Сошествие благодатного огня: когда и где сходит, история, церемония

Разное

когда и где сходит, история, церемония

Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного огня, в Иерусалим приезжают десятки тысяч паломников. И еще миллионы людей по всему миру следят за видеотрансляцией службы по телевизорам или в сети. Для православных это главный символ Воскрешения Христа, знак жизни и связи Бога и людей. «Я есмь с вами во все дни до скончания века», — сказал восставший из мертвых Иисус своей пастве, и залогом этого обета для верующих как раз и служит загорающийся каждый год небесный огонь. Если же однажды этого чуда не произойдет, мир, согласно церковному преданию, ждет скорый конец.

Лампады с Благодатным огнем развозят в разные уголки мира, в том числе и в Россию. В Москве с ним проходит пасхальная служба в Храме Христа Спасителя.

Когда и где сходит Благодатный огонь в 2023 году

Чудо сошествия Благодатного огня происходит в самом известном храме Иерусалима, Храме Воскресения Христова, или Гроба Господня. Считается, что он построен именно на месте погребения и последующего воскрешения Спасителя. Главный алтарь храма представляет собой мраморную часовню — Кувуклию. Она возведена над пещерой, где как раз и лежало тело Иисуса.

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме происходит в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Сколько именно придется ждать сошествия Благодатного огня, не в силах сказать никто — это может быть и пять минут, и несколько часов.

В этом году православная Пасха выпадает на 16 апреля. Значит, Великая суббота придется на 15-е число, именно в этот день в Иерусалиме и произойдет схождение Благодатного огня.

История

Считается, что первым свидетелем чуда схождения Благодатного огня стал апостол Петр. По преданию, он узнал о Воскрешении Христа и отправился к его гробнице. На месте, где лежало тело Спасителя, апостол увидел неземной свет, освещающий Гроб Господень.

О явлении божественного света письменные источники упоминают с IV века, в том числе католические и мусульманские авторы. В XII веке говорит о чуде схождения Благодатного огня и первый паломник, оставивший описание Святой Земли на русском языке, игумен Даниил. «Вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого», — пишет монах.

Церковную службу в Иерусалиме, на которой к верующим сходит Благодатный огонь, миллионы раз описывали многочисленные очевидцы. Рассказывали они и о чудесах, которые, помимо собственно появления небесного огня, происходят на церемонии. Так, по некоторым свидетельствам, у верующих в храме и даже за его пределами на улице сами собой загорались свечи, на стенах в разных местах появлялись яркие всполохи, сверкали молнии. Что же касается самого пламени, то в первые минуты после появления оно не обжигает — огонь можно держать в руках, многие даже символически «умываются» им.

Вместе с тем, божественное происхождение огня много раз пытались оспорить и объяснить с точки зрения физики. Но на все доводы скептиков верующими приводятся контраргументы. Кстати, температуру Благодатного огня даже измеряли несколько раз — чтобы понять, почему он поначалу не обжигает. Выяснилось, что сразу после возникновения температура у пламени — 40 градусов по Цельсию, а уже через 15 минут — за 300 градусов. Научного толкования этому явлению пока не нашлось.

Церемония

Участие в службе принимают священники нескольких православных конфессий: Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, Коптской и Сирийской церквей. Возглавляет литанию (богослужение) Иерусалимский Патриарх. Начинается она с Крестного хода, иерархи движутся к Кувуклии через все знаковые места храма, ее саму обходят трижды. Накануне Кувуклию проверяют и запечатывают — и, что интересно, ключи от нее хранятся в мусульманской семье.

Внутрь заходят Иерусалимский Патриарх и Армянский Архимандрит. Причем оба у порога разоблачаются от одеяний и остаются только в одних подрясниках. Это делается для того, чтобы все присутствующие могли убедиться — они не имеют при себе спичек или зажигалки, одним словом, ничего, что могло бы зажечь огонь. Когда они оказываются в гробнице, дверь в нее запечатывают — с этого момента начинается всеобщая молитва о даровании Благодатного огня.

К самому Гробу Господню подходит только Иерусалимский Патриарх, он один всегда остается свидетелем самого момента сошествия огня. Армянский Архимандрит все время молитвы остается в Пределе Ангела, за стеной.

В гробнице находится лампада и 33 свечи (по числу лет земной жизни Христа). Из Кувуклии патриарх Иерусалима выносит их уже горящими. Присутствующие в храме передают Благодатный огонь друг другу, зажигают от него свои свечи и лампады. В разные страны частицу святыни привозят специальные авиарейсами, и в аэропортах огонь из Иерусалима встречают целые делегации верующих.

Можно ли попасть на службу схождения Благодатного огня паломникам

Храм Гроба Господня вмещает в себя десять тысяч человек, однако желающих увидеть чудо своими глазами или хотя бы присутствовать рядом с ним, конечно, намного больше. Во время службы в Великую субботу народ собирается и на площади перед Храмом, и на соседних улицах.

Меры по обеспечению безопасности Крестного хода и верующих иерусалимская полиция начинает принимать еще в пятницу: постепенно перекрываются улицы, вводят ограничения на движение. Никаких «билетов» на службу купить, естественно, нельзя. Вход в Старый город строго контролируется, чтобы не допустить давки, на пути к святыне установлены несколько кордонов. Попасть в сам храм можно главным образом в составе делегаций от стран или вместе с официальной паломнической группой по специальному заранее заказанному пропуску.

В Россию много лет Благодатный огонь привозит Фонд Андрея Первозванного. Глава его Попечительского совета Владимир Якунин доставляет лампаду в храм Христа Спасителя, где служит в праздничную ночь Патриарх Кирилл. А все желающие могут встретить в субботу вечером огонь во «Внуково» или забрать его частицу в течение недели в московском офисе Фонда Андрея Первозванного.

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме

https://ria.ru/20220423/ogon-1784676516.html

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме — РИА Новости, 23.04.2022

Схождение Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник – Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме (Иерусалимский храм РИА Новости, 23. 04.2022

2022-04-23T04:45

2022-04-23T04:45

2022-04-23T04:45

справки

пасха. схождение благодатного огня

иерусалим

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/01/1730855257_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_179f8e1ccc84a7a4095341c827e562bb.jpg

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник – Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме (Иерусалимский храм Воскресения Христова), становятся свидетелями чуда схождения Благодатного огня. Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова.Храм Гроба Господня – это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу (гора – место Распятия Иисуса Христа), ротонду – архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия («царская опочивальня») – часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон – кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены и несколько приделов – маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений и галерей. Причем различные части храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям, но главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафоликон принадлежат Иерусалимской православной церкви.Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Обязательным участником церемонии схождения Благодатного огня является патриарх Иерусалимской православной церкви. Традиция была нарушена в 1579 году – при смене турецкого градоначальника Иерусалима армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного огня вместо Иерусалимского патриарха представителю Армянской церкви. В Великую Субботу 1579 года православного патриарха со священнослужителями не пустили в храм Гроба Господня, они стояли перед закрытыми дверями. После молитв Благодатный огонь сошел сквозь треснувшую колонну и зажег свечи в руках у Иерусалимского патриарха. С тех пор никто больше не пытался получать Благодатный огонь в обход Иерусалимского православного патриарха. Местные православные арабы и представители других христианских вероисповеданий также обязательно присутствуют в храме в Великую Субботу и получают огонь из рук православного патриарха.Сошествие Благодатного огня происходит в Великую Субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.Перед этим, примерно к десяти часам дня Великой Субботы тушатся все свечи и лампады во всем комплексе храма. Далее происходит процедура проверки Кувуклии на наличие огня и опечатывания входа в нее большой восковой печатью. Свои личные печати на ней ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и др.Через некоторое время, как правило, около 13 часов, начинается литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного огня – крестный ход патриарха Иерусалимского от алтаря Кафоликона через весь храм с выходом к ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Патриарх останавливается перед самым ее входом. Его разоблачают – снимают праздничное облачение, оставляют в одном белом подризнике (длинное богослужебное облачение обычно белого цвета). Затем патриарх с 33 незажженными свечами входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.Ожидание огня после того, как патриарх Иерусалимский зашел в часовню, длится всегда разное время, но последние годы, как правило, не более получаса. Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Затем на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь духовенству и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из 33 свечей – по числу лет земной жизни Иисуса Христа. С 2003 года по установившейся традиции делегация Фонда Андрея Первозванного спецрейсом из Иерусалима в Москву доставляет Благодатный огонь в особых лампадах. Из столицы Благодатный огонь отправляется в тысячи храмов России, ближнего и дальнего зарубежья. В наши дни чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Оно транслируется по телевидению и по интернету. А чтобы стать непосредственным его участником, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы, многие остаются здесь после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К утру Великой Субботы храм переполнен, верующие стоят вплотную друг к другу. Не попавшие внутрь заполняют площадь и всю ближайшую территорию перед храмом.Обычно в церемонии схождения Благодатного огня принимает участие около 20-30 тысяч паломников со всего мира. Лишь в 2020-2021 годах церемонии Схождения Благодатного огня проходили в условиях ограничений в связи с пандемией коронавируса. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

