Сошествие во ад фреска: СОШЕСТВИЕ ВО АД. Фреска монастыря Хора в Константинополе. 1315
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!: taen_1 — LiveJournal
Воскресение. Сошествие во ад
Воскресение. Сошествие Христа во ад. Фреска монастыря Хора. Константинополь. XIV в.
Христос. Фрагмент сошествия во ад
Адам. Фрагмент сошествия Христа во ад
Ева. Фрагмент сошествия Христа во ад
После распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс свою евангельскую проповедь, освободил Адама и Еву, вывел из ада всех ветхозаветных праведников и заключённые там души. Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за богослужением Великой субботы. Под ногами Христа изображаются поверженные врата ада (сломанные створки складываются в подобие креста) и разбитые замки; Сатана, закованный в цепи, или персонифицированная человеческая фигура Ада. В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад», сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова.
Сошествие Христа во ад. Фреска пещерной церкви в Каппадокии. XI в.
Воскресение Христово (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение, Пасха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. פסח [Pesaḥ]), — древнейший и самый важный христианский праздник. В христианстве название праздника «Пасха» приобрело толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу», христианин освобождается от рабства греха через смерть и воскресение Иисуса Христа. Во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл ветхозаветного праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.
Сошествие во ад завершило искупительную миссию Иисуса Христа и явилось пределом уничижения Христа и в то же время началом его славы. Иисус своим вольным страданием и мучительной смертью на кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его последствиями их потомкам.
Воскресение Христово. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII в.
В «Огласительном слове на Пасху», которое читается за Пасхальной Литургией святитель Иоанн Златоуст в торжественной форме воспевает победу Христа над адом и смертью:
«Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть! Угаси ю, Иже от нея держимый. Плени ада, Сошедый во ад. Огорчи ада, вкусивша плоти Его… Огорчися, ибо упразднися! Огорчися, ибо поруган бысть! Огорчися, ибо умертвися! Огорчися, ибо низложися! Огорчися, ибо связася! Прият тело, и Богу приразися. Прият землю и срете небо. Прият, еже видяше, и впаде во еже не видяше! Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?
«Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти… Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога. Принял землю, а нашел в нем небо. Взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!»
В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского приводится рассказ о проповеди апостола Фаддея эдесскому царю Авгарю, в котором апостол рассказывает царю о Христе: «…Он смирил Себя и умер, как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивавших от начала мира, как сошел один, а восшел к Своему Отцу с великим множеством людей».
Сошествие во ад. Икона XVI в. Псков
В богослужении Православной Церкви сошествие во ад является одной из центральных тем, которая тесно переплетается в песнопениях с крестной смертью Христа и его Воскресением.
ФРЕСКИ Софийского Собора: kateryna_dolgiy — LiveJournal
Фрески (росписи водяными красками по сырой штукатурке)
Фрески украшали в древности все боковые стены Софийского собора, галереи, башни и хоры. В XVII веке первоначальная живопись во время ремонта частично обновлялась клеевой краской. На рубеже XVII-XVIII веков древние фрески Софийского собора в Киеве, в то время поврежденные, были оштукатурены и забелены. В XVIII веке на первоначальной стенописи были сделаны новые масляные изображения, которые отвечали требованиям эпохи. В середине XIX века фрески были расчищены из-под росписи XVIII века и снова закрыты масляной живописью, которая не отличалась художественной ценностью, хотя сюжеты её в основном повторяли иконографическую схему древних фресок, сохранившихся к тому времени.
Трансепт. Северная сторона. Схема размещения фресок:
Трансепт. Южная сторона. Схема размещения фресок:
В процессе современных реставрационных работ в Софийском соборе фрески XI века расчищены из-под позднейших наслоений, укреплены места отслойки фресковой штукатурки. Поздняя живопись оставлена в местах, где фрески потеряны, для сохранения единства стинописного ансамбля Софийского собора. В отдельных местах сохранились композиции XVII и XVIII веков.
фреска «Сошествие Христа в ад» («Сошествие во ад»). Трансепт. Северная сторона:
фреска «Сошествие Христа в ад». Пророки. Фрагмент
Фреска «Сошествие Святого Духа». Фрагмент. Трансепт. Южная сторона:
К системе фресковой росписи Софийского собора входят многофигурные сцены, изображения святых в полный рост, полуфигуры святых, многочисленные орнаменты.
В центральном подкупольном пространстве видим многофигурные евангельские сцены повествовательного характера — о деяниях и жертве Христа, о распространении христианского вероучения. В древности композиции размещались в хронологической последовательности по кругу, слева направо, сверху вниз тремя регистрами. Начальные сцены цикла были изображены на своде трансепта и западной части центрального нефа. Ни одна из фресок верхнего регистра не сохранилась до наших дней.
Сцены среднего регистра размещены под сводом над тройными аркадами и начинаются в северной части трансепта двумя композициями — «Отречение Петра» и «Христос перед Каиафою». Далее повествование переходит на южную часть трансепта, где размещена композиция «Распятие». Остальные фрески среднего регистра не сохранилась.
Фрески нижнего регистра размещены над восьмигранными столбами трансепта. На северной стене Софийского собора сохранились сцены «Сошествие Христа в ад» и «Явление Христа женам-мироносицам», на южной — «Уверование Фомы» и «отсылки учеников на проповедь». Наряду с последней композицией на смежной стене видим заключительную сцену всего евангельского цикла — «Сошествие святого духа».
Особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Композиция находилась на северной, западной и южной стенах главного нефа. О центральной части этой композиции, размещенной на западной стене, которая не сохранилась, известно из рисунка Абрагама 1651 года. На рисунке изображены Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке, жена Ярослава княгиня Ирина. Они идут к фигуре Христа, у которого, возможно, стояли князь Владимир и Ольга — основоположники христианства на Руси. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.
Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф:
Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого:
1. Реконструкция В. Лазарева: слева от Христа — княгиня Ирина с дочерьми, справа — Ярослав Мудрый с сыновьями
2. Реконструкция С. Высоцкого: слева от Христа — князь Владимир и Ярослав с сыновьями, справа — княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочерьми
3. Реконструкция А. Поппе: слева от Христа — Ярослав с сыновьями и дочерью, справа — княгиня Ирина с дочерьми
Фреска очень пострадала во время реставрации XIX века. На южной стене сверху фрески маслом были изображены фигуры великомучениц, на северной стене — святых. Расчистка этих фресок осуществлена после организации Софийского заповедника в 1934-1935 годах. На северной стене Софийского собора, кроме фрески, видны три фигуры, изображенные в XVIII веке, и голова святого — в XIX веке.
То обстоятельство, что фресковая композиция плохо сохранилась, и отсутствие первоначальных надписей затрудняют реконструкцию всей сцены и определение каждой из фигур. Хотя четыре фигуры на южной стене широко известны как портреты дочерей Ярослава, существуют научные гипотезы, определяющие эти изображения как мужские (в частности, две первые фигуры со свечами в руках). Портрет семьи Ярослава Мудрого, размещенный в центре собора, служил утверждению княжеской власти. И теперь, глядя на изображенных на портрете людей, мы вспоминаем о связях киевского княжеского дома с крупнейшими государствами Европы. Жена Ярослава Мудрого Ирина (Ингигерд) была шведской принцессой, его сыновья, Святослав и Всеволод женились на греческих царевнах, а дочери — Елизавета, Анна и Анастасия — были королевами Норвегии, Франции и Венгрии. Фресковый портрет семьи Ярослава Мудрого — это уникальный памятник древнерусского портретной монументальной живописи.
Другие росписи на первом этаже Софиевского собора имеют религиозный смысл. Фрески бокового алтаря Иоакима и Анны рассказывают о деве Марии и ее родителей, фрески алтаря Петра и Павла — о деяниях апостола Петра.
Фрески южного (Михайловского) бокового алтаря Софии Киевской посвящены архангелу Михаилу, который считался покровителем Киева и княжеской дружины: в апсиде видим монументальную полуфигуру Михаила, под ней — фигуры святителей. На своде перед апсидой изображены сцены «Единоборство с Иаковом» (северный склон) и «свержении сатаны» (южный склон). На сводах в предалтарной части нефа Софийского собора сохранились фресковые композиции «Явление архангела Захарии», «Явление архангела Валааму» (северный склон свода) и «Явление архангела Иисуса Навина» (южный склон свода). В Михайловском алтаре на южной стене сохранилась деревянная ставня (оконница) XI века. Под ней — композиция XVIII века «Чудо архангела Михаила в Хонех».
Фреска «Апостол Павел». Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла:
Фреска «Апостол Петр». Фрагмент. Боковой алтарь Петра и Павла:
Фреска Сцена из «Жития Петра». Голова мальчика. Фрагмент. Алтарь Петра и Павла:
Фреска «Воин». Центральный неф. Юго-западный подкупольный столб:
Северный боковий алтарь Софийского собора посвящен святому Георгию — духовному патрону князя Ярослава Мудрого (крещеное имя князя — Георгий). В своде апсиды видим полуфигуру Георгия, под ней — святителей. На своде алтарной и предалтарной частей были изображены сцены из жития Георгия. Из них фрагментарно сохранились композиции «Допрос Георгия Диоклетианом», «Мучения Георгия в овраге с известью» и др.
