Совесть внутренний голос человека: Написать что такое совесть? — ответ на Uchi.ru
Содержание
Совесть — голос Божий в человеке — епископ Александр (Милеант)
епископ Александр (Милеант)
Скачать
epub
fb2
Содержание
Природа совестиСовесть – всеобщий нравственный законПримеры действия совести, описанные в БиблииПсихологическая сторона совестиО хранении чистоты совести
Народные пословицы, относящиеся к совестиСвобода выбораУгрызения совестиО покаянииО лицемерахПоследний СудСовесть
Природа совести
Одна женщина по бедности что-то взяла в магазине и тайком унесла. Никто ее не видел. Но с этого момента какое-то неприятное чувство не давало ей покоя. Пришлось ей вернуться в магазин и положить на место взятую вещь. После этого она пришла домой с чувством облегчения. Подобных примеров, когда люди вынуждены бывают поступать вопреки своей выгоде или удовольствию, – не перечислишь.
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, которой то его упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть – это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее различает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.
В Священном Писании совесть еще называется сердцем. В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос совесть уподобил “оку” (глазу), посредством которого человек видит свое нравственное состояние (Мф. 6:22). Господь еще совесть уподобил “сопернику”, с которым человеку необходимо примириться до того, как он предстанет пред Судьей (Мф. 5:25). Это последнее наименование указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям.
Наш личный опыт убеждает нас также в том, что этот внутренний голос, называемый совестью, находится вне нашего контроля и выражает себя непосредственно, помимо нашего желания. Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы – отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.
Некоторые видят в словах Христовых о “черве неумирающем”, который в той жизни будет мучить грешников, указание на угрызения совести (Мк. 9:40).
Подобные мучения совести образно описал А. С. Пушкин в драматическом произведении “Скупой рыцарь”:
“Совесть –
Когтистый зверь, скребущий сердце; совесть –
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это – ведьма,
От коей меркнут месяц и могилы.”
И дальше с ужасом вспоминает старый рыцарь мольбы и слезы всех тех, кого он безжалостно обобрал. Подобные мучения совести изобразил А. С. Пушкин в драме “Борис Годунов”, вкладывая в уста несчастного царя следующие слова: “… Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!”
Совесть – всеобщий нравственный закон
Наличие совести свидетельствует о том, что действительно, как повествует Библия, Бог уже при самом создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие (Быт. 1:26). Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от их возраста, расы, воспитания и уровня развития.
Ученые (антропологи), изучающие нравы и обычаи отсталых племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или других понятий о нравственно-добром и злом. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются зла, но большей частью сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие, даже дикие племена, стоят столь же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы. Даже у тех племен, у которых возводятся в степень добродетели дела, неодобрительные с господствующей точки зрения, замечается в остальном, касающемся нравственных понятий, полное согласие с воззрениями всех людей.
О действиях внутреннего нравственного закона в людях обстоятельно пишет св. апостол Павел в первых главах своего послания к Римлянам. Апостол укоряет евреев в том, что они, зная писанный Божественный закон, часто нарушают его, в то время, как язычники “не имущие (писанного) закона, по природе законное делают… Они показывают (этим), что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют их совесть и мысли, которые то обвиняют, то оправдывают одна другую” (Рим. 2:15). Тут же ап. Павел объясняет, как этот закон совести то награждает, то наказывает человека. Так, каждый человек, кто бы он ни был, иудей или язычник, чувствует мир, радость и удовлетворение, когда делает добро, и, напротив, чувствует беспокойство, скорбь и тесноту, когда делает зло. Причем, даже язычники, когда делают зло или предаются разврату, знают по внутреннему чувству, что за эти поступки последует Божье наказание (Рим. 1:32). На предстоящем страшном суде Бог будет судить людей не только по их вере, но и по свидетельству их совести. Поэтому, как учит ап. Павел, и язычники могут спастись, если их совесть засвидетельствует перед Богом их добродетельную жизнь.
Совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Если бы человек не был поврежден грехом, ему не нужен был бы и письменный закон. Совесть могла бы верно руководить всеми его поступками. Необходимость в писанном законе возникла после грехопадения, когда человек, омраченный страстями, перестал отчетливо слышать голос своей совести. Но по существу, как письменный закон, так и внутренний закон совести говорят об одном: “как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” (Мф. 7:12).
В ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше теряем совести человека, чем писанным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей – “что дышло: куда повернул, туда и вышло.” Совесть же содержит в себе вечный и неизменный Божий закон. Поэтому нормальные взаимоотношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.
Примеры действия совести, описанные в Библии
Ни одна светская книга не выявляет так точно все многообразие проявления совести в человеке, как Библия. Мы приведем здесь некоторые самые яркие примеры проявления совести.
Обратив наше внимание на негативные примеры, мы видим, как недобрые поступки вызывают в человеке стыд, страх, скорбь, чувство вины и даже отчаяние. Так, например, Адам и Ева, вкусив от запретного плода, почувствовали стыд и спрятались, с намерением скрыться от Бога (Быт. 3:7–10). Каин, убив из зависти своего младшего брата Авеля, стал бояться, чтобы и его не убил любой прохожий (Быт. 4:14). Царь Саул, преследовавший невинного Давида, заплакал от стыда, когда узнал, что Давид, вместо того, как бы ему отомстить за зло, пощадил его жизнь (1Цар. 26:5–25). Гордые книжники и фарисеи, приведшие к Христу женщину-прелюбодейку, со стыдом стали уходить, когда увидели свои собственные грехи, написанные Христом на земле (Ин 8:3–11). Торговцы и меняльщики денег без протестов удалились из храма, когда Христос их гнал, сознавая, что нельзя храм обращать в базар (Ин 2:14–17).
Иногда укоры совести делаются настолько нестерпимыми, что человек предпочитает прекратить свою жизнь. Самый яркий пример столь сильных угрызений совести мы видим в Иуде-предателе, который повесился после того, как предал Христа иудейским первосвященникам (Мф. 27:5). Вообще, грешники, как верующие, так и неверующие, подсознательно чувствуют ответственность за свои поступки. Так, по пророческим словам Христа, грешники перед концом мира, видя приближение праведного суда Божия, будут просить землю поглотить их, и горы – покрыть их (Лк. 23:30, Откр. 6:16).
Случается иногда, что человек в круговороте тревог, при наплыве сильных чувств или в состоянии страха как бы не слышит голоса своей совести. Но потом, придя в себя, чувствует ее укоры с двойной силой. Так, братья Иосифа, попав в беду, вспомнили свой грех о продаже в рабство своего младшего брата и поняли, что они справедливо за этот грех наказываются (Быт. 42:21). Царь Давид, увлеченный красотой Вирсавии, осознал свой грех прелюбодеяния только после того, как его обличил пророк Нафан (2Цар. 12:13). Импульсивный ап. Петр, под давлением страха, отрекся от Христа, но, услышав пение петуха, вспомнил предсказание Христово и горько заплакал (Мф. 26:75). Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40–41). Закхей-мытарь, тронутый любовью Христа, вспомнил обиды, которые он причинил людям своей алчностью и решил возместить убытки всем, им обиженным (Лк. 19:8).
С другой стороны, когда человек сознает свою невинность, он в чистом свидетельстве своей совести находит непоколебимую опору для надежды на Бога. Так, например, праведный Иов, тяжко страдая, сознавал, что причина страданий находится не в нем, но в высших планах Божиих, и надеялся на Божию милость (Иов 27:6). Подобным образом, праведный царь Езекия, умирая от неизлечимой болезни, стал просить Бога исцелить его ради тех добрых дел, которые он раньше совершал, и встал здоровым (4Цар. 20:3). Ап. Павел, жизнь которого была посвящена Богу и спасению людей, не только не боялся смерти, но, напротив, желал разрешиться от бренного тела, чтобы быть с Христом (Фил. 1).
Нет для грешника большего облегчения и счастья, как получить прощение грехов и успокоить совесть. Евангелие изобилует подобными примерами. Так, женщина-грешница, в доме Матфея, с благодарностью омывала своими слезами ноги Христа и отирала их волосами своими (Лк. 7:38).
