Царица есфирь: Царица Есфирь / Детская Библия Онлайн
Содержание
женская история спасения – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 9 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Христианство и в особенности православие часто называют «мужской религией»: всем управляют мужчины, а дело женщины – на кухне щи варить и мужа с детками кормить. Ну прямо как в Ветхом Завете… А точно ли оно в Ветхом Завете было так? Есть в нем несколько книг, носящих женские имена, но больше всего нам в поисках ответа на этот вопрос подходит книга Эсфири (или Есфири, как пишется это имя в старой орфографии).
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Эсфирь становится царицей. Гравюра.
Действие разворачивается в Персидской империи во время правления царя по имени Артаксеркс – по-видимому, речь идет об Артаксерксе I. Его долгое царствование пришлось на середину V в. до н.э., то была эпоха расцвета персидского государства – на границах огромной империи (от Эгейского моря до Индии, от Средней Азии до Египта) шли войны, но еще не родился тот, кто мог бросить персам серьезный вызов. Так что царь мог предаваться роскошествам и удовольствиям в своем дворце, расположенном в городе Сузы – одной из его резиденций. Иудеи в ту пору жили во многих городах и местностях империи – лишь часть из них вернулась из вавилонского плена на родину, многие отправились в другие земли в поисках лучшей доли.
Итак, Артаксеркс «устроил на третий год своего правления пир для всех вельмож и приближенных. Военачальники персидские и мидийские, знать и правители областей предстали перед царем, и он показывал им богатство и славу своего царства, пышность и блеск своего величия. Длилось это целых сто восемьдесят дней. А по прошествии этих дней царь устроил всему народу, какой был в твердыне города Сузы, и знатным и простым, пир на семь дней в саду царского дворца… царь велел всем управителям своего дворца: пусть люди пьют, сколько пожелают».
Можно представить себе эту картину! Не удивительно, что царица в конце концов устала от бесконечных празднований и отказалась явиться к пирующим по зову своего господина. Какое это было тяжкое оскорбление! Теперь жена самого последнего из царских подданных могла отказаться, по примеру царицы, исполнять повеления своего мужа. Стерпеть такое было никак невозможно, и царь прогнал супругу, разослав по всему царству указ на всех языках своей империи, гласивший: «Пусть мужчина будет господином в своем доме», – вместе с указом и объявление о том, что при дворе открылась вакансия царицы.
Среди прочих красавиц, собранных ко двору, оказалась и Эсфирь, молодая еврейка, которую воспитывал ее близкий родственник Мардохей. Он тоже служил при дворе и даже некогда оказал царю важную услугу, предупредив его о заговоре. Конкурс красоты тогда проходил неспешно: в течение целого года красавицы натирались и умащались всяческими маслами и благовониями, а потом их посылали к царю на одну ночь. После этого девушки отправлялись в особые покои – но большинство из них уже никогда не видели царя, если только он сам не желал вновь встретиться с ними. А кто сказал, что быть наложницей великого царя – это сплошные удовольствия?
Эсфирь, однако, выиграла этот конкурс и осталась при дворе в звании царицы. Казалось бы, ну что такого в этой истории, чтобы вносить ее в состав Священного Писания? Но всё главное еще только было впереди…
Первая в истории попытка поголовного истребления евреев, как гласит Библия, была задумана как раз при дворе Артаксеркса. Даже египетский фараон в свое время вовсе не хотел евреев уничтожить, он только собирался ограничить их рождаемость. Теперь же при дворе обнаружился некий Аман, который предложил царю такой проект: «Есть один народ, рассеянный по всем областям твоего царства среди других народов, но чуждый им. Законы у этих людей совсем не такие, как у прочих народов, и законов царя они не соблюдают. Не подобает царю с этим мириться. Если царю угодно, пусть он издаст указ о том, чтобы истребить их, и тогда казначеи получат от меня для царской казны десять тысяч талантов серебра».
Надо полагать, что Аман вовсе не собирался быть «спонсором» этих погромов: он, напротив, хотел поживиться имуществом тех, кого удастся перебить – и часть добычи заранее обещал отдать царю. Собственно, произошло примерно всё то же, что было и в истории с Даниилом, только уже в других масштабах: народ, у которого есть Царь выше всех земных царей, потенциально опасен для любого правителя. Артаксеркс согласился, решение об истреблении евреев было принято, дата выбрана при помощи жребия, и по всему царству был разосланы указания к наместникам и начальникам, как именно следует осуществить это мероприятие.