На северной стене, слева прохода в бывшую галерею сохранилось фресковое изображение мужчины в светском одежде с поднятыми руками. Существует предположение, что это — фрагмент большой композиции «Ярослав Мудрый перед святым Георгием», не осталась, и фигура мужчины — это изображение князя.
В Георгиевском боковом алтаре привлекают внимание два нарисованы мужские головы в своде алтаря, слева от изображения Георгия. Эти рисунки выполнены процарапыванием фресковой фона, очевидно, во время реставрационных работ XIX века.
Фреска «Неизвестная святая». Боковий алтарь Георгия:
Фреска «Святой». Георгиевский предел, алтарь:
Фреска «Святая Варвара». Фрагмент. Центральный неф. Северо-западный крестообразный столб:
Фреска «Пророк». Фреска XI ст. Георгиевский алтарь:
Фреска «Святой Николай». Фреска XI ст. Центральный неф:
Фреска «Святая». Фреска XI ст. Центральный неф:
Фреска «Неизвестная святая». Боковий алтарь Георгия:
Фреска «Святая Надежда». Боковий алтарь Георгия:
Фреска «Явление архангела Валааму». Фрагмент. Боковий алтарь Михаила:
Фреска «Неизвестный святой». Южная внутренняя галерея:
Фреска «Святой Фока». Южная внутренняя галерея:
Фреска «Святой Филипола». Южная внешняя галерея (западная часть):
Фреска «Святая Евдокия». Западная внутренняя галерея:
Фреска «Святой Федор Стратилат». Фрагмент. Северная внутренняя галерея:
Фреска «Неизвестный святой». Боковий алтарь Георгия:
Большое место в системе росписей Софийского собора занимают отдельные фигуры святых. Среди них — изображения мучеников, святителей, апостолов, святых воинов и др. В западной части, где во время богослужения находились женщины, преимущественно изображены «святые жены» — Варвара, Ульяна, Кристина, Екатерина и другие. Выделяются яркостью образов четыре женские фигуры в медальонах в западной части Георгиевского бокового алтаря.
К сожалению, первоначальная сочность цветов большинства фресок Софийского собора не сохранилась. Фресковые изображения были выполнены на голубом фоне. В росписях преобладали темно-красные, охристые, белые и оливковые цвета. Особое внимание художники уделили описанию лиц, создав замечательную галерею образов с индивидуальной характеристикой. Привлекают внимание фигуры апостола Павла (алтарь Петра и Павла), Варвары (западный трансепт), Фоки (южная внутренняя галерея), Федора (северная внутренняя галерея) и многие другие.
Фреска «Крещение». Фрагмент. Апсида крещальни:
Фреска «Сорок Севастийских мучеников». Фрагменты. Крещальня:
Как мозаичные, так и фресковые росписи Софийского собора органически связаны с архитектурными формами интерьера. Им присуща декоративность, четкость художественного языка, глубина и выразительность образов.
Фреска «Император Константин». Фреска XI века. Михайловский придел:
Фреска «Император Юстиниан». Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:
Фреска «Вручение Марии кокцина и пурпура». Фреска XI века. Придел Иоакима и Анны, алтарь:
фреска «Единоборство архангела Михаила с Иаковом». Фреска XI века. Михайловский придел, алтарь:
Фреска «Фигура князя» (?). Фреска XI века. Георгиевский придел:
фреска Архангел:
фреска Святой Георгий Фрагмент:
фреска Благовещение. Архангел Гавриил. Фрагмент:
фреска Целование Марии и Елисаветы. Фрагмент:
фреска Уверение Фомы Христос и Апостолы. Фрагмент:
фреска Святители. Левая часть:
фреска неизвестный святитель:
фреска Святой Панкратий Фрагмент:
фреска Григорий Богослов:
фреска неизвестный Святой:
фреска Святой Ермилос:
фреска Святой Виктор:
фреска Святой Мелитон:
фреска Иоанн Предтеча:
фреска неизвестный Святой:
фреска Грифон. Фрагмент:
Фрагменты фресок:
Имена живописцев неизвестны. Только в Михайловском боковом алтаре сохранился греческая надпись «Георгий», выполненная по сырой фресковой штукатурке до нанесения краски на ней. Возможно, что это имя одного из художников, работавших в соборе.
Большую роль в системе росписей играют многочисленные орнаменты, которые разделяют мозаичные композиции, украшающие арки, пилоны, оконные и дверные проемы Софийского собора. Они подчеркивают архитектурные формы сооружения и делают живописное убранство Софии Киевской особенно красочным и богатым.
Подробнее здесь: http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/freski_sofiyskogo_sobora.shtml
Терзания ада | Фреска в погребальной часовне собора …
Фреска в погребальной часовне церкви Хора в Стамбуле.
Сошествие во ад / Анастасий
Пасхальная икона, наиболее часто написанная иконописцами и наиболее часто встречающаяся в православных храмах и домах, – это Анастасий – Сошествие Христа во ад. Это также первая пасхальная икона, которую ежегодно выставляют в центре храма, так как она почитается в Великую и Страстную субботу.
Апостольский Символ веры провозглашает, что перед тем, как воскреснуть из мертвых, Христос «сошел во ад». Вот что показывает нам значок. Под его ногами, проваливаясь в бездну тьмы, разбитые врата ада, часто изображаемые в виде крестообразного помоста, поддерживающего Спасителя. «В бездну земную сошел Ты, Христе, — поет Церковь на Пасху, — и сокрушил вечные двери, заключающие узников, и, как Иона, после трех дней в ките, восстал из гробница.»
Врата, которые, казалось, могли заточить мертвых навечно, из-за крестной смерти Христа превратились в руины. Все остальные умершие пришли в землю смерти как пленники, но Христос — в белом или золотом одеянии и в окружении мандорлы, символа славы и сияющей истины — приходит как победитель и спаситель. (В некоторых версиях иконы в его левой руке свиток. Когда показана надпись, она гласит: «Письмо Адама разорвано, сила тьмы разбита». ) Под вратами ада, Видно, как сатана падает в свое царство ночи и разъединения.
Главные фигуры слева и справа от Христа, поднимающегося из своих гробниц, — это родители рода человеческого, Адам и Ева, а позади них собрались цари, пророки и праведники Израиля, среди них Давид и Соломон. , Моисей, Даниил, Захария и Иоанн Креститель.
Вторыми только Христу на иконе являются Адам и Ева, наши загадочные предки — так похожие на нас! Мы живем в культуре, в которой нас поощряют искать виноватых (и, возможно, судиться) в наших бедах других — родителей, учителей, соседей, пасторов, врачей, супругов, Голливуд, средства массовой информации, крупный бизнес, правительство. Но в самооправдании, указывая пальцем, нет ничего нового — Адам обвинил Еву, а Ева обвинила змея.
Не забывая о том, что в структурах, в которых мы живем, действительно много неправильного, и, следовательно, многое, чему мы должны сопротивляться и исправляться в этом мире, совершенно иной взгляд на вещи заключается в том, чтобы сосредоточиться, прежде всего, на наши собственные недостатки.
Одной из самых сложных молитв в Православной Церкви является молитва, которую мы читаем перед причащением. Она начинается словами: «Верую, Господи, что Ты истинно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый».
Возможно, ни у одного историка не возникнет искушения причислить меня к величайшим грешникам всех времен, но такая молитва побуждает меня перестать выставлять себя относительно хорошим, сравнивая себя с людьми, которые кажутся мне намного хуже — хороший метод за признание себя невиновным по причине сравнительной невиновности.
Если неудача Адама и Евы в раю представляет собой первичную катастрофу в истории человечества, событие в истоках времени, из которого берут начало все отчуждение, разделение и жестокость, то этот образ божественного милосердия к ним, несомненно, должен быть источником утешения для всех живущих надеждой на милость Божию. «Освобожденная от цепей своих, — комментирует древний пасхальный гимн, — Ева вопиет от радости» — и мы тоже.
Только после победы над адом Христос возвращается к своим отчаявшимся ученикам. «Освободив узников от начала времен, — писал святой Иоанн Дамаскин, — Христос возвратился из мертвых, открыв нам путь воскресения».
Икона Сошествия Христа во ад может быть связана с нашей молитвой не жить в страхе. Мы живем в том, что часто является ужасающим миром. Страх кажется разумным состоянием — страх перед насильственными преступлениями, страх перед террористами, страх потери работы, страх неудачи, страх болезни, страх за благополучие людей, которых мы любим, страх краха нашей жизни. загрязненная окружающая среда, страх войны и, наконец, страх смерти. Многое из того, что мы видим и слышим, кажется, не имеет никакой другой функции, кроме того, что еще больше погружает нас в состояние страха. Было много пожилых людей, которые умерли в жару в Чикаго одним летом просто потому, что не осмелились покинуть свои квартиры, чтобы добраться до приютов с кондиционерами, предоставленных городом.