С другой стороны, пренебрежение голосом совести и повторные падения омрачают душу до такой степени, что человек может потерпеть, как предостерегает ап. Павел, “кораблекрушение в вере”, т.е. может безвозвратно погрязнуть во зле (1Тим. 1:19).
Психологическая сторона совести
Изучением свойств совести и ее взаимоотношения с другими душевными способностями человека занимается психология. Психология старается установить два момента: а) Является ли совесть природным свойством человека, с которым он рождается, или она есть плод воспитания и обусловлена теми жизненными условиями, в которых формируется человек? и б) Является ли совесть проявлением ума, чувств или воли человека или она является самостоятельной силой?
Внимательное наблюдение над наличием совести в человеке убеждает нас в том, что совесть не есть плод воспитания или физических инстинктов человека, но имеет высшее, необъяснимое происхождение.
Например, дети обнаруживают совесть до всякого воспитания со стороны взрослых. Если бы физические инстинкты диктовали совести, то совесть побуждала бы людей делать то, что им выгодно и приятно. Однако, совесть очень часто понуждает человека делать как раз то, что ему невыгодно и неприятно. Как бы безнаказанно ни наслаждались нечестивцы и как бы ни страдали добрые, заслуживающие похвалы люди в этой временной жизни, совесть всем говорит, что существует высшая справедливость. Рано или поздно каждый получит воздаяние по своим поступкам. Вот почему для многих людей самым убедительным аргументом в пользу бытия Божия и бессмертия души служит наличие в человеке голоса совести.
Что касается взаимоотношения совести с другими силами человека, с его умом, чувством и волей, мы видим, что совесть не только говорит человеку о том, что само по себе хорошо или дурно в нравственном отношении, но и обязывает его непременно делать хорошее и избегать делать дурное, сопровождая добрые действия чувством радости и удовлетворения, а действия порочные – чувством стыда, страха, душевной муки. В этих проявлениях совести обнаруживаются познавательная, чувственная и волевая стороны.
Конечно, один лишь разум не может рассматривать некоторые действия, как нравственно-добрые, а другие, как нравственно-дурные. Ему свойственно находить те или другие из наших и чужих действий или умными или глупыми, целесообразными или нецелесообразными, выгодными или невыгодными, и только. Между тем, что-то побуждает разум противопоставлять самые, подчас выгодные возможности действиям добрым, осуждать первые и одобрять последние. Он усматривает в некоторых человеческих поступках не только выгоду или просчет, подобно математическим вычислениям, но дает нравственную оценку поступкам. Не следует ли из этого, что совесть воздействует на разум с помощью моральных доводов, действуя, в сущности, независимо от него?
Обращаясь к волевой стороне проявлений совести, мы наблюдаем, что сама по себе воля есть способность человека желать чего-либо, но эта способность не повелевает человеку, что ему делать. Воля человеческая, сколько мы ее знаем в себе и в других людях, весьма часто борется с требованиями нравственного закона и силится вырваться из стесняющих ее оков. Если бы волевое проявление совести было бы лишь осуществлением человеческой воли, то в этом случае не существовало бы такой борьбы. Между тем, требование нравственности безусловно контролируют нашу волю. Она может не исполнять эти требования, будучи свободна, но не может и отрешиться от них. Впрочем, и самое неисполнение волею требований совести не проходит для нее безнаказанно.
Наконец, и чувственная сторона совести не может рассматриваться как только чувственная способность человеческого сердца. Сердце жаждет приятных ощущений и избегает неприятных. Между тем, с нарушением требований нравственности нередко бывают связаны сильные душевные муки, которые раздирают человеческое сердце, от которых мы никак не можем избавиться, как бы ни желали и ни старались. Несомненно, что и чувственная способность совести не может рассматриваться как проявление обычной чувствительности.
Итак, не следует ли признать, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волею и сердцем, хотя и заключенной или живущей в нем?
О хранении чистоты совести
“Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни” (Притч. 4:23). Этими словами Священное Писание призывает человека беречь свою нравственную чистоту.
Но как быть грешному человеку, запятнавшему свою совесть; является ли он навеки обреченным? К счастью, нет! Огромное преимущество христианства перед другими религиями заключается в том, что оно открывает путь и дает средства к полному
очищению совести. Этот путь состоит в том, чтобы покаянно повергнуть свои грехи перед милосердием Божиим с искренним намерением изменить к лучшему свою жизнь. Бог прощает нас ради Своего Единородного Сына, Который на кресте принес очистительную жертву за наши грехи. В таинстве крещения, а потом – в таинствах исповеди и причастия Бог совершенно очищает совесть человека “от мертвых дел” (Ев. 9:14). Вот почему Церковь такое большое значение придает этим таинствам.
Кроме того, Церковь Христова обладает той благодатной силой, которая дает возможность совести совершенствоваться в чуткости и ясности проявлений. “Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят”. Через чистую совесть начинает действовать Божий свет, который руководит мыслями, словами и поступками человека. В этом благодатном озарении человек делается орудием промысла Божия. Он не только сам спасается и совершенствуется духовно, но содействует спасению людей, которые с ним общаются (вспомним святых Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, старца Амвросия Оптинского и других праведников).
Наконец, чистая совесть есть источник внутренней радости. Люди с чистым сердцем спокойны, приветливы и доброжелательны. Люди с чистым сердцем уже в этой жизни предвкушают блаженство Царства Небесного!
“Не величие власти, – рассуждает св. Иоанн Златоуст, – не множество денег, не обширность могущества, не крепость телесная, не роскошный стол, не пышные одежды, не прочие человеческие преимущества доставляют благодушие и радость; но бывает это плодом только духовного благоустройства и доброй совести”.
Народные пословицы, относящиеся к совести
Свобода выбора:
Жизнь дана на добрые дела.
Вольному воля, спасенному рай.
Как ни живи, только Бога не гневи.
Ангел помогает, а бес подстрекает.
По течению только дохлая рыба плывет.
Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
Худые дела не доведут до добра. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
Совесть не повесть – в архив не сдашь.
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
Угрызения совести:
У каждого плода свои семена.
Каков строитель, такова и обитель.
Без причины нет кручины.
Верно-то верно, а все-таки скверно.
Погодка прекрасная, да думка ненастная.
Злая совесть стоит палача.
Кривой зеркала не любит.
Правда, как оса, лезет в глаза.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
О покаянии:
Есть слезы – есть и совесть.
Упавшего не считай за пропавшего.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
И конь спотыкается, да поправляется.
Признание – половина исправления.
Кайся, да опять за то не принимайся.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Умел грешить – умей каяться.
Сумел завязать, сумей и развязать.
Ошибся, что ушибся, вперед наука.
Простота, чистота, правота – наилучшая лепота.
В простых сердцах Бог почивает.
О лицемерах:
Что лживо, то и гнило.
На глазах преподобен, да за глазами от греха несвободен.
Глаза лучистые, да мысли нечистые.
Речами тих, да сердцем лих.
Кто Бога не боится, тот и людей не стыдится.
Последний Суд:
Не хвали сам себя, есть много лучше тебя.
Грех не смех, когда придет смерть.
Жил грешно и умер смешно.
После смерти поздно каяться.
Шила в мешке не утаишь.
Грехи любезны доводят до бездны.
Не грешна, так и смерть не страшна.
Добрый конец – всему делу венец.
Совесть
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!
В. Жуковский (1814 г.)
Источник: Александр (Милеант) еп. Совесть – голос Божий в человеке. [Электронный ресурс] // Миссионерский Листок № 9.
Генри Луис Менкен цитата: Совесть — это внутренний голос, предупреждающий о том, что за …
— Генри Луис Менкен
Взято из Wikiquote. Последнее обновление 29 июня 2022 г.
Темы
голос, совесть
Генри Луис Менкен
133
американский журналист, эссеист, сатирик 1880 — 1956
Похожие цитаты
„Совесть — это внутренний голос добра, заложенного в душе человеческой.“
— Валентин Свенцицкий 1881 — 1931
„Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.“
— Артур Шопенгауэр немецкий философ 1788 — 1860
„Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести. “
— Махатма Ганди один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании 1869 — 1948
Спорные
„Единственный тиран, которого я признаю — это внутренний голос.“
— Махатма Ганди один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании 1869 — 1948
„Голос совести никогда не выступает в хоре.“
— Казимеж Сломиньский
„Дела совести не решаются большинством голосов.“
— Махатма Ганди один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании 1869 — 1948
„И голос совести проходит период ломки.“
— Станислав Ежи Лец польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX века 1909 — 1966
„Если человек слышит голос совести, то у него все вопросы решаются большинством одного голоса.“
— Дон-Аминадо русский поэт-сатирик, мемуарист, адвокат 1888 — 1957
„… а голос внутренний твердил, что счастье там, снаружи…“
— Майя Четвертова
„За тобой всегда следят трое: сверху – Бог, внутри – совесть, снаружи – люди. “
— Бахтияр Мелик оглы Мамедов 1962
„Будьте осторожны с тем, как вы разговариваете со своими детьми. Однажды это станет их внутренним голосом.“
— Пегги O’Мара
„Следовать голосу своей совести удобнее, чем голосу рассудка; ведь при дурном исходе у совести найдётся всегда оправдание и утешение. Потому-то так много совестливых людей и так мало разумных.“
— Фридрих Вильгельм Ницше немецкий философ 1844 — 1900
„Никто еще не заблудился, следуя своему внутреннему голосу.“
— Генри Дэвид Торо американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель 1817 — 1862
„Когда мы были детьми, родители поручили нас воспитателю, который зорко следил, чтобы с нами не случилось худа. Мы выросли — и Бог поручил охранять нас врожденной нам совести. Не будем относиться с презрением к этому стражу, иначе и Бог разгневается на нас, и наша собственная совесть будет видеть в нас своих врагов.“
— Эпиктет древнегреческий философ 50 — 138
„Самым непримиримым оппонентом часто оказывается внутренний голос. “
— Эдуард Александрович Севрус (Борохов) 1948
„Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился к нам снаружи.“
— Станислав Ежи Лец польский поэт, философ, писатель-сатирик и афорист XX века 1909 — 1966
„Если вы слышите внутренний голос, который говорит вам: «Вы не сможете рисовать», рисуйте во что бы то ни стало, и этот голос однажды замолчит.“
— Винсент Ван Гог нидерландский художник-постимпрессионист 1853 — 1890
„Давайте послушаем голос нашей совести, голос настоящего пророка: «Сегодня, если вы услышите голос Господа, не хотите блокировать свое ухо».“
— Пио из Пьетрельчины 1887 — 1968
„Человеку никогда не докричаться туда, куда доносится тихий, негромкий голос совести.“
— Махатма Ганди один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании 1869 — 1948
„Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос.“
— Денис Черышев российский футболист 1990
Связанные темы
- Голос
- Совесть
Внутренний голос, который некоторые называют совестью
4 минуты
Последнее обновление: 28 июля 2022 г. , чувствовать или делать. Это как «другое я», которое ведет внутренний диалог о нашей жизни. В этом диалоге он предупреждает, критикует или даже наказывает. Этот голос обычно существует, чтобы вести нас к чувству вины.
Голос совести — это выражение нашего морального авторитета. Этот источник власти обычно соответствует отцу, богу или религии. Или может соответствовать любой другой форме власти, определяющей наши правила поведения.
«Совесть заставляет нас открывать себя, заставляет осуждать или обвинять себя. Из-за отсутствия свидетелей это свидетельствует и против нас».
-Michael de Montaigne-
Наш «голос совести» говорит нам о нравственности и порядочности. Похоже на офицера, потому что роль у него обвинительная и для некоторых может стать даже крайне коварной. На самом деле, есть люди, которые физически ощущают этот голос. Например, шепот им на ухо, который всегда указывает на них, угрожая и оскорбляя слушателя.
Нравственная совесть и предрассудки
Мы все способны жить цивилизованно в обществе, потому что кто-то научил нас, как поется в песне, «это нельзя говорить, нельзя то, можно» не прикасайся к этому». Чтобы сосуществовать с другими, мы должны отказаться от действий, основанных на наших желаниях или прихоти. Мы должны отказаться от некоторых наших желаний, чтобы приспособиться к основным правилам, управляющим миром.
С самого раннего возраста нас учат ряду моральных «законов». В нем вещи разделены толстой красной линией: что не так, а что правильно. Как правило, наши родители являются носителями этой морали, которая уже установлена каким-то авторитетом. Таким образом, мы учимся ценить хорошее и плохое на основе религии, закона, культуры или любого другого набора принципов, установленных обществом.
Многие из этих принципов и ценностей в большинстве случаев далеки от разумных. Они часто чрезмерно абсолютны и негибки. Кроме того, иногда они основаны на предрассудках, нездоровых страхах или стыде.
Некоторых из нас, например, учат, что расовая дискриминация — это хорошо. Что он защищает «чистоту» определенной группы людей. Других учат, что мастурбация может свести с ума. В обоих случаях то, что передается, иррационально, и все же передается как нечто действительное.
Моральная жесткость и произвол
Моральная совесть, вообще, передается произвольно. Сначала родители и мир считают своим долгом помочь детям понять моральные предписания общества. Детям не обязательно развивать собственное сознание. Они просто следуют уже установленным моральным правилам. Таким образом, для них «воспитание» состоит в том, чтобы заставить всех подчиняться.
В некоторых семьях и определенных обществах, особенно в тех, которые передают поведенческие принципы, противоречащие здравому смыслу, используют угрозы и наказания , чтобы привить уважение к правилам.
Это то, что происходит в культурах, в которых, например, существует сильная дискриминация в отношении женщин. Нормы поведения для них крайне строги и полны ограничений. Таким образом, они заставляют их мириться с такой практикой, как физическое насилие со стороны мужчин.
Моральное сознание и морализаторство
Все моральные системы включают в себя некоторую иррациональность. Многие из них связаны с сексуальным поведением и отношениями с властью. Детство во многих случаях служит периодом «воспитания», когда общество стремится в основном сломить волю личности. Чтобы у них не развивалось поведение, «отклоняющееся» от нормы.
Многие люди глубоко усваивают эти предписания и во взрослой жизни становятся легкой добычей чувства вины. На самом деле, они даже чувствуют себя виноватыми, если им даже приходит в голову подвергнуть сомнению эти заповеди , которым их научили.
Они чувствуют себя «плохо», если сомневаются в поведении своих родителей или в концептуальной обоснованности их религии. «Голос совести» становится навязчивым и тревожным. Он «следит за ними» и заставляет их сурово наказывать себя, если они отклоняются от предписаний.
Действительно, одна из задач здорового взрослого человека состоит в том, чтобы исследовать ценности или антиценности, с которыми он вырос. В отличие от морали, этика развивается посредством исследования и основана на более объективной оценке себя и мира в свете разума.
Этика оправдывает действия логическими доказательствами и причинами личной и общественной выгоды. Мораль основана на предубеждении, то есть на аргументах, которые приводят к произволу. На мысли типа «потому что так должно быть», «потому что в загробной жизни тебя накажут» или «потому что так принято». Больше этики и меньше морализаторства — вот что нам всем нужно для более здорового сосуществования.
Это «Внутренний Голос» Моя Совесть?
8 июня 2022 г.
Дорогие члены сообщества Souls and Hearts,
Один из вопросов, вызывающих неразбериху в нашу современную эпоху, связан с вопросом о совести.
Современные популярные и ошибочные представления о совести
Сегодня в нашей культуре очень популярно обсуждать грех (если он вообще обсуждается) как нарушение собственной совести. Современный мир говорит вам, что, чтобы быть хорошим и верным, вы должны настроиться на свой «внутренний голос» и прислушаться к своему внутреннему моральному компасу. Вот только один пример из тысячи в Интернете, от автора духовности и отношений Сары Риган, в котором она дает этот совет:
Во всем, что вы делаете, позволив своему внутреннему голосу направлять вас, вы сможете проявить себя как лучшую версию себя. «Это поможет вам полностью распознать свою мудрость, руководство и направление, — говорит [автор книги «Космическое здоровье» Дженнифер] Рачиоппи, — и нет ничего более могущественного и могущественного, чем доверять себе и уверенно следовать своей истине».
Эти современные мыслители и писатели призывают вас быть «верными себе» или «следовать своей собственной истине». Если вы идете против своего внутреннего голоса, вы нарушаете собственную целостность — и это плохо. Давайте разберем эти идеи.
Следуя своей совести…
Да, вы должны следовать своей совести. Наш Катехизис Католической Церкви, параграф 1779, гласит:
Каждому человеку важно быть в достаточной степени представленным самому себе, чтобы слышать и следовать голосу своей совести. Это требование внутреннего тем более необходимо, что жизнь часто отвлекает нас от всякого размышления, самоанализа или самоанализа: «Вернись к своей совести, спроси ее. . . . Обратитесь внутрь себя, братья, и во всем, что вы делаете, смотрите на Бога как на своего свидетеля». [Цитируя святого Августина]
Но обратите внимание: в Катехизисе подчеркивается, что каждому из нас нужно «быть в достаточной мере присутствующим» самому себе, чтобы слышать и следовать голосу своей совести. Ваша совесть — это не просто голос, сообщение, мысль или импульс, всплывающие в вашем сознании.
Это действительно важно для меня как психолога – в клинической работе я видел всевозможные мысли, голоса, импульсы, отношения, мысли, убеждения , которые не говорят за совесть человека. С одной стороны, у вас могут быть иллюзии — убеждения, оторванные от реальности, например, что русские шпионы прослушивают вашу спальню, поэтому вам нужно говорить с супругом кодом. Кроме того, могут быть очень искаженные убеждения, которые вы сильно чувствуете в момент — например, что Бог не любит вас, потому что он допустил, чтобы ваша машина попала в аварию, и вы не знаете, где деньги идут от для его замены. Католики, страдающие щепетильностью, слышат всевозможные внутренние послания, которые не исходят от их совести, но иногда ошибочно полагают, что таковыми являются.
У вас также может быть набор сильно противоречивых мыслей или желаний, внутренние голоса спорят – одна часть вас хочет отправить вашего подростка в военную академию средней школы или какой-либо другой интернат и имеет длинный список причин, почему – другая часть из вас потрясена этой идеей и считает, что это равносильно отказу от него. Другая часть вас беспокоится о расходах и о том, как ваша семья может себе это позволить. Другая часть вас помнит его как милого, счастливого маленького мальчика и размышляет о том, как сильно вам будет его не хватать. Здесь много внутренних голосов — они все твоя совесть? Едва ли. Требуется проницательность, чтобы прислушаться к своему истинному голосу совести.
Архиепископ Сэмюэл Акила взвешивает совесть…
Архиепископ Денвера Самуэль Акила бросил вызов популярному толкованию совести непосредственно как вашего «внутреннего голоса» в 2013 году. Он заявил: «Сегодня со многими католиками произошло то, что они прийти к пониманию совести как слушания собственного голоса, а не голоса Бога, как Он явил себя в Писании и Предании».
Прислушиваться к голосу Бога, как Он открылся нам в Писании и Предании, а не только к голосам внутри нас, которые часто говорят из-за незнания моральных принципов, необходимых для принятия правильных решений.
Что такое совесть?
Давайте сверимся с Катехизисом по этому поводу, параграф 1796: Совесть — это суждение разума, посредством которого человеческая личность признает нравственное качество конкретного действия.
Итак, совесть — это суждение разума, а не просто какое-то суждение или какое-то внутреннее мнение. Но давайте немного углубимся и конкретизируем, что влечет за собой это суждение разума.
Согласно католическому словарю, «совесть» определяется как:
Суждение практического интеллекта, определяющее, исходя из общих принципов веры и разума, хорошее или плохое поведение, с которым сейчас сталкивается человек. Это действие интеллекта и не чувств и даже не воли. Поступок является правильным или неправильным в силу объективных принципов, которым должен подчиняться разум, а не потому, что человек так субъективно чувствует или потому, что так хочет его воля . Суждение практического интеллекта, решающего, исходя из общих принципов веры и разума, хорошо или плохо способ действия, с которым сейчас сталкивается человек. Это действие интеллекта, а не чувств и даже не воли . Действие является правильным или неправильным благодаря объективным принципам, которым должен подчиняться разум, а не потому, что человек так субъективно чувствует или потому, что так хочет его воля. [выделено автором].
И давайте свяжемся с Ангельским Доктором, св. Фомой Аквинским:
Блогер «Католические ответы» Джоэл Хешмайер в статье за ноябрь 2018 года (стоит прочитать) пишет:
Св. Фома Аквинский определяет совесть как «не что иное, как приложение знания к какому-либо действию», и исследует способы, которыми совесть
- свидетели (когда мы «признаем, что мы что-то сделали или не сделали»),
- подстрекает или связывает (когда «мы судим о том, что следует делать или не делать»), а
- извиняет, обвиняет и/или мучает нас (когда «мы судим, что что-то сделано хорошо или плохо»).
Итак, вы видите, что совесть — это гораздо больше, чем просто внутренний голос или импульс. Не всякий внутренний голос, не всякое побуждение, не всякая мысль, не всякая идея, не всякое желание, возникающее в вашем сознании, есть ваша совесть.
Формирование вашей совести
Конференция католических епископов Соединенных Штатов представила следующие шаги для формирования вашей совести во вкладыше бюллетеня за 2012 год:
- Начните с того, что будьте открыты истине и тому, что правильно.
- Изучайте Священное Писание и учение Церкви.
- Изучите факты и справочную информацию о различных вариантах выбора и будьте разборчивы в том, где мы собираем информацию.
- Молитвенно размышляйте, чтобы распознать волю Божью
- Ищите разумного совета и хорошего примера у доверенных лидеров и других людей, чтобы поддержать и просветить нашу совесть.
- Узнайте об авторитетном учении Церкви.
- Молитесь, чтобы дары Святого Духа помогли нам развить нашу совесть.
- Регулярно проходите проверку совести, чтобы услышать голос Божий в своей жизни.
К ним я бы добавил, цитируя Сократа, «Познай самого себя».
Познание себя…
Эти «внутренние голоса» внутри вас не генерируются случайным образом. У них есть смысл, и у них есть цель. Вполне возможно прийти к пониманию различных «внутренних голосов», которые говорят с вами изнутри. Различные части вас общаются по-разному — каждая часть похожа на маленькую личность внутри вас, и каждая часть имеет характерные способы мышления, чувства, ощущения, восприятия и интерпретации опыта. Чем больше вы сможете понять различные части себя, каждая со своим собственным голосом и чем более они интегрированы с вашим сокровенным «я», тем легче вам будет распознать, что такое ваша подлинная совесть, и результатом станет большая внутренняя гармония и большее чувство благополучия, мира и радости.
Новинка Интеграция интерьера для католиков Эпизод подкаста
Глубокое чувство благополучия, основанное на католическом понимании человеческой личности, — это то, о чем рассказывает 94-й выпуск подкаста IIC — Первенство любви . В этом выпуске я обсуждаю центральное значение любви как признака благополучия с католической точки зрения — нашу способность жить по двум великим заповедям. Мы исследуем, как любовь является отличительной чертой христиан, мы детализируем восемь различных видов любви, и мы обсуждаем пять атрибутов или характеристик любви, предложенных католическим теологом Бернардом Брэди, — насколько любовь эмоциональна, утверждающая, отзывчивая, объединяющая и непоколебимая. Мы обсуждаем то, что обычно упускается из виду в философских и теологических подходах к любви, и вкратце касаемся смерти любви и искажения любви.
Доктор Джерри в подкасте «Питание души»
Посмотрите подкаст доктора Джерри в подкасте «Питание души» с доктором Келли Риттер, где он обсуждает эту прочную реляционную связь со всеми нашими частями внутри и как достичь гармонии и мир, основанный на твердой католической идентичности — эпизод, названный «Раскрытие нашей истинной природы».
Подайте заявку на вступление в Сообщество устойчивых католиков сейчас
Мы принимаем новых кандидатов в Сообщество устойчивых католиков (RCC) в течение июня. Ознакомьтесь со всеми подробностями на нашей целевой странице здесь . Если вам нравятся эти размышления по электронной почте, и вы согласны с идеей о том, что у нас есть внутренние части, и особенно если вам нравится подкаст «Внутренняя интеграция для католиков», присоединяйтесь к нам в приключении человеческого формирования, основанном на католическом понимании человеческой личности.