Современные иконы: Современная икона: традиции, крайности и модернизм

Разное

Современная икона: традиции, крайности и модернизм

Об особенностях современной иконописи, о традициях и новациях, о школах иконописи, о перспективах развития церковного жанра и о многом другом рассказывает главный архитектор и клирик общины Кафедрального собора иерей Олег Степанов.

 

Современная православная икона в Киеве, Украине, да и в целом мире, разнообразна по сюжетам, техникам, материалам и технологиям. Ее пишут учащиеся православно-катехизаторских курсов; при кафедральном соборе в Киеве; курсанты-иконописцы Духовных школ при Лаврах на пост советском пространстве; послушники-иконописцы в скитах Афона; Греции, Грузии, православные братства Италии, Франции, Польши, Америки и прочих стран. Перед одними, «в духе традиций», мы с вами молимся в храме или дома, другие «модерновые» видим в музеях, частных коллекциях и арт салонах, а от других ужасаемся…

 

В XXI веке, когда образ Божий в человеке помутнен «образом» цифрового интеллекта, «диджитализации», робототехники, виртуализацией общения, гендерным равенством, алко-нарко-секс-зависимостями, экуменизмом, космическими утопиями мы, православные, не должны стоять в стороне и не погружаться покорно в эту пьянящую тьму. Стремиться оградить себя от всего суетного, страстного, тленного, чтобы слышать живой Голос Божий из вечности, зреть Христа Спасителя, Творца Вселенной в своем сердце, посредствам молитвы перед священным образом, традиций св. Отцов и Таинств Церкви, просветиться! Сложно… И почти невозможно жить как «монах в миру» учась, работая, воспитывая детей в современном обществе, но посильно стараться нужно!

 

Икона — один из зримых основ Церкви, голос вечности, в суетном современном мире кричащей безобразности. 

В наши дни действует немало иконописных школ при храмах, монастырях, в частных и реставрационных мастерских, студиях, а, значит, храмы и дома наполняются новыми иконами, реставрируются старые. Церковные лавки, художественные и антикварные салоны полны иконами на широкий вкус и диапазон цен. 

 

Иконы теперь видим не только в храмах, но и в самых различных местах жизнедеятельности человека — в машинах, общественном транспорте, в атрибутах моды, в ювелирных салонах… Икону, к сожалению, вне богослужения, превращают в одну из сфер коммерции.  Мало того, некоторые молодые художники-модернисты пытаются переосмыслить саму идею, символику иконы в духе «панка» или «авангарда»… Играют пропорциями, драматизируют мимику, ломают анатомию и жесты, манипулируют символами, включая яркие или мрачные цвета! Или вовсе творят псевдо-образа — от субкультурных инсталляций и абстракций до откровенного кощунства! Как относиться ко всему этому верующему человеку?! Конечно, противиться, обличать, разъяснять и популяризировать канонические иконы! 

 

Икона — призыв к молитве и преображению! А даже если некоему сомнительному персонажу дорисуют нимб, он не станет сразу святым, т.к. он не призывает зрителя к Богу, значит это не икона, не священный образ, а безобразие!

 

Современная иконопись — чрезвычайно многогранное и непрестанно развивающееся явление. Православная икона и сейчас является Откровением Божественного света, воплощением невидимого духовного мира Божия, «оком обличения» нашего технократического, плотского, суетного и греховного мира, изуродовавшего образы наших душ. .. Потому так важно иконописание сейчас! Как проповедь о спасительном возвращении в церковную жизнь, как возвращение в потерянный рай! Проповедь о Божественном воплощении, искуплении грехов, победе над смертью и дьяволом, Воскресшего Спасителя, обожении человеческой природы, о дарованном нам Царстве Небесном и грядущем преображении вселенной во Втором пришествии Христовом!