Мардохей как приближенный к царю не мог не узнать об этом приказе. Что же делать теперь? С одной стороны, его воспитанница стала царицей… А с другой – что она решала? Даже войти к царю не могла без его особого приглашения. А Мардохея, соответственно, не пускали к ней. Пришлось придворному прибегнуть к помощи слуг, чтобы передать царице весть о том, что их самих хотят в ближайшем будущем убить. Восточные дворы могут быть роскошными и славными, но жизнь при этих дворах всё же не так привлекательна, как кажется на первый взгляд.
И тогда эта молодая женщина, от которой не зависело ничего, которая была просто очень красивой и ценной игрушкой самого могущественного человека в мире, решила действовать сама. Для начала она попросила всех евреев царского города Сузы объявить строгий трехдневный пост. Воздерживаясь от пищи, или, говоря библейским языком, «смиряя себя», люди показывали Богу свою полную зависимость от Него, готовность принять Его волю. Надежды на собственные силы у них уже не оставалось.
Повествователь тем временем мастерски нагнетает напряжение – и в то же время показывает, как ненадежны расчеты Амана, как рушатся один за другим его планы. Во-первых, он так хотел расправиться с ненавистным Мардохеем, что даже не был готов ждать дня, назначенного для истребления всех евреев. Он приготовил высокий столб, на котором собирался повесить своего недруга.
Но вышло всё не так. Царю на следующую ночь не спалось, он велел принести и читать дворцовые хроники – и так ему напомнили о былых заслугах Мардохея. И оказалось, что верного служителя никак не наградили! Царь поспешил исправить эту несправедливость и для начала посоветовался с Аманом: как наградить самого верного слугу? Аман ответил: «пусть принесут одеяние царское, в которое облачается царь, и приведут увенчанного царским убором коня, на котором ездит царь. Пусть передадут это одеяние и коня кому-нибудь из самых знатных царских вельмож, а тот облачит человека, которому царь желает воздать почести, посадит его на коня и проведет коня под уздцы по городской площади». Аман-то был уверен, что все эти почести предназначены ему… но они достались его злейшему врагу Мардохею, Аману же пришлось вести коня под уздцы.
Казалось бы, можно было отступиться, понять, что планам его не суждено было сбыться. Но Аман настаивал на своем – и так шел к собственной гибели, как до него и после него поступали слишком многие, кто был ослеплен ненавистью и собственным высоким чином.
А что же царица Эсфирь? После поста она устроила роскошный пир и пригласила на него супруга-царя и недоброжелателя Амана. Когда царь на пиру пришел в доброе расположение духа, он, как водится у царей, пообещал исполнить любую просьбу Эсфири. Она ответила: «Если я снискала милость твою, о царь, если царю угодно, пусть сохранят жизнь мою – вот о чем я прошу! Пусть сохранят народ мой – вот о чем я молю! Потому что проданы мы – и я, и мой народ – преданы на истребление, на избиение, на гибель!» И ошеломленный царь выслушал историю о страшном враге, который хотел уничтожить и ее саму, и преданного царю Мардохея. Приговор был вынесен тут же, на месте: Амана повесили на том самом столбе, который он приготовил для Мардохея.
Э. Норманд. Эсфирь обличает Амана
Однако на том история еще не закончилась: ведь приказ об истреблении евреев уже был разослан по всей огромной Персидской империи, а отменять однажды отданные приказы у персидских владык было не принято. Тогда от имени царя был издан другой указ: теперь уже евреям дозволялось и даже прямо предписывалось постоять за себя, отомстить всем своим врагам и перебить. Книга Есфири добавляет: «И в какую бы область, в какой бы город ни приходил этот указ с повелением царя, везде начинались у иудеев радость и веселье, пир и праздник. И многие люди из народов этой страны перешли в иудейство, потому что их объял страх перед иудеями».
Иудеи не преминули воспользоваться такой возможностью и действительно уничтожили всех своих врагов – в одних Сузах их обнаружилось пять сотен, в том числе повесили десятерых сыновей Амана. Этот день решено было отметить как праздничный, и по сей день он сохраняется в календаре еврейских праздников под именем Пурим – это слово переводится как «жребии». Некогда враги еврейского народа бросали жребий, определяя день, когда нужно евреев перебить, но в результате погибли сами. Такой уж им выпал жребий.
И всё-таки относиться к этой книге спокойно у христиан часто не получается, порой ее даже предлагали исключить из состава Библии. Что же это выходит? Избранный народ не просто избавился от гибели, но и отплатил врагам той же монетой? Разве нельзя было иначе? Разве они не понимали, что народ Божий не должен уподобляться своим гонителям?
Трудно сказать, можно ли было в ту эпоху обезопасить врагов, не причиняя им при этом ни малейшего вреда. Отнять у них оружие? Заключить под стражу? А если они откажутся (а ведь точно не согласятся), тогда что?
Но самое главное, что слова о любви к ненавидящим в том мире еще не прозвучали. Как и в случаях с Исходом и с завоеванием Ханаана вопрос был один: «кто кого». И горе побежденным! Глядя на мир, изображенный в книге Эсфири, где убийство одного человека или целого народа – такая же обыденная вещь, как царское пиршество, мы лучше понимаем, что Новый Завет стал действительно новым, революционным для своего времени.
Но есть у христиан и еще одна причина относиться к этой книге с осторожностью… В ее еврейском тексте ни разу не упомянут Бог. Если бы она не входила в состав Библии, у нас не было бы особых оснований думать, что она вообще имеет какое-то отношение к вопросам веры. Это захватывающая история из жизни персидского двора, с конфликтами, интригами, напряженным действием и неожиданной развязкой. Но действуют в ней во всех случаях люди и только люди.
Именно по этой причине в греческую версию этой книги были добавлены целые абзацы, излагающие богословский взгляд на ту же историю. Вот, к примеру, как молится Мардохей, узнав об опасности: «И ныне, Господи Боже, Царю, Боже Авраамов, пощади народ Твой; ибо замышляют нам погибель и хотят истребить изначальное наследие Твое; не презри достояния Твоего, которое Ты избавил для Себя из земли Египетской; услышь молитву мою и умилосердись над наследием Твоим и обрати сетование наше в веселие, дабы мы, живя, воспевали имя Твое, Господи». И повествователь добавляет, что горячо молился не только он, но и все евреи. Но эти строки явно были добавлены в текст позднее, как раз для того, чтобы его сделать более назидательным для верующих.
Но даже если отказаться от них – история не теряет своего смысла. Бог в любом случае действует в истории, только не всегда в виде огненного и облачного столпа, как при исходе израильтян из Египта. Его воля может твориться руками людей – даже если они при этом и не говорят о Нем перед другими людьми.
Что же до роли женщины в религии Ветхого Завета и в христианстве, она вовсе не тождественна роли мужчины – но и ничем не ниже ее. Она просто другая, как показывает нам и эта библейская книга.
Есфирь — биография, значение имени, в Библии, фильм и книга
История персонажа
Христианство принято расценивать как религию, в которой главную роль играют мужские образы. Ветхий Завет особенно пропагандирует подобную мысль. Тем не менее, в нем содержатся несколько книг, названные женскими именами. Особенно известна в православии Книга Эсфири или, как принято писать по старым канонам, Есфири.
Биография
Настоящее имя героини – Гадасса, что в переводе означает «мирт». Значение имени Есфирь в переводе с персидского – «звезда». Девушка принадлежала роду Саула и проживала в семьей в Сузах. Легенда гласит, что героиня Библии была сиротой, отданной на воспитание в дом двоюродного брата своего отца. Приемного отца Есфири звали Мардохей.
Есфирь
Когда царь собрал прекрасных дев из Персии и Мидии для выбора супруги, голос ангела дал героине указ: прийти на царский двор, где все узрели ее красоту. Царь выбрал ее, но Есфирь блюла еврейские традиции, оставаясь верной религии. Мардохей регулярно наведывался во дворец, чтобы контролировать девушку.
По легенде, Есфирь одна из немногих красавиц, чья красота была вечной и неподвластной влиянию лет.
История
Исходя из свитка Есфирь, действие происходило в Персидской империи, когда ею правил царь Артаксеркс. Историки определяют, что этот период пришелся на 5 век до нашей эры – время расцвета персидского государства. В городе Сузы, где проживал правитель, создавались все условии для его роскошного существования с обилием развлечений.
Есфирь и царь Артаксеркс
Иудеи в то время жили в разных регионах. Из племени вавилонян на родные места вернулись немногие. Иные решили попытать удачи в других государствах.
Однажды Артаксеркс устроил большой пир для своих приближенных. Все представители знати собрались на нем, чтобы подивиться богатству и славе Персидского царства, а также величию правителя. Пир продолжался долгие 180 дней, по истечении которых царь сделал большой праздник для простого люда. За 7 дней, что он длился, люди могли вдоволь наесться и напиться в царских садах. Уставшая от празднеств царица Астинь отказалась прийти к государю по первому зову, и царь прогнал ее. Решив, что не допустит очернения царского достоинства, Артаксеркс объявил начало поисков новой супруги.
Есфирь и Мардохей
Среди прочих красавиц, приведенных ко двору, была и Есфирь, доставленная Мардохеем, некогда сослужившим верную службу царю. В течение года девушки готовились к свиданию с царем, которое длилось одну ночь, а затем ждали его ответа. Есфирь победила своих конкуренток и стала царицей. Но библейский урок заключается не в этой части легенды.
Библейские сказания гласят, что при Артаксерксе начались гонения евреев. Аман, один из приближенных царя, предложил проект по изничтожению евреев, пообещав оплату убийств и гонений. На условиях сделки часть добычи от погромов переходила в царскую казну. Мардохей, прознав о кровавом плане, сделал так, чтобы о нем узнала и Есфирь. Царица объявила трехдневный пост для евреев во славу Божьей воли. Аман в это время готовил высокий столб для казни Мардохея.
Царица Есфирь
Царь, читавший на ночь хроники, вспомнил, что Мардохей был верным слугой, а награды за свои поступки так и не получил. Посоветовавшись с Аманом, Артаксеркс облачил Мордехая в царские одежды, посадил на своего коня и приказал везти по городу. Аман вынужден был вести лошадь под уздцы.
Есфирь же устроила пир, пригласив царя и его приближенных. Есфири было даровано желание, которое царь с радостью бы исполнил, и девушка пожелала сохранить жизнь иудеям. Все замыслы Амана были раскрыты, и кровожадного царедворца повесили на столбе.
Так как отменить приказ об убийстве евреев было невозможно, царь издал другой, дозволяющий иудеям защищаться. День, когда иудеи заступились за себя, отмечают как праздник Пурим.
Книга Есфири
Давая характеристику Книге Есфири, стоит отметить, что это одно из немногих библейских сочинений, где ни разу не упоминается имя Бога. Действующими лицами истории выступают только люди.
В культуре
Если бы легенда о Есфири не была причислена к библейским сказаниям, можно было предположить, что это светская легенда, повествующая о придворных интригах.
Сюжет о том, как простая девушка спасла от гонений еврейский народ, нашел отражение в творчестве писателей и художников. Произведения под названием «Эстер» в разные годы публиковали Закс, Уск, Де Монкретье, Расин, Грильпальцер и Брод. Астрюк написал «Трагедию о царице Эсфирь», Блисс – «Царицу Эсфирь», Голлер – «Сон в ночь Пурима».
Рембрандт: «Артаксеркс Аман и Есфирь»
Образ Есфири стал популярным в эпоху Ренессанса. Им вдохновлялись Ботичелли, Рубенс, Рембрандт и Тинторетто. С развитием драматического театра легенда о подвиге Есфири стала известна российской публике. Специально для представления на театральных подмостках драматург Грегори написал и поставил «Артаксерксово действо».
Экранизации
Сюжет о Есфирь воспевался в кинематографе со второй половины 20 века. Первым на ветхозаветную легенду обратил внимание режиссер Рауль Уолш, выпустивший в 1960 году фильм «Есфирь и царь». Главную женскую роль исполнила Джоанн Коллинз.
Джоанн Коллинз в роли Есфирь
В 1986 году израильтянин Амос Гитай снял кинокартину, в которой в образе Есфирь выступила Симона Беньямини.
В 1993 году для ознакомления юной аудитории с библейскими историями на экраны вышел мультипликационный проект «Есфирь».
В 1999 году публика познакомилась с проектом под названием «Библейская коллекция: Есфирь прекрасная». В нем снялись малоизвестные актеры, но роль царицы Астинь исполнила Орнелла Мути, а в образе Есфирь предстала Луиза Ломбард.
Орнелла Мути в образе Есфирь
В 2006 году сюжет вновь привлек внимание постановщиков, и свет увидел проект «Одна ночь с королем», который стал звездным воплощением легенды. В главной роли блистала Тиффани Дюпон. В картине также снялись Оман Шариф, Джон Рис-Дейвис, Томми Листер, Питер О’Тул и другие.
Царица Есфирь — Библейские стихи и смысл
1
Вот что произошло во времена Ксеркса, Ксеркса, правившего более чем 127 провинциями, простирающимися от Индии до Куша:
2
В то время царь Ксеркс правил со своего царского трона в цитадели Сузы,
3
и в третий год своего царствования он дал пир для всех своих вельмож и чиновников. Присутствовали военачальники Персии и Мидии, князья и знать провинций.
4
В течение полных 180 дней он демонстрировал огромное богатство своего королевства, великолепие и славу своего величества.
5
По прошествии этих дней царь устроил семидневный пир в огороженном саду царского дворца для всего народа, от мала до велика, находившегося в крепости Сузы.
6
В саду были драпировки из белого и синего льна, прикрепленные шнурами из белого льна и пурпурной материи к серебряным кольцам на мраморных колоннах. На мозаичном полу из порфира, мрамора, перламутра и других дорогих камней стояли ложа из золота и серебра.
7
Вино подавалось в золотых кубках, каждый отличался от другого, и царское вино было в изобилии, что соответствовало царской щедрости.
8
По царскому повелению каждому гостю разрешалось пить без ограничений, ибо царь поручил всем виноторговцам подавать каждому то, что он пожелает.
9
Царица Вашти также устроила банкет для женщин в царском дворце царя Ксеркса.
10
На седьмой день, когда царь Ксеркс был в приподнятом настроении от вина, он приказал семерым евнухам, служившим ему — Мехуману, Бизте, Харбоне, Бигте, Абагте, Зетару и Каркасу —
11
привести к нему царицу Астинь в ее царской короне, чтобы показать ее красоту народу и знати, ибо она была прекрасна на вид.
12
Но когда слуги передали приказ царя, царица Астинь отказалась прийти. Тогда король пришел в ярость и сгорел от гнева.
13
Так как у короля было принято консультироваться со специалистами в вопросах права и справедливости, он говорил с мудрецами, которые понимали времена
14
и были ближе всего к царю — Каршена, Шетар, Адмата, Фарсис, Мерес, Марсена и Мемукан, семь знатных персов и мидийцев, которые имели особый доступ к царю и были высшими в царстве.
15
«По закону, что должно быть сделано с королевой Вашти?» он спросил. «Она не повиновалась приказу царя Ксеркса, который взяли на себя евнухи».
16
Тогда Мемукан ответил в присутствии царя и знати: «Царица Вашти сделала зло не только королю, но и всей знати и народам всех провинций царя Ксеркса.
17
Ибо поведение царицы станет известно всем женщинам, и поэтому они будут презирать своих мужей и говорить: «Царь Ксеркс приказал привести к нему царицу Астинь, но она не пришла».0003
18
В тот же день персидские и мидийские знатные женщины, услышавшие о поступке царицы, ответят всем царским вельможам тем же. Неуважения и раздора не будет конца.
19
«Поэтому, если царю угодно, пусть он издаст царский указ, и пусть будет записано в законах Персии и Мидии, которые не могут быть отменены, что Астинь никогда больше не должна входить в лицо царя Ксеркса. Также пусть король отдаст свое королевское положение тому, кто лучше ее.
20
Затем, когда указ царя будет провозглашен во всем его огромном царстве, все женщины будут уважать своих мужей, от мала до велика».
21
Король и его дворяне были довольны этим советом, поэтому король сделал так, как предложил Мемукан.
22
Он разослал депеши во все части королевства, в каждую провинцию ее письменами и к каждому народу на их языке, провозглашая, что каждый человек должен управлять своим домом, используя свой родной язык.
Эстер: Библия | Еврейский женский архив
по
Сидни Уайт Кроуфорд, обновленный Джошуа Аарон Альфаро
Последнее обновление
23 июня 2021 г.
Коротко
В библейской книге, названной в ее честь, Эстер — молодая еврейка, живущая в персидской диаспоре, которая находит благосклонность царя, становится царицей и рискует своей жизнью, чтобы спасти еврейский народ от уничтожения, когда судебный чиновник Аман уговаривает царя санкционировать погром всех евреев империи. Написанная в диаспоре в позднеперсидский/раннеэллинистический период (четвертый век до н. э.), «Книга Есфирь» представляет собой еврейскую повесть, посвященную непреходящим проблемам сохранения еврейской идентичности и обеспечения выживания в условиях культурного давления и враждебных врагов на чужой земле.
