим инсульт и потерявшим способность пользоваться головой и руками». 8 В конце концов он возобновил сочинение произведений для фортепиано, в том числе свой второй концерт — проявление силы, которое остается одним из его наиболее часто исполняемых произведений.
Позже он решился написать еще одну симфонию. Спустя более десяти лет после ужасного убийства его Первой симфонии состоялась премьера его второй. В сознании многих людей второе затмевает первое и продолжает волновать зрителей по всему миру.
Я слушаю его Вторую симфонию и поражаюсь, как он не просто отмахнулся от боли отказа. Он также не написал произведение, выражающее гнев или горечь. Он преодолел боль и стал более творческим и выразительным, создав произведение, которое восторженно взволновало его слушателей.
В-третьих, интересно, есть ли у некоторых из нас песня жизни, которую мы должны петь, или послание жизни, которое мы должны провозглашать. Все сочинения Рахманинова в чем-то поют одну и ту же песню. Они сочетаются друг с другом как единое целое. Гарольд Шенберг предполагает: «Рахманинов написал свой Концерт для фортепиано с оркестром до минор в 1901 и никогда не отклонялся от шаблона, сочиняя практически одну и ту же музыку на протяжении всей своей жизни». 9 Это кажется мне тем более замечательным, когда я рассматриваю множество страданий в его жизни по сравнению с многочисленными проявлениями красоты в его музыке.
К сорока годам Рахманинов добился такой известности и финансового успеха, что поставил его в ряды российской буржуазии. Но в 1917 году, в год русской революции, это был неправильный статус. Его земля, дом и имущество были конфискованы, что вынудило его бежать с семьей (на санях!) в Финляндию. Они несколько раз переезжали в разные страны, но так и не вернулись на родину. Позже, живя в Америке, он размышлял: «Мне открыт весь мир, и везде меня ждет успех. Только одно место для меня закрыто, и это моя собственная страна — Россия». 10
Когда я слушаю его Первую симфонию, меня особенно огорчает то, что он оставил все ноты и музыку для этого произведения в России. Как вы понимаете, семья из четырех человек не могла поместиться в санях столько. Партитура к его Первой симфонии не ушла. Рахманинов никогда больше не слышал этого произведения за всю свою жизнь! Единственное, что он услышал, услышав это, было то искаженное представление, которое никогда не следовало играть ни для кого, особенно для его композитора.
После смерти Рахманинова его семья вернула себе дом в России. Сейчас он служит музеем великой жизни и творчества композитора. Среди найденных сокровищ были инструментальные партии его Первой симфонии, которые были реконструированы и в итоге исполнены — только во второй раз — в 1945 году. Три года спустя Юджин Орманди, дирижер Филадельфийского оркестра, подготовил произведение для его американского премьера (после долгих и усердных репетиций, потому что пьеса этого требовала!). Эта Первая симфония теперь попадает в список регулярных календарей оркестров по всему миру.
Более очевидно, чем во многих других симфониях, первая симфония Рахманинова имеет единую тему, которая объединяет четыре части. Эта тема взята из мелодии, глубоко укоренившейся в душе Рахманинова, части мелодии Dies Irae , которую он слышал сотни раз, посещая богослужения. Эта тема нашла отражение и в ряде других сочинений, но нигде так ясно не выражена, как в Первой симфонии.
Вот часть истории, которую я люблю. Ближе к концу жизни Рахманинов написал свое последнее произведение — «Симфонические танцы». В конце первой части он вплел тему Dies Irae в качестве музыкального восклицательного знака. Он считал, что его постановка темы навсегда потеряна, потому что его партитура к Первой симфонии осталась в России. Он полагал, что правительство уничтожило ее и что никто никогда больше не услышит симфонию. Но, не в силах вынести утрату завладевшей его сердцем темы, он посадил ее в конце первой части своего последнего сочинения. В то время как постановка темы в Первой симфонии прозвучала громко и маршем, в своих «Симфонических танцах» он оркестровал ее так, чтобы она текла медленно и роскошно — почти как способ задумчивого прощания с ней. Собственной рукой он написал слово «аллилуйя» в этом месте рукописи. Это была песня его жизни, и он не хотел, чтобы она замолчала.
Не слишком ли я преувеличиваю, чтобы представить себе, что у некоторых из нас есть песня жизни, которую нужно спеть, или послание жизни, которое нужно провозгласить? Безусловно, все христиане призваны свидетельствовать о Евангелии, «использовать любую возможность» (Кол. 4:5), чтобы рассказать другим о Спасителе. Но могут ли быть определенные подмножества этого основного сообщения, на которых написаны наши индивидуальные имена? Я верю, что у некоторых людей есть Божий призыв в их жизни снова и снова возвращаться к определенному посланию. Я знаю ученых, которые не могут не говорить о замысле Творца во вселенной. Я встречал художников, которые подтверждают физическую красоту того же творения. Я встречал христиан, которые регулярно возвращаются к теме сообщества как к отражению трехличного Бога, который жестко связывает нас.
К. С. Льюис не мог перестать говорить о радости и о том, как множественные разочарования больше не подводили его. Он понял, что это всего лишь указатели, указатели «к чему-то другому и внешнему». Мне нравится фраза, которую Льюис добавил в самый конец своей истории своего обращения: Удивленный радостью . Сказав, что нам больше не нужно останавливаться и смотреть на те указатели, которые указывают нам на Бога, он добавил: «Не то чтобы я часто ловил себя на том, что останавливаюсь, чтобы посмотреть на придорожные объекты, даже менее важные». 11
Я довольно часто ловлю себя на том, что «останавливаюсь посмотреть» на музыку Рахманинова. Нашли ли вы те придорожные предметы еще менее важные, которые приносят вам радость — неудовлетворенное желание, которое само по себе более желанно, чем всякое удовлетворение? Надеюсь, ты остановишься и посмотришь. Или, может быть, остановиться и послушать.
Примечания: |