 

Современные школы, стили, направления, техники

 

Важно и значимо взаимодействие и сотрудничество художников, иконописцев и реставраторов, мастеров и учеников. Изучение техник письма, технологий подготовки иконной доски, левкаса, красок, золочения — это далеко не весь перечень. Тут и осмысленная работа с образцами, рутина и терпеливое молитвенное изречение линий на поверхности ковчега…

 

Если 20-40 лет назад иконописцы ограничивались изучением творчества преп. Андрея Рублева, Дионисия и Алипия Печерского, создавали новые образы под их влиянием. Трудились в мастерских учеников монахини Иулании (Соколовой), архимандрита Зинона (Теодора, то сейчас их возможности и интересы очень широки и разнообразны. Совершенствуются ученики, но и мастера тоже не стоят на месте. Так, в некоторых работах ощущается стремление освоить древние традиции византийской и раннехристианской иконописи. В одних иконах, прослеживается влияние известного иконописца архимандрита Зинона, который ориентируется теперь, прежде всего, на произведения Рима, Синая, Равенны VI-VII века (а начинал в 80-х с московской, псковской школ XV- нач. XVI веков!). Постижение художественных и духовных принципов раннехристианского времени, по его мнению, необходимо для иконописца, стремящегося постичь саму суть православного образа. Другие пишут иконы в масляной технике, ориентированы в совсем другом направлении и воссоздают лучшие образцы школы Афона XIX века. Особенно притягательным и образцовым является, удивительное творчество Афонско-Македонской школы XIV века Мануила Панселина, кроме его работ оно описано в XVIII веке монахом-живописцем Дионисием Фурноаграфиотом в книге «Руководство Живописца».  

 

В последние годы, наряду с новомосковской, новогреческой и византийскими школами, молодые ученики иконописи, увлекаются раннехристианскими техниками и школами письма, а также синайской, грузинской, киевской и афонскими школами. Вместе с уже классической темперой некоторые применяют и акрил, что является явным отходом от традиционных материалов. 

 

Есть примеры комбинированных техник и материалов для иконописания, например, в работах известного украинского иконописца и художника Сергея Вандаловского. Его работы экспрессивны, конкретны, контурны, контрастны, выразительны и проникновенны, выполнены на грани канонических традиций и модерна с применением керамики, метала, стекла и др. Заслуживают внимания иконописцы школ Киева, Винницы, Днепра, Харькова, Сум, Одессы: архимандрит Алипий Светличный, Ростислав Моцпан, Александр Рудой, Ирина Богданова, Елена Плесовская, Игорь и Юлия Феллер, Захар Пономаренко, священник Андрей Пономаренко, Виталий Преображенский, Надежда Правикова, Юлия Бец и многие другие. Часть иконописцев училась в Украине, часть в Сергиевом посаде, Санкт-Петербурге, Курске и др. центрах иконописи, но работают и учат других на Родине.

 

Не прерывая традиций, пишутся иконы в монастырях и скитах Святой горы Афон. Греки, болгары, сербы, румыны, русские, украинцы, подвизающиеся там, творят поистине уникальную иконографию. Например, старец келии прп. Ефрема Сирина монастыря Великой Лавры (Афанасия Великого) братства старца Ефрема Катунакского, Иосиф пишет иконы более 30 лет. Этому рукоделию он учился по благословению Старца Ефрема Катунакского в братстве Старца Харлампия Дионисиатского, ещё одного ученика Старца Иосифа Исихаста. Он считает, что: «Настоящая византийская икона пишется только темперой на яичном желтке по древней технологии, которая была утеряна в средние века и заново открыта и восстановлена художником иконописцем Фотием Контоглу. Это особая техника письма, с отсутствием светотеней (в Царстве Света отсутствует тень) и обратной перспективой (центром, отправной точкой иконы является сердце человека). Эта техника позволяет передавать духовные реалии, душевные добродетели, кротость, смирение, любовь, и главное Нетварный Свет, которым дышит икона. Но для того, чтобы передать всё это, конечно недостаточно только обладать техникой письма. Необходимо иметь всё это в себе. Как выразишь и передашь то, что никогда не видел и не имеешь об этом живого познания? Вот почему так ценятся иконы, написанные монахами-иконописцами, имеющими чистый ум, проводящими жизнь в непрестанной молитве и созерцании, вдали от суеты и страстей мира.