Содержимое
5 Библиография
Эсфирь впервые появляется в рассказе как одна из молодых дев, собранных в царском гареме в качестве возможной замены Астинь, изгнанной жены царя Артаксеркса (Ксеркс I, годы правления 485—465 до н. э.). Она идентифицируется как дочь Авихаила (Есф. 2:15), двоюродная сестра и приемная дочь Мардохея из колена Вениамина (Есф. 2:5–7). О ее характере мало что известно, но она описывается как красивая (2:7) и послушная (2:10), и она кажется податливой и готовой к сотрудничеству. Она быстро завоевывает расположение главного евнуха, H egai, и, когда приходит ее очередь провести ночь с царем, Артаксеркс влюбляется в нее и делает своей царицей. Все это происходит, пока Есфирь держит в секрете свое еврейское происхождение (Есф. 2:10, 20).
После того, как Есфирь становится царицей, ее двоюродный брат Мардохей оказывается вовлеченным в борьбу за власть с великим визирем Аманом Агагитянином, потомком амаликитянского царя, который был врагом Израиля во времена царя Саула (1 Царств 15:32). Мардохей отказывается склониться перед Аманом, и это так приводит Амана в ярость, что он решает не только убить Мардохея, но и перебить весь его народ. Он получает на это разрешение царя, и назначается дата, 13 Адара (этот эпизод определяет дату праздника Праздника, проводимого в 14-й день еврейского месяца Адара (15-го числа в Иерусалиме) в ознаменование избавление еврейского народа в Персидской империи от заговора с целью его искоренения. Пурим, популярный еврейский праздник). Когда Мардохей узнает о заговоре Амана, он спешит во дворец, чтобы сообщить об этом Есфири, плача и одетый во власяницу (Есф. 4:1–3).
В этот момент истории персонаж Эстер выходит на первый план. Когда она впервые узнает о заговоре Амана и угрозе евреям, ее реакция полна беспомощности. Под страхом смерти она не может подойти к царю без вызова, а царь не вызывал ее в течение тридцати дней, подразумевая, что она впала в немилость (Есф. 4:11). Однако, следуя настойчивым уговорам Мардохея, она решает сделать все возможное, чтобы спасти свой народ, заканчивая громким заявлением: «После этого я пойду к царю, хотя это и против закона; а если погибну, то погибну» (Есф. 4:16). Податливая и послушная Эстер стала женщиной действия.
Эсфирь предстает перед царем Артаксерксом, которого не призвали, и он не только не убивает ее, но и обещает удовлетворить ее пока невысказанную просьбу. В превосходный момент преуменьшения Есфирь приглашает царя на званый обед (Есф. 5:4). Царь в сопровождении Амана посещает пир Есфири и снова пытается узнать ее просьбу, которую она еще раз отклоняет, приглашая на другой званый обед. Только на втором званом обеде, когда царь в достаточной мере обольщен ее чарами, она раскрывает свою истинную цель: разоблачение Амана и его заговора. Она впервые раскрывает свою еврейскую личность и обвиняет Амана в заговоре с целью уничтожить ее и ее народ. Непостоянный царь бросается на защиту женщины, к которой он был равнодушен тремя днями ранее, Аман казнен, а евреи получают разрешение защищаться от своих врагов, что они и делают с большим успехом (Есфирь 7–9).). Книга заканчивается тем, что Мардохей возведен в должность великого визиря, а власть теперь сосредоточена в руках Эстер.
Подобно книгам Даниила или Товита, Книга Есфири поднимает вопросы о том, как жить еврею в диаспоре. Однако Книга Есфирь уникальна в двух важных отношениях. Во-первых, хотя Мардохей играет важную роль и завершает историю на очень высоком уровне, в конечном счете именно Эсфирь, женщина, спасает свой народ. Этот выбор женского героя выполняет важную функцию в истории. Женщины были в мире персидской диаспоры, как и во многих других культурах, по существу бессильными и маргинализованными членами общества. Даже если бы они принадлежали к доминирующей культуре, они не могли бы просто протянуть руку и захватить власть, как это может сделать мужчина; любая власть, которую они могли получить, была заработана посредством манипуляций со стороны государственных носителей власти, мужчин. В этом смысле еврей, живущий на чужбине, мог идентифицировать себя с женщиной: он или она тоже были по существу бессильны и маргинализированы, а власть можно было получить только с помощью своего ума и таланта. Но, как показывают действия Есфири, это можно сделать. Проницательно используя свою красоту, обаяние и политический ум, а также пойдя на один удачный риск, Эстер спасает свой народ, приводит к падению их врага и поднимает своего родственника на самое высокое положение в королевстве. Эсфирь становится образцом для еврея, живущего в диаспоре или изгнании.
Во-вторых, Книга Есфири отличается от других библейских историй о диаспоре заметным отсутствием Бога или каких-либо явных религиозных элементов. Пост соблюдается, хотя и не сопровождается молитвой, и Эстер призывает евреев к посту именно в то время, когда они должны были бы соблюдать Пасху.
Очевидная нерелигиозность книги стала источником недоумения, а также критики для многих ее читателей. Хотя она очень популярна среди еврейского народа, особенно из-за ее связи с праздником Пурим, ее статус священной книги был поставлен под сомнение из-за отсутствия в ней божественного имени Бога. Раввины были обеспокоены тем, что Есфирь не смогла вести еврейскую жизнь: она вступила в половую связь с язычником и вышла замуж за него, живет при персидском дворе и не следует еврейским диетическим законам (Септуагинта, греческий перевод еврейской Библии, пытается исправить это, добавив молитвы и неоднократно взывая к Богу, а также заставив Эстер объявить, что она ненавидит свой нынешний образ жизни). Кроме того, комментаторы-женщины и мужчины упрекали Есфирь за ее очевидную готовность участвовать в обычаях персидского гарема, а христианские комментаторы — за ее очевидную кровожадность в уничтожении язычников (Есф. 9).: 1–15). Вся эта критика продолжает вызывать дискуссию о цели книги.
Цель Книги Эстер открыта для различных интерпретаций. Это можно понимать как восхваление человеческой ответственности вместо ошибочной зависимости от Бога: евреи в книге должны взять дело в свои руки, чтобы сохранить свое существование, а не ждать, пока Бог начнет действовать. В качестве альтернативы, несмотря на то, что Бог прямо не упоминается, многие очевидные «совпадения» в книге часто рассматривались как намеки на то, что Бог действует за кулисами истории. Еще одна интерпретация книги рассматривает ее послание как подразумеваемую критику евреев диаспоры, которые ассимилировались с окружающей их культурой, пренебрегли традиционным еврейским законом и пренебрегли Богом, но тем не менее им суждено победить своих врагов.
Характер Эстер и ее история служат источником размышлений для еврейских мужчин и женщин, живущих в диаспоре, как во время написания книги, так и на протяжении столетий до наших дней. Он ставит перед читателями вопросы, которые задаются заново в каждом поколении: что значит жить по-еврейски? Можно ли быть евреем без Бога или религиозных обрядов? Что делать евреям перед лицом враждебности и угрозы геноцида? Актуальность этих вопросов помогает объяснить непреходящую популярность книги и самой Эстер в еврейской общине.
Библиография
Амселлем, Венди. «У зеркала два лица: исследование Эстер и Астинь». JOFA Journal 4 (2003): 7. См.: https://www.myjewishlearning.com/article/vashti-esther-a-feminist-perspective/
Berlin, Adele. Библейский комментарий JPS: Есфирь . Филадельфия: Еврейское издательское общество, 2001.
Каррутерс, Джо. Эстер Сквозь века . Oxford: Blackwell, 2008.
Фокс, Майкл В. Характер и идеология в Книге Эстер . Гранд-Рапидс, Мичиган: WB. Eerdmans 2001.
Левенсон, Джон, Д. Эстер: комментарий. Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс, 1997.
Мейерс, Кэрол, главный редактор. Женщины в Писании . Бостон: Houghton Mifflin, 2000.
Реймер, Гейл Тверски. «Избегание Эстер / принятие Эстер: меняющееся представление о библейских героинях». В Talking Back: Images of Jewish Women in American Popular Culture, под редакцией Джойс Антлер, 207-19. Ганновер, Нью-Хэмпшир: Brandeis University Press, 1997.
Уайт, Сидни А.