иерусалим

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Артем Смирнов

Артем Смирнов

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/05/01/1730855257_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_1c0f6f69e83ad8050430ddf80fd32643.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Артем Смирнов

справки, пасха. схождение благодатного огня, иерусалим

Справки, Пасха. Схождение Благодатного огня, Иерусалим

На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник – Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме (Иерусалимский храм Воскресения Христова), становятся свидетелями чуда схождения Благодатного огня.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова.

Храм Гроба Господня – это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу (гора – место Распятия Иисуса Христа), ротонду – архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия («царская опочивальня») – часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон – кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены и несколько приделов – маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений и галерей. Причем различные части храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям, но главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафоликон принадлежат Иерусалимской православной церкви.

Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии.

Обязательным участником церемонии схождения Благодатного огня является патриарх Иерусалимской православной церкви. Традиция была нарушена в 1579 году – при смене турецкого градоначальника Иерусалима армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного огня вместо Иерусалимского патриарха представителю Армянской церкви. В Великую Субботу 1579 года православного патриарха со священнослужителями не пустили в храм Гроба Господня, они стояли перед закрытыми дверями. После молитв Благодатный огонь сошел сквозь треснувшую колонну и зажег свечи в руках у Иерусалимского патриарха. С тех пор никто больше не пытался получать Благодатный огонь в обход Иерусалимского православного патриарха. Местные православные арабы и представители других христианских вероисповеданий также обязательно присутствуют в храме в Великую Субботу и получают огонь из рук православного патриарха.

Сошествие Благодатного огня происходит в Великую Субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Перед этим, примерно к десяти часам дня Великой Субботы тушатся все свечи и лампады во всем комплексе храма. Далее происходит процедура проверки Кувуклии на наличие огня и опечатывания входа в нее большой восковой печатью. Свои личные печати на ней ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и др.

Через некоторое время, как правило, около 13 часов, начинается литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного огня – крестный ход патриарха Иерусалимского от алтаря Кафоликона через весь храм с выходом к ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Патриарх останавливается перед самым ее входом. Его разоблачают – снимают праздничное облачение, оставляют в одном белом подризнике (длинное богослужебное облачение обычно белого цвета). Затем патриарх с 33 незажженными свечами входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Ожидание огня после того, как патриарх Иерусалимский зашел в часовню, длится всегда разное время, но последние годы, как правило, не более получаса.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Затем на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь духовенству и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из 33 свечей – по числу лет земной жизни Иисуса Христа.

С 2003 года по установившейся традиции делегация Фонда Андрея Первозванного спецрейсом из Иерусалима в Москву доставляет Благодатный огонь в особых лампадах. Из столицы Благодатный огонь отправляется в тысячи храмов России, ближнего и дальнего зарубежья.

В наши дни чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Оно транслируется по телевидению и по интернету. А чтобы стать непосредственным его участником, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы, многие остаются здесь после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К утру Великой Субботы храм переполнен, верующие стоят вплотную друг к другу. Не попавшие внутрь заполняют площадь и всю ближайшую территорию перед храмом.

Обычно в церемонии схождения Благодатного огня принимает участие около 20-30 тысяч паломников со всего мира.

Лишь в 2020-2021 годах церемонии Схождения Благодатного огня проходили в условиях ограничений в связи с пандемией коронавируса.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Благодатный огонь в Иерусалиме – Религия онлайн

Томас А. Идинопулос

Доктор Идинопулос – профессор религии в Университете Майами, Оксфорд, Огайо.

Эта статья появилась в Christian Century 7 апреля 1982 г., с. 407. Авторские права принадлежат Фонду христианского века и используются с разрешения. Актуальные статьи и информацию о подписке можно найти на сайте www.christian Century.org. Этот материал был подготовлен для Religion Online Тедом и Винни Брок.


РЕЗЮМЕ

Благочестие не следует путать с духовностью, внутренним состоянием, размышлением — материалом, из которого состоит богословие. Благочестие прямое и чувственное: – видеть огонь, целовать камни, касаться воды.


В прошлом году я наблюдал пасхальный обряд в Иерусалиме, который скоро повторится без изменений, точно так же, как он совершался каждый год на протяжении веков — Чудо Благодатного Огня. Он отмечается в полдень в канун Пасхи в храме Гроба Господня, на месте, которое церковное предание считает местом погребения Христа. Событие состоит из ниспослания огня Богом, вспышки пламени на священной гробнице и зажигания свечи, которую держал в руке греческий православный патриарх Иерусалима. Получив чудотворный пламень, символ воскресения Христа, он передает его своим последователям, находящимся во всей церкви.

Никто не радовался более благодатному огню, чем старухи-киприотки, которые сотнями собрались вокруг гробницы и заполнили двор, ведущий ко входу в храм. Это были невысокие женщины квадратного телосложения с круглыми лицами. Все были одеты в вдовье черное, деревенские женщины пришли в паломничество к Местам, освященным Христовым рождением, жизнью и смертью.

За час до начала церемонии один из мусульман, охраняющих церковь, вошел в гробницу, чтобы погасить 43 серебряные лампады, висящие над склепом. (У греков, армян и католиков по 13 светильников, у коптов по 4.) Когда охранник вышел, дверь за ним закрыли и запечатали воском.

Храм Гроба Господня разочаровывает тех, кто входит в него впервые. Место, где был погребен Христос, должно выглядеть не менее грандиозно, чем собор Святого Петра в Риме. Немногие знают, что это здание обязано не столько финальной сцене агонии Христа, сколько мучительной истории христианского Иерусалима.

В начале четвертого века императрица Елена путешествовала в Палестину и, ведомая Святым Духом, обнаружила места истинного креста и гробницу Христа. Впоследствии ее сын Константин начал строительство того, что оказалось великолепной византийской базиликой, мощным символом принятия христианской веры римской империей. Для того, чтобы церковь могла быть построена, сначала был разрушен языческий храм, посвященный Афродите. Легенда гласит, что язычники (численность и сила которых сохранились еще долгое время после того, как Константин принял христианство) намеренно построили свой храм над могилой Христа, чтобы скрыть любые следы ложного бога. Византийская церковь, названная тогда по-гречески Анастасис («Воскресение»), был посвящен в 335 г.

Первоначальная константиновская постройка была сильно повреждена во время персидского вторжения 614 г. и полностью разрушена в 1009 г. безумным египетским халифом аль-Хакимом, который, как говорят, был возмущены мошеннической церемонией Благодатного огня христиан. В 1048 году большая ротонда, обрамляющая гробницу, была перестроена, а спустя 100 лет крестоносцы добавили к тому, что им оставили византийцы, собственную романско-готическую церковь, переименовав это место в «Гроб Господень».

Храм Гроба Господня стоит сегодня как грубая смесь черного и серого камня; сырое, безвоздушное святилище, в которое проникает мало света. На полу католической часовни у гробницы расположен пуп мира — точка, из которой Божья справедливость и любовь излучаются на все творение. Церковь также оказывается центром соперничества, где на протяжении веков греки, армяне, сирийцы, католики, копты и эфиопы сражались друг с другом за контроль над каждой колонной, алтарем и светильником.

Обычно, в любую погоду на улице, в церкви мурашки по коже; в этот канун Пасхи от тесноты тел потели лица. Ранее этим утром священники ходили по ротонде, отгоняя бесовских духов. В воздухе все еще висели клочья сладко пахнущего серого дыма, вызывая легкое ощущение удушья. Можно было представить, что здесь происходит что-то плохое. В прошлом обмороки, кулачные бои и растоптанные тела были обычным явлением. В 1834 году, во время турецкого периода, местная мусульманская полиция в пасхальное воскресенье собирала тела, сложенные в пять футов высотой у входа в церковь, недалеко от того места, где Богородица стояла во время распятия. Предчувствие опасности усугубляло для меня тайну этого места, разжигая во мне аппетит к странному событию, которое вот-вот развернется.

На дворе стоял жаркий безоблачный день. В такие дни следует опасаться иерусалимского солнца. Горячий сухой хамсин, начавшийся из аравийской пустыни, пронесся над иудейскими пустошами, обжигая камни города. Воздух был наполнен желтой пылью. Вечно находчивые кипрские женщины во дворе сидели на брезентовых табуретках, обмахиваясь специальными веерами «Святая земля Пасхи» и время от времени потягивая глотки из пластиковых бутылок Evian. Немногочисленные старики укрылись в тени у массивного каменного фундамента церкви. Над ними, на крышах близлежащих зданий, болтали ногами подростки-израильские солдаты, бессмысленно глядя вниз.

Греческое духовенство любит устраивать это зрелище каждый год. Это разбавляет скуку их жизни, состоящей в основном из чистки и полировки святых мест. Это также напоминает им о временах, когда они — гордые потомки Византии — правили Иерусалимом и Святой Землей.

Ровно в 13:00 две колонны греческих православных священников, окружающие своего патриарха, прошли 200 ярдов от соседнего монастыря к Храму Гроба Господня; их сопровождали мусульманские кавасы в красной военной форме Османской империи. Громко ударяя длинными металлическими тростями о каменную мостовую, стражники возвещали о начале торжественного шествия и расчищали путь по узким улочкам, заполненным молящимися. Все двигались быстро, чтобы паломник, оцепеневший от долгого ночного бдения, обезвоженный дневным зноем, впал в экстатическое смятение и не протянул руку, чтобы обнять кого-нибудь из святых отцов. В прошлом это была редкая процессия, которая подходила к церкви, не вызывая паники.

Через три-четыре минуты священники миновали большую железную дверь церкви и прошли в ротонду, где стоит кувшин из розового мрамора, в котором находится гробница Христа. Тихое пение началось, когда священники в своих зелено-золотых одеждах начали первый из трех (в честь Святой Троицы) обхода вокруг кувуклии.

Примерно через четверть часа ритуальные шествия закончились под молитвенный ропот паломников. Все лампы были потушены. Телеоператорам было приказано погасить дуговые фонари; даже крошечные красные сигнальные лампочки на камерах были закрыты руками. Темнота сгустила тишину. Казалось, тяжело дышать.

Момент настал. Перед кувуклией стоял греческий патриарх, массивный бородатый мужчина. Золотая корона на его голове, усыпанная изумрудами и рубинами, сверкала в темноте. Прямо над ним была последняя станция креста: Голгофа.

Медленно, осторожно священники-служители сняли корону и верхние атласные одежды. Тихонько за патриархом проскользнул армянский епископ. Армянин был монофизитом, которого греки презирали за то, что он придерживался еретического взгляда на то, что Христос по существу имеет одну (божественную) природу. Когда патриарх заметил армянина, он нахмурился. Ранее в тот же день патриарх хотел отказать армянину в праве сопровождать его

в могилу. Епископы с обеих сторон яростно спорили с израильскими правительственными чиновниками, которые обращались к древним традициям и отстаивали права армян. Епископы, представляющие коптскую и сирийскую якобитские церкви, также имеют право войти в гробницу для принятия Благодатного огня, но только после выхода греческой и армянской. Они стояли у входа в гробницу, неулыбчивые, флегматичные — копт смуглый, в круглой черной шляпе, а якобит на вид изможденный, туберкулезный.

Также присутствовал францисканец, представляющий множество католических общин Иерусалима. Ему не разрешают войти в гробницу во время церемонии: можно предположить, что это наказание за жестокость, совершенную крестоносцами по отношению к своим восточным братьям. Армянский историк XII века Матфей Эдесский сообщает нам, что в 1102 году Благодатный огонь отказался спуститься после того, как франки захватили святые места у местных священников и выгнали греков из их монастырей. Новички поняли суть и восстановили свойства; огонь появился, на день позже.

Печать была сломана, дверь открылась, и патриарх в сопровождении армянина вошел в кувуклию. Через несколько минут затаившейся тишины из отверстия сбоку кувшина показалась рука с факелом. Благодатный огонь сошел. Сначала деревенский священник протянул руку со своей связкой белых свечей (33 в связке, что символизирует годы жизни Христа на земле), чтобы получить пламя. После него пламя от патриаршего факела принял старейшина местной арабской православной общины. Через несколько секунд из второго отверстия на противоположной стороне кувшина высунулась другая рука и фонарик. Настала очередь армянина разжечь священный пожар для своей общины. Мгновенно пламя перешло к копту и якобиту, а затем к францисканцу. Арабы и кипрские женщины были заняты освещением церкви. Пение началось.

Благодатный огонь быстро перекинулся на входную дверь. Триумфально звонили церковные колокола. Молодой арабский мальчик с обнаженной грудью был поднят на плечи своих товарищей и передал пламя молящимся во дворе. Одна свеча зажгла другую. Целые участки двора внезапно загорелись. Огонь волнами прокатился по двору. Сильная жара, открытый огонь и волнение толпы заставили солдат подняться на ноги. Все стояли с открытыми ртами, нервно озирались, не зная, что делать. У всех был фонарь. Некоторые прижимали пламя к лицу, бормоча молитвы, очищаясь от греха.

Среди толпы я увидел молодого человека без факела в вязаной ермолке голубого цвета. Он стоял там, пристально наблюдая. Знал ли он, что один из гимнов, который раньше пели во время Благодатного огня, противопоставлял его иудейскому «бесовскому празднику»? Но времена изменились. Гимн больше не поют, а «скорбящие евреи» превратились в представителей израильского государства, которые с удовольствием посещают церемонию, на организацию которой они потратили большую часть месяца.

Толпа начала медленно уходить со двора. Крестьянки заслоняли пламя от порывов ветра. Некоторые брали комочки белой ваты и обжигали их Святым огнем, чтобы натирать пораженные артритом конечности или лбы новорожденных. Одна женщина не могла снять горящую вату с кончиков пальцев, пока мужчина не стряхнул ее с ее рук. Она наклонилась и зачерпнула восковую массу в сумочку. Другие несли крошечные фонарики, чтобы передать драгоценный огонь от источника к деревенской церкви на Кипре. Они подражают русским паломникам прошлого века, тщательно готовившимся доставить Благодатный огонь во все уголки своей страны. В этот день лимузин «Кадиллак» патриарха ждал, чтобы отвезти Благодатный огонь в Вифлеем, где его ждали арабы-христиане в храме Рождества Христова.

Ритуал Благодатного огня длился около часа. Когда мы пробирались через душу Старого города к Яффским воротам, мой спутник, супер-сабра, изучавший математику и философию в Еврейском университете, задал мне неизбежный вопрос.

«Как они это делают?»

«Как они что делают?» Я ответил.

«Как греки добывают огонь?»

«Греки не выживают; Бог знает».

Она остановилась. «Вы имеете в виду греков верить , что

Бог посылает огонь?»

«Правильно».

«Но кто на самом деле производит огонь? Как это делается?»

«Я не знаю».

Раздраженная, она прижала меня. Не дай мне этого. Вы преподаете богословие. Ты знаешь, как это делается».

Еще одна долгая пауза, а потом я ответил: «Патриарх делает это зажигалкой».

Она взглянула на меня с легкой насмешливой улыбкой на лице и сказала: «Вы думаете, что люди это знают?»

«Сомневаюсь. Но если бы они это сделали, для них это не имело бы значения».

«Правда? Тогда чудо не в лире, а в их вере».

«Вы поняли».

 

Не желая отбрасывать, в конце концов, законный вопрос, позже той же ночью я прочитал Леа отрывок из христианского писателя XI века Абельфарагиуса. Со смешанными чувствами Абельфарагиус процитировал мусульманского критика ритуала кануна Пасхи:

 

. . . Когда христиане собрались в своем храме в Иерусалиме, чтобы отпраздновать Пасху, капелланы церкви, воспользовавшись благочестивым обманом, смазали бальзамовым маслом железную цепь, которая держала светильник над гробницей; а также . . . когда арабский офицер запечатал дверь, ведущую в Гробницу, они подожгли спичку, и огонь сразу же опустился на фитиль лампы и зажег ее. Тогда молящиеся расплакались и закричали Kyrie Eleison, предположим, что это был огонь, упавший с неба на могилу; и они укрепились в своей вере.

 

На следующий день я вернулся в церковь один. Меня привлекает призрачное присутствие, которое заполняет здание после того, как толпа покидает его, искушение искать оставшиеся следы смысла. Я был разочарован. Церковь не пустовала. Эта церковь никогда не пустует. Внутри Храма Гроба Господня всегда слишком много активности. Слишком много туристов, слишком много разговоров, суеты. Негде сесть, подумать. Призрак, должно быть, сбежал из этой церкви много лет назад.

Киприоты все еще были там. Неужели они провели еще одну ночь без сна? Некоторые стояли на коленях у Камня Елеосвящения, плоской коричневой мраморной плиты прямо у входа в церковь. Здесь тело Христа было помазано маслом после того, как его сняли с креста. Для недельных дел кожух, поддерживающий камень, был наполнен специально освященной водой. Женщины умывались водой. Одна наполняла пустую бутылку из-под пива «Маккавей», зачерпывая сложенной ладонью святой воды и ловко наливая ее в бутылку. Она передала наполовину наполненную бутылку своей подруге, которая заткнула ее ватой и бросила в сумку для авиаперелетов.

Много лет назад в школе богословия я узнал, что благочестие не следует путать с духовностью, внутренним созерцанием, размышлением — материалом, из которого состоит богословие. Благочестие непосредственно и чувственно: видеть огонь, целовать камни, касаться воды. Паломничество рождается из этого благочестия. Для кипрских женщин это было последнее путешествие, поистине священное путешествие. Только пожилые люди отправляются в паломничество — в качестве подготовки к смерти. Русские женщины, тысячами приходившие в Иерусалим около 1890 года, несли с собой длинные белые саваны. Они носили их, чтобы купаться в Иордане; белые саваны выглядели для английского путешественника Стивена Грэма «как пробужденные мертвецы в последнее Утро Воскресения». От Иордана русские шли пешком в Иерусалим и, получив в субботу в полдень Благодатный огонь, гасили его шапками, которые планировали носить в гробах.

У женщин-киприоток, которых я видел, не было белых саванов. У некоторых были дешевые подделки, купленные у торговцев на Кристиан-Куортер-роуд, образцы ткани с отпечатанными сценами Хэллоуина. Но они укрепились в вере.

О Святом Духе и Его сошествии на апостолов

Вопрос 420. Кто такой Святой Дух?

A. Святой Дух — третья Личность Пресвятой Троицы.

Q. 421. Являлся ли когда-нибудь Святой Дух?

A. Святой Дух временами появлялся в образе голубя и
снова в виде языков огня; ибо, будучи чистым духом
без тела Он может принимать любую форму.

Q. 422. Святой Дух называется другими именами?

A. Святой Дух именуется также Святым Духом, Утешителем, Духом Истины и другими именами, данными в Священном Писании.

Q. 423. От кого исходит Святой Дух?

A. Святой Дух исходит от Отца и Сына.

Q. 424. Святой Дух равен Отцу и Сыну?

A. Святой Дух равен Отцу и Сыну, будучи таким же Господом и Богом, как и они.

Q. 425. В какой день Святой Дух сошел на апостолов?

A. Святой Дух сошел на апостолов через десять дней после
Вознесение нашего Господа; и день, в который Он сошел на
Апостолов называется Троица или Пятидесятница.

Q. 426. Почему день, когда Святой Дух сошел на Апостолов, называется Троицей?

A. День, когда Святой Дух сошел на апостолов,
называется Троицким или Белым Воскресеньем, вероятно, потому, что христиане, которые
крестились накануне Пятидесятницы, некоторое время носили белые одежды
впоследствии, в знак чистоты, дарованной их душам
Таинство Крещения.

Вопрос 427. Почему этот праздник называется также Пятидесятницей?

A. Этот праздник также называется Пятидесятницей, потому что Пятидесятница означает
пятидесятый; и Святой Дух сошел на апостолов пятьдесят дней
после воскресения Господа нашего.

Q. 428. Как Святой Дух сошел на апостолов?

A. Святой Дух сошел на апостолов в виде языков огня.

Вопрос 429. Что обозначала форма языков огня?

A. Форма языков огня обозначала священный характер и
Божественный авторитет проповеди и учения Апостолов, чрез
слова и рвение все люди должны были быть обращены к любви к Богу.

Q. 430. Кто послал Святого Духа на Апостолов?

A. Господь наш Иисус Христос послал Святого Духа на апостолов.

Q. 431. Знали ли Апостолы, что Святой Дух сойдет на них?

А. Апостолы знали, что на них сойдет Святой Дух;
ибо Христос обещал Своим Апостолам, что после Своего Вознесения пошлет
Святого Духа, Духа Истины, чтобы научить их всем истинам и
пребывать с ними вечно.

Q. 432. Кто-нибудь когда-либо отрицал существование Святого Духа?

A. Некоторые люди отрицают существование Святого Духа; другие
отрицали, что Он есть реальная личность, равная Отцу и Сыну;
но все эти утверждения оказываются ложными словами св.
Писание и непогрешимое учение Церкви.

Q. 433. Каковы грехи против Святого Духа, которые, по словам нашего Господа, не будут прощены ни в этом мире, ни в следующем?

A. Грехи против Святого Духа, о которых, по словам нашего Господа, не будет
прощаются ли в этом мире или в следующем, грехи, совершенные из-за
чистой злобой, и сильно противятся милости Божией, и являются,
поэтому редко прощается.

Вопрос 434. Почему Христос послал Святого Духа?

A. Христос послал Святого Духа, чтобы освятить Свою Церковь, просветить
и укрепить апостолов, и сделать их способными проповедовать Евангелие.

Q. 435. Как Церковь была освящена сошествием Святого Духа?

A. Церковь была освящена сошествием Святого Духа
получив те милости, которые Христос заслужил для Своих служителей,
епископов и священников, и за души всех преданных
их забота.

Q. 436. Как Апостолы были просвещены через сошествие Святого Духа?

А. Апостолы просветились пришествием Святого
Призрак, получив благодать, чтобы помнить и понимать в его истинном
означая все, что Христос сказал и сделал в их присутствии.

Q. 437. Как Апостолы были укреплены пришествием Святого Духа?

А. Апостолы укрепились пришествием Святого
Призрак, получив благодать, чтобы бросить вызов любой опасности, даже самой смерти,
при исполнении своих священных обязанностей.

Q. 438. Что означает «Апостол» и что означает «Евангелие»?

A. «Апостол» означает посланного человека, а «Евангелие» означает благую весть
или новости. Отсюда название «Евангелие» дано вдохновенной истории Нашего
Жизнь и дела Господа на земле.

Вопрос 439. Назовите Апостолов.

А. Апостолами были: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп,
Варфоломей, Фома, Матфей, ​​Иаков, Фаддей, Симон и Иуда
Искариот, на место которого был избран Матиас.

Вопрос 440. Был ли св. Павел апостолом?

A. Св. Павел был апостолом, но так как он был призван только после
Вознесение Господа нашего он не причисляется к двенадцати. Он называется
апостол язычников; то есть всех тех, кто не был
Иудейская религия или члены Церкви Старого Закона.

Вопрос 441. Как св. Павел стал апостолом?

A. На пути преследовать христиан св. Павел был
чудесным образом обращенный и призванный быть Апостолом Самим нашим Господом,
кто говорил с ним. Святого Павла до своего обращения звали Савлом.

Вопрос 442. Кем были евангелисты?

А. Св. Матфея, Св. Марка, Св. Луки и Св. Иоанна зовут
евангелисты, потому что они написали четыре Евангелия, носящие их имена,
а Evangelia — это латинское название Евангелий. Св. Марк и Св. Лука были
не апостолы, но св. Матфей и св. Иоанн были апостолами и
евангелисты.

Вопрос 443. Почему Апостолы не понимали до конца, когда их учил Сам Христос?

А. Апостолы не до конца понимали, когда Сам Христос учил
их, потому что во время Его пребывания с ними на земле они были только
готовится стать Апостолами; и их умы были еще наполнены многими
мирские мысли и желания, которые должны были быть удалены с приходом
Святой Дух.

Q. 444. Пребудет ли Святой Дух с Церковью вечно?

A. Святой Дух пребудет с Церковью вечно и направит ее по пути святости и истины.

Q. 445. Какую пользу мы получаем от знания, что Святой Дух пребудет с Церковью вечно?

A. Из знания, что Святой Дух будет пребывать с
Церковь навсегда, мы уверены, что церковь никогда не сможет научить нас
ложь, и никогда не могут быть уничтожены врагами Нашей Веры.

Q. 446. Какая видимая сила была дана Апостолам через сошествие Святого Духа?

A. Благодаря сошествию Святого Духа апостолы получили
«дар языков», благодаря которому их можно было понять на любом языке,
хотя они проповедовали только в одном.

В. 447. Почему такие чудесные дары сопровождали конфирмацию, или сошествие Святого Духа, в первые века Церкви?

А. Такие замечательные дары сопровождали Миропомазание в первые века
Церкви, чтобы доказать силу, истину и божественный характер
христианство тем, кто в противном случае не мог бы поверить, и привлечь
внимание всех к созданию христианской церкви.

Q. 448. Почему эти знаки не продолжаются повсюду в настоящее время?

A. В настоящее время эти знаки не везде сохраняются,
потому что теперь, когда Церковь полностью установлена ​​и ее божественная
характер и сила доказаны другими способами, такие знаки больше не
необходимый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts