Шаховский иоанн архиепископ: архиепископ Иоанн (Шаховской)
Содержание
архиепископ Иоанн (Шаховской)
(23 августа 1902–30 мая 1989)
Апологетические труды
О перевоплощении
0
Сектантство в Православии и Православие в сектантстве
0
Тезисы (краткие критерии) для распознавания ложных религиозных учений
0
Беседы
Беседы с русским народом
0
Воспоминания
Елена Келлер
0
Опыт призвания
0
Странствия
0
Установление единства
0
Время веры
0
Жития святых
Древние жития свт. Иоанна Златоуста
0
Литературная критика
Мастер и Маргарита. Метафизический реализм
0
Толстой и Церковь
0
Нравственно-аскетические труды
Апокалипсис мелкого греха
0
Белое иночество
0
Гимн малому добру
0
Два послания к русскому народу
0
Записи голоса чистого
0
Легенда о великом инквизиторе (опыт религиозного комментария)
0
Материализм пред судом бытия и сознания. Антропологический очерк
0
Мгновения святой тишины
0
О вере христианской
0
О грехе самоубийства и самоубийцах
0
О посте
0
О трудности высоких самоименований
0
Память и забвение
0
Подвиг
0
Пророческий дух в русской поэзии
0
Психология поста
0
Путь к Богу
0
Свобода и власть
0
Свобода от мира
0
Слово при наречении во епископа Бруклинского в кафедральном Свято-Покровском соборе в городе Нью-Йорке 11-го мая 1947 г.
0
Христианское отношение к богатству и бедности
0
Церковь и мир (очерки)
0
Пастырское богословие
Философия православного пастырства
0
Сборники
Жизнь (созерцание)
0
Ценность и личность
0
Священное Писание Ветхого Завета
Тайна Иова. О страдании
0
Священное Писание Нового Завета
Послание апостола Павла к Филимону
0
Слава Воскресению
0
Спутники дамасской дороги
0
Стихотворения
Предметы (1924-1926)
0
Стихотворения
Человек и страх
0
Статьи
Крещение знания
0
К истории русской интеллигенции (революция Толстого)
0
Логотерапия
0
О назначении человека и о путях философа
0
Огонь Паскаля
0
Органическая клетка русской культуры
0
Тайна имени
0
Тайна Церкви
0
Письма
Переписка с Кленовским
0
Письма к верующим
0
Письмо к церковному старосте
0
Аудиокниги
Апокалипсис мелкого греха
Беседы с русским народом
Труды на иностранных языках
A Hymn to the Lesser Good
0
архиепископ Иоанн (Шаховской)
Архиепископ Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке, духовный писатель, проповедник, поэт.
В миру Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился 23 августа по старому стилю, в 1902 году, в Москве. Осенью 1915 г. он поступает в Императорский Александровский Лицей; однако занятия прерываются катаклизмом 1917 года. Семнадцатилетний князь Дмитрий принимал участие в белом движении, но оказавшись в изгнании, он четко проведет свою независимую линию между правыми и левыми, окормляя в будущем и тех и других, и видя в каждом человеке неповторимый лишь образ Божий.
Начиная с 1923 г. Дмитрий Шаховской выпускает один за другим три поэтических сборника, начинает издавать в Брюсселе литературный журнал. И вдруг – резкий поворот: оставив все светское и мирское, Дмитрий Шаховской, по совету своего старца, уходит в монашество. Иноческий постриг был принят им на Афоне в 1926 году, в день своего рождения – 23 августа (стар. стиля), с наречением имени Св. Иоанна Богослова, апостола любви. Впрочем, внутренняя подготовка к этому событию давно где-то зрела в глубинах его души. Пастырство отца Иоанна началось в Югославии, в Белой Церкви, где он оставался с 1927-го по 31-й год.
Он задумывает свое Православное миссионерское издательство «ЗА ЦЕРКОВЬ». Начинают выходить брошюры, проповеди, беседы, выдержки из творений св. отцов. Отец Иоанн понял также, что его священство не есть преграда для литературного таланта. Только то, что он писал до монашества, было направлено в сторону мира, делалось во имя свое. А теперь этот дар, преображенный и очищенный, должен служить спасению душ человеческих и славе Божьей. До конца дней эта творческая любовь к слову не оставляла его.
Пребывание иеромонаха Иоанна в Югославии было временным. Попав туда по зову своего духовника, епископа Вениамина, он оставался там до середины 1931 года, после чего вернулся в Париж под омофор своего первосвятителя, митрополита Евлогия.