 

lavka.sobor.in.ua   Церковная лавка Кафедрального собора УПЦ. Книги, иконы, свечи, церковные товары и утварь оптом и в розницу. Доставка по Украине

 

Достоинство иконы заключается не в её внешнем оформление, дорогой ризе и украшении, а во внутреннем содержании, которое может передать только по- настоящему духовно опытный и добродетельный человек. Верующий человек сразу поймёт это, начав молиться перед такой иконой». Потому в древности иконы писали только монашествующие.  Иконы писались не для того, чтобы украсить церковь, но для того, чтобы церковь освящалась присутствием изображенных на ней святых. Икона осуществляла связь между святым и молящимися».

 

В Греции, где почти в каждом приходе существует своя иконописная мастерская, известный иконописец Георгиос Кордис из Афин, ученик кипрского монаха иконописца отца Симеона Симеу, пишет много икон, расписывает храмы, успевает проводить мастер-классы в разных странах, является одним из авторитетнейших мастеров современности. «Икона для Георгиоса Кордиса — это присутствие. При помощи контрапоста он старается создать возможность общения и взаимодействия между зрителем и изображением того святого, который представлен на иконе. 

 

В Грузии, сейчас поистине подъем иконописания в связи с восстановлением разрушенных храмов и монастырей, а также строительством новых храмов, внушительных соборов в Тбилиси, Бодбэ и т.д. Росписи продолжаются и в кафедральном соборе Тбилиси — Самеба (Святой Троицы) под руководством известного иконописца Амирана Гоглидзе.  Немало и грузинских художников творят в традициях грузинской иконописной школы удивительно теплые работы, например, Гочи Какабадзе. В России сейчас иконописание переживает золотой век. В Украине же большинство новых храмов, как правило, расписано и расписывают уже не иконописцы из России, Молдавии или Греции, а местные украинские изографы, значит, традиции не умерли, и появилось новое поколение иконописцев!

 

Основные сюжеты

 

Основными сюжетами современных икон остаются образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых праздники. Бесспорно, большинство — это Богородичные иконы, которых в православной иконографии не одна сотня. В храмы, кроме фресок, по-прежнему, пишут иконы в иконостасы и киоты, а для домашних иконостасов — семейные иконы с покровителями членов семьи. Мерная икона не настолько популярна, но тоже актуальна в иконописи. 

 

Особо ценен для иконописцев опыт в заказах написания икон новоканонизируемых святых. Тут рождение образа обуславливается сохраненными фотографиями святого, прижизненными портретами, воспоминаниями современников, осознанием его жизненного подвига, духовным зрением выразительных акцентов его черт, образным творческим мышлением иконописца воплощаемые средствами канонических традиций.

 

Иконы в модернизме, карикатурные или кощунственные

 

В последнее время стали появляться в некоторых храмах Западной Украины, Польше, на выставках «т.н. современной иконы», откровенно постмодернистские темы. Не все эти изображения написаны в среде Православия, а чаще в греко-католической и католической, но язык и стиль иконографии, стилизован под православный иконографический канон. Потому их нездоровое влияние может повлиять и на православных иконописцев. 

 

Это интерпретация канонических сюжетов иконописи, с акцентами на дизайнерство, геометрию, проникнутые нездоровой мистикой и примитивизмом. В чертах этих изображений присутствует порой карикатурность, схематизм, умаление деталей или, наоборот, чрезмерная деталировка второстепенных элементов. Перед такими иконами и молиться не всякий сможет или захочет. Да и не стоит, это воплощение секулярности, духовной безобразности и кича, иногда доходящего до кощунства. 

 

Но некоторые из этих работ представляют собой духовный поиск автора в красках с элементами «наивного искусства» и хоть безвредный для зрителя, вызывая порой улыбку, но не молитвенен, значит не являющийся иконой. А причиной этого есть невоцерковленность и, как следствие, духовная прелесть, осознанное или не осознанное попрание традиций, революционное и критическое мышление против всего церковного. Надеемся, что это направление не вытеснит настоящую каноническую иконографию из наших храмов и умов, а ограничится лишь спросом в офисных помещениях или клубах как декоративный элемент дизайна.