В начале 1932 г. м. Евлогий назначает иеромонаха Иоанна в Берлин настоятелем Свято-Владимирского храма, а позже и благочинным всех своих приходов в Германии.
В 1945 г. отец Иоанн уезжает в Париж. Во Франции отец Иоанн остается недолго. Следует вызов в Америку.
В начале января 1946 года отец Иоанн прибывает во Флориду – последний удел своих земных странствий. Посланный из Нью-Йорка заменить больного священника в Лос-Анжелесе, в Калифорнии, архимандрит Иоанн остается там около года. Потом – он епископ Бруклинский, епископ и архиепископ Сан-Францисский…
Нет возможности пересказать всего сделанного отцом Иоанном для Церкви Православной на этой новой для него земле. Ряд административных начинаний большого размаха, многочисленные путешествия в Европу и другие страны мира, расширение изданий его литературных трудов и поэтических сборников. Изучая духовное богатство Русского Зарубежья, нельзя миновать труды, созданные одним человеком, но подписанные по-разному: Дмитрий Шаховской – иеромонах Иоанн – архиепископ Иоанн Сан-Францисский – Странник – Священнослужитель. В закономерной смене этих наименований отражается сложный, но удивительно целостный жизненный путь замечательного человека – пастыря, философа, поэта, – путь к Богу.
ИОАНН (ШАХОВСКОЙ) — Древо
Архиеп. Иоанн (Шаховской) |
Иоанн (Шаховской) (1902 — 1989), архиепископ б. Сан-Францисский (Православная Церковь в Америке).
В миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился в Москве 23 августа 1902 года. Князь происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. «Чувством русскости», по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора [1].
Первое образование получил в Санкт-Петербургском Александровском лицее [2].
В 1919 году Димитрий участвовал в боях в составе Белой Гвардии.
Летом 1920 года покинул Россию из Крыма.
Начал учиться в 1921 году и в Париже в Ecole Libre des Sciences Politiques.
Следующее образование получил в Бельгии, в знаменитом старинном Лувенском католическом университете, за 3 года пройдя курс исторического отделения философско-словесного факультета [3].
Сотрудничал с русскими журналами, публиковал стихи. Студентом издавал журнал «Благонамеренный» (1926 г.).
Именно в Бельгии, в 1926 году, ранней весной он «был призван к монашеству» [4].
23 августа 1926 года «в день своего исполняющегося 24-х летия, на рассвете, я был пострижен в одной из церковных параклисов Пантелеймоновского монастыря и наречено мне было имя Иоанна, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде» [5].
Затем была учеба в Богословском институте преподобного Сергия Радонежского (Париж). С принятием священного сана от митрополита Вениамина (Федченкова) он получил благословение настоятелем в русскую общину города Белая Церковь (Сербия), где был законоучителем Крымского Корпуса, преподавателем Пастырской школы и основателем Православного Миссионерского книгоиздательства «За Церковь!».
После этого он около года пребывает в Париже, где помог положить начало Спасскому приходу в Аньере. В 1932 году назначается настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине.
Позднее архиепископ Иоанн вспоминал:
«Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но … стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население» [6].
Издавал журнал «За Церковь!» (Берлин, 1932-1936). Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. Его издательское дело ликвидирует гестапо, конфискуется даже православное издание Библии [7].
По завершении войны тогда еще архимандрит Иоанн переезжает в Париж, а в начале 1946 года — в Соединенные Штаты Америки ходатайством своего духовного сына, известного авиаконструктора И. И. Сикорского. Через год Архиерейский Собор Американской Митрополии избирает его во епископы.
Войдя в состав «Американской митрополии» митрополита Феофила, 11 мая 1947 в Нью-Йорке рукоположен в сан епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской Академии в Нью-Йорке.
На сайте www.ancestry.com удалось отыскать любопытный документ: оказывается еще в октябре 1949 года Владыка значился как STATELESS, то есть «не имеющий гражданства». И в то же время в графе национальность отмечен как American. Это мы узнаем из документа: Passanger Manifest; Pan American Airways, Inc. Aircraft N-1031 V U.S.A. Flight no. 101/2 London, England to New York, U.S.A. October 2nd 1949. Из 55 пассажиров 45-ое место за Владыкой: «SHAHOVSKOY, JOHN». А его домашний адрес записан следующим образом: «59.E. 2nd St., N.Y.C.».
В декабре 1947 года был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии и Священным Синодом наложено на него запрещение за упорное противление к воссоединению с Московской Патриархией и за незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией.
С 1948 года периодически, с 1951 года регулярно, а с 1953 года еженедельно вел на радиостанции «Голос Америки» свои «Беседы о вере». Владыка так говорил:
«Каждый воскресный день с начала пятидесятых годов я имел радость входить словом своим во многие дома и корабли мира, где понятно русское слово, и слух человека открывается к великой истине о Боге, Отце людей, и о живой, бессмертной человеческой душе.
За это он попал в СССР в разряд антисоветчиков, и на архипастыря было возведено гонение со стороны советских журналистов и партийных функционеров (см. журналы :Юность», «Коммунист» за 1960-е годы).
5-8 декабря 1950 года участвовал в VIII Всеамериканском Соборе митрополии в Нью-Йорке как епископ Бруклинский [8], но в том же году был назначен Сан-Францисским и Западно-Американским.
В 1961 году был возведен в сан архиепископа.
Принимал участие, как делегат Американской Митрополии, в главных экуменических конференциях. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Окормлял православных американцев в ходе войны в Корее, которая велась с участием США и СССР.
Архиепископ Иоанн был одним из главных ратников за Автокефальную Американскую Церковь. По этому поводу он имел свою точку зрения: Америка достойна иметь свою Православную Церковь, которая сможет объединить разноплеменные народы. И в 1970 году Русская Православная Мать-Церковь даровала автокефалию американцам. Однако до сих пор ряд Поместных Церквей не согласны с решением русских, во главе этого неприятия стоит Константинопольский Патриархат.
С 1978 г. на покое, жил в Санта-Барбаре.
Скончался 30 мая 1989 года, похоронен в Санта-Барбаре, на сербском кладбище.
Труды
Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. Печатался также под псевдонимом Странник.
Список его трудов:
- Церковь и мир: Очерки. Белая Церковь: Православное Миссионерское книгоиздательство, 1929. 51 с.
- Слава Воскресения. Белая Церковь: Православное миссионерское книгоиздательство, 1930. 48 с.
- Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония. Париж.
- Православно-миссионерское книгоиздательсво, 1931. 31 с.
- Белое иночество. Берлин: За Церковь, 1932. 88 с.
- О перевоплощении: Диалог. Брюссель: За Церковь, 1932. 26 с. (2-е издание. Париж, 1938)
- Притча о неправедном богатстве: (Стенографическая запись лекции). Берлин: За Церковь, 1932. 14 с.
- Возможно ли братство религий? Париж, 1934.
- Иудейство и церковь по учению Евангелия. Берлин: За Церковь, 1934. 16 с.
- Жизнь. Берлин, 1935. 65 с.
- Пресвятая. Берлин.
- Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936.
- Летопись: Орган православной культуры. № 1-2. Берлин, 1936-1937.
- Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937. 36 с.
- Путь на север. Берлин: За церковь, 1938. 80 с.
- Философия православного пастырства. Берлин, 1938. 167 с. (Переиздание: СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1996. 494 с.)
- Пророческий дух в русской поэзии: Лирика Алексея Толстого. Берлин: За церковь, 1938. 42 с.
- О прославлении отца Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938.
- Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938. 38 с.
- Правило духа. Париж, 1938.
- Семь слов о стране Гадаринской. Берлин: За церковь, 1938. 40 с.
- Испанские письма. Берлин, 1939.
- Толстой и Церковь. Берлин: За Церковь, 1939. 203 с.
- Слова («О молитве», «О благотворительности», «Свет», «Два человека», «Дочь Царства»). Берлин: За церковь, [б/г]. 24 с.
- Сирены. Брюссель, 1940. 19 с.
- Тайна Церкви. Нью-Йорк.
- Слово при наречении во епископа Бруклинского. Нью-Йорк, 1947. 27 с.
- Человек и страх. Нью-Йорк, 1948. 51 с.
- Епископы, священники, миряне. Нью-Йорк, 1948.
- Пути Американской Митрополии (К трехлетию 7-го Собора: Итоги, выводы, перспективы). Нью-Йорк, 1949. 24 с.
- Десять слов о вере. Буэнос-Айрес, 1950.
- Время веры. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1954. 405 с.
- Вера и ответственность. Нью-Йорк, 1954. 13 с.
- Еще некоторое прикосновение к ранам. Нью-Йорк, 1956. 15 с.
- Русская Церковь в СССР. Нью-Йорк, 1956. 16 с.
- Сеть. Сан-Франциско, 1957.
- Записи о любви к Богу и человеку. Нью-Йорк, 1959. 114 с.
- Письма о вечном и временном. Нью-Йорк, 1960. 258 с.
- Письма к верующим. Сан-Франциско, 1962.
- Листья древа. Нью-Йорк, 1963. 404 с.
- Православие в Америке. Нью-Йорк, 1963. 24 с.
- Книга свидетельств. Нью-Йорк, 1965. 377 с.
- Книга лирики. Париж, 1966. 44 с.
- Диалог с церковной Россией. Париж, 1967. 113 с.
- Упразднение месяца: Лирическая поэма. Нью-Йорк: Новый журнал, 1968. 138 с.
- Утверждение поместной Церкви. Нью-Йорк, 1971. 24 с.
- Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк, 1972. 245 с.
- Избранная лирика. Стокгольм, 1974. 227 с.
- Биография юности: Установление единства. Париж: УМСА-Рress, 1977. 418 с.
- Апокалипсис мелкого греха. СПб., 1997. 143 с.
- Беседы с русским народом (По материалам книги «Время веры»). М.: Лодья, 1998. 159 с.
- Избранное: В 2-х тт. Нижний Новгород: Братство св.Александра Невского, 1999.
- О тайне человеческой жизни. М.: Лодья, 1999. 191 с.
- L’Affaire Ossipov, in: Le Messager Orthodoxe II, 10(1960)14-18.
- Dialog s cerkovnoj Rossiej. Paris 1967. 113 S.
- Foi et Certitude. Autobiofraphie, tome II. California 1982 (russ.).
- The Orthodox Pastor: Outline of Pastoral Theplogy. Crestwood 1966. 117 S.
- Pnevmatologija edinstva, in: Vest. russ. chr. dv. 62/63(1961) 39-50.
- Teorija dvupravorucnosti svjatogo Kassiana, in: Vest. russ. chr. dv. 111(1974)8-16.
- Vremja very (Radiopredigten). New York 1954. 40 S.
- Установление единства. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. 256 с.
- Философия православного пастырства. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 160 с.
Литература
- «ЖМП» 1948 г., № 1, с. 11.
- Orthodox America 1794-1976, S. 225.
- Ki0 5(1962)27.
- IKZ 41(1951)23; 44(1954)14; 137.
- W. Gunther, Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920-1950. Sigmaringen 1982, S. 17.
- K 80-letju archiepiskopa Ioanna Sachovskogo. Interv’ju ‘Vestniku RChD’ 2.2.1982 goda, in: Vest. russ. chr. dv. 137(1982)273-280.
- Orthodoxia: 1986-1987. — Regentsburg, 1988.
Использованные материалы
- Архиепископ Иоанн. Установление Единства
- http://www.rusk.ru/st.php?idar=19654
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3718
- Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского… 11 мая 1947 г.
- Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8).
- Архиепископ Иоанн С.Ф. (Шаховской). Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк. 1972.
- Liberovsky, Alexis, «Primatial Elections in the OCA»:
- http://www.oca.org/HSprimatialelections.html?SID=7
[1] Архиепископ Иоанн. Установление Единства.
[2] Свое начало лицей берет в Царском селе. Однако 6 сентября 1843 года бывший Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским
[3] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского… 11 мая 1947 г. — стр. 8
[4] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского… 11 мая 1947 г. — стр.10
[5] Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского… 11 мая 1947 г. — стр.12
[6] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3718
[7] Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8)
[8] Страница официального сайта Православной Церкви в Америке, Liberovsky, Alexis, «Primatial Elections in the OCA,» http://www.oca.org/HSprimatialelections.html?SID=7
Результаты университетской школы НГУ в Big Blue VIII
Сортировка
NameEvent
Девочки | Спортсмен | Место | Раздел | Результаты | |
---|---|---|---|---|---|
Бег на 800 метров | |||||
2:50,97 | Эстель Бун | 13 | Финал h3 | Результаты девушек | |
Бег на 1600 метров | |||||
6:24,94 | СБ | Эстель Бун | 9-й | Финал h3 | Результаты девушек |
Мальчики | Спортсмен | Место | Секция | Результаты | |
Рывок на 100 метров | |||||
11. 58 | Майкл Строуп | 5-й | Финал Н5 | Мальчики Результаты | |
11,65 | Роберт Флойд | 6-й | Финал Н5 | Мальчики Результаты | |
11,86 | Джон Кэннон | 8-й | Финал Н5 | Мальчики Результаты | |
Рывок на 200 метров | |||||
23,95 | Майкл Строуп | 6-й | Финал h5 | Мальчики Результаты | |
24,64 | Джон Кэннон | 8-й | Финал h5 | Мальчики Результаты | |
24,88 | Рикардо Холлман | 12 | Финал h5 | Мальчики Результаты | |
Рывок на 400 метров | |||||
52,98 | Даниил Шахов | 1-й | Финал H6 | Мальчики Результаты | |
59. 18 | Лукас Берналь | 16 | Финал Н5 | Мальчики Результаты | |
59,87 | Рикардо Холлман | 19 | Финал h5 | Мальчики Результаты | |
Бег на 800 метров | |||||
2:12,66 | Блейк Стерн | 4-й | Финал h4 | Мальчики Результаты | |
2:33,71 | Бенджамин Стерн | 21-е | Финал h3 | Мальчики Результаты | |
Бег на 1600 метров | |||||
5:16,78 | Макс Липски | 8-й | Финал h3 | Мальчики Результаты | |
5:34,76 | СБ | Джонатан Гринип | 16 | Финал h2 | Мальчики Результаты |
Эстафета 4х800 метров | |||||
9:21. 27 | СБ | Эстафетная команда | 4-й | Финал h2 | Мальчики Результаты |
Архиепископ Джон К.
Вестер — Архиепископия Санта-Фе
Герб достопочтенного Джона К. Вестера отражает Веру, Преданность и Союз со Христом и содержит символы его личного пути веры: Священное сердце Иисуса, Мария Богородицы и слова из Евангелия от Иоанна Богослова. Сердце, окруженное шипами и увенчанное пламенем, является традиционным символом Святого Сердца Иисуса. Это представляет личную преданность архиепископа Вестера Святейшему Сердцу и его полное доверие невыразимой и непостижимой любви Христа. Когда церковь молится во время Евхаристии, мы живем, движемся и существуем во Христе. Это было в пятницу, 19 июня.1998 г., в праздник Пресвятого Сердца, архиепископ Вестер получил известие о призвании Святейшего Отца стать епископом.
Красная роза или розетка — древний символ Марии, Мистической Розы. Семья архиепископа Вестера много лет жила в приходе Богоматери Милосердия в Дейли-Сити, где он учился в гимназии и развивал свою глубокую преданность Богородице, преданность, которая зародилась в колыбели его дома, где часто читали четки. молился.
Книга Евангелий открыта для первых слов Евангелия от святого Иоанна Богослова, покровителя архиепископа Вестера: In Principio erat Verbum et Verbum erat apud Deum . (В начале было Слово, и Слово было у Бога.) Архиепископ Вестер смиренно признает свое желание возвещать Евангелие Иисуса Христа всем людям, во все времена и во всех местах. Следуя призыву Христа, он стремится отражать свет Христов в нашем мире.
Ярко выраженное использование синего и зеленого свидетельствует о шведском и ирландском происхождении архиепископа Вестера и тем самым воздает честь его отцу и матери, Чарльзу и Елене, первым учителям своего сына на пути веры и любви.
Девиз архиепископа Вестера «Пребудьте во Христе» также прославляет евангелиста Четвертого Евангелия и взят из речи Иисуса на Тайной вечере, Иоанна 15:4: «Пребудьте во Мне, как Я пребываю в вас». Использование слова «пребывать» подчеркивает наши близкие и постоянные отношения со Христом. Как ветви живут только тогда, когда они прикреплены к лозе, так и мы живем только в союзе со Христом, Агнцем Божьим. Все это видно по зловещему наколу (правая сторона) устройства.
Согласно геральдической традиции, герб архиепископа (пронзенный) с гербом его юрисдикции виден на правом пронзе (слева) щита, в данном случае Архиепископии Санта-Фе. Эти гербы состоят из красного поля (фона), на котором изображен золотой (желтый) крест «Веры», что означает название Престола, «Святая Вера». В верхней левой четверти, созданной крестом, находится трехбашенная башня Кастилии (Испания). Из основания этих гербов выходят скрещенные руки Христа и святого Франциска Ассизского, классическое изображение святого Франциска в честь титуляра собора в См. Городе, а также францисканских миссионеров, которые первыми евангелизировали в этом районе. Все эти гербы выполнены в красном и золотом (желтом) цветах, которые являются традиционными испанскими цветами, что означает, что территория вокруг Санта-Фе долгое время была испанской колонией. Устройство завершается внешними украшениями: золотым архиепископским (две поперечины) процессным крестом, помещаемым сзади щита и выступающим над и под щитом, и папской шапкой, называемой gallero, с десятью кисточками, расположенными в четыре ряда по обеим сторонам щита, все зеленого цвета.