 

«Иконы» не канонизированных людей

 

Также есть примеры, когда от избытка почитания того или иного праведного подвижника, священнослужителя, монашествующего, но до официальной канонизации, опираясь на местное или личное почитание духовных чад покойного, изображают его иконописно. Но одно дело келейное почитание, а другое — тиражирование его в общество и Интернет. Потому ограничимся молитвой «За упокой» об этом человеке и подождем решения церковной комиссии по канонизации.

 

«Иконы» не канонические и еретические

 

Есть примеры, когда некоторых одиозных личностей, которых порой с большой натяжкой можно считать христианами, героизируют и изображают иконописно как «святых». Вдохновители тех или иных околоцерковных и псевдоправославных сект возводят в ранг «святых» заблудших христиан или еретиков и начинают их изображать иконописно, им молиться и культивировать. Вот это уже духовный вред, как этому сборищу, так и соблазн для других людей. Потому такие изображения, даже при соблюдении канонов, не могут считаться, иконами и молитва перед ними невозможна!

 

Есть и другие крайности, когда канонизированных святых чтят в другом «статусе». К сожалению, православные миряне, серьезно не задумываются, насколько опасны разного около церковные течения, так или иначе проникающие внутрь церковной жизни. И не только через листовки, сомнительные брошюры и сайты, но и псевдоиконы! Например, особо распространенное — так называемое «царебожие». В основном верующие считают, что сверхпочитание царя-страстотерпца Николая II — всего лишь гипертрофированная безобидная крайность. Но не все так безобидно, в отличие от верующих, имеющих монархические взгляды или просто почитающих Царственных Страстотерпцев, учение «царебожников» искажает, сужает, компрометирует и оскверняет память царя-страстотерпца.

 

Богословский аспект этого лжеучения в том, что почитание царя-страстотерпца еще и «искупителем» умаляет великую крестную Жертву Христа Спасителя! Христос претерпел поругания, страдания, распятие и смерть за грехи всего человечества, всех времен, а не только за евреев! Потому называть царя Николая II, «искупителем русского народа» — ересь! 

 

Также заблудшие ждут, прежде всего, не Второго и славного пришествия Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, а «нового царя»! Интересен и подбор персонажей, альтернативных царебожнических «святых» — царь Иоанн Грозный, Григорий Распутин, «вещий монах» Авель и ряд русских князей и царей, по большей части неканонизированных Церковью. Этот симптом характерен для любой идеологии, которая подменяет церковность национализмом. Это крайний радикализм и национализм явно нецерковного духа и буквы.

 

Таким образом, в обоих случаях мы видим подмену Христа личностью царя. Проще говоря, вопреки заповеди самого Христа Спасителя отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), царебожники Божие отдают кесарю. Тут ересь налицо. Потому такие псевдоиконы нельзя принимать от заблудших братьев и сестер, и тем более размещать в домашних иконостасах и молиться перед ними. Также не стоит молиться перед «образами» отрока «Ангела Вячеслава» и т.п. Потому, прежде чем приобретать или брать в подарок яркую необычную или редкую икону вне церкви, поинтересуйтесь ее содержанием, когда ее написали и в какой духовной среде или спросите священника.

Канон и традиции в письме, стиле, технологии, безусловно, важны для сохранения православного богослужебного языка, богословской символики изложения Евангелия в красках, но влияние современности на жизнь Церкви в целом и иконографию будет усиливаться. Главное — не допускать крайностей, карикатурности, схематизма и вырабатывать ту форму несения Евангельской истины миру через язык иконы, которая не предавала бы Христа, не искажала Его образа. 

 

Развитие нового языка в иконописи — процесс сложный, но закономерный. Как мы видели, некоторые авторские интерпретации канонических образов имеют, мягко скажем, дискуссионный характер и не пригодны для богослужения и келейной молитвы. 

 

 

Икона не должна «конфликтовать» с атмосферой храма и богослужением, вносить в него эстетическо-духовный диссонанс, а служить призывом к молитве и обогащать его богословской символикой. Живописная же иконография, которой тоже немало в храмах, допускает авторскую интерпретацию и порой соотносится с новыми художественными идеями современной эпохи. В канонической иконографии эту грань сложно привнести, разве что в акцентах, выразительности, технике письма и материалах. Потому впереди есть над чем работать, совершенствоваться молодым иконописцам, но осторожно, с молитвой, духовным водительством пастырей и усердием, сообразуя свои образы с Первообразом.   

 

 

Иерей Олег Степанов

 

Современные рукописные иконы – неразрывная связь поколений

8 июля православные верующие отмечают день святых Петра и Февронии, покровителей семьи и любви. Икона святых Петра и Февронии, помогающая сохранить благополучие и любовь между супругами на долгие времена, традиционно дарится на свадьбу, годовщину свадьбы или юбилей. Корреспондент газеты «BUSINESS» встретилась с художником-иконописцем Игорем Климовым руководителем «Иконописной мастерской Игоря Климова», открытой в 2005 году с благословения Русской православной церкви, для того чтобы узнать о создании современных уникальных рукописных икон, а также о том, как заказать для себя или своих родных и близких настоящее произведение Церковного искусства.

Игорь Климов — художник-иконописец, руководитель «Иконописной мастерской Игоря Климова»

Для того чтобы приобретаемая икона являлась действительно уникальным произведением православного искусства, важно тщательное соблюдение всех церковных правил, а также каждого этапа ее изготовления. И, разумеется, использование самых качественных материалов.

Игорь, само понятие «икона» ассоциируется со старинной ценностью, передаваемой из поколения в поколение, так ли это на самом деле?

— Не совсем. То, что иконы в семье принято бережно хранить и передавать потомкам – это абсолютно верно. И то, что старинные иконы, безусловно, обладают огромной ценностью не только как предметы антиквариата, но и в качестве христианской святыни, тоже не подлежит сомнению. Увы, в период советской эпохи, даже для истинно верующих людей (а несмотря на порицание, таковые люди были и в то время) практически не было возможности заказать икону для себя и своей семьи. Поэтому православные берегли иконы, как семейные реликвии и постепенно сложился миф о том, что настоящая икона должна быть «с историей». Однако современные иконы, написанные в соответствии со всеми церковными канонами и освященные Православной Церковью, также являются не только произведениями искусства, но и несут в себе Божественный свет и тепло. Следует также учесть, что многие семьи пришли к христианской вере совсем недавно и у них еще не собран свой семейный иконостас. Да и история каждой семьи не стоит на месте: дети рождаются, женятся, семьи растут.
А рукописные иконы, написанные на заказ, могут сопровождать эту историю, став той самой ниточкой, связывающей каждое последующее ее поколение с предыдущими.

Какие иконы особенно важны для семейной истории и почему?

— Для верующего человека каждая икона – это «священная книга» или окно в Божие Царствие. Но если говорить о семье, то стоит особенно выделить следующие иконы:

Венчальная икона (или «венчальная пара») — это изображение Спасителя и Богородицы которыми родители благословляют молодых на брак. Эта икона передается по наследству от родителей детям.

Икона св. Петра и Февронии Муромских – именно этим покровителям семейного очага молятся о семейном благополучии, счастье в браке и, конечно же, о рождении детей.

Икона св. Петра и Февронии Муромских

Мерная икона – чаще всего является подарком для новорожденного/ой от крестного или крестной, который осуществляется единственный раз в жизни, сопровождая и защищая человека на протяжении всего его земного пути. Особенностью мерной иконы является ее размер, точно соответствующий росту ребенка при рождении.

Мерная икона

В иконописной мастерской Игоря Климова вы можете заказать икону св. Петра и Февронии, венчальную и мерную иконы, а также многие другие, написанные в соответствии со всеми Церковными канонами.

А какие правила должны быть обязательно соблюдены для того, чтобы приобрести качественную икону ручной работы, соответствующую всем канонам?

Во-первых, в иконописной мастерской Игоря Климова заняты лучшие мастера художники-иконописцы, стараниями которых расписано множество храмов, созданы иконостасы, как в России, так и за рубежом. Во-вторых, абсолютно все наши мастера имеют благословения на написание икон. Они тщательно соблюдают все те особые правила написания православных икон, которые были установлены еще с древних времен становления христианской культуры, в целом. Совокупность этих главных приемов, по которым строится изображение иконы и называется иконописным каноном.

Наши живописные иконы создаются на досках, которые изготавливают мастера-столяры Свято-Троицкого Братства, г. Щигры Курской области, они отличаются высоким уровнем исполнения и качества продукции. Все иконы в иконописной мастерской пишутся темперными красками, используется натуральное листовое и твореное золото. Защитное покрытие осуществляется специальным лаком с последующей вышлифовкой.

Как можно ознакомиться с работами мастеров иконописной мастерской Игоря Климова?

— С некоторыми примерами уже написанных нами работ вы можете на нашем сайте. Разумеется, монитор компьютера способен отобразить лишь тонкость письма и качественное исполнение, но не в силах передать всю теплоту частички души мастера, вложенной в создание каждой иконы. Поэтому, если у вас есть возможность, вы можете посетить иконописную мастерскую Игоря Климова лично, или позвонить по телефону, обсудить понравившиеся работы и назначить встречу с возможностью реального просмотра в удобном для Вас месте.

Обращайтесь в нашу мастерскую, чтобы заказать икону для себя или своих близких и с Божьей помощью мы постараемся вам помочь. Все заказанные в мастерской иконы по вашему желанию можно освятить в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

С уважением,
Игорь Климов, художник

+7 (985) 233-92-71

МО, г. Одинцово, ул. Западная д.18 офис 211

 

дизайнов, тем, шаблонов и графических элементов Modern Icons для скачивания на Dribbble

  1. Посмотреть изометрические значки

    Изометрические иконки

  2. Посмотреть набор иконок

    Набор иконок

  3. Посмотреть Маркетинговый набор иконок | часть 2

    Маркетинговый набор иконок | часть 2

  4. Просмотр значков дизайна и разработки

    Иконки дизайна и разработки

  5. Посмотреть брендинг Truebill: дизайн логотипа, фирменный стиль

    Брендинг Truebill: дизайн логотипа, фирменный стиль

  6. Посмотреть маркетинговые иллюстрации

    Маркетинговые иллюстрации

  7. Посмотреть маркетинговые значки

    Маркетинговые иконки

  8. Просмотр иллюстраций

    Иллюстрации

  9. Посмотреть значки достижений

    Значки достижений

  10. Посмотреть Маркетинговый набор иконок | часть 1

    Маркетинговый набор иконок | часть 1

  11. Просмотр значков концепции Dribbble

    Иконки концепции Dribbble

  12. Просмотр Брендинг Truebill, дизайн логотипа, фирменный стиль, цвета

    Брендинг Truebill, дизайн логотипа, фирменный стиль, цвета

  13. Посмотреть минимальные значки приложений

    Минимальные значки приложений

  14. Посмотреть Брэнду

    Бренда

  15. Посмотреть двухцветный поток

    Двухцветный поток

  16. Посмотреть могучие значки

    Могучие иконы

  17. Просмотр иконок инграмм — Абстрактные / Гештальт / Негативное пространство / Динамические

    Иконки энграмм — Абстрактные / Гештальт / Негативное пространство / Динамические

  18. Просмотр иконографии данных

    Иконография данных

  19. Посмотреть стеклянные значки

    Стеклянные иконы

  20. Посмотреть портфолио Design Exploration

    Исследование дизайна портфолио

  21. Просмотр 🏴 Набор иконок

    🏴 Набор иконок

  22. Посмотреть дизайн логотипа Лавворо

    Дизайн логотипа Лавворо

  23. Посмотреть логотип щенка

    Логотип щенка

  24. Значки просмотра

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
или войдите в систему

Загрузка еще…

Modern Icon Art — Etsy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts